Античный храм как синтез искусств. Храмовый синтез искусств — Гипермаркет знаний

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Искусства обходят кругом весь мир и циркулируют, как кровь в наших жилах»
Вольтер

На протяжении всего периода существования человечества существует и искусство. В масштабах всего общества, искусство – особый способ познания и отражения действительности, часть духовной культуры человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и души человека, о комичности и трагичности жизни. Различные виды искусства взаимно обогащаются, постоянно взаимодействуя друг с другом. Такое единение и взаимосвязь называют синтезом искусств.

Синтез таких видов искусств как архитектура, музыка, декоративно-прикладное искусство, монументальное искусство, скульптура, религиозная живопись находит свое воплощение в культовых постройка – Храмах. Издавна образ Храма содержал в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирал все представления о мироустройстве в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам, иудаизм). Храм для верующего человека является земным жилищем неземного и вездесущего Бога, местом общения с Богом через молитву, местом единения с Богом через таинство, местом спасения души.

Огромный и сложный мир Православного Храма открывается каждому из нас по-своему. Одному – глубиной святоотеческой мысли, другому – возвышенной красотой фресковой росписи и иконописи, а кому-то – торжественностью и величием обрядов.

Каждый Православный Храм неповторим. Вспомним о величественном Храме Христа Спасителя – самом крупном Кафедральном Соборе России. Он относится к числу так называемых обетных Храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Этот необыкновенный Храм был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России, как памятник мужеству русского народа в борьбе с Наполеоновским нашествием 1812 г.

Автором проекта был русский архитектор К. А. Тон, который посвятил Храму Христа Спасителя почти полвека. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, Храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Над созданием Храма под руководством К. А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени.

Свой вклад внесли архитекторы Н. В. Дмитриев, И. С. Каминский, И. И. Свизяев, К. К. Рахау, А. И. Резанов. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур были П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский, Н. Пименов, П. Ставассер. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого. Известны имена каменных дел мастеров, которые вели работы: К. Анисимов, М. Филиппов, Рябков.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные молитвами праведников на Россию. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников, кто потрудился для утверждения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Имена доблестных героев были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

В Храме Христа Спасителя был собственный хор – один из лучших в Москве. В Храме звучали голоса Ф. Шаляпина и К. Розова. Исполнялись произведения П. Чайковского, А. Архангельского, П. Чеснокова, А. Кастальского.

В 1931г. Храм Христа Спасителя по решению ЦИК СССР был уничтожен.

«Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
Венчанных славою героев
Россия отдала векам,
Христу Спасителю построив
В сердцах нерукотворный храм…»

Считалось, что эти строки, ходившие в 1931 г. в списках, написал академик Н. В. Арнольди.

В 1999г. новый Храм Христа Спасителя был восстановлен как условная внешняя копия первоначального архитектурного шедевра.

Полное единение архитектуры, скульптуры, религиозной живописи, декоративно-прикладного искусства, религиозного пения, звуков органа присутствует в величественном образе католического Храма.

Обратимся к конкретному образу – Римско-католическому собору непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Это самый большой католический Храм России, один из двух действующих Храмов Москвы. Собор был построен в начале 20 столетия на средства польской общины Москвы и католиков других городов России. Проект архитектора Ф. О. Богдановича - Дворжецкого был выполнен в неоготическом стиле. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере, а прообразом купола явился купол кафедрального собора в Милане. Планировка собора крестообразная.

На шпиле центральной башенки Храма установлен крест. В притворе собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Стрельчатые оконные проемы украшены витражами, которые делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром.

Под оконными проемами, на внутренних поверхностях стен находятся 14 барельефов – 14 «стояний» Крестного пути. За первой стрельчатой аркой потолка находятся хоры для певчих и орган. В Храме находятся частицы мощей святых, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии.

В пресвитерии собора, на стене апсиды находится Распятие. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры – Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором С. Захлебиным. В 2005 г. в соборе установлен новый орган, подаренный лютеранским собором швейцарского города Базель.

Примечателен образ древнего буддийского Храма. Древние Храмы в виде пагод (ступ) возникли в древней Индии. Они имели форму перевернутой чаши. В фундамент таких построек замуровывали буддийские реликвии, священные писания, драгоценности.

В древнем Китае, а впоследствии и в Японии, пагоды трансформировались в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш. На кровлях подвешивали многочисленные колокольчики, которые защищали святилище от проникновения злых духов.

В состав храмового комплекса входили пагоды, колокольня, зал для проповедей, библиотека, зал для медитаций, помещение – жилище монахов и трапезная. Буддийские Храмы были украшены настенной живописью, живописными свитками и скульптурами, отображавшими образы Будды, образы богов-хранителей, гневных и благостных, а также буддийских святых. Буддийская скульптура – деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая – служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения. Древние буддийские Храмы становились произведениями зодчества и центрами многих искусств – архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства.

Обратимся к образу одного из самых крупных буддийских памятников на земле – Храму Боробудур. Храм расположен на острове Ява в Индонезии, построен между 750 и 850 гг. Боробудур выстроен в форме ступы, которая напоминает гигантскую мандалу. Эта мандала отражает схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями. Фундамент ступы квадратный со стороной 118метров. У ступы имеются восемь ярусов, пять нижних – квадратные, а три верхние – круглые. На верхнем ярусе расположено72 малых ступ вокруг большой центральной ступы. Каждая ступа в форме колокола с большим количеством украшений. Внутри ступ помещены статуи Будды.

Сотни лет Храм лежал под слоем вулканического пепла. В 1984г. Боробудур был восстановлен при содействии ЮНЕСКО. В настоящее время Храм является местом паломничества и молитв. По мере совершения ритуального обхода каждого яруса, паломники знакомятся с жизнью Будды и с элементами его учения. А прикосновение к каждому Будде из ступ на верхнем ярусе, через выемки в ступе, согласно поверьям, приносит счастье.

В религиозной культуре ислама главным священным сооружением является мечеть. Мечеть – это мусульманское молитвенное архитектурное сооружение. С точки зрения мусульманина мечеть – это модель и символ мира. Архитектура мечети символична. Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства – открытый двор и затененный молитвенный зал. Великий купол мусульманской мечети символизирует единого Бога – Аллаха. Башни, находящиеся рядом с мечетью – минареты – его пророка Магомета.

Художественный стиль ислама – декоративный. Мусульмане на протяжении многих веков считали святотатством изображать человеческий облик или образы животных. Мусульманские святыни обильно украшались сложнейшими орнаментальными композициями, в которых гармонично взаимодействовали элементы растительного и геометрического орнамента. Также каллиграфическое искусство в мусульманских странах было доведено до совершенства. Арабская вязь, возникшая в Ираке, первоначально использовалась как способ украшения мечетей. Ею же переписывали священные тексты.

Одной из крупнейших в мире мусульманских святынь является мечеть Джами Масджида (Пятничная или Соборная мечеть), находящаяся в Индии. Это строение поражает величием своей архитектуры и законченностью. Высшая точка мечети находится на высоте 61,3 м. Высота боковых минаретом достигает 41 м. Внутри мечети – просторный молельный двор площадью в 400 кв. м.

Для верующих эта мечеть имеет особое значение. Здесь хранятся бесценные реликвии мусульманского мира: тапок пророка Мухаммеда, отпечаток его ноги на камне, рыжеватый волос из его бороды, глава Корана, начертанная под его диктовку и осколок надгробья, некогда стоявшего над могилой пророка.

Проблема национальной культуры становится сегодня особенно острой. А между тем, возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладают удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в архитектуре, оформлении храмов, в религиозных обрядах и ритуалах, музыкальном сопровождении богослужения. Храмовый синтез искусств являет нам представление человека о самом себе, о мире, о той роли и мисси, которая предначертана каждому из нас в этом мире.

Уроку предшествовала экскурсия в Православный храм.

Цель урока : Дать представление о синтезе искусств в Православном храме, и его роли в осмыслении храма с точки зрения православной эстетики, как средоточения всей духовной и душевной жизни человека, как учителя нравственности и источника духовного наслаждения.

Образовательные:

  1. Уяснить принципы синтеза и взаимодействия искусств.
  2. Научиться отличать и выделять компоненты различных искусств в синтетических жанрах.

Развивающие:

  1. Дать понятие о синтезе искусств в Православном храме.
  2. Познакомить с его символикой.

Воспитательные:

Помочь учащимся осознать красоту Православного храма как достижения русской национальной культуры и роль прекрасного в нравственном совершенствовании личности.

Оборудование:

Диапозитивы:

  1. Интерьер Успенского собора Московского Кремля, центральная часть с видом на иконостас.
  2. Благовещенский собор Московского Кремля, внутренний вид с иконостасом.
  3. Алтарный крест.
  4. Оклад Евангелия 1571 г.
  5. Оклад Евангелия 1678 г.
  6. Пантократор в куполе Исаакиевского собора.
  7. Паникадило Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Запись музыкальных произведений: Рахманинов С. Литургия “Благослови, душа, Господа”.

Ход урока.

1. Звучит литургия Рахманинова “Благослови, душа, господа”, проецируется диапозитив “интерьер Успенского собора Московского Кремля с видом на иконостас”.

  1. Какие чувства вызывает у вас услышанная музыка и увиденное зрелище? Какими словами, эпитетами вы могли бы их выразить?
  2. Знакомо ли вам слово "Благолепие"? Как вы его понимаете? (Растолковать слово “благолепие” как сочетание добра и красоты).
  3. Какие виды искусств вы можете выделить в храме? (Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, церковная служба как зрелищное искусство, театральное действо, музыка).

2. Символичногсть храмовой архитектуры и живописи.

Проецируется даипозитив "Дмитровский собор во Владимире"

  1. Давайте вспомним особенности конструкции Православного храма (крестово-купольная система, ориентация храма по сторонам света, его составные части).
  2. Существуют ли отличия во внешнем и внутреннем облике храма?
  3. Как отражается во внешнем и внутреннем облике храма значение его, как воссоздание модели микро и макрокосма (человека и Вселенной)?

(Микрокосм – простота, строгость, скромность внешнего облика и богатство внутреннего убранства, как символ образа человека-христианина, внешность которого проста и аскетична, а душа богато украшена добродетелями.

Макрокосм – отражение взаимодействия двух миров во Вселенной – горнего и дольнего, божественного и человеческого).

/Вопросы составлены по материалам урока “Общая характеристика Православного храма”/.

3. Постановка задачи:

Давайте рассмотрим, как осуществляется СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРЫ И ЖИВОПИСИ в Православном храме.

Конструктивной основой синтеза искусств в храме выступает архитектура. Она создает многомерное пространство храма, которое и составляет архитектоническую основу синтеза искусств в древнерусском крестово-купольном храме. Это пространство имеет два духовных центра – алтарь и купол . И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями . Соответственно основные направления пространственного движения в храме – с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) – воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему.

  1. Ребята, вы уже знаете, что алтарь отделен от средней части храма алтарной преградой – иконостасом (проецируется диапозитив “Благовещенский собор в Московском Кремле. Внутренний вид с иконостасом”) . Каково космологическое значение иконостаса в структуре Православного храма?
  2. Как выражена идея заступничества в структуре деисусного чина, в особенностях его образов?
    (вопросы по материалам урока “Иконостас, как явление древнерусской культуры, его космологическое значение в структуре Православного храма”).
  3. Мы с вами были в храме. Вы помните, что изображено под куполом храма?
    (проецируется диапозитив “Пантократор из купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге”).
  4. С чем у вас ассоциируется подкупольное пространство с изображенным в нем Пантократом? (С небом как местообиталищем бога).
  5. Как вы думаете, возникла бы такая ассоциация с изображением Пантократа, если бы оно было расположено на стене?
  6. В свою очередь купол без изображения Пантократа был бы для верующего символом места обитания небесных жителей?

Мы с вами увидели, что в соответствии с символикой пространства и ориентацией на богослужение строилась система росписей в древнерусском храме. Д.С. Лихачев писал: "Росписи храма охватывали собой всю священную историю, были посвящены прошлому, настоящему и будущему (композиции Страшного суда, деисис). Совершаемое в этом храме богослужение, включавшее в себя литературные, театральные, музыкальные и изобразительные стороны, напоминало молящимся о священной истории”.

Таким образом, мы ясно увидели, что только в неразрывном синтезе архитектуры и изобразительного искусства рождается новое символическое пространство Православного храма, как модель Вселенной, которая для верующего человека объединяет в себе два мира – горний и дольний.

4. Постановка задачи:

Теперь давайте попытаемся увидеть, как процесс богослужения, который тоже представляет собой синтез различных искусств, наполняет духовное пространство храма еще более глубоким смыслом, еще более детально конкретизирует его символическое значение.

Звучит литургия Рахманинова, последовательно проецируются диапозитивы: Алтарный крест, Оклад евангелие 1571 г., оклад евангелия 1678 г., паникадило Исаакиевского собора.

  1. Задумывались ли вы, ребята, над тем, чем отличается церковная музыка от обычной светской?
  2. Каково значение декоративно-прикладного искусства в Православном храме, каков смысл такого богатого украшения церковной утвари?
  3. Как вы думаете, почему так торжественна, так продуманна церемония проведения службы в Православном храме? (Ученики должны попытаться дать самостоятельные ответы).

Все эти вопросы очень сложны. Тот ритуал богослужения, который мы видим в храме сейчас, складывался на протяжении многих веков. Этот процесс сопровождался долгими и сложными богословскими спорами и размышлениями.

Сам процесс богослужения представляет собой некое мистериально-символическое действо, происходящее по законам зрелищных искусств, строго подчиняющееся определенному каноническому сценарию, включающему в себя хореографию (т.е. движение) священнослужителей, чередование музыки и слова, последовательное участие в действии тех или иных чинов священнослужителей, хора, масс верующих.

Церемония проведения службы торжественна и продумана до мельчайших подробностей, много внимания уделяется всем элементам литургического действа.

Это хорошо иллюстрирует пример подробнейшего описания чина (порядка) облачения патриарха, где каждому движению, каждому жесту, слову придается особое возвышенное значение. Действия клириков (служителей) плавны, медлительны, торжественны. Они полны сознания того, что их руками вершится отнюдь не обычное дело, но некое мистико-символическое действо. Каждый элемент облачения имеет символическое значение, и поэтому, облекая в него патриарха, клирики произносят как бы заклинательные фразы, в которых объясняется глубокий смысл производимой процедуры и утверждается его реальность. Так, например, стихарь (длинная с широкими рукавами одежда для богослужения) понимается как “риза спасения” и “одежда веселия” (духовного, естественно), опоясывание рассматривалось как наделение силой, митра (позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения) осмысливается, как венец, возложенный самим Господом.

Подобной символикой обладает каждый элемент (жест, движение, персонаж, действие, предмет и т.п.) литургического действа. Постоянно употребляются такие слова, как красота, украшение, радость, веселие, благолепие, благополучие и т.п., чем утверждается неутилитарный характер действа, его ориентация исключительно на высшие духовные ценности и, главное, на возможность реального контакта с объектом, на который ориентировано действо – с божеством.

Музыка в тесной связи с поэзией составляет эмоциональную основу богослужения. Она заполняет духовное пространство, созданное синтезом архитектуры и живописи. А многочисленные произведения декоративно-прикладного искусства (предметы церковного обихода, одежды священнослужителей, оклады икон, резьба иконостаса), так же, как и цветосветовая среда и даже обонятельная атмосфера в храме способствовали превращению храма в православную модель мироздания . В средоточие всей духовной и душевной жизни верующего человека.

“Здесь, – писал П.А. Флоренский, – говоря принципиально, все сплетается со всем: храмовая архитектура, например, учитывает даже такой малый, по-видимому, эффект, как вьющиеся по фрескам и обвивающие столп купола ленты голубоватого фимиама, которые своим движением и сплетением почти беспредельно расширяют архитектурные пространства храма, смягчают сухость и жесткость линий и, как бы расплавляя их, приводят в движение и жизнь”.

5. Вопросы для закрепления:

  1. Что вы понимаете под синтезом искусств?
  2. Какие виды искусств взаимодействуют в Православном храме?
  3. Как выражаются с помощью синтеза архитектуры и живописи в Православном храме идеи мироздания?
  4. Как вы думаете, воздействует ли красота Православного храма на душу человека?
  5. Играет ли она роль в нравственном совершенствовании личности?

6. Вывод урока:

Таким образом, большая часть основных видов древнерусского искусства функционировала в системе храмового синтеза искусств или была так или иначе с ним связана. Поэтому культовая архитектура, иконопись, церковная музыка и поэзия может быть правильно осмыслена только с учетом места и функций этих искусств в системе храмового действа, как синтеза различных искусств.

(вывод записывается в тетрадях).

7. Домашнее задание: проанализировать, какие виды искусства взаимодействуют в кинематографе.

Литература.

  1. Бычков В.В. “Русская средневековая эстетика”.
  2. Лихачев Д.С. “Поэтика древнерусской литературы”.
  3. Флоренский П.А. “Иконостас”.
2

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Храмовый синтез искусств.

Что такое синтез? Как вы понимаете это слово?
Слайд 2 Синтез - процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое.

Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.

В каких сферах художественной деятельности можно найти синтез искусств?

Си́нтез иску́сств – создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения искусства или видов искусства в единое целое. Конечное явление не сводится к сумме составляющих его компонентов, оно обобщает такие их свойства как идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство , общность участия в художественной организации пространства, времени и другие, позволяя оказывать многостороннее эмоциональное воздействие на восприятие человека . Объединение искусств в новый синтетический вид происходит из-за потребности общества в более широком, всеохватывающем освоении и изображении действительности .

Выделяют два уровня синтеза искусств:

Соотношение между участвующими в синтезе искусствами:

  • Один вид может полностью доминировать над другим (например, подчинение древнеегипетской архитектурой скульптуры и живописи )
  • Всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному из искусств (например, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в барокко )
  • Виды искусства могут срастаться между собой (архитектура и скульптура готики )
  • Виды искусства способны ярко контрастировать друг с другом (архитектурные сооружения двадцатого века)
  • Два вида искусства могут дополнять друг друга без слияния в одно целое (искусства в эпоху Возрождения )

Слайд 3 Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые изначально находят свое воплощение в , , религиозных ритуалах. Первые серьезные постройки человечества – храмы и святилища

В архитектуре, оформлении , музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.

Слайд 3 Храмы - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (, , ) и ее основные ценности.

Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.

Сегодня поговорим об архитектуре храмов.

Слайд 4 Прочность, польза, красота - эта необычная формула была "выведена" почти две тысячи лет тому назад.

Древнеримский зодчий Витрувий пришел к выводу, что именно эта триада составляет сущность архитектуры. Каждый ее компонент важен сам по себе, но только вместе они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства.

Напомните мне, пожалуйста, внешний вид храма, любого – будь то православный, католический или мусульманский. Купол, высота. Как держится купол? Как возводились огромные постройки, подобные Киевской Софии или мечети на Востоке, когда техника и цивилизация были еще не на таком высоком уровне развития, как сейчас?

Слайд 5 20 мая 1474 г. в Москве случился легкий "трясун" - так в древности называли на Руси землетрясение. И все бы ничего, да вот беда - рухнул возведенный почти до самых сводов Успенский собор в Кремле.

Великий князь Иван III пригласил экспертов - псковских зодчих - установить причину катастрофы. Их оказалось две. Во-первых, слишком жидкий известковый раствор "не клеил". Во-вторых, были допущены конструктивные просчеты: лестница, устроенная в толще одной из стен, значительно ее ослабила.

Так от чего же зависит надежность постройки? В значительной степени от строительного материала.

Слайд 6 Но не только прочностью и надежностью строительного материала определяется качество постройки. Многое зависит и от конструкции. Ведь недостроенный Успенский собор обрушился еще и из-за конструктивных просчетов.

На Востоке много веков назад появилась простая строительная конструкция - арка: две опоры и перекинутая между ними каменная дуга .

Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод .

А что если арку повернуть вокруг совей оси и повторить много раз?
А если арку повернуть вокруг своей оси, получится купол.

Арку, свод и купол у восточных народов позаимствовали древние римляне. От них эти архитектурные формы стали известны будущим европейцам и византийцам, которые и привезли "новинку" на Русь. Стена, арка, купол и свод стали основой конструкций каменных сооружений на Руси - дворцов, храмов, крепостей.

Слайд 7 Особенность сводчатых построек - очень толстые стены. Даже невысокие каменные палаты имели стены толщиной до 2 м. Ведь свод давит на стены не только вертикально, но и в стороны, словно пытается их опрокинуть. Для укрепления стен приходилось строить контрфорсы - дополнительные наружные подпорки.

Контрфо́рс (contre force - «противодействующая сила») - вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном . Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов . Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

Использовались также "связи" - деревянные или металлические балки, стягивающие противоположные стены, но уродующие интерьеры построек.

Любое каменное сооружение средневековья было похоже на крепость и в случае необходимости заменяло ее. Даже небольшие щелевидные оконца, сделанные таковыми, чтобы не ослабить стену, напоминали бойницы.

Слайд 8 Готические соборы - Еще более важное значение контрфорсы приобрели в зодчестве эпохи готики . Архитектура этого периода характеризуется высокими стенами с относительно низкой несущей способностью из-за прорезанных в них больших оконных проемов. Поэтому контрфорсы сделались видным элементом сооружений этого периода.

Каменные сооружения весили сотни и тысячи тонн, а потому нуждались в надежных фундаментах. Опытный инженер Аристотель Фиораванти заложил фундамент Успенского собора на глубине 6 м, забив под него сотни дубовых свай. Кстати, белый камень оказался очень подходящим материалом для фундаментов: он достаточно прочен, морозостоек и долговечен. Не случайно кирпичные стены Кремля, Китай-города и многих других старинных построек в Москве покоились на белокаменных фундаментах.

Слайд 9

Польза У любого архитектурного сооружения свое назначение: дом - для жилья, храм - для молитвы, крепость-для защиты от врагов... В зависимости от назначения здание имеет ту или иную форму, размер, внутреннюю планировку, декор. Красота архитектуры при постройке крепости, например, не имеет большого значения. Главное ее качество - прочность и надежность: высокие неприступные башни и стены с узкими прорезями бойниц. В крестьянском жилище, лишенном изысканной красоты дворца и избыточной прочности крепости, больше всего ценились простота и удобство.

Многое зависит и от климата. Долгая зима и дождливая осень на Руси диктовали свои законы при строительстве жилья: высокая крутая кровля не задерживала ни снег, ни воду. По этой же причине островерхие шлемовидные купола в русской архитектуре вытеснили покатые византийские.

Слайд 10 Из- за холодных суровых зим на Руси церкви строили двух типов: зимние - небольшие, отапливаемые; летние - более просторные, без печи. Иногда их собирали под одной крышей - внизу ставили теплую церковь, наверху - холодную

Слайд 11 А знаете, почему русские храмы обычно многоглавы? Не только для красоты. Чем крупнее церковь, тем больше требуется куполов: ведь каждый купол опирается на цилиндрический барабан с окнами, освещающими внутреннее пространство храма.

Купола ставили обычно на разном уровне, чтобы они не затеняли друг друга. Так польза порождает красоту.

Слайд 12

Красота Именно этот компонент формулы Витрувия возводит архитектуру в ранг искусства и отличает от простого строительства. Красоту трудно выразить математически или словесно. И все-таки попытаемся определить, из чего она складывается.

Клик Многие столетия знаменитая церковь Покрова на Нерли завораживает взгляды. Небольшая, небогатая скульптурным убранством, незатейливая по композиции. Но стоит увидеть ее хоть раз - забыть невозможно. В чем секрет? В верно найденных пропорциях - соотношении ширины и высоты, отдельных частей и целого. Именно благодаря правильно выбранным пропорциям церковь эта кажется такой легкой, изящной.

Клик А чудо русской архитектуры - собор Василия Блаженного - имеет не только богатый декор, но и необычную композицию. Восемь башеннообразных храмов словно в хороводе окружили главный, центральный. Лики красоты неповторимы, каждый по- своему прекрасен.

Клик Нотр Дам де Пари, собор Парижской Богоматери – это один из шедевров мировой готической архитектуры, который возвышается над островом Сите как огромный корабль, поставленный на якорь при помощи мощных контрфорсов. Собор Нотр-Дам-де-Пари представляет собой массивное строение, результат продуманного архитектурного замысла, реализующего в какой-то степени традиции романского стиля. Виктор Гюго, как и другие писатели романтического жанра, с благоговением относился к готической архитектуре, всерьёз считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим пристанищем для «измученных душ».

Клик Золотой павильон Кинкаку-Дзи является самой известной достопримечательностью города Киото в Японии. Он был построен в 14-м столетии как вилла, и затем преобразован в храм. В 1950 году сошедший с ума монах поджог храм, и восстановить его удалось лишь спустя несколько лет.

Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представления о мироустройстве. В Храме ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Предварительный просмотр:

Искусство, 9 класс, 1 четверть.

Храмовый синтез искусств, часть 2.

Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Формула архитектуры по Витрувию – прочность, польза, красота. Прочность – арка, свод, купол.

Слайд 1 Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность , сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства - все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

Слайд 2 Сегодня рассмотрим храмы основных конфессий – православный храм, католический собор, мусульманская мечеть и буддийский храм.

Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного . От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.

Слайд 3 Устройство православного храма .

Православный храм родом из Византии.

По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы – землю.

Храм всегда ставили алтарем на восток - навстречу солнцу - не случайно: Бог ассоциируется со светом.

Слайд 4 Всякий храм венчает купол с крестом.

Купол символизирует собой небо, поэтому его нередко окрашивали в синий цвет и покрывали изображением звезд.

Количеству куполов придавалось символическое значение. Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал в Христе, три – как три ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух), пять – как Христос и четыре евангелиста, тринадцать – как Христос и двенадцать апостолов.

Купол опирается на цилиндрический барабан , прорезанный окнами. Барабаны с куполами и своды поддерживаются арками на мощных столпах. Снаружи стены завершают полукруглые закомары , повторяющие очертания сводов. Это название произошло от древнего слова «комара», что значит свод.

Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды , в которых размещается алтарь. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам - полуцилиндрическим выступам, в которых размещается алтарь. Их количество (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Купола с крестами и апсиды, пожалуй, самые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки.

Художественно оформленный вход в храм называется портал , а открытое крыльцо перед ним – паперть .

Иногда храмы обносили открытыми или закрытыми галереями , которые на Руси называли гульбищами – от слова «гулять». Нередко к храму пристраивались приделы – небольшие храмики, имеющие собственный алтарь с престолом и главку с крестом. Наличие в церкви одного и более приделов позволяло совершать в течение дня несколько богослужений.

Слайд 5 Интерьер храма . Заглянем внутрь храма. С западной стороны к нему пристроен притвор , отделенный глухой стеной с дверью. В притворе во время богослужения находились те, кому за грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только еще готовился принять крещение.

Из притвора дверь ведет в среднюю, самую просторную часть храма, где во время богослужения располагались верующие. Здесь над западным входом нередко устраивали хоры – подобие балкона. Там, отдельно от рядовых прихожан, молился князь со своей семьей и приближенными.

В восточной части храма располагается святилище – алтарь . Он отделен преградой, уставленной иконами – иконостасом . В глубине алтаря находится главная принадлежность храма – престол, который представляет собой каменный стол, символизирующий «гроб Господень». В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть - для божественной сверхреальности.

В южной части алтаря имеется особое помещение – диаконник . В нем перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника – ризница .

В северной части алтаря есть еще одно помещение – жертвенник , по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного православного богослужения – литургии – на нем готовят для причащения святые дары – хлеб и вино.

Слайд 6

Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона.

Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на , в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России .

Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количества лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы.

Слайд 7 Белокаменная резьба

Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла).

Слайд 8 Католический храм. Католические храмы, безусловно, бывают очень разные. В основу планировки большинства из них положена идея римской базилики. К XII в. эта планировка усложнилась и приобрела следующую структуру.

Храм всегда ориентировался по сторонам света.

На запад всегда ориентировался портал (вход). Перед порталом находился двор, иногда огороженный галереями.

Слайд 9 Рассмотрим католический собор эпохи готики.

Готический собор при всем богатстве составляющих его элементов поражает необычайным единством как архитектурного плана, так и всей системы декора (экстерьера и интерьера). Более того, это единство характеризует готический стиль в целом.

Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера . Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами - витражами - делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный , создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.

Слайд 10 Мы не почти увидим в католическом храме икон, но п орталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей (химерами).

Первостепенное значение придавалось декору главного - западного - портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой - представить христианскую концепцию мира.

Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора с его знаменитым “Благословляющим Христом” на колонне простенка, воспетым множеством поколений как “Прекрасный Бог” (Le Beau Dieu).

Слайд 11-12 Огромные ажурные окна с цветными стеклами - витражами - делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.

В разработке сюжетов витражей , как и в детальной проработке иконографии порталов и всего скульптурного декора, нет ничего случайного. Продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь мы наблюдаем ту же всеохватность, о которой уже говорили в связи с концепцией готического собора в целом.

Это место называлось а`трием (или на`ртексом).

От нартекса к порталу вела паперть - возвышенное место. В на`ртексе и на паперти обычно находились отлученные от церкви, и оглашенные, т.е. готовящиеся к обряду крещения (им не разрешалось входить в храм во время службы. Главный портал и боковые порталы вели в главный и боковые не`фы храма.

В основе плана католического храма средневековья лежал латинский вытянутый крест. Вытянутая часть храма призвана, не только вместить большое количество верующих, но и быть символом длинного пути, по которому должен пройти человек в своем совершенствовании. Недаром на боковых стенах часто помещали сцены так называемого Крестного пути - изображение страданий Христа.

Неф (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Основной неф пересекался поперечным нефом идущим с юга на север.. Пересечение главного и поперечного нефа носит название средокрестия. Обычно это место обозначается шпилем или куполом (подобно куполу в православных храмах). За средокрестием обычно находится хор - место для присутствующего при богослужении духовенства. Эта часть символизирует образ рая.
Главными смысловыми элементами храма и самыми священными его местами являются, находящиеся в присветерии, - алтарь и дарохранительница - таберна`кула (от лат. Taberna`culum - шатер) т.е. Святая Святых, где находился Ковчег Завета во время похода из Египта. Алтарь соответствует престолу православного храма. Это накрытый покрывалом стол, на котором стоит богослужебная утварь, и лежат богослужебные книги. Он всегда открыт и таинства причащения видят все верующие. У алтаря совершаются основные священнодействия.

Важным элементом больших католических храмов всегда была кафедра, с которой священник произносил проповедь. Если в храме вел постоянно службу епископ, храм назывался кафедральным собором (собор - церковь, в которой находится кафедра епископа - главы церкви на определенной территории - "епархии").

В каждом католическом храме обязательно отводится место для исповеди, которое называется исповедальней или конфессиона`лом.

Под хорами, ниже уровня пола находится кри`пта ("тайное место"), склеп, где находится захоронение святого, которому посвящен храм.

Католицизм и православие - Основные расхождения в догматике

Обрядовые различия,

Слайд 13 Мечеть - не храм, где во время богослужения свершаются таинства, а место для коллективной молитвы, указывающее верующим киблу, то есть направление на Каабу - главную святыню мусульманского мира, кубическое строение во внутреннем дворе Запретной Мечети в Мекке, где хранится «Черный камень».

Внутри мечети, если молитвы нет, можно ходить где угодно и мужчинам, и женщинам, и детям: никаких «священных мест» и «заповедных зон» нет.

Мусульманский храм () своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) - его пророка (Магомета).

Слайд 14 Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных - открытый двор и затененный молитвенный зал.

Слайд 15 Часть мечети, которая направлена к священной для мусульман Мекке, имеет в конструкции михраб (пустое углубление). Справа от которой находится минбар (специальная кафедра, с которой проповедник, имам, на пятничной молитве верующим читает молитву).

Мече́ть (مسجد ‎‎ - «место поклонения») - мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.

Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (). Флигелем к мечети пристраиваются башни- минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в ). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке , отмечена пустой нишей, михрабом в которой молится имам . Справа от михраба расположена кафедра- минбар , с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы . При мечетях, как правило, работают школы- медресе .

Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между:

Слайд 16 Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитектурные «сталактиты» - ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную , а минарет - божественное величие. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.

Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, ажурными решетками и балконами, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром. Стены толстые, но их тяжесть не видна. Почему? Эффект от керамической мозаики, росписей, резьбы. Все это, подобно цветистому ковру, покрывает здания, заставляя забыть о массивности конструкций. Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой, лазурными узорчатыми изразцами.

Все в простой форме, но поверхность сплошь покрыта сложным орнаментом. Листья, цветы, ромбы, звезды, надписи. Эти узоры переплетаются. От них трудно оторвать взгляд. Стены облицованы – изразцами – керамическими плитками, покрытыми мозаикой.

В религиозной ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама - декоративный, орнаментальный.

Бесконечный по своей орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.

Слайд 17

Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного , охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода.

Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Пагода - предназначена для хранения останков земного тела Будды Шакьямуни. Почти в каждом храме есть предание, как эти останки попали в Японию: перенеслись на острова чудесным путем или же их прислали в дар правители материковых держав. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или по центральным столбом, или на его верхушке

Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.

Слайд 18 Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.

Слайд 19 Таким образом, буддийский храм представляет собой не отдельное здание, а целую систему специальных культовых сооружений, тем самым напоминая по своему строению старинные русские монастыри. Их строение зависело от их назначения: они могли входить в комплекс учебных зданий – например, в состав школы.

Слайд 20 Имело значение и место постройки – буддийские храмы всегда очень гармонично вписаны в природный ландшафт, зачастую рядом с водопадами и реками.

Слайд 21 В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом религиозно .

Быть буддистом означает «искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» - у Будды, его учения и общины. Обычно буддийский храм устроен так, что все «Три Сокровища» собраны и наглядно представлены в одном месте. Это место должно быть защищено от внешнего мира, от посторонних зрелищ, звуков, запахов и прочих влияний. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.

В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае - одно и то же. В любом храме живут монахи.

Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале», кондо:. Это может быть и Будда Шакьямуни, и другие будды: вселенский Махавайрочана, сострадательный Амитабха и др. Здесь же могут находиться изображения бодхисаттв и других почитаемых существ.

Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений». Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило эти помещения обустроены в галереях.

Тест

  1. Б – 1 балл
  2. Б – 1 балл
  3. 2 балла если свод и купол, 2 если что-то одно.
  4. А. – 1 балл
  5. А – 1 балл
  6. А - 1 балл
  7. Б – 1 балл
  8. Б – 1 балл

9 баллов – максимум.

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя _________________________________

Тест по искусству, 9 класс

  1. Что такое синтез искусств?

А. Выделение одного вида искусства.

Б. Соединение нескольких разных видов искусства.

  1. Из каких трех частей (по Витрувию) состоит «формула архитектуры»?

А. Прочность, польза, вечность.

Б. Прочность, польза, красота.

В. Размеры, польза, красота.

  1. Нарисуйте арку. Как при ее помощи получить две другие важнейшие конструкции каменного зодчества – свод и купол? Нарисуйте их рядом.
  1. Что такое контрфорс?

А. Дополнительная наружная подпорка

Б. Металлическая балка внутри храма, стягивающая противоположные стены.

  1. Как ориентирован православный храм относительно сторон света?

А. На западной стороне вход, на восточной – алтарь.

Б. На восточной стороне вход, на западной – алтарь.

  1. Портал это:

А. Художественно оформленный вход в храм.

Б. Внутренняя часть алтаря.

  1. Минарет это:

А. Маленькая мечеть.

Б. Башня при мечети.

8. Стены мечети украшены

А. Изображениями мусульманских святых.

Б. Текстами Корана и орнаментами.

Количество баллов__________

Оценка__________


В церковном искусстве можно, правда лишь условно, выделить 2 стороны:

· внутренную (или смыслообразующую)

· внешнюю (или смыслосоставляющую)

Главной из них, безусловно, является внутренняя, в которой заключено духовно-догматическое значение того, что внешней стороной заключено в видимые условные, изобразительные (архитектурные, живописные) формы.

В своей сущности церковное искусство является отражением молитвенного опыта человека.

Храмы являются внешней стороной церковного искусства. Храмы -- это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.

Православный храм представляет сбой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости целостный символ - это одновременно и образ Вселенной, и образ существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.

Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.

К примеру, внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику:

· Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня;

· Голубой - в честь Пресвятой Богородицы;

· Красный - посвященный мученику (мученикам);

· Зелёный - преподобному;

· Жёлтый - святителю.

Количество куполов на храмах также символично:

· 1 - символизирует Единого Бога;

· 3 - Святую Троицу;

· 5 - Спаситель и четыре евангелиста;

· 7 - семь таинств Церкви;

· 9 - по числу ангельских чинов;

· 13 - Спаситель и двенадцать апостолов;

· 25 - говорят о пророчестве Иоанна Богослова;

· 33 - по числу лет земной жизни Спасителя.

Не стоит забывать и о символике цвета куполов:

· Золото -- символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

· Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

· Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый -- цвет Святого Духа.

· Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.

· В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Конструктивной основой синтеза искусств в храме выступает архитектура. Она создает многомерное пространство храма, которое и составляет архитектоническую основу синтеза искусств в древнерусском крестово-купольном храме. Это пространство имеет два духовных центра - алтарь и купол. И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями. Соответственно основные направления пространственного движения в храме - с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) - воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему.


Синтез искусств- это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.Синтез искусств- это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез архитектуры, декоративно- прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.Синтез архитектуры, декоративно- прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.


Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладают удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят своё воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах.Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладают удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят своё воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах. В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.


Храмы- это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), её основные ценности.Храмы- это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), её основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.


Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога.Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. В храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознаёт единство небесного и земного.В храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознаёт единство небесного и земного.


Певучесть Слова Божия, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с её строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно- прикладного искусства- всё это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу.Певучесть Слова Божия, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с её строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно- прикладного искусства- всё это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу.


Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветлённая радость и одухотворение.Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветлённая радость и одухотворение.


Православный храм Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В 18 веке эти напевы сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал как основы государственности России. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В 18 веке эти напевы сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал как основы государственности России.


Золотой фон, красочные пятна в мозаиках, сияние лампад и свечей, пение певцов усиливают благолепие службы.Золотой фон, красочные пятна в мозаиках, сияние лампад и свечей, пение певцов усиливают благолепие службы. Внутреннее, душевно- духовное наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей.Внутреннее, душевно- духовное наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей.










Католический собор Грандиозность и величественность архитектурного образа звучат особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки; ажурные окна с цветными стёклами- витражами.Грандиозность и величественность архитектурного образа звучат особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки; ажурные окна с цветными стёклами- витражами.





Архитектура, живопись, скульптура, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (а капелла), в католическом- с пением, со звучанием органа.Архитектура, живопись, скульптура, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (а капелла), в католическом- с пением, со звучанием органа.




Мусульманский храм (мечеть) Великий купол мечети символизирует единого Бога (Аллаха), а минарет (башня около мечети)- его пророка (Магомета).Великий купол мечети символизирует единого Бога (Аллаха), а минарет (башня около мечети)- его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмеренных пространства- открытый двор и затенённый молитвенный зал.Мусульманская мечеть включает в себя два соразмеренных пространства- открытый двор и затенённый молитвенный зал.


Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте.Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, архитектурные «сталактиты»- ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную красоту, а минарет- божественное величие.Огромный купол, архитектурные «сталактиты»- ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную красоту, а минарет- божественное величие. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.


В религиозной культуре ислама – архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов.В религиозной культуре ислама – архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама- декоративный, орнаментальный.Изображение божества и любого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама- декоративный, орнаментальный. Орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А повторение в мусульманстве считается одним из способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.Орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А повторение в мусульманстве считается одним из способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.













Буддийский храм Сооружён из мощных обтёсанных камней и плит, был основой для пышного и тяжёлого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Следствием этого является отсутствие свода и арки.Сооружён из мощных обтёсанных камней и плит, был основой для пышного и тяжёлого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Следствием этого является отсутствие свода и арки. На кровлях висят многочисленные колокольчики, наполняя пространство нежным мелодичным звоном.На кровлях висят многочисленные колокольчики, наполняя пространство нежным мелодичным звоном.


Колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов.Колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой, ритуальными танцами на открытом воздухе.Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой, ритуальными танцами на открытом воздухе.







Храм Махабодхи знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая (штат Бихар, Индия), расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха достиг просветления и стал Буддой. Бодх-Гая находится в индийском штате Бихар, в 96 километрах от Патны. В храмовый комплекс входит также святое дерево Бодхи. Это дерево было выращено из семени дерева Шри Маха Бодхи на Шри-Ланке, которое, в свою очередь, произошло от оригинального дерева Махабодхи, под которым нашёл просветление Будда.буддийский Бодх-Гая Гаутама Сидхартха просветления Бодх-Гая БихарПатныдерево Бодхи Шри Маха Бодхи Шри-Ланке



Буддийский храм в Санкт-Петербурге (современное официальное название: Санкт- Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй») самый северный в мире буддийский храм. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник святого учения Всесострадающего Владыки- отшельника».Буддийский храм в Санкт-Петербурге (современное официальное название: Санкт- Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй») самый северный в мире буддийский храм. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник святого учения Всесострадающего Владыки- отшельника».Дацан


Вопросы: Рассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (православие и католицизм), буддийскую и мусульманскую. Опешите специфику каждого из них. Есть ли между ними что-либо общее? В чём специфика каждого?Рассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (православие и католицизм), буддийскую и мусульманскую. Опешите специфику каждого из них. Есть ли между ними что-либо общее? В чём специфика каждого? Какие искусства объединяются в религиозных ритуалах?Какие искусства объединяются в религиозных ритуалах? Послушайте музыку, сопровождающую богослужение в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер её звучания с особенностями того или иного храма.Послушайте музыку, сопровождающую богослужение в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер её звучания с особенностями того или иного храма.


Если верить летописи города, то первые буддисты появились в Северной столице достаточно давно, еще во времена строительства Петропавловской крепости, а ведь это здание считается самым первым сооружением Санкт- Петербурга. Нужно сказать, что эти люди являлись подданными Калмыцкого ханства, которое в ту пору еще не входило в состав России. Волжские калмыки помогали возводить крепостные каменные валы. Но позже приблизительно с 18 до самой середины 19 веков ни в одном источнике не встречается упоминаний о том, что в городе появлялись люди, исповедовавшие какую-то другую религию. Первая буддистская община возникает в городе только в конце 19 века. Согласно статистическим данным переписи населения города в 1897 года, в городе на тот момент проживали только 75 буддистов. Хотя буквально через 13 лет, а именно в 1910 их количество увеличивалось до 200 человек. Большую часть из них составляли забайкальские буряты и волжско- донские калмыки. Представителям этой новой для города конфессии удалось получить разрешение на строительство храма. Посланник Далай- ламы обратился к императору Николаю II, и после его согласия в достаточно уединенном месте на берегу Большой Невки в течение шести лет продолжалось возведение этого внушающего трепет строения. Здесь же соорудили и общежитие, предназначенное как для приезжих буддистов, так и для монахов. Одновременно со всем этим строится еще и служебный флигель, который, к сожалению, не сохранился до наших времен.Если верить летописи города, то первые буддисты появились в Северной столице достаточно давно, еще во времена строительства Петропавловской крепости, а ведь это здание считается самым первым сооружением Санкт- Петербурга. Нужно сказать, что эти люди являлись подданными Калмыцкого ханства, которое в ту пору еще не входило в состав России. Волжские калмыки помогали возводить крепостные каменные валы. Но позже приблизительно с 18 до самой середины 19 веков ни в одном источнике не встречается упоминаний о том, что в городе появлялись люди, исповедовавшие какую-то другую религию. Первая буддистская община возникает в городе только в конце 19 века. Согласно статистическим данным переписи населения города в 1897 года, в городе на тот момент проживали только 75 буддистов. Хотя буквально через 13 лет, а именно в 1910 их количество увеличивалось до 200 человек. Большую часть из них составляли забайкальские буряты и волжско- донские калмыки. Представителям этой новой для города конфессии удалось получить разрешение на строительство храма. Посланник Далай- ламы обратился к императору Николаю II, и после его согласия в достаточно уединенном месте на берегу Большой Невки в течение шести лет продолжалось возведение этого внушающего трепет строения. Здесь же соорудили и общежитие, предназначенное как для приезжих буддистов, так и для монахов. Одновременно со всем этим строится еще и служебный флигель, который, к сожалению, не сохранился до наших времен.


Проектом храма занимались два человека архитектор Барановский и некто Березовский, будучи студентом Института гражданских инженеров. В своей работе они предпочли использовать в качестве образца элементы средневековой архитектуры Тибета, предварительно подвергнув ее модернизации и европеизации. Здание напоминает собой параллелограмм, который сужается кверху. Красивый портик украшает храм на южной стороне главного фасада. – Четыре величественные колоны с квадратным сечением декорированы бронзовыми капителями. Если вы захотите подняться наверх, то сделать это можно по широкой гранитной лестнице. Для облицовки стен храма специально был выбран гранит в красно фиолетовых тонах. Верхняя же часть сооружения выложена из красного кирпича, который украсили синими поясами и сочетающимися с ними белыми кругами. С северной стороны здание храма, состоящее из трех этажей, граничит с четырехэтажной башней, увенчанной так называемым «ганчжиром», представляющим собой позолоченное медное завершение. По сторонам храм как бы охраняется восьмиградусным кругом «хардэ» с медными фигурами газелей, что является символом буддизма. Печатные молитвенные тексты располагаются в позолоченных конусах по углам главного фасада. Внутри храм заботливо украсили цветными витражами, а пол выложен многоцветной плиткой. В Санкт-Петербурге это место хорошо известно не только, как буддистская молельня, но и в каком-то роде музей центр духовности и культуры индийской части Тибета. а в данный момент здесь еще и образована так называемая монастырская школа, в которой можно получить одно из самых лучших буддийских образований в нашей стране.Проектом храма занимались два человека архитектор Барановский и некто Березовский, будучи студентом Института гражданских инженеров. В своей работе они предпочли использовать в качестве образца элементы средневековой архитектуры Тибета, предварительно подвергнув ее модернизации и европеизации. Здание напоминает собой параллелограмм, который сужается кверху. Красивый портик украшает храм на южной стороне главного фасада. – Четыре величественные колоны с квадратным сечением декорированы бронзовыми капителями. Если вы захотите подняться наверх, то сделать это можно по широкой гранитной лестнице. Для облицовки стен храма специально был выбран гранит в красно фиолетовых тонах. Верхняя же часть сооружения выложена из красного кирпича, который украсили синими поясами и сочетающимися с ними белыми кругами. С северной стороны здание храма, состоящее из трех этажей, граничит с четырехэтажной башней, увенчанной так называемым «ганчжиром», представляющим собой позолоченное медное завершение. По сторонам храм как бы охраняется восьмиградусным кругом «хардэ» с медными фигурами газелей, что является символом буддизма. Печатные молитвенные тексты располагаются в позолоченных конусах по углам главного фасада. Внутри храм заботливо украсили цветными витражами, а пол выложен многоцветной плиткой. В Санкт-Петербурге это место хорошо известно не только, как буддистская молельня, но и в каком-то роде музей центр духовности и культуры индийской части Тибета. а в данный момент здесь еще и образована так называемая монастырская школа, в которой можно получить одно из самых лучших буддийских образований в нашей стране.