Коллективная молитва на улице без коврика для намаза – особенности. Молитвенный коврик: читаем намаз в чистоте

Важными условиями намаза являются его совершение в чистом месте и состояние ритуальной чистоты, которому должен соответствовать молящийся. Если со вторым моментом всё более-менее понятно (необходимость взять осознаёт каждый практикующий мусульманин), то момент, связанный с чистотой места, необходимо прокомментировать отдельно.

Мусульманам нельзя совершать намаз только в семи местах:

В уборных;

В банях (ванных комнатах, душевых);

Местах, где люди держат скотину;

Скотобойне;

Перекрёстках и пересечениях дорожных путей;

В той части дома, где живут женщины (личное пространство жены, дочерей);

На крыше Каабы.

В остальном Шариат никак не ограничивает верующего в выборе места для преклонения перед Всевышним. Главное – чтобы он это делал от чистого сердца, сосредоточенно (а потому желательно избегать шумных мест) и в чистоте, о чём было сказано выше. Для реализации последнего пункта мусульмане используют специальный коврик, называемый представителями тюркских народов намазлыком (в арабском языке для этого применяются слова «саджаада» и «саджадид»).

Что такое намазлык

Намазлык (молитвенный коврик) – это кусок ткани, используемый молящимися мусульманами, чтобы сохранить чистоту в ситуации соприкосновения с полом/землёй во время молитвы. Контакт с поверхностью иных (помимо стоп) частей тела происходит при совершении суджуда (земного поклона) и кууда (сидения между двумя земными поклонами и после них). Размер коврика составляет примерно 0,5 метра в ширину и 1-1,5 метра в длину.

Во молитвенный коврик, равно как и сам верующий, должен быть направлен в сторону Кыйблы. Обычно мусульманам следует знать это направление не только у себя дома, но и в ходе поездок.

Изначально в двух важнейших источниках исламского права – Священном Коране и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) – не содержалось упоминания о предмете, который напоминал бы по своему функционалу намазлык. Его повсеместное использование началось уже после того, как границы мусульманского мира ушли далеко за пределы Аравийского полуострова, – примерно в X-XI веках.

Насколько важен намазлык в мечети ?

Отношение мусульман к молитвенному коврику, как правило, носит крайне трепетный характер. Это связано с тем, что именно на нём происходит общение со Всевышним в формате исполнения молитвы, а потому не допускаются попадание на этот предмет религиозного обихода нечистот и использование его не по назначению.

Однако не стоит забывать об изначальной цели намазлыка. Речь идёт о чистоте. А потому ситуативно мусульмане могут использовать в качестве защиты от нечистот другую материю – будь то покрывало на диване, простыню, большое полотенце и так далее. Ввиду того, что нет каких-то правовых норм и чётких богословских критериев относительно данного предмета, то однозначно запрещать использование таких ситуативных материалов для чтения намаза невозможно. Главное – чтобы они сами были чистыми.

В условиях России и СНГ, где погодные условия далеки от климата Аравийского полуострова, на праздничные молитвы приходится часто ходить с собственным ковриком для намаза. Это позволяет верующим, которые не сумели попасть внутрь мечети, совершить ритуал поклонения в полном формате (с правильным суджудом) на улице.

Что касается использования отдельного коврика внутри мечети, где непосредственное место для выполнения молитвы уже застелено, по сути, намазлыками, то такое явление некоторыми богословами порицается. Эту ситуацию непросто комментировать, ведь, как уже было отмечено выше, в исламском праве использование молитвенного коврика никак не урегулировано. В этой ситуации мусульманину, который хочет совершить намаз непосредственно на своём коврике, постеленном поверх ковра в мечети, нужно действовать, исходя из ситуации. Если есть понимание, что в данном мусульманском храме не приемлют установления новых практик и/или несоблюдения существующих образцов поведения (например, аксакалы часто весьма ревностно реагируют на такие моменты, но осуждать их не стоит, так как все мы люди и имеем некоторые слабости), то лучше избежать конфликтной ситуации и не использовать принесённый с собой коврик. Если же в мечети никого нет или сразу же ощущается более либеральный подход со стороны постоянных посетителей, то намазлык может смело пойти в дело.

Дизайн молитвенного коврика

Если говорить о внешнем виде данного атрибута, то здесь нет каких-то единых стандартов. Всё зависит от того, в какой местности был произведён намазлык, а также индивидуальных вкусов мастера, который сшил его или разработал дизайн. Однако исследователи в области материальной культуры часто находят в старых молитвенных ковриках особые символы религиозности и декоративные элементы, характерные для разных народов, что представляет большую этнографическую ценность. При выборе намазлыка следует обращать внимание, чтобы в рисунке не присутствовало элементов, напоминающих объекты животного мира, а также лицо человека или мифических персонажей.

Часто на коврик наносится какой-нибудь архитектурный объект – известный на данной местности мусульманский храм, в Иерусалиме, Запретная мечеть в Мекке или сама Кааба.

В целом, не будет преувеличением сравнение намазлыка с мечетью. Как правило, орнамент на нём геометрически демонстрирует наличие верха и низа. На нижней части молящийся стоит, а верхняя служит в качестве указателя направления, в соответствии с которым верующий должен исполнять намаз. Собственно, эта верхняя часть-направление выступает в качестве михраба в мечети, которая также показывает мусульманам, в какую именно сторону необходимо обращать собственный лик во время молитвы.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат Игорь! Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь. Одним из положений, единогласно принятых богословами-суннитами является то, что совершение молитвы именно на земле - например, стоя на грунте или камнях, не является обязательным условием. Шейх аль-Хатиб аш-Ширбини (богослов шафиитского мазхаба) сказал в "Мугниль-мухтадж"; (1/426): "Все мусульмане, за исключением шиитов, единогласны во мнении о дозволенности совершения молитвы на шерстяном покрытии и в шерстяной одежде. В таком совершении молитвы нет ничего нежелательного. Только имам Малик считает желательным избегать этого. Шииты же сказали, что так совершать молитву нельзя, потому что шерсть не относится к растениям, произрастающим на земле". Никак не влияет на действительность молитвы толщина и мягкость покрытия - главное, чтобы поза при земном поклоне была устойчивой. Имам Бухари передал от "Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир и благословение Всевышнего ему и его семье) совершал молитву на постели в своем доме, в то время как она лежала между ним и киблой - подобно тому, как совершается молитва над покойником. Бухари озаглавил этот хадис: "Глава о совершении молитвы на постели". Имам Ибн Хаджар сказал в "Фатх аль-бари": "Этим заглавием Бухари имел в виду то, что было достоверно передано Ибн Аби Шайбахом от Ибрахима ан-Наха"и от аль-Асвада и его учеников о том, что они считали нежелательной молитву на коврах, мехах и дерюгах. И указал на дозволенность такой молитвы на основании единогласного мнения сподвижников и табиинов". Имам Ахмад в своей книге "Аль-муснад", Табарани в "Аль-му"джам аль-кабир", а также Абу Дауд передали хадис от аль-Мугиры ибн Шу"ба (да будет доволен им Аллах): "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) совершал молитву на шубе из дубленого меха". Ибн Хузайма и Хаким утверждали достоверность этого хадиса, последний сказал так: "Достоверный хадис, соответствующий условиям (принятия хадиса) у Бухари и Муслима. Однако они не связывают его с темой меха. Муслим передает его от Абу Са"ида в разделе о молитве на циновке". Аз-Захаби сказал: "Соответствует условиям Муслима. Несмотря на то, что в цепочке передатчиков этого хадиса присутствует слабое звено, он считается хорошим хадисом, в силу того, что существуют другие хадисы, указывающие на этот же смысл. Так, имам Ахмад передал в "Аль-Муснад" от Мухаммада ибн "Абдуррахмана ибн Аби Ляйла, что один из сподвижников сказал:"О посланник Аллаха! Можно ли мне молиться на мехах?" Тот ответил:"А зачем же иначе нужна выделка?" Шейх ас-Синди в своих комментариях к "Аль-муснаду" (31/407) поясняет: "То есть если ты не будешь молиться (на мехах), то пропадет польза от выделки, ибо она имеет целью очищение и подготовку меха для совершения молитвы, и если молитва на нем будет недозволенной, то от выделки не будет пользы". Также ученый ханбалитского мазхаба ат-Туюри передал в своей книге"Ат-туюрият" (стр. 740) от "Абдуллаха ибн "Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву на ковре. Дозволенность такого совершения молитвы передается от группы сподвижников и ученых-богословов, живших позже. Они иногда совершали молитву на мягких и толстых покрытиях, таких как различные матрацы, подлокотные и обычные подушки, ковры, меховые накидки, дерюги, попоны, войлок и т.д. Имам Абу Бакр ибн Аби Шайба в "Аль-мусаннаф" передал слова "Абдуллаха ибн "Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) касательно совершения больным человеком земного поклона (суджуда) на обычную и подлокотную подушку: "Больной может совершать земной поклон на подлокотную подушку и чистую одежду". Также он передал от Умм Салама (да будет доволен ею Аллах), что у нее однажды заболелся глаз, и она совершала земной поклон на кожаную подушку. От Анаса (да будет доволен им Аллах) также передается, что он совершил земной поклон на подлокотную подушку. От Абу аль-"Алийа передается, что будучи больным, он совершал земной поклон на подушку. Аль-Хасан аль-Басри считал, что нет ничего плохого в совершении земного поклона на подлокотную и обычную подушки во время нахождения человека на корабле. В той же книге, в разделе о "Молитве на постели" передается, что Анас (да будет доволен им Аллах) совершал молитву на своей постели, а также что Тавус совершал молитву на постели, в которой он лежал, будучи больным. Также в разделе о "Молитве на дерюгах" (1/436-437) сказано, что такие сподвижники как "Али, Джабир, Абу ад-Дарда, Ибн Мас"уд, Ибн "Аббас (да будет доволен ими Аллах), а также "Умар ибн "Абдул-Азиз из табиинов (да смилуется над ним Всевышний Аллах) - все они совершали молитву на дерюгах (одежда из грубого холста). Однако от Ибрахима передано, что аль-Асвад и его ученики считали нежелательным совершение молитвы на коврах, мехах и дерюгах. В разделе о "Молитве на коврах" (1/437-438) передано, что Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я не вижу никакой проблемы, если я совершу молитву на шести коврах, расположенных один поверх другого". Са"ид ибн Джубайр сказал: ""Абдулла ибн "Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) совершил с нами вечернюю молитву на ковре, застланным на всю комнату". "Абдулла ибн "Аммар сказал: "Я видел, как "Умар совершил молитву на толстом ковре". Аль-Хасан аль-Басри сказал: "Совершение молитвы на ковре дозволительно". От него также передается, что он совершал молитву на небольшом коврике, и в земном поклоне его стопы и колени были на нем, а руки и лицо касались земли или тростниковой циновки. Также от Кайса ибн "Аббада аль-Кайси и Мурры аль-Хамадани передается, что они оба совершили молитву на войлоке. Еще имам Ибн Аби Шайбах передал в той же книге, в разделе о "Молитве на меху" (1/441-442), что Масрук выделывал шкуру своего жертвенного животного для совершения на ней молитвы. Это же передается и от "Алкамы. Также от "Абдуррахмана ибн аль-Асвада передано, что он совершал у себя дома молитву на овечьей шкуре с шерстью. В то же время он передал от аль-Асвада и его учеников, что они считали нежелательным совершение молитвы на мехах. Ибн Хазм сказал в "Аль-мухалла" (1/402-403): "Дозволяется совершать молитву на шкурах, на шерсти, и на всем том, на что можно садиться, если они являются чистыми. Женщине можно совершать молитву на шелке. Это является также и мнением Абу Ханифы, Шафи"и, Абу Сулаймана и других. "Ата сказал, что нельзя совершать молитву кроме как на земле или гальке. Малик сказал, что нежелательно совершение молитвы на чем-то другом, кроме земли и того, что на ней произрастает. А "Али (Ибн Хазм имеет в виду себя) сказал: "Это мнение не имеет доказательства, подтверждающего его верность. Земной поклон должен совершаться семью частями тела: ступнями, коленями ног, руками, лбом и носом; Малик разрешает, чтобы все части тела в суджуде касались упомянутых ранее поверхностей, за исключением лба. А какая разница между лбом и остальными частями?! Ведь нет ничего того, что указывало бы на разницу между ними ни в Коране, ни в сунне, ни в консенсусе ученых. Нельзя это вывести ни путем аналогии, ни из слов какого-либо сподвижника, или даже авторитетного мнения. Пусть Всевышний Аллах дарует нам успех! Нам было передано от Ибн Мас"уда, что он совершил молитву на дерюге из шерсти. Также и от "Умара ибн аль-Хаттаба, что в молитве он совершал земной поклон на толстый ковер. И от Ибн "Аббаса, что он также совершал земной поклон на шерстяной ковер. Также это передается и от Абу ад-Дарда, от Шурайха, аль-Хасана и аз-Зухри. И не было того, кто был бы не согласен с мнением упомянутых нами сподвижников (да будет доволен ими Аллах). И у Всевышнего Аллаха мы ищем успех!" Ученые-богословы разных школ ставили условием устойчивость поверхности при касании ее лбом в земном поклоне. У ханафитов имам ас-Сарахси говорит в книге "Аль-мабсут": "Дозволяется совершать молитву на снегу, если он плотный и позволяет совершение земного поклона. Если же он недостаточно плотный, то земной поклон на нем недействителен, так как подобен поклону в воздухе. То же касается и суджуда на мягкой траве, хлопке; лоб должен ощущать устойчивую поверхность. Совершение молитвы на толстом ковре также считается у ученых действительным при условии его плотности. Исключение составляет лишь имам Малик (да смилуется над ним Всевышний Аллах). Передается, что некоторые сподвижники говорили:"Нет ничего страшного, если совершать молитву на десяти и более коврах". (1/205-206) Имам аль-Касани сказал в "Бадаи" ас-санаи"" (1/210): "Если молящийся совершит земной поклон на траву или хлопок, и его лоб достаточно опустится, чтобы почувствовалась твердость земли, то молитва будет считаться действительной; если же этого не произойдет, то она недействительна. Также и молитва на толстом ковре считается действительной, если он плотный. И на снегу - если место совершения земного поклона будет плотным, то это разрешается, а иначе – нет". Имам аль-Камаль ибн аль-Хумам сказал в "Фатх аль-кадир" (1/304): "Разрешается совершать земной поклон на траве, соломе, хлопке и ковре, если почувствуется твердая поверхность. Это же относится и к плотному снегу. Если же его лицо будет утопать в нем и земля не будет прощупываться, то совершение земного поклона таким образом не разрешается. Позволительна молитва на повозке, стоящей на земле, подобно молитве на кровати. Если же повозка будет опираться на животного (двухколесная), то совершение в ней молитвы недействительно, подобно молитве на подвешенном между деревьями гамаке. Также разрешается совершать молитву на пшенице и ячмене, но не дозволяется совершать молитву на просе и рисе, ибо в таком случае будет отсутствовать устойчивость". В книге "Аль-фатава аль-хиндийя" (1/70) сказано: "Можно совершать земной поклон на траве, соломе, хлопке, ковре или снеге, если положение лба и носа будет устойчивым, и будет ощущаться твердость земли. Иначе - нет. Именно так сказано в книге "Аль-хуласа". Шейх Ибн "Абидин сказал в своем комментарии (1/472) к словам аш-Шурунбуляли, что условие действительности земного поклона - устойчивое положение лба. То есть необходимо, чтобы молящийся в земном поклоне почувствовал твердую землю, и сколько бы не пытался опустить голову ниже, не смог этого сделать. Поэтому недействителен суджуд на рисе и кукурузе, если они будут не в мешках. Также недействителен на хлопке, снеге и постели, если не будет ощущаться твердая поверхность. Еще он сказал там же (1/523): "Слова "и нужно чтобы он почувствовал твердость земли" означают, что сколько бы ни старался молящийся опустить голову ниже изначального положения во время первого касания, он не сможет этого сделать. Посему действительна молитва на ковре, подстилке, пшенице, ячмени и кровати, а также и на стоящей на земле повозке, если она не опирается на спину животного, подобно подвесному гамаку между деревьями. Также молитва недействительна на рисе или кукурузе, если они находятся не в мешках, на рыхлом снегу, если лицо молящегося погружается в снег, и он не чувствует твердую поверхность, также как и на траве, если не чувствуется твердость земли. Отсюда становится известной дозволенность совершения молитвы на хлопковом матраце, если будет чувствоваться твердость земли; если же она не будет чувствоваться, то совершение на ней молитвы не дозволяется. Так сказано в книге "Аль-Бахр". У маликитов считается нежелательным совершение молитвы на ковре, матрасе и т.д., если молитва совершается за пределами мечети и необходимости (в мягкой подстилке) нет. В мечети и при необходимости нежелательность отпадает. Шейх ад-Десукий приводит в своем комментарии к книге "Аш-шарх аль-кабир" (1/252)слова имама ад-Дардира: "Нежелательно совершать земной поклон на одежду или ковер, который не предназначен для застлания мечети. Нет нежелательности в его совершении на подстилке, не считающейся роскошью, к примеру, сплетенной из травы. Тем не менее, лучше не совершать земной поклон на подстилке. Если же подстилки мягкие, то его совершение на них нежелательно". После этого ад-Десуки комментирует: "Имеется в виду, что ковер не только не предназначен для мечети, но и отсутствует необходимость совершения земного поклона на него, как например жара, холод, жесткость земли. Если же такая необходимость существует, то нет нежелательности. Если ковер предназначался специально для мечети, то нет нежелательности в совершении на нем земного поклона. И неважно, постелил его человек, основавший мечеть, или же он куплен на средства из пожертвованного имущества, или же он был пожертвован другим человеком специально для мечети". У шафиитов имам аш-Шафи"и (да будет доволен им Аллах) говорит в книге "Аль-умм" в разделе об одежде и подстилочных материалах, на которых можно совершать молитву (1/111): "Посланник Аллаха (мир и благословение Аллаха ему и его семье) совершил молитву в одежде из шерсти. Поэтому можно совершать молитву в одежде из шерсти, волос и пуха. Также разрешается совершать молитву на изготовленных из них подстилках. Кроме того, посланник Аллаха (мир и благословение Всевышнего ему и его семье) сказал: "Любая выделанная шкура считается чистой". Поэтому можно совершать молитву в выделанных шкурах животных, умерших без закалывания, в выделанных шкурах хищников, и в выделанных шкурах всех животных, за исключением собаки и свиньи. Также можно совершать молитву в шкуре любого заколотого животного, пригодного для употребления в пищу, даже если она не выделана. Имам ан-Навави сказал в "Аль-маджму" (3/398): "Если молящийся совершит земной поклон на хлопок, траву или вещь, наполненную ими, то он должен так надавить (головой), что если бы под покрытием была рука, на ней остался бы след. Если он не этого не сделает, то его поклон не будет считаться действительным. Имам двух Запретных Мечетей (аль-Джувейний) сказал: "Мое мнение - достаточно просто свободно положить голову (на место поклона), и нет нужды надавливать". Однако утвержденным положением в мазхабе является первое мнение, которое в категоричной форме было принято также и шейхом Абу Мухаммадом аль-Джувейни и авторами книг "Ат-татимма" и "Ат-тахзиб". Аль-Хатиб аш-Ширбини сказал в "Мугниль-мухтадж" (1/373): "Тяжесть его головы должна ощущаться на месте совершения земного поклона - согласно упомянутому ранее утверждению: "И когда ты будешь совершать земной поклон, то ставь свой лоб в устойчивое положение". Тяжесть головы означает, что должно быть давление (головой на место совершения поклона) так, что если представить под этим местом вату или траву, то они помнутся, или если предположить существование под этим местом руки, на ней останутся следы поклона. Имам (двух Запретных Мечетей) считал, что достаточно простого опускания головы. Он даже сказал, что такое положение головы ближе к смиренному положению молящегося, чем попытки надавливания". У ханбалитов Ибн Таймийа говорит в "Аль-фатава аль-кубра" (2/68): "Среди обладателей знания нет разногласий относительно дозволенности совершения молитвы на покрытиях, сделанных из растительных материалов - к примеру на циновке и т.п. Разногласие существует только относительно того, что не произрастает из земли - например, подстилки из шкуры домашнего скота и ковра из шерсти. Большинство ученых-богословов разрешают совершать молитву на них. Такого мнения придерживаются последователи хадиса, такие как Шафи"и и Ахмад, а также и ученые из Куфы, такие как Абу Ханифа и другие. В доказательство они приводят хадис "Аиши, где говорится о подстилке, которая была не из растительного материала, а из кожи или шерсти". Аль-Мардави пишет в "Аль-инсаф" (2/70): "Ученые нашего мазхаба сказали:"Если (молящийся) совершит земной поклон на траву, хлопок, снег или лед, и т. п., и не ощутит их твердость, то его поклон недействителен, по причине отсутствия устойчивости". Аль-Бухутий сказал в "Кашшаф аль-кина" (1/298): "Совершение молитвы на снегу считается действительным, будь то с наличием подстилки или без нее, если он плотный, ибо в таком случае все части тела будут устойчивы. Также действительна молитва на траве и взбитом хлопке, если под ними ощущается твердость земли. Если же нет, то молитва недействительна, так как лоб в неустойчивом положении". Следовательно, Вы можете молиться и без коврика на чистой поверхности (примечание редакции). Всевышний Аллах знает лучше. По материалам сайта www.dar-alifta.org

С именем Всевышнего, напоминание себе и другим,

Живя в России, тем более в таком городе, как Москва, где всего 4 мечети, практикующему мусульманину часто можно оказаться в ситуации, когда пришло время очередной обязательной молитвы, а подходящего места нет. Что же делать, где взять омовение и совершить молитву?

В Священном Коране Всевышний обращается к верующим: «Выполняйте обязательную молитву-намаз и выплачивайте закят [обязательную милостыню]. Держитесь за Бога [просите помощи только у Него и полагайтесь на Него, укрепляйте себя через поклонение Ему и благодеяния пред Ним]. Лучшего покровителя и помощника вам не найти» (см. Св. Коран, 22:78).

«Воистину, предписано верующим совершать молитву-намаз в строго определенное время!» (см. Св. Коран, 4:103).

В дополнение к этим аятам напомним, что в хадисе, в котором перечисляются пять столпов религиозной практики, упоминается и ежедневная пятикратная молитва. Исходя из сказанного, каждый мусульманин, который ведёт активный образ жизни, достигает поставленных целей, должен поставить перед собой задачу и сделать всё возможное, чтобы не пропускать обязательную пятикратную молитву.

Представим, мы оказались в совсем неподходящем месте, а время молитвы скоро выйдет. Как упоминалось выше, тут возникает два вопроса: где и как взять омовение, где найти место для молитвы.

Вот некотрые советы:

1. Если у вас нет омовения, то зайдите в общественное место, где есть раковина (например туалет в кафе, или ваш университет, место работы, почти любое место). Если вас увидят, когда вы будете мыть ноги, возможно на вас посмотрят с непониманием или даже неодобрительно, но что поделаешь. Не беспокойтесь, это нормально, можно потом всё объяснить. В любом случае помните, что вы не делаете ничего аморального или преступного. Если вы на улице и раковины не найти, можно купить бутылку воды, этого будет достаточно для совершения фардов малого омовения . В крайнем случае можно совершить таяммум - очищение песком , а зимой снегом.

То есть трудно вообразить ситуацию, когда невозможно сделать малое омовение тем или иным способом, тут каждый сам ставит для себя предел этого самого «невозможного».

Кроме того, в затруднительных ситуациях существует такое послабление, как возможность протирания носков вместо мытья ног:

«Думаю, нужно отметить, что, оставаясь убежденными в неизменности Закона Божьего до Конца Света, но принимая во внимание гибкость Его установлений, важно использовать канонические нормы, направленные на облегчение жизни верующего. Например, если человек в рабочее или иное время не имеет должных условий для совершения омовения, наиболее сложным элементом которого является промывание ног, то он, исходя из Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) и принимая во внимание толкования исламских ученых, может протирать ноги поверх носков (учитывая их плотность). Данное каноническое облегчение особенно применимо в тех странах и местностях, где крайне мало мечетей и мест для совершения омовения (как на рабочих предприятиях, так и в общественных местах). В то же время не нужно злоупотреблять этой нормой, помня о том, что чистоплотность является неотъемлемой частью жизни и веры мусульманина

Шамиль Аляутдинов

Безусловно, лучше предусматривать такие ситуации заранее и брать с собой бутылку воды или узнавать, где можно должным образом совершить омовение, выходить из дома с омовением.

2. Что касается непосредственно поиска места для молитвы, то надо постараться найти максимально безлюдное место, чтобы никого не побеспокоить. В то же время не стоит боятся, что кто-то сможет вас увидеть. В обычных обстоятельствах если вас увидят совершающим молитву посторонние люди, самое плохое, что может случится, вас прервут. Главное - никому не создать затруднений. Если вы не одни, можете попросить ваших спутников постоять рядом с вами, чтобы никто вам не помешал.

Если вы находитесь в городе, постарайтесь зайти в какой-нибудь двор. Если вы в школе или университете, найдите пустую аудиторию, выберете время, когда маловероятно, что кто-то зайдёт. Есть возможность закрыться на ключ - используйте. Кроме того во многих зданиях есть лестничные площадки на самых верхних и самых нижних этажах, цокольные этажи, где обычно не бывает людей. В торговых центрах есть раздевалки (правда там часто мешает музыка). В поездах и самолётах можно молиться сидя или стоя, а также сокращать молитвы в 3 и 4 ракаата до 2 ракаатов.

Запомните, если на месте вашей работы или учёбы вас все знают как порядочного человека, вряд ли кто-то будет возражать против вашей молитвы, даже если вы будете при необходимости молиться открыто. Большинство нормальных образованных людей относятся к этому с пониманием, как и должно быть.

Ещё одно послабление в затруднительных ситуациях - это возможность объединения молитв.

Если у вас нет собой коврика (а желательно всегда носить с собой дорожный коврик, который стоит 100-150 рублей), можно молиться в обуви, можно постелить свою куртку, найти пакет, несколько листов бумаги. Вариантов много. Я однажды совершил молитву на 5-ти салфетках. Если поверхность чистая, можно обойтись и без всего этого. При этом важно суметь сосредоточиться, что порой непросто в таких ситуациях.

Из личного опыта могу сказать, что крайне редко бывают ситуации, когда нет возможности успеть совершить молитву. Если знать все послабления в затруднительных ситуациях, приложить немного усилий, можно вовремя совершать все молитвы. А если возникла ситуация, когда и вправду никак не получается, то Всевышний - Прощающий. Восстановите молитву, когда будет возможность.

Молитву можно совершить в аудитории университета, в подвале, на лестничных площадках, в раздевалках магазинов, в горах, на обочине дороги, в сквере любого парка, дома у друзей, во дворах, в любом малолюдном месте. Даже в казарме военной части, при всех сослуживцах, большинство из которых немусульмане. В офисе, при коллегах, которые тоже немусульмане.

Как-то недавно я говорил с одним очень хорошим человеком о том, что у мусульман в России есть много затруднений. Когда он попросил уточнить, я не нашёл что ответить. Я попытался сказать про недостаток мечетей, трудности в поиске места для совершения намаза, непонимание со стороны других людей, отсутствие беспроцентных банков, спортзалов, больниц и бассейнов, где женщины и мужчины находятся отдельно. Но он не согласился. И я сам с собой не согласился. Да все эти факторы неприятны, приносят неудобства, но это не трудности, это лишь наши оправдания и отмазки. Если у нас будет желание, появятся и мечети и всё остальное, но мы лишь оправдываемся, а не берём на себя ответственность. У сподвижников Пророка, да благословит его Аллах1 и приветствует, были затруднения, у нас нет.

Основная причина открыто совершать молитву, это наш страх перед людьми. Страх того, что они плохо о нас подумают. Подумают, что мы террористы. Это происходит на подсознательном уровне. Ведь там по телевизору показывают ИГИЛ, взрывы с криками такбира. И как говорят некоторые: «Зачем лишний раз кого-то раздражать и злить своей показной молитвой?? Лучше не выделяться и жить себе спокойно».

О чем говорит такой подход? О том, что вместе со всеми, мусульмане тоже ассоциируют молитву с терроризмом! Это вместо того, чтобы активизироваться в благом, менять общество в лучшую сторону и при этом быть постоянным и непоколебимым в выполнении обязанностей перед Всевышним, в том числе в совершении молитвы, даже при людях, даже в общественных местах, если нет выбора. Вместо того, чтобы молитва ассоциировалась с мусульманами, стала чем-то привычным и неотъемлемым в образе мусульманин, которые меняют общество в лучшую сторону, не кидают, не пьют, не гуляют и стоят на своих убеждениях. Для таких мусульман построили бы 100 мечетей. Но мы не такие. Мы стесняемся проявления своей собственной веры, самого ценного, что у нас есть.

Напомню себе и вам, что говорит Всевышний в Коране:

«И откуда бы ты ни вышел [отправляясь в путь], направь свой лик в сторону Священной мечети [когда совершаешь очередную обязательную молитву]. Это - истина от твоего Господа. Всевышний в полной мере сведущ обо всех ваших делах. И откуда бы ты ни вышел, направь свой лик в сторону Священной мечети. Где бы вы ни были, направляйте свои лица [во время совершения молитвы-намаза] в ее сторону, чтобы не было у людей аргумента против вас [направление таково и впредь неизменно]. Не сможете вы убедить только грешников [они как были упрямы, так и останутся таковыми]. Не бойтесь же их, бойтесь Меня [говорит Творец]. Это [как и многое другое, касающееся ритуалов религиозной практики и жизненных рекомендаций] для того, чтобы благо Мое вам было полно, возможно, вы последуете верному пути [последуйте же ему!]» (Св. Коран, 2:149, 150).

Подготовлено с использованием материалов с uuma.

Вопрос: Можно ли делать намаз на коврике расписанном арабскими буквами, с рисунками Каабы или мечети?

Ответ: Стелить на пол молитвенный коврик с надписью или даже с одной арабской (читай мусульманской) буквой, макрух. Стелить такое с какой бы то ни было целью на пол, это неуважение и непочтительность. Если стелют на пол намеренно, для издевательства, то это неверие. Стелить на пол коврики с изображением Каабы, мечети или с Исламскими надписями тоже не разрешено. (Хадика. Том 2, стр 633)

Не разрешено стелить на пол коврики для намаза с изображением Каабы, мечети или с надписями исламскими буквами, потому что это неуважение. Но к ним не относятся покрывала, половики, паласы с рисунками. Ибни Хаджар Мекки в своей фетве сказал: ""Изображения с живыми существами нельзя использовать в местах где нужно проявить уважение, там где не нужно показывать уважение пользоваться можно"". Когда покрывала, половики с изображением живых существ стелют на пол то проявляется неуважение к изображению. Если изображение находится не там куда прикладывается голова для суджуда, то намаз на нем не навредит. Если изображение живого существа находится выше пупка, то в таком месте совершать намаз является макрухом. Если изображение живого существа там где ступает нога, там где сидят, то макрухом не будет. Если висит выше пупка за спиной совершающего намаз то будет танзихан макрух. (Реддуль мухтар)

Значит, когда изображение живого существа стелится на пол, то это неуважение к рисунку и намаз не будет макрухом. А стелить на пол предметы с изображением Каабы, мечети это проявление неуважения и поэтому не разрешено. (Саадати Абадийа)

Вопрос: Будет ли макрухом совершать намаз на коврике с изображением минарета?

Ответ: Макрухом не будет.

Вопрос: Будет ли макрухом совершать намаз на покрывале, половике, ковре с изображением льва, оленя?

Ответ: На подобных вещах, если изображения не распологается под ногами, там где сидят, куда будет прикладываться голова, то макурхом не будет. Рисунок лежит на полу, на земле и к нему не проявляется почтения. Но если рисунок находится там куда будет прикладываться голова для суджуда, или там где будут стоять, сидеть, то решение подпадает под решение о рисунке на теле и одежде, и намаз будет макрухом. Поэтому в одежде с рисунком живых существ нельзя совершать намаз! (Зауаридж)

Вопрос: Впадает ли в куфр (неверие) тот кто не верит что совершать намаз в коврике с Каабой и мечетью будет макрухом?

Ответ: В куфр не впадает. Макрухом будет если постелить такое на пол. Мусульмане которые пользуются такими ковриками, делают это не потому что не почитают и не уважают, они даже не знают что это неправильно. Не будет куфром потому что они не знают. Многие этого не знают.

Вопрос: Можно ли постелить очень старый коврик для намаз под ноги, там где ходят люди?

Ответ: Это неправильно, проявление неуважения.

Вопрос: Является ли макрухом наступать на место для суджуда в коврике для намаза?

Ответ: Нет не будет макрухом. Но это противоречит нормам приличия.

Вопрос: Разрешается ли совершать намаз в коврике для намаз сшитой самим? Сейчас много ковриков которые отвлекают внимание. Читать намаз на таких ковриках будет макрухом? На стене нашего дома которая находится со стороны Каабы много украшений. Можно л совершать намаз смотря на них?

Сейчас в мечетях постелены ковры которые мешают совершать намаз с хушу. Стелить нужно однотонный ковер.

На стену которая находится на стороне Каабы тоже не нужно вешать аяты, хадисы, исламские рисунки. Рисунки и аяты нужно вешать на правую или левую стену мечети.

Вопрос: В книге «Саадати Абадийа» сказано: «На коврике где изображение живого существа не находится в месте для суджуда, читать намаз не макрух. Потому что стелить такой коврик на пол проявленное к рисунку неуважение.» В таком случае, можно ли читать намаз на коврике с рисунком Каабы или мечети?

Ответ: Ложить на пол рисунок - это неуважение к изображению. Стелить коврик с рисунком Каабы или мечети, это неуважение к ним и поэтому на них не разрешается читать намаз.

Вопрос: в «Саадати Абадийа» сказано: «Не разрешается намаз на ковриках с орнаментами и рисунками отвлекающие внимания.» В нынешних мечетях постелены очень красивые ковры. Читать намаз в таких коврах будет макрухом?

Ответ: Если орнаменты на коврах отвлекают внимание также как и на ковриках для намаза, то намаз будет макрухом. Намаз напротив зеркала или на отражающей поверхности тоже отвлекают внимание и поэтому является макрухом. Если на зеркале не видно отражения или же не смотреть на зеркало, намаз не будет макрухом. значит макрух здесь измеряется тем, насколько оно отвлекает. Наш пророк (алейхиссалям) делал намаз в одежде с орнаментами. Затем заметил что эти рисунки отвлекают от намаза. Он снял одежду и отдал кому-то. С этой точки зрения, не нужно читать намаз в одежде с надписями и рисунками.

Вопрос: В домотканом паласе с орнаментами есть изображение похожее на + (плюс). Многие его принимают за крест. Можно ли читать намаз на таких ковриках ручной работы?

Ответ: Да разрешается.

Вопрос: К изображениям с мавзолеями или с могилами аулия тоже нужно проявлять уважение?

Ответ: Да.

ГАЗЕТА С РИСУНКОМ

Вопрос: Можно ли постелить газету с рисунком для того чтобы сделать на нем намаз?

Ответ: Если рисунок не расположен там куда будет прикладываться голова, то можно сделать намаз. Постелив на пол подстилку с изображением мы показываем этим самым свое не уважение к рисунку, т.е. из-за того что на нее ступают ногами, это считается не почтением. Если рисунок не там куда будут делать суджуд, то намаз на такой подстилке разрешен. (Реддуль мухтар)

МОЛИТВЕННЫЙ КОВРИК С РИСУНКОМ КААБЫ

Вопрос: Если коврик с изображением накрыть тканью так чтобы не был виден рисунок, то можно ли на нем сделать намаз?

Ответ: Если изображение Каабы не видно, то с условием что не будут на нее наступать, намаз сделать можно. Т.е. если даже накрыто, то наступать на нее нельзя.

Мусульмане по-настоящему празднуют три важнейшие даты – это окончание Священного месяца Рама з ан (Ид аль-Фитр), праздник жертвоприношения (Ид аль-Адха), а также еженедельный пятн ичный намаз . Именно в эти дни в крупных населённых пунктах заполняются не только мечети – последователи ислама занимают все прилегающие территории.

Московские или петербургские фотографии, демонстрирующие тысячи молящихся на улице во время Ураза- и Курбан-байрама, уже мало кого удивляют. Ведь подобная ситуация характерна не только для обеих российских столиц, где явно ощущается проблема нехватки мечетей, но и в других городах мира. Самое главное для правоверных в этой ситуации – не растеряться и сделать всё так, чтобы выполненный на улице намаз был в итоге принят Всевышним. Расскажем, как это сделать.

Конечно, принятие нашего акта поклонения – это прерогатива Аллаха. Человек должен выполнять молитву от чистого сердца и надеяться на то, что его действия будут по заслугам оценены Господом миров. Этот момент раскрывает внутренний аспект намаза, его связь с мыслями и намерениями верующего, его искренностью. Но большое значение имеет и то, в какой форме совершается молитва, в правильности выполняемых действий. Здесь необходимо подробное объяснение ситуации, когда человек вдруг оказывается вне помещения во время и не имеет с собой молитвенного коврика.

Что делать, если нет намазлыка?

Ответ на этот вопрос прост – нужно мыслить стратегически. Мусульманин, отправляющийся на праздничную молитву, должен всегда иметь в виду, что вполне возможно ему придётся молиться на улице, а не в помещении. Необходимо иметь с собой , потому как одним из важнейших условий намаза является чистота того места, где он будет совершаться. Согласитесь, что исполнение данного столпа ислама прямо на асфальте либо на газоне имеет мало общего с соблюдением условия, предъявляемого к месту намаза. При этом необязательно нести с собой коврик в прямом смысле этого слова, ведь он может занимать достаточно много места, что неизбежно создаст определённые неудобства. В настоящее время можно найти специальные дорожные намазлыки, которые помещаются в кармане, обеспечивают необходимую чистоту и стоят совсем недорого. Трата небольших денег на подобный атрибут многократно окупится, в особенности, если принимать во внимание тот факт, что речь идёт об инвестиции в вечность.

Когда у молящегося есть с собой молитвенный коврик, то намаз на улице практически никак не будет отличаться от молитвы в помещении. Все действия – такбиры, кыям (стояние), рукуг (поясной поклон), суджуд (земной поклон), кууд (сидение) и так далее – совершаются так, как это предписано сунной Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Останавливаться на этих моментах мы не будем, для этого есть , в котором подробно разобрано, как надо совершать намаз.

Как правило, к мусульманам во время молитвы на улице выходит помощник имама и выстраивает верующих в правильном порядке. Например, он следит за тем, чтобы ряды молящихся на улице не выходили за пределы михраба, где молится руководящий всей процессией имам-хатыйб. Иначе молитва будет недействительной из-за того, что имам не будет по-настоящему ведущим в молитве человеком – впереди будут молящиеся, стоящие перед ним, пусть и за пределами помещения. Часто помощник выносит с собой что-то наподобие покрывала, которое выступает заменителем молитвенного коврика. Молиться на таком покрытии можно, ведь оно служит задаче обеспечить чистоту места намаза. Но такой материи, как правило, хватает не всем.

Если же у человека нет с собой молитвенного коврика и он не попал в число «счастливчиков», которые воспользовались предоставляемой мечетью возможностью, то придётся использовать подручные средства. Например, газету, чистый картон, салфетки или куртку.

Жесты вместо сажда и кууда

Иногда можно наблюдать, как люди, не имеющие с собой молитвенные коврики, читают намаз особым образом – жестами. В такой ситуации человек выполняет в необходимом объеме только некоторые части обязательной молитвы. В частности, речь идёт о такбир-тахриме, кыяме (стоянии во время чтения «Аль-Фатихи» и дополнительных сур), поясном поклоне. Все остальные действия выполняются посредством жестов. То есть совершение земного поклона (саджда или суджуд) демонстрируется посредством поясного поклона, в рамках которого руки не упираются в колени, а показывают характерное для земного поклона положение. Во время кугуда (кууда, т.е. сидения) люди стоят, но их руки опущены на бёдра.

Выполнение намаза жестами допустимо для ситуаций, когда человек находится в пути либо он болен и у него объективно нет возможности выполнить все действия намаза в полной мере. Распространение такой практики на молитву с джамаатом на улице вызывает вопросы. В богословских источниках практически не встречается описанное выше решение проблемы отсутствия коврика намазом через жесты. А потому верующим лучше не совершать сомнительных действий.

Ислам предписывает человеку быть ответственным и дальновидным, просчитывая возможные плюсы и минусы определённых решений наперёд и полагаясь на Аллаха. Намаз прекрасен в своей полноте и намерении правоверного выполнить его в наилучшем положении перед Всевышним и в соответствующем действии. А потому в любом случае лучше перестраховаться и взять с собой какой-нибудь чистый материал, который позволит выполнять земной поклон и сидение полноценно. В противном случае остаётся лишь уповать на Милость нашего Творца.