Чем может помочь шаман. Как становятся шаманами в разных народах мира? Молния убьет знаменитость


Шаманы лечат тело и рассудок

Шаманизм - одна из самых древних систем целительства в нашем мире. Шаман не только проповедует каноны шаманизма. Одна из его главных задач - лечение тела и рассудка. Впадая в особое исступленное состояние - транс, - шаман как бы переходит в другое измерение и обретает дар ясновидения. При этом душа шамана выходит из его тела, освобождая место онгонам.

Присутствующие при обряде люди могут общаться с духами, переселившимися на это время в тело шамана, расспрашивать их о состоянии своего здоровья и получать исчерпывающие ответы на свои вопросы. По сути, шаман - это посредник между богами и людьми.

Зов предков
Иркутский шаман Баир Тулунов уверен, что шаманами не становятся, ими рождаются: "Это зов предков, потому что шаманами чаще всего становятся люди, у которых в роду уже были шаманы. Будущее таких людей предопределено уже в младенчестве. До определенного возраста они могут и не подозревать о своем предназначении. Человек должен сам понять, что пришло время стать шаманом, а затем пройти ритуал посвящения. Однако прежде, чем стать шаманом, человеку предстоит пройти долгий и болезненный путь".

В жизни Баира было немало событий, которые заставили его посмотреть на свою жизнь с другой стороны. Бывали случаи, что когда у него все должно было четко идти по плану, но в последний момент перед ним словно вырастала стена, и он не знал, что делать и куда двигаться дальше. После определенного ритуала, проведенного шаманом, у молодого человека дела стали меняться в лучшую сторону, ему словно все дороги открылись.

Через несколько лет в его жизни стали происходить не очень хорошие события. И тогда, выросший в эпоху атеизма, он все чаще стал задумываться над словами своего духовного учителя: “Придет время, и ты возьмешь свой дар”. Однажды молодой человек понял - ему нужно выбрать другой путь в жизни. Он оставил вполне успешный бизнес и прошел обряд посвящения в шаманы. У бурят существует поверье - в шаманизм люди приходят через болезни и страдания. Например, эпилепсия - еще буряты ее называют “шаманкой” - считается болезнью будущих шаманов. Якобы так родовые духи наказывают человека, если он вовремя не проходит обряд посвящения в шаманы. Духи могут насылать не только болезни на непосвященного, но и различные несчастья. Если родственники или сам непосвященный не придают значения этим сигналам, не обращаются за помощью к шаману, чтобы тот провел обряд поклонения предкам, - несчастья могут повториться.

– В моем роду шаманами были дед и прадед. Когда я проанализировал события, произошедшие со мной, то принял решение пойти по стопам своих предков, говорит иркутянин.

После обряда, который молодой человек прошел три года назад, череда негативных событий навсегда ушла из его жизни.

Когда к шаману приходит на прием больной человек, нужно обязательно выявить причину его заболевания. Часто для этого приходится камлать. Именно во время камлания шаман впадает в транс, уходя в прошлое: “Шаман как бы пронзает время, - рассказывает Тулунов. - Мой учитель всегда говорил, что шаману нужна голова, чтобы систематизировать полученные знания. Нужно увидеть человека со всех сторон, отсечь лишнее, и выявить именно ту причину, которая послужила причиной заболевания”.

Пока шаман ищет причину заболевания, ему приходится сталкиваться с грязной энергетикой, от которой надо уметь защищаться. Многие целители, когда начинали свой путь, рассказывали: после приема некоторых пациентов, они начинали болеть. Только приобретя определенный опыт, они научились защищаться от негативного воздействия чужих людей. С шаманами подобного не происходит. Считается, что обряд посвящения придает человеку силы, чтобы он с удвоенной энергией мог помогать людям: восстанавливать душевное спокойствие, исцелять от болезней. Кроме того у каждого шамана есть определенные атрибуты, которые защищают своего хозяина от нехорошей энергии: бубен, колокольчики, тали - большой круглый амулет из меди, который шаман вешает на шею.

После камлания определенными обрядовыми действиями шаман чистит энергетику человека, меняет его код, ставит защиту от негативного воздействия, открывает дорогу.

Возвращают заблудшую душу
Шаманизм - это не просто проповедование духовных канонов, скорее это некая грань между духовным и практическим. Во все времена шаман был уважаемым человеком в своем роду, к нему ходили за советом, просили у него здоровья для себя и своих близких, удачи на охоте. И сейчас к шаманам обращаются с различными вопросами: когда лучше жениться, когда собираться в дорогу.

– Например, пришел ко мне человек, который в этом году решил построить дом. Я вижу, что в этом году удача от него отвернется: либо у него будет травма, либо деньги закончатся, либо только что отстроенный сруб сгорит. Может, он и построит дом, но с большими сложностями, поэтому ему лучше подождать до следующего года. Иногда люди спрашивают, в какой области открыть свой бизнес? Где лучше: на востоке или на западе? Если я говорю, что на востоке не стоит ничего затевать, а человек объясняет, что там ему очень удобно (живут родственники, которые могут помочь), то в этом случае я могу попросить у богов помощи для этого человека. Помогут они ему или нет - это уже им решать. Мои слова всегда носят рекомендательный характер, а как поступить - человек выбирает сам.

Иногда шаманам приходится возвращать людям их заблудившуюся душу. Есть такое понятие в шаманизме, что именно похищение душ живущих является причиной многих заболеваний. Например, шел человек по улице, задумался, а в этот момент рядом резко посигналила машина или собака залаяла. В результате человек пугается, пробивается его энергетическая оболочка, через которую улетает душа. Человек становится вялым, начинает болеть. После обряда по возвращению души в тело человек преображается: у него начинают блестеть глаза, нормализуется сон, появляется энергия и вкус к жизни.

Избранные богами
Баир рассказывает, что к нему на прием приходила женщина, которая уже семь лет состояла в браке и не могла забеременеть. Шаман провел женщине обряд, а через некоторое время после обряда женщина забеременела и родила дочь. Для Баира это было лучшим доказательством, что своим камланием, положительной энергетикой шаманы действительно могут многое сделать для блага людей.

Особенно запомнилась шаману одна посетительница. У женщины была четвертая стадия онкологического заболевания, и врачи ей отказывали в дальнейшем лечении. Кто-то ей посоветовал обратиться к шаманам. "Это настоящее чудо, - считает Баир Тулунов, - что все так сложилось. Наверное, ее уберег ангел-хранитель. После проведенного у нас обряда, женщина почувствовала себя лучше. Мне неизвестно, полностью или частично отступила болезнь, диагностируется у нее сейчас рак или нет, но знаю, что женщина почувствовала себя лучше и даже вышла на работу".

Как бы там ни было, не надо нам приписывать каких-то чудесных сил. Да, мы избранные, можем многое видеть, но у нас слово “шаман” переводится как “говорящий с духами”. Мы всего лишь посредники между людьми и богами. Мы просим у богов за людей, а боги сами решают - давать людям здоровья и удачи или нет. При этом мы никогда не делим людей по цвету кожи, социальному положению. К нам может обратиться человек любых убеждений и вероисповеданий. Ведь быть шаманом - это духовное призвание, состояние души. Обратной дороги нет, поскольку ты взял на себя ответственность за тех людей, на судьбу которых ты воздействуешь.

Советы от шамана:
Давать какой-то общий совет, один на всех, - занятие неблагодарное. Не могу я посоветовать всем гипертоникам идти в лес за определенной целебной травой, которая им может принести облегчение. А если человек еще болен и астмой? Понюхает он эту траву, и ему плохо станет. Одного лекарства для всех не бывает, с каждым человеком нужно индивидуально работать. На одних людей я воздействую своей энергетикой, другим делаю контактный массаж, если у них есть какие-либо проблемы со спиной. Каждый человек индивидуален, к каждому нужен свой подход.

Очень много людей приходит к шаманам, чтобы он помог разрешить им серьезные проблемы. Однако будет более правильным обращаться к шаманам, когда дела и так идут хорошо. Шаман проведет определенный ритуал, чтобы человек смог удержать свою удачу.

Самое главное - жить в согласии со своей совестью. Не нужно завидовать другим людям - завистью можно сильно испортить себе жизнь и даже заболеть. Если человек совершает аморальный поступок, то он должен знать - рано или поздно наступит расплата, причем расплачиваться за содеянное будет не только он сам, но и весь его род.

Для справки:
Онгон в шаманской мифологии - умершие предки и их духи, которых шаманы призывают во время камланий. Камлание - особые ритуальные действия шамана, во время которых он общается с духами. Обряд камлания исполняется для лечения больных, для предсказаний, для удачной охоты, для процветания рода и всего человечества.


Шаманизм сегодня значительно помолодел, утверждают эксперты.

Если раньше «общаться с духами» могли в основном старики-долгожители, которые множество лет провели наедине с природой, сегодня средний возраст шаманов 25—30 лет, однако это никак не сказывается на доверии к ним.

Более того, если раньше шаманы принимали далеко не всех, часто даже приехавшим давали от ворот поворот, сегодня их деятельность поставлена на коммерческие рельсы, они охотно призывают духов и бьют в бубен, чтобы за деньги вылечить болезни, заглянуть в прошлое или в будущее. И — как уверяют некоторые специалисты — их предсказания удивительно точны, а потому желающих пообщаться с шаманами с каждым днем все больше и больше.

«За лето 2015-го мы отправили в экскурсионные туры к шаманам почти 8 тысяч человек, — рассказывает представитель тур компании « Пионер-тур» Евгений Айгистов. — Специально составлены программы на разный бюджет. Можно поехать к „дорогим" ханты-мансийским шаманам в Югру, там их мало, но каждый сеанс похож на мини-спектакль; можно отправиться в республики Бурятия или Тува, где шаманизм признан национальной религией, там созданы шаманские общества, проходят публичные шаманские сеансы, дар общения с духами есть у каждого второго, а потому услуги относительно дешевы. Отдельные расценки — на туры к шаманам в Перу, Эквадор и Мексику, они готовы гадать „за еду“, но дорог сам перелет».

В чем же секрет успеха шаманов? Чем они так привлекают тысячи людей и насколько точны их пророчества? Давайте попробуем разобраться.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ПОТОП И ИНОПЛАНЕТЯНЕ

Исследователи шаманизма любят цитировать «дедушку Савея» — так называли Семена Васильева, одного из самых известных шаманов Якутии, скончавшегося в 2013 году. «Меньше чем через год после моей смерти начнется война на Украине, погибнет много мирных жителей, — говорил он.
Через два — Европа содрогнется от нашествия беженцев, которых на улицы выйдет столько, что машине негде будет проехать. Через 40 лет случится землетрясение сильное в Европе, много людей погибнет. А Америку к 2050 году затопит почти полностью».

Шаман Савей

Как мы видим, пророчества про Украину и Европу сбылись, и это не фальсификация — они записаны на видеопленку много лет назад. Это позволяет предположить, что и другие страшные пророчества могут сбыться.
Говорил «дедушка Савей» и о других загадочных вещах.

«Россию хотели разбомбить инопланетяне, но передумали, так что ничего с нашей страной не будет, — говорил он. — Инопланетяне летают вокруг нас, каждую ночь летают, просто видят их не все. Их вторжение на Землю произошло много лет назад, цель пребывания у нас — изучение и наблюдение за человечеством. При этом представителей внеземных цивилизаций могут увидеть лишь избранные, от простых глаз они скрыты».

После смерти Васильева многие его ученики стали говорить о том, что научились выходить на контакт с его душой и теперь он помогает им предсказывать будущее. Так, шаман Федот стал настоящей звездой в Якутии, когда в канун 2015 года в выпуске новостей на местном ТВ рассказал, что нас ждет непростой год.

«До конца зимы придет смерть за известным политиком, он умрет не своей смертью, а убийц не найдут». — лишь после убийства Бориса Немцова в феврале 2015-го все поняли, кого имел в виду шаман.

«Пищу будут закапывать в землю, много отравленных продуктов пришлют с Запада» — как нельзя точно пророчество описывает сцену уничтожения тонн санкционных продуктов, которые нелегально ввезли в Россию, а потом раздавили гусеницами тракторов и закопали в землю.

А от предсказаний Федота на 2016 год просто становится страшно. Что он имел в виду — пока остается только гадать. И надеяться, что все обойдется.

«Людей накроет черная каракатица, раздавит, сотни жертв»; «Проблемы с водой в Африке и Европе. В первом случае — неоткуда влаге взяться, в другом — отравление, нельзя пить»; «Летом — глобальный сбой техники, шаг назад в развитии цивилизации».

МОЛНИЯ УБЬЕТ ЗНАМЕНИТОСТЬ

Шаман Карагай — единственный официальный представитель Верховного шамана Тувы, известен тем, что ведет активную деятельность в интернете, у него есть свой сайт, на страницах которого он время от времени размещает пророчества.

Некоторое время назад Карагай предупредил, что 2015 и 2016 годы станут для России временем испытаний, но страна их с легкостью выдержит. «Россия мощнейшая страна! Недаром ее хранит дух медведя, а он — самый сильный и древний дух! Все будет хорошо, но не сразу. Будет череда увольнений во власти, много голов полетит, кто-то сядет в тюрьму. Рубль будет творить непотребства, вызывая слезы у людей. Но все это мелочи по сравнению с тем, что войны не будет, Россию не втянут, несмотря на то, что многие этого хотят».
Шаман Карагай

Кстати, недавно Карагай был гостем редакции известной столичной газеты. Во время интервью у шамана спросили, может ли он разогнать тучи. Он ответил, что это очень просто, вышел на крышу редакции — дождь прекратился.

Рассказывая об этом чуде, Карагай поведал журналистам, что засуха или очень сильный дождь всегда являются «небесными санкциями». Если где-то давно нет дождей, бог дает знать, что засуха в человеческих душах, и хочет, чтобы мы пролили слезы, покаялись. Если дождь, наоборот, сильный, затапливает все вокруг, он хочет смыть чьи-то грехи.

Шаман Аким Буян из Кызыла славен тем, что подчиняет себе не дожди, а молнии. По легенде, в детстве в Акима ударила молния, и он стал слышать голоса духов, после чего пошел в ученики к старейшине-шаману из рода Черных Волков.

«Молния никогда не убивает, — говорит шаман. — Она либо наделяет человека даром, из-за чего многие становятся ясновидящими или обладателями каких-то способностей, либо забирает душу на небеса, чтобы возвысить в ранг святых. На тех, кого убила молния, нужно молиться, обращаться к ним, как к богам, они слышат и всегда помогут».

Предсказания о будущем у Акима Буяна также связаны с молнией.

«В 2018 году на глазах у тысяч людей громовержец заберет известного во всем мире человека», — обещает он, поясняя, что некую знаменитость (политика или звезду шоу-бизнеса) разряд молнии убьет прямо во время выступления на публике, на глазах толпы.

«В ближайшие 10 лет NASA откроет возможность использования молний для космических целей, а также будут опубликованы секретные разработки Николы Теслы, которые ранее считались утраченными», — обещает Буян.

СЕКРЕТНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ СПЕЦСЛУЖБ

Еще один шаман, получивший мировую известность, — житель Кольского полуострова Эльвиль, также являющийся исследователем и автором книг, посвященных культуре, истории, традициям шаманизма. В июле 2002 года ему было видение: смотрящий на север великан, который стоял одной ногой в Европе, а второй в Азии.

Великан принял чашу с водой, которую он получил с небес. С этой чаши начинает выливаться вода, ее ручьи соединяются с реками Европы и Азии. Вода быстро начинает прибывать. Вскоре реки выходят из берегов, начинается потоп. Множество людей не успевает спастись. Во время спасения имущества люди пропускают фразу, доносящуюся с неба: «Предупреждение свершилось!»

А вот что предсказывает Эльвиль на ближайшее будущее.

«Образование союза славянских государств с его дальнейшим распадом. Эпидемия новых смертоносных вирусов-убийц, полученных методом мутации. Появление искусственного человека — до 2020-го. Нахождение на Земле новых форм жизни. Значительное увеличение длительности жизни и катастрофическое уменьшение рождаемости».

К слову, последнее пророчество подтверждает и чукотский шаман Кочап Тыкентекьев: «В ближайшее десятилетие будет открыт секрет долголетия, а в ближайшие четверть века жить до ста лет станет нормой. Падение рождаемости — во всех странах, люди не смогут рожать — будут очень хотеть детей, но не смогут, возможно, это даже спланированный эксперимент спецслужб, о котором мы узнаем не сразу».

КОНЕЦ СВЕТА И ВОЗРОЖДЕНИЕ

Красноярский энтузиаст-исследователь Степан Марков, более 20 лет собиравший предсказания шаманов Сибири, Дальнего Востока и Центральной Азии, еще 15 лет назад составил хронологическую последовательность совпадающих пророчеств.

Согласно ей, вплоть до 2035 года на Евразийском континенте, а также в водах, омывающих эту огромную территорию, произойдет не менее полутора тысяч природных катаклизмов. Из них самыми разрушительными станут землетрясения с эпицентром в Северной Монголии, примерно в 2015 году, в 2022 году — на южной оконечности Курильской гряды, в 2030 году — на Филиппинах.

Подземные толчки вызовут мощные цунами, удару которых подвергнутся острова Тайвань, Сахалин и Хоккайдо. Из-за подземных ударов стихии в Северной Монголии существенно изменится рельеф Саян и очертания озера Байкал. К слову, сам Байкал будет мельчать, и к 2040 году от былого легендарного озера останутся только воспоминания.

К этому же году следует ожидать существенного понижения температуры не только в Евразии, но и на всей планете. В этот период вероятнее всего наступит так называемый ледниковый период, от которого сильнее всего пострадают юго-западные районы Европы и Африка, где население вымрет почти полностью. В целом в мире к 2050 году численность человечества уменьшится на 1,5 миллиарда человек.

Однако после 2050 года температура на планете начнет расти. Но это не принесет долгожданного процветания. Начавшиеся многолетние засухи приведут к массовому голоду. Площадь пустынь на планете увеличится более чем в четыре раза.

Сухой и жаркий период на Земле может затянуться более чем на полтора столетия, что также приведет к существенному сокращению численности людей. И только начиная с 2200 года изменившаяся внешне и внутренне человеческая раса вступит в долгий период благоденствия.

Впрочем, жить, готовясь к эпидемиям и катастрофам, не стоит. Известный исследователь шаманизма, профессор-культуролог Лидия Колодезникова пишет в своих статьях, что большинство современных шаманов не более чем рекламный трюк, уловка, чтобы привлечь туристов, ради которых и устраивается красочное шоу с бубнами, ритуальными танцами и жертвоприношениями.

Местные жители называют «ряжеными» тех, кто работает с туристами, участвует в телепрограммах, никогда к ним не обращаются и уж тем более не верят их пророчествам.

Известный американский разоблачитель паранормальных явлений и псевдонаучных теорий Джеймс Рэнд с 2012 по 2014 годы изучил предсказания 150 шаманов со всего мира (среди них — 20 из России) и получил неожиданную статистику: лишь 4% их пророчеств сбылись. Комментарии тут, как говорится, излишни...

На «The Village» вышло интервью с шаманом Артуром Цыбиковым о современном российском шаманизме: как стать шаманом, какие существуют обряды, сколько они стоят и так далее. В общем, все, что вы хотели знать о шаманах, но стеснялись спросить. И да, они действительно стучат в бубны, но еще и пользуются гаджетами и социальными сетями.

1. Как стать шаманом?

Раньше было так, что шаманами становились по наследству. У будущего шамана должна быть так называемая утха - предрасположенность к тому, чтобы помогать людям, общаясь с богами, духами природы и космоса. Но сейчас люди настолько оторвались от природы, многие не понимают, как жить и что делать. Поэтому я всем предлагаю пройти шаманские практики - восстановить свой организм. На втором этапе, если у человека проявится желание и талант, он может попробовать стать шаманом.

2. Как стал шаманом Артур Цыбиков?

До того, как посвятиться в шаманы, я служил в армии, получил два высших образования - педагогическое и экономическое. В 90-х полгода работал учителем физкультуры, занимался ресторанным бизнесом в Москве и еще чайным заводом в Грузии. К шаманизму я пришел в 37 лет, когда заболел мой отец. Он шаман, много помогал людям и вдруг заболел. Мы начали возить его к другим учителям-шаманам, и проблему устранили. На тех обрядах мне сказали, что я тоже должен посвящаться.

3. Какие обряды проводят шаманы?

Сначала мы выслушиваем человека. Исходя из того, с какой проблемой он приехал, выбираем обряды. Если это связано с физическим телом - например, палец вывихнули или сухожилие перехлестнулось, - применяем мануальную терапию. Если проблема связана с кармой или душой, проводим обряды: стучим в бубен, молимся, призываем богов оказать помощь и лечим.

4. Как шаманы избавляют от алкогольной зависимости

Обряд, направленный на избавление от алкогольной зависимости, простой, но шокирующий. Мы нагреваем металл под 500-700 градусов и прижигаем язык. Не каждый на это готов и не каждый выдерживает такое, только в этом в сложность. А вообще это простой обряд: нагрел металл, позвал предков, прижег и все.

5. Сколько стоит обряд у шамана?

В случаях с несложными обрядами человек благодарит по своим возможностям - это могут быть ритуалы, связанные с избавлением от болезней или зависимостей. Стоимость больших обрядов складывается из суммы тех вещей, которые задействованы в ритуале. Обряд с подношением животного обходится от 15 до 20 тысяч рублей.

Но эти деньги не идут шаману, а тратятся на приобретение всего, что необходимо для ритуала.

Москва. Центр. Обычный летний день. И вдруг... Случайные прохожие застывают в изумлении. Из черной «Волги», бережно поддерживаемый «прилизанным» молодым человеком в стогом костюме, выбирается седой старик с азиатскими чертами лица. Но как странно одет этот старик! На нем длинное меховое одеяние, украшенное причудливым орнаментом. На шее у старика добрый десяток ниток бус. Мягко ступая кривыми ногами, обутыми в расшитые бисером меховые сапдги, следом за молодым человеком старик поднимается по ступенькам одного из союзных министерств... «К министру шамана привезли. Сынок у министра хворает. Врачи лечить не берутся...» - шепотом передают друг другу новость всезнающие москвичи.

Трудно сказать, помог ли шаман министерскому сыну в том конкретном случае. Но практика лечения с помощью шаманской магии была весьма в ходу в семидесятых годах прошлого века. Виновата в этом мода на нетрадиционные методы лечения, распространившаяся в «эпоху застоя», или всему причиной несомненная сила шаманов - неизвестно. Но и сегодня немало людей обращаются за помощью к шаманам. Во многих случаях это - последнее средство.

Рассказы о шаманах - подчас невероятные - передаются из поколения в поколение. Стоит пересечь Уральский хребет и оказаться в Азии, как вы очутитесь в мире, где вера в силу шаманов так же велика, как и сто лет назад. Нужно заметить, что в современной России традиционный шаманизм возрождается. А ведь еще лет двадцать назад советская власть не одобряла веры широких масс в шаманскую силу (разумеется, к союзным министрам это не относилось).

Обратимся к рассказам, на которые так щедры жители российского Севера.

«Что умеет шаман? Много чего. Он почти всесилен. Например, шаман может загипнотизировать человека, наказать вора, охладить пыл хулигана. Но это пустяки. Бывает и так: возьмет шаман острый нож, ударит им в бревенчатую стену - молоко течет или даже кровь. Если увидишь шамана ночью - остерегайся, ведь есть среди них не только добрые, что лечат, а и злых немало. Мчится такой по тайге на коне, а голову с плеч снимает, чтобы ветки глаза не повредили. Бывают шаманы - мужчины, а бывают шаманы - женщины. Если на лютую шаманку набредешь в тайге - не уйти, ложись да помирай. Но больше шаманов добрых, чем злых. Такой вылечит, от верной смерти спасет - ничего не возьмет. А благодарить, кланяться в ноги примешься - смеяться будет.

Российские этнографы в конце XIX - начале XX века много занимались проблемой шаманов. Их интересовало все, и не в последнюю очередь - магическая практика шаманов. Например, в отчетах этнографических экспедиций можно найти описание таких шаманских «трюков», как прокалывание острыми предметами разных частей тела, хождение по раскаленным угольям, поедание несъедобных предметов. И так далее, и тому подобное. Особый интерес представляют рассказы о превращении шаманов в животных и птиц. Так, одному якутскому шаману, жившему в конце XIX века, не составляло ни малейшего труда превратиться в белку. Другие излюбленные объекты трансмутаций в шаманизме - волк, ворон, медведь. Трудно сказать, что в действительности видели этнографы, но факт остается фактом: ученые, члены экспедиции Академии наук описали эпизоды превращений как нечто, виденное их собственными глазами. Удивительными кажутся и тогдашние пророчества шаманов. Например, еще в середине XIX века один бурятский шаман предсказал появление железнодорожного транспорта. Этнограф бесстрастно зафиксировал и еще одно, гораздо боле удивительное пророчество. Пользуясь для выражения образами, шаман назвал новый вид транспорта «железной змеей». Тот же шаман сообщил, что «царь будет свергнут, богачи превратятся в батраков, каторжники будут начальствовать, а шаманы будут повешены на деревьях». Через шестьдесят с небольшим лет сбылась первая часть пророчества - совершился октябрьский переворот в России. Вешать шаманов на деревьях (все-таки чаще их расстреливали - в порядке борьбы с религиозными пережитками) стали несколько позднее... Существует старинное шаманское пророчество, прямо касающееся нас, жителей XXI века. «Когда выпадет последний волосок из черного кончика заячьего уха, наступит всемирный потоп», - заявил в середине XIX века якутский шаман по имени Гурсэб. К сожалению, этнограф позабыл спросить у старика, каков смысл этого пророчества, ведь его можно воспринимать как крайне оптимистическое (зайцы как вид будут существовать еще долго, и черных волосков на их ушах будет предостаточно) или как весьма мрачное (если образ пророчества свидетельствует о глубоких изменениях в природе, произведенных человеком за последние десятилетия).

Еще одна удивительная способность шаманов также описана российскими этнографами. Шаман способен преобразовывать пространство вокруг себя. Вначале он с поразительным искусством имитирует звуки скачущего табуна лошадей, рев волка, щебет таежных птиц. При этом рот шамана закрыт, а звуки доносятся откуда-то извне. Что является здесь источником звуковых волн? Уж не гипноз ли? Вполне возможно. Однако чем больше узнаешь о шаманизме, тем сильнее хочется верить в действительную магическую силу этих носителей древнего искусства магии.

Основная работа шаманов - это предсказания, общение с добрыми и злыми духами, лечение. Роль шамана в жизни архаичных народов Крайнего Севера была огромной, ведь шаман выступал в качестве жреца целой религии- шаманизма. Но шаманизм нельзя считать «региональной религией»: народы многих стран и континентов также являются сторонниками шаманизма.

Какая же неизвестная официальной науке закономерность лежит в основе шаманской практики?

В начале 90-х годов XX века усилиями академика В. П. Казначеева и группы ученых-энтузиастов были проведены сеансы так называемой «дальней связи». При этом использовались «зеркала Козырева» - особые приборы, способные, по мнению ученых, локально изменять энергоинформационное поле. В одном из своих докладов академик Казначеев говорил о существовании особых биополевых конструкций, которые имеют постоянную связь с легендарной Шамбалой. Выходит, Шамбала - это не сказка, выдуманная увлекающимися людьми, а реальность. Подпадая под влияние биополевых конструкций, человек начинает вести себя аномально. В зависимости от «заряда» энергии его аномальные действия могут нести либо позитивную, либо негативную нагрузку.

Пользуясь данными, полученными российскими учеными в 90-х годах, можно предположить, что шаманы подключаются к информационному пространству, выходят в «верхний мир», в космос, Вселенную. Это дает им возможность предвидеть события, которые совершатся в будущем, лечить больных. Духи, с которыми общаются шаманы, выступают здесь уже не как символы сил природы, а как вполне реальные сущности из «тонкого мира», сгустки неизвестной (а точнее, неопределимой современными средствами) энергии.

Приведу еще одну цитату, подтверждающую современное значение шаманизма как национальной религии многих северных народов России. Председатель народного фронта Якутии Данилов в одном из интервью сказал: «Мы провозгласили государство Саха, но этого крайне мало. Шаманизм - якутская религия и философское основание, на котором будет строиться наше государство». Ни больше ни меньше. Эту точку зрения, разумеется, следует сегодня принимать во внимание. А вот несколько сот лет назад, в эпоху Чингисхана, жил знаменитый шаман Тэб-Тенгри. Он сыграл немалую роль в возвышении Чингисхана. Кстати, сын Чингисхана и его жена были знаменитыми в свое время шаманами, они входили в пантеон «хозяев общемонгольского огня» - аналог института святых в православии.

Сегодня потребность людей в услугах шаманов очень высока. Но не только лечиться и гадать о будущем ходят к шаманам. Тысячи и тысячи людей ищут альтернативы современным религиям в древних обрядах шаманизма. Паломники посещают священные вершины гор, перевалы, водные источники, проводят там массовые празднества. Белое шаманство, обращение к духам «верхнего мира» - хорошая возможность как бы заглянуть в глубь времен, коснуться истока жизни.

Шаманы делятся по силе на «слабых», «средних» и «великих». «Слабым» шаманом при определенных условиях может стать практически каждый желающий. Для приобретения сана «среднего» шамана нужен сложный обряд инициации (посвящения). «Великие» шаманы рождаются раз в несколько десятков лет. По имеющимся сведениям, сегодня нет великих шаманов, по крайней мере на территории Российской Федерации.

Далеко на ледяном Севере, где мрак так же страшен, как стужа, а стужа еще страшнее мрака, растет волшебное дерево. Вместо коры на этом дереве - змеиная чешуя Когда Луна ступает в ущерб, волшебное дерево сияет таинственным светом. Ытык-Мас - так зовется оно. Дерево имеет девять причудливых изгибов и девять дупл. В дуплах дерева Ытык-Мас обитают духи нерожденных еще шаманов. В трех верхних дуплах, где орлица вскармливает орлят, - духи трех великих шаманов. Эти дупла десятилетиями остаются пустыми, ведь вселенские воздушные духи великих шаманов приходят к людям редко. В трех средних дуплах, где живут вороны с воронятами, обитают духи трех средних шаманов. Три нижних дупла никогда не бывают пустыми: там, рядом с выводком желторотых кукушат, ютятся духи слабых шаманов.

Каким станет шаман - добрым или злым - решать ветрам. Ледяные северные ветры дают шаману силу спасать от недуга и насылать порчу-болезнь. Южные ветры рождают шамана, способного предвидеть будущее на сто лет вперед. Западные ветры делают шамана нечеловечески злым. А вот влияние благодатных восточных ветров дает шаману силу творить только добро. Но это лишь часть шаманской души - ее воздушная часть.

Шаман, вставший на путь злых дел, имеет земную часть своей души в рыбе Jlyo - рыбе, посвященной смерти. День и ночь вечно плавает рыба Луо в смрадных болотных глубинах. Нет покоя и материнской части души шамана. В теле Матери- Зверя неприкаянно бродит она по лесам, забредает в тундру. Но материнская часть не может даже напиться воды - свежая ключевая вода не утоляет ее жажды. На вечную жажду обречена она, на вечные муки.

Посвящение в шаманы - величайшая тайна последователей этого древнего учения. Попробуем пересказать от первого лица историю посвящения одного из современных шаманов, использовав одно очень любопытное интервью десятилетней давности.

Пока я не стал шаманом, меня звали Никита. Я работал водителем в большом оленеводческом совхозе. Жизнь была обычная - ни плохая ни хорошая. Однажды поздно вечером ко мне пришел шаман Ердэ. Я его знал: к нему ходила лечиться моя жена, и жил он неподалеку. А с Ердэ был еще один шаман, незнакомый.

Собирайся, пойдешь с нами, - сказал Ердэ. - Моему брату Ольхону в камлании открылось, что родится в твоем стойбище средний шаман. Это ты, Никита.

Я уже двадцать пять лет как родился! - удивился я.

Шаман Ольхон укоризненно покачал головой:

Ничего еще не знаешь. А вот с нами пойдешь - все знать будешь.

Я пошел с шаманами. Мы шли три дня и забрели далеко в тайгу.

Ердэ и Ольхон развели костер, усадили меня поближе к огню. Посовещавшись, шаманы принялись варить на огне какое-то зелье. Вскоре в котелке пенилась черная жидкость с резким запахом. Мне приказали выпить ее. Жидкость была горячая, у нее был горьковатый вкус плесени. Ердэ и Ольхон стали бить в бубны и кружиться на месте.

Я почувствовал, что засыпаю. Фигуры шаманов стали расплывчатыми, а обычно молчаливая тайга кругом наполнилась странными звуками. Я слышал гул воды, пение каких-то птиц, рев зверей. Я испугался и стал звать шаманов по именам, но они не откликались. Потом все вокруг изменилось.

Я сидел на дне глубокой черной ямы и пытался из нее выбраться. Никто не приходил на помощь, как я ни кричал. Пустота и безмолвие окружали меня. Я затих и скорчился на дне ямы.

Тишина казалась мертвой, но вдруг мне послышался отдаленный звук Это был свист снежного вихря. А потом зашумели громадные крылья, и над ямой закружил орел, каких не бывает: величиной он был с доброго оленя Орел сел на край ямы, опустил голову и ударил меня клювом в темя. Боль была сильной, но мгновенной. Орел схватил меня когтями и взлетел. Дух захватило от такого полета. Было темно и холодно. Рядом мерцали какие-то странные облака. Орел будто остановился, и я почувствовал, что железная хватка когтей ослабла. Я стремительно полетел вниз.

Я ударился о лед, попробовал подняться, но не смог.

Где я? Куда меня занес чудовищный орел?

И в ответ ледяная пустыня загудела тысячей голосов:

Эбэ Хайа! Эбэ Хайа!

(Примечание. В традиции шаманизма Эбэ Хайа - скала на берегу Северного Ледовитого океана. Это священное место для всех коренных народов Севера. Другое ее название - Гора-Бабушка. Так ее называют якуты в знак особого почтения. На вершине Эбэ Хайа обитают духи, например великий дух реки Лены в образе великого орла)

Я попытался осмотреться. Внизу ревел океан, разбиваясь о подножие скалы, на которой я лежал. Надо мной висело мрачное небо. Ни одной звезды. Только бледная ущербная Луна светит. На скалу легла огромная тень. Я обернулся.

Чудовище в три человеческих роста с туловищем, напоминающим человеческое, и медвежьей головой шло прямо на меня.

Я, Нохоо, пришел, чтобы разорвать на куски твою плоть, перегрызть твои кости!

Не помня себя от страха, я попытался отползти, но Нохоо схватил меня и прижал к камню. С оглушительным ревом чудовище занесло надо мной топор. Наверное, я закричал Брызнула моя горячая кровь, она залила меня с ног до головы... все остальное происходило уже за гранью боли и почти за гранью сознания.

Нохоо отрубил мне голову и насадил ее на длинный шест. Я видел все, происходящее с моим телом.

Смотри! - рычало чудовище.

Нохоо разрубил мое обезглавленное тело на куски и разложил их на три стороны.

Это - для духов верхнего мира, это для духов нижнего мира, а сердце и печень - для духов среднего мира.

Налетел вихрь, отшвырнул чудовище с медвежьей головой. Из вихря появились невиданные черные твари, похожие на угрей. Они облепили мясо и стали пожирать его. Сожрав все, Veapn исчезли так же мгновенно, как и появились. Скала вздулась, словно была сделана из бумаги, и из возникшей дыры выбрался ужасающий зверь - однорукий, одноногий, с одним-единственным клыком в пасти. Зверь подобрался к останкам и стал с хрустом пожирать кости. Насытившись, он провалился в расселину скалы...

Не знаю, долго ли продолжался весь этот кошмар. Над горой нависла черная туча и уронила холодные капли. Ударяясь о камень, они превращались в крохотных горбатых старух.

Плоть и кости, явитесь снова! - хрипло закричали старухи.

Кружась на месте, старухи слепили мое тело воедино, смазали слюной швы, потом запричитали, заметались и исчезли в черной туче, из которой явились.

Я понял, что мое тело слеплено заново.

Вот и все! Духи горы сделали свое дело! - проревел Нохоо, ставя меня на ноги. - Теперь ты - шаман средней силы. И Имя тебе отныне - Кысылга!..

Вставай! - тряс меня за плечо Ердэ. - Переодевайся!

Я натянул на себя полное шаманское облачение - длинное меховое одеяние, пояс с кожаной бахромой, надел бусы и браслеты. И вдруг нечеловеческие силы вошли в меня. Железные браслеты зазвенели, превращаясь в перья, а край мехового одеяния стал птичьим хвостом. Круглая медная пластина, пришитая спереди, засияла, как солнце, и я поднялся в воздух. Рядом летели Ердэ и Ольхон, обратившиеся в воронов.

Мы летели долго, разглядывая землю, лежащую далеко внизу. Мы поднимались выше - и земля становилась крохотной. Мы опускались - и становились видны сеть рек и зеленые волны тайги.

Я устал, силы мои исчерпались. И тут я увидел, как мои братья-шаманы отдыхают в воздухе: медные круги на их одеяниях перестали сиятц как солнце, подернулись туманом... Вот облака, вытекшие из этих кругов, стали белыми, пушистыми облаками, и шаманы улеглись на них отдыхать. Я сделал то же самое Ердэ одобрительно усмехался, а Ольхон почему-то хмурился.

Издалека, откуда-то снизу мне послышался то ли крик, то ли плач.

Опускайся! - велел Ольхон. - Это Мать-земля кличет тебя! Негоже шаману долго нежиться на облаках!

Я направил свой полет вниз, к земле. И с каждой секундой силы мои прибывали. Я без вреда для себя пролетел сквозь туманную сеть, расставленную злыми духами, обитающими над верхушками сосен. Я миновал опасных водных духов, парящих над гладью воды, и наконец опустился на землю.

Рядом опустились шаманы Ердэ и Ольхон.

Теперь ты видел, сколько злых духов ждут твоей оплошности, - сказал Ердэ. - Кысылга, отныне ты должен всегда приходить на помощь племени людей, на помощь тем, кто лишен шаманского зрения.

Мать-земля будет хранить твою силу всегда, - добавил Ольхон. - Смотри, Кысылга, чтобы злые духи не украли у тебя какую-нибудь из душ - воздушную, водную или земную!

Священный бубен станет твоим конем, а медный круг на твоей груди - прорубью, в которую ты сможешь прятаться в случае опасности, - добавил Ердэ.

А когда ты принесешь много добра людям, то сможешь увидеть Правителя Девяти Небес - Юрюнг Ар Тойона. На его левом плече дремлет орел, а на правом - старый ворон. У ног Юрюнг Ар Тойона лежит златорогий олень, а у коновязи стоит белый конь с серебряными крыльями, - завершил поучение Ольхон. На его лице сияла улыбка.

Этот рассказ практикующего в настоящее время сибирского шамана дает яркое представление об обряде посвящения в шаманы. Налицо такие общие принципы инициации как «случайный» выбор неофита, переживание неофитом опыта смерти и повторного рождения, помощь старших товарищей. В видениях Кысылги фигурируют священные места, а также образы духов, характерные для региона.

Возможна ли шаманская практика в условиях современного города, вдали от природных ландшафтов, мест поклонения, без помощи мастеров магии? Насколько это известно автору, подлинный шаманизм (тем более опирающийся на региональный пантеон) вряд ли возможен в современной урбанизированной реальности. Однако элементы шаманской практики органично вошли в практику современных неоязыческих культов.