Романские церкви в валь де бои. Эффективное завершение готического стиля

Романская эпоха в архитектуре длилась три века с XI по XIII. Этот период охарактеризовался реконкистой, которая, несомненно, отразилась при строительстве зданий того времени. Архитекторы в основном опирались на пример французской постройки. Так как именно Франция считалась центром христианства и принимала активное участие в реконкисте.

Испанцы в качестве строительного материала использовали гранит и песчаник. Из-за нехватки дерева, мастера того времени практиковались в обработке камня. Они настолько мастерски делали кладку стен, что многие сооружения признаны шедеврами архитектуры.

Одна из грандиознейших построек Испании романского периода – церковь Сантьяго де Компостела, на сооружение которой понадобилось 42 года. Возвели ее в Галисии, где по легенде был захоронен апостол Иаков. Церковь в точности повторяла соборы Франции XI века. Западный фасад здания украшен шедевром скульптуры – порталом «небесного блаженства». Над убранством церкви трудился испанский мастер Матео. Он создавал настолько пластичные человеческие фигуры, что никто не мог усомниться в его мастерстве. Кажется, что скульптура вот-вот оживет и продолжит свое движение.


Церковь святого Мартина во Фромисте

Еще одним шедевром является церковь святого Мартина во Фромисте (Iglesia de San Martin de Fromista), созданная примерно в 1066 г. также по образцу французских соборов. Здание украшает башня с восьмью гранями, три нефы и три апсида. Церковь полностью пропорциональна, все ее части соотносятся друг с другом. Освещение в соборе поистине необычно: в нем царит полумрак, а слабый свет дают лишь боковые окна фасада. Впоследствии, таким приемом пользовались многие архитекторы. Стоит отметить, что в здании нет хора, что также является отличительной чертой романского стиля Испании.


Базилика святого Викентия (Basilica de San Vicente) — церковь, построенная в 1109 году, находится в Авиле. В ее стилистике присутствуют восточные мотивы вместе с роскошным фасадом и интерьером. Собор построен геометрически правильно, с четкими формами. Планировка башни квадратная, крыши плоские. Церковь представляет собой продолжение развития романской стилистики в Испании. Французские мастера создавали башни соборов в форме призм, а испанцы взяли вариант с геометрически правильными фигурами у арабов. Плоская крыша была более выгодна для такой страны, как Испания. В первую очередь, из-за ее климатических особенностей. Таким образом, казалось, что церковь приближена по своей стилистике к жилищам местного населения. Такой способ строительства придал зданию резкость форм, своеобразие его силуэта.


Собор в Саламанке (Catedral Nueva de Salamanca) был построен в 1160 году. В нем гармонично сочетается романский стиль и восточные архитектурные традиции. План здания отвечал западным требованиям: стрельчатые арки, крестовые своды. Отдельного внимания заслуживает купол собора. Он расположен на четырех арках, как бы вырастая из барабана. На куполе также находятся два яруса окон. Украшен он колоннами, образующие некое подобие наличников. Из-за особой формы собора, он наполнен светом, который льется из окон купола. Весь внешний облик здания украшен орнаментами, с преобладанием гладких плоскостей. Крыша собора плоская, но по ее краям расположены зубцы, что является необычным явлением для Испании. Собор как бы олицетворяет собой крепость, хоть и не является таковым.

Храмы того периода имеют еще одну отличительную черту: наличие открытых арочных галерей по бокам зданий. Так, в церкви Сан Мартин такие галереи были с трех сторон, как бы огибая сооружение. Перекрытия в таких галереях были сделаны из дерева, а декорировались они в соотвествии с арабскими мотивами. Такие пристройки выполняли важную функцию: они могли быть и рынками, и биржами, и просто местом, где собирались местные жители.

Под закат романской эпохи начали преобладать арабские мотивы в архитектуре. Так как именно эта культура наложила яркий отпечаток на все искусство Испании.

Фото: Романские церкви в долине Валь-де-Бой

Фото и описание

В нескольких маленьких деревушках на территории долины Валь-де-Бой, расположенной среди Пиренейских вершин и относящейся к автономному сообществу Каталония, стоят девять прекрасных церквей, построенных в романском стиле. Расположенные среди природы невероятной красоты эти церкви в 2000 году пополнили список Всемирного наследия ЮНЕСКО и получили статус национальных историко-архитектурных памятников Испании. В список вошли следующие девять церквей: церковь Сан-Феликс в деревне Барруэро, церковь Сан-Хуан-де-Бой в деревне Бой, церкви Санта-Мария и Сан-Клементе в Тауэлле, скит Сант-Кирк и церковь Рождества в Дурро, церковь Санта-Эулалиа в Энриль-ла-Валь, а также церковь Санта-Мария-де-ла-Асунсьон в Колле и базилика Санта-Мария, расположенная в деревне Кардет.

Романские церкви Валь-де-Бой были возведены и освящены в начале 12 столетия. Время удивительным образом практически не коснулось величественных зданий этих церквей – сквозь века они сумели сохранить и донести до нас свои образы почти без изменений. Выложенные из камня, своей мощной и величественной архитектурой, так свойственной архитектуре романского периода, эти церкви напоминают крепости. Внутренние стены всех девяти церквей украшены великолепными старинными фресками, датируемыми примерно 1123 годом. Фрески были частично восстановлены и на сегодняшний день они считаются одними из лучших того периода.

Кроме того, хочется добавить, что великолепная природа данной местности и очаровательный неповторимый колорит, свойственный испанским деревням, впечатлят любого, даже самого искушенного туриста, решившего посетить эти удивительные места и познакомиться с архитектурой старинных романских церквей.

Старые романские церкви в долине Валь-де-Бой в Пиренеях внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Я давно хотела посмотреть на них. Привлекало меня в долину несколько обстоятельств: отдаление от основных туристических троп, красивые виды Пиренеев и храмы аналогов которых осталось в Европе немного.

Долина Валь-де-Бой в испанских Пиренеях

Эта долина затерялась в горах и видимо миновала войны и разрушения. Наверное и денег у местных жителей не было, чтобы перестроить приходские церкви по последней моде. Возможно по этой причине и сохранились церквушки, построенные в XI — XII веках. Эти храмы — одни из самых древних в Испании.

Валь-де-бой — место туристическое, правда турист здесь особый. С побережья сюда ехать далеко. К слову и дорога не простая — по горным серпантинам.

Кроме деревенских церквей, которые на мой дилетантский взгляд, кроме того, что старые, ничем выдающимся не отличаются, в долине Валь-де-бой начинаются пешие маршруты в заповедник . Там, если верить путеводителям, открываются шикарные виды на испанские Пиренеи.


Поэтому турист здесь специфический, в основном испанцы с рюкзаками.


Мы посетили эти достопримечательности из Андорры, где отдыхали. Дорога заняла около 2,5 часов в один конец.


Иногда мы останавливались фотографировать красивые места.


Пиренеи конечно очень красивы.


Долина собственно тоже.

Да и деревушки в горах также изумительно очаровательны

Построены храмы не так уж и хорошо. Большинство подобных построек до нашего времени не дошло, подозреваю из-за качества строительства.

Считается, что строили их специально вызванные зодчие из Ломбардии. Во всяком случае, стиль очень похож на старые итальянские церкви.

В храмах сохранились ранние романские фрески. Однако сейчас их там нет. Все они находятся в Национальном музее Каталонии, в Барселоне.

Церквей всего десять, и расположены они в девяти деревнях. Некоторые из деревень расположены в горах над долиной.

Рядом с храмами, как и положено, находятся деревенские кладбища.




Поскольку нам было лень подниматься по узким, деревенским серпантинам в горы, да и время торопило, мы не стали осматривать все девять деревень, посмотрели только три.






Получив представление о том, что из себя представляли деревенские средневековые церкви, мы поехали обратно.
И конечно заехали перекусить.

В центре нескольких уютных каталонских деревушек, компактно выстроенных на просторах красочной долины Валь-де-Бой, что в высокогорье Пиренеев, возвышаются девять великолепных церквей, построенных в романском стиле. Гармонично дополняющие собой местные живописные окрестности, эти религиозные сооружения носят статус национальных исторических и архитектурных памятников Испании и с начала нынешнего столетия включены в список охраняемых объектов Всемирного культурного наследия под эгидой ЮНЕСКО.

Все девять романских монументов были построены и освящены на территории прекрасной долины Валь-де-Бой в начале XII века. С тех пор эти величественные строения практически не изменились под тяжестью лет и по-прежнему наглядно иллюстрируют архитектурные каноны тех времен. Выложенные из каменных блоков, данные церкви своими броскими и исключительными конструкциями, столь характерными для романской архитектуры, больше похожи на крепости, чем на приходы. Внутренние убранства всех зданий примечательны старинными фресками, созданными в первой четверти тринадцатого столетия, которые ныне считаются превосходными образцами средневекового искусства.

Каждая из упоминаемых церквей по-своему уникальна и заслуживает отдельного внимания. Именно поэтому под защиту ЮНЕСКО перешли все здешние шедевры романской архитектуры, расположенные в деревнях: Барруэра, Таулл, Бой, Колл, Кардет, Дурро и Энриль-ла-Валь. Помимо церквей, все деревни в долине также примечательны уютными старинными домиками, красочными полями в окрестностях и обширными сезонными пастбищами, под которые отведены более высокие склоны.

Испания с точки зрения зодчества и градостроительства представляет собой яркий пример смешения стилей, традиций, культурных особенностей. Сложно сказать, что очаровывает здесь больше, – современность или исторические памятники. Понятно лишь, что представить одно без другого просто невозможно. Архитектура Испании настолько гармонична и уникальна, что осознать это можно, лишь однажды приехав сюда.

Исторические предпосылки

На формирование внешнего облика этой страны в разные эпохи влияло ее географическое расположение, которое способствовало многочисленным завоевательным войнам. Сменявшие друг друга правители и народы неизменно оставляли свой след в обустройстве городов. Начало было положено в период зарождения иберийской культуры, затем пришли римляне, арабы, и только потом свое правление установили испанцы.

Сегодня эта страна стала симбиозом архитектурных традиций древнеримской эпохи, мавританской, непосредственно испанской и современного времени.

Архитектуру Испании можно охарактеризовать такими тезисами:

  • в ней нашло отражение влияние многочисленных войн;
  • смешение стилей, как в рамках городов, так и в пределах одного архитектурного сооружения. Примером может служить Саграда Фамилия, которая объединила в себе романские черты и каталонский модерн;
  • огромное количество исторических объектов занесены в список наследия ЮНЕСКО;
  • практически каждый населенный пункт Испании может похвастаться древними памятниками архитектуры.

Еще большим числом реликвий, сохранившихся с былых времен, на сегодняшний день обладает разве что Италия, которая занимает в этом списке первое место.

Архитектура римского периода

Испанская архитектура в период древнеримского правления отличалась величественными и весьма мощными сооружениями. Все здесь возводилось с целью подчеркнуть силу и превосходство империи над другими государствами. Особенно примечательной в этом плане является Таррагона – древнейшая столица и первый римский населенный пункт на полуострове.

Самым старым ее сооружением считается крепостная стена, сохранившаяся с III века доисторической эпохи. Сюда же можно отнести цирк, амфитеатр, в котором проходили бои гладиаторов, акведук Чертов мост, кафедральный собор Санта Мария.

Основными чертами строений этого периода можно назвать:

  • монументальность;
  • строгую симметрию;
  • стремление к созданию зданий, которые носили утилитарный характер и служили скорее для удовлетворения нужд римлян, чем для возвеличивания нации;
  • большое количество украшений;
  • пышная отделка внутреннего интерьера;

Для зданий той эпохи характерно наличие многочисленных арок, куполов, сводов, колонн.

Мавританское наследие

Мавританская архитектура Испании переносит нас в сказочный мир, который стал воплощением нереальности происходящего и воздушности конструкций. Отличительными чертами арабского градостроительства являлись:

  • восточный орнамент;
  • использование в качестве украшения букв арабского алфавита (изображать фигуры людей было запрещено религией);
  • купола и арки.

Узнать мавританский дворец можно по садам и паркам. Учитывая трепетное отношение этого народа, выросшего в пустыне, к воде, его сооружениям сопутствует многообразие фонтанов, прудов и внутренних двориков, которые располагают к созерцанию, неспешному образу жизни и наслаждению красотой природы. Дворцам арабской архитектуры была свойственна удивительная утонченность и роскошь.

Чтобы составить впечатление о периоде правления мавров в Испании, непременно нужно посетить:

  • Толедо – дворец Алькасар;
  • Кордова – мечеть Мескита;
  • Севилья – минарет Харильда.

Период расцвета этого направления на VIII-XI века.

Архитектура в Испании XI-XIII века отмечена новыми веяниеми в сооружении различных зданий. Во многом влияние на этот этап оказала Реконкиста – борьба с арабским засильем на испанских землях. Значимым моментом в этот период становится влияние церкви на все сферы жизни, в том числе и на зодчество.

Характерным для романской эпохи стало строительство неприступных крепостей и зданий религиозной направленности. Внешний вид построек становится довольно суровым, но в то же время не теряет живописности. В качестве строительных материалов используются камни, украшением служит витиеватая лепнина, защитой – неприступные зубцы и многочисленные сторожевые башни.

Готика

Переход из XIII века в век XIV стал началом нового веяния в архитектурном искусстве, которое получило название «готика». Создателями ее считаются монахи-цистерцианцы, основными жизненными принципами которых были аскеза и духовное совершенствование.

Специалисты выделяют такие черты этого направления:

  • стрельчатые своды;
  • капеллы;
  • рост здания в ширину;
  • гладкие стены с расплывчатым орнаментом.

Примерами этого стиля может служить церковь Санта-Мария-дель-Мар (Барселона), Кафедральный собор (Леон), монастырь Сан-Томе (Авила).

Возрождение

Период Возрождения, последовавший сразу за Средневековьем, внес свои изменения во внешнее убранство испанских городов. По времени он совпал с XIV-XVI веками и, судя по названию, означал возврат к античным ценностям и формам.

Архитекторы Испании вновь обратили свой взгляд к римским постройкам и реанимировали главные постулаты их инженерных конструкций — строгую геометрию, симметрию, пропорции.

Сложная композиция средневековых зданий была разбавлена стройными рядами колонн, пилястров, арок. Все 13 городов, которые значатся в списке ЮНЕСКО, сохранили свидетельства этой эпохи. Например, дом-музей Сервантеса в Алькале или монастырь Сан-Бернардо.

Испанский стиль в архитектуре имеет и свое специфическое направление, которое возникло в результате слияния особенностей арабского стиля, Ренессанса и готики. Его распространение совпало с XV-XVI веками. Авторство принадлежит мусульманам, которые продолжали населять Пиренейский полуостров после завоевания испанцами. Первое время они еще обладали правом вести образ жизни, присущий этому народу, исповедовать свою религию.

Падение в XV веке Гранады привело к насильственному обращению мусульман в христианскую веру. Данные исторические события не могли не отразиться и на архитектуре городов. Зданиям, построенным в этой стилистике, присуща кирпичная кладка, арки в виде подковы, сводчатые перекрытия, наборные потолки из дерева, роскошный декор. Ярким примеров мудехара является крепостная стена Авилы.

В переводе с итальянского этот термин обозначает «причудливый», «странный». По времени расцвет этого стиля пришелся на XVII-XVIII века. Отличительной чертой его является чрезвычайная пышность убранства и архитектурных форм. Для него характерны массивные колоннады, скульптуры, украшающие фасады, сложные купола.

Испанское барокко было наделено особенными чертами, которые во многом сформировались благодаря творчеству Хосе Бенито-де-Чурригера. Приметами его зодчества стали причудливые формы, хаотичные элементы декора. Ярчайшим примером барочного стиля стал Старый и Новый собор в Саламанке.

Современность

Особое внимание общественности сегодняшний облик испанских городов стал завоевывать всего 20 лет назад. Благодаря таким городам, как Бильбао и Валенсия, мир увидел, что и сегодня этой стране есть чем гордиться.

Башня Агбар, которая является самым узнаваемым зданием в Барселоне, была открыта в 2005 году в качестве символа XXI столетия. Высота сооружения достигает 145 метров, автором проекта стал француз Жан Нувель.

Еще одной достопримечательностью сегодняшней эпохи является Город науки и искусств в Валенсии. Его строительство было осуществлено благодаря архитектору Сантьяго Калатраве, который был вдохновлен французским парком Futuroscope и построил огромный развлекательный центр в Валенсии. Общая площадь постройки – 350 тысяч квадратных метров, на которых расположились семь павильонов, посвященных различным отраслям искусства.

Современная архитектура Испании – это еще и музей Гуггенхайма в Бильбао. Для его строительства было использовано сложнейшее программное обеспечение, которое больше свойственно аэрокосмической сфере.

Безусловно, облик сегодняшней Испании продолжает меняться, пополняясь все новыми и новыми свидетельствами прогресса человеческих возможностей, но представить эту страну без памятников старины так же невозможно, как и Европу без самой Испании.