Как пишутся иконы. Презентация - икона в православной культуре Презентация об любой иконе

Слайд 1

Икона в православной культуре
Презентация по предмету «Основы православной культуры» Составители: Т.О. Ерицян Н.А. Гегамян Т.Б. Рогова С.И. Степанян М.И. Багдасарьян Л.Н. Кукота

Слайд 2

Дорог мне, перед иконой В светлой ризе золотой, Этот ярый воск, Возжженный чьей неведомо рукой. Знаю я – свеча пылает, Клир торжественно поет: Чье-то горе утихает, Кто-то слезы тихо льет, Это – светлое мгновенье В диком мраке и глуши, Память слез и умиленья В вечность глянувшей души... А.Майков

Слайд 3

Икона – это удивительное, совершенно уникальное явление в мировой человеческой культуре. Различные изображения Христа, Богородицы и святых мы можем встретить и в католических и в протестантских храмах, но иконы в том смысле, какой она приобрела в православной культуре, нет больше нигде. Икона – это один из главных символов православного искусства.

Слайд 4

Икона является неотъемлемой частью православной традиции. На Руси повелось издавна: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело – его сопровождал иконописный образ. Вся история России проходит под знаком иконы, многие чудотворные и прославленные иконы были свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в судьбе страны.

Слайд 5

Слово «икона» имеет греческое происхождение и буквально означает «образ». Поэтому на Руси иконы часто называли образáми. Икона – писанная молитва в православии. Её содержание составляют не исторические эпохи и не богатство душевной жизни человека, а единение человека с Богом.

Слайд 6

Без православных икон невозможно представить православный храм. Ряд икон, отгораживающий (соединяющий) алтарь от центральной части храма – это иконостас. В центре иконостаса находятся двери, которые называются Царские врата (ворота). Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Марии, Божией Матери…

Слайд 7

Икона помогает верующему в молитве и является как бы «окном» в духовный мир, «проводником» к Богу. Благодаря иконе и молитве православный человек может обратиться к Нему, духовно с Ним соединиться. Поэтому верующие бережно относятся к иконам, почитают их, выражая этим свои чувства к Богу, к Богородице, к святым людям, которые по учению Церкви все живы в духовном мире, с ними можно общаться, обращаясь к ним в молитве.

Слайд 8

Всякое недостойное обращение с иконой считалось святотатством (оскорблением религиозной святыни). Входящий в дом, прежде всего, кланялся иконам, а потом уже здоровался с хозяевами. С древнейших времен почти каждый крупный город или монастырь имел свою, особо чтимую чудотворную икону Пресвятой Богородицы, которую считал своей славой и утверждением.

Слайд 9

Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа). Икона – это не обычная картина. Известный историк и искусствовед Николай Михайлович Тарабукин в одной из своих книг написал: «Смысл иконы таинственен …смысл иконы – чудотворение».
Тайная вечеря
Картина Леонардо да Винчи
Икона

Слайд 10

Портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова.

Слайд 11

На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.

Слайд 12

Свет является главным в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений. Золотой фон иконы иконописцы называют «свет». Это символ бесконечного божественного Света.

Слайд 13

Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб (ореол) – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь. Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.
Архангел Михаил

Слайд 14

Одна из сложностей в развитии христианской живописи состояла в том, что надо было дать ответ на непростой вопрос: как вообще можно писать иконы, если сама Библия подчеркивает, что Бог невидим.

Слайд 15

Икона стала возможна потому, что вслед за Ветхим Заветом пришел Новый Завет. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем Сам родился как человек. Апостолы воочию видели Христа. А то, что видно, можно изобразить.

Слайд 16

Иконописцем мог быть только человек, имеющий особый дар от Бога. Всю свою жизнь он должен был нести непрестанный подвиг молитвы, стремиться к нравственному совершенству. Иконописцы в Древней Руси были почти исключительно иноками (монахами).

Слайд 17

Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печёрский. Иконы известных иконописцев Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и тысяч безымянных мастеров входят в сокровищницу мирового духовного искусства, но, прежде всего, являются достоянием русского народа.

Слайд 18

Иконописцы изображают на иконах Пресвятую Троицу, Иисуса Христа, Божию Матерь, ангелов, святых, заслуживших своей праведной жизнью почитания и после смерти, а также события из Ветхозаветной и Новозаветной Священной Истории, которые отмечаются Православной Церковью как праздники. Самые распространенные и известные – это иконы Иисуса Христа и Богородицы.

Слайд 19

«Троица» преподобного Андрея Рублева (ок. 1414 г.) признана вершиной русской иконописи и является одним из наиболее известных шедевров мирового христианского искусства.

Слайд 20

Икона Преподобного Сергия Радонежского
Икона Святого Николая Чудотворца

Слайд 21

Икона Святого Александра Невского
Икона Блаженной Матроны Московской

Слайд 22

Первая икона Иисуса Христа имеет чудесное, сверхъестественное происхождение. По преданию она появилась ещё при жизни Иисуса Христа. Это «Спас Нерукотворный» (или «Спас на убрусе») (убрус – кусок полотна, на котором, как гласит древнее церковное предание, отпечатлелся Образ (Лик) Иисуса Христа).
Икона Спас Нерукотворный (VI в.) из храма Сан-Сильвестро ин Капите в Ватикане считается одним из ближайших списков с легендарного «оригинального» Нерукотворного Образа Христа

Слайд 23

Слайд 24

Над входом в северную галерею Благовещенского собора Кремля находится образ «Спаса Нерукотворного» – фреска, созданная, предположительно, Симоном Ушаковым в 1661 году.

Слайд 25

На основе этого первого изображения Господа Иисуса Христа впоследствии сложилась иконография Иисуса Христа, принятая в Церкви. Первые дошедшие до нас изображения Христа относятся ко второму веку после Рождества Христова.

Слайд 26

Особое место в душе православного христианина занимает Божия Матерь – наша Заступница, Покровительница и Утешительница, выбравшая православную Русь в качестве Своего избранного удела.
Икона Богородицы Умиление

Слайд 27

С самых первых веков принятия христианства русский народ проникся глубокой любовью и почитанием Богоматери. Одна из первых церквей, построенная в Киеве ещё при князе Владимире, была посвящена Богородице. В 12 веке в русский церковный календарь был введён новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник свидетельствовал о том, что православные верят в покровительство Божьей Матери русской земле.










История иконописи евангелистаЛукиСоздание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты»). Портрет юноши. II век н. э. Портрет мальчика по имени Евтихий Евангелист Лука пишет икону Богоматери (Михаил Дамаскин, XVI век)


Андрей Рублёв, Иванов сын Родился в Новгороде около 1340 – 1350 воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Андрей монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора


«Святая Троица» Андрея Рублёва (икона Андрея Рублёва, ~ , Москва, Третьяковская галерея


История иконописи В Рублёв совместно с Даниилом Чёрным, Феофаном Греком и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице- Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса Апостол Павел


Техника иконописи Из пород дерева часто использовались: липа, берёза, сосна, ель, кедр, лиственница, дуб, клён. Лучшей, но и самой дорогой считалась привозная кипарисовая доска. Доски вытёсывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольная распиловка брёвен на доски в России началась лишь с XVII века Но считается, что доски, вырубленные топором, более качественны по сравнению с другими. Тесло


Техника иконописи Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку (ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса). Служит для лучшего сцепления левкаса (представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею) с поверхностью. Боковые и торцевые поверхности иконной доски могут именоваться бортом или хребтом. Залевкашенная иконная доска


Техника иконописи Чаще всего заготовкой досок для икон занимается специальный мастер дощанник, нанесением грунта левкасчик, к иконописцу доска поступает уже в подготовленном виде. Известны также иконы, написанные на загрунтованном с двух сторон холсте «холстяных цках» или в искусствоведческом именовании «таблетках».




Поле Поле Поля́ иконной доски обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега). От ковчега отделяется лузгой (ребро двугранного угла, образованного внутренними поверхностями пересекающихся стен), по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета опушью лузгой Игоревская икона Божией Матери с деисусом и избранными святыми на полях. Конец XIV начало XV вв. Государственный Русский музей.


Виды иконописи От иконописи принято отделять с одной стороны другие формы церковного изобразительного искусства: монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.), книжную миниатюру, декоративно-прикладное искусство (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье); с другой живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации.














Обрамления Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России шата, цата, накладное украшение на иконах, покрывающее всю доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лица и рук так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези









История большого обмана Гениальный ученый, один из талантливейших живописцев всех времен Леонардо да Винчи являлся примером сверхчеловека, которому было доступно все знания людей на Земле с одинаковым успехом он ваял скульптуры, играл на музыкальных инструментах, пел и сочинял сонеты, в физических упражнениях не было равных ему современников, за 100 лет до Ньютона и Гюйгенса он предсказал волновую природу света, независимо от Галилея понял бесконечность Вселенной, и место Земли в солнечной системе. Но и ему не была чужда и тяга к небольшим розыгрышам. И самым грандиозным из них была Туринская плащаница






1. Какую картину написал Андрей Рублев? 1. Какую картину написал Андрей Рублев?












Когда возникла икона? первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Нерукотворный Спас возник в I веке н.э годы В VI веке



Трифонова Людмила Петровна, учитель ИЗО, МХК, Религии России, МБОУ Арефинская СОШ, Нижегородской области. Составлена на основании УМК В.К.Романовский «Религии России» 8-9класс.
Православная икона

Что такое икона?
Икона –принятое Церковью и освященное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и разных событий из священной и церковной истории. Иконы пишутся красками по строго определенным правилам на деревянной доске, покрытой левкасом.

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
По церковному преданию первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя, в создании которого не участвовали человеческие руки. Правитель г.Эдессы князь Авгарь хотел написать образ Христа, но у художника ничего не получилось. Тогда Иисус Христос умылся и утёр лицо платом, на котором отпечатлелся Божественный Его лик.

Владимирская икона Божьей Матери
По преданию, эта икона была написана апостолом и евангелистом Лукой. Когда апостол показал Богоматери этот образ, она сказала: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконой да будет».
Празднование этой иконы совершается 3 июня, 6 июля, 8 сентября.

Казанская икона Божьей Матери
Эта икона особо почитается на Руси. Явилась в городе Казани в 1579 году. Казанской иконой благословляют к венцу, перед ней молятся о семейном благополучии, об исцелении глаз. Казанская икона пребывала во 2 ополчении Минина и Пожарского, помогла освободить Москву от поляков. Празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы совершается 21 июля и 4 ноября.

Смоленская икона Божьей Матери
Одна из самых первых икон, современных Самой Богородице. Она первой из византийских чудотворных икон прибыла на Русь в 1046г. вместе с принцессой Анной, будущей женой князя Всеволода Ярославича. Другое её название «Одигидрия». В 1238г. татары подступили к Смоленску, жители города взмолились к этой иконе, и татары отступили. Празднование – 10 августа.

Тихвинская икона Божьей Матери
По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой. Долгое время она находилась в Константинополе. В 1383г. икона явилась над водами Ладожского озера и затем остановилась при р.Тихвинке. На этом месте теперь Тихвинский мужской монастырь. Празднование - 9 июля.

Курская икона Божьей матери «Знамение»
Курская икона была обретена в 1295 году на берегу реки Турскары, недалеко от г.Курска. Теперь на этом месте монастырь-Коренная Пустынь. В годы Гражданской войны была вывезена за границу. Празднование этой иконе совершается 10 декабря, 21 марта, 21 сентября.

Федоровская икона Божьей Матери
Первое прославление иконы относится к 12 веку, святой облик находился в часовне близ Городца, затем на этом месте был построен Федоровский монастырь. Икона часто пребывала в огне, но всегда выходила целой, неповрежденной огнем. Эта икона почиталась всей династией Романовых. Празднование иконе – 27 марта и 29 августа.

Иверская икона Божьей Матери
Величайшая святыня Афона. В 9 веке находилась у вдовы, жившей близ г.Никеи. Один иконоборец ударил икону копьем, тотчас из пораженного места потекла кровь. Спустя много лет икона явилась на море близ Иверской обители, что на Афоне. В этом монастыре она находится до сих пор. Празднование – 25 февраля. 26 октября.

Икона Божьей Матери «Троеручица»
Чудотворная икона, связанная с жизнью святого Иоанна Дамаскина. Халиф Дамаска велел отрубить Иоанну руку, которая потом чудесным образом приросла. В память об этом Иоанн прикрепил серебряную руку к иконе. Празднование–11 и 25 июля.

Донская икона Божьей Матери
Донская икона много раз помогала русским воинам. Впервые- на Куликовом поле в 1380 году. В другой раз перед ней молился Иван Грозный перед походом на Казань. Её заступничеством была спасена Москва в 1591году от хана Казыгирея. Празднование Донской иконы совершается 1 сентября.

Икона Божьей Матери «Нечаянная радость»
Это чудотворная икона Божьей Матери, на котором изображено чудо, описанное святым Димитрием Ростовским: один грешник молился Богородице и вдруг увидел на руках и ногах у Богомладенца кровь, как на кресте у Спасителя. Богоматерь ему сказала, что это сделали такие же грешники, как он. Человек после этого раскаялся и стал жить праведно. Празднование иконе 14 мая и 22 декабря.

Икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость»
Эта чудотворная икона впервые прославилась в Москве 1688году, в Преображенской церкви на Ордынке, исцелением Евфимии. Празднование 6 ноября.

Царскосельская икона Божьей Матери «Знамение»
Икона «Знамение» относится в равной степени к жизни Христа и Девы Марии. Эту икону преподнесли царю Алексею Михайловичу. Затем она перешла к Петру 1, а потом как символ благословения перешла к императрице Елизавете Петровне. Икону почитали все члены императорской семьи.

Икона Божьей Матери «Державная»
Явилась русскому народу 15 марта 1917 г. в день отречения царя Николая2 от престола в церкви с. Коломенское. Её нашли в подвале среди рухляди, отмыли. По всей России быстро распространилась весть, что сама Богородица взяла на себя верховную власть над народом. Празднование совершается 15 марта.

Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша»
Икона Неупиваемая Чаша» предвещает всем причастившимся и уверовавшим вечную духовную жизнь. Это один из самых древних иконописных сюжетов. Эта икона дарует исцеление от многих бед, бедствий и грехов.

Икона Святого праведного Иоанна Кронштадтского
Духовная жизнь России конца19-нач.20 века украшена подвижническою деятельностью Иоанна Кронштадтского- блистательного проповедника, целителя, благотворителя. Мощи и икона праведного находятся в основанном им Иоанновском ставропигиальном женском монастыре на реке Карповка.

Если есть икона дома – В доме мирно и светло. Дарит каждому икона Благодатное тепло. По молитвам и по вере Чрез святой иконостас, Как в распахнутые двери, Милость Божья входит в нас.

ИСТОЧНИКИ:
Учебник: Религии России. Часть 2: учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ/ авт. –сост. В.К.Романовский, Л.А.Гончар. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.

«Икона Божьей Матери» - Презентацию подготовила: ученица 8 класса Артишевская Анастасия. православный праздник иконы Казанской Божьей Матери. Возвращение иконы в Россию. Местонахождение. Чудотворная икона Казанской Божьей Матери. История появления иконы. Последствия кражи.

«Сюжетные картины» - А. Иванов Явление Христа народу. Религиозно – мифологический жанр. 7 класс Учитель ИЗО: Тураева С. Ю. Исторический жанр. Родоначальниками жанровой живописи в России являются А. Г. Веницианов и И. П. Федотов. Пименов. Альтман. В. Верещагин «Апофеоз войны». Иван-царевич на сером Волке. Иван Билибин. В. Г. Перов Проводы покойника 1865 г.

«Натюрморт урок» - Натюрморт. Выполнения натюрморта. К. Петров – Водкин. Используем: Цветовой спектр. Ренуар «Розы и жасмин в дельфтской вазе». Машков, К. Петров – Водкин … Натюрморт лучше смотрится по возрастающей слева направо – как мы привыкли читать. Передача объема предметов. К. Моне. Составление натюрморта – акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника.

«Жанр натюрморт» - Композиция- в постановке натюрморта. Расположение предметов в натюрморте. Изображение предметного мира – натюрморт. Живопись. Древний Египет. Виллем-Клас Хеда А. ван Бейерен Завтрак с крабом Натюрморт с омаром. Натюрморт в теплой и холодной гамме. Натюрморт в видах изобразительного искусства. Дпи. Древний Рим.

«Искусство натюрморта» - Дерево, масло. 1631. Сарьян, А.Осмеркин, А.Герасимов. Дерево, масло. Э.Мане. Фрукты. Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779). Старая пинакотека. Т. Салахов Натюрморт с венским стулом. Виллем Клас Хеда. 1594 - между 1680 и 1682. П. Г. Богомолов (художник первой половины 18 века) Книги Холст, масло. 1737.

«Иконы» - Как создавались иконы в Древней Руси? После просушки левкас тщательно шлифовали, высушенным хвощем до мраморного блеску. Материалы. V Компьютер, мультимедиапроектор, слайды. Казанская Божия Матерь. Технология. Что такое икона? Андрей Рублев. Оборудование. «Нерушимая стена». Задачи: IV Плакат с планом конференции.

Всего в теме 6 презентаций