Музыкальные инструменты мусульманского востока презентация. Конспект и презентация к уроку по художественной культуре на тему: Арабская художественная культура"

Разделы: МХК и ИЗО

Цели урока:

  1. Познакомить детей с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи;
  2. Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;
  3. Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация ,
  • индивидуальный раздаточный материал,
  • книжная выставка по теме,
  • структурно-логическая схема по исламу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.

Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.

1-й слайд – объявляется тема урока:

«Художественная культура исламского Востока»

Но прежде, чем мы будем говорить о культурных достижениях, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке.

3. Проверка домашнего задания.

Задание №1. Блиц – опрос.

  • назовите самую молодую религию мира (Ислам)
  • когда она появилась? (В VII в. н. э.)
  • где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)
  • ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)
  • главные центры ислама? (Мекка и Медина)
  • священная книга мусульман (Коран)
  • назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).
  • священный для мусульман день (пятница)

Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)

Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру. Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. (Впишите их в пустые строки).

В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.

4. Новая тема.

Слово учителя: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной, исламской культуры.

Слайд 2: Арабский халифат (учитель рассказывает детям об образовании Арабского халифата) .

Слайд 3: Медресе Улугбека в Самарканде

Ребята, мы сейчас проведём небольшую исследовательскую работу. Перед вами тексты, вы их прочитайте и ответьте на вопросы, которые даны после текста. Некоторые архитектурные элементы мечети нужно показать на экране.

Лист №2

Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагаются на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т.е. арочным порталом больших масштабов. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву.

Медресе – это духовное, учебное заведение, отличается от мечети тем, что галерея двора делится на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы.

Вопросы к тексту:

  1. Где проходила молитва у мусульман?
  2. Что мечеть представляет собой, как она выглядит?
  3. Как называется алтарная ниша?
  4. В какую сторону обращена алтарная ниша?
  5. Как оформлялся главный фасад с улицы?
  6. Чем дополнялась мечеть?
  7. Кто созывал на молитву?

5. Учитель: Ребята, вы дома провели исследовательскую работу и подготовили сообщения о жемчужинах исламской архитектуры.

Выступления детей:

  • 4-й слайд: «Тадж - Махал» - Яковщенко Анастасия.
  • 5-й слайд: «Биби - ханым» - Серединская Анастасия.
  • 6-й слайд: «Кааба» - Кисметов Аман.

6. Релаксация.

Учитель: Восток славен не только памятниками, но ещё есть прекрасная музыка и танцы. Вашему вниманию предлагается посмотреть такой танец.

(Дети танцуют танец).

7. Работа по слайду 7:

На экране высвечивается рубаи Омара Хайяма, учитель читает: -

Мы цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира – перстень драгоценный,
А мы в том перстне- вправленный алмаз.

Вопрос учителя: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

(Ответы детей).

Учитель: действительно, эти слова принадлежат Омару Хайяму.

(Учитель читает стихотворение):

Перо рождает слово, а само
Все тем же словом произнесено.
Посредством слова слава оживала,
Снимало слово с тайны покрывало.
Без слов живых и песнь мертва,
Коль выбросишь из музыки слова.
Под небом совершенством назовёшь.
Дыханье – жизнь, закон живого,
Мысль эту потверждает слово.

Учитель: Слово, особенно поэтическое, на Востоке ценилось всегда. Когда наступало мирное время, поэты выступали на народных праздниках со своими импровизациями, соревнуясь в этом умении с пришельцами из других городов. Особенно ценили знатоки отточенность и краткость поэтических форм (рубаи, газель, касыда), получившие распространение во всём арабском мире. В коротких стихотворных строчках поэты стремились передать законченную мысль и дать описание целой гаммы чувств и настроений, свойственных человеку.

8. Учитель: Ребята вы подготовили биографию Омара Хайяма. Давайте послушаем, кем же он был и заполним таблицу, которая так и называется «Биография Омара Хайяма» Откройте лист № 3.

Биография Омара Хайяма.

(Идёт выступления учащихся и заполнение таблицы).

9. Работа по слайду 8:

Учитель: Что же такое рубаи? Давайте обратимся к толковому словарю

Рубаи – философские сентеции. Слово «сентенции» имеет 2 значения.

  1. Изречение морального характера, нравоучение;
  2. Юридический приговор.

Учитель: Рубаи называли летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.

Рубаи Хайяма изумляют своей предельной логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи – спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства, спор, который бесстрашный учёный, вечно сомневающийся и бунтующий, вёл всю свою жизнь. Хайям насыщает народную песенную форму не свойственными ей ранее темами рефлективной лирики, характерными для иных видов поэзии. Он был первооткрывателем этих тем в рубаи, освоив крошечное замкнутое пространство четырёх строк для разговора с богом о месте человека во вселенной. Малая поэтическая форма требует чрезвычайной экономности в применении средств поэтической выразительности и высокой концентрации смысла. Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного и литературного красноречия. Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.

10. Самостоятельная работа. Лист №4.

Вашему вниманию предлагается рубаи. Вам надо внимательно их прочитать и распределить их в таблицу по номерам.

11. Работа по слайдам №9, №10, №11.

Чтение и анализ рубаи.

12. Итог урока.

Учитель: Рубаи Омара Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения ещё не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остаётся его личность. Этот урок – только «глазок» в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть «двери во Вселенную, имя которой - Омар Хайям».

Тема: «Художественная культура мусульманского Востока логика абстрактной красоты».

Дата: «___»_______________ 20 «___». Класс: 10.

Урок 8.

Цель : изучить особенности искусства исламского Востока; сформировать представление о национальных чертах храмового зодчества.

Тип урока : Комбинированный.

Оборудование : компьютер, презентация, учебник МХК.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний учащихся.

Проверка докладов.

План:

1. Иллюстрации арабески.

2. Искусство мусульманского Востока.

3. Арабская архитектура.

4.Альгамбра с высоты птичьего полета

III . Подготовка к изучению нового материала.

Мусульманский Восток – огромный регион, объединивший разные народы на основе самой молодой из мировых религий – ислама.

Средневековая культура мусульманских стран занимает одно из важнейших мест в истории мировой цивилизации. Сохранились многочисленные памятники Средневековья, свидетельствующие о единой самобытной художественной традиции, которая родилась под влиянием учения об Аллахе. Связь религии с искусством в мусульманской культуре нерасторжима.

IV . Изучение нового материала.

Изобразительное искусство Арабского Востока представлено различными видами орнамента, каллиграфией и замечательной книжной миниатюрой. Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска (от французского «арабский»). Арабеска - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, линейно-геометрического узора, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета.

1. Иллюстрации арабески

Узор включал в себя растительные мотивы, в него вплетались надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Арабеска служила прекрасным фоном, заполняющим всю пустоту пространства. В них соблюдается мерный ритм, повторяемость рисунка в пределах всей композиции.

Восточные мыслители сравнивали арабеску с музыкой, призванной «создавать новую и более совершенную красоту». Как и в музыке, орнамент обладает большой эмоциональной выразительностью, порождает сложную гамму чувств, настроений и мыслей. Арабеске присущи цвета: яркий кобальт, изумрудно-зеленый, красный и желтый. Восточный орнамент называют «музыкой для глаз».

Коран учит, что Аллаха невозможно видеть или осязать. Поэтому Коран никогда не иллюстрировался. Отсюда же вытекает запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве. Главным украшением священных текстом было само письмо – знаменитая арабская каллиграфия. В культуре мусульманского Востока особенно высоко ценилось это искусство. В VII веке возник прямолинейный, угловатый почерк куфи. Куфическое письмо украшает стены монументальных архитектурных сооружений.

Музыка и архитектура мусульманского Востока. Музыка по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания. Арабские теоретики музыки внесли большой вклад в становление музыковедения. Среди них выдающийся ученый Аль-Фараби, создатель «Большого трактата о музыке», в котором разработаны проблемы акустики, инструментоведения, эстетики и философии музыкального искусства.

  • Музыка по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания. Арабские теоретики музыки внесли большой вклад в становление музыковедения. Среди них выдающийся ученый Аль-Фараби, создатель «Большого трактата о музыке», в котором разработаны проблемы акустики, инструментоведения, эстетики и философии музыкального искусства.
Музыкальные инструменты арабов были очень разнообразны. Это и всевозможные ударные (барабаны, бубны, литавры), и уд, предшественник европейской лютни, и смычковый ребаб. Музыкальные инструменты арабов были очень разнообразны. Это и всевозможные ударные (барабаны, бубны, литавры), и уд, предшественник европейской лютни, и смычковый ребаб. Профессиональная арабская музыка, как вокальная, так и инструментальная, создавалась на основе канонических правил макама (макома, мугама), определяющего ладовые и ритмические особенности композиции. Культура макамата, родившаяся в исламском мире в глубокой древности, породила разнообразные национальные ответвления. Музыку, созданную в традициях макама, нередко называют «симфонией исламских народов».
  • Профессиональная арабская музыка, как вокальная, так и инструментальная, создавалась на основе канонических правил макама (макома, мугама), определяющего ладовые и ритмические особенности композиции. Культура макамата, родившаяся в исламском мире в глубокой древности, породила разнообразные национальные ответвления. Музыку, созданную в традициях макама, нередко называют «симфонией исламских народов».
Самобытные страницы в историю средневековой мусульманской культуры вписали народы Туниса, Алжира, Марокко, Южной Испании. Искусство, созданное мастерами этих стран, получило название мавританского. С античности маврами (от греч. «темный») считали северо-африканские народы, родственные арабам. Следствием экспансии этих народов в Южную Испанию явилось образование халифата с центром в Кордове (X в.). Исламская Кордовская держава стала одним из самых сильных и процветающих средневековых государств Европы с развитой культурой и образованным население. Город Кордова отличался красотой и цивилизованностью. Богатством и разнообразием архитектурного облика отличались дома знати. Дворец халифа утопал в зелени садов и диковинных цветов; о красоте внутренних покоев дома властителя слагали легенды.
  • Самобытные страницы в историю средневековой мусульманской культуры вписали народы Туниса, Алжира, Марокко, Южной Испании. Искусство, созданное мастерами этих стран, получило название мавританского. С античности маврами (от греч. «темный») считали северо-африканские народы, родственные арабам. Следствием экспансии этих народов в Южную Испанию явилось образование халифата с центром в Кордове (X в.). Исламская Кордовская держава стала одним из самых сильных и процветающих средневековых государств Европы с развитой культурой и образованным население. Город Кордова отличался красотой и цивилизованностью. Богатством и разнообразием архитектурного облика отличались дома знати. Дворец халифа утопал в зелени садов и диковинных цветов; о красоте внутренних покоев дома властителя слагали легенды.
В 785 г. в Кордове была заложена соборная мечеть поразительной красоты. Ее строительство продолжалось до X в. По форме мечеть соответствует колонному классическому стилю. Она была окружена стеной из крупных золотисто-медовых блоков. Основное пространство мечети было отдано уникальному молитвенному залу: около 850 колонн, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад, заполнили его пространство изнутри. Колонны, привезенные из Африки, Франции, самой Испании, выполнены из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира. Центральный купол мечети украшен огромным «цветком» - восьмиугольной звездой, образованной на пересечении двух квадратов. Колонада освещалась сотнями висящих серебряных лампад, создавая настроение отрешенности от повседневной суеты и умиротворенности.
  • В 785 г. в Кордове была заложена соборная мечеть поразительной красоты. Ее строительство продолжалось до X в. По форме мечеть соответствует колонному классическому стилю. Она была окружена стеной из крупных золотисто-медовых блоков. Основное пространство мечети было отдано уникальному молитвенному залу: около 850 колонн, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад, заполнили его пространство изнутри. Колонны, привезенные из Африки, Франции, самой Испании, выполнены из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира. Центральный купол мечети украшен огромным «цветком» - восьмиугольной звездой, образованной на пересечении двух квадратов. Колонада освещалась сотнями висящих серебряных лампад, создавая настроение отрешенности от повседневной суеты и умиротворенности.
Последним оплотом исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират. «Я – сад, который украсила красота, ты познаешь мое существо, если вглядишься в мою красоту» - эти строки придворного поэта Ибн Зумрука сохранились на изразцовой панели зала Двух сестер из дворца, входящего в знаменитый архитектурный ансамбль Альграмбры. Поражающая изысканностью внешнего облика и художественным совершенством внутренних интерьеров резиденция эмира напоминает декорации к волшебным восточным сказкам. Ее основные постройки сгруппированы вокруг открытых дворов – Миртового и Львиного. Над строениями господствует могучая старинная башня Комарес, где находился трон халифа.
  • Последним оплотом исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират. «Я – сад, который украсила красота, ты познаешь мое существо, если вглядишься в мою красоту» - эти строки придворного поэта Ибн Зумрука сохранились на изразцовой панели зала Двух сестер из дворца, входящего в знаменитый архитектурный ансамбль Альграмбры. Поражающая изысканностью внешнего облика и художественным совершенством внутренних интерьеров резиденция эмира напоминает декорации к волшебным восточным сказкам. Ее основные постройки сгруппированы вокруг открытых дворов – Миртового и Львиного. Над строениями господствует могучая старинная башня Комарес, где находился трон халифа.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура исламских стран

Общая характеристика Уникальная культура исламских стран во сходит к древнейшей арабской цивилизации, истоки которой относят к началу 2 тыс. до н.э. В 7 в. был создан Арабский халифат (земли Ближнего Востока, Закавказья, Средней Азии, Африки, Турции, Южной Испании) . В истории Арабского халифата выделяют правление династии Омейядов (661 – 750) и Аббасидов (750 – 1258).

Религия Мощный толчок культурному развитию халифата дал ислам (покорность, подчинение одному Богу – Аллаху). Основные правила религии находятся в Коране, созданном в 8 в. Коран состоит из 114 сур и содержит поучения и наставления. Кроме Корана мусульмане почитают Сунну – книгу изречений пророка Мухаммада. Строгие законы ислама наложили запрет на многие виды искусства, предпочтение отдается только тем из них, которые прославляют Аллаха, но и они символичны, строги и глубоко религиозны. Познакомимся с некоторыми из них.

Архитектура Исламское зодчество – уникальное явление. Архитекторами были созданы неизвестные до этого времени здания – мечети, медресе, минареты, дворцы, караван – сараи, крытые рынки. Самый ранний тип здания – мечеть, воплощавшая идею мусульманского рая. Здесь читают вслух Коран, проводят проповеди. Главная мечеть мусульман – Кааба – находится в Мекке, к которому арабы совершают паломничество – хадж.

Соборная мечеть Омейядов, 8 в.

Медресу – школы при мечети, семинарии Шир – Дор,12 в.

Площадь Регистан в Узбекистане

Минарет аль – Мальвия, 9в Гигантское сооружение достигает 50 м. в высоту. Минарет стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус. Его ярусы уменьшаются по направлению к вершине.

Альгамбра Этот дворец считают жемчужиной Мавритании. Он расположен на вершине холма. В его ансамбль входили павильоны, залы, мечеть, гарем и баня. Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них – Миртовый и Львиный.

Дворец Альгамбра

Львиный дворик Представляет собой прямоугольный сад, разбитый на 4 равные части, на пересечении которых стоит фонтан. Его чашу поддерживают 12 скульптур львов. Вдоль двора находится галерея с 124 колоннами. С арок и сводов свисают декоративные сталактиты.

Тадж - Махал С 12 в. Ислам распространился на северную и центральную части полуострова Индостан. Выдающимся памятником архитектуры этого периода стал Тадж – Махал в Агре.

Тадж – Махал, 1652 г., Индия.

Особенности изобразительного искусства Изо арабских стран чрезвычайно многообразно. Оно представлено различными видами орнамента, каллиграфии, книжной миниатюры. Самой ранней формой искусства является арабеска. Это сложный линейно – геометрический рисунок, отражающий бесконечный поток творений Аллаха. Первоначально он включал растительные мотивы, позднее в него вплетались надписи, изображения животных, птиц.

Арабеска

Исламская каллиграфия В культуре мусульманского Востока особенно высоко ценилась каллиграфия, наполненная мистической символикой толкования букв арабского алфавита. Арабское письмо имеет характерные особенности, буквы пишутся справа налево. На Востоке ценится не количество написанного, а качество.

Куфическое письмо В 7 веке сложился прямолинейный, угловатый почерк куфи. Куфическое письмо украшает стены архитектурных сооружений, различные предметы прикладного искусства, книг.

Омар Хайям Литературу Востока нельзя представить без творчества Омара Хайяма. Он создал четверостишия – рубаи – в которых содержалась поучительная философия мусульманской веры.

Вопросы и задания Расскажите все, что вы знаете о религии мусульман? Как она повлияла на развитие искусства? Расскажите об отличии мечети, медресу и минарета? Что их объединяет? Что вам известно об исламской письменности? Каковы ее особенности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Изготовление ветки сакуры на уроке изобразительного искусства в 4 классе при изучении темы "Художественная культура Страны восходящего солнца"

Презентация подробно рассказывает как мзготовить цветки сакуры в технике оригами....

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима". Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Какое влияние оказал ислам на развитие архитектуры и изобразительного искусства мусульманских народов?

Охарактеризуйте разнообразие стилей мусульманской архитектуры средневековья. Перечислите названия знаменитых архитектурных памятников

Какое место в искусстве мусульманских народов занимает орнамент? Назовите его основные виды

Какую роль в художественной культуре играла поэзия? Каковы ее характерные черты?

В чем особенность поэзии Омара Хайяма? Почему его стихи и сегодня не потеряли своей притягательности?

Ислам в Башкортостане

Как проходило распространение ислама в Башкортостане, и как долго оно продолжалось? В чем состоят особенности этого процесса?

Какое влияние мусульманская религия оказала на развитие письменности и образования башкирского и татарского народов?

Как ислам повлиял на архитектуру, изобразительное искусство и литературу Башкортостана?

Какое место наряду с исламом в сознании и образе жизни башкир занимало язычество? Назовите конкретные примеры

Как развивались государственно-исламские отношения в Башкортостане с XVI по начало XXI века?

Темы сообщений

1) Книга М. Уотта «Влияние ислама на средневековую Европу»

2) Ислам и экономика

3) Шариат – закон жизни мусульманской общины

4) Мусульманский этикет

5) Жизнь и творчество великого ученого и поэта Омара Хайяма

Контрольные тесты

1. Заповедями, или столпами ислама, не являются…

а) пятикратная молитва

б) посещение мечети

г) паломничество в Мекку и Медину

д) война за веру

2. Арабеской является…

а) один из мусульманских праздников

б) тончайший орнамент в искусстве мусульманских стран

в) иноверец принявший ислам

г) культовая башня, с которой мусульманский священнослужитель призывает верующих на молитву

3. Рифмованными четверостишиями в арабской поэзии называются…

г) хадисы

4. Ибн Сина (Авиценна) был…

а) халифом, который покровительствовал науке и искусству

б) пророком

в) философом, врачом, поэтом и государственным деятелем

г) известным средневековым архитектором

5. Видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, получившими развитие в странах мусульманского Востока в средние века являются…

а) скульптура

б) портретная живопись

в) книжная миниатюра

г) каллиграфия

д) графика

е) орнамент

6. «Сунна» - это…

а) ритуал приема пищи

б) мусульманский праздник

в) мусульманский календарь

г) священное предание мусульман

7. Особенностью мусульманского искусства является…

а) единый для всех исламских государств стиль

б) запрет на изображение Бога и живых существ

в) признание человека центром Вселенной

г) аскетизм, простота, однообразие

8. Шариатом является…

а) жертвоприношение

б) религиозная секта

в) мусульманский суд

г) свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама

9. К характерным чертам исламского менталитета относится…

а) индивидуализм и рациональность

б) мистицизм и оккультизм

в) общинность и религиозность

г) аскетизм и фатализм

10. К основным типам мусульманской архитектуры относятся…

а) мечеть

б) медресе

в) пирамида

г) мавзолей

д) минарет

е) зиккурат

11.Характерной чертой арабо-исламской научной мысли является…

а) атеизм

б) мифологичность

в) энциклопедичность

г) антропоцентризм

12.Памятниками мусульманской архитектуры на территории Башкортостана являются…

а) мавзолей Хусейн-бека

б) поселение Аркаим

в) Первая соборная мечеть в Уфе

г) мавзолей Тадж-Махал

КУЛЬТУРА ЗАПАДА

Первое занятие

Античная культура и ее роль в становлении

Основ западной цивилизации

Назовите и охарактеризуйте систему ценностей античной культуры. Какой фактор оказался самым важным для ее развития?

В чем различия между культурами Древней Греции и Рима? Каковы особенности менталитета древних греков и римлян?

Назовите особенности древнегреческой религии и мифологии. Каково их место и роль в европейском искусстве?

Перечислите наиболее известные памятники культуры античного мира.

Какие ценности античности унаследовала индустриальная цивилизация Запада?

Приведите примеры освоения античного наследия в культуре России

Культура европейского средневековья. Христианство как духовная основа культуры

Когда появился термин «средние века»? Каковы хронологические рамки европейского средневековья?

Какие факторы определили своеобразие культуры средневековой Европы?

Назовите и охарактеризуйте основные догматы христианства и покажите их влияние на менталитет европейцев

Какова сущность нравственного учения христианства? Какая главная идея лежит в основе этого учения? Вспомните известные библейские истины, которые касаются человеческой нравственности

Какое влияние христианская религия оказала на менталитет и образ жизни европейцев? Как христианство и Римско-католическая церковь повлияли на развитие науки и образования?

Кратко охарактеризуйте первые общеевропейские художественные стили - романский и готический

Какое место занимает христианство в современной западной культуре?

8.3 Культура Возрождения (Ренессанса)

Что такое Возрождение? Назовите его характерные черты и ценности

Что привлекало деятелей Ренессанса в культуре античности?

Какое значение в эпоху Возрождения придавалось человеческой личности? Какие требования к ней предъявлялись?

Какова роль идеологии гуманизма в становлении и развитии современной западной цивилизации?

Назовите имена наиболее известных архитекторов, скульпторов и художников Итальянского Возрождения. Перечислите их знаменитые творения

Что такое Северное Возрождение? Назовите его основные центры. Каковы отличительные черты культуры Северного Возрождения?

Темы сообщений

1) Религия и мифология Древней Греции

2) Роль зрелища в античной культуре

3) Бытие и ментальность средневекового европейца

4) Титаны Возрождения: Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи

Второе занятие

Реформация идеологическая база

Современной западной культуры

Дайте определение Реформации, кратко охарактеризуйте ее ход и итоги

Какие новые представления о церкви и мирской жизни выработал протестантизм? В чем состоит сущность протестантской трудовой этики?

Каково влияние протестантизма на культуру личности Нового времени?

Приведите доказательства в пользу того, что протестантизм способствовал утверждению индустриальной цивилизации Запада.

Просвещение как важнейший этап в развитии

Индустриальной цивилизации Запада

Что такое Просвещение? Назовите и охарактеризуйте его идеи и ценности. Перечислите имена наиболее известных просветителей.

Какое воздействие идеи Просвещения оказали на развитие науки и образования? Как они повлияли на художественную культуру Запада?

Какие фундаментальные принципы и ценности современной западной цивилизации утвердились благодаря идеям Просвещения?

8.3 Постиндустриальное (информационное) общество:

Тенденции изменения культуры

Что такое постиндустриальная (информационная) культура? Назовите ее черты.

Какие изменения наблюдаются в таких сферах постиндустриального общества, как производство и управление, наука и образование?

Какую роль в современном мире играет информация?

Как стандартизация, унификация быта и условий труда отражается на культуре?

Как изменяются мировоззрение и духовный мир человека?

Темы сообщений

2) М. Вебер о протестантской этике

3) Роль науки и техники в культуре ХХ – ХI вв

4) Постмодернизм в культуре XX – начала XXI в

5) Авангард и традиции в современной культуре

Контрольные тесты

1. Характерной чертой западного типа культуры является…

а) фатализм

б) рационализм

в) коллективизм

г) стремление к постоянству и стабильности

2. Исследовательская позиция, согласно которой европейская культура является образцом или эталоном для изучения любой другой культуры, называется…

а) европоцентризм

б) антропоцентризм

в) западничество

г) социоцентризм

3. Характерной чертой культуры античной Греции является…

а) элитарность

б) агональность

в) символизм

г) догматизм

4. Индульгенцией называется…

а) процесс реформирования католической церкви

б) религиозный обряд в католичестве

в) бумага, дарующая отпущение грехов

г) борьба против реформирования католической церкви

5. Библию с латыни на немецкий язык перевел…

а) Цвингли

б) Ж. Кальвин

в) М. Лютер

6. Представителями протестантизма являются…

а) люди, протестующие против церковной реформы

б) люди, протестующие против чего-либо

в) представители средневекового искусства

г) приверженцы ветви христианства

7. Учением деизма является…

а) учение о Божественном предопределении человеческой жизни

б) учение М. Лютера и Ж. Кальвина

в) направление в средневековой церковной живописи

г) учение о Боге, как о творце, после чего, он не вмешивается в земную жизнь

8. Доминирующая роль христианской церкви характерна для…

а) античной культуры

б) средневековой культуры

в) культуры эпохи Просвещения

г) культуры Ренессанса

9. Барокко - это…

а) течение в модернизме

б) архитектурное направление 20-х гг. ХХ в., разработавшее принципы постройки общественных зданий с помощью железобетонных конструкций, строго геометрических, упрощенных форм

в) основное стилевое направление в художественной культуре Европы конца ХV1-середины ХV111 вв., тяготеющее к торжественности, пышности и многообразию форм

10. Классицизм - это:

а) направление в художественной культуре начала ХХ в. противостоящее модернизму

б) стиль в живописи

в) направление в художественной культуре ХVII - начала X1Х в., обращенное к античному искусству как к эстетическому эталону

11. Художественное направление в культуре XIX века, связанное со стремлением осмыслить действительность во всей её полноте и разнообразии называют…

а) романтизмом

б) экспрессионизмом

в) реализмом

г) барокко

12. Для культуры постмодернизма характерны… (не менее двух вариантов)

а) отрицание традиционной культуры

б) эклектика, смешение и сосуществование всех жанров, стилей и направлений

в) отрицание массовой культуры

г) регулирование культурных процессов со стороны государства