Николо-теребенская пустынь. В монастыре Николо теребенский женский монастырь

Он избрал для церкви понравившееся ему место на краю села. Там было заложено основание церкви, и Обутков поставил образ на это основание. Но когда наступила ночь, образ невидимою силою поднялся с церковного основания и перенесся на полпоприща от села к озеру и реке Мологе, где стояли 5 берез и колодезь и где, по-видимому, был в прежнее время храм. На следующий день Обутков, думая, что кто-нибудь случайно перенёс образ, опять поставил его на церковное основание, но ночью образ снова перенесся. Утром Обутков вторично перенес образ, но все повторилось, так продолжалось несколько дней. Обутков построил там деревянную церковь во имя святителя Николая, внёс в неё образ и другие иконы и отдал село Теребень священнослужителям той церкви в вечное поминовение себе и роду своему. Образ прославился чудотворениями и привлекал к себе много богомольцев.

Первые насельники

Примерно через 100 лет после основания храм пришел в запустение, но, несмотря на полуразрушенность церкви, сохранился чудотворный образ.

Вскоре после литовского нашествия на Русь пришёл в эти места инок Онуфрий (в ) из Новгородской области, вынужденный покинуть свою обитель и искать пристанища. На месте села Теребень в то время осталось пепелище.

Онуфрий выкопал себе пещеру, прикрыл её сучьями, хворостом и мхом. Ему помогал благочистивый помещик Артемий из боярского рода Мозовских (или Морозовских), проживавший в 5 верстах от Теребени в своём селе Топольском, тоже опустошенным. Но Онуфрий прожил здесь недолго, пустынное оскуднение и недостатки заставили его уйти.

К началу века в заштатной, необщежительной Николаевской Теребенской пустыни в Вышневолоцком уезде были следующие церкви:

  1. Главная, холодная - святителя Николая, построена в , каменная с 2 приделами: правый - Владимирской Богоматери; левый - Святого праведного Иакова Боровичского Чудотворца.
  2. теплая - Благовещения Пресвятой Богородицы, построена в , каменная, с приделом святителя Арсения Тверского.
  3. теплая - Сретения Господня, построена в - , каменная, с 1 престолом.
  4. Преподобного Александра Свирского, построена предположительно в .

Закрытие и возрождение монастыря

Пустынь закрыта в 1930-е годы. В помещениях пустыни долгое время располагался птицеводческий совхоз.

Вновь возрождается с середины 1990-х годов. Сохранились: Никольский собор (1830-1838), Благовещенская церковь (1882-1883), настоятельский и братский корпуса (40-50-е годы XIX века).

В начале XXI века пустынь стала женской.

Святыни

Храмы монастыря

Соборная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, с колокольней (1838)

Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. 5 куполов и глав. Колокольня о 2 ярусах со шпилем и крестом высотой 17 саженей. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен и на полименте. При храме имеются в трапезе 2 придела: во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя святого праведного Иакова Боровичского. Храм отштукатурен и выкрашен светло-зеленой краской, карнизы отбелены известью. Храм украшают фрески, резной сплошь вызолоченный иконостас и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая Чудотворца.

Благовещенский храм (1883)

1883 настоятелем игуменом Арсением.

Настоятели

  • сщмч. Василий (Богоявленский) (6 мая - 11 августа 1917)
  • Ольга (Назмутдинова) , мон. (XXI в.)

Использованные материалы

  • Николаевская Теребенская пустынь. Историческое описание. Издательство "Леушинское подворье", Санкт-Петербург, 2003 год.
  • Статья "ТЕРЕБЕНСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ" в энциклопедии "Тверская область", 1994 г., страница 283.

Теребенская Николаевская пустынь, в 95 верстах от города Вышнего Волочка, в 18 верстах от железнодорожной станции Малышеве, близ реки Мологи. Основана в 1641 году иноком Авраамием и сподвижником его Артемием при церкви святого Николая чудотворца, построенной в 1492 году помещиком села Теребени Михаилом Обутковым на месте явления иконы святителя, которая и находится здесь; икона сия обносится с крестным ходом по всем соседним селениям. Здесь же находится список прославившейся в 1654 году и не сохранившейся до настоящего времени подлинной Теребенской иконы Богоматери, на котором Она изображена в пояс, с молитвенно поднятыми руками, и со стоящим у Ее лона на шаре Богомладенцем с распростертыми руками; празднование в честь этой святой иконы совершается 14 мая. При монастыре дом для престарелых церковно-служителей и школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Николо-Теребенская пустынь (мужская), основана в 1641 г на месте разоренного литовцами монастыря свт. Николая в с. Теребени. Закрыт после 1917 года, в середине 90-х начато восстановление обители.

Церкви монастыря:
1) Главная холодная, Святителя Николая, построена в 1833 г., каменная, с двумя приделами: правый Владимирской Божией Матери, левый Святого праведн. Иакова Боровичского Чудотворца.
2) Теплая, Благовещения Пресвятой Богородицы, построена в 1883 г., каменная, с приделом Святителя Арсения Тверского.
3) Теплая надвратная, Сретения Господня, построена в 1754 г., каменная, с одним престолом.
4) Подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского, построена в 1857 г.

Приписные часовни:
1) Параскево-Пятницкая, д. Труженик, Максатихинского р.
2) Часовня-памятник погибшим в ВОВ, д. Репинка, Максатихински р.
3) Никольская, д. Топальское, Максатихиниский р., на месте источника.



Николо-Теребенская пустынь, находится в Максатихинском районе Тверской области, основана в 1641 г. на месте разоренного литовцами монастыря свт. Николая в с. Теребени. Храм обители был построен владельцем села боярином Михаилом Обутковым в 1492 г. Вначале Обутков избрал для храма другое место, но когда было положено основание церкви и на этом основании был поставлен принадлежащий Обуткову образ свт. Николая - совершилось чудо. Икона несколько раз сходила с приготовленного для нее места и неизменно оказывалась на краю села Теребени. Увидев в этом волю самого Святителя, Обутков построил храм на избранном иконой месте. Вначале это была приходская церковь, затем образовался монастырь. В смутное время обитель была разорена, осталась только полуразрушенная церковь, в которой чудесным образом сохранилась икона свт. Николая. В 1611 г. на это место пришел инок Онуфрий и поселился возле запустевшей церкви. Однако инок прожил здесь недолго, скудость места и недостатки заставили его уйти.

В 1641 г. в царствование Михаила Федоровича на это же самое место пришел священноинок Авраамий. Вместе с благочестивым боярином Артемием Мазовецким, проживающим в 5 верстах от обители в с. Топальском он построил небольшую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Некоторое время спустя они решили исправить прежнюю церковь свт. Николая и разбирая развалины нашли икону Святителя совершенно невредимой - ни огонь ее не коснулся, ни краски ее не потемнели от дыма пожаров. Вскоре к инокам Авраам ию и Артемию присоединился монах Феодосии, бывший крестьянин князя Феодора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили ее. Таким образом возродилась Теребенская обитель на своем старинном месте. Авраамий был первым настоятелем.

От образа Святителя Николая совершалось много чудес и знамений. Особенно прославилась обитель с того времени, когда Угодник Божий через свой чудотворный образ избавил весь Бежецкий край и монастырь от моровой язвы в 1654 г. В память этого событии ежегодно совершается крестный ход с чудотворною иконою с (23 июня по 12 июля ст.стиль) 14 по 21 июля н.стиля от Николо-Теребенской пустыни в г.Бежецк и попутные селения.

К концу 19 в. в обители было три храма, из которых главный - соборная церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая с колокольней. В храме два придела: справа во имя Владимирской Божией Матери, слева - в честь прав. Иакова Боровичского. Освящен храм в 1838 г.

В 1882 г. была заложена, а в 1883 г освящена Благовещенская церковь на месте разобранного Благовещенского же храма, построенного в начале 18 в. В новой Благовещенской церкви устроен придел в честь свт. Арсения Тверского.

Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле в 1756 г. и закончена в 1757 г. при строителе обители игумене Феодосии. Этот храм не сохранился.

В том же 1757 г. построена и подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского.

После 1917 г. монастырь был закрыт, здания на территории монастыря используются для хранения удобрений. И только с середины 1990-х годов начинается восстановлении пустыни. Согласно ходатайства Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ 17 августа 2004 года, журнал № 42 определил открыть монастырь для возрождения монашеской жизни с назначением настоятельницы монастыря монахини Ольги (Назмутдиновой Татьяны Сергеевны).

Информация предоставлена Информационной службой Тверской епархии http://hram-tver.ru/maksatiharn/trujaleksmaksatiha.html



Слава образа Николая Чудотворца привлекала в пустынь много богомольцев, и старые деревянные церкви стали малы. Никольский храм был очень ветхий, а Благовещенская церковь слишком тесная для всех. В 1657 г. настоятель обители игумен Нафанаил едет в Москву для сбора денег на строительство новых церквей. Московский боярин Борис Иванович Морозов дал 400 рублей, боярин Илия Дмитриевич Милославский дал 400 рублей. Эти деньги предназначались на каменную церковь, но построили деревянную рядом со старой Никольской с 5-ю престолами. Три из них были уже освящены, когда в одну ночь новопостроенная церковь попущением Божьим сгорела, а старая осталась невредима, хотя была в 3 саженях. Через 7 лет тот же Нафанаил сделал новые деревянные постройки - трапезу с хлебнею; а над трапезой колокольницу; над хлебнею - кельи с сенями и чуланами и переходы от них всех к церкви. Вскоре все это сгорело, а церковь сохранилась. Через 2 года, в 1667 г. игумен иеромонах Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Эта церковь просуществовала до 1830 года. Он же построил новую церковь Александра Свирского над восточными воротами, которая впоследствии была разобрана, а в честь Александра Свирского освящена в середине ХVIII в. подземная церковь.

Основание церкви Благовещения было заложено в 1706 г. и освящено во имя Иакова Боровичского Чудотворца, а через год архимандрит Тарасий с братиею просили митрополита Иова благословить их переименовать строящийся храм в Благовещенский, а придел в соборном храме во имя Иакова Боровичского Чудотворца. Митрополит позволил. При этой церкви были трапеза и кухня с другими службами. Верхний этаж над службами был оборудован под кельи, но епархиальное начальство запретило это и велело кельи разобрать, так как при церкви им быть неприлично, но их не разобрали и они давили на церковь, и от этого начали образовываться трещины в своде. В результате этого в 1881 г. церковь с пристройками была разобрана и на этом месте построена новая Благовещенская церковь с приделом в честь Святителя Арсения Епископа Тверского. Заложена новая Благовещенская церковь 9 мая 1882 г. Его Высокопреосвященством Саввою Архиепископом Тверским и Кашинским. Главный купол лазоревого цвета увенчала глава с крестом, еще 12 малых куполов с меньшими главами и крестами, венчающих пилястры, расположенные попарно вокруг стен церкви в честь 12 Апостолов, осеняемых выешею главою, которая олицетворяет Иисуса Христа.

Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле в 1756 г. и закончена в 1757 г. в царствование Елизаветы Петровны при строителе обители игумене Феодосии. Сретенская церковь не сохранилась. Соборная церковь с колокольней - главный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. 5 куполов и глав. Колокольня о 2 ярусах со шпилем и крестом высотой 17 сажен. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен на полименте. Освящен храм в 1838 г. 1 октября Высокопреосвященством Григорием. При сем храме имеются в трапезе 2 придельных храма; на правой стороне во имя Владимирской Божией Матери, освященный 20 октября 1834 г. Краснохолмским Архимандритом Серафимом; на левой стороне - во имя Святого Праведного Иакова Боровичскаго Чудотворца, освященный 23 октября 1834 г. строителем сей пустыни иеромонахом Гавриилом. Фрески, резной сплошь вызолоченный иконостас и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая Чудотворца, украшают сей храм.

Из материалов в Тверском архиве сведения о колокольне: "Каменная колокольня построена в 1835 г. Три яруса: 1-ый ярус - четырехугольный; 2-ой ярус - восьмиугольный с 8 полуколоннами; 3-ий ярус - четырехугольный с 8 колоннами. Крыта железом крашенным медянкою. Крест железный, вызолоченный на гульдфарбу. Высота колокольни 16 сажень, с крестом 17 сажень. Двенадцать медных колоколов. Под колокольней палата для хранения казны".

Реставрация колокольни началась в 1996 г. При советской власти на колокольне не осталось ни одного колокола, все они были утеряны. Только в 1999 г. вопрос о колокольном звоне стал решаться. Отливать колокола взялась Минская мастерская "Отменное литье", под управлением известного литейщика Сергея Владимировича на благотворительные средства. Новые колокола были подняты на колокольню в 2000 г.

http://hram-tver.ru/nikolotrebenm.html

Николо-Теребенский женский монастырь расположен вблизи реки Молока в селе Труженик (Теребени) Максатихинского района Тверской области.

История Николаевской Теребенской обители началась в 1492 году с момента возведения храма Николаю Чудотворцу помещиком Михаилом Обутовым. Он заложил в Теребенях основание для будущего храма и поставил там образ Святителя Николая, но чудесным образом икона перемещалась в другое место. Помещик с таким явлением согласился и поставил на этом месте храм.

Николо-Теребенский монастырь был основан в 1641 году как мужской, на месте разграбленного литовцами монастыря Святителя Николая, иноком Авраамием и его сподвижником Артемием при той же церкви Николая Чудотворца. Монастырь был очень состоятельным и вносил достаточно ощутимые отчисления в Тверскую епархию - до 20000 рублей в год (при стоимости одной коровы 5 рублей). При обители действовала духовная семинария, на клироксе в главном храме пел Федор Шаляпин и монастырь посещал сам Николай II.

Николо-Теребенский монастырь является третьим сооружением в мире по значению, среди возведенных в честь Николая Чудотворца. Удивительные фрески на библейские мотивы выполнены с участием знаменитого художника Васнецова. Монастырь был закрыт в 1930-х годах, в нем хранились ядохимикаты, а позднее - превращен в склад готовой продукции и спортивный зал. Верующим возвращен в 1990-х годах.

В настоящее время Николо-Теребенский монастырь действует как женский и медленно восстанавливается. В реставрации нуждаются: Никольский собор, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Преподобного Александра Свирского, настоятельский и братский корпуса, а также исторические стены монастыря.

Сведения за 2008 год о посещаемости приходов в праздничные дни и примерная оценка общего количества прихожан:

В праздничные дни и престольные праздники – более 100 человек; примерное общее количество прихожан – 10 человек, в дачный сезон – до 30 человек.

Сведения о катехизации и образовании:

◊ Имеется Воскресная школа;
◊ В монастыре имеется детский приют. Для детей организовано обучение, медицинское обслуживание, воспитание в быту. В монастырской школе трудятся 6 педагогов.
◊ В монастыре действует приходская общеобразовательная школа, в которой обучаются 12 воспитанниц монастырского приюта.
◊ Имеется микроавтобус «Газель» для обеспечения экскурсий
◊ Действует вокальный класс, в котором обучается 20 человек;
◊ Имеется приходская библиотека;
◊ Проводились семинары по педагогике и психологии для городских учителей;
◊ Проводились культурно-просветительские занятия с прихожанами и учащимися города

Сведения о социальном служении

В монастыре имеется детский приют. Для детей организовано обучение, медицинское обслуживание, воспитание в быту.
Регулярно монастырь оказывает благотворительную помощь бедным и многодетным семьям, детской больнице, детскому садику, школам.

Сведения о численности насельников монастырей, материальная база, краткая историческая справка

Насельников 4 человека, из них одна настоятельница, 2 послушницы, 1 трудница.

Материальная база

Монастырь имеет 5 коров, 1 быка, 1 телочку, 1 лошадь, 1 осла, 30 кур.
Монастырь полностью обеспечил себя на всю зиму овощами, выращенными на приусадебном участке (картошкой, морковкой, свеклой, капустой, луком, чесноком, помидорами, перцем, огурцами, кабачками, тыквой).
В минувшем году выкуплены и оформлены земли в собственность в размере 639 га (ранее принадлежавшие монастырю).
Сохранились и подлежат реставрации:
◊ Никольский собор;
◊ Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы;
◊ Поземная церковь прп. Александра Свирского;
◊ Настоятельский и братский корпуса;
◊ Стены монастыря, в т.ч. южная стена с хозяйственными постройками
◊ Росписи в храмах

Историческая справка

В XV в. село Теребени принадлежало благочестивому Михаилу Обудкову.
В 1492г. он вознамерился построить в своем селе церковь во имя Святителя Николая чудотворца. Избрал для нее место и поставил на том месте свой образ Святителя Николая Чудотворца. Но икона чудным образом сходила с того места и всякий раз оказывалась в другом месте, «в расстоянии от села Теребени на полпоприще к озеру и к реке Мологе, где стояли пять берез и был водный кладезь».
Обухов увидел тогда в этом чудном знамении от образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей.
Сначала это была приходская церковь, а потом около нее образовался монастырь. В смутное время между царствования она была разорена и сожжена поляками.
В 1611 году для подвигов поселился здесь инок Онуфрий, но не снес пустоты и бедности этого места и ушел. И так продолжалось запустения этого места еще тридцать лет.
Только в 1641 году два инока, Авраамий и Артемий, начали строить на месте сгоревшей церкви часовню.
Стали они расчищать место на развалинах прежней церкви и среди них нашли прежнюю чудотворную икону святителя совершенно целой и невредимой.
Таким образом возродилась Теребеньковская обитель на своем старинном месте.
Слава о ее чудотворном образе стала быстро распространяться. Особенно возросло всеобщее почитание к ней с того времени, когда святитель Николай через свой чудотворный образ избавил окрестный с монастырем Бежецкий край от моровой язвы.
В память этого события ежегодно совершался крестный ход с 23 июня по 12 июля в Бежецк и попутные селения.
В 1667 г. игумен Мисаил решил на месте старой деревянной церкви построить новую каменную церковь во имя святителя Николая Чудотворца.

Николо-Теребенская пустынь, находится в Максатихинском районе Тверской области, основана в 1641 г на месте разоренного литовцами монастыря свт. Николая в с. Теребени. Храм обители был построен владельцем села боярином Михаилом Обутковым в 1492 г. Вначале Обутков избрал для храма другое место, но когда было положено основание церкви и на этом основании был поставлен принадлежащий Обуткову образ свт. Николая - совершилось чудо. Икона несколько раз сходила с приготовленного для нее места и неизменно оказывалась на краю села Теребени. Увидев в этом волю самого Святителя, Обутков построил храм на избранном иконой месте. Вначале это была приходская церковь, затем образовался монастырь.
В смутное время обитель была разорена, осталась только полуразрушенная церковь, в которой чудесным образом сохранилась икона свт. Николая. В 1611 г. на это место пришел инок Онуфрий и поселился возле запустевшей церкви. Однако инок прожил здесь недолго, скудость места и недостатки заставили его уйти.
В 1641 г. в царствование Михаила Федоровича на это же самое место пришел священноинок Авраамий. Вместе с благочестивым боярином Артемием Мазовецким, проживающим в 5 верстах от обители в с. Топальском он построил небольшую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Некоторое время спустя они решили исправить прежнюю церковь свт. Николая и разбирая развалины нашли икону Святителя совершенно невредимой - ни огонь ее не коснулся, ни краски ее не потемнели от дыма пожаров. Вскоре к инокам Авраам ию и Артемию присоединился монах Феодосии, бывший крестьянин князя Феодора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили ее. Таким образом возродилась Теребенская обитель на своем старинном месте. Авраамий был первым настоятелем.
От образа Святителя Николая совершалось много чудес и знамений. Особенно прославилась обитель с того времени, когда Угодник Божий через свой чудотворный образ избавил весь Бежецкий край и монастырь от моровой язвы в 1654 г. В память этого событии ежегодно совершается крестный ход с чудотворною иконою с (23 июня по 12 июля ст.стиль) 14 по 21 июля н.стиля от Николо-Теребенской пустыни в г.Бежецк и попутные селения.
К концу 19 в. в обители было три храма, из которых главный -соборная церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая с колокольней. В храме два придела: справа во имя Владимирской Божией Матери, слева - в честь прав. Иакова Боровичского. Освящен храм в 1838 г.
В 1882 г. была заложена, а в 1883 г освящена Благовещенская церковь на месте разобранного Благовещенского же храма, построенного в начале 18 в. В новой Благовещенской церкви устроен придел в честь свт. Арсения Тверского.
Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле в 1756 г. и закончена в 1757 г. при строителе обители игумене Феодосии. Этот храм не сохранился.
В том же 1757 г. построена и подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского.
После 1917 г. монастырь был закрыт, здания на территории монастыря используются для хранения удобрений. И только с середины 90-х годов начинается восстановлении пустыни.
В обители находятся две чудотворных иконы - Теребенская икона Божией Матери и Теребенская икона Святителя Николая. Икона Божией Матери упоминается вместе с другими чудотворными иконами очень давно, но подробных сведений о ней не имеется. Икона эта - копия с подлинной, где находится подлинная - неизвестно.
Согласно ходатайства Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ 17 августа 2004 года, журнал № 42 определил открыть монастырь для возрождения монашеской жизни с назначением настоятельницы монастыря монахини Ольги (Назмутдиновой Татьяны Сергеевны).
В настоящее время приход официально не передан монастырю, а также храмы и строения, которые числятся на балансе прихода. Земля, на которой стоит монастырь, не передан и документально не оформлена в длительную и бессрочную аренду прихода. Монастырь пока не имеет своей материальной базы и живет только на пожертвования.
Общая численность населения проживающего в населенном пункте, где расположен монастырь составляет 207 человек. Причем большая часть населения, а это количество составляет более 50%, проживает в деревне только в летнее время.
В радиусе 5-10 км от Труженика ряд деревень, в которых проживает в зимнее время по 7-10 человек. Общее количество человек прописанных в Труженицком сельском округе составляет около одной тысячи человек. Как уже говорилось в основном это дачное население.
Вместе с главой администрации поселкового совета в день празднования дня пожилого человека посещались почти все деревни прилежащие к поселку, дом-интернат для пожилых людей. Познакомились почти со всеми старушками, которые хотели бы придти в храм, но по состоянию здоровья не могут это сделать. В настоящее время с администрацией поселкового совета имеется предварительная договоренность о том, что в двунадесятые праздники, а также через одно воскресенье администрация поселка будет выделять автобус для жителей сельского округа, желающих посетить богослужение в монастыре.

(Информация предоставлена Информационной службой Тверской епархии.)

ПОВЕСТЬ ОБ ОСНОВАНИИ НИКОЛО-ТЕРЕБЕНСКОЙ ПУСТЫНИ

В 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени церковь во имя святителя Николая. Выбрал подходящее для этого место, и положив было уже на нём основание ей, поставил здесь свой образ Святителя. Но икона несколько раз невидимо сходила отсюда, и всякий раз оказывалась в другом месте - недалеко от озера и реки Мологи, где стояли пять берез, и был водный «кладязь». Обудков увидел тогда в этом чудесном знамении образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей. Таким образом, на месте, указанном самим Угодником, выстроили деревянную церковь. Помещик же, в вечное поминание себе и роду своему, отдал церковным служителям и свое село Теребени. Поначалу церковь была только приходской, но вскоре около неё образовался монастырь. Вот с чего началась Теребенская обитель.


ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ И ЧУДЕСНОЕ ОБРЕТЕНИЕ ОБРАЗА СВТ. НИКОЛАЯ

В смутное время междуцарствования обитель разорили поляки. В 1611 году поселился, было здесь, для подвигов инок Онуфрий, но не вынес пустоты и бедности этого места и ушел. И ещё 30 лет продолжалось запустение, пока в 1641 году два инока, Авраамий и Артемий, не решили поселиться на развалинах. Они начали на месте разрушенной церкви строить часовню. Расчищая место под строительство, неожиданно наткнулись на прежнюю чудотворную икону Святителя, которая был цела и невредима. Ни огонь её не коснулся, ни краски её не потемнели в течение 40 лет, когда она лежала в земле в гниющих руинах. Больше всего обрадовались этому образу иноки и немедленно построили в честь Чудотворца вместо часовни целый храм, хотя и небольшой и деревянный. Таким образом, возродилась Теребенская обитель на своём старинном месте. Слава о её чудотворном явленном образе стала быстро распространяться, число богомольцев росло, на жертву никто не скупился, благодаря чему обитель стала цветущей, богатой и благоустроенной.


ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕРКВЕЙ

Слава образа Николая Чудотворца привлекала в пустынь много богомольцев, и старые деревянные церкви стали малы. Никольский храм был очень ветхий, а Благовещенская церковь слишком тесная для всех. В 1657г. настоятель обители игумен Нафанаил едет в Москву для сбора денег на строительство новых церквей. Московский боярин Борис Иванович Морозов дал 400 рублей, боярин Илия Дмитриевич Милославский дал 400 рублей. Эти деньги предназначались на каменную церковь, но построили деревянную рядом со старой Никольской с 5-ю престолами. Три из них были уже освящены, когда в одну ночь новопостроенная церковь попущением Божьим сгорела, а старая осталась невредима, хотя была в 3 саженях. Через 7 лет тот же Нафанаил сделал новые деревянные постройки - трапезу с хлебнею; а над трапезой колокольницу; над хлебнею - кельи с сенями и чуланами и переходы от них всех к церкви. Вскоре все это сгорело, а церковь сохранилась. Через 2 года в 1667 г. игумен иеромонах Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Эта церковь просуществовала до 1830 года. Он же построил новую церковь Александра Свирского над восточными воротами, которая впоследствии была разобрана, а в честь Александра Свирского освещена в середине ХVШв. подземная церковь.
Основание церкви Благовещения было заложено в 1706г. и освящено во имя Иакова Боровичского Чудотворца, а через год архимандрит Тарасий с братиею просили митрополита Иова благословить их переименовать строящийся храм в Благовещенский, а придел в соборном храме во имя Иакова Боровичского Чудотворца. Митрополит позволил. При этой церкви были трапеза и кухня с другими службами. Верхний этаж над службами был оборудован под кельи, но епархиальное начальство запретило это и велело кельи разобрать, так как при церкви им быть неприлично, но их не разобрали и они давили на церковь, и от этого начали образовываться трещины в своде. В результате этого в 1881 г. церковь с пристройками была разобрана и на этом месте построена новая Благовещенская церковь с приделом в честь Святителя Арсения Епископа Тверского.
Заложена новая Благовещенская церковь 9 мая 1882 г. Его Высокопреосвященством Саввою Архиепископом Тверским и Кашинским.
Главный купол лазоревого цвета увенчала глава с крестом, еще 12 малых куполов с меньшими главами и крестами, венчающих пилястры, расположенные попарно вокруг стен церкви в честь 12 Апостолов, осеняемых выешею главою, которая олицетворяет Иисуса Христа.
Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле В1756 г. и закончена в 1757 г. в царствование Елизаветы Петровны при строителе обители игумене Феодосие.
Сретенская церковь не сохранилась.
Соборная церковь с колокольней - главный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. 5 куполов и глав. Колокольня о 2 ярусах со шпилем и крестом высотой 17 сажен. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен на полименте. Освящен храм в 1838 г. 1 октября Высокопреосвященством Григорием. При сем храме имеются в трапезе 2 придельных храма; на правой стороне во имя Владимирской Божией Матери, освященный 20 октября 1834 г. Краснохолмским Архимандритом Серафимом; на левой стороне - во имя Святого Праведного Иакова Боровичскаго Чудотворца, освященный 23 октября 1834 г. строителем сей пустыни иеромонахом Гавриилом. Фрески, резной сплошь вызолоченный иконостас и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая Чудотворца, украшают сей храм.
Из материалов в Тверском архиве сведения о колокольне: "Каменная колокольня построена в 1835 году. Три яруса: 1-ый ярус - четырехугольный; 2-ой ярус - восьмиугольный с 8 полуколоннами; 3-ий ярус - четырехугольный с 8 колоннами. Крыта железом крашенным медянкою. Крест железный, вызолоченный на гульдфарбу. Высота колокольни 16 сажень, с крестом 17 сажень. Двенадцать медных колоколов. Под колокольней палата для хранения казны".
Реставрация колокольни началась в 1996 году. При советской власти на колокольне не осталось ни одного колокола, и все они были утеряны.
Только в 1999 году вопрос о колокольном звоне стал решаться. Отливать колокола взялась Минская мастерская "Отменное литье", под управлением известного литейщика Сергея Владимировича на благотворительные средства. Новые колокола были подняты на колокольню в 2000 году.


ВОЗРОЖДЕНИЕ ПУСТЫНИ. НАЧАЛО XXI

После 80 лет безбожия и поругания в ср.1990-х гг. по благословению Высокопреосвященнейшего Виктора, архиепископа Тверского и Кашинского началось восстановление древней Теребенской пустыни. В 2004 году обитель получила статус женского монастыря и настоятельницей Священным Синодом РПЦ была назначена монахиня Ольга (Назмутдинова). Все хозяйственныйе заботы легли на ее плечи.
В настоящее время сохранились и подлежат реконструкции непосредственно на территории монастыря:
Никольский Собор;
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы;
Подземная церковь прп. Александра Свирского;
Настоятельский и братский корпуса;
Стены монастыря, в том числе южная стена с хозяйственными постройками (хозяйственные постройки полностью разрушены).
Полностью разрушена Сретенская церковь.
Росписи в храме: подлежат восстановлению.
К приходу относятся также церкви и часовни за пределами монастыря, которые подлежат реставрации:
Церковь Михаила Архангела в деревне Лощемля (на пути Крестного хода, 1-ый день Крестного хода).
Церковь Благовещения в деревне Раевское (на пути Крестного хода, 2-ой день Крестного хода),
Церковь на погосте в деревне Ворожебское (на пути Крестного хода, 3-ий день Крестного хода).
В настоящее время строятся часовни:
Часовня Параскевы Пятницы (выстроена заново в 2000 году, остались внутренние работы),
Часовня Николая Угодника в деревне Малышеве,
Часовня Благовещения на месте древнего города Вы-изьска, при впадении реки Кезы в реку Мологу,
Часовня «Всех скорбящих Радость» на кладбище в деревне Ворожебское.
В планах строительство часовни Живоначальной Троицы в деревне Топальское.
В планах устройство богадельни в имеющихся зданиях, относящихся к приходу, в деревне Пятницкое.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОЛЬШОГО БЕЖЕЦКОГО КРЕСТНОГО ХОДА

В лето 1654 года, в дни державы христолюбивого государя царя и великого князя Алексия Михайловича, всея России самодержца, при святейшем Никоне, архиепископе царствующего города Москвы и всея Северной страны патриархе, в третье лето патриаршества его посещением Божиим из-за наших грехов в Москве, в окрестных городах, селах и в Бежецком крае началась эпидемия страшной моровой язвы. Бежечане, зная, что это за бедствие и сколько жизней оно уносит, обратились с мольбой о прощении и помиловании к Богу и Пречистой Его Матери Приснодеве Марии. Крепко же веруя в необоримую силу святой молитвы перед Господом святителя Николая, граждане в великом множестве пришли в Теребенскую обитель. С подобающей честью взяли чудотворный образ и прибыли в Бежецкий Верх 13 июля (30 июня по старому стилю) 1654 года. Благоговейно и с великой надеждой встретили дивную икону в Бежецке и поставили её в кафедральном соборе Воскресения Христова. С того самого дня, когда чудотворная икона прибыла в Бежецк, моровая язва в городе и крае стала прекращаться. Православные, в благодарность Богу и святителю Николаю, три дня служили молебны перед дивным образом и с великими почестями 4 июля святую икону проводили обратно в Теребенскую обитель. В память о чудесном избавлении Бежецкого края от моровой язвы решено было ежегодно совершать Крестный ход с чудотворным образом из Теребенской обители в Бежецкий Верх. А название с тех пор этот ход получил «Большой Бежецкий Крестный ход».


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БОЛЬШОГО БЕЖЕЦКОГО КРЕСТНОГО ХОДА

По свидетельству предания, холера ещё неоднократно в больших размерах вспыхивала в Бежецком крае, но как только приносили Теребенский чудотворный образ, эпидемия совершенно прекращалась. Поскольку образ прибывал не сухим путем, а плыл по реке Мологе, поэтому непременную принадлежность этого хода составляло особое судно - большая раскрашенная лодка с построенной на ней часовней о пяти главах и с флагом. На ней образ заезжал почти во все прибрежные селения, а из них, в свою очередь, носили его по окрестным местностям. Таким образом, святая икона шествовала с великим торжеством и по земле и по водам. С 2 по 12 июля, день и ночь, Крестный ход был в движении. Селения одно у другого отбивали честь принятия иконы у себя. 13 июля ладья приближалась к самому Бежецку, и начиналось ликование города,

ВСТРЕЧА И ПРЕБЫВАНИЕ ЧУДОТВОРНОГО ОБРАЗА В БЕЖЕЦКЕ

Оба берега реки заблаговременно не менее чем на две версты были покрыты массой народа. Все с нетерпением ожидали прибытия ладьи с прославленной иконой. А на священном судне в это время шло торжественное приготовление к триумфальному вступлению в город. Чудотворный образ воздвигался на возвышенное место, после чего на ладье раздавалось громогласное пение, а в городе начинался перезвон колоколов. Все городские священники в облачении выходили из соборного храма с пением и с хоругвями, от Штабского моста, как места пристанища для священной ладьи, нисходили под балдахин, укрепленный на мосту, и подходили к самой ладье. При продолжающемся колокольном звоне священная ладья с чудотворным образом медленно двигалась по самой середине Мологи. Пение у моста, пение на священной ладье, тихая молитва на устах каждого, коленопреклонения, слезы - все это обращено к священному образу дивного Святителя. Вот что открывалось изумленным взорам благоговейного христианина при виде Большого Бежецкого Крестного хода! Этого мало: сама река наполнялась встречающим народом - одни двигали священную ладью руками, другие ждали минуты, когда она сравняется с ними, и, дождавшись, с благоговейной на устах молитвой к Святителю, брались на бечеву и тянули или, прикоснувшись к ладье, тащили её, или просто умывались и погружались в воду, особенно больные, одержимые разными недугами, или женщины со своими больными детьми.
Наконец, освященная ладья приставала близ моста к берегу. Это, примерно, за 400 метров от кафедрального собора Воскресения Христова. И это расстояние Крестный ход проделывал не менее чем за три часа. Виною тому было несметное количество людей, и каждый прорывался приложиться к чудотворному образу. Но что особенно было удивительным: всё проходило без крика и шума «со всякою благоговейною осторожностью».
Восемь дней Теребенская икона находилась в Бежецке. И все эти дни считались праздничными. В это время открывалась Космодемьянская ярмарка (годовой торг). А чудотворный образ носили из дома в дом, не минуя самого беднейшего. Когда икону вносили в дом, где царили распри, то после пребывания её здесь устанавливались мир и покой. Во время пребывания иконы святителя Николая в городе в один избранный день (18 или 19 июля) совершалось соборное служение пред образом, а на другой день после соборного служения Литургии бывал общий Крестный ход вокруг всего города с чудотворным образом. При каждой приходской церкви при этом совершались литии о благосостоянии города, в память избавления в 1654 году силою этого образа от моровой язвы. Вечером, 20 июля, в соборе совершалось торжественное Всенощное бдение в присутствии образа. А 21 июля, после Литургии, в 4 часа дня, при бесчисленном стечении народа, с участием всего городского духовенства, в сопровождении крестов, хоругвей и образов всех церквей, напутствуемый молебным пением и радостным звоном колоколов образ Святителя возвращался на священную ладью. Через погост Узмень, сёла Чижово, Еськи и Топальское, где снова проходили торжественные встречи, остановки и проводы, наконец, 25 июля снова прибывал в свою пустынь. С таким же торжеством, как и при проводах, при таком же множественном стечении по этому случаю богомольцев снимали чудотворную икону со священной ладьи, приносили в соборный храм Теребенской обители и после молебствия водружали её на обычное место в иконостасе.

Николо теребенский монастырь

ЧУДО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛИ – НИКОЛО–ТЕРЕБЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Как-то ехала я в электричке, познакомилась с женщиной, журналисткой. Разговорились, и она выслала мне статью, привожу вам ее полностью:

КРЮКОВ Сергей Федорович

ЧУДО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛИ -

НИКОЛО-ТЕРЕБЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ


Обаяние старины

Районный центр Максатиха расположен на севере Тверской области, недалеко от точки встречи границ Новгородской, Тверской и Вологодской областей. Это самые сокровенные русские земли - холмистая местность, которая чуть севернее переходит в Валдайскую гряду. Она, соединяясь с Северными Увалами, тянется до самого Урала. Здесь находится великий водораздел. В Максатихе реки текут ещё на юг, но чуть севернее - уже на север, в Северный Ледовитый океан. Есть в России такие одухотворенные уголки, которые привлекают не глянцевой роскошью, а тихим обаянием той самой русской православной старины, которая издревле вела за собой людские сердца, утешала и укрепляла в вере. Один из таких уголков можно увидеть в Тверской губернии - в трехстах километрах от Москвы.

В излучине прихотливо вьющейся среди соснового бора реки Мологи раскинулся Николо-Теребенский монастырь. С берега виден лишь шпиль с золотым крестом - это колокольня Никольского храма, воздвигнутого в честь чудотворного образа Святителя Николая в 1836 году на месте прежнего деревянного храма. Церковь расписывали искусные мастера, среди которых наряду с иноками Николо-Теребенской обители трудились калязинские живописцы Никифор Степанович Крылов и Алексей Васильевич Тыранов, а также известные живописцы Алексей Гаврилович Венецианов и Григорий Васильевич Сорока. К написанию удивительной красоты фресок на библейские мотивы причастен знаменитый художник Виктор Михайлович Васнецов. При монастыре была духовная семинария. На клиросе в Никольском соборе пел знаменитый Фёдор Шаляпин. Здесь бывала и семья царя-мученика Николая II.При монастыре была большая библиотека, которая насчитывала несколько сотен томов разных книг — и богословских, и художественных.

Легенды об истории обители

У этого монастыря удивительная история. По преданию еще в 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени церковь во имя святителя Николая. Выбрал подходящее для этого место, и, положив было уже на нём основание ей, поставил здесь свой образ Святителя. Но икона несколько раз невидимо сходила отсюда, и всякий раз оказывалась в другом месте - недалеко от озера и реки Мологи, где стояли пять берез и был водный «кладязь».

Обудков увидел тогда в этом чудесном знамении образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей. Таким образом, на месте, указанном самим Угодником, выстроили деревянную церковь. Помещик же, в вечное поминание себе и роду своему, отдал церковным служителям и свое село Теребени. Поначалу церковь была только приходской, но вскоре около неё образовался монастырь. Вот с чего началась Теребенская обитель.
Согласно другому преданию, помещик села Теребина Обухов имел старинную икону Николая Чудотворца. Для нее он построил церковь. В смутное время междуцарствования обитель разорили поляки. В 1611 году поселился было здесь для подвигов инок Онуфрий, но не вынес пустоты и бедности этого места и ушел. И ещё 30 лет продолжалось запустение, пока в 1641 году два инока, Авраамий и Артемий, не решили поселиться на развалинах. Они начали на месте разрушенной церкви возводить часовню. Расчищая место под строительство, неожиданно наткнулись на прежнюю чудотворную икону Святителя, которая был цела и невредима. Ни огонь её не коснулся, ни краски её не потемнели в течение 40 лет, когда она лежала в земле в гниющих руинах. Больше всего обрадовались этому образу иноки и немедленно построили в честь Чудотворца вместо часовни целый храм, хотя и небольшой и деревянный. Таким образом и возродилась Теребенская обитель на своём старинном месте. Слава о её чудотворном явленном образе стала быстро распространяться, число богомольцев росло, на жертву никто не скупился, благодаря чему обитель стала цветущей, богатой и благоустроенной. Монастырю принадлежали обширные земельные владения, имелись мельницы, пекарня, приют для престарелых священнослужителей, ремесленные мастерские, скотный двор. Однако в двадцатые годы прошлого столетия монастырь был закрыт, монахи выселены. В 80-90-е годы монастырские постройки и вовсе пришли в запустение.

Заслуженная слава

До революции 1917 года Николо-Теребенский мужской монастырь пользовался заслуженной славой. Когда-то ему принадлежало 1350 га земли, которой он продолжал пользоваться и после секуляризации, а монахов насчитывалось не больше сорока человек. Работавшие на этой земле крестьяне трудились на совесть, поэтому и жили хорошо, в отличие от помещичьих крестьян. Монастырь полностью содержал Тверскую духовную семинарию, помогал сиротам. Иногда сюда присылали на исправление провинившихся священников (одного батюшку сослали за то, что имел ребенка на стороне).
Николо-Теребенский монастырь был очень богатым, делал отчисления Тверской епархии 20 000 рублей в год (для сравнения: одна корова стоила 5 рублей). Считается, что Николаевская Теребенская обитель - третья по значению в мире из тех, что были построены в честь Николая Чудотворца.

Слава образа Николая Чудотворца привлекала в пустынь много богомольцев, и старые деревянные церкви стали малы. Никольский храм был очень ветхий, а Благовещенская церковь слишком тесная для всех. В 1657г. настоятель обители игумен Нафанаил едет в Москву для сбора денег на строительство новых церквей. Московский боярин Борис Иванович Морозов дал 400 рублей, боярин Илия Дмитриевич Милославский столько же. Эти деньги предназначались на каменную церковь, но построили деревянную рядом со старой Никольской - с пятью престолами. Три из них были уже освящены, когда в одну ночь новопостроенная церковь попущением Божьим сгорела, а старая осталась невредима, хотя была в трех саженях. Через семь лет тот же Нафанаил сделал новые деревянные постройки - трапезу с хлебнею; а над трапезой колокольницу; над хлебнею - кельи с сенями и чуланами и переходы от них всех к церкви. Вскоре все это сгорело, а церковь сохранилась. Через два года (в 1667 г.) игумен иеромонах Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Этот храм просуществовал до 1830 года. При том же игумене была возведена и новая церковь Александра Свирского - над восточными воротами, которую впоследствии разобрали, а в честь Александра Свирского освятили в середине ХVШ в. подземную церковь. Основание церкви Благовещения было заложено в 1706г. и освящено во имя Иакова Боровичского Чудотворца, а через год архимандрит Тарасий с братиею просили митрополита Иова благословить их переименовать строящийся храм в Благовещенский, а придел в соборном храме - во имя Иакова Боровичского Чудотворца. Митрополит позволил. При этой церкви были трапеза и кухня с другими службами.

Верхний этаж над службами был оборудован под кельи, но епархиальное начальство запретило это и велело кельи разобрать, так как при церкви им быть неприлично, но их не разобрали и они давили на церковь, и от этого начали образовываться трещины в своде. В результате в 1881 г. церковь с пристройками была разобрана и на этом месте построили новую Благовещенскую церковь с приделом в честь Святителя Арсения Епископа Тверского.Заложил новую Благовещенскую церковь 9 мая 1882 г. Его Высокопреосвященство Савва, Архиепископ Тверской и Кашинский.

Главный купол лазоревого цвета увенчала глава с крестом, еще 12 малых куполов с меньшими главами и крестами, венчающих пилястры, расположены попарно вокруг стен церкви в честь 12 Апостолов, осеняемых высшею главою, которая олицетворяет Иисуса Христа. Сретенская церковь, которачя, увы, не сохранилась, была устроена при игумене Мисаиле В1756 г. и закончена в 1757 г. в царствование Елизаветы Петровны при строителе обители игумене Феодосие. Соборная церковь с колокольней - главный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. Пять куполов и глав. Колокольня о двух ярусах со шпилем и крестом высотой 17 сажен. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен на полименте. Освящен храм в 1838 г. 1 октября Его Высокопреосвященством Григорием. При сем храме имеются в трапезе два придельных храма: на правой стороне - во имя Владимирской Божией Матери (освящен 20 октября 1834 г. Краснохолмским Архимандритом Серафимом); на левой стороне - во имя Святого Праведного Иакова Боровичскаго Чудотворца (освящен 23 октября 1834 г. строителем сей пустыни иеромонахом Гавриилом). Украшают сей храм фрески, резной, сплошь вызолоченный иконостас и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая Чудотворца.

Большой Бежецкий крестный ход

С главной святыней монастыря иконой Святителя Николая Чудотворца (новгородское письмо, XV век) связано много легенд и историй. В 1654 году этот край охватила моровая язва , и жители находящегося неподалеку Бежецка вспомнили про обитель на реке Мологе. Икону доставили в Бежецк по реке, отслужили водосвятный молебен, обнесли вокруг города, и болезнь прекратилась. В память об этом икону Святителя Николая стали возить в Бежецк каждый год, на особой ладье, специально построенной и освященной. По легенде, как-то раз икона упала с ладьи в Мологу, и с тех пор ее носили по окрестным селам посуху. В память о чудесном избавлении Бежецкого края от моровой язвы решено было ежегодно совершать Крестный ход с чудотворным образом из Теребенской обители в Бежецкий Верх. А название с тех пор этот ход получил «Большой Бежецкий Крестный ход». Молебны перед чудотворным образом устраивались во всех деревнях по пути его следования, но главные торжества происходили в Бежецке, где к мосту через реку встречать икону выходил весь город. Многие заходили в воду, чтобы прикоснуться к ладье. Рассказывают, что путь от моста до собора в 400 метров икона преодолевала за 3 часа - такое множество народа хотело приложиться к образу. Десять дней реликвия проводила в Бежецке. За это время она успевала побывать во всех домах, а в один из дней с иконой обходили вокруг всего города. В 1990 году был возобновлён ежегодный Большой Бежецкий крестный ход. Сейчас это один из самых длительных крестных ходов - с 6 по 25 июля.Ежегодно 6 июля в обители отмечается большой праздник. Сначала икону на руках несут в село Пятницкое, у источника святой мученицы Параскевы Пятницы служат водосвятный молебен, а затем, уже на машине, везут главную святыню обители в районный центр Максатиху и в Бежецк.

С надеждой вымолить младенца…

Вторая святыня монастыря — Теребенская икона Божией матери. Слух о ней распространился далеко. Икона «Блаженное Чрево» — еще одно чудо Николо-Теребенской обители. Так уж повелось, что в Николо-Теребенский монастырь приезжают бездетные пары с самыми неутешительными диагнозами и с последней надеждой вымолить младенца. По молитвам перед этими иконами многие супруги, которые не могли иметь детей, обрели помощь. Они потом не раз возвращаются сюда, чтобы помолиться перед иконой и поблагодарить Заступницу. И из года в год чудо происходит. Настоятельница монастыря матушка Ольга с радостью рассказывает, что многие женщины счастливо беременеют после молитв, проведенных в храме: «Господь им дает такое испытание, чтобы они повернулись к храму, к Господу. Вымоленные дети — удивительные, они в храме сразу начинают разговаривать с ангелами, ручки тянут. Вы не представляете, сколько у нас родилось детей за последние два года!»

В обитель едут новые семьи, надеясь обрести радость рождения ребенка. Ныне в монастыре находится список иконы, сохраненный местными жителями. Где сейчас находится подлинник, прославленной в 1654 году, и цел ли он, неизвестно. Имеется лишь неясное сообщение о том, что некогда он был взят из монастыря в новгородский собор святой Софии. По преданию, Теребенская икона явилась мальчику-пастушку где-то в лесу. Иисус Христос изображен стоящим на камне с раскинутыми руками.

Священные камни

В двух километрах от монастыря, за рекой Мологой, почти уже врос в землю очень похожий камень, на котором отпечатался след ноги.Монолит многими столетиями именуют «следовиком», уверяя, что на нем - отпечаток ноги Спасителя или Марии, Божьей Матери. Как выполнен этот след - совершенно непонятно. Даже сегодня нет техники, чтобы изготовить подобный отпечаток. Как будто женщина наступила в жидкий цемент. Но камень-то гранитный!В монастыре склоняются к тому, что явление Теребенской иконы было возле этого камня: «След очень маленький, 35-го с половиной размера. Возможно, что это след Божией матери. Христос путешествовал по храмам с двенадцати лет, а в этом возрасте нога больше».

Эта икона также прославилась чудесами — избавила город Бежецк от холеры. Монахи раньше оберегали место, где находится камень-следовик, но сейчас через Мологу нет ни моста, ни переправы. Как свидетельствуют очевидцы, камень-следовик способен вызывать непредсказуемые погодные явления, если человек приходит к нему из праздного любопытства.Уже давно замечено, что дотрагиваться до него нельзя — сразу портится погода, начинается дождь.

Рядом со следовиком, тоже в земле, есть камень неземного происхождения. В древности о силе этих мест слагались легенды. Неспроста в густых сосновых лесах подвизались десятки монахов-отшельников. Вода в этих местах особенная, «тяжелая», на реках - частые водовороты.

Целебные источники

Тверская земля, из недр которой берет свое начало великая русская река Волга, где плещутся воды свыше 500 больших и малых озер, прославилась и своими целебными источниками. Официально Тверская епархия Русской Православной Церкви - одна из старейших в России - признала наличие здесь 15 святых источников, хотя, если судить по народной молве, их в Верхневолжье гораздо больше. Каждый из них имеет свою историю, а о чудесных исцелениях святой водой вот уже несколько веков слагаются легенды, проверить и разгадать которые не раз пытались ученые.

Колодец в честь святой Параскевы, расположенный на территории Николо-Теребенского монастыря, известен еще с 1492 года. Замечено, что чаще всего сюда приходят женщины, и это не случайно. Ведь святая Параскева, которую по сей день ласково называют матушкой Пятинкой, является покровительницей женского труда, домашнего хозяйства. Раньше рядом с колодцем была часовня, построенная в честь великомученицы Параскевы Пятницы. Но в годы атеистических гонений и колодец, и часовня были разрушены. Восстановили колодец только в 1999 году, а часовню - в 2003-ем. По словам местных жителей, целебная вода святого источника Параскевы Пятницы помогает больным, особенно с желудочными заболеваниями. Часто приезжают в обитель и с иными тяготами.

В лихие годы атеизма…

В 1920-х годах монастырь закрыли. При советской власти здесь было хранилище ядохимикатов, затем - склад готовой продукции и спортзал, потом в этом здании местный совхоз торговал курами. Позже храм рушился и пустовал, но благочестивым жителям все же удалось сохранить эту святыню.

После закрытия монастыря под землю между храмом и стеной провалилась машина с зерном. Достать ее так и не смогли, только зерно выгребли. Не так давно с пустотами разбирались специалисты. Они обнаружили за Благовещенским храмом три склепа и очень удивились, найдя под землей автомобильную раму. Когда весной начинает таять снег, слышно, как вода булькает, просачиваясь сквозь землю, — будто в пустоту уходит. Возможно, там есть и подземный ход под Мологу, к камню-следовику. 30-40 лет назад в земле перед входом в Благовещенский храм нашли кости двух десятков человек. В 1919 году взбунтовались монахи, недовольные новыми порядками; вероятно, их заставили выкопать себе могилу, расстреляли и закопали. Чекисты зверствовали, искали монахов в подвалах; может, кому-то удалось спрятаться. Никто не знает, какие чудеса и какие тайны еще кроются в монастыре…

Здесь уместно вспомнить преподобномученика Анатолия (в миру Анатолий Иванович Ботвинников). В 1912 году он был направлен в качестве православного миссионера в Китай. Через год вернулся в Россию, поступил в Николо-Теребенский монастырь и здесь принял монашеский постриг с оставлением того же имени. В 1920 году монах Анатолий был рукоположен в сан иеродиакона. Через год советские власти упразднили монастырь, но оставили храм, где он и продолжал служить. Через несколько лет он был рукоположен в сан иеромонаха и в 1928 году направлен в храм села Сорогожье Михайловского района Тверской области, где его застали гонения начала тридцатых годов. 15 октября 1937 года о. Анатолий был арестован. При опросе свидетелей следователю почти не удалось собрать показаний против священника. Говорили только, что он сравнивал дореволюционную и новую жизнь и не был сторонником государственных займов. После ареста и допроса священник был заключен в тюрьму города Бежецка. Спустя немного времени, 11 ноября, Тройка НКВД вынесла постановление о его расстреле. Иеромонах Анатолий был расстрелян 13 ноября 1937 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Восстановление пустыни

После 80 лет безбожия и поругания в середине девяностых годов прошлого века по благословению высокопреосвященнейшего Виктора, архиепископа Тверского и Кашинского, трудами иерея Геннадия началось восстановление древней Теребенской пустыни.В 1993 году на территории Николо-Теребенского монастыря снова началась приходская жизнь. Поначалу службы проходили в уцелевшем помещении келейного корпуса, а прихожанами были две-три бабушки. Сейчас это дружная сельская община, окормляемая отцом Геннадием Савостьяновым.

Николо-Теребенская обитель восстает из руин. В 2004 году она получила статус женского монастыря и настоятельницей была назначена монахиня Ольга (Назмутдинова). В миру она работала аудитором. Все хозяйственныйе заботы легли на ее плечи. Матушка Ольга вспоминает, как сюда впервые приехала перед постригом и подумала: «Счастлив тот монах, который будет восстанавливать эту обитель». Почти полтора года она жила здесь одна, потом приехала первая послушница — Любовь Степановна, инженер-строитель из Москвы . Местное население встретило матушку настороженно. 17 февраля 2007 года двое злоумышленников вошли на территорию Николо-Теребенского монастыря, где под угрозой ножа избили 59-летнюю послушницу, похитили деньги, кагор и изделия из серебра. Сейчас деревенские жители вроде бы признали монахинь, но в восстановлении монастыря пока что помогают мало.

Роль монахов на селе

Детский сад и школа были построены на монастырском кладбище. Первое время в школе творилось страшное: дети падали, разбивались. Директор сама прибежала в храм и попросила освятить школу. Матушка Ольга приглашает жителей деревни приходить, призывает покаяться: «Господь помилует, и жизнь будет другая…» Но пока приходят только старые женщины. Людей среднего возраста в деревне почти нет, вся надежда — на детей. Школа здесь хорошая, лучшая в районе, её не закрыли потому, что в селе есть детский дом. Монастырь помогает местным жителям, чем может, а на Рождество устраивает праздник. «Радует уже то, что 7 января всё село торжественно приходит, — говорит матушка Ольга. — Детки показывают спектакль, рассказывают стихи, а мы готовим всем подарки».

В монастырском хозяйстве 20 коров. Матушка Иоанна рассказывает, что все они очень любят молитвы. Особенно перед дойкой. Вместе с ними живут Лошадь Комета и ослик Яша. Они очень любят гостей, особенно, когда им приносят что-нибудь сладкое.

«Святейший сказал, что роль монахов сейчас меняется, особенно на селе, — говорит матушка Ольга. — Мы должны своим примером заставить местное население работать».

Жители деревни почти всех коров порезали. А в монастыре сразу появились коровы, и матушка — в прошлом городская жительница — стала их доить. Деревня была настроена враждебно, и как-то после службы матушка спросила: «А что вы имеете против моих коров?», — а ей сказали: «Мы тебе завидуем. Мы бы сами хотели, но взять негде, и сил нет».

Всех бычков, которые рождаются на подворье, матушка меняет на телочек в племенном хозяйстве. Хочет завести свиней (хотя в монастырях это не принято) и раздавать поросят — за символическую цену, лишь бы только взяли и вырастили. Матушка Ольга живет проблемами сегодняшнего дня. Хозяйство у монастыря большое, а работников мало, к тому же настоятельница после автомобильной аварии ходит с палочкой. Но помощники есть. Весной на практику приезжают «детки» из Максатихинского профессионального училища. Охотно помогают сотрудники Калининской атомной электростанции — копают картошку, убирают мусор. Приезжают паломники. Когда матушка попала в аварию и три с половиной месяца лежала, паломники из Красногорска приезжали каждую неделю, привозили деньги на лекарства, продукты. «Они за меня молились, — говорит матушка. — Если бы не молитва, я бы не смогла ходить». «Места тут особенные, природа не всегда ласкова, - говорит матушка Ольга, - не всякому по силам ужиться. Для того, чтобы остаться в этом монастыре, нужно чистое, открытое Богу сердце. Многие уходят, не выдерживают».

В монастыре зарегистрирован учебно-медико-реабилитационный центр для детей, оставшихся без родителей. Калининская АЭС взяла его на попечение. У монастыря 640 га земли, нуждающихся в обработке. Матушка Ольга предложила создать сельскохозяйственное предприятие, а на его базе — организовать производственную практику студентов училища. Село вымирает, рабочих рук нет, практически все пьют. А ребята получают хорошие специальности — каменщики, маляры, механизаторы, лесники, — но практику им проходить негде. Еще матушка надеется взять в аренду бывший монастырский бор, ныне почти вырубленный. В местном хозяйстве есть саженцы редкой сосны, некогда росшей в этом бору. Вот ребята-лесники и почистят этот лес, саженцы посадят…

Возобновился колокольный звон

В настоящее время сохранились и подлежат реконструкции непосредственно на территории монастыря: Никольский Собор; Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы; Подземная церковь прд. Александра Свирского; Настоятельский и братский корпуса. В планах устройство богадельни в имеющихся зданиях, относящихся к приходу, в деревне Пятницкое. При советской власти на колокольне не осталось ни одного колокола, и все они были утеряны. Из материалов в Тверском архиве получены сведения о колокольне: "Каменная колокольня построена в 1835 году. Высота колокольни 16 сажень, с крестом 17 сажень. Двенадцать медных колоколов. Под колокольней палата для хранения казны".

В 1999 году вопрос о колокольном звоне стал решаться благодаря белорусским друзьям. Отливать колокола взялась Минская мастерская "Отменное литье" на благотворительные средства. Новые 11 колоколов (самый большой из них весит 418 кг) были подняты на колокольню в 2000 году и снова плывет над селом, сосновым бором и рекой Мологой радостный колокольный звон.

Проявление фресок

В Никольской церкви уцелела уникальная живопись. Проявляться загадочным образом фрески начали пять лет назад сразу в двух церквях монастыря - Никольской и Благовещенской. Сквозь штукатурку сначала проступили бледные рисунки. Постепенно они становились всё более красочными и яркими.

Краски действительно поражают своей яркостью и сочностью, словно и высохнуть толком не успели. Похоже, что художник, расписывавший церковь, работал без особого плана, по наитию. Вот в завершенной и четко прописанной библейской сцене у ангелов замазаны рты - словно мастер оставил работу над ними на потом. Занимающей центральное место «Тайной вечере» время, кажется, вообще нипочем. В соседнем приделе контуры еще бледноваты, а дальше... кончилась штукатурка, но на голой стене тоже проглядывает орнамент.

Инокиня Матушка Иоанна: «Фрески стали набирать краску с тех пор, как здесь вместо складов и общежитий образовался женский монастырь. Раньше изображения были, да только контуры и силуэты, а сейчас такое буйство красок играет, как будто художник только что сошел с лесов». Сердце здесь всегда открывается навстречу Небу.

Свое объяснение феномена предлагают жители соседнего с обителью поселка Труженик. Они уверены, что разгадку тайны следует искать в прошлом Никольского собора, а также по соседству - в подземной церкви Александра Свирского. Она была освящена в середине XVIII века, и от нее шли подземные ходы, о которых так любят рассказывать сельчане. Мужчины старшего возраста вспоминают, как мальчишками они находили те самые штольни. Фактически под землей существовал еще один монастырь, о котором, увы, почти ничего не известно. «Мне говорили, что в проходах есть три саркофага, - рассказывает матушка Ольга, - наверняка там покоятся иноки, когда-то жившие здесь». Догадок о том, кто конкретно мог быть упокоен в подземельях обители, настоятельница не строит, да и подобраться к захоронениям не так просто - ходы были засыпаны, а сами проходы из подземной церкви замурованы. Впрочем, не исключено, что тайна все-таки откроется. В скором времени обитель посетит группа исследователей, которые с помощью георадаров выявят затерянные катакомбы и, возможно, доберутся до подземелья.

«Господь открывает понемножку…»

Матушка Ольга рассказала про паломника, который недавно приезжал в монастырь. Он высчитал, что православные монастыри находятся друг от друга на одинаковом расстоянии — 540 км. Николо-Теребенская обитель находится в 540 км и от Саровской обители, и от Псково-Печерского монастыря, и от Великорецка, и так далее. 540 — это 5 раз по 108, а число 108 он считает значимым для Земли. Паломник нанес на карту основные монастыри, соединил их линиями, и на их пересечении оказалась Николо-Теребенская обитель. Вышло так, что на этом месте пересекаются все духовные линии. Матушка Ольга приняла информацию к сведению и мудро сказала: «Господь пока ничего не открывает или открывает понемножку. По всей видимости, еще не время».

Власти и предприниматели готовы вложиться в создание торговой сети экологических продуктов под брендом «Максатиха». Этот проект собираются поддержать и руководители ведущих тверских СМИ. Они готовы выступить гарантами качества продуктов. Любой горожанин сможет не только увидеть по телевизору, кто и как производит яйца, мясо, молоко, сыр и другие продукты, но получит возможность пожить на фермах и даже поучаствовать в сельхозпроизводстве. Это проект для комплексного развития территории. Он органично учитывает интересы населения, бизнеса, власти, селян и горожан. Проект призван возрождать историческую память народа, её культуру, укреплять нравственные основы нашей нации.