Рождество Пресвятой Богородицы: что важно сделать в этот день, чтобы быть по-настоящему счастливым. Рождество Пресвятой Богородицы: приметы и интересные факты об этом божественном празднике православного календаря

Реклама

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, который верующими ежегодно отмечается 21 сентября, имеет особую важность, ведь в этот день появилась на свет Матерь Иисуса Христа. …

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - важнейший церковный праздник, который в православии относится к числу двунадесятых. Праздник установлен Церковью в 4 веке.

В галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара - Иоаким и Анна. Они были очень благочестивы и праведны, но многие годы не могли завести детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять дары, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Бога.

Узнав об этом, Анна заплакала. Увидев в саду гнездо, в котором пищали маленькие птенцы, она подумала: "Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости". Тогда к ней явился ангел и сказал: "Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария". С этой же вестью ангел явился и к Иоакиму.

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь. Рождение Пресвятой Богородицы мотивировало ее отца принести Богу много даров. Он получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. В церкви принято называть Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.

С тех пор праздник Рождества Богородицы 21 сентября всегда отмечается верующими с большим трепетом.

Рассмотрим, что нельзя делать в день Рождества Пресвятой Богородицы.

  • Не занимайтесь тяжелым физическим трудом: оставьте на другой день работу по дому, в саду и огороде;
  • Со стола нельзя сметать крошки на пол. Если после еды оставался хлеб, его давали домашним животным.
  • Нельзя также ссориться с близкими и конфликтовать с окружающими (если ситуация близка к критической, попытайтесь решить любые спорные моменты мирным путем);
  • В день Рождества Пресвятой Богородицы у вас должны быть чистые помыслы. Не повышайте голос на близких людей – это грех. Также нельзя желать другому зла или думать о ком-то плохо.
  • В этот день соблюдается пост: не разрешено употреблять мясо и алкоголь.

Помните, этот праздник стоит начинать с похода в храмы или церковь на молитву. После этого обязательно поздравьте своих близких и сходите в гости к родственникам.

Поздравляем с Рождеством Пресвятой Богородицы. Пусть чистота и свет этого праздника наполняют вашу душу благодатью, а вера будет искренней и крепкой. И тогда в вашей жизни непременно будут случаться настоящие чудеса.

С рождеством Святейшей Богородицы нашей,

Я желаю в праздник чаще улыбаться,

Быть здоровьем полным и всегда задорным,

Православный праздник, может быть прикольным.

Если сердцу больно, к Богу обращайся,

От святой молитвы Ты не закрывайся,

Божья мать поможет, только попроси,

И душой и сердцем господа люби.

С Рождеством Пресвятой Богородицы! Желаю, чтобы молитвы к Богу были услышаны, чтобы каждый день случалось чудо, чтобы Господь протянул руку помощи в минуту тягот, а Ангел стоял за твоим плечом в моменты радостей.

Пресвятой Богородицы Рождество -

Повод к радости и ликованию!

Пусть к тебе придет светлое торжество,

Принимай же сейчас пожелания!

Пусть от Девы Марии в судьбе твоей

Непременно прибудет счастье!

Пусть же день этот станет лучшим из дней,

И изменит все в одночасье!

Пресвятая Матерь Божья родилась в этот сентябрьский день. Она дала жизнь Господу, благословив этим все человечество. Мира, света, добра и чистых помыслов желаем каждому христианину!

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Тропарь Рождества Богородицы, глас 4

Кондак Рождества Богородицы, глас 4

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Наталия Сухинина

Родилась в семье девочка… Обычная фраза о житейском событии. Но какими мелкими, какими невыразительными кажутся слова сии, если отнести их к событию двухтысячелетней давности, когда в праведной семье Иоакима и Анны родилась долгожданная, вымоленная в слезных молитвах дочь. Это теперь мы говорим -Пресвятая Богородица, Приснодева Мария, Матерь Божия… А тогда – с виду обычный ребенок, чистый, трепетный, – доверчиво вглядывался в подаренный родителями мир, а немолодые родители радовались, глядя на Нее, и благодарили Господа за посланное к старости утешение. Родилась в семье девочка… Но день рождения Ее отмечается теперь как Рождество.

– Рождество Христово знаете? – Еще бы не знать нам Христово Рождество! – А ведь еще одно Рождество есть, в середине сентября, в дни последнего летнего тепла и первых робких весточек приближающейся стужи…

Нет рождественских морозов, но есть Рождество. Нет гирляндами увешанных елок, но есть Рождество. И открытки рождественские с щедрыми пожеланиями не летают почтовыми голубями по матушке-России, но есть Рождество. Тихо на земле, светло и спокойно. И тропарь рождественский тихонечко поем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной». Родилась в семье девочка, Своим рождением – Рождеством уже научившая нас тишине души и скромности помыслов.

Нередки сетования на дефицит положительных примеров для наших детей. Нет учителей, нет личностей, готовых повести за собой, научить добру и укрепить нетвердые детские души. А Иоаким и Анна?! Энциклопедия семейной жизни, в которой что ни поступок, то наука. Смиряться. Любить. Надеяться. Верить. Их презирали за бездетность, а они не роптали. Их звали праведными, а они почитали себя «грешнее всех в мире». Года серебрили их головы, а они не теряли надежды. Смиренное сердце – подарок Господу, и Он поспешает к смиренным с подарком: «Анна! Услышана молитва твоя!… У тебя родится дочь» – возвестил благую весть Ангел. Радость великая. И тут же – поспешающая благодарность Господу: обещание посвятить Ему дочь! Какое удивительное, какое смиренное и кроткое материнское сердце. Богородица Дева унаследовала его от матери, и ни разу, даже когда по человеческим меркам было невозможно терпеть и смиряться, – не изменила щедрому родительскому наследству. И почему мы так редко молимся праведным родителям Пресвятой Богородицы? Почему не взыскуем их богатейшего опыта семейной жизни? Почему не плачем перед святой их иконой, не просим вразумления и помощи? Уж они-то в праведности своей для нас те самые образчики золотые, которых мы так жаждем, и которых днем с огнем ищем в современных учебниках по педагогике и лекциях о семье и браке.

Рождество Пресвятой Богородицы лучом благодати озарило греховный земной мир. Мир затих в ожидании Спасения. Пройдет время и маленькие ножки Марии Девы легко и ловко преодолеют высокие ступени Иерусалимского храма. А пока – пока счастливые родители склонились над дорогим чадом. Пятьдесят лет они вымаливали себе дитя. А мы… Мы быстро устаем от молитвы, нам надо сразу, нам надо сейчас, нам надо быстро. А не дается быстро, – значит без толку, сколько можно расшибать лоб о церковные настилы, сколько свечей теплить, сколько серебра изводить. Заполошные, спешащие, маловерные, нетерпеливые, обидчивые, – каких Господних подарков ждем мы, на какие щедроты надеемся?

Матерь Бога нашего празднует ныне Свое Рождество. Праздником этим Пречистая будит наши заскорузлые души от спячки и маловерия. Сегодня Рождество… Сегодня светлый день светлой славы Матери Света. Почтим Ее песнями, почтим рождественским тропарем, почтим нашей недостойной молитвой. Лишь бы только сердце не впитало в себя дыхание первых, еще осторожных осенних непогод.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Несколько дней тому назад мы с вами по милости Божией вступили в новый церковный год, а ныне празднуем первый великий праздник годового богослужебного круга – .

Для того чтобы понять смысл этого праздника, а вместе с ним и других праздников церковных, нам нужно прежде всего вспомнить, что церковная жизнь есть тайна, непостижимая для тех, кто находится вне Церкви.

Не случайно ведь самое важное в жизни Святой Церкви – ее средоточие, через которое мы становимся причастниками благодати Божией, мы называем ТАИНСТВАМИ .

Сами мы, своим тварным умом не могли бы постигнуть этой тайны церковной. Но Господь по Своей милости постепенно открывает ее тем, кто живет в Таинствах, кто припадает к этому источнику благодати и пьет его живую воду.

В жизни церковной есть много тайн, но одна из них постоянно открывается верующим. Мы входим в общение с ней не только тогда, когда получаем благодатные дары через Таинства, но всякий раз, когда бываем в храме и участвуем в богослужении.

Впрочем, для многих из нас, верующих, тайна эта продолжает оставаться сокрытой. Для того чтобы по-настоящему соприкоснуться с ней, нам нужно быть не простыми слушателями и зрителями того, что совершается в храме, но войти в опыт тех, кто были творцами богослужения и запечатлели его в составленных ими молитвах и песнопениях, начиная со времен апостольских, через мучеников и преподобных и кончая подвижниками нашего времени.

Творцы богослужения, в полном согласии со всеми отцами и учителями Церкви, говорят нам о том, что человек создан для Вечной жизни, что подлинной стихией, в которой только и может жить его душа, является вечность.

Когда мы погребаем наших усопших и молимся об упокоении их душ, мы просим, чтобы Господь сотворил им вечную память. Но эта молитва может относиться и к нам, живущим еще на земле, потому что и мы нуждаемся в том, чтобы Господь имел нас в Своей Вечной Памяти: ведь цель нашей жизни и есть приобщение к вечности. Поэтому самое лучшее и ценное пожелание церковное есть пожелание вечной памяти.

А мы постоянно забываем об этом. Отягощенные заботами житейскими и омраченные временными обстоятельствами нашей жизни, мы забываем о том, для чего мы созданы, забываем о вечности, в которой живет лишь то, что сотворено Господом, – ДОБРОДЕТЕЛЬ.

Все же остальное отметается и бросается в огонь – во тьму внешнюю. Нам только кажется, что оно существует, а на самом деле, как говорит один святой отец: «В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых и для них оно вовсе не существует»(1).

Воистину существует только жизнь в Боге и то, что идет по пути стяжания Царства Божия в нас.

Святые отцы говорят нам, что человек создан по образу и подобию Божию, что он есть венец природы и царь всей видимой твари и вместе с тем сотаинник Божией благодати. Они учат, что телом своим человек связан со всей земной тварью, потому что тело это Господь создал, персть взем от земли (Быт. 2,7), а своей душой он соединен с Горним ангельским миром. Человек стоит на грани двух миров – земного и Небесного. «В творении его, – говорит Григорий Богослов, – художническое слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа; созидает, из сотворенного уже вещества взяв тело и от Себя вложив жизнь, поставляет на землю иного Ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцательной»(2).

Но созданный по образу Божию и поставленный Господом на грани двух миров, человек не выполнил своего предназначения: он согрешил, отпав от Бога, а через него и весь видимый мир, венцом которого он является, стал отходить от Господа. Тогда на землю явился Сын Божий, Который Своею смертью упразднил смерть и Своим Воскресением открыл нам путь к Вечной жизни. Он даровал и нам вечную память, и не только нам – верящим в Него, но и всей видимой твари.

Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, очищая от греха свою душу, поднять и одухотворить также и вещество, из которого создано его тело, сделав его достойной обителью бессмертной души. Святые отцы говорят, что в день последнего воскресения предстанут пред Господом не только наши души, но вместе с ними и наши воскресшие тела. И в этой земной жизни, в своем восхождении к Богу человек может идти только путем, который указан ему Господом, поставившим его на грани двух миров. Только в общении с этими обоими мирами и вместе с ними может человек здесь, на земле, служить Богу. Об этом нам постоянно напоминает Святая Церковь в своем богослужении.

Недавно мы с вами совершали новогоднюю службу. Мы приносили в этот день хвалу Господу не только от себя, но и от всего мира видимого и невидимого, с которым мы соединены по телу и по душе.

Об этом ясно говорится в каноне этого дня: Вся дела Твоя, Господи, небеса, земля, свет и море, воды и вси источницы, солнце же, луна и тьма, звезды, огнь, человецы и скоти, со ангелы восхваляют Тя . (3)

Тот, кто верит, что слова эти соответствуют действительности и что в богослужении мы воистину соединяемся с обоими мирами, тот понимает, какая великая тайна заключена в православном богослужении.

Тайна эта состоит не только в том, что здесь уничтожается грань между человеком и всею тварью – небесною и земною, грань, которую мы так ясно ощущаем, живя в этом привременном мире, но также и в том, что через богослужение мы преодолеваем и самые границы времени текущего естества и входим в мир вечности. Стало быть, в богослужении нет ничего временного, но все живет в вечности.

Обычно смысл празднования того или иного события из жизни Иисуса Христа или Божией Матери мы видим в том, чтобы пойти в храм, прослушать там Евангелие и песнопения, рассказывающие о событиях, совершившихся когда-то очень давно, вспомнить об этих событиях. Так можем мы отнестись и к сегодняшнему празднику, церковное предание говорит нам о том, что около 2000 лет тому назад Пресвятая Дева родилась в галилейском городе Назарете от престарелых родителей – праведных Иоакима и Анны. Оно повествует, что Своим рождением Дева Мария разрешила узы их неплодства и доставила им великую радость. Об этом рассказывают нам песнопения сегодняшнего дня, и, по-видимому, весь смысл праздника сводится к тому, чтобы вспомнить об этих событиях.

Но если мы обратимся к тексту самих песнопений и постараемся вникнуть в смысл того, что говорят их творцы, то убедимся, что такое отношение к празднику свойственно только людям внешним, не понимающим тайн церковной жизни. В действительности песнопения праздника говорят совсем иное. В стихирах сегодняшней вечерни мы слышали: Днесь неплодная врата отверзаются и дверь девическая Божественная предгрядет… Днесь всемирных радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство, и наконец: Днесь неплодная Анна рождает Богоотроковицу (4). Что же означает это днесь? (днесь разрешается неплодство, днесь Анна раждает Богоотроковицу). Есть ли это только приемы образной, поэтической речи или в этих словах заключается какой-то иной смысл?

Если рассуждать с точки зрения мудрости века сего, то утверждение реального смысла этих слов является безумием. Ведь все это совершилось когда-то очень давно. Но для тех, кто мудрствует духовная (см.: Рим. 8, 5), все, что совершилось нас ради человек и нашего ради спасения не только произошло во времени, но и в вечности пребывает.

Поэтому, когда мы слышим сегодня, что ныне Дева Чистая от Анны происходит (5) , – нам открываются врата вечности.

Богослужение сегодняшнего дня говорит нам о том, что рождение Пресвятой Девы было радостью не только для Ее родителей и родственников, живших в Назарете, но стало всемирною радостью, что оно разрешило неплодство не только святых праведных Иоакима и Анны, но в нем естества нашего разрешается неплодство и рождается плод живоносен миру (6).

Богослужение открывает нам, что Рождество Богородицы имело значение не только для живших в те дни в Назарете, но совершилось нас ради человек и нашего ради спасения, что с рождением Ее жизни рождается днесь мост (7) , вводящий нас в вечность.

Прославляя Господа, мы каждое славословие заканчиваем словами: ныне и присно и во веки веков . Этими словами Святая Церковь говорит нам о том, что богослужение, которое мы совершаем ныне, будет совершаться и присно и во веки веков, потому что уже и сейчас оно совершается в вечности и приобщает нас к Вечной жизни.

В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам Святая Церковь.

Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах ныне и присно и во веки веков, и для нас закроется текущий в нем источник Вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника Вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности.

И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения.

А для этого, пока еще вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, – все, что совершается, поется, читается за богослужением.

И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ.

И по мере вхождения в него нам будет все больше открываться великая тайна вечности.

Святая Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа Ангельские Силы и вся Небесная Церковь. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, – воспеваем мы Великим постом на Преждеосвященных литургиях.

И не только в эти великие дни, но и во все дни церковного года, за каждой Литургией, перед малым входом, священник молится: Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость. Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность.

Поэтому во время Божественной литургии священник после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, то есть приобщил их к Вечной Своей Памяти, которая и есть Царство Божие.

Из этого нам должно быть ясно, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть не что иное, как последовательное раскрытие во времени тайн вечности. А для каждого из нас, верующих, оно есть путь, ведущий нас к вечной жизни.

Поэтому и праздники церковные представляют собою не случайное собрание памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг друга в определенной последовательности, они связаны друг с другом, как ступени единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой ступени. Вот и сегодня – чтение канона сопровождается пением Воздвиженской катавасии Крест начертав Моисей. Казалось бы, она не имеет отношения к сегодняшнему дню, но на самом деле это не так. Она говорит нам о неразрывной духовной связи следующих друг за другом церковных праздников.

Это свет Воздвижения, который озаряет нас издалека, так что уже сегодня мы начинаем входить в него.

Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви. Сами мы не можем сразу постигнуть ее. Но мы знаем, что она была открыта великим и величайшим из угодников Божиих. Поэтому, входя в их опыт через те молитвы и песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи и молитв за нас грешных, можем и мы постепенно начать прикасаться к этой великой тайне.

И по мере того как через это будут в нас рождаться и возрастать элементы вечности, мы по-иному, чем теперь, будем относиться и к нашей временной жизни. Мы поймем тогда, что она есть только путь, ведущий нас от дольнего к горнему, от временного к вечному.

И тогда, уходя из этой жизни, мы, может быть, сподобимся Вечного Царства, уготованного Господом для тех, кто уже здесь, на земле, начал входить в Его Вечную Память, которая есть величайшее достижение для человека, идущего от дольнего к горнему.

(1) Святитель Афанасий Великий. Слово на язычников 2 // Творения. Ч. 1. С. 127.
(2) Святитель Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или Рождество Спасителя // Творения. Ч. III. С. 9-200.
(3) Служба 1 сентября. Канон индикту. Песнь 9-я.
(4) Служба Рождества Пресвятой Богородицы: на Господи, воззвах стихиры 4,5,6-я.
(5) Там же. Канон 2. Песнь 4-я, 2-й тропарь.
(6) Там же. Икос.
(7) Там же. Канон 1. Песнь 1-я, 3-й тропарь.

Огромное спасибо! Пусть Пресвятая Богородица поможет каждому, кто к ней обратится! Аминь!

Пресвятая Богородице, моли Бога о нас! Я надеюсь, что все наши мольбы и просьбы она услышит.

21 сентября православные христиане отмечают Рождество Пресвятой Богородицы (Вторая Пречистая). Праздник традиционно считается женским днем, когда женщину нужно почитать как продолжательницу рода.

Считается, что в этот день нужно просить о самом сокровенном - и Богородица обязательно поможет. Для тех семейных пар, у которых не детей, особенно актуально в праздник молиться о рождении ребенка.

Хочу рассказать вам о чуде, которое произошло со мной в этот день, 11 лет назад. Было очень тяжело, я тогда еще и не верила особо, в церковь не ходила.

Муж пил, гулял, я узнала, что беременна. Денег не было. Шла с больницы,а на душе -отчаяние…Случайно зашла в храм, помолилась и расплакалась. Какая-то женщина подошла и говорит:»Не плачь, Господь поможет»…Мне как-то полегчало на душе. А через два месяца познакомилась с хорошим мужчиной, поняла, что влюбляюсь…Сказала ему что замужем и что беременна от другого мужчины. Он признался, что любит, позвал замуж и сказал что хочет воспитывать этого ребенка…Сейчас мы вместе, у меня потрясающий муж, который души не чает в дочке Машеньке…

История праздника

Праздник установлен Церковью в IV веке и является первым двунадесятым праздником церковного года, ибо по старому стилю церковный год начинается 1 сентября. Об обстоятельствах, связанных с этим событием, поведало нам Предание.

В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара — Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим.

Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна.

Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.

Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.

Традиции: что нужно делать в этот день

Богородица, Богоматерь, мать дева Мария, мать Иисуса Христа. Она считается «молитвенницей», заступницей за женщин перед Богом.

Этот праздник так и назывался, Праздник Урожая. Чем больше урожай собрали люди, тем дольше длился праздник. Он мог длиться от трех дней до двух недель. В эти дни было принято ходить друг к другу в гости, угощать блюдами, которые были приготовлены из того, что собрано. И чем хлебосольнее будет стол, тем лучше урожай будет в следующем году. Таким образом старались задобрить природу, чтобы следующий год был не хуже, чем этот.

В гости к молодым - уму разуму учить. Когда все уборочные работы закончены, в народе начинали играть свадьбы. Так вот, если на селе была недавно сыграна свадьба, то в этот день все старики, живущие на селе, шли к молодоженам. Конечно же, к молодым обязательно приходили и их родители, бабушки и дедушки. Молодая хозяйка должна была расстараться в этот день, накрыть богатый стол, приветить родных и сторожил. Прожившие долгую жизнь люди, угощались и молодых учили, как жить, что и как правильно делать. Кстати говоря, именно на таких посиделках молодым и передавались знания в виде народных примет. И если молодые не чурались, а слушали и на ус мотали, то и жизнь у них после этого складывалась просто замечательно, как в семейном плане, так и в материальном.

В давние времена женщины рано утром старались пойти на речку и встретить этот день у воды. Считалось, что если женщина умоется в этот день водой до восхода солнца, то она будет красива до самой старости. А если девушка умывалась до восхода солнца — быть ей в этом году просватанной.

Обнови огонь, чтобы жизнь была благополучной . Была такая примета, что с этого дня жизнь человеческая начинает новый круг, который продлится один год. Такие круги начинались каждую осень в этот день. Такой вот своеобразный Новый год. Обычно в домах на селе обязательно горела, так называемая, дежурная лучина, которую никогда не гасили, а поджигали от нее новую. Спичек тогда не было. Но в этот день было принято эту лучину гасить и зажигать заново. Считалось, что если так поступить в этот день, то все болезни и неприятности останутся в прошлом. А в новый год вы возьмете с собой только все самое лучшее, а то, отчего хотите избавиться, останется в старой жизни.

Верующий молится - Богородица улыбается. В такой день в народе было принято молиться Пресвятой Богородице обо всем, что тревожило душу. Считалось, что ни одна молитва, произнесенная в этот день, не останется без внимания. Хотя, следует отметить, что в какой бы день не обратиться к Богородице - она всегда поможет, если человеку нужна ее помощь. Но в данной примете говорится не о том, чтобы обращаться к Пресвятой Деве с просьбами. Имеется в виду, что Богородица возрадуется, если верующие просто будут возносить ей благодарственные молитвы.

Что нельзя делать:

Одним из важных моментов является то, что на Рождество Пресвятой Богородицы не следует употреблять мясо и непостную пишу, а также алкоголь. В этот день нужно соблюдать пост, отказаться от физической нагрузки, домашней работы, ссор с близкими людьми, осуждения. Близкие, родственники, друзья собираются вместе на Рождество Пресвятой Богородицы.

Что делают в этот день мы уже говорили. Но хотелось бы дополнить, что православные люди должны не только молиться и поститься, но и соблюдать душевную чистоту, делать добрые дела, помогать словом и теплотой души.

Рождество Пресвятой Богородицы, которое верующие отмечают 21 сентября, один из наиболее почитаемых в христианстве дней памяти. Он объявлен праздником и приурочен ко дню рождения Богородицы, Пречистой девы Марии. В народе этот день также известен под названиями Осенины, Аспасов день, Спожка, Пасиков день.

1771-1773 гг. Франциско Гойя. Рождение Богоматери. Фреска

Значение праздника Пресвятой Богородицы

Пресвятая Дева Мария родилась ко времени, когда нравственный упадок человечества достиг низших пределов и потребность в исправлении веры все громче провозглашалась лучшими умами человечества. В итоге Дева Мария была избрана Спасителем достойной стать Богородицей и воплотить Сына Божия в облике человеческого естества.

Рождество Богородицы приблизило человечество к Царству Божию на земле, познанию добродетели и бессмертной жизни, а сама Пресвятая является не только Матерью Господа, но и милосердной Заступницей верующих.

Церковь Рождества Богородицы в Чкаловске, Россия

Рождество Богородицы — дата празднования

Для разных направлений христианства даты празднования отличаются, что связано с использованием разных календарей. У православных Рождество Богородицы отмечают 21 сентября. У католиков и англиканцев Богородичин день празднуют 8 сентября. Соответственно день Зачатия отмечается 22 и 9 декабря, то есть разница между этими торжествами составляет ровно 9 месяцев.

Стоит отметить, что в некоторых источниках имеются сведения, что Мария родилась без отца раньше срока, через 7 месяцев после зачатия, но эта версия не рассматривается как верная, так как не имеет никаких подтверждений.

Большинство других церквей также отмечают Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября, но некоторые обряды отличаются смещением даты. Например, у коптских христиан это 9 мая.

Собор Рождества Богородицы в г. Козелец Черниговской области, Украина

История праздника Пресвятой Богородицы

Пресвятая Богородица известна как мать Иисуса Христа. Кроме того, она является покровительницей детей, рожениц и девушек на выданье. Ее образ часто можно встретить как в православном религиозном искусстве, так и католическом. В некоторых случаях ее популярность превосходит всех прочих святых, в том числе и Иисуса Христа. Это объясняется тем, что образ Святой Марии более понятен народу. Она считается заступницей людей, избавительницей от горя и скорби, целительницей и помощницей.

В день Рождества Пресвятой Богородицы отмечается ее появление на свет. И хотя сведения об этом событии практически отсутствуют, в священных писаниях все же содержится некоторая информация, которая указывает на то, что великое событие было ниспослано свыше.

Родителями Марии являются праведники Иоаким из Назарета в Галилее и Анна и Вифлеема. Они состояли в браке 20 лет, но были бесплодны, а потому не знали истинного счастья. Внутренние переживания из-за отсутствия потомков и осуждение людей заставили Иоакима уйти пустыню, где он 40 дней и ночей молился. Его жена, Анна, тоже просила Господа даровать им с мужем дитя. Наконец, Бог услышал их молитвы и послал ангелов, которые известили их о предстоящей радости: Анна зачнет дитя и родит дочь Марию.

Придя в Иерусалим, Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот, которые стали символом непорочного зачатия. Этот день также празднуется в христианстве. Когда родилась дочь, счастливые родители дали ей имя, которое указал Господь – Мария. Они также дали обет, что отдадут ребенка во служение Всевышнему. Семья обрела покой и счастье, а день рождения Марии впоследствии стал великим христианским праздником.

Установление праздника

Когда впервые был установлен праздник рождения Богородицы достоверно неизвестно. Тем не менее, упоминания о нем встречаются еще в V веке, хотя истинных доказательств этому нет. Именно поэтому периодом введения праздника принято считать начало VI столетия, что связано с Эфесским собором. Он зародился в греческой церкви, а затем распространился на Рим и по другим направлениям. Упоминания о рождении Богородицы отмечены в гимнах, датируемых 536-556 годами.

До XII-XIII веков в западных источниках латинского обряда встречались лишь единичные упоминания о торжествах в честь Рождества Богородицы. В ранг обязательных церковных праздников этот день был зачислен лишь после Лионского собора в 1245 году. Сегодня для латинского обряда этот день является одним из важнейших христианских торжеств с обязательным постом и особыми службами.

Как отмечают Рождество Богородицы

Блюда к празднику. Среда и пятница круглый год являются постными днями. Если праздник Рождества Богородицы приходится на один из этих дней недели, то мясные блюда под запретом — подают рыбные блюда, грибные, овощные и фруктовые. Если праздник не приходится на среду или пятницу, то готовят изобильное застолье и подают все подряд. Хозяйки пекут всевозможные караваи, пироги — , ; пирожки — например, — и угощают ими домочадцев и гостей своего дома.

Еще одна особенность этого дня – хозяйки готовят небольшие ржаные хлебцы с буквами Р.Б., которые клали по иконы, раздавали близким и использовали для лечения недугов. Сушеные хлебцы запивали святой водой, чтоб прогнать болезнь. Даровать исцеление могут и просто молитвы Святой Богородице, так как она несет избавление от мук и хворей, помогает людям справиться с любой бедой.

Подавать бедным. Также нужно оделить просящих, чтобы заслужить милость и покровительство Святой Богородицы. Крошки праздничного пирога не выбрасывались, а собирались и относились к овину, чтобы защитить свое хозяйство от вреда и несчастий, а скоту и птице дать здоровье и плодовитость.

Поздравительная открытка ко Дню Рождества Пресвятой Богородицы

Как празднуют католики

Для католиков Святая Мария является особым церковным образом, а потому дни Зачатия и Рождества Богородицы отмечаются торжественно. В церквях исполняют праздничную службу, в частности поют тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево», который также входит в программу богослужения у православных христиан. Люди возносят молитвы Марии и Господу, просят благополучия для своей семьи, избавления от горя, поминают умерших, радуются рождению Девы.

Народные традиции

Что нужно делать в праздник. От верующих требуется в это праздник соблюдать чистоту души, молиться и поститься, творить добро, помогать словом и теплом своей души. помогать ближним словом и теплотой души.

Согласно народным традициям, праздник Рождества Богородицы женщины должны были встречать у воды, у озера или речки. По поверьям, умывшись водой до восхода солнца в этот день, женщины продлевали себе молодость, а девушки приближали свадьбу.

В день Рождества Богородицы принято ходить в гости или принимать их у себя дома с праздничным пирогом. Раньше в этот праздник родители и родственники ходили к новоиспеченным молодоженам, чтобы проверить, как они обустроили свой быт и справляются с хозяйством. Пирог, испеченный молодой женой, пробовали гости, и если он приходился им по вкусу, ей вручали подарок. Если блюдо не удалось, мужу вручали кнут и заставляли его самого съесть пирог.

Молодожены также ходили в гости к своим родным. Они одевались в нарядную одежду и брали с собой особенные лакомства. Под пояс жена повязывала ленточку с буквами Р.Б., чтоб уберечь себя и мужа от сглаза. Когда лента развязывалась, то кто-то пожелал им зла.

Еще один обряд Богородичного дня – прошение Богородицы о милости. Для этого нужно было поставить в церкви свечку, на которую продевали записку с просьбами. Какие прошения затронул огонь, те и были услышаны Святой Марией.

В сентябре заканчивается сбор урожая. За щедрые дар земли благодарят Деву Марию, так как Богородица считается покровительницей сельского хозяйства и нередко отождествляется с матерью-землей.

Что нельзя делать в праздник. Если праздник приходится на среду или пятницу, то нельзя употреблять мясо и не постную пищу.

Лучше отказаться от физической нагрузки, домашней работы, не ссориться с окружающими людьми, не судить и не осуждать, избегать ссор и сквернословия. Нельзя употреблять алкоголь.

Народные приметы

Также 21 сентября известно, как день осеннего равноденствия. Поэтому в этот праздник можно предсказать погоду, причем не только на осень, но и на зиму:

✔ В первую очередь наблюдали за тем, какая погода стояла в данный день. Если утром был туман, то осень следует ожидать дождливую.

✔ По росе смотрели — насколько снежной будет зима: чем скорее солнце высушит капли росы, тем меньше осадков следует ожидать.

✔ При ясном дне будет теплая погожая осень, а при дождливом – снежная лютая зима, которую следует ожидать уже через месяц — полтора.

✔Звезды тоже могут предсказать будущее. Ясное небо и яркие звезды – знак того, что морозы придут рано, но снега ожидать следует нескоро.

✔По поведению птиц в Богородичий день тоже можно было многое узнать. Например, если они летают высоко в небе, осень будет теплая и затяжная. Когда же птицы сбиваются в группы и занимаются поиском корма у земли, нужно готовиться к заморозкам и ранней зиме.

День Рождества Пречистой Богородицы – великий праздник как у православных, так и у христиан западного обряда. Он отмечается одинаково торжественно, с благодарственными и прославляющими Богородицу и Господа молитвами. Это день стоит посвятить посещению церкви и своей семье, чтобы весь последующий год в доме царили мир и благодать.

21 сентября Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Богородицы.

Пресвятая Дева Мария появилась на свет в Палестинском городе Назарете, в семье праведных Анны и Иоакима, которые оставались бездетными до преклонных лет, но не теряли надежды и верили, что Господь смилостивится над ними. Они обещали, что в случае рождения ребенка, посвятят его жизнь служению Богу в Иерусалимском храме. Их молитвы были услышаны. Архангел Гавриил сообщил им радостную новость о том, что у них родится дочь Мария, с помощью которой будет подарено спасение всему человечеству.

21 сентября: традиции и обычаи дня

На Руси Рождество Пресвятой Богородицы отмечали торжественным богослужением. Церковные песнопения: стихиры, каноны, тропари в честь Девы Марии носят название «Богородичны». Они входят в состав всех ежедневных служб. К каждому празднику в честь Божьей Матери приурочены свои Богородичны.

В народе Богоматерь почиталась особо. Её образ был понятнее, ближе и доступнее народному сознанию, чем образ Спасителя. Богородица, вознесенная в мир божественный, осталась связанной с обычными людьми. Она по-матерински переживала и заступалась за них.

Народный культ Девы Марии выразился в многочисленных эпитетах: «Пречистая», «Пресвятая», «Владычица», «Избавительница от скорби», «Царица неба и земли», «Скорая помощница», «Целительница от болезней и страстей», «Небесная заступница», «Защитница от нечистой силы, бед, страданий и напастей». В народных представлениях Божия Матерь виделась милосердной, утешающей, отзывчивой к любой беде и облегчающей боль, к ней часто обращались с молитвами, заговорами и заклинаниями в разных жизненных случаях.

Заговор от болезней к Богородице

Ещё этот день известен и как праздник «Спожинки», или праздник урожая, организовывали который в честь окончанию жатвы. Спожинки отмечались с давних времен, и могли длиться целую неделю. Чем больше было урожая, тем дольше длилось торжество, отмечаемое широким хлебосольством и хождением в гости.

Поднесеньев день – так порой называли 21 сентября наши предки, потому что к этой дате был приурочен обычай угощения молодоженами своих родственников. Обычно к новобрачным приходили все родные и знакомые. Приглашал гостей специально назначенный для этого дела «позыватый», который просил навестить молодых, на их житье-бытье посмотреть, уму-разуму их научить.

21 сентября не только посещали молодоженов, но и приглашали их к родителям (тёще и тестю) вместе со свекровью и свекром для установления добрых отношений между семьями. После праздника внуки нередко оставались на несколько дней в гостях у дедушки с бабушкой.

К Рождеству Богородицы о себе очень явственно заявляла наступившая осень, поэтому праздник наполнялся ещё одним смыслом – второй встречей осени (первая на , третья – на ).

Утром женщины с овсяным хлебом выходили на берег реки, озера или пруда встречать матушку-Осенину. Старшая женщина держала в руках хлеб, а молодые пели песни, потом разламывали хлеб на кусочки по числу присутствовавших, несли его домой, где кормили им домашнюю скотину.

С Осенин начиналась пора посиделок. Девушки с пряжей собирались в одной избе, к ним приходили парни с угощением и гармоникой, исполнялись игровые песни:

Как и в день весеннего равноденствия, 21 сентября в избах обновляли огонь – старый гасили и зажигали новый. Во избежание дурного глаза, порчи и болезней жгли старую и ненужную обувь и одежду, детей на пороге дома обливали водой.

21 сентября: приметы и поверья

  1. Какая погода в этот день, такой и осень будет. Если тепло на улице, то и осень будет теплой и погожей.
  2. Чем больше на луке шелухи, тем холоднее зима будет.
  3. Алый закат или рассвет – к ветряной и дождливой погоде.
  4. С утра иней на траве – к непогоде.
  5. С деревьев практически все листья опали – зима будет ранней.
  6. На деревьях паутины много – к теплу.
  7. Зайцы роют норы – к суровой зиме.
  8. Перелетные птицы низко летят – к похолоданию.
  9. Хлеб, испеченный или купленный в этот день, нужно съесть в кругу семьи. С чужими людьми им делиться нельзя.
  10. 21 сентября вся вода в родниках – святая.
  11. Бездетным женщинам, мечтающим забеременеть, в этот день следует молиться, чтобы Господь послал им ребенка. Также нужно заказать молебен в церкви и подать милостыню нищим.

Человеку, родившемуся 21 сентября, следует носить алмаз и турмалин. Он вырастит ответственным и трудолюбивым.

Видео: 21 сентября — Новолетие, Малая Пречистая, Оспожинки