Где находилось имение родителей сергия. Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп

Вам кажется, что крест - это нечто тяжелое и само слово наводит грусть? Это не так. Крест - светлейшее слово!!!

После церковной службы всегда замечаю. как молодеют лица, светятся глаза у прихожан нашей небольшой церкви.

– Всем нужно после службы подходить ко кресту?- спросила меня озабоченная женщина.
– Обязательно подойдите, - ответила я.
– А зачем?

Я набрала в грудь воздуха и хотела сказать, что мы идем ко Кресту, чтобы получить духовную радость, чтобы показать Богу, что мы его чада. Чтобы не забыть, что Крест – основа нашего спасения. Чтобы поблагодарить Господа Иисуса Христа за его благодеяния. Чтобы не притуплялось в нашем сердце память о муках Спасителя на Кресте. Мы целуем Крест в руке священника и чувствуем, что маленькая капля его, Креста, животворящей энергии перетекла в нас и добавила нам решимости противостоять соблазнам. Прикосновение ко Кресту это не просто касание. Сегодня этим крестом совершалось величайшее таинство Евхаристии. Приложись ко Кресту, и ты получишь капельку любви Христа ко всему человечеству. Со смиренной душой приложись ко кресту и сам будешь на капельку более способен любить.
Я вижу, что вы чем-то озабочены,- хотела сказать я.- У вас проблемы, я понимаю, да и у кого их нет? Бог, распятый на Кресте, помогает нам нести наши кресты – болезней, скорбей, неурядиц. Как же нам не прикладываться ко Кресту?

Но я ничего не сказала женщине. Людской поток ее подхватил, и я не успела ответить. И хорошо. Второпях ведь много не объяснишь, да и кто я такая, чтобы духовные темы раскрывать?

Но ведь есть прекрасные книги. Одна из них передо мной. Праведного отца Иоанна Кронштадского. В начале 20 века его называли всероссийским батюшкой. Скольких людей он исцелил, скольких вразумил, скольких подвигнул к раскаянию!
- Батюшка Иоанн, помоги начинающим христианам понять, что такое крест в руке священника – молилась я, начиная делать эти выписки из его творений.
«Отчего мы чествуем Крест?... – размышляет отец Иоанн в своей необыкновенной, пронзительно откровенной книге «МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ».

…потому, что после страданий Спасителя Крест сделался знамением Сына человеческого, т.е. Крест знаменует Самого воплотившегося и пострадавшего нашего ради спасения Сына Божия. На кресте Христос принес Себя в жертву Богу Отцу за наши грехи … потому для верующих Крест это великая сила, избавляющая от всяких зол.

Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас.
Где Крест или крестное знамение, там Христос и сила Его, и спасение Его, только с верою изображай его или поклоняйся ему.
Без Креста Господня я давно был бы жертвою самой лютой скорби и отчаяния. Христос меня держит в жизни; Крест - покой и утешение мое».

Вот такие выписки я сделала из книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе».

Я не знаю, прочтет ли эту статью озабоченная женщина, которую я потеряла в толпе. Но я точно знаю, что, подойдя ко Кресту, она ощутила (не могла не почувствовать) его, нашего Честного Креста, животворящую силу. И это духовное ощущение стало, надеюсь! для нее ответом на вопрос: Зачем подходить ко Кресту?

Рецензии

Нам всегда, всегда надо помнить о Кресте. В трудное время и в легкое. В трудное - мы укрепляемся Крестом. В легкое - соразделяем страдания Господа за нас, показывая тем, что - помним!
Галина Иосифовна, Вы очень хорошо ответили на вопрос той женщины. Емко, но не многословно. Убедительно, но ненавязчиво. С любовью. Я благодарна Вам от всего сердца! И, конечно, благодарна женщине, спросившей Вас - она помогла нам читать на Вашей странице то, что не просто нужно нам, а нужно более всего.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Целование руки как таковое не означает унижения - все зависит от чувств, которые мы испытываем. Отрицательные чувства, основанные на недоверии, запрещают оказывать знаки почтения, обычные для других случаев.

Можем же мы поцеловать руку маме. Найдется немало людей, уважающих своих родителей, которые в порыве чувств способны искренне поцеловать руку и отцу, чтобы выразить свою благодарность, уважение и любовь. В старые времена, когда люди были интеллигентны и воспитаны, так поступали не задумываясь. В наше время мы способны поцеловать руку отца, только если он, наверное, умирает. Если пример с отцом покажется читателю совершенно нереальным, наверное, не стоит продолжать чтение. Просто надо иметь ввиду, что целовать руку священнику необязательно. Нет таких правил. Это личное дело каждого.

Тем же, кто преодолел предыдущие строки, нам есть что сказать.

Прежде всего обратим внимание, что руку священнику целуют не все и не всегда. Когда целуют обычно? После окончания службы, когда верующие, по сложившейся традиции, подходят к священнику для целования креста - орудия нашего спасения. Все остальные случаи являются необычными.

Однако и в обычном случае руку целуют не все. Некоторые целуют крест и руку. Некоторые крест и поручи, на которых вышит опять-таки крест. Некоторые только крест. Почему? Потому что мужчине неприятно целовать руку мужчине (для женщины такого барьера нет) и для этого необходима дополнительная мотивация. Она имеется, но только для верующих. Во время службы священник символизирует собой Христа. Крест в руках священника символизирует Крест, на котором был распят Господь. Целуя руку священнику, человек просто целует руку Христа, протягивающего нам крест, то есть руку Бога, предлагающего нам спасение. Вот и все.

Больше того, ряд священников возражают против целования своей руки, держа крест пальцами обоих рук за длинную перекладину, чтобы руки находились далеко от креста, и сразу после целования креста отводят руки в сторону. Почему? Спроси у этих священников.

Конечно, бывают случаи избытка чувств, когда мы понимаем, чтó делает для нас этот священник, и мы не стыдимся и желаем поцеловать его руку. Описание этих чувств навряд ли возможно, настолько они далеки от менталитета неверующего. Самая близкая аналогия - благодарность.

К сожалению, бывают случаи и раболепства. Их надо избегать. К еще бóльшему сожалению, бывают случаи, когда священник буквально тычет рукою в лицо, требуя целования. Слава Богу, эти случаи единичны на всю РПЦ. Просто отойди тогда от такого священника, а Господь рассудит, как Сам посчитает нужным.

Целовать кому-то руку означает унижать себя. Неужели это не противно? Верующие настоящие рабы в худшем смысле этого слова, если могут так пресмыкаться. Зачем мне религия, унижающая человеческое достоинство?

Целование руки как таковое не означает унижения - все зависит от чувств, которые мы испытываем. Отрицательные чувства, основанные на недоверии, запрещают оказывать знаки почтения, обычные для других случаев. Можем же мы поцеловать руку маме. Найдется немало людей, уважающих своих родителей, которые в порыве чувств способны искренне поцеловать руку и отцу, чтобы выразить свою благодарность, уважение и любовь. В старые времена, когда люди были интеллигентны и воспитаны, так поступали не задумываясь. В наше время мы способны поцеловать руку отца, только если он, наверное, умирает. Если пример с отцом покажется читателю совершенно нереальным, наверное, не стоит продолжать чтение. Просто надо иметь ввиду, что целовать руку священнику необязательно. Нет таких правил. Это личное дело каждого.

Тем же, кто преодолел предыдущие строки, нам есть что сказать.

Прежде всего обратим внимание, что руку священнику целуют не все и не всегда. Когда целуют обычно? После окончания службы, когда верующие, по сложившейся традиции, подходят к священнику для целования креста - орудия нашего спасения. Все остальные случаи являются необычными.
Однако и в обычном случае руку целуют не все. Некоторые целуют крест и руку. Некоторые крест и поручи, на которых вышит опять-таки крест. Некоторые только крест. Почему? Потому что мужчине неприятно целовать руку мужчине (для женщины такого барьера нет) и для этого необходима дополнительная мотивация. Она имеется, но только для верующих. Во время службы священник символизирует собой Христа. Крест в руках священника символизирует Крест, на котором был распят Господь. Целуя руку священнику, человек просто целует руку Христа, протягивающего нам крест, то есть руку Бога, предлагающего нам спасение . Вот и все.

Конечно, бывают случаи избытка чувств, когда мы понимаем, чтó делает для нас этот священник, и мы не стыдимся и желаем поцеловать его руку. Описание этих чувств навряд ли возможно, настолько они далеки от менталитета неверующего. Самая близкая аналогия - благодарность.

см. так же

Присяга - это клятва, даваемая публично и возлагающая на дающего ее человека моральные и юридические обязанности. С момента принятия православия, учитывая слова Христа «не клянись», присяга стала называться торжественным обещанием. Она всегда дается публично и закрепляется каким-либо жестом. Во времена Ивана Грозного целовали крест.

Клятва на верность

Но так клялись в верности царю, и только Василий IV Шуйский, первый из всех, поклялся на верность своему народу, закрепив обещание целованием креста.

Крестоцеловальная запись представляет собой государственный документ, который был известен со времен средневековой Руси. Так, воевода Даниил Холмский, в 1474 году обвиненный в измене, с целью получения прощения дал клятву на верность Московскому князю - Ивану Васильевичу. Он письменно присягнул на верность и поцеловал крест. Документ сохранен - это первая документально засвидетельствованная крестоцеловальная запись. Обряд был введен абсолютно для всех подданных, которых он считал холопами и своей собственностью. Особенно же акт целования креста предназначался для непокорных бояр. Существовал даже термин - целовальник. Это человек, присягнувший на верность. Но в истории широкую известность получила крестоцеловальная запись именно царя Василия IV.

Одна из великих династий России

Потомки Суздальских князей, происходящих от Александра Невского - бояре Шуйские - всегда дышали в спину правящей московской династии, более того, прав на престол они имели гораздо больше, что позволяло им всегда смотреть на московских царей свысока. Шуйские были прямыми потомками старшего брата Александра Невского - Андрея Городецкого, а династия, последним представителем которой был Иван IV Грозный, - четвертого сына самого Невского, Данилы Московского. Но при помощи интриг и церкви правящая династия силой и обманом захватила власть и изменила старинные правила престолонаследия. Обе ветви были Рюриковичами, поэтому неверно считать, что последним их представителем был царь Иван Васильевич - им был Василий Шуйский. Но даже в сложившейся ситуации в случае смерти всех представителей правящей ветви на смену ей должны были прийти князья Шуйские. Так и случилось в 1606 году - на российский престол взошел Василий IV Иоаннович.

Особое значение этому событию придала крестоцеловальная запись Шуйского, заняв в истории отдельное место. Изначально этот род был знатнейшим на Руси, его представители, достигнув положенного срока, сразу становились боярами, и никогда не были окольничими. Сам Василий был телохранителем, или рындой, Ивана Грозного и его оруженосцем, то есть он, как и его отец, был удостоен самого высокого чина. Но Шуйские спали и видели себя на престоле, поэтому всегда интриговали против всех, кто стоял у них на пути. Крестоцеловальная запись в этом случае не играла никакой роли - присягали на верность, а спустя время убивали того, кому поклялись служить верой и правдой. Так поступали не только Шуйские.

Первая реальная возможность

Однако после убийства царевича Дмитрия, последнего сына Ивана Грозного, престол достался самозванцу Борису Годунову, а затем всплыл довольно сильный конкурент - Лжедмитрий I. Шуйские находились в оппозиции к Борису Годунову, затем к Лжедмитрию I, которому присягали на верность. Умный, хитрый, изворотливый боярин Шуйский, неоднократно попадая в опалу, так как стоял во главе оппозиции, всегда добивался прощения и возвращал себе влияние. Лжедмитрий I, на свою беду, простил его на плахе. После убийства Гришки Отрепьева перед Шуйскими, точнее, конкретно перед Василием, реально появилась возможность занять престол, хотя конкуренция была сильна - князья Голицыны могли препятствовать этому.

Необходимость верного освещения исторических фактов

Одно из тяжелых времен в истории России - Смута, или первая гражданская война, позволила заявить о себе ряду крупных ярких, личностей - это были Михаил Скопин-Шуйский, Филарет Романов, три Лжедмитрия, Борис Годунов, и, конечно же, Василий Шуйский, личность, по словам А. С. Пушкина, трагическая. Часто современники замалчивают или вообще искажают государственные заслуги и значение какой-нибудь исторической личности. Так было с Павлом I, Василием III, Иваном IV, Распутиным. Выпячиваются недостатки и замалчиваются достоинства. Недостатков в деятельности Василия Шуйского было достаточно, дядьям Шуйским приписывается даже отравление талантливого полководца Скопина-Шуйского. Но были и положительные моменты - пока на троне сидел царь, Москву не взяли поляки. Они ворвались в столицу и разграбили ее после отлучения Василия от власти и выдачи его на поругание. Может быть, стыд за содеянное заставлял современников усердно поливать грязью свергнутого царя. В истории российского государства получила широкое распространение крестоцеловальная запись Василия Шуйского, значение которой умалить невозможно - это первая клятва правителя государства на верность своему народу, данная осознанно, торжественно и закрепленная целованием креста. Этим поступком народ признавался народом, а не холопами.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157)
http://www.pravoslavie.ru/answers/7431.htm

---------------
Целовать кому-то руку означает унижать себя. Неужели это не противно? Верующие настоящие рабы в худшем смысле этого слова, если могут так пресмыкаться. Зачем мне религия, унижающая человеческое достоинство?

Целование руки как таковое не означает унижения - все зависит от чувств, которые мы испытываем. Отрицательные чувства, основанные на недоверии, запрещают оказывать знаки почтения, обычные для других случаев. Можем же мы поцеловать руку маме. Найдется немало людей, уважающих своих родителей, которые в порыве чувств способны искренне поцеловать руку и отцу, чтобы выразить свою благодарность, уважение и любовь. В старые времена, когда люди были интеллигентны и воспитаны, так поступали не задумываясь. В наше время мы способны поцеловать руку отцу, если он только наверное умирает. Если пример с отцом покажется читателю совершенно нереальным, наверное, не стоит продолжать чтение. Просто надо иметь ввиду, что целовать руку священнику необязательно. Нет таких правил. Это личное дело каждого.

Тем же, кто преодолел предыдущие строки, нам есть что сказать.

Прежде всего обратим внимание, что руку священнику целуют не все и не всегда. Когда целуют обычно? После окончания службы, когда верующие, по сложившейся традиции, подходят к священнику для целования креста - орудия нашего спасения. Все остальные случаи являются необычными.
Однако и в обычном случае руку целуют не все. Некоторые целуют крест и руку. Некоторые крест и обшлага одеяния, на которых вышит опять-таки крест. Некоторые только крест. Почему? Потому, что мужчине неприятно целовать руку мужчине (для женщины такого барьера нет) и для этого необходима дополнительная мотивация. Она имеется, но только для верующих. Во время службы священник символизирует собой Христа. Крест в руках священника символизирует Крест, на котором был распят Господь. Целуя руку священнику, человек просто целует руку Христа, протягивающего нам крест, то есть руку Бога, предлагающего нам спасение. Вот и все. Больше того, ряд священников возражают против целования своей руки, держа крест пальцами обоих рук за длинную перекладину, чтобы руки находились далеко от креста, и сразу после целования креста отводят руки в сторону. Почему? Спроси у этих священников.

Конечно, бывают случаи избытка чувств, когда мы понимаем, чт’o делает для нас этот священник, и мы не стыдимся и желаем поцеловать его руку. Описание этих чувств навряд ли возможно, настолько они далеки от менталитета неверующего. Самая близкая аналогия - благодарность. К сожалению, бывают случаи и раболепства. Их надо избегать. К еще б’oльшему сожалению, бывают случаи, когда священник буквально тычет рукою в лицо, требуя целования. Слава Богу, эти случаи единичны на всю РПЦ. Просто отойди тогда от такого священника, а Господь рассудит, как Сам посчитает нужным.
http://www.missionary.su/rejecting/9.htm