Патриарх кирилл о духовном воспитании. Россия

Патриарх Кирилл ранее прикрывался словами о том, что ОПК – «культурологический предмет», поскольку формально все еще действовали законы о том, что религия отделена от государства (они действуют до сих пор, вот только теперь на них даже внимания не обращают чиновники), а также что государство гарантирует светский характер образования.

Однако теперь он заявляет уже открыто, что не нужно ничем прикрываться, и необходимо самым вульгарным образом пропагандировать религиозное мракобесие в светских школах. Да, очевидно, патриарху мало того, что есть т.н. «духовные школы», ему нужно максимально охватить как можно больше людей для успешного бизнеса.

Патриарх Кирилл сказал:

"Во всей этой работе по воспитанию детей, молодежи очень большую роль сегодня призвана играть Русская православная церковь, которая является носительницей национального самосознания, обладает исторической мудростью, способна передать детям то, что, может быть, к сожалению, не всегда может передать светская школа"

Важно отметить, что РПЦ никак не «призвана», поскольку единственный «подарок», который получит человек от того, что ему расскажут попы, так это невежество и нетерпимость. Нужно ли это школьникам?

Еще в 1906 году отмечали на III съезде Всероссийского союза учителей, как религия влияет на школу. Было высказано мнение, что урок религии («Закон божий»):

«не подготовляет учеников к жизни, а вытравляет критическое отношение к действительности, уничтожает личность, сеет безнадежность и отчаяние в своих силах, калечит нравственную природу детей, вызывает отвращение к учению. И гасит народное самосознание»

Достойно ли подобное «возрождения»? Это ведь говорили люди компетентные, которые жили в ту пору, когда данный предмет считался чем-то обычным и действовал уже долгие годы.

Важно отметить, что РПЦ ничего передать не сможет лишь постольку, поскольку единственная роль – обслуживание интересов «хозяев», какими бы они не были. Для оболванивания – в самый раз. Впрочем, не исключено, что это намеренный шаг российского правительства. Ведь образование в РФ деградирует стремительно, и введение религии в школах только закрепит подобное положение. С какого-то времени, очевидно, станет просто невозможно получить качественное образование в общеобразовательной школе, где останутся в основном идеологические панегирики и пропаганда мракобесия.

"Школа не должна отказываться от того, чтобы быть местом воспитания детей, а не только передачи им знаний"

Чему могут воспитать люди, которые занимаются мошенничеством, отъемом тех же школ, застройкой зеленых зон, ради «лучшего навара»? Люди, которые продают свечки и иконки, ложки-загребушки втридорога, заявляя о неких волшебных свойствах. С таким же успехом «учителями» в школе могут стать какие-нибудь аборигены, которые поклоняются животным. У них тоже, очевидно, есть легенды, есть обряды, есть цацки и некое подобие попов. Можно и местных подключить, например людей с волчьими мордами на голове.

Школа же в действительности может заниматься воспитанием детей, но должны воспитывать их люди компетентные, а попы – на 100% не воспитатели. Это люди, которых намеренно обучают благочестивому обману . Т.е. они могут детям предложить «антизнания».

Сегодня, к сожалению, опасность религии в школе в действительности есть. Те же ОПК чего стоят. Однако, что важно сказать, речь патриарха не связана с ОПК. Вероятно, он намекает на то, что необходимо расширить влияние религии в школах. Т.е. нужно, чтобы преподавали религиозные «основы» не какие-то там учителя, а попы, причем чтобы они еще и получали зарплату за это от государства (прямо как в армии). Вместе с тем, конечно, необходимо расширяться, т.е. нужно, чтобы религию пропагандировали весь период обучения ребенка, а не только в 4 классе.

БЕСНОВАНИЕ: КАК БЕС ВСЕЛЯЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКА Одержимость, считали святые отцы, может быть двух видов. Существует одержимость в крайних своих проявлениях, когда в человеке обитает бес как вторая личность, а личность самого бесноватого находится в подавленном состоянии. Но и состояние человека, воля которого порабощена страстями, святые тоже называли одержимостью. Более того, эти два вида могут быть и просто разными формами одержимости. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, наблюдавший огромное количество людей, отмечал: «Бесы в простых людей входят по их простоте… В образованных и интеллигентных людей злой дух вселяется в иной форме, и бороться с ним гораздо труднее». Кроме того, в нашей повседневной жизни страсти нередко захватывают нас, а иногда делают неконтролируемыми. Яркий и очень распространенный пример тому – раздражение. Поэтому, пока дьявол имеет что-либо свое в нашем существе, мы в большей или меньшей степени подвластны ему, а значит, тоже в каком-то смысле бываем одержимы. Через грех наша душа открывается для бесовского воздействия! Вхождение диавола в душу человека можно сравнить с попаданием в организм человека болезнетворных бактерий. Если физически человек недостаточно защищен, имеет слабый иммунитет, то он открыт проникновению в него различных микробов и вирусов, следствием такого попадания является болезнь. Так и дьявол, когда душа человека не имеет защиты, получает доступ к ней. Но что является защитой человеческой души, ее иммунитетом, преградой для бесов, и в силу чего она может лишиться этой защиты? Пока человек пусть медленно, но упорно совершенствуется, пока дух его устремлен к Богу, пока за падениями следует искреннее покаяние – он находится в сфере действия Бога и в духовной безопасности, но когда грех становится привычкой, когда все существо человека оказывается подвластным какой-либо страсти – он лишается охраняющего покрова Божественной благодати. Лишается не потому, что Господь наказывает провинившегося: Господь всегда любит человека, всегда готов ему помочь. Но в том-то и заключается высота и исключительность любви Бога к человеку, что Творец уважает свободу Своего творения. И человек сам выбирает, с кем он хочет быть: с Богом или с диаволом. От человека требуется лишь повернуться к Богу, сердцем, мыслью, всей душою, и принять все то, что Господь ему предлагает. Однако, если человек отворачивается от Бога, он неизбежно вступает в контакт с сатаной, третьего не дано: во всем добром и прекрасном – Бог, в противоположном (даже если на первый взгляд оно привлекательно) – диавол. Грех – это наш выбор в пользу диавола, согрешая, мы как бы обращаемся сердцем к сатане. И это результат нашего свободного выбора. В грехе человек, как когда-то Адам с Евой, отказывается от даров Бога, уходит, прячется от Него и открывается воздействию бесов. Теперь не Бог, но диавол имеет влияние на человека и получает доступ в его душу. В Евангелии мы находим яркие характеристики отношений человека с диаволом, в которые вступает грешник. Спаситель, обращаясь к иудеям, вопрошавшим Его, сказал однажды: «ваш отец дьявол». Что Спаситель имел в виду? Как быть «сынами Божьими» означает принадлежать горнему миру, быть в близости Бога, так быть «детьми диавола» значит иметь с ним близкое, непосредственное общение. От отца земного дети получают воспитание, черты характера, отношение к жизни, но, прежде всего, они получают от отца само бытие. Так и дети Божьи похожи на своего Небесного Отца, поскольку они живут Его жизнью. Люди же, обратившееся ко злу, в своих грехах тоже похожи на диавола как на своего отца, ведь от него они и получают свое грешное бытие, и живут его жизнью. Неоднократно Спаситель сравнивает пребывание диавола в душе грешника с жизнью хозяина в своем доме. Человек перестает быть господином себе, некто другой распоряжается его душой и телом. Хозяин волен делать со своим домом все, что захочет: он может прибрать и починить его, а может разрушить. Исходя из того, что сущность дьявола – зло, что он неспособен к созиданию, но только к разрушению – не приходится сомневаться, что сделает дьявол, будучи хозяином души. Вот что говорит св. Иоанн Златоуст: «Демоны, раз овладев душой, обращаются с ней так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели». А св. Василий Великий так интересно объясняет это страстное желание сатаны: понимая свое бессилие в борьбе против Бога, диавол стремится отомстить Ему хотя бы тем, что склоняет ко греху образ Божий – человека. Апостол Павел говорит про грешников, что диавол «уловил их в свою волю». Они как птицы, попавшие в силки, охотник, поймавший их, может делать с ними все, что хочет, – они в его власти. Так человек, прельстившийся приманкой диавола (эта приманка – обманчивая сладость греха), оказывается в его сетях. «Только птицы, – верно замечает святитель Иннокентий Херсонский, – мечутся, стараются вырваться из плена, мы же редко». «Царство Божие внутрь вас есть», – говорит Спаситель. Это значит, что не только после смерти, но уже сейчас мы можем приобщиться Небесному Царству, приобрести его в свое сердце. Царство Божие внутри нас – это, по мысли св. Симеона Нового Богослова, «когда Бог бывает с нами в единении». Но в нашей власти создать в себе как Царство Божие, так и царство диавола. В Царство Божие входят через совершенствование в добродетелях и познание Бога, в царство диавола – «через укоренение в пороках» (преп. Иоанн Кассиан). И как в нашей власти отворить свою душу перед Богом и впустить в нее Божественную благодать или же остаться закрытым для него, так в наших же силах либо впустить диавола в сердце, либо воспрепятствовать ему. «Поселяется дьявол в бесноватых людей потому, что эти люди привлекли к себе злых духов: они сами приготовили в себе жилище для дьяволов – выметенное и убранное; нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого», – говорит преп. Иоанн Дамаскин. Это же подтверждает святитель Феофан Затворник: «Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится в сторону сатаны, в того он и входит… Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек». Примеры из жизни вполне подтверждают эту закономерность. Важно отметить, что едва ли кто-то из священников относится к возможности вселения диавола в человека скептически, так как именно к ним, в храм, приходят люди, чтобы поведать о таинственных и пугающих явлениях, с которыми им пришлось столкнуться. Протоиерей Григорий Дьяченко, известный священник, живший в XIX веке, собрал ряд характерных примеров беснования в своей книге «Духовный мир». Приведем некоторые из них. Для нас важно, что все эти примеры иллюстрируют факт: одержимость – вовсе не обязательно следствие сверхординарных грехов и грозит людям, оказавшимся в какой-то особенной ситуации; чаще всего с вселением диавола приходится сталкиваться тогда, когда самый обычный человек закостеневает в самых банальных пороках. Так, сельский батюшка рассказывает о случившемся в одной крестьянской семье, принадлежащей к его приходу. Женщина, хозяйка дома, славилась угрюмым нравом и сварливостью, ее постоянно видели ругающейся с кем-либо. Неудивительно, что после одной из таких ссор, когда за ничтожную провинность она кричала на соседских детей, с ней стали твориться страшные вещи, о чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбесилась, что страшно к ней и приступиться». В другом случае причиной, открывшей диаволу доступ в душу, оказалось то, что многие считают не только не грехом, но, наоборот, положительной чертой, а именно легкое, несерьезное отношение к жизни. Две девушки местом для «отдыха» избрали могилу одного весьма грешного человека. Напившись, они начали прыгать через могилу и…плясать. Когда девушки вернулись домой с кладбища, они начали кричать, издавали нечеловеческие звуки. Не зная, что предпринять в такой ситуации, девушек заперли в отдельной комнате и позвали священника. Будь на их месте дети, им бы не было никакого вреда, но это были взрослые, сознательные люди… Надо сказать, что известны случаи одержимости и детей, причем в том возрасте, когда они еще не несут ответственности за свои поступки, а значит, не могут быть виновны во вселении в них диавола. Безусловно, все это остается тайной: почему Господь иногда попускает обитать бесам в невиновном создании, но логика тут все же есть: вероятнее всего, это происходит с детьми особо грешных людей. Как ребенок наркоманов или алкоголиков страдает в результате грехов своих родителей, так и душа младенца может оказаться предоставлена диаволу по причине неподобающего поведения его родителей. Так же, как в случае с родителями-наркоманами, тут нет никакой мистической кары Божией, а действуют законы духовной жизни. Ребенок развивается в той атмосфере, которую видит вокруг себя, другого он не знает. Если в семье атмосфера святости, то ребенок с рождения учиться общаться с Богом, учится молитве и доброй, светлой, жизни. Недаром у святых родителей и дети нередко становятся известными святыми (вспомним хотя бы Преп. Сергия Радонежского). Но если в душах родителей обитает диавол, то и ребенок привыкает ко греху и его душа оказывается открытой бесам. Приведу случай, произошедший с нами несколько лет назад, когда мы всей семьей отдыхали на юге. Мы возвращались с пляжа домой на троллейбусе. На очередной остановке в троллейбус вошли достаточно молодые мужчина и женщина с детьми – девочкой лет шести и мальчиком примерно того же возраста. Родители явно были алкоголиками, они грубо разговаривали между собой, хохотали над какими-то пошлыми шутками. Девочка, распихав всех, уселась вместе с братом (или приятелем) рядом с нами и стала так хамски и вульгарно себя вести, что отец Константин вынужден был попросить ее вести себя хотя бы тише. Тут произошло нечто неожиданное. Девочка обернулась к нам, лицо ее исказилось от злобы, и она стала хриплым, визгливым голосом кричать, что видела отца Константина в церкви, начала кривляться и передразнивать действия священников. Мы были одеты совершенно по-пляжному, ничто не выдавало в нас особую причастность к церкви, более того, в этот курортный город мы приехали на днях, и в храме отец Константин еще не появлялся. Да и из криков девочки явствовало, что она ничего реально не знает. Мать попыталась заставить девочку замолчать, так как весь автобус в удивлении смотрел на в прямом смысле беснующегося ребенка, но не смогла, и вся семья вышла из троллейбуса. И в особой опасности находятся дети, чьи родители либо сами занимаются оккультными науками, либо обращаются к занимающимся этим людям (носят, например, больного ребенка к бабкам, чтобы помочь магическим способом). Итак, соизволяя на грех, мы предоставляем себя (а возможно, и своих детей) в распоряжение диавола, который проникает в душу и закрепляется там по мере нашего укоренения в грехе. А святые отцы отмечали, что грех входит в душу не одномоментно, а поэтапно, проходя стадии развития от постороннего, внешнего побуждения, стучащегося в душу, до хозяйского распоряжения ею. о. Константин Пархоменко

Одной из важнейших задач для всей Русской Православной Церкви является работа с молодежью, которая должна выстраиваться как на уровне епархии, так и на уровне прихода. При осуществлении этой миссии духовенство должно использовать новые формы и методы, «дабы донести Евангелие до современной молодежи, которая не всегда с легкостью может переступить порог храма», выразил убеждение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на .

«Большое значение имеет первое впечатление от контакта молодого человека с церковным миром, - сказал Его Святейшество. - Вот почему необходимо участие духовенства в личных встречах с молодыми людьми. Для них это серьезное событие, к которому они подходят с неподдельным интересом и которое надолго им запоминается. Но эта форма пастырства не является и никогда не станет единственно возможной или достаточной. Нам нужно создать все условия для воцерковления людей, откликнувшихся на призыв Церкви».

Каждой епархии необходимо сформировать инфраструктуру подготовки и воспитания лидеров, способных в дальнейшем развивать и координировать молодежную работу, подчеркнул Святейший Владыка, добавив: «При этом важно ввести систему аттестации, выявляющую искуснейших, и поддерживать их энтузиазм соответствующими полномочиями».

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что к сегодняшним условиям применим опыт древней Церкви, когда святители, сами проводя первые встречи с оглашенными, затем перепоручали их своим помощникам, которые в течение долгого периода обучали уверовавших основам веры. «Подготовка православных молодежных лидеров - это не то же самое, что полное духовное образование, возможное в стенах семинарий или богословских институтов. Подобная подготовка - вещь максимально предметная, преследующая троякую задачу: дать молодым людям крепкую церковную базу, предоставить инструментарий для просветительской работы и обозначить пути для дальнейшего самостоятельного духовного развития и богословского образования», - считает Святейший Патриарх Кирилл.

Эффективным примером работы по подготовке православных молодежных лидеров Его Святейшество назвал опыт московского и при нем, где действует Школа молодежного служения, которая в течение двух лет готовит молодых людей к делу катехизации, социальному служению, начальной миссионерской работе, преподаванию православной культуры. Кроме того, в Патриаршем центре в начале текущего учебного года впервые открыто учебное направление «организация молодежного служения на приходе».

Отмечая важную концептуальную идею, которую в своей работе реализует Патриарший молодежный центр, Святейший Владыка продолжил: «Наше время - время утраты традиции и нравственного релятивизма. В этих условиях формы и методы православного просвещения, в которых служитель Церкви выступает как учитель, знающий истину, эффективны в очень редких случаях. Человек, в особенности молодой, сегодня все чаще стремится сбросить с себя "предрассудки" и "стереотипы". Поэтому ненавязчивая передача веры, осторожное, чуткое и предельно терпимое отношение к человеку - это залог успеха в деле церковного просвещения. Современным молодым людям, часто ищущим религиозные ответы на мировоззренческие вопросы, необходимо не только сказать, куда и как двигаться, но и помочь обрести интерес и радость на пути воцерковления».

Помимо этого Предстоятель Русской Православной Церкви призвал архипастырей вовлекать молодежь в просветительскую работу, так как молодой верующий способен научить собственным примером. «Юноша или девушка, занимающиеся молодежным служением, должны помогать людям двигаться к Богу независимо от того, достигли они сами вершин духовного совершенства или нет. Именно в этом потенциал того, что теперь принято называть "лидерскими качествами"», - убежден Его Святейшество.

Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Нередко христианин, стремящийся к просветительскому служению Церкви, не получает должной поддержки у настоятеля и даже у архиерея. Воцерковленный человек, молодой или в возрасте, желающий послужить Богу в деле благовествования, должен получить такую возможность. Если пастыри не будут заниматься работой с молодежью, да еще и не позволят заниматься ею мирянам, то на духовные запросы юношества вновь, как и 10-20 лет назад, будут отвечать заезжие миссионеры и сектанты».

Важными направлениями работы с молодежью Святейший Владыка также считает создание условий для приходского чтения и обсуждения Священного Писания, развитие на епархиальном и приходском уровне технической базы для просветительской деятельности в молодежной среде: «В нашей Церкви существуют авторитетные богословы, педагоги и миссионеры. Дистанционные встречи с ними должны стать частью церковного свидетельства. А молодые прихожане, занимающиеся просветительской работой, должны получить возможность восполнить свои знания с помощью современных технологий при материальной или финансовой поддержке прихода».

Эффективным направлением церковной молодежной работы являются паломнические поездки, отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В связи с тем, что за последние годы были выстроены конструктивные отношения с государственной властью, региональными и местными администрациями, Его Святейшество призвал священнослужителей и православных молодежных активистов инициировать переговоры по предоставлению для использования Церковью помещений, средств поддержки образовательного процесса и других ресурсов, которыми располагают школы, библиотеки, общественные организации. «Все это поможет вывести церковную просветительскую работу на качественно новый уровень, а с другой стороны - поможет наладить конструктивные, деловые и дружеские отношения с местной общественностью», - убежден Святейший Патриарх Кирилл.

Предстоятель Русской Православной Церкви обозначил три проблемы в сфере работы с молодежью: важно избежать популизма, неадекватной оценки потенциала молодежи, попытки заигрывания с молодежной культурой.

Всевозможные крупные акции, обращенные к молодежи и призванные показать им Церковь, о которой многие молодые люди знают лишь на уровне светских стереотипов, должны быть лишь вершиной айсберга, ведь без кропотливой ежедневной работы на приходах они малоэффективны. «Каждой епархии необходимо так наладить молодежную работу, чтобы она велась на каждом приходе, в каждом учебном заведении. Чтобы после определенного отрезка времени священник мог с радостью сказать самому себе: моя молодая паства увеличилась на столько-то человек», - отметил Святейший Владыка, особо подчеркнув, что понять молодежь можно только в том случае, если научиться ее слушать.

«Молодежный потенциал можно и нужно задействовать в миссионерских целях: содействуя молодежным проектам, организациям, инициативам, причем необязательно напрямую касающимся церковной деятельности, мы способствуем привлечению молодых к Церкви. Это могут быть дискуссионные группы, например, для обсуждения современных социальных или культурных явлений, или социальные проекты», - сказал Его Святейшество.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

При участии Синодального отдела по делам молодежи делегация православной молодежи из Аргентины посетила православные святыни в России

В Москве состоялся ежегодный Георгиевский парад «Дети победителей»

В центре Москвы прошел первый студенческий пасхальный фестиваль

Предстоятель Украинской Православной Церкви поздравил с Пасхой детей с ограниченными возможностями здоровья

В епархиях Русской Православной Церкви проходит миссионерская акция «Пасхальная ленточка»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития» Святейший Патриарх Московский и всея Руси подчеркнул важность созидания крепких семей и духовно-нравственного воспитания нации

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития»

Сегодня мир оказался в новой для себя ситуации, столкнулся со многими вызовами, - сказал в начале речи патриарх. - Международный терроризм, экономический и экологический кризис, нравственная деградация миллионов людей - все это требует ответа от благонамеренных сил общества. А значит, требует диалога и сотрудничества служителей Церкви со светскими учеными, педагогами и тружениками культуры.

Патриарх Кирилл подчеркнул, что многие острые проблемы, в частности нравственное оскудение общества, «беспокоят не только православную совесть».

Он также подчеркнул, что церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство.

Говоря о духовно-нравственных основах и путях развития науки, образования и культуры, мы должны ясно и с полной ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами, - отметил владыка Кирилл. - У нас нет достойного будущего, если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта.

Патриарх обратил внимание не то, согласно мировому опыту, «лишь те страны, в которых науке и образованию уделяется должное внимание, могут сохранить свой суверенитет и успешно развиваться».

Полагаю, что Русская православная церковь должна помочь государству и обществу в координации научных, творческих и просветительских усилий. «Богу - Богово, а Ньютону - ньютоново» - такой принцип поведения недавно предложен нам известным интеллектуалом Виталием Третьяковым. Речь идет, наверное, о том, что Церковь не должна покушаться на естественнонаучное знание и на институт рационального образования. И мы можем принять этот принцип, но при одном непременном условии: должен быть обязательно соблюден основополагающий принцип иерархии ценностей, когда на первом месте безусловное и непререкаемое «Богу - Богово», - сказал патриарх Кирилл.

Кроме того, он отметил, что творческое развитие образования, науки и культуры возможно лишь на основе духовной преемственности, запечатленной в лучших образцах, в эталонах.

Мне уже приходилось подчеркивать, что в период государственного атеизма в России сложилась уникальная ситуация, - сказал владыка Кирилл. - Собственный голос Церкви, чрезвычайно ограниченной в своих скромных возможностях, был тогда народу почти не слышен, и Евангелие возвещалось не священниками-миссионерами, а деятелями культуры. О Христе продолжали свидетельствовать шедевры многовекового культурного развития - литература и музыка, церковное зодчество и живопись. Православное мировосприятие и мировоззрение, библейские изречения и церковная мудрость продолжали жить в сознании народа, сохранялись в его песнях, пословицах, поговорках.

Патриарх подчеркнул, что именно культура оставалась носительницей христианского благовестия.

Это драгоценное качество русской культуры и сейчас является ее неотъемлемым достоянием. Подлинная культура продолжает нести свою добрую службу, и наш долг ее сохранять и развивать.

Владыка Кирилл выразил уверенность в том, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности.

Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром, - отметил он. - И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире.

Патриарх Московский и всея Руси заявил, что Церковь начнёт вести диалог с Министерством образования и науки и «всеми заинтересованными кругами и структурами» по вопросам преподавания основ православной культуры.

В процессе диалога мы должны выступать как партнеры, использующие не язык спора, но язык взаимной поддержки и общего дела, - подчеркнул владыка Кирилл. - Ведь у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству.

Патриарх Кирилл подчеркнул, что РПЦ обязана «актуализировать духовные ценности православия, настоятельно требующие единства веры и знания, молитвы и дела».

Только тогда станет возможен синтез науки, образования и культуры в едином интегральном поле, - сказал он. - С Божией помощью, благодаря в том числе позитивному опыту Рождественских чтений, опираясь на разработки Отдела религиозного образования и катехизации, других синодальных учреждений Русской православной церкви, наших духовных школ, а также всех вас, работающих в регионах, сегодня мы подошли к новым рубежам.

В завершение своей речи патриарх Кирилл рассказал о важности возрождения российского народа:

Единственный прямой путь к возрождению нашего народа - это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции Добротолюбия и Домостроя, повышать в общественном сознании ценность семьи как «малой Церкви» и Церкви как большой семьи, - заключил он.

30 августа 2014 года в Областном драматическом театре г. Тамбова состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с руководителями системы образования Центрального федерального округа, ректорами вузов, директорами школ, педагогами — участниками Первого культурно-образовательного православного форума «От сердца к сердцу», пишет Патриархия.ru .

Тема форума — «Духовно-нравственные ценности и традиции воспитания детей и молодежи».

В президиуме заседания находились Святейший Патриарх Кирилл, губернатор Тамбовской области О.И.Бетин, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий.

Ведущим мероприятия был председатель Синодального информационного отдела В.Р.Легойда.

В зале присутствовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий, епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, духовенство Тамбовской митрополии.

В работе форума приняли участие более 500 представителей культурно-педагогической общественности Тамбовской области и регионов Центрального федерального округа.

К участникам встречи обратился губернатор Тамбовской области О.И.Бетин. Глава региона преподнес Святейшему Патриарху уникальную фотографию выступления в здании областного театра в Тамбове в 1944 году святителя Луки (Войно-Ясенецкого), в то время Преосвященного Тамбовского. Также О.И.Бетин передал приветствие полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д.Беглова, инициатора проведения форума.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся со словом.

«Очень рад, что в преддверии 1 сентября у нас есть возможность встретиться. Я наслышан о работе этого форума и считаю, что повестка дня и направления его работы очень важны и для общества, и для Церкви. Вы занимаетесь вопросами образования. Я хотел бы сказать, что образование — это краеугольный камень общества и государства. Даже во времена, когда люди в большинстве своем не умели ни читать, ни писать, развитие — экономическое, политическое, социальное — только потому и происходило, что были люди образованные, чей уровень знаний соответствовал уровню знаний эпохи. Общество развивается, отталкиваясь от знаний. Без знаний не может быть развития, а если и оно происходит, то способно завести людей в тупик, породить разочарование и даже большие беды. Разрушение школы, разрушение образования — это разрушение потенциала нации. Трудно представить, что может произойти с нашей страной, если мы, по неведению или неопытности (не хочу сказать «по злой воле», не хочется в это верить), разрушим свое образование, свою школу — в то время, когда наука, технологии, знания и образование являются главным двигателем развития человеческого общества», - отметил Предстоятель РПЦ.

Он задается вопросом: «Почему Церковь проявляет беспокойство по этому поводу?» «Да потому что и мы сталкиваемся с плодами низкого уровня образования. Ведь и в наших семинариях, в наших православных вузах мы с тревогой констатируем значительное снижение образовательного уровня абитуриентов, особенно в области русского языка. Очень низок уровень грамотности — и это в XXI веке! Это в то время, когда без образования и науки невозможно развитие! Мы даже пошли на то, чтобы создать в ряде наших семинарий подготовительные классы, чтобы подтянуть абитуриента, выпускника средней школы, повысить его грамотность, и одновременно дать ему общие богословские знания, без которых невозможно начинать обучение по программе бакалавриата в духовных учебных заведениях. Так что проблемы образования напрямую нас затрагивают — и не только в связи с общей озабоченностью о судьбе страны, о судьбе нашего народа. Сегодня Церковь не может быть эффективной без высокообразованной прослойки церковной интеллигенции, к которой принадлежат, в том числе, специалисты в области богословия. А поэтому нам небезразлично, на каком уровне получают образование в средней школе наши молодые люди. Но я приехал сюда не для того, чтобы критиковать систему образования, а просто чтобы выразить свою озабоченность. Для нас критика, будь то системы образования или какой-то иной сферы деятельности, не нацелена на ослабление власти или компрометацию политических деятелей, — мы далеки от этого. Но тем чистосердечнее наш разговор о проблемах, с которыми сталкивается сегодня наша школа», - продолжил его Святейшество.

Конечно, добавил Патриарх, есть и положительные моменты, и о них тоже нужно сказать. «Я считаю, что принятый Закон об образовании открывает достаточно хорошие перспективы. Но ведь закон сам по себе — это бумага. Рамки, которые он открывает, должны быть наполнены конкретным содержанием. И задача заключается в том, чтобы использовать возможности, которые дает закон, для эффективной модернизации системы российского образования. Конечно, не могу пройти мимо такой темы, как Единый государственный экзамен. Наверное, только ленивые ЕГЭ не критикуют, однако у меня на этот счет более сбалансированная точка зрения. Может быть, вы знаете, что на протяжении многих лет я возглавлял внешнее ведомство Русской Православной Церкви, жил за границей и хорошо знаком с тем, как в мире обстоят дела с образованием. Так вот, мое первое знакомство с ЕГЭ произошло в далеком 1975 году в Финляндии, и должен вам сказать, что ничего плохого в той системе я не увидел. Думаю, что и наша система ЕГЭ при определенных условиях может быть эффективной. Но есть, несомненно, и то, что вызывает большую озабоченность. Удивительно, но дети в школе сейчас не столько получают знания, как раньше, сколько готовятся к ЕГЭ. Весь процесс сосредоточен на ЕГЭ — нужно пройти эти тесты, а все остальное вторично. И получается, что мы не готовим человека к высшей школе, не вооружаем его системой знаний, а фрагментарно ориентируем на одну конкретную задачу — правильно проставить при тестировании крестики и галочки. Сама система тестов заслуживает внимания, но она не может быть единственной при определении уровня знаний. В ней есть и рациональное зерно, но если у человека сформируется некая жизненная философия, зажатая этой системой тестов, то мы очень многое потеряем. Мы потеряем видение, горизонт, широту. Поэтому важно так соотнести ЕГЭ с другими средствами стимулирования наших учащихся, чтобы перед их глазами была не только анкета ЕГЭ, но и вся жизнь», - подчеркнул Предстоятель.

Он вопрошает: «В чем заключается цель образования?» «Некоторые всерьез считают: зачем много знать, если есть Википедия? Но информация может задержаться в сознании, в памяти, только когда она включена в процесс обучения. Одномоментное получение информации приносит лишь иллюзорный результат. В этом случае информация скоро уходит из памяти, потому что вытесняется множеством других сведений, которые наслаиваются, перемешиваются и не могут сложиться в систему. Так вот, мы должны разрушить эту доминанту в существующей практике образования — получать только те знания, которые необходимы для сдачи ЕГЭ. Такой подход не может создать общей картины, общего видения, которое в старые времена называли мировоззрением, научной картиной мира. Глубоко убежден: для того чтобы сформировать гармоничную личность, нам нужно уравновесить ЕГЭ очень серьезным изменением школьных программ, направленным на создание у учащихся целостной научной картины мира. Среднее образование должно давать базисные представления — в том числе по истории литературы и искусства, истории философской мысли, истории естествознания, — в виде законченной системы, которая будет сопровождать выпускника на протяжении всей его жизни. Даже если он что-то забудет, он будет знать, к каким источникам обратиться, потому что он не потеряет системы. Однако я опасаюсь, что современная школа такую систему знаний не дает», - добавил Патриарх Кирилл.

Также он подчеркнул, что не мыслит себе образования без воспитания. «Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят. К сожалению, мы еще сталкиваемся с позицией: "Не нужно формировать никаких убеждений у детей — вырастут, сами сформируют; а сегодня давайте им предложим различные варианты". Что сегодня происходит с учебником по истории? Мы все прошли через то время, когда отсутствие единого учебника истории нанесло огромный ущерб формированию гражданственности, чувства патриотизма, спровоцировало очень опасное нигилистическое отношение к собственному прошлому. В имевшихся учебниках содержались диаметрально противоположные взгляды на важнейшие исторические события, почему и было своевременно сказано, что необходим один учебник. Церковь приняла активное участие в формировании концепции этого учебника, и многое из предложенного нами было учтено. Была поставлена задача выработать сбалансированный подход к нашей истории, с тем, чтобы сформировать у учащихся чувство любви к Родине. Мы не должны повторять стереотипы, навязываемые кем-то нашему народу, — стереотипы, которые формируют искаженный взгляд на историю, которые принижают значение исторических событий, имевших место в нашей стране. Это вовсе не означает, что нужно романтизировать или идеализировать нашу историю, но это означает, что должна быть единая концепция подачи исторического материала. В противном случае мы отказываемся от самого главного — от того, чтобы формировать убеждения нашей молодежи, и это в условиях, когда на детей, на молодежь обрушивается колоссальный информационный поток, работающий, в том числе, на подрыв патриотических убеждений», - продолжил Предстоятель Русской Церкви.

Он напомнил, что в 90-е годы утверждалось, что никакой идеологии в школах быть не должно. «Согласен, идеология — явление скоропреходящее. Как свидетельствуют ученые, идеология не живет дольше трех-четырех поколений, а потом умирает, даже если в ее разработке участвуют огромные интеллектуальные силы, как то было в Советском Союзе. Работали целые научные институты, защищались докторские диссертации, был накоплен колоссальный научный потенциал, но уже на четвертом поколении все закончилось. Тогда, на развалинах Советского Союза, переживая разочарование в отношении всего связанного с прошлым, и стали говорить, что в школе не должно быть никакой идеологии. Идеологии как системы, о которой я только что сказал, действительно не нужно. Но ведь без идеи невозможно воспитать ребенка. Мать вкладывает идею в ребенка, когда говорит: так не поступай, неправду не говори, не обижай эту девочку или этого мальчика. Это очень простые указания, которые ребенок впитывает с молоком матери, через любовь матери, но тем самым формируется его личность, особенно в возрасте от трех до пяти лет. Складывается система ценностей, вне которой воспитать ребенка нельзя. Так почему же мы не хотим воспитывать наших детей в определенной системе ценностей? Речь не об идеологических штампах. Иногда говорят: нам нужна новая идеология. Да не надо уже новых идеологий! Но мы должны отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции. Это и традиции Православия, и традиции ислама — для той части граждан, которые исповедуют эту религию. Это и этика, связанная с нашей верой и с нашей культурой. Как же мы можем вне этой системы нравственных и духовных координат воспитывать наших детей? Ничего не выйдет! Мы получим опустошенных людей, которыми очень легко манипулировать. А манипулировать ими будут те, кто сильнее, у кого больше денег, те, кто контролирует мировые средства массовой информации. У ребенка, воспитанного вне системы ценностей, нет способности отличить добро от зла, потому что современная постмодернистская культура навязывает другой тезис: нет никаких объективных истин; сколько голов, столько и умов; твоя собственная идея и является для тебя абсолютной истиной. Но если мы хотим иметь людей, способных к созданию семьи, если мы хотим иметь граждан, любящих свое Отечество, как же мы можем отказаться от формирования личности в системе координат, определяемых нашими базисными, традиционными духовно-нравственными и культурными ценностями?» - задается вопросом Его Святейшество.

Поэтому, подчеркнул он, «школа без идеи — это опасное явление». «И если мы своими руками такую школу создадим (а мы ее уже почти создали), если мы откажемся от того, чтобы процесс интеллектуального образования сочетался с процессом воспитания, мы сделаем нечто очень опасное для будущего нашего народа и для будущего наших граждан. А потом будем говорить: как же мы не досмотрели? Мы уже говорим: как такое могло произойти рядом с нами? Украинский народ, один с нами народ, — что же произошло? А произошло именно то, что может быть, когда всё идет на самотек, — тогда влияние более мощного источника и оказывает сильнейшее воздействие на личность. Поэтому сейчас как раз своевременно думать о нашей школе и требовать, чтобы школа формировала не только интеллектуальный багаж (причем не фрагментарно, как только что отмечалось, а на должном уровне), но и личность», - добавил Патриарх.

Напоследок Его Святейшество сказал несколько слов о педагогике. «Собственно говоря, что такое образовательный, воспитательный процесс? Он складывается, конечно, из передачи знаний, навыков, умений. Но ведь непременно должен быть и личный пример, и таким примером должны служить наши педагоги. Вспоминаю историю, которая произошла в школе, где я учился. Мы с большой симпатией относились к одной молодой преподавательнице, она была для нас неким идеалом. И вдруг мы узнали, что она развелась с мужем. Для детей это был шок. Нам казалось, что подобного быть не может. Но это было во времена, когда преподаватели были воспитателями, когда родители координировали с преподавателями свои действия по воспитанию детей, общими усилиями преодолевая некие дурные склонности последних. Сейчас ничего подобного не происходит, школа самоустранилась от процесса воспитания. Образ педагога, учителя, воспитателя является непременным фактором успеха школы. Без этого фактора процесс невероятно ослабляется. Хотел бы привести слова великого уроженца Тамбовщины преподобного Амвросия Оптинского. Кому-то из своих посетителей он говорил просто: в каждом деле и в каждом искусстве потребно показание, а без показания мужик лаптя не сплетет, девушка чулка не свяжет. Простые и ясные слова: показать надо. И педагог — это тот, кто показывает пример своей культурой, своей манерой общения, своей компетентностью, своими жизненными принципами. Вот тогда ребенок имеет перед собой немеркнущий пример, который будет сопровождать его всю его жизнь», - продолжил он.

Также Предстоятель коснулся еще одной очень важной темы. «К сожалению, учителя до сих пор не являются элитой общества — во-первых, в силу невысокого материального вознаграждения своего труда, ввиду отсутствия некоего престижа. С моей точки зрения, учитель наравне с врачом, и я добавил бы, наравне со священником, — это наиболее важная представитель национальной элиты, потому что и тот, и другой, и третий работают над душой и над физическим здоровьем человека, и нет ничего важнее. Поэтому необходимо повышать социальный статус работников образования, повышать уровень их материального обеспечения. Конечно, это стимулирует стремление многих способных молодых людей приобщиться к замечательной профессии педагога. Тогда и уровень абитуриентов, поступающих в педагогические учебные заведения, будет совершенно иным, чем мы это наблюдаем сейчас. Поэтому я от всего сердца хотел бы всем нам пожелать совместно работать, для того чтобы укреплялась система национального образования, просвещения, воспитания, без чего нам трудно иметь спокойный и уверенный взгляд в будущее. Благодарю вас за внимание», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Затем Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы участников первого форума «От сердца к сердцу».

В завершении встречи О.И.Бетин поблагодарил Святейшего Патриарха за содержательный разговор.