Когда появилась христианская вера. Как появилась христианская религия? Основы христианства: в чем суть религии

Инструкция

Христианство зародилось в первом веке нашей эры (современное летосчисление ведется именно от Рождества Христова, то есть дня рождения Иисуса Христа). Современные историки, религиоведы и представители иных религий не отрицают того факта, что в палестинском Назарете более двух тысяч лет назад был рожден , ставший великим проповедником. В Иисус - один из пророков Аллаха, - раввин-реформатор, решивший переосмыслить религию предков и сделать ее более простой и доступной для народа. Христиане, то есть последователи Христа, чтят Иисуса как помазанника Божьего на земле и придерживаются версии непорочного девы Марии, матери Иисуса, от Святого Духа, спустившегося на землю в виде . Эта лежит в основе религии.

Первоначально христианство распространялось Иисусом (а после его смерти - последователями, то есть апостолами) в среде иудеев. В основе новой религии лежали ветхозаветные истины, но более упрощенные. Так, 666 заповедей иудаизма в христианстве превратились в основные десять. Был снят запрет на употребление свинины и разделение мясных и молочных блюд, провозглашен принцип «не человек для субботы, но суббота для человека». Но главное - в отличие от иудаизма христианство стало открытой религией. Благодаря деятельности миссионеров, первым из которых стал апостол Павел, христианское вероучение проникло далеко за пределы Римской империи, от иудеев к язычникам.

В основе христианства лежит Новый Завет, который вместе с Ветхим Заветом составляет Библию. В основе Нового завета лежат Евангелия - жизнеописания Христа, начиная от непорочного зачатия девы Марии и заканчивая Тайной вечерей, на которой один из апостолов Иуда Искариот предал Иисуса, после чего тот был объявлен разбойником и распят на кресте вместе с другими правонарушителями. Особое внимание уделяется чудесам, которые вершил при жизни Христос, и его чудесному воскрешению на третий день после смерти. Пасха, или Воскресение Христово, наряду с Рождеством - один из самых почитаемых христианских праздников.

Современное христианство считается самой популярной религией в мире, насчитывает около двух миллиардов последователей и разветвляется на множество течений. В основе всех христианских учений лежит идея триединства (Бог-отец, Бог-сын и Святой дух). Человеческая душа считается бессмертной, в зависимости от количества прижизненных грехов и добродетелей после смерти попадающая либо в ад, либо в рай. Важной частью христианства являются Таинства Божие, такие как крещение, причащение и другие. Расхождение в списке таинств, важности обрядов и способах молитв наблюдается у основных христианских ветвей - православия, католицизма и протестантства. Католики наравне с Христом почитают Матерь Божью, протестанты выступают против излишней обрядности, а православные (ортодоксальные) христиане верят в единство и святость церкви.

История христианства насчитывает более двух тысяч лет. Наряду с буддизмом и исламом, это одна из трех мировых религий. Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его разновидностях.

Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи. Среди исследователей нет единого мнения о точном месте возникновения христианства. Некоторые считают, что это случилось в Палестине, которая находилась в то время в составе Римской империи; другие предполагают, что это произошло в еврейской диаспоре на территории Греции.

В Библии нарисована такая картина возникновения новой религии. В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от «духа святого» и был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески - Христос) - божьего помазанника, и поднесли ему дары.

Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя кружок из 12 доверенных людей - учеников (в Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними многократный обход городов и деревень Палестины, проповедовал новую, принесенную им с небес религию. При этом он творил чудеса: ходил по воде, как по суше, исцелял и многое другое.

Христианство принадлежит к одной из трех крупнейших мировых религий. По численности приверженцев и территории распространения христианство в несколько раз превосходит ислам и буддизм. Основа религии – это признание Иисуса из Назарета мессией, вера в его воскрешение и следование его учениям. До момента своего становления христианство прошло долгий период.

Христианство начало проникать на Русь в конце X века. В 988 году князь Владимир объявил византийскую ветвь христианства государственной религией Киевской Руси. Ранее славянские племена, населявшие территорию древнего русского государства, были язычниками, обожествлявшими силы природы. К концу X века языческая религия, расчлененная на верования отдельных славянских племен и освящавшая племенную раздробленность, стала препятствовать укреплению централизованной власти киевского князя. Кроме того, росла необходимость сближать древнерусское государство с европейскими народами, с Византией, где господствовало христианство и с которой Киевская Русь пела оживленную торговлю. В этих условиях князь Владимир произвел «крещение Руси» и ввел христианство вместо языческой религии.

Капища и идолы предавались разрушению и уничтожению. Многие киевляне не хотели принимать новую веру. Их насильно гнали к Днепру и на одной из окраин древнего Киева (ныне Крещатик). и крестили, загнав в воду.


Православие — не христианство

Греко-Кафолическая ортодоксальная (правоВерная) церковь (ныне РПЦ) стала называться правоСлавной только с 8 сентября 1943 года (утверждено указом Сталина в 1945 году). Что же тогда именовалось Православием в течении нескольких тысячелетий?

«В наше время в современном русском просторечии в официальном, научном и религиозном обозначении термин «православие» применяется к чему-либо относящемуся к этнокультурной традиции и его обязательно связывают с Русской Православной Церковью и христианской иудео-христианской религией.

На простой вопрос: «Что такое православие» любой современный человек, не задумываясь, ответит, что Православие – это христианская вера, которую приняла Киевская Русь во времена правления князя Владимира Красное Солнышко от Византийской империи в 988 году нашей эры. И что Православие, т.е. христианская вера существует на русской земле уже больше тысячи лет.

Причины возникновения новой религии - христианства. Рим, завоевав множество народов, установил такой гнет над ними, какого люди не знали прежде. Но особенно тяжело было евреям, которые населяли римскую провинцию - Сирию и Палестину. Частью этой провинции являлось бывшее государство евреев Иудея. Все средства борьбы за освобождение были уже испробованы, но не дали ощутимых результатов. Однако оставалось последнее: надежда на Бога Яхве. Евреи верили, что он не оставит их и освободит от римского угнетения.
Иисус Христос и его учение. Евреи полагали, что Иисус Христос послан Богом именно к ним, а не к другим народам, потому что большинство евреев не знали многобожия, а признавали одного Бога Яхве. Еврейская религия, в отличие от религии греков, римлян, египтян и других народов, не имела множества созданных богов. Вот почему в еврейской среде, первоначально в Палестине, а вскоре и по всему Средиземноморью распространились слухи о рождении Иисуса Христа. Вера в Христа, а позже и в его учение, получила название - христианство, а тех, кто поддерживал эту веру, называли христианами.
С рождения Иисуса Христа началась новая историческая «эра» - наша эра. Мы и сейчас считаем годы до нашей эры или нашей эры, а в старых книгах встречаем до или после Рождества Христова (P. X.). О том, что Иисус Христос является исторической личностью, свидетельствует «Библия» - священная книга христиан и евреев, а также многочисленные источники, достоверность которых признана современной наукой.
Иисус учил, что усовершенствовать себя духовно можно только через крещение. Этот первый шаг поможет облегчить души и сердца и даст возможность понять всю несправедливость земной жизни. Люди тогда смогут не только положительно относиться к своим врагам, но и полюбить их, простить обиды, не будут отвечать злом на зло, смогут презирать богатство. Таким образом, только через веру в Иисуса Христа и духовную любовь к Богу люди смогут избавиться от грехов, всех бед и несчастий.
3. Христианские заповеди. Моральному и духовному очищению человека способствуют христианские заповеди - законы, которые были даны Богом евреям через пророка Моисея. Таких заповедей десять, три из них учат, как чтить Бога, все же последующие - как нужно относиться к людям: чтить родителей, не убивать, не красть, быть справедливым, быть верным мужу и жене, не врать, не завидовать.
Так христианство, не призывая к борьбе, разрешало все проблемы моральным и духовным очищением человека. В реальной жизни любой открытый протест против тяжелых условий существования жестоко подавлялся.
Организация христианской церкви. С самого начала христианство провозгласило равенство всех перед Богом независимо от положения. Христиане были организованы в общины, в которых все верующие владели одинаковыми правами и пользовались общим имуществом. Дух Христа господствовал над всей общиной.
Христиане признавали только одного Бога и выступали против жертвоприношений римским языческим богам. За это христиан преследовали: их приговаривали к смертной казни, бросали хищникам, сжигали живыми.
Христианство - государственная религия империи. Время шло. Постепенно идеи христианства о спасении человека от всех несчастий, о вечной жизни его души притягивали все большее количество людей. Идеи христианского терпения и смирения, непротивления злу воспринимали не только бедняки, но и люди средних и даже богатых слоев населения.
В 325 г. при императоре Константине христианство было признано государственной религией Римской империи. Новая религия должна была способствовать укреплению императорской власти и самой империи.

Главная >  Wiki-учебник >  История > 5 класс > Возникновение христианства: место и время, отличие от язычества

Местом зарождения Христианства считается Палестина, которая в то время (I век н. э.), находилась под властью Римской империи. В первые годы своего существования Христианство смогло значительно расшириться на ряд других стран и этнических групп. Уже в 301 году христианство приобрело статус официальной государственной религии Великой Армении.

Зарождение христианского вероучения было прямо связано с старозаветным иудаизмом. Согласно иудейскому верованию, Бог должен был послать на землю своего сына- мессию, который своей кровью очистит человечество от грехов. Согласно догматике Христианства, такой личностью и стал Иисус Христос, прямой потомок Давида, что также было указано в Писании. Возникновение Христианства в какой-то мере осуществило раскол в Иудаизме: первыми новообращенными христианами стали евреи. Но значительная часть евреев не смогла признать Иисуса мессией и таким образом сохранила Иудаизм как самостоятельную религию.

Согласно Евангелии (учению Нового Завета), после вознесения Иисуса Христа на небеса, его верные ученики, путем схождения священного пламени, приобрели возможность разговаривать на разных языках, и отправились распространять Христианство по разным странам мира. Так до наших времен сохранились письменные памятки о деятельности апостола Петра, Павла и Андрея Первозванного, который проповедовал Христианство на территории будущей Киевской Руси.

Отличие Христианства от язычества

Говоря о зарождении Христианства, следует отметить, что первые последователи Иисуса были подвержены ужасающим гонениям. Первоначально деятельность христианских проповедников была принята в штыки со стороны еврейского духовенства, которое не приняло учения Иисуса. Позже, после падания Иерусалима, начались преследования римских язычников.

Христианское учение представляло собой полный антипод язычеству, оно осуждало роскошь, многоженство, рабовладение – все то, что было свойственно языческому обществу.Но главным его отличием была вера в одного Бога, монотеизм. Естественно, такое положение вещей не подходило римлянам.

Они приняли строгие меры, чтоб остановить деятельность христианских проповедников: к ним применялись кощунственные казни. Так было вплоть до 313 года, когда к всеобщему удивлению римский император Константин не только остановил гонения на христиан, но и сделал Христианство государственной религией.

В Христианстве, как и в каждой религии, есть свои плюсы и минусы. Но его появление, бесспорно, подняло мир на более возвышенный духовный уровень. Христианство проповедует принципы милосердия, добра и любви к окружающему миру, что немаловажно для высокого ментального развития человека.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Преемники императора Августа: Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон
Следующая тема:   Золотой век Римской империи: мудрость Траяна и гуманизм Авелия

Распространение христианства

Первые христиане Рима собирались в тайных местах чаще всего в катакомбах

В первые века после жизни и смерти Иисуса Христа приверженцев его учения в Риме было немного. Однако по мере ослабления Римской империи традиционная государственная религия все меньше отвечала духовным запросам римлян, и христиан среди них становилось все больше.

Христианские общины

Как это ни парадоксально, но именно благодаря Римской империи с ее стабильностью, развитой системой дорог и четкой социальной структурой стало возможно широкое распространение христианства.

К концу II в. почти во всех римских городах существовали христианские общины. Это были не просто объединения единоверцев, а союзы взаимопомощи: в каждой общине существовала касса, из которой раздавались пособия и устраивались общие трапезы.

Символика

Хризма и рыба, опознава- тельные знаки первых христиан

Христианские общины были связаны между собой, отдельные их представители находились в переписке, поддерживая друг друга и совместно вырабатывая нормы жизненного поведения.

Постепенно была создана особая христианская символика. Особенно распространены были изображения доброго пастыря, рыбы (греческое слово «рыба» образовано из первых букв во фразе «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель»), виноградной лозы и хризмы, монограммы имени Христа, состоящей из двух начальных греческих букв его имени, скрещенных между собой.

По краям монограммы часто помещали первую и последнюю буквы греческого алфавита.

Гонения на христиан

Главная причина преследований сторонников христианства заключалась в их отказе признавать культ императора и участвовать в государственных религиозных церемониях и обрядах.

Впрочем, гонения на христиан были несистематическими и происходили от случая к случаю. Например, в 64 г. после разрушительного пожара в Риме император Нерон, чтобы отвлечь от себя подозрения, обвинил в поджоге христиан, и на этом основании многие из них были преданы мучительной смерти.

Наиболее массовыми и жестокими были гонения на христиан во время правления императора Диоклетиана, при этом уничтожались не только последователи учения Христа, но и их священные книги.

До появления первых церквей христиане молились в обычных домах.

Большие помещения предназначались для совместной молитвы и крещения

«Сим победишь»

Существует легенда, что накануне битвы у Мульвийского моста, победа в которой принесла Константину императорскую власть, он видел крест с начертанными на нем словами «Сим победишь». В следующем, 313 г.

Константин издал эдикт о свободном исповедании христианства гражданами Римской империи, благодаря чему оно из религии гонимой начало превращаться в господствующую.

Государственная религия

император Феодосий I издал указ, запрещающий поклоняться языческим богам. Древние храмы были закрыты, многие святилища разграблены, а огонь, горевший в храме Весты в Риме, потушен. Теперь уже язычники подвергались гонениям со стороны государства.

Место, время и исторические условия возникновения христианства.

Исторические условия и географические пределы возникновения христианства. Социально-политические (тиранический характер правления императоров) предпосылки и экономический кризис: восстания рабов и порабощение народов. Назвать самое известное историческое восстание рабов в 74-71 гг. до н.э. По каким причинам покорённые Римом народы обращались к религии. Почему существовавшие религии не могли дать рабам утешения?

Какие идеи выходят на первый план в качестве утешения в раннем христианстве? Какое учение в Христианстве вытеснило первичные идеи о конце света, Страшном суде и уничтожении несправедливости, и обеспечивало духовное утешение (райское блаженство) беднякам и обездоленным?

Различные воззрения на авторитетность и достоверность текстов Священного писания учёных, религиоведов: назвать направления этих воззрений. Перечислить и пояснить различные точки зрения на историчность Христа учёных атеистического и материалистического направлений.

Назвать древние (нехристианские) тексты I века н.э. и их авторов, в которых упоминается Мессия Христос («Иудейские древности» Иосифа Флавия, иудейский Талмуд – гл IV, «История» Тацита, Жизнеописание императора Нерона писателя Светония и др.).

Назвать важнейшие христианские святыни, служащими основным доказательством историчности Христа для верующего христианского мира.

6. Формирование христианского вероучения и обрядности. Заимствования из религий древнего мира.

Географическая точка и исторический фон возникновения христианства.

Раскрыть религиозную ситуацию в Палестине в 1 в. н. э.: секты (течения) фарисеев, саддукеев, ессеев (община кумранитов), их религиозные воззрения. Объяснить причины разрыва христиан с иудаизмом и становление христианства в качестве самостоятельной религии. Назвать ряд элементов вероучения, перешедших из иудаизма в христианство. Что такое дуализм зороастризма и чем он является по аналогии в учении христианства. Перечислить собственные, отличительные догматы христианства (триединство Бога, Боговоплощение, искупление, воскресение и вознесение Христа) и пояснить сущность каждого догмата.

Охарактеризовать античные (древнегреческая философия) философские системы: орфиков, пифагорейцев, сократических школ, платонизма, стоицизма, эпикуреизма, неоплатонизма, патристики.

Назвать какие из них играли важную роль в становлении и формировании христианства.

7. Книги Нового завета: общая характеристика, Евангелия.

Состав Нового Завета. Какое количество сочинений включено в Новый Завет? Пояснить понятия «канон», «Евангелие» и «апокриф».

Как относилась церковь к апокрифам и на какие группы были разделены апокрифические произведения? Как называются первые три Евангелия и кто является их авторами? Пояснить отличие синоптических Евангелий от Евангелия от Иоанна.

Назвать самое существенное отличие синоптиков от Иоанна, объяснить, по какой причине Иоанн не приводит родословной Иисуса, и рассказа о его рождении.

8. Книги Нового завета: Деяния и Послания апостолов.

Пояснить, какими по содержанию является книга Деяний апостолов.

Как изображено христианство в книге Деяний апостолов по отношению к иудаизму? По каким причинам апостол Павел даёт объяснения синедриону (пояснить термин «синедрион») относительно своего учения?

Раскрыть причины полного разрыва христианства с иудаизмом и обращения апостола Павла к язычникам. Какие две тенденции боролись в раннем христианстве.

Дать пояснение понятиям: петринизма (иудеохристианства) и паулинизма (языкохристианства). С именами каких апостолов связаны названия этих понятий и почему. Объяснить, почему книга Посланий апостолов занимает второе место после Евангелий. Какими по характеристике являются Послания апостолов (изложения христианского вероучения, морали, нравственности, обрядности) и почему их считают религиозно-назидательными произведениями?

По каким причинам Послания апостолов названы «открытыми письмами». Разъяснить, на какие две основные части церковная традиция делит Послания апостолов. Какие послания апостолов называют соборными (Петра Иоанна, Иакова, Иуды) и почему? Назовите имя апостола, в посланиях которого рассматриваются важнейшие вопросы догматики, этики, культа. Почему апостола Павла называют вторым основателем христианства?

14.Книги Нового завета: Апокалипсис.

Что обозначает с греческого «Апокалипсис»?

Рассказать о главной сюжетной линии Апокалипсиса. Кем является «зверь» в Апокалипсисе и с какими силами будет он вести решающую битву? Кого ожидает воскресение после битвы зверя с небесными ангелами во главе с Христом? Пояснить понятие Армагеддон (последнее и решающее сражение) и в какой местности на Ближнем Востоке будет происходить событие перед Страшным Судом.

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.М. Горького

1. Введение

Христианство- великая мировая религия. В ходе своего исторического развития она распалась на три большие ветви:

Православие, католичество и протестантизм, каждая из которых, в свою очередь, имеет направления, течения и церкви. Несмотря на существенные различия между верующими этих течений и церквей, их всех объединяет вера в Иисуса Христа — Сына Божьего, пришедшего на Землю, принявшего страдания во имя искупления человеческого греха и вознесшегося на небо.

На Земле более миллиарда последователей христианства. На основе христианства выросли современные европейская и американская цивилизация, более тысячи лет прошло с тех пор, как христианство его православной разновидности утвердилось в России.

В общественной, государственной и культурной жизни нашей страны христианство играло и играет по сей день исключительную роль. Без знания основ христианства не возможно понять корни современной цивилизации, особенности историй многих стран мира, культуру разных эпох и народов, русскую культуру.

Изучать христианство можно всю жизнь, т.к. оно представляет собой огромный богатейший мир, сокровищницу мудрости, красоты, источник глубоких чувств и переживаний.

2. Возникновение христианства

В отличии от ранних религиозных систем, складывавшихся в процессе формирования древних очагов цивилизации на Ближнем Востоке, христианство появилось сравнительно поздно, в условиях уже развитого общества с острыми социальными, экономическими и политическими противоречиями. Появляющаяся в таких условиях новая религия, претендующая на широкое внимание и распространение, должна была откликнуться на запросы своего времени и предложить какие-то, пусть иллюзорные, но достаточно весомые в глазах миллионов людей пути и способы разрешения раздирающих общество противоречий, сглаживание их, направления их в иное русло.

Новой религии следовало так же решительно отказаться от этнической ограниченности, свойственно ранним религиозным системам. Это было необходимое условие, т.к. в противном случае она не смогла бы овладеть умами людей, независимо от их происхождения и социального положения.

И, наконец, еще одно: новая религия должна была быть достаточно интеллектуально развитой и насыщенной, включая в себя все то, чего достигли уже существовавшие до нее религиозные системы обширного ближневосточно- средиземноморского региона.

Удовлетворить всем этим условиям было не просто.

И все-таки вызов эпохи, потребности времени вели к тому, что на рубеже нашей эры в антично эллинистическом мире уже формировались системы, способные дать ответ на этот "вызов". Среди них стоит упомянуть занесенный из Персии митраизм, получивший широкое распространение в Римской империи и явно повлиявший на последующее формирование христианство. Видимо, при благоприятных условиях в такого рода систему мог вырасти и неоплатонизм, сложившийся на основе религиозного осмысления идеалистической философии Платона.

Ф.Энгельс называл платоника Филона Александрийского "отцом", а римского стоика Сенеку "дядей" христианства.

Филон Александрийский (ок.30/25 г. до н.э. — 50г. н.э.) был главой иудейского-александрийской философской школы. Христианство позаимствовало у Филона учение о мировом духе и божественном слове — Логосе — посредником между Богом и человеком. Формирование самого понятия бога произошло не без влияния неоплатонической идеи об "едином", некоей божественной сущности, которая путем "эманации" (излияния) выделяет из себя мировой ум (мир идей), затем мировую душу, состоящую из отдельных душ людей и ангелов, и, наконец, чувственный материальный мир, погрязший в грехе.

Луций Анней Синека (4 г.

до н.э. — 65 г.н.э.) учил своих последователей руководствоваться не страстями, а разумом, не стремиться к внешним почестям, покоряться судьбе, то есть стойко и мужественно переносить жизненные испытания. Стоики обосновывали идею равенства всех людей перед богом, подчеркивали бренность земного существования. Суть этики стоицизма выражена следующим высказывании Синеки: " Человек несчастен ровно на столько, на сколько он себе это представляет".

Возможно, такой системой могла стать какая- либо из восточных религий, в первую очередь иудаизм — при условии разрыва ограничивавших его возможности национальных рамок.

Однако ни один из возможных "кандидатов" так и не преуспел в своем стремлении достичь всеобщего признания. Этот успех выпал на долю христианства — учение принципиально нового, но впитавшего в себя из концепций соперничавших с ним учений все то, что могло его обогатить и усилить.

Итак, христианство, как наднациональная "вселенская" религиозная система, возникла в условиях, когда почти весь ближневосточно-средиземноморский мир был объединен в рамках наднациональной Римской империи.

Но первоначальные очаги этой религии возникли отнюдь не в центре этой могущественной империи: они появились на ее периферии, причем на восточной и юго-восточной периферии, в тех издревле освоенных человечеством очагов цивилизации, где пласты культурной традиции были особенно мощными и где всегда сосредоточивались центры пересечения различных идейный и культурных влияний. Это было влияние и иудейских сект, и греко-римской философии, и религий Востока.

На рубеже нашей эры иудаизм, как упоминалось, переживала глубокий кризис.

Не смотря на то, что число иудеев, по подсчетам современных специалистов, исчислялось в ту пору несколькими миллионами (цифра весьма заметная для этой эпохи) и что солидные иудейские колонии распространялись уже по всему Средиземноморью, включая Египет и Малую Азию, конкретно историческая ситуация и реальное соотношение сил все более очевидно вели иудейское общество к кризису.

Кризис усилился после подчинения Иудеи Риму. Светская власть династии Ирода не пользовалась авторитетом. Жрецы Иерусалимского храма и близкие к ним партии и группировки (фарисеи, саддукеи, зелоты) также теряли власть и влияние, чему способствовала и их явная зависимость от наместников Рима в Иудее.

Не удивительно, что это состояние перманентного политического и социально-религиозного кризиса вело к оживлению эсхатологических пророчеств, активизация деятельности различного рода сект с их ожиданием мессии, который вот-вот придет и от имени великого Яхве спасет запутавшийся в противоречиях, но все же богоизбранный народ.

Мессия (греческий эквивалент этого иудейского термина — христос) ждали почти все со дня на день.

Ожидание мессии является выражением не только религиозно-мифологической идеи.

Социальный смысл и содержание мессианских чаяний заключаются в глубокой жажде перемен, в мечте о переустройстве мира. В то же время это является свидетельством отчаяния, вызванного сознанием невозможности только своими силами искоренить зло и социальную несправедливость на земле.

Столь напряженно ожидавшийся мессия просто не мог не появиться. И он появлялся, причем неоднократно. Все чаще то в одном, то в другом районе Иудеи, а то и вне ее, на периферии, среди евреев диаспоры, руководители отдельных сект, бродячие проповедники или экстравагантные странники объявляли себя мессиями, призванными спасти заплутавшихся иудеев.

Обычно власти болезненно реагировали на проповеди подобных деятелей.

Все самозванцы сразу объявлялись лжемессиями, и их деятельность пресекалась. Это, однако, не могло приостановить процесс. На смену неудачникам приходили новые, и все повторялось снова. Иногда главы влиятельных сект оказывались достаточно могущественными, чтобы бросить вызов всесильному Риму. В результате следовавших за этим восстаний и войн (иудейские войны) Иудея как государство, а вместе с ней Иерусалим и Иерусалимский храм во 2 веке н.э.

перестали существовать.

Тем не менее именно постоянные гонения на спорадически появлявшихся харизматических лидеров и пророков, чьи деятельность и проповеди в условиях кризиса становились все более заметными и созвучными общим ожиданиям, и привели в конечном счете к укреплению в умах поколений идеи о великом мессии, Христе, который пришел, не был узнан и понят, погиб (приняв на себя грехи людей) и, чудесным образом воскреснув, стал божественным спасителем человечества.

Эта идея и была взята на вооружение в тех ранних иудео-христианских сектах, которые стали появляться как в самой Иудеи, так и в ближайших к ней районах расселения евреев диаспоры (Египет, Малая Азия и др.) на рубеже нашей эры.

Христос — историческая личность или легенда?

Источником, из которого христиане получают духовную информацию о Боге, земной жизни Иисуса Христа, его учеников и основах христианского учения, является Библия.

В состав Библии входит множество книг Ветхого Завета (до пришествия Иисуса Христа) и Нового Завета (жизнь и учение Христа и его учеников — апостолов). Библия — строго каноническая (канон с греч. норма, правило) книга. Ее христиане называют Священным писанием, т.к.

верят в то, что она, хотя написана конкретными авторами, но по внушению самого Бога (путем божественного откровения) . Тексты, близкие по содержанию, не вошедшие в Библию, считаются апокрифическими (с греч. тайный, секретный).(2)

Если сравнить четыре канонических евангелия, то заметно, что первые три (от Матфея, от Марка и от Луки) имеют много общих черт.

Поэтому их называют синоптическими евангелиями и часто рассматривают обзорно.

В основе синоптических евангелий лежат прежде всего схожие сюжеты. Книги посвящены деятельности Иисуса в Галилее, его учению, сотворенным им чудесам, мученичеству, смерти и воскресению.

Тексты Евангелии иногда дословно совпадают (например, Мф.8:3; Мк.1:41; Лк.5:13). Синоптические Евангелии схожи и в том, что изложенный материал группируется по темам, а не в хронологическом порядке.

Тема, связанная с возникновением раннего христианства, достаточно интересная и глубокая. Попробуем как можно более кратко разобраться в вопросе, кто такие христиане и когда возникла эта А все началось с евангельских событий, с прихода Господа Иисуса Христа на землю.

Кто такие христиане

Христиане - это те люди, которые уверовали в учение Иисуса и в то, что он долгожданный мессия, пришедший спасти людей. Христианство - это самая распространенная и многочисленная по количеству приверженцев мировая религия, насчитывающая около двух с лишним миллиардов верующих.

Первые христиане появились на земле Палестинской в I веке в среде иудейской как мессианское движение ветхозаветного иудаизма. Во времена христианство проповедовалось в Вероучение это корнями уходит в ветхозаветный иудаизм.

Древние христиане

Иисус Христос был обрезан, посещал синагогу в субботу, соблюдал Тору и религиозные праздники, в общем, воспитывался он как настоящий иудей. Его ученики, ставшие впоследствии апостолами, были евреями. Через три с половиной года после смерти первомученика Стефана и после распятия Иисуса христианство стало распространяться по Святой земле и по всей Римской империи.

Из Евангелия в тексте Деяния апостолов слово «христиане» впервые было обозначено, и трактовалось оно как «люди, сторонники новой веры в Антиохии» (сирийско-эллинистический город I века).

Спустя несколько десятилетий появилось огромное количество последователей веры. Это и были первые христиане из языческих народов, ставшие таковыми, во многом благодаря апостолу Павлу.

Миланский эдикт

Целых три века христиан преследовали и предавали мученической смерти, если они не отрекались от учения Иисуса и отказывались приносить жертву языческим идолам.

Задаваясь вопросом, кто такие христиане, надо сказать, что христианство как государственная религия впервые было утверждено в в 301 году. В 313 году был подписан Миланский эдикт. Это письмо завизировали и римские императоры Константин и Лициний. Сам документ стал важным моментом на пути как официальной религии Империи.

До V века христианство распространялось в основном в пределах Римской империи и потом в сфере культурного влияния на Армению, Эфиопию, восточную Сирию, а во второй половине первого тысячелетия оно пришло к германским и славянским народам. И уже позднее, с XIII по XIV века, - к финским и балтийским народам. В новое и новейшее время вне Европы христианство распространялось, благодаря миссионерской деятельности и колониальной экспансии.

Раскол христианкой церкви

В теме под названием «Кто такие христиане» необходимо отметить и тот факт, что в 1054 году случился раскол: христианская церковь разделилась на православную и католическую. В свою очередь последняя в результате реформационного движения в XVI веке образовала протестантскую ветвь. Православная церковь до сегодняшнего дня сохранила свое относительное единство. Таким образом, появились три крупных христианских течения: православие, католицизм и протестантство.

Стала единым организмом, управляемым из общего центра - Ватикана. А вот православных церквей много, крупнейшая из них - Русская. Среди них существует евхаристическое общение, которое предполагает возможность совместного совершения литургий.

Что касается протестантизма, он стал тем самым пестрым христианским направлением, которое состоит из большого числа независимых деноминаций с разной степенью признания другими направлениями христианства.

Русское православие

К IX веку православные христиане появились и на Руси. Соседство с могущественной Византией повлияло на этот процесс. Первыми проповедниками стали Кирилл и Мефодий, которые занимались просветительской деятельностью.

Также первой приняла крещение Киевская княгиня Ольга (в 954 году), а потом ее внук, князь Владимир, крестил Русь (988 г.).

Само слово «православие» переводится с греческого как «правильное учение», «суждение» или «славление» («прославление»). На Руси самое ранее использование этого слова в письменности было найдено у первого русского (1037 - 1050 гг.) в «Слове о законе и благодати». А вот сам термин «православный» стал употребляться в официальном языке церкви на Руси к концу XIV века и уже активно использовалось в XVI веке.