Культура нового времени: проблемы периодизации, характеристика, отличительные черты. Культура Нового времени: характерные черты

С начала XIX в. происходит резкое изменение среды обитания человека – городской образ жизни начинает превалировать над сельским. В XIX в. начинается бурный процесс. Изменяется мышление человека.

2. Наука и техника

Переход от мануфактуры к фабричному производству, изобретение парового двигателя совершили переворот в промышленности. Изготовление машин требовало все больше и больше металла. Железную руду теперь плавили не на древесном, а на каменном угле. Для ускорения плавки в печь нагнетали горячий воздух. Английский инженер Бессемер изобрел для выплавки вращающуюся печь – конвертер. Машиностроительные заводы оснащались разнообразными станками. Появилась химическая промышленность, вырабатывавшая:

1) серную кислоту;

3) красители и др.

В 1846 г. Хау изобрел первую швейную машину, усовершенствованную в 1851 г. Зингером. Развивалось печатное дело. Из древесной массы научились делать дешевые сорта бумаги. Появление механических станков позволило поставить типографское производство на поток. Произошел переворот в средствах транспорта и связи. В XVIII в. из города в город путешествовали дилижансы, – многоместные закрытые экипажи, запряженные лошадьми. В XIX в. в жизнь людей входит железнодорожный транспорт. Первая железная дорога была построена Георгом Стефенсоном в Англии в 1825 г. Совершенствовались локомотивы, росла скорость движения, американец Вестингауз изобрел тормоза, приводимые в движение сжатым воздухом. Паровые двигатели появились и на флоте. На 17 августа 1807 г. была назначена «испытательная поездка» парохода Фултона «Клермон». Морское плавание перестало зависеть от ветра. Пароход, пересекавший в 1819 г. Атлантический океан, тратил на дорогу 26 дней (Христофор Колумб преодолел ее за 70 дней).

В 1803–1804 гг. американский инженер Эванс прокатил по улицам Филадельфии первый паровой автомобиль. В 1803 г. в Лондоне было уже 26 паровых автомобилей, а во всей Англии число их доходило до 100. Появление новых видов транспорта вызвало необходимость совершенствования дорог. При строительстве шоссейных дорог с успехом применялись паровые дорожные катки.

Паровые машины нашли свое применение и в сельском хозяйстве. В 40-е гг. XIX в. в Англии на полях появились легко передвигающиеся машины – локомобили. На энергии, вырабатываемой их двигателями, работали молотилки. К 1870 г. в Англии имелись уже паровые плуги.

Бурное развитие морского транспорта и торговли вызвало строительство каналов. Крупнейшим из них стал Суэцкий канал, строительство которого в 1859 г. осуществил француз Ф. Лессепс.

Всеобщее распространение получил созданный в США изобретателем Морзе телеграфный аппарат. В 1826 гг. был построен первый железнодорожный висячий мост. В 1783 г. братья Монгольфье (Франция) создали летающий аппарат, который был легче вытесняемого им воздуха. В начале XIX в. был изобретен велосипед. Его прототипом стал обыкновенный самокат. Француз Дине слегка изменил модель и назвал свою машину велосипедом, т. е. «быстроногим». Практическое применение «беговые машины» нашли в Англии – сельские почтальоны доставляли на них корреспонденцию. В быт человека входили и другие новшества. Миграция населения увеличила объем переписки. Англичанин Р. Хилл упростил процесс отправки корреспонденции – ввел единый тариф на оплату почтовых отправлений независимо от расстояния. Он же ввел в употребление первые почтовые марки, которые клеились на конверт.

3. Духовная жизнь человека

С развитием цивилизации изменялась духовная жизнь человека, увеличивался интерес к истории своей семьи, своего рода. Но заказывать живописные портреты могли только богатые люди. В это время появляется фотография. В 1839 г. Луи Дагерр, парижский художник и физик, создал первый способ фотографирования.

Технический прогресс внес существенные изменения в военную технику. Широко стало применяться огнестрельное оружие. В 1803 г. английский генерал X. Шрапнель создал вид разрывного снаряда, получившего одноименное название «шрапнель». В 1862 г. швед Альфред Нобель наладил производство динамита.

Одной из черт индустриальной цивилизации стало резкое возрастание интереса человека к окружающему миру. Фундамент для мощного подъема науки в начале нового времени был заложен двумя великими учеными – англичанином И. Ньютоном (1642–1727) и немцем Г. Лейбницем (1646–1716). Переворот в науке произвела книга английского ученого Ч. Дарвина (1809–1882) о происхождении человека. Способ длительного хранения продуктов изобрел Л. Пастер (пастеризация).

4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода

Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на человека.

Стремясь распространить католицизм, церковь начинает миссионерскую деятельность в Европе, отправляет своих представителей в дальние страны для проповеди христианства среди языческих народов. Основное внимание миссионерской деятельности было направлено на:

1) Африку;

2) Ост-Индию;

3) Переднюю Азию;

4) Америку.

Революции в Западной Европе и Америке способствовали оформлению в XIX в. основных идеологических направлений:

1) консерватизма;

2) либерализма;

3) социализма.

Великая Французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты, поэты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Равенства, Братства, Свободы. Но наступила пора разочарования. В философии и искусстве зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах разума. Попытки уйти от действительности и в то же время ее осмыслить вызвали появление новой мировоззренческой системы – романтизма.

В 30-е гг. XIX в. серьезные изменения в обществе создадут условия для возникновения другого творческого направления – критического реализма.

Романтизм принес в искусство не только новые темы и новых героев, изменяются и музыкальные формы. Всемирную славу снискали талантливые композиторы: австриец Ф. Шуберт (1797–1828), поляк Ф. Шопен (1810–1849). Дальнейшее развитие романтические музыкальные традиции получили в творчестве Джузеппе Верди (1813–1901): оперы «Дон Карлос», «Травиата», «Аида», «Риголетто» принесли ему мировую славу.

Изменилась и мода. Серьезно повлияла на нее Великая Французская революция. Элегантная Франция начала носить деревянные башмаки сабо и подтяжки. В 1792 г. красный колпак стал символом якобинцев. Платья шили из легких тканей, по покрою они напоминали расширенную книзу рубашку с большим декольте и короткими рукавами. В середине XIX в. в женскую моду входят кринолины (присборенная клинообразная юбка, форма которой поддерживалась тонкими стальными обручами).

5. Живопись, архитектура и скульптура

В изобразительном искусстве распространяются идеи романтизма и критического реализма. В тяжелой атмосфере Испании рубежа XVIII–XIX вв. сформировалось творчество Франсиско Гойи (1746–1828). Интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям проявляли Теодор Жерико (1791–1824), Эжен Делакруа и Оноре Домье (1808–1879).

Реалистические традиции в изобразительном искусстве прочно связаны с именем Гюстава Курбе (1819–1877).

Произошли изменения и в градостроительстве, строительной технике – широко применяются металл, стекло, бетон. Дома становятся выше, улицы прямее и шире. Для обогрева домов используются камины – печи с широким устьем и прямой трубой. Топили камины углем или дровами. В конце XVIII в. в быт вошла масляная лампа со стеклом, которую с середины XIX в. сменила керосиновая. С конца 50-х гг. XIX в. в употребление вошло газовое освещение.

Строятся новые фабрики, банки, многоквартирные дома, вокзалы, библиотеки, выставочные залы. В середине XIX в. в оформлении фасадов и интерьеров часто применялись классические архитектурные формы рококо и классицизма.

Классицизм получил развитие в начале века в период наполеоновской империи. Для него характерны классические архитектурные формы: колонны, фронтоны. Композиции классицизма обязательно симметричны. Во Франции классицизм назывался «стилем империи», так как он лаконичен и монументален.

Развитие культуры в новое время

XV - начало XVII вв. стали эпохой невиданного расцве­та европейской культуры, которая в данный период развива­ется под знаком гуманизма. Впервые зародившись в Ита­лии, это течение распространяется затем во всœех странах Европы. В корне гуманизма лежит антропоцентризм, идея сходства возможностей человеческой личности и добродете­лей, определяющих ее благородство, идеалы гуманистичес­кого индивидуализма. Культура в своем развитии ориенти­руется на возвращение к античности, усвоение ее класси­ческого наследия. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитекту­ра, живопись, политические теории и т,д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители - Эразм Роттердамский, Т. Мор, Н. Ма­киавелли, занимавшиеся, помимо религиозных и этиче-

ских вопросов, рассмотрением социально-политических про­блем. В числе представителœей гуманизма в искусстве можно отметить Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др.
Размещено на реф.рф
Возрождение проникает и в культурное раз­витие Испании и стран Центральной и Северной Европы, соединяясь с местными традициями.

В XVI-XVII вв. значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всœего в естествознании). Ученые накапли­вают фактический материал, полученный в результате на­блюдений. Личный опыт постепенно приходит на смену ав­торитету, что означает зарождение экспериментальной на­уки современного типа. Развитие астрономии вследствие де­ятельности таких ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, Т. Браге, И. Кеплер, привело к формулированию новой космографической картины мира - гелиоцентрической. Шаг вперед сделали медицина и анатомия, благодаря трудам А. Везалия, У. Гарвея и М. Сервета. К началу XVII века в развитии культуры происходит отход от принципов клас­сического Ренессанса, а именно от следования античным принципам и формам. Культура поднимается на качествен­но новую ступень. Особенно ярко это проявилось в научной сфере. Английский ученый и философ Ф. Бэкон научно обо­сновал ведущую роль эксперимента в науке, а французский философ и математик Р. Декарт в своей работе ʼʼРассужде­ние о методеʼʼ сконструировал сугубо рационалистическую картину мира, заложив основы нового течения в европейс­кой культуре - рационализма. В сфере искусства в XVII веке господствует барокко - стиль, обладающий очень чув­ственным характером, создающий иллюзию реальности, но, вместе с тем, пренебрегавший размерами, выражавший дра­матизм и экспрессивность. При этом и здесь со второй поло­вины XVII века ощущается воздействие рационализма, ко­торый нашел свое воплощение в классицизме, направле­нии, основанном на превалировании разумного над чув­ственным. Строгие, пропорциональные, симметричные фор­мы в искусстве; жесткие правила и каноны в литературе - вот характерные признаки, свойственные классицизму. Этот стиль достигает своего расцвета во второй половинœе XVII века во Франции, а в XVIII веке распространяется по всœей Европе.

XVIII столетие часто именуется в науке ʼʼэрой Просве­щенияʼʼ. Данное интеллектуальное движение затронуло всœе сферы жизни общества и стало настоящим интернациональ­ным явлением. В чем заключаются причины его возникно­вения? По мере того как религиозные догматы утрачивали свой авторитет и вес в обществе, в духовной сфере образо­вывался своеобразный вакуум. Этот процесс проходил на фоне бурного развития естественных наук, безусловные до­стижения которых привели к устойчивому мнению, что разум может и должен заменить веру. Возникает убежденность во всœесилии человеческого разума, вера в возможность пере­стройки общественной жизни в соответствии с рационали­стическими законами. Век Просвещения дал миру целую плеяду великих мыслителœей - Гоббс, Локк, Вольтер, Мон­тескье, Дидро, Руссо, Ломоносов, Новиков, Кант, Джеф-ферсон и др.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ творили в различных сферах науки и искусства и именно их труды сформировали фундамент со­временной цивилизации. Общей чертой для всœех просвети­телœей был настоящий ʼʼкульт наукиʼʼ. Οʜᴎ считали, что от научного развития, степени образованности общественных масс зависит благополучие и благосостояние государства. Другим элементом идеологии просветителœей была вера в прогресс, подразумевающий постоянный и поступательный характер развития общества: подъем от примитивных к бо­лее совершенным формам организации социальной жизни. Осознание просветителями прогресса было сугубо европоцен-тричным, в рамках которого западная цивилизация призна­валась эталоном, который было крайне важно распространить на весь мир.
Размещено на реф.рф
Огромную роль в идеологии Просвещения сыг­рала концепция гражданского общества, возникшая на ос­нове теорий естественных прав, которыми человек обладает изначально, и общественного договора, согласно которой об­щество передает часть своих прав государству. Что же каса­ется государства, то оно должно ограничивать свои функции лишь защитой прав граждан, не вмешиваясь в их жизнь. К достижениям Просвещения в сфере политической науки мож­но отнести разработку концепции разделœения властей. Эта теория была сформулирована Д. Локком и дополнена Ш. Монтескье. Она состоит по сути в том, что три составляю­щие (ветви) власти: установление законов (законодатель-

ная власть), проведение их в жизнь (исполнительная власть), разрешение всœех спорных ситуаций (судебная власть), - не должны сосредоточиваться в одних руках, а должны разде­ляться, дополнять и сдерживать друг друга.

Деятельность и идеи просветителœей нанесли серьезный удар по устоям ʼʼстарого порядкаʼʼ. Οʜᴎ сформулировали абсолютно новую, конструктивную альтернативу обще­ственного устройства. Их политические и социальные тео­рии легли в основу многих современных общественно-по­литических течений, стали идеологической предпосылкой грандиозных изменений в развитии мировой цивилизации.

Развитие культуры в новое время - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Развитие культуры в новое время" 2017, 2018.

Человеческая культура сравнима, пожалуй, с безбрежным седым океаном. В её глубинах таятся неисчислимые сокровища мысли, уникальные шедевры музыки и живописи, архитектуры и кинематографии, достижения науки и техники, великие и ещё много всего того, что определило наш духовный облик на сегодняшний день. Человечество на своём веку знало немало цивилизаций, оставивших значительный отпечаток в судьбе потомков или же канувших в Лету без следа. Каждое время выдвигало своих героев, своих духовных вождей и обладало своими уникальными характеристиками.

На смену мрачному Средневековью приходит интереснейшая эпоха, которую принято называть Новым временем. А культура стала определяющим моментом в истории наших предков и во многом предопределила современный расклад событий.

Проблемы периодизации

Само понятие «новое время» достаточно условно и расплывчато. Ведь оно включает в себя не только определённые временные рамки, но и принципиально новый уровень мышления, новый взгляд на мир, расширение культурного, интеллектуального пространства. Культура нового времени основывается на идеалах гуманистов Ренессанса. Именно им принадлежит идея делить человеческую историю на древний, средний и новый периоды. В качестве точки отсчёта за основу периодизации ими брался принцип новаторства в культурной сфере, а не только в социально-экономической. Объяснялся такой подход достаточно просто: после разгула инквизиции, гонений на науку, засилья Церкви во всех сферах государственной и частной жизни Возрождение с его прогрессивными взглядами и первыми ростками демократии, идеалом гармоничного человека, всплеском научно-технической мысли, открытием и освоением новых земель воспринималось образованными людьми как глоток свежего живительного воздуха. И культура нового времени в полной мере соответствует такой идеологии. Но далеко не все страны, существовавшие на тот момент, находились на одинаковом уровне культурно-экономического развития, не все народы были в равной степени цивилизованы. Да и в сама наряду с утверждением гуманизма и просвещения, Реформацией, порой отбрасывалась на десятилетия в прошлое кострами инквизиции, показательными судами ведьм и т.д. В России процветало Собор Парижской Богоматери во Франции, как и бессмертный роман Гюго, стали одним из символов, весьма показательных, этого времени, отразив, с одной стороны, высокие достижения, полёт творческой мысли и духа человека, а с другой - его страх перед непонятным, неведомым и рабские черты души. Тем не менее, эпоха нового времени доказала: именно с её наступлением Европа становится не только политическим, но и духовным центром мира и распространяет своё интеллектуальное, политическое и техническое влияние на другие страны и народы. Европейская цивилизация становится самой развитой и сильной на тот момент.

В научных кругах нет единого мнения по вопросу периодизации.

  • Одни историки предлагают за начало эпохи принять 1640-го года, когда народ и буржуазия под руководством Кромвеля посягнули не только на власть, но и жизнь монарха, казнив короля Карла Стюарта.
  • По мнению других, эпоха и культура нового времени более отвечают такой точке отсчёта, как Реформация 1517-го года и деятельность Лютера.
  • Третьи группы учёных в качестве главенствующих называют дату открытия Америки, захват османами столицы Византии Константинополя, Французскую революцию в 1789-м году.
  • Окончанием нового времени и наступлением Новейшей истории западные историографы называют завершение Первой мировой войны, а в советской науке считался Семнадцатый год и восстание большевиков.

Новое время - новая культура

Грандиозность эпохи Нового времени в полной мере нашла отражение в его художественной культуре. Помимо политических переделов мира, войн и революций, нового времени вместила в себя новые веяния, которые пришли в европейское сознание с близким знакомством с жизнью Африканского материка и Индии с её своеобразной философией, открытием Америки и бытом, культурой, мифологией, искусством её коренных народов, тесными соприкосновениями с Востоком и мусульманской религией.

Искусство в Новом времени воспринимается не как развлечение, отдых от трудов праведных (умственных и физических), а как важнейшая форма творческой деятельности. Напряжённый поиск в этой области привёл к созданию в мировом искусстве таких стилей и направлений, как пышное барокко с его внешней эффектностью и стилизацией под античность, строгий классицизм с присущим ему прославлением разума и рассудительности, сентиментализм, прославляющий превосходства сердца, чувств над рационализмом, реализм с пристальным вниманием к человеческой душе, её поискам и метаниям, падениям и взлётам, и, наконец, так называемые декадентские течения.

Сам характер эпохи, динамичный и драматический, породил это разнообразие стилей и направлений, которые не просто сменяли друг друга, но сосуществовали и даже боролись как в пределах творчества одного Мастера, так и в рамках целых художественных школ. Главное, что в центре всего был Человек, Личность. Через него, как через призму, велось изучение Времени и отображение его в архитектуре, скульптуре, живописи и т.д. И все культурно-художественные веяния эпохи отразили борьбу людей за и духовность, достойное существование их в свободном обществе.

Характерные черты культуры нового времени.

Европейская культура Нового времени базируется на буржуазном способе производства, имеет общие духовные ориентиры и потому образует единое целое. Эпоха охватывает три века: XVII, XVIII, XIX. Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, характеризуется своей культурной парадигмой, своей доминантой сознания.

    XVII век – эпоха зарождения, становления рационализма;

    XVIII – век Просвещения, когда рационалистическое сознание находит своего носителя в лице конкретного социального субъекта – «третьего сословия» и его идеологов;

    XIX столетие характеризуется (в целом) как век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полностью, эпоха расцвета буржуазной культуры, и вместе с тем – эпоха начала ее кризиса – через обнаружение тупиков рационализма в его крайнем выражении – техницизме.

Период Нового времени охватывает два этапа :

1. Почти весь 17 век – господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция формирование новой картины мира и метафизической системы и философии.

2. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма – в политической жизни, стремление к свободомыслию и просвещению. Все это вместе взятое получило развитие в движении и идеологии Просвещения.

Для культуры Нового времени характерны следующие черты:

1) Антропоцентричный характер европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Внимание к внутренней духовной жизни порождало у человека обостренное чувство «Я». Это вело к открытию самосознания как особой реальности. Рациональное постижение смысла бытия усиливало антропоцентричный характер европейской культуры Нового времени.

2) Свобода личности. Если ренессанский гуманизм, воспевающий мощь и свободу творческого человеческого духа был в определенном смысле элитарным гуманизмом, то главный пафос гуманизма Нового и Новейшего времени заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д.

3) Инновационный характер европейской буржуазной культуры. Это означает ее общую ориентацию на изменения привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности и экономический порядок. Данная черта способствовала формированию в Новое время так называемой цивилизации техногенного типа.

4) Полицентризм властей. Заслуживает особого внимания разделение власти на политическую и духовную, носителями которых были, с одной стороны, государство, а с другой, - церковь. Борьба между политической и духовной властью и началась, и завершилась тем, что политическая власть не смогла подчинить себе духовную власть.

5) Дуализм механизмов детерминации. С одной стороны, высшая цель западной цивилизации, заложенная Новым временем, - наращивание материального богатства на основе постоянного обновления технических систем – превращает человека в орудие эффективной экономической деятельности. С другой стороны, присущая техногенной цивилизации мощная мобилизация человеческой активности может рано или поздно не вступить в противоречие с их тотальной зависимостью от технологии и экономической эффективности.

6) Своеобразием Нового времени является то, что в культуре доминирующей эпохи развивается и другая эпоха – эпоха Просвещения, в которой провозглашается принцип равенства, справедливости и братства. Это вторая половина 17 – 18 вв.

7) Больше жанров и стилей в искусстве, чем в другие эпохи.

8) Впервые в конце 19 в. был продемонстрирован синематограф (кинематограф).

9) Развитие подземного строительства, прокладывание туннелей и метрополитенов (17-19 вв.)

17 век

Культура XVII века. Это столетие знаменует собой начало культуры Нового времени, продолжающейся до сих пор. В это время были сформулированы его основные постулаты и аксиомы. Это столетие науки и философии. К середине XVII века закончились религиозные войны и ведущим политическим образованием стали крупные национальные государства с абсолютистской формой правления. Родилась новая, сильная Европа.

Мир теперь выглядит единым и однородным. Основными координатами человека становятся время и пространство. И его положение здесь зависит только от его силы и ума. Поэтому человек поставил себе цель овладеть природой. Для упрощения этой задачи все сложное сводится к простому. Человек представляется неделимым, то есть индивидуумом, а природа есть некий автомат, и, чтобы его понять, - достаточно разобрать на составляющие. Анализ стал ведущим методом науки.

В XVII веке наука действительно рванулась вперед. Были сделаны величайшие открытия в естественнонаучной области. Появляется экспериментальная наука, резко активизировавшая все исследования. Наука становится универсальной, все превращается в предмет ее ведения. Ничто не может быть просто так принято на веру. Главным критерием истины становится разум. Формируется новый метод получения истины - рационалистический. Его основателем, а следовательно, “отцом науки и философии” Нового времени является французский философ, математик, физик Рене Декарт , больше известный студентам по декартовым координатам. Создавая “рационалистический метод”, Декарт стремился к тому, чтобы дать человеческому разуму точные критерии истины. В средневековье лишь Бог владел прерогативой на истину. Теперь, когда человек сам стал определять свою жизнь, возникает опасность релятивизации истины, ее относительности. Поэтому, по мысли Декарта, рационалистический метод и должен был бы стать новым основанием истинности познания. Трагедия этого великого ученого в том, что он понял невозможность создания такого абсолютного метода и увидел уже в то время, с какими бедами столкнется человечество в будущем. Человек, потерявший опору в Боге и не приобретший ничего взамен, стал игрушкой в руках различных сил, стремящихся как к экономическому, политическому, так и к духовному господству. Помимо Декарта упомянем, конечно же, Фрэнсиса Бэкона, Джона Локка , Исаака Ньютон , Блэза Паскаля .

Если говорить об искусстве XVII века, то здесь мы увидим формирование двух крупных общеевропейских стилей: классицизма и барокко. Первый явился эстетическим выражением идей абсолютизма и основное развитие получил во Франции. Его художественной целью является преобразование действительности через призму классицистского эстетического идеала, построенного на рациональных основах. Основные принципы классицизма следующие: общественно-значимый характер, монументальность, подражание античному идеалу, морализаторство, нормативность (проявляющаяся в системе трех единств и иерархии жанров). Архетипом классицизма можно назвать “кристалл”. Деятели классицизма: поэт Николя Буало , драматурги Пьер Корнель , Жан Расин , комедиограф Жан-Батист Мольер , художник Николя Пуссен . Барокко выступает как антитеза классицистскому искусству. Для него характерно движение крупных масс материи, аффект, порыв, патетика. Архетипом барокко может быть названо “прорастающее зерно”. Среди представителей выделим скульптора Лоренцо Бернини и художника Питера Пауля Рубенса. Существовало и так называемое реалистическое направление, развивавшееся прежде всего в Голландии, первой бюргерской стране. Здесь мы видим интимную, камерную живопись на бытовые сюжеты, нашедшие выражение в творчестве “малых голландцев”. Иной полюс голландского реалистического искусства представляет собой творчество великого Рембрандта ван Рейна, открывшего новые горизонты для всей европейской живописи.

18 век

XVIII век. Как ни странно, но XVIII столетие уже век усталости от прогресса, когда возникли первые сомнения в правильности выбранного направления. Развивается литература, искусство, политика. Вместо абстрактных идеалов человека эпохи Ренессанса, да и XVII века, это столетие наконец-то понимает, что человек живой, обладает страстями, хочет конкретики, жаждет таинственности, иррациональности. Именно с этим связан расцвет масонства.

Однако же главным феноменом XVIII века назовем Просвещение . Если деятели предыдущего столетия еще учились сами, то теперь мыслящая часть общества осознала, что уже пора просвещать народ. И самыми мощными средствами на тот момент для целей Просвещения стали литература и театр. Центральные идеи просветителей таковы: критика феодального общества и церковного “мракобесия”, осознание основополагающей роли знания, воспитания и образования, материализм, исторический оптимизм, понимание человека как “tabula rasa” (“чистая доска”), на которую можно записать все разумное, и, конечно, идея прогресса человека и человечества. Важным явилось осознание возможности существования различных взглядов на мир, философию, искусство, мораль и т.д. Культура XVIII века, как и предыдущая, продолжает строиться на талантах. Здесь назовем имена Вольтера, Дени Дидро , Жана-Жака Руссо. Кстати сказать, именно Руссо и Вольтер показали два пути, по которым пошла западная цивилизация. Вольтер обрисовал идеи буржуазной демократии, а развитие идей Руссо, как это ни парадоксально, привело ко всем эксцессам национализма.

Особенной чертой XVIII века явилось распространение светских салонов, где рождалось великое искусство общения людей, где часто в дискуссиях сталкивались высокоодаренные личности с разным мировоззрением. Яркая мысль, появившаяся в подобных салонах, в неделю облетала всю страну.

Эстетически прекрасный XVIII век, век “галантных празднеств” искусства рококо закончился грандиозной трагедией Французской революции. Наверное, главной причиной начала революции можно назвать глубокое размежевание двух культур - “высокой” и “низкой”, аристократической и буржуазной. В прямом и переносном смысле они говорили на разных языках. В целом, нет ничего странного в самом факте буржуазной революции, которая уже свершилась в Нидерландах, Англии. Но все же Французская революция отличается от них двумя существенными моментами. Во-первых, она породила в широких европейских кругах невиданные доселе надежды на социальный прогресс, поддерживаемые идеями французских просветителей. И, во-вторых, сделала Францию первым тоталитарным государством мира. Вспомним о том, что эта революция потопила сама себя в крови, сделав своим врагом собственный народ. Для культуры Нового времени важно то, что социальный эксперимент, начатый во Франции, оказался незаконченным. В ХХ веке по пути тоталитаризма пошли многие государства: Италия, Испания, Германия, Россия... Хотя сама Франция больше таких ошибок не делала.

19 век

Культурный итог XVIII века был подведен в победных сражениях против Наполеона и последовавшим заключением Тройственного союза стран-победительниц в 1815 году. Наполеон отправлен на остров Святой Елены. Европа вступает в буржуазный XIX век, один из самых спокойных в ее истории. Это эпоха стабилизации буржуазного общества, формирование буржуазных демократий. Появляется устойчивое бюргерское общество, так называемый средний класс. Это век уже перезревшей буржуазной культуры.

XIX столетие характеризуется мощным развитием производительных сил, окончательным объединением науки и техники. Собственно отсюда берет начало научно-технический прогресс. Наука становится основой методологии мышления, системы образования, взглядов на мир, на человека и общество. Любая философская система строится как наука. Карл Маркс , разрабатывая коммунистические идеи, создавал их как науку - научный коммунизм. Развитие науки в XIX веке подошло к тому рубежу, когда нравственные ценности и цели собственно человеческой жизни стали сдерживающими факторами, - и от них отказались. Теперь перед научным познанием расстилался бесконечный и абсолютно познаваемый мир.

Происходит постепенная замена “личностной” культуры на “массовую”. Очень важным становится требование “быть как все”. Причем, “массовый человек” вполне может быть талантливым человеком, в том смысле, который определяет Н.А.Бердяев, то есть способным создавать ценности культуры, органично в нее вписываясь. Но массовым его делает общество, которому он подчиняется, единение с которым “греет его душу”. Массовый человек чувствует себя одиноким вне своей культуры. Постепенно он перестает отделять себя от некой социальной группы, к которой принадлежит и ценности которой считает своими. В действительности масса - явление достаточно древнее, но она всегда была пассивной, век XIX начал выдвигать массу на первый план, и уже в XX столетии масса становится не просто активным членом социокультурного процесса, но агрессивно-активным, на что указал мыслитель нашего века Хосе Ортега-и-Гассет в эссе “Восстание масс”.

Для XIX века характерна множественность философских течений, в большинстве своем выросших из недр самой буржуазной культуры, которая породила собственных критиков. Лучшими представителями буржуазного мира была осознана необходимость радикального изменения общей социокультурной ситуации. Другой вопрос: какое изменение?

Философским направлением, проложившим новые направления развития человеческой мысли, явилась немецкая классическая философия, объединившая таких выдающихся мыслителей как И.Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель.

На гребне идей Французской революции появилась философия и искусство романтизма (братья Шлегели, Новалис, Виктор Гюго, Джордж Байрон и др.); марксизм нашел свою опору в тяжелом положении пролетариата; “философия жизни ” (Артур Шопенгауэр , Фридрих Ницше) и интуитивизм (Анри Бергсон) порождены усталостью от рационализма. Но в целом все эти “альтернативные” философские течения так или иначе выразили одну мысль - современная культура и общество находятся в кризисе. Различия заключались в видении путей выхода из кризисной ситуации и в осознании возможного будущего европейской культуры. К. Маркс говорил о социальном переустройстве и переходе капитализма в социализм и коммунизм, а Ф. Ницше, разбивая в пух и прах существующие нравственные ценности, проповедовал “сверхчеловека”.

Необходимо чуть подробнее остановиться на идеях Ницше, которого ХХ век сделал апологетом фашизма. На самом деле нельзя отрывать этого философа от культуры XIX века. Его наследие можно понять только исходя из тогдашней культурной ситуации.

В одной из первых глав книги “Так говорил Заратустра” Ницше написал: “Бог умер!”, тем самым показав, что вся система буржуазных нравственных ценностей, дотоле строившаяся на признании Бога в качестве главенствующего и связующего стержня, лишена его. И в этом случае данные ценности становятся лживыми, ненастоящими. Общество, построенное на этой системе ценностей, насквозь лживо. А все это произошло потому, что человек выпал из великой природной цепи, перестал подчиняться закону естественного отбора и борьбы за выживание. Человек слабеет с каждым днем: он помогает выживать больным, поддерживает стариков. Все это тянет человечество назад. Поэтому необходимо отказаться от этой обузы, снова начать эволюцию человека, чтобы в итоге прийти к “сверхчеловеку” - великому, могучему, счастливому, здоровому. “Я учу вас о сверхчеловеке,” - говорил Ницше устами своего героя. Философия Ницше была очень радикальной реакцией на затхлость, аморфность, лицемерие буржуазного общества, и не следует усматривать в его теории всеобщность и универсальность, как порой пытаются сделать.

Серьезные изменения происходят в искусстве. Для многих деятелей искусства реалистическое направление перестает быть эталоном, и в принципе отрицается само реалистическое видение мира. Художники устали от требований объективности и типизации. Рождается новая, субъективная художественная реальность. Важно не то, как все видят мир, а то, как его вижу я, видишь ты, видит он. На этой волне и формируется импрессионизм . Сам термин произошел от названия картины Клода Моне “Впечатление. Восходящее солнце” (“Impression. Levant soleil”). Большое количество разнообразных художников объединены этим названием и будет неверным говорить об их приверженности одному стилю, одной манере рисования. В группу импрессионистов объединяют тех художников, которые участвовали в выставках импрессионистов в 1870-х - 1880-х годах. Это Клод Моне

Особняком стоят три имени: Винсент Ван Гог , Поль Гоген и Поль Сезанн , творчество которых назвали постимпрессионизмом и которые во многом являются родоначальниками искусства ХХ века.