Формирование и развитие идеи гуманизма в культуре западной европы. Гуманизм и гуманисты эпохи возрождения Эпоха гуманизма в европе кратко

Особенности эпохи Возрождения: Обмирщение сознания, т.е. постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир. Распространение идей гуманизма, т.е. внимание к человеческой личности, веры в силы самого человека. Распространение научных знаний. Опора на достижения культуры Античности.


Главная цель жизни человека. Средние векаНовое время (Возрождение) Спасение души. Для этого необходимо, верить в Бога, соблюдать церковные обряды не грешить. Успех. Прославиться в искусстве, науке, торговле, предпринимательстве, путешествиях и т.д. Но обязательно приносить пользу людям!!!


Гуманизм Humanus (человек), гуманоид, гуманный, гуманитарный, гуманизм; Человек- подобен Богу, он прекрасен и гармоничен: образован, физически развит, увлекается искусством и философией; Основные добродетели: честность, доблесть, творчество, патриотизм!




Любимов «Искусство Западной Европы»: Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых книгохранилищах творения древних авторов и кропотливым трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами. Поиски их были отмечены пламенным энтузиазмом. Когда перед Петраркой, которого принято считать первым гуманистом, вырисовывался в пути силуэт монастыря, он буквально дрожал от мысли, что там, может быть, находится какая-нибудь классическая рукопись. Другие откапывали обломки колонн, статуй, барельефы, монеты. Отвлеченная красота византийской иконы меркла перед теплой, живой красотой мраморной Венеры, на радость всей Флоренции или всего Рима извлеченной из земли, где она пролежала более тысячи лет. «Я воскрешаю мертвых»,- говорил один из итальянских гуманистов, посвятивший себя археологии Почему родиной Ренессанса стала Италия?


Данте Алигьери () Данте – предтеча итальянского Возрождения, в центре его главного произведения «Божественной комедии» судьбы людей, души которых он встречает во время своего воображаемого путешествия по Аду, чистилищу и Раю.


Петрарка Франческо () Лирика Петрарки представляет новый этап в развитии итальянской и европейской поэзии. Изображение любимой женщины стало у него конкретным и жизненным, а любовные переживания показаны во всей их противоречивости и изменчивости.




Какое высказывание лучше отражает взгляды гуманистов на природу человека? Сотворил Господь человека из праха земного, который ничтожнее прочих элементов, как подтверждено в Библии; Если считается столь замечательной и великой красота мира, то какой красотой и изяществом должен быть наделен человек, ради которого и был создан самый красивый и самый украшенный мир.




Эразм Роттердамский () Нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни. Из огромного наследия Э. Р. наиболее известны «Похвала Глупости» (1509) и «Разговоры запросто» (151930). Первое сочинение сатира философская, второе по преимуществу бытовая. Госпожа Глупость, поющая хвалу себе самой, легко оборачивается мудростью, самодовольная знатность тупой низостью, безграничная власть худшим рабством, поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв «ничего сверх меры!»


Томас Мор (). Английский гуманист, государственный деятель и писатель. Сын судейского чиновника. В 1504 Мор был выдвинут в парламент от лондонского купечества, в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошёл в Королевский совет, в канцлер герцогства Ланкастерского, в канцлер Англии. Мор отказался дать присягу королю как «верховному главе» английской церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён.


«Утопия». Наибольшую известность принёс Мору его диалог «Утопия» (1516), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально «Нигдения», место, которого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным). Здесь Мор впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства.


Литература Франсуа Рабле (). Писатель. Наиболее известное произведение – роман




Уильям Шекспир Уж если ты разлюбишь, так теперь, Теперь, когда весь мир со мной в раздоре. Будь самой горькой из моих потерь, Но только не последней каплей горя! И если скорбь дано мне превозмочь, Не наноси удара из засады. Пусть бурная не разрешится ночь Дождливым утром утром без отрады. Оставь меня, но не в последний миг, Когда от мелких бед я ослабею, Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг, Что это горе всех невзгод больнее. Что нет невзгод, а есть одна беда Твоей любви лишиться навсегда.




Проверим таблицу Область культуры Деятель культуры Произведения, идеи ФилософияЭразм Роттердамский () «Разговоры запросто» «Похвала глупости» Идеи: гуманизм, высмеивание пороков и заблуждений Средневековья Томас Мор () «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Идеи: прославление физической красоты и духовного совершенства человека. ЛитератураФрансуа Рабле () «Гаргантюа и Пантагрюэль» Герои-мудрые короли-великаны. Роман возраждал старинные традиции народных представлений. Уильям Шекспир () «Ромео и Джульетта» Идеи: выразить высокие и светлые чувства человека.


Леонардо да Винчи () Самым знаменитым ученым, художником, поэтом эпохи Возрождения считается Леонардо да Винчи. Его можно смело назвать воплощенным идеалом личности нового времени.






Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения

С середины XV в. в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы происходит ряд важных изменений, ознаменовавших начало новой эпо­хи, получившей название Возрождение (по-французски «Ренессанс»).

В узком смысле под термином «Возрождение» принято понимать возрожде­ние античной культуры, воскрешение античного идеала красоты, образа жизни, мышления и чувствования. Однако сводить эпоху Ренессанса только к воскреше­нию идеалов древности было бы неверно. Решающим признаком этой эпохи яв­лялся небывалый расцвет культуры, бурный творческий подъем, великие начина­ния, поиски и открытия.

Экономической основой Возрождения стал невиданный до того времени подъем производительных сил, материального производства, науки и техники, связанный с урбанизацией, развитием ремесел, зарождением мануфактуры, расширением товарно-денежного хозяйства и развитием торговых связей. Преобразования в эко­номике привели к изменению в социально-политической и духовной жизни Ев­ропы. Все больше укрепляется бюргерство, являющееся носителем идеи незави­симого и свободомыслящего человека, усиливается борьба городов за самостоя­тельность, что в конечном счете приводит к складыванию монархических абсолю­тистских государств; усиливаются светские тенденции в культуре, способствую­щие ослаблению церковно-католического миропонимания; основой мировоззре­ния становится гуманизм, признающий личность человека высшей ценностью.

Родиной Возрождения стала Италия – непосредственная наследница антич­ной римской культуры. Постепенно большинство стран Европы объединяются на почве идей общечеловеческого, гуманистического характера: Англия, Франция, Германия, Испания, Польша. Чехия. Расцвет культуры в этих странах в XVI–XVIIв. получил название «Северный Ренессанс».

В чём своеобразие эпохи Возрождения? Во-первых, Возрождение – это переходная эпоха, в рамках которой совершился «универ­сальный переворот» – социально-экономический, политический, культурный от Средневековья к Новому времени. Это эпоха перехода от деревенской культуры к городской, являющейся «уже не средневековой и ещё не буржуазной» 1 . Культу­ра Возрождения много заимствовала из эпохи Средневековья, которое ею конча­лось, но многое в ней предвосхищало грядущее Новое время. Так, само понятие Возрождение имело не просто средневековое, но и прямо библейское происхождение. В Новом завете постоянно говорилось о Возрождении, о Новом духовном развитии, о появлении Нового человека. Происходит модификация средневекового сознания.

Во-вторых, эпоха Ренессанса одновременно базировалась на Античности и на Средневековье. Сами античные идеи истолковывались именно на основе опыта Средневековья. Однако гуманисты эпохи Возрождения не только не видели этой связи со средневековьем, но и противо­поставляли свою эпоху эпохе христианского Средневековья. Именно они стали родоначальниками концепции, определяющей Средневековье как мрачное, фана­тически религиозное варварское время. «Всё ниспровергнуто, сожжено, разрушено» - так характеризует эпоху Средневековья Лоренцо Валло.

В-третьих, становление индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности, присущее буржуазному обществу, неосоз­нанно происходит в эпоху Возрождения в городской среде, с ее свободными и независимыми мастерами. Молодая зарождающаяся буржуазия «без роду и племе­ни» могла уповать лишь на свои личные качества, на собственный ум, смелость, предприимчивость, которые стали цениться выше, чем благородное происхожде­ние и знатность рода. Утверждается новая система ценностей, где особое внима­ние придается образованию, нравственным достоинствам человека. Антропоцентризм становится характерной чертой новой эпохи. В центр мироздания ставится не бог, а сам человек, мыслитель и творец, способный изменить мир к лучшему. Появляются яркие, титанические личности. Человек начинает занимать центральное место в иерархии земных ценностей. Рождаются представления о человеке «как о земном боге».

В-четвёртых, для эпохи Возрождения был присущ светский дух религии, с тенденцией переоценки всей культуры: оставаясь религиозным, человек стал меньше придавать значение обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив своё внимание на её внутренней духовной стороне.

В-пятых, произошла секуляризация культуры, сложился культ светской жизни с выраженным стремлением к чувственным удовольствиям и интересам к проблемам земного бытия.

В-шестых, происходит освобождение от власти авторитетов. Человек Возрождения мог смело критиковать признанных авторов и учения.

В-седьмых, появляется небывалый интерес к искусствам. Возрастает роль искусства в общественной жизни. Именно в искусстве достигается гармония, к которой стремится эпоха Ренессанса – гармония христианского и языческого, земного и божественного, материального и духовного.

В-восьмых, открытия в области науки (астрономии: Н. Коперник, Т. Браге, И. Кеплер, Д. Бруно, Г. Галилей; географии: Колумб, Магеллан) и техники (изобретение печатного станка, микроскопа, барометра и т. д.) стали своего рода революцией в естествознании и изменили картину мира. На смену геоцентрической модели мира приходит гелиоцентрическая.

Таким образом, эпоха Возрождения – это особый, переходный этап истории культуры, соединивший в себе элементы и античного, языческого и средневекового, христианского и раннебуржуазного отношения к миру.

Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры

Идейной основной культуры Возрождения стал гуманизм (от латинского – человеческий, человечный). Гуманизм означает не только признание за челове­ком высшей ценности, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценно­сти. Эта черта гуманизма была выражена в эпоху античности устами Протагора: «Человек есть мера всех вещей».

Возникновение и утверждение нового ренессансного мировоззрения нача­лось с вызова схоластике, основанной на формально-терминологическом методе. В противовес традиционному комплексу studia divinitatis – познанию божествен­ного – гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – studia humanitatis – познание человеческого, включающий грамматику, филологию, риторику, историю, педагогику, этику (моральную философию). Гуманистами в эпоху Возрождения называли тех, кто посвящал себя изучению, преподаванию этих дисциплин. Сам термин имел не только профессиональное, но и мировоззренческое содержание: гумани­сты были носителями и творцами новой системы знаний, в центре которой стоял человек, его земное предназначение.

Первым гуманистом эпохи Ренессанса называют Франческо Петрарку (1304–1374). Он был «именно тем человеком, – писал Леонардо Бруни, – который воскресил к жизни преданные забвению studia humanitatis и открыл путь к обновлению нашей культуры... » 1 . Флавио Биондо видел в Петрарке основоположника нового литературного стиля. Столетия спустя Франческо Патрицы под­черкнул роль Петрарки, возродившего в итальянских республиках риторику, погребённую в эпоху тысячелетнего варварства.

Франческо Петрарка заложил основы новой гуманистической этике, главный принцип который – достижения нравственного идеала через самопознания, активную добродетель, образование. В трактате «О средствах против счастли­вой и несчастливой фортуны» он ставит под сомнение традиционное понимание благородства, отказываясь видеть основу знатности в происхождении и титулах. Только в активном проявлении добрых начал своей натуры человек может обрес­ти подлинное благородство. Петрарка сформулировал черты, присущие новому типу личности: индивидуализм, осознание собственной ценности, активность и вера в собственные силы, стремление к свободе. Тем не менее на всем его творчестве лежит печать двойственности. Воспитанный в христианской религии Франческо искал компромисс между ней и языческой философией, между верой и знанием, он был убежден, что путь к небесному блаженству не требует отказа от всего мирского.

Последователями Петрарки стали Колюччо Салютати (1331–1406), Леонардо Бруни (1370–1440), Маттео Пальмиери (1406–1475), Лоренцо Балла (1407–1457), Леон Батист Альберти (1404–1472) и другие выдающиеся гуманисты эпохи Возрождения. Все они внесли заметный вклад в разработку гуманистической эти­ки, в развитие идей гармонии человека и природы. Человек в их учениях вступает активной преобразующей силой. Путь к пробуждению и развитию природных способностей человека открывает знание. «Знание возвышает человека над собой и над другими...». Но цель человеческого бытия, счастья не только в том, чтобы открыть истину, но и в том, «чтобы сделать ее руководством к действию» 1 . Совершение добрых дел, доблестных и праведных – это путь к достижению земно­го счастья. «Только разум, добродетель и труд в их неразрывном единстве, создают основу для подлинно человеческой жизни 2 ». Богатству принадлежит последнее место в иерархии земных благ.

Идея гармонии, ставшая одним из определяющих принципов мировоззрения гумани­стов эпохи Ренессанса, предполагала стремление человека к совершенству. Важное место в достижении этой цели отводилось образованию, нравственному и физи­ческому воспитанию.

Глубокая образованность предполагала изучение комплекса гуманитарных дис­циплин, преподавание которых велось как в университетах, так и в частных гуманистических школах. Создавались различного рода сообщества академии, кружки, товарищества, объединяющие представителей различных социальных кругов и про­фессий на почве гуманистических идей. В них в атмосфере свободной дискуссии переводили и читали древних авторов, собственные сочинения. Так, широкую известность в Италии приобрела Платоновская академия во Флоренции, возглав­ляемая с 1462 г. выдающимся гуманистом – философом Марсилио Фичино (1433–1499). Членами ее были не только известные гуманисты, но и юристы, медики, художники, предприниматели, политические деятели. С этой академией связано новое направление гуманизма – неоплатонизм.

Эпоха Возрождения это не просто эпоха провозглашения гармоничной лич­ности, не просто стремление к идеалу, но и его реальное воплощение. Эта эпоха дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих всесторонней обра­зованностью, ярким талантом, целеустремленностью, работоспособностью, огром­ной энергией. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Альбрехт Дюрер, Николо Макиавелли, Мартин Лютер – вот только несколько имен из числа титанов Возрождения. Тогда не было почти ни одного выдающегося человека, кото­рый не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером. «Он знал и умел все, что знало и умело его время, кроме этого он мог еще предугадывать многое, о чем еще и не помышляли» 1 . Так он обдумал конструкцию летательного аппарата и пришел к идее геликоптера. Кроме того, по свидетельству современников, он был прекрасен собой, пропорционально сложен, изящен и обворожителен в беседе 2 . Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором и... изобрел систему фортификационных сооружений.

Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать основные принципы ренессансного гуманизма. Это освобождение культуры от церковной опеки, отречение от схоластики, раскрепощения человека и утверждение его земного предназначения, разрушение сословно-корпоративных рамок, возвышение человеческой личности, стремление к идеалу и гармонии.

Представления о человеке как об истинном творце всего сущего нашли наи­более полное воплощение в искусстве. Сам художник становится подлинным homo universal. Ему доступно все многообразие мира. Он один может подобно Богу «создавать из ничего нечто». Эстетический идеал Ренессанса – образ земного, реально­го, деятельного человека, гармонически и всесторонне развитого.

Искусство итальянского Возрождения

Классическим выражением ренессансной культуры было искусство итальян­ских мастеров. Искусство итальянского Возрождения проходит в своем развитии несколько этапов:

I этап – Проторенессанс кон. XIII – нач. XIV – вв. связан с именами Данте Алигьери (1265–1–321) и Джотто де Бондоне (1266–1337). Данте по праву называют «последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени». В своей «Божественной комедии», ставшей поэтической энциклопедией Средних веков и Возрождения, автор утверждает идею ренессансного мышления, призывает своих современников к возвышению мудрой, достойной жизни на земле, к истинной человечности.

Джотто – друг и соратник великого Данте – сумел в страдающем человеке увидеть и изобразить человека прекрасного и гордого («Распятие Христа», «Оплакивание Христа»). Художник в своих произведениях стремился к правдивому отображению движений человеческого тела, выраженных в них чувств («Поцелуй Иуды»). Джотто видел в искусстве то, что другим не доступно. Он принес естественное искусство, основанное на изображении окружающего нас мира таким, каким видит наш глаз, – так отзывался о живописце спустя сто лет прославленный флорентийский ваятель Гиберти 1 . Джотто настолько опередил свое время, что ещё долго после него флорентийские художники только подражали его манере письма.

I I Этап – Раннее Возрождение – XV в. Происходит новый взлет в искусстве в направлении утверждения реализма и преодолении средневековой традиции. Это было уже искусство новой эры – эпохи Возрождения. Всех знаменитых мастеров Раннего Возрождения трудно перечислить. «Отцами» нового искусства считают скульптора Донателло, архитектора и скульптора Брунеллески, художника Мазаччо. Идею красоты и гармонии стремились они воплотить в своих произведениях. В эпоху гуманизма мир представлялся человеку прекрасным, и он стремился видеть красоту во всем, что его окружало в этом мире. Зодчество становится «частью самой жизни». На смену грозных, мрачных феодальных замков приходят удобные, красивые и открытые для внешнего мира дома – дворцы (например, Палаццо Питти), удивительные по красоте здания общественного назначения (Воспитательный дом во Флоренции), восхитительные часовни (капелла Паццы во Флоренции).

Художник Мазаччо (1401–1428) не только стал последователем Великого Джотто, но и намного превзошел его в умении распределять свет и тени, в созда­нии четкой пространственной композиции, в силе, с которой он передает объем­ность. Мазаччо первый в живописи изображает обнаженное тело («Изгнание из рая») и придает человеку героические черты, прославляя его человеческое достоин­ство 2 .

В литературе ближайшими преемниками Данте стали Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо (1313–1375). В Петрарке его современники видели не только писателя Нового времени, но и новый тип человека, в котором воплощались жиз­ненные стремления и идеалы передовой части общества.

III Этап – Высокое Возрождение – конец XV–1 половина XVI вв., золотой век Ренессанса. Несмотря на крат­кость этого периода, именно в это время были созданы замечательнейшие творе­ния титанов Возрождения, людей поистине титанического духа, мысли, талантов: Леонардо да Винчи (1452–1519), Рафаэля Санти (14S3–1520), Микеланджело (1475–1564), Джорджоне (1476–1510), Тициана (1477–1576). Для этого периода характерны не только поиск, но и достижения гармонии: человека и мира, души и тела, чувства и разума в самом человеке, правды и красоты, реального и идеального. Наибольшая выразительность социально-нравственных идеалов эпохи была достигнута именно средствами изобретательного искусства. Мир чудесной гармонии был создан в произведениях Леонардо («Мадонна Бенуа», «Джоконда», «Мадонна Лита», «Дама с горностаем»), Рафаэля («Мадонна Коне-стабиле», «Мадонна в зелени», «Сикстинская мадонна»), Тициана («Любовь зем­ная и любовь небесная», «Венера Урбинская»).

Мир Микеланджело – противоречив, разнообразен, трагичен. В его творчест­ве соединены трагическое осознание несовершенства бытия и веры в гармонию мироздания, одиночества человека и радость его победы в борьбе со стихиями («Давид», «Моисей», «Фрески Сикстинской капеллы», «Изгнание из рая», «Страш­ный суд», «Всемирный потоп»). Микеланджело было суждено пережить начало заката большой культурной эпохи и крушение ренессансных идеалов.

Титаны Великой эпохи Возрождения далеко опередили свое время. Их искус­ством стало мерилом прекрасного и символом творческих дерзаний человечества, ориентиром для всех последующих поколений.

IV этап – Позднее Возрождение – II половина XVI в. В это время начинают проявляться первые признаки кризиса гар­моничного миросозерцания эпохи Возрождения. В искусстве все чаще и сильнее ощущается драматическая напряженность. Она присутствует, в частности, в про­изведениях позднего Тициана («Положение во гроб»).

Венеция, где во II половине XVI в. ещё сохранилась республиканская форма правления, оставалась в Италии последним очагом гуманизма, и ее искусство – это все ещё великое искусство золотого века. Позднее Возрождение представлено именами Паоло Веронезе (1528–1588) и Якопо Тинторетто (1518–1591) – послед­них из титанов великой эпохи. И если Веронезе, создатель красочных картин, еще и не знал трагического разлада идеалов и действительности, то в творчестве Тинто­ретто усиливавшийся кризис ренессансных идеалов остро дает о себе знать. Его искусство полно драматизма, эмоциональной силы («Битва на заре», «Распятие»).

Обратная сторона Возрождения

Великий расцвет в истории человечества сопровождался и великой трагедией. Человек, каким его мыслили гуманисты, нашел свое воплощение в основном в искусстве, но не смог прочно утвердиться в реальной жизни. Возрождение «про­славилось» своими бытовыми типами коварства, вероломства, убийствами из-за угла, невероятной мстительностью и жестокостью, разгулом страстей.

Эра вольных городских коммун была кратковременной: их сменили тирании. Разбогатевшие предприниматели – банкиры и купцы – превращаются в новую аристократию. На родине Возрождения в эпоху ее расцвета рождаются новые ди­настии, основателями которых часто становятся обыкновенные кондотьеры, т. е. предводители наемных отрядов, за деньги служившие тем или иным городам 1 .

В век гуманизма, в век расцвета науки, поэзии, искусства, яд и кинжал часто определяют судьбу властителей и их приближенных. Даже Лоренцо Медичи, ве­ликий покровитель искусств и наук, прибегал к подобным средствам в борьбе с противниками.

Парадокс эпохи заключался в том, что «абсолютные злодеи», славящиеся своими зверствами, убийствами, различного рода извращениями, такие как Цезарь Борджиа или Сигизмундо Малатеста, в то же время были большими любителями и знатоками наук, искусства, людьми всесторонне образованными, разумными политиками. Так, Макиавелли восхищался волей Цезаря и видел в нем образец идеального государя.

Разгул страстей коснулся и самих гуманистов. Скандалы, потасовки, интриги и даже убийства из-за взаимного ущемления тщеславия были обычными явления­ми и в среде видных деятелей Ренессанса. Известный художник Мазаччо, по сви­детельству очевидцев, был отравлен своими соперниками. Скульптор Пьеро Торриджини в молодости в пылу ссоры обезобразил лицо Микеланджело 1 . Сам Микеланджело обладал таким неукротимым нравом, что внушал страх окружаю­щим,

Противоречие эпохи заключалось в том, что возможности человека, возмож­ности культуры, обнаруженные гуманистами, не смогли реализовать в реальной жизни. Бесчисленные войны, эпидемии, «светские привычки» духовенства, рас­правы с неугодными – все это давало возможность усомниться в Божественной природе человека.

Да и сама инквизиция, ославленная на все века, стала детищем исключительно эпохи Возрождения. Теряя свое влияние в духовной жизни, церковь таким обра­зом пыталась упрочить своё положение. Официально инквизиция была учрежде­на в Испании в 1470 г., в Италии в 1542 г.

Можно сказать, что весь этот безграничный разгул страстей, пороков и пре­ступлений являлся следствием стихийного индивидуализма эпохи Ренессанса, когда критерием поведения была «сама же изолированно чувствовавшая себя личность» 2 .

Человек в эту эпоху, будь он гуманистом или таким же кровавым преступни­ком вроде Цезаря Борджия, мечтал быть освобожденным от всего объективно значащего и признавал только свои внутренние нужды и потребности. В этом заключаюсь обратная сторона титанизма.

Иными словами, можно усомниться в осмысленности культурного выбора, сделанного гуманистами Возрождения, ибо практически все их достижения и от­крытия были забыты – реальная жизнь показала невозможность их осуществления 1 . Процесс первоначального накопления был связан с обеднением широких народных масс: усиление государства вело к росту налогов, что способствовало обострению социальной и классовой борьбы, тем не менее эпоха Ренессанса спо­собствовала осознанию всей несправедливости существующей жизни и зарожде­нию мечты о лучшем социальном устройстве, достойных людях, счастливой жиз­ни.

Литература

    Брагина Л.М. Альберти – гуманист //Леон Баттист Альберти. М., 1997.

    Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977.

    Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелем и

зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992.

    Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и

зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992.

    Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1990.

    Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

    Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 1976.

    Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.

В 7 классе история как предмет открылась вам с новой стороны, ведь, изучая 15 век, вы узнали не только о различных войнах и внутреннем развитии экономики государств, но и развития человеческой мысли, пробуждения интереса к познанию природы и самих себя.

Развитие гуманизма

Гуманизм - это система взглядов на окружающую действительность, в центре которой находится человека, интересующийся работой законов, по которым работает окружающий мир. Основной объект исследования - человеческие чувства.

Говоря кратко, с вступлением Европы в эпоху Возрождения, у людей начинают формироваться гуманистические взгляды на мир. Первым о значении гуманизма в воспитании будущих поколений заговорил итальянец Витторино де Фельтре. Он создал детскую школу, где занятия проводились на открытом воздухе и которая была доступна детям любых сословий.

Другую модель обучения детей предложил Эразм Роттердамский. В своем трактате «О приличии детских нравов» он изложил мысли о том, что во время беседы плохим тоном считается чесать нос, зевать, поднимать брови. Сформированные им правила легли в основу современных правил общения между людьми.

Рис. 1. Эразм Роттердамский.

Характерным для эпохи Возрождения стала критика повседневных вещей. Гуманисты смотрели на мир по-другому. Стремление получить образование получило массовость, а люди, дающие знания, стали пользоваться уважением.

Великие гуманисты Европы

Многие знаменитые ученые 15-17 веков являлись гуманистами. Ими было написано множество работ, сведения о которых отразим в таблице Великие гуманисты Европы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Томас Мор.

Томас Мор в своей «Золотой книжечке», которая носит и второе название – “Утопия” детально описал модель идеального государства, которое расположено на острове и насчитывает 54 города (как в Англии). Во главе государства стоит монарх, ограниченный конституцией, а все важные вопросы решаются Народным Собранием.

Рис. 3. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Общим для гуманистов было пробуждение в человеке желания принести пользу людям и отказаться от бесцельного существования. Многие из них высказывали идеи построения идеального государства и переходу к идеальному общественному строю. Эти идеи в будущем будут подхвачены и развиты социалистами.

«Надо стремиться не выигрывать битвы или завоевывать земли, царствовать или копить богатства, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах» – писал Монтень в своих трудах.

Что мы узнали?

Появление великих гуманистов в Европе повлекло за собой формирование новых мировоззренческих идей, которые изменили средневековое общество, сформировав человека Нового времени.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 1377.

Как проводники человеческих начал в их противопоставлении «божественным», плотского и материального в противопоставлении идеальному, ученые эпохи Возрождения искусств и наук (Rinascimento, Renaissance) или восстановления классической греко-римской культуры называли себя гуманистами (от латинских слов humanitas - «человечность», humanus - «человечный», homo - «человек»).

Гуманистическое движение зародилось в Италии, где древнеримские предания, естественно, действовали наиболее непосредственным образом и в то же время соседство с византийско -греческим культурным миром заставляло входить в частые с ним соприкосновения. Родоначальниками гуманизма называют обыкновенно и не без основания (1265 – 1321), Франческо Петрарку (1304 – 1374) и Джованни Боккаччо (1313 – 1375). К их веку принадлежали учителя греческого языка в Италии Варлаам и Леонтий Пилат. Истинную же гуманистическую школу основал впервые грек Мануил Хрисолор, преподаватель греческого языка во Флоренции с 1396 (ум. 1415 на Констанцском соборе). Так как он вместе с тем ревностно проповедовал воссоединение западной и восточной церквей в отпор грозившей со стороны ислама опасности, то собор в Ферраре и Флоренции оказал значительные услуги развитию гуманизма. Душою его был кардинал Виссарион (1403 – 72), который остался в Италии, на стороне римской партии, после того, как дело воссоединения церквей снова распалось. В его кружке репутацией авторитетного ученого пользовался Георгий Гемист Плетон (или Плифон, ум. 1455). После завоевания Константинополя турками в Италию переселились вместе со многими из своих соотечественников Георгий Трапезундский, Феодор Газа и Константин Ласкарис.

Данте Алигьери. Рисунок Джотто, XIV век

В Италии гуманизм нашел меценатов в лице Козимо Медичи (1389 – 1464) во Флоренции, папы Николая V(1447 – 1455), а позже – знаменитого Лоренцо Великолепного Медичи (1449 – 92) из Флоренции. Их покровительством пользовались даровитые исследователи, ораторы и поэты: Джанфранческо Поджо Браччолини (1380 – 1459), Франческо Филельфо (1398 – 1481), Джованни Джовиано Понтано (1426 – 1503), Эней Сильвий Пикколомини (1405 – 1464, с 1458 папа Пий II), Полициано, Помпонио Лето. Нередко в Неаполе, Флоренции, Риме и т. д. эти ученые составляли общества – Академии, название которых, заимствованное у Платоновой школы в Афинах, стало впоследствии в Европе обычным для ученых обществ.

Многие из гуманистов как например, Эней Сильвий, Филельфо, Пьетро Паоло Верджерио (род. 1349, ум. около 1430), Маттео Веджо (1406 – 1458), Витторино Рамбольдини да Фельтре (1378 – 1446), Баттисто Гварино (1370 – 1460), посвящали особое внимание науке о воспитании. Как смелый критик церковной истории особенно известен Лоренцо Валла (1406 – 57), автор сочинения «Рассуждение о подложности Константинова дара» («De donatione Constantini»).

Гуманизм и гуманисты эпохи Возрождения. Видеоурок

XVI век увидел еще блестящий расцвет позднейшего гуманизма в Италии, в особенности при папе Льве X (Джованни Медичи с 1475 – 1521, папа с 1513). К этому времени принадлежат знаменитые гуманисты кардиналы Пьетро Бембо (1470 – 1547) и Джакопо Садолето (1477 – 1547). Лишь постепенно, в большинстве случаев после появления книгопечатания гуманизм распространялся за Альпы. Сперва во Францию , где уже 1430 в Парижском университете преподавались греческий и еврейский языки и где в XV в. работали Иоанн Ласкарис, Георгий Гермоним и др., а в XVI в. особой известностью пользовались Гильом Буде (Buddeus 1467 – 1540), ученые типографщики Робер Этьен (Stephanus, 1503 – 59) и сын его Анри (1528 – 98) до переселения в Женеву в 1551, Марк Антуан Мюре (1526 – 85), Исаак Казобон (1559 – 1614, с 1608 в Англии) и многие другие. В Испании нужно назвать Хуана Луиса Вивеса (1492 – 1540), в Англии казнённого канцлера Томаса Мора (1480 – 1535). Что касается Англии, то нужно упомянуть, что к веку гуманизма относится возникновение значительного числа известных школ (Итонская с 1441 и мн. др.).

В немецких Нидерландах гуманизм нашел почву хорошо подготовленной, благодаря деятельности «братьев общинной жизни» общество которых, основанное Г. Гротом (1340 – 84) из Девентера, с особой любовью занималось воспитанием юношества. Отсюда вышли первые значительные учителя греческого языка в Германии – Рудольф Агрикола (Roelof Huysmann, 1443 – 85) и Александр Гегий (Hegius, van der Heck, 1433 – 98), Иоганн Мурмеллий, ректор в Мюнстере (1480 – 1517), Людвиг Дрингенберг в Шлетштате (ректором там с 1441 – 77, ум. 1490), Яков Вимфелинг (1450 – 1528), Конрад Цельтес и др.

Портрет Эразма Роттердамского. Художник Ганс Гольбейн Младший, 1523

Существенным отличием культуры Возрождения является гуманизм в его новоевропейском понимании. В античную эпоху гуманизм оценивался как качество воспитанного и образованного человека, возвышающего его над необразованным. В средневековую эпоху гуманизм понимался как качества греховной, порочной природы человека, ставившие его много ниже ангелов и Бога. В эпоху Возрождения человеческая природа стала оцениваться оптимистично; человек наделен божественным разумом, способен действовать автономно, без опеки церкви; грехи и пороки стали восприниматься позитивно, как неизбежное следствие жизненного экспериментирования.

Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.

Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.

Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения являются: Пико делла Мирандола, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила Мишеля де Монтеня и Франсуа Рабле, Испания - Мигеля де Сервантеса, а Германия - Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников). Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист - это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного.

Место человека в мире очень точно обозначил итальянский философ и гуманист того времени Пико дела Мирандола, который говорил, что в центре мироздания он ставит человека, чтобы оттуда ему было удобно обозревать все, что есть в мире. Человек, созданный по «образу и подобию» Божьему, способный видеть и воспринимать красоту окружающего мира, стал главной темой и литературы, и живописи, и скульптуры. Творчество Возрождения было направлено прежде всего на человека. Самопознание и самосозидание человека – таковы главные идеи возрожденческого гуманизма.

Становление и развитие ренессансной культуры являлось процессом длительным и неравномерным. Культура Возрождения не была достоянием одной лишь Италии, но в Италии новая культура зародилась раньше чем в других странах, и путь ее развития отличался исключительной последовательностью. Итальянское искусство Возрождения прошло несколько этапов. Первые сдвиги в изобразительном искусстве и литературе, наметившиеся во второй половине XIII века - начало XIV в. получили название Проторенессанс – переходная эпоха между средневековьем и собственно Возрождением;

    Раннее Возрождение – период с середины XIV в.до 1475 г.;

    Зрелое, или Высокое, Возрождение – последняя четверть XV – начало XVIв.;

    Позднее Возрождение -XVI – начало XVII в.

Самыми яркими, талантливыми выразителями Итальянского Возрождения:Данте Алигьери, Никколо Макиавелли и Джованни Боккаччо.

Данте Алигьери – крупнейший итальянский поэт, литературовед, мыслитель, богослов, политический деятель, автор прославленной «Божественной комедии». Достоверных сведений о жизни этого человека сохранилось крайне мало; основным их источником является написанная им же самим художественная автобиография, в которой описан лишь определенный период.

Появился на свет Данте Алигьери во Флоренции, в 1265 г., 26 мая, в родовитой и обеспеченной семье. Неизвестно, где будущий поэт учился, но сам он считал полученное образование недостаточным, поэтому уделял много времени самостоятельному просвещению, в частности, изучению иностранных языков, творчества античных поэтов, среди которых особое предпочтение отдавал Вергилию, считая его своим учителем и «вождем».

Когда Данте было всего 9 лет, в 1274 г., произошло событие, ставшее знаковым в его судьбе, в том числе творческой. На празднике его внимание привлекла сверстница, соседская дочка - Беатриче Портинари. Десять лет спустя, будучи замужней дамой, она стала для Данте той прекрасной Беатриче, чей образ освещал всю его жизнь и поэзию. Книга под названием «Новая жизнь» (1292), в которой он стихотворными и прозаическими строками рассказал о любви к этой молодой женщине, безвременно скончавшейся в 1290 г., считается первой автобиографией в мировой литературе. Книга прославила автора, хотя это был не первый его литературный опыт, он начинал писать еще в 80-ых.

Смерть любимой женщины заставила его с головой уйти в науку, он изучал философию, астрономию, богословие, превратился в одного из образованнейших людей своего времени, хотя при этом багаж знаний не выходил за рамки средневековой традиции, опиравшейся на богословие.

В 1295-1296 гг. Данте Алигьери заявил о себе и как общественный, политический деятель, участвовал в работе городского совета. В 1300-ом его избирали членом коллегии шести приоров, которая управляла Флоренцией. В 1298 г. он вступил в брак с Джеммой Донати, которая являлась его супругой до самой смерти, но эта женщина всегда играла скромную роль в его судьбе.

Активная политическая деятельность стала причиной изгнания Данте Алигьери из Флоренции. Против Данте было выдвинуто обвинение во взяточничестве, после чего он вынужден был, оставив жену и детей, покинуть родной город с тем, чтобы не вернуться в него уже никогда. Случилось это в 1302 году.

С этого времени Данте постоянно скитался по городам, ездил в другие страны. Так, известно, что в 1308-1309 гг. он побывал в Париже, где участвовал в устраиваемых университетом открытых диспутах. Имя Алигьери два раза вносили в списки лиц, подлежащих амнистии, но оба раза оттуда вычеркивали. В 1316 г. ему разрешили вернуться в родную Флоренцию, но при условии, что он публично признается в неправоте своих взглядов и покается, но гордый поэт не стал этого делать.

С 1316 г. он обосновался в Равенне, куда его пригласил Гвидо да Полента, правитель города. Здесь в обществе его сыновей, дочери возлюбленной Беатриче, поклонников, друзей проходили последние годы поэта. Именно в период изгнания Данте написал произведение, прославившее его в веках, - «Комедию», к названию которой спустя несколько веков, в 1555 г., в венецианском издании добавят слово «Божественная». Начало работы над поэмой относится примерно к 1307 г., а последнюю из трех («Ад», «Чистилище» и «Рай») частей Данте написал незадолго до смерти.

Он мечтал с помощью «Комедии» прославиться и возвратиться домой с почестями, но его надеждам не суждено было сбыться. Заболев малярией, возвращаясь из поездки в Венецию с дипломатической миссией, поэт 14 сентября 1321 г. скончался. «Божественная комедия» была вершиной его литературной деятельности, однако только ею его богатое и разностороннее творческое наследие не исчерпывается и включает в себя, в частности, философские трактаты, публицистику, лирику.

Никколо Макиавелли - выдающийся итальянский политический деятель, мыслитель, историк, писатель эпохи Возрождения, поэт, военный теоретик. Он появился на свет 3 мая 1469 г. в дворянской обедневшей семье.

Политическая биография Никколо Макиавелли ведет отсчет от 1498 г., он исполняет роль секретаря Второй канцелярии, в том же году его избирают секретарем Совета Десяти, которому предстояло отвечать за военную сферу и дипломатию.

В 1512 г. Макиавелли пришлось уйти в отставку из-за пришедших к власти Медичи, его как республиканца на год выслали из города, а в следующем году арестовали как предполагаемого участника заговора, пытали. Макиавелли твердо отстаивал свою непричастность, в конце концов его помиловали и выслали в небольшое поместье Сант-Андреа.

С пребыванием в имении связан самый насыщенный период его творческой биографии. Здесь он пишет ряд работ, посвященных политической истории, теории военного дела, философии. Так, в конце 1513 г. был написан трактат «Государь» (издан в 1532 г.), благодаря которому имя его автора навеки вошло в мировую историю. В этом сочинении Макиавелли утверждал, что цель оправдывает средства, но при этом «новый государь» должен преследовать цели, связанные не с личными интересами, а с общим благом - в данном случае шла речь об объединении политически раздробленной Италии в единое сильное государство.

Труды Макиавелли были восприняты современниками с восторгом, пользовались огромным успехом. По его фамилии была названа макиавеллизмом система политики, не пренебрегающая ни одним из способов достижения цели вне зависимости от их соответствия нравственным нормам. Кроме прославившегося на весь мир «Государя», самыми значимыми произведениями Макиавелли считают «Трактат о военном искусстве» (1521), «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия» (1531), а также «История Флоренции» (1532). Эту работу он начал писать в 1520 г., когда его вызвали во Флоренцию и назначили историографом. Заказчиком «Истории» выступил Папа Климент VII. Кроме того, будучи личностью разносторонне одаренной, Никколо Макиавелли писал художественные произведения - новеллы, песни, сонеты, поэмы и др. В 1559 г. его сочинения были внесены католической Церковью в «Индекс запрещенных книг».

В последние годы жизни Макиавелли предпринимал немало безуспешных попыток снова вернуться у бурной политической деятельности. Весной 1527 г. была отклонена его кандидатура на пост канцлера Флорентийской республики. А летом, 22 июня того же года, находясь в родной деревеньке, выдающийся мыслитель скончался. Место его захоронения не установлено; во флорентийской церкви Санта-Кроче есть кенотаф в его честь.