Особенности и структура философского знания (кратко). Философское мировоззрение: структура, основные черты, специфика

Фотограф Chris Wells

Понятное дело, что каждому направлению соответствуют свои особенности этой философии, итак, чем же они различаются. В так называемый досократический период, то есть время становления Милетский и Ионийской школ, а так же атомизма, главной особенностью философии была взаимосвязанная схема размышления (философствования) и диспута как аргументации своего мнения касаемо какого-либо вопроса. В то время часто устанавливались догмы и догматизм в целом имел засилье в исследовательской деятельности, то есть она строилась на субъективных размышлениях, а её доказательство базировалось на авторитете.

Сократ изменил многое, его методы внесли системность и большую аргументацию в научном поиске, например, сам Сократ сравнивал свои методы с майевтикой (по сути, акушерством), где оппоненту вопросами-ответами и диалогом в целом оказывается помощь в констатации определённых выводов. Но не один Сократ применял аргументацию и доказательство в отстаивании своих мнений, в целом характерная черта этого периода отличается отходом от декларативно-догматического философствования.

Ключевой чертой философии сократического периода явилось детальное изучение и классификация объектов и предметов, стоящих перед наукой, что привело к становлению и последующему формированию естествознания, например, физики, математики и других.

Следующий период отличался поиском новых источников вдохновения и мотивации совпавший с упадком в культуре, когда отрицали старые обычаи и даже богов, например, стоицизм. Особенностью философии этого периода, помимо самого нигилизма, является порой абсурдное возвышение человека в науке. Его физических, психических и моральных способностей, что отчётливо иллюстрирует попытку вымещения идеалистических явлений, таких как боги и прочее. Как показала история – попытка была не удачная, хотя гедонизм в простейших формах властвует большинством людей.

Получив «пальму первенства» Романская культура акцентировала внимание на этике и эстетике, роли человека в обществе, отношений социума и государства, то есть особенностью философии Романского периода является концентрация внимания на политических вопросах. На данном поприще преуспели не только представители романов, но и сами греки, например, Платон с его Политикой, да и политические взгляды Аристотеля (национализм) в сравнении с кое-кем будут весьма поучительны.

Эпоха эллинизма завершилась переходом от рациональной (светской) культуры к религиозному мировоззрению, пытались отринуть богов, а в итоге получили пару диких и топорных религий (христианство и ислам) разрушивших большинство достижений античной культуры и погрузивших в стагнацию Европу и Восток. Так что основная черта философии предсредневекового периода это застой культуры, деградация; недаром средневековье называют «тёмные века».

Характерные черты философии средневековья

Средневековье делиться на три периода, раннее, промежуточное и позднее, но тут я объединю их. Если в античной философии целью ставился поиск истины (научный принцип), то с расцветом религиозного мировоззрения истина считалась данной в писаниях (Заветы и прочее у христианства, Коран у ислама) и «мыслитель» как максимум мог комментировать и интерпретировать эти «истины» настолько насколько мог.

Ненависть к ересям, помимо основных психологических причин, базируется на угрозе авторитету и традиции с стороны первых, первая особенность философии средневековья таким образом – традиционализм. Остальные черты, как и первая, не новаторские – это теоцентризм, креационизм, провиденционализм.

Параллельно с европейской философией средневековья формировалась восточная философская мысль тесно связанная с исламом, становление которого произошло как раз в раннем средневековье. Я не буду тут детально и подробно рассматривать ислам, да и как плагиат христианства и авраамическая религия он не сильно отличается от христианства по своей сути, только развивался другими народами и пошёл по своему пути, изначально не такому дикому, но ненадолго.

Основная особенность философии ислама это многие противоречия Корана и Сунны, которые давали поле для спекуляций заинтересованных в этом лиц. В ходе исследовательского поиска ответов на вопросы теологии возникали весьма своеобразные гипотезы. Интересна гипотеза мутазилитов базирующаяся на идеях Аристотеля, которая отрицала изначальность и вечность Корана, так как это походило на признание второго бога и, следовательно, если Коран рукотворен, то его священность ставится под сомнение. Это одно из многих противоречий, что не удивительно – в любой религии их множество, как и парадоксов. Противниками какого-либо рационального подхода к вопросам теологии ислама были сунниты традиционалисты, которые требовали принимать Коран и Сунну как истину, то есть догмат.

Выраженное ослабление религиозного мировоззрения в Европе способствовало обращению внимания мыслителей к окружающему миру, концентрации на проблемах человека и его места в окружающей действительности – началась эпоха Возрождения. Характерная черта философии Возрождения это формирование концепций отводивших человеку роль равную богу – созидательную; человек ставился творцом культуры, что нашло своё взаимное отражение в искусстве, науке и социально-политических процессах.

Особенности философии постсредневековья

Усложняясь антропоцентричные концепции Возрождения были улучшены в философии Нового времени, когда появились школы рационализма, эмпиризма и субъективного идеализма. Позже, в этих процессах через романтизм и идеи просвещения своё становление прошла классическая немецкая (германская) философия с таким её ярким направлением как объективный идеализм. Отличительных особенностей философии этого периода много и все они очень интересны, но перечислить их вкратце тут не представляется возможным. Например, Кант констатировал и обосновал моральный базис в самой личности, который отвергал необходимость принуждения («Если нет бога, то всё дозволено?» Ф. Достоевский) и императива с стороны, которым ранее выступал выдуманный бог.

Итак, мы подошли к периодам создавшим три основные школы составляющие современный дискурс философии – это материализм, дуализм и идеализм. Своё становление в примерно таком облике как сейчас эти школы прошли в периоды Неоклассической и современной философии. Ключевой особенностью современной философии является развитая методология и различные подходы к конкретным вопросам, но эта же методология порождает свою проблему. Безусловно свои характерные черты имеют и другие современные школы и крупное направление современности – постмодернизм, но детально о этом я расскажу в отдельной статье.

Стоит отдельно отметить, что разумные существа родившиеся несколько десятилетий назад, в том числе я, и если заставшие становление постмодернизма, то с скептицизмом относящиеся к нему с трудом могут без спекуляций подвергать его критике.

Русская философия — органичная и важная часть мировой философии. Еще более важно то, что она — неотъемлемый компонент отечественной культуры, лежащий в основе мировоззрения нашего общества, во многом определяющий настоящее и будущее России.

Источники русской философии

Возникновение и развитие русской философии было обусловлено целым рядом исторических и культурологических факторов.

Прежде всего в качестве важного условия формирования русской философской мысли необходимо назвать становление государственности Руси, а затем и России, как важнейший исторический процесс. Он требовал глубокого осмысления роли и места русского общества в системе транснациональных, транссоциальных отношений в каждый из периодов его развития. Усложнение структуры общества, его внутренних и внешних связей, рост самосознания необходимо связаны со своеобразной «кристаллизацией» мировоззренческих взглядов русских мыслителей. Философские обобщения в различных сферах общественной деятельности были необходимы и естественны. Поэтому важным источником русской философии стало само развитие русского общества .

Другим источником русской философии является православие . Оно формировало важные духовные связи русской философской мысли с мировоззренческими системами остального христианского мира. С другой стороны, оно способствовало проявлению специфики русской ментальности по сравнению с Западной Европой, Востоком.

В формировании русской философской мысли существенную роль сыграли нравственно-идеологические основания древнерусских народов. Они получили свое выражение уже в ранних мифологических традициях и эпических памятниках славян, в дохристианских религиозных системах.

Большое влияние на русскую философию оказала византийская философия, которая имеет много общего с и одновременно не тождественна ему.

Кроме того, большое значение имеет влияние на русское самых различных культур, которые в ходе исторического процесса так или иначе вступали во взаимодействие с развивающимся русским обществом.

Немалую роль в формировании отечественной философии, ее особенностей сыграла и сложность исторического развития нашего Отечества, нелегкий опыт народов страны, переживших за многие сотни лет немало потрясений и побед, прошедших через многие испытания и обретших заслуженную славу. Имеют значение такие черты русского народа, как жертвенность, пассионарность, стремление к бесконфликтности и многое другое.

Наконец, важным условием формирования и развития русской философии стоит считать высокие результаты творческой активности представителен нашего народа в политике и военном деле, в искусстве и науке, в освоении новых земель и многих других областях человеческой деятельности.

Особенности русской философии

Названные источники и характер эволюции российского социума обусловили особенности русской философии. Известнейший исследователь в области истории русской философии В.В. Зеньковский (1881 — 1962) считал особенностью русской философии то, что вопросы познания в ней отодвигались «на второй план». По его мнению, русской философии свойствен онтологизм вообще и в том числе при рассмотрении вопросов теории познания. Но это означает не преобладание «реальности» над познанием, а внутреннюю включенность познания в отношение к миру. Другими словами, в ходе развития русской философской мысли вопрос о том, что есть бытие, оказывался в центре внимания чаше, чем вопрос о том, как возможно познание этого бытия. Но, с другой стороны, вопросы гносеологии очень часто становились неотъемлемой составной частью вопроса о сущности бытия.

Другая важная черта русской философии — антропоцентризм. Большая часть вопросов, решаемых русской философией на всем протяжении ее истории, рассматривается через призму проблем человека. В.В. Зеньковский считал, что эта черта проявилась в соответствующей моральной установке, которую соблюдали и воспроизводили все русские философы.

С антропологизмом тесно связаны и некоторые другие черты русской философии. Среди них — склонность русских мыслителей к акцентированию внимания на этической стороне решаемых вопросов. В.В. Зеньковский называет это «панморализмом». Также многими исследователями отмечается неизменный акцент на со циальных проблемах. В связи с этим отечественную философию называют историософичной.

Этапы русской философии

Специфика русской философии выражена не только в чертах философских систем русских мыслителей, но и в ее периодизации. Характер и этапы развития русской философской мысли свидетельствуют и об определенном влиянии мировой философии на отечественную, и о безусловной самостоятельности . Во взглядах на периодизацию русской философии единства нет.

Некоторые исследователи считают, что русская философия зародилась в середине I тысячелетия н.э. Периодом «отсчета» зарождения оказывается начато формирования мифологии и религиозных языческих систем славянских народов того периода, потомки которых и образовали Древнюю Русь. Другой подход связывает возникновение русской философии с приходом на Русь и утверждением здесь христианства (т.е. после 988 г.). Можно также найти основания для того, чтобы вести отсчет истории русской философии со времени укрепления Московского княжества в качестве главного политического и культурного центра Руси.

Есть определенная логика и в том, чтобы и начальный период становления Российской империи (когда только начала приобретать черты системы и самостоятельного отечественная наука — XVIII в.), и эпоху централизации Русского государства вокруг Москвы (XIV-XVII вв.), и все предшествующие периоды считать периодом формирования философской мысли, временем русской «пред-философии». Действительно, собственно философские взгляды на Руси (особенно до XVIII в.) не носили самостоятельного характера, а были, скорее, необходимым элементом мифологических, религиозных, социально-политических, этических систем и позиций отечественных авторов.

Рис. Некоторые условия и факторы формирования русской философской мысли

В том, что в XIX в. философия в России была уже самостоятельной, у большинства исследователей сомнений нет. Во второй половине XIX в. русская философия уже представлена рядом оригинальных, интересных по содержанию, завершенных философских систем.

Поэтому допустимо в самом общем виде в развитии отечественной философии выделить три основных этапа :

  • зарождение и развитие русского философского мировоззрения (до второй половины XVIII в.);
  • формирование и становление русской философской мысли (XVIII-XIX вв.);
  • развитие современной отечественной философии (со второй половины XIX в.).

Однако каждый из выделенных этапов не однороден и может быть разделен, в свою очередь, на относительно самостоятельные периоды. Например, первый этап формирования философского мировоззрения логично делить на дохристианский период, период развития философской мысли во времена Киевской Руси и феодальной раздробленности и философские взгляды периода объединения русских земель вокруг Москвы.

В любом случае, всякое деление развития русской философии на самостоятельные периоды довольно условно. Вместе с тем каждый подход отражает те или иные основания, ту или иную логику рассмотрения истории русской философии, ее связи с общественным развитием России.

Русская философия отличается значительным разнообразием нередко противоречивых направлений, течений, воззрений. Есть среди них материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические. Но только в своей совокупности они отражают всю сложность, глубину и оригинальность отечественной философской мысли.

Смысл философии-это раскрыть внутренний смысл вещей.

Философия - это сфера знаний,изучающая универсальные законы бытия,смысл человеческой жизни,место человека универсуме (вселенная,космос) ,отношение человека к миру

Философия (др.-греч. φιλοσοφία - любовь к мудрости, любомудрие; от φιλέω - люблю и σοφία - мудрость) зародилась в VI до н.э. в Древней Греции. Впервые слово "философия" употребил Пифагор. Он говорил: "Мудрость - удел Богов. Человеку же доступна только любовь к мудрости".

Она (философия) возникла как результат рациональной, логической,критической переработки мифологии.

Становление философии можно выразить формулой ОТ МИФА К ЛОГОСУ.

Миф-это образное,чувственное,фантастическое отражение действительности в сознании человека.Это сказка,в которую человек верит всерьез.

Логос- учение, закон, разум, слово, бог.

И. Кант- великий немецкий философ просвещения. Он обозначил предмет философии.

Он говорил: «Философия призвана ответить на 4 вопроса»

1 . Что я могу знать? (проблема гносеологии). Гносеология - проблема теории и познания. Гносис-знания, логос-учения.

2. На что я могу надеяться? (проблема теологии). Теология (богопознание, богословие)

3. Что я должен делать? (проблема этики). Этика - это учение о добре, зле, смысле человеческой жизни)

4. Что такое человек? (Проблема антропологии). Антропология- это наука о человеке.

По мнению скандинавского философа Серена Кьеркегора, философия должна ответить на один вопрос – что делать человеку, как жить?

Немфецкий писатель Томас Манн дал следующее понятие философии: "Философия - царица наук. Среди них она занимает приблизительно такое место, как орган среди музыкальных инструментов. Она их обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет результаты исследований во всех областях науки, тем самым создавая картину мира, всеобъемлющий и законно... синтез, определяющий смысл жизни и место человека в космосе".

Бертран Рассел- представитель неопозитивизма. Назначение философии- учить тому и как жить без веренности и в тоже время парализованным неуверенностью. О предмете философии.

Все точные знания принаждлежат науке,все догматы принадлежат философии,но между ними есть ничья земля, котрая подвергается атаке с обеих сторон. И это земля называется философия!

В середине 19 века появляется новое течение-позитивизм. По его мнению, философия должна отделиться от всех других наук и должна быть сама по себе.

Изменение предмета философии в историко-философском процессе.

Античная философия.

6 в. до н.э и 6 в. н.э.

Главный предмет античной философии - это космос. (гл. черта- Космоцентризм)

Средневековая философия.

1 в.н.э-14 в.

Философия зараждается в недрах античной философии.

Главный предмет проблема бога. (гл черта- Теоцентризм)

Эпоха Возрождения.

15в-18в.

Главный предмет философии - Антроцентризм. (Проблема человека)

Философия Нового Времени.

Главная проблема-гносеология. (Теория познания) (гл черта- Гносеологизм)

Гносеология-это учение о соотношение субъекта и объекта, о формах и структурах,уровнях позновательного процесса, о путях и методов достижения истинного знания.

Направление современной философии:

1.Антропологическое. Главная проблема-человек.

  • Персонализм.
  • Экзистенциализм (структура человеческого бытия)

2.Саентическое. Ориентровано на изучение науки.

  • Позитивизм
  • Кретичекий реализм.
  • Неопозитивизм.(а-феноменология,б-спекутуализм)

3. Религиозное

  • Неотализм.
  • Православная.
  • Протестанская.
  • Буддизм.
  • Ислам.

В структуре философского знания различают следующие элементы:

  1. Онтология (раздел философии, изучающий проблемы бытия.)
  2. Гносеология (эпистомология – учение о знании)
  3. Аксиология (учение о ценностях бытия)
  4. Этика (учение о добре и зле в смысле человеческой жизни)
  5. Эстетика (учение о прекрасном, о соотношении искусства и действительности)
  6. Логика (наука о законах правильного мышления)
  • формальная (Аристотель)
  • математическая
  1. Философия истории (раздел философии, изучающий законы исторического развития)
  2. История философии (учении о закономерностях развития историко-философскго процесса)

Основные черты философии.

  1. Это знание о наиболее общих универсальных чертах бытия и мышления.
  2. Это знание устремлено к поиску фундаментальных субстанциональных основаниях бытия. Оно стремится свести многообразие мира к фундаментальному единству.
  3. Философское знание характеризуется наличием вечных проблем.
  4. Философское знание характеризуется многозначностью (полисимантизмом)
  5. Философия носит личностный характер

«Философы возводят в абстракцию утонченные сердечные желания».

Ницше

6.Философское знание характеризуется особым языком. Нередко философ изобретает собственный язык, до него не существоваший.

Специфика философского знания

Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трёх основных сферах:

1-я – Истина (наука и идеология);

2-я – Добро (мораль и религия);

3-я – Красота (искусство в различных его формах и видах).

Философия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым всё богатство и многообразие духовной культуры общества.

Философия – одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания, духовной культуры. Она насчитывает около 25 столетий своей истории. Возникнув в странах Древнего Востока (в Индии, Китае), своего наивысшего, классического развития в древности философия достигла в Греции. В трудах древнегреческих учёных впервые появляются и сами термины «философ» и «философия». Из источников известно, что среди учёных первым назвал себя философом великий древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.).

Как уже отмечалось, в буквальном смысле слова «философия» (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) означает «любовь к мудрости». В древности понятие мудрости имело возвышенный смысл. Оно означало стремление к особому интеллектуальному постижению мира, основанному на знании и бескорыстном служении истине, причём, мудрость означала не простое накопление механической суммы знаний отдельных вещей, а стремление понять мир как целостный и единый в своей основе.

Философия как любовь к истине и мудрости стала синонимом зарождающейся теоретической мысли. По своему содержанию она представляла собой синкретическое, т.е. нерасчленённое знание и включала в себя всю совокупность знаний о мире и человеке: начала математики, астрономии, механики, медицины, психологии, истории, этики, эстетики и т.д. Не случайно философы античного времени были учёными-универсалами, учёными-энциклопедистами.

Философия основывается на сознательном теоретическом, рациональном отношении к миру, на противопоставлении субъекта и объекта, на осознании субъектом самого себя как активного деятеля.

Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления. Иными словами, философия стремится осознать некую основу для всех сфер реальности, порождающую всё многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех изменениях.

Специфические черты философского знания:

1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности , так как оно имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом виде.

2. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением , предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

3. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя научное знание, не стоит над ним.

4. Она имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.).

5. Носит предельно общий, теоретический характер.

6. Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук.

7. Философское знание во многом субъективно − несёт в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов.

8. Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи.

9. Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания.

10. Имеет качество рефлексии – обращённости мысли на саму себя (т.е. знание обращено как на мир предметов, так и само на себя).

11. Испытывает на себе сильное влияние доктрин, выработанных прежними философами.

12. В то же время философское знание динамично, т.е. постоянно развивается и обновляется.

14. Неисчерпаемо по своей сути.

15. Ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём.

Ясно, что философии принадлежит особая роль в жизни общества. Хоть и опосредованно, но философия обычно подключена к процессу принятия глобальных, стратегических решений, определяющих направленность человеческой деятельности. Отсюда и главная функция философии – исследование предельных оснований человеческой деятельности. «Предельными основаниями» обычно считаются представления, не осознаваемые полностью их носителями, но, тем не менее, обусловливающие их сознание. «Предельные основания» определяют стратегию деятельности, иначе говоря, «смысл жизни».

Предмет и функции философии, их содержание.

В общих чертах предметом всякого познания считается такая часть объективного мира, которая доступна человеческой практике, духовному созерцанию и созиданию. В отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живёт. Поэтому предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире.

Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они реализуются – в природе, в обществе, или в мышлении.

Философия теоретически обосновывает главные принципы мировоззрения и методологии. Философское знание, следовательно, отличается высокой степенью обобщения – абстракции (этот факт вызывает большие трудности при её изучении). Философские понятия и суждения имеют всеобщий характер и относятся ко всем областям, ко всем сторонам действительности. Всеобщность – первая характерная черта философского знания, вторая – специальное исследование общего соотношения бытия и сознания.

Предмет философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама философия. В связи с этим выделяется два основных структурных аспекта в предмете философии:

1. Онтологические отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое и всемирное бытие.

2. Гносеологические отношения, указывающие на познаваемость самого мира.

Основные разделы предмета философии:

1. онтология (учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др.);



2. философская антропология (учение о человеке);

3. гносеология (и эпистемология) (учение об общих законах и формах познания);

4. аксиология (учение о ценностях);

5. логика (учение о нормах и законах мышления);

6. социальная философия (учение о законах общественного развития);

7. этика (учение о морали и нравственности, о нравственном отношении человека к миру);

8. эстетика (учение о законах красоты и гармонии мира);

9. герменевтика (учение о смыслах);

Частные вопросы, изучаемые философией в рамках своих разделов:

1. сущность бытия;

2. происхождение бытия;

3. материя (субстанция), её формы;

4. сознание, его происхождение и природа;

5. взаимоотношение материи и сознания;

6. бессознательное;

7. человек, его сущность и существование;

8. душа, духовный мир человека;

9. общество;

10. общество и человек;

11. природа;

12. природа и общество;

13. духовная сфера жизни общества;

14. материально-экономическая сфера жизни общества;

15. социальная сфера общества;

16. общественно-экономические формации, цивилизации;

17. перспективы человека, общества;

18. экология, проблемы выживания;

19. особенности познания;

20. влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

21. ограниченность и безграничность познания;

22. движение;

24. диалектика и её законы;

25. иные вопросы.

Структура философии может конструироваться на различных основаниях. Если такой основой является сам человек и его деятельность, то философия получает антропологический характер и структурируется в зависимости от целей, средств и результатов деятельности.

Основные составные части (дисциплины) современной философии:

̶ Философия, ее предназначение, смысл и функции;

̶ Возникновение и основные исторические типы философии;

̶ Философское учение о бытии (онтология);

̶ Философские теории развития;

̶ Философия человека;

̶ Философские проблемы сознания и познания;

̶ Философские проблемы общественного развития и др.

На стыке философии с другими формами общественного сознания возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки, философия дизайна и др. В каждой из этих областей складываются ещё более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин – философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др.

В общей структуре философии выделяются следующие элементы :

1. Философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие, сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и действительность и др.

2. Философские идеи (выражения концептуальных смыслов). Например, идея развития, идея абсолютного духа; идея материи. На базе идей формируются философские принципы, теории, идеалы.

3. Философские принципы. Например, принцип развития, принцип материального единства мира, принцип детерминизма (причинности).

4. Философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его жизни.

5. Философские теории и учения. Например, теория отражения, теория развития, теория отчуждения и др. Философские теории представляют собой высшую форму умозрительной деятельности человека. Одна и та же теория в разных философских учениях может получать разное, порою противоположное истолкование. Своё концентрированное выражение зрелая теория получает в методе. Поэтому философские теории могут выступать методологическими средствами для обоснования различных философских учений.

Методы философии – это пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование.

Метод (греч. – способ познания) – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой её форме.

Понятие «методология» имеет два основных значения:

1. система определённых способов и приёмов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

2. учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Человек живет в мире и так или иначе его воспринимает. Он может руководствоваться обыденным сознанием или житейским, меняя свое мнение в зависимости от очередных авторитетов, а может иметь свое собственное мнение и свою позицию. Выработать свою позицию, независимо от обстоятельств и авторитетов, трудно. И таких людей - людей с собственной позитивной установкой – называют самостоятельными. Многие писатели и ученые, вспоминая о прожитых годах формирования, говорили о важности такого процесса становления личности.

Людей, обладающих особой внутренней цельностью, умением противостоять невзгодам и жизненным неурядицам, нередко называют философами. Есть ли такие философы рядом с нами? Кого бы мы могли назвать в своей обычной жизни философами? Видимо тех, к кому сами нередко обращаемся за житейским советом. Сознаем мы это или нет, но обращаемся мы не к каждому, а к разумному человеку.

Что предполагает философская разумность? Ясно, что это не возрастное состояние мудрого старца. Ведь может быть и старый человек глупцом, а юный – мудрецом. Так что же такое мудрость?

Попробуем спросить об этом у одного античного философа – Аристотеля (IV в. до н.э.). Известен тем, что он основал Ликей – свою собственную школу философов, что был учителем великого полководца Александра Македонского. Что же он нам ответит на наш вопрос? “Во – первых, мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во – вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека… В – третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто способен научить выявлению причин”.

Особенностью философского знания и является мудрость, которая, конечно, отличается от житейской мудрости. Чем? Аристотель называет такую его особенность: “знание общего”. Почему? Потому, что не обязательно для человека знать много, но важно понимать многое. А как этого добиться? Не только умножением знания, а умением постигать причины. Это умение даст и способность предвидеть события, а значит и научит правильно действовать.

Далее. Аристотель называл философом того, кто способен удивляться, ибо удивляющийся размышляет, философствует. Думает о смене положения Луны, Солнца и звезд, о происхождении Вселенной, о себе и своей судьбе. Важно, что этот удивляющийся человек считает себя незнающим. Потому что тот, кто уверен в своем всезнайстве, никогда не станет философом. И не о нем речь.

Чему же удивляется человек-философ? Да всему: миру, звездам, детям, людям. Он очень любит сказки и мифы и видит в них массу удивительного. Он хочет много знать. Но не ради какой-то конкретной пользы, а ради того, чтобы понять явление. Аристотель говорил: “ради разумения”. И именно потому Аристотель называл такого человека свободным (не связанным, не скованным каким-то обязательством), а науку философию - единственно свободной, существующей не с прагматической (полезной) целью, а как бы ради себя самой, “ради разумения”.

С точки зрения философского знания, следует и сейчас различать не “добро и зло”, не “добрых и злых”, а - “ум и недоумие”, “разум и неразумность”. Агрессивность чревата прежде всего для самого агрессора. Это “нелюди”, они “не вменяемы морально”.

Культура разумного мышления не приемлет насилия, отстаивая свободу и творчество. Она не может быть навязана человеку помимо его воли и желания и во многом зависит от способности к самообразованию и осмыслению, от готовности к интеллектуальной работе.

Конечно, культура разумного мышления зависит и еще от некоторых существенных факторов. Каких? И. В. Гете (Иоганн Вольфганг Гете, 1749-1832, немецкий писатель и мыслитель, автор известного философского сочинения - трагедии “Фауст”, посвященной важнейшей философской проблеме - смысла жизни) немало размышлял на этот счет. Он полагал, что каждому возрасту человека соответствует определенная философия. Согласны ли Вы с ним? Последуем за его мыслью. “Ребенок является реалистом: он также убежден в существовании груш и яблок, как и в своем собственном. Юноша, обуреваемый внутренними страстями, должен следить за собою. Забегая со своими чувствами вперед, он превращается в идеалиста. Напротив, у мужчины все основания стать скептиком. Он хорошо делает, когда сомневается, надлежащее ли средство выбрал он для своей цели. Перед поступком и во время поступка у него все основания сохранять подвижность рассудка, чтобы не сетовать потом на неправильный выбор. Старик же всегда будет тяготеть к мистицизму. Он видит, как много вещей зависит от случая: неразумное удается, разумное идет прахом, счастье и несчастье неожиданно уравновешивают друг друга. Так есть, так было, - и преклонный возраст находит успокоение в Том, который был, и есть и будет...” (Гете И.В., Избранные философские произведения М., 1964, с. 350) В ком же? Имеется в виду Бог.

Надеюсь, Вы согласны с этим мнением Гете: культура разумного мышления зависит от возраста человека, а значит, философия во многом понятие возрастное.

Второй существенный фактор - временной. Вполне справедливо утверждение, что всякому времени соответствует своя философия. Так, авторитарные государственные режимы, как правило, сопровождаются догматическим мировоззрением, догматической философией. Недаром сталинская эпоха отражалась в мировоззрении господством формализма и догматизма, на которых основан “Краткий курс” и его жесткие формулы. Напротив, демократические формы государственного правления отражаются в своеобразии, свободе мировоззрения.

Третья важная черта философского мышления заключается в том, что философию интересуют такие вопросы, на которые нет сиюминутного ответа и которые не предполагают такового. Это не праграматические вопросы. Это так называемые “открытые” или “вечные” вопросы. Так, Георг Зиммель (1858 - 1918) - немецкий социолог и культуролог писал о “трагедии творчества” и вечных противоречиях между объективацией творчества и застывшими формами культуры:

“Одни только филистеры могут полагать, что конфликты и проблемы существуют для того, чтобы быть разрешенными”. (Зиммель Г. Конфликт современной культуры, с.39) Каждое новое поколение, каждый новый человек в своей жизни снова и снова обращался к ним и ищет решения. Каждый проходит свою школу жизни, и опыт прошлого поколения мало что ему дает. Почему? Потому, что вопросы жизни встают перед людьми в новых, неповторимых формах. Их решение связано с индивидуальным опытом и спецификой взгляда именно этого индивида. Но так ли это беспросветно? Так ли бесполезен весь предшествующий опыт? Нет, конечно. Есть в опыте людей общечеловеческое содержание, что-то общее, присущее всем людям, хотя каждый выбирает свое индивидуальное решение. Но чтобы сделать этот свой выбор, человек и обращается к мировому опыту, общечеловеческой культуре - к мифологии, религии, философии.

Одна из проблем, имеющих философское общечеловеческое содержание, это проблема экологической этики, или же логической совести. Проблема экологии вообще относится к разряду аксиологических (ценностных) проблем. Что ценно в этом мире? Именно философия ставит этот вопрос и отвечает на него. Она заявляет о моральной ценности природы. Благодаря своей способности к обобщению, философия позволяет понять мир как сложную экосистему. Экосистема - органичное целое. Все ее элементы объединены тем, что взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга.

Экологическая этика оптимистична и жизнеутверждающая. Она ориентирована на интеграцию человека и природы, на гармонизацию их отношений, а не на отрыв этих сущностей друг от друга. Постижению этой истины (единения человека и природы), необходимости “благоговения перед жизнью” (А. Швейцер, нем. - франц. врач - философ XX в.) и всеми ее формами и посвятила себя философия. Поэтому, когда мы с вами будем знакомиться с историей философии, то поймем, что экологическое мышление было определяющим для самых различных философских учений.

Итак, каковы же основные черты философского знания? Это не столько многознание, сколько “разумение”, понимание, осмысление. Это умение постигать причины явления. Умение “смотреть в корень”, и потому - предвидеть дальнейший ход событий. Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому, открытость к познанию (“способность удивляться”). Тому, кто уверен в своем всезнании, нечего делать в философии. Что еще? Это не агрессивное, ненасильственное отношение к людям, к миру, а руководствующееся только разумом. Это мудрость, проявляющаяся в житейских делах. Наконец, для философского знания характерно обращение к “вечным смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа, но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего живу? В чем смысл моей жизни? А Вселенной? Что означает для меня природа и ее смерть? Философия хотя и не дает однозначного ответа, но учит думать, размышлять Она как бы формирует совесть и в том числе экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить мир, как единую экосистему и место в нем человека.