Классика и современность – две эпохи в развитии европейской философии. Философия в современном мире Метафизика и онтология

Учебная литература:

Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: Учеб.-метод. комплекс для студентов фак. философии и социальных наук спец. 1-21 02 01 «Философия» / В.В. Анохина. Мн.: БГУ, 2006. – 231 с. Философия в современном мире: Учеб.-метод. комплекс: учеб. пособие для студентов гуманитарных и естественнонауч. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / А.И. Зеленков, И.А. Медведева, Е.И. Янчук; Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2005. – 215 с. Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 828 с. Философия: Учеб.-метод. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ/ А.И. Зеленков, В.В. Анохина, А.П. Ждановский [и др.]; под ред. А.И.Зеленкова. – Мн.: БГУ, 2003. – 335 с.

Дополнительная литература:

Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. // Собр. соч. В 4 т. Т. 1. М.,. 1992. Дильтей В. Введение в науки о духе // Собр. соч.: В 6. т. Т. 1. М., 2000. Жильсон Э. Введение в философию Фомы Аквинского // Избранное Т. 1. Спб., 2000. Конт О. Дух позитивной философии. Спб., 2001. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1990. Пирс Ч. Закрепление верованием. Как сделать наши идеи ясными // Вопросы философии. 1996. № 12. Пуанкаре А. О науке. М., 1983. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Мн., 1998. Фейербах Л. Сущность христианства // Избранные философские произведения. М., 1955. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1. М., 1992. Юнг К.-Г. Коллективное бессознательное. М., 1995.

Опорный конспект:

Классика и современность в развитии европейской философии. Основные принципы классической философии и постклассические ориентации философствования

Современная западная философия являет собой весьма сложный и многомерный социокультурный феномен, интегрирующий в себе множество различных школ, направлений, концепций, репрезенти-рующих противоречивую динамику философского сознания на протя-жении последней трети XIX-XX вв. Конституирование современного этапа в эволюции европейской философии как относительно автоном-ной интеллектуальной традиции связано с осмыслением ее принципи-альной постклассичности, критикой и отрицанием важнейших парадигмальных оснований классической философии.

В контексте развития европейской философии могут быть выделены две эпохи: классика (развитие философии с античных времен до середины XIX в.) и постклассика (развитие европейской философии с середи-ны XIX в. до настоящего момента). Под классической философией имеет-ся в виду европейская философская традиция от греков до Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние фило-софии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления. Неоклассическая фило-софия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм, неопротестантизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской тради-цией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и новое понимание сущности и задач философии.

Под классической философией обычно понимают некую общую ориентацию и стилистику философского мышления, базирующуюся на принципах рациональной, гармоничной и реалистически ориентиро-ванной интерпретации мира и форм его взаимосвязи с человеком как субъектом познавательной активности. Гармония и упорядоченность мироустройства, а также принципиальная возможность их рациональ-ной реконструкции в картине мира рассматривались и оценивались в классической философии как ее неотъемлемые и атрибутивные харак-теристики. Именно такое понимание базовых ориентации философии, характерное еще для Платона и Аристотеля и широко представленное в европейской философской мысли вплоть до середины XIX в., отли-чает системы философской классики. Две эпохи в развитии европейской философии существенным обра-зом различаются по многим параметрам: это и отношение к предшест-вующей философской традиции, и характер философского знания, и взаимоотношение философии с другими типами знания, и характер проблемного поля.

Несмотря на широкое разнообразие идей и методологических ори-ентаций, концептуальных моделей и мировоззренческих установок, в рамках классической философии как архетипической целостности можно с известной долей условности выделить ее базовые принципы или ориентации мышления. Среди них важнейшими являются следующие:

1) строгая приверженность метафизической проблематике, предполагающая в качестве приоритетной цели познания поиск истин-ных субстанциальных оснований сущего как адекватного референта исследуемой реальности; 2) редукция всего многообразия духовного мира человека и форм его культурного творчества к рационально-теоретической способности мышления конструировать эксплицитные картины мира; 3) провозглашение категориально-понятийных струк-тур философии наиболее продуктивным и адекватным ее природе средством философского познания; 4) трактовка субъект-объектного отношения как фундаментальной оппозиции и исходной гносеологи-ческой структуры процесса познания; 5) конституирование принципа тождества бытия и мышления, означающее принятие умозрительной конструкции рефлексивного сознания как главного средства постиже-ния объективной реальности; 6) провозглашение истины универсаль-ным гносеологическим регулятивом, задающим содержательные и ин-струментальные приоритеты в познании не только природной, но и социокультурной реальности и т. д.

Классическая философия отличалась приверженно-стью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенци-ального тождества бытия и мышления, мысли и языка. Становление и развитие постклассической западной философии бы-ло связано с акцентированным неприятием этих фундаментальных принципов классического философствования и попытками радикально-го их переосмысления.

Постклассическая философия предъявляет серьезные претензии ра-зуму, интенсифицирует интерес к человеку-в-мире, обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характе-ризуется значительной фрагментацией проблемного поля. Она стремится к радикальным трансформациям, касающимся развития категориального аппарата философии, осмысления регулятивов деятельности философа. Критическому переосмыслению подвергается также язык философской классики, её аналитический инструментарий. Постклассика проявляет интенцию к новым духовным ориентациям и технологиям мышления, отражающим изменившиеся представления о социальных функциях философии, историческом призвании философствования.

Классическая философия стремилась к выработке знания, вскрывающего самые глубокие, фундаментальные основания бытия. Она претендовала на систематическую целостность, завершенность, отражающие естественную упорядоченность самого мироустройства. В классике утверждалась идея гармонии между организацией бытия и субъективной организацией человека, когда мыслительные акты однозначно соответствуют связям и дифференциациям объектов.

Отрицая метафизику классической философии, постклассика указывает на историческую изменчивость самого бытия и отказывается строить свое содержание как систему законченного знания. Онтологической базой философствования становится не универсальное всеобщее, а исторически развивающееся конкретное бытие. В качестве онтологического основания мира выступает уже не абсолютный дух, а «воля » (А. Шопенгауэр), «труд » (К. Маркс), «чувственность » (Л. Фейербах), экзистенция как поток неповторимых моментов человеческой жизни (С. Кьеркегор).

Классика исходит из презумпции автономного субъекта, выделенного из окружающего мира и наделенного способностью мысленного проникновения в структуры бытия и постижения их глубинной сущности. Выделенному из системы повседневных социально-экономических связей и зависимостей философскому субъекту приписывается способностью познания мира в ее предельно мыслимой форме. Субъект способен к рациональному самонаблюдению, соотнесению тех или иных мыслительных содержаний с элементами чувственного опыта и структурами объективной действительности. Субъекту противостоит мир объектов, раскрывающихся перед познающим разумом и его эвристическими способностями.

Постклассическая философия стремится преодолеть субъект-объектную оппозицию. Она исходит из признания факта онтологической вовлеченности субъекта, укорененности его познавательной и практической деятельности в структурах исторической и культурной традиций вплоть до полного «растворения» субъекта в историческом бытии (идея философствования без субъекта, концепция «смерти субъекта»).

Для классики характерно стремление к объективной «вечной истине», преодолевающее на этом пути множество препятствий и, прежде всего, предрассудков, обусловленных самой природой человека, его психофизической организацией, несовершенством языка и форм общения, исторической ограниченностью любых видов практики.

Постклассика трактует знание через выявление его эффективности, практичности, утилитарности. Истина должна, прежде всего, согласовать экзистенцию с формами социальной организации, «приспособить» человека к миру.

В качестве главного инструмента познания в философской классике выступает разум. Целью познания является воспроизведение фундаментальных оснований бытия в самоорганизованных системах непротиворечивого знания. Пафос классического философствования – это пафос системосозидания. Связи философских понятий, конструируемых разумом, отражают системность самого бытия, а категории (случайность, необходимость, причинность, форма) наполняются объективно-онтологическим содержанием.

Постклассика расширяет поле философской рефлексии, выходя за пределы рациональных оснований бытия мира и человека. Мир не только познается. Он прежде всего переживается субъектом, изначально этому миру сопричастным. Этим обстоятельством обусловлено появление в постклассическом философствовании новых категорий (экзистенциалов), совершенно немыслимых в контексте классического мышления: «страх», «забота», «сподручность», «заброшенность», «экзистенция». Неудивительно, что стремящаяся к выражению такого рода опыта постклассическая мысль использует такие средства как интуиция, «вчувствование». Размывая границы между философией и наукой, мыслители обращаются к использованию различных литературных форм (эссе, афоризм, символическая поэма, пьеса).

Исторические этапы развития постклассической философии

Процесс концептуально-содержательного и те-матического оформления постклассической философии, а также карди-нальные изменения в сфере языка и стилистических особенностей фило-софствования исторически осуществлялись в несколько этапов.

Первый из них был связан с распадом гегелевской школы философ-ской классики и критическим переосмыслением задач и предмета фило-софской рефлексии. Обнаружила себя тенденция к освобождению философии от метафизики и крайнего рационализма. В этой связи следует упомянуть имена Л. Фейербаха, С. Кьеркегора, К. Маркса, усилиями которых европейская философия осуществила коренной поворот к анализу исторически конкретного бытия, отвернувшись от абстрактно-спекулятивных форм мышления. Подобного рода импульсы были усилены в творчестве Ф. Ницше, основателя «философии жизни», заменившего гегелевский абсолютный разум категорией «жизни» как бесконечного процесса мирового становления. Тем самым он продолжил развитие философской программы А. Шопенгауэра, видевшего в основании мироздания волю.

Второй этап в становлении постклассической философии был свя-зан с весьма противоречивыми тенденциями в развитии философского сознания. С одной стороны, в рамках позитивистского направления (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль) радикально отвергались принципы метафизического и спекулятивного философствования, столь харак-терные для классических систем и концепций, с другой - обнаружи-лись ориентации на сохранение и конструктивное переосмысление классического наследия. В 60-х гг. XIX в. под лозунгом «Назад к Кан-ту» оформляется неокантианство. Оно представлено двумя основны-ми философскими школами – марбургской (Г. Коген. П. Наторп, Э. Кассирер) и фрейбургской (баденской) (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Несколько ранее под лозунгом «Назад к Гегелю» начало форми-роваться уже неогегельянство. К наиболее видным его представителям относятся Дж. Д. Стерлинг, Э. Кэрд – в Англии; Р. Кронер – в Герма-нии; Б. Кроче, Дж. Джентиле – в Италии; А. Кожев, Ж. Валь, Ж. Иппо-лит – во Франции и др.

Стремлением сохранить верность традициям и фундаментальным принципам философской классики отмечен и ряд направлений и школ религиозной философии конца XIX – начала XX вв. В частности, это относится к неотомизму (от лат. написания имени Фомы Аквинского – Thomas). Наиболее известные его представители Ж. Маритен, Ж. Жильсон и др. в качестве важнейшей задачи философии обосновывали необ-ходимость адаптации постулатов средневековой схоластики к социокультурным условиям XX в.

Второй этап в становлении постклассической философии сущностно характеризуется интенсивными поисками новых форм и парадигмальных образцов философствования, которые нередко представляли собой результаты сложных инверсий классических образцов философ-ского мышления. Это утверждение достаточно адекватно отражает специфику таких философских школ и направлений как философия жизни (В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер), прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи) психоанализ (3. Фрейд, К.-Г. Юнг) и др.

К середине XX столетия завершается оформление третьего этапа в развитии постклассической западной философии. Она достигает свое-образной фазы конституирования и обоснования некой концептуально-тематической целостности, в рамках которой представлены несколько, относительно автономных стратегий неклассического философствова-ния. Важнейшими из них являются: 1) социально-критическая; 2) экзистенциально-феноменологическая; 3) аналитическая.

Разнообразие философских школ, принадлежащих к названным стратегиям, во многом знаменует собой плюрализм современной фи-лософской мысли. В то же время различные течения постклассической философии, как и философской классики, объединяет рефлексивность, проявляющаяся в том, что философия постоянно выявляет (эксплици-рует) и переосмысливает наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Философское позна-ние и в новую историческую эпоху выступает особым самосознанием культуры, активно влияющим на ее развитие.

Классика.

Начиная с эпохи Научной революции обычно выделяют три основных этапа

развития науки: классическую науку XVII–XIX вв., неклассическую науку первой

половины и середины XX в. и современную неонеклассическую науку. Однако период Научной революции и Просвещения правильнее называть предклассической эпохой науки.

Система познавательных ориентаций, правил и навыков, принятых классикой, несомненно, отличалась единством и однородностью. Исследовательские почерки Галилея и Бойля, Гука и Румфорда, Ньютона и Гюйгенса, Максвелла и Герца, Гаусса и Кантора, Томсона и Лоренца действительно отмечает нечто общее, чему весьма явно может быть противопоставлено нечто общее, объединяющее, к примеру, стили исследования Бора и Гейзенберга, Берталанфи и Винера, Куранта и Бурбаки, Шредингера и Дирака, Брауэра и Геделя и т.д.

Примечательной чертой наук предклассического периода является сильная идеализация

действительности.

Другие черты идейного облика науки того периода также тесно связаны с этим

стилем мышления. Это, во-первых, креационизм , т. е. убеждение в том, что мир сотворен

богом в неизменном по существу виде. И не случайно у представителей науки данное

убеждение принимало в то время форму деизма : считалось, что бог, однажды создав мир и

наделив его законами, больше не вмешивается в его функционирование. Во-вторых, это

детерминизм – убеждение в том, что все явления целиком определяются причинно-

силовым взаимодействием отдельных тел (именно так трактует связь явлений ньютонова

механика). В XVII в. детерминизм проповедовали Т. Гоббс и Б. Спиноза.

Однако такой механический подход не позволяет объяснить многое как в бытии

природы, так и, особенно, в бытии человека и общества, а это рождает сомнения в силе

познания. Только в XIX в., причем преимущественно второй его половине, действительно

достигают зрелости все фундаментальные естественные науки.

Вообще, классическая диалектика не признает «принципа детерминизма», ей

известен только принцип всеобщей связи , согласно которому все мироздание, в конечном

счете, едино и целостно, т. е. его элементы взаимосвязаны и помимо причинно-

следственных отношений. С другой стороны, в философии и науке этого периода

практически не встречается онтологический индетерминизм, который признавал бы

существование в природе материально не обоснованных явлений.

Неклассика.

Номинально ревизию нерелятивистской макроскопической науки подготовили

внутренние затруднения, к началу XX в. в виде двух облачков обозначившиеся на ясном

небосклоне почивавшей на лаврах, казалось бы, несокрушимой классики. Это -

отрицательный результат опыта Майкельсона и сложности в объяснении спектра

абсолютно черного тела. Усилия преодолеть данные сложности, собственно, и породили

то новое в познавательной сфере, что именуется неклассикой.

Внутренняя логика концептуализации явлений, скорость

движения которых сравнима со скоростью света, привела к созданию релятивистской

физики, использующей существенно иную сетку понятий (замена дальнодействия

близкодействием, замена принципа относительности Галилея принципом относительности

Эйнштейна, релятивизация пространственно-временных отношений и т. д.). Адекватная

модель, связанная с отказом от классической непрерывности и вводящая понятие

порционного (дискретного) изменения энергии по закону излучения Планка, означала

возникновение принципиально неклассического квантово-механического описания.

Откуда вытекает, что непосредственные точки поворота от классики к неклассике-

релятивистская и квантовая теории.

Переход от классики к неклассике - нечто неизмеримо большее, нежели

включение в наукооборот постоянных “с” и “h”, разграничивающих масштабы природы

как предметы освоения предыдущего и последующего знания. Неклассику от классики

отделяет пропасть, мировоззренческий, общекультурный барьер, несовместность качества

На стадии неклассической науки мыслительная проработка явлений зачастую

В современной науке

“стараются угадать математический аппарат, оперирующий с величинами, о которых или

о части которых заранее вообще не ясно, что они означают”. Справедливости ради надо

сказать, что и классике не чужда вовсе тактика метода математической гипотезы.

Таким образом, абсолютная точность и строгость - очередной классический

вымысел; с его развенчанием, крушением мифа доскональности знания в неклассике

удовлетворяются признаками прагматичности, инструментальности, эффективности.

Скажем, вера в добропорядочность математических аксиом (при глубоких сомнениях в

абсолютной непогрешимости аксиоматических систем теории множеств Рассела, Цермело

и др.) поддерживается ныне убеждением в значимости, а потому справедливости теорем.

Преодолевая некритические догмы классики, неклассика, тем не менее, не

порывает с ней вовсе. Непосредственная, явная связь между ними просматривается в

части толкования предназначения знания. И классика и неклассика сходятся в одном:

задача науки - раскрытие природы бытия, постижение истины. Обоснованием выделения

и обособления неонеклассического этапа выступает, следовательно, фактор ценности:

сосредоточение на вопросе понимания не того, “что есть” (истина о мире), а того, “что

должно быть” (потребный проект мира).

Марксизм и его место в историко-философской традиции.

Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) критически использовали немец.классич-ю философию, материализм Фейербаха и диалектику Гегеля.

В Ф. марксизма было показано, что общественная жизнь связана с деятельностью человека. Общество - это обработка людей людьми. Общество развивается по законам, носителем которых был человек. Бытие определяет сознание. Особое внимание уделялось практике, практика - критерий истины, истина - основа познания. Центральное место занимает проблема познания и преобразование мира. Важной заслугой является развитие диалектики, соединение ее с материализмом. В основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические, а выводы современного естествознания. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Мир материален по природе, а сознание – свойство мозга, продукт его деятельности. Сознание (познание) – это отражение материи. По содержанию наше познание носит объективный характер. Маркс считает, что нельзя сводить чел-ка только к природному существу. Чел-к – это не абстрактное существо, а совокуп-ть обществ.отношений в своей действит-й сущности.

Соц. фил-я Маркса – это учение об общественно-экономических формациях . Самая высокая ступень развития общества – коммунизм. Экономический базис и надстройка (общественное, политич., правовое сознание, нравственность, наука, искусство и т.д.). Маркс выделяет ступени общ-ва – оно дифференцировано (развитие – движение по ступеням).

Метафизика и онтология.

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος - сущее, то, что существует и λόγος - учение, наука) - раздел философии, изучающий бытие. «Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем»

 Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической,субъективной, социальной и виртуальной.

 Реальность традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая понятия Бога, душ) и подразделяется (материалистами) на косную, живую и социальную материю (что порождает формализм и отношение к личности как к безличному человеку вообще).

 Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке вэкзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классическойметафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

Метафи́зика (др - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового. Это философское учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира. Однако следует иметь в виду, что это понятие воспроизводило в философии античности два основных смысла: сущее как таковое и внутренняя сущность предмета. Впервые этот термин был употреблен неоплатоником Симплицием в V веке, а в средние века получил широкое распространение, став синонимом философии, рассматриваемой как учение о началах всего сущего, считавшихся неизменными, духовными и недоступными чувственному опыту началами.

Онтология как отдельная наука появилась в немецком классическом идеализме благодаря разбиению метафизики на два раздела Вольфом, а впоследствии и Кантом: metaphysica generalis и metaphysica specialis. Первый раздел преобразовался в онтологию, а второй раздел непосредственно в метафизику в том понимании, которое вкладывал в это понятие Иммануил Кант, то есть в совокупность психологии, теологии и космологии.

Разделением чистой метафизики и онтологии также занимался Мартин Хайдеггер. Истоки систематизированных метафизических учений обнаруживаются уже в эпоху классического эллинизма, которая может считаться своеобразной точкой отсчета для европейской метафизики. В этот период своего формирования метафизика зачастую отождествлялась с учением о бытии, получившем в 17 в. название "Онтология". Предметы метафизики и онтологии совпадали в силу фундаментальности вопросов о том, что такое сущее, какова его природа, что такое мир, в чем смысл бытия и т.д. В последующих исторических типах метафизики по-разному выявлялась фундаментальная структура философствования, которое по сути и является ее основной задачей. Предметом современной метафизики, по Хайдеггеру, является бытие сущего, что принципиально разнит его позицию от марксистского определения сущего как бытия вообще. Историческая судьба метафизики представляется сложной и неоднозначной, вынуждающей часто менять характер философствования - либо в силу авторских вариантов решения тех или иных концептуальных построений, либо как следствие цивилизационных сдвигов, затронувших в целом философское знание.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Античной называется философия Древней Греции и Древнего Рима, она существовала с 7 века до н.э. до 5 века н.э. Характерной чертой античного мировоззрения был космоцентризм : мир понимался как живой, одушевленный космос, а человек – только часть его. Первых философов называли «физиками» (от слова «фюзис» – природа), их интересовали вопросы происхождения и устройства мира. Фалес утверждал, что все из воды, а Пифагор первоначалом всего сущего считал число, понимаемое мистически.

Гераклит ввел понятие «логос» – это мировой, универсальный закон, которому подчиняется все сущее. Главным признаком мира он считал развитие, источником которого является борьба противоположных начал. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Его современники, философы Парменид и Зенон занимали противоположную позицию, они утверждали, что движения и развития нет, это только иллюзия, обман наших чувств.

С Сократа начинается изучение человека и общества. Этот философ полагал, что природу изучать бесполезно, она нам не подвластна. Но мы владеем своей душой, можем ее исправлять и совершенствовать, от этого зависит наша жизнь. Философия должна учить человека жить достойно. И сам Сократ своей жизнью и смертью доказал свою верность философии, истине и добру.

Прочитайте биографию Сократа и объясните, почему в истории мировой культуры он считается воплощением мудрости.

Ученик Сократа Платон стал родоначальником объективного идеализма. Истинно существующими он считал вечные, бестелесные, умопостигаемые идеи, которые, соединяясь с мертвой, косной материей и порождают наш мир. Душа человека – это тоже идея, которая, находясь в телесной оболочке, забывает о своем происхождении, поэтому познание строится на процессе припоминания. Платон является автором одной из первых утопий: в трактате "Государство" он создал проект идеального общественного устройства, главными условиями при этом предполагается отсутствие семьи и частной собственности.

Демокрит – родоначальник атомистического материализма. Мир состоит из атомов и пустоты. Вещи возникают из сочетания разных по форме и размеру атомов, душа человека также состоит из легких огненных атомов.

Аристотель в своих трудах стремился обобщить достижения античной мысли, классифицировал науки, создал целый ряд новых (логика). Особого внимания заслуживает его полемика с Платоном по проблемам общественного устройства: Аристотель полагал, что не надо выдумывать идеального общества, а нужно улучшать существующее, приспосабливая государственное устройство к нуждам и потребностям людей.

Античная культура заложила основу всей европейской цивилизации, теории древнегреческих мыслителей были развиты впоследствии во многих областях жизни и деятельности.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Средние века в истории Европы – это период с 5 по 15 век, эпоха феодализма. Теоцентризм – основная черта средневекового мировоззрения. Бог считается причиной возникновения и существования мира. Отношения религии и философии строятся по формуле: «Философия – служанка богословия». Средневековая философия (схоластика) своей главной задачей считает рациональное обоснование бытия божьего. Самый известный философ средневековья Фома Аквинский выдвинул пять доказательств, например: каждая вещь должна иметь причину, другую вещь, которая на нее действует, каждая причина должна иметь свою причину, и должна быть конечная причина всех причин – и это Бог.

В наше время слово «схоластика» имеет значение: учение, оторванное от жизни, далекое от наблюдений и опыта, оторванное от жизни. Приведите примеры таких учений из разных областей.

Какое философское направление лежит в основе средневековой философии?

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

15-16 века в истории Европы получили название эпохи Возрождения. Мыслители того времени считали, что они возрождают античную культуру, но на самом деле они создавали новое мировоззрение, главной чертой которого был антропоцентризм . Бог отодвигается на второй план, главное внимание уделяется человеку, его способностям и возможностям. В это время возникает понятие «гуманизм». Т. Мор создает произведение под названием «Утопия», где рисует свой план идеального общественного устройства. Появляются новые идеи в области естественных наук, в это время развивают свои учения Д. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей. Многие философы и ученые в эту эпоху отождествляли бога с природой. Такое учение называется пантеизм и оно послужило обоснованием интереса к изучению природы.

Что такое гуманизм? В чем он выражается? Существовал ли гуманизм до эпохи Возрождения?

Утопия (в переводе с латинского – «место, которого нет») – принципиально нереализуемый план идеального общественного устройства. Подумайте, почему утопии нереализуемы?

В чем суть учений Д. Бруно, Н. Коперника, Г. Галилея? Почему их научные идеи имели большое влияние на мировоззрение?

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В 17-18 веке в Европе начинается эпоха буржуазных революций. На смену ремесленному приходит промышленное производство. Растет роль науки, причем главную роль начинают играть естественные науки. Идет процесс секуляризации – освобождения от влияния церкви во всех областях. Основной чертой мировоззрения в эту эпоху является рационализм. Разуму человека приписывали исключительное значение, его развитие считали основной причиной развития общества.

Английский философ Ф. Бэкон главной задачей философии считает помощь развитию науки. Для этого необходимо избавить сознание людей от заблуждений и разработать правильный метод научных исследований, таковым Бэкон считает индукцию. При исследовании мира нужно в первую очередь опираться на опыт (по латыни – эмпирия). Такое направление в гносеологии получило название эмпиризм . Система, разработанная Ф. Бэконом – метафизический материализм. Мир – часы, он устроен по законам механики, движение есть, а развития нет. Бог при этом понимался как часовщик, который сотворил мир, а далее в его дела не вмешивается. Такая позиция получила название деизм.

Французский философ Р. Декарт полагал, что мир имеет два первоначала - протяжение и мышление. В теории познания он был рационалистом, т.е. считал, что главным источником познания является разум, только он может нам дать достоверные знания о мире. Отбрасывая средневековый догматизм с его слепой верой в авторитеты, Декарт выдвигал принцип сомнения: можно и нужно сомневаться во всем, даже в данных собственных органов чувств, единственное, что несомненно - наличие сомневающейся мысли. «Я мыслю, следовательно, существую».

Нидерландский философ Б. Спиноза утверждал, что у мира только одно начало и это материя. Она является причиной самой себя.

Известный немецкий ученый и философ Г. Лейбниц был сторонником плюрализма: мир состоит из множества неделимых первоэлементов бытия – монад. И эти монады имеют идеальную природу.

Сенсуализм – гносеологическое направление, которое главным источником познания мира считает ощущения. Английский философ Д. Локк говорил: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах». Наше сознание – это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена.

Не все философы в это время были гносеологическими оптимистами. Английский мыслитель Д. Юм, исходя из эмпиризма и сенсуализма, приходит к скептицизму: мне даны только мои ощущения, а что стоит за ними достоверно неизвестно.

18 век в истории Европы получил название эпохи Просвещения. Просвещение – идейное движение молодого класса буржуазии против устаревших феодальных порядков. Главной чертой человека и мира считался разум (онтологический и антропологический рационализм), поэтому основным способом улучшения жизни людей полагается распространение знаний, просвещение.

Мыслителей этого времени в первую очередь интересуют проблемы правильного, справедливого общественного устройства. Ж.Ж. Руссо развивает демократические идеи: власть должна исходить от народа и действовать в пользу народа, если она этого не делает, народ вправе расторгнуть «общественный договор» и свергнуть такую власть. Ш.Л. Монтескье поставил вопрос: как сделать, чтобы власть не превращалась в тиранию? И выдвинул идею: нужно разделить власть на три ветви, с тем, чтобы они ограничивали и контролировали друг друга.

На какие три ветви предложил Ш.Л. Монтескье разделить власть?

Английский философ Дж. Беркли главной задачей своей жизни считает борьбу с материализмом. Никакой материи нет, это выдумка. Реально существуют только наши ощущения, а различные их комбинации мы привыкли называть вещами. «Существовать – значит быть воспринимаемым». Но ведь восприятие людей всегда ограничено. Беркли находит выход: мир существует в восприятии вечного и вездесущего Бога. Тем самым он опирает свой субъективный идеализм на объективный.

Каких ученых 17-18 веков вы знаете? Опишите созданную ими картину мира.

Почему в эпоху Возрождения в мировоззрении господствовали искусство и гуманитарные науки, а в Новое время ведущая роль переходит к естественным наукам?

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Германия в конце 18-начале 19 века была самой отсталой страной Европы, полуфеодальной и раздробленной, но в ней в это время происходит интенсивное духовное развитие, осмысление и усвоение тех революционных изменений, которые происходят в соседних странах. Поэтому немецкая классическая философия стала одной из вершин мировой философии.

И. Кант совершил переворот в теории познания, поставив вопрос: как вообще возможен процесс познания, как он происходит. При этом он рассматривает познание как активный, творческий процесс, а не просто отражение мира в голове человека. Хотя проблемы познания и устройства мира очень важны, но не они должны стоять на первом плане – только нравственность делает человека человеком. Поэтому Кант уделяет большое внимание разработке проблем этики.

Г.В.Ф. Гегель создал грандиозную и последнюю в своем роде систему объективного идеализма. Первоначалом мира он считает Абсолютную идею, которая, стремясь развернуть свое содержание, воплощается в природу, а затем в человеческую историю со всеми ее достижениями. Главным признаком этого процесса Гегель считает развитие. Философ превращает диалектику в стройную и последовательную теорию, доказывая, что развивающийся мир можно изучить, только применяя законы и категории диалектики. При этом возникает противоречие метода и системы: согласно диалектическому методу процесс развития вечен и бесконечен, а в системе Абсолютная идея, развернув свое содержание, замыкается на саму себя и развитие прекращает.

Л. Фейербах отвергал диалектику и был метафизическим материалистом. Но в его учении тоже содержались ценные и интересные моменты. Он считал человека центральной философской проблемой, такое направление получило название «антропологический материализм». Большое внимание этот философ уделял изучению религии. Причиной ее появления он считал «обожествление» людьми своих нереализуемых надежд и желаний (на вечную жизнь, абсолютную справедливость, бесконечное добро и т.д.), которые воплощаются в образах богов и которым люди поклоняются. Религия понимается не как результат обмана, а скорее самообмана людей. Она трактуется как сложное социальное явления, имеющее как негативные, так и позитивные стороны. Как говорил сам Фейербах, он был «материалистом внизу, идеалистом вверху»: материалистически понимал природу, но главной причиной развития общества считал сознание людей.

В широком смысле слова классической называется вся философия с античной до немецкой классической включительно. Для нее характерны вера в разумное устройство мира, разумность человека (при этом считается, что хорошо жить людям мешают только бедность и невежество), исторический оптимизм.

В каком смысле употребляется слово «классическая»?

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

К середине 19 века европейское общество вступает в новую стадию своего развития. Капитализм развивается на своей собственной основе. Ожидаемых «свободы, равенства и братства» буржуазные революции не принесли, наоборот, царят конкуренция, анархия производства, жестокая эксплуатация трудящихся. Противоречия в обществе углубляются, а положение человека еще более шатко и неустойчиво, чем это было в предыдущую эпоху: при феодализме человек был членом общины, цеха, мог надеяться на помощь и защиту, а при капитализме «каждый за себя, один бог за всех». Изменившееся мироощущение отражается в философии. Нарастает иррационализм. Немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше считают мир проявлением слепой и беспощадной воли, Жизнь – это хаос, а все наши теории – иллюзии и самообман.

Как реакция на засилье гегелевского идеализма возникает вульгарный материализм. Его создали ученые- биологи и физиологи. Они вообще отрицали наличие идеального и все считали материальным, даже сознание.

Французский философ О. Конт стал родоначальником позитивизма. Он утверждал, что из философии нужно выбросить все неразрешимые проблемы (что первично, в чем смысл жизни и т.д.), она должна подобно науке заниматься анализом и систематизацией фактов. Это и будет позитивная (т.е. положительная) философия.

Но возникали и другие учения, которые стремились объяснить действительность на новом уровне и, в то же время, сохранить достижения рационализма, которые продолжали развивать линию гуманизма и оптимизма. К. Маркс и Ф. Энгельс создали диалектический материализм, новый этап в развитии материалистического направления, важнейшей чертой которого было признание саморазвития и активности материи. Важнейшей заслугой их учения была разработка материалистического понимания общественного развития. Домарксовский материализм был материализмом только наполовину, поскольку материалистически рассматривал только природу, а в объяснении общества прибегал к воле и сознанию людей как определяющему фактору. Маркс попытался найти в жизни людей материальное, объективное начало, которое независимо от их воли и сознания определяет весь строй их жизнедеятельности, таким началом он считал материальное производство. Тогда получается, что люди творят свою историю не произвольно, в ней есть объективные законы. Пытаясь вычленить эти законы на материале европейской истории, К. Маркс создал теорию общественно-экономических формаций и на ее основе прогнозировал неизбежную смену капитализма коммунизмом.

ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА

Одним из важнейших факторов развития европейского общества является наука. Поэтому естественным выглядит формирование философского направления, которое стремится поставить философию на службу науке и саму философию сделать наукообразной. Таким направлением стал неопозитивизм . Еще в 19 веке французский философ О. Конт создал позитивизм, главной задачей которого провозгласил анализ и классификацию фактов. При этом предлагалось выбросить из философии «неразрешимые» проблемы смысла бытия, сущности человека и т.п. В 20 веке это направление продолжало развиваться. Английский математик, логик и философ Б. Рассел и австрийский философ Л. Витгенштейн задачей философии провозгласили логический анализ научных высказываний, а позднее расширили ее до анализа языка не только науки, но и обыденного мышления. Данное направление, разбившись на множество школ и учений, ныне существует под названием «аналитическая философия» и особенно широко распространено в англоязычных странах. Оно действительно во многом способствовало развитию науки и решению многих ее проблем, например искусственного интеллекта, машинного языка и т.д.

С другой стороны мировоззрение 20 века отмечено напряженным интересом к проблемам человека, ведь надежды мыслителей эпохи Просвещения на то, что человек разумное существо и, будучи избавлен от невежества и нищеты, станет жить справедливо и счастливо, не оправдались (стоит только вспомнить две мировые войны).

Экзистенциализм (от лат. «экзистенция»- существование) считает, что традиционная философия неоправданно много занималась абстрактными проблемами мироздания, тогда как нужно изучать повседневную жизнь людей. Научные методы здесь недостаточны, так как понять жизнь человека можно только изнутри, прочувствовав, пережив ее. К этому направлению принадлежали французские философы Ж.П. Сартр, А. Камю, немецкие М. Хайдеггер, К. Ясперс.

Австрийский психолог и психиатр З. Фрейд стал родоначальником нового направления в антропологических исследованиях. Он открыл, что наряду с рациональным началом в человеке существует бессознательное, в основе которого лежит влечение к наслаждению и к разрушению. Именно это начало, неосознаваемое и поэтому «невидимое» для человека, руководит его жизнью.

В мировоззрении 20 века можно наблюдать две крайние позиции по отношению к науке. Сциентизм – направление, которое считает науку способом решения всех проблем, безоглядно доверяет ей. Антисциентизм – направление, которое считает науку враждебной человеку и обществу, опасной.

Почему в философии 20 века так обостряется интерес к человеку? Чем это вызвано?

Можно ли привести доводы, на которые опираются сциентизм и антисциентизм?

В контексте развития европейской философии могут быть выделены две эпохи: классика (развитие философии с античных времен до середины XIX в.) и постклассика (развитие европейской философии с середины XIX в. по настоящее время). Классическая философия - это европейская философская традиция от античности до Г. Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние философии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления. Неоклассическая философия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм, неопротестантизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской традицией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и новое понимание сущности и задач философии.

Две эпохи в развитии европейской философии существенным образом различаются по многим параметрам: это и отношение к предшествующей философской традиции, и характер философского знания, и взаимоотношение философии с другими типами знания, и характер проблемного поля. Классическая философия отличалась приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка.

Постклассическая философия предъявляет серьезные претензии разуму, интенсифицирует интерес к «человеку-в-мире», обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля.

Развитие постклассической философии осуществляется в рамках трех основных стратегий: социально-критической, экзистенциально-феноменологической и аналитической. Каждая из них по-своему преодолевает установки классического философствования. Так, экзистенциально-феноменологическая стратегия отвергает объективизм предшествующей философской традиции. Для аналитической стратегии актуальной становится критика субстанциализма философской классики. Социально-критическая стратегия сосредоточивает свои усилия на преодолении созерцательности классической философии.

Разнообразие философских школ, принадлежащих к названным стратегиям, во многом знаменует собой плюрализм современной философской мысли. В то же время различные течения постклассической философии, как и философской классики, объединяет рефлексивность, проявляющаяся в том, что философия постоянно выявляет (эксплицирует) и переосмысливает наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Философское познание и в новую историческую эпоху выступает особым самосознанием культуры, активно влияющим на ее развитие.

ПЛАН ЛЕКЦИИ Типологические черты постклассической философии.
  1. Постклассичсекая философия: фаза развития, основные школы и направления. Программа преодоления философской классики в современной философии.
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Ждановский А.П. Введение в постклассическую философию. Минск, ХХ05.
Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., ХХ01.
Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии//Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Рассел Б. История западноевропейской философии. В 2 т. М., 1993.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997.
Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.
Хрестоматия по истории философии. Ч.2. Современная западная философия. М., 1994.
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЬЕЛЬНЫЙ КОНСПЕКТ
  1. Классика и постклассика: проблема хронологической демаркации.
Типологические черты постклассической философии
Европейская философия нового и новейшего времени представляет собой сложное многоуровневое образование. В ее развитии выделяют две эпохи:
  1. классика - период, охватывающий эволюцию европейской философской мысли XVII - первой половины XIX в. (до Г. Г егеля включительно);
  2. постклассика - развитие европейской философии с середины XIX в. до настоящего времени.
Классическая философия обнаруживала ряд специфических черт, касающихся способов постановки проблем, использования понятийно-категориальных средств, общей стилистики мышления. Постклассика ориентирована на преодоление базовых характеристик классического философствования. Она стремится к радикальным трансформациям, касающихся развития категориального аппарата философии, осмысления регулятивов деятельности философа. Критическому переосмыслению подвергается также язык философской классики, ее аналитический инструментарий. Постклассика проявляет интенцию к новым формулам, отражающим изменившееся представления о социальных функциях философии, историческом призвании философствования.
Для выявления сущностных характеристик постклассического философствования следует сопоставить соответствующие позиции классики и базовые установки постклассической философской мысли по ниже приведенным параметрам.
  1. Способы постановки онтологических проблем. Здесь следует указать на метафизическую ориентацию классического мышления. Классическая философия стремилась к выработке знания, вскрывающего самые глубокие, фундаментальные основания бытия. Она претендовала на систематическую целостность, завершенность, отражающие естественную упорядоченность самого мироустройства. В классике утверждалась идея гармонии между организацией бытия и субъективной организацией человека, когда мыслительные акты однозначно соответствуют связям и дифференциациям объектов.
Отрицая мета физику классической философии, постклассика указывает на историческую изменчивость самого бытия и отказывается строить свое содержание как систему законченного знания. Онтологической базой философствования становится не универсальное всеобщее, а исторически развивающееся конкретное бытие. В качестве онтологического основания мира выступает уже не абсолютный дух, а «воля» (Артур Шопенгауэр»), «труд» (Карл Маркс), «чувственность» (Л.Фейербах), экзистенция как поток неповторимых моментов человеческой жизни (С.Кьеркегор).
  1. Трактовка субъект-объектного отношения.. Классика исходит из презумпции автономного субъекта, выделенного из окружающего мира и наделенного способностью мысленного проникновения в структуры бытия и постижения их глубинной сущности. Будучи вырванным из системы повседневных социально-экономичексих связей и зависимостей философский субъект наделен способностью познания мира в ее предельно мыслимой форме. Субъект способен к рациональному самонаблюдению, соотнесению тех или иных мыслительных содержаний с элементами чувственного опыта и структурами объективной действительности. Субъекту противостоит мир объектов, раскрывающихся перед познающим разумом и его эвристическими способностями.
Постклассическая философия стремится преодолеть субъект-объектную
оппозицию. Она исходит из признания факта онтологической вовлеченности субъекта, укорененности его познавательной и практической деятельности в структурах исторической и культурной традиции вплоть до полного «растворения» субъекта в историческом бытии (идея философствования без субъекта, концепция «смерти субъекта»).
  1. Понимание регулятивов познавательной деятельности.
Для классики характерно стремление к объективной «вечной» истине,
преодолевающие на этом пути множество препятствий и, прежде всего, предрассудков, обусловленных самой природой человека, его психофизической организацией, несовершенством языка и форм общения, исторической ограниченностью любых видов практики (вспомним «идолов» Ф. Бэкона).
Постклассика трактует знание через выявление его эффективности, практичности, утилитарности. Истина должна прежде всего согласовать экзистенцию с формами социальной организации, 2приспособить» человека к миру.
  1. Особенности применяемого категориального инструментария. В качестве главного инструмента познания в философской классике выступает разум. Целью познания является воспроизведение фундаментальных оснований бытия в сложноорганизованных системах непротиворечивого знания. Пафос классического философствования - это пафос системосозидания. Связи философских понятий, конструируемых разумом, отражает системность самого бытия, а категории (случайность, необходимость, причинность, форма) наполняются объективно-онтологическим содержанием.
Постклассика расширяет поле философской рефлексии, выходя за пределы рациональных оснований бытия мира и человека. Мир не только познается. Он прежде всего переживается субъектом, изначально этому миру сопричастным. Этим обстоятельством обусловлено появление в постклассическом философствовании новых категорий (экзистенция), совершенно немыслимых в контексте классического мышления: «страх», «забота», «сподручность», «заброшенность», «экзистенция». Не удивительно, что стремящаяся к выражению такого рода опыта постклассическая мысль использует также средства как интуиция, «вчувстование».
Размывая границы между философией и наукой, мыслители обращаются к использованию различных литературных форм (эссе, афоризмы, символическая поэма, пьеса).
  1. Постклассическая философия: фаза развития, основные школы и
направления. Программа преодоления философской классики в современной философии
В развитии постклассической философской мысли могут быть выделены следующие этапы.
Первый этап ознаменовался процессами размывания гегелевской системы идеалистической диалектики, стремлением к переосмыслению предмета и социальной роли философии. Обнаружила себя тенденция освобождения философии от метафизики и крайнего рационализма. В этой связи следует упомянуть имена Л. Фейербаха, С. Кьеркегора, К. Маркса, усилиями которых европейская философия осуществила коренной поворот к анализу исторического конкретного бытия, отвернувшись от абстрактно-спекулятивных форм мышления. Подобного рода импульсы были усилены в творчестве Ф.Ницше, основателя философии «жизни», заменившего гегелевский абсолютный разум категорией «жизни» как бесконечного процесса мирового становления. Тем самым он продолжил развитие философской программы А. Шопенгауэра, видевшего в основании мироздания.
Тенденция к освобождению от спекулятивного идеализма проявила себя на втором этапе развития постклассики и в философии постпозитивизма. (Конт, Спенсер, Дж.С.Милль), утверждавшей необходимость обоснования знания, исходя из конкретного данного, эмпирически проверяемого фактического материала. Переосмысление классики, приспособление наработанных ее мыслительных конструкций к изменяющейся социальной действительности прослеживается в неокантианстве (Г.Рикер, Дж, Джентиле, Б. Кроче). Неотомизм (Ж.Маритен, Э.Жильсон) пытается трансформировать мировоззренческий и интеллектуальный потенциал философии Ф. Аквинскского, приведя ее в соответствие с духовно-религиозными запросами современного мира. В рамках философии жизни оформляется интуитивистская философия А. Бергсона, морфологическая программа исследования цивилизаций ОюШпенглера.
Праксеологические аспекты знания исследует прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи), к изучению структуры человеческой психики, и тайн подсознания обсуждается психоанализ (З. Фрейд. К. Г. Юнг).
Третий этап в развитии постклассической философии оформляется к середине ХХ в. В его содержании следует выделить следующие относительно автономные программы философствования: 1) социально-критическая; 2) экзистенциально
феноменологическая; 3) аналитическая.
Социально-критическая стратегия исторически восходит к марксистской философии, воспринимая ее интенцию к выполнению функций социальной практики. Исходя из признания существования феномена отчуждения как фундаментальной характеристики человеческого бытия в докоммунистических формациях, марксизм связал его с конкретно историческими формами общественных отношений, базирующихся на частной собственности. Позитивная социально-практическая программа марксизма состояла в идее трансформации системы общественных отношений, приведения ее в соответствие с родовой сущностью человека, преодоление исторически ограниченных форм бытия и переходе к коммунизму, как подлинной истории человечества.
Аналитическая стратегия обращается к анализу языка как особого феномена человеческого бытия. Еще в к. XIX в. Г. Фреге. Заложив основу логической семантики он исследовал связи обозначающего и обозначаемого, ввел обобщенное представление об имени в логике. Критикуя психологизм и формализм в логике и математике, Г. Фреге, дал продуктивные импульсы изучению проблематики языкового значения. Серьезно повлияв на философию ХХ в.
Логико-аналитический этап рассматриваемой стратегии характеризуется вниманием к анализу структуры научного знания (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Тарский, «ранний» Л. Витгенштейн»).
Для позднеаналитического этапа характерно обращение к проблематике языковых игр, значения слов в контексте их употребления, вопросам о природе и функциях речевых коммуникаций.
Важную роль в развитии этого этапа сыграл неопизитивизм (М. Шлик, Р.Карнап). Обосновываемый им принцип верификации, требовал сводимости научно осмысленного утверждения о мире к совокупности протокольных предложений, фиксирующих данные «чистого опыта».
Принцип физикализма указывал на необходимость унификации всех наук на базе универсального языка (в качестве образца предлагался язык физики).
Принцип конвенционализма утверждал, что в основе естественно-научных категорий лежат произвольные соглашения (конвенции) между учеными.
Исчерпавший свой эвристический потенциал неопозитивизм был смене в 50-70 гг. ХХ в. сменен различными концепциями постпозитивизма, обратившихся к исследованию эволюции научного знания, его социокультурной обусловленности. Среди наиболее влиятельных теорий, представляющих это направление следует назвать критический рационализм К. Поппера. Д. Армстронга и Дж. Смарта, прагматический анализ У. Куайна и М. Уайта, эпитстемологический анализ П. Фейерабенда, концепцию неявного знания М. Полани.
Экзистенциально-феноменологическая стратегия исходила из критического отношения к объективизму классической философии. Основы этой программы были заложены немецким философом Э. Гуссерлем. феноменология Гуссерля обратилась к исследованию особой формы существования человеческому бытию. Последнее, по Гуссерлю, заключается в его особом «феноменальном» характере в его «нередуцироемости» к внешним природно-физическим и социокультурным факторам, его «выпадении» из потоков причинно-следственного детерминизма. Человеческое бытие выступает как «в себе самом себя привлекающее». и как таковое не поддается познанию средствами науки и логики. но требует для своего постижения особых категориальных средств, специфических философских интуиций. Это методологическая программа феноменологии была развита в философии экзистенциализма. Экзистенциалисты рассматривали человека как особое сущее, задающегося вопросам о смысле своего существования, стремящихся к творчеству, к реализации своей свободы. и жизненного призвания к поиску своей аутентичной сущности в контексте неподлинных форм коммуникативности, навязываемых социальной организацией.