Исторический процесс и его участники. Исторический процесс и его субъекты

Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

Основу исторического процесса составляют исторические факты. При изучении таких фактов следует помнить о том, что:

любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими элементами. Каждый исторический факт влияет на последующее развитие общества;

содержание факта исторического процесса является результатом деятельности субъектов исторического общества.

Под субъектами исторического процесса обычно понимаются те индивиды и их общности, которые принимают в нём непосредственное участие. Такими субъектами могут быть народные массы.

Народными массами можно назвать социальные общности, сложившиеся на определённой территории, члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и вместе создают материальные и духовные ценности.

Ещё одним субъектом исторического процесса являются социальные группы и общественные объединения. Социальные группы выделяются по различным признакам - возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т.д. Наиболее распространёнными социальными группами являются классы, сословия, страны.

Каждая из социальных групп имеет общие черты, составляющие в совокупности социальный характер данной группы.

Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности, которых учёные называют историческими деятелями. Таковыми традиционно считают тех, кто осуществляет власть. Однако кроме них большое влияние на развитие общества оказывают великие учёные и деятели культуры и искусства.

Исторический процесс складывается из поступков, как отдельных личностей, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.

Ступени человеческой истории

В науке существует несколько подходов к определению этих ступеней (стадий), различающихся в том числе в зависимости от того, какой фактор общественного развития признаётся основополагающим.

Один из подходов к историческому процессу принято называть формационным. Учение об общественно-экономических формациях как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит человечество как единое целое, разработал К. Маркс и Ф. Энгельс. Решающим фактором общественного развития при этом являлся способ производства, как соотношение уровня развития производительных сил и производственных отношений. Политическая структура и духовная сфера общества - это надстройка, всецело зависящая от способа производства. Движущей силой исторического развития являются противоречия производительных сил и производственных отношений, антагонистических классов и классовой борьбы, что неизбежно ведёт к социальной революции.

Целью исторического процесса в марксизме выступает коммунизм - общество, в котором не будет социального неравенства, лозунгом которого станет: “От каждого - по способностям, каждому - по потребностям” К. Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия - социализм). Одной из основных черт этой теории общественно-экономического развития является убеждённость в том, что всё человечество закономерно проходит определённые ступени (стадии) развития.

Идею стадиального развития разделяют и большинство сторонников теории постиндустриального общества, где ступенями развития выступают доаграрное общество - аграрное общество - индустриальное общество - постиндустриальное общество.

К стадиальному принципу относится и теория модернизации, по которой все общества делятся на традиционные и современные. Переход первых ко вторым и составляет содержание модернизации. Согласно этой теории, основой модернизации является замена конкретных отношений традиционного общества (тесная связь человека с природой, приспособление к окружающей среде; созерцательное, образное мышление; важная роль традиций; сословно-кастовая, иерархическая структура, коллективизм, вмешательство государства во все сферы деятельности общества, господство принципа “власть выше закона”) формально-рациональными отношениями современного общества.

Главными чертами современного общества признаются индивидуальная свобода личности; свобода хозяйственной деятельности, основанной на частном предпринимательстве; незыблемость прав человека, политический плюрализм, интенсивное производство, рациональное мышление, правовое государство, неприкосновенность частной собственности.

Обычно формационному подходу к изучению общества противопоставляют цивилизационный. Их отличие можно свести к следующим линиям сравнения:

Формационный подход

Цивилизационный подход

Главное внимание уделяется изучению объективных, независимых от человека закономерностей развития.

Решающая роль отводится в истории общества материальным факторам, прежде всего производству.

Общество рассматривается как движение от более низкой ступени развития к более высокой.

В центре изучения - человек. Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов деятельности.

Определяющее значение имеют мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры.

Общество - это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен.

Однако надо отметить, что внутри цивилизационного подхода существуют два направления: линейно-стадиальная теория цивилизаций и теория локальных цивилизаций.

Сторонники линейно-стадиальной теории цивилизаций рассматривают общество сквозь призму цивилизаций-стадий. Отличие данной трактовки истории общества от формационного только в том, что определяющим критерием стадий-ступеней выступает не материальное производство, а система культурных ценностей.

Важно помнить, что понятие “цивилизация” очень многозначно и используется разными исследователями в разных смысловых контекстах.

Так, ещё в XVIII веке ряд мыслителей выделял последовательные периоды дикости, варварства и цивилизации. В этом смысле цивилизация выступает синонимом высших достижений человека и человечества.

Часто в линейно-стадиальном значении используется понятие античная цивилизация, средневековая цивилизация, современная цивилизация. Ряд исследователей выделяют следующие ступени-цивилизации:

Космогенная цивилизация. Природа (космос) определяет формы жизнедеятельности данного общества (цивилизация древности и средневековья).

Техногенная цивилизация (индустриальная) определяется развитием науки и техники, машинного производства.

Антропогенная цивилизация (информационная, постиндустриальная) основана на развитии информационных технологий и приоритете прав человека.

Второе направление в рамках цивилизационного подхода - теория локальных цивилизаций. Её основное отличие от всех вышерассмотренных концепций в том, что её сторонники не выделяют в истории человечества каких-то единых ступеней - стадий. Наиболее последовательно данная теория разработана в произведениях А. Тойнби. По его мнению всемирная история представляет собой совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. Каждая цивилизация проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой цивилизации.

В этом значении цивилизация - это некий организм, развивающийся в определённой культурно-географической зоне, обладающей неповторимым своеобразием и уникальной исторической судьбой. Таким образом, локальной цивилизации свойственны единое пространство, единая система ценностей и определённый архетип (т.е. совокупность осознаваемых и неосознаваемых установок и стереотипов индивидуального и коллективного поведения). Понятие “архетип” весьма близко к понятию “менталитет” (ментальность) - это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определённым образом. Примером локальной цивилизации можно считать российскую цивилизацию. Ядром этой цивилизации будет выступать система высших духовных ценностей.

Так, писатели и историки относят к таким ценностям российской цивилизации духовность, веру в особое предназначение, коллективизм и общинность, максимализм в решении проблем и т.д.

Развитие цивилизации может идти двумя путями - изнутри, через естественные изменения собственно культуры и системы ценностей, или под влиянием других цивилизаций, политико-государственная оболочка в этом случае утрачивает свою непроницаемость.

Существуют разные точки зрения на проблему соотношения цивилизационного и формационного (стадиального) подхода к развитию общества:

каждый тип цивилизации нужно рассматривать как самостоятельный, имеющий собственные этапы развития, не надо пытаться загнать цивилизации в прокрустово ложе стадий-ступеней (например, в развитии российской цивилизации никогда не было рабовладельческого этапа, феодальная и капиталистическая стадии развития хронологически не совпадают с западноевропейскими и обладают специфическими чертами);

формационный подход отражает глобальность изменения истории человечества. Внутри каждой формационной модели можно выделить отдельные локальные цивилизации (например, в рамках рабовладельческой общественно-экономической формации существовали древнегреческая, древнеримская, эллинистическая цивилизации и др.);

устойчивые цивилизации в их пространственных рамках как бы рассекаются формационными эпохами с их хронологическими рамками. При всей своей несхожести каждая цивилизация проходят универсальные стадии-ступени, выделяемые с учётом целого комплекса экономических, социальных, политических, духовных факторов (например, в рамках развития российской цивилизации выделяются стадия феодализма, капитализма, современного общества).

Попробуем соотнести приблизительно все вышеназванные подходы к изучению общества и перечислить основные традиционно выделяемые ступени человеческой истории:

ступень - первобытность (примерно 3 - 2,5 млн. лет назад - IV тыс. до н.э.) - первобытнообщинная общественно-экономическая формация, доаграрное, традиционное общество охотников и собирателей. Для нее характерны присваивающий характер хозяйства, полная зависимость человека от природы, “первобытный коммунизм”, где неравенство в распределении благ определяется половозрастным отличием, господство коллективистского начала над личностью, отсутствие государства и письменной культуры.

ступень - древность (примерно IV тыс. до н.э. - V в.н.э.) - рабовладельческая общественно-экономическая формация, доиндустриальное (аграрное), традиционное общество, космогенная цивилизация. В это время зарождаются и сосуществуют несколько локальных цивилизаций.

Древнеегипетскую, месопотамскую (Двуречье), древнеиндийскую, древнекитайскую называют ещё древневосточными или речными цивилизациями. Для каждой из них характерна своя система ценностей. Общими чертами этих цивилизаций можно считать переход к производящему хозяйству, развитие земледелия и скотоводства, появление торговли и ремесла. Происходит усложнение социальной структуры, появляется имущественное и социальное неравенство, выделяются касты, как замкнутые группы людей, выполняющих специфические функции, связанные с наследственными занятиями и профессиями. Появляются первые государства, в которых верховный правитель (фараон, император) является и верховным собственником и судьёй. В духовной сфере господствует религия, возникает письменность, монументальная архитектура.

Чуть позже в рамках этой ступени возникают античные цивилизации (древнегреческая, древнеримская, эллинистическая). Эти цивилизации в период своего расцвета объединены полисной системой ценностей: для гражданина благо полиса (города-государства) - высшая ценность. В рамках этих локальных цивилизаций распространяется рыночная экономика и частная собственность. Рабский труд становится основой экономики. Полноправные граждане полиса равны перед законом, появляется демократия и выборность власти. В духовной сфере античные цивилизации характеризуются расцветом науки, искусства, образования, большой ролью юриспруденции. Принцип состязательности способствует раскрытию творческого потенциала личности.

III. ступень - средневековье (примерно V -Х V в.в.) - феодальная общественно-экономическая формация, аграрное, традиционное общество, космогенная цивилизация. В рамках этой ступени сосуществуют несколько локальных цивилизаций (западноевропейская средневековая, византийская, арабская и т.д.) со своей системой ценностей. Для этой ступени характерно аграрно-ремесленное общество с тенденцией к натурализации хозяйства. Земля, как правило, находится в условной собственности социальной группы профессиональных воинов (феодалов), но обрабатывается находящимся от них в зависимости крестьянством. Существует жёсткая сословно-иерархическая структура общества, основанная на господстве личностных связей. В политической сфере существование больших империй сменяется феодально-раздробленными государствами. В духовной сфере господствуют религиозные догматы.

IV. ступень - новое время (примерно начало XVI - начало XX в.в.) - капиталистическая общественно-экономическая формация, модернизация (переход от аграрного, традиционного к индустриальному), с XIX века - индустриальное общество, техногенная цивилизация. В Европе рубежом между средневековьем и новым временем является эпоха Гуманизма и Реформации (XV - XVI в.в.). В это время формируется новая система ценностей, основанная на раскрепощении личности, идеалах свободы, стремления к успеху, новой протестантской трудовой этике. Происходящий в это же время процесс первоначального накопления капитала и появления первых капиталистических предприятий (мануфактур) способствовал оформлению новоевропейской (западной) цивилизации. Эта цивилизация, расширяя географические рамки, становится индустриальной цивилизацией.

В XVIII - XIX веках происходит промышленный переворот, бурное развитие машинного производства, урбанизация, развивается разделение труда и его специализация. Для индустриальной цивилизации характерно господство частной собственности и рыночных отношений, разрушение сословных границ, открытость и подвижность социальных структур, формирование правового государства и гражданского общества, отделение церкви от государства, индивидуализация жизни.

V. ступень - современность, новейшее время (начало XX в - начало XXI в.) - капиталистическая общественно-экономическая формация (в СССР - социализм, как первая фаза коммунистической общественно-экономической формации), индустриальное общество (со второй половины XX века в развитых странах - постиндустриальное общество), техногенная и антропогенная цивилизации. В рамках этой ступени существуют локальные цивилизации (западноевропейская, американская, российская, латиноамериканская, индо-буддийская, дальневосточно-конфуцианская, арабо-исламская и др.) Ядро этой ступени - постиндустриальное общество. Здесь компьютеризация и всё ускоряющийся поток информации приводит к превращению товаропроизводящей экономики в обслуживающую, классовое деление уступает место профессиональному, основным критерием социального неравенства становится не собственность, а уровень образования и знания, существует приоритет прав личности (страны Западной Европы, США).

Полупериферия этой ступени - это индустриальные страны с быстро развивающимся производством, с динамической политикой. Однако большинство технологических достижений заимствовано у постиндустриальных стран (Бразилия и др.).

Периферия - это существующие традиционные аграрные общества.

В целом для современности характерны глобализация и создание мировой системы (мирового общества), включающего все существующие на планете страны.

Изучение основных ступеней человеческой истории и знакомство с локальными цивилизациями позволяют сделать вывод о многообразии путей и форм общественного развития.

Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений. Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляютсобытия, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучаетисторическая наука.

Есть еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, - философия истории. Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

Типы социальной динамики

Исторический процесс - это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества. Социальныеизменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения. Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называютсясоциальным развитием. Философы и социологи рассматриваютразличные типы социальной динамики. Распространенным типом считаетсялинейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса, которые будут рассмотрены на следующих уроках.Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий,спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории. Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома. В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса. Социальные изменения могут происходить в различныхформах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл.Эволюция - это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. Эволюция противопоставляется понятию «революция», которое характеризует скачкообразные, качественные изменения.Социальная революция - это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества: глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни - общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.) Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории. Чаще всегосоциальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику. Вместе с тем современная наука признает возможность осуществлениясистемы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять.Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

2010-10-25 19:52:04 - Кир Евгеньевич Иванов
Проблема типологии исторического процесса

Философы и историки по-разному смотрят на исторический процесс. Историки подходят к изучению истории общества с позиций науки, их цель получение достоверного, истинного знания в отношении любых конкретных, зафиксированных фактов и событий.

В философии истории последняя предстает в виде целостного процесса, связывающего воедино прошлое, настоящее и будущее. Но таким исторический процесс можно увидеть только в том случае, когда ему придана концептуальная оформленность, когда он устремлен, хотя бы в теории, к такому будущему состоянию, которое философ признает за ко- нечную цель, неважно, в абсолютном смысле или в относительном. Философия истории, таким образом, вопреки ее названию, обращена равным образом от настоящего как в прошлое, так и в будущее.

Философия истории как теоретическое знание начинается с идеи истории. Откуда она берется? Отдельные намеки на нее, различные аспекты постоянно обсуждаются в различных сферах культуры общества. Философия призвана уловить эти умонастроения, составляющие самосознание определенной эпохи, и выразить в теоретической форме, в виде философского текста.

В философии истории, пожалуй, с наибольшей полнотой проявляется природа социально-философского знания. Философия выражает духовные, идеальные устремления конкретного общества или цивилизации, которым она пытается придать теоретическую форму, т.е. логически последовательно и упорядоченно изложить смысл истории, который принимает для себя страна или цивилизация. Но это теоретическое знание нельзя назвать чисто научным.

Признание закономерного характера процесса развития приводит к выделению определенных этапов в истории общества. В христианской философии истории насчитывается три этапа от сотворения мира до явления Христа, затем от явления Христа до его второго пришествия, которое означает конец истории, и, наконец, установление Божьего царства на земле, когда спасутся лишь истинно верующие. Французский философ-просветитель М. Кондорсе в конце XVIII в. писал о десяти стадиях прогресса человеческого разума. Он считал развитие знания и просвещения главной движущей силой исторического прогресса. В начале XIX в. французский философ-утопист А. Сен-Симон разработал свою схему чередования ступеней эволюции общества ангинная, рабовладельческая, феодально-крепостническая и, наконец, научно-промышленная стадии.

Гегель в грандиозном труде Философия истории пишет о направленности исторического процесса и его закономерном характере. Смысл истории в развитии свободы. Всемирная история направляется с Востока на Запад, т.е. Европа есть, безусловно, конец всемирной истории, а Азия ее начало. Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны. Таким образом, всемирная история проходит четыре ступени, и на последней, в германском государстве, абсолютный дух основа и движущая сила всемирной истории достиоет полной зрелости, возвращается к себе через полное раскрытие своего идеального содержания, которое он вмещал в себя, однако, еще до начала реального процесса всемирной истории.

Радикальный подход к анализу исторического процесса как порочное достояние западной мысли был критически переосмыслен К. Марксом при создании им фор-мационной теории развития общества. Эта теория приобрела впоследствии огромную известность. Она сыграла важную роль в осмыслении мировой истории, особенно последних двух веков.

История - это наше прошлое. Она рассказывает обо всех событиях и фактах, сопровождавших наших предков. Это наука, занимающаяся изучением минувших событий, причин, по которым они произошли, и выяснением правды. Основные данные и результаты получают из сохраненных документов, повествующих о конкретных происшествиях.

Исторический процесс, по мнению В.О. Ключевского, это совокупность успехов, условий и хода человеческого бытия или жизнь человечества в целом в его развитии и результатах.

Само слово "процесс" - это последовательная смена состояний в ходе развития какого-либо явления.

Основой исторического процесса, конечно, являются события. Именно в них воплощается любая деятельность людей и человечества в целом. Также здесь отмечены политические, экономические, социальные, культурные связи и отношения между индивидами.

Субъекты исторического процесса - это личности или организации людей, которые непосредственно принимают участие в определенных событиях. Такими организациями могут быть социальные общности, которые проживают на одной территории и имеют один менталитет, культуру и традиции. Результатом их деятельности будет создание общих для каждого в отдельности материальных и духовных ценностей.

Социальные группы могут отличаться по возрастным, половым, профессиональным, религиозным признакам, однако они должны иметь и признаки, их объединяющие. Таковыми группами являются, например, сословия, государства и различные классы населения.

К субъектам можно отнести и отдельные личности, которые непосредственно принимали участие в исторических событиях. Чаще таковыми считают политических деятелей, монархов, королей, президентов. Огромный вклад в исторический процесс вносят деятели культуры, искусства и науки.

С точки зрения К.Маркса и Ф.Энгельса исторический процесс нужно рассматривать как учение об общественно-экономических формациях, которые являются ступенями этого процесса. Решающий фактор развития общества - это То есть соотношение развития сил производства и Тогда как и духовное развитие представляют собой всего лишь надстройку, которая зависит от способов производства. Отдельные факты и события - результаты возникшей при столкновении противоположных интересов между классами. К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали исторический процесс сквозь призму коммунизма, который выступает как конечная цель.

Приверженцы теории постиндустриального общества также говорят о ступенчатом развитии человечества от доаграрного до постиндустриального общества.

Исходя из теории модернизации, общество получило развитие в результате перехода от конкретных традиционных отношений к формально-рациональным. К важнейшим чертам общества можно отнести индивидуальную свободу личности, свободу хозяйственной деятельности, неприкосновенность прав человека, правовое государство и

Существует и противоположный формационному, Приверженцы линейно-стадийной теории выступают за определение критерия стадий-ступеней в системе культурных ценностей.

По (одна из ветвей цивилизационного подхода), периодизация исторического процесса не может строиться на выделении ступеней-стадий. Основоположником этого направления является А.Тойнби. В своих научных трудах он разделяет всемирную историю на истории отдельных цивилизаций, каждая из которых в отдельности проходит все стадии (от возникновения до надлома и разложения). И только их совокупность - это и есть всемирный исторический процесс.

Историческим процессом называется временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей. Основу исторического процесса составляют исторические факты, произошедшие или происходящие явления общественной жизни, которые оказали серьезное воздействие на жизнь людей.

В процессе познания ученые не только констатируют данные факты, но и пытаются дать им научное объяснение. При изучении таких фактов следует помнить о том, что:

а) любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими ее элементами. Поэтому все исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии, выявлять не только место конкретного факта в историческом процессе, но и его влияние на последующее развитие общества;

б) содержание исторического факта зависит от уровня развития конкретного общества и является результатом деятельности субъектов исторического процесса. Под субъектами исторического процесса обычно понимаются те индивиды и их общности, которые принимают в нем непосредственное участие. Такими субъектами могут быть народные массы, социальные группы и общественные объединения, отдельные исторические личности.

Народными массами в самом общем смысле можно назвать социальные общности, сложившиеся на определенной территории (обычно таковой является территория какой-либо страны), члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности. Народные массы являются наиболее значимым субъектом исторического процесса. Большинство ученых считают, что именно народные массы играют в нем определяющую, а подчас и решающую роль. Однако ряд философов указывают на необходимость разделения понятий «народ» и «масса». Они подчеркивают, что, в отличие от народа, масса представляет собой группу людей, не связанных друг с другом. Подобные группы, говорят они, возникают время от времени и в своей деятельности руководствуются не разумом, а эмоциями, причем стремление к разрушению у них бывает сильнее стремления к созиданию.

Еще одним субъектом исторического процесса являются социальные группы и общественные объединения. Социальные группы могут выделяться по различным признакам - возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т. д. Наиболее распространенными социальными группами, сыгравшими огромную роль в историческом процессе, являются классы, сословия и нации. Каждая из социальных групп имеет некоторые общие черты, составляющие в совокупности социальный характер данной группы. У каждой из групп есть свои интересы, которые они пытаются отстаивать в историческом процессе и для защиты которых создают общественные объединения. Общественными объединениями называются добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов. К ним относятся политические партии, профсоюзные организации, общественные движения .

Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности, которых ученые называют историческими деятелями. Прежде всего таковыми традиционно считают тех, кто осуществляет власть (монархов, президентов и т. д.). Однако кроме них большое влияние на развитие общества и его самосознания оказывают великие ученые и деятели культуры и искусства . Поэтому в зависимости от конкретной исторической ситуации и их вклада в исторический процесс они также могут быть отнесены к историческим личностям.

Таким образом, исторический процесс складывается из поступков как отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.