Село пархомовка. Село пархомовка краснокутского района харьковской области

Два года официальная церковь не давала разрешения на освящение церкви в селе Пархомовка (ныне Володарский район Киевской области). Большой храм на две тысячи прихожан, в строительстве которого использованы мрамор, гранит, кованая сталь, шифер, дерево, керамика и даже железобетон (едва ли не впервые в Российской империи), церковь не хотела принимать в своё лоно. Удивительно… Официальное объяснение было таким: архитектурное решение не соответствует церковным канонам. Действительно, подобных архитектурных решений в православии не было.


http://ukrainainkognita.org.ua/Rus/Istkult/parhom%20rus/parhomivka%20rus.htm

район Киевской области). Большой храм на две тысячи прихожан, в строительстве которого использованы мрамор, гранит, кованая сталь, шифер, дерево, керамика и даже железобетон (едва ли не впервые в Российской империи), церковь не хотела принимать в своё лоно. Удивительно… Официальное объяснение было таким: архитектурное решение не соответствует церковным канонам. Действительно, подобных архитектурных решений в православии не было.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пархомовке лишь частично похожа на православную. Это своеобразный синтез готики, восточных (азиатских) архитектурных традиций и языческих культовых форм. Храм украшен изображениями огня, молота, стрел, проросшего зерна, змей, виноградных грон, пластов вспаханной земли ели, петуха и, даже, свастики (древнеиндийского символа вечного движения жизни). Все это, вместе с паркетным полом и скамейками в помещении храма не давало покоя церковной власти. Но пархомовскую церковь все же освятили.
Очень много на стенах церкви вырезанных на мраморных плитах, старинных надписей. Одна из надписей на старославянском гласит: "Сооружен в честь и память Покровы пресвятой Богородицы и великого мученика Виктора в лето 1903-1906".

Пятидесятиметровая колокольня видна издалека. Впервые я увидел этот архитектурный шедевр еще в детстве. И уже тогда меня восхитило сказочное величие этого ни на что не похожего сооружения. Но лишь несколько лет назад я узнал историю появления в глухом селе храма, который украсил бы любой город мира.

В свое время село Пархомовка принадлежало известному российскому магнату Виктору Федоровичу Голубеву. Пархомовские земли он превратил в образцовое хозяйство со статусом "заповедного". В Пархомовке выращивали редкие плодовые деревья, собирали хороший урожай зерновых и овощных культур, выводили породистых и рабочих лошадей. Семья Голубевых не жалела денег на развитие села. Для крестьян были построены две школы, больница, амбулатория с акушерским отделением, читальня, чайная, в которой установили полифон с большим репертуаром пьес. Голубевы ежегодно выделяли средства на содержание этих заведений. Хозяйство в Пархомовке велось с учетом всех прогрессивных достижений агрономии. (Использованы материалы http://yro.narod.ru/bibliotheca/parxomovka.html).

Некоторые знатоки утверждают, что В.Ф.Голубев планировал построить в Пархомовке большое промышленное предприятие (кирпичный завод), но друзья уговорили его начать строительство церкви. Но Виктор Федорович не дожил до начала строительства - он умер в 1903 году в Риме, завещая похоронить себя в Пархомовке. Его волю исполнили - похоронили в склепе рядом с будущим храмом. Уже в 1994 году, после развала империи большевиков, рядом с церковью поставили памятник великому меценату.

Идею строительства церкви реализовали сыновья Виктора Федоровича - Виктор и Лев. Оно началось почти сразу после смерти В.Ф.Голубева, в том же 1903 году. Сооружение церкви заказали архитектору В.А.Покровскому. Николай Рерих, будучи хорошим знакомым В.В.Голубева и В.А.Покровского, разработал 13 эскизов мозаик и внешнего декора храма. Но воплощены в жизнь были только две мозаики: "Покров Богоматери" и "Спас Нерукотворный". Смальту для них изготовил один из лучших мастеров того времени В.А.Фролов. Мозаики и ніне украшают храм в Пархомовке.

И Голубеву, и Покровскому, и Рериху біли близки идеалі Востока. Сотрудничество етих людей воплотилось в создание Пархомовской церкви. По задумке Рериха в интерьере храма предполагалось доминирование красного, зеленого, желтого и серого цветов. Фрески храма должны были воплощать гуманистическую идею мирового единства. К сожалению, авторам не удалось до конца воплотить свои идеи в жизнь.

Советская власть не была милосердной к культовым сооружениям. Очень много памятников культовой архитектуры было разрушено. Но Пархомовскую церковь спасла хозяйственная рассудительность большевиков. Сначала в помещении храма пытались устроить клуб, потом оно было складом удобрений. Церковь потихоньку разрушалась, разбиралась на стройматериалы…
В 1979 году храм получил статус памятника архитектуры, а в 1982 Киевское областное отделение по делах строительства и архитектуры института "Укрпроектреставрация" начало реставрационные работы в Пархомовском храме. Нужно было перекрыть крышу и купола, восстановить разрушенную кладку. Особенных работ требовали мозаики.

Летом 1987 года во время фестиваля Индии в СССР приехал сын Николая Рериха - Святослав. С ним встретилась группа пархомовских энтузиастов, наметился визит Рериха в Пархомовку. Значительную роль в активизации реставрационных работ сыграла жена тогдашнего генсекретаря - Раиса Горбачева. Как результат - работы в Пархомовском храме закипели. На реставрации работали лучшие украинские специалисты. Вкладывались огромные средства. Но Рерих в Пархомовку не приехал. Реставрацию довели до определенного уровня и свернули. Это была последняя реставрация в Пархомовском храме…

С 1992 года в храме возобновлено богослужение. В 90-х годах ХХ века в Пархомовку организовали экскурсионный маршрут "К Рериховским мозаикам". Но он был не регулярным. Сейчас много туристических фирм организовуют поездки в Пархомовку, как "довесок" к экскурсии в Белую Церковь. Но и это хорошо, ведь люди наконец увидели непревзойденное архитектурное творение Покровского, Рериха и Голубевых.

Самостоятельно добраться в Пархомовку можна автобусом из Белой Церкви (23 км). Село находится слева от дороги Белая Церковь-Володарка. Можна поймать "попутку" до поворота на село. Также в Пархомовку можно повернуть с автомагистрали Киев-Одесса(поворот за селом Гостра Могила).

mood : как многа текста)))

Продолжаю рассказывать о поездке по Краснокутскому району Харьковской области. На этот раз речь пойдёт о селе Пархомовка. Очень советую прочитать историю жизни основателя Пархомовского музея Афанасия Лунёва - он меня поразил больше работ Гогена и Пикассо…

Пархомовка

Село Пархомовка находится в Краснокутском районе Харьковской области, примерно в 130 км от Харькова.

Пархомовка ранее принадлежала к Харьковской губернии. Краткая история такова. В ХVII веке хозяином хутора Пархомовский был полковник Перекрестов. При Петре I хутор вместе с крестьянами у полковника отняли в пользу государства. Екатерина II подарила село Пархомовку, опять же — вместе с крестьянами, генерал-поручику графу Подгоричани. Сейчас в особняке графа размещается Пархомовский музей (о нём ниже). Полуитальянец Подгоричани «отгрохал», как теперь говорят, себе для проживания нечто в стиле итальянских палаццо, чем немало удивил соседей. И умер.

Пархомовка получила статус государственной экономии. А в конце ХIХ века ее приобрел Павел Герасимович Харитоненко.

Вот, что я нашла на одной из улиц Пархомовки. Местные жители, продолжающие растаскивать здание по кирпичикам (причем, абсолютно не стесняясь - прямо напротив руин кто-то строит из памятника старины дачу…), говорят, что это одно из зданий уже известного вам Харитоненко.
Кроме этого здания в Пархомовке до сих пор работает сахарный завод Харитоненко и существует здание общежития, построенное им для рабочих (рядом с музеем).




Малевич

Кто бы мог подумать - относительно недавно стало известно, что Казимир Малевич родился не в киевской Пархомовке, а в Харьковской! Его родители по происхождению были поляками.

Именно из-за сахарного завода и переехали Малевичи в Харьковскую губернию. В 1890 году Павел Харитоненко взялся реконструировать производство в селе Пархомовка, для чего зазвал к себе лучших мастеров со всей Российской империи. Среди них оказался и отец Казимира, который считался первоклассным сахароваром.

Предполагается, что семья Малевичей поселилась в домике управляющего, который и сейчас находится на территории завода. Казимира отдали в пятиклассное сельскохозяйственное училище. Отец мечтал, чтобы сын освоил его ремесло. Сельхозучилище, по сути, стало первым системным образованием художника, а до того он время от времени занимался дома с разными педагогами.

После того как в 1895 году семья Малевичей уедет из Пархомовки, Казимир убедит отца не настаивать, чтобы он продолжал учиться ремеслу сахаровара, и поступит в Киевскую художественную школу. Затем - в Московскую академию искусств.

В Пархомовском художественном музее хранится работа Казимира Малевича - рисунок чуть больше обычного офисного листа, выполненный акварелью. Называется он «Супрематизм-65».

Храм

Первый Покровский храм был построен в 1704 г., затем, вместо белого, покрытого соломой храма, граф Подгоричани построил обширный храм с 5 купалами и 3 престолами. После его смерти супруга, Варвара Подгоричани, построила каменный храм, который освящён в 1808 г.
В 1948 году храм закрыли, а с 1952 - почти разваленный, начали использовать под склад сахарного завода.
9 июля 1993 г. по благословлению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима храм открыли.

Пархомовский художественный музей

Один из журналистов спросил у певицы Мадонны, которая достигла зенита славы, и которую трудно уже было чем-нибудь удивить: "С кем бы Вам хотелось встретиться?"
И получил ответ: "Я читала, что в каком-то украинском селе живёт школьный учитель, собравший замечательную коллекцию произведений живописи. Вот с ним мне было бы интересно встретиться и поговорить..."

Учителя истории, создавшего Пархомовский историко-художественный музей в Харьковской области, звали Афанасий Фёдорович Лунёв . Такого уровня музей - единственный на постсоветском пространстве, находящийся в сельской усадьбе. Но первым зданием музея был обычный купеческий дом.

До революции в Пархомовке жил купец. Его дом был одноэтажный, крытый железом, деревянный оштукатуренный, в нем до войны помещалась школа. А после войны сахарный завод вселил туда своих людей, поделил все на комнатушки. Там, комнат 5-6 было, может, даже больше. И вот, постановление вышло - все школьные здания немедленно возвратить школам. Вот тогда и появилась надежда на помещение для музея. Директор школы подал иск в арбитражный суд, и у музея появилось первое собственное помещение.

Интересно, что особняк графа, где музей находится сейчас, был взят с применением «военной хитрости». Это был период хрущевской оттепели - 1963 год, именно тогда вспомнили, что искусство принадлежит народу. А тут — сельский музей. Явилась съемочная группа из Харькова снимать бодрый, оптимистический сюжет. Режиссер осмотрел тёмный и обветшалый купеческий дом и сказал: «Нет, здесь снимать нельзя». Присутствовавший секретарь райкома очень расстроился, а Лунев предложил перенести экспонаты в бывший особняк, где как раз освободилось место. Кино сняли, а освобождать занятое помещение Лунев отказался. Когда местное начальство стало «наезжать», то пообещал сообщить в обком, что с ведома районных властей по телевидению показали «липу». Скандала не было. Коллекция осталась в особняке, а в 1987 году под экспозицию отдали и второй этаж здания.



Основатель музея, Афанасий Фёдорович Лунёв, теперь с полным правом относимый к плеяде харьковских просветителей, родился 14 января 1919 года, в одной из деревень Суржанского уезда Курской губернии. Отец его был шахтёром. В тамошних местах исстари обычай такой был: мужчина уходил из деревни на заработки и приезжал домой два раза в год — на сенокос и на уборку урожая. Ну, изредка ещё на Новый год... Впоследствии семья переехала в Донбасс. Мать Афанасия была грамотной (единственной грамотной женщиной в деревне!), закончила начальную школу. На выпускных экзаменах попечитель предложил взять девочку в Суржанскую гимназию на казённый счет, но отец её, дед Лунёва, не пустил, так что после школы пошла она сначала в няньки, а потом в прислуги к земскому врачу, что жил в деревне. По отцовской же линии деды Лунёва были истовыми старообрядцами.

Первый свой урок в пархомовской школе учитель Афанасий Лунев начал 1 октября 1945 г. Ему тогда было 25 лет. Из багажа — 4 года учебы в Киевском университете и 4 года фашистских концлагерей. Ни книг, ни личных вещей не было. Было чувство ответственности за своих учеников, за детей, которые уже успели хлебнуть горя по-взрослому.

Лунев сказал когда-то о тех, первых своих учениках: «Смерть для них была привычнее, чем букварь». Огрубленные войной души, отнюдь не склонные к восприятию эстетических ценностей. Учитель Лунев хотел видеть их иными. Параллельно с учительской работой он заканчивал учебу — был студентом-заочником пятого курса Харьковского университета.

В 1955 году Лунев основал со своими учениками общество «Юный историк», ставшее фундаментом будущего музея. Одним из первых его экспонатов стала «ревизская сказка» Пархомовки за 1816 год. Затем появились найденные ребятами в деревнях по всей округе старые книги и иконы, прялки, древние монеты. В летние каникулы выезжали на Южный Буг, где помогали московским археологам откапывать древнегреческую колонию Ольвию — так в музее появилась керамика, изготовленная еще на заре нашей эры.

А затем Афанасий Федорович, страстный любитель искусства, предложил устроить в школе выставку репродукций с картин Третьяковской галереи. Выставка имела такой успех, что к школе потянулась вся Пархомовка. Тогда-то Лунев и решил осуществить давнюю дерзкую мечту: создать настоящий художественный музей. Началом послужила личная коллекция учителя, которую он начал собирать в послевоенные годы: недоедал, так как деньги и продукты нужны были для приобретения картин на харьковском рынке; недосыпал, так как в Харьков по тем временам добраться было - целое воскресное приключение (пешком, по узкоколейке, на автобусе, это при нерегулярно ходящем-то транспорте!). А вернуться в школу на занятия надо было вовремя. С харьковской барахолкой, которая активно жила при Благовещенском рынке (по-харьковски — на Благбазе), Лунев познакомился во время учёбы в Университете им. Каразина. Эту торговую структуру прикрыли в начале 50-х, но сразу после войны она процветала. Здесь было все, причем в самых неожиданных сочетаниях. Рядом с гвоздями мог продаваться старинный фарфор, иглы для примусов и раритетные книги…Таким образом приобретены были десятка два полотен, среди которых - «Мария Магдалина» Мурильо, «Весна» Писарро, «Пальмы» Гогена, этюд Ренуара «На балу»... Старейшая пархомовская жительница Лысогоренко, познакомившисьб с Лунёвым, передала музею пейзажи Ярошенко, акварели Крамского, натюрморт Сезанна. Ряд современных произведений подарили харьковские художники.

Но самым могущественным «меценатом» явился всемирно известный Эрмитаж. Узнав о том, что сельские ребята собирают у себя в деревне художественную коллекцию, ученые-искусствоведы Ленинграда, протянули им руку помощи. В 1958 году Эрмитаж пригласил в гости ребят из Пархомовки во главе с Лунёвым. Четыре дня юные пархомовцы, затаив дыхание, путешествовали по Эрмитажу со специально выделенным экскурсоводом, а домой отправились со щедрыми подарками: пополнением для музея. Прекрасные портреты, скульптуры, изделия из фарфора, находки археологов — далеко не полный перечень подарков ленинградского музея пархомовским школьникам за 20 лет дружеских встреч и переписки.

Нашлись друзья и в Москве: пархомовцы стали своими в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, в музеях Московского Кремля. Завязалась переписка с известными советскими художниками Юоном и Сарьяном, Вучетичем и Ромадиным, Чуйковым и Пименовым... Любопытно, что идея создания сельского художественного музея захватила не только деятелей искусства. Люди самых разных профессий посещали Пархомовку, привозя с собой дары из личных коллекций.

Как музейные реликвии, хранит учитель Лунев письма от народного художника СССР В. А. Фаворского. Письма эти — мудрая и сердечная беседа выдающегося мастера о месте человека в жизни, об искусстве, которое должно служить народу. Это был поистине удивительный человек: на полученную в Лейпциге премию Фаворский поручил своим немецким друзьям купить картины и все их передал пархомовскому
музею. Благодаря его заботам и рекомендациям клуб «Радуга» трижды был гостем в Дрезденской галерее, в Берлинском художественном музее.

Как-то, собравшись на каникулы в Москву, ученики Лунева получили от Ильи Эренбурга, с которым находились в переписке, такую телеграмму: «Жду к себе пархомовскую «Радугу» (так назван был школьный клуб любителей прекрасного, в который со временем переросло общество "Юный историк"). В клубе регулярно собиравшимся ребятам Лунёв рассказывал об истории возникновения музыкальных и живописных шедевров, о подвижниках искусства, творцах и собирателях, об истории и культуре различных стран. А главное - внушал, что без понимания красоты невозможно стать настоящим человеком, способным дарить людям радость... И клуб «Радуга» в полном составе пришел в гости в московскую квартиру писателя Эренбруга. После этой встречи и появились в музее рисунки Пикассо, а также его уникальная керамическая ваза «Сова».

Бывали ребята в гостях и у поэта Степана Щипачева, и у художника Николая Ромадина. Но особенно полюбилась им мастерская скульптора Сергея Коненкова, к которому они приезжали 15 лет подряд.

В последние годы жизни Афанасий Федорович никуда не ходил, никого не принимал и ничего не видел. У него была катаракта. Человек, обладавший «здоровым видением» прекрасного и предлагавший «мальчишкам и девчонкам, а также их родителям» любоваться шедеврами, словно ушел во «внутреннее зрение», аскетичное, одинокое. Он умер 7 февраля 2004 года в возрасте 85 лет.

Вот несколько выдержек из интервью с этим удивительным человеком:

«Кое-что западало и в меня, — зафиксировали слова Лунева авторы московской книги, — но я не раз признавался ученикам, что, к сожалению, настолько невежественен, что не знаю, успею ли подняться на такую высоту, когда смог бы сказать: „Я уже не невежда, но пока ничего не знаю“. А ведь жизнь моя прошла в основном за чтением, больше всего денег в жизни я истратил на книги, но все время, каждый миг жизни убеждаюсь, что очень мало знаю »

«Для меня важно даже не то, чтобы ребята знали все о художниках и скульпторах, — рассуждает Афанасий Федорович Лунев. — Главное, чтобы это знание, эта культура, эта красота воспитывали доброту. Человек должен иметь не только умную голову, но и умное сердце . Жестокость, подлость, черствость — подобные качества тех или иных людей происходят от бедности чувств, от недостаточного воспитания истинным искусством»

«Первые понятия о добре в меня вложила мать. Она была удивительно самоотверженным человеком. Жила по принципу: чтобы стать богатым, надо как можно больше отдавать . Делилась с людьми всем, что имела. А приобретала взамен духовное богатство. Можно износить и выбросить сапоги, приобрести и потерять золото. Духовность, доброту, человечность, милосердие никогда не износишь, никогда не потеряешь… Помните, как Герцен звал в своем „Колоколе“? „Зову живых!“ Кого он звал? Тех, у кого есть живое сердце, живая душа…»

“Как-то по случаю купил на базаре книжку французского математика Андре Пуанкаре, брата ихнего президента. С этой книги и началось мое самообразование. Помню, как потряс “Граф Монте-Кристо”. Эта книга научила меня ждать и надеяться. А следом за графом другом моим стал горьковский Матвей Кожемякин, человек не от мира сего. Мне его было страшно жалко: как все-таки одинок хороший человек, как он всегда и везде одинок!… ”.

Последнее время много говорится о том, что наврядли в Пархомовском музее находятся подлинники прославленных художников. Это легко объяснить - во время формирования коллекции некому было проводить экспертизы.Да и гораздо приятнее верить, что в никому неизвестном селе существует «второй Эрмитаж» с оригиналами Пикассо, Ренуара, Писарро и Гогена…

Продолжаем путешествие по Киевской области. Все тот же Володарский район. Теперь мы едем в Пархомовку , где находится дивный храм – церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь в Пархомовке
Село Пархомовка существует примерно с 17 века. До середины 19 века село это было себе, как село – в стороне от железной дороги, бедное и унылое. Ситуация круто изменилась, когда местные земли приобрел Виктор Федорович Голубев. Это был удивительный человек! Родился он в России, в Нижнем Новгороде в 1842г, в семье дворянина в первом поколении. Выучился на инженера-путейца. Не просто выучился, а с отличием, в зале славы Института

Путей сообщение его имя среди других отличившихся путейцев красовалось на мраморной доске. Участвовал в строительстве разных веток российских железных дорог, имел «долю» в нескольких заводах. В основном специализировался на выпуске рельсов. Был совладельцем завода Петровского в Екатеринославле (Днепропетровске). Написал книгу об американских железных дорогах. Был он новатором и меценатом. На одном из своих заводов в Брянской области он не только установил новейшее заграничное оборудование, но и внедрил социальную программу для своих рабочих: обеспечил жильем, пробил артезианские скважины, построил больницу, школы, клуб. Его рабочие буквально преклонялись перед разумным и добрым хозяином. Выйдя в отставку в чине надворного советника в 1874г, Виктор Федорович в скором времени развернул бурную деятельность и в принадлежащей ему Пархомовке. Он открыл здесь две школы: женскую и мужскую, построил бесплатную больницу и родильный приют, организовал для селян избу-читальню и даже чайную. Порядки в этом «питейном» заведении царили весьма оригинальные: не капли «спиртуозных» жидкостей, а чтоб веселей мужичкам чаек было попивать, установили здесь новомодное заморское чудо: граммофон! Любимого «барина» крестьяне часто приглашали крестить своих детей, многочисленным крестникам Голубев жаловал по 5 рублей. Ставил Виктор Федорович и аграрные эксперименты и весьма успешно – выращивал в украинском селе редкостные сорта культур, занимался селекцией. Был Голубев человеком исключительно порядочным, верующим. Еще при жизни он мечтал построить небывалую по красоте и размерам церковь в полюбившемся ему селе, да не успел. Когда тело умершего в Риме Голубева в 1903г привезли по его завещанию на Украину, 200 селян с подводами отправились встречать его гроб на железнодорожную станцию. Все так хотели отвезти «барина-благодетеля» до места его последнего упокоения, что на станции чуть не началась драка. Решилось все миром: гроб Виктора Федоровича по очереди несли на руках 12 верст. Похоронили его в небольшой часовне, на которой позже его сыновья и возвели чудесных храм, о котором мечтал их отец. Руководил строительством Виктор Викторович,

Виктор Викторович Голубев, уважаемый востоковед и археолог и хороший сын
старший сын. Он окончил петербургский университет по специальности математика, но больше его интересовала история исскуства. Он даже защитил диссертацию по иностранной литературе. Изучая различные художественные направления, он увлекся Востоком, подружился с Николаем Рерихом и другими поклонниками Тибета и Индии.


Тогда в обществе очень популярны были буддистские идеи Всеобщего Единства и Гармонии. Виктор Викторович много путешествовал по востоку, производил археологические раскопки, собрал редкую художественную коллекцию. По его просьбе Николай Рерих разработал проект храма в Пархомовке и сделал эскизы

Спас Нерукотворный. Мозаика по эскизам Рериха (А взгляд-то, взгляд!)

Покрова Богородицы (по эскизам Рериха)
12 мозаик. К сожалению, в жизнь воплотили только две: «Спас Нерукотворный» и «Покрова Богоматери». К слову, Николай Рерих создал мозаичный «Спас» в еще одном известном храме: в селении Талашкино Смоленской губернии, по

Еще один Рериховский "Спас" - в деревне Талашкино под Смоленском
заказу меценатки Теняшовой.


Воплотил в жизнь план Пархомовского храма известный архитектор Владимир Александрович Покровский,



тоже большой любитель востока. Мозаичную смальту изготовили в Петербурге в мастерской Фролова. Храм строили 3 года с 1903 по 1906. И вот над селом взметнулась 50 метровая колокольня церкви «Покрова Богоматери и Великомученика Виктора». Не церковь, а мечта. В ее архитектуре причудливо и гармонично переплелись древнерусские, восточные и готические мотивы. Рерих использовал восточные языческие и буддийские символы в декоре церкви. Она настолько необычна, что духовенство два года не решалось освещать ее из-за несоответствия церковным канонам. В церкви лежал паркет и для удобства установлены скамьи, что было неслыханным нарушением. В конце концов, необыкновенный храм был торжественно освещен.
На этом история необыкновенной постройки не закончилась. При советской власти в конце двадцатых годов местные идиоты-комсомольцы решили, что негоже классовому врагу лежать в такой роскоши, и что даже мертвым он должен быть попроще. Варвары, которых в свое время, возможно, крестил меценат, вскрыли склеп в надежде поживиться золотыми украшениями мундира. Мерзавцы прогадали: Виктор Федорович был похоронен в скромном сюртуке. Вандалы срезали позолоченные пуговицы, содрали с покойника сюртук, а сами останки выбросили в канаву. Ночью сельские женщины тайно перезахоронили Голубева на местном кладбище. До сих пор не известно, где его могила. Храм бравые партийные вожди хотели поначалу разобрать, но потом пожалели портить новую крупную постройку, да и хлопотным это показалось. Уникальное произведение архитектурного искусства долгие годы использовалось в качестве хранилище химических удобрений. Из пристроек и самого храма

потихоньку растаскивали добротный кирпич до 1979г, пока церкви не присвоили статус памятника архитектуры. В 1982 г начата первая, довольно скромная реставрация. Новый виток возрождения неожиданно начался для храма в 1987г во время фестиваля в Индии в Москве. Я хорошо помню этот фестиваль, смотрела его яркое открытие по телевизору: симпатяга Раджив Ганди, увешанные украшениями девушки-танцовщицы, странная тренькающая музычка… Тогда в Москву приехал сын Николая Рериха, Святослав. Во время его светской беседы с Раисой Горбачевой к ним чудом пробились энтузиасты реконструкции Пархомовской церкви: тыкали фотографии, убеждали, просили. Раиса Максимовна, дама увлекающаяся и эмоциональная, воскликнула: «Святослав Николаевич! А давайте-ка съездим в Пархомовку!». Этого было достаточно, чтобы закипела работа: церковь отреставрировали в считанные дни! Правда, высокие гости так и неприехали, поэтому работы так же быстро свернули, как и начали, но оснавная часть реставрации все-таки была осуществлена. Спасибо Вам, Раиса Максимовна! Выудила я из сети еще несколько имен: председатель сельсовета Иван Андреевич Оноприенко, обожатель и защитник Пархомовской святыни, ныне покойный; Николай Евгеньевич Ващенко, нынешний председатель, а ранее – директор школы, по своей инициативе собравший средства добровольцев и установивший в Пархомовке памятник Голубеву; Иван

Памятник Голубеву рабты Зоренко
Яковлевич Зоренко, директор дома культуры в с. Косовка, самодеятельный скульптор, создавший памятник. Власти узнали о возникновении памятника постфактум и назвали «самоуправцев» «махновцами». (http://yro.narod.ru/ bibliotheca/parxomov ka.html ). Я же благодарна людям, создавшим и сохранившим Пархомовскую церковь, мне не стыдно было показать ее сыну. Кстати, Андрей, проспавший всю дорогу до Пархомовки, заявил, что это место понравилось ему больше всего. Жалко только, что не из-за церкви, а из-за коровы, которая паслась в ограде. Он долго прыгал, верещал и носился вокруг храма, разгоняя веточкой бабочек. Хорошо, что никто не видит: служба будет только вечером, храм закрыт. Мы с Аней долго любовались чудесным строением и бродили вокруг. Волшебные Рериховские мозаики потихоньку осыпаются, их пора опять реставрировать, а денег на это нет. Нашли развалившийся домик священника в зарослях возле храма. Чудо-теремок был выдержан в том же стиле, что и храм, а теперь стоит без крыши.


Даже ограда церкви необычайно красива, она - неотъемлемая часть храмового ансамбля.


Будете на Украине – непременно побывайте в Пархомовке, это стоит увидеть!

Географическое положение

Село Пархомовка находится на берегу реки Котельва , недалеко от её истоков. Село вытянуто вдоль реки на 8 км. Ниже по течению примыкает село Сидоряче (Котелевский район) . На реке несколько запруд. К селу вела узкоколейная железнодорожная ветка. Демонтирована в 2003 году.

Происхождение названия

На территории Украины 5 населённых пунктов с названием Пархомовка .

История

  • - дата основания.

Экономика

  • Молочно-товарная ферма.
  • Пархомовский сахарный завод, ОАО.

Объекты социальной сферы

  • Школа.

Достопримечательности

  • Усадьба графа Подгоричани (1780-е годы).
  • Пархомовский историко-художественный музей имени А.Ф. Лунёва в графской усадьбе. Открыт в 1955 году . Большой музей (9 залов) с картинами, иконами, скульптурами. Имеются работы Якоба Рейсдаля, Рембрандта, Пиранези, Тициана (копия), Ван Дейка, Йорданса, Мурильо, Ораса Верне, Писарро, Ренуара, Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо; Александра Иванова, И. Аргунова, В. Тропинина, Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Ивана Шишкина, Николая Ярошенко, С. Васильковского, Тараса Шевченко, И. Айвазовского, Ильи Репина, Исаака Левитана, В.А. Серова, Владимира Маяковского, К. Юона, Мартироса Сарьяна, Д. Налбандяна, В. Фаворского, Кукрыниксов, О. Верейского, Евгения Кибрика, скульптуры С. Коненкова, Е. Вучетича.
  • Дом, в котором жил Казимир Малевич в подростковом возрасте.
  • Братская могила советских воинов и партизан. Похоронено 295 воинов.
  • Братская могила советских воинов. Похоронено 449 воинов.
  • Братская могила советских воинов. Похоронено 44 воинов.

Православный храм

Известные люди

  • Ахтырченко Михаил Иванович (1918-1996) - Герой Советского Союза , родился 29 октября 1918 года в селе Пархомовка .
  • Викберг, Борис Акселевич - (1886-1938]) - советский учёный-математик , декан физико-математического факультета (1936–1938), проректор по заочному обучению (1936–1937) Пермского университета .
  • Варава, Борис Семёнович (1925-1945) - Герой Советского Союза, уроженец Пархомовки.

Напишите отзыв о статье "Пархомовка (Харьковская область)"

Ссылки

Литература

  • Пархомівський художній музей ім. П. Ф. Луньова / О. А. Семенченко, В. В. Мизгіна, Н. І. Щекіна. - Харків, 2008. - 44 с.
  • Лунёв, Афанасий Фёдорович. Пархомовская сокровищница. Фотоочерк = на русском и английском языках / ред. Н.А. Крыжная. - 2-е изд. - Харьков: Прапор, 1983. - 33 с. - 4000 экз. - ISBN Л 4903000000-012.

Примечания

Отрывок, характеризующий Пархомовка (Харьковская область)

– Все пункты нашей позиции в руках неприятеля и отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности остановить их, – докладывал он.
Кутузов, остановившись жевать, удивленно, как будто не понимая того, что ему говорили, уставился на Вольцогена. Вольцоген, заметив волнение des alten Herrn, [старого господина (нем.) ] с улыбкой сказал:
– Я не считал себя вправе скрыть от вашей светлости того, что я видел… Войска в полном расстройстве…
– Вы видели? Вы видели?.. – нахмурившись, закричал Кутузов, быстро вставая и наступая на Вольцогена. – Как вы… как вы смеете!.. – делая угрожающие жесты трясущимися руками и захлебываясь, закричал он. – Как смоете вы, милостивый государь, говорить это мне. Вы ничего не знаете. Передайте от меня генералу Барклаю, что его сведения неверны и что настоящий ход сражения известен мне, главнокомандующему, лучше, чем ему.
Вольцоген хотел возразить что то, но Кутузов перебил его.
– Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге. Ежели вы плохо видели, милостивый государь, то не позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете. Извольте ехать к генералу Барклаю и передать ему назавтра мое непременное намерение атаковать неприятеля, – строго сказал Кутузов. Все молчали, и слышно было одно тяжелое дыхание запыхавшегося старого генерала. – Отбиты везде, за что я благодарю бога и наше храброе войско. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской, – сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез. Вольцоген, пожав плечами и скривив губы, молча отошел к стороне, удивляясь uber diese Eingenommenheit des alten Herrn. [на это самодурство старого господина. (нем.) ]
– Да, вот он, мой герой, – сказал Кутузов к полному красивому черноволосому генералу, который в это время входил на курган. Это был Раевский, проведший весь день на главном пункте Бородинского поля.
Раевский доносил, что войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более. Выслушав его, Кутузов по французски сказал:
– Vous ne pensez donc pas comme lesautres que nous sommes obliges de nous retirer? [Вы, стало быть, не думаете, как другие, что мы должны отступить?]
– Au contraire, votre altesse, dans les affaires indecises c"est loujours le plus opiniatre qui reste victorieux, – отвечал Раевский, – et mon opinion… [Напротив, ваша светлость, в нерешительных делах остается победителем тот, кто упрямее, и мое мнение…]
– Кайсаров! – крикнул Кутузов своего адъютанта. – Садись пиши приказ на завтрашний день. А ты, – обратился он к другому, – поезжай по линии и объяви, что завтра мы атакуем.
Пока шел разговор с Раевским и диктовался приказ, Вольцоген вернулся от Барклая и доложил, что генерал Барклай де Толли желал бы иметь письменное подтверждение того приказа, который отдавал фельдмаршал.
Кутузов, не глядя на Вольцогена, приказал написать этот приказ, который, весьма основательно, для избежания личной ответственности, желал иметь бывший главнокомандующий.
И по неопределимой, таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передались одновременно во все концы войска.
Далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи. Даже ничего не было похожего в тех рассказах, которые передавали друг другу на разных концах армии, на то, что сказал Кутузов; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека.
И узнав то, что назавтра мы атакуем неприятеля, из высших сфер армии услыхав подтверждение того, чему они хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись.

Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий.
Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых.
С каждым новым ударом все меньше и меньше случайностей жизни оставалось для тех, которые еще не были убиты. Полк стоял в батальонных колоннах на расстоянии трехсот шагов, но, несмотря на то, все люди полка находились под влиянием одного и того же настроения. Все люди полка одинаково были молчаливы и мрачны. Редко слышался между рядами говор, но говор этот замолкал всякий раз, как слышался попавший удар и крик: «Носилки!» Большую часть времени люди полка по приказанию начальства сидели на земле. Кто, сняв кивер, старательно распускал и опять собирал сборки; кто сухой глиной, распорошив ее в ладонях, начищал штык; кто разминал ремень и перетягивал пряжку перевязи; кто старательно расправлял и перегибал по новому подвертки и переобувался. Некоторые строили домики из калмыжек пашни или плели плетеночки из соломы жнивья. Все казались вполне погружены в эти занятия. Когда ранило и убивало людей, когда тянулись носилки, когда наши возвращались назад, когда виднелись сквозь дым большие массы неприятелей, никто не обращал никакого внимания на эти обстоятельства. Когда же вперед проезжала артиллерия, кавалерия, виднелись движения нашей пехоты, одобрительные замечания слышались со всех сторон. Но самое большое внимание заслуживали события совершенно посторонние, не имевшие никакого отношения к сражению. Как будто внимание этих нравственно измученных людей отдыхало на этих обычных, житейских событиях. Батарея артиллерии прошла пред фронтом полка. В одном из артиллерийских ящиков пристяжная заступила постромку. «Эй, пристяжную то!.. Выправь! Упадет… Эх, не видят!.. – по всему полку одинаково кричали из рядов. В другой раз общее внимание обратила небольшая коричневая собачонка с твердо поднятым хвостом, которая, бог знает откуда взявшись, озабоченной рысцой выбежала перед ряды и вдруг от близко ударившего ядра взвизгнула и, поджав хвост, бросилась в сторону. По всему полку раздалось гоготанье и взвизги. Но развлечения такого рода продолжались минуты, а люди уже более восьми часов стояли без еды и без дела под непроходящим ужасом смерти, и бледные и нахмуренные лица все более бледнели и хмурились.