Три источника и составных части марксизма. В.И.Ленин

Фирсов А.

Учение Маркса всесильно, потому что оно верно.
В.И.Ленин

Кто сейчас навскидку вспомнит, каковы три источника, три составные части марксизма? Вспомнили? А, ведь, раньше знали наизусть.

Сейчас, когда приближается 190-летие Маркса, имеет смысл вспомнить основные постулаты марксизма и то, как марксизм был использован на практике.

Начнем с источников и составных частей марксизма. Сам Владимир Ильич Ленин называл такие :

Немецкая философия,
- английская политическая экономия,
- французский социализм.

Логику марксизма в отношении развития человечества (в рассуждениях Маркса и Энгельса) можно свести к трем постулатам:

1) Материальное существование любого человека в конечном итоге определяет его сознание.

2) Рост человеческих возможностей (производительности труда) происходит в геометрической прогрессии, а рост человеческих потребностей в арифметической.

3) При капитализме все большая часть производимой прибавочной стоимости присваивается капиталом, что неизбежно приводит ко все большему расслоению общества и росту классовой борьбы.

Первый постулат как бы проистекал из диалектики Гегеля.
Второй постулат как бы проистекал из исторического материализма Маркса.
Третий постулат как бы проистекал из теории прибавочной стоимости.

Вывод у Маркса делался достаточно простой:

Из третьего постулата (неизбежность и рост классовой борьбы) делался вывод, что рано или поздно произойдет экономический кризис и революция.
Из него же делался вывод, что в конечном счете средства производства рано или поздно перейдут рабочим и крестьянам.

После чего в соответствии со вторым постулатом рост производительности труда рано или поздно приведет к тому, что человеческие возможности опередят человеческие потребности (общественные богатства польются нескончаемым потоком, наступит коммунизм).

В этих условиях начнет работать первый постулат. Каждый получит материальные блага по потребностям. И все люди станут автоматически счастливы. Наступит эра всеобщего счастья.

Вот как говорится об усилении классовой борьбы в «Манифесте коммунистической партии» :

«Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества… Возрастающая конкуренция буржуа между собою и вызываемые ею торговые кризисы ведут к тому, что заработная плата рабочих становится все неустойчивее»

Из трех постулатов делался вывод о:

Неизбежности революции,
- неизбежности коммунизма, и
- неизбежности всеобщего счастья.

Ленинизм взял из марксизма отрывочность рассуждений и основные выводы. Ленин и его окружение, опираясь не столько на постулаты и логику марксизма, сколько на его выводы (коммунизм - это неизбежное будущее всего человечества, достижимое только через диктатуру пролетариата), построили тактические шаги, необходимые для завоевания власти партией, которая сможет позиционировать себя, как наилучшим образом выражающая интересы пролетариата.

Верные ленинисты-сталинисты построили диктатуру пролетариата так, как ее себе представляли. Дальше все остановилось, потому что теория отказалась работать. Производительность труда выросла, а коммунизм не наступил и даже не просматривался. Возникла тупиковая ситуация.

Чтобы выйти из тупика, надо вернуться к исходным постулатам.

Приведенные выше постулаты теории Маркса и Энгельса не являются верными. Все с точностью до наоборот:

1) Классовая борьба в современном обществе может не обостряться. Имеющиеся межклассовые противоречия не являются на 100% антагонистическими.

2) Производительность труда никогда не опережает человеческие потребности, а, наоборот, движется следом за человеческими потребностями.

3) Человек, у которого удовлетворены все материальные потребности, совсем не обязательно становится на 100% счастливым.

Соответственно, выводы, которые сделал в свое время Маркс, оказались неверными.

Жизнь показала, что все с точностью до наоборот с выводами Маркса:

Революция для дальнейшего развития общества не обязательна,

Человеческое вечное и всеобщее счастье – это утопия,

Коммунизм, как общество полностью удовлетворенных потребностей, невозможен, поскольку человеческие потребности развиваются теми же темпами, что и человеческие возможности. Или, что чаще бывает, человеческие желания опережают человеческие возможности.

Практика внедрения коммунизма показала, что бытие не полностью определяет сознание. Что человеку свойственно не хотеть работать и желать как можно больше. Соответственно, что есть, как минимум, два пункта, которые никакое бытие не способно изменить:

- Нельзя сделать так, чтобы все люди и всегда хотели работать.

Нельзя сделать так, чтобы все люди и всегда довольствовались меньшим, чем они могут получить.

Пусть Карл Маркс и Фридрих Энгельс и ошибались, но они внесли огромный вклад в развитие общественных наук.

Карл Маркс считал, что революцию лучше всего делать в одной из отсталых капиталистических стран, например, в России. Попытки применить марксизм в одних из самых отсталых стран мира (Россия, Кампучия, и т.п.) привели к резкому сокращению населения этих стран. Но в этом вина не автора Капитала, а его ученика, у которого были свои ошибки - как нелады с логикой, так и постановка во главу угла тактических, а не стратегических задач.

105 лет назад, 19 апреля 1913 года, в легальном большевистском журнале «Просвещение» № 3 была опубликована статья В.И. Ленина «Три источника и три составные части марксизма».

Работа написана в связи с 30-летием со дня смерти Маркса. Она содержит сжатый анализ исторических корней, сущности и структуры марксизма и была предназначена для партийных активистов, пропагандистов марксизма среди рабочих.

Во вступительной части работы Ленин, опровергая попытки буржуазных ученых представить марксизм в виде некоей «секты», стоящей «…в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации», показывает, что учение Маркса «…возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма… Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма».

Немецкая классическая философия, английская политэкономия и французский утопический социализм и составляют три источника марксизма, которые Ленин рассматривает вместе с его составными частями.


1-й раздел статьи посвящен философии. Излагая основы марксистской философии, Ленин акцентирует внимание на ее материалистическом характере, отмечая, что она синтезировала лучшие достижения французского материализма 18 в. и философии Л. Фейербаха. Главное приобретение немецкой классической философии – «… диалектика, т.е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи» – также было творчески усвоено марксизмом, в системе которого оно стало методологией научного познания и революционного изменения мира. Материализм приобрел завершенный характер, будучи распространен марксизмом на общественную сферу. Открытие Марксом материалистической основы общественной жизни Ленин считает величайшим завоеванием научной мысли.

2-й раздел посвящен экономическому учению Маркса. Ленин дает оценку учениям английских буржуазных экономистов – А. Смита и Д. Рикардо, которые положили начало трудовой теории стоимости. Однако, рассматривая законы капиталистической экономики как вечные, Смит и Рикардо не смогли вскрыть сущность прибавочной стоимости, за отношениями вещей не видели отношения между людьми. Ленин охарактеризовал учение о прибавочной стоимости как краеугольный камень экономической теории Маркса, на основе которой он дал всесторонний научный анализ капиталистической формации. В статье Ленин формулирует основное противоречие капитализма: «Самое производство становится все более общественным, – сотни тысяч и миллионы рабочих связываются в планомерный хозяйственный организм, – а продукт общего труда присваивается горстью капиталистов».

В 3-м разделе Ленин рассматривает социалистическое учение Маркса. Говоря о том, что в домарксовский период наиболее серьезную критику капитализма дали социалисты-утописты, Ленин отмечает слабость утопического социализма, который не смог понять «…сущность наемного рабства при капитализме…, открыть законы его развития…», найти те силы, которые способны создать новое общество. Ленин обращает внимание на то, что только экономическая теория Маркса и его учение о классовой борьбе научно обосновали неизбежность гибели капитализма, указали ту силу, которая должна стать его могильщиком, – класс пролетариев, «…по своему общественному положению…» составляющий силу, «…способную смести старое и создать новое».

«Учение Маркса, – пишет Ленин, – всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета». Ленин характеризует марксизм как вершину мировой цивилизации, законного преемника лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма.

«Правда о Советской эпохе»

Учение Маркса всесильно, потому что оно верно.
В.И.Ленин

Кто сейчас навскидку вспомнит, каковы три источника, три составные части марксизма? Вспомнили? А, ведь, раньше знали наизусть.

Сейчас, когда приближается 190-летие Маркса, имеет смысл вспомнить основные постулаты марксизма и то, как марксизм был использован на практике.

Начнем с источников и составных частей марксизма. Сам Владимир Ильич Ленин называл такие :

Немецкая философия,
- английская политическая экономия,
- французский социализм.

Логику марксизма в отношении развития человечества (в рассуждениях Маркса и Энгельса) можно свести к трем постулатам:

1) Материальное существование любого человека в конечном итоге определяет его сознание.

2) Рост человеческих возможностей (производительности труда) происходит в геометрической прогрессии, а рост человеческих потребностей в арифметической.

3) При капитализме все большая часть производимой прибавочной стоимости присваивается капиталом, что неизбежно приводит ко все большему расслоению общества и росту классовой борьбы.

Первый постулат как бы проистекал из диалектики Гегеля.
Второй постулат как бы проистекал из исторического материализма Маркса.
Третий постулат как бы проистекал из теории прибавочной стоимости.

Вывод у Маркса делался достаточно простой:

Из третьего постулата (неизбежность и рост классовой борьбы) делался вывод, что рано или поздно произойдет экономический кризис и революция.
Из него же делался вывод, что в конечном счете средства производства рано или поздно перейдут рабочим и крестьянам.

После чего в соответствии со вторым постулатом рост производительности труда рано или поздно приведет к тому, что человеческие возможности опередят человеческие потребности (общественные богатства польются нескончаемым потоком, наступит коммунизм).

В этих условиях начнет работать первый постулат. Каждый получит материальные блага по потребностям. И все люди станут автоматически счастливы. Наступит эра всеобщего счастья.

Вот как говорится об усилении классовой борьбы в «Манифесте коммунистической партии» :

«Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества… Возрастающая конкуренция буржуа между собою и вызываемые ею торговые кризисы ведут к тому, что заработная плата рабочих становится все неустойчивее»

Из трех постулатов делался вывод о:

Неизбежности революции,
- неизбежности коммунизма, и
- неизбежности всеобщего счастья.

Ленинизм взял из марксизма отрывочность рассуждений и основные выводы. Ленин и его окружение, опираясь не столько на постулаты и логику марксизма, сколько на его выводы (коммунизм - это неизбежное будущее всего человечества, достижимое только через диктатуру пролетариата), построили тактические шаги, необходимые для завоевания власти партией, которая сможет позиционировать себя, как наилучшим образом выражающая интересы пролетариата.

Верные ленинисты-сталинисты построили диктатуру пролетариата так, как ее себе представляли. Дальше все остановилось, потому что теория отказалась работать. Производительность труда выросла, а коммунизм не наступил и даже не просматривался. Возникла тупиковая ситуация.

Чтобы выйти из тупика, надо вернуться к исходным постулатам.

Приведенные выше постулаты теории Маркса и Энгельса не являются верными. Все с точностью до наоборот:

1) Классовая борьба в современном обществе может не обостряться. Имеющиеся межклассовые противоречия не являются на 100% антагонистическими.

2) Производительность труда никогда не опережает человеческие потребности, а, наоборот, движется следом за человеческими потребностями.

3) Человек, у которого удовлетворены все материальные потребности, совсем не обязательно становится на 100% счастливым.

Соответственно, выводы, которые сделал в свое время Маркс, оказались неверными.

Жизнь показала, что все с точностью до наоборот с выводами Маркса:

- революция для дальнейшего развития общества не обязательна,

- человеческое вечное и всеобщее счастье - это утопия,

Коммунизм, как общество полностью удовлетворенных потребностей, невозможен, поскольку человеческие потребности развиваются теми же темпами, что и человеческие возможности. Или, что чаще бывает, человеческие желания опережают человеческие возможности.

Практика внедрения коммунизма показала, что бытие не полностью определяет сознание. Что человеку свойственно не хотеть работать и желать как можно больше. Соответственно, что есть, как минимум, два пункта, которые никакое бытие не способно изменить:

- Нельзя сделать так, чтобы все люди и всегда хотели работать.

- Нельзя сделать так, чтобы все люди и всегда довольствовались меньшим, чем они могут получить.

Пусть Карл Маркс и Фридрих Энгельс и ошибались, но они внесли огромный вклад в развитие общественных наук.

Карл Маркс считал, что революцию лучше всего делать в одной из отсталых капиталистических стран, например, в России. Попытки применить марксизм в одних из самых отсталых стран мира (Россия, Кампучия, и т.п.) привели к резкому сокращению населения этих стран. Но в этом вина не автора Капитала, а его ученика, у которого были свои ошибки - как нелады с логикой, так и постановка во главу угла тактических, а не стратегических задач.

Дающей сжатый анализ исторических корней, сущности и структуры марксизма. Написана в связи с 30-летием со дня смерти К. Маркса . Впервые опубликована в форме статьи в легальном журнале РСДРП(б) «Просвещение» (1913, № 3).

Одной из излюбленных цитат, использовавшихся в советских агитационных материалах (лозунгах, плакатах, надписях на памятниках и т. п.) стала фраза Ленина из этой статьи «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».

Реферат статьи

Во введении Ленин, полемизируя с оппонентами, представляющими марксизм в виде некоей «секты», стоящей «…в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации», показывает, что учение Маркса «возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии », как «законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма ». В соответствии с этим определением три источника марксизма включают:

  • классическую английскую (буржуазную) политическую экономию ;
  • французский утопический социализм .

Эти три источника и рассматривает Владимир Ленин в своей статье, вместе с другими составными частями марксизма.

Первый раздел статьи посвящён философии. Излагая основы марксистской философии , Ленин акцентирует внимание на её материалистическом характере , отмечая, что она синтезировала лучшие достижения французского материализма XVIII века и философии немецкого мыслителя Людвига Фейербаха . Определив "диалектику" , как «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания , дающего нам отражение вечно развивающейся материи», Ленин отмечает её как главное приобретение немецкой классической философии, творчески усвоенное и развитое марксизмом, в системе которого диалектика становится методологией научного познания и революционного изменения мира . В системе марксизма приобрётает завершённый характер и материализм , который распространяется марксизмом на общественную сферу. Открытие Марксом материалистических основ общественной жизни Ленин относит к числу величайших завоеваний научной мысли .

Второй раздел статьи посвящён экономическому учению Маркса . Следом за ним Ленин также даёт оценку учениям английских политэкономов Адама Смита и Давида Рикардо . Положив начало трудовой теории стоимости , Смит и Рикардо рассматривали при этом законы капиталистической экономики как вечные, за отношениями вещей не видели отношения между людьми, и потому не смогли вскрыть сущность прибавочной стоимости . Этому Ленин противопоставляет марксово учение о прибавочной стоимости , послужившее основой всестороннего научного анализа капиталистической формации, краеугольным камнем всей экономической теории Маркса.

Третий раздел статьи посвящён учению Маркса о социализме . Отмечая, что до Маркса наиболее серьёзную критику капитализма дали социалисты-утописты, Ленин критикует слабость утопического социализма, который не смог понять ни «…сущность наёмного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития», и не указал силы, способные создать новое общество. Этому Ленин противопоставляет экономическую теорию Маркса и его учение о классовой борьбе, которые обосновали неизбежность гибели капитализма, и нашли силу, которая должна стать его «могильщиком» - класс пролетариев. По утверждению автора, этот «класс пролетариев», в силу своего общественного положения, способен «смести старое и создать новое».

Три исто́чника и три составны́х ча́сти маркси́зма - название статьи Владимира Ленина , дающей сжатый анализ исторических корней, сущности и структуры марксизма. Написана в связи с 30-летием со дня смерти Карла Маркса . Впервые опубликована в форме статьи в легальном журнале РСДРП(б) «Просвещение» (1913, № 3).

Одной из излюбленных цитат, использовавшихся в советских агитационных материалах (лозунгах, плакатах, надписях на памятниках и т. п.) стала фраза Ленина из этой статьи «Учение Маркса всесильно потому, что оно верно».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Во введении Ленин, полемизируя с оппонентами, представляющими марксизм в виде некоей «секты», стоящей «…в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации», показывает, что учение Маркса «возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии », как «законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма ». В соответствии с этим определением три источника марксизма включают:

    • немецкую классическую философию ;
    • английскую (буржуазную) политическую экономию ;
    • французский утопический социализм .

    Эти три источника и рассматривает Владимир Ленин в своей статье, вместе с другими составными частями марксизма.

    Первый раздел статьи посвящён философии. Излагая основы марксистской философии , Ленин акцентирует внимание на её материалистическом характере , отмечая, что она синтезировала лучшие достижения французского материализма XVIII века и философии немецкого мыслителя Людвига Фейербаха . Определив "диалектику" , как «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания , дающего нам отражение вечно развивающейся материи», Ленин отмечает её как главное приобретение немецкой классической философии, творчески усвоенное и развитое марксизмом, в системе которого диалектика становится методологией научного познания и революционного изменения мира . В системе марксизма приобрётает завершённый характер и материализм , который распространяется марксизмом на общественную сферу. Открытие Марксом материалистических основ общественной жизни Ленин относит к числу величайших завоеваний научной мысли .

    Второй раздел статьи посвящён экономическому учению Маркса . Следом за ним Ленин также даёт оценку учениям английских политэкономов Адама Смита и Давида Рикардо . Положив начало трудовой теории стоимости , Смит и Рикардо рассматривали при этом законы капиталистической экономики как вечные, за отношениями вещей не видели отношения между людьми, и потому не смогли вскрыть сущность прибавочной стоимости . Этому Ленин противопоставляет марксово учение о прибавочной стоимости , послужившее основой всестороннего научного анализа капиталистической формации, краеугольным камнем всей экономической теории Маркса.

    Третий раздел статьи посвящён учению Маркса о социализме . Отмечая, что до Маркса наиболее серьёзную критику капитализма дали социалисты-утописты, Ленин критикует слабость утопического социализма , который не смог понять ни «…сущность наёмного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития», и не указал силы, способные создать новое общество. Этому Ленин противопоставляет экономическую теорию Маркса и его учение о классовой борьбе, которые обосновали неизбежность гибели капитализма, и нашли силу, которая должна стать его «могильщиком» - класс пролетариев. По утверждению автора, этот «класс пролетариев», в силу своего общественного положения, способен «смести старое и создать новое».

    Влияние

    В силу своей лаконичности и дидактизма статья Ленина «Три источника и три составных части марксизма» являлась одной из основополагающих в системе среднего и высшего образования СССР. Её содержание изучалось в курсе «Обществоведение» (9-10 классы средней школы), а в программах вузов - в составе курсов «Политическая экономия» и «Научный коммунизм». Поскольку знакомство с этим материалом начиналось ещё со школьных лет, в разговорной речи, а порой и в публицистике работа обычно именуется по первым двум словам - «Три источника » (ср. Адам Смит , «Исследование о богатстве народов…» → «Богатство народов»).

    Литература

    • //Ленин В. И. - ПСС, т.23
    • «Три источника и три составных части марксизма» //Советский философский словарь. М.: 1974

    Примечания