Сбор трав на купалу. Купальские травы — сбор целебных трав в канун Ивана Купалы Какие 12 трав собирают на ивана купала

Ивановские травы (иванские травы, купальские травы) - свежая растительность - травы, цветы, древесные ветви, коренья, сбор и использование которых входят в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы . По народным представлениям, различные растения в период летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, наполнялись необыкновенной магической силой, которую и стремились использовать крестьяне. Об этом свидетельствуют и былички, повествующие о чудесных явлениях, происходивших с растительным миром в этот момент. Повсеместно у русских было распространено поверье, согласно которому в волшебную купальскую ночь в полях, лесах, садах все растения перешептываются друг с другом и переходят с места на место, а "всякая трава, даже папоротник , расцветает". Травянистые растения, на которых только раз в год, в ночь на Ивана Купалу , появлялись бутоны, "цветут в продолжении трех минут, давая по три цветка" . Эти цветы и травы, как считает народ, - волшебные, они могут полностью изменить жизнь человека, сорвавшего их, но получить заветные растения очень сложно, поскольку их охраняет нечистая сила. Наиболее популярны рассказы о цветке папоротника , который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу.

С его помощью можно было завладеть другими волшебными растениями, каждое из которых обладало обыкновенно одним из свойств, приписываемых папоротнику . Наличие у человека арарат-травы также открывало ему доступ к волшебным травам. Отличали ее по характерным цветкам желтого и голубого цветов. Найти арарат-траву можно только в полночь на Ивана Купалу или в день Ивана Купалы между заутренней и обедней. При добывании травы следовало соблюдать ряд правил, иначе ее магическая сила будет утрачена. Традиция предписывала обвести ножом около растения круг против солнца и потянуть за его стебель. Если травка вытащится с кружком земли, то ее можно использовать для поиска волшебных трав, если нет, - то она бесполезна. Сложность заключалась еще и в том, что "арарат"-трава, по мнению вятских крестьян, росла только в одном месте, там, где сливаются воды двух рек - Оки и Москвы. К волшебным травам относили и разрыв-траву, известную также под названиями "ломоцвет" (вологодск.), "спрык" (вятск.). Подобно папоротнику, она зацветает в полночь и цветет столько времени, сколько необходимо для прочтения молитв Господней и Богородичной. Ее огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное ее назначение - разрушать все преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купала отправиться на отдаленный пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится - это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную траву с места, где произошел слом косы, бросают в реку и внимательно наблюдают за ее поведением. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывет против течения. По поверью, воры, завладевшие разрыв-травой, прячут ее в пальце руки, сделав предварительно на нем разрез. Прикоснувшись таким пальцем к любому замку, вор без труда откроет его; прикосновение же к человеку влечет за собой смерть последнего. Магическую силу разрыв-трава может потерять только в том случае, если ее бросят в отхожее место. В купальскую ночь искали также волшебные траву-неведимку - ее использовали для того, чтобы стать невидимым, - перелет-траву, одолень-траву. Волшебными считались не только отдельные травы, но и целая копна скошенной в купальскую ночь травы. По мнению русских поселенцев Сибири, с ее помощью можно обрести счастье и богатство. Для этого ивановскую копну оставляли нетронутой до "страшных вечеров" (см. Святки). По поверью, в ней обязательно должны поселиться черти. Чтобы заставить чертей повиноваться себе, следовало в одну из святочных ночей обойти копну с молитвой и очертить около нее круг "огарком" от первой лучины, зажженной осенью. Черти, живущие в ней, предложат исполнить все пожелания в обмен на обещание оставить их в покое.В народе существовало представление, что любое растение, сорванное или выкопанное в день Аграфены Купальницы, Ивана Купалы обладало чудодейственной силой; по словам сибирских крестьян, в это время "любая травка пользительна быват". Лучшим, но и наиболее опасным, временем для сбора ивановской травы считалась ночь на Ивана Купалу, а точнее - полночь. Как правило, в это время добывали растения, обладавшие целебными свойствами, а также используемые при ворожбе и колдовстве. Заниматься этим могли только "знающие" люди, к которым относились владеющие магической практикой, т.е. колдуны, знахари, ведьмы. В ряде мест лекарственные травы собирали пожилые женщины, обычно вдовы, считавшиеся, по народным представлениям, "чистыми", т.к. они уже не могли рожать детей и не жили половой жизнью. В традиции существовали определенные правила сбора целебных и колдовских трав, обеспечивающие сохранение и увеличение их магической силы. Так, женщины, занимавшиеся заготовкой лекарственных растений, постились перед праздником в течении нескольких дней, а во время сбора снимали нательные крестики. Колдуны, ведьмы, знахарки, отправляясь ночью в леса и поля, старались выйти из дома незамеченными. Принимаясь за дело, они нередко раздевались, сбрасывая с себя даже рубахи. В Вятской губ. запрещалось срывать некоторые растения голой рукой, в противном случае они потеряют свою целительную силу. Непременной частью ритуала заготовления трав были заговоры. Срывая растения, знахарки и колдуны обычно приговаривали: "Рву я, раб (имя рек) или раба от травки цветочки, от земли коренья; на что они полезны, на то их и рву". В Сибири "знающие" крестьяне собранные ночью растения специально клали под "Иванову росу", полагая, что в этом случае их магические свойства увеличатся.С этой же целью травы, в основном лекарственные, носили в церковь для освящения. Принесенные домой ивановские травы раздавали в тот же день односельчанам или засушивали и хранили в таком месте, которое осмыслялось в традиционном мировоззрении как пограничное пространство: в трубе, под печкой, под порогом. Впоследствии их, так же как и свежие, предлагали крестьянам для лечения болезней, изгнания нечистой силы и в качестве оберега, для использования в любовной магии. Каждый сорт трав употребляли с определенной целью. Так, трава "зяблица" помогала от детского крика и бессонницы, а пастушья сумка использовалась как кровоостанавливающее средство. Чернобыльник повсеместно был известен как лучшее средство для укрепления здоровья. Кроме того, он, по поверью, охранял в купальскую ночь домашнее хозяйство. Подорожник связывали в пучки и вывешивали во дворе для защиты от всяких гадов. Травы дивий сил и мария-магдалина советовали применять от тоски, богородицкой травой окуривали отелившихся коров. О свойствах некоторых ивановских трав, используемых в лечебных целях и при ворожбе, было известно и в народе. Крестьяне сами могли их заготавливать, но в отличие от "знающих" людей, они предпочитали собирать эти травы днем или, лучше, на восходе солнца, "под росу", стараясь сохранить на листьях капельки ночной влаги. Желая увеличить целительную силу растений, они, подобно колдунам, срывали их с приговором: "Земля, мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати". Были известны и другие приемы, направленные на сохранение магических свойств ивановских растений. Так, траву чернобыльник, заплетали в плети и клали под "иванову" росу, приговаривая: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья". Владелец травы, известной под названием "плакун", считавшейся лучшим оберегом от нечисти, должен был прийти в храм, встать у алтаря, реже в алтаре, лицом к востоку, или так, чтобы корень травы, который он держал в руках, был обращен к востоку, и произнести заговор: "Плакун, плакун! Плакал ты долго…". В результате этих действий "слезная" сила чародейского растения направлялась против различных вредоносных проявлений, для защиты своего владельца. Из освященного плакуна также изготавливали крест, который привязывали к кресту на гайтане (бисерное украшение) или к шелковому поясу. Считали, что в этом случае он отгоняет от хозяина бесов и нечисть. В Сибири хозяин каждого дома вечером, накануне дня Ивана Купалы (купальская ночь), три раза с молитвой обходил свой двор и бросал в ворота крапиву крест-накрест для того, чтобы "колдунья обожглась и не проникла в дом". В любовной магии использовали траву "терлич". Девушкам для привлечения парней советовали положить ее за пазуху и сказать: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!".

Растения среди которых наиболее часто встречались Иван-да-Марья и купаленка (желтоголов), приносили в деревню охапками. В храмах, жилищах и дворах, а в ряде мест и около них, травы рассыпали по полу или по земле, клали к окнам и иконам. В Новгородской губ. существовал обычай составлять букет во время ритуального купания из взятых с собой цветов-смолянок.Некоторым растениям, вносимым в дом, придавали особое значение. Так, тверские крестьяне, чтобы приобрести счастье и богатство, затыкали за матицу - основное, несущее бревно потолка, ивановскую траву богатку. В Вологодской губ. под князевое бревно, служившее соединением скатов крыши, подтыкали 46 трав, чтобы дом "не раскрыло непогодой и било молнией". В целом, украшение освященной, а иногда и не освященной, ивановской травой избы и двора понималось во многих локальных традициях как оберег дома и его хозяев в купальскую ночь от нечистой силы.
Ритуальная ивановская зелень, а также изготовленные из нее букеты, венки и веники, использовавшиеся для украшения, после праздника обычно засушивали и хранили, используя в дальнейшем приписываемую им магическую силу.На их основе готовили настои и порошки для окуривания, которые применяли во время болезни людей и животных.Сохраненную травку во время грозы бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии. Растение Иван-да-Марья рекомендовали вложить в углы избы; в этом случае, "вор не войдет в дом: брат с сестрой будут говорить; вору будет чудитца, что говорит хозяин с хозяйкой".Букеты,венки, веники использовали в гаданиях, подобно троицким венкам. Их спускали на воду и гадали о замужестве, о жизни-смерти или о будущем.В ночь на Ивана Купалу девушки и молодые женщины специально собирали траву для гаданий. Чтобы узнать о своем женихе необходимо было сорвать в полночь 12 или 24 вида трав. Среди них чаще всего встречались подорожник, полынь, чертополох, папоротник, крапива, попутник, осока, пырей, мокрица, горлинка, лебеда

Считается, что 6-7 июля - на Ивана Купалу - целебные травы обретают особую силу. Магия Купальской ночи дает им власть над самыми тяжкими недугами, а потому исстари в эту пору знахари и травники заготавливали лекарственные растения. Существует несколько ритуалов, направленных на разные действия, в текущей статье расскажем какие существуют — очень увлекательно.

Сбор полагалось вести, придерживаясь множества правил. Многие из них направлены на защиту от злых чар: предки верили, что «чертям не больно любо, как рвут травы», поэтому пугают они человека, морочат, насылают всяческие видения.

Другая часть ритуалов - благодарственные. Собираясь срывать растения, следовало непременно обратиться к Матери-Земле - испросить разрешения воспользоваться ее щедрыми дарами и поблагодарить за все, чем она одарила.

Современному человеку все это может показаться просто любопытными сказками, забавными легендами… Но как бы то ни было, а травы в эту летнюю пору действительно в полной силе, и значит - пришло время собирать их. Вот и мы сегодня отправились с корзинкой на луг…

Я сушу не так уж много лекарственных растений - лишь те, что постоянно использую. Сегодня мои запасы пополнил зверобой продырявленный…

…таволга вязолистная…

… пустырник…

… и конечно же, крапива. Именно ее встарь почитали одним из вернейших защитных средств, способных очистить от любого негатива и зарядить здоровой, чистой энергией . На Ивана Купалу в ходу были различные «крапивные» ритуалы - предки верили, что таким образом можно «запастись» здоровьем, избавиться от проблем и напастей на целый год. Парились в бане крапивными вениками; ходили босиком по крапиве, катались по ней или продирались сквозь заросли; пили чай из крапивных листьев, плели из стеблей пояса и браслеты, заготавливали траву на зиму.

Кстати, 11 июля - крапивное заговенье, последний срок летней заготовки крапивы , поскольку ее целебные свойства слабеют. На заметку страдающим болями в пояснице: считается, что верным средством от них служит крапивный холст, сотканный из стеблей жгучей травы в канун Петрова дня (12 июля). Еще есть время подготовиться))

Ну а мы крапивы каждое лето сушим помногу - зимой ее охотно едят куры. Так что у меня на чердаке уже давно висят крапивные веники.

Что еще растет у нас на лугу? Целая аптека - только не ленись да собирай то, что нужно для здоровья домочадцев. А еще - это просто удивительно красивое зрелище…

Вот гордо возвышается короставник полевой

Клубятся душистые облачка подмаренника цепкого

Собирает пчел и шмелей медоносный клевер ползучий

Прячется в траве неприметная травка с недюжинной целебной силой - лапчатка узик, больше известная как калган. Любимое лекарственное растение моей бабушки…

А вдоль дорог расстилается сизым ковриком ее родственница - лапчатка серебристая

Издалека заметны высокие кусты цветущего золотарника обыкновенного

Поддерживают золотисто-желтую гамму вербейники - обыкновенный…

… и монетчатый

Небесной синевы добавляют герань луговая…

… и вероника длиннолистная

Не удастся пройти мимо буквицы лекарственной - ее необычные «колоски» на высоких стеблях возвышаются над луговым разнотравьем

Наверняка привлекут внимание и соцветия василька лугового

Но как бы ни хотелось, я не смогу познакомить вас, друзья, со всеми своими замечательными соседями)) Ведь их так много… Этот мир можно изучать бесконечно, открывая для себя все новые и новые страницы удивительной книги Природы. Поэтому приглашаю вас дополнять и расширять этот список - расскажите, какие вы собираете целебные травы в канун Ивана Купалы? Что сейчас растет и цветет рядом с вами - на ближайшем лугу или опушке?


Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

Вера в магическую силу трав существовала испокон веков и продолжает жить в сердцах людей по сию пору — на эту тему написано несметное количество книг, всевозможных травников и энциклопедий, на основе трав создано большое количество лекарств и биологически активных добавок, целые косметические линии и отдельные парфюмерные средства.

По старинным рецептам травников создаются настойки и бальзамы, травяные чаи и оздоровляющие напитки. И особое место в этом царстве полезных растений, безусловно, занимают купальские (ивановские) травы .

ЛЕГЕНДЫ О ПАПОРОТНИКЕ

Конечно же, самым главным растением магической ночи накануне Ивана Купапы считался знаменитый папоротник — Перунов огнецвет, жар-цвет, купирод или чертова борода, как называли его в народе. Он внушал людям, с одной стороны, восторг своей неслыханной магической силой, с другой — суеверный страх перед всем неизведанным и опасным. А папоротник, действительно, слыл опасным, загадочным и не-постижимым явлением природы, особенно когда зацветал в ночь летнего солнцеворота.

И не каждый решался отправиться на его поиски в глубину темных непроходимых лесов. Цветет это фантастическое растение всего лишь несколько мгновений, и нужно уловить тот самый короткий миг, чтобы сорвать ярко-огненный бутон и стать всемогущим — понимать язык зверей, становиться невидимкой, привораживать к себе любимых и находить любые клады.

В момент ожидания цветения папоротника, чтобы защититься от нечистой силы, охраняющей цветок, необходимо было очертить около себя круг Васильевским огарком — остатком свечи или лучины, зажигаемой в Васильеву (новогоднюю) ночь, или пасхальной свечой, рябиновой палкой, ножом или топором. Затем взять в руки полынь и читать молитву, обойдя папоротник задом наперед три раза.

Говорят, ровно в полночь созревший бутон-почка с треском раскрывается и взрывается золотым, а подчас и кровавым ослепительным пламенем. Сорванный цветок полагается завернуть в скатерть, чтобы не сумела его унести невидимая рука, иначе светящийся бутон начнет перемещаться по всему лесу, и его уже не поймаешь. Так что сорвал — прячь за пазуху и беги прочь не оглядываясь, иначе случится беда. Ведь за папоротником охотится не только человеческое племя, но и всевозможные сущности нави: страшные и опасные духи леса, ночи и загробного мира.

Еще одна легенда утверждает, что владелец цветка, возвратившись из леса в деревню, должен тут же отправиться в церковь и спрятать цветок под престолом. А забрать его оттуда можно только на Крещение, когда народ отправится на иордань. За цветком на реку явится бес — и проси у него за цветок все, что ни пожелаешь.

Есть и еще одна славянская легенда. В ней говорится, что бог Ярило подарил людям волшебный огонь. И каждый год в ночь с 23 на 24 июня он посылает его на землю, где тот разгорается в виде цветка папоротника.

На самом деле папоротник не цвел ни разу за все время своего существования на Земле, а появился он на нашей планете более трехсот миллионов лет назад! В Ирландии утверждают, что не цветет он потому, что растение проклял святой Патрик, а в некоторых областях Великобритании папоротник и вообще называют «дьявольской щеткой».

Хотя в других графствах Туманного Альбиона, растение щитовник, или мужской папоротник, наоборот, считается магически сильным и называется «счастливая рука», так как обладает свойством охранять, исцелять и возбуждать любовь. Если со щитовника накануне Ивановой ночи срезать все неразвернувшиеся листья, кроме пяти, то получится амулет в виде человеческой руки — «рука Купалы», или «Иванова рука», способный защитить дом и семью от дурного глаза и порчи.

В целом же папоротник является не только прекрасным оберегом, но и талисманом самой высшей пробы: защищает человека от колдовства (если носить на голом теле), дом — от молнии, а поле — от града. Открывает все запоры, двери и хранилища, обнаруживает зарытые клады по всей земле, наделяет человека способностью знать прошлое, настоящее и будущее, читать мысли, разговаривать с животными, предсказывать события и зарождать в сердце другого любовь.

ТРАГЕДИЯ ИВАНА ДА МАРЬИ

В волшебную Ивановскую ночь травницы одним из первых собирали обладавшее особыми качествами растение иван-да-марья, овеянное старинными легендами и преданиями. Брат Иван да сестра Марья (Кострома и Купала) полюбили друг друга, не подозревая о своем родстве. Но, когда узнали об этом, не пожелали больше жить на белом свете. От отчаяния и боли Иван (желтый цветок) бросился в костер, а Марья (синий цветок) утопилась в реке. Поэтому в память о брате и сестре в ночь на Ивана Купалу повсюду горят костры в честь Ивана, а на заре люди умываются прозрачной целебной росой в честь его любимой сестры Марьи.

Марьянник, Адам и Ева, брат с сестрой, желтоголовик, цветы Купалы (желтый и фиолетовый) — как только не называли цветок иван-да-марья в народе, восхваляя его волшебные свойства. Во-первых, если держать цветок при себе, это поможет уйти от любой погони. Во-вторых, свежевыжатым соком растения лечат слух и память. В-третьих, цветы марьянника защищают дом от злых духов, а хозяев — от порчи и сглаза. К тому же налаживают супружеские отношения.

ДУШИСТЫЙ ВЕНОК КУПАЛЫ

Купальские травы рвали не только для лечебных нужд, но и для гаданий, ворожбы и колдовства. Уж очень хотелось молодым незамужним девушкам узнать о своем будущем возлюбленном и о том, какая судьба ждет ее с милым. А те, кто страдал неразделенной любовью, мечтали с помощью волшебной травы приворожить любимого, покорить его сердце, наделив себя не только притягательной женской силой, но и долголетием и невиданной красотой. Чтобы узнать о своем женихе, полагалось сорвать в полночь 12 или 24 вида трав!

Так, наши предки считали, что клевер несет в себе великую силу любви, счастья, красоты и молодости. Его листочки собирали, сушили и потом всегда носили с собой в чистом лоскуте или в носовом платочке. А поутру выходили на поляну и собирали с клевера росу. Сливали ее в небольшой сосуд, затем на весь день ставили в него три веточки клевера. На ночь этой водой умывались, используя ее вместо крема от морщин.

По легендам и преданиям, огромной магической силой обладала и плакун-трава, которую называли матерью всех трав: если, держа ее в руках, собирать другие травы, то магическая и лечебная сила автоматически переходит и на эти растения. Говорят, что трава эта выросла из слез Богородицы, пролитых во время крестных мук Иисуса Христа. Она смиряет беснования злых духов, уничтожает чары колдунов и ведьм.

Огромное количество легенд и мифов окружает и еще одно купальское растение — багульник болотный (болотная одурь, розмарин лесной, болиголов). Говорят, что Болотный владыка был влюблен в лесную нимфу, но как ни старался привлечь ее к себе, у него ничего не получалось. Однажды в сильном гневе принялся он громить все вокруг, чем вызвал искру, воспламенившую болото. Дым от сгоревшего багульника одурманил нимфе голову и, не помня ничего, она сама пришла к Болотному владыке.

С тех пор считается: туман на болте напускает владыка, чтобы прозревшая нимфа заблудилась и не смогла от него сбежать. А вот если болота горят, значит, нимфе удалось уйти от постылого похитителя, и он огнем пытается выманить любимую назад. Лечебные свойства багульника всегда почитались в народе еще со времен Гиппократа — с помощью него избавлялись от ненужной беременности и даже излечивались от рака.

Купальская ночь всегда была наделена особой магией. В ночь с 6 на 7 июля, кажется, даже в воздухе витает дух магии и колдовства. Издавна об этом знали травники и умело пользовались. Ведь особая сила пронизывает в этот день травы и коренья, дает им целебные свойства, которые способны исцелять самые тяжкие недуги.

Редакция «Так Просто!» расскажет тебе о магии купальских трав: какие растения нужно собрать в этот день и какие недуги они лечат.

Целебные травы

Сбор трав для знахарей был особым действом, в котором нужно было соблюсти множество правил. Большая часть из них направлялась на защиту от злых сил, ведь считалось, что им не нравится когда знахари собирают целебные травы. На какие только ухищрения не шли знахари, чтобы нечисть не трогала их: от чтения молитв до сбора трав нагишом.

Другая часть ритуалов была связана с благодарением. Срывая растения, непременно нужно поблагодарить матушку-природу за разрешение воспользоваться ее дарами. Современному человеку всё это может показаться сказками, но многие знахари и сейчас верят в магическую силу купальских трав. Луга уже покрыты травами, значит, пришло время их собирать. Давай посмотрим, что же именно нужно собрать в свою корзину.

  • Иван-да-Марья
    Конечно, трав есть великое множество, но мы расскажем лишь о самых ценных. Одним из таких растений всегда был цветок Иван-да-Марья . С ним связана очень трагичная история. Брат Иван и сестра Марья полюбили друг друга, не зная о своем родстве. Когда же узнали всю правду, жизнь им стала не мила. Иван (желтый цветок) от отчаянья бросился в огонь, а Марья (синий цветок) утопилась.

    От того люди на Ивана Купала и зажигают костры, вспоминая Ивана, и купаются в реке, в честь Марьи. Это растение неразрывно связано с летним праздником. Вот и заготовить на год его нужно именно в этот день. Опытные травницы всегда в первую очередь собирали именно Иван-да-Марью, а не окутанный легендами папоротник.

    Свежевыжатый сок растения улучшает слух и память. Цветы защищают дом от злых сил, а людей - от сглаза. При головной боли пьют отвар: 20 г травы заливают 200 мл воды комнатной температуры, после прокипятить 15 минут и дать настояться. Принимать по одной столовой ложке 3–4 раза в день. Или же смочить ткань в отваре и приложить к голове.

    Ко всему прочему отвар из растения служит хорошей профилактикой атеросклероза и аритмии. Используется как кровоочистительное средство. Можно использовать для наружного применения как антисептик.

  • Любисток
    Это славное растение придет на помощь при подагре и ревматизме: 5 г высушенных корней вари 10–15 минут на слабом огне, после дай настояться 2–3 часа, процеди. Принимай по столовой ложке за 30 минут до еды.

    Корни растения используются как приправа для разнообразных блюд. Если использовать его для приготовления пищи постоянно, наладятся обменные и пищеварительные процессы в организме. Собранный в купальскую ночь любисток приобретает свойство залечивать раны.

  • Плакун-трава
    В народе считается одной из магических трав и наделена множеством целебных свойств. У нее несколько названий: дербенник, плакун корень или божья трава. Время цветения как раз наступает в начала июля. Известна трава своими кровоостанавливающими и успокоительными свойствами.
  • Полынь
    Растение с горьким вкусом и сильным запахом, используется для нейтрализации нечистой силы, а также для лечения. Раньше девушки собирали полынь с самого утра на Ивана Купала и привязывали к поясу или вплетали в косу, чтобы уберечься от нечистой силы. С ее помощью люди защищали и свои дома, раскладывая на крыше листья лопуха, полынь и ветки ольхи.
  • Крапива
    Еще один сильный оберег от русалок, колдунов и прочей нечисти. Крапиву раскладывали на окнах, на порогах домов, вешали на дверях, чтобы защитить дом. А перед купанием в Иванов день бросали крапиву в воду для защиты от русалок.

    Крапива помогает при ревматизме: нужно нажалить больное место жгучим растением. Еще из крапивы можно приготовить зубной порошок, который сделает твои зубы крепкими, а улыбку сияющей.

  • Все эти растения целебны и в другое время, не только в купальскую ночь. Просто считается, что энергия праздника напитывает их и дает особую силу. Таким образом они полностью раскрывают свой потенциал. Если ты любишь собирать травы, то день Ивана Купала - идеальное для этого время. Используй магию этого дня на полную!

    А веришь ли ты в магию купальской ночи ? Расскажи в комментариях!

    Вера в магические свойства трав существовала испокон веков и продолжает жить в сердце даже нашего современника. Только вспомните, что очень часто пишут на различных этикетках шампуней, косметических средствах и лекарствах: «Сделано по старинным рецептам». У человека, который прочитал эту фразу, завораживает дух, он склонен доверять написанному и предпочесть его другим препаратам.

    Особой силой травы и цветы обладают на Купалу. Купальские травы рвут как для гадания, так и для лечебной деятельности, ворожбы и колдовства. Обычно, собранную до рассвета, траву кладут под Купальскую росу, иначе оставляют на улице, чтобы её промочила утренняя роса, и уносят в помещение для просушки только после того, как роса высохнет. Трава, которая насытилась в самый мощный солнечный день, имеет необыкновенную силу и сохраняет её даже будучи высушенной. Поэтому отношение к травам на Купалу существует особое. Именно травкам, собираемым в летнее солнцестояние, мы и посвятим этот материал. Тем, кто собирается идти на сбор трав, советуем прочитать статью , для того, чтобы знать, как именно это делать.

    (ключ-трава, прыгун-трава, скакун-трава, камнеломка, бальзамин обыкновенный). Разрыв-траву ищут на Купалу прямо во время цветения (как и папоротник). Такая трава может помочь найти клад. Так же сила этой травы умеет справляться с любым камнем, железом, оковами, замками, поэтому её называли ещё и ключ-травой. На этот счёт сохранилось предание, как доставали эту мощную траву. Для того, чтобы достать травку, которая разрушает преграды, искали гнездо орла с птенцами и когда тот вылетал, надевали на гнездо металлическую клетку. Орёл, видя, что не может добраться до птенцов, улетал и прилетал, держа в клюве особенную травку, которой разрезал все преграды. В некоторых местах вместо орла использовали черепаху. Так же на Купалу выходили косить траву. Если при покосе вдруг коса, наткнувшись на что-то, переламывалась — ищи под ногами камнеломку. Если люди не могли определить — какая из травинок является разрывной, то срывали всю траву и кидали в реку, обычная трава плыла по течению, а разрыв-трава против течения.

    Богатки . Богатки в основном используют для гадания. Рвут богатки на Купалу и на ночь кладут под подушку или втыкают в потолок между досками. При этом загадывается желание. Если цветок распустился, то желание непременно сбудется.

    (Дербенник иволистный). Корень плакун-травы, взятый из земли на Купалу, имеет особенную силу. Человек, который всегда носит такой корень при себе, способен прогонять злых духов и внушать к себе страх у своих врагов. Колдуны при помощи этой травы не только внушают духам страх, но и заставляют их быть покорными своей воле. Чтобы взять такую травку из земли, необходимо пользоваться только руками, не используя посторонних предметов, тем более железных (иногда для этого применяют специальную костяную лопаточку). Растение выкапывают с корнем на заре Купальского Дня. Впоследствии используют корень и цветы. Плакун иволистный кладут в изголовье тому, кто плохо спит. При головной боли, диарее (вяжущее, противомикробное, противовоспалительное и болеутоляющее средство) применяют по такому рецепту: 1 столовую ложку высушенных цветков залить стаканом кипятка, настоять 1 час, процедить. Принимать по 1-2 столовые ложки 3 раза в день до еды.

    Чернобыльник (Полынь обыкновенная). Охраняет дом, двор и людей от ведьм, от навета, от сглаза, от чёрных магических дел. Считается, что злые колдуньи на дух не переносят чернобыльник. Часто чернобыльник заплетают в плети забора. Специальные отвары из засушенной травы помогают при бессонницах, потере аппетита, проблемах с желудком и т.д. Чернобыльник или Полынь является особой травкой на Купалу, так как именно с её помощью отпугивают русалок, которые, как известно, особенно активны в это время. Полынь развешивают в домах и вокруг домов, а также добавляют в костры. Русалки и злые духи просто на дух не переносят вида, вкуса и запаха этой травки, потому дым и курения от чернобыльника помогают очистить жилище и пространство, где находятся люди, к примеру, купальские поляны, где собирается народ для празднования. Также полынь применяют колдуны, ведьмы, волхвы, маги для того, чтобы войти в контакт с загробным миром. Большая концентрация дыма полыни помогает человеку увидеть духов и сущностей из тонкого мира. Чернобыльник растёт очень медленно, так что если собираете траву — старайтесь не вырывать её вместе с корнем. Полынь рвут на Купалу (также на убывающей луне) и хранят в хорошо проветриваемых помещениях. Хорошо если в доме будет висеть пучок полыни — он будет отпугивать колдовские чары и злых духов.

    Расперстьице . Этой высушенной травкой присыпают различные порезы, нарывы и другие болячки на теле.

    Пастушья сумка (Сумочник пастуший) — очень хорошее кровоостанавливающее средство. Лечит как кровотечения при ранениях, так и легочных, почечных, маточных, желудочно-кишечных болезнях. Сушат на чердаках или под навесом, разложив тонким слоем. Сок из свежей травы пастушьей сумки, разведенный водой в соотношении 1:1, принимают по 1 столовой ложке 3 раза в день при кровотечениях, поносах, а также промывают кровоточащие раны, язвы.

    Крапива помогает от ревматизма. При ревматизме, больные места нажаливают крапивой (рекомендуется чередовать с натиранием керосином: один день — крапива, другой день — натирание керосином). Надо сказать, что все из перечисленных здесь трав имеют лечебные свойства, даже если они собраны не на Купалу, а в другое время, но именно Купальская энергия, по поверьям древних славян, даёт им максимум силы. Рецептов из крапивы существует большое множество. Крапиву срывают и дают завянуть на открытом воздухе, затем переносят в хорошо проветриваемое помещение и сушат. Засушенные листья хранят в коробках, а корни — в мешках. Сушёные листья смешивают с мёдом и принимают по одной чайной ложке несколько раз в день. Такой рецепт помогает увеличить количество эритроцитов в крови, нормализовать углеводный обмен, также его применяют при анемии. В древней Руси очень популярным и крайне полезным блюдом, которое содержит огромное количество витаминов, были щи из крапивы.

    (Кислица обыкновенная). Настой из этой травки помогает при лечении ран и ожогов, а также пролежней. Водный или спиртовой настой на основе кислицы применяют при заболеваниях почек и печени, желтухе, отёках, нарушениях обмена веществ, гнилостных процессах в полости рта. Кислица противопоказана при диатезе, плохой свёртываемости крови, склонности к судорогам. Рецепт жаропонижающего при температуре из заячьей капусты: 2 столовые ложки травы на 1,5 стакана горячего молока, подержать на паровой бане 30 минут. Принимать по полстакана 3 раза в день за полчаса до еды.

    В следующей статье продолжение .