Чем сможет помочь шаман человеку. Темная сторона шаманизма

На «The Village» вышло интервью с шаманом Артуром Цыбиковым о современном российском шаманизме: как стать шаманом, какие существуют обряды, сколько они стоят и так далее. В общем, все, что вы хотели знать о шаманах, но стеснялись спросить. И да, они действительно стучат в бубны, но еще и пользуются гаджетами и социальными сетями.

1. Как стать шаманом?

Раньше было так, что шаманами становились по наследству. У будущего шамана должна быть так называемая утха - предрасположенность к тому, чтобы помогать людям, общаясь с богами, духами природы и космоса. Но сейчас люди настолько оторвались от природы, многие не понимают, как жить и что делать. Поэтому я всем предлагаю пройти шаманские практики - восстановить свой организм. На втором этапе, если у человека проявится желание и талант, он может попробовать стать шаманом.

2. Как стал шаманом Артур Цыбиков?

До того, как посвятиться в шаманы, я служил в армии, получил два высших образования - педагогическое и экономическое. В 90-х полгода работал учителем физкультуры, занимался ресторанным бизнесом в Москве и еще чайным заводом в Грузии. К шаманизму я пришел в 37 лет, когда заболел мой отец. Он шаман, много помогал людям и вдруг заболел. Мы начали возить его к другим учителям-шаманам, и проблему устранили. На тех обрядах мне сказали, что я тоже должен посвящаться.

3. Какие обряды проводят шаманы?

Сначала мы выслушиваем человека. Исходя из того, с какой проблемой он приехал, выбираем обряды. Если это связано с физическим телом - например, палец вывихнули или сухожилие перехлестнулось, - применяем мануальную терапию. Если проблема связана с кармой или душой, проводим обряды: стучим в бубен, молимся, призываем богов оказать помощь и лечим.

4. Как шаманы избавляют от алкогольной зависимости

Обряд, направленный на избавление от алкогольной зависимости, простой, но шокирующий. Мы нагреваем металл под 500-700 градусов и прижигаем язык. Не каждый на это готов и не каждый выдерживает такое, только в этом в сложность. А вообще это простой обряд: нагрел металл, позвал предков, прижег и все.

5. Сколько стоит обряд у шамана?

В случаях с несложными обрядами человек благодарит по своим возможностям - это могут быть ритуалы, связанные с избавлением от болезней или зависимостей. Стоимость больших обрядов складывается из суммы тех вещей, которые задействованы в ритуале. Обряд с подношением животного обходится от 15 до 20 тысяч рублей.

Но эти деньги не идут шаману, а тратятся на приобретение всего, что необходимо для ритуала.

Москва. Центр. Обычный летний день. И вдруг... Случайные прохожие застывают в изумлении. Из черной «Волги», бережно поддерживаемый «прилизанным» молодым человеком в стогом костюме, выбирается седой старик с азиатскими чертами лица. Но как странно одет этот старик! На нем длинное меховое одеяние, украшенное причудливым орнаментом. На шее у старика добрый десяток ниток бус. Мягко ступая кривыми ногами, обутыми в расшитые бисером меховые сапдги, следом за молодым человеком старик поднимается по ступенькам одного из союзных министерств... «К министру шамана привезли. Сынок у министра хворает. Врачи лечить не берутся...» - шепотом передают друг другу новость всезнающие москвичи.

Трудно сказать, помог ли шаман министерскому сыну в том конкретном случае. Но практика лечения с помощью шаманской магии была весьма в ходу в семидесятых годах прошлого века. Виновата в этом мода на нетрадиционные методы лечения, распространившаяся в «эпоху застоя», или всему причиной несомненная сила шаманов - неизвестно. Но и сегодня немало людей обращаются за помощью к шаманам. Во многих случаях это - последнее средство.

Рассказы о шаманах - подчас невероятные - передаются из поколения в поколение. Стоит пересечь Уральский хребет и оказаться в Азии, как вы очутитесь в мире, где вера в силу шаманов так же велика, как и сто лет назад. Нужно заметить, что в современной России традиционный шаманизм возрождается. А ведь еще лет двадцать назад советская власть не одобряла веры широких масс в шаманскую силу (разумеется, к союзным министрам это не относилось).

Обратимся к рассказам, на которые так щедры жители российского Севера.

«Что умеет шаман? Много чего. Он почти всесилен. Например, шаман может загипнотизировать человека, наказать вора, охладить пыл хулигана. Но это пустяки. Бывает и так: возьмет шаман острый нож, ударит им в бревенчатую стену - молоко течет или даже кровь. Если увидишь шамана ночью - остерегайся, ведь есть среди них не только добрые, что лечат, а и злых немало. Мчится такой по тайге на коне, а голову с плеч снимает, чтобы ветки глаза не повредили. Бывают шаманы - мужчины, а бывают шаманы - женщины. Если на лютую шаманку набредешь в тайге - не уйти, ложись да помирай. Но больше шаманов добрых, чем злых. Такой вылечит, от верной смерти спасет - ничего не возьмет. А благодарить, кланяться в ноги примешься - смеяться будет.

Российские этнографы в конце XIX - начале XX века много занимались проблемой шаманов. Их интересовало все, и не в последнюю очередь - магическая практика шаманов. Например, в отчетах этнографических экспедиций можно найти описание таких шаманских «трюков», как прокалывание острыми предметами разных частей тела, хождение по раскаленным угольям, поедание несъедобных предметов. И так далее, и тому подобное. Особый интерес представляют рассказы о превращении шаманов в животных и птиц. Так, одному якутскому шаману, жившему в конце XIX века, не составляло ни малейшего труда превратиться в белку. Другие излюбленные объекты трансмутаций в шаманизме - волк, ворон, медведь. Трудно сказать, что в действительности видели этнографы, но факт остается фактом: ученые, члены экспедиции Академии наук описали эпизоды превращений как нечто, виденное их собственными глазами. Удивительными кажутся и тогдашние пророчества шаманов. Например, еще в середине XIX века один бурятский шаман предсказал появление железнодорожного транспорта. Этнограф бесстрастно зафиксировал и еще одно, гораздо боле удивительное пророчество. Пользуясь для выражения образами, шаман назвал новый вид транспорта «железной змеей». Тот же шаман сообщил, что «царь будет свергнут, богачи превратятся в батраков, каторжники будут начальствовать, а шаманы будут повешены на деревьях». Через шестьдесят с небольшим лет сбылась первая часть пророчества - совершился октябрьский переворот в России. Вешать шаманов на деревьях (все-таки чаще их расстреливали - в порядке борьбы с религиозными пережитками) стали несколько позднее... Существует старинное шаманское пророчество, прямо касающееся нас, жителей XXI века. «Когда выпадет последний волосок из черного кончика заячьего уха, наступит всемирный потоп», - заявил в середине XIX века якутский шаман по имени Гурсэб. К сожалению, этнограф позабыл спросить у старика, каков смысл этого пророчества, ведь его можно воспринимать как крайне оптимистическое (зайцы как вид будут существовать еще долго, и черных волосков на их ушах будет предостаточно) или как весьма мрачное (если образ пророчества свидетельствует о глубоких изменениях в природе, произведенных человеком за последние десятилетия).

Еще одна удивительная способность шаманов также описана российскими этнографами. Шаман способен преобразовывать пространство вокруг себя. Вначале он с поразительным искусством имитирует звуки скачущего табуна лошадей, рев волка, щебет таежных птиц. При этом рот шамана закрыт, а звуки доносятся откуда-то извне. Что является здесь источником звуковых волн? Уж не гипноз ли? Вполне возможно. Однако чем больше узнаешь о шаманизме, тем сильнее хочется верить в действительную магическую силу этих носителей древнего искусства магии.

Основная работа шаманов - это предсказания, общение с добрыми и злыми духами, лечение. Роль шамана в жизни архаичных народов Крайнего Севера была огромной, ведь шаман выступал в качестве жреца целой религии- шаманизма. Но шаманизм нельзя считать «региональной религией»: народы многих стран и континентов также являются сторонниками шаманизма.

Какая же неизвестная официальной науке закономерность лежит в основе шаманской практики?

В начале 90-х годов XX века усилиями академика В. П. Казначеева и группы ученых-энтузиастов были проведены сеансы так называемой «дальней связи». При этом использовались «зеркала Козырева» - особые приборы, способные, по мнению ученых, локально изменять энергоинформационное поле. В одном из своих докладов академик Казначеев говорил о существовании особых биополевых конструкций, которые имеют постоянную связь с легендарной Шамбалой. Выходит, Шамбала - это не сказка, выдуманная увлекающимися людьми, а реальность. Подпадая под влияние биополевых конструкций, человек начинает вести себя аномально. В зависимости от «заряда» энергии его аномальные действия могут нести либо позитивную, либо негативную нагрузку.

Пользуясь данными, полученными российскими учеными в 90-х годах, можно предположить, что шаманы подключаются к информационному пространству, выходят в «верхний мир», в космос, Вселенную. Это дает им возможность предвидеть события, которые совершатся в будущем, лечить больных. Духи, с которыми общаются шаманы, выступают здесь уже не как символы сил природы, а как вполне реальные сущности из «тонкого мира», сгустки неизвестной (а точнее, неопределимой современными средствами) энергии.

Приведу еще одну цитату, подтверждающую современное значение шаманизма как национальной религии многих северных народов России. Председатель народного фронта Якутии Данилов в одном из интервью сказал: «Мы провозгласили государство Саха, но этого крайне мало. Шаманизм - якутская религия и философское основание, на котором будет строиться наше государство». Ни больше ни меньше. Эту точку зрения, разумеется, следует сегодня принимать во внимание. А вот несколько сот лет назад, в эпоху Чингисхана, жил знаменитый шаман Тэб-Тенгри. Он сыграл немалую роль в возвышении Чингисхана. Кстати, сын Чингисхана и его жена были знаменитыми в свое время шаманами, они входили в пантеон «хозяев общемонгольского огня» - аналог института святых в православии.

Сегодня потребность людей в услугах шаманов очень высока. Но не только лечиться и гадать о будущем ходят к шаманам. Тысячи и тысячи людей ищут альтернативы современным религиям в древних обрядах шаманизма. Паломники посещают священные вершины гор, перевалы, водные источники, проводят там массовые празднества. Белое шаманство, обращение к духам «верхнего мира» - хорошая возможность как бы заглянуть в глубь времен, коснуться истока жизни.

Шаманы делятся по силе на «слабых», «средних» и «великих». «Слабым» шаманом при определенных условиях может стать практически каждый желающий. Для приобретения сана «среднего» шамана нужен сложный обряд инициации (посвящения). «Великие» шаманы рождаются раз в несколько десятков лет. По имеющимся сведениям, сегодня нет великих шаманов, по крайней мере на территории Российской Федерации.

Далеко на ледяном Севере, где мрак так же страшен, как стужа, а стужа еще страшнее мрака, растет волшебное дерево. Вместо коры на этом дереве - змеиная чешуя Когда Луна ступает в ущерб, волшебное дерево сияет таинственным светом. Ытык-Мас - так зовется оно. Дерево имеет девять причудливых изгибов и девять дупл. В дуплах дерева Ытык-Мас обитают духи нерожденных еще шаманов. В трех верхних дуплах, где орлица вскармливает орлят, - духи трех великих шаманов. Эти дупла десятилетиями остаются пустыми, ведь вселенские воздушные духи великих шаманов приходят к людям редко. В трех средних дуплах, где живут вороны с воронятами, обитают духи трех средних шаманов. Три нижних дупла никогда не бывают пустыми: там, рядом с выводком желторотых кукушат, ютятся духи слабых шаманов.

Каким станет шаман - добрым или злым - решать ветрам. Ледяные северные ветры дают шаману силу спасать от недуга и насылать порчу-болезнь. Южные ветры рождают шамана, способного предвидеть будущее на сто лет вперед. Западные ветры делают шамана нечеловечески злым. А вот влияние благодатных восточных ветров дает шаману силу творить только добро. Но это лишь часть шаманской души - ее воздушная часть.

Шаман, вставший на путь злых дел, имеет земную часть своей души в рыбе Jlyo - рыбе, посвященной смерти. День и ночь вечно плавает рыба Луо в смрадных болотных глубинах. Нет покоя и материнской части души шамана. В теле Матери- Зверя неприкаянно бродит она по лесам, забредает в тундру. Но материнская часть не может даже напиться воды - свежая ключевая вода не утоляет ее жажды. На вечную жажду обречена она, на вечные муки.

Посвящение в шаманы - величайшая тайна последователей этого древнего учения. Попробуем пересказать от первого лица историю посвящения одного из современных шаманов, использовав одно очень любопытное интервью десятилетней давности.

Пока я не стал шаманом, меня звали Никита. Я работал водителем в большом оленеводческом совхозе. Жизнь была обычная - ни плохая ни хорошая. Однажды поздно вечером ко мне пришел шаман Ердэ. Я его знал: к нему ходила лечиться моя жена, и жил он неподалеку. А с Ердэ был еще один шаман, незнакомый.

Собирайся, пойдешь с нами, - сказал Ердэ. - Моему брату Ольхону в камлании открылось, что родится в твоем стойбище средний шаман. Это ты, Никита.

Я уже двадцать пять лет как родился! - удивился я.

Шаман Ольхон укоризненно покачал головой:

Ничего еще не знаешь. А вот с нами пойдешь - все знать будешь.

Я пошел с шаманами. Мы шли три дня и забрели далеко в тайгу.

Ердэ и Ольхон развели костер, усадили меня поближе к огню. Посовещавшись, шаманы принялись варить на огне какое-то зелье. Вскоре в котелке пенилась черная жидкость с резким запахом. Мне приказали выпить ее. Жидкость была горячая, у нее был горьковатый вкус плесени. Ердэ и Ольхон стали бить в бубны и кружиться на месте.

Я почувствовал, что засыпаю. Фигуры шаманов стали расплывчатыми, а обычно молчаливая тайга кругом наполнилась странными звуками. Я слышал гул воды, пение каких-то птиц, рев зверей. Я испугался и стал звать шаманов по именам, но они не откликались. Потом все вокруг изменилось.

Я сидел на дне глубокой черной ямы и пытался из нее выбраться. Никто не приходил на помощь, как я ни кричал. Пустота и безмолвие окружали меня. Я затих и скорчился на дне ямы.

Тишина казалась мертвой, но вдруг мне послышался отдаленный звук Это был свист снежного вихря. А потом зашумели громадные крылья, и над ямой закружил орел, каких не бывает: величиной он был с доброго оленя Орел сел на край ямы, опустил голову и ударил меня клювом в темя. Боль была сильной, но мгновенной. Орел схватил меня когтями и взлетел. Дух захватило от такого полета. Было темно и холодно. Рядом мерцали какие-то странные облака. Орел будто остановился, и я почувствовал, что железная хватка когтей ослабла. Я стремительно полетел вниз.

Я ударился о лед, попробовал подняться, но не смог.

Где я? Куда меня занес чудовищный орел?

И в ответ ледяная пустыня загудела тысячей голосов:

Эбэ Хайа! Эбэ Хайа!

(Примечание. В традиции шаманизма Эбэ Хайа - скала на берегу Северного Ледовитого океана. Это священное место для всех коренных народов Севера. Другое ее название - Гора-Бабушка. Так ее называют якуты в знак особого почтения. На вершине Эбэ Хайа обитают духи, например великий дух реки Лены в образе великого орла)

Я попытался осмотреться. Внизу ревел океан, разбиваясь о подножие скалы, на которой я лежал. Надо мной висело мрачное небо. Ни одной звезды. Только бледная ущербная Луна светит. На скалу легла огромная тень. Я обернулся.

Чудовище в три человеческих роста с туловищем, напоминающим человеческое, и медвежьей головой шло прямо на меня.

Я, Нохоо, пришел, чтобы разорвать на куски твою плоть, перегрызть твои кости!

Не помня себя от страха, я попытался отползти, но Нохоо схватил меня и прижал к камню. С оглушительным ревом чудовище занесло надо мной топор. Наверное, я закричал Брызнула моя горячая кровь, она залила меня с ног до головы... все остальное происходило уже за гранью боли и почти за гранью сознания.

Нохоо отрубил мне голову и насадил ее на длинный шест. Я видел все, происходящее с моим телом.

Смотри! - рычало чудовище.

Нохоо разрубил мое обезглавленное тело на куски и разложил их на три стороны.

Это - для духов верхнего мира, это для духов нижнего мира, а сердце и печень - для духов среднего мира.

Налетел вихрь, отшвырнул чудовище с медвежьей головой. Из вихря появились невиданные черные твари, похожие на угрей. Они облепили мясо и стали пожирать его. Сожрав все, Veapn исчезли так же мгновенно, как и появились. Скала вздулась, словно была сделана из бумаги, и из возникшей дыры выбрался ужасающий зверь - однорукий, одноногий, с одним-единственным клыком в пасти. Зверь подобрался к останкам и стал с хрустом пожирать кости. Насытившись, он провалился в расселину скалы...

Не знаю, долго ли продолжался весь этот кошмар. Над горой нависла черная туча и уронила холодные капли. Ударяясь о камень, они превращались в крохотных горбатых старух.

Плоть и кости, явитесь снова! - хрипло закричали старухи.

Кружась на месте, старухи слепили мое тело воедино, смазали слюной швы, потом запричитали, заметались и исчезли в черной туче, из которой явились.

Я понял, что мое тело слеплено заново.

Вот и все! Духи горы сделали свое дело! - проревел Нохоо, ставя меня на ноги. - Теперь ты - шаман средней силы. И Имя тебе отныне - Кысылга!..

Вставай! - тряс меня за плечо Ердэ. - Переодевайся!

Я натянул на себя полное шаманское облачение - длинное меховое одеяние, пояс с кожаной бахромой, надел бусы и браслеты. И вдруг нечеловеческие силы вошли в меня. Железные браслеты зазвенели, превращаясь в перья, а край мехового одеяния стал птичьим хвостом. Круглая медная пластина, пришитая спереди, засияла, как солнце, и я поднялся в воздух. Рядом летели Ердэ и Ольхон, обратившиеся в воронов.

Мы летели долго, разглядывая землю, лежащую далеко внизу. Мы поднимались выше - и земля становилась крохотной. Мы опускались - и становились видны сеть рек и зеленые волны тайги.

Я устал, силы мои исчерпались. И тут я увидел, как мои братья-шаманы отдыхают в воздухе: медные круги на их одеяниях перестали сиятц как солнце, подернулись туманом... Вот облака, вытекшие из этих кругов, стали белыми, пушистыми облаками, и шаманы улеглись на них отдыхать. Я сделал то же самое Ердэ одобрительно усмехался, а Ольхон почему-то хмурился.

Издалека, откуда-то снизу мне послышался то ли крик, то ли плач.

Опускайся! - велел Ольхон. - Это Мать-земля кличет тебя! Негоже шаману долго нежиться на облаках!

Я направил свой полет вниз, к земле. И с каждой секундой силы мои прибывали. Я без вреда для себя пролетел сквозь туманную сеть, расставленную злыми духами, обитающими над верхушками сосен. Я миновал опасных водных духов, парящих над гладью воды, и наконец опустился на землю.

Рядом опустились шаманы Ердэ и Ольхон.

Теперь ты видел, сколько злых духов ждут твоей оплошности, - сказал Ердэ. - Кысылга, отныне ты должен всегда приходить на помощь племени людей, на помощь тем, кто лишен шаманского зрения.

Мать-земля будет хранить твою силу всегда, - добавил Ольхон. - Смотри, Кысылга, чтобы злые духи не украли у тебя какую-нибудь из душ - воздушную, водную или земную!

Священный бубен станет твоим конем, а медный круг на твоей груди - прорубью, в которую ты сможешь прятаться в случае опасности, - добавил Ердэ.

А когда ты принесешь много добра людям, то сможешь увидеть Правителя Девяти Небес - Юрюнг Ар Тойона. На его левом плече дремлет орел, а на правом - старый ворон. У ног Юрюнг Ар Тойона лежит златорогий олень, а у коновязи стоит белый конь с серебряными крыльями, - завершил поучение Ольхон. На его лице сияла улыбка.

Этот рассказ практикующего в настоящее время сибирского шамана дает яркое представление об обряде посвящения в шаманы. Налицо такие общие принципы инициации как «случайный» выбор неофита, переживание неофитом опыта смерти и повторного рождения, помощь старших товарищей. В видениях Кысылги фигурируют священные места, а также образы духов, характерные для региона.

Возможна ли шаманская практика в условиях современного города, вдали от природных ландшафтов, мест поклонения, без помощи мастеров магии? Насколько это известно автору, подлинный шаманизм (тем более опирающийся на региональный пантеон) вряд ли возможен в современной урбанизированной реальности. Однако элементы шаманской практики органично вошли в практику современных неоязыческих культов.

Одни в них искренне верят, другие относятся со здоровым скепсисом. Шаманы. Их до сих пор немало и в России, и в других странах. В преддверии Ярмарки здоровья и народной медицины (7-11 октября, МВДЦ «Сибирь»), на которой впервые состоится сход сибирских шаманов, мы решили узнать подробнее о самых известных из них.

Шаманизм, или шаманство — ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду хами в состоянии транса («камлание»). Понятие «шаман» используется во многих языках. Основная версия его происхождения — от эвенкийского слова saman.

Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли.

В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей несколько тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов.

Считается, что шаманы обладают сверхъестественными способностями — могут предвидеть, прорицать и предсказывать, могут вселяться в других людей или животных, могут совершать чудесные исцеления. Сами шаманы утверждают, что у них прямая связь с духами — добрыми и злыми.

Верить ли шаманам?

Шаманы нередко отдают всю жизнь на постижение секретов и методов своего ремесла. Считать шаманизм самобытным явлением истории и мировой культуры или же всерьез рассматривать его как способ избавления от проблем — решать вам. Но если речь идет о здоровье, то обязательно сначала посетите настоящих врачей, прежде чем обратиться за помощью к представителям любых оккультных, мистических или натуропатических практик.

Вот как врачи объясняют популярность альтернативной медицины:

Если бы у традиционной медицины были ответы на все вопросы, шарлатанов бы просто не было, к ним бы никто не шел. Но поскольку медицина, даже учитывая очень высокую степень ее развития, пока не может дать однозначные ответы на все вопросы, люди идут с последней надеждой к разного рода знахарям. Часть нетрадиционных методик уже научно обоснована и признана, другая часть носит скорее психотерапевтическое воздействие, когда с человеком просто спокойно и хорошо поговорят, ему от этого становится легче. Я сам как врач работал в поликлинике, понимал, что с некоторыми больными действительно нужно просто разговаривать, и все их болезни отойдут на второй план. Иное дело, если в результате деятельности таких знахарей упускается время и наступает вред здоровью! Но человек сам выбирает, к кому обратиться за помощью...

Егор Корчагин, ныне главврач Красноярской краевой больницы (интервью 2006 года)

В настоящее время известны сибирские шаманские школы в Якутии, Туве, Хакасии, на Алтае, сочетающие традиции с новой интерпретацией мистического и ритуального опыта. Трое их представителей приедут на сход в Красноярск с 7 по 11 октября.

Верховный шаман Тувы Допчун-оол Кара-оол

Верховный шаман Тувы Допчун-Оол Кара-Оол

Ярмарки

Тувинский шаманизм — это уникальное явление. В настоящее время в республике насчитывается около 500 действующих шаманов. Верховный шаман Тувы Допчун-оол Кара-оол имеет титулы: Черный Медведь, Великий Бык-Шаман. С 2009 года он является Верховным шаманом республики Тува, председателем ведическо-шаманской организации «Адыг Ээрен» («Дух Медведя»).

Верховного шамана Тувы признали многие европейские и азиатские шаманы. В разных странах Допчун-оол Кара-оол известен как предсказатель на камнях, картах, бараньей лопатке и целитель. Он может разгадывать значение сновидений, владеет энергетическим массажем и гипнозом. Кара-оол говорит, что использует энергию природы, деревьев, гор, воды, источников воды, камней и Земли.

«Настоящий шаман — это и великий костоправ, и знаток традиций и обрядов, великий танцор и певец. Нужны не только способности, нужно знать все обряды и традиции, поэтому лучше, когда этому учат с детства. В Туве три сокровища: природа, хоомей и шаманизм», — рассказывает шаман.

На Ярмарку в Красноярск Кара-оол приедет вместе со своими помощниками: великим шаманом Юрием Ондаром, Ак-Кам, и шаманом Олегом Доспаном, Темир-Кам.

Потомственная шаманка Бурятии Надежда Степанова

Потомственная шаманка Бурятии Надежда Ананьевна Степанова

Фото предоставлено организаторами

Уже второй раз на ярмарку в Красноярск приедет делегация бурятских шаманов во главе со Надеждой Степановой — потомственной практикующей шаманкой по материнской линии с острова Ольхон, который находится на Байкале . Является Верховной шаманкой республики Бурятия, президентом Международной конфессии шаманов, членом межрелигиозного комитета ЮНЕСКО (1998), координатором ассоциации «Шаманы мира» и других религиозных организаций.

Степанова утверждает, что с раннего детства обладает сверхъестественной способностью видеть и слышать потусторонний мир, владеет могущественной энергией «всех цветов радуги». Практически с самого начала шаманской деятельности стала активно выезжать за рубеж, работать вместе с психотерапевтами, психологами и психиатрами.

«Шаманизм в крови бурятского народа. Расы, нации для меня не имеют значения. Поэтому я по всему миру езжу. Я и с африканцами работала, и с мусульманами, со всеми. Нет отдельных религий. Есть единая религия, единый Бог!», — делится шаманка.

«Надежда Ананьевна уже побывала на Ярмарке здоровья в 2014 году. Тогда многим красноярцам удалось попасть к ней на прием, и они остались под впечатлением от ее работы. В этом году шаманка вновь приедет в Красноярск, — рассказывают организаторы Ярмарки здоровья.

Потомственная хакасская шаманка Людмила Кобежикова

Потомственная хакасская шаманка Людмила Васильевна Кобежикова

Фото предоставлено организаторами

Кобежикова — представительница древнего княжеского рода Ах-Хасха, что по-русски означает «Белая кость». Из поколения в поколения в нем рождались шаманы, которые общались с духами и занимались целительством. Сегодня Кобежикова продолжает дело своих предков.

«В роду моём всегда рождались шаманы, — рассказывает она. — Советская власть помешала моей матери стать шаманкой. Наш род подвергся жестоким репрессиям. Но моя мама всё равно занималась целительством. К ней тайно, под видом родственников, приезжали люди с различными бедами и недугами. И мама им помогала».

Людмила Кобежикова много путешествует по странам мира, подолгу живет в Москве и Санкт-Петербурге. Она сотрудничает с психоаналитиками, политологами, творческими коллективами, консультирует некоторые фирмы. Шаманка практикует личные консультации и ритуалы, работу с семьями, дает бизнес-консультации. Кроме того, может изготовить обереги, травяные смеси, ароматические композиции.

Встретиться с сибирскими шаманами можно с 7 по 11 октября 2015 года в МВДЦ «Сибирь» в рамках Ярмарки здоровья и народной медицины.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

По материалам пресс-службы ВК «Красноярская ярмарка»

Шаманизм – одна из древнейших систем врачевания, а потому помощь шамана в ряде случаев просто бесценна. Лечение тела и рассудка человека – вот главная задача целителя. Впадая в транс, шаман пересекает и обретает дар ясновидения. При этом его душа выходит из тела, освобождая место онгонам – духам предков рода, тотемным животным или птицам.

Когда нужна помощь шамана в лечении тела и духа

Присутствующие при обряде люди могут в это время общаться с духами, вселившимися в тело шамана. Все это к тому, что шаман выполняет почетную функцию посредничества между духами и людьми. Людям часто бывает нужна помощь шамана в лечении. Талантливые шаманы, получившие свой дар от представителей старших поколений в роду, многое умеют. Дают правильные советы. Лечат. Возвращают заблудшую душу. Слова шамана носят лишь рекомендательную окраску, а как поступить, человек решает сам.

Можно ли прибегать к помощи шаманов? Бывает, что не только можно, а необходимо. Шаманизм блестяще соединяет в себе духовное и практическое. Всегда шаман был уважаемым человеком в роду. К нему ходили за советом, просили здоровья для себя и близких, удачи в охоте.

И сегодня к шаманам обращаются с любыми житейскими вопросами: когда лучше жениться, когда собираться в дорогу.

А, когда к шаману приходит больной человек, тот первым делом выявляет причину недуга. Для этого приходится камлать. После камлания шаман чистит энергетику человека, меняет его код, ставит защиту от негатива и открывает дороги. Камлание применяется не только для исцеления, но и с целью получения пророчеств, процветания рода и для благополучия всего человечества.

Мне помог справиться с трудностями и защитить себя от недоброжелателей, Оберег от сглаза и порчи . Он защищает человека от сил зла, Энергетических вампиров на работе и в семье, специально наведенной порчи, и злых помыслов врагов. Посмотреть и заказать его можно только на официальном сайте

Помощь настоящего шамана в Москве

В шаманизме есть предание о похищенных душах. Именно похищение душ живых является причиной многих заболеваний. Энергетическая оболочка может быть пробита из-за внезапного сильного испуга, либо в результате намеренных колдовских действий. Через пробоину в энергоструктуре улетает душа.

Человек становится флегматичным, безжизненным, начинает болеть. После обряда по возвращению души человек преображается, появляются энергия и . В России помощь шамана можно получить не только на Алтае, или в Бурятии, но и в Москве. Современные российские шаманы – люди уважаемые, культурные и умные. Свой незаурядный ум они используют для систематизации полученных знаний, и для того, чтобы в короткие мгновения увидеть пришедшего за помощью человека со всех сторон, отсечь лишнее и выявить подлинную причину заболевания.

Во время практики шаману приходится сталкиваться с темной энергией, от которой нужно уметь защищать себя. Для этого есть специальные предметы, оберегающие своего владельца от грязной энергетики: бубен шамана, колокольчики, тали - большой круглый медный амулет, который целитель вешает на шею. &1

Из рассказа Кларел Светланы:

«Мы жили в Бурятии, а по соседству с нами жил шаман. К нему приезжало много народу, его уважали и боялись.

Однажды мой брат по глупости развязал завязки на дереве шамана и покидал их. Через несколько дней он сгорел от бензина, но я думаю, что несчастье произошло из-за того дерева. Как вы считаете, может ли это быть причиной гибели моего брата?»

Работа с шаманскими завязками (называются они наузы) практикуются и среди наших мастеров. В работе шамана есть некоторые отличия от нашей школы. Вот основное правило его работы: шаман, завязывая наузы, называет по именам двенадцать умерших родственников того человека, кого лечит в этот момент. С южной стороны дерева завязывают наузы для здоровья, с северной стороны — наузы на врагов, если, к примеру, их надо наказать или же уничтожить. С западной стороны наузы делают на любовь и дружеские отношения. С восточной стороны — чтобы развязать войну или же на ссору между людьми.

Необходимо знать, что нельзя в один день делать наузы на любовь и ссору, даже если речь идет о разных, неродных людях.

Никто, кроме шамана, не имеет права снять с дерева наузы, это очень опасно.

Известно, что от этого, во-первых, заболевает сам шаман, а во-вторых, тот человек, который по незнанию или из пакости снял веревочки. Если такой искатель приключений снимет наузы с северной стороны, то через некоторое время он погибнет. Как скоро это случится, зависит от силы ангела-хранителя данного человека.

Зная приемы и правила работы шаманов, а именно: нападение, защита, лечение, наказание, отнятие силы, воли, энергии и полного уничтожения, можно поставить защиту.

Нельзя рассматривать действие шамана как нечто злое, несущее погибель. Он ведь тоже делает свою работу: лечит людей, вызывает духов, исцеляет скот. Любой человек, обладающий многогранными знаниями, справедливо заслуживает искреннего уважения. Любая наука — это тяжелый самоотверженный труд. Если же вы, не научитесь уважать или, что еще важнее, правильно оценивать знания того мастера, против работы которого собираетесь выступать, то вы просто-напросто проиграете и ваш больной не получит от вас той защиты, на которую он рассчи-тывает, прибегая к вашей помощи. Если больной испорчен мастером, ни в коем случае нельзя недооценивать своего противника. А шаман соперник более чем достойный.

Аня обратилась к мастеру из Москвы, сказав ему, что у нее серьезное заболевание. Девушка была уверена, что это работа шамана, так как заказчик ее погибели прямо сказал об этом Ане:

Ты скоро сдохнешь. Я за тебя шаману барана отдал. Киллер мог бы промахнуться, шаман никогда. Так что радуйся, овца, последним дням своей жизни.

Вскоре Аня заметила, что ноги у нее стали неметь и стынуть, как ледышки, хотя на дворе был июль. Ночью горлом шла кровь, мучило сердцебиение. Она обратилась к врачам, но те лишь руками разводили: давление, температура — все было в норме. Посоветовали ей обратиться к невропатологу, а еще лучше к психиатру.

Жизнь медленно покидала девушку. Есть она не хотела, даже спать не спала. Все ей чудилось, будто кто-то ходит вокруг ее постели ночью. Она ясно слышала глухие удары то ли барабана, то ли бубна и мелодичное позвякивание колокольчиков.

В конце концов она решила пойти по объявлению к знахарю с родословной в каком-то там поколении. Несколько дней ее лечили с помощью свечей и отливаний, всякий раз уверенно обещая, что скоро она поправится. Через неделю мастер ей сказал:

— Я отказываюсь дальше проводить сеансы. Я не знаю, кому вы так насолили и что там за шаман, но я не собираюсь из-за вас ложиться в могилу. Во уже два дня, как мне физически и морально плохо. Прошу вас больше не приходить.

Вылечили ее таким образом. Сушеные воловьи жилы были вдеты в «цыганскую» иглу. (Такая игла должна быть в наборе для работы у каждого мастера). Свежую голову черного холощеного (кастрированного) барана положили на постеленную белую ткань. Завязали на голове барана красную повязку, как завязывают глаза дети, играя в жмурки. На повязке, в том месте, где у барана глаза, вышили крестом воловьей жилой. Затем крест-накрест завязали углы белой ткани так, чтобы получился узелок с головой (такой, как будто вы решили что-то отнести в узелке).

Когда будете работать самостоятельно, аккуратно следите, чтобы повязка не слетела с глаз барана. Узел с головой отнесите в лес или рощу. Положите его под дерево и скажите так:

Духи земные, духи подземные. Духи высшие и духи низшие. Закройте глаза и уста у того, кто через договор с вами решил погубить (имя больного). Как я закрыла и зашила у черного барана глаза и как он не видит нас, так и вы, духи, не замечаете того, кто вам обещан. Именем Акуль-Бадаши, именем Ала-Уфали, именем воды, земли и светила да сбудется то, о чем я просила. И да будет так. Ныне, присно и во веки веков. Аминь.


Галлюциногены и музыка в работе шаманов.

Шаманство не подчинено единой школе. Знания каждого шамана зависят от родословных истоков. Существуют алтайские шаманы, северные шаманы, бурятские, тунгусские, индийские, амазонские шаманы, шаманы Казахстана и другие.

Почти все шаманы используют в своих ритуалах галлюциногены, природные психодислептические вещества, которые, по их утверждению, необходимы для подготовки духа при переходе в низшие миры, чтобы установить там связь с мертвыми душами. Поскольку призраки видны в скользящем, плавающем состоянии, шаманы пытаются приспособиться к их теням. С помощью галлюциногенов шаманы облегчают невыносимую боль в момент отделения внешней души от оболочки тела.

Наиболее известные галлюциногены, которые в избытке произрастают в южных краях. Северные шаманы, как правило, пользуются ядовитыми грибами.

Все шаманы, применяющие сильнодействующие природные средства, обычно страдают болезнью печени и рано умирают.

Шаманы другой школы выходят на мертвых духов посредством заклинаний и прочих колдовских ритуалов. Наиболее часто для слияния с потусторонними духами используется танец. Каждое движение в таком танце имеет свое значение в невидимом для простого смертного разговоре с помощниками духов.

Вспомните танцы из индийских фильмов, где каждое движение бровей, глаз, рук о чем-то говорит. Обученный человек может перевести целые предложения: здесь и объяснения в любви, и протест, и тревога, и мольба, и обещания, и угрозы. Это так же, как если бы радист расшифровал послание из знаков азбуки Морзе. Вот и шаманы в своих танцах говорят с теми духами, к которым обращаются за помощью и за советом. Важна так-же ритуальная музыка, удары бубна и колокольчиков.

Большое значение имеет одежда шамана. Шаман обычно завязывает косички. Цвет веревочек и количество косичек зависит от той проблемы, за которую берется шаман, чтобы помочь своему клиенту.

Шаманами становятся по родословной. Особенно сильными считаются шаманы-духовники, которых назначают на шаманство еще в детстве, а потом постепенно передают им знания. Шаманы обычно не выходят замуж и не женятся. Живут они в отдалении от племени. Просто так беспокоить шамана не принято. Обращаются к нему за помощью в трудные моменты жизни. Шаман может вылечить, вернуть потерянную душу (если человек при смерти), исполнить сокровенные мечты (в разумных пределах, разумеется), найти вора, наказать врага по просьбе обиженного, вылечить скот и т.д.

Ритуалы шамана изнурительны. Во время работы шаман теряет много сил, теряет в весе. Шаману приносят подарки, еду и воду.

Шаманы преданно служат своим духам, а духи за это помогают им. Так же, как знахари, они молятся святым. Святые же, видя смирение и чистоту намерений, помогают исцелять тех, о ком просят шаманы.

В работе шаманов и знахарей много схожего. Например, если в момент танца шамана попасть в его тень, можно погибнуть. Нельзя подглядывать за шаманом, так же, как и за знахарем, в момент его работы. Нельзя не заплатить шаману за проделанную работу. Пожалеешь денег - можно совершенно разориться. О шаманах, как и о знахарях, не говорят плохо даже за глаза: кулы (помощник духа) узнает и накажет неприятностями или болезнью. Нельзя выдавать себя за шамана — это очень опасно, рано или поздно наступит расплата, так как духи ловят лживые слова и не потерпят искажения их ритуалов.

Шаман-провидец.

У шамана-провидца есть три помощника, три духа: один хранитель, один посланец, один посредник. Обычно такой шаман работает в темноте или ему завязывают глаза, чтобы обострилось внутреннее зрение. Шаманы-провидцы называют свои предсказания «Большие Сны». В зависимости от того, к какому именно духу обращается шаман, берется и соответствующий бубен. Бубны изготавливаются из разных пород дерева: из вяза, рябины, ивы, черемухи, ореха, корня лиственницы, ясеня, дуба, красного дерева и так далее. Кожа на обтяжку бубна также выбирается по назначению. Используют кожу молодого оленя, кабарги, косули и других животных.

Шаман-провидец, как я уже говорил, обладает вторым внутренним зрением. Он может, находясь в трансе, преодолевать пространство и вторгаться в потусторонний мир. Возвращаться назад из такого «путешествия» очень болезненно. По-этому шаман-провидец старается не брать в работу несерьезные просьбы типа: где мне найти коз-ленка. Жалко, конечно, животное, но здоровье шамана намного дороже.

Известны случаи, когда шаман не мог вернуться из «путешествия» и погибал, не выходя из транса. В таких случаях говорят, что он не смог открыть обратную дверь мертвого мира.

У народов Азии и Казахстана шаманы-провидцы украшают бубны кровавым декором. Кровь употребляется как человеческая, так и белого барашка. Раньше (втайне) не щадилась кровь иноверцев.

Если шаман невзлюбит пришедшего с просьбой о предсказании человека, то может сказать совсем не то, что увидел.

Особо точные предсказания удается извлечь через духов в полнолуние.

Не ходят к шаману в дождь и по нечетным числам.

Как шаман направляет удар через животное.

Чтобы вылечить человека или, наоборот, навредить ему, шаман использует проводника — животных или птиц. Так же делают и наши мастера, но обряды и заклинания отличаются друг от друга. Поскольку я пишу о работе шаманов, то и буду говорить о их способах и методах.

Скажем, человек заболел. Что делают в таких случаях? К дереву, которому не менее трех лет, привязывают за веревочку красного цвета курицу. Отходят на некоторое расстояние и бросают в направлении ствола отломленные от этого дерева палочки с заклинаниями, не обращая внимания на то, как шарахается и мечется курица. На курицу смотреть совсем нельзя. Если ваш взгляд хоть раз упадет на нее, считайте, что ритуал загублен и бесполезен. Курица должна быть только черной. Достать черную (обратите внимание — черную) курицу очень трудно, а использовать в работе одну и ту же нельзя. После прочтения заклинания курицу отвязывают, следя за тем, чтобы она вас не поклевала до крови. Кровь также служит помехой в работе. Затем курицу отпускают. Я знаю, что она после этого подыхает, а человек остается жить и быстро выздоравливает. Вот такое заклинание следует читать:

Духи Арак, Ииула, Амба-Ала. Жертвую вам эту птицу. Ее крылья черны, ее клюв красен, у нее желтые, круглые глаза, у нее теплая, вязкая кровь, у нее есть печень и сердце. Возьмите ее вместо (имя больного). Духи, возьмите ее себе. У нее сладкая кровь и белое мясо. Арак, Ииула, Амба-Ала. Это я (свое имя) отдаю эту птицу взамен (имя больного).

Есть многим оберегов от колдовства сильных шаманов. Вот один из них. Повесьте пучок перьев на веревочке, прочитайте оберег и сожгите на весу пучок перьев.

Заклинаю и повелеваю чашей, из которой пьют все духи, не подходить посланникам духов, не искать ко мне путей и подступов: ни через дверь, ни через окно, ни через трубу, ни по ветру, ни через воду, ни через огонь, ни через животных, ни через птиц, ни через землю, ни через небо, ни через бубен, ни через камланье, ни через отражение в зеркале и воде. Ибо я знаю пятую заповедь древних шаманов.

Защита от шамана.

Если вы знаете, что против вас задействован по чьей-то просьбе шаман или вы поссорились с самим шаманом, не отчаивайтесь. Повторяю еще раз: если есть яд, то есть и противоядие. Но об этом поговорим позже.