Небесные заступники (по профессиям). Ангел Хранитель или небесный покровитель? Небесная покровительница

Святой князь Александр Невский! О нем написано столько замечательных книг, что просто удивляешься. Не случайно ведь он назван «именем России» – самым популярным русским историческим деятелем всех времен… Но сегодня о нем дерзают писать и говорить немало нехорошего. Чего только стоит одна лишь передача по телевизору «Суд истории», где разбиралось «дело»… святого князя! От этого просто не знаешь куда деваться.

А он – просто с нами. Всегда.

Мне двенадцать. Меня привезли в Питер. Семья родственников ведет себя чопорно, и я от мамы слышу фразу «ты меня позоришь» чаще, чем свое имя. Впрочем, тогда я ненавидела лютой ненавистью и свое имя. Зовут – значит, сейчас получу по полной. И так еще холодный пот не высох – только что с троюродными шебутными братцами кидались шариком на резинке, Ромка не поймал – и шарик отскочил в хрустальную рюмку. И мама так на меня оглянулась… – я с перепугу не могла даже реветь. Надо понимать, что мама приезжала ко мне два раза в год, и я очень дорожила каждой минутой, когда она просто была рядом. И как больно было осознавать, что я все время не соответствую ее ожиданиям, все время делаю все не так…

Однако тетя Рита и ее мать (родная сестра моей бабушки) чем-то отвлекли мою дорогую мамочку, и я, в линялом клетчатом платье, которое уже заметно мало мне, остаюсь с братьями. Сашка младше меня на два года, Ромка – на три. Они вытаскивают какую-то игру: «Смотри, вот сюда фишку, вот сюда кубик, это надо магазин купить – эээ, плати сто рублей!».

«Плати сто рублей» – это любимая присказка «упакованных» толстоморденьких братьев. У них я впервые в жизни увидела на столе сервелат. «Юлька, не ешь эту колбасу, она рыбой воняет!» – кричали мне через стол братья. «Вот, от деликатесов нос воротят», – вздохнула тетя Рита. Я подмигнула тете, положила кусочек сервелата на гренку, откусила и зажмурила глаза: «М-м-м-м, объедение!» Через минуту братья наперегонки уплетали экзотические бутерброды из гренок, а все взрослые наперебой меня хвалили. Ну… почти все. Кроме мамы.

Очередной день в Питере. Мама с тетей Ритой где-то были, мне не до этого, мы с братьями спорим. На разные темы. В том числе на такие, о которых взрослым лучше не знать. Взрослые сами по себе, мы сами по себе. Но тут я понимаю, что мы куда-то должны ехать. Куда, мам?

– В Александро-Невскую Лавру.

Я знаю, что был такой герой Александр Невский, я всегда его очень любила. Но Лавра? Семья наша – сплошь воинствующие атеисты. И меня так воспитывали. Однажды как-то мама в очередной свой приезд упомянула, что один монастырь вновь открылся. Дед сказал: «Эх!» – и ушел, бабушка сморщилась брезгливо, а я, мозглявка этакая, заявила:

– Неужели кто-то еще уходит в монастыри?

Мама устало посмотрела на меня.

– Знаешь ли, дочка… В этом монастыре монахини – очень умные, интеллигентные женщины. Многие – с высшим образованием. И они очень обиделись бы, услышав твои слова.

И я впервые в жизни задумалась. А в душу будто бы хлынула река, которую долго сдерживала плотина. Стало ясно: я всегда знала, что Бог есть. Просто повторяла то, что мне изо дня в день говорили, не понимая, что слова имеют значение. А Бог – он всегда есть, и был, и будет.

С тех пор мы с мамой «диссидентствовали». Я запросто смотрела фото храмов и икон в маминых книгах. Не более того: мама сама, как я тогда считала, была неверующей. И вот теперь она звала меня в Лавру. Смелая мама, не боится бабушек-дедушек!

– Мам, мам, а что делать там?

– Креститься. Тебя крестят. И мальчишек тоже.

Мы на пороге храма. Братья пытаются сбежать, дразнятся. Вот глупые, не умеют вести себя прилично. А я буду приличной. Платье жмет в груди, пояс платья чуть не под грудью, только б не свалились эти дурацкие старые гольфы. Так, а откуда я умею креститься?

Входим. Меня пугает огромный черный крест и белый череп где-то в его основании. К иконам даже не иду: алтаря будто нет, храм видится огромным коридором, уходящим туда, куда все мы когда-то придем. И я поняла, что сейчас потеряю сознание.

Нас, крещающихся, было человек десять. Помню одну молодую женщину, ее звали Жанна, во крещении стала Иоанной. Мне и братьям купили крестики на белой веревочке, мама и себе купила – попроще. А тетя Рита гордо выступала в двух золотых цепочках, на одной – золотой крест, на другой – знак зодиака (ее попросили потом знак зодиака снять).

Батюшка был средних лет, добрый и явно с высшим техническим. Позже мама говорила:

– Мы с Ритой специально заранее ездили и беседовали с ним. Я твердо решила: если священник не понравится – крестить тебя не буду! А он вышел – и как солнышко воссияло. Да умный какой…

Батюшка, миленький, спасибо, что ты ей понравился…

Батюшка долго беседовал с нами… Сейчас, по прошествии лет, я помню только, что он сравнивал нечто с «бегущими электрончиками». И еще помню странное ощущение: он говорит, рассказывает, а я понимаю, что откуда-то все это уже знаю, что здесь я своя, родная. Все кружится, ноги слабеют, как подошла к купели, как крестная тетя Рита подала мне полотенце – не помню, не помню!

– Печать дара Духа Святаго.

– Аминь…

– Печать дара Духа Святаго.

– Аминь…

Исповедовать и причащать меня – это мама с удовольствием обещает. Но не выполняет. Однако на следующий день привозит в тот же храм ближе к вечеру. Иду. Вокруг меня все гулко и звучно, все дышит… Когда мы выходим из храма, я понимаю, что мама напугана.

– Мам, ты чего?

– Юлька, ты… Ты откуда все это знаешь? Кто тебя учил тому, что ты делала?

И я понимаю, что и впрямь никто не учил.

– Мам, а как ты стала крестной, ты разве крещеная?

Мама смущается, машет рукой и переводит разговор.

Прошло пять лет. Мечту поехать в храм не оставляю. Просто прошу друзей-приятелей доставить меня в какой-нибудь храм. Ну наконец-то! У двери храма меня встречает большая икона. Кто это, кто на ней?!

Это святой князь Александр Невский.

Благодарю тебя, княже!

Еще через время приходит к вере моя подруга. Она везет меня в тот же самый храм. И дарит мне молитвослов. И я огорошиваю ее словами: «Он просто должен быть связан с Александро-Невской Лаврой!»

Она молча открывает книжечку. На первой странице – фотография храма, в котором меня крестили.

Еще через время. Через долгое-долгое время.

– Батюшка, благословите… это Юля… Да, реву, простите. И простите, что звоню ночью. Благословите крестить сына по чину страха смертнаго ради. Да, утром операция, говорят – всё плохо с ним. Да. Обязательно, спаси Христос.

Родненький мой сыночек. Знала ли я, что так будет… Я назову тебя в честь князя Александра.

Звонит муж:

– Я по интернету связался с сестрами из Ново-Тихвинского монастыря. Они молятся за малыша.

– Я не знаю об этой обители. А в честь кого у них главный храм?

– В честь Александра Невского. А почему ты спрашиваешь?

– Эй-эй, сын, ты чего делаешь! Икону не надо отдирать с кроватки. Что? «Пеевесити»? Нет, не «пеевесити», пусть висит там, где мама повесила. Кто это на иконе-то?

– Княсь Кисяндер!!!

– Да, сын, это твой святой покровитель.

– Саса – Кисяндер, мама – Кисяндер…

– Нет, у мамы есть святая…

– Неееть!! Неееть!! Саса – Кисяндер, мама – Кисяндер и папа – Кисяндер!

– Ну, как скажешь, сын. Это тебе тогда в Сербию надо, «славы» справлять семейные.

– СеЛбию? А там колоколя бам-бам?..

– …А пока будем справлять твои именины 12 сентября. В этот день, оказывается, нашего духовного отца рукоположили в диаконы. Вот ведь не знала!

Есть такая легенда. В дни ленинградской блокады одна женщина молилась ночью, откуда силы-то взялись стоять на молитве и поклоны класть. Она решила выглянуть в окно. И увидела святого князя. Он ехал на коне по улицам города, он смотрел на дома. И она поняла: он ищет, кого в этом городе еще можно привести ко Господу. И будет искать так – всегда.

Вот, меня нашел.

Об авторе. Матушка Юлия Кулакова – супруга священника Димитрия Кулакова, настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в поселке Просвет Волжского района Самарской области. Юлия Кулакова – профессиональный журналист, автор многих публикаций в Православной газете «Благовест» и журнале «Лампада».

О том, какое место в нашей жизни занимают святые, именем которых мы наречены при Крещении,— наш разговор с клириком храма в честь Рождества Христова города Саратова священником Иаковом Коробковым.

— Почему для человека так важен его небесный покровитель?

— Небесный покровитель — это не только тот святой, который на протяжении всей жизни ходатайствует за тебя перед Богом, это еще и пример христианской жизни. Ведь у святых угодников Божиих мы можем и должны учиться, поскольку Самим Христом призваны им подражать. Безусловно, мы не в силах повторить их жизненный путь и подвижничество, но мы можем перенять тот дух верности Христу, которым они пламенели. И небесный покровитель человека — это его ближайший учитель на пути в Небесное Царство.

— Многие люди не знают, в честь какого святого они были крещены. Что делать в таком случае? Может ли человек сам выбирать, какого святого считать своим небесным покровителем?

— Да, может. Обычно по святцам выбирают святого, память которого приходится на ближайшие к дате его рождения дни. Но, чтобы не ошибиться, лучше всего в таких случаях прийти в храм и решить этот вопрос индивидуально со священником.

— А что делать людям, имена которых отсутствуют в христианских святцах? Как тогда выбрать святого, в честь которого такой человек будет назван при Крещении?

— Действительно, есть ряд имен, как мужских, так и женских, которые не имеют аналогов в православных святцах. Это означает, что за всю историю христианства просто не было ни одного святого, который бы носил имя, например, Эдуард, Станислав или Эвелина. Священники в таком случае обычно руководствуются негласным правилом: выбирается христианское имя, созвучное тому, которое человек носит от рождения. Например, мужчину с именем Руслан обычно нарекают в честь святого Романа, Арину — в честь мученицы Ирины и т.д. Этот вопрос лучше всего решать не в сам день Крещения, а заранее, посоветовавшись со священником на предкрещальных — огласительных — беседах.

— Возможно ли человеку, носящему нехристианское имя и желающему принять Крещение, руководствоваться в данном вопросе не созвучностью, а особым сердечным расположением к тому или иному святому?

— Если жизнь, подвиг и добродетели того или иного святого так вдохновили человека, то, думаю, это можно считать свидетельством Божьего призыва. Может быть, Господь таким образом указывает, кому подражать, чьим стопам следовать и кто может стать путеводной звездой в жизни нового христианина.

— А действительно ли так важно давать имя родившемуся ребенку по святцам? Или это, скорее, просто традиция?

— На самом деле существует древняя православная традиция, согласно которой новых христиан называют в честь христианских героев — святых. Выбирают имя святого, память которого приходится на день рождения, либо на день Крещения человека, либо находится в промежутке между этими днями. Традиция эта добрая, освященная веками, но, впрочем, она не обязательная. Очень часто бывает так, что родители, ожидая ребенка или испрашивая его у Бога, обращаются к помощи того или иного святого, особо чтимого в этой семье или даже местности. И когда Господь исполняет их молитвы, то вполне естественно, что они называют ребенка именем того святого, к которому обращались. Это бывает нередко и ничуть не противоречит христианским устоям. Бывает также, что родителям какое-то имя особенно нравится, не потому что его носил тот или иной святой, а потому что имя само по себе для них приятно или дорого. Разумеется, и в этой ситуации можно крестить ребенка с таким именем, если оно есть в христианских святцах. В остальных же случаях лучше все-таки следовать традиции.

— Родители иногда боятся называть своего ребенка именем святого, принявшего мученическую кончину. Что Вы могли бы посоветовать в таком случае?

— Мученики — это слава Церкви. Они самые отважные, самые решительные свидетели об истинном Боге за всю христианскую историю. Ведь само слово «мученик» (по-гречески «мартирос») означает «свидетель». Эти люди не страшились ничего на свете, готовы были терпеть непереносимые истязания, лишь бы только сохранить верность Христу. Но не надо бояться того, что жизнь человека, названного в честь мученика, будет сплошным страданием. В подобном взгляде есть что-то от оккультизма, совершенного чуждого христианству.

— Отец Иаков, объясните, пожалуйста, чем именины отличаются от дня Ангела?

— Действительно, многие люди сегодня ошибочно смешивают эти два понятия. Именины — день имени — день памяти того святого, имя которого ты носишь. А день Ангела — это годовщина Крещения. Ведь Ангел Хранитель даруется Богом человеку именно в момент Крещения, о чем ясно говорится в крещальных молитвах. Лишь в том случае, если человека крестили в день памяти его святого, эти два праздника будут совпадать. Но чаще всего это два разных дня. Святой хоть и приблизился к Богу, но остался человеком, а человек и Ангел — это онтологически разные существа. То есть не стоит думать, что святые в Ангелов превратились.

— Часто люди особо почитают тех или иных святых (заказывают им молебны, читают каноны и акафисты), а молением к своему небесному покровителю пренебрегают, ограничиваясь только коротким молитвенным обращением в составе утреннего правила. В чем причина этого?

— Очень часто можно встретить людей, относящихся к Церкви как к своего рода поликлинике с кабинетами, где за каждым святым закреплена определенная узкая «специализация». Например, преподобному Сергию Радонежскому молятся о помощи в учебе, святому великомученику Пантелеимону — об исцелении, святителю Спиридону Тримифунтскому — о помощи в торговых делах, и так далее. Создается впечатление, как будто к ним только с этими просьбами и можно обращаться. И вся задача православного человека, попавшего в какую-то нужду, сводится к тому, чтобы в соответствующих источниках отыскать, какому святому подобает молиться в той или иной ситуации. Но ведь праведники — это те люди, которые Богу предстоят, и каждый из них может помолиться за нас при любых наших трудностях. Тем более это касается небесного покровителя. Я знаю, что многие священники, сталкиваясь с самым, наверное, частым вопросом «Кому мне поставить свечку, кому помолиться, чтобы в той или иной ситуации Господь мне помог?», интересуются, в честь какого святого человек наречен при Крещении. И советуют именно к его помощи и молитвам прибегать в первую очередь — разумеется, после Господа и Пресвятой Богородицы. Я полностью с этим согласен. Никогда нельзя забывать о своем небесном покровителе, имя которого ты носишь и чьей заботе препоручен.

Беседовала Инна Стромилова

У каждого из нас есть Ангел-хранитель, данный Господом от рождения. Он защищает от всякого зла, помогает в невзгодах, подерживает в трудное время. Принимая святое крещение, становясь христианином, человек препоручает свою душу Господу и своему второму хранителю - святому угоднику Божиему, имя которое он получает при крещении. Святой угодник заботится, оберегает и неустанно молится о нас перед Господом.

Именины - это день памяти святого угодника, в честь которого вы получили своё христианское имя.

В день своих именин православные христиане посещают церковь, причащаются и конечно же накрывают для близких людей праздничный стол. Самые желанные гости на этом светлом празднике - крёстные родители, ведь они

Твое святое имя

Преподобный Евфимий Великий

День памяти Январь 20

Преподобный Евфимий Великий происходил из города Мелитины в Армении близ реки Евфрат. Родители его, Павел и Дионисия, знатные люди, были благочестивыми христианами. Долгое время они не имели детей и, наконец, по усердным молитвам, у них родился сын, появлению на свет которого предшествовало Божественное видение, предвещавшее младенцу великое будущее.

Отец преподобного Евфимия вскоре умер, и мать, исполняя обет посвятить сына Богу, отдала его на воспитание своему брату, пресвитеру Евдоксию. Тот представил оттока епископу Мелитинской церкви Отрию, который с любовью принял на себя заботы о нем. Видя его доброе поведение, епископ вскоре поставил его чтецом. Затем святой Евфимий принял монашество и был посвящен в сан пресвитера. Одновременно ему было порученно управление всеми городскими монастырями. Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в пустыню. Должность управителя монастырей, тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-ом году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, гле, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря, уединенную пустынную хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к богу, одну волю, одну цель. Обычно после праздника Богоявления Молитвы они удалялись в Кутумийскую пустыню (недалеко от Иерихана) . Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришли из Фаранской обители, среди них Марин и Лука. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию: " Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находится в послушании и смирении, а в уме иметь смертную бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного " .

Юным инокам преподобный заповедовал внутренним Богомыслием соединять телесный труд. " Если миряне, - говорил он, - много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать праздности и не кормиться чужими трудами " . Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время Богослужения и на трапезе. Молодым инокам, желавшим поститься более других братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу на трапезе с воздержанием не пресищаясь.

В те годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был военачальник Аспевет с сыном Тереваном, который преподобный Евфимий исцелил от болезни. Аспевет получил в Крещении имя Петр и, впоследствии был епископом среди арабов.

Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием быстро распространялось. Отовсюду стали стекаться люди,приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собою только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий обратил много иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами.

Единственный святой, которому молятся о помощи, когда нет денег - это святитель Иоанн Милостивый

Житие свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского - родился на Кипре в VI веке в семье знатного вельможи Епифания. В пятнадцатилетнем возрасте ему было видение, которое оказало влияние на всю его последующую жизнь.

В образе красивой девицы в светлой одежде с масличным венком на голове, ему явилась высочайшая добродетель - милосердие, и сказала: " если сделаешь меня своей подругой, то я исходотайствую тебе у Царя великую благодать и приведу тебя к Нему, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я. Я его свеча с небаи облекла в плоть человеческую " .

Святитель Иоанн Милостивый

Эта добродетель и была спутницей всей его жизни, за что святитель Иоанн был прозван в народе - Милостивым. " Тот кто надеется на милосердие Божие, должен быть прежде всего, прежде всего, сам милостивым ко всем " , - говорил святой Иоанн.

По воле родителей он вступил в брак и имел детей. Жена и дети святого умерли, а он принял монашество и стал строгим постником, молитвенником и братолюбцем.

Духовные подвиги и добродетель стяжали святому Иоанну известность и, когда овдовела патриаршая кафедра в Александрии, император Ираклий и все духовенство упросили его занять патриарший престол.

Ревностный святитель достойно нес архипастырское служение, заботясь о духовном воспитании пасомых. Во время своего патриаршества он обличил ересь монофилита-антиохийца Фулона и изгнал из Александрии его последователей. Но главным своим долгом святитель считал милостыню и благодеяние

Имя Игорь (раньше оно звучало как Ингвар) появилось на Руси благодаря варягам. Варяги поклонялись многим богам, одним из которых был Инг, считавшийся богом здоровья и плодородия. Соответственно Игорь значит " оберегаемый Ингом " . Это имя носил один из первых русских князей ещё до принятия Русью христианства. В первые века после крещения Руси, пока не устоялись в русской земле православные имена и обычаи, этим именем называли мальчиков в княжеских и боярских семьях.

Тем не менее, и оно прославлено деяниями мученика и вошло в святцы.

Давно это было... После крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром постепенно Русская земля превратилась из союза языческих племён и городов в единую, сильную и процветающую державу. Повсюду - и на Западе, и в королевствах Европы, и на Востоке, в Византии и в Багдадском Халифате заговорили о новом государстве. Были оттеснены от русских границ воинственные кочевники - половцы да печенеги. Предприимчивость русских купцов, мудрость бояр-посланников, славные деяния князей заставили весь тогдашний мир с уважением относиться к Руси. Владыки Запада и Востока почитали за честь породниться с русскими князьями.

Сильной и славной становилась Русская держава. Но оставалась на Руси одна тяжкая беда: княжескиеусобицы. Не было тогда на Руси единого порядка наследования власти. Святой князь Владимир, умирая, разделил землю между сыновьями, и вскоре они уже сошлись в кровопролитной войне, не в силах решить, кому из них быть первым на Руси. С тех пор и повелось: за право владеть тем или иным городом внуки и правнуки святого Владимира устраивали сражения, разоряли свои же русские земли. Самые большие междоусобицы разгорались из-за Киевского стола. Ведь Киев считался первым городом на Руси, а киевский князь издревле был главным среди прочих князей.

Наиболее бесчестные и отчаянные из князей не гнушались приводить на Русь давних врагов - половцев и печенегов, чтоб те сражались за них; и дикие кочевники дотла сжигали города, опустошали волости. А после, потеряв уважение к русским князьям и страх перед их дружинами, вновь стали ходить набегами на Русь.

Напрасно наиболее мудрые и дальновидные из князей пытались прекратить усобицы. Сколько ни собирались князья, договариваясь " иметь мир друг с другом " , сколько ни клялись в этом, целуя крест, - всё равно находился кто-то отчаянный или завистливый, выступал войной против соперников.

В такое лихое время и родился Игорь, в святом крещении принявший имя Георгий. Он был сыном князя Олега Черниговского, которого современники прозвали Гориславовичем - и вправду много горя принёс он и себе, и земле Русской своей неуёмной жаждой власти и могущества. Ничем не брезговал он ради того, чтобы занять Киевский престол. За это и не любили его на Руси не только князья, но и простые люди, страдавшие от творимых им жестокостей.

Матерью Игоря была известная дама из Византии, Феофания Музалон. Женщина образованная и богобоязненная, она страдала от жестокого характера своего мужа и старалась привить маленькому Игорю кротость и любовь к знаниям.

Игорь вырос юношей смиренным и благочестивым. Еще с детства понял он всю опасность и неправедность княжеских усобиц, а чтение летописей и изучение Священного Писания ещё более укрепили его в этом. С юности решил он, что не будет следовать примеру отца, и своей жизнью и поступками своими постарается искупить его грехи.

В удел Игорю достался небольшой городок Новгород-Северский, стоявший на южных границах тогдашней Руси. Летом здесь нестерпимо палило солнце, зимой вьюги наметали сугробы выше человеческого роста. С деревянной городской стены в ясную погоду видна была вдалеке ковыльная Великая степь, откуда приходили с набегами половцы. Половецкие всадники на низкорослых, мохнатых лошадках, вооруженные кривыми саблями и дальнобойными луками, несли смерть и разрушение. Игорю не раз приходилось отражать их нападения, а то и самому ходить войной в половецкие земли. Так, в 1111 году участвовал он в большом походе в степь. Много князей тогда собралось под знаменем Владимира Мономаха, правнука святого равноапостольного князя Владимира, заставив половцев вспомнить времена славных богатырей Ильи Муромца да Добрыни Никитича, и надолго забыть дорогу в русские земли.

Суровая жизнь на границе закалила характер Игоря, сделав его настоящим князем-воином и защитником, честным и справедливым.

Заботясь о благополучии телесном, он не забывал и о духовном совершенствовании. Много времени проводил Игорь в молитвах и благочестивых размышлениях пред иконою Божией Матери. Давно бы ушёл

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА МАРИНА

Святая мученица Марина жила в правлении императора Клавдия (ок. 270) . Она родилась в Антиохии Писидийской (в Малой Азии) и была дочерью языческого жреца Эдесия. Ее мать умерла когда дочери было 12лет, и отец верил заботы о дочери деревенской кормилице. Общение с местными христианами и природные склонности Марины благоприятствовали росту семени истинной веры в ее сердце. Когда ей исполнилось 15 лет, что любовь ко Христу была в ней столь сильна, что Марина желала только одного и помышляла только об одном -причаститься мученичеству и пролить свою кровь во имя любви ко Христу. Не скрывая своего желания, Марина не страшилась заявлять во всеуслышание, что она христианка, и высмеивала культ идолов. Этим она вызвала ненависть отца, который лишил ее наследства.

Однажды перфект Асии Олибрий направляясь в Антиохию, увидел святую которая пасла вместе с другими женщинами деревни. Очарованный красотой Марины, он пожелал взять ее в жены и приказал своим людям привести девушку. Придя во дворец, она предстала перед магистратом, который попросил ее назвать свое имя. Дева уверенным голосом отвечала: " Зовут меня Марина, я дочь свободных родителей из Писидии, но я раба Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, сотворившего небо и землю " . Тогда ее заточили в темницу в ожидании большого языческого праздника, который должен был состояться на следующий день.

Когда ее привели на суд и повелеи привести жертвы богам вместе со всеми, Марина ответила: " Я вознесу жертву хваления моему Богу, но никогда - вашим бесловесным идолам, лишенным жизни! " Олибрий упрашивал ее поберечь свою молодость и красоту. Но она возразила, что всякая телесная красота увядает, тогда как муки, претерпеваемые за имя Христово, украшают душу и готовят ее к вечному блаженству. Магистрат, рассерженный такой дерзостью, приказал растянуть деву на земле, бить прутьями с шипами и разрывать ее плоть железными крючьями. Кровь святой лилась обильным потоком и обагряла землю, но Марина не издала ни одного крика боли и оставалась невозмутимой, словно кто-то другой страдал вместо нее. После несколько часов мученийй ее бросили в темницу, где она молила Господа не оставлять ее в испытании и исповедовании веры.хфэя

Святая великомученница Ирина

День памяти: Май 5

Святая великомученница Ирина жила в I веке и до крещения носила имя Пенелопа. Она была дочерью язычника Ликиния. Ликиний построил для дочери отдельный роскошный дворец, где она жила со своей воспитательницей Карией, окруженная сверстницами и слугами. Ежедневно к Пенелопе приходил наставник по имени Апелиан, который обучал ее наукам. Апелиан был христианином; во время учения он говорил девице о Христе Спасителе и наставил ее христианскому учению и христианским добродетелям. Когда Пенелопа подросла, родители стали думать о ее замужестве. В этот период жизни Господь вразумил ее чудесным образом: к ней в окно прилетали одна за другой три птицы - голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан обьяснил ей значение этого знамения: голубь означавший добродетели девицы - смирение, кротость и целомудрие, принес масличную ветвь благодать Божию, получаемую в крещение; орел - знамение высоты духа, достигаемой через богомыслие, - принес венок за победу над нивидимым врагом как награду от Господа; ворон же принес змею в знак того, что дьявол ополчится на нее и будет доставать печали, скорби и гонения. В конце беседы Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за своего Небесного Жениха. После этого Пенелопа отказалась от замужества, приняла Крещение от руки апостола Тимофея, ученика святого апостола Павла, и была наречена Ириной. Она стала убеждать и своих родителей принять христианскую веру. Мать радовалась обращению дочери ко Христу; отец вначале не препятствовал дочери, но затем стал требовать от нее поклонения языческим божествам. Когда же святая Ирина твердо и решительно отказалась, разгневанный Ликиний велел связать свою дочь и бросить под копыта свирепых коней. Но кони остались неподвижными, лишь один из них оторвался от привязи, бросился на Ликиния, ухватил зубами его за за правую руку, вырвал ее из плеча, а самого Ликиния сбил и начал топтать. Тогда святую деву развязали и по ее молитве Ликиний в присутствии очевидцев встал невредимый, со здоровой рукой. Видя такое чудо Ликиний с женой и множеством народа, числом около 3000 человек, уверовал во Христа и отрекся от языческих богов.

Оставив управление областью поселился во дворце своей дочери, намереваясь посвятить себя служению Господу Иисусу Христу. Святая же Ирина начала проповедовать учение Христово среди язычников и обращала их на путь спасения. Она жила в доме своего учителя Апелиана. Узнав об этом, Седекия, новый правитель области, призвал Апелиана и спросил об образе жизни Ирины. Апелиан ответил, что Ирина, как и другие христиане, живет в строгом воздержании, в непрестанной молитве и чтении Божественных книг. Селекия призвал к себе святую и начал убеждать ее прекратить проповедь о Христе и принести жертву богам. Святая Ирина бестрепетно исповедовала свою веру пред правителем, не устрашившись его угроз и готовясь достойно претерпеть страдания за Христа. По приказанию Седеки она была брошена в ров, наполненный змеями и гадами. Десять дней пробыла во рву святаяи осталась невредима, ибо Ангел Господень сохранил ее и приносил ей пищу. Седекия приписал это чудо волшебству и предал святую страшным пыткам: приказал перепилить ее железной пилой. Но пилы ломались одна за другой и не причиняли вреда телу святой девы. Наконец четвертая пила обагрила тело мученицы кровью. Седекия со смехом сказал мученице: " Где же Бог твой? Если у Него есть сила, пусть Он тебе поможет " . Внезапно поднялся вихрь, блеснула ослепительная молния, поразившая многих мучеников, раздался сильный гром и полился сильный дождь. Видя такое знамение с неба, многие уверовали во Христа Спасителя. Седекия не вразумился явным проявлением силы Божией и предал святую новым пыткам, но Господь сохранил ее невредимой. Наконец народ возмутился, глядя на страдания невинной девы, восстал против Седеки и изгнал его. Сменившие Седекию правители также подвергали святую Ирину разным жестоким мукам, во время которых силой Божией она продолжала оставаться невредимой, а народ под влиянием ее проповеди и совершавшихся чудес все в большем числе обращался ко Христу, оставляя поклонение идолам. Всего святой Ириной было обращено свыше 10000 язычников. Из своего родного города Мигдании святая переехала в город Каллиполь и там продолжала проповедовать о Христе. Правитель города по имени Вавадон подверг мученицу новым казням, но, увидев, что святая остается невредимой, вразумился и уверовал во Христа. Вместе с ним уверовало большое число язычников, которые все приняли святое Крещение от апостола Тимофея.

После этого святая Ирина посетила и другие города - Константину, Месемврию с проповедью о Христе, творя чудеса, исцеляя больных и претерпевая страдания за Христа. В городе Ефесе Господь открыл ей, что приблизилось время ее кончины. Тогда святая Ирина в сопровождении своего учителя старца Апелиана и других христиан удалилась за город к горной пещере и, осенив себя крестным знамением, вошла в нее, указав своим спутникам закрыть вход в пещеру большим камнем, что и было исполненно. Когда на четвертый день после этого христиане посетили пещеру, то тела святой в ней не обрели. Так преставилась святая великомученица Ирина.

Имя Елены, Алёны, день ангела Елены, Алёны

В то время как языческий мир, вооружаясь против христианства огнем и мечем, помышлял в конце III и начале IV столетий совсем стереть с лица земли самое имя христиан, Промысл Божий уготовал для Церкви Христовой, среди самих кесарей-гонителей христианства, царственного покровителя ее в лице Константина-царя, еще при жизни своей получившего -наименование, навсегда упрочившееся за ним в христианской истории, Равноапостольного, во всемирной же истории Великого.

Рожденный, в 274 году у родителей, хотя и не христианин, но знакомых с христианством и ему покровительствовавших, Константин с детства чуждался языческих суеверий и приближался ко Христу истинному Богу. Десница Господня сама постепенно приготовляла его и многоразличными способами очищала его, как избранной сосуд славы Божией.

Отец Константина Констанций Хлор, Цезарь в Западной половине империи, будучи по наружности -официально -идолопоклонником, в душе далёк был от языческого суеверия; внутренно он отрёкся от служения многим ложным богам и признавал Единого истинного Бога, - Ему одному поклонялся он и весь дом свой, вместе с детьми и домашними посвящал одному Царю-Богу. Насколько Констанций далек был от суеверного служения идолам жертвами и курением, пожелал однажды испытать истинные расположения своих царедворцев; он сделал вид, что хочет исполнять суеверные языческие обряды, и сказал своим придворным:

Кто хочет пользоваться моим расположением и любовью и оставаться

МУЧЕНИЦЫ ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ

День памяти: Сентябрь 17

Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София означает премудрость) . У нее были три дочери, носивших имена главных христианских добродетолей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.

" У нас есть Бог Небесный, - ответили они, - его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа " .

Тода разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученице. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господнейкотел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

Святитель Николай Чудотворец

Много великих и преславных дел сотворил на земле и на море великий Святитель Николай Угодник. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобожденных домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим различные исцеления, слепым прозрение, хромым хождение, глухим слух, немым дар слова.

Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, теплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает восток и запад, и во всех концах концах земли известны его чудотворения.

Да прославится в нем Триединый Бог, Отец и Сын и Святой Дух и его святое имя да восхваляется устами во веки. Аминь.

Родина святителя Николая Чудотворца

За многие десятки столетий на двух полуостровах - Анатолийском и Фракийском - там где Европа соединяется с Азией, народы сменяли друг друга, приходили и исчезали греки, фракийцы, арабы, византийцы, ликийцы, турки-сельджуки. И, наконец окончательно утвердилась республика Турция на месте бывшей Османской империи. Восемьдесят тысяч мечетей на територии этой страны. Тысячи из них возведены на месте когда-то христианских византийских храмов. Но ни тысячелетнее время, ни войны и разрушения, ни землетрясения не тронули церковь Святителя Николая, Чудотворца, что стоит в современном городе - Демре - древней Мире.

Античный город Мира, основанный еще до нашей эры, входил в Ликийский союз городов, чеканил свою монету и имел важное стратегическое значение. В 61 году нашей эры один из апостолов Иисуса Святой Павел последний раз встречался здесь с остальными апостолами, перед тем как отправиться в Рим.

Но взгляд не замечает уже античных красот, а сердце рвется туда, где за деревьями видна небольшая византийская церковь, в которой всю жизнь служил Архиепископ Мир Ликийских Николай и где был погребен после смерти.

Уже знакомые по святым писаниям строки

его биографии приобретают здесь, на его родине, у входа в его храм, совсем иное звучание - не абстрактное и далекое, а близкое и живое - вот он ходил по этой земле, по этим ступеням, касался вот этих стен, служил за этим древним алтарем...

Родился Святитель Николай в 234 году нашей эры в городе Патара, что в 60 километрах к западу от Демре. Рос в состоятельной семье получил хорошее образование и посвятил свою жизнь людям. Еще юношей отправился в путь, чтобы поклониться святым местам далекого Иерусалима. Морское путешествие чуть не закончилось трагедией - шторм грозил разбить корабль о скалы. И тогда святитель начал молиться. Люди спаслись, а он с тех пор стал покровителем и святым моряков и всех путешествующих. Вернувшись из Иерусалима в Демре, Святой Николай - этот образованный человек, знаток истории, иностранных языков и богословия, проповедник - стал Епископом Миры, гле он проповедовал до самой своей смерти, отдав все свои знания и силы на благо людей.

Чудеса, при помощи которых он еще при жизни помогал людям передавались в рассказах от человека к человеку, переходили из века в век и дошли до наших дней.

Так же, как чудом сохранился до наших дней храм Святителя. Церковь была обнаружена в нынешнем торговом центре Демре во время раскопок в 1956 году.

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦА

Святой Николай Чудотворец родился в 234 году нашей эры в городе Патаре в Ликии. С самого рождения он удивлял своих благочестивых родителей: при крещении, - еще не умея ходить и самостоятельно держаться на ножках, - простоял в купели три часа, воздавая этим честь Пресвятой Троице.

Родители его Феофан и Нонна, были благочестивыми, знатные и богатые, однако долгое время не имели детей и уже не надеялись иметь детей, но многими молитвами, слезами и милостынями испросили себе у Бога сына. Эта благочестивая чета за свою богоугодную жизнь, многие милостыни и великие добродетели, удостоилась произрастить святую ветвь, " как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое " . (Пс. 1:3)

Когда родился сей благословенный отрок, ему дали имя Николай, что значит победитель народов. И он по благословению Божьему, воистину явился победителем злобы, на благо всему миру.

После его рождения мать его Нона тотчас же освободилась от болезни и с того времени до самой своей кончины оставалась неплодною. Этим сама природа как бы засвидетельствовала, что у жены сей не могло быть другого сына, подобного святому Николаю, он один должен был быть первым и последним. Освященный еще в утробе матери богодухновенного благодатью, он явил себя благовейным почитателем Бога ранее, чем увидел свет, стал творить чудеса прежде, чем начал питаться молоком матери, и быть постником прежде чем привык вкушать пищу.

В нем можно было узнать будущего чудотворца даже потому, что он питался молоком одной правой груди, знаменуя тебудущее стояние свое одесную Господа вместе с праведными. Свое изрядное постничество он проявил в том, что по средам и пятницам вкушал молоко матери только один раз, и то вечером, по совершении родителями обычных молитв. Отец и мать его весьма сему удивлялись и провидели, каким строгим постником будет сын их в своей жизни. Привыкнув от младенческих пелен к такому воздержанию, святой Николай всю свою жизнь

Мученица Фотина (Светлана) Самаряныня, и ее сыновья мученики Виктор, нареченный Фотином, и Иосия

День памяти: Март 20

Святая мученица Фотина была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева (Ин.4.5-42). Во время императора Нерона (54-68) , проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотина жила в Карфагене со своим младшим сыном Иосией и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Ее старший сын храбро сражался в римских войсках против варваров и за свои заслуги был назначен воначальником в город Атталию (Малая Азия) .

Градоначальник Атталии Севастиан при встрече со святым Виктором сказал ему: " Я знаю достоверно, что ты, твоя мать и твой брат - последователи учения Христа. Но я по-дружески советую тебе-подчинись воле императора, за это будешь получать имущество христиан, которых доставишь нам. Твоим же матери и брату я напишу, чтобы они не проповедовали Христа открыто. Пусть тайно исповедуют свою веру " . Святой Виктор ответил: " Я сам хочу быть проповедником христианства, как мои мать и брат " . На это Севастиан ответил: " О Виктор, все мы хорошо знаем, какие бедствия ожидают за это тебя, мать и брата твоего " . После этих слов Севастиан почуствовал острую боль в глазах, изменился в лице и онемел.

Три дня пролежал он слепой, не произнеся ни слова. На четвертый день неожиданно он громко произнес: " Только вера христиан истина, нет другой истинной веры! " Находившемуся рядом святому Виктору Севастиан сказал: " Меня призывает Христос " . Вскоре он крестился и тотчас же прозрел. Слуги святого Севастиана свидетели чуда, крестились по примеру своего господина.

Слухи о происшедшем дошли до Нерона, и он приказал привезти христиан к нему на суд в Рим. Тогда Сам Господь явился к исповедникам и сказал: " Я буду с вами, и Нерон будет побежден, и все, кто служит ему " . Святому Виктору Господь возвестил: " С этого дня имя тебе будет Фотин - " Светозарный " , ибо многие просвещенные тобой, обратятся ко Мне " . Святого Севастиана Господь ободрил: " Блажен, кто совершит свой подвиг до конца " . Святая Фотина извещенная Спасителем о предстоящих страданиях, в сопровождении нескольких христиан отправилась из Карфагена в Рим и присоединилась к исповедникам.

В Риме император приказал привести к себе святых и спросил их действительно они веруют во Христа. Все исповедники решительно отказались отречься от Спасителя. Тогда император приказал раздробить на наковальне кисти рук святых мучеников. Но во время истязания исповедники не чувствовали боли, а руки мученицы Фотины остались невредимы. Нерон приказал святых Севастиана, Фотина и Иосио ослепить и заключить в темницу, а святуюФотину с пятью ее сестрами - Анастасией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией - отправить в императорский дворец под надзор дочери Нерона Домнины. Но святая Фотина обратила ко Христу Домнину и всех ее рабынь, которые приняли святое крещение. Обратила она ко Христу и волхова, который принес отравленное питье, чтобы умертвить исповедницу.

Прошло три года, и Нерон послал в темницу за одним из своих слуг, находившийся в заключении. Посланные сообщили ему что святые Севастиан, Фотия и Иосия, которые были ослеплены, стали совершенно здоровы, и их постоянно посещают люди, которые слушают их проповедь; сама темница превратилась в светлое и благоуханное место, где прославляется Бог. Тогда Нерон приказал распять святых вниз головой в течение трех дней бить их по обнаженному телу ремнями. На четвертый день император послал слуг посмотреть, живы ли мученики. Но, придя на место пыток, посланные тут же ослепли. В это время Ангел Господень освободил мучеников и освободил их. Святые сжалились над ослепшими слугами и своими молитвами к Господу возвратили им зрение. Прозревшие уверовали во Христа и вскоре крестились.

В бессильной ярости Нерон приказал содрать кожу со святой Фотины и бросить мученицу в колодец. Мученикам Севастиану, Фотину и Иосии отсекли голени, бросили собакам, затем с них содрали кожу. Страшные муки претерпли и сестры святой Фотины. Нерон приказал отрезать им сосцы, а затем содрать с них кожу. Изощренный в пытках император уготовил жесточайшую казнь святой Фотиде: ее привязали за ноги к вершинам двух склоненных деревьев, которые распрямившись разорвали мученицу. Остальных император приказал обезглавить. Святую Фотину вытащили из колодца и заключили в темницу на 20 дней.

После этого Нерон призвал ее к себе и спросил, покорится ли она теперь и принесет ли жертвы идолам. Святая Фотина плюнула императору в лицо и, посмеявшись над ним сказала: " Нечестившийся слепец, заблудший и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумной, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам? ! " .

Услышав такие слова, Нерон снова велел бросить мученицу в колодец, где она предала дух свой Господу (+ ок.66)

Узнать своего святого покровителя:

Русская Православная Церковь почитает большое множество святых. Она сильна ими – теми, кто пострадал за истинную веру, или совершил иной подвиг ради Господа нашего Иисуса Христа. На частицах мощей святых мучеников совершается главнейшая церковная служба – Божественная литургия.

Знать и почитать своего святого должен каждый православный христианин, но для начала необходимо выяснить, кто является Вашим святым покровителем. Существует специальный чин наречения имени, когда священник, прочитав молитву, нарекает новорожденному младенцу имя, но в наши дни этот обряд совершается редко, так как не все о нем знают. Родители нарекают ребенку имя сами, и, принеся его в храм для крещения иногда оказывается, что святого с таким именем нет в святцах. Тогда ребенку подбирается другое имя, называемое крестильным. Обычно дается имя созвучное родимому имени, например, святой покровительницей Кристины, будет святая Христина, а Жанны – святая Иоанна.

Но чаще всего бывает так, что родимое и крестильное имена совпадают. Тогда остается выяснить какой же из святых является Вашим покровителем? Если тезоименитых, то есть соименных Вам святых несколько, по церковному календарю выбирается тот святой, чей день памяти ближайший после Вашего дня рождения. Для облегчения этого поиска нами был разработан этот раздел.

Как пользоваться разделом

Следует обратить внимание, что в последнее время постоянно растет список новопрославленных святых – новомучеников ХХ века. Если Вы ищите святого покровителя для своего малыша, то новомученники обязательно должны учитываться при поиске. Святейший Патриарх Кирилл благословил называть детей в честь новомученников, чтобы почитание их росло и распространялось. Но если Вы ищите святого покровителя для взрослого человека, будьте внимательны, так как в то время, когда его крестили, многие святые еще не были прославлены.

Святой покровитель и заступник — это тезоименитый вам святой, которому вы можете молиться как своему заступнику.

Днем ваших именин будет день памяти святого, в чью честь вы названы в Крещении. Кроме того, вы можете самостоятельно избрать своего святого заступника, если пока не крещены или не знаете, в честь кого названы.

Святой — что это за человек

Каждый православный христианин знает и почитает многих святых. Молитва ко Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери — это обычное прошение, которое сопровождает жизнь верующего человека. Но зачастую нам кажется, что для Бога наши просьбы мелки, да и сомнения одолевают: услышит ли Он нас, смилостивится ли… В таких случаях молятся духовным покровителям — святым. Традиционно принято молиться в разных сферах жизни разным святым, например, об исцелении тяжелых болезней — Пантелеймону Целителю, о животных — святым Флору и Лавру.

Кроме того, у каждого христианина есть свой покровитель — тезоименитый святой. Находят святого покровителя обычно по дате рождения.


Святые и Ангелы — заступники перед Богом

Таких святых также называют «нашими Ангелами», однако это не совсем верно. «Ваш Ангел» — это Ангел-Хранитель, который оберегает вас с момента Крещения, Небесное существо. У каждого крещёного православного христианина свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно. Ангелы — личности, но природа их отличается от человеческой и животной. Они выше, совершеннее людей, хотя и у них есть ограничения. Ангел изображается обычно в древних одеждах — плаще и хитоне с золотой окантовкой по вороту и вокруг запястий, с золотыми крыльями.

А святой покровитель — это живший на земле святой жизнью и просиявший в Царствии Божием за свои подвиги аскетические или мученические человек.


Даты святых имен

Им будет святой или святая (для девочек и женщин), чья память празднуется в ближайшие дни после дня рождения. Например, если вы родились 6 октября и носите имя Сергей, то вашим покровителем будет преподобный Сергий Радонежский (память его — 8 октября), а если 10 октября — мученик Сергий (память 20 октября).

Родителям можно дать совет при рождении ребенка свериться со святцами — православным календарем. Постарайтесь назвать ребенка в честь того святого, чья память празднуется в этот день или на следующий. Например, не стоит пренебрегать покровительством великих святых для детей, рожденных в их праздники:

Святитель Николай Чудотворец — пожалуй, самый почитаемый во всем мире святой. Ему молятся и католики, и православные. Он не зря носит имя Чудотворца. И при жизни, и после смерти он прославился многими дивными делами, показывая силу Божией благодати: по его молитвам исцелялись больные, спасались погибающие в море, восстанавливалась справедливость.

Святой жил в IV веке, но и сегодня остается родным и любимым для многих людей: он продолжает слышать молитвы, помогать обращающимся к нему, спасать от смерти, бедности, тоски и многих бед, обращаясь ко Господу Иисусу Христу. Недаром к мощам святителя, ребро из которых привезли в Россию из Италии впервые за 900 лет, выстраивались огромные многочасовые очереди.

Святитель имеет благодать помогать во многих сферах жизни.

В детстве с преподобным Сергием случилось чудо. Будущий святой Сергий, которого в детстве — до изменения имени в монашестве — звали Варфоломеем, был сыном местного князя и поэтому должен был учиться грамоте. Но он никак не понимал учения. Одноклассники смеялись над ним, учителя «учили» розгами, сам он сильно переживал.

Однажды неподалеку от дома отрок Варфоломей встретил монаха. Будучи благочестивым и гостеприимным, мальчик предложил монаху посетить дом его родителей и отдохнуть. Монах оказался ангелом, явившимся ребенку: поблагодарив Варфоломея за гостеприимство, он предложил помолиться Богу об исполнении заветного желания мальчика. Варфоломей просил о «разумении грамоты». Монах-ангел благословил Варфоломея, вышел за ворота его дома и исчез. Мальчик же сразу стал понимать грамоту, научился читать и писать. Все поняли, что случилось чудо, а Варфоломей со временем постригся в монахи и, получив благословение монастырского начальства, ушел в леса, сам основал монастырь. Сегодня это Свято-Троицкая Сергиева лавра — одна из крупнейших монашеских обителей России.

Святой имеет большую благодать помогать в учебе и, конечно, в духовной жизни, во всех нуждах.

Образ молодой мученицы, святой Татьяны напоминает нам о награде небесной для всех, оставшихся верными Богу, и наказании Небесном для жестоких богоборцев: лик мученицы, приведшей ко Господу многих людей, светел и радостен. Она изображается молодой, поскольку именно в юные годы приняла мучительную смерть. Святая Татьяна жила в I-II века нашей эры. Становление Церкви Христовой в мире проходило через труды и мученическую кровь апостолов и первых учеников Христа. Татьяне, юной девушке, пришлось претерпела смерть за Христа в годы гонений на первых христиан. Святая Татьяна в России почитается как помощница студентов. Она не была ученицей сама и при жизни не помогала ученикам, однако именно в ее день, в 1755 году русская императрица Екатерина Вторая подписала указ о строительстве первого Университета России. Сегодня он носит название МГУ имени М.Ломоносова.

Образ святого великомученика Димитрия Солунского — одна из самых красивых икон. Часто ее путают с образом Георгия Победоносца, но на иконе Дмитрий Солунский поражает копьем нечестивого человека. Это чудо из его жития. Святого называют также Дмитрием Мироточивым: его мощи источали миро, особую чудесную жидкость, состав которой не знает никто на земле. День празднования памяти святого Дмитрия Солунского — 26 октября. Святого особо чествовали в этот праздник на Руси: битва на Куликовом поле в 1380 году была совершена незадолго до памяти святого воина-защитника, по молитвам к нему русские победили.

Среди апостолов особо выделяются апостолы Петр и Павел, названные первоверховными. Петр был одним из свидетелей земной жизни Христа, его ближайшим учеником, но при аресте Христа отрекся от Него. А Павел поначалу был даже гонителем Христа — при земной Его жизни он с Христом не встречался. Однако эти двое апостолов более всех известны, потрудились ради Господа и для просвещения людей, смогли взойти на высоту святости, несмотря на свои прежние дела.

Святой апостол Андрей назван Первозванным потому, что он стал первым учеником Христа. Его Господь первым из людей пригласил идти за Собой, узнавая Его учение. А после Воскресения и Вознесения Господа на Небо вместе с другими апостолами святой Андрей трудился и проповедовал учение Христа. Путь его был более долгим и протяженным, чем у других миссионеров. Именно апостол Андрей принес христианство на земли будущей России. Но не среди варваров он скончался, а мученически закончил жизнь невдалеке от родины, самой своей смертью проповедуя Крест Христов и учение Его.

На Руси святому Илии было посвящено множество храмов: он широко почитался благодаря своей помощи в делах выращивания урожая. Благоговейный трепет охватывал людей при его имени: считалось, что повелевает он и громом, может испепелить молнией грешника. Пожалуй, это самый почитаемый из святых и праведников Ветхого Завета. В современной России пророк Илья почитается как покровитель десантных войск — ведь он взошел на небо живым на колеснице.

Георгий Победоносец — великий покровитель Москвы, столицы России, а значит, каждого россиянина. Издавна он почитался как святой покровитель всех несправедливо обиженных и бессильных оправдаться, помощник в борьбе за правду, в любом добром деле

Царица Елена канонизирована в лике равноапостольных святых, то есть Церковь, благодаря миссионерской и просветительской деятельности Елены, приравняла святую к самим апостолам, первым ученикам Христа. На иконе она изображена с большим Крестом, потому что она обрела Крест, на котором был распят сам Христос, и в царской одежде. Часто рядом с ней изображен ее сын — также прославленный в лике равноапостольных Константин Великий. Он был первым римским императором, принявшим христианство, остановившим гонение на христиан.


Крещение другим именем

Мы перечислили самые распространенные в России имена самых известных святых. Однако вы можете крестить ребенка в честь своего любимого святого и даже в честь своего родственника, сделав святым покровителем ребенка любого тезоименитого святого. Для этого не нужно никаких особых обычаев. Стоит лишь перед Крещением, например, Александра, предупредить священника, что небесным покровителем ребенка будет благоверный князь Александр Невский или преподобный Александр Свирский.

Нельзя крестить ребенка в честь господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, Девы Марии. Перед их именами издавна благоговеют. Имена Марии даются в честь мучениц, а Иисуса — это редкое монашеское имя — в честь ветхозаветного праведника Иисуса Навина.

Кроме того, можно крестить человека иным именем, отличным от имени в паспорте. Это необходимо, когда выбранного вами для ребенка имени в святцах нет — к примеру, Амелия или Светозар. Поэтому вашу девочку по имени, например, Арамина вы можете крестить с именем Ирина. Но это можно сделать и просто по желанию. Тогда в церковных записках для поминовения за Литургией, например, нужно будет писать именно это имя.

Крестить человека из-за смены имени или ради нее нельзя.
Если вы не знаете, как выбрать имя ребенку, которого вы назвали не по святцам (православному календарю), возьмите крещеное имя, которое близко по звучанию к вашему.

Молитва тезоименитому вам покровителю

О святом, в честь которого мы названы и который покровительствует нам, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть короткая общая молитва тезоименитому молящемуся святому.

Люди должны обращаться к своим святым заступникам во всех нуждах. Известно, что для святых нет неважных молитв: нам кажется, что потеря некоторых вещей не стоит молитвы, но если вас это повергает в отчаяние — лучше помолиться вашему святому и успокоиться, она не откажет в помощи.

Молитву святому во всех нуждах на каждый день, если вы носите это имя, можно читать онлайн по тексту ниже:

«Молись к Богу обо мне, святой угодник Божий (святая угодница Божия) (имя), ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника (цы) во всем и молитвенника (цы) о душе моей».

Подаренная или приобретенная икона святого покровителя ставится в вашем домашнем иконостасе. Он может находиться в любой комнате дома. Место, где стоят в комнате образа, называется «красный угол» — обычно он находится напротив двери, у окна, в любом чистом и светлом месте. Нужно, чтобы вам было удобно снять перед иконами во время молитвы, было удобно читать молитвослов и не было отвлекающих факторов рядом.

На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева — Пресвятой Богородицы, а справа — почитаемого святого, обычно тезоименитого вам или вашим близким. Иконы можно стать и на полку с книгами, лучше духовного содержания.

Может оказаться, что вы носите редкое имя и не можете найти в церковных лавках икону своего небесного покровителя. Тогда приобретите и поставьте в домашний иконостас икону Всех Святых, где символически изображены абсолютно все православные святые.



День Ангела, именины, день рождения

В день празднования памяти святого покровителя празднуются именины, или День Ангела — это одно и то е. Раньше именины праздновали одновременно с Днем Рождения человека.

Православные верующие люди в дни именин посещают храм, готовятся к таинствам Исповеди и Причастия Святых Христовых Тайн. Вы можете хотя бы посетить храм в этот день, если не можете приступить к Святым Таинствам. Вечером или днем можно пригласить близких и друзей на праздничную трапезу (обед или ужин). Если именины приходятся на постный день, то угощение стоит сделать постным.

Если ваши именины приходятся на будний день в постное время (в один из больших сезонных постов: Великий, Петров, Успенский, Рождественский), лучше перенести их празднование на воскресный день.

Подарок для именинника должен быть уместным, иметь религиозный контекст.

  • Подарочные издания книги жития святого или о времени, в которое он жил;
  • Библия — семейная книга, которую можно даже передавать по наследству;
  • Оплаченное паломничество по святым местам вашего региона;
  • Скромный, но изящный подарок — бутылка церковного кагора с интересными бокалами;
  • Красивая лампада для «красного угла» — домашнего иконостаса дома;
  • Цепочка для нательного креста;
  • Кольцо «Спаси и сохрани» с крестиком и молитвой;
  • Браслет с молитвой или с крестом (сейчас в продаже есть и мужские, и женские);
  • Наиболее традиционным вариантом является красивая, писаная или вышитая самостоятельно икона святого покровителя;
  • Сосуд для святой воды;
  • Аудио и видео-диски духовного содержания.


Помощь покровителя

Сами отцы Церкви, священники, еще будучи на земле, говорили, что небесные покровители благодатью Духа Святого видят нашу жизнь и наши дела. «Своей любовью святые обнимают весь мир, — говорил преподобный Сильна Афонский. — Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей… и, не переставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Как же не только попросить помощи у святого, но и порадовать его? Подражать его земным делам и подвигам, его великой вере в Бога — ведь иначе мы только пользуемся его или ее молитвами.

Еще святой Амвросий Оптинский — преподобный старец XIX века — говорил: «По имени и жизнь твоя да будет». Святой покровитель должен быть не только молитвенником за нас, но и, главное, образцом для подражания.

Нужно хорошо знать жизнь и подвиги своего покровителя: мы не можем искренне полюбить своего святого, если не знаем его. Многие жития святых описаны в художественной литературе: например, в книге «Патерик» Николая Лескова описана жизнь многих древних святых; в книге протоиерея Николая Агафонова «Жены-мироносицы» — жизнь святых покровительниц всех Марий, Жанн, Иоанн, всех носителей имен апостолов.

Подумайте, в чем вы могли бы последовать примеру своего святого. По характеру православных подвигов святых традиционно разделяют на лики (классификации, разряды): апостолы, равноапостольные, святители, пророки, мученики (великомученики, преподобномученики, священномученики), праведные, преподобные, юродивые, благоверные, исповедники и др.

Постарайтесь обратить внимание на их подвиги и немного подражать им своей жизнью.

  • Женщины, носящие имена жен-мироносиц, могут служить Богу и людям проповедью, преподаванием Закона Божьего.
  • Если вы носите имя исповедника или мученика, думайте о том, как рассказать людям о православной вере. Терпите притеснения и насмешки.
  • Если вы носите имя святителя, помогайте близким найти путь ко спасению собственным примером и рассказом о прочитанных книгах.

Преподобным, монахам можно подражать в аскетичности, независимости от наслаждений земных, особом старании уберечься от грехов плоти и в хранении чистоты мыслей.

Молитвами всех святых да хранит Вас Господь!