Святой антоний дымский в чем помогает. Александр трофимов

Преподобный Антоний Дымский родился в 1157 году в Новгороде. Богобоязненные родители с детства научили его правилам христианского благочестия. Святой Антоний избегал детских игр, празднословия и смеха. Он ежедневно посещал храм Божий и неленостно молился, стоя вдали от людей. Однажды во время службы ему особенно запали в душу слова Святого Евангелия: Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет (Мф.16:24). Размышляя о словах Спасителя, святой Антоний решил оставить родительский дом и стать монахом. Он пришел в Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, игумен которого, преподобный Варлаам Хутынский († 1192; память 6/19 ноября), постриг его в монашество.

С того времени преподобный Антоний стал жить в совершенном послушании своему старцу – преподобному Варлааму. С усердием и смирением исполнял он все послушания, никогда не опускал келейных правил и не пропускал церковных служб. Святой Антоний первый приходил в храм и последний уходил из него.

По преданию, преподобный Антоний по делам монастыря ездил в Константинополь. Во время поездки он посетил святые места. Через пять лет преподобный вернулся в свою обитель. Его приезд совпал со днем кончины преподобного Варлаама (6 ноября). На смертном одре святой игумен благословил преподобного Антония быть вместо себя наставником братии и строителем монастыря.

Управляя Хутынской обителью, преподобный Антоний во всем соблюдал устав, оставленный преподобным Варлаамом. Он достроил и благолепно украсил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Примером своей подвижнической жизни и кротким наставлением преподобный Антоний наставлял братию в иноческом делании.

Всеобщая любовь и почитание тяготили святого подвижника. Со слезами он молил Бога и Пречистую Богородицу указать ему место уединенных подвигов. В скором времени преподобный Антоний оставил Хутынскую обитель и удалился в пустынное место в Дымских лесах, в 15-ти верстах от г. Тихвина. Недалеко от небольшого озера Дымского, среди глухих лесов преподобный устроил себе сначала малую кущу, а затем построил небольшую келию и выкопал пещеру для жизни зимой. Он с терпением переносил зной и холод, мужественно боролся с демонскими искушениями. Преподобный Антоний всячески избегал покоя: днем он трудился до изнеможения плоти, ночью стоял на молитве.

Когда место подвигов святого отшельника стало известно, к нему пришли иноки, ищущие уединенной жизни под духовным руководством опытного наставника. Постепенно Дымская пустынь заселилась боголюбивыми монахами. Так возник монастырь, игуменом которого стал преподобный Антоний. Иноки построили храм во имя преподобного Антония Великого с приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Тогда же были построены келии, а через некоторое время – зимний (теплый) храм с трапезной во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Преподобный Антоний мудро управляя братией Дымского монастыря до блаженной кончины. Провидя день своей смерти, он собрал иноков и благословил их, затем причастился Святых Христовых Таин и мирно скончался. По преданию, это произошло 24 июня 1224 года. Тело преподобного Антония было погребено в устроенном им храме, с левой стороны. В 1330 году святые мощи преподобного Антония были обретены нетленными.

В 1409 году во время очередного нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над святыней, скрыл святые мощи преподобного Антония под спудом.

Преподобный Антоний неизменно оставался хранителем Дымской обители. После разорения шведами в 1611 году монастырь восстал из пепла не без молитвенной помощи преподобного Антония. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожаре, так что братии удавалось вовремя погасить пламя.

Память преподобного Антония праздновалась в обители дважды: 17 января – в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 24 июня – в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское.

В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохранялась тяжелая железная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы прибиты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику голову. Так через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробнице над святыми мощами преподобного Антония Дымского.

(XIII в.?), прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых).Сведения о жизни святого содержатся в его житии, существующем в 2 редакциях. Ранняя (известна в 13 списках; древнейший в сб. БАН. Мордв. № 11, кон. XVII в.) появилась в кон. XVII в. (первое записанное в ней чудо - 1671) скорее всего в Антониевом Дымском мон-ре на основе местных преданий и новгородской житийной традиции. Поздняя редакция (известна в 17 списках) также была создана в Дымском мон-ре в кон. XVIII - нач. XIX в.; ее сведения, особенно даты, не могут считаться достоверными. В ранней редакции жития не назван год рождения святого, нет описания его детства, сведений о месте и времени пострига. Скудость сведений составитель жития объясняет тем, что «преподобный Антоний, Дымския обители начальник... не желая славы от человек, все свое благое по Бозе житие, и крепкое пребывание, и всякую добродетель ни во что же вмени. И не токмо сие, но и преставление свое и вечную память непамятно всем учини». К тому же «от велия забвения и нерадения все истребися, еще же и от бывших пожаров, и всяких воинских людей буести и находов и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты» (Белоброва . С. 289). Обе редакции называют А. Д. современником прп. Варлаама Хутынского (поздняя сообщает год - 1206-й - и место рождения А. Д.- Вел. Новгород). Житие сообщает, что по воле прп. Варлаама А. Д. ходил к К-польскому Патриарху Афанасию (имя недостоверно) «некиих ради церковных вин» или «потреб». При описании «хожения» составитель ранней редакции использовал «Паломник Антония Новгородского в Царьград», устные новгородские предания и допустил ряд анахронизмов, приписав А. Д. факты путешествия Новгородского архиеп. свт. Антония (Добрыни Ядрейковича). В обеих редакциях рассказывается, что прп. Варлаам перед смертью благословил А. Д. быть игуменом Хутынского мон-ря (событие, также заимствованное из жизнеописания свт. Антония Новгородского; годом преставления Варлаама назван 1243-й вместо 1192-го). Ок. 1243 г. А. Д. удалился в уединенные и глухие места на берегу Дымского оз. (в ранней редакции говорится, что это был погост на Тихвине). Поселившись здесь, А. Д. (по сообщению поздней редакции) ископал пещеру, поставил келью и стал подвизаться, изнуряя плоть ношением железной шляпы.

Согласно житию ранней редакции, А. Д. поставил 2-этажную деревянную ц. во имя прп. Антония Великого с верхней ц. в честь свт. Николая Чудотворца (в поздней редакции названа верхняя ц. в честь Покрова Божией Матери). «Во общее упокоение братии» А. Д. поставил др. храм (теплый с трапезной) во имя Рождества св. Иоанна Предтечи. Кроме того, святой устроил еще одну малую обитель - Вырдомскую пуст. (о ней см.: Мордвинов И . П . Письмо в редакцию).

По-разному редакции жития сообщают о кончине преподобного. В ранней редакции не названа дата преставления. В поздней редакции сказано, что святой преставился 24 июня 1273 г. в возрасте 67 лет. Только в этой редакции говорится об обретении мощей святого - через 97 лет после преставления, т. е. в 1370 г., и добавлено неверное уточнение - в «княжение великаго князя Иоанна Даниловича» (вероятно, день памяти 17 янв. связан с обретением мощей). Из поздней редакции узнаем также, что в 1409 г., при вел. кн. Василии I Димитриевиче , во время нашествия татар, мощи А. Д. предали земле («да не поругаеми будут от врагов»), а церковную утварь, колокола и железную шляпу преподобного опустили в Дымское оз.

Во 2-й пол. XVII в. была составлена ранняя редакция жития святого. В то же время появились изображения А. Д. в рост на фоне Дымского мон-ря. В 1655 г. в мон-ре был построен Свято-Троицкий собор, в к-ром под спудом в приделе прп. Антония Дымского находились мощи святого. В 1744 г. петербургский купец Калитин, получивший избавление от болезни у мощей А. Д., устроил раку над мощами святого и иконостасы в Троицком храме. У раки хранилась железная шляпа А. Д. (весом более 3 кг), широкие поля к-рой были прибиты к тулье толстыми гвоздями. Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, в Дымском мон-ре совершался крестный ход на озеро.

В 1800-1803 гг. строителем Дымского мон-ря был Герасим (Гайдуков), в 1806 г. переведен в тотемский Суморин мон-рь. Возможно, что Герасим с целью привлечь внимание к заброшенной Дымской обители и составил новую (позднюю) редакцию жития основателя мон-ря, к-рую дополнил чудесами за 1744, 1796, 1800 и 1802 гг. Предположение об авторстве основано на том, что поздняя редакция жития А. Д. составлена по образцу «Жития преподобнаго отца нашего Феодосия пореклу Суморина, Тотемскаго новаго чудотворца» (М., 1846. Л. 38-48), т. е. она возникла под пером человека, знакомого как с тотемским Сумориным мон-рем, так и с Дымской обителью.

Ист.: Ранняя редакция жития // Новгородские ЕВ. 1898. № 12. Ч. неофиц. С. 725-733; Белоброва О . А . Две редакции Жития Антония Дымского // ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 281-292; поздняя редакция жития: Житие прп. отца нашего Антония Дымския обители начальника. СПб., 1858. Новгород, 19019; литургические: Молитва прп. отца нашего Антония Дымского. СПб., 1881. Новгород, 1881. СПб., 1883; Служба прп. отцу нашему Антонию, Дымские обители начальнику. СПб., 1865.

Лит.: Иоанн, иером . Историко-статистическое описание Дымского монастыря. СПб., 1861. Тихвин, 190612; сиспрц. С. 27-28; Ключевский В . О . Древнерусские жития. С. 144, 349; Барсуков . Источники агиографии. Стб. 44; Филарет (Гумилевский) . РСв. Янв.-апр. С. 74-75; Голубинский . Канонизация святых. Т. 1. Ч. 2. С. 637-638; Леонид (Кавелин) . Святая Русь. С. 48-49, 52-53; Мордвинов И . П . Письмо в редакцию // Новгородский Север. 1915. № 33; он же. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Тихвин, 1925. С. 13; Мильчик М . И ., Варакин Е . П . Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция // Народное зодчество: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992. С. 141-154; они же . Иконография Антониево-Дымского монастыря // Чтения по исследованию и реставрации памятников худож. культуры Сев. Руси, посвящ. памяти художника-реставратора Н. В. Перцева (1902-1981). Архангельск, 1992. С. 137-154.

О. А. Белоброва

Иконография

А. Д. представлена немногочисленными памятниками иконописи, прорисями и гравюрами XVII-XIX вв., выполненными преимущественно на Рус. Севере и в старообрядческой среде. В описаниях мон-ря сер.- 2-й пол. XIX в. упоминаются 2 образа А. Д. в посвященном ему приделе в нижнем ярусе Казанского собора: «древний», висевший у раки на столпе (возле изображения Спасителя и Тихвинской иконы Божией Матери) и «новый» (ок. 1744) на юж. двери иконостаса. По-видимому, к древнему надгробному образу восходят редкие прямоличные изображения А. Д. XVIII-XIX вв., поясные (XIX в. ГМЗК; нач. XIX в. Частное собрание. С.-Петербург) и ростовые (кон. XIX в. ТИМАХМ), на к-рых святой представлен благословляющим, в схимническом одеянии, с куколем на голове, с развернутым свитком в левой руке; надписи на свитке традиц.: «Не скорбите, братия моя», или «Господи, да будет на месте сем обитель сия святая», или «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни, чая Бога спасающаго мя».

Более распространенная иконография А. Д., известная по сохранившимся памятникам иконописи, складывалась не ранее 2-й пол. XVII в. одновременно с составлением жития святого, вероятно под влиянием иконографии прп. Варлаама Хутынского. Описание облика А. Д. имеется в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. в основном старообрядческого происхождения. В одном указано, что преподобный «подобием аки Варлаам Хутынский, брада руса, схима на плечах» (РНБ. О.XIII.1. Л. 124 об., 3-я четв. XVIII в.); в др. отмечено, что «в схиме, брада аки Александра Ошевенскаго» (БАН. Двин. № 51. Л. 260, кон. XVIII в.), в 3-м - «рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на конце остряя, на плечах схима, риза преподобническая, ряска вохра» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 138 об., 20-е гг. XIX в.). В текстах подлинников отсутствует упоминание, а на иконах - изображение железной шляпы, хранившейся у раки А. Д.

Образ А. Д. на фоне своей обители (типичный для основателя мон-ря иконографический извод) представлен, напр., в иконах посл. четв. и кон. XVII в. (ГРМ; МИИРК): А. Д. изображен в схимническом одеянии, с куколем на голове, без свитка, в молении Иисусу Христу в небесном сегменте, на фоне густого леса, озера и панорамы деревянного мон-ря, окруженного высокой оградой. К данному изводу относится икона из ризницы Антониева Дымского мон-ря, описанная в 1907 г. К. К. Романовым (не сохранилась): «Образ преподобного Антония Дымского старого письма. На нем изображен монастырь Дымский, обнесенный деревянною стеною с деревянными башнями, деревянной церковью и кельями внутри. Церковь изображена шатровая с папертью, над которой две главки, над шатром главка, а за нею еще две также над шатрами» (ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Л. 4-4 об.). Подобное изображение деревянного мон-ря (отстроенного ок. 1655 игум. Филаретом) соответствует описанию его построек в описях 1682 г. и 1689 г. после пожара 1687 г. (СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Л. 3), при этом изображение 2 глав на соборной церкви, очевидно, восходит к облику мон-ря в XVI в., согласно его древнейшей описи 1583 г. (ВОИДР. С. 89). Во 2-й четв. XIX в. появились иконы, на к-рых А. Д. с развернутым свитком в руке обращен в молении к Казанской иконе Божией Матери (этому образу был посвящен соборный храм обители) на фоне панорамы каменного мон-ря, архитектурный облик к-рого сложился к 30-40-м гг. XIX в. (деревянной оставалась лишь ц. во имя св. Иоанна Предтечи), напр., на иконе ок. 1815 г. (ГМЗК), на гравюре 1815 г. (частное собрание), иконах 1-й трети XIX в. (частное собрание. С.-Петербург), 1842 г. (ГРМ), сер. XIX в. (ГРМ), сер. XIX в. (частное собрание. Тихвин).

Вероятно, ко 2-й пол. XVII в. относится появление типа изображения А. Д. с поднятой в молении Спасу правой рукой и с развернутым свитком в левой, напр. на прориси с иконы XVII в. (БАН. СВ № 751. Л. 12), на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (частное собрание). Этот извод, очевидно, повторяет распространенный вариант иконографии прп. Варлаама Хутынского. Небольшой размер таких икон свидетельствует о том, что они возлагались на аналой или писались для раздачи паломникам, о чем упоминается в приходо-расходных книгах мон-ря XVII-XIX вв., фиксировавших плату иконописцам за выполнение «пядничных образов дымского чудотворца».

Образ А. Д. включен в композицию «Новгородские чудотворцы», как на прориси с иконы XVIII в. (изображен без куколя), а также в состав Собора рус. святых - на иконе 1814 г. старообрядческого иконописца П. Тимофеева (Маркелов. Т. 1. С. 399, 453).

Арх.: Монастырь Антониев на Дымях // СПб ФИРИ РАН. Ф. 89. К. 2. № 18. Л. 28; Архив ИИМК. Ф. 29. Ед. 472.

Лит.: ВОИДР. 1850. Кн. 6. С. 89; [Григорьев Л. И.] Тихвинские монастыри. СПб., 1854. С. 97-110; Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. Т. 2. СПб., 1906. Табл. 567; Покровский Н. В. Церковно-археологический музей СПб ДА, 879-1909. СПб., 1909. С. 141-144. Табл. 58; Мордвинов И. П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье: Ист. очерк. Тихвин, 1925. С. 13; Живопись Древней Карелии: Кат. выст./ Сост. Г. Жаренков, С. Ямщиков. Петрозаводск, 1964. С. 8; Ямщиков С. В . Древняя живопись Карелии. Петрозаводск, 1986. С. 56, 106-107; Мильчик М. И., Варакин Е. П. Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция // Народное зодчество: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992. С. 141-154; они же. Иконография Антониево-Дымского монастыря // Чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры Северной Руси, посвященные памяти художника-реставратора Н. В. Перцева (1902-1981). Архангельск, 1992. С. 137-154; Маркелов Г. В. Новгородские святые по иконописным подлинникам // Новгород в культуре Древней Руси: Мат-лы Чтений по древнерус. литературе. Новгород, 16-19 мая 1995 г. Новгород, 1995. С. 39; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 100-105, 398-399, 452-453, 608. Т. 2. С. 54.

И. А. Шалина


А. Демкин
Российский паломник.
Описание святых мест Северо-Запада России.

© 2011, Андрей Демкин,СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

1.Святое озеро, камень и крест св. Антония Дымского.

Антоний Дымский родился в Новгороде в начале 13 века. Свой иноческий путь он начал в Хутынском монастыре, где он получил монашеский постриг. В 1238 г. избранием всей братии и благословением архим. Новгородского Спиридона (1229-1249) был послан преп. Антоний к Патриарху Константинопольскому Герману II (1224-1240) Обстоятельства этого посольства неизвестны, но известно, что Антоний (вероятно в сане иеромонаха) по каким-то причинам задерживался там 5 лет. Рукописное житие конца XVII в. повествует о том, что Антоний, "посетив святые места, с благословением Патриаршим вернулся". Антоний после блаженной кончины настоятеля монастыря преп. Варлаама (1/19 ноября 1243 г.) стал строителем и управителем Хутынской обители. В этот период в Хутынском монастыре был достроен и украшен (расписан) храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Из жития преподобного Антония известно, что он родился в XII веке в Новгороде в благочестивой семье. Он рано почувствовал влечение к иноческой жизни и пришел в Хутынский монастырь, упросив настоятеля Варлаама (св. прп. Варлаам Хутынский) принять его в число своих учеников. Через некоторое время был пострижен в монахи. Антоний пользовался любовью братии за смиренный характер и доброту, и на общем совете было решено послать его в Константинополь. В этом путешествии он посетил Святую Землю и через пять лет вернулся в обитель.
После смерти Преподобного Варлаама братия хотела сделать отца Антония настоятелем, но, ища пустынного уединения, преподобный ушел на берег Дымского озера и поставил на холме келью. Впоследствии в 1243 году в поисках молитвнного уединения, Антоний ушел искать себе пустыньку, которую обрел на берегу Дымского озера, названного так из-за густых туманов - дымей, бывавшим над озером. Антоний Здесь он поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещерку для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келию на холме, а на озере обрел большой камень — валун, едва выглядывающий из воды. Святой приплывал к камню на лодке, и долго молился на нем, осуществляя подвиг столпничества на водах. Для большего изнурения своей плоти он постоянно носил на голове железную шляпу. Через много лет молва о его подвижнической жизни привела к нему людей, жаждавших разделить его подвиги. С общего согласия и испросивши благословения архиепископа Hовгоpодского Исайи они поставили церковь во имя Антония Великого с приделом Покрова Богоматери. Преподобный Антоний прожил в монастыре до конца жизни и преставился в лето Рождества Христова 1273-е месяца июня 24 числа. Святое тело его было погребено в созданном им храме в приделе Преподобного Антония Великого у клироса. Господь прославил Своего угодника нетленными мощами и многочисленными чудесами. Мощи святого Антония были обретены нетленными в 1370 году во дни княжения святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича Донского целы и ничем же вредимы и положены были открыто в раке в Антониевском храме. В 1409 году по случаю нашествия татар рака с мощами была опущена в землю.

Память преподобного Антония чтится 17 января, вероятно в день обретения мощей. В 1655 г. в монастыре был построен Свято-Троицкий собор, в котором под спудом в приделе прп. Антония Дымского находились мощи святого. В 1744 г. петербургский купец Калитин, получивший избавление от болезни у мощей Антония Дымского, устроил раку над мощами святого и иконостасы в Троицком храме. У раки хранилась железная шляпа св. Антония Дымского (весом более 3 кг), широкие поля которой были прибиты к тулье толстыми гвоздями. Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, в Дымском монастыре совершался крестный ход на озеро.

Дымский монастырь впоследствие несколько раз подвергался разрушениям. В 1409 году обитель была полностью разрушена татарами, внезапно вторгшимися в новгородские пределы, под предводительством Едигая на Новгородские волости. Братия Дымского монастыря, во избежание надругательства, опустила раку с мощами в землю, под спуд, накрыв сверху каменной плитой, засыпала землей, а всю церковную утварь и колокола скрыла на дне озера, равно как и железную шляпу преподобного - считается, что именно с тех пор оз. Дымское стало именоваться также и "Святым". Братья же в ту годину оставили обитель на продолжительное время. Дата возобновления монашеской жизни в Антониево-Дымском монастыре после разорения татарами в 1409 г. - неизвестна.
Однако в 1585 г. в нашествие шведов из-за полного уничтожения валаамского Спасо-Преображенского монастыря его братия вынуждена была уйти вглубь Новгородских пределов. Угроза нашествия нависла и над Антониево-Дымским монастырем. По благословению митрополита Новгородского Александра братия последнего была эвакуирована, а иноки валаамского монастыря были вселены в пустующий Антониево-Дымский монастырь. В 1611 году монастврь был разрушен шведами. Во время секуляризации монастырских земель обитель была упразднена и вновь открыта только в 1794 году. Мощи преподобного Антония Дымского находились в соборе Святой Троицы, в приделе преподобного Антония Великого. Кроме того, в соборе находилась древняя икона Казанской Божией Матери. По преданию преподобный Антоний заповедал всякому паломнику, приходящему в монастырь, прежде всего омываться в водах Святого озера. Эта традиция сохранялась в монастыре вплоть до 1917 года и возрождена ныне.

После большевистского переворота монастырь разделил участь почти всех российских обителей. Для разгона монахов из Тихвина пригнали броневик, в честь которого пролетарии назвали населенный пункт, где находится монастырь "Красный броневик". Старожилы рассказывают, что один из иноков - иером. Иов. скрывался в близлежащих селах, тайно совершал крещения, отпевания, молебны. Однажды, он был найден и застрелен в пустынном месте большевистскими комиссарами-сатанистами, приняв мученическую кончину.

Много лет в монастыре была психиатрическая больница, впоследствии монастырскими зданиями владел бокситогорский комбинат «Глинозем».

Возрождение монастыря началось в 1994 году с установки на Дымском озере у Святого камня креста. Установка креста была приурочена к 770-летию со дня преставления преподобного Антония. Крест от монастыря к озеру несли крестным ходом - той самой дорогой, которой в старину совершался традиционный монастырский крестный ход.
Днем возобновления Дымского монастыря стало первое празднование памяти «зимнего Антония» 17/30 января прямо на озере в 1997 году. За несколько дней до праздника - 27 января было подписано решение о передаче строений Дымского монастыря Церкви. С 1996 года по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского монастыря. 16 июня 2001 года были вновь обретены мощи преподобного Антония Дымского, которые были перенесены в Тихвинский монастырь. 1 июня 2008 года мощи святого Антония Дымского были возвращены в Антониево-Дымский мужской монастырь, который вновь был утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года. Настоятелем назначен игумен Игнатий (Бузин).

Преп. Антоний завещал, чтобы все посетители монастыря вначале совершали омовение в озере. Современная традиция предусматривает, что необходимо трижды обплыть или обойти (возле креста и камня не так глубоко) вокруг креста и камня. Камень находится примерно в одном метре по правую руку от креста. При желании, можно взобраться на камень и вознести свою молитву Преп. Антонию.

На берегу святого Дымского озера установлена новая каменна часовня св. Антония Дымского, устроена каменная набережная со ступенями к Святому озеру, оборудованы просторные кабины для переодевания.

2. Фотографии святого озера, камня и креста.

Церковь преподобного Варлаама Хутынского (Храм Антония на водах)

Новые ворота Антониево-Дымского монастыря.

Восстанавливаемый храм Пресвятой Троицы

Крест на Святом озере возле камня св. Антония Дымского

Слова стихотворения Г.Р. Державина, в котором лирический герой, слушая звуки арфы, предается воспоминаниям о родной Казани, со временем станут крылатым выражением. Что кроется за ярким образом? Дым, скрывающий истинные очертания предметов и заволакивающий лица людей, стесняющий дыхание и разъедающий глаза. Но и он – символ родного очага – вселяет в душу усталого путника радость, потому что именно в любви к отеческим гробам «обретает пищу» человеческое сердце.

Вот почему кажется отнюдь не случайным то, что монастырь, основанный в XIII веке учеником Антонием в 15 поприщах от Тихвина, получил название «монастырь Онтония на Дымех», а сам Антоний стал именоваться Дымским: действительно, история самой обители и память о ее преподобном основателе словно окутана туманной пеленой и дымкой забвения, свидетельства его Жития долгое время признавались недостоверными, а сам Антоний считался лицом чуть ли не мифическим, легендарным. И несмотря на это, уже в середине 1990-х годов, после установки в водах Дымского озера поклонного креста напротив того места, где, по преданию, молился преподобный, память о подвижнике былых времен стала возрождаться в сердцах окрестных жителей, а тропа к водам святого озера ширилась день ото дня.

«Всего себя Богу посвятив»

Исторический Антоний родился в 1206 году в Великом Новгороде. Единственное, что известно о родителях Антония (мирское имя преподобного, надо полагать, не сохранилось) из Жития, – это то, что они были благочестивыми христианами и сына воспитывали «в добре наказании», то есть буквально так, как посоветует это делать Сильвестр, автор знаменитого «Домостроя». Юность Антоний проводил в Новгороде, усердно посещая храмы и удаляясь от шумных компаний своих ровесников. Во время богослужения молодой прихожанин становился в сторонке в одном из приделов, избегая бесед даже с благочестивыми молитвенниками: разговор с Богом не требовал свидетелей, а в душе юноши не находилось места для повседневной шелухи.

В этой внутренней юношеской сосредоточенности на молитве, в этой самодостаточности, не испытывающей неловкости от своей уединенности, предугадывается та легкость, с которой Антоний позднее решался оставить теплое место в стенах обители пострига, если того требовали от него обстоятельства. Здесь же, пожалуй, и ключ к объяснению природы конфликта, возникшего позднее между Антонием и братией родного монастыря: внутренняя свобода и эмоциональная обособленность инока вызывали неприязненные чувства и настраивали меньшую братию против него.

Однажды, услышав во время богослужения слова Евангелия о необходимости взять крест и следовать за Христом, Антоний покидает мир и становится монахом в Хутынском монастыре, принимая постриг от рук прославленного игумена и основателя этой обители Варлаама. Житие не называет возраст Антония в тот момент, однако, поскольку агиограф не указывает на какие-то препятствия, которые могли бы отсрочить расставание с миром, и одновременно не заостряет внимание на молодости подвижника, можно предположить, что Антонию было около 20 лет, то есть это произошло приблизительно в 1226 году .

Под бдительным покровительством преподобного Варлаама прошло около десяти лет монашеской жизни Антония. В эти годы рос, мужал и креп духовный разум молодого монаха: «Оттоле Антоний всего себе предаде Богови, во всем повинуяся наставнику своему Варлааму, и мний творяшеся паче всех в обители той». Все это время, говорит Житие, преподобный «со тщанием и смирением в простоте сердца» проходил монастырские службы, не оставляя келейного и соборного молитвенного правила.

Царьград

Десять лет Антония в Хутынском монастыре окончились… делегацией преподобного в Царьград

Десять лет Антония в Хутынском монастыре окончились делегацией преподобного в 1238 году в Царьград «вин ради церковных». Эта почетная командировка инока была, с одной стороны, знаком высокой оценки священноначалием (в первую очередь Варлаамом) его монашеской добродетели, ума, дипломатических способностей, с другой – тяжелым испытанием, сопряженным с множеством опасностей и лишений. Провожая любимого ученика в дорогу, Варлаам укрепляет его дух, обещая молитвенно поддерживать того во все продолжение его пути. Игумен не скрывает, что путешествие будет долгим и изнурительным: «Бог да устроит путь твой, аще и труден и прискорбен тебе возменися путь сей, но се веждь, яко узкими и прискорбными враты подобает нам в Царствие Божие входити». Сам Антоний укрепляет себя упованием на , который силен защитить его от «мужей кровей», обыкновенно нападающих на купеческие и паломнические караваны, шествующие по пути «из варяг в греки»: «Преподобный Антоний вся сия слагая в сердцы своем, к приятию новаго подвига удобь послушен являшеся, врачество противу всякаго смущения имея себе в словесех Христа Спасителя в Евангелии глаголюща: “Не убойтеся от убивающих тело и потом не могущших лише что сотворити”».

Вдали от родной обители Антоний проводит около пяти лет, возвращаясь обратно лишь в 1243 году. В Константинополе Антоний сподобляется аудиенции патриарха и получает наставления о том, как «во многомятежном мире сем подобает управляти корабль временнаго жития» и во всех злоключениях «с кротостью и смирением благодушествовать». Преподобный, пожалуй, и представить себе не мог, сколь скоро станут актуальны для него духовные заветы патриарха.

«Предал в руки его монастырь»

6 ноября, в тот час, когда умирающий игумен Варлаам собрал вокруг себя учеников, чтобы объявить им свою волю о преемнике, которому надлежит взять в руки игуменский жезл после его кончины, Антоний проходил последние версты своего многодневного пути. Град, снег, голоть и дух бурен встречали возмужавшего в путных шествиях инока в предместьях родного Новгорода. Как это было не похоже на то, что он видел последние пять лет под жарким небом Византии! Не один седой волос серебрился лунным блистанием в его волосах и окладистой бороде. С тех пор как он, благословленный рукой Хутынского старца, отправился в полуденную сторону, не раз доводилось глядеть ему в глаза смерти, в глаза не знающих угрызений совести и мук раскаяния душегубцев…

Воля Варлаама была высказана ясно: игуменом должен быть Антоний, и он вот-вот постучит в ворота монастыря

Воля Варлаама была высказана в предельно ясной, даже ультимативной форме: игуменом должен быть Антоний, который в эти секунды, как открыл Варлаам изумленным слушателям, уже, возможно, и не чаявшим встречи с оставившим обитель много лет назад монахом, входит в Святые врата Преображенской обители. По тому, что продолжение этой истории было отнюдь не благодушным и решение Варлаама на деле посеяло раздор среди братии, можно судить, сколь неприятным сюрпризом стало для некоторых из них известие игумена о скорой встрече со сброшенным было со счетов в борьбе за власть над домом Всемилостивого Спаса Антонием. Гробовая тишина повисла в келье умирающего старца, однако она отозвалась в сердцах присутствующих еще более оглушительным звоном, когда за дверью раздался едва ли не забытый голос Антония: «Молитвами святых отец наших…» «Аминь», – ответствовал Варлаам, и порог переступил, отряхивая с мантии морозную пыль, 37-летний священноинок. Варлаам в присутствии Антония повторил свою последнюю волю, аргументируя свой выбор тем, что Антоний является его «сверстником», и это несмотря на то, что, по самым скромным расчетам, тот был лет на сорок моложе своего духовного отца и наставника!

Даже если Варлаам употребляет слово «сверстник» в значении «единонравный», «близкий по духу», явное несоответствие контекста прямому значению слова делает высказывание игумена парадоксальным: Антоний, утверждает Варлаам, будучи моложе меня несколькими десятилетиями, достиг равной со мной духовной рассудительности.

В основании конфликта между Антонием и насельниками Хутынской обители, который разовьется в полной мере чуть позднее, лежит, по всей видимости, обыкновенная человеческая неприязнь к обласканному настоятелем любимцу: монах, пять лет находившийся, пускай и подчиняясь воле настоятеля, вдали от обители, не знающий ее текущих невзгод и недостатков, не должен занять место игумена…

По всей вероятности, многим это решение Варлаама показалось несправедливым, однако спорить с настоятелем напрямую при жизни не решился никто. Более того, Варлаам предугадывает и сомнения, которые должны были возникнуть у самого Антония, и к нему обращается в присутствии собора монастырских старцев со следующей загадочной фразой: «Преда в руце его монастырь, рек так: “Ваш преже был помысл о сем святем месте ”».

Луч света на загадочные слова Варлаама проливает надпись на раке одного из ближайших его учеников и спостников – преподобного Ксенофонта Робейского, согласно которой сам Ксенофонт и его друг Антоний Дымский, подвизаясь в Лисицком монастыре, однажды увидели на месте, прозванном Хутынь, столбы света и «дым мрачный». Иноки, говорит надпись, вместе со своим духовным отцом Варлаамом отправились в сторону дремучего бора, где свет столь явно боролся со тьмой, словно желая принять непосредственное участие в этом метафизическом противостоянии добра злу, и там Ксенофонт с Варлаамом стали полагать труды на основание нового монастыря. То, что Антоний по хронологии его Жития не мог участвовать в основании Хутынского монастыря (преподобный родился 15 лет спустя), ясно, однако вопрос в том, каким образом могла возникнуть эта легенда, отразившаяся сразу в двух житиях. Был ли Ксенофонт другом Антония и делился ли с ним своими воспоминаниями о тех знамениях, которые предварили основание Хутынского монастыря? Так или иначе, но Варлаам был убежден в том, что Антоний соединен с Хутынской обителью какой-то промыслительной связью и более других достоин принять заботы о ее благополучии.

Дымский аскет

Игуменство Антония в Хутынском монастыре вследствие возникших внутри обители нестроений продлилось менее года, в течение которого настоятель успел, однако, довершить строительство Преображенского собора в камне, поскольку дело, начатое Варлаамом, было оборвано его смертью посредине пути: собор был построен «до вышняго прага», то есть лишь до верха дверного проема. Достроив каменный собор до конца, Антоний счел за благо удалиться. И тут как нельзя лучше пригодились ему наставления патриарха о сохранении судна, колеблемого бесовскими кознями, на плаву, да и аксиома преподобнической святости – отнюдь не каждый игумен изведал тяготы дальнего пути, однако каждый проходил на собственном опыте пустынные искушения одинокой молитвы – подсказала траекторию дальнейшего. Душа преподобного жаждала подвига.

Оставив в обители всё – книги, казну, утварь, ризы, которые могли бы пригодиться впоследствии, когда будет построен новый монастырь (подумаешь – наживное!), – Антоний в одиночестве, без спутников и духовных друзей (принцип «пройди по неизведанной дороге сам, и тогда по ней пройдут другие» стал центральным в его биографии) пошел на северо-восток, обогнул древний Тихвин, прошел еще 15 верст и наконец остановился в районе местечка, названного позднее Дыми, у берега Дымского озера, недалеко от устья впадающего в него ручья Черная Дымка. Тогда, в середине XIII века, эта местность была безлюдна, однако на протяжении многих последующих веков Антоньевский погост и его приходская церковь святителя Николая соседствовали с монастырем и его церквями Антония Великого и Рождества Иоанна Предтечи. Впрочем, после одного из разорений обители обе церкви были объединены: Антоньевский престол разместился на первом этаже, Никольский поместился выше – на втором. В одном из чудес Жития Антония описывается явление во сне тихвинскому купцу иконы Богородицы с предстоящими ей преподобным Антонием и святителем Николаем. Молитвами святых покровителей Дымской обители страждущий исцелился от своего недуга.

На главу Антоний возложил железную шапку, с которой не расставался до конца дней своих

Как складывалась жизнь Антония на берегу Дымского озера? Согласно свидетельству Жития, инок пришел на Дыми еще до того, как ему исполнилось 40 лет. Здесь преподобный ископал пещеру, в которой и жил первое время, подражая, быть может, еще одному прославленному в истории русского монашества Антонию – преподобному основателю Печерского монастыря. Позднее, однако, Антоний вышел из-под земли, построив себе келью «покоя ради телеснаго». Дневные труды по возделыванию нив подвижник чередовал с ночными молитвами, а на главу Антоний возложил железную шапку, с которой не расставался, по видимости, до конца своих дней. Как известно, со своим уставом нельзя приходить лишь в чужой монастырь (и сам Антоний изведал это на собственном горьком опыте, хотя чужим в полном смысле этого слова Хутынский монастырь для него не был), но здесь Антоний строил уже свой монастырь, в котором устав определялся его волей.

Воля эта, однако, оказалась весьма привлекательной для тех монахов, которые приходили к Антонию, как свидетельствует Житие, из других монастырей, несмотря на то, что традиционно монастыри пополнялись преимущественно за счет мирян, которые, услышав о подвиге преподобного, оставляли обыденную жизнь и приходили к подвижнику в поисках духовного руководства. Что же могло привлекать рядовых иноков к старцу, поселившемуся в непроходных лесах Обонежской пятины? Какой именно духовный дефицит удалось восполнить дымскому молитвеннику? Вероятно, Антоний привлекал других иноков своей подчеркнутой аскетичностью.

Преподобный устроил свою обитель вдали от городских центров цивилизации – и это было новаторством для монашества той поры: широко известно, что монастыри домонгольской и ранней монгольской поры были городскими или по крайней мере пригородными. Антоний практиковал ношение вериг, прямую аскезу, был сторонником и, возможно, даже идеологом «жестокого жития». Недаром его называли впоследствии одним из первых русских исихастов. Преподобный не раз удалялся на островок на Дымском озере, где проводил время в богомыслии и молитве. Кроме того, Антоний прославился как ученик преподобного Варлаама, имя которого стало нарицательным уже в годы жизни самого подвижника: из его гнезда вылетели многие духовно одаренные птенцы.

Сквозь лет завесу

Дымская обитель вполне устроилась еще при жизни ее основателя и после его смерти в 1273 году продолжила свое существование в веках русской истории. Этот многовековой путь Антониева монастыря с рачительным старанием отразил в Житии ее основателя агиограф. Так, рождение преподобного происходит в дни княжения в Новгороде Мстислава Удатного, благословенную грамоту на устроение обители вручает Антонию внук Мстислава Александр Невский, с которым преподобный познакомился, вероятно, на похоронах своего учителя Варлаама, а первое обретение его мощей происходит в годы правления Димитрия Донского, именно тогда была и местная канонизация Антония, возможно, создается первое житие. Описывая трагические события Смутного времени, агиограф горько сетует на низложение крамольниками Василия Шуйского, которое и привело к пагубному безвластию и навлекло бесчисленные беды на жителей Московского царства: «Бысть же и второе святая сия обитель в смутное время в России озлобляема… егда по крамолех низложен бысть Василий Иоаннович, шведы же, овладев Новгородом, многие монастыри и церкви разграбиша и опустошиша».

Свидетельства Антониева Жития дополняют исторические документы. Так, писцовая книга Обонежской пятины 1496 года повествует об «Онтоньевском погосте в Дымском великаго князя деревни», в отказной книге 1573 года уже упоминаются крестьяне Дымского монастыря, а писцовая книга подьячего Семена Кузьмина за 1583 год рассказывает о погосте с деревянной церковью преподобного Антония и трапезной церковью Иоанна Предтечи, тринадцати кельях и деревянной ограде, за которой располагались конюшня и коровник.

Обитель пережила разорение в 1408 году, во время похода Едыгея, когда пострадали и многие другие монастыри Московского царства. В те дни, когда преподобный Никон Радонежский вместе с Троицкой братией укрывался в дремучих ярославских лесах, иноки Антониевской обители спасали святыни монастыря в водах Дымского озера, погружая на его дно знаменитую железную шапку, которую когда-то освятил своим подвигом преподобный. Во времена Смуты благоустроенный Дымский монастырь приютил в своих стенах иноков Валаамского монастыря, изгнанных с места своего подвига иноверными интервентами.

В середине XVII века началось каменное строительство церквей монастыря. Трагический в истории русского монашества нового времени 1764 год, когда на месте монастыря была устроена приходская община, ненадолго прервал течение иноческого подвига в стенах древней обители: уже в конце того же столетия монастырь возобновился. На протяжении всего XIX века обитель посещали толпы паломников, в одном 1864 году их было более 25 тысяч…

Могла ли в течение стольких веков обитель, удаленная от больших городов, обитель, связанная с почитанием мифического лица и легендарного персонажа, как это считалось в научной литературе еще совсем недавно, процветать, возобновляться каждый раз после очередного исторического удара и привлекать к себе толпы паломников со всей Руси? Кажется, ответ очевиден.

Образ преподобного Антония явственно рисуется в дымчатом небосводе над контурами монастырских зданий, ведь именно его отеческое предстательство сделало возможным это многовековое молитвенное стояние его монастыря. Так дым, окутавший «Онтониев погост» и храмовые здания древнего монастыря, понемногу рассеивается, и истина предстает перед читателями древнего Жития в своей святой простоте.

Преподобный и богоносный отец наш Антоний Дымский родился в 1206 году в Великом Новгороде при князе Мстиславе Мстиславовиче Удатном и во дни правления великого князя владимирского Всеволода (во святом крещении Дмитрия) Юрьевича Большое Гнездо. Родители, имена которых, к сожалению, остались неизвестными, как гласит предание, с младенчества прилежно воспитывали Антония в христианском благочестии и поэтому неудивительно, что он рано почувствовал влечение к иноческой жизни. Посещая церковь отрок становился в отдалении от людей, чтобы во время пения и молитв не вступать ни с кем в беседы о вещах земных и тленных.

Однажды, когда в храме читали Святое Евангелие, в его душу глубоко проникли слова Спасителя: "Аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет" (Мф. 16,24). Так явился на нем Промысел Божий приводящий избранных на путь им предназначенный. Размышляя об услышанном в Евангелии, он решил покинуть родительский дом и путем иноческих подвигов приобретать спасение души.

В 1225 году Антоний пришел в обитель Всемилостивого Спаса на Хутыни, недалеко от Новгорода, во время игуменства преподобного Варлаама, прося облечь его в ангельский образ. Было ему тогда от роду девятнадцать лет. Не сразу настоятель исполнил просьбу юного послушника. Прошло два года, прежде чем Варлаам видя настойчивое и искреннее желание своего ученика постриг его в 1227 году. С этого времени преподобный Антоний, являя совершенное послушание наставнику своему, всего себя предал Господу и старался казаться меньшим среди живущих в монастыре; тщательно и смиренно проходил порученные ему послушания, не упуская ни правила своего, ни служб церковных. Первым приходил в храм и последним покидал его, ежедневно преуспевая в иноческих подвигах.

В 1238 году случилось монастырю надобность по церковным делам отправить кого-либо из братии в Константинополь к Вселенскому Патриарху Афанасию. Смиренный Антоний, как преуспевающий более всех в духовных делах и добродетелях был избран братиею для совершение этого нового подвига.. Посылая его в дальний путь игумен говорил любимому ученику: "Иди, чадо, с миром. Господь да устроит твой путь. Если он покажется тебе трудным и прискорбным, помни, что вратами тесноты и скорби нам предстоит войти в Царствие Божие".

Получив благословение, Антоний отправился в Византию, ведомый словами самого Христа: "Не убойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишнее что сотворити" (Лк. 12, 4), не переставая в своём земном странствии питать душу памятованием пути, ведущим его в Небесную Отчизну.

Неизвестно, какие именно нужды были причиной его посольства; однако по прибытии в Царьград, он был с честью принят патриархом. Исполнив монастырское послушание, Антоний пробыл ещё некоторое время в Константинополе, внимая мудрым наставлениям святителя, как в этом отнюдь не безмятежном мире следует управлять кораблем временной жизни и вернулся в Хутынскую обитель, принеся с собой церковные вещи, которые передал патриарх как благословение игумену и для украшения монастыря.


После пятилетнего отсутствия Промыслу Божию было угодно устроить его возвращение в монастырь в скорбный для него час преставления его основателя. Перед смертью Варлаам созвал плачущую братию. Утешая учеников, он заповедал им не ослабевать в посте и молитвах и жить каждый день как последний. Прощаясь, сообщил, что наставником вместо себя, экономом их душ и телес, оставляет сверстника своего, что означает равного ему в духовных дарованиях, Антония, который был водим по жизни его молитвою.


Преподобный Варлаам, как повествует нам составитель его жития, возложив на себя крестное знамение, на память Павла исповедника, Патриарха Константинопольского, предал всечестную душу свою в руце всех Бога 6/19 ноября 1243 года.


Погребал Антоний своего учителя вместе с архиепископом Великого Новгорода и множеством прибывших на похороны иереев, игуменов и черноризцев. Присутствовал на прощании с игуменом Варлаамом и князь Александр Ярославович Невский, почитатель преподобного, ибо знаменит и уважаем был отче Варлаам своим истинным служением и дивным житием.

После кончины учителя в том же 1243 году Антоний принял монастырское строение и братию будучи в управлении верным блюстителем устава обители, оставленного Варлаамом, и исполняя его наказ достроил каменную церковь Преображения, начатую преподобным, и благолепно её украсил и расписал Однако меньше года Хутынскому монастырю суждено было украшаться и процветать заботами Антония. Смиренный ученик преподобного Варлаама предпочёл безвестное подвижничество в лесной глуши многосложным и почётным заботам в сане настоятеля.

Стоя на молитве он долго, со слезами, просил Господа и Его Пречистую Матерь указать ему место упокоения его старости. В одном из списков его жития говориться, что он покинул Хутынь из-за многолюдства, а также мы узнаём о крамолах и прекословии братии по отношению к новому игумену. После тайного оставления монастыря, Хутынской обителью стал управлять преподобный Ксенофонт Робейский, впоследствии основатель одноименной обители.

Немалое пространство преодолел Антоний по лесам и дебрям, пока, наконец, достигнул места, где сегодня стоит Антониево-Дымский монастырь и где теперь почивают его святые мощи. Внизу, у подножия холма, обнимая его, дышало свежестью небольшое озеро. Над его поверхностью, отражавшей небо и окрестный лес поднимался, как дым, легкий белый туман отчего и названо оно было Дымским. Полная первозданной тишины пустыня источала глубокое безмолвие и как нельзя лучше подходила для монашеской жизни.

Случилось это за сто сорок лет до явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, которая в 1383 году во дни правления московского князя Дмитрия Ивановича, при митрополите Пимене и при Алексии, архиепископе Великого Новгорода и Пскова, светозарно шествовала по воздуху в этих местах, неведомо носимая ангелами. Она семь раз являлась тогда перед очевидцами. Вначале её видели рыбаки над водами Ладожского озера. Она летала "по воздуху аки второе солнце идущи чрез великое езеро Нево, неизреченною скоростию паче орлова летания".

Затем, когда чудотворная икона Пресвятой Богородицы перешла через Ладожское озеро, она явилась близ реки Свирь в погосте Смолково на реке Ояти. Потом она явилась на той же Ояти в неком местечке, которое именовалось Вымоченицы. После этого икону видели на реке Паше на Куковой горе, где она стояла всего один час. Затем икона явилась на горе в местечке Кошеле, пока не достигла реки Тихвинки, где останавливалась в двух местах. Впоследствии на левом низменном и болотном её берегу был поставлен храм Успения Пресвятой Богородицы. И никто не мог к ней прикоснуться во время ее дивного хождения по воздуху, но многие получали от ее созерцания чудесные исцеления от своих болезней. А так как мощи преподобного Антония Дымского впоследствии были обретены непосредственно пред явлением чудотворной иконы многие именуют его предтечей явления Тихвинской иконы Божьей Матери.

Найдя обретенное место у Дымского озера очень удобным для монашеского поселения Антоний воздел руки свои к небу и долго молился со слезами, благодаря Бога и призывая на избранное место благословение Творца. Затем встав от молитвы он поставил небольшой шалаш, который был огражден со всех сторон высокой травой и кустарником. А спустя некоторое время выкопал себе пещеру на зимний период и построил келью. Было ему тогда тридцать семь лет и вторую половину жизни он провел уже в пустыне Дымской.

Трудясь днем, а в ночи стоя на молитве, Антоний избегал телесного покоя. Для еще большего измождения своей плоти он постоянно носил на теле тяжелые вериги, а голову покрывал железной шляпой с широкими полями весом около шести килограммов. Причем поля этой шляпы были прибиты к тулье гвоздями так, что врезались в голову и с течением времени от постоянного ношения образовывали незаживающие язвы. А тяжесть шляпы усиливала боль, напоминая Антонию муку тернового венца Спасителя. Существуют свидетельства, что шляпа эта лежала на тумбе у раки преподобного вплоть до конца XIX века.

Но даже дремучие дымские леса не могли надолго скрыть богоугодного жития преподобного от искренних последователей избранного жизненного пути. По мере того, как распространялся слух о подвижничестве одного из первых северных отшельников вокруг него стала собираться братия. Приходили к нему и монашествующие из других монастырей. Так с течением времени глухая и безлюдная пустыня стала заселяться. И тогда будущие насельники, посовещавшись между собой, с общего согласия, обратились к возвратившемуся в 1250 году из орды новгородскому князю Александру Ярославовичу Невскому с просьбой дать жалованную грамоту на земли вокруг Дымского озера для создания на них монастыря.

По словам одного из авторов жития благоверного князя, псковского пресвитера Василия, Александр Ярославич почитал священство и монашествующих, поэтому и повелел дать жалованную грамоту на земли для монастыря.. А бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с пределом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих. Когда же церковь эта пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с пределами: преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а за полтора километра от обители возникло монастырское кладбище.

После многолетних трудов, во многом скрытых от нас за давностью лет, отдав ровно тридцать лет на построение своей обители и предвидя духом день своего отшествия ко Господу, Антоний собрал иноков чтобы проститься с ними. Затем, приобщившись перед разлучением души от тела Святых Христовых Тайн 24 июня (7 июля по н. с.) 1273 года с молитвой на устах предал свою душу ко Господу. Трудолюбивое тело его было положено на левой стороне в построенной им церкви преподобного Антония Великого. Всего же основатель и строитель Дымской обители прожил в многомятежном мире шестьдесят семь лет.


Какие бы ветры времени не проносились над обителью, Антоний Дымский Чудотворец никогда не покидал своего монастыря. Почти сто лет спустя, в 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского его мощи были впервые обретены нетленными.