Архитектурный стиль кельнского собора. Кёльнский собор - вечное строительство во имя жизни

Кельнский собор можно считать одной из самых ярких жемчужин немецкой архитектуры, описанный в ЮНЕСКО как "исключительная работа творчества человеческого гения". Собор Святых Петра и Марии, напоминающий в плане латинский крест, на сегодняшний день является одним из крупнейших католических соборов на территории Европы и самым значительным храмом Германии. Устремленный ввысь собор, возвышающийся над историческим центром Кельна, сочетает в себе несколько противоречивых свой – он является одновременно монументальным и ажурным, величественным и изящным. Грандиозные размеры храма поражают и сегодня – собор простирает на 144 метра в длину, его ширина составляет 83 метра, а купола собора, возвышающегося над площадью на высоту в 60 метров, видно со всего центра старинного немецкого города. А остроконечные шпили двух расположенных по бокам собора по своей высоте сопоставимы лишь с современными небоскребами – они устремляются в небо на высоту 157 метров.

Первый камень в основание собора был заложен 15 августа 1248 года. Но лишь спустя 632 года и 2 месяца, 15 октября 1880 года, состоялось его торжественное открытие. Однако ещё и сегодня собор не покидают строительные леса. Его возведение всё продолжается и продолжается. И если верить легенде, так будет вечно.

По преданию, архитектор Герхард очень переживал, что не сможет выполнить столь грандиозную задачу - построить самый большой готический собор в мире. И все чертежи, которые он делал, ему не нравились. И тогда явился дьявол и предложил обмен: архитектор получает чертежи, но взамен отдаёт душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Герхард был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала его жена и решила уберечь мужа и заполучить чертежи. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился и передал заветные чертежи. Но обман сразу же вскрылся, потому что была глубокая ночь и все петухи ещё спали. И тогда дьявол заявил: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». И с тех пор собор не перестают строить и достраивать, ведь если закончится строительство, то может наступить обещанный дьяволом конец света.

Интересным фактом является также то, что во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь город, не пострадал только Кельнский собор. По негласному сговору летчиков, собор берегли как географический ориентир.

И сегодня самый известный памятник архитектуры Германии возвышается в центре Кельна на вершине Соборного холма. Это третий храм, построенный на этом месте. Первый был основан в 313 г. н.э., когда римский император Константин ввел христианство в Европе. Второй - "Старый собор" - был возведен в 818 году и сгорел дотла в 1248 году. В этот же год началось строительство нынешнего готического шедевра, которое длилось вплоть до 1880 года. Примечательно, что каждый последующий строитель этого многовекового проекта подтвердил правильность первоначальных чертежей.

Кельнский собор основан как саркофаг трех святых волхвов, останки которых кельнский архиепископ привез из миланского монастыря в 1164 году. Высокий статус, которого Кельн достиг в христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться в кафедральном соборе, которой бы затмил собою все остальные храмы.

Первый камень Собора Святых Петра и Марии был заложен в 1248 году кельнским архиепископом Конрадом фон Хохштаден, и с этого момента начинаются длинная история строительства храма – во время его постройки поколения сменялись следующими поколениями, а собор строился в течение долгих столетий. Хотя хор Кельнского собора, который сам по себе является произведением искусства, был освещен еще в 1322 году, строительные работы еще не были завершены. К этому моменту была возведена часть портала, и часть здания была покрыта крышей, после чего в нем начали проводиться религиозные службы, но с 1450 дальнейшее строительство собора было остановлено, на тот момент высота Южной башни составляла 59 метров. Причин остановки строительства храма было много – к ним относятся многочисленные войны, эпидемии чумы и других смертоносных заболеваний, нехватка денежных средств на строительство. Но самой главной причиной стало изменение мировоззрение – средневековые взгляды уже давно стали прошлым, и цель строительства грандиозного храма стала выглядеть как-то неубедительно.

Собор медленно разрушался, и выглядел настолько запущенным, что наполеоновские войска в 1794 году разместили здесь склады сена для конницы. Но после разгрома Наполеона на Рейне начинает возрождаться из пепла национальная идея. Сразу вспоминают о первоначальном замысле: отстроить самый крупный католический собор. Молодые романтики, окрылённые идеями о свободе и независимости страны, подхваченные волной подъёма национального самосознания, решают создать общество поддержки возведения собора. Заручаются они и поддержкой короля Фридриха Вильгельма IV.

Кстати, общество существует и сегодня, насчитывая более 1000 членов и собирая ежегодно большую часть суммы из 6 млн. евро, необходимой для поддержания собора и содержания 100 рабочих, осуществляющих его реконструкцию. В 1842 году общество приступило к своей работе, и начался сбор средств. Они собирались не только внутри страны. Известно например, что немецкий поэт Генрих Гейне был одним из организаторов сбора средств в Париже. Начинаются работы по завершению строительства собора. Один из камней храма заложил Вильгельм IV 4 сентября 1842 года.

Работы возглавляют известный архитектор Цвирнер (Zwirner), а затем Фойхтель (Voigtel). Согласно преданию, где-то в Дармштадте, на постоялом дворе, была найдена часть средневековых чертежей Кёльнского собора и архитекторы, строго соблюдая их, возвели это удивительное готическое сооружение. Однако, нынешняя Dombaumeisterin собора, профессор, доктор Barbara Schock-Werner, утверждает, что когда наполеоновские войска в спешке покидали Кёльн, они захватили с собой все чертежи и архивы Кёльнского «Дома». Где они находятся сейчас никому неизвестно.

Скорее всего, великие архитекторы Цвирнер и Фойхтель, являясь поклонниками модного тогда стиля «Неоготика», бесспорно имея какую-то подоснову, (что-то было найдено ещё и в Париже) тем не менее, возвели собор, используя собственные представления о готике и совершенно новую, современную технику строительства.

Невольным подтверждением этого является отсутствие над главным входом в собор знаменитой «готической розы». Ведь все предшественники Кёльна - соборы в Шартре, Реймсе, Амьене и Париже её имели. Но, как считали приверженцы неоготики: «роза», зрелищно расширяя композицию, затрудняет создание эффекта общей устремлённости всех элементов фасада вверх, к небу, к создателю. И они упускают её. И вот 15 октября 1880 года император Вильгельм I прибывает в город, и при огромном скоплении народа объявляет о завершении строительства. Две башни собора, высотой 157 метров 31 и 38 см., высоко вознесись над городом, сразу становятся его главным символом и опознавательным знаком.

Но работа над Кельнским собором не прекращается и сегодня. На поддержание и дополнения собора расходуется 10 млн. евро ежегодно. Так в 2007 году собор обрел новые витражи на южных окнах, которые были уничтожены во время Второй мировой войны. Витражи состоят из 11500 одинакового размера кусочков цветного стекла, расположенных случайным образом на компьютере, образуя красочный "ковер".

На сегодняшний день Собор Святых Петра и Марии в Кельне является не только храмом, в котором проводятся религиозные службы, но и одним из самых значимых музеем страны, в котором собрана богатейшая коллекция скульптур, редких картин и всевозможных драгоценностей, а оценить бесценные сокровища храма просто невозможно. Даже предметы интерьера – алтарь, фрески, средневековые скамьи храма и украшающие экстерьер храма скульптурные композиции являются памятниками историко-культурного наследия. Среди скульптур наиболее ценными считаются фигуры Иисуса Христа и Девы Марии, а также двенадцати апостолов. Вызывают интерес и витражи Кельнского собора, самыми старыми из которых являются Библейские окна, окна Королей, а также окна Святых волхвов, сохранившиеся в первозданном виде с 1280 года.

Древние капеллы украшают работа «Поклонение волхвов» Стефана Лохнера и редкое средневековое распятие Иисуса Христа, в одной из капелл покоится прах основателя храма Конрада фон Хохштадена.

Среди многочисленных произведений искусства, содержащихся в соборе, ларь с мощами трех волхвов: Гаспера, Мельхиора и Валтасара. Ларец расположен за алтарем в восточной части собора, размерами 1,53 м в высоту, 1,10 м в ширину и 2,20 м в длину, его деревянный корпус обит позолоченными пластинами, инкрустированными 1000 драгоценных камней. Дальше, через проход, находятся ряд небольших богато украшенных часовен. В соборе хранится крест Геро - двухметровое распятие Христа, подаренное архиепископом Геро (969-976 гг.), Миланская мадонна - резное изображение Марии с младенцем Иисусом XIII века и статуя Святого Христофора.

Интерес представляет также старая ризница - часовня Святого причастия, сокровищница собора. Вы можете подняться по лестнице на вершину собора, но имейте в виду - это крутой подъем в 509 ступенек!

А самые ценные реликвии собора хранятся в сокровищнице, поэтому б туристы не смогут их увидеть, - это рака Святого Энгельберта, епископские жезлы и кресты различных исторических эпох, богатые дары, реликварии и другие ценности.

В 1996 году Собор Святых Петра и Марии в Кельне был включен в список памятников историко-культурного наследия ЮНЕСКО, однако уже в 2004 году его признали объектом, находящимся под угрозой исчезновения.

Кельнский собор открыт ежедневно с 06.00 до 21.00 с мая по октябрь и до 19.30 с ноября по апрель, за исключением религиозных служб. Вход бесплатный. Осмотр башни: 2.50 евро. За несколько евро вы можете воспользоваться услугами экскурсовода на английском языке. Часовая экскурсия на английском языке: в будни в 10.30 и в 14.30, в воскресенье в 14.00, стоимость: 4 евро, с осмотром башни: 5 евро.

Как добраться: собор расположен рядом с центральным железнодорожным вокзалом Кельна. Метро, автобус до станции Dom/Hbf.

Кёльнский кафедральный собор — первое, что бросается в глаза при выходе из главного железнодорожного вокзала Кёльна. Стекло вокзальной крыши над головой еще не закончилось, а уже видны острые шпили готического исполина, откровенно рвущие небеса. От собора веет величием и торжественностью, он создан будто не для радости вовсе, а для нервного трепета, пронзающего до кончиков пальцев при каждом осмысленном взгляде на стены Кельнской достопримечательности. Захватывает дух, сбивается дыхание. Сложно сказать, что внутри чувствуешь себя уютней, нежели снаружи; хотя о каком уюте можно просить, находясь внутри одного из величайших творений человеческого гения. А человеческого ли?

Как и всякая подобная величина, Кёльнский собор буквально пропитан легендой. Говорят, что главный архитектор, Герхард фон Риле, создавая чертежи будущего собора, настолько запутался и потерялся в собственных записях и рисунках, что воссоздать единый проект совершенно не представлялось возможным. Отчаявшись в собственном бессилии, он нашел едино верное решение — попросить помощи у самого дьявола. Сатана себя ждать не заставил, и за оказанную услугу затребовал душу архитектора, как плату: в назначенный час, когда пропоет первый петух, сделка должна была быть заключенной — архитектор получит готовые чертежи и взамен отдаст свою душу. Далее разные источники дают разное развитие событий: кто-то говорит, что совершить сделку помешала жена архитектора, подслушавшая разговор, кто-то считает, что сам архитектор обманом нарушил сделку. В любом случае, исход легенды одинаковый — сатана, подаривший чертеж Кёльнского собора и не заполучивший желанной души, в ответ на обман пообещал, что в день, когда работа над собором завершится, в момент когда будет возложен последний камень, наступит Конец света.

Несмотря на внушительное количество архитекторов, причастных к созданию и строительству собора, ни один из них не отошел от первоначальных, средневековых чертежей. Кёльнский собор полностью соответствует оригинальной задумке.

Судить легенду сложно, также как выбирать или отрицать веру в неё — но на сегодняшний день работы в Кёльнском соборе все еще продолжаются; храм будто живой, постоянно меняется, движется и дышит. И посмотрев на него со стороны, не слишком охотно верится, что это дело человеческой мысли и человеческих рук — уж слишком собор таинственный, слишком своенравный и внушающий. Да только кто к нему приложил свою руку, Бог или дьявол, решить нужно самостоятельно, ибо подлинного не известно.

Строительство Кёльнского собора

Святое место

Место, на котором 15 августа 1248 года начнется первый этап строительства Кёльнского собора, изначально можно назвать особенным или как настаивают некоторые исследователи, святым. Этот факт неопровержим и официально задокументирован — на месте нынешнего собора, его церкви — предшественницы возводились с завидной частотой. Поражает то, что первое здание с апсидами, по показанию историков и исследователей, возведенное на месте собора, относится к концу IV — началу V века нашей эры(до наших дней дошли фрагменты кладки помещения для крещения, а также восьмигранная купель). Признан также факт, что еще во времена Римской империи, это место воспринималось как религиозный центр христиан, проживающих в окрестностях. Поиски следов и доказательств древности не прекращаются и сегодня — на территории собора постоянно ведутся археологические исследования и раскопки, к поискам неоднократно привлекаются эзотерики и экстрасенсы. Посмотреть и понаблюдать за процессом можно издалека — туристов не подпускают ни к непосредственно месту проведения раскопок, ни к добытым экспонатом.

Поэтапное строительство.

Началу строительства Кёльнского собора предшествовал далеко не благородный замысел. По одной из версий, архиепископу Кёльна, заложившему первый камень в основание будущего собора, хотелось подчеркнуть статус и богатство одного из самых величественных городов тогдашней Германской империи. В его мечтах, собор обязан был затмить известный Собор Парижской богоматери, и превзойти по своему масштабу и величию любой ранее созданный храм. Другая версия менее амбициозная — в Кёльне хранилась одна из христианских реликвий — останки Святых волхвов или Трех королей. Для святыни, в течении десяти лет создавался саркофаг из золота, серебра и драгоценных камней — Рака трех царей-волхвов, и именно это произведение лотарингского искусства навело на мысль о соборе, вход в который будет открыт всем паломникам мира, желающим своими глазами увидеть реликвию (старый городской собор уже не выдерживал толп верующих, прибывающих в город).

Итак, в 1248 году, был запущен первый этап строительства Кёльнского собора. К 1265 году стены собора были равны высоте сводов, а в 1311 оконные пролеты хора уже украшали семнадцатиметровые витражи. К этому времени уже был возведен алтарь и внутренние хоры, окруженные галереей. Также были установлены два колокола, именуемые «Специоза» и «Претитоза». отлитые в 1448/1449 г. В последующие годы, темп работы над созданием величественного собора заметно убавился, и уже в середине XVI века, работы полностью остановились. Причин такой «заморозки» достаточно много, и выбрать главную не является возможным. Говорят о Реформации, об изменившемся эстетическом восприятии собора, о финансовом кризисе ввиду уменьшения посещающих собор паломников. Как итог, более трехсот лет незавершенный собор являл собой широкое и продолговатое сооружение, высотой не более тринадцати метров, с незаконченной южной башней, с отсутствием западных башен и фасадов. Первый этап строительства завершен.

Официально, Кёльнский Собор — третий по счету храм внушающей величины, возведенный на этом месте, ему предшествовал храм 313 г н.э. и « Старый собор», возведенный в 818 году и сгоревший в 1248 г.

Новая «эпоха» создания Кёльнского собора начинается вместе с реставрационными работами в 1823, хотя официальной датой начала второго этапа строительства принято считать 4 сентября 1842 года — день, когда в южную башню был вмурован камень. Ответственным за строительные работы был назначен Эрнст Фридрих Цвирнер. Официальной датой завершения строительства собора считают 1880 год, хоть завершением это сложно назвать: завершены были башни, высота которых равнялась 157 метрам. Сам Кёльнский собор продолжал «жить» — менялись стекла, украшения, обновлялся интерьер. Постоянно велись работы по реставрации, а в 1906 даже пришлось заменять внезапно рухнувшую декоративную башню. Тем не менее, собор уже соответствовал чертежам и планам 1280 года, а заостренные арки Кёльнского собора тянулись ввысь, символизируя тягу человека к Богу.

Внешний вид Кёльнского собора

Высота Кёльнского собора — 157,38 метра, и все, что видно путешественнику, впервые ставшему лицом к стенам — искусное готическое кружево, изогнутые арки и башни, тянущееся ввысь. Особенность строения Собора Святых Петра и Марии полное отсутствие горизонтальных линий. Также примечательно то, что каждый ярус собора имеет свою форму, особенность и даже стиль исполнения, при этом в контексте единого храма, все смотрится более чем гармонично и впечатляюще. Особо впечатляет туристов тот самый Западный фасад, построенный по старым планам собора.

Каждая сторона фасада имеет свои порталы (украшенные скульптурами входы либо же отдельные здания). У Западного фасада три портала, среди них единственный средневековый, сохранившийся до наших дней, портал Святого Петра, левый портал Трех волхвов и единственный безымянный, главный портал собора. Южный фасад тоже состоит из трех входов: портал святой Урсулы, портал Страстей Христовых и портал святого Гереона.
Южный фасад представляет собой одно из наиболее значительных творений стиля неоготики. С историей создания и непосредственно строительства собора художественно связаны три портала северного рукава — портал Бонифация, портал святого Михаила и портал святого Матерна.

Фотографу-любителю или просто туристу невозможно сфотографировать Кёльнский собор в «полный рост», сколько бы передвижений и поисков «нужной точки» на площади он не совершил.

Следует упомянуть, что из-за временных особенностей строения, камень фасада отличается по оттенку, а иногда можно заметить и отличие в качестве резьбы, скульптур и иного внешнего декора.

Внутренний интерьер Кёльнского собора

От готической сдержанности и налета мрачности, внутри собора не остается и следа. Внутреннее убранство чрезвычайно богато и особую атмосферу создают ломаные лучи солнца, наполняющие собор через стекла цветных витражей. В сумерках же, Кёльнский собор, подсвеченный бутылочно-зеленым светом, обретает совершенно иное очарование — складывается ощущение, что собор парит в воздухе. Не стоит забывать и о древних сокровищах, украшающих Кёльнский собор. К примеру, Главный алтарь, представляющий собой единую мраморную плиту, в центре которой изображена церемония коронации Богородицы, а по бокам, каждый в своей нише, покоятся статуи двенадцати апостолов; который был освящен еще в 1322. Алтарь Трех волхвов, расположен в капелле Богоматери, считается жемчужиной не только Кёльнского собора, но и ярчайший примером кёльнской позднеготической живописной школы. Примечательно, что алтарь, в закрытом и раскрытом виде, демонстрирует разные отрывки и картины библейских сюжетов.

Внизу, под ногами также творится чудо — от напольной мозаики, от трех основных её сюжетов, оторваться действительно сложно. Мозаика была создана в 1887 году и демонстрирует историю епископства, в хоре — христианский картину мира, а под деревянным подиумом, в средокрестии, спрятана картина Вселенной. Внимания заслуживают даже скамьи, созданные в 1308 — 1311 г., предусматривающих места для папы римского и императора.

Во время Второй мировой войны, собор не был уничтожен благодаря негласному сговору летчиков, использующих высокие башни как ориентир. Развалины города укрывали обломки и пепел, и тень нетронутого собора прятала их.

Не смотря на обилие декораций, украшений и откровенных драгоценностей, общую атмосферу и тем более картину интерьера сложно уличить в яркости, выедающей глаза роскоши — внутренне убранство собора по-готически сдержанное, цвет драгоценностей приглушенный, а блеск камней не вызывает раздражения. Собор не наполнен излишеством или крайностями — каждая деталь на своем месте, каждый элемент составляет единую картину неповторимого духа Кёльнского собора.

Христианские святыни и реликвии хранящиеся в Кёльнском соборе

Не поддается сомнению, главная реликвия Кёльнского собора находится чуть позади Главного алтаря -Реликварий трех волхвов, одно из главнейших произведений ювелирного искусства времен Средневековья. Реликварий состоит из двух возлежащих рядом саркофагов и возвышающимся над ними третьим. Достоверные источники, указывающие на автора, создателя святыни, отсутствуют. Известно только, что мощи трех волхвов, хранящиеся в реликварии, были перенесены в собор уже на первом этапе его строительства — 27 сентября 1322 года.

Помимо реликвий волхвов, архиепископом Дассельским, была привезена и другая христианская святыня — резное изображение Мадонны, признающееся благословенным, чудодейственным и исцеляющим. Миланская Мадонна была изменена временем — считается, что оригинальная скульптура сгорела при пожаре, поэтому используя утраченный образец, была создана новая скульптура, сохранившая за собой имя и славу предшественницы. Рождение Миланской Мадонны датируется 1290 годом но в конце XIX века статуя изменилась — Мадонне «вручили» скипетр и корону, что говорит о новом витке в истории изваяния, одного из прекраснейших образцов зрелой готики.

Неоспоримое украшение Кёльнского собора — крест Геро, слухи о котором и мистические намёки, сопутствовали всем историям подаренной реликвии. Особенность этого распятия не столько в монументальных размерах (около двух метров), сколько в необычайном реализме и детализации изображения Христа в момент его смерти.

Помимо скульптур, в Кёльнском соборе, в так называемой «палате святынь» хранится условная коллекция наиболее ценных, дорогих реликвий. К ним относят: посох Святого Петра с набалдашником IV века, дароносица Святого Петра и ларь с мощами Трех волхвов. Многие экспонаты выставлены в витринах с подсветкой: можно увидеть церемониальный крест, эпитафия Якова Кройского. На этом этаже можно познакомится и с редкими, необычайно ценными литературными произведениями, хранящимися в библиотеке собора. Этажом ниже, можно осмотреть древние церковные одежды и найденное, в результате раскопок 1959, содержимое могилы матери и ребенка династии Меровингов.

Захоронения

Кёльнский собор привлекает паломников всего мира не только своими драгоценными реликвиями, но и древними захоронениями архиепископов, большая часть которых была причислена к лику святых. Но не все архиепископы были похоронены в соборе, так же как и не все захоронения были перенесены из старого собора в новый. Примечательно, что многие «могилы» несут в себе не только христианскую ценность, но и ценность художественную.
К примеру, на саркофаге архиепископа Конрада Хохштаденского, умершего в возрасте 63 лет, установлена лежачая бронзовая скульптура молодого архиепископа, своей точностью передачи деталей и мастерством бронзового литья, относящаяся к образцам выдающихся произведений.

Интересна с художественной точки зрения и могильная плита архиепископа Филиппа Гейнсбергского — его лежачая фигура, высеченная из известняка, надежно окружена литьем стен и ворот. Такой памятник объясняют деяния при жизни — архиепископ работал с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены.

Среди иных захоронений вызывает интерес могила графа Готфрида Арнсбергского, уснувшего рыцарем в доспехах и окруженного решеткой, что возвышается над саркофагом. Поговаривают, что эта решетка была создана специально для защиты могилы от родственников, не согласившись с завещанием графа.

Посещение Кёльнского собора

Кёльнский собор находится в 50 м от центрального железнодорожного вокзала и приблизительно в 250 м от берега Рейна. Точный адрес — Domkloster 4, 50667 Köln, Германия. Собор открыт ежедневно, с 6 утра до 9 вечера с мая по октябрь и с 6 утра и до 7.30 вечера с ноября по апрель. Вход в собор бесплатный, как и возможность фотографировать, снимать видео и просто прикасаться к экспонатам и святыням. Заплатить придется только за осмотр башни (2,50 евро) или услуги экскурсовода (4 евро). Цены могут меняться, но любую желаемую информацию можно получить как на официальном сайте, так и по телефону, указанному в разделе контактов.

1. В соборе не продают свечи и брошюры — в свободном доступе они выставлены на специальных подносах. Каждый желающий может зажечь свечу, поставить на отведенное место и помолится.

2. Доступ в сокровищницу, где хранятся самые ценные экспонаты собора, туристам, к сожалению, воспрещен.

3. Собор действующий и до сегодняшнего дня в нём справляют службы. Со «списком» служителей можно ознакомится на официальном сайте.

4. Ежегодно на содержание и нужды собора тратится не менее 10 миллионов евро.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

Кельнский собор недолго был первым в списке самых высоких зданий мира, но сегодня он заслуженно занимает третью позицию среди всех храмов. Не только этим знаменита готическая церковь: в ней собрано огромное количество реликвий, на которые хотят взглянуть представители разных народов, приезжающих в Германию. Интересно все: какая высота у башен, история создания, архитектура, внутреннее убранство.

Кратко о Кельнском соборе

Для тех, кто все еще задается вопросом, где находится собор, стоит отправиться в город Кельн в Германии. Его адрес: Domkloster, 4. Первый камень был заложен еще в 1248 г., но современному исполнению церкви присущ готический стиль.

Ниже приведено краткое описание основных величин, связанных со строительством костела и его содержанием:

  • высота наибольшей башни достигает 157,18 м;
  • длина храма – 144,58 м;
  • ширина храма – 86,25 м;
  • количество колоколов – 11, при этом крупнейший из них «Decke Pitter»;
  • площадь собора составляет около 7914 кв. м;
  • масса камня, использованного при строительстве – около 300 тысяч тонн;
  • ежегодное содержание обходится в 10 миллионов евро.


Для тех, кому интересно, сколько ступеней ведет до шпиля, стоит добавить и эту цифру, ведь, чтобы добраться до колокольни и сделать фото в высоком качестве с вершины церкви, придется преодолеть 509 ступеней. Правда, посещение башен платное, а просто зайти в храм может любой желающий. Часы работы отличаются по сезонам. В летнее время (май-октябрь) Кельнский собор открыт для посетителей в промежутке 6:00-21:00, а зимой (ноябрь-апрель) можно полюбоваться на красоты костела в интервале 6:00-19:30.

Этапы строительства Кельнского храма

Главный храм архиепископства Кельна строился в несколько этапов. Условно выделяют два основных периода. Первый датируется 1248-1437 годами, второй проходил во второй половине 19 века. До 13 века на этой территории было построено немало святилищ, останки которых можно увидеть в нижней части современного собора. На сегодняшний день в ходе раскопок удается обнаружить части пола и стен из разных эпох, но восстановить единую картину прошлых вариаций храмов невозможно.


В начале 13 века решено было возвести в Кельне, одном из богатейших центров того времени, собственный кафедральный собор. Архиепископом Конрадом фон Гохштаденом было положено начало великого строительства, обещающего подарить миру храм, затмевающий уже существующие церкви.

Есть предположение, что появление Кельнского собора связано с тем, что в 1164 году Кельну достались величайшие реликвии – останки Святых волхвов. Для них был создан уникальный саркофаг, и хранить подобное сокровище следовало в соответствующем месте, каким и должен был стать будущий храм.


Возведение церкви началось с восточной части. В качестве основной идеи был избран готический стиль, который был популярен в этот период. Кроме того, обилие витражей и вытянутых арок являлось символичным и обозначало благоговение перед божественными силами.

Архитектором этого удивительного творения был Герхард фон Риле, по его чертежам велись все последующие работы. За первые 70 лет удалось соорудить хоры. Внутри помещение украшалось капителями с ажурными листьями, покрытыми позолотой. Снаружи можно увидеть взмывающие пики, увенчанные с востока крестом из золота. Он украшает собор более 700 лет.


В 14 веке приступили к другой части строительства, так как для этого нужно было снести западную часть каролингского собора. В это время занимались возведением Южной башни, особенности архитектуры которой подчеркнуты утонченностью элементов. К началу 16 века был практически полностью закончен средний неф, оставались лишь незначительные детали в отделке фасада.


В период Средневековья далеко не все идеи были воплощены в жизнь, а за годы существования Кельнский собор постепенно приходил в упадок. В результате в 1842 г. поднялся вопрос о необходимости реставрации храма и завершения необходимых строительных работ, в том числе связанных с его окончательным украшением. 4 сентября благодаря финансированию прусского короля и общественной организации жителей города работы возобновились, а честь положить первый камень выпала Фридриху Вильгельму IV, как главному инициатору.

В ходе строительства использовались первоначальные идеи и уже имеющиеся чертежи. Фасад был украшен скульптурами, появились высокие башни, достигающие 157–метровой высоты. 15 октября 1880 года официально считается днем окончания строительства, тогда был организован масштабный праздник, а люди со всей страны поехали в Кельн, чтобы увидеть это творение собственными глазами.


Несмотря на то, что точно известно, сколько строился храм и когда был построен, работы до сих пор ведутся, чтобы достопримечательность сохранилась на многие годы вперед. Немало ключевых элементов было заменено в 20 веке, реставрация ведется и по сей день, так как загрязнения в городе негативно сказываются на внешнем виде собора.

Ценности, хранящиеся в храме

Кельнский собор – это настоящая сокровищница, в которой хранятся уникальные произведения искусства и символы религиозного культа. Среди самых ценных можно назвать:


Ни одна фотография не способна передать истинных эмоций от изучения всех ценностей, хранящихся в соборе. К тому же картинки, выложенные в витражах, создают особую атмосферу в помещении, а музыка органа будто возносит в облака, настолько она глубока и проникновенна.

Легенды о высоком соборе Кельна

Существует интересная легенда о соборе, которую по-разному пересказывают. Кто-то верит в ее правдивость, кто-то создает вокруг истории облако мистицизма. В момент разработки проекта архитектор Герхард фон Риле постоянно метался, не зная, каким чертежам отдать предпочтение. Мастера настолько тяготил выбор, что он решил обратиться за помощью к Сатане.

Дьявол мгновенно откликнулся на просьбы и предложил сделку: архитектор получит заветные чертежи, которые превратят собор в один из величайших творений человечества, а взамен отдаст свою душу. Решение нужно было принять после крика первых петухов. Герхард дал свое слово подумать, но ради величия склонялся к положительному решению.

Разговор с Сатаной подслушала жена мастера и решила уберечь душу своего супруга. Она спряталась и прокричала подобно петуху. Дьявол дал чертежи, и лишь позже понял, что сделка не состоялась. Обработанная версия истории была изложена Кусковым Платоном Александровичем в стихотворении «Кельнский собор».

Нередко можно услышать продолжение легенды, в котором говорится о том, что Сатана был настолько разъярен, что проклял храм. Он сказал, что с последним камнем собора наступит всемирный апокалипсис. По некоторым версиям разрушение грозило лишь Кельну, но, возможно, неслучайно великий немецкий храм постоянно достраивают и расширяют.

Интересные факты нередко преподносят в виде необычных историй для туристов. Так, гиды из Кельна любят рассказывать о временах войны, которые храм пережил без малейших повреждений. Город во Вторую мировую войну подвергся сильнейшим бомбардировкам, в результате которых все сооружения были полностью разрушены, и только церковь осталась нетронутой. Считается, что причиной тому было то, что летчики избрали высокое здание в качестве географического ориентира.

Когда римляне в начале I века основали еще одну колонию, вряд ли они подозревали, что спустя всего два столетия этот город станет крупнейшим экономическим, культурным и религиозным центром Германии. А еще несколько столетий позже здесь построят самый грандиозный собор мира (самый высокий до конца XIX века), описанный в ЮНЕСКО как "исключительная работа творчества человеческого гения".

Мифы и факты

Впервые увидев Кельнский собор, действительно захватывает дух! Сразу и навсегда впечатляет колоссальный размер сооружения – 157 метров в высоту. Это почти в два раза (!) выше – самого высокого здания того времени на территории нынешнего СНГ. Два шпиля пронзают небо на верхушке десятиэтажного здания, горящего зелеными огнями от заката до рассвета, доминируя над силуэтом древнего города. Трудно поверить, что этот величественный собор, ставший известным символом Кельна, был задуман в средневековье. Фотографии не могут представить всю грандиозность сооружения.

Древняя легенда рассказывает, что архитектор Кельнского собора Герхард, который был не в силах выполнить чертежи будущего собора, пригласил на помощь дьявола. Тот сразу предложил свои услуги в обмен на душу архитектора. Уговор должен был свершиться на заре после первых криков петухов. Но жена архитектора подслушала беседу и решила спасти мужа. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи и забрал ее душу. Обман вскрылся, но было уже поздно. Тогда дьявол сказал, что город Кельн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться Кельнский собор. С тех пор и по сей день собор не перестают строить и достраивать.

Интересным фактом является также то, что во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь город, не пострадал только Кельнский собор. По негласному сговору летчиков, собор берегли как географический ориентир.

И сегодня самый известный памятник возвышается в центре Кельна на вершине Соборного холма. Это третий храм, построенный на этом месте. Первый был основан в 313 г. н.э., когда римский император Константин ввел христианство в Европе. Второй - " " - был возведен в 818 году и сгорел дотла в 1248 году. В этот же год началось строительство нынешнего готического шедевра, которое длилось вплоть до 1880 года. Примечательно, что каждый последующий строитель этого многовекового проекта подтвердил правильность первоначальных чертежей.

Кельнский собор основан как саркофаг трех святых волхвов, останки которых кельнский архиепископ привез из миланского монастыря в 1164 году. Высокий статус, которого Кельн достиг в христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться в кафедральном соборе, которой бы затмил собою все остальные храмы.

Спустя столетие началось великое строительство, но было остановлено в 1560 году. Недостроенный храм использовался для церковных целей в течение следующих 300 лет до начала XIX века, когда строительство возобновилось. На возведение Кельнского собора было потрачено в общей сложности более 1 млрд. евро в переводе на современные деньги. Завершение грандиознейшего собора Германии отмечалось как национальное событие в 1880 году, спустя 632 года после начала строительства. На праздновании присутствовал император Вильгельм I.

Но работа над этим сооружением не прекращается и сегодня. На поддержание и дополнения собора расходуется 10 млн. евро. ежегодно. Так в 2007 году собор обрел новые витражи на южных окнах, которые были уничтожены во время Второй мировой войны. Витражи состоят из 11500 одинакового размера кусочков цветного стекла, расположенных случайным образом на компьютере, образуя красочный "ковер".

Что посмотреть

Кельнский собор содержит многочисленные произведения искусства, в том числе ларь с мощами трех волхвов: Гаспера, Мельхиора и Валтасара. Ларец расположен за алтарем в восточной части собора, размерами 1,53 м в высоту, 1,10 м в ширину и 2,20 м в длину, его деревянный корпус обит позолоченными пластинами, инкрустированными 1000 драгоценных камней.

Дальше, через проход, находятся ряд небольших богато украшенных часовен. В соборе хранится крест Геро - двухметровое распятие Христа, подаренное архиепископом Геро (969-976 гг.), Миланская мадонна - резное изображение Марии с младенцем Иисусом XIII века и статуя Святого Христофора.

Интерес представляет также старая ризница - часовня Святого причастия, сокровищница собора. Вы можете подняться по лестнице на вершину собора, но имейте в виду - это крутой подъем в 509 ступенек!

Кельнский кафедральный собор

Главная достопримечательность города – всемирно известный Кельнский собор, крупнейший готический храм в Северной Европе, шедевра континентального возвышенного готического стиля.

Современным посетитель кельнского кафедрального собора не заметит никаких признаков длительной истории его создания, хотя собор был завершен только в 1880 году, спустя более 600 лет с момента начала строительства. Изумительная гармония и единство собора таковы, что практически невозможно отличить его средневековые части от более поздних элементов. Этот собор стал высшей точкой развития готического стиля в архитектуре, который был доминирующим в Европе в эпоху позднего Средневековья.

Кельнский кафедральный собор не только главная достопримечательность, но и неофициальный символ города. В момент своего завершеним. в 1880 году, собор являлся самым высоким зданием в мире, хотя и уступил в 1884 году первенство монументу Вашингтона в США.

Кельнский кафедральный собор занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и входит в число памятников всемирного культурного наследия .

История

Кельн стал одним из центров европейского христианства задолго до того, как началось сооружение собора на месте более ранней базилики, уничтоженной пожаром во время реставрационных работ в 1248 году. Первая городская христианская община собиралась для молитв в расположенном рядом с этим местом доме начиная со II века. После того, как император Карл І Великий сделал в конце VIII века Кельн местопребыванием архиепископского престола, власть над городом перешла в руки церкви.

Город процветал благодаря торговле и промышленности, однако зажиточные купцы постоянно пытались бороться против политической власти архиепископа, и в 1288 году им удалось одержать верх. После этого Кельн стал вольным городом – этот статус быт официально закреплен за ним в 1475 году.

В 1164 году Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха I Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. Так император отблагодарил владыку за боевую помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней – рака Трёх королей, одна из самых драгоценных святынь христианства.

Народ потянулся отовсюду, чтобы увидеть эти реликвии, и город стал одним из главных европейских центров паломничества.

В то время кафедральным собором Кельна была внушительная церковь в романском стиле, построенная в IX веке. Хотя ее и называли «матерью и госпожой всех германских церквей», она все же была слишком маленькой, чтобы вместить толпы паломников. Капитул церкви вначале хотел просто расширить существующее здание, однако после пожара 1248 года, от которого церковь серьезно пострадала, было решено построить новый собор.

Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор – и его масштабы должны были затмить все остальные храмы. Образцом для него стали французские готические соборы – в Шартре, Реймсе и особенно в Амьене.

В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Первый строитель кельнского собора, мастер по имени Герхард, по всей видимости, собственными глазами видел собор в Амьене и заимствовал некоторые художественные элементы его оформления

Начатая Герхардом и продолженная его преемниками работа продолжалась 74 года, и в 1322 году был освящен верхний алтарь. Однако собор был еще далек от своего завершения. Хоры и расписанные окна были на месте, однако главный неф с его четырьмя боковыми приделами и южная башня собора были достроены лишь около 1560 года.

В 1560 году все работы в кафедральном соборе прекратились. Никто не может точно сказать, почему это произошло, и на протяжении почти трех столетий собор оставался недостроенным, хотя и пригодным для богослужений.

Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремленные ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства. Кёльнский собор стоял незаконченным каркасом, требующим едва ли не ремонта. Между хором, завершенным стеной в 1300 году, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров. Башни не были завершены. Только лишь 59-метровая южная башня упиралась в небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями. Работы на южной башне были прекращены уже в 1450 году, а потом и вся строительная деятельность была полностью оставлена.

Когда в 1794 году Кельн захватила армия Наполеона, архиепископ бежал в Аахен, а брошенный собор оказался заброшен и стал использоваться как зернохранилище.

В 1815 году город вошел в состав Пруссии. Благодаря развитию индустриального производства Кельн процветал, и заброшенный собор привлек внимание ведущего прусского архитектора Карла Фридриха Шинкеля, который в 1833 году назначил своего ученика Эрнста Фридриха Цвирнера на пост архитектора кафедрального собора.

Строительство собора возобновилось в 1840 году и финансировалось прусским королем Фридрихом Вильгельмом IV совместно с основанным жителями Кельна обществом по строительству собора.

В 1862 году уже были установлены стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество в связи с завершением постройки. Собор был завершен в 1880 году, спустя 632 года после того, как в его основание был заложен первый камень.

Однако и после этого торжества строительство продолжалось: застекляли окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а поврежденные места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок.

Собор сильно пострадал в годы Второй мировой войны, во время налетов в него не менее 14 раз попадали бомбы. 12 из 22 высоких сводов нуждались в восстановлении. Хоры были отреставрированы к 1948 году, а полностью восстановительные работы завершились лишь 8 лет спустя. В настоящее время наибольшую опасность для собора представляют кислотные дожди, которые разъедают поверхность камня. Сейчас разрабатывается проект по восстановлению или замене поврежденных камней.

Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не завершена и сегодня.

Кельнский собор кажется устремленным и небо за счет тонких вертикальных контрфорсов и заостренных арок, в которых невозможно выделить глазом хотя бы одну четкую горизонтальную линию. Подчеркивание вертикали было характерной особенностью готического стиля, который появился во Франции приблизительно за сто лет до начала строительства кельнского собора и доминировал в европейской архитектуре с XII по XV век.

На земле кельнский кафедральный собор следовал очертаниям своего предшественника – собора в романском стиле с главным нефом и четырьмя боковыми приделами, но значительно отличался от него во всех остальных отношениях. Революционным решением была замена старых закругленных арок на угловатые с заостренными концами.

Поднятый над нефом на высоту 44 м потолок покрыт узором тонких сводчатых ребер, на которые распределяется вес кровли. Строители, завершавшие собор в XIX веке, сохранили эту деталь оригинальной конструкции, хотя сама крыша XIX века была сделана из стали.

Французские архитекторы разработали способ распределения веса всего сооружения и его крыши на относительно небольшое число точек на внешних стенах. В этих точках вес переносился на арочные контрфорсы – аркбутаны, расположенные с внешней стороны строения и направлявшие действующую на них силу книзу, а не наружу. Сами контрфорсы венчались тяжелыми шпилями, украшенными статуями и геометрическими резными узорами.

В готической архитектуре стены стали пространством, на котором располагались каменные скульптуры ангелов, святых и других религиозных персонажей или наносились богатые узоры в виде арок, окружностей, колонн или ниш. Арка нал главным входом кафедрального собора на западном фасаде и ажурные каменные узоры его шпилей – яркие отличительные детали готического стиля.

Пространства между контрфорсами заполнены приблизительно 1350 кв. м стеклянных витражей, составляющими внутреннее убранство собора. Это самый большой из сохранившихся циклов витражных окон XIV века в Европе. Стеклянные витражи на западном конце собора были установлены к моменту его освящения в 1322 году, в них был применен еще один ключевой для готического стиля прием – ажурная каменная вязь или каменные переборки и так называемые средники, с помощью которых делились на части огромные пространства стекол.

Реликвии

Старая ризница, сегодняшняя часовня Святого причастия, была освящена в 1277 г. Альбертом Магнусом. Она находилась в северной части собора и была дополнена ещё одним помещением, в котором в XIII веке хранились сокровища собора. Для того, чтобы поднять эти помещения, расположенные во рву за пределами городской стены римского времени, до уровня пола собора, было сооружено основание, стены которого состояли отчасти из фундамента собора и отчасти из шести остатков римской оборонительной стены. На высоте 10 м оно было перекрыто крестовым сводом из шести пролётов, сгруппированных вокруг двух колонн. Сегодня в этом импозантном средневековом помещении, разделенном в XVI в. междуэтажным перекрытием, находится сокровищница собора.

В шестигранном здании, стоящем на основании собора, хранится коллекция наиболее ценных реликвий. Эта «палата святынь» отделана, как ларец, бронзовыми пластинами. Между ней и собором находятся входы в сокровищницу и киоск собора. Лестница, расположенная за пределами готического фундамента, ведёт в подземные помещения собора.

Палата святынь перекрыта на верхнем этаже стеклянным потолком, через который открывается вид на собор. В центре помещения стоит ларь св. Энгельберта, в который в 1663 г. были помещены мощи умершего в 1225 г. архиепископа. К числу наиболее ценных реликвий собора относятся посох св. Петра с набалдашником IV в., дароносица св. Петра и ларь с мощами трёх волхвов.

Основные сокровища собора выставлены в витринах со специальной подсветкой в сводчатых помещениях подвального этажа. К первым экспонатам относятся епископский жезл и меч – символы правления кёльнских архиепископов. Остальные драгоценности относятся к средневековой истории, а также XVIII и XIX вв. Среди наиболее интересных экспонатов этого этажа – готический церемониальный крест и готические дароносицы, эпитафия Якова Кройского, повреждённая похитителями в вновь восстановленная парадная дароносица. На этом же этаже расположено помещение с оригинальным деревянным корпусом ларя с мощами трёх волхвов и библиотека с собранием наиболее ценных рукописей.

Этажом ниже находятся лапидарий и коллекция парчовой церковной одежды. На правой стороне эти помещения примыкают к римской оборонительной стене. В левом углу она обрывается. Здесь под тупым углом к ней примыкает фундамент готического собора. В нишах под арками установлены две витрины с находками из франконских могил, обнаруженных под фундаментом собора в ходе раскопок 1959 г. В этих могилах примерно в 540 г. были захоронены женщина и мальчик из династии Меровингов. В том же помещении выставлены некоторые оригинальные скульптуры, украшавшие в Средние века портал св. Петра. В коллекции парчовой одежды наиболее впечатляющими являются выставленные фрагменты т.н. «Capella Clementina» – богато украшенных риз, изготовленных по приказу архиепископа Клеменса Августа для праздничных богослужений. В одной из них в 1742 г. он проводил коронование своего брата, короля Карла VII во Франкфурте. Особого внимания заслуживают также витрины с серебряными кубками и небольшая витрина с экспонатами XX века.

1. . Правый украшенный резными статуями дверной проем был единственным входом в собор, завершенным во время первой стадии строительства, до 1560 года.

2. Южная башня . Незавершенная конструкция Южной башни возвышалась над Кельном в течение 300 лет, прежде чем была увенчана шпилем и соединена со второй башней. Сегодня посетители имеют возможность подняться по 509 ступеням на расположенную на высоте 95 м площадку, с которой открывается прекрасный вид на город и протекающий внизу Рейн.

В южной башне подвешены девять колоколов собора, четыре из которых были отлиты еще в Средние века Один из колоколов весит 24 тонны – это самый большой в мире колокол на свободной подвеске.

3. Сокровищница . Здесь хранятся многочисленные произведения искусства, а также реликвии, включая посох Св. Петра и выполненную в стиле барокко раку с мощами Св. Энгельберта.

4. Распятие Геро, придел Святого причастия . Это монументальное дубовое распятие X века, изображающее распятого Христа с закрытыми глазами, – эта поза известна как Christus patiens (Христос страдающий) – древнейшее из больших деревянных распятий, сохранившихся к северу от Альп. Высота фигуры Христа составляет 1.88 м. Распятие было заказано для собора кельнским архиепископом Геро незадолго до его смерти в 976 году. Кельнское распятие имеет мало равных в правдивости передачи смерти – наклоненное вперед тело Христа показывает физическую боль и напряжение в плечах и руках, а на лице лежит отпечаток предсмертной агонии. Крестовина и нимб с вработанными в него стеклянными украшениями сохранены в оригинальном виде. Окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком подарены собору в 1683 г. его каноником Генрихом Мерингом, эпитафия которого находится на прилегающей к алтарю стене.

5. Верхний алтарь . Сделан из единой плиты черного мрамора. Считается, что это самый большой алтарь во всех христианских церквях. Алтарь был создан приблизительно в 1320 году и подарен собору жившим в XIV веке архиепископом Вильгельмом фон Геннепом.

6. Ларь с мощами волхвов . Внутри этого огромного деревянного, обитого позолоченными серебряными пластинами и украшенного тысячами алмазов, саркофага XIII века хранятся мощи трех волхвов, пришедших поклониться младенцу Христу.

Саркофаг-ларь – был создан фламандским ювелиром Николаусом Вердунским (расцвет творчества мастера пришелся на 1150- 1210 годы) и его учениками. Работа над саркофагом началась приблизительно в 1180 году и продолжалась до 1225 года. Когда в 1864 году вскрывали реликварий, внутри него были обнаружены кости и лоскуты одежды.

Ларь трёх волхвов имеет следующие размеры: высота – 1,53 м, ширина – 1,10 м, длина – 2,20 м. Деревянный корпус ларя обит позолоченными медными и серебряными пластинами. Фигуры выполнены методом чеканки. Только передняя сторона ларя почти полностью изготовлена из листового золота. Фризы украшены множеством позолоченных эмалевых пластинок. В отделке особенно впечатляют маленькие колонны из позолоченной эмали с постоянно меняющимся узором. Кромки и конёк ларя увенчаны узором тончайшей работы в форме вьющихся растений. Ларь украшен 1000 драгоценных камней и жемчужин. На нём установлены более 300 античных гемм и камей, считавшихся в те времена самым ценным украшением. При изготовлении самой большой ценности собора – ларя с мощами трёх волхвов – использовались, конечно, только самые драгоценные материалы. Однако ещё более важным аспектом, чем ценность материалов, был теологический смысл работы. На продольных сторонах ларя изображены сидящие ветхозаветные короли и пророки, а в его верхней части – апостолы. Тем самым показано, что Новый Завет зиждется на Ветхом Завете. Сюжетные изображения, которыми когда-то были украшены скосы крыши, к сожалению, не сохранились. Внизу на задней стороне ларя изображены сцены бичевания и распятия Христа, а вверху в окружении святых великомучеников Феликса и Набора представлен благословенный Христос с тремя христианскими добродетелями – верой, надеждой и любовью.

На середине передней стороны ларя изображена сидящая Мария с Христом-младенцем, к которой слева приближаются три поклоняющихся волхва. К ним присоединился четвёртый волхв – германский король Отто IV, пожертвовавший собору эту переднюю сторону ларя и причисливший себя этим изображением к традиционным первым христианским королям. Справа от Марии изображено крещение Иисуса в реке Иордан, а немного выше Христос появляется в образе всевышнего судьи в день Страшного Суда. Очевидно, что сюжеты на ларе не являются циклом сцен из жизни трёх волхвов, а посвящены жизненному пути Христа-Спасителя.

Трапециевидная передняя сторона ларя – съемная. 6 января, в день чествования трёх волхвов, она снимается, и взору посетителей открываются хранящиеся в ларе за решёткой три черепа, увенчанных золотыми коронами. Трапециевидная стенка украшена наиболее искусно обработанными камнями – бардовой геммой с изображением бога Марса и камеей, изображающей коронование кайзера Августа. Обе сцены трактовались в Средневековье как выдающиеся события в истории христианства.

Паломничество к мощам волхвов играло существенную роль как в религиозной, так и в экономической жизни Кёльна. Короны трёх волхвов по сей день украшают городской герб.

7. Хоры . Одна из ранее всего законченных частей собора. В 1308-1311 годах деревянные антресоли хоров были покрыты резьбой. Фресками стены хоров покрыли спустя приблизительно 10 лет, тогда же появились витражные стекла с изображениями библейских царей.

8. Часовня волхвов . Достопримечательностью этого придела считаются витражные окна приблизительно 1320 года, изображающие сцены поклонения волхвов младенцу Христу. Здесь же находится мраморная пластина, покрывающая сердце Марии Медичи, которая с 1600 года была королевой Франции, а позже регентшей при своем сыне Людовике XIII. Она умерла в Кельне в 1642 году, куда несколькими годами ранее была изгнана из Франции кардиналом Ришелье.

9. Внутренняя галерея . Этот огибающий сзади алтарь проход гораздо шире, чем в обычных церквях. Обеспечивает свободный доступ толпам паломников к саркофагу волхвов.

10. Триптих работы Стефана Лохнера в приделе Богородицы изображает святую Урсулу на левой панели, трех волхвов, поклоняющихся младенцу Христу на центральной панели, и святого Гереона на правой панели.

На панели «Поклонение волхвов» в приделе Богородицы изображены фигуры пяти святых – покровителей Кельна. Этот шедевр был создан художником Стефаном Лохнером (ок. 1400-1451), ведущим представителем кельнской школы живописи. Когда триптих закрыт, на внешней стороне его стенок появляется «Благовещение» – сцена явления архангела Гавриила Деве Марии.

Миланская мадонна . Архиепископ Дассельский привез из Милана в Кёльн и резное изображение мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 г. Впоследствии около 1290 г. было создано дошедшее до наших дней изображение богоматери, на которое и было перенесено название «Миланской мадонны». Раньше эта статуя стояла над алтарём в часовне Богоматери. Над ней располагался искусно отчеканенный и богато раскрашенный балдахин, фрагменты которого хранятся в сокровищнице собора. В XIX в. статуя Марии покинула своё первоначальное место и была установлена на новом, возведенном специально для этого пьедестале. Этим же временем датируются скипетр и корона статуи.

Миланская мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики. Её создателями являются те же ваятели, которые создали каменные скульптуры апостолов на пилястрах внутренних хоров. Осторожно и изящно мадонна удерживает дитя в своих руках. Её фигура исполнена грациозности и достоинства. Многочисленные складки одеяния нисходят от плеч до самых ног. Несмотря на то, что сегодняшняя роспись скульптуры датируется XIX в., её оригинальная окраска также была разноцветной. Как и фигуры на капителях хоров, скульптура мадонны была расписана узорами по образцу модного в Средние века итальянского шёлка. Однако даже после того как на смену Миланской мадонны пришла новая скульптура с явно выраженной декоративностью, эта фигура до сих пор является самым прекрасным изображением Богоматери в соборе.

Захоронения

Не все кёльнские архиепископы были похоронены в соборе, как и не все нагробные плиты были перенесены из Старого собора в новый готический. К числу перенесённых относятся останки архиепископа Геро (969–976 гг.). Саркофаг с гробом архиепископа был установлен в часовне св. Стефана. Его надгробная плита, перенесённая из первоначальной могилы, покрыта инскрустацией из белого мрамора, а также красного и зелёного порфира. Сооружение саркофага датируется 1265 г. К этому же типу погребений святых без лежащей фигуры на надгробной плите относится и могила умершей примерно в 1085 г. св. Ирмгардии в часовне св. Агнес. Все саркофаги сориентированы на соответствующие алтари клиросных часовен, находящихся на востоке.

На северной стене Крестовой часовни сегодня установлена лежащая фигура архиепископа Энгельберта I (1216-1225). Она не является могильной скульптурой, поскольку останки архиепископа, до 1633 г. хранившейся в саркофаге, напоминающем могилу архиепископа Геро, были помещены в реликвенный ларь. Для того чтобы увековечить в соборе память об этом возведенном в ранг святых архиепископе, здесь, за главным алтарём была установлена эта скульптура, созданная в 1665 г. Герибертом Нейсом. На своё сегодняшнее место она была перенесена лишь в XIX в. В отличие от присущего средним векам строгого исполнения нагробных скульптур эта фигура изображает лежащего архиепископа в церковном одеянии, непринужденно облокотившегося на руку. Кроме того эта барочная скульптура отличается высоким реализмом, равно как и материалом – она сделана из слегка крапчатого светлого мрамора. Рядом с архиепископом в позе, символизирующей готовность оказать помощь, изображён ангел. Создаётся впечатление, что исполненный любви к жизни умерший ожидает своего воскресения.

Архиепископ Конрад Хохштаденский (1238-1261), заложивший в 1248 г. фундамент готического собора, был захоронен в только что возведенной в то время Осевой часовне. А когда было решено установить в ней ларь с мощами трёх волхвов, саркофаг был перенесён в часовню св. Иоанна. На возведенном в 1845 г. саркофаге покоится лежащая фигура архиепископа – одна из великолепнейших бронзовых скульптур немецких мастеров XIII в. Архиепископ, скончавшийся в возрасте 63 лет, пожелал изобразить себя молодым и красивым мужчиной. Точность передачи деталей фигуры и высокое мастерство бронзового литья позволяют отнести эту могильную плиту к числу выдающихся произведений искусства.

Необычной формой отличается саркофаг архиепископа Филиппа Гейнсбергского (1167-1191). Его лежащая фигура, высеченная из известняка и покрытая в прежние времена слоем краски, окружена венцом из стен, ворот и зубцов. В своё время архиепископ работал вместе с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены. Именно поэтому около 1330 г., то есть примерно через 140 лет после смерти, для него было сооружено столь дорогое надгробие.

Среди прочих надгробий выделяется саркофаг архиепископа Фридриха Саарверденского (1370–1414) с крупной лежащей фигурой высотой 2,20 м, который находится в часовне Богоматери неподалёку от алтаря. Между готическим арками основания сидят 23 фигуры – участники изображенной сцены. Можно предположить, что этот саркофаг был сооружён непосредственно после кончины архиепископа. Недалеко от него стоит саркофаг скончавшегося в 1371 г. графа Готфрида Арнсбергского , изображённого в виде рыцаря в доспехах. По преданию, решетка, возвышающаяся над саркофагом, была установлена для защиты могилы от возмущенных родственников графа, которые пытались разрушить надгробие, раздосадованные тем, что Готфрид завещал свои угодья не им, а монастырю кёльнского архиепископа. По сегодняшний день в собор ежегодно является делегация города Арнсберга для возложения венка на могилу графа.