Примитивные религии и их описание. Первобытные формы религии — Храм Истины

Первобытные религии.

Проблема возникновения религий.

Эта проблема прослеживается на основании данных археологии и связана с проблемой возникновения абстрактного мышления. В науке идут споры о "дорелигиозном периоде", которые сводятся к следующим точкам зрения:

1. Религия присуща человеку с самого начала его существования;

2. Человек произошел от животных, но его душа создана богом;

3. Религия появилась на определенном этапе развития человека.

У сторонников третьей точки зрения идет спор о неандертальских памятниках и погребениях. Найдено несколько десятков захоронений: Мустье (Франция), Киик-Коба (Крым), Тешик-Таш (Узбекистан) и др. Датировка: от 100 до 40 тыс.лет назад. Относительно этих захоронений существуют следующие мнения:

  • захоронения свидетельствуют о вере в загробное существование;
  • люди верили в сверхъестественные свойства трупа;
  • люди заботились об умерших, как о больных;
  • в захоронениях можно увидеть стремление избавиться от гниющего трупа из санитарных соображений.

Более убедительным свидетельством возникновения религии являются останки преднамеренно захороненных костей животных, уложенные в определенном порядке. В этом усматривают следы охотничьей магии, либо тотемизм - веру в сверхъестественное родство людей с животными.

Религии первобытных народов древности.

В эпоху верхнего палеолита (40-18 тыс.лет назад) появляется человек современного типа (Homo sapiens) и памятники становятся более многочисленными. В погребениях явно видны следы ритуала, связанного с культом: скелеты, раскрашенные охрой, с различным инвентарем, украшениями, захоронения черепов (обряд вторичного погребения). Все это может свидетельствовать в пользу представления, что умерший каким-то образом продолжает жить. В этот же период появляются произведения изобразительного искусства, которые некоторые исследователи считают относящимися к религии. В них виден схематизм в изображении людей и животных, следы исполнения обрядов, магия. На некоторых изображениях встречаются фантастические существа (полулюди-полуживотные), что может свидетельствовать в пользу тотемизма. Попадаются также женские статуэтки. Чаще это - хозяйка очага, но нередко присутствуют эротические или эстетические мотивы, а также религиозные мотивы - женщина предстает в роли жрицы или матери-прародительницы. Возможно, это ранняя форма материнско-родового культа.

В эпоху неолита (7-5 тыс.до н.э.) памятников, свидетельствующих о наличии религиозных верований, еще больше. Ритуальный характер погребений не вызывает сомнений: в них находят предметы обихода, украшения, посуду, оружие, сосуды с пищей и т.п. Трупы находятся в разных положениях. Встречаются разные типы погребений: гроты, дольмены, в земле, в каменных ящиках. Начинают практиковать трупосожжение, что может свидетельствовать о вере в то, что путем сожжения тела освобождается душа. В некоторых погребениях попадаются женские изображения, вырезанные на камне или фигурки из глины. Женщина предстает как покровительница рода, страж могилы, олицетворение семейного очага. Редко попадаются мужские фигурки (в основном фаллические). Встречаются петроглифы (письмо в виде символов), но расшифровке пока не поддаются.

Классификация первобытных религий.

Тотемизм - вера в сверхъестественную связь между группой людей и определенным видом животных или растительным миром. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена у племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие у племен, верящих в существование тотемной связи со своим животным-покровителем, сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.

Фетишизм - поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишизм является скорее не полноценным религиозным верованием, а одной из составляющих древних религиозных культов. В наиболее чистой форме фетишизм присутствовал e африканских племен, причем и до нашего времени у некоторых африканских аборигенов сохранился обычай поклонения фетишам - как статуэткам богов, так и предметам, обладающим, по мнению верующих, магической силой.

У первобытных людей, как правило, был не один фетиш, так как они считали магическим практически все необычное или привлекшее их внимание. Выйдя на охоту, древний человек на своем пути мог найти несколько предметов (камушков, костей животных, непривычных растений и др.), которые он мог посчитать таинственными и сделать своими фетишами. С развитием общинного строя у каждого племени появился свой фетиш (либо несколько фетишей), который стоял на видном месте в поселении. Люди просили фетиш о помощи, благодарили его за удачу и приносили ему дары на праздники, однако беспрекословного почитания фетиша не было - когда, по мнению первобытных людей, магический предмет не помогал им, они его истязали, чтобы принудить к действию.

Анимизм - вера в души и в духов (души живых людей, духов умерших, олицетворение сил природы) и аниматизм - представление о безличной силе, действующей в природе и оказывающей влияние на жизнь людей и явления природы. Анимизм является одной из самых первых и всеобъемлющих религий, так как к этому верованию можно отнести все религии, основанные на существовании высших сил, духов, а также бессмертных душ.

Первой формой анимизма, которая была присуща первобытному обществу, являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления таких природных процессов, как гром, гроза, ураган, смена времени года и др., они одухотворяли силы природы. Именно религия анимизм стала основой для формирования политеистических верований, ведь духи, в которых верили первобытные люди, со временем стали восприниматься ими как разумные сущности, понимающие желания людей и покровительствующие им. Поэтому закономерно, что в пантеонах богов древних народов, к примеру, древних римлян, греков, викингов и т.д., практически все боги были связаны либо с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами зачастую считались сущности, олицетворяющие стихии.

Магия- четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия - это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов - людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

Религию шаманизм часто сравнивают с магией, однако это не совсем верно. Несомненно, у шаманизма есть много общего с магией, однако основа этой древней религии - вера в богов и духов и возможность шамана контактировать с ними. Шаман в религии шаманизм является ключевой фигурой, так как этот человек живет одновременно в двух мирах - в материальном мире и мире духов. Магия и ритуалы шамана направлены на связь с духами, и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на людей и события материального мира. Шаманы адептами шаманизма считаются избранниками духов, и можно сказать, что шаманы в этой религии - это своего рода жрецы, с помощью магических ритуалов связывающиеся с духами и воплощениями духов в материальном мире.

Выводы: несмотря на обилие памятников и наличие этнографических параллелей, религиозные верования людей каменного века остаются неясными, главным образом из-за отсутствия письменности. Значительное развитие получил погребальный культ, возникли представления о душе и загробной жизни; причем со временем они усложнились, о чем свидетельствует разнообразие и изощренность захоронений. Появление кремации - показатель веры в душу, но как первобытные люди ее себе представляли - неясно. Почитание женских божеств, вероятно, связано с культом плодородия, когда основу социальной структуры составлял материнский род.

Современные учёные с неопровержимой достоверностью утверждают, что на протяжении всей истории человечества не существовало ни одного народа, который бы не обладал той или иной формой религиозного мышления. Одни представления людей о сверхъестественных силах на протяжении веков видоизменялись и приобретали новое содержание, другие же навсегда канули в прошлое. Но всем им было положено начало в те доисторические времена, когда человек впервые смог осознать часть окружающего его мира.

Первые проблески религиозной мысли

По мнению исследователей, первобытные формы религии появились около 40 тыс. лет назад, то есть в тот период, когда наш далёкий предок получил право носить почётное звание homo sapiens, то есть «человек разумный». К этому он имел все основания, поскольку от своих предшественников, находившихся ещё в полуживотном состоянии, отличался не только анатомическим строением и физиологическими характеристиками, но и, что самое главное, способностью к абстрактному мышлению.

Оно-то и натолкнуло его на мысль, что не всё в этом мире так просто, и кроме его собственной воли, есть нечто, способное влиять на ход событий. Далее его многочисленные потомки на протяжении всей истории человечества развивали эту идею, и в результате у каждого народа она приняла форму той или иной религии, варьируясь лишь в зависимости от его национальных особенностей и уровня культуры.

Первобытные религии и искусство наскальной живописи

О появлении религиозных представлений в столь ранний период свидетельствуют результаты археологических раскопок, из которых видно, что наши отдалённые предки не только хоронили своих сородичей в специально отведённых для этого местах, но и готовили их к загробной жизни, совершая всевозможные обряды.

Например, в захоронениях той поры нередко находят останки умерших, покрытые охрой, а рядом с ними оружие и предметы домашнего обихода. Всё это говорит о том, что в представлении первобытных людей окружающая их реальность соседствовала с неким потусторонним миром.

Религия первобытной эпохи нашла своё отражение и в наскальных рисунках. Наиболее интересные из них были обнаружены на рубеже XIX и XX века в Северной Италии, а также на юге Франции. Анализ изображений, представляющих собой весьма реалистичные сцены охоты, дал основание утверждать, что первобытные люди верили в некую связь между ними и животными, на поведение которых они старались воздействовать путём определённых магических действий. Кроме того, у них имели широкое распространение предметы, которые, по их убеждению, были способны отводить опасность и приносить удачу.

Тотемизм и его особенности

Первобытные формы религии складывались постепенно, и одной из наиболее ранних их проявлений был тотемизм. Под этим термином следует понимать веру в наличие магической зависимости отдельного рода или целого племени от некоего тотема ─ определённого предмета, растения или животного, что встречалось весьма часто, поскольку охота занимала важнейшее место в жизни наших предков.

Среди прочих первобытных религий тотемизм занимает особое место, поскольку он стал самой ранней формой проявления в людях коллективного сознания. Это уже было не первобытное стадо, связанное лишь животными инстинктами, а некое общество, имевшее определённые зачатки идеологии.

Система табуирования в жизни древних племён

Тотемизм дал толчок к установлению внутриплеменных социальных отношений и послужил причиной появления целой системы жизненных правил и ограничений, называемых «табу». Например, пищевые табу строго разграничивали припасы, которые доставались вождю, а также его родственникам и те, которыми довольствовались остальные члены племени. Другие табу регулировали вопросы, связанные с внутриплеменной иерархией, неприкосновенностью жилища, правилами погребения, продолжением рода и т. д. До наших дней тотемизм сохранился у ряда народов, находящихся на низком уровне развития.

Что такое магия?

Первобытные религии невозможно представить без магии ─ веры людей в возможность воздействия на внешние обстоятельства путём неких магических обрядов, таких как заклинания, заговоры, ворожба и прочее. Возникнув в среде первобытных людей как вера в то, что человек по природе своей обладает сверхъестественными способностями, магия сохранялась на протяжении веков, приспосабливаясь ко всё новым историческим реалиям.

При этом, в отличие от своей первоначальной формы, носившей в первобытной религии обобщённый характер, современная магия классифицируется в соответствии с целями её воздействия и применяемыми методами. Так, в нашем мире прочно установились понятия чёрной и белой магии, первая из которых якобы основана на использовании тёмных сил и вершит насилие над личностью, а вторая, преследующая лишь добрые цели, призывает энергию неких чистых планетарных духов, о которых сами маги едва ли имеют ясное представление.

Контактная и порциальная магия

Поскольку магия, зародившись в первобытном мире, не сдаёт своих позиций и по сей день, остановимся подробнее на её наиболее распространённых видах. Среди них выделяются три направления, характеризующиеся способами своего воздействия на человека.

Прежде всего это так называемая контактная магия, предусматривающая непосредственное соприкосновение её носителя с тем человеком, на которого предполагается произвести воздействие, а также инициальная, направленная на объект недосягаемый для него.

Кроме того, выделяется особый вид порциальной магии, в которой оказывается на человека не прямое, а опосредованное воздействие через какие-либо носители его энергии, как, например, остриженные ногти или волосы, остатки пищи, частицы слюны, пота и т. д.

Имитативное воздействие

И наконец, к этому же разряду принадлежит ещё один вид магии ─ имитативный. В нём для получения желаемого эффекта воздействие оказывается не на сам объект, а на его подобие, в качестве которого может служить фотография или какое-либо иное портретное изображение, а также кукла, которая при совершении магических действий отождествляется с данным человеком.

В этих случаях маг или тот, кто претендует на его роль, сопровождая свои действия заклинаниями, наносит кукле повреждения или уничтожает попавшие в его распоряжение предметы, имеющие отношение к тому, на кого он желает направить действие сверхъестественных сил.

Иные виды магических воздействий

Кроме перечисленных выше видов магии, квалифицируемых в соответствии с их методами воздействия на желаемый объект, с первобытных времён известен также ряд её форм, отличающихся своей социальной направленностью, а также преследуемыми целями. Среди них можно отметить такие как:

  1. Вредоносная, целью которой является наведение порчи. В своей практике её носители нередко прибегают к методам, описанным нами в разделе, посвящённом имитативной магии.
  2. Военная, то есть, являющаяся определённой системой обрядовых действий, направленных на достижение победы над врагом.
  3. Любовная, направленная на возбуждение или уничтожение чьего-либо полового влечения к какому-то возможному (или реальному) партнёру. В данном направлении издавна практикуется целая система различных приворотов и отворотов.
  4. Лечебная, служащая для исцеления, а также профилактики всевозможных недугов.
  5. Промысловая (очевидно, самая древняя) служащая для обеспечения удачи во время рыбалки и охоты.
  6. Метеорологическая, как нетрудно догадаться из названия, предназначенная для изменения погоды в желаемом направлении.

Стоит отметить, что ряд исследователей склонен считать магию основой первобытной религии и праматерью науки, так как даже в самые отдалённые времена в ней содержались определённые знания о явлениях природы и окружающем мире.

Поклонению фетишу

Ещё одной неотъемлемой частью религии первобытного общества является фетишизм. Он состоит в поклонении различным предметам, которым приписывалась способность оберегать от опасности и приносить удачу. Иными словами, фетишизм ─ это вера в то, что в каком-то определённом предмете может быть заключена сверхъестественная сила.

Им мог быть кусок дерева или камень необычной формы, череп животного или человека, а также появившиеся в более поздние периоды истории изделия из глины, металла или иного какого-то материала. Все они наделялись неприсущими им в действительности свойствами исцелять болезни, приносить удачу или оберегать от беды.

Тот или иной предмет мог стать фетишем в результате определения его свойств путём «проб и ошибок». Если, например, охотнику, повесившему на шею волчий хвост или кабанье ухо, сопутствовала удача, то он оставлял его себе и начинал уповать на таящуюся в нём сверхъестественную силу. Когда же новоявленному фетишу случалось оскандалиться, то его просто выбрасывали и старались отыскать новый. Впрочем, на первый раз «негодника» можно было наказать, отлупив палкой или исколов иглой.

Анимизм как вера в существование духов и человеческой души

Говоря о различных религиозных представлениях, нельзя не упомянуть анимизм, причем как в его нынешней форме, так и в давно ушедшей ─ первобытной. Мировые и национальные религии современного мира унаследовали веру в бессмертие души, а также бесчисленных духов, воздействующих на наш мир, от анимистических культов, практиковавшихся среди людей первобытной эпохи.

Крайне низкий уровень развития древних людей делал их практически беспомощными перед болезнями и природными катаклизмами. Защиту от своих бед они пытались получить, привлекая на свою сторону сверхъестественные силы, которыми их фантазия наделяла предметы и явления окружавшего мира. Этим бесчисленным духам наши предки и поклонялись, стараясь во всём заручиться их поддержкой.

Роль анимизма в истории мировой цивилизации

Уже по своему определению первобытная религия, то есть система культов, практиковавшаяся среди людей, находившихся на низкой ступени своего развития, не могла заключать в себе сколько-нибудь последовательной философской концепции и являлась лишь реакцией на воздействие внешних сил, под которыми было принято понимать различных духов. Они делились на добрых и злых. Как тех, так и других следовало ублажать и совершать им жертвоприношения. Ими могли быть охотничьи трофеи или свои же собратья.

В отличие от прочих первобытных религий, анимизм положил начало учению о существовании человеческой души и её бессмертии. В своей начальной стадии оно было весьма примитивно и базировалось на простом рассуждении, что если во всех окружающих предметах обитают некие духи, то должны же они быть и в людях. Лишь через многие тысячелетия эта доктрина обрела форму, ставшую основой всех основных современных религий. Несмотря на то что анимизм в своём изначальном виде канул в прошлое, его последующие модификации сыграли важную роль в истории мировой цивилизации.

Вера в избранную богами личность

Нельзя не вспомнить и ещё одну первобытную религию, название которой хорошо известно в современном мире, поскольку и сегодня в разных странах мира встречаются её последователи ─ это шаманизм. Данное религиозное направление, также зародившееся в доисторические времена, но на более позднем этапе, когда уже появилось социальное разделение между членами племён, основано на вере в то, что некая избранная личность (шаман) наделена определенными сверхъестественными способностями.

Считалось (и считается поныне), что он владеет какими-то скрытыми от всех знаниями, позволяющими ему коренным образом влиять на судьбы как отдельных родов, так и всего племени. Свой дар шаман реализовывал через особые ритуалы ─ камлания, во время которых совершал пляски вокруг костра, сопровождая их всевозможными заклинаниями и пением под аккомпанемент бубна. Считалось, что в эти минуты он общается с духами, дающими ему наставления в решении насущных проблем и исцелении больных.

Заключение

Важно отметить, что в первобытную эпоху ни одна из вышеперечисленных религий не существовала в чистом виде, поскольку элементы каждой из них переплетались между собой самым причудливым образом. Именно поэтому современным исследователям не удаётся с полной убедительностью ответить на вопрос о том, какая из религиозных форм появилась раньше, а какая позже.

Можно лишь утверждать, что все они в той или иной степени прослеживаются в истории современных народов на ранней ступени их развития. В дальнейшем, по мере развития культуры, в первобытные религии вносились новые элементы, придавая им более сложные формы, пока, наконец, часть из них не трансформировалась в современные философско-религиозные учения.

Введение

У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30--40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый -- это археологические находки, и среди них -- немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами. Второй -- это мифы, легенды, поверья племён, по той или иной причине оказавшихся в стороне от так называемых цивилизованных народов и живущих, видимо, так, как жили их предки тысячи и десятки тысяч лет назад.

Именно у народов, по сей день сохраняющих в целом примитивный уклад жизни, логично искать ответ на вопрос о религиозных представлениях наших пращуров, сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь.

Возникновение религии. Первобытные религии

В решении проблемы происхождения религии можно вычленить два противоположных подхода: богословско-теологический и научный. Согласно богословско-теологическому подходу, человек был сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении. После грехопадения, совершенного первыми людьми -- Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Но человек не утратил своего богоподобия, не утратил способности хотя бы в слабой степени познавать Бога. Стремления и действия человека по восстановлению этой связи с Богом и есть религия. Жертвуя Незримому часть своей пищи, которая добывалась с таким трудом, люди заявляли о своей готовности следовать повелениям Высшей Воли». Человек, с точки зрения богословов, утратив непосредственное общение с Богом, погрузился в пелену мрака. И ему предстояли в течение многих веков поиски Бога.

История религии, начиная с ее самых простых, примитивных форм, представляет собой этот длинный путь человеческого богопознания.

На базе такой установки в религиоведении сформулировалась теория «прамонотеизма», суть которой сводится к положению, что во всех существующих многообразных верованиях, в том числе верованиях самых отсталых народов, можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Эта вера извилистыми историческими путями продолжает свое движение и получает свое полное развитие в монотеистических религиях. Конечный же путь этого движения представляет собой христианство. Все предшествующие формы религии представляют собой ни что иное, как подготовительные формы на пути человечества к «истинной религии». На таких принципах и по такой схеме строится изучение всей истории религии в работах религиоведов, опирающихся на богословско-теологическую традицию.

Иную трактовку возникновения религии дает наука. Вопрос о сверхъестественном источнике религии остается «за скобками» научного подхода. Наука рассматривает религию как важный составной элемент культуры и применяет к изучению вопроса о ее происхождении все научные методы исследования. Научные методы базируются на фактах. Эти факты в данном вопросе поставляют различные исторические науки: археология, антропология, этнография, сравнительное языкознание и т. д.

Исторические факты свидетельствуют о том, что на протяжении длительного времени около полутора миллионов лет происходил процесс становления человечества. Этот процесс прошел ряд важных этапов. Но примерно 35--40 тысяч лет назад завершился формированием современного типа человека, человека рода Homo sapiens (разумного человека). Этот человек достаточно резко отличался от своих предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками, был способен к общению с помощью языка, регулировал свои отношения на основе определенных социальных норм.

Археологические раскопки показывают, что в этот период существовала практика захоронения первобытных людей, что при захоронении соблюдались определенные обряды: тела умерших покрывали красной краской -- охрой, рядом с ними клали оружие и предметы домашнего обихода. Археологами также были обнаружены наскальные рисунки, на которых изображались люди и животные, иногда люди изображались ряженными в звериные шкуры, а иногда -- как полузвери-полулюди. На основе всех этих находок учеными были сделаны выводы, что в этот период истории можно говорить о существовании религии.

В глубокой древности человек и не думал отделять себя от природы, но это не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил. Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесение человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так родилась вера в то, что природа -- живая. Камни, деревья, реки, облака -- всё это живые существа, только непохожие на человека, как непохожи на него тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и недоступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку.

Люди наблюдали, как из земли появлялись ростки, крепли, становились деревьями, -- значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными, рыбами, птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет и самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть.

Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.

Данные археологии указывают на то, что религиозные верования людей возникают несколько позже, чем появляется homo sapiens. Раскопки захоронений древнего человека, датируемые временем 80 - 40 тыс. лет назад, указывают на то, что люди ещё не задумывались о существовании какого-то иного мира, чем видимый ими вокруг (в могилах нет вещей для жизни).

В захоронениях, сделанных 30 - 10 тыс. лет назад, уже появляется оружие, украшения, плоды, что свидетельствует о мыслях человека о возможности жизни и после смерти. Он стал рассматривать смерть, как длительный сон, после которого человек проснётся и ему могут понадобиться предметы повседневного быта. Это представление способствовало и закреплению племени в местах обитания, поскольку соплеменники должны быть рядом и поддержать проснувшихся от долгого сна.

Поскольку предки, похороненные в могилах или сожженные, становились невидимыми, то они переходили в разряд сверхъестественных существ, подобных тем, которые метали молнии и грохотали громом, а следовательно, появляется необходимость отводить тем и другим особые места, где бы можно было с ними общаться. Так появляются специальные места для религиозных действий, которые еще более привязывают человека к месту его обитания (это происходит примерно 10 - 7 тыс. лет назад). Возникают уникальные святилища (например, Стоунхедж в Великобритании, поставленные в круг камни, расположенные с учётом движения Солнца и вращения Земли; или статуи длинноухих гигантов с острова Пасхи).

На протяжении сотен тысячелетий первобытный человек не знал религии. Зачатки религиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита. Религия могла возникнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы. Наблюдая смену дня и ночи, времен года, жизнь растений и животных и многое другое, первобытный человек не мог понять эти явления. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяла в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений.

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ИХ РЕЛИКТЫ В СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИЯХ

К ранним формам религии принято относить фетишизм, тотемизм, магию и анимизм. По-видимому, одной из самых ранних форм религии был фетишизм - почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестественные свойства, способность исцелять, предохранять от врагов. Фетишем мог стать любой предмет: камень, дерево, клык зверя. Позднее человек сам начал изготавливать фетиши в виде деревянных фигурок или каменных изваяний (идолов). И своей трудовой деятельности первобытные люди постоянно познавали и практически использовали многие полезные свойства окружавших их предметов действительности. Но не всегда располагая возможностью для достижения своих целей, они порой пытались использовать не только реальные, но и вымышленные свойства предметов. Так возникла вера в то, что клык хищного::веря придает охотнику силу и ловкость, а камень необычной формы способен уберечь от опасностей. К. Маркс называл фетишизм «религией чувственных вожделений» подчеркивай, что в его основе лежала беспомощность людей, ограниченность их практических и познавательных возможностей.

Другим древнейшим видом религиозных верований является тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и определенным видом животных или растений. Название это происходит от слова «тотем», что на языке одного из племен с евероамерика неких индейцев означает «его род». Тотемизм выражает идеологию раннего родового общества, когда человек еще не выделил себя из царства природы. Тотемизм тесно связан с хозяйственной деятельностью первобытного человека: собирательством, охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. В тотемизме отразились также особенности социальных отношений в первобытном коллективе, основанные на принципе кронного родства. Осознавая это родство, люди переносили его на окружающую их природу. Тотем (животное или растение) считался предком рода, его родоначальником. С ним был связан ряд мифов, описывающих его жизнь и подвиги; предписании, запрещавших его убивать; обрядов, задабривающих тотем и способствующих его размножению. Позднее на основе тотемизма возник культ животных.

К ранним формам религии относится также магия (от греч. magia - колдовство, чародейство) - совокупность представлений и действий, связанных с верой в возможность воздействовать на объекты действительности сверхъестественным путем, т. е. посредством определенных символических действий, заклинаний.

Магические приемы разнообразны. По целевому назначению принято различать следующие виды магии: производственная, или промысловая магия - заклинание орудий труда, вызов дождя, обряды, призванные обеспечить удачную охоту или хороший урожай; военная магия - ритуальные пляски воинов, заколдовывание оружия; вредоносная - «наведение порчи» на врага; лечебная - заклинания, молитвы, снадобья от болезней; любовная - различные способы «привораживания» и «отвораживания».



В магии отчетливо проявились истоки религиозных верований. Слабость, неумение реальными средствами достигать желаемой цели вынуждали первобытных людей прибегать к ложным, иллюзорным средствам. «Слабость, - писал К. Маркс, - всегда спасалась верой в чудеса; она считала врага побежденным, если ей удавалось одолеть его в своем воображении посредством заклинаний…»1 Магия сохранилась вплоть до нашего времени в виде бытовых суеверий: веры в заговоры, в дурной глаз и т. д. Она является важной частью культа как первобытных, так и современных религий.

На стадии первобытно-общинного строя возникла и такая форма ранних верований, как анимизм. Анимизм (от латин. animus, anima - дух, душа) - это вера в «духовные» сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них. Анимистические верования вырастали из присущего первобытным людям стремления к олицетворению, к одушевлению окружающей действительности. Первобытный человек рассматривал природу как нечто подобное себе, т. е. обладающее желаниями, волей. Отсюда возникало убеждение, что все предметы и явления помимо видимой имеют невидимую, духовную природу. Ранний анимизм - это фантастический мир злых духов, угрожающих человеку. В анимистических верованиях нашли отражение в первую очередь те стороны действительности, которые поражали воображение первобытного человека, вызывали у него страх, затрагивали его жизненные интересы.

В возникновении анимизма значительную роль сыграло также непонимание первобытными людьми явлений собственной психики: сна, обмороков, галлюцинаций, которые воспринимались как деятельность независимой от тела души. Вначале душа представлялась людям зримо, как живущая в человеческом теле, или как кровь. Но постепенно анимистические представления очищались от материальных признаков. Душа стала мыслиться как дыхание, а затем как бесплотная духовная сущность. С возникновением представлений о душе связана вера в возможность существования души после смерти, в переселение душ, в загробную жизнь. Анимизм является неотъемлемой частью почти всех современных религий. Вера в богов, ангелов, демонов, бессмертную душу представляет не что иное, как различные формы анимизма.

Фетишизм - поклонение предметам, в следствии признания за ними особых качеств могущих управлять жизнью и внешними силами. Следует отметить, что предмет мыслился как полноценное существо. Объектами поклонениями могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.

Тотемизм - поклонение животному вследствие признания за ним могущественной силы сохраняющей род, а также вера в то, что душа предка живёт в этом животном.

От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

Магия. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Магия-вера в способность влиять на внешний мир посредством определённых ритуалов и заклинаний (погоду, жизнь, охоту и т.д.) . Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии – охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.

Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних сил. Специфические корни разных видов магии – в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникли и сохранились там тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.

Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов – это любовная магия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов, поверья о половых связях человека с духами, культ божеств любви.

Многие виды магии используются и в наше время. Например. один из самых устойчивых видов магии- половая магия. Ее обряды нередко и сейчас продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме.

Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.

Анимизм - Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими качествами.

В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.

Анимистические представления о природе души предопределили отношения первобытного человека к смерти, погребению, умершим.