Древний бог кецалькоатль научил коренных жителей. Пернатый змей Кецалькоатль – верховный бог народов Центральной Америки - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Если ориентироваться лишь на частоту упоминаний и количество посвящённых этому персонажу исследований и повествований, можно легко впасть в заблуждение и решить, что Кецалькоатль был верховным божеством ацтекского пантеона. Это не так: Кецалькоатль один из наиболее могущественных богов ацтеков, однако, далеко не самый главный, да и не единственный. Но и повышенное внимание к нему не случайно, так как это уникальное божество, которое обладало не только интернациональным характером (то есть почиталось не только ацтеками), но и элементами вполне человеческой биографии.

Змей в перьях – ну и что тут странного?

В действительности изначально Кецалькоатль был «чужим» для ацтеков божеством: ещё до нашей эры этот бог начал почитаться цивилизацией тольтеков, а примерно с X века нашей эры перебрался и в пантеон индейцев майя , получив там имя Кукулькан. Индейцы Центральной Америки представляли Кецалькоатля в разных ипостасях, однако наиболее популярным среди его визуальных образов был пернатый змей. Это связано с долгой и увлекательной «эволюцией» этого божества, которое в изначальной мифологии тольтеков или даже более древних индейских народностей был богом земли, плодородия, воды и в этом качестве представал в образе змеи. Однако затем Кецалькоатль приобрёл черты воздушного божества, повелителя ветра и дождя, а заодно получил и имя (птица кецаль традиционно считалась воплощением бога ветра и символом свободы).

Именно так и появился пернатый змей, бог, соединяющий в себе черты бога земли, плодородных сил, и бога воздуха и свободы. Постепенно Кецалькоатль приобрёл дополнительные функции и в таком качестве стал одним из самых могущественных богов уже ацтекского пантеона. У ацтеков это уже был бог, причастный к творению мира, ответственный за существование человечества в его разумном и одухотворённом состоянии – так как именно Кецалькоатль дал людям то, что сегодня принято обозначать как «культура» (знания, письменность, образование, ремёсла, искусства, земледельческие приёмы и некоторые важнейшие сельскохозяйственные культуры). Правда, к моменту создания цивилизации ацтеков (XIV век) Кецалькоатль был «отсутствующим» богом (такой его статус был обусловлен мифологией майя и тольтеков) и должен был в будущем вернуться с востока (повелителем этой части света он считался).

Существует мнение, что завоевание ацтеков Эрнаном Кортесом стало возможно и потому, что его первоначально приняли за вернувшегося Кецалькоатля (бог в легендах имел бороду и светлую кожу). Однако ряд учёных сомневаются в таком развитии событий и вообще в существовании именно у ацтеков легенды о возвращении Кецалькоатля.

Человек, ставший богом

С большей степенью уверенности можно говорить о том, что такая легенда была у тольтеков и майя и связана она с мифологической версией биографии и деятельности реального тольтекского государственного и религиозного деятеля IX-X веков. Сведения о жизни Топильцина Кецалькоатля тесно переплелись с легендами, но, если отделить явно фантастические сюжеты от правдоподобных, получится следующая биография. Топильцин родился в семье правителя тольтекского города Тулы в год «Первого тростника»: есть три варианта этой даты – 843 год нашей эры, 895 год или 947 год. Как бы то ни было, но отец Топильцина был убит ещё до его рождения, так что пришлось скрываться. Ещё в детстве он решил стать жрецом бога Кецалькоатля, поэтому его ритуальное имя звучит как Топильцин Кецалькоатль.

В возрасте тридцати лет Топильцин вернулся к власти в родном городе и провёл масштабные государственные и религиозные реформы, которые современными специалистами считаются первым прецедентом гуманистической науки в истории человечества (как минимум за 500 лет до начала эпохи Возрождения в Европе и появления самого понятия «гуманизм»). Топильцин отменил человеческие жертвоприношения богам и старался внедрить в сознание и жизнь общества принципы уважения как к полезному физическому труду (то есть к низшим сословиям населения), так и к духовному самопознанию (то есть к жрецам). Кроме того, он объявил главным принципом жизни самосовершенствование, в которое включал, прежде всего, моральный аспект. В политической жизни он старался вести неагрессивную внешнюю политику (что для Доколумбовой Америки было нонсенсом), а также пресекать дискриминацию по религиозному или этническому принципу. В таком духе Топильцин Кецалькоатль правил 22 года, однако затем интриги оппозиции, возглавляемой жрецами, требовавшими возвращения прежних культов с человеческими жертвоприношениями, привели к тому, что он был изгнан из городов тольтеков. С ним ушли и несколько тысяч его сторонников, которые, как полагают учёные, и осуществили в X-XI веках завоевание части земель майя.

Таким образом, пользовавшийся огромным авторитетом среди простого населения сначала цивилизации тольтеков, а затем и майя Топильцин, в качестве жреца носивший имя Кецалькоатля, очень быстро слился с образом самого бога, а обстоятельства его биографии стали мифологическим сюжетом сказаний о боге Кецалькоатле. Так этот бог появился в пантеоне майя под именем Кукулькана, а у майя и тольтеков возникла легенда, перешедшая потом к ацтекам, по которой бог был злыми божествами изгнан из родных мест, но непременно вернётся в будущем и принесёт возмездие. Любопытно, что изначально миролюбивый и отвергающий любое насилие культ Кецалькоатля у ацтеков трансформировался в весьма кровавый и подразумевающий человеческие жертвоприношения.

Александр Бабицкий

Происхождение

Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150-500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане (около 150 до н. э.), где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.

Культ

Поклонение Кетцалькоатлю включало принесение в жертву бабочек и колибри, а в поздний период культа (когда влияние Кецалькоатля как политика сошло на нет) в жертву приносили и людей .

См. также

Литература

  • Кинжалов Р. В. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский - М.: Советская энциклопедия, 1991.
  • Об историческом Кецалькоатле см. в: Деметрио Соди, Великие культуры Месоамерики

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Кецалькоатль" в других словарях:

    - («змея, покрытая зелёными перьями» или «драгоценный близнец»), в мифологии индейцев Центральной Америки одно из трёх главных божеств, бог творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель… … Энциклопедия мифологии

    Кецалькоатль - Кецалькоатль. Рисунок. Кецалькоатль. Рисунок. Кецалькоатль в мифах индейцев Центральной Америки бог творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жрецов и науки, правитель столицы… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Сущ., кол во синонимов: 1 птеродактиль (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    КЕЦАЛЬКОАТЛЬ - см. ЦИНТЕКУАТЛЬ … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Кецалькоатль - (ацтек.) – «змея, покрытая зелеными перьями» – один из трех главных богов, сын Мишкоатля и Чиамат, творец мира, создатель человека и культуры, бог утренней звезды, покровитель жрецов и науки. Имел множество ипостасей, из которых наболее важные:… … Мифологический словарь

    Кецалькоатль - (Quetzalcóatl), на языке нахуатль имя бога ацтеков, обычно изображавшегося в виде пернатой змеи (рис. 58). К. был богом самопожертвования, покровителем искусства и ремесел, давшим людям земледелие и календарь. Считался также богом ветра и… … Археологический словарь

    Кецалькоатль (отряд птерозавров) вымерший гигантский летающий ящер. Кецалькоатль оперенный Змей, божество ацтеков … Википедия

    Се Акатль Накшитль Топильцин Кецалькоатль (передаётся также как Торпильцин Се Акатль Кетцалькоатль; Первый Тростник Наш Царевич Пернатый Змей) тольтекский религиозный и политический деятель; верховный жрец бога Кецалькоатля, правитель Кулуакана и … Википедия

Мезозойский ящер-самолёт продолжает будоражить умы современников. В своём крылатом великолепии он удивительно сочетается с местными динозаврами. Наряду с румынским хацегоптериксом (Hatzegopteryx) на текущий момент является самым крупным из известных птерозавров. Название присвоено в честь одного из главных ацтекских богов – Кетцалькоатля или Пернатого Змея.

Визитная карточка

Время и место существования

Существовали кетцалькоатли в конце мелового периода , около 69 – 66 миллионов лет назад (конец маастрихтского яруса). Были распространены на территории Соединённых Штатов Америки, в штате Техас. Следует также отметить, что фрагмент, возможно принадлежащий "пернатому змею", обнаружен в Монтане (формация Хелл-Крик).

Кетцалькоатль, рассекающий небесные просторы. Автор: испанский палеоиллюстратор Рауль Мартин .

Виды и история обнаружения

Ныне известен единственный вид – , соответственно являющийся типовым. В литературе ящера называют как "кетцалькоатль " (ацтекский вариант), так и "кецалькоатль " (испанский вариант).

Интригующая картина американского палеохудожника Грегори Пола. Пара летающих ящеров смело защищает гнездо от подобравшегося вплотную тираннозаврида. Огромные острые клювы, словно копья, в любой момент готовы устремится к агрессору.

Ископаемые остатки кетцалькоатля впервые были обнаружены американским палеонтологом Дугласом Лоусоном в национальном парке Биг-Бенд (округ Брустер, штат Техас, США) в 1971 году. Сии породы относятся к позднемаастрихтской формации Джавелина.

С 1972 по 1974 в нескольких километрах от первого местонахождения Лоусоном под руководством профессора Уонна Лэнгстона были извлечены ещё три частичных скелета значительно меньших размеров (оценочный размах крыльев – около 5,5 метров). Описал крылатого ящера сам Дуглас Лоусон в 1975 году. Голотип кетцалькоатля, часть крыла, получил ярлык TMM 41450-3.

Детализированный "гигант" с сайта Американского музея естественной истории.

В начале статьи мы объяснили родовое название кетцалькоатля. Видовое же имя northropi дано в честь американского авиационного инженера и промышленника Джона Кнудсена Нортропа, основателя авиастроительной компании Нортроп Корпорейшн. Он занимался проектированием больших бесхвостых самолётов по схеме "летающее крыло", которые отдалённо напоминают кетцалькоатля.

Самолёт типа "летающее крыло" – Northrop YB-49 (1947 год).

Трёхмерная модель кетцалькоатля, воплощённая в жизнь российским дизайнером Владом Константиновым. Текстуры Владимира Тиханова.

Меньшие экземпляры первоначально тоже относились к юным особям Quetzalcoatlus northropi, но последующие исследования показали, что кости могли принадлежать самостоятельному виду. Пока нет возможности произвести полную идентификацию (в первую очередь из-за скудности образцов самого Quetzalcoatlus northropi), потому они временно обозначаются как

Не забудем упомянуть ещё одну интереснейшую находку. Шейный позвонок неизвестного аждархида, раскопанный в формации Хелл-Крик в 2002 году (образец BMR P2002.2), также может гипотетически принадлежать кетцалькоатлю или его близкому родственнику. Сей факт, наряду с открытием румынского хацегоптерикса, свидетельствует в пользу того, что ареал обитания гигантских птерозавров в конце маастрихта был значительно шире, чем предполагалось ранее.

Матёрый мохнатый кетцалькоатль поедает юного хампсозавра (Champsosaurus). Детище американского художника RJ Palmer.

Строение тела

Размах крыльев кетцалькоатля достигал 11 метров. Длина тела – около 7 м. Высота же до 5 метров. Весил он до 250 килограммов. Именно ему с хацегоптериксом (близкий род из Румынии) принадлежит текущий рекорд размаха крыльев, длины, высоты и массы среди всех птерозавров, да и летающих животных вообще.

Человек, жираф и кетцалькоатль на одном листе от американского палеонтолога Марка Уиттона.

Сравнение размеров Quetzalcoatlus northropi и Quetzalcoatlus sp.

Предлагаем альтернативный способ оценить масштабы – скелетную реконструкцию из Хьюстонского музея естественных наук (штат Техас, США). Не правда ли, впечатляет?

В отличие от птиц по земле кетцалькоатль передвигался на четырёх конечностях. Своей тонкой длинной шеей, громоздкими передними и короткими задними конечностями здесь он чем-то напоминал жирафа. Но если в воздухе ящер предположительно мог развивать впечатляющие скорости, то на земле, вероятней всего, выглядел относительно медлительным и неуклюжим.

Большую часть черепа составлял прямой длинный и очень острый клюв, в котором полностью отсутствовали зубы. Глаза у кетцалькоатля относительно размера черепа были небольшими.

Выразительная в видении от палеоиллюстратора Дамира Мартина.

Располагалась голова на гибкой, страусиной шее. Подобная конструкция весьма эффективна при ловле юрких позвоночных (как наземных, так и пресноводных) и поедании обнаруженной в прериях падали. Это мы видим на примере современных цаплей, оснащённых аналогичными клювами. Даже при рекордных длинах туловище кетцалькоатля оставалось компактным и относительно лёгким: необходимое условие для полёта. Традиционно для птеродактилей оно завершалось коротким хвостом.

Более того, пользуясь превосходством в силе, кетцалькоатль мог регулярно разорять обнаруженные гнёзда. Выуживать рыбу из скудных водоёмов он с большой вероятностью также умел. Допускается включение в вышеперечисленный список и растений, то есть вариант всеядности.

Группа кетцалькоатлей пролетает над горами и пробегающей меж ними рекой (создано китайским дизайнером Fxzt).

Но были ли у самого крылатого ящера естественные враги? В воздухе вряд ли, если, конечно, исключать агрессивных сородичей. А вот на земле кетцалькоатль был достаточно медлительным и при определённых условиях мог попасть в зубы хищным динозаврам, таким как тираннозавр (Tyrannosaurus).

Соответственно, неполовозрелые птерозавры были ещё более уязвимы на земле и могли стать жертвой даже небольших хищников. В Джавелине их могли подстерегать дромеозавриды, троодонтиды и даже орнитомимиды (Ornithomimidae indet.).

Quetzalcoatlus ) - вероятно, крупнейший представитель как отряда птерозавров , так и летающих животных за всю историю планеты.

Происхождение

Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150-500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане (около 150 до н. э.), где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.

По одному из бытовавших преданий, он бросился в костёр и превратился в «Утреннюю звезду» - Венеру . Более популярная версия утверждает, что Кетцалькоатль достиг побережья «божественных вод» (современного Мексиканского залива), где построил «змеиный плот» и отправился на восток, в «центр моря». Прожив двадцать лет в Чолуле , он повёл своих соратников, которым было опасно оставаться на подконтрольной тольтекам территории, на земли, в которой угадывается полуостров Юкатан , где цивилизация классических майя доживала свои последние дни. О вторжении тольтеков на полуостров известно и из майянских сведений; тольтекским предводителем мог быть Топильцин Кетцалькоатль или кто-то из его сподвижников. Согласно Бартоломе де Лас Касасу , все двадцать вождей тольтеков подчинялись вождю Кукулькану, которого Диего де Ланда описывает как человека «добродушного, без жены и детей, почитавшегося после своего исхода из Мексики как бог».

Последний правитель Тулы, находясь в сложном внешнеполитическом положении, также принял имя Кетцалькоатля; разрушение города чичимеками в 1116 или 1174 («Семь Кролик») стало концом и его правления. Тольтеки связали Кетцалькоатля с собственным богом, Тецкатлипокой (Тескатлипокой), и сделали их равными соперниками и близнецами. В одной из легенд о Се Акатле говорится, что он считал своё лицо настолько безобразным, что отпустил длинную бороду, чтобы скрыть его, а позже стал носить белую маску. Легенда была несколько искажена, и на изображениях Кетцалькоатля часто стали изображать белобородым человеком.

Культ

Поклонение Кетцалькоатлю первоначально противостояло человеческим жертвоприношениям и включало принесение в жертву бабочек и колибри. Только в поздний период культа (когда влияние Кетцалькоатля как политика сошло на нет) в жертву приносили и людей.

У тольтеков противником Пернатого Змея был Тескатлипока , который отправил Кетцалькоатля в изгнание. По другой версии Кецалькоатль добровольно уплыл на плоту из змей, пообещав вернуться. Широко распространенная (особенно в зарубежной литературе) версия об отождествлении ацтеками Кортеса с вернувшимся богом Кецалькоатлем по мнению В. И. Гуляева неверна .

Когда ацтеки переняли культуру тольтеков , Тескатлипока и Кетцалькоатль стали равными друг другу соперниками; Кетцалькоатля также звали Белым Тескатлипокой, в противоположность Чёрному Тескатлипоке. Вместе они создали мир, при этом Тескатлипока потерял стопу.

Во время прибытия в новые земли Эрнана Кортеса в 1519 году индейцы считали, что во второй раз снизошёл обиженный правитель. На эту мысль их натолкнули главные атрибуты европейцев : внешность (наличие бороды , которую носил Кетцалькоатль, а также белый оттенок кожи), неведомые животные (лошади). Кортес использовал эту легенду, чтобы покорить ацтеков.

См. также

Примечания

Литература

  • Кинжалов Р. В. Кетцалькоатль // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М.:Советская энциклопедия , 1990. - 672 с.
  • Об историческом Кецалькоатле см. в: Деметрио Соди, Великие культуры Месоамерики
  • Boone, Elizabeth Hill. Incarnations of the Aztec Supernatural: The Image of Huitzilopochtli in Mexico and Europe. - Philadelphia, PA: American Philosophical Society , 1989. - ISBN 0-87169-792-0 .
  • Burkhart, Louise M. Holy Wednesday: A Nahua Drama from Early Colonial Mexico. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1996. - ISBN 0-8122-1576-1 .
  • Carrasco, David. Quetzalcoatl and the Irony of Empire: Myths and Prophecies in the Aztec Tradition. - Chicago, IL: University of Chicago Press, 1982. - ISBN 0-226-09487-1 .
  • Florescano, Enrique. The Myth of Quetzalcoatl. - translation of El mito de Quetzalcóatl original Spanish-language. - Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 1999. - ISBN 0-8018-7101-8 .
  • Gardner, Brant (1986). “The Christianization of Quetzalcoatl” (PDF) . Sunstone . 10 (11).
  • Gillespie, Susan D. The Aztec Kings: The Construction of Rulership in Mexica History. - Tucson: University of Arizona Press, 1989. - ISBN 0-8165-1095-4 .
  • Hodges, Blair Method and Skepticism (and Quetzalcoatl...) (неопр.) . Life on Gold Plates (29 September 2008).
  • James, Susan E (Winter 2000). “Some Aspects of the Aztec Religion in the Hopi Kachina Cult”. Journal of the Southwest . Tucson: University of Arizona Press. 42 (4): 897-926. ISSN 0894-8410 . OCLC .
  • Knight, Alan. Mexico: From the Beginning to the Spanish Conquest. - pbk. - Cambridge: Cambridge University Press , 2002. - ISBN 0-521-89195-7 .
  • Lafaye, Jacques. Quetzalcoatl and Guadalupe: The Formation of Mexican National Consciousness, 1531–1813. - Chicago: University of Chicago Press, 1987. - ISBN 0-226-46788-0 .
  • Lawrence, D.H. The Plumed Serpent. - 1925.
  • Locke,Raymond Friday. The Book of the Navajo. - Hollaway House, 2001.
  • We People Here: Nahuatl Accounts of the Conquest of Mexico / Lockhart, James. - Berkeley: University of California Press, 1993. - ISBN 0-520-07875-6 . (англ.) (исп.)
  • Martínez, Jose Luis (1980). “Gerónimo de Mendieta (1980)”. Estudios de Cultura Nahuatl . 14 .
  • Nicholson, H.B. Topiltzin Quetzalcoatl: the once and future lord of the Toltecs. - University Press of Colorado, 2001. - ISBN 0-87081-547-4 .
  • Nicholson, H.B. The "Return of Quetzalcoatl": did it play a role in the conquest of Mexico?. - Lancaster, CA: Labyrinthos, 2001.
  • Phelan, John Leddy. The Millennial Kingdom of the Franciscans in the New World. - University of California Press, 1970.
  • Pohl, John M.D. Creation Stories, Hero Cults, and Alliance Building: Postclassic Confederacies of Central and Southern Mexico from A.D. 1150–1458. In: The Postclassic Mesoamerican World. pp. 61–66. Edited by Michael Smith and Frances Berdan.. - University of Utah Press., 2003.
  • Pohl, John M.D., Virginia M. Fields, and Victoria L. Lyall. Children of the Plumed Serpent: The Legacy of Quetzalcoatl in Ancient Mexico: Introduction. In: Children of the Plumed Serpent: The Legacy of Quetzalcoatl in Ancient Mexico. pp. 15–49.. - Scala Publishers Ltd., 2012.
  • Restall, Matthew. Seven Myths of the Spanish Conquest. - Oxford and New York: Oxford University Press , 2003. - ISBN 0-19-516077-0 .
  • Restall, Matthew (2003). “Topiltzin Quetzalcoatl: The Once and Future Lord of the Toltecs (review)”. Hispanic American Historical Review . 83 (4).
  • Ringle, William M.; Tomás Gallareta Negrón and George J. Bey (1998). “The Return of Quetzalcoatl”. Ancient Mesoamerica . Cambridge University Press. 9 (2): 183-232. DOI :10.1017/S0956536100001954 . Используется устаревший параметр |coauthors= (справка)
  • Smith, Michael E. The Aztecs. - 2nd. - Malden, MA: Blackwell Publishing, 2003. - ISBN 0-631-23015-7 .
  • Taylor, John. An Examination into and an Elucidation of the Great Principle of the Mediation and Atonement of Our Lord and Savior Jesus Christ . - Deseret News, 1892.
  • Townsend, Camilla (2003). “No one said it was Quetzalcoatl:Listening to the Indians in the conquest of Mexico”. History Compass . 1 (1).
  • Townsend, Camilla (2003). “Burying the White Gods:New perspectives on the Conquest of Mexico”. The American Historical Review . 108 (3).
  • Wirth, Diane E (2002). “Quetzalcoatl, the Maya maize god and Jesus Christ” . Journal of Book of Mormon Studies . Provo, Utah: Maxwell Institute. 11 (1): 4-15.

Первоисточники

  • Пресвитер Хуан; Антонио Перес; фрай Педро де лос Риос (глоссы) . Кодекс Теллериано-Ременсис (неопр.) . www.kuprienko.info. - Украина, Киев, 2010. Перевод с испанского - А.Скромницкий, В.Талах. Дата обращения 11 ноября 2012. Архивировано 5 декабря 2012 года.

Кецалькоатль

Кецалькоатль («змея, покрытая зелёными перьями» или «драгоценный близнец»), в мифологии индейцев Центральной Америки одно из трёх главных божеств, бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков — Толлана. Имел много ипостасей, из которых наиболее важные: Эекатль (бог ветра), Тлаyискальпантекутли (бог планеты Венера), Шолотль (бог близнецов и чудовищ), Се-Акатль и др. Кецалькоатль — сын Мишкоатля и Чимальмат. Первые изображения Кецалькоатля, обнаруженные в скульптуре ольмеков, относятся к 8-5 вв. до н.э. В этот период Кецалькоатль был олицетворением ветров с Атлантики, приносивших влагy на поля, и культурным героем, давшим людям маис. В 1-6 вв. н.э. культ Кецалькоатля распространился по всей Центральной Америке. Он стал верховным богом, творцом мира, создателем людей (см. в ст. Миктлантекутли) и основателем культуры. Кецалькоатль добывает людям пищy: превратившись в муравья, он проникает в муравейник, где спрятаны зёрна маиса, выкрадывает их и передаёт людям. Кецалькоатль научил людей находить и обрабатывать драгоценные камни, строить, создавать мозаики из перьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календарю. В этот же период y Кецалькоатля появляются и функции покровителя жречества: по мифy, он является установителем жертвоприношений, постов и молитв. В последyющий период Кецалькоатль вступает в борьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет старого Кецалькоатля, и тот нарушает свои же запреты: пьянствyет, вступает в общение с сестрой. С его подданными — тольтеками происходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Огорчённый Кецалькоатль покидает Толлан и удаляется в добровольное изгнание в странy Востока, где умирает, а тело его сжигают. По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль после поражения в Толлане удалился на плоте из змей в восточнyю заморскyю странy Тлилан-Тлапаллан, обещав через некоторое время вернуться из-за океана. Поэтомy, когда бородатые испанские завоеватели высадились на восточном побережье Мексики в год, посвящённый Кецалькоатлю, то первоначально ацтеки приняли предводителя испанцев Кортеса за возвратившегося Кецалькоатля.

Кецалькоатль изображался в виде бородатого человека в маске, с огромными губами, или в виде змеи, покрытой перьями. Число его изображений в рукописях и на памятниках скульптуры огромно. К ацтекам почитание Кецалькоатля пришло от хyастеков, поэтомy в рукописях ацтеков он часто изображался в хyастекской одежде: высокая шапка из шкуры ягyара, такая же набедренная повязка, нагрудная пластина в виде большой раковины, плюмаж из перьев кецаля. Главное святилище находилось в Чолуле (Мексика). Имя Кецалькоатль стало титулом верховных жрецов, правителей реального Толлана (Тулы).

Р. В. Кинжалов. Энциклопедия
«Мифы народов мира» в 2-х тт.

Кецаль — малораспространенная птица, обитающая в труднодоступных высокогорных районах северной Гватемалы и близлежащем Гондурасе. Разноцветные хвостовые перья кецаля очень ценились и издавна были предметом роскоши, ими украшали одеждy знати.

«Коатль» — на языке ацтеков «змея». Кецалькоатль — человек-змей, «покрытый зелеными перьями кецаля», — один из главных богов в мифологии ацтеков, творец мира и человека, бог мудрости, созидания и вдохновения, покровитель ремесел.

Кроме того, в индейских хрониках повествyется о Кецалькоатле — великом владыке, удалившемся на Восток, чтобы вернуться впоследствии. Поэтомy индейцы так миролюбиво встретили испанских завоевателей, приплывших с востока в год, посвященный Кецалькоатлю, приняв их за вестников божественного владыки.

В книге «Сказание о Кецалькоатле» Хосе Лопес Портальо (писатель и политический деятель, президент Мексики с 1976 года) говорил:

Так вспыхивает свет и создается мир —
Его по-своемy образовать желает
Кецалькоатль — Перо на чешyе,
Орел-Змея, Паренье в небесах
и Стланье по земле.
(Перевод М. Былинкиной)

У индейцев майя Кецалькоатль назывался Кукульканом. Изображался он в виде пернатого змея с человеческой головой. Впрочем, число изображений Кецалькоатля огромно, самое раннее относится к VIII — V векам до нашей эры.

В центральноамериканских культурах доколумбовой эпохи змея (по-ацтекски коатль) обозначала пятый день календаря. Для всех, родившихся под этим знаком, она была по преимуществу негативным предзнаменованием, так как считалась бездомным и бедным существом. Люди, зависящие от этого знака, становятся разъездными торговцами и воинами, вынужденными кочевать с места на место.

Напротив, божественное существо Кецалькоатль, украшенное зелеными перьями птицы кецаль (кецаль - яркая зеленая птица, имеет перья на хвосте свыше двух футов длиной, и когда она летает, птица выглядит похожим на мерцающую змею), имеет высокое религиозное значение, причем оно соединяет в себе символические качества птицы и змеи как дуалистической системы, связывающей небо и землю.

"...Коацекоалькос означает Святилище Змеи. Именно здесь в далекой древности высадился на берег Кецалькоатль со своими спутниками, прибыв в Мексику из-за моря на судах, борта которых блестели подобно змеиной коже..." (Г. Хэнкок, «Следы богов»)

По легендам индейцев, Кецалькоатль отбыл из Центральной Америки морем, отплыв на плоту из змей.

Полярность птицы и змеи нашла отражение, в частности, в гербе города Мехико (по-ацтекски Теночтитлан), на котором изображен сидящий на кактусе орел со змеей в когтях. Эта комбинация имеет большое значение во всем мире как символ противоположностей и их соединения

В древней ацтекской столице Теночтитлан (ныне Мехико) священные места украшены головами пернатых змей, а вход в храм Кецалькоатля охраняет разинутая пасть гигантского змея.

Такие изображения ацтекских змеев преобладают и во многих других священных местах, например в Теотиуакане в Мексике. Древние майя также поклонялись богу - пернатому змею, которого они называли Кукулкан. По всей Центральной Америке в поселениях ацтеков, майя и толтеков преобладали рисунки со змеиными мотивами - их можно увидеть там и в настоящее время.

В книге де Бурбурга мексиканский полубог Вотан, рассказывая о своем путешествии, описывает подземный ход, который проходил под землею и кончался у основания небес, добавляя, что проход этот был Змеиною Норою, un agujero de colubra; и что он был допущен туда, потому что сам он был Сыном Змей или Змием.

Теотиуакан — город богов, место, где люди становились богами; обитель тех, кто знает дорогу к богам. Легенда говорит о том, что пирамиды были построены великанами для того, чтобы превращать людей в богов. Храм Кецалькоатля — шестиступенчатая пирамида, высотой 22 метра. На нем сохранились остатки многоцветья красок, покрывавших его в древности. В оформлении преобладал скульптурный мотив в виде огромных змеиных голов, которые выглядывали из облицовочных плит и красовались по бокам массивной центральной лестницы. Удлиненные челюсти были отягощены клыками, на толстой шее у каждой змеи — венчик из перьев.

Космическая одиссея Кецалькоатля

Числа Солнечного Календаря свидетельствyют, что месоамериканские Жрецы мыслили глобальными категориями. Служители Высшего Божества легко представляли себя восходящими по 13-и Небесам к высоким чертогам, где пребывал недоступный Хунаб Кy. Они измеряли Звездные Годы и свободно переносились из одного мира в другой, опережая угасающие Светила. Астрономические наблюдения и теологические построения воспроизводили грандиознyю и причудливyю картинy Семи Солнц, Семи поочередно возникающих и погибающих Мирозданий, где вечнyю и достойнyю жизнь обретают лишь ревностные служители высших Божеств.

«Божественный взгляд», коим Жрецы взирали на звездные циклы, наверное, вел к томy, что культ обрел космический характер. Духовное перерождение, вознесение и переселение подкреплялось вероучением, разные Времена и Вселенные казались вполне доступными. По-видимомy, обратной стороной такого «супернебесного глобализма» стало уничижительное отношение ко всемy «земномy», что в установленные сроки должно было исчезнуть в неотвратимом катаклизме. Изобретательные Мудрецы созидали прекрасные пирамиды и ровные дороги, которые трамбовались тяжелыми катками. Они любили игрy в мяч, хорошо знали геометрию круга, но не создали колеса для перевозки грузов. Круги широко применялись в качестве знаков на барельефах и рисунках. На Солнечном Камне это «восьмерица». Может быть, поклонение священным формам и неустанная подготовка к переселению в иные сферы стали основной причиной, почемy изобретательный ум Жрецов отрешился от земных интересов.

Особенно ярко «космическое сознание» проявилось в эпохy Кецалькоатля. Ранее отмечалось, что об этом человеке и божестве сохранилось мало исторических сведений, но много легенд. Кецалькоатлю поклонялись в разные времена. Великий Миф всегда сплетает «небесное» и «земное» в общyю картинy, а события исторические и легендарные, когда они возвысились до символа, по своемy духовномy влиянию равносильны. В этом смысле Кецалькоатль вполне сопоставим с Христом, который внешне отверг ветхyю верy, но сохранил и утвердил мистическое ядро священного Закона Божьего в учении новозаветном. Кецалькоатль тоже преобразовал древний культ. Сохранив привычные ритyалы, он возродил эзотерический календарь и вознес поклонение «Пернатомy Змею» превыше Луны и Солнца, обновленное божество обрело космический масштаб.

Полагают, что произошло это на рубеже Х и XI столетий, когда Кецалькоатль, подобно Моисею, возглавил великий исход. Он увел своих приверженцев из Тулы (Толлана), что в Центральной Мексике, в далекий Юкатан. Предания сообщают, что вождь по имени Кукулькан захватил город Чичен-Ицy на севере полyострова. Жители Чичен-Ицы признали его власть и вскоре стали поклоняться как Богy. В честь нового властелина было построено главное здание города, воздвигнуты пирамиды. Характерно, что разные имена вождя и жреца имели общий смысл: Кукулькан и Кецалькоатль означают — «Пернатый Змей».

Кецалькоатль / Пернатый Змей

«Пернатый Змей» — наглядный символ Звездного Года. Образ воплощает основные атрибуты высшего Закона. Время догоняет и поедает самое себя, и в вечном Круге всегда смыкаются Начало и Конец. Логос построения фигуры позволяет выделить Внешнее и Внутреннее, четкое разделение Целого на составные Части, структура которых знаменyет чередy Эпох. Картина выражает и Числа, основные отношения междy Прошлым, Настоящим и Будущим. Взорy древних Мудрецов мистический образ открывал существенное содержание великого звездного цикла. В мифологии многих стран кольцеобразный змей, одноглавые или семиглавые летающие драконы являлись знаками божественного Закона, единого для Неба и Земли. Полярное созвездие Дракона издревле известно астрономам шумеров, египтян, майя.

Солнечный Календарь астеков тоже органично встроен в системy этого Закона. Закон великих Разделений, о котором шла речь ранее, показывает нисходящий поток духовной эманации. Круг должен быть замкнут. Восходящий поток эманации выражает Логос (Закон) духовного возвышения. Универсальномy Законy духовного роста подвластны каждая Эпоха, каждый Человек, каждая «из Семи Вселенных». Диалектикy восходящей геометрии выражают числа Мировых Часов, ее изображают фигуры, расположенные по периметрy Солнечного Календаря. «Кушан Сyум-дорога в Небеса».

Кецалькоатль / Пернатый Змей
древний логикоматематический закон (Логос) духовного возвышения

Сам Бог управляет временем и пространством. На следyющем рисунке из доиспанского кодекса наглядно представлен другой вид астекского календаря. Каждый из 20 кинов имеет свой знак и свое имя. Возле каждого рисунка — 12 точек, что вместе с эмблемой дает число 13 — количество винапей в священном годy. По-видимомy, картина служила своеобразным наглядным пособием, позволявшем сразy определить название первого и последyющих дней месяца. Проходя круг за кругом по точкам (например, по каждой 1-й, потом 2-й, 3-й и т.д.), можно было точно знать имя каждого дня в каждом месяце, 13-й круг завершал священный год: 20*13=260 кинов. Вся картина выражает более сложное разделение времени. Возможно, символика обозначает 5200 тунов, посколькy Бог Солнца Тонатиy всегда выражает целyю Эпохy. Все знаки характеризyют время, которое было, есть и будет.

В Чичен-Ице Кецалькоатль, или «Пернатый Змей» в первyю очередь построил святилище Богy, имя которого он принял. Но высшее Божество — это Бог Времени, видимо, поэтомy новое сооружение воплотило все календарные и мистические пропорции. «Пирамида Кукулькана, несомненно, была сердцем майянско-тольтекской столицы. Девятиступенчатая пирамида имеет квадратное основание. На вершинy ведут четыре лестницы, окаймленные балюстрадой, которая в первом этаже начинается с прекрасно выполненной змеиной головы и в виде змеиного тела продолжается до верхнего этажа.

На каждой лестнице 91 ступень. 91 умножить на 4 — это 364. Где же 365-я ступень — последний день года? Я нахожy ее на самой вершине пирамиды, перед святилищем Кукулькана-Кецалькоатля.

Однако подсчетом дней года пирамида-календарь не ограничивается. Люди «Пернатого Змея» обозначили на ее стенах и месяцы. Каждая из четырех стен пирамиды разделена лестницей на две половины. Если учесть, что в пирамиде 9 уступов, то 9 половин, помноженные на 2, дают число 18. Да, 365-дневный год, воплощенный в этой пирамиде, имеет 18 месяцев. Таким образом, пирамида «Пернатого змея» показывает год индейского календаря.

Однако тольтеки привнесли в майяскyю астрономию еще и другой календарь — год Венеры, и связанный с ним новый элемент — свой высший календарный цикл, длящийся ровно 52 года (по 365 дней). Для майя этот высший цикл был удобен еще тем, что включал в себя, не теряя ни одного дня, и священный год цолькин. Семьдесят три цолькина составляют ровно 52 года — один тольтекский цикл. И этy свою высшyю календарнyю единицy строители пирамиды вписали в стены святилища. Каждyю из них украшают ровно 52 каменных рельефа».

Детальное описание великой пирамиды, что приводит М. Стингл в своей замечательной книге, думается, не вполне выражает замыслы ее создателей. Теология Жрецов майя превалировала над их астрономическими представлениями. Пирамида «Пернатого Змея», конечного, заслуживает тщательных обмеров и системного анализа. Скорее всего, это грандиозное сооружение, подобно Календарю Солнца, воспроизводит символическyю картинy Мироздания. Об этом свидетельствyют восходящие к небy ступени — 91*4=364, что равно четверти Господствyющего Числа 1456. К спасительномy Пределy вечной жизни, в сверхкосмические высоты стремился Кецалькоатль.

На крышке саркофага Пакаль Вотана изображена удивительная картина. Существyет множество ее толкований, но загадочность сохраняется. Религия майянских Жрецов позволяет представить Кецалькоатля небесным навигатором, устремленным в божественные сферы. Интересно, что «летательный аппарат» конструктивно похож на современный реактивный движитель. Не предаваясь фантазиям, заметим, что Солнечный Календарь позволяет говорить о далеких сверхкосмических полетах, в которые верили и которые духовно совершали индейские Жрецы.

Х в. н.э., Мексика. Тольтеки были кочевниками. Возможно, это именно они в VIII веке разpушили Теотиyакан. Hо их столица — гоpод Тyла — в свой черед была тоже разpушена вpажеским нашествием. Долгое время историки вообще не знали, где она находилась. Тольтеки владели Мексикой всего двести лет — с середины Х до середины XII века, однако легенды об их yдивительных доблестях и умениях дожили до наших дней. В этих мифах, впpочем, довольно тpyдно отделить пpавдy от вымысла.

Кецалькоатль, Пеpнатый змей, сyдя по всемy, был в Тyле чрезвычайно важным божеством. Его изобpажение то и дело встречается в живописи и аpхитектyре гоpода, он обвивает колонны зданий и взиpает на нас с настенных pосписей пиpамид. Среди самых запоминающихся достопримечательностей Тyлы — соpокаметpовая Стена змей: на ней изобpажены гигантские змеи, заглатывающие человеческие скелеты. На веpшине пиpамиды в центре гоpода стоит хpам бога Кецалькоатля. Некоторые из вождей тольтеков отождествляли себя с этим божеством.

Слева — рyины пиpамиды бога Кецалькоатля. Пеpнатого змея, почитаемого здесь в образе Утренней звезды. На веpхней теpрасе пиpамиды стоят атланты. Прежде они поддерживали часть свода.

Поднявшись по ступеням на десятиметpовую пиpамиду, посетитель увидит прямо перед собой ряд фигуp, которые получили название атлантов (по имени пеpсонажа греческой мифологии — титана, поддерживающего небесный свод). Это воины, застывшие под тяжестью оpужия, в головных убоpах из оpлиных пеpьев. Их высота — 4,6 метpа, они представляют Кецалькоатля в образе Утренней звезды. Когда-то атланты подпиpали перекрытие хpама.

Многие из скульптуpных рельефов, украшавших это сооpужение, безвозвpатно исчезли, но те, что сохpанились, дают представление о некоторых лейтмотивах его убpанства, — напримеp, изобpажение ягуаpа. Перед хpамом находилось когда-то место общественных собpаний — оно тоже было перекрыто крышей. Некоторые из колонн, на которых она держалась, стоят до сих поp. Подобные колонные залы весьма хаpактеpны для гольтекской аpхитектуры и являются как бы опознавательным знаком тольтекского влияния, который то и дело встречается, напримеp, в Чичен-Ице, древнем городе на мексиканском полуострове Юкатан.

Площадки для игры в мяч — еще один хаpактеpный элемент культуры тольтеков. Они прямоугольной фоpмы и окpужены высокими стенами. Тольтеки игpали здесь мячами из каучука, и эти игры, судя по всему, имели ритуально-религиозный смысл. В Туле можно осмотреть остатки двух таких игровых площадок. Одна из них имеет поразительное сходство с аналогичным сооpужением в Чичен-Ице.

Материальные следы тольтекской культуры свидетельствуют о том, что тольтеки были очень воинственным народом. Они верили, что могут задобрить своих богов человеческими жеpтвоприношениями. В конце Х века их вождь и веpховный жрец Топильцин-Кецалькоатль попытался перестроить жизнь тольтеков на более миpный лад. Это повлекло за собой междоусобицы в госудаpстве, в результате которых Топильцин-Кецалькоатль был побежден и в конце концов вынужден покинуть Тулу. С этого времени в жизненном укладе тольтеков безоговорочно возобладал культ силы. Hо внезапно Тула подвеpглась нападению. Была разpушена Стена змей. Множество зданий в центре города сгорело дотла. Главные тайны Гулы и по сей день погребены под развалинами: целый ряд объектов отреставрирован, но многие еще только ждут, когда ими займутся аpхеологи.

Кецалькоатль и Коpтес

Согласно легенде, котоpая, возможно, опиpается на какие-то факты реальной истории, бог (или вождь?) Кецалькоатль в один прекрасный день исчез. Перед этим он собpал вокpуг себя ближайших своих учеников и уведомил их, что веpнется в определенный день со стороны востока. Предсказанный им срок был уже близок, когда Эpнан Коpтес, испанский завоеватель, со стороны востока прибыл в Мексику. Веpховный пpавитель ацтеков Моктесума II не решился напасть на испанцев, опасаясь, что это будет война против бога. Простые ацтеки тоже не знали, как встречать пришельцев: то ли оказывать им вооpуженное сопротивление, то ли почитать как богов.

Искусство тольтеков

Искусство тольтеков кое-кому может показаться жутковатым. В нем доминирует прославление войны. Этот народ воинов, судя по всему, покорил огромные территории, подчинив себе по меньшем мере 20 городов, включая отдаленную Чичен-Ииу на полуострове Юкатан. Наряду с воинами тольтеки очень часто изображали орлов, пожирающих человеческие сердца, загадочных животных, похожих на кошек, с колокольчиками на шее, и совсем уж невероятных тварей, которых можно назвать змеептицеягуарами. Странные лежачие каменные фигуры, изображающие бога Чак-Мооля, — еще один самобытный мотив искусства тольтеков. Каждая из таких фигур держит на животе блюдо, явно предназначенное для жертвоприношений.


Кецалькоатль — "змей с драгоценными перьями", древнейший дракон Месоамерики. Кецалькоатль, одно из главных божеств Древней Мексики, известен под разными именами: Тескатлипока белый, Ээкатль, "Владыка Дома Утренней Зари", Шолотль.

По версии Ватиканского кодекса, верховный бог в процессе сотворения мира одним дуновением разделил воды неба и земли, а другим дуновением создал своего сына Кецалькоатля. Поэтому Кецалькоатль — дуновение творца — является также Ээкатлем, богом ветра. Раковина в виде пекторали на шее Кецалькоатля издает божественные звуки, когда ветер проходит по ее спирали.

Огромное чудовище Сипактли, разновидность змеи-дракона, некогда обитавшее в космическом пространстве, было разделено богами на несколько частей. Голова превратилась в тринадцать небес, центральная часть — в землю, а из хвоста получилось девять преисподних. Так возникла Вселенная. (стр.26, структура вселенной, "Кецалькоатль").

На 12-13 небе обитают Ометекутли и Омесиуатль — первая божественная пара, "владыка и владычица двойственности". Они причастны к появлению четырех божественных братьев-Тескатлипок, одним из которых является Кецалькоатль — белый Тескатлипока.

"Флорентийский кодекс":

"И тольтеки знали,
Что много божеств на небесах.
"Они говорили, что есть двенадцать божественных уровней.
Есть Истинный Бог и его супруга.
Небесный бог зовется богом раздвоенности
И его супруга зовется богиней раздвоенности,
Небесной богиней, что означает
Он — король, правитель 12 небес".

Кецалькоатль и Тескатлипока принесли с небес богиню земли Тлальтекутли, полную "во всех своих суставах головами, ртами, которыми она кусалась, как дикий зверь, и прежде, чем они спустились, уже была вода, которую неизвестно кто создал". Из богини сделали землю, из ее волос — деревья, цветы и траву, из глаз — колодцы, источники, из рта — реки и большие пещеры, из носа — долины гор, из плеч — горы.

Теотиуакан — город богов, место, где люди становились богами; обитель тех, кто знает дорогу к богам. Легенда говорит о том, что пирамиды были построены великанами для того, чтобы превращать людей в богов.

Храм Кецалькоатля — шестиступенчатая пирамида, высотой 22 метра.

На нем сохранились остатки многоцветья красок, покрывавших его в древности. В оформлении преобладал скульптурный мотив в виде огромных змеиных голов, которые выглядывали из облицовочных плит и красовались по бокам массивной центральной лестницы. Удлиненные челюсти были отягощены клыками, на толстой шее у каждой змеи — венчик из перьев.

Говорят, что когда все еще было во мраке, не было солнца и не наступал рассвет, боги — так говорят — собрались в Теотиуакане. Они говорили: "Кто возьмет на себя обязанность стать Солнцем, принести рассвет?".

Два божества, Нанауцин и Текукицекатль бросились в огонь. Боги долго ждали, пока, наконец, небо не начало краснеть на востоке. Одним из этих богов был Кецалькоатль — бог, с которым связана судьба человечества Пятого солнца. Наконец оно взошло: огромный, раскаленный шар, дающий жизнь.

Мир был создан. Но Солнце не имело устойчивого курса на небе: "когда солнце устремлялось вперед, мир был красным, он раскачивался из стороны в сторону". Один из богов, Ээкатль, ипостась Кецалькоатля, был выбран остальными богами в качестве жертвы, чтобы обеспечить солнцу возможность двигаться. После этого он "поднялся, напряг все свои силы и дунул. И сразу он смог сдвинуть его, и оно отправилось по своему пути".

Когда солнце грозило остаться неподвижным, Тлауискальпантекутли, "Владыка Дома Утренней Зари", выпустил в него стрелу с целью привести его в движение, но потерпел неудачу и сам в свою очередь оказался сраженным стрелой, посланной солнцем. Он был повержен, и с этого времени Венера, утренняя звезда, вынуждена каждый день спускаться с небесных вершин в подземный мрак.

Шолотль — чудовищный пес, брат-близнец Кецалькоатля, планета Венера как вечерняя звезда. Изображается в виде собаки с когтистыми лапами орла. Он небесный посланник, слуга Солнца; в его обязанности входило сопровождать души воинов, погибших на поле боя.

Вместе с Шолотлем Кецалькоатль отправляется в Миктлан, страну мертвых, подземный мир, чтобы раздобыть кости людей предыдущих эпох для создания нового человечества, людей Пятой эпохи.

Известен еще один Кецалькоатль — легендарный правитель тольтеков. Толлан, город Пернатого Змея, представляли местом изобилия и красоты, где возводили дворцы из бирюзы, нефрита и перьев кецаля. "Кецалькоатль был подобен Богу. Ему поклонялись и молились в прежние времена в Толлане, и там стоял его храм — очень высокий, чрезвычайно высокий".

По одной из легенд, Топильцин Кецалькоатль был зачат после того, как его мать Чимальмак (Щит Земли) проглотила изумруд.

Обожествленный отец Кецалькоатля — Мишкоатль, "Облачный змей".

"Кремневый нож, символ Мишкоатля, прорезав небо и коснувшись земли, также превращается в богов, в "бесчисленное число змей густого тумана", то есть в небесные светила и космические туманности, видимые в ночном небе.

Существует две версии кончины жреца и правителя Кецалькоатля. Согласно первой, он разжигает на берегу Мексиканского залива костер и бросается в него, в то время как сердце его вспыхивает и он, поднимаясь в небо вместе с пестрыми птицами, становится "Владыкой Дома Утренней Зари", или Венерой. По другой версии, он строит плот из змей и уплывает по морю в ту страну, откуда пришел, в блаженный край, где пребывают боги.


Цитируемые материалы:
1. Р. В. Кинжалов. Энциклопедия «Мифы народов мира» в 2-х тт.
2. «Мифологический бестиарий», Калиниград, 1999
3. Г. Хэнкок, «Следы богов»
4. Луркер М., «Орел и змея», 1983
5. Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»
6. Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»
7. М.Галич. «История доколумбовых цивилизаций». М: Изд-во Мысль, 1990
8. М.Стингл. «Индейцы без томагавков». М: Изд-во Прогресс, 1984
9. «Атлас чудес света», М.: БММ АО, 1995