Буддизм храмы названия. Буддийские храмы и монастыри

Буддизм в наши дни является одним из самых популярных религиозно-философских течений в мире. Его исповедуют как умудренные опытом люди, так и молодежь, привлекаемая невероятной эстетикой и возможностью прикоснуться к сакральным знаниям, передающимся из поколения в поколение многие сотни лет. Буддизм зародился в 5 веке до н.э. на территории современной Индии. Учение, основанное Сиддхартхой Гаутамой, более известным под именем Будда, предлагает своим последователям достичь нирваны, оставив страдания и цикл перерождения. По некоторым подсчетам, число буддистов во всем мире достигает 500 миллионов. Естественно, что для такого количества верующих необходимо соответствующее количество храмов. Некоторые из них более популярны, чем другие. Мы собрали подборку самых известных буддийских храмов.

Храм отражения в спокойном море (вдумайтесь, какое прекрасное название!) является одной из важнейших святынь Южной Кореи. Здесь хранится интересный артефакт — Трипитака Кореана. Это 80 табличек, содержащих мудрость буддизма. Храм построен в 802 году, но до наших дней дошла его реконструкция, созданная в 19-м веке, так как ему пришлось пережить масштабный пожар.

Расположенный на западной стороне реки Чапхрая, храмовый комплекс входит в число архитектурных жемчужин Сиама. Центральным зданием Храма Солнечного Восхода является 79-метровая пагода, искрящаяся на солнце разными цветами. Несмотря на свое название, Ват Арун лучше всего наблюдать в лучах заходящего солнца. Храм является архитектурным представлением горы Меру, считающейся центром Вселенной в буддийской космологии.

Храм, носящий имя «Великая ступа в Лао» — один из самых почитаемых в Лаосе. Он находится в Вьентьяне и представляет собой ступу с несколькими террасами, символизирующими уровни духовного просветления в буддизме. Низший уровень -материальная жизнь, высший — мир небытия. Храм построен в 16 веке на развалинах кхмерского святилища. В 1828 году он значительно пострадал после сиамского вторжения и был восстановлен французами в 1931 году.

Говоря о буддизме, нельзя не вспомнить Тибет — страну, пронизанную духовной мудростью этого учения. Лхаса — центр не только Тибета, но и всего тибетского буддизма, привлекающий ежегодно тысячи паломников со всего мира. Храм был построен королем Сонгцэн Гампо в 7-м веке. Монголы, напавшие на Лхасу, разоряли его несколько раз, но оставили здание не тронутым. Сегодня храмовый комплекс занимает территорию более 25 000 кв. метров.

«Великий восточный храм» в Нара — это один из самых необычных буддийских храмов Японии и самый крупный храм в мире, состоящий из дерева. Он построен в 8-м веке императором Сёму в качестве главного храма, однако с тех времен сохранилось мало что. Он состоит из комплекса пагод и различных построек и окружен парком, в котором живут священные олени, не боящиеся людей. Здесь также находится одна из самых больших статуи Будды в Японии.

Расположенный в пригороде Катманду храм Боднатх известен во всем мире тем, что является самой большой ступой. Его окружают монастыри различных школ и течений буддизма, и все, кто в них проживает, приходят на поклонение в Боднатх. Ступа построена в 6-м веке (первая версия разрушена монголами и восстановлена в 14-м веке) и с тех пор занимает место главной святыни Непала. Глаз Будды, расположенный на ступе, является одним из самых известных изображений подобного рода. Ступа даже «засветилась» в фильме европейского кинорежиссера Бернардо Бертолуччи «Маленький Будда».

Храм Махабодхи (Великого Просвещения) представляет собой буддийскую ступу, расположенную в Бодхгае. В главном комплексе находится редчайшая святыня — дерево Бодхи, выросшее от того самого дерева, под которым Гаутама Будда достиг просветления. Считается, что храм был заложен через 250 лет после того, как Будда достиг просветления. Храм датируется 5-6 веками и восстановлен в 19 веке англичанами, действующими от имени Британского археологического сообщества.

Обновлено 26.08.2019

Буддизм в течение нескольких тысячелетий постепенно распространялся по планете. Сегодня буддийские храмы можно отыскать в разных странах, а корни этой религии сосредоточены в Индии. В статье мы познакомимся с тем, что представляет собой храм буддистов и в чем особенности их архитектуры, узнаем о самых известных храмах и монастырях.

Храмово-монастырский пещерный комплекс Аджанта

Как называется буддийский храм

Храм Будды может иметь разные названия: дацан , или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.

Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого , то используется дзи. Например: Якусидзи храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.

Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище» .

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.


Храм буддизма штата Махараштра

Архитектура буддийских храмов и монастырей

Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать у «Трех Сокровищ ». «Три сокровища» – это Будда , его учение и община , образовавшаяся вокруг этого учения . Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.


Буддийский храм – это священная комплексная постройка , представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.

В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни , Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни . Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания передаются из уст в уста. Кроме того, в «зале для чтений» (ко:до) регулярно проводятся чтения и толкования учения.

С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.

В принципе правильно вести себя в буддийском храме гораздо проще, чем в православной церкви, например. Правил обычно мало, они интуитивно понятны и обычно незначительно отличаются между регионами и направлениями буддизма. Тем, кто знаком с индуизмом, будет ещё проще - например, буддисты и индуисты одинаково делают пуджу. Что будет за нарушение? А ничего не будет, иногда могут сделать замечание.

Правило 1. В буддийском храме, в отличие от индуистского храма, синтоистского капища или православной церкви, необязательно делать что бы то ни было, имеющее культовое или ритуальное значение. Все пуджи, простирания и так далее - дело добровольное. Более того, если вы не буддист, то и не надо ничего делать - а то вдруг сделаете неправильно, насмешите местных. В тибетской Махаяне иногда просят всех перед входом покрутить барабан, но я думаю, что это самодеятельность распорядителей храма, а не этикет.

Правило 2. Самое главное правило, о котором все вспоминают применительно к буддизму - это обувь: надо разуваться. Носки можно оставлять. Это же правило и самое сложное, так как изобилует деталями на тему "куда именно нельзя входить в обуви и что с обувью делать".

Правило 2А. Китай, Корея, Япония, Тибет, Вьетнам, Таиланд и его сателлиты. Территория монастыря или храма делится на культовые помещения под крышей и всё остальное. Снимать обувь надо только при входе в храмовые здания, которые часто покрыты ковролином, а по территории можно и нужно ходить в обуви. Оставлять обувь можно просто у входа в храм или на специальной стоечке для обуви. Также надо разуваться на открытой местности в радиусе около метра-полутора от разного рода малых святилищ перед статуями. Чтобы отделить границу зоны разувания, кладутся коврики или делаются небольшие возвышения.

Правило 2Б. Индия, Непал, Шри-Ланка, Бирма. Культовых помещений как таковых в монастырях обычно нет. Есть только монашеские корпуса и ступа, открытое пространство вокруг которой используется для разных алтариков и т. п. Снимать обувь надо при входе на всё это открытое пространство вокруг ступы, за обувью обычно следит специальный гардеробщик, которому надо дать мелкую денежку. Понятное дело, что этот вариант гораздо менее удобен, особенно если вы в закрытой обуви. Хотя пространство регулярно подметается, это не особо помогает в и без того не особо чистых азиатских странах, а уж после дождя вообще всё плохо - но формально этот вариант лучше соответствует канонам буддизма. Особенно сложно дело обстоит со священными горами в указанных странах - там могут попросить разуваться перед всем подъёмом на гору. На Шри-Ланке местные считают правильным ходить без обуви по всей территории крупных храмовых комплексов вроде Анурадхапуры, но формально такого требования нет. Во всех указанных странах в высшей степени рекомендуется ходить по храмам в носках - в жаркий солнечный день обжечь ноги совсем не сложно.

Правило 3. Головной убор надо снимать! Почему-то про это правило забывают гораздо чаще, чем про обувь. Любой головной убор надо снять при входе на монастырскую территорию (а не только в храмовые здания), независимо от пола. Девушки-мусульманки - извините! Следят за выполнением менее строго, чем за обувью, но иногда всё же следят.

Правило 4. Вся прочая форма одежды - свободная, но в рамках обычных правил приличий. В шортах по монастырям ходить не стоит - да, впрочем, в шортах вообще путешествовать не стоит, это давно и хорошо знают все опытные путешественники.

Правило 5. Нельзя дотрагиваться до других людей. Важное, но часто забываемое правило. Если вы находитесь в действующем монастыре, то это правило уже относится не к этикету, а к порядочности. Монахи, особенно молодые, проводят много времени в медитации в попытке избавиться от плотских влечений и увиденное монахом объятие мужчины с женщиной может похоронить месяцы тренировки. Тем паче нельзя трогать самого монаха, особенно если вы противоположного пола - даже если инициатива исходит от вас, грех отмаливать будет монах.

Правило 6. Нельзя садиться на возвышения. Буддисты, когда молятся, или стоят, или садятся на землю или на пол. В монастырях обычно имеются возвышения, как будто приглашающие, чтобы на них сели, но делать этого нельзя - это места для монахов, так как они по этикету должны сидеть выше, чем миряне. Обычные стулья имеются нечасто, предназначены обычно для людей пожилых, как в православной церкви. Исключение - площадки и церемониальные залы на территории монастыря, не являющиеся храмами, там спокойно можно садиться на стул.

Правило 7. Родственно предыдущему, но работает только в тех странах, где есть храмовые здания - нельзя садиться на пол ногами вперёд, то есть так, чтобы ноги смотрели на основное алтарное пространство. Можно садиться по-турецки или же подворачивать ноги под себя. Совершенно запрещено лежать в храме, независимо от позы.

Правило 8. В большинстве стран буддизма ступу и открыто стоящие в центре какого-либо пространства статуи желательно обходить по часовой стрелке. Это не жёсткое правило, замечаний за неправильное направление делать не будут - просто так принято.

Правило 9. Обычно можно фотографировать. Запреты на фотографирование чаще всего встречаются в храмах Махаяны, но даже там по умолчанию фотографировать можно и интерьеры, и верующих, и служителей культа.

Правило 10. По поводу денег. На территории почти любого монастыря хватает разных ёмкостей по сбору пожертвований. В целом правильно положить туда маленькую денежку - типа "билета" за просмотр достопримечательности. Эти деньги обычно идут на благоустройство территории и реставрацию храмов. Бывают случаи, особенно в Непале, когда особо наглые товарищи пытаются выпрашивать деньги. Гоните их в шею, особенно если они одеты по-монашески - монаху деньги брать запрещено. Отдельный случай - храмы с фиксированным "пожертвованием" за вход. Моё мнение по их поводу таково - если это не памятник археологии, то делать в таком храме уже нечего, колорита там уже давно нет, а туристов больше, чем верующих. Продажа всякой всячины мирянами на монастырской территории (но не внутри храма!) грехом не считается.

Главная > Урок

Буддийский храм Вы узнаете О буддийском храме, о его назначении и характерных особенностях О внутреннем убранстве и правилах поведения в буддийском храме Основные понятия Храм Дацан В буддизме священные храмы называются «дацаны». Дацаны включают в себя культовые сооружения (скульптуры божеств, ступы, молитвенные барабаны – хурдэ) и хозяйственные постройки, а также домики, в которых живут монахи и послушники. Буддисты ходят в дацаны для того чтобы помолиться, поклониться божествам, попросить совета у ламы, получить ответы на свои вопросы у ламы-астролога. В мирной атмосфере дацана человек очищается, становится мудрее. Отличительными особенностями буддийских храмов являются многоуровневые крыши, свисающие карнизы, позолоченные столбы и деревянные украшения в виде мифических животных. У стен буддийских храмов стоят длинные ряды вращающихся на вертикальной оси молитвенных барабанов, внутри которых листы с молитвами. Многократное прокручивание молитвенных барабанов молящимися заменяет чтение ими молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз буддист «прочитал» молитву. Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается нечистой. Торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он находился по правую руку, т.е. обход делают по часовой стрелке. Внутри буддийский храм представляет собой квадратное помещение с алтарной частью, расположенной напротив входа. В центре алтарной части на помосте размещается статуя Будды, по его сторонам сидят меньшие по размеру святые и бодхисаттвы. На помосте перед статуями располагаются масляные светильники и различные дары верующих. На стены вывешиваются «танки» – изображения божеств, нарисованные на шелковых тканях красочных цветов. Правила поведения буддистов в храме. Заходя на территорию дацана буддист должен снять головной убор. Вести себя в храме ему следует тихо и скромно, отключить сотовые телефоны. Нельзя громко разговаривать, смеяться, показывать в сторону божеств пальцами, раздражаться, злиться, держать руки в карманах. Необходимо стараться думать только о хорошем, желать добра всем живым существам. Войдя в дацан, молящийся мысленно должен вежливо поздороваться с божествами, которые находятся там. После этого сложить ладошки вместе. Это напоминает цветок лотоса – символа мудрости и милосердия (буддисты представляют, что внутри ладошек на кончиках больших пальцев, как на троне, сидит Будда). После этого молящийся приветствует всех божеств и Будду, проходя по кругу слева направо (по солнцу). Подойдя к статуе или изображению, он складывает ладони и сначала подносит их ко лбу, как бы просит благословения своего разума и желает, чтобы мысли всегда были чистыми. После этого он подносит сложенные ладони ко рту, прося благословения речи и желая, чтобы слова его всегда были правдивы. После этого он подносит сложенные ладони к груди, прося благословения тела и желая, чтобы сердце было всегда наполнено любовью ко всем живым существам. Эти три жеста означают, что человек просит покровительства Будды, его Учения и Сангхи (Общины учеников Будды). Поклоны совершаются 3, 7, 21 и т.д. раз. Бывают полупоклоны и полные поклоны (простирания). При поклоне буддист обязательно должен желать всем живым существам избавления то страданий. Важные понятия Ступа – (в переводе с санскрита – куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, внутри которых хранятся священные реликвии. «Хурдэ» (в переводе – «молитвенный барабан») – в таких барабанах находятся написанные на бумаге молитвы. Это интересно Монастырь Эрдэнэ-Зуу – один из самых древних, дошедших до наших дней монастырей, находится в столице Монголии г.Улан-Баторе. Храмы монастыря Эрдэнэ-Зуу построены в один ряд и ориентированы своими фасадами на восток. В 1734 г. вокруг всего комплекса храмов начали возводить стену со ступами. Всего в стене 108 ступ. Число 108 – священное число во всех странах буддийского мира (108 томов содержит «Ганджур», 108 зерен содержится в наиболее распространенном варианте буддийских четок). На каждой ступе имеется надпись, на чьи средства он сооружен и чему посвящен. Вопросы и задания Кто такой «лама»? Для чего буддисты ходят в дацаны? Как им следует вести себя в буддийском храме? Как следует вести себя в священных сооружениях? Урок 26 Ритуалы и обряды Вы узнаете О том, что такое ритуал в буддизме Что такое мантра Что такое подношение Основные понятия Ритуал Обряд Мантра Ритуалы. В буддизме существует множество ритуалов, которые используются как различные практики очищение ума и различаются в зависимости от того, к какой школе принадлежит буддист и в какой местности он живет. Считается, что выполнение ритуалов позволяет устранить многие препятствия в жизни и ведет к накоплению благой кармы как буддиста, выполняющего ритуал, так и всех, кто живет в данной местности. Раньше, когда буддизм приходил на новую территории, люди там верили в духов природы, таких, как духи гор, рек, деревьев. Буддизм всегда терпимо относился к другим религиям, он не боролся с местными верованиями, а включал их в себя. Таким образом, в буддизме появлялись ритуалы подношения духам, которые преобразовывались в буддийские практики очищения ума. Общие для всех буддистов ритуалы. Чтение мантр. Мантра – это священная фраза, которая может произноситься вслух, про себя или шепотом. Мантры используются для очищения ума и концентрации его на каком-либо благом пожелании. Разные мантры имеют разное действие, сила которого зависит от количества повторений и правильного понимания того, что она несет. Самая известная и самая короткая мантра: ОМ. Подношение является актом даяния, развивающим щедрость и радостное усилие в Учении. Буддисты подносят образам Учителя, всему хорошему, что есть в них (Будда-аспектам), Трем Драгоценностям (Будде, Учению, Общине). Подношения могут быть выражены материально, речью или в уме. У некоторых буддистов дома есть специальная полочка, на которой стоит рисунок или фотография с изображением его учителя. Рядом с изображением, в виде подношения, кладут еду. Для счета мантр и выполненных ритуалов у каждого буддиста есть специальный предмет – буддийские чётки – ожерелье с нанизанными на него зернами. Наиболее часто встречающиеся буддийские четки имеют 108 зерен. Это интересно В буддийских монастырях проводят ритуалы, развивающие различные благие качества человека. В некоторых из них могут принять участие все желающие. Одним из таких ритуалов является развитие сострадания ко всем живым существам. Он представляет из себя трехдневное нахождение в одном помещении, из которого нельзя выходить. В первый день человек перестает есть мясо. Во второй день перестает есть любую еду. В третий день перестает пить воду. По окончании трех дней человек выходит из помещения и снова начинает пить и есть. Результатом является понимание того, как могут страдать другие живые существа. Важные понятия Ритуал – символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание которых лежит в общих ценностях. Вопросы и задания Для чего люди следуют ритуалам? Какие ритуалы буддизма ты знаешь? Какие ритуалы других религий тебе известны? Урок 27 Буддийский календарь Вы узнаете Каким календарем пользуются буддисты Об особенностях буддийского календаря Основные понятия Солнечный календарь Лунный календарь Для измерения времени люди ориентируются на астрономические явления: обращение Земли вокруг Солнца, Луны вокруг Земли и Земли вокруг своей оси. Например, то время когда Земля обойдет вокруг Солнца один круг принято называть солнечным годом. Уже в глубокой древности появилась необходимость измерять время. Для того чтобы считать большие промежутки времени (дни, месяцы и годы) люди придумали целые системы счисления – календари. Календари бывают разные. Есть календари солнечные, которые основываются на обращениях Земли вокруг Солнца и есть календари лунные, которые основываются на обращениях Луны вокруг Земли. Буддийский религиозный календарь основан на положениях луны на небе.Поэтому его называют лунным. Буддийский календарь имеет 12-летний годовой период. Каждый год находится под покровительством одного из двенадцати животных – Крысы, Быка, Тигра, Кролика, Дракона, Змеи, Лошади, Овцы, Обезьяны, Петуха, Собаки и Свиньи. Начало буддийского летоисчисления опережает григорианское летоисчисление на 544 года. Так, 2010-й год Тигра соответствует 2554-му году по буддийскому календарю. В буддийском календаре также как и в григорианском – 12 месяцев. Месяц состоит из 29 или 30 суток. Месяцы называются по временам года. Первый месяц года именуется также первым месяцем весны, четвертый - первым месяцем лета, седьмой - первым месяцем осени, десятый - первым месяцем зимы. В соответствии с буддийским календарем праздничным считается 15-й день (полнолуние) каждого лунного месяца, кроме того, хорошими днями считаются также 5, 8, 10, 25 и 30-е числа каждого месяца. В эти дни принято посещать монастыри и храмы, делать подношения Буддам, Учителю и Общине, слушать проповеди, принимать участие в молебнах. По желанию в эти дни можно дать обет не есть мяса и рыбы, воздержаться от всех развлечений и не причинять вреда всем живым существам телом, речью и мыслями. Это интересно: В странах буддийской традиции календарь имеет особое значение. Он широко используется не только для вычисления дат традиционных буддийских праздников, но и для объяснений важнейших астрономических и метеорологических событий года, определения времени проведения сельскохозяйственных работ, предсказаний спокойствия или волнений в обществе, составления индивидуальных гороскопов. Практикующий буддист никогда не будет принимать ответственных решений, не приступит к важным делам и не отправится в далекое путешествие, предварительно не посмотрев календарь и не посоветовавшись с монахом-астрологом. Это интересно Календарь, который общепринят в Российской Федерации, – солнечный и называется Григорианским календарем по имени своего изобретателя Григория XIII. В григорианском календаре длительность года принимается равной 365 и 366 суткам. Вопросы и задания По какому календарю ты живешь? Какие у тебя любимые праздники? Они светские или религиозные? Урок 28 Праздники Вы узнаете О значении праздников в буддийской культуре Об основных буддийских праздниках О праздновании буддийского Нового года Основные понятия Праздник Хурал Молебен Значение праздников в буддизме. Для понимания смысла буддийских праздников следует отойти от привычного – «сегодня праздник, значит, надо радоваться и отдыхать». Праздник для буддистов – это наведение чистоты в храмах, в домах, в душах и телах. Достигается это путем совершения обрядов, чтения мантр и использования культовых предметов. С почитанием «Трех Драгоценностей» (Будды Шакьямуни, его Учения (Дхармы) и общины его последователей – Сангхи) связаны все основные буддийские праздники. В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий и такое же количество раз увеличиваются заслуги совершении добрых, благих деяний. Основные буддийские праздники. В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора–двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. Большинство праздников приходится на полнолуния. Главными религиозными праздниками буддистов являются:

    Доншод-хурал (15-го числа четвертого месяца) посвящен Дню рождения, Просветления и уходу Будды Шакьямуни в нирвану. Новый год – Сагаалган. Круговращение Майтрейи (Майдари-хурал; 15-го числа пятого месяца). Праздник посвящен приходу на землю Майтреи – Будды Грядущего мирового периода. Так называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после окончания периода Будды Шакьямуни. Лхабаб дуйчен (или нисхождение Будды с неба Тушита на землю; 22-го числа девятого месяца). Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем «путь Будды» – это и есть главная идея данного праздника. Зула-хурал (или праздник тысячи лампад). Праздник посвящен великому Учителю Достопочтимому Ламе Дже Цонкапе. Зажженные в этот день масляные лампады символизируют Свет Мудрости, рассеивающий тьму неведения у живых существ.
Буддийский Новый год – Сагаалган. Буддийский Новый год – Сагаалган – празднуют между концом января и серединой марта, в первое новолуние по лунному календарю. Дату встречи буддийского Нового года ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы – хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища – молоко, сметана, творог, масло. Первый день года буддисты проводят в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным и называется Белым. Это интересно Буддисты верят, что по истечении пяти тысячелетий после Будды Шакьямуни на Землю придет Будда Майтрея. Поэтому буддисты ожидают, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного Просветления и будет учить чистой Дхарме. Вопросы и задания В чем состоит смысл буддийских праздников? Какие буддийские праздники вы знаете? Урок 29 Искусство в буддийской культуре Вы узнаете О том, что такое буддийская икона О древнем религиозном ритуале «Цам» О буддийских музыкальных инструментах Основные понятия «Танка» Даммару Раковина (дунгар) Цам Буддийское искусство основывается на учении Будды и составляет целую эпоху в истории мировой культуры и представляет собой чрезвычайно разнообразное, яркое, наполненное глубоким смыслом явление. Это живопись «танка», космологические иконы, иконография, скульптура, архитектура, буддийская глиняная пластика, религиозные танцы и музыка. Буддийские иконы на ткани. Буддийские иконы, написанные на ткани, называются «танка», на них изображают Будд, Бодхисаттв, иллюстрируют жития святых и великих учителей.В переводе с тибетского языка слово «тан» значит плоский, а суффикс «ка» означает живопись. Таким образом, танка - это род живописи на плоской поверхности, которая может быть свернута в рулон, когда нет нужды ее демонстрировать. Ее либо рисуют, либо вышивают, и обычно она висит в монастырях или в домах у верующих. Размеры «танка» изменяются по величине, колеблясь от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Большие «танка» часто исполняют большие группы художников, на работу уходят многие месяцы, а иногда и годы. Цам, также Чам – торжественное религиозное служение в форме театрального действа, совершаемое на открытом воздухе в буддийских монастырях. Цель его – показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов от последователей Будды. Цам имеет разновидности, отличающиеся жанровой принадлежностью – танец-медитация, танец-пантомима, пантомима с диалогом. Буддийские музыкальные инструменты используются во время традиционных буддийских праздников (молебнов), а также в обычной ритуальной службе в дацане. Дамару – двусторонний ручной барабан, по форме напоминающий песочные часы. Играют на нем, подняв вертикально правую руку и держа барабан за «талию» большим и указательным пальцами, раскачивая его по часовой стрелке и против нее так, чтобы ударники, прикрепленные к «талии» дамару попадали по звучащим поверхностям. Дамару является символом мудрости. Раковина (дунгар) – у большой морской раковины спиливают острый конец завитка, полученное отверстие приставляют к краю губ и извлекают звук «е». Звукоизвлечение происходит путем вдувания воздуха в узкую часть раковины при одновременном закрытии ладонью широкой части. Буддийские монахи призывают звуками раковины в храм, извещая о начале молебна. Раковина является одним из восьми благих символов буддизма. В искусство буддизм привнес совершенно определенные идеи несовершения зла и насилия. Например, с древнейших времен существует традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч, как ореол, взметается тысяча рук (количество, конечно, условно), в открытых ладонях которых изображена соответственно тысяча глаз. Смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть все несправедливости, свершаемые на земле, и тысячу рук, чтобы протянуть руку помощи всем страждущим, отвести от них горе и несчастья. Важные понятия «Танка» (в переводе с тибетского буквально – «рисунок на ткани, который может быть свернут и взят с собой») – произведение изобразительного искусства. «Цам» – монгольское произношение тибетского слова «чам», означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов». Мистерия – это тайная религиозная церемония. Мантры – священные слоги Это интересно Обряд вывешивания «Хии-морин». Хии-морин (воздушный конь, конь-ветер) – космологическая икона, связанная с буддийской астрологией. Хии-морин символизирует психическую энергию человека. Когда энергия человека находится в плохом состоянии, у человека наступает упадок духа и его преследуют неудачи. Чтобы исправить это положение, существует обряд вывешивания ритуального флажка «хии-морин». На иконе в середине изображен конь, а в четырех его углах – тигр, лев, дракон и мифическая птица гаруда. Эти животные символизируют обладание большой силой и энергией. На этом флажке написаны священные мантры, и есть место, куда нужно вписать имя человека. Обычно обряд вывешивания хии-морин проводится верующими после буддийского Нового года. Вопросы и задания Что такое «танка»? Что такое мистерия? Видел ли ты когда-нибудь буддийскую мистерию «Цам»? Какой звук у буддийских музыкальных инструментов? Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству Вы узнаете Как правильно распорядиться полученными знаниями о нравственности. Что делает нас – разных людей – одним народом. Основные понятия Великая сила нравственности Патриотизм Народ. Дорогой друг! На предыдущих уроках ты познакомился с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников бережно передавала другому. Ты узнал о религии, духовных идеалах, моральных нормах твоих предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая и помогая друг другу. Ты знаешь теперь, что вера, духовность, нравственность, любовь – это огромная сила, которая спасает человека, его семью и даже целые народы от зла, болезней, саморазрушения. Теперь ты знаешь о великой силе нравственности. Давай подумаем, как ею правильно распорядиться. Все великие религии мира утверждают, что вера без дел мертва. Нравственные заповеди даны человеку, чтобы он их исполнял. Об этом же говорит светская этика: если человек знает о моральных нормах, но не применяет их в своей жизни, его нельзя назвать нравственным человеком. Все великие религии мира основаны на двух величайших нравственных заповедях: любовь к Богу и любовь к человеку. Светская этика также утверждает, что любовь к человеку, уважение, поддержка, защита другого человека есть основа общественной жизни. Человек остается человеком до тех пор, пока заботится о других. Потому на вопрос: «Как правильно распорядится великой силой нравственности?», есть только один правильный ответ: «Обратить ее в заботу о человеке ближнем и человеке дальнем». Для верующих забота о человеке открывает путь к Богу. Тем, кто не разделяет какую-либо религию, забота о человеке позволяет жить достойно, безопасно и счастливо. В этом легко убедиться – родители заботятся о тебе, и это делает их жизнь радостной и счастливой. Сейчас ты помогаешь им, когда станешь старше – у тебя будет больше возможности заботится о них. Взаимная помощь и поддержка любящих друг друга людей – это и есть настоящая семья. Семья – основа нравственной общественной жизни человека. Более сложный уровень общественных отношений, который потребует от тебя применения моральных норм – это твой класс, твоя школа, село, поселок, город в котором ты живешь. Научись выстраивать нравственные отношения со своими одноклассниками, старшими и младшими и ты приобретешь верных и надежных друзей, которые всегда помогут тебе. Еще более сложный уровень общественных отношений – это народ, частью которого являешься ты, твоя семья, люди, живущие с тобой рядом. Любовь к своему народу, к Отечеству и забота о нем, проявляемая в реальных делах называется патриотизм. Что делает нас – разных людей – одним народом? Во-первых, общность территории. Наша страна – Россия – самая большая страна в мире по территории. На этой необъятной земле жили наши предки, живут наши родители. Это наша земля и на ней будут жить твои дети. Во-вторых, язык. Народы России говорят на разных языках, и мы прекрасно понимаем друг друга благодаря русскому языку. В-третьих – наша общая история и культура. Но самое главное, что делает нас единым народом – это наша готовность заботиться друг о друге, руководствоваться нравственными нормами в отношениях друг с другом. В духовном наследии, полученном нами от предыдущих поколений, заключена великая сила нашего народа. Патриотизм неотделим от духовности, нравственности человека. А нравственность человека проявляется в его поступке, высшей формой которого является жизнь во благо Родины. Важные понятия Патриотизм – личное и общественное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, готовность подчинить его интересам свои собственные, действовать во благо своей семьи, народа, России. Народ – группа людей, проживающих на одной территории, говорящих на одном языке, получивших от прошлых поколений общее историческое, культурное, религиозное, духовное наследие, руководствующая нравственными нормами в отношениях друг с другом. Это важно Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! (Александр Пушкин) Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это, прежде всего, народ (Николай Чернышевский) Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству (Николай Чернышевский) Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины (Джон Кеннеди) Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё (Теодор Рузвельт) Вопросы и задания Какими словами ты можешь описать свою родину? Как ты думаешь, что объединяет нас, жителей России?

Список иллюстраций

«Колесо Сансары» («Бхавачакра») Роща Лумбини Дерево Бодхи Лхас «Шесть парамит» (щедрость, нравственность; терпеливость; мужественность; способность к размышлению; мудрость). Схематический рисунок Иллюстрации к жизнеописанию Будды Имена и титулы Будды: Будда Шакьямуни (Пробужденный Мудрец из рода Шакьев), Татхагата (Так Пришедший или Так Ушедший), Бхагаван (Благословенный, Блаженный; дословно - «наделенный благой долей»), Сугата (Правильно Идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром) Будда Майтрейя Тысячерукий Будда Две лани и Колесо Дхармы Йог Аскет Монах Кшатрий Сангха Трипитака. Схематический рисунок Ганджур Данджур Цугольский дацан Храмовый комплекс Куто-до Пайя Дхаммапада Буддийские книги в шелковых тканях Миряне со священными книгами Закон кармы. Схематический рисунок Скульптура Тун-ши («Четверо дружных») Монах-тхеравадин, подметающий перед собой, чтобы не наступать ногою на живые существа Буддийский монах и дети Мама, держащая на руках ребенка (в буддизме говорится: как мать относится к ребенку, так и мы должны относиться ко всем живым существам) Монах в сапогах с загнутыми вверх носками Природа. Лама в медитации Ребенок и животное Деревья и цветы (или ночь, луна и силуэт буддийского монаха) Изображения буддийских Учителей Подношение хадака (ритуального шарфа) старшему члену семьи «Колесо Учения» (фрагменты) Иллюстрация к притче про мальчика и бабочку 8 благих символов буддизма Интерьер дацана Молитвенные барабаны Лама-астролог ведет прием Дацан (общий вид: домики для монахов, послушников, хозяйственные постройки, ступы) Ребенок кланяется Будде Хамбо Лама Итигэлов Монастырь Эрдэнэ-Зуу Зандан-Жуу Цугольский дацан Санкт-Петербургский Дацан Атлас тибетской медицины Бодхисаттва Первый Пандито Хамбо Лама России Пандито Хамбо Лама Даша-Доржи Этигэлов Далай-лама XIV Тэнцзин Гьяцзо Чже Цонкапа (Зула-хурал) Майдари - хурал Мистерия «Цам» Буддийские музыкальные инструменты Танка (божество) Космологические иконы Буддийская глиняная пластика Монах держит в руке даммару Хии-морин Алтарь Восемь благоприятных символов: золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, цветок лотоса, колесо, знамя победы, бесконечный узел и зонт. Почитаемые священные животные буддизма (слон, лев, конь, черепаха, газели) Ступа. Схематический рисунок Буддийская ступа на острове Огой (Бурятия) – Ступа Просветления и Матери всех Будд) Алтарь (три объекта представляющие тело, речь и ум Будды, - статуя Будды или Бодхисаттвы, священный текст, завёрнутый в коричневую или жёлтую ткань и расположенный слева ступа, символ ума Будды. Подношения – семь чаш Ваджра (колокольчик, хрустальный шар и другие предметы, которые могут использоваться постоянно или в ходе особых ритуалов) Буддийская семья Буддийский религиозный календарь Буддийские праздники (Доншод-хурал, Сагаалган, Майдари-хурал, Лхабаб дуйчен, Зула-хурал) Карта, где обозначены страны, где распространяется Дхарма Карта, где обозначены регионы России, где распространяется Дхарма

Россия – наша Родина Культура и религия. Буддизм Будда и его Учение Буддийские священные книги Буддийская картина мира Добро и зло Принцип ненасилия Отношение к человеку Милосердие и сострадание Отношение к природе Учитель в буддизме Семья и ее ценности Буддизм в России Путь духовного совершенствования Буддийское учение о добродетелях Долг и свобода Буддийские символы Буддийские святыни Буддийские священные сооружения Буддийский храм Ритуалы и обряды Буддийский календарь Праздники Искусство в буддийской культуре Любовь и уважение к Отечеству

Возникший в VI веке до нашей эры буддизм является одной из древнейших религий мира. Его отличительная особенность — тесная связь не столько с традиционными верованиями, присутствующими в любой современной религии, сколько упор на философскую концепцию познания самого себя. Фактически буддизм – это учение о духовном пробуждении человека, которое становится возможным только при условии определённых действий со стороны самой личности.

За две с половиной тысячи лет буддизм широко распространился среди разных народов Юго-Восточной Азии, впитав в себя местные верования и культурные традиции. На сегодняшний день в буддизме насчитывается несколько крупных течений, каждое из которых ставит своей целью достижение личного освобождения от связующих пут мира – нирваны.

Буддийские монастыри мало похожи на религиозные общины других религий. Проживающие в них монахи хоть и живут постоянно в монастырях, но не сильно к ним привязаны. В древности буддийские монахи и вовсе бродили по бескрайним дорогам Азии, живя на пожертвования от населения. Сегодня сбор пожертвований также является неотъемлемой чертой быта современного буддийского монастыря. Помимо заботы о благосостоянии общины буддийские монахи находятся в постоянном процессе самосовершенствования, что, впрочем, не мешает им время от времени общаться с народом и даже заезжими туристами, которых в буддийских монастырях встречают довольно приветливо.

Буддийские монастыри — Фото.

1. Монастырь Юмбулаганг (Yumbulagang), Тибет

Монастырь Юмбулаганг – один из старейших архитектурных и религиозных памятников Тибета. В переводе на русский его название дословно означает – Священный дворец лани, но обычно монастырь называют Дворцом матери и сына. Построенный на восточном берегу реки Ярлунг более двух тысяч лет назад для первого короля Тибета, сегодня он является важной буддийской святыней. Четырёх ярусные постройки монастыря заканчиваются главным храмом, украшенным квадратными буддийскими куполами. Внутри восточная обитель расписана древними фресками, воспроизводящими раннюю историю Тибета. Сегодня в Юмбулаганге живут несколько буддийских монахов.

2. Монастырь Эрдэни-Дзу (Erdene Zuu Monastery), Монголия

Монгольский монастырь Эрдэни-Дзу относится к числу наиболее древних, дошедших до нас буддийских архитектурных строений. Его название, данное в конце XVI века при закладке первых построек Абтай-ханом, переводится на русский как «Храм драгоценного владыки», то есть Будды. Архитектурный ансамбль Эрдэни-Дзу представляет собой композицию из трёх храмов, сочетающих в себе древние зодческие традиции Монголии, Китая и Тибета. В былые времена на территории монастыря проживало более десяти тысяч лам и стояло около шестидесяти отдельных кумирен. Сегодня Эрдэни-Дзу – это действующий храм Лабран и музей древней культуры.

3. Монастырь Ганден (Ganden Monastery), Тибет

Тибетский монастырь Ганден, расположенный на горе Вангбур, на высоте в четыре с половиной тысячи метров над уровнем моря, считается одним из наиболее серьёзных буддийских организаций в мире. Здесь располагается университет буддийской школы Гэлуг, известной под названием «жёлтая вера». Настоятелем монастыря является глава учения, призывающего истинных буддистов придерживаться нравственности и строгого монастырского уклада. Ганден был основан в начале XV века. Монастырь сильно пострадал в 60-е годы во время «культурной революции» в Китае. Сегодня он ещё не до конца восстановлен, но уже принимает на своей территории посетителей.

4. Монастырь Ки Гомпа (Key Gompa), Тибет

Изумительной красоты монастырь Ки Гомпа, затерявшийся в суровых горах долины Спити, издалека напоминает своим внешним видом сказочную игрушку. Основанный в XI веке в качестве религиозного форта для наблюдений за близлежащей местностью, сегодня он представляет собой действующий буддийский монастырь, в котором в зимнее время года проживает не меньше 250 лам. Пополняющие монастырь монахи – вторые сыновья местных жителей. В стенах Ки Гомпа собрана богатая коллекция скульптур, музыкальных инструментов, книг и оружия. За свою историю монастырь несколько раз разрушался, что и обусловило его современную архитектурную форму – необычную, многоярусную.

5. Тибетский буддийский храм Юнхэгун (Yonghe Temple), Китай

Буддийский храм Юнхэгун, принадлежащий тибетской школе Гэлуг, располагается на Северо-Востоке Пекина. За ним закреплено несколько названий: например, «Дворец Мира и Гармонии», «Ламаистский храм» или «Лама храм». Возведённый в конце XVII-начале XVIII века, Юнхэгун в начале выполнял функцию резиденции дворцовых евнухов и только спустя десятилетия стал постепенно переходить под власть тибетских монахов. Архитектурно Юнхэгун представляет собой сочетание пяти залов – Небесных Царей, Гармонии и Мира, вечной защиты, Дхармачакры и Павильон десяти тысяч удач.

6. Тикси Гомпа (Thikse Monastery), Индия

Расположенный в Северной Индии, на вершине холма, стоящего на берегу реки Инд, буддийский монастырь Тикси Гомпа состоит из двенадцати уровней белоснежных построек с красными и жёлтыми вкраплениями отдельных зданий. Десять буддийских храмов, женский монастырь, зал для собраний и многочисленные хозяйственные строения были возведены в XV веке. Сегодня Тикси Гомпа – действующий монастырь, принадлежащий школе Гэлуг. Главной достопримечательностью буддийской общины является храм будущего Будды с огромной, в пятнадцать метров, статуей Майтрея, выполненной из глины, меди и золота.

7. Крепость-монастырь Пунакха-дзонг (Punakha Dzong), Бутан

Бутанский монастырь Пунакха-дзонг – само «Счастье» в архитектурной плоти, ведь именно так и переводится его название на русский язык. Приставка «дзонг» указывает на крепостную функцию строения, возведённого в XVII веке в качестве укреплённой крепости, в которой располагался не только буддийский монастырь, но и администрация города. В случае с Пунакха-дзонг – речь идёт об одноимённо городе Пунакха, бывшем долгое время столицей Бутана. Построенный на месте слияния двух рек Пунакха-дзонг представляет собой необычайно красивый архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и библиотеки.

8. Монастырь Таунг Калат (Taung Kalat), Мьянма

Буддийский монастырь Таунг Калат получил своё название по названию горы, на которой он расположен. Возвышающийся над городом, практически парящий в облаках, мьянмский архитектурный ансамбль отличается изящными архитектурными чертами и настоящим человеческим бесстрашием. Гора Таунг Калат – потухший более 24 веков назад вулкан, поросший в наше время зелёными деревьями – составляет идеальную природную основу для белоснежных храмовых построек, к которым с земли ведут 777 ступенек. Местные жители верят, что в глубинах горы Таунг Калат живут духи – наты, поэтому посещать монастырь нужно обязательно с их любимым свежим мясом.

9. Такцанг-лакханг (Paro Taktsang), Бутан

Такцанг-лакханг, что в переводе означает «Гнездо тигрицы», получил своё название в силу древней легенды о том, как буддийский учитель Падмасамбхава вознёсся на высокую гору, сидя верхом на своей жене, временно превратившейся в дикого зверя. Монастырь-крепость для наблюдения за окрестностями, располагается на высоте в три тысячи метров над уровне моря и в семьсот метров над местной долиной Паро. Основанный в 1692-м году Такцанг-лакханг практически полностью был уничтожен огнём в 1998-м году и восстановлен к 2005-му.

10. Сюанькун-сы (Hanging Monastery), Китай

Китайский монастырь Сюанькун-сы – уникальный храмовый комплекс, относящийся к «висячим» типам архитектурных конструкций. Основанный в 491-м году нашей эры в китайской провинции Шаньси, вблизи священной горы Хэншань, Сюанькун-сы объединяет в себе представителей трёх религий. Помимо буддистов здесь обосновались также конфуциане и даосисты. Здания монастыря крепятся к горе деревянными сваями. Их задней стенкой служат плотные горные породы. Сюанькун-сы состоит из сорока залов и павильонов и содержит в себе более восьмидесяти священных для восточных народов статуй.