Виктор аксючиц в "мк" раскрыл тайну предвзятого отношения рпц к царским останкам. Предстоятель РПЦ пообещал известить праправнука императора Николая I о результатах экспертизы

Предлагаем вашему вниманию репост статьи опубликованной на светском сайте «Московский комсомольц» и заранее сообщаем, что редакция нашего сайта не со всем согласна, что написано в этой статье. Цель репоста проинформировать наших читателей о случившемся и мысленно поучаствовать в следственном действии, у кого есть на то желание.

.

Части царского скелета утеряны или украдены

Епископ Тихон (Шевкунов) недавно сделал сенсационное заявление: по словам церковного иерарха, в скелете, «который приписывают Николаю II», отсутствуют три шейных позвонка - обстоятельство, подтверждающее версию о подмене царских останков. Откуда взялась эта версия? И почему останки императорской семьи до сих пор остаются незахороненными?

Исполняется год со дня не состоявшегося погребения цесаревича Алексея и великой княжны Марии. Церемония, назначенная первоначально на 18 октября 2015 года, была отложена на неопределенный срок по просьбе Церкви , настоявшей также на возобновлении дела о гибели царской семьи. И, судя по недавнему заявлению епископа Тихона (Шевкунова), финал этой истории совсем не близок.

Надо заметить, что епископ Тихон - человек далеко не посторонний для «царского дела». К многочисленным регалиям его преосвященства - викарий патриарха, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии - минувшей осенью добавилось еще и членство в специальной комиссии патриархии по «изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом».

Согласно информации на сайте патриархии, в состав комиссии, образованной по распоряжению патриарха в сентябре прошлого года, вошли церковные иерархи, священнослужители и ученые. Председательствует в ней управляющий делами патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Епископ Тихон (Шевку

В общем-то, это, пожалуй, все, что достоверно известно о составе комиссии и ее работе. Впрочем, не намного больше информации о ходе следствия, которое ведут «знатоки» Следственного комитета. Последняя официальная, размещенная на сайте СКР, датируется 27 ноября прошлого года.

В пресс-релизе, подписанном бывшим уже руководителем управления взаимодействия со средствами массовой информации Владимиром Маркиным, сообщается об эксгумации останков Александра III отца последнего русского царя. Как нетрудно догадаться, целью этого следственного мероприятия было еще раз убедиться, что скелет №4 из «екатеринбургских останков» принадлежит Николаю. II.

«Никаких преждевременных выводов до окончания работы экспертов делаться не будет», - подчеркнули тогда в СКР. И не обманули. Пожалуй, даже перевыполнили взятое обязательство.

По информации «МК», все генетические и антропологические экспертизы, назначенные в рамках возобновленного дела, давно проведены, заключения экспертов получены. Однако следователи и их начальники не спешат оглашать результаты. Да и вообще что-либо. Что там выводы, если нет точных данных даже о том, кто в настоящий момент руководит следственной группой! И вот на фоне всего этого «заговора молчания» как обухом по голове слова Тихона об отсутствии трех шейных позвонков в скелете, считающемся останками Николая II.

Дело № 666

Для того чтобы в полной мере оценить сенсационность этого заявления, придется немного погрузиться в предысторию «царского дела».

РПЦ давно не дает покоя легенда, согласно которой головы всех или нескольких членов царской семьи были отделены от тел и в заспиртованном виде доставлены в Москву - на потеху большевистским вождям.

Тот факт, что в захоронении под Екатеринбургом были обнаружены «полные комплекты» костей, в том числе черепа, сторонники этой версии объясняют преднамеренной подменой останков. Полной, либо частичной. «Известно, что один из убийц царской семьи получил как раз в эти дни убийства в екатеринбургской аптеке большое количество спирта и на следующий день выехал в Москву с тремя большими коробками, - обосновывал Тихон в интервью Сергею Брилеву сомнения в подлинности останков. - Есть свидетельства частные, не задокументированные, просто люди об этом сообщали, что кто-то видел в кабинете Ленина как раз то, о чем вы и говорите. Такая традиция есть. И властители нередко требуют голову своего врага для того, чтобы, так сказать, самим убедиться в его смерти».

Кстати, очень не нравится епископу и номер, присвоенный «царскому делу»: «Следствие по делу, где есть версия о ритуальном убийстве, и вдруг называть это дело 18666! Зачем дразнить гусей?!» По мнению Тихона, без умысла здесь явно не обошлось: «Следователь может назначать любой номер, это не то, чтобы именно такой номер спущен сверху или он такой порядковый».

Для справки: хотя номер на самом деле выглядит несколько по-иному, упомянутые цифры в нем действительно присутствуют: 18/123666-93. По крайней мере - присутствовали. Как сообщил Тихон, новый руководитель следствия по собственному почину заменил номер на более богоугодный.

По словам епископа, версия о подмене останков «тоже рассматривается историками и криминалистами». И тут Тихон абсолютно прав - проверка легенды была одной из главных задач возобновленного следствия. Не лишним, правда, будет уточнить, что никаких иных поводов для реанимации дела, помимо позиции Церкви, не было.

«Ни одна из альтернативных версий не нашла документального подтверждения, - говорил год назад в интервью «МК» Владимир Соловьев, занимавшийся «царским делом» с момента его возбуждения в начале 1990-х и вплоть до своего отстранения от него в ноябре прошлого года. - Тем не менее, коль уж сомнения существуют, мы решили на этот раз провести генетическое исследование и по черепам - соответствуют ли они остальным частям скелетов».

Никакой официальной информации о результатах этих и иных экспертиз, как уже говорилось, нет. Зато есть заявление Тихона: в скелете №4 не хватает третьего, четвертого и пятого позвонков - «это как раз те шейные позвонки, которые разрушаются, когда отделяют голову».

Поясним: РПЦ и СКР - это, конечно, не «близнецы-братья», однако Церковь имеет сегодня самое непосредственное отношение к официальному следствию по «царскому делу». По словам предстоятеля РПЦ, «в отличие от ситуации 90-х годов государство предоставило представителям Церкви - архиереям, клирикам и приглашенным ученым - возможность непосредственно участвовать в расследовании».

Но патриархия не просто участвует в расследовании - она фактически руководит им: задает направления следственных действий, отбирает экспертов и даже самих следователей. По достоверным данным, именно церковное начальство настояло на отстранении от дела Владимира Соловьева. Учитывая все эти обстоятельства, а также отсутствие иных источников официальной информации, слова Тихона нельзя расценивать просто как слова Тихона и даже как позицию РПЦ. По факту они воспринимаются уже и как позиция СКР. Тем более что никаких опровержений со стороны следственного ведомства не последовало.

Так что же, выходит, предчувствия не обманули Церковь, и мы находимся накануне разоблачения грандиозной аферы? Царь - не настоящий?

Игра в кости

Согласно результатам прежних исследований на момент захоронения царских останков упомянутые Тихоном части скелета прежде были на месте. Вот, например, выдержки из заключения судебно-медицинской экспертизы, подписанного главным судебно-медицинским экспертом Минздрава профессором Виталием Томилиным: «Исследованы шейные позвонки скелета Николая II и других скелетов. Ни на одном из скелетов не обнаружено каких-либо повреждений, которые могли бы свидетельствовать об отделении головы от туловища… Каждый из изученных черепов составлял единое целое с определенным экспертами набором костей скелета».

«Профессионалы медики и антропологи, специально изучив этот вопрос, пришли к заключению, что все шейные позвонки сохранились у Николая II, императрицы и детей в полном объеме», - подтверждает политик и философ Виктор Аксючиц.

Для справки: в 1997–1998 гг. Виктор Владимирович являлся руководителем группы советников вице-премьера Бориса Немцова и де-факто секретарем возглавлявшейся Немцовым правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского императора Николая II и членов его семьи. По информации Аксючица, за достоверность которой он также готов ручаться, при эксгумации останков царя и царицы в сентябре 2015 года никакой «недостачи» также не было обнаружено: «При вскрытии захоронений зафиксировано наличие у них всех шейных позвонков».

Весьма скептически относится Аксючиц и к прочим доводам Тихона: «Действительно, в своей книге генерал Дитерихс (Михаил Дитерихс, в 1919 году - начштаба армии Колчака. - «МК») изложил частное мнение: военный комиссар и партийный руководитель Урала Голощекин 19 июля 1918 года выехал в Москву в отдельном вагоне-салоне и вез с собой ящики, в которых якобы находились отрезанные головы членов царской семьи.

Однако в девяностые годы историки и архивисты тщательно изучили все материалы, связанные с перемещениями Голощекина после 17 июля 1918 года, и установили, что никаких поездок в Москву с некими ящиками до конца 1918-го он не совершал. Если нынешние исследователи обнаружили новые документы, опровергающие выводы следствия, неплохо было бы их предъявить».

Заявления епископа о «не задокументированных свидетельствах просто людей», опровергающих многолетние научные исследования, Виктор Аксючиц квалифицирует как «безответственные». То же самое относится к словам Тихона о «нехорошем» номере. «Во всех организациях, тем более в Генеральной прокуратуре, порядковый номер дела устанавливается в соответствии с заведенным документооборотом, следователь никак не может сам «назначить любой номер», - возмущается Аксючиц. - Есть сомнения, имел ли нынешний следователь законное право заменить номер следственного дела. Даже если он тоже склонен верить, что сочетание цифр 666 является числом «зверя» - антихриста.

В связи с этим следует вспомнить слова архимандрита Иоанна Крестьянкина, предостерегающего от этого мракобесия: «Что же, теперь и страницу 666 следует вырвать из Библии?».

Весьма настораживают бывшего советника Немцова и атмосфера сугубой секретности, окружающая возобновленное дело. Он напоминает, что в 1990-е годы работа по исследованию останков велась куда более открыто: «Следователь Владимир Соловьев, ученые и я рассказывали о проведенной работе на пресс-конференциях и в средствах массовой информации. С тех пор как Соловьев отстранен от дела и патриархии разрешено провести собственные исследования, о ходе следствия общественности ничего не известно».

Одним словом, Аксючиц призывает не верить словам Тихона. В том числе - об отсутствующих царских позвонках.

Тем не менее если все-таки отнестись к заявлению епископа со всей серьезностью, то получается, что кости утеряны - или украдены - на самом последнем этапе следственных действий. Это как минимум основание для служебной проверки. А если факты подтвердятся, то и для возбуждения уголовного дела. Например, по статье «Халатность». В том случае, если происшествие не подпадает под квалифицирующие признаки статьи «Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности».

Короче говоря, было бы весьма любезно со стороны Следственного комитета, если бы он прояснил ситуацию и сообщил: а) где и в каком виде находятся упомянутые части царского скелета, б) каковы, наконец, результаты экспертиз.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил в субботу на встрече со старейшим представителем дома Романовых Дмитрием Романовичем, что экспертиза останков детей последнего русского императора Николая II - Алексея и Марии завершается. Двумя днями ранее руководитель Госархива РФ Лариса Роговая выразила надежду, что захоронение останков царской семьи Романовых произойдет до 2018 года. Эксперты предполагают, что РПЦ в ближайшее время будет готова дать ответ по поводу подлинности царских останков.


О завершающемся этапе экспертизы останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии - детей императора Николая II патриарх Кирилл рассказал праправнуку императора Николая I, старейшему из потомков Дома Романовых, председателю «Объединения потомков Дома Романовых» Дмитрию Романовичу Романову. Их встреча прошла в Троице-Сергиевой лавре. «Мы договорились с руководством страны о том, что нужно повторно сделать все экспертизы, поскольку, с нашей точки зрения, то, что происходило в 90-е годы, происходило с нарушениями,- сообщил патриарх потомку императора Николая I.- А для того чтобы Церковь приняла результаты экспертизы, сама экспертиза должна быть безупречной, не должно быть никаких подозрений ни у кого. В настоящий момент завершаются эти экспертизы, они проходят в нескольких лабораториях за границей».

Напомним, в 1993 году было возбуждено уголовное дело о расстреле в 1918 году семьи последнего русского императора Николая II и членов его семьи в связи с обнаружением группового захоронения в окрестностях Екатеринбурга. Следователи установили, что останки принадлежат расстрелянным большевиками императору, его супруге, детям и членам свиты. В 1998 году дело было закрыто «в связи со смертью лиц, совершивших преступление». В том же году останки были захоронены в Петропавловском соборе, а в 2000 году Николай II и члены его семьи были причислены церковью к лику святых. Останки еще двоих детей императора, Алексея и Марии, были обнаружены в 2007 году. Для их исследования была учреждена рабочая группа (ее возглавляет глава аппарата правительства РФ Сергей Приходько), которая в сентябре 2015 года на основании выводов двух экспертных групп заявила о подлинности останков и предложила похоронить их в октябре 2015 года в Петропавловском соборе. В то же время Российский императорский дом и РПЦ настаивали на дополнительных исследованиях.

В феврале 2016 года вопрос о подлинности царских останков отдельно рассматривался на Архиерейском соборе Русской православной церкви. «По инициативе правительства в 2015 году была образована комиссия по захоронению этих останков,- проинформировал архиереев патриарх в феврале 2016 года.- В ответ на мое обращение с просьбой о возобновлении расследования дела о екатеринбургских останках и об эксгумации останков государя императора Александра III президент России дал согласие на полномасштабное и всестороннее исследование данной темы». В Следственном комитете Российской Федерации была сформирована новая следственная группа, работу которой контролирует лично председатель СК Александр Бастрыкин, сообщил тогда патриарх. «В отличие от ситуации 1990-х годов, государство предоставило представителям церкви - архиереям, клирикам и приглашенным ученым - возможность непосредственно участвовать в расследовании,- рассказал предстоятель РПЦ.- В связи с этим была создана церковная комиссия во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием». Патриарх рассказал иерархам, что «ведется трехуровневая экспертиза: историческая, антропологическая и генетическая». «Важным этапом экспертизы стало взятие проб для генетических исследований останков, приписываемых святым страстотерпцам государю императору Николаю Александровичу и императрице Александре Федоровне, а также останков императора Александра III в непосредственном присутствии представителей церкви,- сообщил патриарх.- Мною получены заверения на самом высоком уровне, что никакой торопливости и привязывания окончания следствия к тем или иным датам допущено не будет. Следствие продлится столько времени, сколько необходимо для того, чтобы установить истину».

«Церковь с уважением и доверием относится к ученым, но для того чтобы не было никаких сомнений, просим, чтобы они не спешили, чтобы они сделали все как полагается,- сказал в субботу патриарх Кирилл князю Дмитрию Романову.- Многие люди, которым эта тема близка, которые считают ее важной, разделяют этот подход». По его словам, «останки зашифрованы, никто не знает, в каком сосуде кому они принадлежат»: «У меня есть список, составленный в присутствии других людей. Мы знаем, в каких сосудах какие останки. Если будет подтверждение, что действительно есть совпадения и речь идет о родственниках, тогда у нас будет основание с доверием отнестись к этой экспертизе». Патриарх пообещал сообщить князю Дмитрию Романовичу о результатах экспертизы: «Я очень надеюсь, что все благополучно завершится. Мы, конечно, вас известим об этом. В любом случае вы получите результаты этих исследований».

В конце прошлой недели руководитель Госархива РФ Лариса Роговая высказала надежду, что захоронение останков членов царской семьи произойдет до 2018 года. «Сейчас владыка Тихон (Шевкунов) занимается организацией дополнительных экспертиз - генетической и исторической. Я думаю, что это уже не так долго, очень хотелось бы к 2018 году предать их земле»,- заявила госпожа Роговая.

«Слова патриарха Кирилла позволяют сделать вывод, что Русская церковь готова решить вопрос с царскими останками в ближайшее время,- считает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества института Европы РАН, президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин.- Для РПЦ это не столько кости, сколько святые мощи, а поэтому важна каждая деталь в рамках их исследования. Делая подобные заявления, глава РПЦ готовит почву для обнародования окончательного решения РПЦ по этому вопросу, которое будет опираться на научные заключения, сделанные под контролем РПЦ». По его мнению, «скорее всего, это будет сделано до 100-летия гибели Николая II и членов его семьи».

Глава Российского Императорского дома Княгиня Мария Владимировна и ее сын и Князь Георгий Михайлович всецело поддерживают позицию Русской Православной Церкви в отношении идентификации «екатеринбургских останков». Это явствует из заявления директора канцелярии Главы Российского Императорского дома Александра Закатова, которое поступило в редакцию « ».

«Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и священноначалие, глубоко осознавая, насколько важен вопрос о подлинности мощей Святых Царственных Страстотерпцев для миллионов православных верующих, а также и для соотечественников, не принадлежащих к Православной Церкви, но чтящих память замученной Царской Семьи, мудро и спокойно комментируют новые данные, не допуская никакой политизированной спешки, чреватой недоразумениями и противостояниями в обществе», - говорится в заявлении.

Директор Канцелярии Российского Императорского дома отмечает, что «Российский императорский дом вместе с согражданами в России ожидает соборного слова Церкви, которая обладает несомненным приоритетом в окончательном определении, являются ли "екатеринбургские останки" мощами святых Царственных Страстотерпцев. Если данные экспертиз на сей раз будут признаны Церковью достаточными для признания, Императорская семья воспримет это с большой радостью. Если же решение будет отрицательным, они отнесутся к этому с пониманием и смирением, как подобает верным чадам Церкви».

«Канцелярия Российского Императорского дома с недоумением восприняла сообщения некоторых средств массовой информации о том, что представитель частной швейцарской общественной организации "Объединение рода Романовых" И. Арцишевский от имени "рода Романовых", пытаясь дискредитировать позицию Русской Православной Церкви.

Ранее Канцелярия Российского Императорского дома выражала надежду, что после встречи г-на Д.Р. Романова, являвшегося до своей кончины 31 декабря 2016 года фактическим председателем "Объединения рода Романовых", со Святейшим Патриархом Кириллом, антицерковные выступления этой организации прекратятся. К сожалению, этого не произошло.

В связи с прозвучавшими заявлениями г-на И. Арцишевского, носящими политизированный и диффамационный характер в отношении Церкви, остается ожидать, что со стороны "Объединения рода Романовых" (представителем которого г-н И. Арцишевский именует себя) последует их опровержение. Если этого не произойдет, и г-н И. Арцишевский останется представителем данной ассоциации, придется признать, что "Объединение рода Романовых" продолжает занимать антицерковную позицию и несёт полную ответственность за демарши лиц, участвующих в кампании по травле Русской Православной Церкви», - говорится в заявлении директора Канцелярии Российского Императорского дома.

Всю неделю российская общественность обсуждала останки царской семьи и версию о том, что убийство Николая II, его родных и слуг было ритуальным. Сами разговоры о ритуальном убийстве звучат в XXI веке дико, но помимо этого они обнажают серьезный конфликт внутри Русской православной церкви.

Фотография с официального сайта Московской патриархии

Версия о ритуальном убийстве царской семьи была озвучена на конференции «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия», которая прошла 27 ноября 2017 года в Сретенском монастыре. Сначала эту версию упомянула представитель Следственного комитета, а затем про нее говорил наместник Сретенского монастыря епископ Тихон (Шевкунов), курирующий тему царских останков.

«У нас самое серьезное отношение к версии ритуального убийства. У значительной части церковной комиссии нет сомнений, что это убийство было ритуальным», - сказал епископ.

После этих слов публика на несколько дней углубилась в тему расстрела царской семьи и подлинности останков, найденных под Екатеринбургом. Версия о ритуальном убийстве появилась почти сразу после расстрела, и в данном случае нам важно, что она опирается на расследования, которые были проведены еще в 1918-1919 годах - в частности, на работу следователя Соколова. Ключевой момент этой версии состоит в том, что останки убитых сначала были сброшены в шахту на Ганиной яме, а потом без следа уничтожены там же - сожжены или растворены с помощью серной кислоты. На Ганиной яме сейчас стоит монастырь, и там также придерживаются этой версии.

Итак, если убийство было ритуальным - то признать имеющиеся останки никак нельзя. Получается, что именно к этому косвенно ведет Тихон (Шевкунов). Во всяком случае, он публично озвучил эту версию, и она задала тон обсуждению темы.

И весь «хайп» вокруг ритуального убийства заслонило заявление, с которым в тот же самый день выступил патриарх Кирилл. Его речь тоже была яркой и запоминающейся: он рассуждал о невозможности полностью сжечь трупы. В качестве примера он приводил кремацию в Индии.

«Сжигают целый день - с утра до поздней ночи. Используют огромные сухие дрова. В результате кремации остаются руки, ноги, которые потом сбрасывают в Ганг», - патриарх.

Несмотря на всю специфику его слов, между строк легко прочитать: патриарх говорит о том, что уничтожить трупы Николая II и еще 10 человек за одну ночь было невозможно, и если это так, то версия следователя Соколова (и все наслоившиеся на нее другие версии, включая «ритуальную») окажется неверной. Это еще не утверждение о подлинности «екатеринбургских останков», но уже шаг к нему.

Почти то же самое сказал несколько дней спустя влиятельный митрополит Иларион (Алфеев). Он прямым текстом намекает на то, что следователь Соколов мог ошибаться.

«Мы должны понимать, что следователь Соколов, во-первых, имел очень ограниченные возможности для расследования. Во-вторых, у него было очень ограничено время, потому что он воспользовался временным пребыванием в тех местах белых, но скоро снова пришли красные, и его исследования прекратились. То есть целостной картины у этого следователя не было и не могло быть. Вполне вероятно, что захоронение и уничтожение останков происходило в два этапа», - сказал Иларион в эфире программы «Церковь и мир».

Что мы видим? Высшие иерархи РПЦ делают осторожные заявления, которые постепенно готовят почву для признания подлинности царских останков - рассуждают о кремации, намекают на ошибки Соколова. Можно сказать, что это такая пиар-подготовка к признанию останков, которая рано или поздно состоится.

Но в тот же самый момент епископ Тихон делает одно-единственное заявление, которое разом перечеркивает весь пиар-эффект от слов патриарха и митрополита. И все уже обсуждают ритуальное убийство, а не компромиссные речи Кирилла и Илариона. По сути, дискуссия отброшена на тридцать, если не на сто лет назад.

По результатам этой истории можно сделать несколько выводов:

а) Как пиарщик Тихон переиграл патриарха Кирилла. Вся конференция в Сретенском монастыре запомнится словами про ритуально убийство, а не словами патриарха о невозможности полностью уничтожить трупы.

б) Мы в очередной раз увидели, что патриархия не контролирует или плохо контролирует Тихона. Известно, что патриарх Кирилл не любит конкуренции с собой на публичном поле, и тот факт, что епископ позволяет себе делать заявления вразрез со стратегией патриарха, однозначно доказывает, что Тихон ведет собственную игру.

в) Скорее всего, Тихон не стал бы устраивать такой демарш, если бы не чувствовал за собой поддержку значительной части духовенства - ультраконсерваторов, которые не готовы ни на какие компромиссы по «царскому» вопросу. Да, это духовенство не может открыто выступить против патриарха, и дискуссия об останках - едва ли не единственный способ заявить о своей позиции. И получается, что именно Тихон (Шевкунов) превращается в полноценного лидера и выразителя интересов этой группы. Если это так, то в ближайшие годы конфликт в РПЦ будет только усиливаться, и споры о подлинности царских останков будут, скорее всего, основным публичным проявлением этого конфликта.

Алексей Шабуров

От редакции:

В ходе Архиерейского Собора РПЦ МП, состоявшегося 2-3 февраля 2016 года под председательством Патриарха Кирилла, обсуждалось участие РПЦ в грядущем «Всеправославном Соборе», события на Украине и в мире, судьба царских останков. Не осталась в стороне тема древнерусской церкви и ее агиографической истории. В старообрядческой среде обратили внимание на усиление сторонников канонизации бывшего патриарха Никона. Насколько обоснованны подобные опасения, читайте в нашей публикации.

Состоится ли новый Вселенский Собор?

Архиерейский Собор РПЦ МП под председательством Патриарха Кирилла (Гундяева) проходил 2-3 февраля 2016 года в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве. В работе Собора принимали участие 354 архиерея из 293 епархий РПЦ МП в России, ближнем и дальнем зарубежье.

Во вступительном слове Патриарх Кирилл пояснил, что Архиерейский Собор проводился на год раньше, чем предусмотрено Уставом РПЦ МП. Это было связано с подготовкой ко Всеправославному Собору, который должен проходить в июне этого года на острове Крит. «Архиерейский Собор 2013 года подчеркнул, что эта подготовка должна предусматривать широкое обсуждение готовящихся постановлений и отличаться особой заботой о сохранении чистоты православного вероучения. Поэтому Священный Синод счел, что настала пора для обстоятельного разговора по вопросам, возникающим в связи с предсоборным процессом », — сказал Патриарх Кирилл во вступительном слове. В повестке Собора стояли также вопросы о «екатеринбургских останках», о работе по составлению Катехизиса РПЦ, образовании новых митрополий и епархий, канонизации святых и другие.

Вокруг готовящегося Всеправославного Собора распространяется большое количество слухов. Как рассказал на пресс-конференции после завершения Архиерейского Собора митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель ОВЦС: «Говорят, например, что это будет "Восьмой Вселенский Собор". И есть такое народное поверье, что Восьмой Вселенский Собор — это будет антихристов собор, что на нем заключат унию с католиками, что на нем отменят все посты, введут второбрачие духовенства, что это будет модернистский собор и так далее». Чтобы развеять эти слухи, проекты документов рассматривались на Архиерейском Соборе и были опубликованы на официальном сайте РПЦ МП. В постановлениях говорится: «Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви ».

Интересно, что споры вокруг символизма числа вселенских соборов идут достаточно давно.

Некоторые авторы приводят отдельные места из службы Седьмого Вселенского Собора, где сравнивается седьмочисленность Соборов с семью дарами Святого Духа и т. д. Но ведь подобные аргументы применялись ранее для защиты авторитета Четвертого Вселенского Собора от нападок на него монофизитов. Говорилось, что Соборов должно быть четыре, потому что это число священное — по числу четырех евангелистов, четырех рек райских и т. д.

Что же касается Восьмого вселенского собора, то некоторые уверяют, что таковым являлся Константинопольский Собор 879-880 гг., созванный при патриархе Фотии и папе Иоанне VIII. Как по своему составу, так и по характеру своих постановлений, этот Собор носит все признаки Вселенского Собора. На нем были представлены все пять Патриархатов тогдашней Церкви, в том числе и Римской, так что этот Собор является последним Собором, общим как для Восточной, так и Западной Церкви. На нем участвовало 383 отца, т. е. это был самый большой Собор со времени Халкидона. Он был созван как Вселенский Собор и называет себя в своих актах «великим и Вселенским Собором». И хотя он не был официально признан Церковью Вселенским, ибо обыкновенно такое признание делалось на последующем Соборе, а его не было, ряд видных церковных деятелей на протяжении веков называли его Восьмым Вселенским Собором: например, знаменитый канонист XII в. Феодор Вальсамон, Нил Фессалоникский (XIV в.), Нил Родосский (XIV в.), Симеон Фессалоникский (XV в.), св. Марк Ефесский, Геннадий Схоларий, Досифей Иерусалимский (XVII в.) и т. д. Более того, и на Западе, как это доказал профессор Ф. Дворник в своем известном монументальном труде «Фотианская схизма» и как это принято сейчас в исторической науке, даже римо-католической, этот Собор 879-880 гг. вплоть до XII в. тоже считался Восьмым Вселенским.

О гонениях на христиан

Архиерейский Собор РПЦ выразил поддержку епископам, клирикам, монахам и мирянам Украинской Православной Церкви, прилагающим все усилия для прекращения конфликта на Юго-Востоке Украины, тем, кто помогал беженцам и пострадавшим в противостоянии. Также делегаты Собора призвали обратить внимание на гонения, которым подвергаются христиане на Ближнем Востоке, в некоторых странах Африки и в ряде других регионов мира. «Необходимо сделать все возможное, чтобы геноцид, развязанный против христиан экстремистами, кощунственно прикрывающими свои злодеяния религиозными лозунгами, прекратился », — говорится в постановлениях.

О царских останках

Ознакомившись с результатами работы комиссии по исследованию «екатеринбургских останков», члены Собора выразили удовлетворение, что государственными властями принято решение провести комплексную экспертизу этих останков и всестороннее исследование обстоятельств убиения Царской семьи. В настоящее время в Следственном комитете Российской Федерации возобновлено расследование обстоятельств убийства Царской семьи. Научная комиссия занимается генетической экспертизой. Существует также комиссия РПЦ МП под председательством митрополита Санкт-Петербургского Варсонофия (Судакова). Как пояснил на пресс-конференции Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев): «Осуществляется экспертиза в четырех направлениях: это не только генетическая экспертиза, которая, безусловно, очень важна, но не является единственной для восстановления истины. Это также и криминалистическая, историческая и антропологическая экспертизы… Русская Православная Церковь подчеркивает необходимость комплексного исследования этой очень непростой, но очень важной темы, в результате рассмотрения которой не должно остаться никаких сомнений не только в идентичности останков, но и вообще во всей этой страшной трагедии, которая произошла под Екатеринбургом ». По словам митрополита Павла, когда результаты работы всех комиссий будут известны, как об этом сказано в Постановлениях Архиерейского Собора, они будут представлены на обсуждение, и только после этого можно будет говорить о подведении каких-то итогов.

Новые канонизации и тема патриарха Никона

Архиерейский Собор утвердил ряд канонизаций, в том числе и лиц, почитаемых Русской Зарубежной Церкви: расстрелянного вместе с царской семьей врача Евгения Боткина, епископа Ионы Ханькоусского (Манчжурия), священника Митрофана и прочих, убитых в Пекине в 1900 году. Также было принято решение о канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), известного своими монархическими взглядами и почитанием патриарха Никона, который, по его мнению «должен быть истинным, великим наставником для нас в наших стремлениях восстановить Россию посредством истинной самодержавной власти царя Помазанника Божье» (из книги «Русская идеология»). Известно, что вопрос о возможности прославления архиепископа Серафима изучался Синодальной комиссией по канонизации святых (РПЦ МП) в 2007 и в 2015 гг. В 2007 году канонизация по неизвестным причинам не состоялась.

Как заявляют сегодня представители старообрядческих согласий, канонизация Никона и его апологетов является внутренним делом Московской Патриархии. Однако некоторые староверы весьма болезненно относятся к новостям такого рода. Так, в начале 2000-х годов Московская Митрополия РПСЦ даже делала официальное заявление против возможной канонизации бывшего патриарха Никона Русской Православной Церковью. Чрезвычайный Архиерейский Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, состоявшийся 18-19 февраля 2003 г., постановил: «Принять воззвание ко всем православным христианам, священнослужителям РПЦ, ко всем добрым людям по поводу возможной канонизации бывшего патриарха Никона». (Позже решения этого собора были отменены прим. ред .)

Интересно, что одним из инициаторов заявления Московской Митрополии против канонизации патриарха Никона был настоятель протоиерей Леонид Гусев. Он рассказывал, что наблюдал некое знамение на выставке, посвященной патриарху Никону в Государственном Историческом Музее, когда со страшным грохотом лопнула деревянная парсуна, изображавшая бывшего патриарха.

Впрочем, некоторые старообрядческие эксперты наоборот находят в канонизации Никона большую пользу, поскольку она позволит, наконец, закончить разговоры о перспективах сближения и тем более объединения с РПЦ.

Как сообщил источник сайта «Русская вера», в комиссии по канонизации РПЦ сейчас вопрос о прославлении патриарха Никона не стоит на повестке дня, хотя письма в поддержку этой инициативы поступают регулярно.

По итогам Архиерейского Собора в святцы РПЦ МП включили новых святых, в том числе и живших до церковного раскола XVII века: монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя (1380 г.), Варлаам Серпуховской(1377 г.), Васса Псково-Печерская (ок.1473 г.), архиепископ Геннадий Новгородский (1504 г.), Герасим Болдинский (1554 г.), митрополит Геронтий Московский и всея Руси (1489 г.), митрополит Иоасаф (Скрипицын), Московский и всея Руси (1555 г.), Елисей Лавришевский (ок.1250 г.), Иона Псково-Печерский (ок.1480 г.), Марк Псково-Печерский (ок. 1400 г.), Мартин Туровский (1150 г.), епископ Мина Полоцкий (1116 г.), князь Ростислав (в крещении Михаил) Смоленский (1167 г.), Симеон, первый епископ Тверской (1289 г.), Симон Сойгинский (1562 г.), княгиня София Слуцкая (1612 г.), князь Ярослав Мудрый (1054 г.)

Важно отметить, что на этом соборе были прославлены главным образом многие подвижники, церковные и государственные деятели, жившие еще до раскола Церкви в середине XVII века.

В старообрядческих согласиях идет похожий процесс прославления как древних, так и более поздних, послераскольных, собственно старообрядческих святых. Однако надо отметить, что старообрядческие канонизации древних святых проходят уже по следам подобных канонизаций, проведенных в Московской Патриархии. Так, например, вслед за синодальной церковью в старообрядческой церкви (ныне РПСЦ) были прославлены патриарх Ермоген, Митрополит Московский Макарий, иконописец Андрей Рублев. Единственной самостоятельной канонизацией такого рода в лоне РПСЦ стало прославление славянских книг печатника Ивана Федорова.

Нынешняя канонизация святых на архиерейском соборе РПЦ требует отдельного и серьезного исследования, поскольку список прославленных церковных и государственных деятелей весьма разнообразен. Тем не менее тенденция очевидна, в отличие от XVIII — XIX веков, когда, по словам Карташова, «на скамью подсудимых была посажена вся древнерусская Церковь», сейчас идет процесс возвеличивания древнерусской истории и её персонажей.

Краткое жизнеописание некоторых новопрославленных в РПЦ святых

Архиепископ Геннадий Новгородский , в схиме — Галактион, родился около 1410 г. в Москве. Возможно, происходил из московского боярского рода Гонзовых. В 1470-80 гг. был архимандритом московского Чудова монастыря, 12 декабря 1484 года возведен в сан архиепископа Новгородского и Псковского. Вместе с преподобным Иосифом Волоцким боролся против ереси жидовствующих. В 1504 году удалось добиться осуждения еретиков, но архиепископ Геннадий попал в опалу Великого князя Ивана III, был низложен с кафедры. Скончался 4 декабря 1505 года в Чудовом монастыре. Автор нескольких посланий, при нем был составлен первый в России полный библейский кодекс — «Геннадиевская Библия» (1499 г.). Книги этой Библии легли в основу в том числе и «Острожской Библии», напечатанной Иваном Федоровым и являющейся единственным каноническим текстом для старообрядчества.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя — легендарные монахи-схимники и воины, посланные преподобным Сергием Радонежским в помощь князю Дмитрию Донскому. Пересвет и Ослябя были иноками Троице-Сергиева монастыря, по преданию, оба происходили из боярских родов. Перед началом Куликовской битвы Пересвет участвовал в «поединке богатырей» с Челубеем, считавшимся непобедимым. По преданию, копье Челубея было длиннее обычного. Вступая в бой, его противник не успевал нанести удар, как уже оказывался побежденным. Перед поединком Александр Пересвет снял доспехи, оставшись в монашеском облачении. В бою копье Челубея пронзило инока, но не вышибло из седла. Тогда Пересвет сам нанес удар, и Челубей упал замертво. Получив смертельную рану, Пересвет остался в седле. Верный конь вынес тело победителя в стан русских войск. Андрей Ослябя также принимал участие в Куликовской битве и погиб. Тела Пересвета и Осляби были перенесены в Москву и погребены рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Позднее храм перестроили, над саркофагами была возведена трапезная часть церкви. Над этим местом стояло чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920 гг. В настоящее время на предполагаемом месте погребения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения.

Митрополит Геронтий Московский и всея Руси был преемником мученически скончавшегося митрополита Филиппа (1473 г.). Известно, что до этого он был архимандритом московского Симонова монастыря, затем Коломенским епископом. При Митрополите Геронтии было закончено строительство Успенского собора Московского кремля. Он конфликтовал с Иваном III по церковным вопросам, но поддерживал его в военно-государственных вопросах. В октябре 1477 года благословил поход великого князя на Новгород. Скончался 28 мая 1489 года, погребён в Успенском соборе Московского Кремля.

Варлаам Серпуховской родился в первой трети XIV века, был келейником святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси. В 1360 году Митрополит Алексий во время молитвы услышал повеление от иконы Пресвятой Богородицы создать в Ее честь монастырь «в пределе града Серпухова». Келейник был послан искать место для обители, и в дальнейшем строить ее. Прожив в монастыре 13 лет, Варлаам ослеп. Спустя два года, чувствуя приближающуюся кончину, он послал святителю Алексию просьбу приехать и отпеть его. Сказание относит кончину Варлаама к 1377 г.

Епископ Симеон Тверской происходил из рода Полоцких князей. До 1271 года был епископом Полоцким, но после убийства князя, своего племянника, вынужден был переселиться в Тверь, в пределах своей епархии. С радостью приняв его, князь Ярослав Ярославич наделил епископскую кафедру многими имениями. По словам Никоновской летописи, епископ Симеон был «смыслен зело и силен в книгах Божественнаго Писания, учителен, добродетелен, нищия и сироты и вдовицы жаловаше, и обидимых заступляше, и насилуемых избавляше». Скончался мирно 3 февраля 1289 года.

Великий князь киевский Ярослав Мудрый (в крещении Георгий, 978—1054) был сыном крестителя Руси князя Владимира. Последовательно княжил в Ростове, Новгороде и Киеве. Старший брат князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Возможно, они были канонизированы уже в правление Ярослава Мудрого, но некоторые источники относят это событие к 1072 году. Освободив Древнерусское государство от печенежских набегов, после победы 1036 года, в память об этом заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве. Династические браки связывали Ярослава Мудрого со многими европейскими королями. О мудрости Ярослава говорят древнерусские летописцы, ссылаясь на ветхозаветного Соломона. При нем был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда». Основал Ярославль на Волге и Ярославль в современной Польше, Юрьев (ныне Тарту), Юрьев Русский (Белая Церковь), Новгород-Северский. При Ярославе возникли первые русские монастыри, а Киевским митрополитом стал славянин Иларион, автор «Слова о Законе и Благодати».