Тарасов а и догматические основы спасова согласия. Старообрядческие согласия

Материал подготовлен для нашего сайта старовером-спасовцем, редактором газеты "Cтарообрядец" Сергеем Рудаковым (Нижний Новгород), за что мы очень признательны.

Неофициальное название: спасовцы

Организационная структура

Спасово согласие - общее название четырех самостоятель­ных конфессиональных групп (толков) внутри беспоповского на­правления старообрядчества. В настоящее время эти толки имеют весьма гетерогенную структуру, в которую входят мало связанные друг с другом общины-приходы.

Управление общинами и централизованные структуры отсутствуют.

В среде спасовцев большеначального толка авторите­том пользуются инокини череповецких обителей, а также руководи­тели ряда поволжских и предуральских общин. В остальных ветвях спасова согласия авторитетных центров и руководителей (чей авторитет выходил бы за рамки собственной общины или ряда со­седних общин) не имеется.

Краткая история

Формирование спасово-нетовского направления началось в конце XVII - начале XVIII столетия происходило одновременно в несколь­ких старообрядческих центрах, важнейшими из которых были ски­ты в лесах на реке Керженец в Нижегородской губернии. Один из первоучителей в спасовщине, инок Арсений, пришел на Керженец в конце 70-х годов XVII в. и основал здесь несколько скитов. Арсений и его последователи признавали истинными только тех священни­ков, которые были рукоположены до исправления книг Никоном. После смерти последних из них арсеньевцы сделались беспопов­цами, сохраняя при этом все уставы и обычаи керженских беглопо­повцев. До середины XVIII столетия на Керженце еще упоминаются старообрядцы арсеньева толка. Впоследствии на них распространилось название "спасовцы" или "нетовцы".

Другими первоучителями спа­сова согласия в начале XVIII в. на Керженце были два Козьмы - Андреев и Панфилов, проповедовавшие, что ныне все таинства истреблены антихристом, священство и жертва прекратились: "Божия благодать взята на небо" и остается только "прибегать ко Спа­су, который сам ведает, как нас, бедных, спасти". Это направление получило впоследствии название "козьминщина" или "нетовщина".

С уверенностью можно заявить о существовании в XVIII столе­тии трех направлений в спасовом согласии:

а) собственно спасовцы ("глухая нетовщина"), широко распро­странившиеся в Поволжье и называемые так потому, что они не были явными, записными старообрядцами. Они принимали крещение и брак в офи­циальной православной церкви как регистрацию легального со­стояния, дабы избежать преследований со стороны господствую­щей церкви и государства;

б) арсеньевцы в нижегородском Заволжье, которые имели только одну общую с "глухой нетовщиной" черту - неприятие пе­рекрещивания при приеме в свою веру;

в) некрещеные спасовцы или "некрестяки", в отличие от "глу­хой нетовщины" считавшие невозможным прибегать для крещения или брака к православной церкви, а поэтому отказавшиеся от всех таинств вообще.

В первой половине XIX в. в спасовом согласии происходит суще­ственная эволюция. В 30-40-х годах XIX в. в Симбирске, Гороховце, Коврове и в других городах собирались соборы спасова со­гласия, на которых произошло значительное сближение позиций части спасовцев со поморцами и арсеньевцами. К этому новому учению примкнула значительная часть "глухой нетовщины", получившая название новоспасовщина (по малому началу).

Спасовцы "по малому началу" приняли уставную службу с пе­нием, крещение и брак, благословляемый от своих собственных наставников. Они сохранили свое старое правило приема в веру через семипоклонный начал.

Остается до сих пор открытым вопрос об источниках формирова­ния другой ветви новоспасовцев - большеначальной. Во второй половине XIX в. именно большеначальные, принимавшие в свою веру через отрицание ересей и имевшие, в отли­чие от "глухой нетовщины" и малоначальных спасовцев, монашество и чин покаяния, заняли наиболее активную позицию в деле распростра­нения своего вероучения. Большеначальные спасовцы энергично за­нимались литературно-полемической и издательской деятельностью, а также самоорганизацией своего согласия.

После провозглашения российскими властями в 1905 г. рели­гиозной терпимости общественная и миссионерская работа новоспа­совцев оживилась. Большеначальные стали регистрировать свои общины, устраивали всероссийские соборы, проходившие в основ­ном в Нижнем Новгороде. Ими было организовано Всероссийское братство старообрядцев спасова согласия. Именно оно стало органом управления общинами на территории России. В начале XX в. также действовало несколько десятков мона­стырей, некоторые из них играли роль духовных центров спасова согласия - в Коврове, Шуе, в окрестностях Нижнего Новгорода, Череповца, Казани.

Малоначальные спасовцы также организовывали общины, со­зывали соборы и создали свое братство, ставившее целью объе­динить все общины в "единое тело церковное".

Широко развернулась издательская деятельность новоспасовцев. По итогам соборов выходили печатные или рукописные сборники соборных постановлений, становившиеся руководством в вероучительной, обрядовой и бытовой деятельности спасовцев. На примере этих сборников можно проследить, как с конца XIX в. до 60-х годов XX в. постепенно происходило смягчение позиций спасовцев по вопросам отношения к окружающему "мiру". В 1930-х годах вследствии репрессий прекратили свое существование братства, были истреблены настоятели и начетчики, прекратилась издательская деятельность. Соборы стали собираться нелегально и все реже. Последний известный собор большеначальных состоялся в 1966 году.

Особенности вероучения и современное положение

В идеологии, вероучении и соответствующей им богослужебной и бытовой практике современных староверов различных ветвей спа­сова согласия наблюдаются как различия, так и общие черты.

К общим чертам можно отнести весь комплекс представлений об отношении к господствующей церкви, к "мирскому" обществу и к государству. Эти представления исходят у спасовцев из идеи о пришествии в эпоху патриарха Никона духовного (или "мысленно­го") антихриста, взятии благодати на небо, вследствие конечного истребления антихристом священства и наступления последних времен.

Под антихристом спасовцы подразумевают прежде всего сово­купность ересей, содержащихся в «никонианской" церкви - написание имени "Исус" с двумя "и", четвероконечный крест и троеперстие, как "печать антихриста". Однако природу ан­тихриста спасовцы представляют себе в целом нечетко. Иногда можно встретить отождествление антихриста с Петром I, с Лени­ным и со Сталиным.

Новообрядческая "никонианская" церковь, иные христианские конфессии, а также другие ветви в старообрядчестве, в том числе и в самом спасовом согласии, трактуются спасовцами разных толков как еретические и "богопротивные". При этом для спасовцев ереси страшны прежде всего своим происхождением из "вражьего" стана, своей связью с антихристовыми происками в мире.

В вопросе об отношении к гражданской власти среди спасов­цев также нет единства. С одной стороны, они утверждают, что всякая власть от Бога, но, с другой - за нее не молятся, так как власть в России, по их представлениям, с XVII в. идет от антихри­ста. А символ советской власти - красная звезда - однозначно трактуется спасовцами как сатанинский знак и "звезда антихриста".

В связи с прекращением преследований верующих в постсо­ветское время в сохранившихся спасовских общинах происходило смягчение отношения спасовцев к власти и одновременно усиле­ние критики нравственного состояния современного общества.

Многие из спасовцев не признают телевизор, радио и тому по­добное, а некоторые не употребляют чай, ко­фе, картофель, называя их - "сласти антихристовы". Есть случаи отказа от пенсий и паспортов, так как они исходят от неверной вла­сти. К явным плодам деятельности антихриста спасовцы относят безнравственность современного общества, пьянство, массовую культуру в целом, считая весь этот комплекс явлений признаками приближающегося Конца света. Ожидание Окончания Времен, а также грядущего Страшного суда определяет все поведение со­временного спасовца, его отношение к окружающим - "мирским" людям. В этом отношении осуждение их беспечности сочетается со скорбью по погибели их душ. добровольному обречению ими самих себя на вечную муку. Только неустанная молитва и особенно мило­стыня, а также иные христианские добродетели могут, по вероуче­нию спасовцев, спасти человека от ада.

Сегодня во всех толках спасова согласия существует своя "братия", т е. круг верующих, с которыми возможно поддерживать молитвенное общение. В основном среди спасовцев со­блюдается принцип "немирщения" – не смешивание в молитве и посуде с иноверными. Особняком здесь стоят заволжские спасовцы, бывшие арсеньевцы, составная часть керженецкой межконфессио­нальной традиции, состоящей из беглопоповцев, спасовцев и от­части поморцев. Среди них "немирщение" встречается, но скорее как исключение, чем как правило.

В уставной богослужебной практике к общеспэсовскому отно­сится в первую очередь прием в веру без перекрещивания (в отли­чие от поморцев), если этот человек ранее был крещен в три по­гружения. При этом в полемике с поморцами, не признающими ис­тинность крещения у "еретиков", спасовцы подчеркивают1 "Не важ­но, кто крестит, а важно - во имя кого".

Круг чтения у спасовцев разных толков почти одинаков. Наи­более используемыми в богослужении и во внебогослужебном чте­нии являются Псалтырь, поучительное Евангелие, книги св. Иоанна Златоуста, Пролог. Реже в домах спасовцев можно встретить Биб­лию, предпочтение отдается толкованиям и различным пересказам Священного Писания.

Отличия отдельных ветвей спасова согласия сводятся к раз­личиям в толковании обрядов и богослужебных уставов. Все раз­личия исходят из представления о том, что позволено, а что недо­пустимо совершать мирянину в "эпоху царствования антихриста и отсутствия истинного священства".

Наиболее строгие и последовательные в этом отношении староспасовцы ("глухая нетовщина", "некрестяки"), которые считают совер­шение любых таинств мирянином "восхищением недарованного". Однако в последние десятилетия в "глухой нетовщине" неред­ки случаи принятия практики крещения младенцев собственными грамотными (в церковном смысле) уставщиками. Староспасовцы считают недопустимым мирянину совершать уставную службу с пением, "это дело священническое", - говорят они. Богослужение ограни­чивается у староспасовцев чтением канонов, Псалтыря и поучительных книг. В "братию", в члены общины, принимают через простой "семипоклонный начал".

Некрещеные спасовцы (Строгая нетовщина) не совершают водного крещения («если нет истинного священства, то нет и истинного крещения»), а во время чтения молитв одевают на младенца крест и прочее, вменяя это вместо крещения.

Произошедшие от "глухой нетовщины" спасовцы малого нача­ла, в отличие от своих предков, крестят и совершают обряд брако­сочетания сами, а богослужение ведется с пением по уставу. В число "братии", принимают также через "семипоклонный начал".

Спасовцы большого начала придерживаются того же устава, что и малоначальные, но принимают в свою веру, в "братию" через чин отрицания ересей. Большеначальные имеют иночество.

В отношении таинства исповеди спасовцы придерживаются разных мнений. Большинство из них исповедь и покаяние за отсут­ствием священства отвергают. Большеначальные спасовцы используют различные способы исповеди: исповедуются наставнику, монаху или монахине, друг другу, практикуется исповедь иконе, в редких случаях встречается даже исповедь земле. Чаще всего в общинах вычитывается скитское правило покаяния всеми вместе или отдельными братьями.

Общины спасовцев по России обычно не превышают 30-50 че­ловек. Отдельных моленных домов очень мало, как правило, соби­раются для молитвы в частных домах. В связи с распадом института наставников, поддерживавших религиозные взгляды и обряды своего толка, происходит постепенное разрушение общин, уменьшение численности спасовцев. Многие теряют связь с учением и традициями предков.

Численность

На 2000 г. численность старообрядцев спасова согласия может быть определена в 30-40 тыс. чел. по России в целом.

Распределение по стране

Общины и отдельные группы последователей спасова согла­сия располагаются преимущественно в поволжских областях, от Череповца до Астрахани, а также в Башкирии.

Наша справка: Последователи спасова согласия в Самарской области:

Официально общины спасова согласия в Самарской области не зарегистрированы, но есть группы спасовцев в Тольятти, Сызрани, в с.Кошки, в Самаре.

BBCode Тулупов Т.С.. Спасовцы. Историко-догматический очерк о происхождении старообрядческаго Спасовскаго или Нетовскаго согласия

ID: tulupov-netovcy_spasovcy

Создан: 2017.12.01 12:04

Безпоповцы Нетовцы они же Спасовцы, как известно, по вопросу о еретическом крещении держатся такого убеждения, что крещение, где бы оно не совершалось, т. е. в каком бы то ни было еретическом обществе, но коль-скоро формою православной церкви, т. е. в три погружения и три божественных ипостаси, то считают такое крещение крещением истинно законным и его не повторяют.

Такая характеристика учения Нетовцев, по вопросу еретическаго крещения и разделяет их с остальными безпоповщинскими согласиями, как-то: Поморцами, Федосеевцами и др. В виду того, что Нетовцы или Спасовцы, считают себя, как и другия в отдельности старообрядческия согласия, старообрядцами, последователями учения благочестивых первоостальцев староверцев: страдальца епископа Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума и других, то поэтому я и намерен в настоящей статье выяснить на основании исторических данных: что имеет ли действительно нетовское или спасовское безпоповщинское общество, какую либо связь или преемственность учения по вопросу о еретическом крещении с остальцами - староверцами? Остальцы древняго благочестия, начиная с епископа Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума и др. в вопросе о еретическо-никонианском крещении и других таинствах, как это видно по историческим данным, держались совершенно не того учения, котораго держатся современные нетовцы или спасовцы. Священно-страдалец епископ Павел Коломенский, протопоп Аввакум и др. остальцы православнаго до-никоновскаго рукоположения священники учили не принимать от церкви никонианской ни крещения, ни священства. Чтобы не быть в этом вопросе голословным, я приведу историческую справку, относительно того, как вообще держались остальцы древняго благочестия по отношению еретическо-никонианскаго крещения. "Яже услышавше мы, - говорится в соборном деянии 1666 г., - и прочетше абие богонаставлением познахом диаволе быти семя, сицевая хулы содержащие: яко нынешняя церковь, несть церковь, тайны божественныя не тайны, крещение не крещение, архиереи не архиереи, писания лестна, учение неправедное, и вся скверна и не благочестна" .

Так говорили остальцы древняго до-никоновскаго благочестия; таково было мнение по отношению еретическаго крещения.

По вопросу еретическаго крещения и хиротонии, у остальцев древняго благочестия был созван собор, на котором и было постановлено не принимать от никонианской церкви ни крещения, ни хиротонии: "Около этого времени, - говорится у Александра Б. в книге. "В пользу раскола", - Аввакум присутствовал на соборе, который держали в Москве, в доме некоего боголюбца: Спиридон архимандрит Покровский, от убогих, протопоп Аввакум, протопоп Даниил, игумен Досифей, диакон Феодор, иноки: Авраамий, Исаия и Корнилий, на котором они совет творили о нынешнем никонианском крещении, бывающем по новопечатным книгам, и присудиша, что никонианское нынешнее крещение за крещение не вменяти" .

"Первые старообрядческие попы, - говорится в истории Андреева, - высказывали дух нетерпимости. Каждый, перешедший к ним из еретиков (никониан), был перекрещеваем" .

"Они (раскольники), - говорится в книге Елеонскаго, - не признавали ничего святого в церкви православной" .

"Приходящих убо, - говорится в сочинении Ивана Алексеева, - от Великороссии новокрещенных повторяху своим крещением" .

Имея в виду часть приведенных выше исторических данных об отношении древле-остальцев до-никоновскаго благочестия к еретическо-никонианскому крещению и сопоставляя с этим современное учение безпоповцев нетовцев или спасовцев, то отсюда и ясно, что вышепоименованное безпоповское общество, как не имеющее преемственнаго учения о еретическом крещении, не может считать себя последователями остальцев. Далее необходимо ко всему этому выяснить также и тот корень откуда произошло нетовское или спасовское безпоповское согласие. "Нетовское направление, - говорится в истории русскаго раскола П. С. Смирнова, - зародилось очень рано, не позже перваго десятилетия XVIII века, и первоначально старообрядческий толк такого направления назывался козминщиною, по имени основателя мужика Козьмы"

"Согласие нетовщина или спасово, - пишет Н. Попов, - зародилось в XVIII веке, основателем онаго был крестьянин Павел, по другим сказаниям безграмотный мужик Кузьма" .

"Спасово согласие (нетовщина), - говорится у В. В. Андреева, - основателем его был крестьянин Кузьма, отчего и само согласие называется иногда козьминщиною" .

"Основателем нетовщины или спасова согласия, - пишется в книге протоиерея Андрея Иоаннова, был некто Кузьма" .

"Безграмотный селянин Козьма, - говорится в "Истории раскола", - первый начал запрещать перекрещивание и его последователи назвались сперва по его имени козьминщинаю" .

Небезъинтересно также выяснить и ту характеристику учения козьминщины (нетовщины), которой первоначально держалось в своем целом это согласие. В истории русскаго раскола П. С. Смирнова, говорится по этому поводу следующее: "с течением времени нетовщина (козьминщина) подразделилась на отдельныя отрасли. Исходной точкой в данном случае послужил вопрос о крещении. Отвергнуть таинство крещения значило навлечь на себя нарекание в том, можно-ли им даже именоваться христианами (Иоан. 3:5). И вот, чтобы не отказаться от своего основного учения о невозможности мирянину действовать священная, нетовцы в решении труднаго вопроса избрали своебразный, и притом не все один и тот же путь. Одни из них признали возможным совершать таинство крещения в православной церкви (никонианской) они толкуют так: "хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик". Однакоже, когда младенца понесут для крещения в церковь, в это время старики и старухи нетовцев раздают нищим приготовленные блины, прося их молиться, чтобы Бог довершил крещение и вменил его в святое. И за совершением брака нетовцы тоже обращаются в православную церковь, опять неусвояя венчанию силы таинства, так как признают православную церковь еретическою. Таких спасовцев называют последователями глухой нетовщины, так как открытыми, записными раскольниками они не бывают, а также потому, что исповедь совершают пред иконою, вычитывая скитское покаяние, а не пред своими стариками, и вечерни, утрени, часов по уставу не поют" .

"Отвергают совершение таинств и богослужения мирянином, - говорится у того же Смирнова, - потому что благодать взята на небо. А как спастись без всего этого - это один Спас знает, необходимо уповать на его милость и молиться" .

"Спасовцами называются потому: как де нет на земли никакой святыни, то желающие содержать старую веру, долженствуют с нами прибегать ко Спасу, который Сам ведает как нас бедных спасти. Нетовщиною же потому, что говорят: нет православнаго священства и таинств в мире" .

"Любимая поговорка спасовцев, - говорится в историческом очерке, Н. Аристова, - следующая: "у милостиваго Спаса много милости: он всех прокормит... Милостивый Спас Сам знает, как спасти нас". Оттого они и получили свое название (спасовцы). Вступающий в общество спасово проходит искус и кается в грехах прямо Господу по скитскому покаянию, стоя пред иконою Спаса. Спасовцы принимают крещение от православнаго священства и обличают поморян за то, что они перекрещивают к ним приходящих. Они принимают к себе приходскаго священника, но зовут не батюшкой, как обыкновенно, а величают по имени и отечеству. Над умершим читают скитское покаяние" .

"Кузьминщина, - говорится в "Истории раскола", - сделалась в последствии более видным под именем нетовщины, ибо утверждали, что нет в мире благодати и истиннаго священства; назывались еще и спасовым согласием, от их учения: что, так как наступило время последнее, антихрист уже в мире, то желающие содержать старую веру, должны прибегать к Спасу, который Сам ведает, как нас бедных спасти" .

"Кузьминщина, - пишет В. В. Андреев, - стала называться нетовщиною от того, что по учению этого согласия нет ныне в мире ни православнаго священства, ни таинств, ни благодати. Отвергая все, нетовщина учит возлагать всю надежду на Спаса, который Сам ведает как спасти нас бедных. Отсюда другое название - спасово согласие. Последователи этого учения, не перекрещивая обращающихся к ним, не крестят иногда и собственных детей: по их учению Спас и без крещения может спасти. Они отвергают также исповедь" .

Позднее, нетовское или спасовское согласие, - как это видно из истории, - поделилось на два между собою враждебных лагеря, т. е. глухая нетовщина и нетовщина открытая. Глухая нетовщина, как это видно из вышеприведенных исторических свидетельств в своем обществе ни совершает ни крещения, ни венчания, но за всем этим обращаются к господствующей церкви. Нетовщина же открытая, наоборот, сама у себя в обществе совершает крещение, брак и все богослужение простолюдинами. Так что в этом случае открытую нетовщину едва-ли можно отличить от других безпоповщинских согласий, в особенности от поморцев. Разница между теми и другими лишь та, что новоспасовцы приходящих к ним еретиков имеющих крещение формою православной церкви, т. е. в три погружения и три ипостаси, вновь не перекрещивают. "Из всего этого (т. е. нетовщины или спасовщины), - говорится в истории П. С. Смирнова, - выродился новый как бы толк - ново-спасовцы, он образовался в 40-х годах 19-го столетия. Основатель был главный наставник нетовщины Симбирский мещанин Светов. Отличительным учением ново-спасовцев служит то, что они позволяют мирянину совершать крещение и брак, а также имеют стариковскую исповедь. Таким образом у них есть свои наставники или попы. Они совершают богослужение, вечерни, утрени, часы, поют, отчего и согласие названо "поющей нетовщиной". Нетовцы не перекрещивают приходящих к ним от православной церкви, несмотря на все свое отвращение к последней, и принимают их чрез 7-ми поклонный начал" .

Из приведенной исторической справки видно, что нетовское или спасовское безпоповское общество появилось на свет Божий от неграмотнаго мужика Козьмы и затем в последствии от этого же согласия выродилось и еще новое согласие чрез Симбирскаго мещанина Светова, под названием хотя и тем же, но совершенно с другим уже вероучением. Таким образом ясно, что первоначальное появление нетовщины в лице мужика Козьмы, есть явление совершенно самостоятельное, не имеющее в себе корня истиннаго старообрядчества. Нетовцы или спасовцы того и другого согласия, как известно, считают великороссийскую церковь еретической, даже антихристовой. Но когда случится крестить, венчать и т. п., то первые из них, т. е. нетовщина глухая, идет за совершением таинств к этой по их же суждению антихристовой церкви. Это-ли еще не заблуждение? Признавая церковь еретической - антихристовой и в тоже время, обращаются к ней за совершением таинств. Следовательно, имея надежду получить освящение чрез еретических служителей, служителей церкви антихриста. Несчастные люди! Обратите ваше внимание на свою явную слепоту. Обращаться к еретикам для совершения таинств, это не святоотеческое установление, а установление самоизмышленное. Святоотеческое учение в данном случае совершенно расходится с учением глухой нетовщины. Отцы ІV-го вселенскаго собора 14 прав. положительно воспретили обращение к еретикам для совершения там таинств. Это правило, - поясняет Зонара, - предписывает не крестить у еретиков. "Не должны обращаться к еретикам, чтобы крестить детей". Повторяет, и другой толкователь правил Аристин (см. Кормчую полн. перев.) св. Феодор Студит пишет: "не крещенному полезнее, если не найдется православный (иерей), для совершения крещения, креститься от монаха, или за неимением и этого, от мирянина" .

Точно также незаконно поступает и второе нетовское общество, т. е. ново-спасовцы. Если в настоящее время оно того и не делает, т. е. не обращается за совершением таинств к церкви еретиков, как это делает и сейчас их корень, то это еще не значит, что они встали этим на путь истины. Заблуждение ново-спасовцев то, что они принимают в свое общество еретиков, имеющих форму крещения православной церкви, без повторения крещения. Они совершенно не входят в существо содержимой ереси. Они говорят, что "для нас безразлично, кто-бы не крестил, хотя бы и сам диавол, но коль-скоро формою правильною, то оно действительно". Имея такую аргументацию, они по этому, нисколько несумняшеся, принимают крещение и от великороссийской церкви, которую они-же сами считают антихристовой. Скажи безпристрастно, любезный читатель, может-ли быть что-либо законное или благодатне-спасительное в той церкви, которая "находится во власти антихриста"? Имея такое суждение по отношению церкви великороссийской, ново-спасовское безпоповское общество, тем самым само себе подрубает тот сук, на котором само-же сидит, считая от антихриста крещение за истинно-законное. Нелепость сама собою ясна.

Таинства, по изъяснению отцов карфагенскаго собора, спасительны, вечны и животворящи, только в церкви православно-Христовой, в еретической же церкви (а тем паче в церкви антихриста по суждению самих же нетов), они подвергают только "великому осуждению и казни". Что во истинне, - говорят сказанные отцы, - светлее препровождало бы их (запечатлевающихся таинствами) к вечной жизни, то в заблуждении становится для них более омрачающим и осуждающим" .

"Пусть тебя не обольщают собрания еретиков, - пишет великое светило церкви св. Иоанн Златоуст, - потому что у них крещение не просвещение; они принимают крещение телом, а душою не просвещаются. Как Симон был крещен, но не просвещен, равно таким же оказываются и они" .

Имея в виду все вышеизложенное по отношению всего вообще нетовскаго или спасовскаго согласия, то отсюда и ясно становится, что Нетовское или Спасовское безпоповщинское общество того и другого толка, как не имеющее ничего общаго по своему вероучению, а также и по историческому происхождению, с теми первоостальцами древняго до-никоновскаго благочестия, которых они к сожалению считают своими предками, а поэтому нетовцы или спасовцы не только не могут считать себя последователями вышеуказанных столпов староверчества, но даже не имеют права и именовать себя старообрядцами.

После всего вышеизложеннаго, обращаюсь к вам, братья нетовцы, того и другого упования, оставьте свое лжемудрование, пока не поздно, обратитесь к истине, к той самой истине, которую по Евангельскому изречению и врата Ада одолеть не могут. Истину эту именно и содержит церковь безпоповско-Поморская. На этой истине вы станете твердо, как на камени; никакой ветер и даже буря вас не поколеблет, ибо вы будете иметь тогда, своим краеугольным камнем учение действительное, учение св. православно-Христовой Церкви. И вот тогда-то вы и можете называть себя прямыми последователями вышеуказанных ревнителей древняго благочестия, как-то: страдальца епископа Павла Коломенскаго, протопопа Аввакума и др.; до этого же вы есть чуждая отрасль, не имеющая ничего общаго с ними, а в лице их и с Церковью Православною Христовою.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 113 Ю.В. Муртаева, г. Владимир Старообрядцы Спасова согласия Ковровского уезда (середина XIX в г.) Как большинство направлений старообрядчества, согласие спасовцев строит свои воззрения на неприятии реформ Русской Православной церкви середины XVII столетия. Однако в сравнении с другими старообрядческими направлениями, Спасово согласие изучено слабо, история спасовцев во многом загадочна и ставит перед его исследователем немало вопросов. Во многом это связано с тем, что «первичные» документы редко сохранялись в самих религиозных обществах, и в семейных архивах, даже часто уничтожались по соображениям безопасности или по небрежению. Также нетовщина превосходит другие согласия наружной строгостью жизни, здесь запрещается есть картофель, любую пищу, приготовленную с хмелем и на дрожжах, также запрещается «сообщение в пище» с иноверными, «а наипаче заповедуют не носить ничего пестрого, не только цветистого, но и простой сельской пестряди, или выбойки» 1. «Нетовщиной» это беспоповское согласие называется потому, что последователи его учили, что не осталось в мире ни священников, ни монашества, ни таинств, ни храмов: «нет ныне в мире ни православного священства, ни таинства, ни благодати, нет средств ко спасению, ибо антихрист истребил все таинства, благодать улетела на небо» 2. Поэтому «остается только прибегать к Спасу, который сам ведает, как спасти нас бедных» 3. В конце XIX в. в Ковровском уезде было зарегистрировано 395 беспоповцев-спасовцев или 0,35% населения. По числу старообрядцев Ковровский уезд был на последнем месте среди «раскольничьих» уездов губернии. Тем не менее, старообрядческие традиции в уезде были весьма прочными 4. До конца XIX в. значительная часть последователей Спасовского толка признавала возможным принимать крещение в

2 православной («послениконовской») Церкви, объясняя это тем, что «хоть и сатана крестит, да в ризах, а не простой мужик, дорого три погружения». Брак совершали также в официальной Церкви, не придавая, однако, обряду силы таинства, так как считали Церковь еретической. Погребение же совершали только сами, не допуская священников, исповедь вычитывали перед иконами по Скитскому покаянию, службы не пели 5. Из-за всей этой скрытности и изолированности от внешнего мира таких спасовцев называли «глухими нетовцами», и их было очень трудно выделить из православной массы населения. Лишь в 1864 году ковровские купцы Першины по настоянию матери, заявили о своем выходе из православия 6. Их приверженность к синодальной церкви была лишь внешней. Першины выходцы из дер. Ильина Гора Мало-Всегодичского прихода поселились на берегу Клязьмы в северной части Коврова, где выстроили свой собственный квартал почти с десяток добротных деревянных домов и амбаров. Здесь же ими была открыта на собственные средства богадельня для инвалидов. С давних пор Першины занимались хлебной, мучной и дровяной торговлей, им принадлежала целая эскадра речных судов 6 мощных буксирных пароходов и несколько десятков барж и барок. Торговый дом «Александр и сыновья Дмитрия Иван и Севериан Першины» производил торговлю в городах по Клязьме, Оке, Волге и Каме с годовым оборотом до 10 тысяч рублей 7. Они же создали едва ли не первый частный флот во Владимирской губернии 8. Першины поддерживали усиление влияния спасовцев своими нередкими значительными денежными пожертвованиями. Они содержали спасовскую моленную (причем, в моленную ходили «не только нетовцы, но и православные, которые скоро тоже стали в свою очередь нетовцами») 9. Першины (в первую очередь Федор Андреевич Першин) содержали в Коврове на Подьяческой улице (ныне ул. К. Маркса) женский скит, который пользовался большой известностью. Аналогичный женскому мужской нетовский скит также содержался за счет Федора Андреевича. Располагался он в глухом месте, в лесу, в низкой ложбине, в двух верстах к югу от станции Новки Московско-Нижегородской железной дороги, со всех сторон был окружен густыми елями. Вообще информация о новкинском ските очень скудная, потому что «таинственность этого места настолько велика, что и старожилы наши о том ничего не знают», писал современник событий священник с. Плесца Евлампий Либеровский 10. В Новкинском скиту одно время проживал известный пропагандист рас- 114

3 кола и автор объемистой подпольно изданной книги «Вечная правда» Аввакум Комиссаров, раскольник из Вологодской губернии 11. С фамилией Першиных связан возникший в конце XIX в. раскол спасовщины. У истоков течения «большого начала» (или новоспасовщины) стоят известный ковровский купец Николай Андреевич Першин и упомянутый выше начетчик Аввакум Анисимович Комиссаров. С возникновением новоспасского течения в жизни принявших его общин произошли огромные изменения: были основаны самостоятельные молитвенные дома (именуемые нередко церквами), появилась исповедь наставнику, в этих молитвенных домах стали совершать брак и обряд погребения, постригать в иночество, из «глухой» и молчащей «нетовщина» стала поющей в молитвенных домах появилось церковное пение. При этом не меньшую строгость новоспасовцы сохранили в запрете любых форм общения с иноверными, вплоть до запрещения молиться иконам, писанным представителями других согласий. Самый ранний из известных нам съездов новоспасовцев собрался в 1887 году в городе Коврове Владимирской губернии при участии уже упоминавшихся Н.А. Першина и А. Комиссарова и в весьма категоричной форме потребовал отлучать «от сообщества» всех мужчин, бреющих усы и бороды, женщин ходящих с непокрытой головой, всех, сообщающихся «с еретиками в едении и питии и разных увеселительных кампаниях, курящих и нюхающих табак» 12. Успешную предпринимательскую деятельность приверженцы старообрядческой веры в Коврове сочетали с активной работой на поприще городского самоуправления. Николай Дмитриевич Першин, еще до официального ухода семьи в раскол, в гг. занимал пост ковровского городского головы, был много лет попечителем городской больницы 13, прославился своими крупными пожертвованиями во время Крымской войны, и единственный из ковровчан был награжден шейной медалью на Аннинской ленте в память войны гг. 14 Его племянник купец 1-ой гильдии Першин Николай Андреевич также был избран на пост городского главы 26 февраля 1874 года. Но так и не стал им, несмотря на усиленные ходатайства жителей Коврова. К тому времени братья Першины постоянно избирались в гласные как городской думы, так и уездного земского собрания. Но иметь на посту городского головы старообрядца «при большинстве православного населения, по мнению губернатора, было бы вряд ли удобно» 15. Другой представитель семьи Першиных Федор Андреевич с 1874 по 1883 гг. был директором Ковровского общественного банка

4 Известно, что семейству Першиных принадлежала одна из лучших библиотек в Коврове 17. Книжное собрание было необходимым фундаментом знаний в полемике старообрядцев Спасова согласия с поморцами и с синодальной церковью. Древние книги и рукописи приобретали они в разных городах, но преимущественно на Нижегородской ярмарке. В собрании имелись не только уникальные церковные издания первой половины XVII в., но и светские книги, в том числе редкие издания XVIII века. Причем, современные антиквары без труда определяют першинские книги, выделяя их характерные особенности: переплет из ярко-красной или рыжей кожи, характерный рисунок на переплете (ромб в центре и выдавленный витиеватый узор по периметру). На некоторых изданиях сохранились владельческие пометы и штемпели: «братьев Першиных», «Братья Першины в Коврове», «из книг (далее следуют инициалы) Першина» 18. Першины собрали не только большую фамильную библиотеку, но и были известны как собиратели предметов церковного антиквариата (дониконианских книг и образов). Одному из последних руководителей семейного клана купцу 1-ой гильдии Севериану Першину приписывают организацию похищения чудотворного образа Казанской Божией Матери из Богородичного монастыря в Казани в 1904 году 19. К середине 1904 г. в Коврове и 35 селениях уезда проживало 260 душ раскольников Спасова согласия и не было ни одного официально разрешенного молитвенного здания 20. До принятия закона о веротерпимости в 1905 году, официальные данные намеренно принижались, да и сами спасовцы вели настолько закрытый образ жизни, что не поддавались подсчету, а многие вообще были записаны прихожанами синодальной церкви. Постепенное снятие ограничений в области вероисповедания (особенно после 1905 г.) заметно изменило положение старообрядцев. Пользуясь введенной свободой, спасовцы, уже не ограничивались устными прениями и полемикой в литературном жанре. Именно в этот период выходит труд А.О. Комиссарова «Вечная правда». В начале ХХ столетия Александр Андреевич Першин с сыновьями Петром, Глебом, Геннадием и Александром переселился в село Старую Майну Ставропольского уезда Самарской губернии 21. И владельцем всей першинской библиотеки стал племянник Севериана Матвей Федорович Першин. В 1905 году он получил звание потомственного почётного гражданина и избирался членом Ковровской городской управы. В годы Первой мировой войны служил офицером царской армии. 116

5 В последние годы существования Российской империи ковровские старообрядцы очень неплохо уживались с властями. Так, в августе 1914 г. Николай II передал свою высочайшую благодарность «старообрядцам Спасова согласия, проживающим в Коврове, за верноподданические чувства, выраженные по поводу открытия военных действий» 22. Вскоре после октября 1917 г. имущество Першиных было по большей части конфисковано новой властью. Часть их уникальной библиотеки погибла. Ряд книг оказались у новых владельцев. Впечатляющий след оставило семейство Першиных не только в истории края, но и благодаря своему природному уму, широкой начитанности и щедрой благотворительности вечную память о своем благочестивом роде. В стенах их дома довелось работать судовым приказчиком Анисиму Швецову 23. Их серьезные книги воспитали в нем епископа Русской православной старообрядческой церкви начала ХХ в., который в 2011 году был прославлен в лике святых Русской православной старообрядческой церковью. Примечания: 1 Агеева Е.А., Робсон В.Р., Смилянская Е.Б. Старообрядцы-спасовцы: Пути народного богословия и формы самосохранения традиционных обществ в России ХХ столетия // Revue des études slaves. P., Vol. 69. Fasc. 1-2; Памяти А.А. Антипина: Первый съезд старообрядцев Спасова согласия (малоначальных) // Старообрядец Ноябрь. 7. С Кабанов А.Е. Судьба книжного собрания ковровских купцов Першиных // Рождественский сборник. Вып. XV. Ковров, С Фролов Н. Ковровские раскольники // Знамя труда (Ковров) Март С Иванов Ю.А. Старообрядцы Ковровского и Шуйского уездов в конце XIXначале XX вв. // Рождественский сборник. Вып. IV. Ковров, С Агеева Е.А., Робсон В.Р., Смилянская Е.Б. Указ. соч. С Фролов Н. Указ. соч. С Монякова О.А. Ковровские староверы и их роль в социальноэкономическом развитии города в XIX - начале XX вв. // Ковровский музейный сборник. Вып. 1. Ковров, С Фролов Н. Указ. соч. 9 Кабанов А.Е. Указ. соч. 10 Кабанов А.Е. Старообрядцы Владимирских и Костромких земель. Иваново, С Там же. С Агеева Е.А., Робсон В.Р., Смилянская Е.Б. Указ. соч. С Монякова О.А. Указ. соч. С Кабанов А.Е. Судьба книжного собрания С Фролов Н. Указ. соч. С Монякова О.А. Указ. соч. С Фролов Н. Из истории библиотеки купца Першина // Призыв (Владимир) февраля. 18 Кабанов А.Е. Судьба книжного собрания С Фролов Н. Из истории библиотеки купца Першина 20 ГАВО. Ф. 40. Оп. 1. Д Л Фролов Н. Ковровские раскольники С. 7. Там же. Урушев Д. Подвижники // 117


8 августа 2017 783 Институт Африки РАН исследует феномен старообрядчества в Африке Фото: Институт Африки Российской академии наук Русское старообрядчество появилось в Уганде в 2013 году. Столицу Уганды

Ê èñòîðèè ñòàðîâåðèÿ íà Ïóñòîøêèíñêîé çåìëå Ò. È. ßêîâëåâà Яковлева Тамара Ивановна - главный библиограф Пустошкинской районной библиотеки Псковской области Расположенную на востоке Пустошкинского района

Жизнь старообрядцев в прошлом и настоящем 1. Староверы! вечно гонимые, вечно ссыльные так Александр Солженицын в своей книге Архипелаг Гулаг характеризует старообрядцев. Потомков тех, кто в 1654 году,

Осьмакова О.Н. аспирант кафедры теории и истории государства и права Белгородского университета кооперации, экономики и права ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК» Из истории народного

ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ ЛАПШИН Род деятельности: предприниматель, меценат, политик Дата рождения: 1844 Место рождения: Подданство: Супруга: Российская империя Российская империя Парасковия Ивановна Один из наиболее

2 декабря 2016 548 Глава Молдавской митрополии крестил младенцевтройняшек Фото: Пермская епархия Таинство было совершено в кафедральном соборе Рождества Христова в Кишиневе. Как сообщает официальный сайт

Программа преподавания Закона Божия и метод ее реализации Воскресная школа при храме Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря Действует с 1991 года Директор настоятель храма протоиерей Геннадий

Знаменитые купцы Самары Подготовила ученица 6 «А» Сударикова Ольга В России до революции 1917-1929 гг. предприниматели назывались купцами - лицо, официально занимавшееся торговлей, купли - продажей или

Сергей Решетов Дом на Пушкинской, 66 Интересна история дома по улице Пушкинской, 66, расположенного между Большой и Малой Арнаутскими улицами. В документах XIX века он фигурировал как «дом во 2-й части

Об обязанностях крестных В книге протоиерея Павла Гумерова «Крещение и воцерковление. Подготовка к таинству Крещения и первые шаги в Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, в доступной

18 мая - день иконы «Неупиваемая Чаша»» Церковь против питейных домов (1810-1820-е годы) Виртуальная выставка документов ГУ ГАТО Явление иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 г. Как гласит

О порядке организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений* В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях»

Ягудина О.В. ст. преподаватель кафедры отечественной истории ГОУ ОГУ, к.и.н. Возникновение и причины распространения старообрядчества в среде уральских и оренбургских казаков в XVII XIX вв. Зарождение

НАШ ХРАМ Выполнил: Пасько Серафим, обучающийся МБОУ лицей г.зернограда Руководитель:Новикова М.П. «Благочестивые наши предки не могли жить без храма он был так же необходим для души народа, как дом и пища

Тема урока Тип урока Основные элементы содержания образования Требования к уровню подготовки учащихся Виды деятельности Виды контроля Домашне е задание Дата проведения план Факт 1 2 Принятие Русью православия

28 февраля 2017 1310 На дне Рыбинского водохранилища обнаружены остатки затопленного храма Фото: Taso Viglas (CC by 2.0) Исторические артефакты были найдены в рамках исследовательского проекта, посвященного

ГУЛЬ В июне 2009 года в Государственный архив Пензенской области пришло письмо из далекого французского города Бон-Анконтр от Михаила Сергеевича Гуля, племянника известного русского писателя Романа Борисовича

Поход в Рогожскую слободу Сегодня будет репортаж о месте, куда я давно собирался сходить, но дошел совсем недавно - о Р огожской слободе, центре московского старообрядчества Белокриницкого согласия. Р

Исторический архив.. Положения о Единоверческом приходе (запись правил, коими руководятся (единоверцы) православные старообрядцы, согласно преданию и Высочайшему указу 5-го Апреля 1845 года в своих приходах).

Шулепова А. В. Студентка Тарского филиала Омского Государственного Педагогического университета в г. Таре Научный руководитель: доцент, к.и.н. Седельникова Н.А. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ

29 июня 2017 2922 Первая за сто лет архиерейская литургия прошла в храме при госпитале им. Бурденко Фото: A.Savin (CC by-sa) До революции в госпитальном храме помимо литургий совершались венчание, крещение

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению История домов по ул. Чернышевского 15, 17 Дом на углу нынешних улиц Чернышевского и Гоголя фиксируется впервые Окладными книгами 1875-78 гг. (ГАВО ф. 475 оп. 1 дд.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ Сборник материалов X Международной молодежной научной

Введение В последнее время в отечественной исторической науке все больший интерес проявляется к демографическому исследованию прошлого. Это не удивительно, поскольку без истории собственно народонаселения

Ю.М. Гончаров Алтайский государственный университет МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX НАЧАЛЕ XX в. * В последние годы история православного духовенства России

15 мая 2017 1460 В Вологодской области найден бесхозный монастырь XV века Фото: Шпак В. В. (temples.ru) Руины монастыря, основанного преподобным Корнилием Комельским (1457 1537), обнаружили сотрудники

Скит Успения Пресвятой Богородицы Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря 2013 г. ИСТОРИЯ ХРАМА В начале XX века в Некрасово стараниями местных помещиков Волжиных, была построена каменная церковь,

1 Экспертное заключение заведующего кафедрой истории государства и права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова доктора юридических наук профессора В.А. Томсинова Передо мною были поставлены

Нисходящая роспись: Милованов Илларион Поколение 1 1. Милованов Илларион Род: Сын: Милованов Демид (Диомид) Илларионов (Около?(1833)-?) (2) Родился Демид (Диомид): Около?(1833). Родился: Милованов Демид

Л.Б. Ус Институт истории СО РАН (Новосибирск) О ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В НАЧАЛЕ XX в. (на примере общественного самоуправления г. Новониколаевска) В последнее время возрос интерес

Развитие науки в россии в 18 19 веках реферат Бесплатный реферат на тему с 1 века тюрьма 18 век казанская икона годов 20 века газеты россии 19 века социологическое измерение науки 21 века. Происходит становление

Христианство Христианство крупнейшая мировая религия: христиан около 2 млрд, почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся под

НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЕ ПОСОБИЯ. 425 С. Романова НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЕ ПОСОБИЯ К АРХИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ, СОДЕРЖАЩИМ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ДУХОВЕНСТВЕ Отечественное архивоведение накопило большой опыт работы с персональной

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению О формировании застройки по ул. Марии Ульяновой 10, 12, 12а, 14, 16 «Первопроходцем» в застройке этого участка берега р. Золотухи явился мещанин В.К. Беляев (ГАВО ф.

Ягудина О.В., канд.ист.наук, ст. преподаватель каф. отечественной истории ГОУ ОГУ Миссионерская деятельность протоиерея Ксенофонта Крючкова на территории Оренбургской епархии в 80-х гг. XIX века Старообрядчество

ПРЕДИСЛОВИЕ Приступая к изучению истории и генеалогии регионального духовенства, исследователи, прежде чем обратиться к архивным источникам, как правило, прибегают вначале к помощи справочных изданий,

П/п УТВЕРЖДАЮ Директор государственного бюджетного учреждения «Государственный архив Оренбургской области» В.А. Ильина Тематический план выставки архивных документов и печатных изданий «Похвальные действия

8 ноября 2013 года Выпуск 1 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 1 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 2 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 3 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru

Л. М. Климова Ярославль 4 Si, Дом памяти Некрасова: народная библиотека, музей, Общество содействия народному образованию. Проекты 1902-1903 гг. 17 октября 1899 г. на средства Общества содействия народному

1. Кто из вас хотел бы стать богатым? 2. А кто бы хотел открыть свое дело, стать предпринимателем? 3. Как вы считаете, может ли любой человек стать предпринимателем? 4.Как вы считаете, почему не каждый

15. ФОНДЫ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 15.1. ФОНДЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИРЕКТОР НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ

ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию Д.В. Пополитова «Православная церковь в Области Войска Донского в системе правовых, религиозных, хозяйственных и социокультурных отношений второй половины ХIХ

Новый выставочный проект «История выборов выбор истории» в Тотьме В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно,

Икона «Собор Соловецких святых», кон. XX в. Из ризницы Соловецкого монастыря УДК 271.22 ББК 86.372 С60 C60 Соловецкий патерик (репринтное издание) Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской

Нисходящая роспись: Спицын Андрей Поколение 1 1. Спицын Андрей Род: Спицыны Сын: Спицын Иван Андреев (Около?(1763)-До?(1824)) (2) Сын: Спицын Егор Андреев (Между?(1767) и?(1776)-после?(07.1791)) (3) Сын:

ПИСЬМО ДРУГУ Колесников Денис, 2 класс МБУ ДО «ЦДЮТиЭ», объединение «Истоки» г. Старый Оскол, Старооскольский городской округ. Руководитель Васильева Нина Александровна, педагог дополнительного образования

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению История формирования комплекса зданий по ул. Чернышевского 55, 57 Старейшим из трёх зданий этого комплекса является несохранившийся дом по ул. Чернышевского 57: 19

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 4 1. Основные даты и события 1682-1725 - царствование Петра I. 1700-1721 - Северная война (война России со Швецией). 1703 - основание Санкт-Петербурга. 1725 - создание Академии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» Исторический факультет Кафедра

Заключение по результатам исследования Исследование проведено на основании запроса 30.06.2016 за подписью директора муниципального бюджетного учреждения культуры Музей Погарского района "Радогощ" З.С.

ПРАВА НА СВОБОДУ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СТАРООБРЯДЦЕВ: ЗАКОН И ОБЩЕСТВО Амирсеидова С.Ш.-студент, Арсенина О.В.-руководитель ВлГУ Владимир,Россия THE RIGHT TO FREEDOM OF SPIRITUAL LIFE OF OLD BELIEVERS: LAW AND

Дом Козицыных Микитюк В. П. научный сотрудник Института Истории и Археологии УрО РАН В октябре 1900 г. журнал «Уральское горное обозрение» сообщил о смерти старейшего из местных золотопромышленников Осипа

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 2 1. Основные даты и события 1359-1389 - княжение в Москве Дмитрия Ивановича (Донского). 1380 - Куликовская битва. 1462-1505 - княжение великого князя Ивана III. 1480 - конец зависимости

Оводевичий монастырь - филиал Государственного ордена Ленина Исторического музея - один из наиболее значительных историко-художественных памятников средневековой Москвы. Его живописный архитектурный ансамбль,

9 августа 2016 2307 По Вятской земле в 15-й раз проходит Великорецкий крестный ход старообрядцев Фото: Старообрядческий сайт «Русская вера» Шествие началось сегодня, 9 августа, и продлится пять дней. Как

9 июня 2017 1092 В Москве обнаружены фундаменты четырех древних храмов Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы Их нашли в ходе работ по программе «Моя улица» в районе Большой Лубянки (площадь

АРЗАМАССКИЕКОРНИ БРАТЬЕВ ЛЯПУНОВЫХ: ОТ МИФОВ К РЕАЛЬНОСТИ Пакшина Н.А. Арзамасский политехнический институт (филиал) НГТУ им. Р.Е. Алексеева МИФ I. ВЛАДЕЛЕЦ ВОДОВАТОВА Об усадьбах помещиков Мессингов (Водоватово)

ПЛАН мероприятий по проведению Дней Славянской письменности и культуры памяти святых Кирилла и Мефодия 2012 год п/п Наименование мероприятий Время и место проведения Ответственные за подгото 1 1 / 23 2

Примечания 1 Пиндар. Десятая Пифийская песнь 29 30. Цит. по: Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 633. 2 Киреев С. В поисках вольной жизни. Откуда пришли старообрядцы Уймонской долины? // Мир

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ епископа Орского и Гайского ИРИНЕЯ пастырям, монашествующим и всем верным чадам Орской епархии Русской Православной Церкви 2013/2014 «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех

Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» 4А, 4Б, 4В класс Планируемые результаты освоения учебного предмета знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество,

Иерей Виктор Лисюнин, кандидат исторических наук, проректор Тамбовской Духовной семинарии, духовный наставник церковной общины храма мученицы царицы Александры ТГУ имени Г.Р. Державина Святое место, которое

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению О несохранившемся здании богадельни (Советский пр. 62) На углу Советского проспекта и ул. Первомайской, на месте нынешних домов 62 и 64 по Советскому проспекту, до

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 83 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории религий уровня среднего общего образования учителя Дягилева Анатолия Сергеевича

10.2. ФОНДЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 10.2.1. Фонды учреждений лесозаготовительной промышленности ЛЕСОПИЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ Вологодский уезд Лесопильный завод купца А.П. Беляева, ф. 662, 51 ед. хр., 1904-1917

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СБОРНИКА ДОКУМЕНТОВ «ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ (СЕМЕЙСКИХ) В ДОКУМЕНТАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА (1766-1917 гг.)» Авторство идеи сборника документов по истории старообрядцев

27 июля 2015 1050 Патриарх Кирилл освятил князь-владимирский храм Свято- Тихоновского университета Фото: rublev.com Домовый храм в честь святого равноапостольного князя Владимира восстановлен в здании

КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ КОХОМСКОЙ ЗЕМЛИ на 2014 год (дополненный на 15.11.2013) КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ на 2014 15 февраля 1719 г. 295 лет Село Кохма с деревнями перешла в фактическое распоряжение промышленной

Церковь в села Шиньша. История Казанско-Богородицкой церкви в с. Шиньша. В давние времена село отличалось от деревни именно тем, что в нем стояла церковь. В селе Шиньша первоначально деревянная церковь

Синельников С.П. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ОБ ОБСУЖДЕНИИ ВОПРОСОВ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН В МОСКВЕ (1 12 ИЮНЯ 1917 г.) Самым значительным и масштабным по числу

«Международные связи в современном старообрядчестве ». Впервые участвовавший в подобной встрече представитель спасова согласия Александр Иванович Тарасов рассказал о положении спасовцев на территории Российской Федерации.

Добрый день, духовные отцы и участники сегодняшнего заседания.Цель моего доклада заключается в рассмотрении современного положения старообрядческих приходов спасова согласия большого начала.

В настоящее время старообрядцев спасова согласия большого начала насчитывается около трех тысяч человек. Приходы распространены в таких областях, как Нижегородская, Вологодская, Владимирская, Ульяновская, Ярославская, Костромская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Пензенская и Республика Башкортостан. Существуют зарегистрированные общины в Салавате и Саратове. На протяжении многих лет проводятся духовные заседания как на региональном, так и на областном уровнях. Роль таких заседаний способствует интеграции приходов спасова согласия и решению вопросов религиозного характера и проблем, возникающих в них. Летом прошлого года лично возглавил проведение духовного заседания в Димитровградском приходе Ульяновской области, приуроченного к 50-летию съезда спасовцев, которое состоялось там в далеком 1966 году. Многие приходы заинтересованы в проведении Всероссийского съезда старообрядцев спасова согласия большого начала. Последний Всероссийский съезд состоялся в 1927 году в Самаре, на котором приняли участие свыше 500 человек, среди которых были настоятели более 30 приходов, представители общин, а также присутствовали иночествующие. Информация о проведении духовных заседаний и о жизни спасова согласия в целом часто освещается в газете «Старообрядец». Несколько лет назад мною была выпущена книга под названием «Догматические основы Спасова согласия Большого начала».

Острой проблемой приходов является привлечение и воспитание молодого поколения , ибо возрастной контингент прихожан составляет 70 лет и старше. Хотелось, чтобы подрастающее поколение разных приходов познакомилось и сплотилось между собой. К сожалению, сегодняшняя молодежь утратила традиции и морально-нравственный потенциал христианства. У многих людей жизненные цели и принципы их достижения весьма далеки от христианских. Ведь наша жизнь должна быть наполнена духовностью и любовью, а не быть просто фактором биологического существования. Если мы научим молодых традициям нашей Церкви, то они будут принимать активное участие в деятельности приходов, что сейчас является необходимым, так как именно на молодом поколении базируется существование и процветание приходов в дальнейшем.

В минувшем году многие приходы на территории Нижегородской области понесли невосполнимый урон — в большинстве приходов умерли настоятели. В связи с этим стоит очень важная проблема, заключающаяся в дальнейшем существовании этих приходов. По этой причине в Нижнем Новгороде в настоящее время прихожане не определились с местом проведения богослужений. Последнее богослужение состоялось на Светлое Христово Воскресение Пасхи. Приход достаточно большой, но нет места для совершения служб. Существование Нижегородского прихода весьма важно, так как Нижний Новгород является областным центром. Уповая на милость Божию, надеюсь, что в ближайшее время место для проведения богослужений будет найденным. Призываю вас помочь нам в решении этой проблемы.

Выражаю большую благодарность организаторам сегодняшней встречи. Несмотря на наши с вами различия в сфере церковных взглядов, возлагаю надежду, что подобного рода сотрудничество будет способствовать укреплению межстарообрядческих связей в базисе ценностей духовной идеологии и светлых перспектив будущего. Миссия Церкви во все времена была сопряжена с немалыми сложностями и испытаниями . Мы по апостолу и евангелисту Матфею призваны Спасителем нашим быть «солью земли» (Мф. 5.13), а по апостолу Иоанну Богослову возвещать ближним и дальним «глаголы вечной жизни» (Ин. 6.68). Ведь наша с вами задача заключается в отстаивании и сохранении истинной спасительной веры наших предков. И пусть наши скромные труды и усилия на почве христианской нивы обретут милость и благоволение в очах нашего Создателя. Пусть Промыслитель мира дарует нам крепость душевных и телесных сил и неоскудеваемую помощь в совершении начатых нами дел на пользу Христовой Церкви.

Нетовцы (Спасово согласие) - безпоповцы, существенно отличающиеся от прочих тем, что не перекрещивают приходящих к ним из других восточно-христианских исповеданий. Так как они строго придерживаются правила о том, что человека не крестят дважды, и не имеют святого мира, то приходящих принимают в общение через проклятие ересей (нетовцы-отрицанцы) или даже только через семипоклонный начал (т. н. «подначальники »). Того, кто общается с иноверными в молитве или в еде, они считают «мирским » или «полумирским ». Вступивших в брак принимают в общение только после того, как у супругов перестают рождаться дети. Умерших стараются не отпевать в церкви и не хоронить на общем кладбище.

В конце прошлого века (по данным исследователей, работавших в Томской губернии) нетовцы (как, впрочем, и представители других безпоповских согласий) считали, что антихрист воцарился, благодати, священства и церквей больше нет, спастись можно только через молитву Спасову (Исусову) и через покаяние Богу наедине. Нетовское, или спасовское, медное литье можно отличить по тому, что на оглавье они непременно помещали Нерукотворенный Образ Спасителя и отливали всего два вида икон - образы Спасителя и Богородицы. Название согласия происходит от слова «нет » - так как (по разным версиям) у них нет ни одного совершаемого ими самими таинства, нет священников, монашества, нет храмов. Спасовым согласием нетовцы называются потому, что «надеются на одного Спаса », также они называют свое согласие «по Спасовой милости ».

Спасово согласие появилось на Керженце в XVIII веке. Противостарообрядческий писатель Василий Фролов писал в 1737 году: «вторая безпоповщина, под именем Козмы, называемая Кузминщина, она же Нетовщина… Учитель их Козма бысть мужик неук, невежа, едва азбуку совершенно знал. Подруга себе имел второго Козму, называемы были Куземочки ». По сохранившимся документам Преображенского приказа было установлено, что на Керженце в конце XVII - начале XVIII вв. жили «расколоучитель » Козма Андреев и его сотрудник Козма Панфилов . По его учению, «благодати Божией несть ни в церквях, ни в чтении, ни в пении, ни в иконах, ни в какой вещи, все взято на небо ». Однако сами спасовцы основателем спасова согласия чаще называют соловецкого инока Арсения , основавшего на Керженце два скита. Во второй половине XIX века П. И. Мельников (1819–1883 гг.) определял численность нетовцев в 700000 человек, в предреволюционные годы их было, вероятно, от 1 до 2 млн. Согласие было распространено в основном среди крестьян и отчасти мещан среднего Поволжья, от Вязниковских и Нижегородских пределов до Саратова и Астрахани. Из Поволжья они распространились на Урал, на Юг и в Сибирь, в конце прошлого века были многочисленны в Томской губернии.

Самым известным начетчиком нетовцев был Андрей Афанасьевич Коновалов (1861г. – ?). Необыкновенная память позволяла ему на равных выступать в прениях о вере с миссионерами господствующей церкви. На собеседованиях ему помогал молодой человек, который по его просьбе открывал указанную книгу на указанной странице и зачитывал нужную цитату. Личность Коновалова производила на слушателей глубочайшее впечатление. В 1909 году он издал в Вольске книгу о первоначальном устройстве Церкви, о вечности ее и о прекращении в ней священства. Книга была написана на основе множества собеседований с миссионерами в форме беседы старообрядца с миссионером. По приговору саратовского окружного суда книга была конфискована, автор арестован и выпущен под залог 10.000 руб., внесенных за него старообрядцами белокриницкого согласия. Впоследствии суд присяжных оправдал его. Известны также беседа его с И. К. Перетрухиным (1905 г.) «О крещении греческой церкви и митрополита Амвросия», опубликованная в составе «Святоотеческого сборника» епископа Антония пермского и тобольского, а также беседа с Л. Ф. Пичугиным в Саратове «О крещении еретиков трех-погруженцев», изданная приложением к ж. «Щит Веры» за 1914 г.

Отсутствие объединяющей нетовцев церковной иерархии стало причиной разделения их на многочисленные толки:

  • Нетовщина глухая (Спасово согласие, или староспасовцы) - они не считают возможным совершать таинства и и обращаются для этого к священникам. совершают перед иконой, вычитывая Скитское покаяние. , и не отправляют, считая это делом священническим, а читают Псалтырь и каноны. Название «глухая нетовщина » дано за то, что они службу совершают без пения. Сохранились доныне: их общины в 1990-х гг. были зарегистрированы, например, на Южном Урале, в гг. Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае. Моленная в Салавате была построена при содействии местной администрации.
  • Нетовщина поющая (новоспасовцы) - нетовцы, дозволяющие совершать крещение и брак мирянам. Согласие образовалось в 1840-х гг. У истоков учения стоял безпоповский наставник, симбирский мещанин Светов. Исповедуются перед стариками, службу совершают по уставу с пением, за что и названы «поющими ». Принимают приходящих к ним новообрядцев через отречение от ересей. Были распространены в Нижегородской, Костромской и Владимирской губерниях. Ныне общины новоспасовцев имеются в Саратове и в Башкирии.
  • Нетовцы-отрицанцы (также называемые малоначальными спасовцами) - разновидность поющих нетовцев, принимающих переходящих в их согласие через отрицание ересей. Были распространены в тех же местах.
  • Нетовцы, не приемлющие водного крещения , - последователи этого малочисленного толка отрицали водное крещение. Вместо него повивальная бабка нарицала новорожденному имя и при чтении 50 псалма надевала на младенца крест. По их мнению, слова псалма «окропиши мя иссопом » заключают в себе тайнодейственную силу крещения.
  • Немоляки - нетовцы, которые не признают даже , а общие молитвы у них ограничены до крайности, как дело без священства невозможное. В литературе известно одно из первых описаний общины немоляк, сделанное чиновником и этнографом Владимиром Толстым в его докладе «О великороссийских безпоповских расколах в Закавказье», опубликованном в «Чтениях в Имп. Обществе истории и древностей российских» за 1864 г. (кн. 4, 123–131). По сведениям Толстого в Закавказье это учение принес донской казак-безпоповец Гавриил Зимин, высланный сюда начальством в 1837 г. Вслед за Толстым немоляк центральной России описал М. Пришвин в книге « » (в некоторых изданиях под названием «Светлое озеро»).

В настоящее время старообрядцев спасова согласия насчитывается около 3.000 человек. Приходы распространены в таких областях, как Нижегородская, Вологодская, Владимирская, Ульяновская, Ярославская, Костромская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Пензенская и Республика Башкортостан. Общины зарегистрированы в Салавате и Саратове. На протяжении многих лет проводятся как региональные заседания, так и областного уровня. Эти заседания способствуют интеграции приходов спасова согласия и решению вопросов религиозного характера. Летом 2016 года было проведено духовное заседание в Димитровградском приходе Ульяновской области, приуроченное к 50-летию съезда спасовцев, которое состоялось именно там в 1966 году. Многие приходы заинтересованы в проведении Всероссийского съезда старообрядцев спасова согласия. Последний Всероссийский съезд спасовцев состоялся в 1927 году в Самаре, в котором приняли участие свыше 500 человек, среди которых были настоятели свыше 30 приходов, представители общин, а также присутствовали и иночествующие. Информация о проведении духовных заседаний, о жизни спасова согласия в целом часто освещается в газете «Старообрядец». Наставником спасовцев А. И. Тарасовым была выпущена книга под названием «Догматические основы спасова согласия большого начала ».