Белая церковь биография. Белая Церковь

Белая Церковь (укр. Біла Церква , летопись. Юрьев, Гюргев, Святой Георгий на Руси ) - город областного подчинения в Киевской области Украины, экономический и культурный центр Столичного экономического района, также климатический и бальнеологический курорт, расположенный в 80 км к югу от Киева на реке Рось. Впервые название Белая Церковь упоминается в Ипатьевской летописи 1115 года.

Основан Ярославом Мудрым, как крепость для защиты от кочевников и назван Юрьев (христианское имя Ярослава Мудрого - Юрий, или Георгий). По народному преданию, на месте разрушенного татаро-монголами Юрьева построили небольшую церковь из белой неотесанной березы. Впоследствии чумаки назвали её Белой Церковью.

Происхождение названия

Относительно происхождения названия Белой Церкви существует несколько версий:

  • Одна из них рассказывает, что напали монголо-татары и сожгли дотла деревню, осталась на горе только белокаменная церковь, именно она и дала название городу, до этого было название Юрьев, которое происходит от православного имени его основателя Ярослава Мудрого;
  • Белая Церковь была построена как крепость Юрьев в 1032 г. Ярославом Мудрым. Крепость была названа христианским именем князя - Юрьев. В 1050 г. он построил на Замковой горе города епископскую церковь, то ли побеленную, то ли построенную из белой нетесаной березы. Поставленная высоко на горе, церковь стала примечательной;
  • Местные жители называли церковь белой, а когда татары уничтожили Юрьев, то новый город, который восстанавливался после разрухи, получил название Белая Церковь. Населенные пункты с таким названием есть в Молдове, Болгарии и др. Возникли они, вероятно, из-за похожих причин.
  • От белых березовых бревен;
  • Построение храма в честь победы над бабой Белой;
  • От остатков белокаменной церкви;
  • Теория наследственности названий Юрьев и Белая Церковь: суть теории состоит в трансформации первичного названия «город Церкви Святого (Белого) Георгия» и «Церковь Белого». Является наиболее вероятной так как в народе святого Георгия всегда называли Белым;

Археология

В центре города, на левом берегу реки Рось, в урочище Замковая гора, археологами найден культурный слой с древнерусской гончарной керамикой XI-XII вв., шиферными пряслицами и другими материалами. Здесь находился древнерусский Юрьев, впервые упомянутый в летописи под 1072 годом (Юрьевский епископ Михаил участвовал в перенесении мощей святых Бориса и Глеба). Юрьев входил в систему городов-крепостей, построенных Ярославом Мудрым в середине XI века по реке Рось. Древнее поселение занимало мыс-останец (площадь 2 га) на берегу реки. Оно, по-видимому, было разрушено и сожжено половцами в 1095 году. Вновь Юрьев отстраивается Святополком несколько в стороне. На месте старого поселения в XVI веке был выстроен замок. На западной окраине города (вверх по р. Рось), в урочище Палиева гора, - найдено другое округлое городище (диаметром 55 м). Поселение было укреплено двумя рядами концентрических валов. При обследованиях найдены древнерусская гончарная керамика XII-XIII вв., предметы из металла, бронзовая позолоченная панагия с изображением Святого Георгия и шестиконечного креста. По-видимому, здесь располагался древнерусский Юрьев, вновь отстроенный Святополком Изяславичем в 1103 году. Вокруг городища расположены неукрепленные селища.

История

У города на несколько миль тянулся вал, который местное население называло Трояновым валом. Там находили монеты времен Трояна. Его остатки остались между улицами Ярослава Мудрого и Леся Курбаса.

XI-XVI века

Город основан в 1032 году киевским князем Ярославом Мудрым. Изначально назывался Юрьев (Гюргевъ) согласно христианскому имени Ярослава Мудрого - Юрий (Георгий).

Начало XI века отмечено беспрерывными набегами печенегов на южные окраины Киевского государства. В результате границы Руси были отодвинуты на север - к берегам Стугны. В 1017 году киевский князь Ярослав Мудрый одержал победу над печенегами и оттеснил их на юг. Для укрепления южных рубежей государства вдоль Роси в 1032 году началось строительство оборонной линии - системы сторожевых крепостей, соединенных между собой огромными насыпями и рвами.

Именно в 1032 году появились Корсунь, Богуслав, Стеблев, Володарка (летописный Володарев) и другие населенные пункты Поросья. И именно в этом году на скалистом левом берегу Роси появился военно-феодальный замок, получивший название Юрьев (в честь христианского имени Ярослава Мудрого - Юрий). Замок впоследствии «оброс» городком, который в конце ХІ века стал кафедральным центром Поросской епархии.

Сердцем города была гора с размещенным на ней детинцем (замком). Также на горе стоял белокаменный собор - обязательный атрибут епархиального центра.

Юрьев жил в постоянном напряжении. Набеги печенегов сменились давлением половцев, а позже - монголо-татар. Город был кочевникам «как кость в горле», постоянно препятствуя их походам на север. Не раз его разрушали до основания. Последний раз Юрьев был опустошен кочевниками в ХIII веке. Пав для того, чтобы возродиться с новым названием - Белая Церковь.

Сожженный кочевниками Юрьев оставил после себя только высокий полуразрушенный епископский собор. Это сооружение, построенное из белого камня, долгое время служило переселенцам ориентиром среди густых и диких лесов, которые покрывали тогда долину речки Рось. Поэтому место, где стоял собор, а потом и город, который восстал из руин княжеского Юрьева на скалистом берегу, получил название Белая Церковь. Собор, которому город обязан своим названием, исчез в урагане исторических событий, сейчас никто, вероятно, не скажет, кем и когда он был разрушен. Во время археологических раскопок, проведенных уже в ХХ веке, на Замковой горе были найдены остатки этого сооружения.

В 1362 году Белая Церковь вместе с Киевским княжеством была присоединена к Литве, а после Люблинской унии (1569 год) вошла в состав Речи Посполитой. Городок стал центром староства (административная единица) и приобрел значение важнейшего стратегического пункта на юге государства. В 1589 году польский король Сигизмунд ІІІ утвердил привилегии города на сейме в Варшаве, предоставив Белой Церкви и его жителям Магдебургское право.

В середине XVI века для защиты государства от татар в Белой Церкви был построен замок, в котором находился постоянный польский гарнизон, насчитывавший до двух тысяч солдат и офицеров. Гора, на которой тогда был размещен замок, называется Замковой. Первый замок в Белой Церкви был построен в 1550 году воеводой кн. Семеном Пронским, так как город находился на Черном пути, которым шли татары и его нужно было защищать. Сам город был также укреплен частоколом. В 1570 году замок был значительно удален. Князь Василий Острожский укрепляет и перестраивает замок.

В конце XVI века Белая Церковь сделалась городом, знаменитым на всю Речь Посполитую. Этому поспособствовало восстание горожан, разгневанных отменой старостой, Янушем Острожским, Магдебургского права в городе. В 1589 году они захватили замок с оружием и боеприпасами и почти год удерживали город в своих руках.

В 1591 году именно захватом белоцерковского замка началось крестьянско-казацкое восстание, которое стало предвестником периода постоянных войн между Украиной и Польшей. Во главе восстания стал Христофор (Криштоф) Косинский.

XVII-XVIII века

В 1616 г. в городе было 300 дворов мещан и 300 казацких.

Во времена Освободительной войны 1648-1657 годов Белая Церковь, которая была в то время довольно значительным городом - центром староства и полка и имела более 1000 дворов, стала одним из важнейших опорных пунктов казацкого войска. Долгое время Богдан Хмельницкий с основными своими силами располагался в Белоцерковском замке, рассылая отсюда по всей Украине призывы к борьбе. 18 (28) сентября 1651 г. здесь было заключено соглашение между польской шляхтой правительством и гетманом Богданом Хмельницким, которая получила название - Белоцерковский договор.

В 1663 году во время битвы между польским войском и отрядами Ивана Сирко замок в Белой Церкви почти разрушили. Но уже в следующем году его отстроили снова, укрепив по современнейшим правилам фортификационной техники - он стал практически неприступным. Его не смогли взять ни войска Ивана Брюховецкого в 1665 году, ни Петра Дорошенко в 1667, 1669 и в 1672 годах.

С 1660 г. Белая Церковь попеременно принадлежала то Московскому царству, то Речи Посполитой, некоторое время Поросье даже было нейтральной территорией. В 1667 году комендант Ян Стахурский построил в Белой Церкви костел и монастырь Св. Георгия.

Начало XVIII века на Украине обозначено большим восстанием казаков под руководством белоцерковского и фастовского полковника Семена Палия против Польши. Палий в 1702 году с десятитысячным отрядом взял в осаду Белую Церковь. После нескольких неудачных штурмов полковник прибегнул к хитрости - взяв в плен коменданта, он заставил замок капитулировать. Город стал центром восстания, к нему потянулись обездоленные крестьяне отовсюду. Население Белой Церкви в то время достигло 70 тысяч, замок постоянно укреплялся. В 1703 году полякам удалось подавить восстание, и в том же году Правобережье оккупировали российские войска. Палий был арестован и выслан в Сибирь (далеко не последнюю роль в этом сыграл гетман Мазепа).

Иван Мазепа родился рядом с Белой Церковью в родовом имении - селе Мазепинцы - и считал этот край своей родиной. В 1703 году он поселился в белоцерковском замке и задумал сделать город своей собственностью. В Белоцерковском замке гетман чувствовал себя в полной безопасности. Именно здесь прошла значительная часть его жизни - здесь он нажил львиную долю своих капиталов и стал одним из самых богатых феодалов в Европе, здесь казнил Кочубея и Искру. По некоторым источникам, в Белоцерковском замке была найдена казна гетмана.

Иван Мазепа переправлял значительную часть доходов от своих 20 000 имений на строительство культовых сооружений. По всей Украине он поднял пышные церкви в стиле украинского барокко. В 1706 году строительство большой каменной церкви начал Мазепа на родине - в Белой Церкви. Кровавые события 1708 года и последующая передача города Польше так и оставили это сооружение недостроенным. До наших дней дожила только часть той церкви, которая имеет название Никольская.

В 1743 году староста Станислав Яблоновский построил в Белой Церкви костел и монастырь ордена иезуитов.

На протяжении XVIII в. Белая Церковь часто была свидетелем народных восстаний, венцом которых стала Колиивщина. За подавление Колиивщины великий коронный гетман Ксаверий Браницкий в 1774 году получил одну из самых богатых в Речи Посполитой столовых имений - Белоцерковское староство. В конце 1778 г. он вступил во владение этими имениями, которые с тех пор назывались Белоцерковским графством, и построил здесь впоследствии дворец.

В 1793 году город присоединили к России. На долгое время (до XX века) Белоцерковщина стала вотчиной семьи Браницких.

«Белая Церковь и „Александрия“ были действительным герцогством с двором, с огромным количеством людей, которые питались вокруг двора, с большими конюшнями породистых лошадей, с охотой, на которые съезжалась вся аристократия Юго-Западного края» - вот что писал про времена Браницких в Белой Церкви Николай Бердяев в своем «Самопознании».

Браницкие имели неоднозначное влияние на свою главную резиденцию. Они сделали Белую Церковь городом, который потерял административное значение для государства. По приказу Екатерины II и не без «указа» Браницких замок был разрушен, Белоцерковское староство ликвидировали, уездный центр перенесли в Васильков, город из казенной собственности перешел в личную.

XIX - начало XX века

В 1806 году Браницкие заключили договор с еврейской общиной, которой дали разрешение на поселение и строительство в городе. Евреи принесли в Белую Церковь большую торговлю и ремесло. В 1809-1814 годах Браницкий в центре города устроил торговые ряды, чем стимулировал дальнейшее расселение евреев в Белой Церкви и обусловил коренное изменение этнического состава городского населения.

Период революций, центр антигетманского восстания 1918 года

В 1918 году Белая Церковь вновь в полный голос заявила о себе. В этом городе сплотилась большая сила, которая позже всколыхнула всю Украину.

«Еще в сентябре никто в Городе (Киеве) не представлял себе, что может быть построено три человека, которые имеют талант появиться вовремя, даже в таком ничтожном месте, как Белая Церковь» - эти обидные для Белой Церкви слова из «Белой гвардии» Михаила Булгакова относятся к Торопцу, Петлюре и Винниченко и лишний раз подтверждают тот факт, что именно этот город сыграл ведущую роль в создании Директории Украинской Народной Республики.

Усилиями Евгения Коновальца в августе-сентябре 1918 года в Белой Церкви был основан Отдельный Отряд Сечевых Стрельцов.

В ноябре 1918 года в Белой Церкви началось вооруженное восстание под руководством Симона Петлюры и Владимира Винниченко. Здесь происходило формирование основных сил Директории. Здесь впервые было напечатано сообщение о возвращении власти независимой УНР.

Больше месяца город над Росью был штабом сил повстанцев - фактически второй столицей Украины. Отсюда выступило 60-тысячное войско, которое 14 декабря 1918 г. заняло Киев, находившийся под контролем войск гетмана Скоропадского (преимущественно этнических русских).

В августе 1921 года в городе была образована Казачья Рада Правобережной Украины.

Вторая мировая война

Во время Второй мировой войны в районе Белой Церкви в ноябре-декабре 1943 г. проходили ожесточенные бои, в которых войска Первого Украинского фронта разгромили немецкие военные части и создали условия для окружения и уничтожения немецкой группировки в Корсунь-Шевченковской операции 1944 г.

Современная Белая Церковь

Долгое время Белая Церковь была обычным провинциальным городом, пока в 1972 году здесь не построили промышленный гигант «Белоцерковшина». Именно тогда в городе начали расти промышленные предприятия - он превратился в индустриальный центр, один из самых мощных узлов химической промышленности УССР.

В 70-х годах бурно начало расти население города - за два десятилетия оно увеличилось почти на сто тысяч. После аварии на ЧАЭС город принял более 1700 переселенцев из зоны отчуждения.

Современная Белая Церковь - город с более чем 200-тысячным населением, раскинулась в долине Роси по обеим ее сторонам. С правого побережья долины открывается прекрасная панорама города (выезд из Белой Церкви в Таращанском направлении): передний план охватывает комплекс дач местных олигархов. Далее простираются самые новые микрорайоны многоэтажной застройки - Таращанский и Песчаный массивы. Самая низкая часть долины Роси занята районом частной застройки. Частный сектор Белой Церкви не похож на сельский - здесь нет значительных «огородных» пространств. Средние по размерам, преимущественно кирпичные, домики стоят близко друг к другу и окружены небольшими двориками. Дальний план панорамы занимает сплошная многоэтажная застройка, над которой местами выступают трубы многочисленных предприятий.

На востоке города раскинулся большой промышленный узел. Кроме «Росавы» здесь расположены заводы резинотехнических и асбестотехнических изделий, механический, шинный № 2, Белоцерковская ТЭЦ и другие предприятия. Большая часть трудоспособного населения Белой Церкви работает именно здесь.

Культура, досуг и спорт

Театр, музыка, кино

Белая Церковь - крупнейший культурный центр Киевской области. Своим культурным потенциалом и достижениями в области культуры город в течение многих лет находится в авангарде Киевщины.

С 1933 года в городе основан Киевский академический областной музыкально-драматический театр им. Панаса Саксаганского, который расположен в приспособленном здании по адресу: пер. Клубный, д. 1, г. Белая Церковь.. Спектакли театра происходят почти полностью на государственном украинском языке, изредка - на русском.

Благодаря ходатайству директора и художественного руководителя театра заслуженного деятеля искусств Украины Вячеслава Ускова, театра вернули имя областного, которое было у него до Немецко-советской войны. Сейчас творческий коллектив театра пополнился молодыми актерами и режиссерами - выпускниками театральных вузов Киева, Харькова и Ивано-Франковска.

Также, с 1924 года, в самом сердце Белой Церкви на Замковые горе содержится в специально возведенной современном здании Белоцерковский краеведческий музей. Это значительный городской и областной центр культуры, науки и просвещения, в котором собрано большое количество памятников материальной и духовной культуры Южной Киевщины.

На базе музея ежегодно проводятся краеведческие чтения, научно-практические конференции различного уровня, посвященные выдающимся событиям истории и современности, печатаются их материалы.

После реставрации в здании костела открыт Дом органной и камерной музыки. Орган был установлен 7 марта 1990 чехословацкой фирмой «Rieger Kloss». Он имеет механическую трактура и электрическую регистратуру (шлейфлада), три мануалы, педальную клавиатуру, шесть свободных и три готовых комбинации, вальцешлифовальные сорок регистров. Общее количество труб - 2734.

Также в городе работают три Дворца культуры - ДК «Билоцеркив МАЗ», ПК «Росава», ПК ООО «Интер-РТИ», кинотеатр им. А.Довженко , 6 клубов, 13 библиотек, 3 школы искусств, 4 музыкальные школы, центр творчества детей и юношества «Подсолнечник», дом художественного творчества, дом юных техников и т. п.

В Белой Церкви - 24 коллектива народной самодеятельности. Среди них - народный ансамбль танца «Ровесник», ансамбль скрипачей младших и старших классов ДМШ № 4, детский танцевальный коллектив «Счастливое детство», мужская хоровая капелла, Муниципальный духовой оркестр и др.

Проводятся фестивали различных уровней: «Радуга над Росью», «Музыкальные открытия в Белой Церкви», «Золотая осень», «Музыкальные встречи во Дворце Браницких», «Гнездо», «Поэтическая зима», «Рождественские звезды», "И Всеукраинский фестиваль молодой режиссуры им. Леся Курбаса ".

Парки

В городе много небольших скверов и парков, расположенных в историческом центре. Важную роль в культурной жизни Белой Церкви играет издавна известен Центральный Городской Парк Культуры и Отдыха им. Т. Г. Шевченко (ЦМПК и В им. Т. Г. Шевченко), которому в 2012 году исполнилось 80 лет. Также в центре города расположен парк Славы.

На западной окраине раскинулась живописная «Александрия».

Вдоль улицы Клиническая располагается парк «Строителей», ранее служил военный кладбищем. Сейчас там работает городской каток «Ледниковый период» и возводится церковь.

В городе есть 3 бульвара:

  • Бульвар 50-летия Победы, начинающийся с микрорайона «Пионерский», пересекает микрорайоны ДНС, «Вокзальная» и заканчивается в центральной части города. Замыкает бульвар Соборная площадь;
  • Бульвар 1 Мая, у машиностроительного завода ООО научно-производственное предприятие «БелоцерковМАЗ», тянется от Площади 1 мая до улицы Павлюченко;
  • Комсомольский бульвар располагается между третьей и четвёртое микрорайонами массива Леваневского.

Памятники истории и архитектуры

Музеи

  • Дендропарк «Александрия». Здесь экспонируется уникальная коллекция 15 скульптур из белого мрамора известных итальянских мастеров XIX в.
  • Краеведческий - Соборная пл., 4 Значительный центр городской и областной центр культуры, науки и просвещения, в котором собрано большое количество памятников материальной и духовной культуры Южной Киевщины.
  • Космонавтики им. летчика-космонавта П.Поповича - ул. Павличенко, 26 - больше не существует, сгорел в начале 2008 г. .;
  • Электрической связи - бульв. 50 лет Победы, 23/1.

Археологические достопримечательности

  • 3 кургана III тыс.до н. е. - началa II тыс.н. е.;
  • Палиева гора - поселение пеньковской культуры (VI-VII вв. н. е.);
  • Русское городище XII-XIII вв.;
  • Замковая гора и ее окрестности - детинец (замок и должностей) городок Юрьева - Белой Церкви в XI-XVIII вв.

Достопримечательности архитектуры

  • Государственный дендрологический парк «Александрия» НАН Украины - урочище «Палиева гора»;
  • Здание администрации и музей государственного дендрологического парка «Александрия» НАН Украины.
  • Склады Браницких, конец XVIII - начало XIX в. - Бульвар 50-летия Победы, 62;
  • Ансамбль сооружений почтовой станции, 1825-1831 гг. - Бульвар 50-летия Победы, 41 и 45;
  • Торговые ряды (БРУМ), 1809-1814 гг. - Торговая площадь;
  • Зимний дворец (Белоцерковская школа искусств № 1), 1796 - бульвар 50-летия Победы, 7;
  • Дом Дворянского собрания, 30-е годы XIX в. - Бульвар 50-летия Победы, 5; (в 2002 году сгорел, вероятно поджог, сейчас на этом месте просто земля, огорожена забором)
  • Никольская церковь, 1706-1852 гг. - Ул. Гагарина, 10;
  • Свято-Преображенский Кафедральный собор, 1833-1839 гг. - Ул. Гагарина, 10;
  • Костел святого Иоанна Крестителя, 1812 - Соборная площадь, 4;
  • Церковь святой Марии Магдалины, XVIII в. - Ул. Школьная, 11/16.

Достопримечательности

  • Основателю города - Ярославу Мудрому (Замковая гора);
  • Стела в честь восстания под предводительством К. Косинского в 1591 году (Замковая гора);
  • В честь национально-освободительного движения 1702-1704 годов под предводительством Семена Палия - Палиева Гора (дендропарк «Александрия»);
  • Богдана Хмельницкого (парк им. Т. Г. Шевченко);
  • Гренадерам 2-го Киевского казачьего полка, сформированного в Белой Церкви, который принимал активное участие в войне 1812 года (бульвар 50-летия Победы);
  • Тарасу Шевченко (Соборная площадь);
  • Петру Запорожцу - одному из организаторов петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» (площадь П.Запорожца);
  • Памятная стела бойцам Киевской интернациональной бригады, погибшим за власть Советов в 1919 году (бульвар 50-летия Победы);
  • В. И. Ленину (Торговая площадь), существовавшего до 21 февраля 2014;
  • Жертвам Голодомора 1932-1933 годов (ул. Ярослава Мудрого);
  • Землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны (парк Славы);
  • Советским воинам и воинам чехословацкой бригады, которые в январе 1944 года отвоевали город у немецких войск (площадь Победы);
  • Советским летчикам-освободителям Белой Церкви в годы Великой Отечественной войны (проспект Князя Владимира);
  • Преподавателям и студентам сельскохозяйственного института, погибших в годы Великой Отечественной войны (Соборная площадь);
  • Мемориал на месте гитлеровского концлагеря (ул. Сломчинского);
  • Освободителям Белой Церкви от гитлеровских захватчиков, тысячам замученных мирных жителей (парк Славы);
  • Ликвидаторам и пострадавшим в результате аварии в 1986 году на ЧАЭС «Чернобыльский колокол» (ул. Леваневского);
  • Советским танкистам-освободителям Белой Церкви от гитлеровских захватчиков (около дендропарка «Александрия»);
  • Карлсону и Фрекен Бок. Памятник появился благодаря проведению детского конкурса «Остров детства», объявленного мэром весной 2010 года (Парк культуры и отдыха имени Тараса Шевченко);
  • Героям космоса, за значительный вклад Белоцерковщины в освоение космоса, поскольку Павел Романович Попович является уроженцем Узина. Установлен в парке культуры и отдыха имени Тараса Шевченко 2011 года.

Белая Церковь - город с очень древним историческим прошлым. Город расположен по обе стороны реки Рось. Первое зарегистрированное поселение на этой территории датируется 6-м ст.

Предшественником Белой Церкви был город Юрьев, основанный в 1032 году (от христианского имени Ярослава Мудрого), как пограничная зона, для защиты от кочевников, налеты которых неоднократно опустошали Русь. Для укрепления южных рубежей была сооружена система сторожевых крепостей по Росси. Название Юрьев просуществовало до полного разгрома монголо-татарами возглавляемыми Батыем. В 1240-м году город Юрьев был сожжен дотла и оставался в списке городов Русских вплоть до 1300-го года. После отхода врага, сюда начали возвращаться люди и восстанавливать город.

С 1362-го года, в польско-литовской хронике фигурирует название - Белая Церковь. Однозначной версии о происхождении названия Белая Церковь нет. Одни исторические записи повествуют о церкви, которая была сооружена с неотесанных березовых колод, другие записи - о руинах каменной церкви, которые являются наиболее правдоподобными. Есть еще версии по происхождению названия Белая Церковь, но они больше относятся к фольклорному варианту, нежели к историческому.

В 1362-м году Белая Церковь вместе с Киевским княжеством была присоединена к Литве, а после Люблинской унии (1569 год) вошла в состав Речи Посполитой. После строительства замка в 1550-м году, Белая Церковь стает важным оборонительным и административным пунктом и играет выдающуюся роль в истории Польши и казачества. С 1660-го года Белая Церковь попеременно принадлежала то России, то Польше. В 1702-м году Семен Палий с 10-ти тысячным отрядом взял в осаду Белую Церковь. В 1703 году полякам удалось подавить восстание, и в том же году Правобережье оккупировали российские войска. До 1774-го года Белая Церковь находилась в постоянной борьбе, венцом которых стала Колиивщина.

За подавление Колиивщины польский коронный гетьман - граф Франциск Ксаверий Браницкий - в 1774 году получил в подарок Белоцерковское староство. В 1793-м году (после второго раздела Польши), город становится частью Российской империи. Белая Церковь стала провинциальным городом, который потерял административное значение для государства. В 1795-м году, за приказом Екатерины ІІ замок был разрушен

В 1806-м году Браницкие подписали договор с еврейской общиной, которой дали разрешение на поселение и строительство в городе. Евреи принесли в Белую Церковь большую торговлю и ремесло. Город стал узлом важных транспортных путей, через него проходили многочисленные правительственные, военные, почтовые эстафеты и купеческие караваны.

В ноябре 1918 года в Белой Церкви началось вооруженное восстание под руководством Семена Петлюры и Владимира Винниченко. Тут происходило формирование основных сил Директории. В Белой Церкви впервые было напечатано уведомление о возвращении власти независимой УНР (Украинской Народной Республики).

В течение Великой Отечественной войны город находился в оккупации 950 дней. За этот срок город был почти полностью уничтожен, население сократилось до 40 тысяч.

А вы знакомы с Белой Церковью? Даже если вы живете очень далеко отсюда, все равно, наверное, что-то слышали. Намекну: это там, где дендропарк Александрия. Да и название города специфическое, с другим не перепутать, так что понятие наверняка имеете.

Нет? Ну, тогда вкратце: Беля Церковь - город в Киевской области, с населением около 200 тыс. человек, площадь…. Ай, кому это интересно? Мы ведь хотим познакомиться с самим городом, а не с сухой энциклопедической информацией о нем, верно? Правда, одна цифра для нас все же важна - год основания города.

Белая Церковь была основана в 1032 году и, не трудно догадаться, почему это важно, ведь сегодня, 15 сентября 2012 года, мы празднуем День города, у нас юбилей - 980 лет. Безусловно, было бы круче приурочить эту статью к более круглому юбилею, например, к тысячелетию города, но я обломался ждать 20 лет:)

Кстати, статью я хотел сделать на украинском языке. Но раз уж это знакомство с городом, то количество заинтересованных в этом знакомстве людей нужно максимально расширить - подумал я и решил не лишать радости прочтения материала заграничных читателей, выбрав язык русский.

Но мы отвлеклись, а у нас между тем праздник. И в этой связи я поздравляю нас, т.е. жителей Белой Церкви, с данным событием, а вас - реальных и потенциальных гостей приглашаю на краткий экскурс по городу.


Для начала вам нужно приехать. Найти нас не сложно - тут до Киева каких-то 80 километров. Трасса международного значения Е95 проходит рядом с городом, не промахнетесь. В любом случае Киев найти еще проще, а оттуда уже - все равно, что по Киеву проехаться. Железнодорожный узел тоже не маленький, поезда проходят на все направления. Вот вам фотография ж/д вокзала днем и ночью:

Совсем недавно Яндекс отснял наш город и теперь на его картах доступны панорамы улиц. Для лучшего ориентирования я периодически буду давать ссылки на эти панорамы, пометив их как (я) .

Начнем с центра. Здесь будем ходить пешком, потому как расстояния небольшие и почти все в одном месте.

Архитектура центра - это преимущественно здания XIX - начала XX ст.

Строились здесь в основном евреи, которые при поддержке Браницких (тогдашних хозяев города) вытягивали экономику Белой Церкви. Для них же были построены торговые ряды - БРУМ (я) , которые находятся на Торговой площади прямо за мэрией. На день города на этом месте традиционно разворачивается праздник цветов, где представители разных учебных заведений и организаций города создают композиции из цветов и прочих подручных средств.

Это наша мэрия. Только не оборачивайтесь назад - прямо напротив мэрии некрасивый дом культуры. Красивый когда-то сгорел, а новый не получился.

Если отсюда подняться на пару сотен метров выше по улице Ярослава Мудрого (это самая наицентральнейшая улица)), можно увидеть до недавнего времени единственный в городе кинотеатр им. Довженко (я) . Сейчас уже начали появляться в ТРЦ разные небольшие 3D кинотеатры.

Выше можно не идти, разве что вам нужно на шопинг в торговый центр (я) или на (я) . Мы вернемся назад, вернее, вниз по улице. Рядом со зданием мэрии все еще стоит памятник Владимиру Ильичу Ленину (я) . Площадка вокруг него - любимое место роллеров, скейтеров и прочей быстро передвигающейся и прыгающей с бордюров молодежи. Хотя и молодожены тут бывают, ЗАГС ведь в пятидесяти метрах отсюда (я) .

Посмотрим на это место сверху. На переднем плане зад вышеупомянутого дома культуры, виден Ильич, рядом мэрия, а за ней БРУМ.

Идем дальше. Через несколько сот метров - площадь Соборная (я) . Здесь еще один ТРЦ и парк отдыха им. Шевченко. Качели-карусели, если приехали с детьми, то зайдите обязательно - покушаете мороженого, пока они будут на детской площадке резвиться. Еще можете подняться на колесе обозрения, которое само по себе небольшое, но высоты достаточно, чтобы увидеть несколько достопримечательностей, к которым мы сейчас и направимся.

На секунду буквально заглянем:

Рядом с площадью - Замковая гора. Считается, что именно здесь стояла та самая белая церковь, давшая название городу, который, к слову, раньше назывался Юрьев (христианское имя основателя города - Ярослава Мудрого). На Замковой расположена одна из основных достопримечательностей города - костел святого Иоана Креститиля (я) .

Внутри расположен органный зал и постоянно действующая выставка-продажа картин.

Костел святого Иоанна Крестителя стоит того, чтобы познакомиться с ним детальней. О нем у меня есть , рекомендую к прочтению.

Через дорогу расположен краеведческий музей (я) . Если интересуетесь историей города и региона - рекомендую заглянуть. Но мне лично более интересен мост, соединяющий Замковую гору с Заречьем, с которого открываются красивые виды на речку Рось.

А это сам мост:

Рядом с Замковой расположен Белоцерковский национальный аграрный университет (я) .

В 5-10 минутах ходьбы от Соборной площади есть еще одно интересное место - гребля, через которую переброшен пешеходный мостик (я) .

А рядом с ним старая водонапорная башня (я) , которую проектировал В.Г. Шухов.

Тут же находится белоцерковский элеватор - самая высокая крыша города. Отсюда пару снимков. На первом из них, кстати, та самая «свечка» (справа).

Утомил я вас своей прогулкой, да? Ну, будем заканчивать. Только учтите, что если вам ехать в Киев, то последняя маршрутка уходит в 20:00. Отправляются они с разных точек города, но проще всего уехать с Соборной площади (я) . Успели? Отлично, счастливой вам дороги! И приезжайте еще;)

От названия Белая Церковь представляешь себе скорее что-то вроде показанного Переяслава-Хмельницкого - тихий патриархальный городок со старинным храмом, отражающимся в медленной речке среди ивовых ветвей. И тем неожиданнее, что расположенная на правобережье Киевской области в 70 километрах от столицы Белая Церковь крупнее иных областных центров Украины или любого из городов в пристоличных областях постсоветских стран - здесь живёт порядка 210 тысяч человек. Но вот со стариной, тихой речкой и белыми храмами здесь всё в порядке, белоцерковская история очень витиевата и очень правобережна, и рассказ мой о Белой Церкви наберётся на два поста - в первом погуляем по городу, а во втором углубимся в крупнейший во всей Украине парк Александрия.

Белая Церковь была последним городом, что я посетил на Украине впервые, приехав по трассе из тогда ещё Кировограда, а уехав на поезде в Запорожье, откуда через уже не Днепропетровск - домой. Возможно, действительно последним, и потому мне было не жалко плестись сюда 8 часов на микроавтобусе - на все эти поля и сёла я смотрел с меланхоличным чувством прощания. Микроавтобус высадил меня на трассе Киев-Одесса с многолюдной остановкой для не заезжающих в город автобусов. Справа уходили к горизонту поля, слева за развязкой - завод "Белоцерковшина" (1972) местной компании "Росава", крупнейший на Украине производитель шин, причём судя по всему весьма качественных - большая часть продукции идёт на экспорт. Как дела на этом заводе сейчас - точно не знаю, на Россию вроде бы приходилась немалая часть его заказов.

Шинный завод в общем-то и сделал Белую Церковь тем, чем она является ныне, и между ним и городом огромный серый жилмассив Леваневского (или Роток - как и Росава, это название речки), где живёт больше половины населения БЦ (как это самое население свой город называет в обиходе). Съезд развязки отделяет от шумной трассы тихий тупик, где я сел в маршрутку и добрых полчаса ехал в центр мимо бескрайних промзон.

Тут оговоримся, что времени в Белой Церкви у меня было мало. Я вообще изначально не планировал туда ехать, но в ту сумасшедшую весну, когда до материковой Украины я успел посетить Донбасс и месяц пропадал на Крайнем Севере, я очень серьёзно напутал с логистикой, рассчитывая в течении дня из Кировограда доехать на Гайворонскую узкоколейку , прокатиться по ней, и как-то (видимо, путём телепортации) успеть в Белую Церковь чисто на вокзал, по дороге ещё и (видимо, научившись замедлять время) заскочив в район Володарки - Пархомовку с великолепной церковью-манифестом "русского модерна" и в Городище-Пустоварское с чрезвычайно живописными водяными мельницами у старого сахарного завода... Лишь за пару дней я осознал, насколько этот план нереалистичен, и что если доехав из Кировограда до Белой Церкви я успею по ней погулять - это будет уже неплохо. В общем, на всё про всё у меня было часа 3-4, и хотя выжать из них я успел немало, многое осталось в стороне.

Довольно обширный городской центр раскинулся между железной дорогой и рекой Рось. Маршрутка от "Росавы" привезла меня на кольцо в виде восьмёрки у довольно простенького сталинского здания поликлиники. Направо уходила Первомайская (до сих пор!) улица с настоящей шуховской башенкой (1928) в перспективе - на Украине, причём особенно в юго-западных областях, их вообще немало от таких вот водонапорок до под Херсоном. Облик её, хочется сказать, не изменился с 1920-х, но на самом деле всё-таки с 1940-х, когда башню починили после войны. Зелень слева скрывает Парк Славы, но я туда не пошёл:

Белоцерковский центр образуют две улицы, на карте слагающие гигантскую букву "Г" - перпендикулярная Роси улица Ярослава Мудрого (ранее Горького) и параллельный реке Александрийский бульвар. По первой я и пошёл от места с кадра выше, и в основном БЦ выглядит примерно так - большой шумный город серых многоэтажек и аляповатых новостроек для тех, кому чуть-чуть не хватило на квартиру в Киеве.

Кадр выше снят буквально с дальнего конца улицы - от висящего в её перспективе костёла Иоанна Крестителя:

Но по дороге первым культовым заведением Белой Церкви оказалась Зелёная Синагога (1855-60), с 1929 года занятая колледжем. "Зелёная" - конечно же, не название, так-то она была Хоральной:

А за ней целый синагогальный двор. Евреи обосновались в Белой Церкви в 1806 году - некогда бывшая городом, после бурных 17-18 веков она представляла собой местечко в собственности магнатов Браницких, но мирная жизнь да удачное располоежение взяли своё - к началу ХХ века с 50-тысячным населением Белая Церковь была крупнейшим местечком Российской империи, в два с лишним раза превосходя как уездный город , так и любой из современных ПГТ, этих советских аналогов местечек, и больше половины её населения составляли евреи.

На кадре выше зелёная Купеческая синагога, а о происхожденнии жёлтой синагоги с кадра ниже я ничего толком и не нашёл, да и не факт, что это была синагога. С еврейским наследием Белой Церкви мы встретимся ещё не раз:

Отсюда уже рукой подать до главной площади, на улицу Ярослава Мудрого выходящую скромным домиком городской администрации. Мне нравится это свойство больших городов, не являющихся областными центрами - все здания власти в них словно редуцированы, а потому кажется, что здесь больше свободы. Рядом, как водится - стенд памяти Небесной Сотни, который при мне разглядывали явные иностранцы.

Напротив - сталинка ЗАГСа и такой же длинный стенд, но только советский и с историей города, одной из самых сложных и остросюжетных среди известных мне историй городов. Белая Церковь стоит на реке Рось, само название которой указывает на границу - то ли "река, за которой Русь", то ли даже напротив "Русь - это земли за Росью", хотя сам рубеж тут ещё старше самой Руси - через Белую Церковь проходят древние Змиевы валы . И вот на этой-то границе в 1032 году Ярослав Мудрый заложил крепость, которую назвал в честь своего христианского второго имени Юрьев (парой лет ранее, к слову, уже заложив ещё один Юрьев на северо-западных рубежах - нынешний Тарту), ставшую центром новой линии укреплений, включавшей так же Корсунь, Богуслав, Стеблев и Володарев (ныне Володарка). После Юрьев раз за разом осаждали кочевники, пару раз им удавалось его разрушить, древний город не раз менял своё местоположение в пределах города нынешнего, исправно держа натиск сначала печенег, затем половцев, пока в 1239 году его не смели монголы. По преданию, уцелели лишь руины храма, по которым и получило название начавшее расти на старом месте село... вот только строили киевские храмы из плинфы, и руины их были скорее красными. По другой легенде на братской могиле защитников Юрьева срубили тогда церковку из неотёсанной берёзы, но и такое сооружение слишком уж недолговечно, чтобы дать городу название. Есть версия, что просто Белым в народе называли святого Георгия (Юрия), и таким образом одно название превратилось в другое, или даже что "Бiла Церква" - это ведоизменённое "биля церкви", то есть "около церкви". Как бы то ни было, город надолго пришёл в запустение, а всерьёз за его восстановление взялись Острожские - самый могущественный православный род Великого княжества Литовского, а позже Речи Посполитой с центрами имений на Волыни ( , ). В Малороссии они получили несколько городов, в том числе , построили в них замки, и белоцерковским старостой стал Иван Константинович, впоследствии - первый в православном роду католик Януш.

В 1589 году Белая Церковь получила Магдебургское право, и не желавший терять такое владение Януш попытался оспорить это в королевском суде. Король было встал на сторону магната, но в городе вспыхнул бунт с захватом замка, жестоко подавив который, власти всё-таки сохранили за Белой Церковью городские права. Однако, что называется, "осадочек остался", или правильнее сказать просто достигли критической массы долго копившиеся противоречия, коим белоцерковский бунт лишь выбил заглушки: восстания прежде лояльных польской короне казаков начались одно за другим, и их рассадником был именно район Белой Церкви - в 1591 году здесь бунтовал Криштоф Косинский, а в 1594-96 - подавлявший его восстание Северин Наливайко . Не обошла Белую Церковь стороной и Хмельничина, по итогам которой она стала классической территорией с неопределённым статусом между Россией и Речью Посполитой - формально Белой Церковью владела последняя, но казаки, включая гетмана Мазепу, родившегося здесь за десять лет до Хмельничины, сюда ходили как к себе домой. Вообще, так часто бывало в истории: как под Австро-Венгрией украинцы жили лучше и свободнее, чем под Россией, так и под Россией они жили лучше и свободнее, чем под Речью Посполитой, и в то время как на Левобережье Малороссии открывались академии и строили роскошные храмы, Правобережье оставалось печальной далёкой колонией, сотрясаемую восстаниями едва ли не каждое десятилетией. В 1685 году по инициативе гетмана Семёна Палия поляки возродили на "своей" Украине казачество, но последнее было нужно им лишь чтобы отвоевать у Османской империи Подолию, и когда это было сделано, казачество тот час же вновь ликвидировали, а в 1702-04 годах в соседнем Фастове Палий поднял очередное восстание . Не обошла Белую Церковь стороной и разгоревшая в 1768-69 годах чуть южнее кровавая Колиевщина , в подавлении которой отличился польский граф Франциск Ксаверий Браницкий , в 1774 году за такие заслуги получивший Белую Церковь в свой удел. Ну а в 1793 году Правобережная Украина мирно вошла в состав Российской империи, беспокойные времена прошли - теперь можно было и дворец построить, и евреев позвать, чтоб доход приносили...

За администрацией и памятником Небесной сотне раскинулась Торговая площадь, в общем-то образцовый европейский Рынок с квадратным планом - уж не знаю, Браницких это наследство или ещё не забывших ренессанса Острожских. В центре площади - БрУМ (официально Белоцерковский районный универмаг, а в народе они так и были Универсальным магазином Браницких), построенный в 1809-13 годах как Торговые ряды. Ныне занимают их не столько магазины, сколько кафешки, через одно из которых со словами "Да я торговые ряды посмотреть" я даже заглянул во дворик:

А вот застройка Торга не очень-то сохранилась - Белая Церковь была, видимо, сильно разрушена войной. Причём вполне может быть, что не только Великой Отечественной - в Гражданскую, продолжая традиции Косинского, Наливайко и Палия, именно отсюда на сцену вышел Симон Петлюра. Странно, что с таким идеологически чуждым названием (мало того что церковь, так ещё и белая!) и националистическим прошлым город при Советах так и не был переименован во что-нибудь червонное и рабоче-крестьянско-солдатское.

Хотя кое-какие остатки старины и тут сохранились. Белая Церковь выглядит как средненький губернский город, порушенный войной, хотя на самом деле когда всё это строилось, она была местечком, получив городской статус то ли в 1917 году (как многие не в меру разросшиеся местечки, посады и рабочие посёлки), то ли даже в 1919 - при "петлюровской" Директории . Голубое здание в кадре, если ничего не путаю - бывший еврейский отель (а о "еврейском трактрире в Белой Церкви" писал ещё Тарас Шевченко), за которым нечто очень похожее на синагогу ( , что это синагога Ремесленников, хотя и не с полной уверенностью).

Впрочем, не секрет, что строительный бум может разрушать исторические центры не меньше, чем война или землетрясение - количеством и общей аляповатостью новостроек БЦ поражает даже на фоне прочего бывшего СССР. Причём это один из немногих городов Украины, где населения заметно растёт, вполне может быть что самый восточный (кроме Киева) в стране растущий город:

Но утлые домики старого штетла ещё кое-где стоят:

Недалеко от Торговой площади в Клубном переулке обнаружился целый Киевский областной драмтеатр имени Панаса Саксаганского, обитающий в Белой Церкви с 1933 года - пусть и не такой огромной, но "столицей" Киевской области она была уже тогда. В советское время театр размещался в том голубом особнячке тремя кадрами выше. На фото театр слева, а справа общага - необычная краснокирпичная сталинка (1936):

Неподалёку - парк Шевченко (до 2003 года - Петровского), где вроде бы есть даже памятник Героям Космоса, но я увидел лишь заброшенный деревянный павильон, где в советское время летом проводились всякие концерты да конкурсы.

Между тем, мы пришли в самый центр БЦ, и углубившись во двор за улицей Ярослава Мудрого, я наконец обнаружил церковь белого цвета. Преображенский собор построен в 1833-39 годах Александрой Браницкой , в девичестве Санечкой Энгельгардт - племянницей Григория Потёмкина, и по ходившим в те времена слухам - его любовницей. С Потёмкиным она дружила и в замужестве, а сама была одной из богатейших женщин Российской империи - например, знаменитый Юсуповский дворец на Мойке до Юсуповых принадлежал именно ей. Собор в еврейском местечке при католической усадьбе она построила на старости лет, и умерла в год окончания его строительства:

Что молва связывала с "проклятием Мазепы" - он был родом из села Мазепинцы под Белой Церковью, саму Белую Церковь сделал своей любимой резиденцией (хотя якобы происходившие здесь события Пушкинской "Полтавы" на самом деле разворачивались в ), и в 1706 году начал строительство очередного мега-собора , первого на Правобережье: рассудив, что "Швеция с нами!", объединение Украины под её протекторатом он задумал уже тогда, и видимо на родную Белую Церковь имел планы что Тамерлан на . Но в итоге от огромного храма остался завершённым лишь маленький придел, в 1852 году "приросший" фасадом и освящённый как Никольская церковь:

Рядом - памятник Шевченко. Удивительно, но в столь знаковом для Украины городе Кобзарь увековечен скромным бюстиком в не самом видном месте.

Всё ближе и ближе к Замковой горе... Туда ведёт всё та же улица Ярослава Мудрого, но я пошёл чуть в обход вдоль Белоцерковского аграрного университета, выросшего в советское время из гимназии, переведённой сюда в 1843 году из Винницы, где она в свою очередь образовалась из иезуитского коллегиума, так что свою родословную вуз отсчитывает с 1630 года.

Что характерно, с момента переезда он обитает в одном и том же здании 1840-х годов ... правда, оно в глубине территории, наружные корпуса же 1930-х годов:

В сквере - памятник (1985) студентам и сотрудникам, погибшим в войну, по стилистике куда больше похожий на памятники "афганцам":

Через сквер от университетского фасада - улица Дружбы, прямое продолжение улицы Ярослава Мудрого с местным жильём-коммуной "Дом социализма" (1925-27) сразу после кольца:

И жутким зданием краеведческого музея, стиль которого я бы охарактеризовал как "несвоевременный конструктивизм" - хотя основан музей был в самую что ни на есть конструктивистскую эпоху, в 1920-24 годах, тогда он занимал сначала особняк Браницких, затем домик ксендза, а нынешнее здание, судя по всему, позднесоветское. Вид у него какой-то откровенно полузаброшенный, хотя вроде бы музей исправно работает:

По улице промчался косяк велосипедистов:

А сама улица Дружбы рассекает заметную горбатую вершину Замковой горы, где стоял и древний детинец Юрьев града, и крепость Острожского, снесённая при Браницких. Как ворота стоят два храма - слева господствующий над городом костёл Иоанна Крестителя (1810-12), фундация Браницких, а ныне Зал органной музыки; справа - церковь Святого Георгия, напоминающая о древнем Юрьеве.

За костёлом - памятный камень. Первое казацкое восстание в этих краях поднял не казак и не гетман "за Русь святую, за веру православную", а католический шляхтич Криштоф Косинский , не поделивший с другим шляхтичем Янушем Острожским должности и имущество... но имущественные споры не поднимают на восстание целые страны, а тут восстание охватило всю Малороссию и Понизовье, и главным требованием его было уровнять в правах казачество и шляхту. Подавлял восстание Косинского активнее всех другой казак Северин Наливайко на службе Острожских, а сами Острожские были хоть и православными - но ярыми патриотами Речи Посполитой и ещё предки их при Великом княжестве Литовского отличились победами над московской армией (и вот сложно тут не вспомнить русскоязычных патриотов нынешней Украины). Однако тот же Наливайко со товарищи, воюя с Косинским, под шумок громил и грабил малоросские имения католических магнатов, и от всего этого закрадывается мысль - а не задумывал ли здесь чего старый Константин Острожский, видевший, что в Речи Посполитой нет места для его веры, и мер вроде академий и типографий оказывается недостаточно? Как бы то ни было, уже Януш Острожский сам принял католичество, казачьи восстания продолжились, и чем крепче в Западной Руси укорянлось униатство, тем твёрже в казачьей идентичности укреплялось православие. Так из конфликтов за землю и звания вырос постепенно конфликт идентичности, расколовший в итоге Речь Посполитую и толкнувший Украину к русскому царю.

Что же до Георгиевской церкви, то при Ярославе Мудром здесь был заложен лишь небольшой деревянный храм, в 1178-80 годах отстроенный в камне и по легенде ставший той "белой церковью", что дала название месту после монгольского разорения. Фундамент её действительно найден на этом скалистом мысу, а новый храм построен в 2011-13 годах рядышком:

Конечно, очевидный новодел - но по-моему очень удачный, даже плинфа в нём нужного размера:

Но главное в этой красно-белой церкви даже не архитектура, а расположение - вместе с костёлом как ворота у моста. Получился церковный ансамбль в лучших традициях русской и украинской православной архитектуры - простой и очень ландшафтный, который хочется разглядывать с разных точек.

Улица Дружбы меж храмов переходит в Центральный мост (1960) над рекой Росью:

Сложно поверить, что эта речка могла дать название всей той огромной стране "от Чудских берегов до ледяной Колымы"... хотя это лишь одна из гипотез, и мне всё-таки ближе версия, что Русь - первична, а Рось как её граница по пути с юга ("достигли Роси", как мог сказать византийский купец на переправе) - вторична.

Церкви стоят на скалистом мысу, столь характерном для Правобережной Украины. О том, что Рось - великая древняя граница, напоминают мосты - их через небольшую реку всего два (!) на 200-тысячный город, не считая пары пешеходных.

Вниз по течению с моста видна уже не белая, а жёлтая церковь Марии Магдалины (1843), вокруг которой с 1994 года действует целый женский монастырь. Построена она на деньги всё той же Александры Браницкой, но посвящение подозрительно: Марией-Магдалиной в монашестве (в миру - Марина) звалась мать гетмана Мазепы. Я туда не дошёл, о чём жалею - церковь стоит в Заречье, а с этим берегом соединена живописной пешеходной плотиной каменной водяной мельницы .

С другой стороны, вверх по течению - пляж и город, бесконечные ряды серых многоэтажек равнением на Киев:

А спустившись с Замковой горы мимо музея, окажешься в парке с местным Зимним дворцом (1796). Дело в том, что у Браницких было два имения в нескольких километрах друг от друга - зимняя Белая Церковь и летняя Александрия. На фоне других построек и общего богатства Белой Церкви да грандиозных масштабов Александрийского парка этот дворец впечатляет своей показательной простотой:

Ныне его занимает музыкальная школа. Браницкие же были хозяевами усадьбы вплоть до Гражданской войны, и в усадебном парке, отделённом Александрийским бульваром от парка Шевченко, сохранились и другие флигеля более поздних эпох:

Александрийский бульвар до недавнего времени назывался улицей 50-летия Победы, причём как следует из даты - уже при независимой Украине его переименование второе. Параллельно Роси, перпендикулярно улице Ярослава Мудрого он ведёт в ту самую Александрию. Почти сразу за усадьбой - ещё одна кирпичная краснокирпичная общага 1930-х годов с "греческими" орнаментами на окнах:

Дома вдоль бульвара, разных назначений, состояний и эпох:

"Укртелеком" 1980-90-х годов постройки внутри содержит небольшой Музей электросвязи - говорят, интересный, но посещение только по записи:

Дом купца Таубина, на мой взгляд самый красивый в Белой Церкви:

Ещё одна фишка этого города - характерные длинные остановки с деревянными козырьками, но их подробнее оставлю на следующую часть:

Где-то в километре от Замковой горы - Почтовая станция (1825-33), этот то ли вокзал дожелезнодорожной эпохи, то ли караван-сарай на европейский лад. Здесь, по дороге Петербург - Москва - Киев - Одесса, они особенно капитальны: на почтовых станциях не только передавали корреспонденцию, но и меняли лошадей, чинили повозки, предоставляли ночлег. Масштаб комплекса впечатляет - вот главное здание, собственно "протовокзал":

Оно стоит в глубине натуральной площади с круглым запущенным сквером, по бокам которого два совсем унылых внешне корпуса. Слева - ямщицкая (аналог "комнат отдыха локомотивных бригад"), справа (на кадре ниже слева) - гостиница, где останавливался Шевченко. Про станционного смотрителя Тарас Григорич, в отличие от Александра Сергеевича , не написал, поэтому комплекс станции тут так и не музеефицировали. Но домик смотрителя тоже есть - на кадре ниже в правой части:

В глубине квартала - хозяйственные постройки станции, аналоги всех этих депо и пакгаузов. Вот, кажется, мастерские (кузница и колёсная) и, судя по количеству широких дверей - каретный сарай:

Это больше всего похоже на конюшню:

И только о назначении вот этого здания в глубине комплекса у меня так и нет предположений:

Дальше по бульвару - Поляна (так она отмечена на викимапии, и видимо известна белоцерковчанам), а за ней внушительное здание Еврейской школы (1901) - отсюда на самом деле недалеко до Торговой площади, две главные улицы образуют скорее острый угол, чем букву "Г".

И там, где сходятся два пути к Александрии из центра, и начинается собственно бульвар между высоких многоэтажек. Открывает его памятник гренадёрам (1983) - дальше по бульвару есть ещё и старые казармы (я видел их из окна маршрутки, и в связи со сложной международной обстановкой не рискнул фоткать), где базировался 2-й Киевский казачий полк, отличившийся в войне с Наполеоном.

Собственно, кроме памятников в этой части бульвара ничего особенного и нет. Вот например у отеля "Кларк", который раньше был просто Домом приезжих - похожий на мрачную рок-звезду революционер Пётр Запорожец , умерший в тюрьме ещё в 1905 году:

Он глядит на Привокзальную площадь, от которой до вокзала ещё с километр направо - его я оставлю на следующую часть, ведь с него я и уезжал. На площади - скорбный украинский торг:

Я же углубился во дворы за площадью, чтобы увидеть один из самых впечатляющих старопромышленных памятников Украины - склады Браницких (1788), построенные даже раньше дворца, ещё при Речи Посполитой, на полпути меж двух резиденций. В длину они добрую сотню метров, а по назначению используются до сих пор:

Скажите, а там проход есть, - спросил я женщину, шедшую мимо забора складов к воротам двора новостройки.
-А вам зачем?
-Да я турист, зашёл вот во двор старые склады увидеть, теперь автобусную остановку ищу.
-Турист? Наш город посмотреть приехали? А откуда?
-Из Москвы.
-Оооо! Далеко как! Пойдёмте, сейчас я вас проведу... - разулыбалась она и открыла на воротах магнитный замок.
И парадокс в том, что до великой ссоры (не)братских народов такое искреннее радушие я встречал на Украине гораздо реже... Что за ним стоит - скрытая симпатия, желание показать себя врагу с лучшей стороны, или же простое человеческое любопытство к гостю из параллельного мира?

В Александрию по недостатку времени я сначала и вовсе не собирался, но та же прохожая меня убедила всё же не пренебрегать главной достопримечательностью и подсказала нужную маршрутку. Об Александрии и ещё некоторых городских деталях БЦ - в следующей части.

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.
Киевская Русь
. Древняя Русь в музее и городе.
. Город.
. Скансен.
Белая Церковь. Город.
Белая Церковь. Парк Александрия.
Прилуки. Густыньский монастырь.
Прилуки. Город.
Нежин. Разное.
Нежин. Старый город.
Чернигов. Детинец.
Чернигов. Центр.
Чернигов. Болдины горы.
Чернигов. Разное.
Киев до и после Майдана - посты будут.
Малоросское кольцо - посты будут.

У ж\д вокзала в Киеве издалека слышны выкрики зазывал маршрутных такси "Била Церква!!! ", "Била Церква!!!". Если вы являетесь любителем прогулок по паркам, а в Петергоф или Пушкин вам нынче ехать не с руки, то отнеситесь к предложению серьёзно. Дело в том, что в Белой Церкви находится один из лучших украинских дендропарков-"Александрия". А можно сесть на электричку и добраться туда же за два часа. Старинная Белая Церковь оказалась одновременно и городом вполне современным. В последние годы (судя по архитектуре) в ней появились новые здания.

Часть стройакселлератов, как и положено, тянется вверх.

Совершенно преображая своим видом попутные переулки.

Ненасытные новые монстры глотают старину живьём.

Возможно поэтому и осталось её в городе не так много.
Несколько небольших домов.

В одном из которых Дом детского творчества.

В городе сохранились старинные торговые ряды.

А шикарный фасад этого здания позволяет предполагать у него славное прошлое. Да и ширина его вполне подходит для обустройства зала для танцев и приёмов.

Местная администрация ютится в небольшом сооружении (учитывая, что после падения советской власти число руководящих работников разного уровня сильно выросло на всём постсоветском пространстве).

У службы трудоустройства, наоборот, помещение огромное. Возможно, что это ноу-хау местных властей, и всех нуждающихся в работе просто трудоустраивают в недрах этого заведения.

На протяжении долгой истории Белой Церкви жители её совершили немало славных дел.
Воевали они с французами.

А судя по названию стадиона, и к труду отношение имели. Хоть и находились в резерве.

У жителей Белой Церкви всегда перед глазами великие люди прошлого.
Ярослав Мудрый.

Моисей Соломонович Урицкий познавал хорошее и доброе в этом учебном заведении. А убили председателя Петроградского ЧК уже в Питере в 1918 году.

Этот памятник поставлен в честь восстания украинцев против польского господства.

А тут просто парочка влюблённых.
- Пойдём сегодня вечером ко мне. У меня родители уехали. Кино по телеку посмотрим!...
- Давай в следующий раз?...

В городе два храма белого цвета, расположенных рядом, в центре.
Преображенский собор

И католический костёл.

Здесь имеют неплохое представление о России.

Город Белая Церковь расположен на реке Рось.
Она неспешно течёт среди зелёных берегов, подсвеченных разноцветными крышами домов.

Дендропарк "Александрия расположен на этих же берегах. На воротах главного входа бюсты двух его посетителей.

Парку более двух веков. Назван он в честь основательницы - графини Александры Браницкой. Руководить его разбивкой графиня приглашала заграничных специалистов. Большой размер "Александрии" позволил сделать парк разнообразным.
Много старых величественных деревьев. Разных пород. Образцы свозились из разных уголков России и Европы.

На территории несколько водоёмов,

Которые перетекают один в другой.

Также парк выходит на берег реки.

С давних пор сохранилась традиция держать здесь лебедей.

В соответствии с традициями и правилами европейской разбивки парков в "Александрии" много различных мостиков.

И сооружение, похожее на старый фонтан.