Джерело возле монастыря китайская пустынь. Киев

Есть в Киеве место, попадая в которое испытываешь умиротворение и покой. Это Китаевская Пустынь — одно из самых красивых мест столицы. Удивительно, но здесь совершенно не ощущается суета мегаполиса, хотя Китаево находится в черте города. Здесь расположен монастырь и пещеры с кельями монахов. А вокруг лес, озера и тишина.

В Китаево стоит ехать тем, кто интересуется историей, религией, любителям отдохнуть на природе и порыбачить. Это прекрасное место для прогулок с детьми.

История Китаевской Пустыни

Эта местность — одна из тех, где селились люди еще в первобытные времена. Во времена Киевской Руси на эти холмы пришли монахи, основав здесь пустынь. Поэтому Китаево часто стравнивают с горой Афон в Греции.

На территории Китаево находятся много святынь: чудотворные иконы, ковчеги с мощами святых, а также места погребений монахов. Кроме этого здесь можно посетить Свято-Троицкий Китаевский монастырь, храм Святых 12 Апостолов, храм Серафима Саровского и пещерный храм Собора Пресвятой Богородицы.

Китаево — место упокоения святых монахов-подвижников. К одной из этих могил, а именно к могиле монаха Досифея,часто приходят влюбленные, молодожены и просто люди, ищущие помощи в устроении любовных дел. Однако, как гласит предание, похоронена здесь женщина, которая выдавала себя за мужчину-монаха.

К мощам Феофила Киевскогоприходят за исцелением. Церковные летописи приписывают преподобному Феофилу дар чудотворства, предсказания, а также множество подвигов. Считается, что он несколько раз лично встречался с императором Николаем I.

Пещеры Китаево

На территории Китаево сейчас существует действующая пещерная церковь. До этого китаевские пещеры простояли заброшенными до 1857 года, когда были случайным образом обнаружены. Сейчас пещеры открыты для свободного посещения.

Пещеры Китаева — достаточно сохранные и открытые, чтобы бродить, где захочется, и достаточно цивилизованные, чтобы чувствовать себя в безопасности. Узкая стометровая подземная галерея разветвляется множеством крошечных часовенок и тесных отшельнических келий.

Вход в пещеры открыт по будням с 10:00 до 15:00, по выходным и церковным праздникам — с 12:00 до 15:00. Посетителей встречает батюшка-монах. Вход в пещеры бесплатный, но стоит купить свечу. В подземелье она будет единственным освещением и создаст правильное настроение.

"Китаевская" природа

Территория Китаево насчитывает три небольших пруда, которые называются Китаевскими. Здесь есть святые источники и купальни, поэтому если хотите набрать воды — возьмите с собой тару. Собираясь на прогулку, наденьте удобную обувь. Китаево расположено на лесистых приднепровских холмах, и забетонированных дорожек здесь мало.

Лес в Китаево красивый, хоть и не густой, но зато высокий. Однако, если вы едете туда на полдня, то обязательно возьмите с собой еду и воду, так как купить что-либо на территории урочища вам не удастся.

В Китаево растет самый старый каштан в Киеве. Он носит имя метрополита Петра Могилы, который, посадил это дерево более 300 лет назад. Высота каштана составляет более 10 м, ствол — 3,4 м.

Время работы и как добраться до Китаево?

Адрес : ул. Китаевская, 32.

Сайт : kitaevo.kiev.ua

Время работы : посещать Китаевскую пустынь можно в любое время. Богослужения в храме проводятся ежедневно.

  • От ст. метро"Лыбидская" автобусом № 20 до остановки "Китаевская" либо автобусом №52 до остановки "Школа".
  • От ст. метро "Выдубичи" автобусом №43 ли № 65 до остановки "Корчеватое-1" либо "Проспект Науки".
  • От ст. метро "Дружбы Народов" либо "Печерская", "Арсенальная" автобусом №470 до остановки "Китаевская".

Одно из самых очаровательных мест Киева - Китаевский монастырь, что затерялся на южной окраине между лесов и поглощённых городом сёл. Здесь есть свои пещеры, подобные пещерам Киево-Печерской Лавры - но нет столпотворения и фарисейства. Здесь есть собор в стиле "украинского барокко". Здесь была удивительная история о святом Досифее, который в миру звался Дарьей. А у меня здесь приключилась маленькая встреча с Господом Богом.

Китаево - это практически загород. Метро сюда не ходит, а вот маршрутки из центра бегают исправно - особенно интересна маршрутка №470, связующая Китаево и Лавру и проходящая мимо нескольких станций метро. Ближайшая магистраль - проспект Науки, но удобнее заехать в закоулок близ школы №122. Монастырь скрыт за многоэтажкой, тень которой занимает пол-кадра.

Дорога к монастырю, взгляд назад. Частный сектор - старое село с удивительным названием Мышеловка, известно с 1618 года как Мешаловка и включённое в состав Киева в 1923-м. Атмосфера совершенно подмосковная - наверное, предместья столиц вообще похожи:

Бывшее монастырское кладбище. На заднем плане - холм, в котором пещеры:

Вот и сам монастырь. Если пойти по этой дороге дальше - через пару километров придёшь прямиком в Пирогово.

Что за молодёжь - я не знаю, но явно не богомольцы.

Хозяйственную часть монастыря на другой стороне занимает с 1930 года Украинский НИИ Садоводства, но часть зданий явно жилые. Может, тут какие-нибудь общаги? А здание слева - вроде бывшая монастырская больница:

Пару лет назад здесь построили церковь Серафима Саровского, и такое посвящение - ой, не случайно!

Откуда в Киеве Китаево - примерно такая же загадка, как и откуда Китай-город в Москве. Одни говорят, что китайкой в Древней Руси называли шёлк или напротив один из видов дешёвой ткани, другие говорят, что Китай - это языческое славянское имя, третьи возводят к подворьям кочевников-киданей (чьё государство существовало почти одновременно с Киевской Русью - в 907-1125 годах), благодаря которым империя Хань и стала известна западу как Китай... Как бы то ни было, названее очень древнее, но лишь в 1718 году здесь возник скит Киево-Печерской Лавры. Точнее, "пустынь" - то есть место, где селились лаврские "старцы" (ну, это как тот монах из "Братьев Карамазовых"). А так как к старцам всегда тянулись люди, и Лавра была известна на весь православный мир - монастырь разросся и отстроился уже в 18 веке.

И ансамбль его почти не изменился - кроме 45-метровой колокольни 1830-х годов, разобранной при Советах:

Зимняя церковь Двенадцати Апостолов (1830-е годы) - в монастыре собраны частицы мощей всех их, кроме Иоанна Богослова, который, как известно, ушёл на тот свет, не оставив Земле тела. Также здесь покоится Феофил Киевский - один из старцев, местный Диоген.

Жилой корпус (1898). Как же красиво в ноябре, если Солнце....

Троицкий собор (1763-67) - один из последних образцов "украинского барокко", творение Степана Ковнира, другую постройку которого я уже показывал . И гуляя вокруг собора, расскажу историю, которая собственно и прославила Китаево на всю тогдашнюю страну - про святого Досифея.

В 1721 году в доме рязанских дворян Тяпкиных родилась дочка Дарья, которую заботливые родители почти сразу сплавили бабушке - ох, как знакомо! Бабушка же была не простая - на старости лет она постриглась в монахини, да не куда-нибудь, а в Вознесенский монастырь Московского кремля (впоследствии снесённый при Советах).В 9 лет девочку забрали обратно домой, но быстро заметили, что она какая-то странная: одевается во что попало, спит не на кровати, а на доске, питается хлебом и водой, не ходит на балы, ой что ж скажет княгиня Марья Алексвна.... В 16 лет Дарью решили выдать замуж, и она просто сбежала из дома.

Однако время тогда было другое, и это сейчас девочки-автостопщицы никого не удивляют. Для конспирации Дарья раздобыла мужскую одежду, остригла волосы и стала прикидываться беглым крестьянским сыном Досифеем. Сначала напросилась послушницей в Троице-Сергиев монастырь (тогда ещё даже не лавру!), однако вскоре туда наведались её родители, подозревавшие, что искать беглянку надо здесь - и Досифей недолго думая удрал в Киев.

Сочиняя себе легенду, Дарья не знала российских законов, по которым беглый крестьянин мог принять монашество лишь с разрешения Синода или императора, поэтому Досифей был обречён оставаться послушником. В Киево-Печерской Лавре его не приняли, и тогда он поселился в Китаеве, по благословению настоятеля выкопал себе келью на холме и стал там молиться, питаясь хлебом и водой и никогда, даже в самый мороз, не обогревая своё жилище огнём.

В общем, вскоре подвижник Досифей стал известнее и чтимее всех китаевских старцев. Настолько, что в 1744 году, объезжая малоросские владения, его посетила императрица Елизавета Петровна и дала разрешение на монашество. Хотя в жизни Досифея ничего принципиально не поменялось - он уже был старцем де-факто. В 1776 году к ниму пришёл подросток Прохор Мошнин - будущий Серафим Саровский, которого Досифей благословил идти в Саровскую пустынь. Через несколько месяцев старец умер

По легенде, он завещал похоронить своё тело, не касаясь его, а опознала Дарью Тяпкину сестра по портрету на надгробии. Мне в это, честно говоря, не очень-то верится - ведь не виделись они 40 лет. Думаю, всё-таки тайна вскрылась каким-нибудь более прозаичным образом, причём весьма вероятно - ещё до её смерти. А канонизирована Досифея Киевская была лишь в 1993 году.

Побродил по монастырю, наслаждаясь прозрачным осенним воздухом. Киев всё-таки большой, шумный и загазованный, а здесь тишь да гладь. Поговорил у могилок с тёткой - сначала думал, что речь о политике, потом понял, что это просто тихая кликуша.

А потом увидел вот эту табличку. Дело Досифея продолжилось после его смерти - его келья разрослась до пещер, подобных лаврским:

Монастырь стоит на каскаде прудов, за которыми начинается Голосеевский лес - это киевский аналог московского Лосиного острова, национальный парк в черте города. В его глубине есть ещё один крупный монастырь Голосеевская пустынь (чтимый, но все постройки новодельные), разные НИИ и больницы... но это тема для отдельного поста, материал к которому ещё не собран. А на пруду гуляют люди из вон тех домов:

К пещерам ведёт лесенка:

Вход в пещеры прост и неприметен. Тем не менее, люди сюда идут, примерно за полчаса набирается группка, которую водит молодой монах. Освещения в пещерах нет, поэтому каждый зажигает свечу. Я пришёл чуть позже, расчехлил фотоаппарат, и мальчик с кадра выше сразу сказал, что фотографировать там нельзя! Монах явно нехотя его поддержал, и мы стали спускаться.

Тёмные коридоры, известковые стены, иконы и свечи, "нарисованные" паломниками сажные кресты на потолке... Пещеры довольно разветвлённые и запутанные. Периодически монах и другие посетители останавливались в очередной келье, он рассказывал историю очередного старца, и все молились. Я тайно и сладострастно придавался греху запретной фотосъёмки. Самый долгий молебен был в самой дальней келье Досифеи. Затем они ушли, а я подумал - дай-ка сниму пару кадров со вспышкой да нагоню. Снял. Пошёл следом, и тут у меня погасла свеча!

Честно говоря, я испугался, оказавшись один в темноте подземелья. Разумом я конечно понимал, что ничего страшного и максимум через полчаса монах приведёт других людей - но страх перед непроницаемым мраком и давящими сводами иррационален. С минуту я метался по коридорам, искал какой-нибудь проход, но проходы словно позакрывались. Пытался высвечивать себе дорогу вспышками фотоаппарата - но безрезультатно, однако кадры с этих вспышек всё же сохранил. Вот например подземная келья, в такой старец мог жить годами:

Наконец, я взял себя в руки, и вынул из кармана мобильник. Его экран светил немногим слабее свечи, и через несколько минут я выбрался. Монах к тому времени проводил инструктаж следующей группе - и тут снизу выскочил я и принялся рассказывать то, что произошло. Монах покивал, и сказал просто: "Бог простит!", но я приходил в себя ещё минут 15. Это был последний день , предыдущее едва не кончилось бедой из-за невовремя сделанного кадра, и почему-то этот эпизод мне очень сильно вправил мозги. Это Бог задул мою свечу и сказал: "Смотри на мир глазами, а не объективом, дурень, иначе - заблудишься окончательно!".

Конечно, сейчас я понимаю, что в общем-то не произошло ничего особенного. Но этот эпизод был очень важен лично для меня , став ответом на давно одолевавшие вопросы и сомнения.

>> монастырь китаевская пустынь

Свято-Троицкий монастырь Китаевская пустынь в Киеве часто называют украинским Афоном. Существует несколько версий происхождения названия Китаево. Одни историки связывают его с древнерусскими укреплениями, когда-то расположенными на этом месте, поскольку само слово "китай" переводится с тюркского языка, как укрепление, крепость. Удивительной красоты природа, лесистые холмы над Днепром, которые с юго-востока омываются озерами – это место очень схоже со святой афонской землей. Один из упомянутых холмов называется Китай-гора. Есть документальные свидетельства, что возникла она еще в добатыевские времена, когда здесь были сооружены укрепления, окруженные с одной стороны водой, а с другой – валом. В 5 веке на выступающих площадках это горы возникли пять городов, которые впоследствии объединились в один – Пересичен. Однако, существует и другая версия происхождения названия "Китай". Бытует такое Лаврское предание, что основателем Китаевской обители является Андрей Боголюбский, которого в народе прозвали Китаем.

Достоверно известно, что первые поселенцы, монахи из Киево-Печерской Лавры, появились на территории Китай-горы в 16-17 веках. В самой горе был основан пещерный монастырь, уже имевшиеся пещеры были расширены и благоустроены. Китаевская пустынь на тот момент административно подчинялась Киево-Печерской Лавре. На месте, где сейчас расположены постройки монастыря, в то время возвели наземный лаврский скит. Были облагорожены кельи, а в 1716 году под руководством киевского военного губернатора князя Голицына здесь возвели церковь Преподобного Сергия Радонежского. В связи с тем, что здание было построено из дерева, в скором времени оно обветшало и, в 1767 году на его месте возвели новый каменный Свято-Троицкий храм с боковыми приделами Преподобного Сергия Радонежского и Святого Дмитрия Ростовского. За всю историю своего существования храм несколько раз подвергался перестройкам. Современная церковь представляет собой пятиглавый храм, выполненный в стиле украинского барокко.

В 18 веке в Китаевской пустыни поселилась Преподобная Досифея. В 15 лет сбежав из дому, она под видом мужчины-инока жила и трудилась в Троице-Сергиевой Лавре. Не желая быть узнанной родственниками, она переселилась в Китаевскую пустынь, выкопав там для себя пещеру. Когда в 1744 году к ней приехала императрица Елизавета Петровна, блаженная была пострижена в рясофор с именем Досифей (тайну о том, что она была женщиной, так никто и не знал). Только после смерти подвижницы, а похоронили ее на территории Китаевской пустыни, сестра, увидев потрет, сразу же признала беглянку.

Теплый храм во имя Двенадцати Апостолов и каменная четырехъярусная колокольня, к сожалению не дошедшая до наших дней, появились на территории обители в 1835 году. Вплоть до 1870 года Китевская пустынь была местом, где хоронили умерших монахов Киево-Печерской Лавры. Сам монастырь славился подвижниками, которые в нем проживали. В средине 19 века в Китаевской пустыни жил Преподобный Феофил, наделенный даром прозорливости и чудотворений. Из Киево-Печерской Лавры сюда был переведен юродивый киевский подвижник - рясофорный монах Паисий. На территории обители погребен еще один подвижник благочестия юродивый Иоанн Босый. В 1904 году в монастыре появляется еще один храм – Преподобного Серафима Саровского, который был пристроен к зданию Лаврской богадельни. Монастырское хозяйство было довольно процветающим. Иноки обрабатывали огороды, имели рыбные угодья, фруктовые сады, занимались виноградарством и пчеловодством, обеспечивая медом и себя, и другие монастыри. Благодаря собственному труду монахи могли прокормить старцев богадельни и богомольцев, останавливавшихся в гостинице обители. Излишки продуктов продались, а на вырученные деньги производился ремонт монастырских помещений. У иноков существовала традиция – в день святой Троицы в монастыре проходили ярмарки, поучаствовать в которых съезжалось огромное число народу.

В советские времена, в частности в 30-е годы 20 века, Свято-Троицкий монастырь Китаевская пустынь был закрыт, а возрождение обители началось только в 1990 году, когда в Свято-Троицком храме был открыт приход. В течение трех лет, с 1990 по 1993, сотрудники научного отдела Киев-Подземный при Музее Истории г. Киева и монахи пустыни вели работы по расчищению иноческих пещер на Китай-горе. На сегодняшний день в одной из пещер, которая еще во второй половине 19 века была обложена кирпичом с целью обустройства церкви, освящен подземный храм в честь Преподобной Досифеи Киево-Китайской. В конце 90-х годов 20 века на территории монастыря была построена новая деревянная трехъярусная колокольня.

Современный Свято-Троицкий монастырь Китаевская пустынь представляет собой целый комплекс монастырских строений и угодий. Главным храмом остается Свято-Троицкая церковь, кроме того здесь функционирует церковь Святых Двенадцати Апостолов, к которой примыкают жилые братские корпуса, есть хозяйственные постройки и трапезная.

03083, Киев, ул. Китаевская, 15, (044) 527‑97‑79, факс 527‑97‑85

Проезд от метро «Демеевская» - авт. 52 до ост. «Школа»; авт. 20 до ост. «Ул. Китаевская»;

от метро «Выдубичи» - авт. 43, 265 до ост. «Проспект Науки»;

эл/поездом Трипольского направления до ост. платф. «Проспект Науки».

Престольный праздник — День Святой Троицы.

Монастырские храмы: Собор Святой Троицы; в память Собора Двенадцати Апостолов (30 июня/13 июля); в честь прп. Серафима Саровского (пам. 2/15 января и 19 июля/1 августа); пещерный храм в честь Собора Пресвятой Богородицы (26 декабря/8 января).

Святыни. Мощи прп. Феофила, Христа ради юродивого - в храме 12 Апостолов.

Мощи прп. Досифеи - под спудом, у северной стены Свято-Троицкого храма.

Ковчежец с частицами мощей многих святых.

Иконы с частицами мощей прп. Серафима Саровского, мч. Трифона, блгв. кн. Даниила Московского.

Чтимая Ватопедская икона Божией Матери «Закланная».

Настоятель — архим. Прохор (Костюченко).

Богослужение ежедневное.

Вечернее: 16.00, по окончании - Крестный ход с Ватопедской иконой Богородицы.

Полунощница: 6.00 (во время Великого поста - 5.00). По окончании - Литургия.

Акафист перед Литургией: среда - прп. Досифее или прп. Феофилу попеременно, четверг - свт. Николаю, суббота - Богородице, в пещерном храме.

Акафист после Литургии: воскресенье - прп. Серафиму Саровскому. Молебен о недужных: суббота, 9.00 (в храме Двенадцати Апостолов).

История.

По лаврскому преданию, основателем обители считается св. блгв. кн. Андрей Боголюбский (†1174, пам. 4/17 июля), получившего прозвание Китай. Другое толкование названия связано с находившимся здесь древнерусским укрепленным городищем - южным форпостом Киева (тюркское слово «китай» означает укрепление, крепость). К XVI–XVII вв. здесь был небольшой лаврский скит с пещерами.

В 1716 г. киевский военный губернатор кн. Д. М. Голицын построил деревянную церковь прп. Сергия Радонежского и братские келлии при ней. В 1767 г. на месте обветшавшей была устроена нынешняя каменная Свято-Троицкая церковь с приделами прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского. В 1835 г. построен теплый храм во имя Собора Двенадцати Апостолов при братской трапезе и каменная колокольня. В 1904 г. выстроен храм прп. Серафима Саровского. До 1870‑х гг. Китаевская пустынь служила местом погребения почивших иноков Лавры. В XVIII в. здесь подвизалась прп. Досифея (†1776; пам. 25 сентября/8 октября), скрывшаяся в обители под видом беглого крепостного Досифея. Примером ей послужили прп. Мария (пам. 12/25 февраля) и прп. Евфросиния Александрийская (пам. 15/28 февраля и 25 сентября/8 октября - в тот же день, что и у прп. Досифеи), спасавшиеся в мужских монастырях под мужскими именами Марин и Измарагд. В XIX в. здесь подвизались Христа ради юродивые иеросхимонах прп. Феофил (†1853; пам. 14/27 июля и 28 октября/10 ноября) и лаврский рясофорный монах прп. Паисий (†1893; пам. 17/30 апреля).

В 1930‑е гг. монастырь закрыли, колокольню - разрушили.

В 1990 г. здесь открылся Свято-Троицкий приход (действовал до 2009 г.), а в 1993 г. - скит Лавры. В 1996 г. обитель стала самостоятельной.