Преп иосиф волоцкий время жизни. Преподобный иосиф волоцкий (†1515)

(1515-09-09 ) (74 года)
Почитается:

в Православной церкви

В лике:

преподобных

День памяти:

Ио́сиф Во́лоцкий (в миру - Ива́н (Иоа́нн ) Са́нин ; 14 ноября ( (?)) - 9 сентября ) - святой Русской Церкви , почитается в лике преподобных , память совершается 9 (22) сентября и 18 (31) октября .

Жизнеописание

В книге «Просветитель» и ряде посланий Иосиф Волоцкий, дискутируя с другим подвижником, духовным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским , доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами .

Требования казней еретиков и обогащения церкви встретили сильное противодействие среди ряда светских и духовных лиц. Монах и церковный писатель Вассиан Косой (князь Василий Патрикеев) в «Слове ответном» и «Слове о еретиках» критиковал иосифлян с позиции милосердия и нестяжательства, апеллируя к заповедям евангельской любви и бедности, а самого Иосифа именовал «учителем беззакония», «законопреступником» и «антихристом» . Заволжские старцы , отвергавшие монастырское землевладение и отличавшиеся от ортодоксального монашества образованностью и гуманизмом, на соборе 1503 года сделали заявление о том, что церкви неприлично владеть землями, а в «Ответе кирилловских старцев» возражали Иосифу Волоцкому относительно предания еретиков смерти: «нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших свое заблуждение еретиков Божья церковь принимает в распростертые объятия» . При этом они ссылались на заповедь «Не судите, да не судимы будете» и на рассказы о прощении Иисусом грешников.

Память

Православная гимнография

Сочинение Иосифа Волоцкого

Яко постников удобрение и отцев красоту,
милости подателя,
рассуждения светильника,
вси вернии, сошедшеся, восхвалим
кротости учителя
и ересей посрамителя,
премудраго Иосифа, Российскую звезду,

молящася Господу помиловатися душам нашим.

См. также

Примечания

Ссылки

храмы произведения Иосифа Волоцкого
  • Иосиф Волоцкий. ПОСЛАНИЕ ИКОНОПИСЦУ И ТРИ «СЛОВА» О ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ ИКОН.
ссылки на работы о Иосифе Волоцком
  • Иосиф Волоцкий // Православная энциклопедия
  • Иосиф Волоцкий (Волоколамский), преподобный на сайте Русское Православие
  • О взаимоотношениях между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким
  • Об Иосифе Волоцком и Ниле Сорском рассказывает свящ. Сергий Барицкий

Научная литература

  • Алексеев А. И. К ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИИ «КНИГИ НА ЕРЕТИКОВ» ИОСИФА ВОЛОЦКОГО //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2008. № 2 (32). С. 60-71.
  • Алексеев А. И. О «Просветителе» и посланиях преподобного Иосифа Волоцкого //Вестник церковной истории . 2008. № 2(10). С. 121-220.
  • Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский / Сост. иеромонах Герман (Чекунов). М.: Русский издательский центр, Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь, 2011. 320 с., ил., 6000 экз., ISBN 978-5-424-90003-7

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 14 ноября
  • Родившиеся в 1440 году
  • Умершие 9 сентября
  • Умершие в 1515 году
  • Святые по алфавиту
  • Русские православные святые
  • Христианские святые XVI века
  • Игумены Русской православной церкви
  • Писатели по алфавиту
  • Писатели России по алфавиту
  • Писатели России XVI века
  • Русские писатели по алфавиту
  • Русские писатели XVI века
  • Публицисты России
  • Преподобные Русской Церкви
  • Канонизированные в XVI веке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иосиф Волоцкий" в других словарях:

    - (в миру Иван Санин) (1439/40 1515), основатель и игумен Иосифо Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Укреплял авторитет великокняжеской власти, отстаивал незыблемость православных догматов, активную роль церкви во всех сферах жизни … Русская история

    Иосиф Волоцкий - (в миру Иван Санин) (ум. 1515 г.) – игумен основанного им Волоколамского монастыря, церковный деятель и публицист. Основные факты его биографии сообщаются в Житии Иосифа Волоцкого нескольких редакций, написанных через много лет после смерти И. В … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    - (Иван Санин) (1439/40 1515), основатель и игумен Иосифо Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско московской ересью и нестяжателями. Автор Просветителя (не ранее 1502), многих посланий и др … Современная энциклопедия

    - (Иван Санин) (1439/40 1515) основатель и игумен Иосифо Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско московской ересью и нестяжателями. Автор Просветителя, многих посланий и др. Канонизирован Русской… … Большой Энциклопедический словарь

    Иосиф Волоцкий - (Иван Санин) (1439/40 1515), основатель и игумен Иосифо Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско московской ересью и нестяжателями. Автор “Просветителя” (не ранее 1502), многих посланий и др. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (в миру – Санин И в а н) (1439–1515) – рус. богослов схоласт, церк. писатель публицист, глава контрреформации в России конца 15 – нач. 16 вв. Осн. произведением И. В. является Просветитель, или Окончание ереси жидовствующих (4 изд., 1903),… … Философская энциклопедия

Обре́тение мощей

Краткое житие

Пре-по-доб-ный Иосиф Во-лоц-кий (в ми-ру Иоанн Са-нин) ро-дил-ся в се-мье вот-чин-ни-ка, вла-дель-ца се-ла Яз-ви-ще Во-ло-ко-лам-ско-го кня-же-ства. Точ-ная да-та рож-де-ния пре-по-доб-но-го не уста-нов-ле-на, но боль-шин-ство ис-точ-ни-ков ука-зы-ва-ет 1439-1440 го-ды. Пра-дед Иоси-фа - Са-ня (ос-но-ва-тель фа-ми-лии) был ро-дом из Лит-вы. О ро-ди-те-лях пре-по-доб-но-го Иоси-фа Иоанне и Ма-рии из-ве-стий по-чти не со-хра-ни-лось, за ис-клю-че-ни-ем све-де-ний о том, что они умер-ли в мо-на-ше-стве. Кро-ме пре-по-доб-но-го Иоси-фа, у них бы-ло еще три сы-на: Вас-си-ан, Ака-кий и Еле-азар. Вас-си-ан и Ака-кий при-ня-ли мо-на-ше-ский по-стриг. Впо-след-ствии Вас-си-ан стал ар-хи-епи-ско-пом Ро-стов-ским.

В воз-расте се-ми лет от-рок Иоанн был от-дан в обу-че-ние стар-цу Во-ло-ко-лам-ско-го Кре-сто-воз-дви-жен-ско-го мо-на-сты-ря Ар-се-нию. За два го-да он изу-чил Свя-щен-ное Пи-са-ние и стал чте-цом в мо-на-стыр-ской церк-ви. В два-дцать лет Иоанн по-се-тил Твер-ской Сав-вин мо-на-стырь, где по-зна-ко-мил-ся с ду-хов-ным на-став-ни-ком Вар-со-но-фи-ем, и «муд-ре по-сле-дуя со-ве-ту и бла-го-сло-ве-нию про-зор-ли-ва-го и свя-та-го стар-ца Вар-со-но-фия, при-шел еси в оби-тель пре-по-доб-на-го Па-ф-ну-тия и то-го умо-лил еси при-я-ти тя в по-слу-ша-ние» (кондак 4).

В Бо-ров-ском мо-на-сты-ре пре-по-доб-ный Па-ф-ну-тий по-стриг юно-шу в ино-че-ство с име-нем Иосиф. Во-сем-на-дцать лет про-вел пре-по-доб-ный Иосиф под ру-ко-вод-ством свя-то-го по-движ-ни-ка. По пре-став-ле-нии сво-е-го учи-те-ля он был на-зна-чен игу-ме-ном Бо-ров-ско-го мо-на-сты-ря, ко-то-рым управ-лял око-ло двух лет. В этой оби-те-ли он ввел об-ще-жи-тель-ный устав, что вы-зва-ло недо-воль-ство неко-то-рых ино-ков. Пре-по-доб-ный Иосиф вы-нуж-ден был по-ки-нуть оби-тель и от-пра-вил-ся в па-лом-ни-че-ство по рус-ским свя-ты-ням. Так он ока-зал-ся в Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ском мо-на-сты-ре. Здесь он еще бо-лее укре-пил-ся в же-ла-нии со-здать но-вое мо-на-ше-ское об-ще-жи-тие. Из Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ско-го мо-на-сты-ря он уда-лил-ся в Во-ло-ко-лам-ские пре-де-лы, где в 1479 го-ду при сли-я-нии рек Стру-ги и Сест-ры в ле-су ос-но-вал оби-тель Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. В сво-ем мо-на-сты-ре пре-по-доб-ный Иосиф ввел са-мое стро-гое об-ще-жи-тие и со-ста-вил для него соб-ствен-ный устав, зна-чи-тель-ная часть ко-то-ро-го взя-та из Уста-ва преп. Ни-ла Сор-ско-го . Пре-по-доб-ный Иосиф вос-пи-тал це-лую шко-лу ино-ков-по-движ-ни-ков. Мно-гие по-стри-же-ни-ки Иоси-фо-Во-ло-ко-лам-ско-го мо-на-сты-ря бы-ли ар-хи-пас-ты-ря-ми и за-ни-ма-ли важ-ней-шие ка-фед-ры Рус-ской Церк-ви: мит-ро-по-ли-ты Мос-ков-ские и всея Ру-си Да-ни-ил († 1539) и свя-той Ма-ка-рий († 1563), ар-хи-епи-скоп Вас-си-ан Ро-стов-ский († 1515), епи-ско-пы Си-ме-он Суз-даль-ский († 1515), До-си-фей Кру-тиц-кий († 1544), Сав-ва Кру-тиц-кий, по про-зва-нию Чер-ный, Ака-кий Твер-ской, Вас-си-ан Ко-ло-мен-ский, свя-ти-те-ли ка-зан-ские Гу-рий († 1563) и Гер-ман († 1567), свя-ти-тель Вар-со-но-фий, епи-скоп Твер-ской († 1576).

На цер-ков-ных Со-бо-рах 1490 и 1504 го-дов пре-по-доб-ный Иосиф вы-сту-пил с об-ли-че-ни-ем ере-си жи-дов-ству-ю-щих, воз-ник-шей в Нов-го-ро-де. Он ре-ши-тель-но до-би-вал-ся осуж-де-ния упор-ству-ю-щих от-ступ-ни-ков. Кро-ме ос-нов-но-го его со-чи-не-ния «Про-све-ти-тель», на-прав-лен-но-го про-тив этой ере-си, пе-ру свя-то-го при-над-ле-жат так-же 24 по-сла-ния к раз-лич-ным ли-цам, крат-кая и про-стран-ная ре-дак-ции мо-на-стыр-ско-го Уста-ва.

Пре-по-доб-ный Иосиф пре-ста-вил-ся 9 сен-тяб-ря 1515 го-да и был по-гре-бен близ ал-та-ря Успен-ско-го хра-ма сво-ей оби-те-ли. Со-бо-ром 1578 го-да пре-по-доб-ный Иосиф был при-чис-лен Цер-ко-вью к мест-но-чти-мым свя-тым, а в 1591 го-ду - к об-ще-рус-ским.

Полное житие преподобного Иосифа Волоцкого

Тропарь преподобного Иосифа
глас 5

Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/
милости подателя,/ разсуждения светильника,/
вси вернии, сошедшеся, восхвалим/
кротости учителя/ и ересей посрамителя,/
премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/
молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа
глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский,/
и страстная взыграния в ничтоже вменив,/
пустынный гражданин показался еси,/
многих быв наставник, Иосифе преподобне,/
монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,//
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Иосифу Волоцкому

О преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем?
Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) - игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель «иосифлянства», обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником - Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.

Иосифляне - последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV - середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.

Иван Санин, будущий преподобный Иосиф Волоцкий, происходил из дворянской семьи, находившейся на службе удельного князя Бориса Волоцкого. Отец его владел селом Язвище в Волоцком княжестве. 7-летним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Отличаясь редкими способностями и чрезвычайным прилежанием к молитве и церковной службе, даровитый отрок за один год изучил Псалтирь, а в следующем году — все Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались его необычайной памяти. Часто, не имея в келии ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу.

Еще не будучи иноком, Иоанн проводил иноческую жизнь. Благодаря чтению и изучению Священного Писания и творений святых отцов, он постоянно пребывал в Богомыслии.

В 20 лет в Боровском монастыре, обители Пафнутия Боровского, Иоанн принял монашеский постриг с именем Иосиф. Монашеский постриг приняли и три его родных брата и два племянника, а двое из них впоследствии стали епископами. Под руководством Пафнутия Боровского он прожил 18 лет. В обитель пришёл и престарелый отец Санина, который жил с ним в одной келье и за которым Иосиф ухаживал 15 лет.

В 1477 году, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители в течение двух лет был Иосиф Волоцкий. Он пытался ввести строгий общежительный устав, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей, но встретив сильный отпор со стороны иноков, в 1479 году оставил монастырь и два года странствовал в сопровождении Герасима Чёрного. Недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, Иосиф вернулся в свою обитель. Братия встретила его настороженно и просила у великого князя московского Ивана III другого игумена, но тот отказал. Встретив прежнее упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав, Иосиф основал общежительский монастырь Успения Богородицы на Волоке Ламском, в 113 верстах от Москвы. Позднее эта обитель стала широко известна по имени своего основателя, как Иосифо-Волоцкий монастырь .

Главное внимание преподобный Иосиф уделял внутреннему устроению жизни иноков. Он ввел самое строгое общежитие по составленному им «Уставу», которому были подчинены все служения и послушания иноков, и управлялась вся их жизнь. Основой Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии все было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Никто из иноков без благословения настоятеля ничего не мог принести в келлию, даже книг и икон. Часть трапезы иноки по общему согласию оставляли бедным. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь братии. Молитва Иисусова не сходила с их уст. Праздность рассматривалась аввой Иосифом как главное орудие диавольского прельщения. Сам преподобный Иосиф неизменно возлагал на себя самые тяжкие послушания. Много занимались в обители перепиской Богослужебных и святоотеческих книг, так что вскоре волоколамское книжное собрание стало одним из лучших среди русских монастырских библиотек.

Деятельность и влияние преподобного Иосифа не ограничивались монастырем. Многие из мирян шли к нему получить совет. Чистым духовным разумом проникал он в глубокие тайники души вопрошавших и прозорливо открывал им волю Божию. Все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям, ему открывали свои души на исповеди, просили письменного руководства для исполнения его наставлений.

Простой народ находил в монастыре преподобного средства к поддержанию своего существования в случае крайней нужды. Число питающихся на монастырские средства иногда доходило до 700 человек.

Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. На рубеже XV–XVI вв. Иосиф Волоцкий принимал активное участие в религиозно-политической борьбе. Он возглавил теоретическую и практическую борьбу с ересью «жидовствующих» , пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни.

Ересь жидовствующих - православно-церковное идейное течение, охватившее часть русского общества в конце XV века, в основном Новгорода и Москвы. Основателем считается иудейский проповедник Схария (Захария) , прибывший в Новгород в 1470 году со свитой Литовского князя Михаила Олельковича. «Жидовствующими» называли «субботников», соблюдавших все ветхозаветные предписания и ожидавших пришествия Мессии. Этнически субботники были русскими. Сами еретики не признавали себя таковыми. Среди них были и высокопоставленные бояре. Обольщенный жидовствующими, великий князь Иоанн III пригласил их в Москву, сделал двух виднейших еретиков протопопами — одного в Успенском, другого — в Архангельском соборах Кремля. Все приближенные князя, начиная с возглавлявшего правительство дьяка Фёдора Курицына (дьяк Посольского приказа и фактический руководитель внешнеполитической деятельности Руси при государе Иване III ), брат которого стал вождем еретиков, были совращены в ересь. Приняла иудейство и невестка великого князя Елена Волошанка. Наконец, на кафедру великих московских святителей Петра, Алексия и Ионы был поставлен митрополит-еретик Зосима .

Еретики отрицали важнейшие догматы православного вероучения - Святую Троицу, богочеловеческую природу Иисуса Христа и его роль Спасителя, идею посмертного воскрешения и т.д. Они подвергли критике и осмеянию тексты Библии и святоотеческую литературу. Кроме того, еретики отказывались признавать многие традиционные принципы православной Церкви, в том числе институт монашества и иконопочитание.

Основные принципы борьбы с еретичеством Иосиф Волоцкий изложил в главном сочинении своей жизни, известном под названием «Просветитель» . Это глубокий и основательный богословский трактат, в котором объяснены и заново аргументированы все важнейшие догматические и богослужебные традиции Православной Церкви. По сути дела, в нем было собрано все то главное, что необходимо было знать христианину. Причем яркий, страстный и образный стиль всего сочинения не только привлекал читателя, но и помогал ему в возможных религиозных диспутах о сущности веры. Недаром«Просветитель» был одной из самых популярных книг в XV–XVII вв. (известно более 100 списков).

Преподобный Иосиф выступал за самое жестокое обращение с еретиками. Даже покаявшихся еретиков он подозревал в обмане и считал их недостойными снисхождение. Единственный исход для таких - заточение в темницу. Еще более жестоко он призывал обращаться с упорствующими еретиками, которых называл «отступниками» - эти заслуживают лишь смерти. В 1504 году по инициативе Иосифа Волоцкого состоялся церковный собор , который приговорил к сожжению в срубе четырех еретиков, в том числе Ивана Волка Курицына (дьяк и дипломат на службе царя Ивана III), брата Фёдора Курицына.

Распространение еретичества Иосиф Волоцкий рассматривал не просто как отступничество от христианства, но и как огромную беду, опасность для самой Руси - они могли погубить уже сложившееся духовное единство Руси.

В 1507 году Иосиф Волоцкий вступил в конфликт с князем Федором Борисовичем Волоцким, на землях которого располагался монастырь. Приверженец строгого личного аскетизма, преподобный Иосиф решительно выступал за право владения монастырями земельной собственностью. Ведь только обладая собственностью и не заботясь о хлебе насущном, монашество будет увеличиваться и, следовательно, заниматься своим главным делом - нести в народ Слово Божие. Более того, лишь богатая Церковь, по убеждению преподобного Иосифа, способна приобрести в обществе максимум влияния. А князь Федор Волоцкий посягнул на монастырское имущество. После этого Иосиф заявил о переходе монастыря под власть великого князя Василия III Ивановича. В 1508 году новгородский архиепископ Серапион, которому монастырь подчинялся в церковном отношении, поддержал волоцкого князя и отлучил Иосифа от Церкви. Но за него вступился митрополит Симон, лишивший сана новгородского владыку.

В начале 1510-х гг. разгорелась полемика между Иосифом Волоцким и «нестяжателем» Вассианом Патрикеевым. Причиной полемики стали многообразные вопросы церковной жизни: отношение к еретикам, отношение к Ветхому Завету, вопросы церковного землевладения и др. Спор был решен государем, - Василий III занял сторону Вассиана и запретил Иосифу письменную полемику с ним.

Иосиф Волоцкий скончался 9 сентября 1515 г. и похоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Канонизирован в 1591 г. Дни памяти - 9 (22) сентября, 18 (31) октября .

Тропарь, глас 5
Яко постников удобрение и отцев красоту, милости подателя, разсуждения светильника, вси вернии, сошедшеся, восхвалим кротости учителя и ересей посрамителя, премудраго Иосифа, российскую звезду, молящася Господу помиловатися душам нашим.

Кондак, глас 8
Жития треволнения, и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, пустынный гражданин показался еси, многих быв наставник, Иосифе преподобне, монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Документальный фильм «Преподобный Иосиф Волоцкий»

Документальный фильм «ОБИТЕЛЬ СВЯТОГО ИОСИФА» (2013)

(1439–1515)

Биография

На пути к подвигам

До своего обращения в монашество преподобный Иосиф Волоцкий был известен в миру под именем Иоанн Санин.

Родился он 31 октября 1439 года, в селе Язвище, близ Волока Ламского (ныне - город Волоколамск). Его отец, будучи потомственным вотчинником, владел этим селом.

В своё время прадед Иоанна, Александр Саня, пришёл на Русь из Литвы (вероятно, в числе приближённых литовского князя Свидригайло, но возможно, что несколько раньше). Вотчиной он был пожалован от Московского князя за верную службу.

Дед Иоанна, Григорий, был человеком глубокой веры и закончил земную жизнь иноком, собственно, как и супруга.

Отец и мать Иоанна, Иоанн и Марина, тоже выбрали для себя христианский спасительный путь.

О достоверных подробностях детства и отрочества святого Иосифа Волоцкого известно немного. Сообщается, что в младенчестве он был крещен и назван Иоанном, в честь прославленного Божьего угодника Иоанна Милостивого.

Когда будущий преподобный достиг семилетнего возраста, его отдали для обучения и духовного воспитания в Волоколамскую обитель, к благочестивому старцу Арсению Леженке. Известно, что уже в этом возрасте Иоанн проявил интерес способности к книжным наукам и послушанию. Согласно преданию, к 9 годам он стал вполне подготовленным чтецом.

Предполагается, что в детские годы Иван сдружился с будущим окольничьим великого князя, Борисом Кутузовым.

Монашеский подвиг

Ещё в молодости Иоанн принял решение подчинить свою жизнь служению Богу, а в двадцатилетнем возрасте, хорошенько обдумав свой выбор, принял монашеский постриг.

Сообщается, что первоначально он поступил в Тверскую Саввину обитель. Однако, найдя несоответствие тамошней дисциплины собственным аскетическим ожиданиям, встретив там грубое сквернословие, он не захотел потакать местным порядкам и с благословения старца Варсонофия Неумоя перебрался в Боровскую обитель.

Здесь его постригли в монашество и дали новое имя, Иосиф, в честь известного подвижника Иосифа Прекрасного. В этой обители, под руководством преподобного Пафнутия, он приобрёл основы духовного опыта. Исполняя монастырское послушание, Иосиф безропотно и смиренно трудился в поварне, пекарне, лечебнице, певчим в храме.

После того как Иоанн (Иосиф) оставил мирские соблазны и земную суету, его кровный отец занемог. Болезнь так сковала силы, что он не мог самостоятельно развернуться на ложе. Ощущая к родителю искреннюю сыновнюю любовь, Иосиф испросил у преподобного Пафнутия благословение взять того под личную опеку, поселить его в своей келье.

Старец Пафнутий внял просьбе Иосифа, принял несчастного в монастырь и постриг в иночество. Иосиф ухаживал за отцом в продолжении пятнадцати лет, вплоть до его преставления.

Мать Иосифа, заручившись сыновней поддержкой, приняла иночество во Власиевском монастыре Волока Ламского.

Братья Иосифа, Вассиан и Акакий, и его племянники, Досифей и Вассиан, приняли постриг в Пафнутиевой Боровской обители.

Служение в роли игумена

Перед отшествием к Богу преподобный Пафнутий завещал, чтобы по его смерти игуменство принял его ученик, Иосиф. Так и произошло. Это решение отвечало и воле великого князя, Иоанна III, и желанию братий. Считается, что Иосиф был возведён в иерейское достоинство святителем Геронтием.

В 1479 году из-за недопонимания, возникшего между новым игуменом и великим князем, а также ввиду недовольства братий монастыря стремлением Иосифа ввести в обиход строгий общежительный устав, тот был вынужден покинуть обитель.

Утверждается, что единодушие с игуменом выразили семь благочестивых старцев, поддержавших его желание тайно оставить монастырь.

Покидая братий, преподобный Иосиф взял с собой старца Герасима Черного. Останавливаясь в разных монастырях, мудрый игумен выдавал себя за простого послушника, ученика Герасима. В целом это выглядело правдоподобно, хотя иногда сквозь ученический образ Иосифа пробивались черты умудренного аскетическим опытом пастыря.

Несколько месяцев он провёл в Кирилло-Белозерской обители. Есть основания считать, что именно в этот период он познакомился с , с которым в дальнейшем имел продолжительный спор.

Известно, что после оставления Иосифом Боровской обители братия обратились к Иоанну III с просьбой избрать для них нового настоятеля, но тот ответил отказом, объяснив, что их игумен - Иосиф. Утверждается, что отец Иосиф на некоторое время вернулся в обитель, однако в мае 1479 года вновь удалился.

Основание монастыря

В июне того же года, в сопровождении нескольких старцев, он прибыл в город Рузу. Основать пустынь преподобный Иосиф решил в непроходимых лесах близ владений родного отца.

Волоцкий князь, Борис, идею одобрил и даже выделил в помощь святому своего ловчего, хорошо ориентировавшегося в тамошних местах. Вскоре на берегу реки Струзы, в тихом уединенном месте заложили основание храма. По некоторым свидетельствам, в этом мероприятии принимал участие князь Волоцкий Борис и его приближенные.

Осенью князь, движимый желанием оказать обители помощь, пожаловал ей во владение деревни Спировскую, Ярцевскую и Руготинскую, а спустя непродолжительное время - село Покровское. Нередко он доставлял в монастырь съестные продукты. В мае 1483 года княжеским повелением к обители отошло село Отчищево.

Супруга князя, желая внести свою лепту, пожаловала монастырю село Успенское. По смерти князя Бориса его наследник, Федор Борисович, подхватил благую традицию и продолжил поддерживать обитель.

В первое время существования монастыря братия состояла из бывших насельников Пафнутиевой обители, бывших волоцких вотчинников, простолюдинов и беглых холопов. Приблизительно к началу XVI столетия в число братий вошли бывшие приближенные князя.

В обители действовал строгий устав, отвечавший требованиям духа преподобного настоятеля. Правила внутренней жизни монахов были суровыми, и далеко не каждый пришедший готов был остаться здесь навсегда. Помимо общего монашеского делания в монастыре занимались перепиской богослужебных книг и святоотеческих произведений. Сам настоятель нередко занимался этим благим делом по ночам.

Первоначально вся управленческая власть главным образом сосредотачивалась в руках Иосифа. При этом он соучаствовал в трудах братий, не чуждаясь даже и самых тяжёлых работ. Впоследствии в обители усилилась роль старцев.

В конце земной жизни преподобный Иосиф сильно болел. Его мучили страшные головные боли, зрение ослабло, тело иссохло. Руководство обителью в этот период было передано подвижнику Даниилу (в будущем - митрополит Московский).

Чувствуя скорую кончину, он облёкся в великую схиму, непрестанно молился, регулярно причащался Святых Христовых Тайн. Когда телесные силы оставили его настолько, что он не мог уже ни стоять, ни даже сидеть на богослужении, в храме ему отвели укромное место (дабы не смущать богомольцев), где он присутствовал лёжа и куда его приносили ученики.

«Просветитель» Иосифа Волоцкого как оружие против ереси жидовствующих

Ересь жидовствующих, борцом с которой по Промыслу Божьему выпало стать преподобному Иосифу Волоцкому, представляла собой одно из наиболее разрушительных лжеучений за всю историю Руси.

Жидовствующие еретики отрицали троичность Бога по Лицам, Божественное достоинство Христа, отвергали почитание святых мощей и православных икон.

Внутренняя опасность этой духовной заразы сказывалась в том, что в отличие от многих других заблуждений она подрывала самые основы христианского вероучения. Внешне угроза выразилась в большом количестве последователей этого учения, не исключая представителей княжеской власти и духовенства.

Составленное в этой связи преподобным Иосифом сочинение « » явилось одним из наиболее ярких, своевременных и востребованных пособий, представивших хорошо обоснованные и раскрытые Православные догматы в стройном систематическом порядке, доступным богословским языком. Здесь же даны неопровержимые аргументы, изобличающие лжеучение еретиков.

Помимо названного произведения святого отца до нас дошли и другие: , Иосифа Волоцкого, .

Тропарь преподобному Иосифу Волоцкому, глас 5

Яко постников удобрение и отцев красоту, милости подателя, разсуждения светильника, вси вернии, сошедшеся, восхвалим кротости учителя и ересей посрамителя, премудраго Иосифа, российскую звезду, молящася Господу/ помиловатися душам нашим.

Кондак преподобному Иосифу Волоцкому, глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, пустынный гражданин показался еси, многих быв наставник, Иосифе преподобне, монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

22 сентября мы празднуем день памяти преподобного Иосифа Волоцкого. О строгом аскете и талантливом писателе, святом, который поддерживал сожжение заживо «жидовствующих» и много лет ухаживал в своей келье за парализованным отцом, – об одном из самых удивительных подвижников Руси рассказывает доктор церковной истории Владислав ПЕТРУШКО.

Он был современником итальянского монаха , о котором мы писали вчера, и, во многом, его историческом антиподом. Среди интеллигентов-западников повелось считать его чуть ли не русским инквизитором, в то время, как среди националистов его образ стал синонимом идеи «Спасай Россию». При этом преподобный Иосиф для нас не просто исторический персонаж, а святой, о чьей благодатной помощи сохранилось много свидетельств, в том числе наших современников.

Владислав Петрушко: Всю жизнь Иосифа Волоцкого сопровождали конфликты, и со светской властью, и с архиереями. Но и посмертная его судьба драматична. После смерти, особенно у нашей интеллигенции, в силу того, что он призывал жестоко бороться с еретиками, Иосиф тоже не пользовался популярностью. Некоторые даже сравнивали его с инквизитором, что, конечно, совершенно неоправданно.

Еще одна особенность Иосифа Волоцкого - он совершенно уникальный русский преподобный того времени. Он единственный оставил после себя столь обширное литературное наследие. Особенностью русского монашества его "золотого века" - 2-й половины XIV - 1-й половины XV в. было то, что иноки, прежде всего, искали безмолвия для общения с Богом. Они совсем не стремились к литературному творчеству. Иосиф открывает другую эпоху, его вынуждает взяться за перо сложившаяся в духовной жизни Руси нездоровая ситуация. Самое знаменитое свое произведение - «Просветитель», - где он предстает как блестящий знаток догматики, Иосиф создает в контексте полемики с еретиками «жидовствующими».

Да, убедившись в том, что еретики постоянно лгут, лжесвидетельствуют и приносят притворное покаяние, после которого снова принимаются за прежнее, Иосиф призвал к расправе над ними. Но не нужно забывать, что обстоятельства были таковы, что до гибели Руси оставался один шаг: во главе Церкви стоял митрополит-еретик Зосима, наследником Ивана III, был объявлен его внук Димитрий, за спиной которого стояла его еретичествующая мать и другие адепты секты. Что бы случилось, если бы они взяли верх, трудно представить. Кстати, кроме "инквизитора" Иосифа, призывал казнить еретиков и смиренный нестяжатель Максим Грек. Но об этом современные критики преп. Иосифа почему-то обычно забывают.

Брат Иосиф

Свою монашескую жизнь Иосиф, в миру Иоанн Санин, начал двадцатилетним юношей в Тверском Саввином монастыре, приблизительно в 1460 году. Начал с выражения непримиримой позиции. В трапезной он услышал сквернословие и покинул монастырь. Старец монастыря Варсонофий отпустил его: то ли пожалел и понял юношеский ригоризм Иосифа, то ли предвидел, что нахождение такого человека в непростой братской среде может оказаться непростым для монастыря.

Следующий этап его жизни – Покровский Боровский монастырь. Там Иоанна постригают с именем Иосиф. Преподобный Пафнутий взял Иосифа к себе в келью, «уча и наказуя иноческому жительству». Он несет послушание в пекарне и переписывает монастырские книги, что дает ему отличное образование, благодаря которому он потом сможет написать своего знаменитого «Просветителя». Иосиф берет к себе больного отца, который тоже принял монашество, к себе. 15 лет он ухаживал за отцом в своей келье. Житие сообщает интересную подробность. Иосиф с такой любовью ухаживал за отцом, что все больные, находящиеся на попечении монахов монастыря, просили именно Иосифа ухаживать за ними.

Согласно завещанию Пафнутия Боровского, по настоянию великого князя Ивана III, и «по умолению братии» игуменом монастыря после преставления преподобного Пафнутия стал Иосиф. Не знала тогда братия, что не сможет понести такого игумена.

В поисках идеала

С самого начала своего управления монастырем, преподобный Иосиф попытался ввести в нем строгий общежительный устав. Но, начавшиеся разногласия с братией, заставили его прежде чем насаждать новые порядки, узнать как живут в других русских монастырях. В сопровождении единственного спутника – старца Герасима (Черного) он тайно отправился странствовать.

В монастырях он представлялся учеником Герасима, чтобы в нем не опознали священника и игумена. Самое сильное впечатление на Иосифа произвел общежительный устав Кирилло-Белозерского монастыря. В Тверском Саввином монастыре его чуть было не «раскрыли». Иосиф бежал оттуда «скоротеком». Вернулся он в свой монастырь с твердым намерением установить общежитие. Но монахи воспротивились сильно, и в 1479 году, Иосиф оставил игуменство. В качестве причины в послании монахам он указал на конфликт с Иоанном III из-за «монастырских сирот». По распоряжению великого князя монастырские крестьяне оказались «иные проданы, а иные биты, а иных в холопи емлют». Иосиф ездил к Иоанну, но ничего не добился. Ушел Иосиф вместе с семью старцами, не пожелавшими оставить игумена.

Духовный отбор

Ушел он под Волоколамск, на свои родные просторы. Волоколамский князь Борис Васильевич, брат Иоанна III, дал ему там землю для устройства монастыря. За образец жительства, Иосиф естественно принял общежительный устав Кирилло-Белозерского монастыря.

Постоянные конфликты продолжали сопровождать Иосифа в его благородном стремлении очистить монашескую жизнь от шелухи и сора. Женщин в обитель не допускали совсем. Иосиф однажды даже собственную мать не принял, чтобы не смущать братию. Ели все один раз в день, не зависимо от тяжести послушания. Зимой носили ту же рясу что и летом. Многие монахи не выдерживали и уходили. Уходя, не все поступали благородно, и, признавая свою немощь, не обижались на строгого игумена. Некоторые поносили Иосифа, писали кляузы Иоанну. Великий князь невзлюбил игумена. Только впоследствии, видя ревность его о благополучии царской династии несмотря на все разногласия, великий князь смягчился.

Естественный духовный отбор вскоре принес свои плоды. В житии можно проследить такую мысль: ничего, что многие уходят, зато остаются такие же как Иосиф.

Радикальное милосердие

Новая обитель сначала испытывала во всем недостаток, хотя ее и поддерживал Волоцкий князь. Он часто приезжал в обитель и привозил с собой «брашна и питие». Благодаря авторитету Иосифа, от вельмож монастырю переходило в дар все больше и больше земли.

Владислав Петрушко: По отношению к монастырскому землевладению для Иосифа вопрос стоял так: личная бедность монаха должна сочетаться с коллективным богатством монастыря, которое расходуется, прежде всего, на социальные нужды, на помощь бедным, на школьную и книжную деятельность, устроение больниц и богаделен, скрипториев и иконописных мастерских. У Иосифа в монастыре тысячи крестьян кормились в голодные годы. Монастырь скорее был не стяжателем, а распределителем этих благ.

Сам Иосиф в посланиях пишет: «А розходится на всякой год полутораста рублев денгями, а иногда боле, да хлеба по три тысячи четвертей на год розходится, занеж на всякь день в трапезе едять иногда шестьсот, а иногда семьсот душь, ино коли его Бог пошлет, тогды ся и разойдеть». По свидетельству жития, в обители строго соблюдалось указание игумена «келарю и казначею, дабы никто не сшел с манастыря, не ядши». В период сильного голода монастырь принял на содержание 50 детей. Иосиф повелел израсходовать на помощь голодающим все запасы и занимать деньги на покупку хлеба, не считаясь с ропотом монахов, которые обвиняли его в безрассудстве: «...нас переморит, а их не прекоръмит». И это при том, что сами монахи продолжали принимать пищу один раз в сутки, а в келье им не дозволялось держать даже «пития»!

Радикальным милосердием отличался Иосиф и по отношению к заблудшим. Он считал, что принявший монашество, принял второе крещение и очищение от всех грехов. Согласно правилам Иосифова монастыря, монаху, оставившему монастырь, но покаявшемуся, полагалась епитимия в течение 6 или 10 лет. Иосиф охотно принимал обратно раскаявшихся, а так же пострижеников из других монастырей, что, правда, также вызывало негодование некоторых архиереев.

Предательский город

В это время последняя надежда Новгорода Великого обрести независимость от Москвы зиждилась на подготовке предательского союза с прокатолической Литвой. Новгородские бояре мнили уже Новгород автономной частью Литвы. Велико было у Новгорода стремление к свободе. Уже и кандидатура князя была: родственник Казимира IV князь Киевский Михаил Олелькович.

Владислав Петрушко: Волоколамск новгородцы захватили давно, как стратегически важный регион. Ко времени создания Иосифо-Волоцкого монастыря эта земля уже прочно вошла в состав Московского княжества, но церковная юрисдикция Новгорода здесь сохранялась. Поэтому Новгородский архиепископ святитель Геннадий, который и начал борьбу с ересью, был епархиальным архиереем настоятеля Волоколамского монастыря игумена Иосифа. Конечно, прежде всего, ересь была проблемой Новгородской епархии, но когда к борьбе с ней подключился Иосиф, еретики уже прочно обосновались и в Москве. Иосиф был близок ко двору, где находились многочисленные адепты еретиков. Может быть он с ними непосредственно общался и ощущал их вовлеченность в ересь. Все эти факторы способствовали привлечению Иосифа к борьбе с «жидовствующими». Но главное, что он, как никто иной (разве что за исключением св. Геннадия Новгородского, который к тому времени был уже очень стар) ощущал опасность, нависшую по причине деятельности еретиков, над Русской Церковью и Русским государством.

Михаил приехал в Новгород в 1471 с огромной свитой. В тот же год великим князем московским Иоанном III борьба за независимость Новгорода была остановлена самым кровавым образом на реке Шелонь. Михаил со свитой уехали ни с чем, но один человек из свиты все же остался.

Неприметный человек

Иудей Схария (Захария) из свиты князя Михаила был человеком тихим и неприметным. Пользуясь тем, что Новгород город торговый, с рациональным менталитетом, терпимым ко всякого рода иноверцам, он стал обращать новгородцев.... В иудаизм? Нет...

Владислав Петрушко : Иудаизм никогда не занимался масштабным прозелитизмом. Ведь это религия «народа избранного», этнически жестко детерминированная. То учение, которое начал насаждать Схария в Новгороде, не было чистым иудаизмом. Чем была на самом деле эта секта, и каковы были цели ее создателей, мы, возможно, уже никогда не узнаем. Возможно, это было одно из течений, возникших внутри иудаизма. Но не исключено, что основатели секты стремились сознательно создать некую альтернативу Православной Церкви на Руси. Определенно это была попытка редуцировать христианство до иудейского монотеизма, отвергнуть Троический догмат, низведя Богочеловека Христа до положения некоего пророка, учителя праведности. Тогда теряла смысл и искупительная жертва Христа, и Церковь теряла все свое основание, разрушалась вся христианская традиция. Все это, конечно, сближало учение Схарии скорее с иудаизмом. От Христианства здесь уже почти ничего не оставалось. Поэтому древнерусские книжники и провали еретиков "жидовствующими" - т.е. подражающими иудеям.

После обращения в Новгороде двух образованных священников Дениса и Алексия, Схария, установив строжайшую конспирацию, где один человек мог знать только еще одного человека, исчезает со сцены, как не появлялся. Ученики же превзошли учителя, и увлекли в секту даже протопопа кафедрального собора, Софии Новгородской! Благодаря изощренной системе конспирации, которая, к слову, во многом напоминала систему «организации профессиональных революционеров», партии большевиков, ересь распространялась совершенно безнаказанно целых 17 лет.

Зараза

Постепенно секта появилась и при дворе Иоанна III. Семь лет они действовали успешно.

Владислав Петрушко: Секта объединила людей самых разных интересов. Судя по всему, новгородских священников (Дениса, Алексея и прочих) увлекли в большей степени религиозные вопросы, но большинство московского чиновничества, вошедшего в секту, скорее всего, было далеко от религиозных исканий. Их скорее интересовали оккультизм и ложная мистика, в которые облекали свое учение еретики. Вероятно, как и часть нынешней богемы, людей увлекали в ряды секты учением Каббалы. В итоге в рядах секты сосредоточилась публика, которая объединена была скорее оппозиционным настроем по отношению к Православной Церкви, к ее иерархии и церковной традиции в целом. Очевидно, что в секте "жидовствующих" причудливо сочетались элементы религиозного и социально-политического вольнодумства, оккультизма и астрологии. В общем, приманки были на любой вкус.

Невестка Иоанна III, Елена Волошанка, чей сын должен был стать наследником престола, стала покровительницей «жидовствующих». Да что говорить, митрополит Московский Зосима, а также человек, должность которого можно соотнести с должностью министра иностранных дел, Федор Курицын поддерживали еретиков. Куда же дальше?

Владислав Петрушко: Во главе Церкви в лице митрополита Зосимы встал совершенно неверующий человек, к тому же откровенно аморального поведения. Но «жидовствующие» пробрались и на самую верхушку общества и государства. Их сторонницей была невестка великого князя Ивана III - Елена Волошака, мать наследника и соправителя великого князя - его внука Димитрия. И если какие-то экстренные меры против еретиков тогда не были бы приняты, то разрушилось бы русское государство и собственно русская церковная структура.

Спасло то, что веселие Руси, как известно, «есть пити». В 1487 году новгородский еретик поп Наум, что-то не поделил со своими собутыльниками, стал переругиваться с ними за общим столом, за которым пили и те, кто не был посвящен в тайное учение. Православные, услышав странные речи, протрезвели, и донесли архиепископу Новгородскому Геннадию. Архиепископ арестовал всю гулящую компанию и учинил допрос. Ему повезло, поп Наум принес покаяние и «сдал» тех, кого знал. Несмотря на сугубую конспирацию еретиков, бесстрашный епископ, как настоящий следователь начал распутывать клубок паролей и явок. Результаты следствия его повергли в ужас.

Один в поле воин

С этого момента начинается долгая история искоренения ереси, которая насыщена судами и интригами. Московские еретики не хотели сдавать позиции. Первый суд был произведен в 1488 году. Благодаря покровительству кремлевской власти, трое арестованных по делу были признаны виновными, но с формулировкой «надругательство над иконами в пьяном виде».

Владислав Петрушко: Геннадий Новгородский первым призвал к расправе над еретиками. Но сначала ему пришлось очень долго и практически в одиночку с ними бороться. Он обращался к другим архиереям, но все считали, что это исключительно новгородская проблема. Он писал в Москву, но сначала митрополит Геронтий, который с ним был не в лучших отношениях, не реагировал, потом митрополит Зосима (Брадатый), сам еретик, тоже "ставил палки в колеса". Геннадий был связан по рукам и ногам. Великий князь покровительствовал лицам, принадлежавшим к кругу еретиков. Геннадию из Москвы поставили архимандритом новгородского Юрьева монастыря Кассиана Черного. А ведь Юрьевский архимандрит в Новгороде, по сути, был глава всего монашества епархии. Поставив на эту должность своего человека, еретики взяли под контроль все новгородские монастыри. Это было важно не только для распространения ереси, но и потому, что если еретиков и ссылали, то в монастыри, и они от туда быстро сбегали при помощи своих единомышленников.

Своим сочинением «Просветитель» и последующей поддержкой Геннадия Иосиф подставил плечо своему архиерею. Призывая к казням еретиков, он учитывал, что виновных неоднократно призывали к покаянию, но каждый раз они, притворно каясь, потом опять возвращались к прежнему. Получалось, что священники-еретики, не веря во Христа, продолжали служить и кощунствовать. Известны вопиющие случаи надругательства над Святыми Дарами и иконами, которые совершали еретики. Ситуация в Церкви складывалась аномальная.

Но прежде чем казнить, даже после того как Геннадий призвал принять к еретикам самые суровые меры, когда к нему в Новгород привели первых еретиков для расправы, он не решился пойти до конца. Их только провезли с позором перед народом, сожгли на их головах берестяные колпаки и отправили в монастыри, откуда они все разбежались.

Слава инквизитора

Владислав Петрушко: Мы пытаемся все время представить святость как безгрешность, но это были люди своего времени, времени очень жестокого, люди со своими недостатками, фобиями, симпатиями, антипатиями. Они и мыслили в категориях своего времени. Насколько допустимо для монаха призывать к казни? Нам может это показаться сейчас диким, но нельзя забывать, что это средневековые люди. Они на вещи смотрели совершенно другими глазами. После ужасов ордынского ига взгляд на жизнь и смерть у людей был совсем другим.

Призывая казнить еретиков, Иосиф сознавал, что на другой чаше весов - весь русский народ, потому что торжество ереси могло привести к разрушению только что созданной такими трудами православной Русской державы, которая в муках родилась после двух с половиной веков ордынского ига. Это государство только что объединилось вокруг Москвы, сбросило с себя иго Орды, еще очень неуверенно стояло на ногах в окружении многочисленных врагов. В такой ситуации внутренний разлад, виной которому была ересь, воспринимался как угроза всему будущему Русской Церкви и Русского государства.

Уже следующий игумен обители Даниил, был поставлен против воли ее основателя. Иосиф заранее приготовил список из десяти кандидатур. Даниила там не было. Но братия упросила поставить именно его. А предлог выбрала такой: иначе он уйдет в другой монастырь, куда его уже позвали игуменом. Чтобы не создавать очередного конфликта, Иосиф согласился.

До Иосифо-Волоцкого монастыря можно доехать от Волоколамска на автобусе до остановки Теряево



Богоявленская церковь с трапезной палатой. Самое древнее каменное строение монастыря

Сестры милосердия привезли на экскурсию в монастырь своих подопечных из Звенигородсого дома интерната для инвалидов

В монастыре чудесный яблоневый сад

Все что осталось от монастырского кладбища

Остатки колокольни. В 1692-94 годах колокольня, постепенно надстраивавшаяся, была доведена до десяти ярусов. По высоте она всего на пять метров уступала колокольне Ивана Великого. Из-за просадки болотистого грунта она накренилась, но сохраняла устойчивость. Во время Великой отечественной войны она была взорвана, а ее остатки развезли на щебень без обмеров и исследований

Успенский собор XVII века


- А вот меня интересует, как они кресты так высоко ставили?


Изразцы до сих пор визитная карточка монастыря и радуют своими яркими красками всех гостей

Многие иконы из Успенского собора увезены в музей. Вместо них качественные фотографии. Сейчас в монастыре не ведется музейной работы. Архивариус рассказала, что музей сдал свои позиции без боя


Рака с мощами преподобного Иосифа Волоцкого. Мощи были обретены стараниями известного иерарха ХХ века митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева). Митрополит Питирим глубоко чтил память преподобного Иосифа. Первую Литургию во вновь открытом монастыре он совершил в день его памяти – 22 сентября 1989 года. Для почетных гостей владыка сам проводил экскурсии по монастырю и любил рассказывать им истории из жития преподобного.

И при своем святом игумене, и впоследствии монастырь был известен своей благотворительностью. Св. Иосиф построил богадельню для стариков и приют для сирот. В голодное время монастырь кормил до 700 окрестных крестьян ежедневно. Сам преподобный грозил отлучением тем торговцам хлебом, кто, пользуясь бедствием, поднимал цены.

Митрополит Питирим: "Мир идет к монаху в поисках тишины и глубины, которую тот нашел для себя. Таким образом монашество уже становится социальным служением. Преподобный Иосиф Волоцкий, по-видимому, посмотрел более прямолинейно: если все равно от мира уйти не удастся, то, может быть, монаху идти в мир и пытаться преобразовать его? Что он и сделал".