Священная роща иль хетагов куст. Осетинские праздники Самое древнее старое упоминание о роще хетага

Роща Хетага (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Роща Хетага - это священное для осетинов место, появление которого связано с древней легендой. Она гласит, что отказавшийся принимать ислам кабардинец-христианин Хетаг бежал в Осетию, но у него не было сил, чтобы добраться до леса и скрыться там. И тогда лес сам пришел к беглецу, укрыв его от преследователей.

С тех пор сюда приезжают христиане из всех окрестных городов и сел, чтобы помолиться. Молитвы, прочитанные в роще, считаются особенно сильными. С 1994 г. здесь в июле отмечается праздник Хетага, на который собирается множество осетинов. Он приходится на второе воскресенье месяца.

Сейчас, как и раньше, роща Хетага имеет почти идеально круглую форму, за что ее часто называют «Круглой». Общая площадь реликтового лесного массива - 13 га. Здесь есть молитвенный дом, обустроены специальные места для приношений (традиционно это теплые пироги).

Если смотреть на юг, в верхней части склона горы видна поляна, совпадающая по форме и размерам с рощей. Создается впечатление, что деревья действительно переместились в нужное место в полном объеме.

Деревья в роще выше и ветвистее, чем во всех окрестных лесах. Возможно, это связано с тем, что выносить из леса что-либо, а тем более, ломать ветки - запрещено. Также здесь нельзя разводить огонь, пить спиртное, проливать кровь.

Практическая информация

Адрес: Северная Осетия, Алагирский район, пос. Суадаг. Координаты GPS: 43.057816; 44.301795.

Логика содержания «предания о Хетаге» и поэмы Коста Хетагурова «Хетаг» дает нам возможность утверждать, что святая роща Хетага является чисто православной, христианской. Это подтверждается и тем, что изначально в роще находилась церквушка, на маковке которой был установлен большой деревянный крест, а внутри рощи бил целительный родник. Старейшины села Кадгарона говорили: «Цомут дзуары бынмж », т.е. пойдемте под крест.

Еслиобратиться к трудам Коста Хетагурова о Хетаге, то нетрудно понять, что сам Хетаг был ревностным христианином. Значит, и роща его имени должна быть христианской.

В I томе на стр. 271 Коста пишет:

... Хетага в Крым посылали родители, -

К иноку-греку попал онв ученье,

И о законах суровой религии

Сам он рассказывал мне с увлеченьем.

Видел Христа он как будто воочию,

Видел его Воскресения чудо,

Книги читал он, внимал проповедникам...

С верой чужою вернулся оттудова...

Приняв христианство, Хетаг бежал от преследования своих братьев в Горную Осетию».

Надо полагать, что Хетаг твердо знал, что Осетия и осетины являются христианами. Ведь он бежал от своих родных братьев и своей возлюбленной, потому что они были мусульманами и категорически требовали, чтобы Хетаг отказался от Православия, чего он не сделал, за что его преследовали, чтобы убить.

Кроме скудного предания, никто не может утверждать, когда произошло это Божие чудо. Человеческая память - это великий Божий дар, который сохраняет основные происходящие события. Тем не менее человеческая память не способна веками и тысячелетиями сохранять мельчайшие подробности. А потому люди к далекому прошлому относятся как к легенде и преданию. Лишь определенная часть легенды или предания - истинная правда.

Но со временем часть и этой правды забывается, а остальное обрастает небылицамииплодамичеловеческой фантазии. Этоусложняет определить, где истина, а где вымысел.

Так случилось и с преданием о рощи Хетага и истории его самого. Чудеса не происходят спонтанно, из ничего. Чудо, которое произошло ради спасения ревностного Хетага, когда целая роща поднялась, оторвалась от земли и накрыла спасающегося христианина - фактически великое Божие чудо, для которого нет ничего невозможного.

Существует несколько преданий о роще Хетага и о нем самом. Каждый автор по-своему переписывает эту историю, что вводит людей в заблуждение.

Поэтому запутана дата празднования Дня Хетага, что очень печально.

Когда же, все-таки, следует отмечать его? Для правильного пониманияэтого напомню интервью настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы протоиерея Константина Джиоева газете «Северная Осетия» от 7 сентября 2002 года:

«... Напомню еще об одном празднике - Дне Хетага. Сейчас его отмечают во второе воскресенье июля, а у христиан в это время - пост, и наши предки, уверен, не могли праздновать и приносить жертву в пост. В этом году, слава Богу, День Хетага не совпал с постом, но чаще всего будет совпадать. А ведь еще в XIX веке К. Хетагуров писал, что День Хетага в один из годов выпал на 5 июля, но многие не учитывают, что разговор идет о старом стиле, и если к 5 добавить 13, получится 18-е число, а 18-е - это уже третье воскресенье июля. Значит, правильно праздновать День Хетага именно в то воскресенье, когда пост закончился. Ведь День Хетага - не языческий праздник, а православный…И праздновать правильнее, думаю, не день спасенного Хетага, а праздник Георгия Победоносца, который сотворил чудо и спас Хетага».

Добавлю от себя. В интервью разговор идет о Петровском посте, который заканчивается 11 июля включительно, а на 12 июля приходится праздник Петра и Павла. Если праздновать его в третье воскресенье июля, то совпадения с постом никогда не будет. Зато второе воскресенье июля в течение 14 лет выпадает на пост 10 раз и лишь 4 раза - вне поста.

Для ясности надо бы отметить, что из известных 86 народных праздников в Осетии 40 с лишним бесспорно являются чисто православными. История гласит, что наши предки аланы-осетины в большинстве своем были православными христианами. Несмотря на то, что противников христианства немало, но ревностных, истинных христиан значительно больше.

В году образования «Стыр ныхаса» на уровне правительства было принято спонтанное решение о проведении праздника День Хетага во второе воскресенье июля. Не был сделан глубокий анализ, не был учтен ряд факторов, на первый взгляд казавшихся незначительными.

Во-первых , по осетинскому поверию, число 2 относится к поминальным случаям, в отличие от числа 3, которое относится к радостным событиям.

Во-вторых , при проведении Дня Хетага во второе воскресенье июля в большинстве этот день совпадает с последними днями Петрова поста, а наши предки никогда не проводили праздники во время поста - это грех! И как следствие этого греха - Божия кара - трагические и несчастные случаи с человеческими жертвами: достаточно обратиться к событиям последних лет, чтобы в этом убедиться.

Верить в это или не верить - дело каждого. Возможно, это случайности, но я отношу подобные трагедии к тому, что праздник Хетага проводится во время поста, и Господь нам этого не прощает. Этот грех перед Господом Богом мысознательно совершаемиз-за нашей бездуховности и безнравственности.

Поэтому выражаю мнение многих людей и вношу предложение - внести в правительственный указ поправку: День Хетага ежегодно проводить в третье воскресенье июля. Тогда праздник никогда не будет совпадать с постом. Такое решение было бы разумным и безгрешным.

Владимир ХОРАНОВ,

житель п. Южного,

многолетний читатель «ПО».

Роща Хетага расположенная неподалеку от села Суадаг - почитаемая и охраняемая святыня осетинского народа, которая не является государственным памятником культуры или природы.

Об этой роще бытует легенда, которая рассказывает о побеге кабардинского князя Хетага от преследователей, главной целью которых было убить его за принятие христианства. Известно, что большинство кавказцев, в том числе и кабардинский народ, мусульмане. Единственной христианской республикой на Кавказе была Осетия, куда и направился кабардинский князь. Когда преследователи уже практически догнали юношу в чистом поле, он попросил у Господа помощи, на что услышал голос: "Хетаг! Беги к лесу!" Лес был не совсем близко, и добежать к нему Хетаг никак не успевал, тогда голос молвил: "Лес, к Хетагу!" После этих слов сразу же перед князем выросла роща с большими деревьями, где юноша смог укрыться от преследователей, оставшись не пойманным. В этой роще молодой князь прятался от врагов около года, а позднее, поселившись в селении Нар, дал начало осетинскому роду Хетагуровых.

С этой рощей связано несколько традиций и запретов. Один из запретов состоит в том, что из этой святыни нельзя ничего выносить. Еще с самого начала сюда разрешалось входить только самым достойным мужчинам для вознесения молитв о здоровье людей и богатом урожае. До начала Великой Отечественной войны женщинам запрещено было входить на территорию рощи. Но несмотря на это, они ходили сюда молиться за своих мужчин, которые ушли воевать. После этого запрет сняли.

На территории рощи можно увидеть молитвенный дом – кувандон. Каждый год в июле сюда приезжают люди со всех уголков Северной Осетии на всем известный праздник Хетага. В республике этот день объявлен национальным праздником. Говорят, что молитвы, которые были произнесены в роще, имеют некую особую силу.

– Чем, по-вашему, особо примечателен этот культ, чем определяется его особое место в народной календарной обрядности, чем вызван интерес исследователей?

– Очевидно, что он интересен с различных точек зрения, из которых сегодня я бы особо выделил общественно-политическую. В свете недавних событий его особое положение в осетинской календарной обрядности следует напрямую связывать с тем, что после избрания главы республики депутатами местного парламента он отправился в рощу Хетага, чтобы наряду с другими паломниками принять участие в обрядовом молении. Вряд ли ошибусь, если скажу, что в этом следует видеть один из способов обретения носителем верховной власти необходимой легитимности.

В любом состоявшемся обществе его верховная власть не может быть вне морального поля, вне представлений о социальной справедливости, без учета человеческой совести. Тем самым главный вопрос заключается в том, почему эта роль обретения легитимности была отведена именно роще Хетага и, в конечном счете, культу, лежащему в основе этого святого места.

– Может быть, дело в том, что само содержание исторических преданий о Хетаге включает в себя борьбу за верховную власть, не так ли?

– Совершенно верно. По сути, само содержание преданий о Хетаге строится вокруг борьбы двух старших братьев, объединившихся против младшего, за обладание отцовским наследием. Заслуживает упоминания и то, что согласно одной из точек зрения, имя их отца – Анал (Иналук) – производно от образа исторического наместника (тудуна) правителя Хазарского каганата. В тюркских языках это имя значит "высокородный человек, царь, хан". Одна из версий происхождения имени Хетага также исходит из того, что оно указывало на высокий социальный статус его носителя. Примечательно и то, что этот ключевой для преданий мотив борьбы братьев между собой был описан в религиозном ключе, так что в конечном счете приобрел характер моральный, был соотнесен с представлением социальной справедливости, личной совести его участников. Напомню, что согласно устной традиции в основе конфликта младшего сына кабардинского князя Инала со своими старшими братьями лежит мотив конфессионального выбора, духовного самоопределения. Однако теперь следует перейти к удивительной исторической динамике этого культа.

Изначально речь шла всего лишь о некоем местном культе, хотя он и был известен по всей Осетии. Тем самым из локального культа прямых потомков Хетага со временем он смог приобрести статус общеосетинского. Хорошо известно, что Хетаг стал родоначальником, или первопредком, известного в Туалгоме многочисленного и сильного союза фамилий (ёрвадёлтё) и потому был неотделим от местной почвы. К числу потомков Хетага себя относят, как известно, такие фамилии Туалгома, как Хетагуровы, Бурнацевы, Гагиевы, Губаевы, Гиоевы, Дзапаровы, Дзидахановы, Джанаевы, Еналдиевы, Отаровы, Саутиевы, Цуциевы и некоторые другие, заселявшие Нарскую котловину. Одним из наиболее известных его потомков можно считать общественного деятеля, просветителя, основоположника осетинского языка и литературы Коста Хетагурова, в своем творчестве не раз обращавшегося к этому образу. Отчасти это связано с его географическим расположением в центре Осетии, на границе гор и равнины. Но главным стало его содержание, которое позволило объединить север и юг Осетии, ее запад и восток.

– Но ведь был и период забвения?

– Да, в советское, то есть атеистическое время, его отправление, скажем так, "не приветствовалось", однако, затем, в новейшее время, отношение власти изменилось, ее представители стали сами принимать участие в народном праздновании, обозначая свою причастность к его ритуалу.

– Есть ли другие свидетельства обретения этим культом столь высокого общественного статуса?

– Думаю, что одним из таких бесспорных аргументов может быть перенос даты праздника со второго воскресенья июля на первое, которое произошло буквально у нас на глазах. Несколько дней тому назад около тридцати наиболее уважаемых хранителей осетинских традиционных культов вознесли молитву в роще Хетага и постановили вернуться к исконной дате, которая была сдвинута в угоду празднованию Дня города, отмечаемого в столице республики. Светский праздник, привязка к которому в 1994 году указывала на общенародный характер культа, в конечном счете утратил свою актуальность, поскольку теперь одним из его участников становится глава республики. Начиная со следующего года, празднование будет перенесено на первое воскресенье июля.

– Скажите, пожалуйста, можно ли понять, как это произошло?

– Следует полагать, что в первую очередь это случилось благодаря центральному персонажу этого культа. Сразу хочу внести ясность, что своим почетом этот праздник обязан вовсе не Хетагу, с именем которого он связан в народном календаре, а такому персонажу осетинской религиозно-мифологической традиции, как Уастырджи / Уасгерги, хорошо известному небесному покровителю мужчин, воинов и путников. Именно его следует считать ключевой фигурой этого праздника. Хетаг же, напротив, мыслится как исторический, то есть земной человек, в судьбе которого Уастырджи сыграл роль спасителя, когда сама его жизнь висела на волоске.

Следует иметь в виду, что Уастырджи мыслится как защитник обездоленных и невинно гонимых, противник тех, кто попирает социальную справедливость. Однако лишь этого обстоятельства недостаточно. Несмотря на свое особое почитание, места поклонения Уастырджи известны по всей Осетии. В нашем же случае удивительным образом совпали по месту и времени сразу несколько факторов самого различного свойства, будь то природно-географического, социально-исторического или религиозно-мифологического. При этом последний фактор следует считать ключевым, сводящим воедино все прочие и открывающим глубинный смысл культа, идущего из глубокой архаики.

– Нельзя ли рассказать об этом подробнее?

– Давайте попробуем. Вероятно, начать следует с места его проведения. А им является хорошо известная роща Хетага (Хетёджы къох). Это островок реликтового леса посреди раскинувшихся полей. При этом она имеет форму овала, близкую к правильному кругу, из-за которой ее еще называют Округлой рощей (Тымбыл къох). Она хорошо видна со стороны нынешней трассы. Полагаю, что любой, кто бывал в этой заветной роще, испытывал невольный трепет при виде огромных в обхвате деревьев, макушки которых подпирают небо, чувствовал их величие и погружался в окружающую вековую тишину и покой, нарушаемые лишь птичьим щебетом и шумом колыхаемой ветром листвы. Хорошо известно то почтительное отношение, которое в экологической системе горцев было связано с лесом, с деревьями. Так, например, в горах не принято было рубить лес без крайней нужды. Топили главным образом валежником или кизяком. Растущий на склоне лес не только препятствовал вымыванию плодородного слоя почвы во время летних дождей, но также служил защитным средством, уберегающим от схода снежных лавин. Поэтому для защиты одиноко растущих деревьев от нежелательной вырубки их нередко связывали с каким-либо культом. Таким образом, не остается сомнений в оправданности выбора рощи с религиозно-мифологической точки зрения, которая сама по себе представлялась неким природным чудом.

– Можно ли в данном случае полагать, что мы имеем дело с мифологическим образом древа жизни?

– Не совсем. Точнее было бы сказать, с мировым древом (arbor mundi), поскольку оно не имеет плодов. Роща Хетага, между прочим, также образована вовсе не плодовыми деревьями. Обычно в традиции мировое древо бывает отмечено ударом молнии.

– Кроме того, ведь известны многочисленные святилища, на сооружение которых также шел лес? Например, Реком, не так ли?

– Да, верно. Дерево было также и строительным материалом. В отличие от камня, оно считалось особо ценным. Однако в силу известных обстоятельств – и теперь я буду противоречить сам себе – роща Хетага предстает не только образом мирового древа, но также приобретает связь с древом жизни, со своего рода райским садом, поскольку она становится местом спасения Хетага от преследователей, местом его второго рождения. Достаточно вспомнить ставший ключевым для этого культа диалог. Согласно устным преданиям, когда, спасаясь от погони, Хетаг достигает Суадага, он слышит голос из леса: "Хетаг, в лес!". Однако до леса оказывается слишком далеко. Поэтому Хетаг отвечает: "Хетаг не в силах (добраться до леса), пусть лес (идет) к Хетагу!". Эти две фразы повторяются и в молитвословиях, произносимых во время праздника.

– Только ли это, нет ли также иных обстоятельств?

– Да, есть. В советское время, в годы гонений традиционного культа, рощу пытались "пустить под пилу", но специально отряженные для этой цели работники отказались исполнять распоряжение начальства. Так что вновь случилось чудо, и она была спасена. Кстати, была предпринята попытка дискредитации Хетага, которая шла в общем русле борьбы с пережитками прошлого, представляющая его в неприглядном виде. Однако, как показал В. С. Уарзиати в своей фундаментальной статье "Хетаг: факты и домыслы" (Избранные труды. Этнология, культурология, семиотика. Владикавказ, 2007, с. 342–359), предание о Хетаге имеет бытование также и в адыгской среде. В результате сопоставление сохранившихся версий может служить надежным средством верификации легенды о Хетаге, то есть проверки ее подлинности. В результате доброе имя Хетага не может ставиться под сомнение. В. С. Уарзиати считал, что предания о Хетаге могут быть по праву отнесены к так называемым этногоническим легендам.

– Тем самым он указал путь изучения событий, описываемых в предании?

– Применительно к осетинской версии преданий о Хетаге представляется возможным возводить их к скифской эпохе. В результате главным содержанием преданий о Хетаге становится не столько борьба братьев как таковых, сколько выбор между двумя моделями наследования царской власти: между майоратом и миноратом. Это различие было хорошо известно в этнологии и изучено таким корифеем науки, как Дж. Фрэзер. В осетиноведении его подробно рассматривает Ю. А. Дзиццойты (Родословное древо нартов. Предки трех нартовских родов // Историко-филологический архив, № 3, 2005, с. 4–29), обращаясь к фамильным преданиям, а также к материалу нартовского эпоса осетин. Минорат, то есть наследование власти отца младшим из братьев, обнаруживает себя в противостоянии сыновей Уархага, которых, кстати, по некоторым версиям сказаний, было не двое, а трое. Известно, что именно младший из близнецов, Ахсартаг, дал свое имя фамилии воинов – Ахсартаггата. Однако уже следующее поколение нартов, Урузмаг и Хамиц, оспаривают друг у друга право первородства, то есть выясняют, кто из них старше. В осетинском быту отмечают обе формы наследования. Известно, например, что довольно часто, когда большая семья разделялась, то младший из сыновей оставался в отчем доме, тогда как старшие уходили.

– Давайте вернемся теперь в рощу Хетага, как быть в этом случае?

– На удивление, история сохранила памятник, оказывающийся едва ли не буквальной визуальной иллюстрацией событий, передаваемых в предании о Хетаге. Речь идет о золотом гребне (начало IV в. до н. э), который происходит из скифского, расположенного на левом берегу Днепра захоронения (насыпи) Солоха. В двух усыпальницах, обнаруженных внутри кургана, были захоронены вождь, его слуга, пять коней и конюший. Возле головы царя и лежали бронзовый шлем и небольшой золотой гребень (12.3 х 10.2). Сцена, изображенная на этом гребне, может многое для нас прояснить. Разбирая ее композицию, известный культуролог В. А. Цагараев сделал важное для настоящей темы наблюдение, когда соотнес ее с тремя фазами солнца, как "разверстку циклического движения солнца по небосводу". Изображения львов на гребне он также связывал с солнцем (Искусство и время. Владикавказ, 2003, с. 145). Таким образом, мы имеем дело с солярным мифом.

– Почему это важно?

– Потому что Уастырджи, спасший Хетага, в осетинской традиции также является солярным героем. Обычными для него являются эпитеты и обращения, содержащие упоминания этого нетленного металла. Его называют либо "сыгъзёрин / золотым", либо "сыгъзёринбазыр / златокрылым", или говорят, обращаясь к нему с мольбой "сыгъзёрин тёбёгъты дын кувдзыстём / будем молить тебя (с подношениями) на золотых блюдах". Этим он продолжает образ скифского Таргитая, который непосредственно отсутствует на гребне, но незримо упомянут благодаря выбранному для его изготовления металлу. Вместе с тем, три героя композиции – три брата – могут быть ясно соотнесены с тремя суточными фазами солнца. Младший из братьев – солнце на восходе. Вспоминаем в этой связи эпическую историю рождения сыновей нарта Уархага, старший из которых появился на свет вместе с первым петушиным криком, тогда как младший вместе со вторым петушиным криком. Старший из братьев – солнце на закате, тогда как средний – полуденное солнце. Примечательно, что их гориты, то есть футляры для лука и стрел, пусты.

– Конь ведь тоже является воплощением дневного светила?

– Верно, и конь, и львы. Убитый конь – солнце на закате, перед тем как погрузиться в потусторонний мир. Пять львов – указывают на четыре стороны света и священный центр, относительно которого они ориентированы в пространстве.

– Не могу в этой связи не упомянуть дату осетинского праздника, весьма близкую к летнему солнцестоянию…

– Полагаю, что вы совершенно правы, эта привязка вряд ли может быть случайной, поскольку традиционный календарь весьма чувствителен к таким важным событиям годового цикла и просто по определению не может не принимать их в расчет. Отсюда же, вероятно, идет связь дня Хетага с последующим праздником в честь новорожденных мальчиков / къёхцгёнён/, отмечаемым неделю спустя, одним из главных атрибутов которого является, как известно, жеребенок. Мать новорожденного отправлялась за ним к своей родне и затем возвращалась с ним в дом мужа с чашей, полной других подарков новорожденному младенцу. Так интересующий нас сюжет обретает дополнительный женский аспект, без которого невозможно продолжение человеческого рода.

– Где же лес?

– В традиционной культуре волосы тождественны лесу. Знаменитый фольклорист

В. Н. Пропп, исследовавший волшебную сказку, трактовал гребень как один из чудесных предметов, используемых героем. Во время погони он бросает его позади себя, и на этом месте поднимается дремучий лес, спасая его от преследователей.

– Можно ли в данном случае ограничиться одной лишь мифологией?

– Вряд ли. Думаю, что исторический аспект преданий о Хетаге вполне очевиден. Без исторической составляющей культ не смог бы занять то место и играть ту роль, которые ему отведены. Его важнейшее достоинство заключается в том, что с исторической точки зрения он органично и непротиворечиво сводит вместе осетинскую традицию и мировые религии. Действительно даже ближайшие к нему селения относятся к двум различным мировым конфессиям. Жителей селений Суадаг, Кадгарон и Хаталдон принято считать последователями христианства. Тогда как жители селения Ногкау были приверженцами ислама, о чем красноречиво свидетельствует его исконное, историческое наименование – Пысылмонхъёу, то есть, буквально, Мусульманское селение. Это чрезвычайно важное обстоятельство, свидетельствующее об абсолютно гармоничном взаимодействии осетинской традиции с двумя важнейшими мировыми конфессиями, представленными в Осетии.

– Ведь и выходцы из упомянутых селений оставили заметный след в истории не только Осетии, но и всей страны…

– Верно. Выходцем из Кадгарона был православный генерал-лейтенант Д. К. Абациев, бывший в свое время личным ординарцем при генерале Скобелеве и прославившийся невероятной личной храбростью. Из селения Ногкау вышел известный деятель мусульманского движения России – Ахмед Цаликов, который 8 мая 1917 года стал членом оргкомитета Всероссийского съезда мусульман и выступил на нем с докладом...

– Давайте попробуем подвести главный итог нашего разговора.

– Давайте. Думаю, что нам удалось найти объяснение тому, почему и как этот культ из локального смог стать общеосетинским. Этот культ свел этническую и национальную культуру осетин, иначе говоря, показал гармоничное взаимодействие традиции с мировыми конфессиями, представленными в Осетии. С одной стороны, в его основе надежно распознается осетинский этнический миф, определяющий основы социально-исторического устройства осетинского общества и восходящий к скифской архаике, где господствовал минорат. Его сакрализация обусловлена связью с солярным героем, стоящим в центре культа. В этом его специ-фические особенности. С другой стороны, его отправление не стало препятствием для приобщения осетин к универсальным, общемировым религиям, почувствовать себя полноправными участниками всемирно-исторических процессов, сохранить связь с мировой историей. Поэтому он и смог стать общеосетинским, а приобщение к нему стало одним из способов поддержания исторической преемственности верховной власти, одним из средств обретения легитимизации главой нашей республики.

Желаю и всей вашей редакции, и читателям вашей газеты, чтобы златокрылый Уастырджи спасал нас всех от опасности и беды, подобно тому, как он сберег от гибели Хетага, превратив небольшую реликтовую рощу в общеосетинское святилище!










1 из 9

Презентация на тему: Легенда о св. Хетаге

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Осетины – единственный народ на Северном Кавказе (кроме казаков, разве что), сохранивший христианскую веру. Традиции христианства в Осетии весьма своеобразны и уходят своими корнями в далекий 10-й век, когда предки современных осетин, аланы, приняли христианство из Византии. Среди устных преданий осетин есть рассказы о легендарных мучениках и праведниках, о всяческих чудесах, явленых Богом и святыми. Таковой является легенда о праведном Хетаге.

№ слайда 3

Описание слайда:

В давние времена аланы группами поселились в Кабарде и на Кубани. На берегу реки Большой Зеленчук, притока Кубани, жил князь Инал. Было у него три сына: Беслан, Асланбег и Хетаг. Беслан – основатель династии кабардинских князей. У Асланбега детей не было. Когда в Кабарде усилились позиции ислама, когда древняя христианская церковь зеленчукского округа после оползня ушла в озеро, даже тогда Хетаг был верен своему Богу. За это на него обозлились даже родные, не считали его больше за своего. И тогда Хетаг отправился в Осетию. Прознали о том его враги, решили его настигнуть в дороге и убить за то, что не хотел принять их веры. Картина Фидара Фидарова "Святой Хетаг

№ слайда 4

Описание слайда:

Хетаг был на пути в Куртатинское ущелье, когда недалеко от того места, где сейчас селение Суадаг, его догнали враги. Из леса, покрывающего склоны близлежащих гор, услышал Хетаг крик: «Хетаг! В лес! В лес!». И ответил настигаемый врагами Хетаг своему доброжелателю: «Хетаг уже не доберется до леса, но лес доберется до Хетага!» И тут масса леса поднялась со склона горы и перенеслась к месту, где был Хетаг, укрыв его в своей чаще. Преследователи, испуганные такими чудесами, бросились бежать. Так появилась Роща Хетага или Святилище Круглого Леса (Тымбылхъады дзуар). А на склоне горы, откуда поднялся лес, по сей день растет только трава.

№ слайда 5

Описание слайда:

Деревья в Хетаговой роще резко отличаются от деревьев в окрестных лесах – они выше, толще, гуще их листва. Народ как зеницу ока бережет Рощу – по неписанному закону из нее нельзя ничего выносить с собой – даже маленькую веточку, даже листик. Рассказывают, несколько лет назад один ученый, житель г.Ардон, специально вывез из Рощи с собой веточку как вызов тому, что он считал темными предрассудками. Молва утверждает, что не прошло и двух дней, как с ученым стало твориться что-то странное (нарушения нервной системы); он выздоровел лишь после того, как его родные посетили Рощу и попросили прощения у Святого Уастырджи за молитвенной трапезой.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Говорят, молитвы, произнесенные в святой роще Хетага, имеют особую силу. Считается, что Хетага покровительствует всем людям: даже совершившие преступления могут молиться в роще. Главное не причинять ей при этом вред. С рощей Хетага связано много традиций и запретов: например, из рощи ничего нельзя выносить. В древности только самые достойные мужчины допускались в рощу для того, чтобы попросить об урожае, излечении болезни и т. п. Мужчины и по сей день от трассы до рощи один километр идут босиком.

№ слайда 8

Описание слайда:

До Великой Отечественной Войны женщинам не позволялось посещать святилище св.Уастырджи в Роще Хетага (по сей день женщины не произносят имя этого святого, заменяя его описательным выражением «покровитель мужчин» или, говоря о конкретно Хетагском Уастырджи, «святой Круглого Леса»). Когда же в тяжелые дни войны мужчины ушли сражаться, и некому было помолиться за них в Роще, осетинки перешагнули через древний запрет, молились под развесистыми деревьями за здоровье своих отцов, мужей, братьев, возлюбленных «покровителю мужчин святилища Круглого леса». «Как когда-то Великий Бог выручил Хетага, пусть так же защищает Он и вас!» – одно из наиболее часто звучащих в Осетии добрых пожеланий.

№ слайда 9

Описание слайда:

Сначала в роще не было построек, потом были выстроены места для жертвоприношений, «трех пирогов». Пироги, принесенные в рощу, должны быть теплыми, так как при их приготовлении добрые намерения пища как будто впитывает в себя, а в теплых пирогах, считается, эти намерения сохраняются. Сначала в рощу приносили только пироги без напитков. Позже в качестве жертвоприношений стало разрешаться приносить молоко и мед. В наши дни роща Хетага не имеет государственного статуса. То есть это не памятник природы или культуры - это общенациональная святыня. На территории Рощи построен кувандон (по-осет. «кувæндон») - молитвенный дом. По праздникам туда разрешено заходить и женщинам.с 1994 года, День Хетага отмечается в Республике Северная Осетия - Алания как республиканский общенародный праздник.