Как найти духовного наставника? Нужен ли человеку духовный наставник? Какие бывают стадии взаимоотношений с духовником? Искушения, связанные с духовным наставничеством.

Как пастырь, совершитель таинства покаяния; 2) духовный наставник; 3) особое должностное лицо в , в обязанности которого входит духовное руководство братиями (сестрами) на пути ко (основной обязанностью такого духовника является пастырское попечение о насельниках монастыря и их духовном состоянии; он способствует тому, чтобы все насельники монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн; для насельников весьма полезны также беседы духовника в частном виде, которые помогут глубже уяснить им смысл монашеского пути).

Духовник

Кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии, протоиерей Александр Глебов

Ведущая. Кто такой духовник, для чего он нужен, и обязательно ли каждому верующему человеку иметь своего духовника?
Отец Александр. Вопрос о духовнике, или духовном отце, очень сложен, и в границах нашей передачи дать какой-то исчерпывающий ответ на этот вопрос достаточно сложно. Поэтому я обращу внимание наших телезрителей на несколько тем, которые мне представляются наиболее важными.
Первое: кто такой духовник? Духовник руководствует и наставляет человека в его духовной жизни, в деле спасения. Понятно, что духовник в первую очередь должен сам обладать духовным опытом. Он также должен обладать умением передать этот опыт другим людям. Не каждый священник может быть духовником. За это не стоит упрекать священников, потому что научиться быть духовником невозможно ни в семинарии, ни в академии, это не дается человеку в Таинстве Священства. Это, своего рода, харизма, некая способность. Такой способностью обладает далеко не каждый человек, поэтому лучше вовсе остаться без духовника, нежели выбрать себе в духовные наставники человека, который этой способности не имеет, человека малоопытного в духовной жизни. Для того чтобы быть ведущим, для того чтобы вести за собой кого-то, надо знать цель, к которой ты ведешь этого человека. Надо знать также дорогу, которая ведет к этой цели. Вести надо туда, где ты уже сам бывал, в противном случае, получится, по словам Христа: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму».
Второе: сфера деятельности духовника – это исключительно духовная, религиозная жизнь человека. Духовник – это не оракул, не стоит задавать ему вопросы, которые вне его компетенции. Духовник не решает вопросы семейного благополучия, вопросы, связанные с профессиональной деятельностью людей, со здоровьем и так далее. Если духовник опытный, то его советы могут быть авторитетными только в области духовной жизни. По всем остальным вопросам он может, как и всякий человек, высказывать свое собственное суждение, но это не значит, что его мнение будет правильным. Приведу такой пример: многие люди выбирают себе в качестве духовного наставника представителя монашествующего духовенства. Они приезжают к нему в монастырь и начинают задавать вопросы о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации. Например: как наладить семейную жизнь и взаимоотношения с супругом или как наладить бизнес, или как воспитывать детей? Ну, скажите, что монах в этом понимает? Что монах понимает о том, как воспитывать детей, даже если он святой человек? Надо спрашивать у многодетной матери, а не у монаха – это совершенно естественно. Если духовник неопытный, то он может насоветовать такого, что, если человек все серьезно воспримет, то он может себе просто жизнь искалечить. Кому и на ком жениться, кому разводиться, кому принимать монашество, кому уходить со светской работы и принимать священный сан, у каких врачей лечиться или вовсе не лечиться, какое образование давать детям и тому подобное. Если воспринимать все эти рекомендации, как голос с неба, то тогда можно наделать много бед, но к духовнику и не надо обращать такие вопросы – это не его сфера деятельности.
Третье: когда человек становится членом церковной общины, он должен не духовника искать, он должен искать Христа. А для того чтобы обрести Христа в своем сердце, каких-то особых рекомендаций и советов не надо – в Евангелии все написано. На практике происходит совершенно обратное. Люди кочуют из одного монастыря в другой, пытаются найти где-то особую духовность, особую благодать. Они заняты поисками старца, который решит все их проблемы, ответит на все их вопросы, и при этом забывают, а, может, и вовсе не знают такие люди, слова святого о том, что перемена места не приближает нас к Богу. Господь совершенно ясно в Евангелии сказал, что Царство Небесное – оно не в Иерусалиме, не на Афоне, оно – в сердце человека. Для того чтобы обрести это Царство в своем сердце, достаточно регулярно ходить в храм, исповедоваться, причащаться и исполнять то, что велит Господь: жить согласно Его заповедям. Тогда человек обрящет тот «дух мирен», на который указывал как на цель христианской жизни. Если этот дух будет жить в человеке, если он будет действовать в человеке, то тогда Господь уже изнутри укажет человеку, как ему поступать в той или иной жизненной ситуации.
Ведущая. Означает ли это, что советы духовника необязательны к исполнению? Как быть тогда с церковной дисциплиной, с послушанием?
Отец Александр. Отвечая на Ваш вопрос, я зачитаю цитату из интервью покойного . Это интервью владыка дал еще в 1999 году, и оно как раз касалось злоупотреблений в практике духовничества. Владыка Антоний говорит: «Послушание не заключается в том, чтобы раболепно исполнять указания священника, даже если они подаются в форме советов. Послушание — от слова «слушание», и цель послушания – научить человека оторваться от собственных мыслей, от собственного отношения к вещам и вслушиваться в то, что говорит ему другой человек. Здесь начинается послушание, и оно относится не только к церковной практике, но ко всем взаимоотношениям между людьми». Мне, собственно, нечего к этому добавить, я могу лишь прокомментировать. Послушание, действительно, не слепое исполнение всего, что говорит тебе духовник или священник. У каждого из нас есть свой взгляд на вещи, у каждого из нас свое мнение. Мы всегда считаем, что правы мы, а не наши оппоненты, так вот, послушание – это попытка взглянуть на мир глазами другого человека. Не замыкаться в себе, услышать мнение другого, и прав владыка Антоний, когда говорит, что послушание касается не только церковной дисциплины. Без послушания вообще невозможно никакое общежитие, никакая общность людей невозможна, если мы не будем учитывать мнение тех, кто рядом с нами. Почему возникают конфликты? Почему семьи распадаются? Потому что люди часто просто не слышат тех, кто рядом с ними. Тем более – в вопросах духовной жизни. Опираться только на свое мнение в духовной жизни, на свои представления, которые у нас бывают очень искажены, неосмотрительно. Надо послушать опыт других людей, может быть, воспринять что-то из чужого опыта в свою жизнь – вот это и называется послушанием.
Ведущая. Если нет духовника, то перед причащением приходится исповедоваться у любого священника, который может быть моложе, а люди, приходящие на исповедь, могут быть опытнее в духовной жизни. Можно ли считать исповедь состоявшейся, если священник, принимающий ее, малоопытен в духовной жизни?
Отец Александр. Вопрос о взаимоотношении между личными качествами священнослужителя и действительностью тех Таинств, которые он совершает, поднимался в Церкви с глубокой древности. Уже в первые века возникло такое учение, согласно которому Таинство бывает действительным только тогда, когда его совершает достойный по своим моральным качествам священнослужитель. Если священнослужитель недостойный, то и Таинства никакого не совершается. опровергла это учение как ересь, и вот почему: что значит достойный или недостойный? Что подразумевается под достоинством? Ведь каждый человек, несмотря на то, какую иерархическую ступень он занимает, имеет свои недостатки, слабости, ограничения. Если под достоинством понимать некую безупречность человека или его безгрешность, то в этом смысле достойных людей просто не существует. У святых отцов часто проскальзывает такая идея, что святые – это грешники, осознавшие себя, осознающие себя грешниками. Все люди грешны, но те люди, которые осознают свой грех, приносят Богу покаяние, стараются исправиться, – что-то у них получается, что-то нет, – вот их мы и называем святыми. Но эти святые все равно грешники, все равно люди со своими недостатками. Практически в каждой из молитв чина Литургии содержится обращение священнослужителя, епископа или священника, к Богу о том, чтобы Господь, несмотря на его личное недостоинство, совершил Таинство пресуществления. Наиболее ярко это выражено в чине Литургии в молитве . Там есть такие слова: «Да не моих ради грехов возбраниши благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров».
Таинство совершает Господь. Священник не совершитель Таинства, он служитель Таинства. Он священнослужитель, а не священносовершитель, и в данном случае личные качества священника не имеют отношения к действительности Таинства. Как еще в четвертом веке говорил святой : «Неважно, какой оттиск с печати – золотой или глиняный, печать все равно ставится одинаковая». То же самое относится к Таинству Исповеди. Священник не судья и не следователь-дознаватель. Функция священника в Таинстве Исповеди, в молитве из этого чина определена, как свидетель. «Христос невидимо стоит, я же только свидетель есть», – читает священник молитву. Это свидетельство при Таинстве Исповеди сравнивал со свидетельством друга жениха, которое бывает на свадьбе. Вы знаете, что при заключении брака всегда со стороны жениха и со стороны невесты есть свидетель, который ставит свою подпись, удостоверяя то, что брак состоялся. Действительно, эта параллель очень уместна, так как свадьба – это радостное событие и покаяние человека тоже радостное событие. Господь говорил, что у него больше радости от обращения одного грешника, от его покаяния, нежели от девяноста девяти праведников, не имеющих нужды в этом покаянии. Функция свидетеля на свадьбе не первостепенна. Он просто свидетельствует о том, что брак заключен. То же самое и священник свидетельствует об искренности кающегося человека. Священник может быть и молодой, и неопытный, и плохо образованный, но для того чтобы разделить с человеком радость покаяния, помолиться с ним, для этого университетов заканчивать не надо. Таинство Покаяния, то есть, обновления человека, очищения его души от болезни греха, совершает Господь в ответ на раскаяние и молитву того человека, который подходит к исповеди. Личные качества священника в данном случае не являются определяющими, как, впрочем, и в остальных Церковных Таинствах.

Духовник

На должность Духовника монастыря поставляется в совершенных годах иеромонах честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и святоотеческих писаний. Обязанность Духовника состоит в совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве братии по пути ко спасению. Духовник должен вести у себя запись, кто когда приобщался Святых Христовых Тайн, дабы все неуклонно приступали к сему великому таинству. Также Духовник обязан по своему непременному долгу посещать болящих, утешая и ободряя их в болезнях душевных и телесных.

Если Духовник за множеством братии или по немощи не будет успевать принимать всех своих духовных питомцев, то с разрешения Настоятеля, часть их предоставляется вручить опытному духовному старцу, но за правильность духовного руководства со стороны старца отвечает Духовник.

Кроме того, по благословению Настоятеля, могут быть назначаемы старцами или наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному Духовнику монастыря, приемля от него отеческие советы и наставления.

Помимо старцев-наставников Духовнику монастыря подчиняются исповедующие богомольцев духовники-иеромонахи, среди которых один может быть старшим и ответственным за общее дело исповеди говеющих. В великом, ответственном и трудном деле духовного руководства Духовник руководствуется Словом Божиим, богомудрыми отеческими писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе монастыря. В недоуменных делах Духовник спрашивает Настоятеля и его рассуждению и воле следует».

Из Устава Свято-Троицкого мужского монастыря

Духовный наставник

Вопрос: Кто такой духовный наставник и какова его роль в жизни христианина?

Ответ: Для начала приведём выдержки из сборника изречений святых отцов «Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина», сборника, который очень полезно прочитать каждому православному христианину.

«Руководителем в духовной жизни для всякого христианина обязательно должен быть священник-духовник, к которому должно прибегать не только для исповеди, но и на учение».

«Постарайся всю жизнь иметь духовного отца, открывать ему свои грехи и мысли, немощи и искушения, пользуйся его советами и наставлениями – тогда удобно обрящещь Царство Небесное».

«Без ближайших руководителей нельзя свято прожить на земле. Ты найдёшь их в Церкви, где Дух Святый поставляет их пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебе благопотребного духовника в час нужный, и без спроса твоего он изречет тебе утешительное слово. Дух Божий научит его, что подобает сказать тебе, и ты услышишь от него, что угодно Богу».

«Предай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божия будет обитать в тебе».

Вот, лишь немногие высказывания святых отцов, относящиеся к взаимоотношениям православного христианина с его духовным руководителем.

Великое счастье для христианина – найти себе достойного духовника, который возьмёт на себя ответственность перед Богом за духовную жизнь своего «чада», будет молиться за него, следить за его духовным ростом, руководить им во всех случаях его жизни, направляя на путь добродетели, ведущий в Жизнь Вечную.

Для христианина, имеющего духовника, путь разрешения встающих перед ним жизненных проблем совсем иной, чем у людей «мира сего», живущих без Веры, вне Церкви и потому блуждающих в потёмках неведения относительно вещей и явлений настоящей жизни.

Когда перед такими «нецерковными» людьми встают различные жизненные проблемы, они вынуждены решать их, полагаясь только на свой собственный разум, жизненный опыт, или на совет таких же, как они сами, «нецерковных» людей. Как правило, в таких случаях, проблемы остаются неразрешенными, или разрешение их влечёт за собой другие, не меньшие проблемы.

Это происходит потому, что причина всех бед и проблем человека находится в нём самом, в отделённости его души от Бога, в нарушении внутренней душевной гармонии вследствие накапливаемых в течение жизни грехов.

Нельзя без последствий нарушать Заповеди Божии!

Если в двигатель автомобиля, вместо моторного масла, вы нальёте подсолнечное – он испортится. Если ёлочную гирлянду, рассчитанную на 127 вольт, вы включите в розетку на 220 вольт – она «перегорит».

Потому что создатели двигателя и гирлянды, разрабатывая их, предусмотрели для своих изделий определённый режим работы, нарушение которого влечёт за собой выход их из строя.

Также и Бог, создавший человека, дал ему Заповеди Свои как правила, выполняя которые человек поддерживает свою душу в «нормальном», гармоничном состоянии.

Разумный человек, если у него сломался телевизор, обращается к мастеру, человеку, который специально обучен и знает, как этот телевизор починить.

Неразумный – начинает сам ковырять микросхемы отвёрткой или зовёт соседа, который, не будучи специалистом, лишь помогает хозяину доломать этот телевизор.

Подобно тому и люди «мира сего», сталкиваясь с жизненными проблемами, являющимися следствием их грехов, пытаются решить их сами либо, что ещё хуже, бегут к «соседям» – колдунам, экстрасенсам, гадалкам.

Результат неизбежно печален.

Христианин, старающийся соблюдать Заповеди Божий, имеет чистую совесть и мир в душе; происходящие с ним события внешней жизни не разрушают его внутренней гармонии, но способствуют ещё большему совершенствованию духа; так же, как огонь и вода, закаляют железо, делая его прочной сталью.

Православный христианин, столкнувшись с какой-либо жизненной проблемой, идёт за советом к духовнику, зная, что он просит ответа на свой вопрос не у человека, пусть даже праведного и духовно опытного, но у Бога, Который видит его Веру, и подаёт ему через духовника необходимый совет и благословение.

Получив благословение духовника на какое-либо дело, христианин, не сомневаясь, исполняет его как послушание, и Господь непременно подаёт ему в этом Свою Благодатную Помощь.

Церковь устами старцев учит: «Предай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божия будет обитать в тебе».

Вопрос: Как начинающему христианину найти себе духовного руководителя?

Ответ: Церковь предоставляет христианину право самому избрать себе духовного наставника. Прекрасно, если им станет священник из ближайшего храма.

Но, так как устроение души каждого христианина сугубо индивидуально, священники же по складу характера, духовному опыту также различны, то очень важно найти такого духовника, чтобы между христианином и избранным им духовником был сердечный контакт, взаимопонимание и полное доверие.

Тогда духовное руководство даст добрые плоды.

Можно дать несколько практических советов людям, желающим найти себе духовного наставника:

Прежде всего помолитесь усердно Богу, прося Его даровать вам рассудительного и доброго наставника. Как попросите – так и получите.

Пойдите в ближайший храм, во время богослужения обратите внимание на священников.

Постарайтесь сердцем почувствовать – к кому оно расположится.

Подойдите к этому священнику на исповедь, покайтесь в грехах, задайте волнующие вас вопросы.

В зависимости от того: внимательно или равнодушно, с участием или безразлично отнесётся к вам священник, определите сами – доверить ли ему решение своих наболевщих проблем или ограничиться исповедью и разрешением от грехов, и потом искать другого духовника.

Но, уж если доверили и получили от него совет и благословение, – свято выполняйте, как полученное от Самого Господа, и не бегайте потом от одного священника к другому в надежде на изменение не понравившегося вам наставления.

Через всех священников равно действует один и тот же Христос, и потому дважды обращаться с одним и тем же вопросом к разным священникам – грех.

Если в ближайшем храме вам не удалось найти священника, которому вы решились бы доверить свою душу для духовного руководства, не переживайте.

Ещё в дореволюционной России многие ездили решать важные вопросы своей жизни в Оптину Пустынь к великим старцам, в Дивеево, в другие места, где находились прославленные высотой духовной жизни священники.

По мере того как вы начнёте посещать храмы и вступите в общение с другими православными христианами, вы услышите, в каких храмах, какие священники пользуются авторитетом и любовью среди прихожан, и ваши возможности найти себе духовного руководителя значительно расширятся.

«Если нет опытного наставника и христианин будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь».

Желающим обрести духовного наставника нужно помнить слова Господа Иисуса Христа: «Просите и дано будет, ищите и найдёте».

Главное – не переставайте усердно молить Господа, и Он дарует вам наставника во Спасение.

Из книги Путь разума в поисках истины. Основное богословие автора Осипов Алексей Ильич

8. Наставник Оказаться в таком бедственном состоянии может, к сожалению, любой верующий, каждый подвизающийся, если будет жить по своему разумению, без истинного духовного наставника, без руководства святоотеческими писаниями.Но если понимание Отцов - задача не всегда

Из книги Поэзия просветления. Поэмы древних чаньских мастеров автора Шэн-янь

Наставник Фу (497-569) Царь Сознания Стихотворение «Царь Сознания» было написано наставником Фу, мирским последователем (скр. упасака), также известным как Фу Ю, который жил во время правления императора У-ди из династии Лян, Он женился в шестнадцать лет, и у него было два сына.

Из книги Классические тексты дзэн автора

Из книги Сияющий Коран. Взгляд библеиста автора Щедровицкий Дмитрий Владимирович

Из книги Великий парадокс, или Два почерка в Коране автора Алескеров Самир

Дух Божий – наставник пророков Дух Святой как необходимый посредник в передаче пророчества от Бога к Его вестнику рассматривается в Ветхом Завете как персонифицированная, личностная, сила Всевышнего, руководящая пророком в периоды его экстатического духовного

Из книги Избранный сосуд Божий. Удивительные подвиги преподобного Серафима Вырицкого. автора Автор неизвестен

Наставник или властитель? Судьба свела мусульман, и только их, с феноменом, когда посланник Божий - Мохаммед - был одновременно и религиозным, и политическим деятелем. С одной стороны, он проповедовал новое религиозное учение, с другой - стал властителем в Медине, а потом

Из книги Воцерковление для начинающих церковную жизнь автора Торик Протоиерей Александр

Наставник На Западе еще полыхало пламя войны, а в Вырицу уже спешили страждущие со всех концов России и других освобожденных территорий. Ехали из Псковской, Новгородской, Великолукской, Калининской и других областей, из многострадального города на Неве и его

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

Духовный наставник Вопрос: Кто такой духовный наставник и какова его роль в жизни христианина?Ответ: Для начала приведём выдержки из сборника изречений святых отцов «Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина», сборника, который очень полезно

Из книги Библейские образы автора Штайнзальц Адин

НАСТАВНИК ТОЖЕ ПЛЯШЕТ Однажды вечером в праздник Симхат Тора сам Баал Шем танцевал вместе со своими учениками. Он взял в руки свиток Торы и пустился в пляс вместе с ним. Затем он отложил свиток в сторону и стал танцевать без него. В этот момент один из учеников, лучше всех

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

9 Аарон Шмот 4:14–16, 4:27–31, 6:13–9:12, 17:8–13, 32:1,35 ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК Моше и его брат Аарон действовали совместно, чтобы добиться освобождения еврейского народа из египетского рабства. Но в Танахе доминирует фигура Моше.На протяжении всей книги Исхода (Шмот), второй книги

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

Наставник и учитель Исшедшим из мира необходим наставник. .Обманулись те, кои считают ненужным иметь наставника на пути благочестия. ; .Как должно поступать В избрании наставника, прежде вступления в поприще послушания, сообразуясь в этом с качеством своих

Из книги Лучшие притчи дзэн [Обычные истории о людях необы­чайных] автора Маслов Алексей Александрович

«Наставник пустыни» Старец Паисий прошел все образы монашеской жизни: в общежитии, в идиоритмическом монастыре, в монастыре в миру, в пустыне, в скиту, один в каливе. Пройдя через послушание, будучи, подобно тесту, замешан на Предании прежних отцов, он приобрел большой

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Наставник-грубиян Приход созерцания Монах Хунчжоу Фахуэй из местечка Чжутянь, что в провинции Цзянси, как-то спросил чаньского наставник Мацзу Даои: - В чем высший смысл прихода Бодхидхармы с Запада? - Эй, говори потише! - доверительно произнес монах Мацзу. - Подойди

Из книги О молитве Иисусовой и Божественной Благодати автора Голынский-Михайловский Антоний

Духовный наставник и умная молитва Заниматься исключительно умной молитвой необходимо под руководством духовника. Умной молитвы не бывает без духовного наставника. Есть опасность, что душа впадет в прелесть. Нужна осторожность…Духовный наставник научит вас, как

Из книги Введение в православную аскетику автора Дергалев Сергий

5. Наставник (К стр. 51) «Молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который мог бы хорошо упасти тебя. Лучше называться учеником ученика, а не жить самочинно и обирать бесполезные плоды своей воли», - говорит Симеон Новый Богослов, преподобный отец X

Из книги автора

ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК »127 На путях воцерковления рано или поздно встанет вопрос: как найти духовного наставника, духовника?Это один из самых трудных вопросов сегодняшнего дня. Прочитав много книг, большинство из нас, естественно, начинают искать себе духовного отца. Тем

Вы, наверняка, много слышали, что у людей есть свой духовный наставник, но вот, кто это такой и как себе заполучить своего духовного наставника, вы возможное не знаете.

КТО ТАКОЙ ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК - ОПРЕДЕЛЕНИЕ


Прежде чем начать разбираться, кто такой духовный наставник, давайте зададим себе несколько вопросов! Насколько вы верующий человек? Часто ли вы посещаете церковь возле вашего дома или какую-либо другую? Если же вы не верующий человек и не посещаете церковь, то понять духовно, кто такой духовный наставник будет сложнее, если же вы часто посещаете церковь и достаточно активный православный верующий человек, то все будет проще. Рекомендуем ознакомиться,

Обратите внимание, что в вашей церкви практически всегда один и тот же священник, который проводит различные службы и таинства. Так же обратите внимание на того человека, который вам помогает в православной вере, если же у вас такого нет, то остановитесь на священнике в своей церкви.

Так, вот теперь перейдем к понятию, кто такой духовный наставник, а это ровно тот, кто наставляет вас на путь православной веры и, если вы сбились с пути Божьего, он вернет вас на этот путь. Почему мы начали спрашивать про частоту посещения церкви, да потому что, если вы часто посещаете церковь, то вашим духовным наставником, пусть и не гласно является батюшка этой церкви, который наставляет вас на путь истинной веры. Если же батюшка или настоятель церкви еще и часто общается с вами, отвечает на ваши православные вопросы, дает житейские рекомендации на тему вашей веры, значит и является вашим духовным наставником.


Если же вы не посещаете церковь и очень мало уделяете религии времени, но у вас есть очень верующий человек, который вам всегда подскажет о православных праздниках, даст какие-либо дружеские рекомендации по духовной жизни, именно этого человека и можно назвать вашим духовным наставником.

КАКИМ ЖЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК

Нельзя сказать, что ваш духовный наставник никогда не ошибается и является идеалом православной веры, нет, он такой же человек, как и вы, и так же имеет право на ошибку, но он ведет вашу душу по пути истинному, по пути православной веры ближе к Богу и вечной жизни. Рекомендуем ознакомиться,

Основными качествами, которыми должен обладать духовный наставник, это:

Хорошо уметь различать, где добро, а где зло;
- Помогает идти по пути православной веры;
- Является примером для других в вере в Бога;

Выше указанны основные качества духовного наставника, но если хороших качеств еще больше, тем лучше.

КТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДУХОВНЫМ НАСТАВНИКОМ

Если человек не может отличить добро от зла, он никак не может считаться духовным наставником. Человек не может быть духовным наставником, если он лживый и бесчестный, человек который не следует нравственным принципам православной веры. Духовный наставник не имеет права лгать, воровать, вести себя как последнее животное, а также совершать подлые поступки.

Нельзя называть человека духовным наставником, если он является фанатиком, не способным рассуждать и принимать чужие мысли об иноверии. Если человек не способен рассуждать и правильно убеждать, а на любое высказывание противоречащее понятием этого человека приводит его в ярость, то такой человек никак не является духовным наставником, он, скорее всего, является духовно больным человеком.

Духовный наставник - это реальный пример на себе для своих учеников, как нужно жить в православной вере, если человек не способен показать своим достойным поведение пример окружающим, то и называться духовным наставником он не может. Рекомендуем ознакомиться,

По данным переписи 2011 г. в Литве проживают более 23 тысяч староверов, а по данным ДПЦ почти 40 тысяч. Важное место в жизни литовского старообрядчества занимает , который 22 мая отметил свое 110-летие. Сейчас духовным наставником храма является отец Сергий (Сергий Иванович Красноперов) — молодой, энергичный и вдохновленный своей работой человек. Он рассказал о жизни храма и особенностях староверия в Литве. «Во имя любви мы можем от многого отказаться, и тогда мы обретем истинный смысл жизни », — считает он.

***

Отец Сергий, чем знаменит ваш храм?

22 мая (2016 года — прим. ред.) нашему храму исполнилось ровно 110 лет, он был освящен 22 мая 1906 г., поэтому наша община решила провести знаменательные мероприятия в честь этой даты. Всего в Литве 60 староверческих общин и 52 храма. У нас не самый старый храм, но один из старейших. Так случилось, что многие храмы горели в годы войны, потом отстраивались. Первый староверческий храм на литовской земле — храм в Рокишкском районе — 300 лет назад туда пришли первые староверы.

Наш каунасский приход достаточно большой — около 1500 исповедников в год, а всего по Каунасскому району около 6000 прихожан, несмотря на то, что служба ведется на старославянском языке. Отмечая такую славную дату, не могу не вспомнить имена тех настоятелей, с которыми история существования храма тесно связана.

Иосиф Иванович Никитин в Каунасской общине прослужил духовным настоятелем более 40 лет. С его именем связаны многие исторические, миротворческие, просветительные и религиозные моменты жизнедеятельности прибалтийского старообрядчества.

Первым настоятелем храма был Афанасий Михайлович Селюгин . Он нес пастырское служение в храме Каунасской общины, пользовался любовью и духовным авторитетом среди прихожан, учил Закону Божьему детей местных староверов в народной школе.

Никола Иванович Козловский стал делегатом 1-го Всероссийского Собора поморцев 1906 года в г. Москве и прослужил в общине более 30 лет.

Владимир Диомидович Панцырев , духовный наставник в Каунасской староверческой общине, был большим знатоком крюкового пения и своими знаниями знаменных распевов щедро делился с молодыми причетниками.

Другой наставник Иоанн Хрисанович Федоров вышел из староверческой династии Федоровых, четыре поколения которых служили на благо Каунасской общины.

У храма пестрая история, которая помнит и пожар, во время которого староверы спасали самое ценное, что у них было и есть — иконы и богослужебные книги, с которыми когда-то пришли на эти земли их предки, сберегая свою веру и истинное учение.

Вы сказали, староверию в Литве уже 300 лет. Что же заставляет людей, на ваш взгляд, держаться этой старой веры?

Вера и держит именно староверие. Как известно, мы придерживаемся церковных канонов, существовавших до реформы Никона, не принимаем новшеств. Конечно, традиции идут из семьи, из опыта общинной жизни. Мы воспитываем детей так, как воспитывали нас, крестим детей, учим, как учили нас родители, дедушки и бабушки.

Сейчас такое время, что модно переходить из конфессии в конфессию, искать себя, свою религию. Не теряет ли староверческая община людей, подверженных новым тенденциям?

98% наших прихожан из староверческих семей, но бывает и так, что люди узнают о нашей религии и принимают нашу веру. Я знаю таких с десяток. Людям нравится, что мы сохранили уникальное солевое пение, которое ведет начало с раннего христианства на Руси. Где-то оно подзабыто, а где-то утрачено совсем. Впрочем, сегодня, конечно, нужно признать, очень много смешанных семей. Но если молодая пара хочет бракосочетаться в нашей церкви, то вторая половина должна принять нашу веру, оба брачующихся должны быть староверы. Но в целом наша община уменьшается. Мы не можем противостоять процессам миграции, поэтому с горечью отмечаем, что наша молодежь тоже уезжает. Многие уже покупают за границей имущество и живут там оседло. Но отрадно то, что своих детей креcтить они привозят к нам, туда, откуда сами родом, где их корни. И всегда стараются хотя бы раз в год приехать на исповедь.

Говорят, в староверческих семьях строгий, даже суровый уклад. Якобы самое главное — это жить так, как жили их деды, прадеды и прапрадеды. Поэтому не приветствуется посещение кино, телевизора в доме, слушание радио. Наслышаны мы и про домострой. Так ли это?

Да, мой дедушка, например, запрещал нам смотреть телевизор, но сегодня трудно быть изолированным от мира, поэтому запреты теряют свою актуальность. Мир меняется, невозможно жить закрытой жизнью, хотя я знаю некоторые семьи, которые до сих пор придерживаются строгих правил и традиций. Чаще всего это касается подготовки к религиозным праздникам, воспитания детей.

В нашей староверческой среде стараются, чтобы дети для семейной жизни выбирали своего, а не иноверца. Поэтому у нас популярны совместные семейные вечера, действуют воскресные школы. Мы также организуем молодежные лагеря для тех, кому уже исполнилось 18. Там молодежь проводит неделю по церковным правилам. 50-70 молодых людей приезжают со всей Литвы, проживая в лагере, они соблюдают посты, посещают богослужения, кроме того, они там знакомятся, начинают дружить. Так у нас уже 4-5 новых семей образовалось.

Мы стараемся, чтобы староверие сегодня сводилось не столько к отказу от внешней жизни, сколько к соблюдению постов и церковных обычаев. Ведь у нас в году 200 дней поста. В посту важно воздержание от веселья, соблюдение спокойной жизни. Но самое главное — это творить добро. Я даже прихожанам своим говорю, что пост заключается не в том, чтобы не есть колбасу, мясо…

В нашей жизни сегодня несложно отказаться от колбасы, более того, сегодня это делают все сторонники здорового образа жизни. Многие покупают овощной салат совсем не по идейным соображениям, а вот отказаться, к примеру, от мобильного телефона, от гаджета — это гораздо сложнее. А пост — это ограничение. Это воспитание духа тем, что ты можешь ограничить себя в удовольствии, потому что не в этом суть жизни.

Кроме того, отказываясь на какое-то время от мобильных телефонов, мы отказываемся и от зависимости, потому что дух должен быть свободен от этих внешних атрибутов. Во время поста нужно стать добрее, проявлять любовь, подумать о ближнем. В жизни самое главное — это любовь. И Бог нам показал эту любовь. Он пришел в этот мир с любовью и оставил нам любовь. Во имя любви мы можем от многого отказаться, и тогда мы обретем истинный смысл жизни.

В чем, на ваш взгляд, уникальность староверия Литвы?

Самое главное отличие — что мы здесь являемся традиционной религией. Нас признает государство. Древлеправославная Поморская Церковь Литвы — это одна из одиннадцати традиционных религиозных общин нашей страны. В России, к примеру, староверие не является традиционной религией, а считается ветвью православия. Думаю, это в корне неверно. Наша Церковь отличается от Русской Православной Церкви не столько догматикой, сколько богослужением и обрядами, церковной структурой, а также толкованием отдельных элементов Священного Писания. В целом у нас нет с православной церковью совместного духовного общения, мы существуем отдельно, живем каждый своей общиной, не мешая друг другу.

В Литве мы существуем автономно. Высший орган правления нашей Церкви — Собор, который проводится раз в 5 лет. В Вильнюсе действует Высший Совет Церкви. Председателем Совета сейчас является вильнюсский духовный наставник Григорий Бояров , а я его заместитель. На Соборе также избирается Духовный Суд, который решает различные вопросы. Мы крестимся двумя перстами, признаем только старые иконы, богослужебные книги и обряды, восьмиконечный крест.

Также староверы Литвы не признают священства. Богослужение и религиозные обряды совершают миряне — духовные наставники, избранные из числа рядовых прихожан. Как известно, первые раскольники стали называться беспоповцами, так как они были уверены, что таинства, совершаемые русским православным духовенством после реформ Никона, лишились Божьей благодати. Поэтому у нас нет рукоположения. Но духовный наставник может совершать два таинства: крестить и исповедовать. Благословлять на брак мы тоже можем, но не как священники. Для заключения законного брака необходимы согласие жениха и невесты, благословение родителей, венчание, свидетели и соответствующий возраст вступающих в брак. Ну а в храме этот обряд сопровождается соответствующими случаю молитвами.

Почему вы стали духовным наставником?

Так сложилось, что я родился в семье староверов, получил воспитание богобоязненных родителей, бабушек и дедушек. С детства мне нравилось ходить в церковь, часто ночью мы вставали и всей семьей молились. Потом я стал активно посещать воскресную школу при храме. Духовной семинарии у нас нет. Для того чтобы стать духовным наставником, нужно знать все обычаи, регулярно ходить в церковь, а кандидатуру выдвигает уже духовный отец.

Так случилось и со мной: мою кандидатуру выдвинули, поддержали, и я стал настоятелем Каунасской общины. Когда мы праздновали 110-летие нашего храма, служба торжественная началась в 6 часов утра и длилась до 11.30, так как кроме торжественного молебна состоялся еще крестный ход с иконами, крестом и песнопениями вокруг храма. Отрадно заметить, что на нашем празднике было много гостей, кроме того, мы получили поздравление от премьера Альгирдаса Буткявичюса и Каунасского самоуправления.

На пути к Богу и просветлению верующие люди нуждаются в духовном отце. Во всех религиях принято выбирать себе учителя, который поможет разобраться с проблемами. Зачем люди обращаются к священнослужителям за помощью и советом? Человек познает истину через посредника - священника или гуру. В разных религиях к духовным отцам относятся с уважением. Все верующие сходятся во мнении, что духовный наставник - проводник и эксперт в области религии.

Кто такой духовный наставник

В индийских традициях это учитель, который рассеивает тьму и обращает душу к свету и знаниям. В индуизме и сикхизме все религиозные учителя, которые ведут человека к духовному развитию, называются гуру. Наставник помогает формировать нравственные ценности, является образцом поведения и вдохновляющим источником, который помогает в духовной эволюции ученика. Этот термин также относится к человеку, который является духовным проводником и помогает раскрывать душевные возможности. В православии в роли наставника выступает священнослужитель, священник-угодник.

Православная церковь позволяет христианину самостоятельно выбрать себе духовника. Им становится священник той церкви, куда постоянно ходит христианин. Духовник - не просто человек, он божественная направляющая энергии, которая помогает человечеству осознать его истинную природу.

В буддийской традиции учитель ценится как нравоучитель, заслуживающий большого уважения, и источник вдохновения на пути к освобождению, рассматривается как друг. Но в тибетском буддизме духовный наставник воспринимается как Будда, самый корень духовного осознания и основа пути. Без учителя не получится приобрести опыт и проницательность. Тибетские тексты уделяют большое внимание прославлению качеств и добродетелей духовников. С их благословения ученики идут по пути к истинной природе своего разума.

Черты характера хорошего наставника

Выбирая себе учителя, помните, что перед вами такой же человек, как и остальные. У духовного отца свой характер, и, несмотря на религиозный образ жизни, он может совершать ошибки. Для того чтобы определиться с выбором, обязательно:

  • пообщайтесь со священником;
  • исповедуйтесь;
  • попросите благословения.

Для того чтобы служить людям и быть хорошим духовным наставником, священнослужитель должен обладать такими качествами:

  • отличать добро от зла;
  • быть милосердным, честным, справедливым;
  • обладать спокойствием, состраданием и желанием помочь нуждающимся;
  • быть примером в своей вере для других.

Если у вас не получилось найти сразу духовника, ничего страшного. Обратитесь в другой храм или оставьте эту идею на время. Пообщайтесь с прихожанами и спросите, кто из духовенства пользуется популярностью и доверием людей: вам могут подсказать, где найти духовного учителя. Стоит поехать в монастыри или другие святые места. Многие верующие не имеют своего наставника, но церковь на это отвечает: есть Евангелие, Предание Церкви, религиозная литература и богослужения. Это не второстепенные вещи, и если человек осведомлен о них, следует канонам, Господь отблагодарит его за смирение.

Человек, которого нельзя назвать наставником

Слово духовника - это слово Бога. Гуру на самом деле становится связующим звеном между человеком и Господом. Соблюдать его поучения - обязанность ученика. Только просветленная душа приведет еще одну душу к просветлению.

Поэтому, если человек не отличает добро от зла и совершает плохие поступки, он не станет наставником. Религиозный руководитель должен сам иметь учителя, а тот - своего духовного отца. Так передается традиция преемства духовничества. Если священник, к которому вы обратились, не имеет такого преемства, вы столкнулись с так называемым новоделом.

У духовного наставника не должно быть таких отрицательных свойств характера:

  • зависть;
  • злость;
  • ненависть;
  • лицемерие;
  • ревность;
  • гордыня;
  • склонность к воровству;
  • меркантильность.

Духовник не должен быть фанатиком, чтобы без споров выслушать и принять инакомыслие. Отношения с учеником должны складываться спокойно, поэтому учитель должен обладать мудростью и терпеливо выслушивать проблемы своего чада.

Чтобы быть чьим-то гуру, требуется Божье указание. Знание, полученное только из книг, не дает возможности стать духовным руководителем.

Взаимоотношения между наставником и учеником в христианстве

После знакомства и первого общения ученика с наставником при обоюдном согласии дальнейшего общения у них возникают взаимоотношения.

Первая стадия

Сначала человек просто приходит к духовнику для исповеди и отпущения грехов, просит совет. Он молится, читает духовную литературу, и ему достаточно этих книг. Какое-то время человеку хватает тех знаний, которые у него есть, по которым он строит свою жизнь. Но постепенно он начинает нуждаться в более близкой нравственной связи с наставником.

Вторая стадия

На этом этапе священник становится наставником для своего чада. Человек привыкает к учителю и доверяет ему. Он выслушивает рекомендации наставника, но относится к ним избирательно, выполняет только то, что ему нравится и близко по духу. Советы священника воспринимаются как человеческие домыслы, поэтому вначале отношение к ним поверхностное. Вскоре чадо понимает, что это были не просто советы, а Божья воля. И он может быть наказан за их невыполнение. С годами человек начинает доверять своему духовнику, прислушивается к его словам, и тот становится его наставителем.

Со временем христианин удостоверяется в правильности наставлений. Он понимает, что при неуклонном исполнении советов ему будет хорошо, а при нарушении - плохо. После того как ученик убедится в необходимости соблюдать все правила, священник становится его духовным отцом.

Это можно объяснить на примере родителей и детей. В семье над ребенком властны родители: могут похвалить и наказать. При непослушании мать или отец наказывают чадо, но после смирения и послушания ребенок вновь возвращается к родителям и осознает, что они поступили мудро. Такие же взаимоотношения развиваются между христианином и священником.

Третья стадия

На этом этапе священник становится нравственным отцом для своего подопечного. Между ними возникают тесные доверительные отношения, при которых нравоучитель не настаивает на действии, а лишь дает верное направление.

Взаимоотношения наставника и ученика в индуизме

В Индии выделяют три типа гуру:

  1. духовный наставник для высших каст индусов. Выполняет традиционные ритуалы и не имеет отношение к храму (то есть не священник);
  2. просветленный мастер, который проводит освящение. Этот тип существует в движении бхакти и в тантре и требует беспрекословного послушания;
  3. аватар - гуру, который считает себя достойным, чтобы быть воплощением Бога.

Нравственное усыновление ученика гуру в Индии сопровождается ритуалом. На этой церемонии будущий ученик наносит царапину на голову, надевает праздничную одежду и тщательно украшает себя цветами. Он становится рядом со своим учителем. Они стоят, скрестив руки, гуру поворачивает лицо на восток, а ученик на запад. Учитель, прошептав соответствующие слова, призывает молодого человека подняться правой ногой на камне, чтобы быть стойким и смелым.

Духовный учитель кладет на него священный шнур, состоящий из трех кос, сплетенных из девяти хлопчатобумажных нитей, каждой касаясь его левого и правого ребра. Посвященному придется носить его всю свою жизнь. Затем гуру дает ему пояс, чтобы символически придать силу и храбрость.

Затем начинается диалог между учителем и учеником, в ходе которого будут определены их будущие отношения. Гуру берет руки ученика, и один из его помощников наполняет их водой. Учитель бросает три раза скрещенные руки молодого человека с водой, берет его правую руку между своими ладонями, и говорит пожелания. В конце церемонии ученик выслушивает его обязанности в ближайшие месяцы. Через год происходит вторая часть церемонии, после которой повторяются ежегодные ритуалы. Когда гуру умирает, он говорит своим ученикам: «Я научил вас всему, что знал, теперь мне пора идти».

Традиционно число учеников ограничено в пользу прямой доверительной связи «учитель -ученик».

В современном мире люди очень редко добиваются истинных гармоничных отношений с духовниками. Связь между ними остается поверхностной или исчезает со временем. На это влияют такие факторы:

  • общественное мнение;
  • давление близких;
  • гордость самого христианина;
  • консервативные принципы.

Общаться с духовником означает быть сдержанным, послушным и смиренным. Не всем свойственны эти качества.

Некоторые священники сознательно отказываются быть наставниками в силу некомпетентности или опасения впустую потратить силы.