Вопрос священнику нужно ли заставлять человека работать. Что делать, если на работе конфликт с начальством? Но на любой ли работе «есть место подвигу»

Количество записей: 75

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какую молитву нужно читать для успеха в бизнесе? Моя племянница очень старается, и хотелось бы чтобы Бог помог и заметил её труды. Спасибо.

Елена

Елена! Святое Евангелие учит нас искать прежде Царства Божия и правды его, а все остальное приложится (см. Мф., 6;33). Учите свою племянницу ходить в храм, исповедоваться, причащаться, молиться Богу перед всяким делом, жить по заповедям, творить милостыню. Сами молитесь о ее спасении. Тогда, если ей это полезно, и в бизнесе будет все хорошо. Молиться можно любому святому, например, святителю Спиридону Тримифунтскому.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Я открыла продуктовый магазин, и передо мной встал вопрос: если я начну торговать спиртными напитками, это грех? Выпить в положенные дни в меру наша православная вера позволяет, ведь так? Или все-таки мне не стоит вводить в торговлю спиртные напитки? Разрешите, пожалуйста, мои сомнения. Заранее благодарна. Храни Вас Господь.

Анна

Анна, если этот вопрос беспокоит Вашу совесть, то лучше всего спросить благословения у священника, к которому Вы обычно ходите на исповедь.

иерей Владимир Шлыков

Благословите! Спасибо за очень полезный сайт и эту рубрику. Стараюсь ежедневно прочитывать вопросы-ответы, т. к. получаю ответы на многие свои вопросы. Прошу вашего совета: работаю в муниципальном учреждении, недавно мне дали отдельный кабинет; можно ли самой прочитать молитвы на освящение кабинета? Священника пригласить не получится. Спасибо за ответ.

Анна

Анна, освятить Ваш кабинет в полной мере может только священник. Если нет возможности пригласить батюшку, то Вы можете повесить в кабинете иконку и окропить его крещенской водой со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Никаких других молитв читать не следует.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Я хочу спросить у Вас, как мне реагировать на поведение моей сотрудницы. Она мне сказала, что когда меня видит, ей хочется спеть песню "Натали, я куплю тебе на кладбище земли". Она для меня просто сотрудница. Мне очень неприятно.

Наталья

Дорогая Наталья, сочувствую Вам, такая "простота" шокирует. Но хорошо будет, если она так и останется для Вас просто сотрудницей. Ответные уколы только усугубят противостояние. Вместо них помолитесь, чтобы Господь укрепил Вас, чтобы обида не грызла душу, чтобы Он помог Вам спокойно воспринимать такие шпильки. Помолиться об обидевшей, чтобы Бог простил ее выпад, будет по-христиански. Если будете на исповеди, упомяните об этой обиде. И все пройдет. Да поможет Вам Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка! У меня очень тяжёлая ситуация в жизни. Живу с сыном, он ещё учится. Три года назад муж ушёл в другую семью. В последнее время перестал помогать сыну, да и не общается почти с ним. Очень тяжело нам стало. Предприятие, на котором работаю, собираются закрыть, работу найти у нас очень тяжело, особенно без помощи. Хочу устроиться на работу с детьми, справку для работы делают очень долго (из милиции для работы в детских учреждениях), место уже почти нашла, вот, переживаю сижу. Очень хочется на работу с ребятишками, боюсь без места остаться, пока справку делают. Хотелось бы попросить Вашей молитвенной помощи, если можно. Сама тоже каждый день прошу помощи у Бога, только на Него вся надежда. Спасибо Вам.

Юлия

Да поможет Вам Бог, Юлия! Помолимся за вас. Хорошо, что всю надежду Вы возложили на Господа, просите Его помощи, не забывайте о словах, которыми Он научил нас молиться: "Да будет воля Твоя..." Если забыть о них, можем проглядеть милость, которую Он даст, потому что своей волей ограничили себе простор - хочу вот именно так! Господь несомненно что-то для Вас имеет и пошлет это Вам. Храни Вас Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, я сдаю магазин в аренду, но в договоре написано, что магазин сдаётся безвозмездно, хотя человек платит мне деньги. Нужно ли переписать договор?

Сергей

Здравствуйте, Сергей. Поступите, как подсказывает Вам совесть. Или платите налог с аренды, или денег не берите. Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Доброго здоровия, батюшки Я договорилась с одним человеком после работы пойти в храм на вечернюю службу, чтобы исповедаться перед причастием. За пять минут до окончания смены позвонили с производственного участка и велели остаться, чтобы разработать им технологию. Я ответила, что рабочий день закончился и меня уже ждут, ушла. На исповеди я этот случай рассказала. Но недоумение осталось. Согрешила ли я? Спасибо за ответ.

Маргарита

Маргарита, все зависит от того, насколько Ваша помощь была необходима. Одно дело, если работодатель часто злоупотребляет своим положением и заставляет работников задерживаться после работы. И совсем другое, если без Вашей помощи в тот момент действительно не могли обойтись. Думаю, для успокоения совести нужно объясниться с коллегами.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день. Я работаю на руководящей должности в юридическом отделе очень крупной алкогольной компании. Стараюсь добросовестно исполнять свои обязанности. Вопрос в том, не грех ли работать на фирме, которая в массовом количестве выпускает и продает водку, вина и т. п.?

Игорь

Формально греха нет, ведь не Вы заставляете пьяницу тонуть в зависимости все глубже и глубже. Что угодно люди могут использовать во грех, что ж теперь делать всем производителям? Но если вопрос этот будет Вас мучить и дальше, возможность когда-то сменить работу у Вас остается. Да хранит Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка! Помогите мне, пожалуйста, решить такую проблему. У меня 2 детей, 4,5 и 2,5 года. Весной сыну исполняется 3 года, и мне нужно будет выходить на работу. Но за время декрета я настолько сильно свыклась с семейным бытом, даже несмотря на его трудности. Я не представляю себя на работе, не представляю, что моими детьми будут заниматься бабушки и воспитатели. Я же мать и жена, знаю и люблю эти роли всей душой! Бог ведь с меня за детей спросит, а не с бабушек! И сидеть бы мне дома, но муж убежден, что я должна работать ради стажа и пенсии. Никак я его не могу убедить, что мне дети дороже. Да и дома сидеть я не всегда собираюсь, а пока дети в школу не пойдут. Материальное положение позволяет мне не работать пока. Мы в достатке. Третьего родить пока не можем, нет своего жилья, муж военный, ездим с места на место. Но я бы все равно родила,а муж пока не хочет больше детей. Батюшка, простите за многословие, но мне очень важно ваше мнение. Права ли я в своей позиции, что работа может подождать, и детям я сейчас нужнее? Стоит ли настаивать на своем, или выйти на работу ради послушания мужу, а там Бог сам все управит? Спаси Вас Господи!

Татьяна

Дорогая Татиана! Это ли ни счастье и не предназначение жены – быть хранительницей дома и воспитателем детей? Тем более, что с финансами у Вас все, слава Богу, хорошо. Никто не воспитает Ваших детей лучше, чем Вы сами. А в нашей стране пенсия – это такая призрачная реальность… Мне, например, не верится, что когда придет время получать пенсию, то, что Вы заработали, Вам вернут. Лучше инвестируйте Ваши силы, время, молодость и здоровье в деток, а достаток в старости при правильном воспитании они Вам обеспечат. Да и Господь не оставит того, кто положил все свои силы, чтобы воспитать своих детей в вере и благочестии. Так что постарайтесь еще раз поговорить с супругом и убедить его, что Вы нужнее детям, а не государству. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, уважаемые батюшки. Хотелось бы обратиться к отцу Максиму. У Вас я нашла очень много полезных, вразумительных советов, написанных живым языком. Посоветуйте и мне, как поступать в таких, казалось бы, обыденных ситуациях, как детские истерики. Я работаю няней в одной семье, в США. Здесь детей воспитывают не так, как у нас. ЗДЕСЬ ПОЗВОЛЕНО ВСЕ! Дети не знают слова " нет". Я верующая, православная, и знаю, что всегда нужно хранить мир душевный, не гневаться, но в последнее время я от постоянных истерик не просто устаю, а чувствую какую-то опустошенность, даже уныние. А сегодня я не выдержала, меня прорвало, я даже повысила голос на ребенка, гневалась. Плачу, каюсь, но понимаю, что надо потерпеть, через полгода, если Богу будет угодно, хочу уехать домой. Поэтому о перемене работы здесь говорить не имеет смысла. Посоветуйте, пожалуйста, как православному христианину проявлять выдержку в моменты детских истерик? Где и что можно почитать на эту тему? Сознаюсь, мне стыдно потом было перед 3-х летним ребенком, за то что гневалась, стыдно и перед Богом. Я 2,5 года назад воцерковилась, регулярно участвую в таинствах, казалось что духовная жизнь моя мирная и тихая, и вдруг - гнев, раздражение... а ведь я очень хочу угождать Богу, быть кроткой, смиренной. Но вот при детских жутких истериках - не выдерживаю. А что такое истерики американских детей - это надо видеть. Помогите советом, батюшка. Спаси Вас Господь.

Валентина

Да, Валентина, видел я истерики американских детей (жил месяц в США у друзей), прихожане у меня в этой стране работали на таких же вакансиях, как и Вы. Думаю, Вы знаете, что в Штатах небезопасно показывать раздражение в адрес потомства, тем более чужого. Обвинить могут в чем угодно. Раз Вы решили вернуться, то надо просто терпеть и молиться. Молиться и за ребенка. Душевный мир, думаю, тут сохранить очень тяжело – все не наше, все так или иначе будет выводить из равновесия. Остается только терпеть. Почитайте авву Дорофея о терпении. Есть такая история: невзгоды гнали монаха из кельи, из обители, но каждый день он начинал с того, что еще потерпит и «уйдет завтра». Это «завтра» так и не наступило. Хорошо, если получится к определенному времени закончить дела в США. А если нет, то живите по этому принципу.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка. У меня произошла путаница в понятии о промысле Божием. Где-то давно прочитала, что наша жизнь складывается из нашей воли и воли Бога (это потому, что мы зачастую поступаем своевольно, а Господь насильно не заставляет). У меня складываются проблемы с поиском работы. Сразу оговорюсь, в церковь хожу, исповедаюсь, причащаюсь, о работе молюсь. Первый раз, прежде чем найти работу, я просидела 1,5 года дома. Проработала 9 месяцев, и вот опять 4-й месяц ищу работу. Как понять, правильно ли я поступаю, когда отказываю работодателю, если меня очень не устраивают условия (например, работа, которую я не выполняла ранее, другой город, очень маленькая зарплата, из которой нужно больше половины отдать за жилье опять же в другом городе и прочее). В моем городе работы по специальности нет. Не по специальности - не получилось, то работодатель не пришел, то еще какие напасти. Вдруг я занимаюсь своеволием и отвергаю волю Бога? Или все происходит именно так, как и дано Богом, и не нужно на этот счет переживать? Мое мимо меня не пройдет? Все это ввергает в уныние. Меня настораживает, что в момент отчаяния я судорожно молюсь о работе, но варианты работы, которые следуют за этим, не вызывают никакого желания согласиться, наоборот - ропот и отвращение. Может быть, это гордыня? Но я пыталась устроиться на непритязательные места, правда, которые выбрала сама- не получилось. Что мне делать в дальнейшем? Пожертвовать всем и устраиваться туда, куда придется, наступив себе на горло или ждать, чтобы работа была по сердцу? Спасибо.

Марина

Здравствуйте, Марина. Ищите хорошую работу. Ничего в этом зазорного нет. Можно немного подработать, если средства оскудели, но все же ищите, где Вы сможете приложить свои знания с пользой и удовлетворением. Что касается молитв о работе, то лучше это все оставить. Бог знает, в чем Вы имеете нужду. Для Него неважно, о чем Вы молитесь, а важно как Вы молитесь. Ваше желание найти работу стало превращаться в некую страсть, замещать собою цель и смысл жизни. А Бог не исполняет тех прошений, которые продиктованы страстью. Молиться можно и о работе, но сдержанно, без терзаний: Господи, Ты знаешь, в чем я имею нужду, прежде моего прошения к Тебе. Если возможно, исполни прошение мое о хорошей и любимой работе. Но пусть не моя воля, а Твоя да будет. Не вмени мне во грех неразумной молитвы моей, и помилуй меня.

иерей Александр Белослюдов

Батюшка, благословите! Помогите разобраться, как мне быть дальше, как правильно поступить? Я и мой молодой человек Евгений встретились полтора года назад. Мы оба православные и ни о каких близких отношениях до брака речи быть не может. Хотим обвенчаться, но вся проблема только в том, что молодой человек не работает. Когда мы познакомились, он полгода, как пришел из армии, собирался устраиваться в ФСБ, сдавал анализы, так прошел год. Когда ему отказали, он расстроился, попытался найти работу, всего раз пять сходив на собеседование, и всё! Потом начались обещания родных устроить то в одно место, то в другое, он каждый раз ожидает. Когда ему начинают говорить, что надо искать работу, он звонит раза два куда-нибудь и говорит, что ищет, но после тут же всё прекращается, а любые слова о работе он воспринимает как давление в его сторону или что ему ставят условия. При этом сам говорит, что очень хочет работать и просто мечтает об этом, но реально ничего не делает, спит до обеда, на первом месте любые дела, то близким помочь, то еще что-то, но работу не ищет ведь, найдет много отговорок, благородных дел, чтобы объяснить своё бездействие! Если ищет, то чтобы зарплата была большая, если маленькая, то его это не устраивает, говорит, что если на такую пойдет, то лучше уже не найдет потом. И что мне делать? Я понимаю, что так может продолжаться до бесконечности, живет он с мамой, папа живет с другой семьей, но деньги какие-то ему дает, вот и получается: у него есть, где спать и питаться, но нам уже под 30 лет, ведь нужно создавать семью, да и боюсь я, что такие отношения перерастут из любви в привычку. И его понимаю, скорее всего, ему самому психологически уже трудно переломить эту ситуацию, всё-таки больше двух лет не работает. Что мне делать, как изменить эту ситуацию, я прихожу в отчаяние. Помогите, пожалуйста, батюшка!

Елена

Я боюсь, Лена, что расстрою Вас: я не верю в глубокие перемены лентяев… Это будет продолжаться, скорее всего, до бесконечности. Не будут помогать родители, будет тащить на себе жена, сожительница, кто угодно… Если Вы на это согласны, то это Ваш выбор. Но я знаю только печальные примеры такого отношения к жизни. И Вас надолго не хватит. Такие отношения – «черная дыра» - самые лучшие годы жизни отнимут и ничего не принесут. Возможно, если Вы поставите условие ему и скажете, что оставите наедине с его проблемами, то он начнет шевелиться. Но надо посмотреть, сколько это будет продолжаться - его шевеление и какие результаты будут. На сайте в рубрике «Моя крепость» есть статья «Дополнительный ребенок» . Очень советую почитать.

протоиерей Максим Хижий

Отче, здравствуйте! Скажите, как быть, я сейчас работаю на хорошей работе во всех отношениях, но мне сейчас предложили другую работу с более высокой должностью, но меньшей зарплатой! Как поступить? Работаю сейчас в банке, а приглашают в администрацию. Из чего мне исходить, как сделать выбор?

Богдан

Здравствуйте, Богдан! Любое дело нужно начинать с молитвы и благословения. Придите в храм, закажите молебен святителю Николаю Чудотворцу и помолитесь о вразумлении. Исходить в выборе работы нужно из того, где Вы принесете больше пользы. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, вправильно ли я поступил. В первых числах ноября я устроился на работу в банк юристом, уже на второй день мне замдиректора сказала, что я должен быть ее правой рукой и докладывать, что делается в отделе. Я не стал этого делать. После двух недель работы эта замдиректора обвинила меня в непроффесионализме (при юридическом стаже в 8 лет) и попросила написать заявление на увольнение. Когда я на следующий день написал заявление, она извинилась, и сказала, что передумала, при этом вызвала моего начальника отдела и обвинила ее в моем увольнении. Потом она порвала мое заявление, но я написал другое, и она обозлилась на меня, т. к. это ей самой грозит увольнением. Единственное, что спасало меня при работе между "двух огней" - это чтение псалма 90 и Псалтыря. Но я уволился, невзирая на все уговоры со стороны руководства остаться и пережить, отработав всего три недели. Может, я и не прав, т. к. у меня жена и двое ребятишек, а я ушел с хорошо оплачиваемой должности? получается, что Бог дал мне испытание, которого я не смог вынести? С другой стороны, мне 34 года, и практически на протяжении жизни я старался не изменять своему слову и никогда преданно людям в глаза не заглядывал, неважно, деньги мне предлагали или другие блага. Прошу совета, батюшка.

Евгений

Евгений, ушли – и ушли, не надо оглядываться назад. Иначе начнете о чем-то жалеть, думать, что могло бы быть по-другому. Ситуация у Вас была там, действительно, гадкая, и так поверни – плохо, и так – еще хуже. Давайте будем мужественнее: закрыли дверь – и точка. Жалеть об этом не будем! А Господь Вам поможет, не оставит Вас за честность и прямолинейность.

игумен Никон (Головко)

Помогите, пожалуйста, советом. Не могу разобраться, что со мной происходит.
С Нового года меня как будто подменили. У меня очень тяжёлая работа в эмоциональном плане. Я работаю руководителем отдела по управлению проектами. А это как всегда нереальные сроки, на которые "подписывает" руководство. Деньги в организации всегда зажимают и наш "хозяин" не очень честен в этом отношении.
У меня достойная зарплата, благодаря моему вышестоящему начальнику, который был моим другом и тащил меня. Я всегда радел за своих сотрудников, пытался выбить у руководства для них какую-то финансовую мотивацию. В итоге так получилось, что я поругался со своим другом-начальником, он меня "демонизировал", что-то надумал себе и сказал, что работа - работой,
но больше у нас не будет никаких личных отношений. Так ещё он начал параллельно заниматься своим делом, не имеющим отношение к основной работе. И всех моих сотрудников позвал с собой, без меня. Я раза 4 предпринимал попытки поговорить, объяснял всё.
Он меня не слышит. В итоге я один против всего коллектива, сотрудники со мной не считаются и основная работа им не очень интересна. Так что приходится выбирать или "тащить" всё одному или относиться ко всему "халатно". А относится "халатно" я не люблю.
В итоге мой рабочий день превратился в "пересидеть" до вечера, радостно приехать домой, побыть час с семьёй и снова и снова и снова.

Уже полгода я нахожусь в состоянии какой-то депрессии, с утра трясучка. Всё плохо, ничего не получится и пр. Такое ощущение, что нервная система себя истощила и уже не может сопротивляться этим постоянным проблемам.
Т.к. 4 года я только и делаю, что решаю какие-то постоянно внезапно возникающие проблемы.
А может всё моё нутро говорит, что я не на том месте, на котором мне нужно быть.
Мне не хочется ничего, не хочется ездить на эту работу.
Но дома у меня жена, которая не работает и работать не собирается. У нас ребёнок и скоро родится ещё один.Я всё понимаю, уныние это плохо, грех жаловаться на свою жизнь, надо принимать всё как есть, радоваться тому, что у тебя есть, я и радуюсь, но хочется всё бросить и бежать без оглядки. Почему-то сил сопротивляться этому всему уже не осталось.
Наверное стоит выбрать или душевное спокойствие или высокооплачиваемую работу. Вместе не бывает.
У меня даже есть предложение, но я боюсь, что потеряю больше, чем приобрету, не очень доверяю человеку, который мне эту работу предложил.Может быть я по жизни сделал что-то не так, неправильно веду себя в Церкви и по отношению к окружающим.Я решил для себя ходить Причащаться раз в месяц, читаю все утренние и вечерние молитвы, молюсь Спиридону Тримифунтскому, Сергию Радонежскому, Матроне, использую свои
средства для помощи окружающим.

Вы правильно поступили, что стали свою проблему решать путем духовного совершенствования. Частым посещением храма и участием в таинствах Церкви Вы подготовите душу для принятия решения по поводу не только работы, но и всего уклада жизни.

Рабо́та - 1) ; 2) вид трудовой деятельности; 3) деятельность как источник доходов; 4) продукт труда.

Любовь к Богу достигается через любовь к ближнему. Это касается не только родственников, а всех, с кем мы соприкасаемся, в т. ч. на работе. Как известно, христиане не работают, христиане служат. Работа — это одна из форм служения Богу.

Что значит совершать любое дело ради Христа?

  1. Воспринимать любое дело, как порученное Самим Богом.
  2. Избегать греховных дел и занятий вне зависимости от их мирской выгоды.
  3. Молиться перед началом дела, в процессе его выполнения и после.

Может ли «светская» работа быть формой служения Богу?

Не исключает такого рода работу из области тех направлений трудовой деятельности, которые могут быть богоугодными и полезными для нравственного преуспеяния , на том только основании, что его работа, формально, носит светский характер.

Известно, что свёл основные Божьи заповеди к двум: о к и любви к (как к самому себе) (). Проявлять же любовь к Богу и ближнему можно не только служа в или при храме, но и работая, исполняя, казалось бы, сугубо светские обязанности. Разве, к примеру, верующий врач, писатель, поэт, историк, художник, защитник отечества, эколог не может прославлять Бога, проявлять любовь к ближнему, работая на своём месте, работая так, чтобы это бы угодно Богу? Очевидно, что может. Это можно назвать формой служения Богу. Вообще же говоря, таких видов «светской» работы - много.

Работа в Церкви

Многие люди, обратившиеся к Православию, начинают тяготиться «светской» работой. Это неудивительно, ведь устремления нецерковного общества все дальше от того, что приемлемо и ценно для христиан. К поиску работы «при храме» подталкивает и желание послужить Церкви. как работодатель - тема разговора, который мы начинаем в этом номере. Тут есть много вопросов. Например, распространено мнение, что в православных организациях эффективность работы ниже, чем в светских. Так ли это, а если так, то почему? Нужны ли и возможны ли «параллельные» светским православные структуры - больницы, школы, мастерские и пр.? Чем вообще работа в Церкви отличается от «светской»?

Мнения об этом настоятелей нескольких московских храмов узнал корреспондент «НС» Владимир Тоцкий. «Я бы на месте директоров давал объявления: ищу верующих сотрудников» Протоиерей - магистр богословия, доцент Московской духовной академии и профессор Свято-Тихоновского Богословского института, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Храм занимается издательской деятельностью. Выпускается приходской журнал «Киприановский источник», книги и брошюры богослужебного, житейского, научного содержания. При храме работает библиотека. Действует воскресная школа, где кроме Закона Божия преподается иконопись, пение, рукоделие, а подросткам - иконография, церковное зодчество, начала журналистики, выпускается детская приходская газета. Каждое воскресенье собирается родительский клуб.

Особенностью приходской жизни стали крестные ходы к местным святыням, установление памятных крестов и молебны у них. - Отец Сергий, какие трудности у православного в светском обществе? - То, что неверующая среда нас окружает - это наша действительность. И не надо этого бояться. В раннем христианстве в Римской империи христиан окружали язычники. Верующие собирались ночью в катакомбах для богослужения, а днем работали. Надо уметь преодолевать эти трудности спокойно. Если над тобой смеются, ругают, плюют в спину - и такое было, - надо потерпеть. Трудности эти вполне переносимые. Это ведь не арестовывают, не сажают, как раньше. - Есть ли среди церковных организаций крупные работодатели? - Церковных организаций-работодателей у нас, видимо, очень мало. У нас нет и политических движений, связанных с Православием. Если есть патриоты, то они не всегда православные. Никто из правительства и Думы не сказал: «Я православный, верующий человек».

Может, только один Подберезкин. А между тем, будь я работодатель, то сделал бы то же самое, что сделал один немецкий юноша много лет назад. Он в одной газете дал объявление: «Ищу девушку христианского мировоззрения для создания семьи». И я бы на месте директора давал подобные объявления, мол, ищу верующих сотрудников… Я бы знал, что верующий человек меня не обманет, не украдет - он Бога боится. Мне известно от моего отца, что владыка занимал в Соловецком лагере должность казначея, т.е. выдавал зарплату офицерам НКВД, т.к. они сами себе не доверяли. Но они знали, что русский архиерей не украдет. Какие проблемы на церковной работе? Мало денег? Да. Искушения? Да, так как у нас бушуют страсти, здесь передовая, фронт, где постоянно нападают бесовские силы, и нам не всегда удается от них отбиваться. И в тоже время происходит какое-то чудо: денег нет, а храм восстанавливается. Жертвуют доски, кирпич, бетон. В храме свой особый курс валюты. Если мастер говорит, я в миру сделаю эту работу за столько-то, то для вас в три раза дешевле.

Потому что для Бога. Ведь даже стройматериал, простой кирпич ведет себя по-особенному в храме, в жилом доме, торговом заведении или, еще хуже, в увеселительном. Музейные работники, например, удивляются: старинные облачения, шитые золотом, хуже сохраняются, если висят на стенде, чем те, которые находятся в употреблении, в которых служат. - Ваше мнение о совмещении светской работы и работы в храме? - Таких прихожан мало. Сейчас человек, имеющий работу, так загружен, что сил идти еще куда-то просто нет. Сейчас в коммерческих структурах от работника требуют в десять раз больше, чем в советское время. Люди нам нужны, но мы еле сводим концы с концами. - Кто конкретно? - Делопроизводитель, человек по связям с общественными организациями, сторож, уборщицы… - А какие трудности испытывает настоятель храма, духовник, просто священник? - Я преподаю в Духовной академии и Свято-Тихоновском институте. Работаю в комиссии по канонизации Рязанской епархии, в Православной энциклопедии. О том, чтобы пойти в гости или просто погулять по улице, нет и речи. Современный батюшка похож на солдата, который сидит в разветвленном окопе и бегает от одного орудия к другому, заменяя собой целый взвод. А надо причащать, исповедовать больных, встретиться со школьниками, реставраторами, строителями, художниками… Раньше в таком режиме работал святой праведный Иоанн Кронштадский - теперь все наши батюшки. Но если вспомнить диалектику преподобного , мы живем в самое благоприятное время. Дивеевские монахини в жуткой нищете жили и однажды пожаловались батюшке Серафиму. Что он им ответил? Я, говорит, могу всю эту глину в золото превратить, но вам это будет не полезно. Вот вам и полезно концы с концами сводить. И буду молиться Богу, чтобы так оно и было. И у нас то же самое. Мы два года служили без отопления. Вода текла по стенам. А когда у человека много чего-то, он невольно развращается духовно. «В православной среде труд воспринимается как благословение Божие» Иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Храм занимается издательской деятельностью. При храме работает большой книжный магазин и иконная лавка. Неимущим выдаются книги для чтения. В магазине существует небольшой отдел постных продовольственных товаров. При храме создана иконописная мастерская. Действует воскресная школа для детей с библиотекой.

Недавно Святейший Патриарх Алексий II благословил иером. Сергия на строительство нового храма в Бибиреве. - С какими проблемами сталкивается пришедший работать в храм? - Мало денег - раз. Есть храмы и не бедные, но и в них, бывает, платят мало. В этом уже вина настоятеля. Нельзя держать работника в черном теле, у него тоже семья, дети есть. Вообще, люди должны жить достойно. Я не считаю, что Богу угодно, когда люди, строящие или восстанавливающие , живут в нищете. А кто платит достойно, я знаю, у того и работники есть, и средства Господь посылает. «Всякий трудящийся достоин пропитания» - говорит Священное Писание. Если платить достаточно, твой сотрудник не будет искать работы на стороне, а весь свой профессионализм и силы посвятит храму. Бывают случаи, когда человек не хочет брать зарплату. Я его просто заставляю, потому что бесплатно он будет работать до поры до времени. А деньги, которые ты человеку платишь, он же тебе их и заработает. И никогда не будет проблемы, где взять работника. - Какие профессии востребованы в храме? - Многие. Издательские работники, программисты, бухгалтера, экономисты. Экономика храма должна быть современной. Я считаю, что мы сами должны зарабатывать деньги. Это более правильно, чем ходить с протянутой рукой к людям нецерковным. Кто хочет помочь, сам принесет, чего у него просить. - Преимущества работы в церковной общине? - Круг единомышленников. Человек работает для Бога, для ближнего, для спасения своей души. Это все дает большое утешение. Потом возможность постоянно бывать на богослужении. Нужно выбирать для работы такой храм, где настоятель не посылает сотрудника во время богослужения бегать туда-сюда. У нас, к примеру, трапеза готовится с вечера. Потом, постоянное окормление и общение с духовником, возможность в праздник причаститься, что на светской работе бывает не всегда. - Батюшка, мне один считающий себя православным руководитель заявил, что в коммерческой организации верующий сотрудник - большая роскошь. То у него Пасха, то преполовение… Да и сослуживцев он «развращает» своим нежеланием заработать денег себе, а значит, и фирме. - Человек, работающий в храме, менее зависим от мира и его соблазнов. В общине всегда можно найти помощь, сочувствие. В храме ты служишь Богу, и это главное, так как человек для этого и рожден. Говорят, что в храме больше искушений? Просто в миру что-то за искушение не считается, а считается за обычную жизнь. А приходит человек из мира в храм и думает, что там ангелы…

Бывают, конечно, проблемы и со старостой, и с настоятелем. Надо потерпеть. Ведь не без промысла Божьего эти люди в храме оказались. - Нужны ли, как вам кажется, параллельные светским православные структуры и организации? - Думаю, нужны. Особенно школы и детские сады. В православных гимназиях тоже есть свои проблемы, но там хоть голову не оторвут и матом не ругаются открыто. В современной школе нормальный человек ни учить, ни учиться не может. Мне кажется, воскресные школы должны перерастать в православные гимназии. В больницах другое. Попадает верующий человек в светскую среду, на нем начинают «ездить»: поручают самое тяжелое, а платят меньше, пользуясь его безответностью. А он и за больным по-другому ухаживает, не просто как медик. Потому что спасение его души, а это для него главное, зависит от его отношения к больному. Преподобный сказал, что болящий и ухаживающий за ним получают одну награду. В православной среде труд воспринимается как благословение Божие, как радость, а не как необходимость зарабатывать деньги. Люди, которые понимают хотя бы немножко, что такое Православие, ценят верующих людей, стараются взять к себе на работу, назначить начальниками: на них положиться можно, они не станут обманывать, воровать, тянуть на себя одеяло. А когда целая фирма таких работников, то совсем замечательно - одна большая семья, некий монастырь в миру получается. Я знаю таких предпринимателей, которые берут к себе на работу только верующих людей. И я приветствую создание православных структур в любой области. Еще в 1989 году мне рассказал один офицер об эксперименте в армии. Собрали православных военнослужащих в один взвод. Тут же он стал самым первым по всем показателям.

Не было дедовщины - этого проклятия современной армии. Первые и в учебе, и в стрельбе, и в работе. Более сильные слабых подтягивали, учили, заботились. Любой православный человек, наверно, хочет или в монастырь уйти, или при храме работать. Но не всегда есть такая возможность. Надо развивать производство. Раньше монастыри России давали 20 процентов валового продукта сельского хозяйства. Думаю, и сейчас это возможно. «В большом приходе нужны люди и технических, и гуманитарных профессий» Протоиерей , настоятель храма Благовещения в Петровском парке, и.о. председателя отдела Московской Патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. При храме Благовещения уже более десяти лет действует сестричество во имя св. прпмц. Елисаветы, три года - православный детский дом «Павлин». Есть своя гимназия, книжное издательство, выпускающее духовную и церковно-историческую литературу. Ежемесячно выходит приходская газета «Календарь». - Нужны ли и возможны ли, на ваш взгляд, параллельные светским православные структуры? - Безусловно. А что в этом плохого? Прихожанину легче и удобнее пойти к православному врачу, практикующему на территории храма. Я знаю, что уже есть при храмах даже зубоврачебные кабинеты. Я и сам не раз пользовался. Когда я плачу врачу, я знаю, что деньги пойдут его семье, его детям, но небольшая часть достанется храму, на ремонт крыши, ограды, а не будет переведена в какую-нибудь офшорную зону. Православные детские дома уже существуют. Роддом необходим, так как нельзя под одной крышей рожать и одновременно убивать неродившихся детей, как это бывает в госучреждении. - А в чем разница работы в миру и в храме? - Я буду говорить только о своем приходе. На мой взгляд, работа в миру отличается меньшей социальной защищенностью. Работник там зависит от каприза работодателя. Хозяин может разориться, предприятие закрыться. Но все эти негативные аспекты работы в миру компенсируются возможностью заработать больше. В храме работают в основном единомышленники, душевная атмосфера более благоприятная. Да и режим работы щадящий.

Плюс питание, фактически домашнее. Зарплата выплачивается без задержек. - Но при храме не все могут найти работу по специальности… - Мало кто из родителей готовит и воспитывает своих детей для работы в храме. Но в большом приходе, каким является наш, нужны люди и технических, и гуманитарных профессий, и даже военные. В воскресной школе нужны опытные педагоги. Издательские работники, журналисты, продавцы всегда найдут работу, т.к. сейчас почти каждый храм что-нибудь да издает. У нас ежемесячно выходит газета в 50 полос. Издаем книги: жития, молитвословы, просто редкие книги… Хорошие художники, иконописцы, реставраторы всегда желанны. Нужны в храме строители, маляры, штукатуры, сантехники, повара, водители (у нас есть свой гараж). Нужны музыканты, певчие. - Бытует мнение, что у работающих в храме много искушений. - Везде искушений достаточно. Разве в армии меньше искушений? А в милиции, а у водителя? Может быть, в храме каждая спичка видится бревном. По контрасту, так сказать. - Обычно в церковной структуре не просто проявлять инициативу, т.к. многие вопросы упираются в благословение настоятеля либо в отсутствие средств в казне храма. - В миру точно так же. И президенты зависят от принятого бюджета.

А возможности проявить инициативу предостаточно: вопросы катехизации, воскресная школа, восстановление храма… У нас создана в интернете крупнейшая в мире русская православная библиотека. Открывай, читай кто хочет. Правда, многие инициативы нуждаются в энтузиастах и не всегда могут вознаграждаться материально. - Но самая большая ценность, наверное, - это хороший работник, добросовестный, способный принимать решения, обязательный. Деньги на ремонт найти можно, а вот специалиста… - Дефицит кадров существует везде. Даже в правительстве. Но специалисту и платить нужно много. Команда у меня хорошая, но, будь у прихода средств побольше, я бы собрал более сильную команду. Не все прихожане способны пожертвовать своим благополучием и перейти на работу в храм.

Источник: Журнал «Нескучный сад»

В церковь - на работу?

Чтобы иметь возможность бывать в церкви не раз в неделю, а каждый день, постно питаться, беседовать с единоверцами «о духовном», некоторые новообращенные православные готовы даже оставить высокооплачиваемую работу и стать церковным певчим, чтецом, сторожем, уборщицей… Но принесет ли работа при храме пользу душе? Ведь в церкви - свои «искушения».

В одной из своих книг рассказывал о крестьянине, который любил приходить в храм и проводить в нем долгие часы. На расспросы, чем же он занимается все это время, крестьянин отвечал: я смотрю на Бога, Бог смотрит на меня, и нам обоим хорошо. Для людей, с детства воспитанных в вере, пребывание в храме - на церковной службе или просто для молитвы - органичная часть жизни, но, пожалуй, только новоначальные испытывают от этого восторг, граничащий с евангельским «хорошо нам зде быти». С момента моего воцерковления прошло больше десяти лет, но я до сих пор помню, как не хотелось уходить из храма после службы, как тянуло зайти туда всякий раз, когда оказывалась рядом. Помню зависть - в хорошем смысле, если, конечно, зависть может быть в хорошем смысле, - ко всем «труждающимся»: певчим, свечницам, просфорницам, даже к церковному сторожу. Им-то уходить не надо, они «свои» в этом дивном мире, пахнущем воском и ладаном, в самой его сердцевине.

Наверняка у каждого неофита, пусть даже только в теории, возникала эта мысль: и я тоже хочу. Хочу работать для Бога - и для вот этого конкретного храма в том числе. Кстати, служащие в церкви стараются не называть свою работу работой. «Мы трудимся для Господа» - словно подчеркивая, что светская работа - это исключительно на благо своего кармана. Понятное дело, церковная зарплата (если она, конечно, есть) - это всего лишь скромное материальное приложение к духовной радости, но подход все равно странный. Практически любая работа делается для других людей, а все, что мы делаем для других добросовестно и с любовью, мы делаем для Господа. Так что я все-таки рискну назвать церковный труд работой. «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся ему с трепетом» - эти слова псалма не только о духовном труде, но и о самом простом физическом. Как говорится, будьте осторожны в своих желаниях - они могут исполниться. Два года я преподавала в воскресной школе и семь лет пою на клиросе, так что приходскую жизнь знаю изнутри. И смело могу сказать: труд в храме, за исключением некоторых нюансов, практически ничем не отличается от любой другой работы. Более того, если брать в расчет духовную специфику этого труда, есть в нем нечто такое, что делает его не слишком полезным для незрелых и слабых душ.

И это не только мое мнение. Хорошо известен тот факт, что архимандрит не слишком охотно благословлял своих мирских духовных чад на приходское служение. Как представляет себе «внутренность» церковного мира человек, который только-только к нему прикоснулся? Примерно как некий филиал Царства Божия на земле. И это не совсем иллюзия, скорее, дело в так называемой призывающей благодати, знакомой каждому новоначальному. В это удивительное время мы без какого-либо усилия замечаем все хорошее и в упор не видим негатива - душа просто отталкивает его от себя. И нет бы продлить этот период - но так хочется углубиться в церковную среду, и мы даже не даем себе труда задуматься, что ближе к храму не обязательно означает быть ближе к Богу. Когда действительность не соответствует ожидаемому, это всегда неприятно и обидно. От обычной мирской работы никто не ждет неземных радостей. Она дает средства к существованию, позволяет общаться с людьми, а если к тому же доставляет удовольствие - чего еще желать. И даже если с работой что-то не так, ее всегда можно сменить, мир от этого не рухнет. Иное дело - церковь. Используя известное в православном рунете анонимное высказывание, «главная задача человека, увидевшего церковную жизнь изнутри, - сделать так, чтобы о ее содержании не узнали люди с деликатной душевной организацией». Неужели все так ужасно? Разумеется, нет.

Просто каждый желающий трудиться в храме должен отдавать себе отчет, насколько он способен бороться с тем, что церковные тетеньки, поджав губы, называют «искушением». Как это ни грустно, та часть Тела Христова, которую представляют собой живые люди, больна - потому что больны все мы, физически, душевно и духовно. Даже прославленные в лике святых при жизни были обычными людьми со своими недостатками, грехами, пороками, с которыми они более или менее успешно боролись. Вот и в церковь мы приносим свои мирские нестроения. Сможет ли новичок, окунувшийся в приходскую глубину, понять это, отбросить наносное, несвойственное настоящей духовной жизни - как мы принимаем любимого человека со всеми его недостатками? Или скажет, став в позу: «Нет, такая церковь мне не нужна, лучше уж «Бог-в-душе»? Первое, с чем сталкиваешься, придя трудиться в храм, - это то, что приход напоминает гигантскую коммунальную квартиру (особенно если это небольшой приход). В нем все обо всех всё знают. А что не знают - домыслят. Поначалу это даже радует, поскольку процесс превращения в «своего» невозможен без накопления внутренней информации. Знакомства, установление отношений, разговоры, все более откровенные… И в какой-то момент понимаешь, что лучше бы тебе всего этого не знать.

Даже если трапезной в храме нет, от разговоров этих все равно никуда не денешься - догонят и в притворе, и на лавочке. Многие верующие, часто посещающие храм, со временем замечают, что благоговение куда-то потихоньку уходит. Не то чтобы совсем равнодушие или какие-то кощунственно-циничные мысли (хотя бывает и такое), но нет уже того душевного жара и трепета, которые когда-то охватывали при первом же возгласе: «Благословенно Царство…». Рутинная молитвенная работа, которую лишь изредка взрывают настоящие живые чувства. А что тогда говорить о тех, кто в храме каждый или почти каждый день и во время службы действительно работает - чтобы служба могла совершаться? Ну, священника не будем трогать, а остальные? Певчие поют, чтецы читают, свечницы за подсвечниками следят, работницы свечной лавки записки принимают. Когда им молиться? Особенно певчие часто жалуются: какая молитва, попасть бы в ноты, вот пойду в другой храм, там и помолюсь. Хорошо, если батюшка объяснит, что молитва бывает не только словесная, но и делом. Помогаешь другим молиться, - значит, и сам молишься. А бывает и обратный вариант. Я тут пою (читаю, подсвечник чищу), мне законы не писаны. И уже можно во время службы посидеть, поболтать, журнальчик полистать, выйти покурить на Шестопсалмии. В певческих группах и сообществах очень популярен список из множества пунктов «Как развлечь себя во время службы» - эдакие вредные советы в духе Остера. Это, говорят, наш здоровый профессиональный цинизм, забывая, что профессиональный цинизм в принципе не бывает здоровым - это просто психологическая защита от перегрузок.

Интересно, от чего надо защищаться на клиросе? Из «мне законы не писаны» логично вытекает пренебрежительное отношение храмовых служащих к «простым» прихожанам. Или, как их зачастую называют, к «народу». На вас никогда не орали церковные уборщицы за плохо вытертые ноги? Вас не выгоняли из храма за нарушенный дресс-код? Это еще что, вы бы послушали, как отзываются о вашем пении «мимо кассы» на клиросе, когда вы старательно выводите: «…И жизни будущаго века, аминь». А еще - хихикают над вашими вербочками и березками, над обмотанными поверх брюк платками, над любым вашим промахом. «Ох, тут одна меня сегодня спросила… просто умора!» И когда певчие цепочкой выбегают на помазание, далеко не все из них сознают, что без очереди их пропускают вовсе не потому, что они высшая каста, а лишь потому, что им сейчас надо петь следующий ирмос. Нельзя не сказать и о еще одном моменте, мистическом. Особенно это касается все того же клироса, который не зря называют церковным передним краем борьбы. Случается такое, что умный, милый, спокойный человек вдруг ни с того ни с сего ведет себя так, словно его муха укусила, а потом и сам не может понять, что на него нашло, почему сорвался, нагрубил, обиделся на невинное замечание. Да-да, именно оно - то самое пресловутое «искушение», с которым зачастую не удается справиться. И сам грешишь, и других вводишь в соблазн осуждения: так вот ты какой, цветочек аленький! Рано или поздно проблемы отношений возникают на любом, даже очень дружном клиросе, да и не только на клиросе.

Ну и под конец на «неприличную» тему - денежную. В плане разрушения иллюзий она, пожалуй, самая действенная. Воистину, блажен тот, кто не получает в храме зарплату и вообще никак не сталкивается с этой стороной церковного бытия. Но это практически невозможно. Даже в самом бедном или, напротив, благополучном с точки зрения перераспределения денежных потоков храме всегда найдутся недовольные и завистливые, да еще и с длинными языками. «То ли он украл, то ли у него украли…» Одни жалуются, что зарплата маленькая, другие с подозрением смотрят на батюшкину новую машину или матушкино новое пальто. «Я на ремонт жертвовал, ремонта как не было, так и нет, а обновки - вот они». Ну, а где же плюсы работы в храме, почему о них ни слова? Да потому что это очевидно и можно описать кратко. Еще раз вернусь к истории, рассказанной владыкой Антонием. Храм - дом Божий. Я смотрю на Бога, Бог смотрит на меня, и нам обоим хорошо. А решать, трудиться в храме или нет, - вам и вашему духовнику. Бог в помощь. Комментирует протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой мученицы Татианы при Московском университете: - Сразу по двум соображениям я не рекомендовал бы этого делать новообращенному христианину (устраиваться на работу в храм - прим. ред.) Во-первых, потому что немногие из нас приходят в Церковь с такой мерой покаяния, изменения своей личной жизни, какая, например, была у преподобной Марии Египетской и других великих святых. Мы от каких-то грубых грехов пытаемся отстать, но еще почти ничего в Церкви не умеем.

А главное в Церкви - это молитва и Богообщение. Человеку же, в этом пока не укорененному, опыта молитвы и Богообщения не имеющему, очень легко подменить главное чем-то земным, что у него неплохо может получаться. Он может быть неплохим профессионалом по компьютерам, это пригодится в храме. Он может быть хорошим организатором по характеру и стать помощником при походах и паломнических поездках. Он может быть хорошим хозяйственником, его привлекут в помощники старосты. И это второстепенное человек может начать воспринимать свою деятельность как церковную жизнь, как-то, чем прежде всего нужно заниматься. И произойдет такая аберрация, искажение духовного зрения. Это первая причина, по которой нужно посоветовать полгода, год, полтора года просто ходить в храм, молиться, привыкать к ритму богослужения, поста, личного молитвенного правила. Покаянию учиться.

А потом уже потихонечку, шаг за шагом, начинать прилепляться к каким-то внешним видам церковной активности. Второе. Церковь в некотором смысле сообщество святых, но в некотором, как говорил преподобный , толпа кающихся грешников. И если новоначальный церковный человек слишком рано, не будучи в главном в церковной жизни укоренен, увидит немощи воцерковленных людей, о которых он часто со стороны думает как о том самом сообществе святых, включая и священнослужителей, которые могут оказаться вовсе не идеальными, то для него это может оказаться непросто переносимым соблазном. Когда-то, несколько лет спустя, когда все по-другому уже будет восприниматься, это и проблемой-то может не стать. А тут чуть ли не до ухода из Церкви можно дойти. Поэтому я бы не советовал слишком рано включаться в церковную работу и внешнюю церковную активность. Пусть человек сначала почувствует себя в Церкви дома, а потом уже займется внешними трудами.

В прошлых беседах игумен Нектарий (Морозов) говорил о послушании между родителями и детьми, между супругами, а сегодня предлагаем вашему вниманию его рассуждения о том, каким должно быть послушание со стороны подчиненного по отношению к начальнику.

Терпеть, любить, молиться

Приступая к этой теме, необходимо сначала ответить на вопрос: каково должно быть в принципе отношение христианина к своему начальнику?

Если говорить в общем и целом, то, безусловно, верующий человек должен воспринимать начальника как того, кому он подчинен, к кому он должен относиться с уважением и кого должен стараться, насколько это возможно, слушаться. А в идеале – любить его и за него молиться. При этом взаимоотношения с руководителем могут строиться по-разному, потому что начальники бывают всякие. Иногда это человек, преисполненный чувства ответственности, понимающий, что люди, которые ему подчиняются, так или иначе находятся на его попечении, ответственно относящийся к результатам совместной работы – своей и своего коллектива. А иногда начальник может оказаться человеком случайным, безответственным, более того – постоянно наносящим вред той работе, которую подначальная ему структура должна выполнять. И в этом случае христианину потребуется еще и терпение начальника, и несение этого как некоего креста.

Каков бы ни был начальник, за него надо молиться

Одно дело – когда требования руководителя обусловлены здравым смыслом, другое дело – когда ты видишь, что его задание – профессиональная ошибка и выполнение его приведет к плохим последствиям. Еще хуже, если ты понимаешь, что, когда ты точно и добросовестно выполнишь задание, которое тебе дается, и последствия будут плохие, в этом будешь обвинен ты, а он даже не заступится перед работодателем.

Разум и совесть

Правильно ли для христианина будет в случае каких-то грубых ошибок, наносящих урон и общему делу, и сотрудникам, или злонамеренных действий сообщить о них вышестоящему начальству? Как ни странно – опять-таки в зависимости от ситуации. Если мы понимаем, что действия нашего начальника причиняют вред конкретно нам и вред этот, скажем так, умеренный, то есть не сопряженный с опасностью для жизни, здоровья и целостности личности, то лучше потерпеть и уступить. Если же мы понимаем, что недочеты и недостатки в работе нашего руководителя могут представлять угрозу для нас и других людей, вообще носят характер преступный, то, безусловно, здесь, скорее всего, нам придется об этом извещать вышестоящее начальство. Но опять же, только в том случае, если это, по здравому нашему рассуждению, даст результат, ведь руководитель может оказаться только лишь частью единой системы, против которой бороться или бессмысленно, или даже опасно. Хотя, конечно, бывают ситуации, когда наша христианская совесть требует тех или иных поступков вне зависимости от того, каковы будут их последствия.

При этом всегда нужно отдавать себе отчет, чего же ты на самом деле хочешь добиться, рассказывая кому-то об ошибках или неверных действиях своего начальника: ты действительно желаешь улучшения работы твоего коллектива или просто стараешься подсидеть начальника и занять его место? Кроме того, если руководитель совершает какие-то ошибки, но он хороший человек и хорошо относится к своим подначальным, заботится о них – тогда заявлять кому-то о том, что он не соответствует занимаемой должности, скорее всего, будет тоже непорядочно. Тут на все случаи один ответ не дашь.

«Я несчастный человек, мне никто не говорит о моих ошибках»

Более, наверное, распространенная ситуация, когда мнения подчиненного и руководителя о том, каким образом нужно реализовывать ту или иную работу, не совпадают. Может быть так, что подчиненный, как человек, практически реализующий конкретное задание, проект, будет обладать бо льшими знаниями и у них с начальником возникнет по этому поводу какая-то полемика. Вот тут у христианина может возникнуть вопрос: а не должен ли я просто сделать, как мне сказал начальник, ни о чем не полемизируя, даже не заявляя о том, что у меня другая точка зрения, ничего не доказывая и ничего не отстаивая? На мой взгляд, это совершенно неправильно. Почему?

Я помню, мне когда-то давным-давно попалась книга одного известнейшего японского бизнесмена. Это был создатель огромной корпорации, которая занималась производством всевозможной электротехники. Он, будучи уже в преклонных летах, как-то раз собрал совет директоров, каких-то старших сотрудников корпорации и сказал: «Вы знаете, я несчастный человек, потому что, когда я в чем-то ошибаюсь и делаю что-то не так, никто не поправляет меня и мои ошибки совершаются беспрепятственно. Это очень тяжело и страшно, я нуждаюсь в том, чтобы мне о моих ошибках и глупостях говорили».

Я тоже считаю, что хорошо, когда подчиненный уведомляет своего руководителя о том, к чему те или иные действия могут привести, говорит о своем несогласии. Просто это не должно превращаться в ожесточенную борьбу, в спор, не должно переходить в плоскость личных отношений.

Но при этом еще нужно понимать, что порой может страдать одно конкретное дело, однако весь процесс в целом будет от этого выигрывать. Руководитель – это человек, который должен заботится не об одном, а обо всех направлениях деятельности подначальной ему структуры. А каждый из исполнителей чаще всего думает непосредственно о том участке работы, который поручен ему, и не видит всей совокупности. Но, безусловно, очень разумно поступает руководитель, который это объясняет своему подчиненному, избавляя его, таким образом, от мучений по поводу мнимой неразумности решений.

Конечно, бывают такие начальники, которые совершенно не хотят слушать никакой критики. В этом случае очень много значит опыт. Если человек знает, что раз за разом, говоря о должном и о том, как избегнуть недолжного, он натыкается только лишь на обиду и гнев и никакого положительного результата такие разговоры не приносят, тогда смысла в них, конечно, нет. И это тоже надо вовремя понять и принять или менять работу – иногда это будет единственным выходом.

Обозначить границы

Отношения между подчиненным и его начальником в общем-то четко регламентированы, но зачастую эта модель отношений выходит за рамки только лишь рабочих, когда начальник требует послушания уже там, где не имеет права. Если мы видим, что руководитель покушается на наше личное время, силы, которые должны отдаваться семье, на здоровье, еще на что-то, то, наверное, нужно все-таки определенную границу устанавливать, потому что иначе наступит такой момент, когда человек надорвется и не сможет дальше даже обычную свою работу выполнять. Здесь необходимо бывает проявить и твердость, и в то же время деликатность. И, опять же, неконфликтность. А руководитель, безусловно, должен понимать, что его сотрудники – это живые люди, со своими обстоятельствами, жизненными интересами, проблемами, и он не имеет права отнимать у них то время и те силы, которые предназначены для их личной, семейной или общественной жизни, для отдыха или хобби.

Если начальник призывает принять участие в хищении или явном криминале, о послушании не может быть и речи

Бывают ситуации, когда начальник призывает принять участие в каком-то хищении или покрыть его или пойти на какие-то иные действия явно криминального характера. Идти на это ни в коем случае не нужно, причем не только с христианской точки зрения, но и с точки зрения здравого смысла: слишком велика вероятность, что ты окажешься тем единственным человеком, который будет за всё это отвечать. Если же речь идет о каких-то небольших, скажем так, частных нарушениях, на которые руководитель идет для того, чтобы сохранить коллектив или предприятие, которое он возглавляет, то тут мне трудно какой-то один рецепт предложить, потому что очень разные бывают рабочие ситуации, и, сказав что-то общее, я окажусь в чем-то и не прав, и не искренен.

Порой начальники морально подавляют своих подчиненных, при этом любая попытка отстоять свое достоинство обращается в угрозу увольнения с испорченной репутацией. Как вести себя, чтобы не противоречить Евангелию?

Если для начальника хамство, крик, ругань, нецензурная брань – норма общения с подчиненными, то, естественно, лучше от него уходить. Если нет возможности найти другую работу или эта работа важна и дорога для тебя, то здесь, наверное, нужно понять, что достоинство в принципе нельзя утратить: оно у тебя либо есть, либо его нет. И когда тебя оскорбляют, то это не значит, что ты сам по себе как-то от этого становишься хуже, слабее. И тогда эту ругань вполне можно потерпеть без урона для своего собственного достоинства, но в то же время с большим уроном для своего самолюбия, с которым нам, христианам, очень важно бороться. То есть всю эту неприятную ситуацию можно обратить себе на пользу. И морально подавляться совершенно не обязательно. Вот это – немощь конкретного человека, его слабость, и всё.

Но если мы видим, как на наших глазах унижают другого человека и он близок к тому, чтобы сломаться, или кого-то несправедливо в чем-либо обвиняют, гонят, притесняют, даже, может быть, преследуют в юридическом отношении, то, конечно, наш христианский долг – вступиться за него. Но, опять же, успешность тех или иных поступков зависит от того, насколько они обдуманны. Поэтому нужно не очертя голову бросаться на борьбу со всем дурным во имя всего доброго, а думать, что конкретно в этой ситуации мы можем сделать.

Иногда, правда, бывает, что реально ничего нельзя сделать, но важно просто возвысить свой голос для того, чтобы человек, с которым происходит какая-то беда, понимал, что он не одинок и что есть люди, которые внимательны по отношению к своей . Это важно еще и потому, что тебе самому необходимо знать, что ты – не бесчестный человек и что если бы при тебе происходило предание на суд Христа и Его распятие, то ты бы не кричал: «Распни, распни Его!» Или не находился бы в этой толпе с полным одобрением всего происходящего.

Количество записей: 42

Здравствуйте, батюшка. У меня произошла путаница в понятии о промысле Божием. Где-то давно прочитала, что наша жизнь складывается из нашей воли и воли Бога (это потому, что мы зачастую поступаем своевольно, а Господь насильно не заставляет). У меня складываются проблемы с поиском работы. Сразу оговорюсь, в церковь хожу, исповедаюсь, причащаюсь, о работе молюсь. Первый раз, прежде чем найти работу, я просидела 1,5 года дома. Проработала 9 месяцев, и вот опять 4-й месяц ищу работу. Как понять, правильно ли я поступаю, когда отказываю работодателю, если меня очень не устраивают условия (например, работа, которую я не выполняла ранее, другой город, очень маленькая зарплата, из которой нужно больше половины отдать за жилье опять же в другом городе и прочее). В моем городе работы по специальности нет. Не по специальности - не получилось, то работодатель не пришел, то еще какие напасти. Вдруг я занимаюсь своеволием и отвергаю волю Бога? Или все происходит именно так, как и дано Богом, и не нужно на этот счет переживать? Мое мимо меня не пройдет? Все это ввергает в уныние. Меня настораживает, что в момент отчаяния я судорожно молюсь о работе, но варианты работы, которые следуют за этим, не вызывают никакого желания согласиться, наоборот - ропот и отвращение. Может быть, это гордыня? Но я пыталась устроиться на непритязательные места, правда, которые выбрала сама- не получилось. Что мне делать в дальнейшем? Пожертвовать всем и устраиваться туда, куда придется, наступив себе на горло или ждать, чтобы работа была по сердцу? Спасибо.

Марина

Здравствуйте, Марина. Ищите хорошую работу. Ничего в этом зазорного нет. Можно немного подработать, если средства оскудели, но все же ищите, где Вы сможете приложить свои знания с пользой и удовлетворением. Что касается молитв о работе, то лучше это все оставить. Бог знает, в чем Вы имеете нужду. Для Него неважно, о чем Вы молитесь, а важно как Вы молитесь. Ваше желание найти работу стало превращаться в некую страсть, замещать собою цель и смысл жизни. А Бог не исполняет тех прошений, которые продиктованы страстью. Молиться можно и о работе, но сдержанно, без терзаний: Господи, Ты знаешь, в чем я имею нужду, прежде моего прошения к Тебе. Если возможно, исполни прошение мое о хорошей и любимой работе. Но пусть не моя воля, а Твоя да будет. Не вмени мне во грех неразумной молитвы моей, и помилуй меня.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Подскажите, где взять силы, чтобы пережить все испытания? Меня сокращают на работе, проблемы с покупкой квартиры, в личной жизни не везет. Хожу в церковь и молюсь. Но почему-то не все напрасно. Уже опускаются руки. Верю, что все будет хорошо, но пока ничего хорошего не случается. Заранее спасибо за ответ!

Анна

Анна, когда не хватает на что-то сил в духовной жизни, вспомните о своих грехах – их у нас тысячи. Это очень помогает поставить наш разгорячившийся ум на место и не роптать, не быть нетерпеливыми.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка, я долго не могу найти работу, уже отчаялась, каким святым лучше молиться по этому поводу? Жить не хочется, еще все знакомые и родня осуждают, будто я специально сижу, говорят, если бы я в СССР жила, то за это в тюрьму бы сажали. Я не знаю, что тогда было, но сейчас работодатели большие требования предъявляют.

Екатерина

Екатерина, сейчас время сложное: профсоюзов дееспособных нет, дикий капитализм на дворе. Но Вы живете в Москве, и трудно поверить в отсутствии там работы. Вы ни слова не сказали ни о своей профессии, ни об образовании, ни о своих амбициях. Трудно понять, в чем причина Ваших неудач с трудоустройством. Молиться, разумеется, надо, но разумно. Возможно, что причина находится внутри Вас: может быть, надо менять профессию, надо переучиваться и т. д. Подумайте! Почитайте акафист св. Николаю Чудотворцу. Пусть вразумит и наставит.

протоиерей Максим Хижий

Добрый день! Потеряла работу по своей вине. Ничего уже не изменить. Мучает что-то внутри, что неправильно поступила. Исповедовалась, но ни работы, ни спокойствия в душе. Знаю, что все по воле Божьей. Но ведь это из-за моей воли так случилось. Помолитесь за меня, пожалуйста.

Оксана

Здравствуйте, Оксана. Не терзайтесь потерей работы. Вы не руку потеряли. Все Ваше при Вас. А то, что можно потерять, никогда Вашим не было. Ищите прежде Царства Божия, и работа приложится. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка. Грешно ли жить в браке, но откладывать рождение ребенка из-за того, что у меня проблемы с работой и мне нужно искать стабильную работу, или в первую очередь нужно думать о рождении ребенка, а об отсутствии работы не сильно беспокоиться? Беременностей никогда не было.

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина! Дети – это благословение Божие. Не сомневайтесь, что даровав дитя, Бог подаст и все необходимое для него. А работа – это второстепенное.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Помогите советом. С мужем венчаны, но прошла уже, кажется, любовь. Постоянно ругаемся, не понимаем друг друга. Муж мне совсем не помогает с двумя детьми, ни морально, ни материально. За 10 лет ни разу не принес зарплату. У него нет постоянной работы, нигде не держится и месяца, и уходит, не получив расчета. Вот так я живу. Слава Богу, помогает мама (практически сидим у нее на шее), а то бы с ним пошла по миру с протянутой рукой. У меня нет к нему ни грамма уважения и нет ему веры никакой. Он мне постоянно врет во всем. Он вообще по натуре очень лживый человек. Я его сначала очень сильно любила, но потом сплошные разочарования, и теперь кажется, что уже просто ненавижу. У него очень много пороков. Он выпивает, и довольно часто. Как он мне противен, когда пьяный, не передать словами (как будто не он рядом, а бес). Пьяным может мне изменить, может, и изменял. Я говорю - надо, пока не поздно, каяться в грехах - но он не хочет, говорит, все грешные. Я готова ему все простить, если бы он приносил домой немного хотя бы денег, чтобы обеспечивать детей. А он говорит, что мне от него только и деньги-то нужны. Хотя мне не давал ни копейки, он если и получал, все пропивал. Батюшка, подскажите что делать, как жить с таким человеком, ведь я его не уважаю совсем и не верю ему ни в чем. Спасибо!

Лилия

Лилия, когда Вы выходили замуж, Вы не видели его недостатков и пороков? А если видели, почему не задумались? Что заставило Вас совершить такой опрометчивый поступок? Надо делать работу над ошибками. Подумайте, напишите об этом. Отсылаю Вас в мой ЖЖ: http://clerical-x.livejournal.com/. Найдите там материал «Раба любви» - о психологической зависимости от отношений. Читайте Евангелие внимательно, идите на исповедь в храм. И следите за рубрикой «Моя крепость» на нашем сайте.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Я бы хотела спросить вот о чем. Нашей семье 3 года. Маленький ребенок. Так вот, вопрос насчет мужа. Думаю, что только Вы что-то сможете посоветовать. Очень надеюсь. Мужу уже много лет не везет с работой. Он и в церковь ходит, и молится, и я (жена) молюсь дома за него св. Спиридону Тримифунтскому (т. к. с ребенком нет возможности в церкви быть на службе). Он у меня и добрый, и отзывчивый, не пьет, не курит, хорошо воспитан - вроде, неплохой человек во всех отношениях, не только по отношению к семье, но и к окружающим. А как на работу - так со cтороны можно сказать, как будто проклял кто: берут на работу - про все обманывают (про график работы, про заработную плату, которая оказывается раза в 2-3 ниже. И так уже лет 10 меняет работы. Работодатели на это косо смотрят. А ведь хочется найти работу, чтобы у родителей не просить помощи, чтобы мог семью содержать. И вот он теперь и нервный на этой почве стал, психованный, я бы сказала. Сказал, что в церковь не будет ходить, что Бог его, видимо, очень не любит и не слышит. Как я могу помочь, что мне сделать? Вот все время у него растрата денег - даже машину на последние собранные (свадебные) деньги купили - так подсунули всю ломаную, в 2 раза с завышенной ценой. А ведь он ходил и в церкви у батюшки просил несколько раз и благословение на работу, и на покупку машины. И на исповеди ходил. Как в такой ситуации правильно себя вести, как ему помочь? Да и подруга перед рождением нашего ребенка (на работе познакомились) появилась - так он с ней часами разговаривает, советуется. Она на психолога училась, но не доучилась, и к тому же у неё ЭКСТРАСЕНСОРНЫЕ способности. Он было, да и сейчас, хоть и реже, спрашивает, что она чувствует и видит на счет него. Как мне на это реагировать? Заранее спасибо за совет.

Елена

Дорогая Елена, кроме благословения на покупку неплохо бы еще и разбираться в предмете покупки, или иметь на такой случай специалиста по автомобилям. Тогда цена будет настоящей, и поломки прогнозируемы. В случае с машиной не на Бога надо обижаться. При приеме на работу заключается договор, где оговаривается оплата. За этим, кроме кандидата на должность, следить никто не будет. Ждать от Бога только успешного земного устроения большая ошибка; начинать надо не с земного. "Ищите прежде Царствия Божия, и это все приложится вам", - прямо показывает нам Господь приоритеты (От Луки 12:31). Когда при неправильных посылках человек сталкивается с проблемами земного плана, вполне объясним разворот от Бога в сторону обещающих помочь именно с земным "экстрасенсов". За это, правда, расплачиваться придется вечной участью души, но об этом они не предупредят. Поговорка "На Бога надейся, а сам не плошай" не противопоставляет надежду на помощь Господа трудам человека, а учит соединять молитву Богу и наши усилия. Попытка же "устроиться" в этой жизни с помощью "экстрасенсорики", "ворожей" и подобных деятелей лишит человека и его близких той Божественной помощи, которую он не замечает. Соответственно, так и следует относиться к "подруге с работы". Вы правильно делаете, что молитесь о муже. Оказывайте ему поддержку, чтобы он чувствовал, что семья - с ним. Да, сейчас трудно. Слава Богу, родители могут помочь. А работу он найдет. Будет искать, и найдет. Вы в него верите. Все образуется, не надо сдаваться. Вот это он должен от Вас чувствовать. Даже если его вера поколебалась, Ваша молитва будет от лица семьи возноситься к Господу. Да поможет Он вашему семейству!

иерей Сергий Осипов

Добрый день! Три года назад я потерял работу. Знакомые посоветовали сходить к экстрасенсу. Так как я был в отчаянии, то пошел. Там мне продали амулет. Пятиконечную звезду в круге, и сказали, что он поможет. Я даже год его носил на шее вместе с крестиком, но потом что-то подсказало мне, что это не правильно. Нельзя уповать на колдовские амулеты, и тем более, носить его вместе с нательным крестом. Я его снял и не ношу. Но у меня возник вопрос: что теперь с этим амулетом делать? Просто выкинуть? Или переплавить (он из золота)? Или еще что-то? Подскажите, пожалуйста! Заранее спасибо.

Дмитрий

Дмитрий, прежде всего, сделать выводы и в оккультизм больше не лезть. Изучайте веру! Молитесь в храме. С амулетом можно поступить по-библейски: отдать ее в ювелирную мастерскую на переплавку, а вырученные деньги от этого пожертвовать в свой храм. Израильтяне примерно так поступали с золотом язычников.

протоиерей Максим Хижий

Батюшка, здравствуйте. Я хотела попросить у Вас совета, кому молиться в моем случае. Мы с мужем остались без работы, при этом мы проработали в китайской фирме, он 12, а я почти 8 лет. Мы с мужем переживаем, обидно конечно, что они не ценят человеческие отношения. Помогите, батюшка.

ария

Обычно о поиске работы молятся святому мученику Трифону. А о старой работе не переживайте, значит, Вас ждет новая работа, на которой Вы сможете сделать больше, чем на прежней.

диакон Илья Кокин

В течение трех лет у меня по очереди умерли родители, сестра, потом развелись с мужем, сейчас сократили мою должность (служила в правоохранительных органах, до пенсии оставалось 6 лет), на руках двое детей. Все скорби - за грехи мои, все - по промыслу Божию, но как не помрачиться умом от малодушия, как не впасть в отчаяние? С детьми стараемся жить духовной жизнью: молимся, читаем, по воскресеньям и праздникам в храм, панихиды по родителям с ними стоим, на могилах цветы сажаем, к таинствам приступаем, посты, правда, только я соблюдаю (дети причащаются строго натощак - 3-х и 7-ми лет), акафисты читаю, в паломнические поездки (не очень далеко) с детьми ездим.

Ольга

Здравствуйте, Ольга. Отчаяние от скорбей происходит только по причине неприятия их, а неприятие, в свою очередь - от привязанности к миру со всеми его «благами». Заставьте себя благодарить Бога именно за то, что с Вами происходит. Поверьте, ничто не бывает бессмысленно. Если Вам попущены скорби, значит, они, во-первых, необходимы, во-вторых, посильны. Ибо, сначала Бог дает благодать, а уже потом искушения. Старайтесь иметь молитвенный помысел в уме всегда: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня». Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Батюшка, что нужно сделать, чтобы поставить моего мужа на путь истинный, чтобы у него появилось желание работать и что бы он перестал врать?

Ирина

Ирина, как говорил преподобный Серафим Саровский, «спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». В первую очередь, нам самим нужно жить достойно и исполнять Заповеди Божии. За мужа нужно молиться. Когда мы сами не можем что то сделать, то обращаемся к Тому, кто может сделать все - к Богу.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, как правильно поступить, по-христиански. Брак венчаный, живем 6 лет. Господь сначало деток не давал, теперь догадываюсь, почему. Как только я забеременела, и до сих пор, - не жизнь, а каторга. Мой муж не хочет работать. Постоянно в запоях, пропивает все деньги, какие найдет, вынес все золото. Не дает нам с ребенком спать ночами, то бутылку требует, то деньги. Когда выпьет, агрессивен. Ненавидит моих родственников, кидался на мою мать и на отца пьяный. Он мне изменяет, я это точно знаю. Хочу с ним развестись, сил уже нет, даже проблемы со здоровьем на нервной почве. Но дело в том, что он угрожает украсть ребенка. И, судя по его характеру, я склонна верить, что он может это сделать. Я за ребенка очень боюсь, он же пьяный его и покалечить может. Ребенку года нет. Что мне делать, чтобы эта ситуация как-то разрешилась - выгонять его? .

Алена

В такой ситуации надо выбирать "меньшее зло". Разводитесь. А если будет угрожать, обратитесь в полицию.

иерей Александр Белослюдов

Батюшка, здравствуйте! Меня зовут Марина. Мне 26 лет. Помогите мне советом. Дело в том, что я не могу нигде работать, везде у меня не получается, то что-то забуду, все валится из рук. Сейчас я устроилась на предприятие, я молилась Боженьке, чтобы я смогла там работать, но сталкиваюсь с такими проблемами, прессингом среди других людей, которые осуждающе смотрят на меня. То я краску разолью, все косо смотрят и смеются, то что-то не так делаю... Работаю я там месяц, все говорят, что это очень много, чтобы освоить работу, но у меня никак не получается. И так везде, в магазине я тоже не смогу, будет недостача или еще, что-то. Я некоторое время сидела дома без работы, живу с родителями, мне их очень жалко, что у них такая дочь, которая их позорит, так как папа работает на том же заводе, что и я, и его очень уважают все. Я знаю, что Господь каждого человека наделяет способностями, у меня они тоже есть, безусловно, но эти способности никак не помогают мне в работе. Я стараюсь, я делаю все возможное, терплю физическую боль, ведь у меня отекают руки, но теряюсь и забываю все. У меня такое ощущение, что Господь не позволяет мне работать, не благословляет меня на это. Но жизнь очень тяжелая и надо на что-то жить. Я не замужем, поэтому должна сама себя содержать. Помогите мне советом, просто я на грани отчаянья, знаю, что это грех, верю и надеюсь на помощь Божию.

Марина

Ничего, Марина, даже Москва, говорят, не сразу строилась. Вот и Вы – потихоньку втянитесь, освоите, все у Вас будет получаться. Только не опускайте руки и как раз не отчаивайтесь, не будьте такой малодушной и нетерпеливой. Понастойчивее! Все получится! Но на все надо время – и это совершенно нормально. Да и на смеющихся не обращайте внимания – люди всегда над кем-то смеются. Посмотрим, будут ли они смеяться, когда поймут, что Вы работаете лучше них!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Меня зовут Дмитрий. Образование у меня средне-профессиональное, я специалист туристических услуг. Сейчас безработный, но продолжаю заочно учиться в Восточно-Сибирском Институте Туризма города Красноярска. Вуз имеет связи с работодателем. Заявление подавал на трудовую практику от института, прошло время, но ответа нет. Хочу задать вопрос священнослужителям: кроме ежедневных утренних и вечерних молитв, есть ли в Православной Церкви специальные молитвы о ниспослании работы?

Дмитрий

Дмитрий, какой-то особой молитвы в наших старинных церковных книгах не значится, но это совсем не мешает Вам своими словами, как Вы чувствуете и сами хотите, попросить Бога о даровании Вам работы. Существуют тысячи случаев в жизни, когда хочется помолиться и попросить Бога, но составлять молитвы на каждый случай нет никакого смысла, ведь христианство – это свобода, человек должен сам чувствовать присутствие Бога и просить Его, как Отца. А еще лучше, если бы Ваши молитвы звучали вместе с молитвой церковной – если бы Вы подали записку на молебен в храме, чтобы и священники вместе с Вами попросили Бога о Вашем деле.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Такой вопрос... Всегда была верующей, молилась по утрам, иногда ходила в церковь, все было хорошо. Сейчас переехала к верующим родственникам, они больше рассказывают о вере и церкви, и я стала читать их книги (жития святых), ощущение большей веры (если так можно сказать) пришло, купила несколько икон, молюсь по утрам Господу, Матронушке, но вот парадокс. У меня ничего в делах не получается. Уже два месяца не берут на работу, даже туда, где, казалось бы, должны были взять "с руками и ногами", а это основное, что мне сейчас нужно, чтобы съехать на отдельную квартиру. Обострились всякие болячки... Почему? Не связано ли все это между собой? Спасибо!

Екатерина

Катерина, Бог временами посылает нам испытания в жизни. Нужно твердо верить, что ничего в нашей жизни не происходит без воли Божией. Если Вас не берут на работу, значит, это не Ваше место. Господь Вам даст лучше, только нужно немного потерпеть и подождать. Не всегда Бог делает так, как нам хочется. Вы молитесь и не отчаиваетесь, и в свое время Господь Вам даст хорошую работу. Бог есть любовь, и знает все Ваши проблемы и желания. Бог хочет Вас научить молиться, переносить жизненные тяготы и тем самым укрепляет Вас духовно, закаляет Вас. Работу Вам найти - для Бога не проблема. Все будет! Главное - молитесь.

иеромонах Викторин (Асеев)