Венок христа из чего. Святыни Европы: терновый венец

В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя - тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания.

Терновый венец Христа, хранящийся в Нотр-дам де Пари (Франция)

Венец заключен в круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом.

На фото хорошо видно, что стеклянный корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками.

Эти перемычки закрывают места рассечения Венца.

Во время революции терновое плетение из предосторожности был разрезано на три части, чтобы тайно вывезти из обезумевшего Парижа хотя бы часть Святыни.

Однако все части благополучно сохранились.

В Х-ом веке венец был перенесен из Иерусалима в Константинополь, где хранился в храме при императорском дворце.

Долгое время большинство святынь христианского мира хранилось в Византийской Империи.

В том числе и Терновый Венец, который некогда был передан Иерусалимской Церковью царице Елене.

Царьград был столицей пилигримов. Особенно в те времена, когда Святая Земля была для них закрыта.

До наших дней сохранилось описание реликвий страстей Христовых, сделанное Николаем Месаритом - ризничим государева храма.

Оно было составлено в 1200 году, то есть ровно за четыре года до разграбления Константинополя крестоносцами.

Вот что он пишет: «Первым для поклонения предлагается терновый венец.

Ещё зеленеющий, цветущий и остающийся нетленным, так как был причастен к бессмертию от прикосновения главы Христа.

На вид он негрубый, при прикосновении не колючий, выглядит благоцветным, и если можно было бы дотронуться - гладкий и нежный.

В 1204 году произошло событие, окончательно разделившее Церковь на западную и восточную.

Католики-крестоносцы штурмом взяли Константинополь.

То, что начиналось как освобождение Иерусалима от иноверцев, закончилось разбойным нападением на дом церкви-сестры.

Установив здесь свою империю и собственный патриархат без малого на шестьдесят лет, рыцари варварски разграбили Византию.

Часть святынь была навсегда утрачена, часть - расхищена и растаскана по всей Европе.

Во время правления латинского императора Балдуина II королю Франции Людовику IX были проданы многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых был и Терновый венец Спасителя.

В августе 1238 года король Людовик, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа.

Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах.

В 1241 году в Париж была принесена частица Креста Господня.

В рекордные сроки, с 1243 по 1248 гг., для этих реликвий в центре Парижа на острове Ситэ была воздвигнута Сент-Шапель - Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры - на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец.

Вместе с венцом и фрагментом честного креста здесь хранился также один из гвоздей, вбитый в тело Христа.

Терновые шипы, а их было около 70, были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран.

Во время Революции Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную Библиотеку.

Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном I и римским папой святыни были возвращены парижскому архиепископу.

В 1806 году Терновый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Notre-Dame de Paris, где хранятся до сих пор.

В первую пятницу каждого месяца и каждую пятницу Великого поста в три часа дня Терновый венец выносится для поклонения.

В Страстную пятницу с 10 до 17 часов выносится также частица Креста Господня.

В другие дни года доступа к этим святыням нет.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и у православных очень часто не совпадают.

Поэтому, чтобы прийти поклониться святыням, нужно прежде ознакомиться с католической пасхалией.

Плат Божией Матери

Во французском городе Шартре, в 70 километрах от Парижа, стоит собор, внесенный мировым сообществом в число красивейших храмов планеты.

Он был построен в девятом веке специально для одной из самых удивительных святынь христианского мира - Покрова Божией Матери, который Пресвятая Богородица носила от Благовещения до Рождества Христова.

По латыни эта священная для всех христиан реликвия называется Санкта-Камизия - Святая Срачица по-славянски, то есть туника.

Согласно некоторым предположениям, эта та самая Риза Божией Матери, которая некогда хранилась в Константинополе и в 860 году спасла Царьград от нападения русских князей Аскольда и Дира.

По крайней мере, ее часть.

А если это так, то, вполне вероятно, что Шартрская святыня - эта та Честная Риза, в которой Дева Мария спеленала новорожденного Младенца Христа.

И Византийская и Французская традиция связывают Святую Срачицу с Рождеством, а в истории Церкви известно немало случаев, когда одна и та же святыня разделялась на части и почиталась в разных местах.

Более того, по данным шартрских архивов, Санкта Камизия была подарена Императрицей Ириной Карлу Великому по случаю его коронации.

А в 876 году его внук - Карл Второй, по прозвищу лысый - подарил Тунику шартрской церковной общине.

Через 35 лет во Франции от этой Ризы произошло такое же чудо, как и за полвека до этого в Константинополе.

В 911 году на город напали викинги под предводительством знаменитого Роллона. Епископ Шартра вынес чудотворный Покров Божией Матери на городскую стену и обратился к осаждавшим с проникновенным словом увещания.

Свирепые северяне ушли, не тронув города, а Роллон вскоре принял крещения, точно так же, как в свое время это сделал наш князь Аскольд.

P.S. Покров Божией Матери, хранящийся в Шартре, представляет собой фрагмент шелковой ткани бледно-бежевого цвета длиной около 2 метров и шириной 46 сантиметров.

Первоначально его длина составляла 5,5 метра, но во время французской революции духовенство Шартра разделило плат на несколько частей, которые были розданы людям, сохранившим верность Господу в эти кровавые времена.

В 1819 г. самый большой фрагмент плата возвратили в собор.

Хитон Богородицы

Хитон -платье Матери Божией, которое Она, согласно христианским преданиям, даровала Православной Церкви как залог Своего покровительства и заступничества.

Замечательна история этой величайшей святыни всего христианского мира.

Пречистый Хитон завещан был Пресвятой Девой перед Успением Своим двум бедным вдовицам в Назарете, служившим Ей и получавшим от Нее пособие.

Одна из этих вдовиц пожелала, что бы сей благословенный дар всегда вверялся по наследству от одной девице к другой.

Так, в течение трех веков Священный Хитон с великим благоговением сохранялся на Святой Земле.

Ныне Пречистый Хитон хранится в Зугдидском музее(Грузия).

Еще десять лет назад Христианский мир молчал о местонахождении Хитона Божьей Матери.

Просто об этом ничего не было известно. Раскрытие этой тайны, равнозначное чуду, произошло в Зугдиди.

Хитон находился в стенах дворца князей Дадиани.

После развала Советского Союза эту новость первой объявила обществу хранительница сокровищницы Лили Бераия.

В 2000 году произошло новое чудо - на Хитоне появилось изображение Иисуса Христа.

Увидеть его можно только с помощью кинообъектива.

Ученые пока не установили, знак ли это Свыше или создание рук человеческих.

Беседу с исследователем Георгием Каландия мы начали именно с истории самой святыни.

После Успения Пресвятой Богородицы это величайшее сокровище. Христианства было передано Греческой Церкви.

Его хранили монахи.

Позднее проходящие через Грецию братья византийского Императора Льва Великого Калвин и Кандид в одном из женских монастырей узнали от насельниц о чудодейственной силе Хитона Божьей Матери - от него исцелялись болящие.

В келье, где находилась святыня, лежало много больных.

Кандид и Калвин пожелали завладеть этой святыней и по возвращении своем из Палестины изготовили точно такой же ковчежец, подобный тому, в котором находился Хитон.

Ночью они поменяли ковчежцы.

Византийский император отнесся к святыне с большим уважением и поместил ее в специально построенный для этого монастырь Влахернской Пресвятой Богородицы.

Но в дальнейшем Хитон считался потерянным.

Первые сведения о нем появились в V веке.

До XIV века все исторические источники подтверждают, что Хитон находится в столице Византийской империи Константинополе.

После падения Византийской империи один Архиепископ привез в Мингрелию эту святыню, чтобы спасти ее от мусульман.

В Грузию также попала средняя часть пояса Хитона Божьей Матери, на котором руками самой Пресвятой Богородицы вышито Ее изображение.

По одним из исторических источников, его вывезла из Византии супруга Баграта III Елена и поместила в Бедийский монастырь.

Затем Хитон Божьей Матери появился во дворце Дадиани, откуда его перенесли в Хобский монастырь.

В 1936 году, когда святыни, изъятые из церквей и монастырей, передали в музеи, Хитон Божьей Матери снова вернулся во дворец Дадиани.

Насколько вероятно, что изображение Иисуса Христа сделано рукой человека?

Его изображение обнаружили с помощью кинообъектива операторы студии «Матиане» («Летопись») Гурам Рогава и Давид Асатиани.

В Христианском мире существует три нерукотворных изображения Христа: на Убрусе, Туринская Плащаница и изображение Спасителя на Хитоне Божьей Матери в Зугдиди.

Если бы это было сделано рукой человека, то изображение можно было бы видеть невооруженным глазом.

Что вы ожидаете от научного исследования?

Необходимо провести серьезное научное исследование в самых престижных европейских лабораториях.

Для этого нужно изъять два миллиграмма пыли из ткани Хитона и для подтверждения возраста провести углеродный анализ.

Если подтвердится, что Хитону действительно две тысячи лет, споров будет меньше.

Необходимо также провести электромикроскопическое исследование заснятых нами фотопластинок, а также биологическое исследование.

О чудодейственной силе Хитона Божьей Матери существует много преданий.

Как они отразились в исторических источниках?

Первое чудо зафиксировано в 632 году.

Известно, что Хитон Божьей Матери два раза спас столицу Византии Константинополь от нашествия сарацин и египтян.

Однажды Константинополь шесть дней находился в окружении армии сарацин, возглавляемой известным предводителем Моавом.

Патриарх Фотий вынес Хитон и коснулся им моря, и бурные волны поглотили вражеские корабли…

Одно чудо было зафиксировано в Грузии в 1891 году. Разбойники украли Хитон из Хобского монастыря.

В исторических источниках написано, что все население Мингрелии и Хоби приняло участие в его розыске, но безрезультатно.

Однако через три дня Хитон был найден чудесным образом - в лесу, на месте, светящемся необыкновенным светом.

В XVII веке Антиохийский Патриарх Макарий писал в Иерусалимскую Патриархию: «Я счастлив тем, что нахожусь в Мингрелии в Цаленджикском монастыре и передо мной лежит Хитон Божьей Матери и я смотрю на него».

Макарий Антиохийский положил дорогую ткань на Хитон, вырезал по нему аналогичный и освятил.

Копия Хитона как святыня и сегодня находится в Константинополе (ныне - Стамбул).

В каких условиях сейчас хранится Хитон?

Я не согласен с мнением, будто Хитон Божьей Матери не должен храниться в музее.

В одном из исторических источников прямо написано, что осматривать Хитон без разрешения никому нельзя.

Поэтому и оправдано нахождение Хитона во дворце Дадиани.

Видеть Хитон мог только Император, и то всего три раза в год.

Это была очень высокая честь.

На этом этапе постановлением грузинской Академии Наук вообще запрещен всякий перенос Хитона.

Сегодня он находится на том же месте, которое Леван Дадиани назвал Башней Девства, и содержится в необходимых для него температурных условиях.

Напомню, что Ватиканский музей позволяет показ Туринской Плащаницы лишь раз в десять лет.

Не скажу, что и у нас должно быть то же самое, но факт: в сегодняшних условиях перенос Хитона раз в год сопряжен с большими хлопотами.

Верующие могут прийти в церковь Влахернской Богородицы, которая расположена рядом с хранилищем Хитона.

Если мы допустим всех желающих прикладываться к Хитону, то, возможно, это уникальное сокровище Христианства рассыплется у нас в руках.

P.S. После фиксации факта появления изображения Иисуса Христа на Хитоне интерес к Христианской святыне и количество желающих увидеть эту реликвию день ото дня возрастают.

Сюда приезжают больные.

Приезжают иностранцы, которые своими глазами желают видеть одеяние, которое носила Сама Пресвятая Богородица.

В связи с этим как-то особенно чувствуют себя и жители Зугдиди, которым выпала такая честь в Уделе Божьей Матери.

Www.katehizis.ru/forum/index.php?showtopic=3346

Хитон Спасителя

Хитон Спасителя находится в Германии

По одному христианскому преданию, Пресвятая Богородица, умелая рукодельница, соткала для маленького Иисуса хитон из мягкого, тонкого верблюжьего волоса.

С детства Иисус ходил в нем и носил его всю земную жизнь.

До наших дней сохранилось два хитона, возможно принадлежащие Спасителю.

Один находится в городе Аржантёй (под Парижем), другой в немецком городе Трир.

Аржантёйскую реликвию считают просто туникой без шва, отрицая право церкви из немецкого города Трир называть свою реликвию Tunica inconsutilis.

Споры не умолкают и по сей день.

Туника - древнеримская одежда, род рубахи, носившейся под тогой. Этот вид мужской одежды у древних греков назывался хитон - широкая свободная рубашка с рукавами из льна или шерсти (до колен или ниже).

Во времена земной жизни Спасителя эта мужская одежда была очень простого покроя: длинный кусок материи складывался вдвое и сшивался по краям.

Наверху оставляли отверстия для рук и делали разрез для головы.

Цельное одеяние ткали на достаточно широком станке, рукава делались короткими или длинными.

Мужская рубаха, стягиваемая поясом, отличалась сдержанностью окраски и могла быть коричневой, желтой, черной или полосатой.

Если требовалась свобода движений во время работы, рубаху укорачивали, подтыкая ее края под пояс, что называлось «препоясать чресла» и означало готовность к действию.

Начиная где-то с XIII века аржантёйскую реликвию стали почитать и как Tunica inconsutilis (тунику без шва), которая была на Иисусе во время Его Страстей.

В самом деле, эта одежда покрыта пятнами, как от крови.

По легенде, в начале ІХ века хитон Иисуса подарила франкскому королю Карлу Великому защитница почитания святых икон и реликвий византийская императрица Ирина.

Тогда он и был доставлен из Константинополя во Францию.

Император поместил его на хранение в город Аржантёй (под Парижем), где он находится и ныне.

В годы Французской революции возникла угроза существованию реликвии.

После разграбления бенедиктинского женского монастыря хитон Христа в 1791 году был впервые перенесен оттуда в приход.

В 1793 году его пастырь, опасаясь, что святыню отнимут и надругаются над ней, разрезал хитон на части и спрятал в разных местах.

Спустя два года четыре части хитона — одна большая и три поменьше — были найдены и возвращены в церковь.

Возможно, поэтому нынче у снова цельного хитона рукава только до локтей.

В 1865 году реликвия перенесена в новый аржантёйский храм. Ученые изучают святой хитон. Примерно с начала XIX века его считают просто туникой без шва, отрицая право церкви из немецкого города Трир называть свою реликвию Tunica inconsutilis.

Ученые, однако, признают, что она является настоящей одеждой Иисуса Христа.

В свою очередь сторонники трирской традиции утверждают, что аржантёйская одежда — Cappa pueri Jesu.

По христианской традиции, подтверждаемой старинными документами, императрица Римской империи св. равноапостольная Елена, увлеченно собиравшая христианские реликвии, отправила в свой родной город Трир (расположенный на границе с Люксембургом и в христианской иерархии того времени занимавший второе место после Рима) несколько святых реликвий, среди них и тунику Христа.

Древнейшими (хотя их подлинность полностью не доказана) свидетельствами этого факта являются древняя табличка из слоновой кости (некоторые ученые датируют ее V—VІ, а другие — более ранним веком), хранящаяся в сокровищнице трирского собора, в которой речь идет о перенесении реликвий в Трир благодаря св. Елене, и «Диплом Сильвестра», который находится в древнем архиве города и был прислан Папой Римским Сильвестром I (314—335 гг., когда он занимал папскую кафедру) в трирскую церковь.

Около 1100 года — это безоговорочно доказывают документы — жители Трира были убеждены, что у них хранится одежда без шва, принадлежавшая Христу, и что эта одежда подарена св. Еленой.

В Житии св. Агритиуса, епископа Трирского, написанном в ХІ веке (перед 1072 годом), упоминается о реликвиях, присланных св. Еленой Агритиусу в Трир.

Из «надежной традиции предков» известно, что одно время набожный епископ Трирский хотел открыть ковчег реликвий, хранившийся в сокровищнице собора.

Там находилась и одежда Господа, о которой одни говорили, что это туника без шва, а другие — что это Багряница, в которую облачили Иисуса во время Его Страстей.

Трирскую святыню из-за опасения утери, уничтожения или хищения в период непрекращающихся войн и междоусобиц тайно и тщательно прятали в разных укромных местах.

Хитону Спасителя поклонялись бывавшие в Трире святитель Афанасий Великий (335 и 340 г.), святитель Мартин Милостивый (370-380), участники Трирского Собора (386).

Согласно информации, полученной в трирском соборе, в 1196 году одеяние Иисуса Христа замуровали в алтаре на восточном клиросе, где оно находилось несколько столетий.

Существует несколько версий относительно того, когда впервые извлекли из тайника и продемонстрировали молящимся трирскую святыню.

Одна из них гласит, что это произошло в 1512 году по настоятельной просьбе императора Максимилиана.

В документах собора значится, что хитон выставляли для обозрения и поклонения в 1891, 1933 и 1959 годах.

Драгоценный ковчег помещался на возвышенном месте, а святыню для лучшего обозрения и поклонения верующим прикрепляли в вертикальном положении под стеклом.

Имеются сведения и том, что святыню непродолжительное время показывали паломникам в 1996 году.

Нерегулярно, несколько раз в году, без предварительного объявления или оповещения паломников, а также, не приурочивая это событие к каким-либо праздникам, служители собора разрешают молящимся войти в часовню-святилище, где с соблюдением строжайших условий хранится хитон Господа нашего Иисуса Христа.

В соборной хронике имеются документальные записи о том, как в разные годы происходили чудеса и являлась помощь Божия многим людям, сумевшим прикоснуться к святыне или помолиться около нее.

В 1960-1975 годах трирский собор подвергся капитальной реставрации, и после этого святое одеяние стали хранить в специально построенной для этой цели часовне-святилище.

В центральной части собора, справа от главного алтаря, находится специальный вход в часовню, представляющую собой двенадцатиугольный мемориал.

Войти в часовню или подойти совсем близко к ковчегу со святыней невозможно, их можно только обозревать на некотором расстоянии сквозь зарешеченное стекло.

Верующие и паломники молятся за решеткой у часовенного порога.

Сначала их взор останавливается на золотом кресте висящем на фоне темно-синего «вечернего» неба, украшенного яркими звездами из горного хрусталя.

Под крестом находится обильно украшенный драгоценностями стеклянный ковчег, в котором прячутся два других - серебряный и золотой - последовательно вставленных друг в друга.

Под толстым бронированным стеклом горизонтально расстелен хитон Иисуса Христа.

Кстати, в Трире его чаще называют туникой (der heilige Rock Jesu Christi).

Археологические исследования 1890 и 1891 годов показали, что «материал простой коричневого цвета ткани — судя по всему, лен или хлопок».

На одежде не нашли никаких первичных швов, она цельнотканая.

С виду древняя и местами словно потертая — частые белесые пятна на темной ткани.

Она немного меньше аржантёйского хитона, рукава имеет тоже по локоть.

Туника, от которой исходит великая благодать, словно говорит: это — одежда Христова.

В 1196 году туника Христа была торжественно перемещена архиепископом Иоганном І из часовни собора св. Николая в только что освященный им соборный алтарь.

Помощник епископа Иоганн Энен сочинил в начале XVI века мессу, посвященную Tunica inconsutilis.

Наиболее известные демонстрации туники Христа состоялись в ХІХ веке. Первая — с 18 августа по 6 октября 1844 года.

Огромные толпы паломников — всего более миллиона — потянулись со всех сторон в Трир.

Многие чудесно исцелились.

Число паломников — 1 925 310.

В тот год Папа Лев ХІІІ официально провозгласил святыню как Tunica inconsutilis и дал индульгенцию ее пилигримам.

В 1894 году епископ Корум, устраивавший эту последнюю экспозицию, издал перечень чудес и Божьей помощи, связанной с ними.

Что касается подлинности трирского хитона, то хранители святыни утверждают, что установить это в наши дни, спустя столько столетий, практически не представляется возможным, хотя ученые и специалисты, изучавшие в разные годы хитон, сходятся во мнении, что его возраст относится к I веку.

Исследования, проводившиеся в 1890-1891 годах, свидетельствуют, что одеяние Иисуса Христа «выполнено из льняной (хлопковой) ткани коричневого цвета и на одеянии не имеется шва.

Оно прошито золотыми нитями из Китая».

Эти нити специально были доставлены в Трир «для обработки» святыни.

Другая экспертиза показала, что на хитоне обнаружен тот же состав растительной пыльцы, который встречается на известной Туринской плащанице.

Служители собора с сожалением констатируют, что из-за длительного и часто неправильного хранения хитон Иисуса Христа стал очень ветхим: в некоторых местах, особенно в многочисленных складках, ослабли или разошлись нити.

Для жителей Трира и многочисленных паломников, прибывающих сюда из Германии или из-за рубежа, святое одеяние «является символом Спасителя».

И хотя верующие люди едва ли нуждаются в материальном подтверждении своей веры, но им отрадно сознавать, что почти в самом центре Западной Европы находится еще одна великая святыня, свидетельствующая о земной жизни Иисуса Христа.

P.S.Есть два предания, связанных с местонахождением Хитона Господня.

По преданию Грузинской Православной Церкви, эта святыня была принесена из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели.

Другое предание восходит к святой равноапостольной Елене, матери императора Константина.

Пребывая на Святой Земле, она отыскала там многие святыни, связанные с обстоятельствами жизни Иисуса Христа, в том числе и Его Хитон.

По распоряжению святой Елены, этот Хитон был перевезен в любимый ею Трир и оставлен там.

В настоящее время обе святыни — и грузинская, и трирская — равно почитаемы.

P.S.S.Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном.

Www.katehizis.ru/forum/index.php?showtopic=3346

В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится Терновый венец Иисуса Христа – терновник с острыми шипами был возложен на голову Спасителя, усугубляя Его мучения.

Образ Иисуса Христа с терновым венцом – образ страдания, ведь венец был «шутовским» коронованием и являлся орудием пытки. Но это и предмет почитания и надежды. Почему – вы узнаете в этой статье.

Терновый венец Иисуса Христа: значение и история

Терновый венец – одно их оружий, которым издевались над Христом римские воины. Об этом написано у трех из четырех Евангелистов:

«и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29)

То есть, римляне сплели Ему венец именно затем, чтобы унизить, а не только ради боли. Все атрибуты этого момента свидетельствуют о том, что над Господом смеялись, это было такое развлечение. Плевали ему в лицо, били по голове, надели багрового цвета верхнюю одежду, дали в руки трость, короновали венцом – изображая жалкое подобие атрибутов земных царей, — и смеялись над Царем, который сотворил и небо, и землю, и их самих. «Радуйся, Царь иудейский». Что может быть обиднее и подлее. Словно сам сатана развлекался вместе с ними, и солдаты, сами того не понимая, упивались дьявольским весельем, сделав из обыденных для них пыток, которые были положены для всех, кого вели на распятие, — наслаждение. Это была крайняя степень поругания, словно опасаясь упустить хоть что-то, возложили терновый венец – как заключительный штрих к невыносимой тяжести мучений.

12 страстных Евангелий – те отрывки из Четвероевангелия, которые посвящены непосредственно страданиям – читаются накануне Пасхи. Пожалуй, это самая торжественная служба, превзойти которую может лишь Воскресение Христово. Безумство для мира – как страдания могут быть поводом для торжества, как это может быть блистательным и славным, когда случилась самая позорная смерть из мыслимых, самая унизительная. Когда оплевывали, неистово терзали свои же соплеменники. «Кровь Его на нас и на детях наших» — сказал иудейский народ. Только спустя тысячелетия мы начинаем понимать, как сбывается это отречение. Только зная эту фразу, понимаешь, как могло выйти из ада такое немыслимое зло как Освенцим…

Но христиане верят и твердо знают, что Бог перетерпел такие страдания ради нас, чтобы спасти и научить всякой добродетели. Очень полезно помнить об этом чаще: как можно обижаться, зная это? Как оставаться черствым и надменным, когда ты видишь Его Таким, заставленным терпеть невыразимые муки – тут и камень станет как теплый воск.

Где хранится терновый венец Иисуса Христа

Одна из величайших святынь христианского мира находится в красивейшем месте. Славный город Париж хранит святыню в великолепном готическом Соборе парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари). Не многие знают, что кроме знаменитых витражей и химер, скрытая от посторонних глаз, здесь находится святыня такой величины, что перед ней меркнут все достижения поистине шедеврального готического искусства. Что и говорить, даже не все парижане знают об этом.

До X века Терновый венец Христа, как и большинство христианских святынь, хранился в Константинополе. После захвата латинянами он оказался в венецианском банке. В 1238 году король Людовик IX выкупил святыню из банка, куда ее поместил под залог латинский завоеватель Византии Балдуин II, за половину годового дохода всей Франции – 135 тысяч ливров. Он встретил Венец за 40 км от Парижа и, сняв королевские регалии и обувь, нес ее на плечах. За его любовь к Богу Людовика IX прозвали Святым.

Во время революции святыню, пытаясь спасти от обезумевшего Парижа, разрезали на три части. Все они уцелели. Венец помещен в футляр из хрусталя с золотым орнаментом, по уровню разрезов находятся непрозрачные скобы.

Спаситель в терновом венце: икона

Икона Спасителя в терновом венце пришла в православную культуру из католической церкви, где это изображение было очень популярным и начало распространяться еще в 13 веке, сразу после покупки Людовиком IX. В русской иконографии образ появляется после реформ Петра I и усиливается в 19 веке. У христиан пользуется популярностью эмоциональный портрет Христа в венце «Се человек», написанный Гвидо Рени в 17 веке. На нем Христос изображен с поднятой чуть наклоненной головой, с закатившимся взором. Изображение передает момент физической боли, телесных страданий Спасителя.

Терновый венец Иисуса Христа напоминает нам каждый раз о том, как мы можем помочь себе быть снисходительней по отношению к другим людям. Ведь стоит только задуматься над глубиной пережитого Спасителем и смыслом всех этих страданий, как становится очевидным – христианство не может быть выдумано. Это просто нельзя придумать. Невинный взял на себя все раны мира, чтобы искупить виновных. Безгрешный пришел на землю, чтобы искупить от греха и смерти. Вся современная культура, известные нам ценности, понятие свободы, человеческого достоинства – все, что дорого для современного прогрессивного человека – все это родилось из христианства. Как часто мы вспоминаем об этом?

Терновый венец Спасителя

В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) хранится одна из величайших святынь христианского мира - Терновый венец Спасителя, тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания.

В 1204 г. крестоносцы захватили Константинополь и основали Латинскую империю, просуществовавшую до 1261 г. Во время правления латинского императора Балдуина II королю Франции Людовику IX были проданы многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых был и Терновый венец Спасителя.

В августе 1238 г. король Людовик IX, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах.

В 1241 г. в Париж была принесена частица Креста Господня. В рекордные сроки, с 1243 по 1248 г., для этих реликвий в центре Парижа на острове Сите была воздвигнута Сент-Шапель - Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры, на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец. Вместе с венцом и фрагментом Честного Креста здесь хранился также один из Гвоздей, вбитых в тело Христа. Терновые шипы, а их было около 70, были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран.

Во время революции конца XVIII в. Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную библиотеку.

Благодаря конкордату 1801 г. между Наполеоном I и римским папой Пием VII святыни были возвращены парижскому архиепископу. В 1806 г. Терновый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Парижской Богоматери, где хранятся до сих пор.

В первую пятницу каждого месяца в 15 часов, а также в Страстную пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от него выносятся для поклонения верующим. В другие дни года доступа к этим святыням нет.

Необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и у православных очень часто не совпадают. Поэтому, чтобы прийти поклониться святыням, нужно прежде ознакомиться с католической пасхалией. Поскольку желающих поклониться святыням очень много, очередь к ним необходимо заниматься заранее, до начала церемонии в 15 часов.

Из книги Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации автора Платонов Олег Анатольевич

Олег Платонов Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации Серия «Терновый венец России» Книга пятая. «Если для России Бог - Господь наш Иисус Христос, смерть поправый и дьявола упразднивый, пришедший в мир грешных спасти, то у Запада бог

Из книги Николай II в секретной переписке автора Платонов Олег Анатольевич

Олег Платонов Николай II в секретной переписке. Серия «Терновый венец России» Книга третья. “Да поможет Господь Бог России” Николай Посвящается памяти Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева;20.10./2.11.1995), благословившего этот труд«Судьба Царя -

Из книги Титаны и тираны. Иван IV Грозный. Сталин автора Радзинский Эдвард

Венец Марины Хотя в польском плену вместе с русским посольством оказался Филарет (только тогда послы поняли коварный план Жолкевского - увезти в Польшу всех влиятельнейших московских людей), хотя страшным огнем выгорела Москва, захваченная все-таки поляками, хотя в

Из книги «Бежали храбрые грузины» [Неприукрашенная история Грузии] автора Вершинин Лев Рэмович

Жестяной венец Уход из политики и жизни Левана и развал Одиши позволили слегка укрепиться уже почти сломленным Багратионам. На шатающемся престоле сидел в это время Александр III, наследник удавленного Георгия, – его Леван продолжал всячески щемить и унижать, а его

Из книги Реликвии и скоровища французских королей автора Нечаев Сергей Юрьевич

Глава пятая. Терновый венец Иисуса Христа и другие реликвии короля Людовика IX Святого 26 октября 1804 года Поль д’Астрос, священник собора Парижской Богоматери, шел в Национальную библиотеку, что находилась на улице де Ришелье. Ему была назначена встреча с Обеном-Луи

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм Христа Спасителя Нынешнему поколению уже, наверное, трудно понять, чем был для России храм Христа Спасителя, олицетворявший национальную гордость державы, которая победила в жесточайшей схватке наполеоновскую армию, не пощадившую большинство европейских

Из книги Сталинизм. Народная монархия автора Дорофеев Владлен Эдуардович

«Гибель Спасителя» О детстве вспоминать не хотелось. Ничего хорошего там не было. Были нужда и голод. Помнил согбенную спину отца, тачавшего сапоги, усталую и озабоченную мать. Отец хотел, чтобы он стал сапожником, а мать - священником. На этой почве часто возникали

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Три Спасителя мира Еще одно изменение в зороастризме, которое может быть отнесено к эпохе Ахеменидов, касается веры в Спасителя мира – Саошйанта. Эта вера развилась в ожидание трех Спасителей, каждый из которых будет рожден девственницей от семени пророка. Такое

автора Вершинин Лев Рэмович

Делу венец 11 сентября пошло по второму кругу. Поначалу с определенной тенденцией к смягчению, не потому, что доказательств измены не было (это мало кого волновало), а просто за скандальный повод уцепились оппоненты президента Адамса и «хозяев жизни» - демократы-либералы

Из книги Позорная история Америки. «Грязное белье» США автора Вершинин Лев Рэмович

Делу венец Так все и кончилось. Особо отпетые лесовики дрались с американцами аж до 1913 года, но их действия все больше скатывались к бандитизму с легким, все более выцветающим политическим оттенком. Новым владельцам островов эта уголовщина головной боли не причиняла. Для

Из книги Зарождение добровольческой армии автора Волков Сергей Владимирович

Б. Турчанинов ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ Гробокопатели На огромном Нахичеванском кладбище в склепах (и не только там) скрывались застигнутые врасплох в чужом городе во время большевистского восстания и грянувшего за ним террора «солдатских и рабочих депутатов» офицеры,

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Царский венец 16 января 1547 года в Успенском соборе московского Кремля Иван IV торжественно венчался на царство. Отныне великий князь Иван Васильевич именовался «царем и великим князем всея Руси». Это стало вызовом ближайшим соседям – Казанскому и Крымскому ханствам,

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги История развития формы креста автора Кузнецов В. П.

Крест «терновый венец» Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие

Из книги Команданте Чавес [Его боялась Америка] автора Чернов Виктор

Глава 5. Терновый венец команданте Чавеса «Дай мне свой терновый венец, Христе, дай мне его, чтобы я кровоточил, дай мне свой крест, сотню крестов, и я понесу их вместо Тебя. Но дай мне жизнь, чтобы я мог работать для моего народа и моей страны. Не забирай меня пока». Молитва

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

18.7. Терновый венец Христа и лавровый венок Ромула Когда царь Ромул шел с «победным Древом» на плече, окруженный солдатами и народом, У НЕГО НА ГОЛОВЕ БЫЛ НАДЕТ ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК. Плутарх пишет, будто Ромул сам «украсил свои длинные волосы лавровым венком» , с. 48. На старинной

Из Библии. В Евангелиях Нового Завета говорится о колючем веыпе из терна, который надели на голову Иисуса римские воины перед его казнью на кресте (от Матфея, гл. 27, ст. 29; от Марка, гл. 15, ст. 17; от Иоанна, гл. 19, ст. 2): «И воины, сплетши… … Словарь крылатых слов и выражений

Большой Энциклопедический словарь

Мученичество, крест Словарь русских синонимов. терновый венец сущ., кол во синонимов: 6 акантастер (2) … Словарь синонимов

Современная энциклопедия

ТЁРН, а, м. Терновник, а также плод его. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (Acanthaster planci), многолучевая (до 20 лучей) морская звезда сем. (Acanthasteridae) отр. игольчатых звёзд (Valvatida). Диам. до 50 см. Обитает на коралловых рифах Тихого и Индийского океанов. Тело покрыто многочисл. иглами дл. до 3 см (отсюда… … Биологический энциклопедический словарь

Терновый венец - ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ, многолучевая морская звезда. Обитает на коралловых рифах Тихого и Индийского океанов. Тело (диаметром до 50 см) покрыто многочисленными иглами длина до 3 см (отсюда название), уколы которых болезненны для человека и могут вызывать … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Многолучевая морская звезда. Тело, покрытое иглами (отсюда название), диаметром до 50 см. На коралловых рифах тропической части Тихого и Индийского океанов. Уколы игл очень болезненны. При сильных вспышках численности терновый венец уничтожает… … Энциклопедический словарь

Терновый вѣнецъ (мученическій) пріять, носить (иноск.) терпѣть муку. Ср. Блаженъ... кто съ радостнымъ лицомъ Несетъ свой крестъ безропотно Подъ терновымъ вѣнцомъ. К. Р. „Блаженъ“. (1885.) Ср. Терпи, надѣйся и молись: Онъ Самъ носилъ вѣнецъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Терновый венец - венец, который слуги первосвященника и солдаты возложили на голову Господа (Евангелие от Матфея, 27, 29). По мнению толкователей Священного Писания, этот венец был сплетен из белого терновника, в изобилии росшего близ Иерусалима … Православная энциклопедия

Книги

  • Терновый венец атамана Дутова , Вадим Гольцев. Книга «Терновый венец атамана Дутова» – это предпоследнее произведение известного исследователя Гражданской войны в России Вадима Алексеевича Гольцева, авторакниг «Сибирская Вандея»,… электронная книга
  • Терновый венец болезни. Опыт преодоления рака , Протоиерей Михаил Овчинников. Протоиерей Михаил Овчинников пережил в 1999 году страшную автокатастрофу. Имея травмы, как говорили врачи, несовместимые с жизнью, он перенес серии клинических смертей и настоящим чудом (без…

Терновый венец — венец из ветвей растения с шипами (терниями ), который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания.

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста: и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

В начале 13 века константинопольский император Балдуин II за долги решил заложить венец в Венецианский банк, чтобы расплатиться с кредиторами, но выкупить было не на что, тогда король Франции Людовик IX (Людовик Святой, причисленный католической церковью к лику святых) выкупил у банка Терновый венец Христов за практически половину годового бюджета Франции — 135 тысяч ливров - колоссальную сумму. Луи Святой получил в наследство трудное и раздробленное государство, и принесение во Францию великих святынь должно было помочь ему поднять религиозный престиж страны .

Страшно думать, что если бы крепнувшие европейские страны не вывезли из Византии множество христианских святынь, то их всех бы ожидала участь родного города святителя Николая - Мир Ликийских, где полуразрушенный православный храм находится в поражающем взор запустении. Хоть и у католиков, но удивительно бережно, с огромным почтением хранятся эти святыни в Европе и в наши дни.

Шел 1238 год. Людовик IX вышел встретить процессию с Терновым венцом и еще 28 великими святынями за 40 (!) километров от Парижа. Он снял с себя все королевские регалии и шел босиком в простой тунике. Весь путь до Парижа он пронес вместе с братом венец Христов. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня. Для этих святынь была построена часовня Сен-Шапель (Святая часовня) - один из самых знаменитых шедевров готической архитектуры, а стоила эта часовня в три раза дешевле, чем Терновый венец. Шипы Венца Людовик отправил в дар в другие государства.

Во время революции Сен-Шапель горела, были сожжены мощи Женевьевы, одной из самых почитаемы французских святых, венец же уцелел и был передан в Национальную библиотеку, а в 1801 году Наполеон передал их парижскому архиепископу. Наполеон I и Наполеон III преподносили в дар реликварии для хранения Тернового Венца.

Сегодня венец хранится в Соборе Парижской Богоматери, о котором туристы только и знают, что это один из главных французских соборов, стоит на Сене и славен своими витражами да химерами, а перед ним - точка отсчета нулевого километра Франции.

Собор Парижской Богоматери построен на месте христианской базилики, сменившей, в свою очередь, древнеримский храм, строительство собора длилось 170 лет с 1163 по 1285г.. Разрушения, вызванные временем, людьми, трагедиями бесконечных войн, в течение многих веков искажали первоначальный облик церкви. Но впоследствии, в период с 1844 по 1864 гг., архитектором Виолле-ле-Дюком была осуществлена реставрация церкви. Высота здания: 35м., длинна 130м., ширина 48 м. Высота колоколен 69м., вес колокола Эммануэль, который находится в восточной башне: 13 тонн, его язык: 500 кг. Мощный и величественный главный собор Франции.

Огромное количество легенд связано с парижскими соборами и, прежде всего с собором Нотр Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений - именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о Нотр Даме как о "наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма". Прежде всего, говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: "Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора - пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он - Алхимик Нотор Дама " - пишет Фульканелли.

Другой астрологический символ - лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 - тогда как лунный месяц имеет 28 дней - что вы на это скажете? Собор сильно пострадал в революцию, когда якобинцы посносили головы 28 библейским царям на фасаде, приняв их за французских королей. Готические головы были обнаружены в 1977 году при раскопках — их можно увидеть в Музее Средневековья.

И, наконец, еще одна легенда - о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, - струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр Дама пришел поглядеть на работу - он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр: фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья - словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны - ворота было невозможно открыть! пришлось окроплять их святой водой. В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр Дама. Никто не знал, как они были сделаны - то ли это было литье, то ли они были выкованы - Бискорне - оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: "Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свою он унес с собой, так и не раскрыв его - или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что кто-то видел, как он ковал ворота Нотр Дама"....

Есть у собора ещё одна святыня, это ГВОЗДЬ, которым был распят Христос . Гвозди Святого Креста Нотр Даме хранится гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Крестных гвоздей существует четыре: два хранятся в Италии, и два во Франции - один в Нотр Даме и другой в другом соборе Парижа . Хотя как относительно числа гвоздей (три или четыре) ведутся споры. Ведутся споры и о подлинности реликвий: всего в мире насчитывается 30 подобных гвоздей. Римская церковь Санта Кроче также оспаривает подлинность французских реликвий , и в частности, - из собора Св. Сиффрена (Зигфрида) из Карпантра. Именно этот гвоздь из собора Карпантра овеян многочисленными легендами. Во-первых, этот гвоздь вовсе не гвоздь, а удила (элемент упряжи). Почему удила: согласно легенде, один из гвоздей (а по другим версиям - три), которыми был распят Иисус Христос, был обнаружен в Иерусалиме матерью византийского императора Константина - Еленой. Из этого гвоздя она приказала сделать удила для лошади Константина, чтобы оберегать его на поле боя. По прошествии веков эти самые удила оказались в соборе Карпантра. Но называют их все же иногда и гвоздем - Святым гвоздем - потому что гвоздь этот совершил по преданиям множество чудес. Во время эпидемий чумы жители Карпантра использовали его как талисман - прикосновение к гвоздю исцеляло больных и одержимых. Факты чудесных исцелений официально признаны Ватиканом. И самое главное чудо - гвоздь из собора в Карапнтра за почти два тысячелетия существования не заржавел - говорят, что его пытались позолотить, но позолота отставала. Существует мнение, что эти удила на самом деле не имеют отношения к крестным мукам Христа - и что на самом деле они были изготовлены здесь же, на месте, древними галлами. Но так этот или нет - неизвестно. В любом случае - металл, из которого изготовлены удила из собора Карпантра не окисляется самым чудесным образом - тогда как с гвоздем из Нотр Дама никаких чудесных историй или легенд о чудесных исцелениях не связано - более того нотр-дамский гвоздь - ржавый.

Невозможно представить себе Париж без знаменитого Нотр-Дама! Это один из главных сим волов Парижа. Красивейший собор, каждый камень которого дышит давностью времен и историей.