Крещение на Южном Урале: во сколько начнутся службы в храмах, когда освятят воду и как правильно окунуться в купель.

У большинства православных мирян сформировалось убеждение, что празднество Крещения Господня начинается в полночь 19 января. Некоторые россияне даже идут в такое позднее ночное время окунаться в прорубь.

Это огромное заблуждение, видимо, сформировавшееся по аналогии с Новым Годом, который условно наступает ровно в полночь.

На самом деле, праздник начинается накануне, 18 января, в так называемый Сочельник. Канун Крещения недаром получил такое наименование. Оно происходит от старинного слова «сочиво». Это постное блюдо, которое полагается вкушать в день перед святым таинством Крещения Господа. Сочиво готовится из вареных пшеничных зерен, меда, сухофруктов.

До обеда в Сочельник вообще нельзя ничего есть. В этот день нужно соблюдать строгий однодневный пост. В первую половину дня нужно воздержаться от пищи. После утреннего церковного богослужения можно поесть сочиво или другую постную еду.

Богослужение

Сам праздник начинается 18 января с утренней службы. Это происходит приблизительно в 8-9 часов утра (в разных храмах может быть по-разному). Праздничное богослужение продолжается достаточно долго, практически до полудня. Только после этого священник производит таинство освящения воды (это не происходит в полночь, как думают многие россияне).

Святую воду раздают понемногу всем православным, присутствовавшим на службе. Вода освящается в емкостях. Ее можно пить, использовать для умывания (но нельзя выливать в канализацию!). Святая вода может храниться весь год буквально до следующего праздника и не испортиться, не зацвести. Считается, что она обладает особыми свойствами и может даже исцелять недуги.

Купание в проруби и других водоемах в самом чине празднества вообще не предусмотрено. В этом нет никакой необходимости. Зато для православного человека важно быть на богослужении в храме, не думать о мирском, а открыть свое сердце Богу.

Чин освящения воды

Во время богослужений 18 января в церкви читаются отрывки из священного Писания, которые называются паремиями, а также Литургия Василия Великого. По содержанию все эти тексты посвящены самому Крещению Иисуса Христа и Богоявлению. Также читаются молитвы и ектении, в которых толкуется значение этого великого события.

Во время освящения воды сначала служится литургия, после которой зачитывается заамвонная молитва (либо просительная ектения). Настоятель храма и прочие священники в торжественном облачении выходят через царские врата к купели. Перед ними всегда несут горящие свечи, кадила и крест. На этом этапе поются тропари и производится каждение (окуривание при помощи кадила) алтаря, стола, на котором располагается чаша с водой, и всех присутствующих в храме.

Затем зачитываются паремии из книги Исаии, поется прокимен и снова зачитываются соответствующие места из Евангелие. Настоятель храма во время чтения тайно произносит молитву «Господи Иисусе Христе», прося очищения и благословения на святое таинство. Затем вслух он произносит молитву «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя», в которой просит Бога прийти и освятить воду. Она освящается трижды перстами, а затем трижды Честным крестом.

Таинство освящения воды за весь праздник совершается дважды: сначала в Сочельник, затем на само Крещение, 19 января. Так что если вы не смогли по какой-то причине получить это благословение в канун праздника, наверстать упущенное можно на следующий день.

Ежегодно 19 января отмечают великий праздник Крещения все православные. Также его еще называют Богоявление. Если вы чтите все православные традиции и хотите прочувствовать всю благодать праздника, тогда вам будет интересно узнать, во сколько начнется крещенская служба в 2019 году. Учтите, что в каждом храме она начинается еще с повечерия 18 января. Но точное время ее начала лучше уточнить в том храме, в который вы собираетесь.

По евангельским рассказам Иоанн, который до этого много проповедовал о приходе Спасителя на землю, крестил Христа в реке Иордан. Во время обряда отверзлось небо, и на Мессию сошел Святой Дух. Он был в теле голубя, при этом был слышен Небесный глас, говорящий о том, что Христос сын Божий. После таинства крещения Христос, ведомый Святым Духом, удалился в пустыню, где он в уединении готовился к выполнению миссии, с которой он был послан на землю.

Всем православным известно, какого числа ожидается Крещение, ведь его дата не меняется. С вечера 18 числа начинаются богослужения во всех храмах. Повечерие заканчивается литией, служба переходит в утреню. Утреня завершается отпустом православных. И лишь после завершения литургии совершается обязательный обряд освящения воды.

В храмах люди набирают в принесенные с собой емкости святую воду. При этом не обязательно пытаться унести домой годовой запас жидкости. Достаточно набрать небольшую бутылку и затем разбавить этой освященной водой обычную водопроводную. Даже исследователи отмечают, что структура воды в ночь с 18 на 19 число меняется, она становится более упорядоченной.

В храмах вода освящается, как в навечерие, так и в сам праздник. Священнослужители читают над водоемами молитву и опускают трижды в нее крест. После этого считается, что можно в освященные купели можно погружаться. Те, кто не готов окунаться на Крещение Христово в 2019 году в морозы в ледяную воду, могут просто ею умыться.

Если же вы хотите совершить личный подвиг, чтобы подтвердить силу свой веры, и окунутся в вырубленную во льду «иордань», то заранее узнайте, когда это необходимо делать. В большинстве храмов вода освящается утром 19 января, только после завершения этого ритуала стоит совершать символическое омовение святой водой.

Стоит отметить, что перед погружением в водоем лучше получить благословение у своего духовника. При этом церковь не обязывает никого опускаться в ледяную воду. Это просто установленная традиция. Такое окунание символизирует начало новой духовной жизни, считается, что вода способствует очищению души человека от грехов.

Дата Крещения окружена множеством суеверий. Но стоит помнить, что разнообразные и попытки узнать будущее не приветствуются церковью. Также в день Крещения популярны разнообразные приметы. Например, звездная ночь – к сухому лету, а оттепель – к хорошим урожаям. Туман над водой к хорошему хлебному году.

Не забудьте поздравить близких людей с этим двунадесятым праздником. Вы можете сказать им такие слова:

  • пусть святая Крещенская вода смоет все печали и подарит здоровье;
  • желаю в день Крещения оставить все горести и невзгоды;
  • пусть исповедь, покаяние и омовение в священной воде приблизит Вас к Господу и очистит ваши помыслы;
  • поздравляю с Крещением Спасителя! Пусть святая вода подарит здоровье и бодрость.

Друзья, поздравляю вас с этим замечательным Рождественским праздником!

Первая звезда взойдет,
Предвещая чудеса.
Снег невзгоды заметет.
Мир пошлют вам небеса!

Пусть Сочельник дарит вам
Чувств тепло и ясность дум!
Помолитесь небесам
В сей рождественский канун.

Пусть же вас услышит Бог
И воздаст за то в стократ.
Счастье ступит на порог,
Что дороже всех наград!

Крещенский сочельник — это преддверие большого церковного праздника Крещения Господнего. В этот день совершается первое Великое освящение воды, которая обладает целебными и чудодейственными свойствами.

18 января, по старому стилю 5 января — канун праздника Крещения Господня, или Богоявления. В этот день люди готовили себя к празднику постом, поэтому вечер назывался голодным. Кушали только сочиво, постную кашу, овощные блины и медовые оладьи.

По народному поверью, в канун Крещения снег приобретал особые свойства; считалось, что только крещенский снег может выбелить любую холстину, что он может исцелять недуги, а если помыться в бане водой из талого крещенского снега, можно надолго сохранить красоту и молодость.

В полночь на Крещение ходили за водой на реку: говорили, что она может стоять, не портясь, и имеет такие же чудесные свойства, что и крещенский снег.

Звёздное небо в Крещенский Сочельник предвещало хороший урожай хлеба, снегопад - гречки, а метель - что будут хорошо роиться пчёлы.

Метель в этот день обещала метель на Масленицу, а сильный южный ветер — грозовое лето.

Приметы в Крещенский Сочельник:

«Если в этот день метель, снег или позёмка - быть урожаю»,

«Если снег погнёт сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться»,

«Мало снега на ветвях деревьев - летом ни грибов, ни ягод не ищи», поэтому и народная благодарность «Спасибо, мороз, что снегу нанёс».

Если на небосводе полный месяц на Крещенский сочельник - к большому разливу рек. Если много лают собаки, то будет в лесу много дичи и зверя.

В Крещенский сочельник было принято вычищать и вымывать весь дом, снимать рождественские украшения и готовить обрядовые блюда.

Основную роль в этом празднике имеет вода. Вода — это символ новой жизни, очищения, здоровья. Еще с вечера 18 января в церквях начинали святить воду. После чего хозяева спешили домой и с помощью колосков, сушеных трав освящали все уголки дома и хлева, чтобы дом был полной чашей, а близкие не болели.

Кроме того, был обычай рисовать мелом кресты над дверными и оконными проемами, а также в углах комнат, чтобы отгонять нечистую силу.

Крещенский сочельник еще называют Голодной или Бедной (второй) кутьей.

Такое название можно объяснить по-разному: в этот день до первой звезды соблюдали очень строгий пост, то есть воздерживались от еды и пили совсем понемногу, после первой звезды садились за стол и ели постные или по-другому голодные блюда.

Также считалось, что в эту ночь в дом хотят проникнуть разные нечистые силы, поэтому кутью назвали голодной, чтобы и вся нечисть оставалась голодной.

На столе обязательно были традиционные: узвар, кутья (постная, заправленная растительным, чаще всего конопляным маслом, маковым или ореховым молоком и медом) и, конечно, освященная вода, с которой и начинали трапезу. На голодную кутью, все блюда были постными, и их количество было 7, 9, 12, как и в Рождественский сочельник, хотя и были более скромными.

Трапезу начинали со святой воды. Потом ели кутью и запивали узваром. После чего приступали и к остальной трапезе: печенью в виде крестов, постным пирогам и пампушкам, овсяным и пшеничным блинам, вареникам, капустняку, голубцам, реже подавали рыбные блюда и постный борщ с фасолью.

В западных областях Украины пекли и обрядовые караваи – карачуны. Угощали праздничной едой и домашних животных, и скот, чтобы те были здоровыми.

Иногда хозяйки оставляли понемножку от кутьи с разных праздников: Рождества, Нового года и Крещения — смешивали эти остатки с мукой и кормили живность.

Кстати, с кутьей связан интересный обычай, который своими корнями уходит в языческую древность: после того, как обрядовую кашу съедали,дети стучали ложками по пустой посуде, выгоняли кутью со словами:

«Прочь, кутья, из покутья!»

Даже был обычай — после ужина выходить на улицу, стучать и кричать, чтобы прогнать кутью. Таким образом наши предки прощались с веселыми праздниками до следующего года.

На западной Украине в Крещенский сочельник щедровали.

В день Крещения было принято умываться и окроплять друг друга водой, а позже окунаться в воды различных рек и водоемов.

В начале дня освященную воду пили натощак как лекарство, ведь считалось, что святая вода может лечить не только телесные болезни, но и помочь затянуться душевным ранам.

Крещенскую воду хранили весь год, ведь она имела целебную силу.

На крещенский обед подавались поровну постные и скоромные блюда.

Начинали трапезу с кутьи и узвара, потом по очереди пробовали постные блюда и уже потом переходили к скоромным: кашам, заправленным сливочным маслом и сливками, сладким пирогам и сочням, кнышам, а также наваристому борщу, заправленному салом, и запеченной свинине, холодцу, колбасам.

Ели в этот день и блины, налистники, и оладьи с медом. Считалось, чем больше их съешь, тем щедрее будет новый год.

За столом все присутствующие обменивались пожеланиями здоровья и счастья. Уже с 20 января начинался зимний мясоед, который длился до Масленицы.

В ночь с 18 на 19 января вся вода на планете становится не просто живительной влагой, а ее способности могут быть самыми невероятными!

Эта освященная вода не портится со временем, где бы ее не хранили. По сравнению с обычной водой, которая спустя несколько дней начинает издавать неприятный запах, эта вода остается кристально свежей и через год!

В старину, многие умывались снегом в этот день, веря, что он поможет избавиться от тяжких недугов.

Девушки использовали его как косметическое средство для отбеливания лица, а талую воду — в качестве целебных компрессов. Интересным фактом является то, что капля освященной воды наделяет такими же свойствами и обычную воду, поэтому и появилось выражения «Капля святыни море освятит!» .

По приданиям, накануне Крещения Господнего люди обращались к Богу с просьбами, которые он выполнял, если они были искренними.

Очень хочется, чтобы человеческие дела и помыслы были такими же чистыми, как вода в Крещенский сочельник, однако это под силу только нам самим, поэтому стоит задуматься на своими поступками!

Крещенская Святая вода.

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня - святая вода (по-гречески «агиасма» - «святыня»).

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой.

Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

«Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни.

Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.
Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает».

Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час.

Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, - нет.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

Освящение воды в Сретенском монастыре.

Великое водоосвящение совершается дважды - в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна.

Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

По верованию Церкви, агиасма - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка:

«Точию агиасму да пиет».

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине:

«Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.

«Когда человек употребляет просфору и святую воду, - говорил затворник Георгий Задонский, - тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Молитва на принятие просфоры и святой воды:

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.»

В народе существует много крещенских примет , зная которые можно предотвратить много неприятностей для себя и своей семьи:

1. Вечером перед Крещением хозяйка дома должна начертить крестики над дверями и окнами, чтобы уберечь свой дом от нечисти и других злых сил.

2. В Крещенский сочельник стоит запастись крещенской водой, за которой ходят в полночь на реку или к родникам. Такая вода обладает удивительной целебной силой.

3. Перед праздником Крещения из дома нельзя ничего выносить и давать деньги в долг чтобы весь год не испытывать нужды.

4. В Крещенский сочельник старшая женщина в семье считает скатерти. Кто так делает, у того всегда в доме будет много гостей.

5. Птица, постучавшая в окно на Крещение, возвещает о том, что души умерших просят для себя молитв и всяческих богоугодных дел во их прощение.

6. 19 января, если кто из семьи уезжает из дома, до его возвращения не выгребают золу из поддувала, иначе с человеком в пути случится беда.

Самый основной запрет в канун Крещения не наполнять свой дом ссорами и перебранками. Ведь негативная энергия скапливается в углах квартиры и отнюдь не намерена просто взять и исчезнуть, а как искра старается разжечь пламя. То есть она будет воздействовать на живущих в данном помещении людей с целью их провоцирования на новые скандалы и злобу.

Для очищения жилья от негатива можно применить элементарные, но эффективные методы:

Во-первых, проветривай свое жилье хоть раз в неделю. Воздух содержит в себе заряженные частицы, которые неплохо разрушают сгустки негативной энергии и тем самым очищают жилье.

Старайся раз в неделю делать влажную уборку. На ведро воды столовая ложка соли. По магическим аналогиям соль относится к веществам с положительной энергией, так как, являясь консервантом, она мешает разрушению. Обязательно держи дома куст герани. Хлопот с ней нет, а защита отменная.

Зажигай натуральные восковые свечи. В отличие от парафиновых и стеариновых свечей воск содержит в себе большой заряд чистой положительной энергии, которая воспримется и твоим организмом и очистит квартиру.

Во время вечерней службы небольшие церкви часто не могут вместить всех желающих замолить свои грехи, особенно во время обряда освящения воды, так как большинство людей были твердо уверены, что чем раньше наберешь освященной воды, тем целебнее она будет.

После того, как в церкви посвятили воду, каждый хозяин, со всеми домочадцами отпивал несколько глотков из принесенного кувшина, а затем кропил святой водой все свое имущество для того, чтобы защитить свой дом на целый год не только от бед, но и от дурного глаза.

Окроплять жилье необходимо щепотью правой руки, крестообразно, обходя помещение по часовой стрелке. То есть начиная от входа идите в глубь дома по левой стороне и обходя все комнаты. Закончить окропление нужно там же где ты и начала, у входной двери. При окроплении должна быть обязательна открыта или приоткрыта дверь или форточка. При окроплении дома необходимо произносить слова: ‘Окроплением воды сия священныя в бегство да претвориться всякое нечистое и бесовское действо’.

После всех этих обрядов святая вода ставилась к иконам , так как все не только верили в целебную силу этой воды, но точно так же были убеждены, что она не может испортиться.

Вода, набранная из проруби в канун Крещения также считается целебной, используется для профилактики и лечения болезней в течении всего следующего года.

Верую, значит люблю:

Есть разные традиции празднования сочельника. Но суть их всех сводится к одному – радостное ожидание чуда Рождества Бого - человека Христа и его крещения.

Эти обряды, как и многие другие в православии, направлены в первую очередь на укрепление гуманистических принципов жизни, любви, взаимопонимания и прощения.

Вечер священный-Крещенский сочельник.
Завтра Крещенье у нас.
В праздник великий Богом открытый
Ждёт очищение нас.
Будем крестится, будем постится
Воду святить мы пойдём
Тою водою боль исцелица
С верой в душе мы идём.
Выйдя из храма, всех мы поздравим
С праздником чистым таким
Всех мы поздравим и пожелаем
Веры, надежды, любви.

В эту пятницу все православные христиане будут отмечать один из самых великих праздников – Крещение Господне, или Богоявление. Отмечается он у нас еще со времен крещения Руси, а церковные обычаи тесно переплелись с народными верованиями.

История праздника Крещение Господне

Согласно рассказам в Евангелиях, Иисус Христос пришел на реку Иордан перед началом Своего служения и просил крещения у пророка Иоанна Предтечи. Именно в этот день Иисусу исполнилось 30 лет.

Богоявлением же называется праздник, потому что во время крещения с небес послышался голос Бога-Отца, который назвал Иисуса своим Сыном. Одновременно на него сошел Святой Дух в образе голубя.

Река Иордан, в которой Иоанн Богослов крестил Сына Божьего, символизирует погрязшие во грехе и пороке души людские. Не очиститься сошел в воду Иисус, а очистить ее.

Вода, освященная троекратным погружением в нее святого креста в канун Крещения, в Сочельник, и в самый праздник Богоявления, называется святой Богоявленской водой.

Традиции и народные обычаи на Крещение

Накануне Крещения, 18 января, верующие в течение дня постятся, а вечером – в Крещенский Сочельник – отмечают второй Святой Вечер или «Голодную кутью». Вся семья, как и на Рождество, собирается за столом. На ужин подают постные блюда – жареную рыбу, вареники с капустой, гречневые блины на масле, кутью и узвар (компот из сухофруктов).

На Крещение правится праздничная служба в церкви. Согласно традиции, во время иорданского богослужения в небо выпускают голубей – они символизируют Дух Божий, который сошел с небес на Христа в виде голубя, а также и то, что рождественские праздники подошли к концу, и их следует выпустить на волю.

В память о том, что Христос своим Крещением освятил воду, накануне праздника вода освящается в храмах, в сам же праздник Богоявления - в реках или других местах, где берут воду. Накануне праздника мужчины вырезают на льду прорубь в виде креста, а сам ледяной крест устанавливают рядом. Над речкой возле креста происходит обряд Иорданского водоосвящения. Во время этого обряда священник трижды опускает в прорубь крест и зажженный трехсвечник – вода креститься огнем.

Считается, что Крещенская вода смывает все грехи, поэтому на Крещение люди три раза с головой погружаются в воду.

Приметы и поверья на Крещение

Крещенному в этот день человеку всю жизнь будет сопутствовать счастье.

Добрым предзнаменованием считалось, если в этот день сговорятся о будущей свадьбе. «Крещенское рукобитье – к счастливой семье».

Любая договоренность, оканчивающаяся рукопожатием, сулила в дальнейшем поддержку свыше.

Если в этот день шел снег, он предвещал хороший урожай.

Ясный день на Крещение сулил, по народным приметам, неурожайный год.

Если в ночь на Крещение – полнолуние, то опасались паводка весной.

Девушки умывались крещенским льдом и снегом, говорили, что тогда они будут «без белил белыми, без румян румяными».

Сны в Крещенскую ночь считались вещими, а гадания были похожи на Рождественские.

Считается, что в этот день, с полуночи до полуночи, вода приобретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года. Ее дают пить тяжелобольным, ею освящают храмы, дома и животных. Крещенской воде приписывают свойство очищать и лечить болезни тела и души, смывать накопившийся негатив.

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

- на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.