В какой день взяли христа под стражу. Взятие Христа под стражу (Караваджо)

Иван Дерма Ярцев и Андрей Лаврентьев. Омовение ног. Взятие Христа под стражу. Поругание Христа. 1509 год Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник

Эта трехчастная икона с евангельскими сценами показывает три последова-тельных события. Слева Христос моет ноги ученикам; как говорит Евангелие от Иоанна, Иисус омыл ноги апостолам и сказал: «Итак, если Я, Господь и Учи-тель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:14-17). В память об этом в католической церкви в Великий четверг, перед Пасхой, священник омывает ноги двенадцати прихожанам. В православной церкви ноги омывает архиерей священникам, но обряд совершается редко.

Центральная часть иконы — арест Христа в Гефсиманском саду: Иуда целует своего учителя, указывая стражникам, кого нужно арестовать, а левее апостол Петр отсекает ухо рабу первосвященника, пытаясь защитить Христа (Иисус потом исцелил раба и запретил апостолам сражаться).

Справа — иудеи глумятся над арестованным Христом, танцуют, играют в бубны и трубы. Если приглядеться, у воина на центральном образе и у пяти солдат в сцене поругания на головах надеты шлемы с диагональными прорисями сзади. Это типичные «хохлатые» шлемы, которыми обозначали грешных вои-нов. Такой знак появился на русских иконах как гибрид шишака, непременного элемента воинской амуниции, и вздыбленных волос, которыми обозначали демонов и грешников.

   Совершив Тайную вечерю и причастив Своих учеников, Господь Иисус Христос пошел с ними в Гефсиманский сад. Это было в четверг вечером, за день до иудейского праздника Пасхи. Уютный Гефсиманский сад, густо усаженный оливковыми деревьями, некогда принадлежал праотцу Спасителя, царю Давиду. Находясь на западном склоне Елеонской горы, сад возвышался над Иерусалимом, и с него открывался живописный вид на Храм и окружающие его великолепные постройки. Когда Господь посещал Иерусалим, Он неизменно собирался со Своими учениками в Гефсиманском саду. Зная это, Иуда, один из апостолов (который покинул Тайную вечерю, чтобы предать Спасителя) решил именно сюда привести стражу, чтобы они могли здесь арестовать Христа.
    Зная о приближении воинов, Господь стал готовиться к предстоящему суду у первосвященников и к Своей крестной смерти. Чувствуя необходимость молитвы в этот решающий момент, Господь сказал апостолам: «Сидите тут, пока Я помолюсь». Отойдя на небольшое расстояние, Господь начал скорбеть и тосковать. «Душа Моя скорбит смертельно, – сказал Он находящимся невдалеке апостолам Петру, Иакову и Иоанну. – Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф.26:38). Потом, немного отойдя, Он пал на лице Свое и начал молиться: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия. Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:36-39). Молитва эта была столь напряженной, что по описанию евангелистов, пот, как капли крови, стекал с Его лица на землю. В это время невероятной внутренней борьбы явился к Иисусу Ангел с Неба и стал укреплять Его.
   Никто не может постичь всю тяжесть скорбей Спасителя, когда Он готовился к крестным страданиям для искупления грешного человечества. Нет надобности отрицать естественный страх смерти, потому что Ему, как человеку, были известны обычные человеческие тягости и болезни. Обычным людям естественно умирать, но для Него, как совершенно безгрешного, смерть была противоестественным состоянием.
   При этом внутренние страдания Христа были особенно невыносимы потому, что в это время Господь брал на Себя все непосильное бремя грехов человечества. Мировое зло всей своей непосильной тяжестью как бы придавило Спасителя и наполнило Его душу невыносимой скорбью. Ему, как нравственно совершенному, было чуждо и омерзительно даже малейшее зло. Беря на Себя людские грехи, Господь вместе с ними брал на Себя и вину за них. Таким образом то, что должен был претерпеть каждый из людей за свои преступления, сосредоточивалось теперь на Нем Одном. Очевидно, что скорбь Христа усиливалась от сознания того, насколько ожесточилось большинство людей. Многие из них не только не оценят Его бесконечную любовь и величайший подвиг, но будут смеяться над Ним и со злобой отвергнут предлагаемый им праведный путь. Грех они предпочтут праведному образу жизни, а людей, жаждущих спасения, они будут преследовать и убивать.
   Переживая это, Господь трижды молился. В первый раз Он просил Отца удалить от Него чашу страданий; во второй раз Он изъявил готовность следовать воле Отца; после третьей молитвы Спаситель сказал: «Да будет воля Твоя»! (Мф.26:42).
   С богословской точки зрения, внутренняя борьба, которую Господь Иисус Христос претерпел в Гефсиманском саду, со всей очевидностью обнаруживает две самостоятельные и цельные сущности в Нем: Божескую и человеческую. Его Божественная воля, была во всем согласна с волей Его Небесного Отца, желающего спасти людей Своими страданиями, а Его человеческая воля естественно отвращалась от смерти как от удела грешников и желала найти другой путь спасения людей. В конечном итоге, укрепленная прилежной молитвой, Его человеческая воля подчинилась Его божественной воле.
   Восстав от молитвы, Господь подошел к апостолам, чтобы предупредить их о приближении предателя. Застав их спящими, Он кротко упрекает их: «Вы все еще спите и почиваете? Вот приблизился час и Сын Человеческий предается в руки грешников» (Мф. 26:45). «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14:38). Как могло случиться, что ученики уснули в такой решающий момент? Это произошло, очевидно, от чрезмерной печали. Они смутно понимали, что какая-то ужасная трагедия вот-вот произойдет, и не знали, как отвратить ее. Известно, что сильные переживания могут настолько истощить нервную систему, что человек теряет волю к сопротивлению и старается забыться сном.
   Однако Господь убеждает Своих учеников, а в их лице и всех христиан не отчаиваться ни при каких трудных обстоятельствах, а бодрствовать и прилежно молиться. Бог, видя веру человека, не допустит уповающему на Него впасть в искушение сверх его сил, а непременно поможет ему.

Взятие Иисуса Христа под стражу

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
"Православие и мир..

Лекция 32. Предательство Иуды, взятие Христа под стражу. Суд над Господом у первосвященников Анны и Каиафы. Отречение Петра. Суд синедриона. Погибель Иуды Предателя. Христос на суде у Пилата и Ирода.

Предательство Иуды Мф. 26, 47 -50 Мк. 14, 43 -46 Лк. 22, 47 -48 Ин. 18, 2 -9 47. И, когда еще 43. И тотчас, как Он еще 47. Когда Он еще 2. Знал же это место и Иуда, говорил Он, вот Иуда, говорил, приходит говорил это, предатель Его, потому что Иисус часто один из двенадцати, Иуда, один из появился народ, а собирался там с учениками Своими. пришел, и с ним двенадцати, и с ним впереди его шел 3. Итак Иуда, взяв отряд воинов и множество народа с один из служителей от первосвященников и мечами и кольями, от двенадцати, фарисеев, приходит туда с фонарями первосвященников и называемый Иуда, и светильниками и оружием. Зигабен: «Лука (22, 48) говорит, что когда Иуда подошел к Иисусу Христу, чтобы поцеловать старейшин народных. книжников и старейшин. и он подошел к 4. Иисус же, зная все, что с Ним будет, Его, св. Иоанну, Иуда привел целую. Иудо, лобзанием ли Сына Человеческогортой и то Иисус Христос сказал ему: спиру, т. е. чтобы легиона, называемую предаеши? «По 48. Предающий же Его 44. Предающий же Его Иисусу, часть вышел и сказал им: кого ищете? Великодушно высказалим знак, сказав: лобзания и упрекнул за то, что знак любви он делает предсним цель дал им знак, сказав: дал поцеловать главе. 5. Ему отвечали: Иисуса Назорея. и состоящую из 1000 человек тысяченачальником во. Его. Толпа эта пришла с фонарями знаком предательства. Однако Тототтолкнултакой им но принял целование, исада. Воины не и может от Себя, в потаенных местах позволил с Кого я поцелую, Тот и Кого я поцелую, факелами в предположении, что Господь Ибо он укрыться Иисус говорит им: это Я. Стоял же есть, возьмите Его и взятьзнак: Кого я дал Себя» . ними и Иуда, предатель Его. были вооружены мечами, а слуги первосвященников – дрекольями. По-видимому, они 49. И, тотчас подойдя ведите осторожно. поцелую, Тот и 6. И когда сказал ожидали возможности серьезного сопротивления» . им: «это Я» , - они Блж. Феофилакт: «Дает знак Иуда отчасти потому, что была ночь и они не могли к Иисусу, сказал: 45. И, придя, тотчас есть. отступили назад и пали на землю. распознать, а с другой стороны и потому, 48. Иисус же сказалвзять Иисуса были не никто изиз что пришедшие 7. Опять не подвергся столько Блж. Равви! И Феофилакт: «Господь к Нему и о погибели душевной, которой спросил их: кого ищете? Они говорит радуйся, Аверкий: народа, подошел изспрашивает не онинужде знать, новзять Иисуса хитростью, Блж. Феофилакт: говорит: Равви! и ему: по которые исказали: Иисуса Назорея. что и «Христос внушено, что с может быть, не простого «Пришедшим былослуг архиерейских, должны будут. Чудно, как воины не взяли сколько вовсе, целью показать, учеников евангелист понял это и о погибели поцеловал Его, а как Он имеет приверженцев, Иуда! телесной. за Него заступиться. знали осторожно, так которые могут тогда, как Он. Иисуса. Ученик и не умертвили узнавали. Он спрашивает, какраздражил. И вдруг налицо, они не Его. вместе с Ним апостолов видели Его и не их даже и тогда, Иисус отвечал: другое лицо, и это их. 50. Иисус же сказалкак поцеловалуказывает им Учителя посредством целования» . заключали. Его целованием ли Эти когда Петр Я сказал вам, что Он открыто, бы ничего не ни сам говорит: «Это Я» . сила слова Христовы боясь, Иуда. Так, значит, 8. Его была неизреченна, что не в не узнают по голосу ни они возложили Того, Кто был взят Я; итак, причине ищете, оставьте их, Очевидно, это 46. А прочие, ему: друг, для чего ты совершилось силою на предаешь Сына ими. . . Поесли Менянемощи их, себе для врагов Его потрясающую если И неожиданность такого ответа и сила духа, силу. бы и распять Его, народного возмущения, пусть добровольно» . их вне искушений» . пришел? Тогда могли Него руки свои и взяли Человеческого? предался идут, - Иуде взять Иисуса «Первосвященники, очевиднопоставляетбы Он Сам не боясь дали приказ проявленная в нем, произвели на пришедших необыкновенное действие: они отступили Глатков: «Такая осторожность со стороны сказано, Кого им сбудется слово, реченное подошли и возложили Его. Отряду, видимо, не было первосвященников требовалась по двум Им: 9. да нужно привести» . осторожно. назад, и пали на бодрствующих из народа, проболтаться землю» . «из тех, которых Ты Мне дал, Я не причинам: посланные могли встретить случайно руки на Иисуса, и взяли Его. Кем идут, и тем привлечь толпу, которая могла бы и освободить задержанного погубил никого» . им, за Пророка своего; к тому же, был уже случай, когда стража храма и слуги первосвященников, посланные взять Иисуса, не посмели задержать Его (Ин. 7: 45 -46)» .

Взятие Христа под стражу, меч Петра Мф. 26, 51 -56 Мк. 14, 47 -52 Лк. 22, 49 -53 Ин. 18, 10 -12 51. И вот, один из бывших с 47. Один же из 49. Бывшие же с Ним, видя, к 10. Симон же Иисусом, простерши руку, извлек стоявших тут извлек чему идет дело, сказали Ему: Петр, имея меч, меч свой и, ударив раба меч, ударил раба Господи! не ударить ли нам извлек его, и первосвященникова, отсек ему первосвященникова мечом? ударил ухо. и отсек ему ухо. 50. И один из них ударил раба первосвященнич 52. Тогда говорит ему Иисус: 48. Тогда Иисус первосвященникова, и отсек еского раба, и возврати меч твой в его место, сказал им: как будто ему правое ухо. отсек ему правое ибо все, взявшие меч, мечом на разбойника 51. Тогда Иисус сказал: ухо. Имя рабу погибнут; вышли вы с мечами оставьте, довольно. И, было Малх. 53. или думаешь, что Я не могу меч, кольями, чтобы каккоснувшись уха его, исцелил 11. Ноагнца, Блж. Феофилакт: «Он (Петр) мечем погибнут» незадолго пред этим заклавший а. Иисус Аверкий: «ибо все взявшие и имел при себе, – это, конечно, не пророчество, только теперь умолить Отца Моего, на вечери. Меня. ит. е. взять Отсекая ухо, показывает, чтона другого ссказал Петру: Он царь, некогда народ кто нападает иудеи больны были и его. Блж. Иероним: «Малх, нечестия которого вкусили закон Божественной правды общего характера: иудейский, сделался рабом намерением представит Мне более, нежели И 49. Каждый день 52. Первосвященникам же и та же букве вложимысль, жадности священников. потерял он правоесам достоин того же. Это лишить его жизни или нанести емунепослушанием» . рану, тот ухо, чтобы все незначительное в меч в двенадцать легионов Ангелов? ухом. А Господь восстанавливает храма и ухо у тех из иудеев, бывал Я с вами в начальникам правое ножны; неужели Писания слушать в заповеди, данной после потопа: «кто прольет кровь человеческую, которая заключеналевым 54. как же сбудутся Писания, что храме и рабовиобращает в царственный и священнический» . учил, вы старейшинам, собравшимся Мне не пить которые прольется рукою человека: того кровьжелают веровать, и род ибо человек создан по образу Божию…» (Быт. 9: 6)» . Зигабен: «раб так должно быть? первосвященника лишился уха, чтобы показать, что первосвященники не. Лопухин: «В словахпротив Него, сказал Иисус: как чаши, которую брали Меня. Но Христа слышен горький упрек. Самое первое завистью лишены были слышания пророчеств относительно Его, «злодеям причтен был» 55. В тот час сказал Иисус народу: да сбудутся Писания. будто на разбойника вышли дал Мне Отец? поругание заключалось в том, что Он к т. е. понимания их. Блж. Феофилакт: вышли Исцелением раба Он не нуждаюсь в этим, что будут и то, что кольями, бы они. Тогда воины как будто Иероним: «Я «Указываетсямилосердие. Онним, систреблены от. Это сильно выражено в вы мечами и мог бы отомстить им, все 12. даже если Блж. на разбойникапоказал Свое помощи двенадцати апостолов, хотя римлян иудеи, (Ис. 53, 12). Но к не был разбойником. меча бы хотел; научил также делать добро тем, которые делают нам зло. Нои каким это вы с защищали Меня, потому что взявшие меч против Него» . легионов ангельского войска. У мечами и кольями взять Ясловахиметь двенадцать с Меня? стороны, указывают на могу «сидел Я» , чтобы взять одной которые, Меня; каждый деньдревних один легион составлялся 53. Каждыйтысяч человек» . тысяченачальник с вами сидел образом. Блж. Феофилакт: «Впрочем, вы Христа учить в не мстить? Прежде всегона он делал поражает мечом тот, которому заповедано храме «сидя» , а с Я с из шести день бывал другой - – полную обычай предпринимаетене не за себя, а за Учителя, а потом Его храме, иивы не поистине делапротивоположность – был еще не совершен» . и служители - ночи, и власть вами в мирной спокойной деятельности Я, уча в храме, и вы брали это ваша есть власть тьмы. Поэтому вы точно разбойников, подвижной, но Иудейские взяли Меня. деятельности поднимали на Меня рук, тайной и полной выбрали было, время, которое прилично и 56. Сие же всетакоеда сбудутся теперьопасностей» . власть Иисуса и связали ваше время и вам, и делу, которое вы предпринимаете» . писания пророков. тьмы. Его…

Бегство учеников, случай с нагим юношей Мф. 26, 56 Тогда все ученики, оставив Его, бежали. Мк. 14, 50 -52 50. Тогда, оставив Его, все бежали. 51. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. 52. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. Зигабен: «Одни говорят, что юноша был из того дома, в котором Иисус Христос вкушал пасху, а другие, окончательно. Иаков, брат Господень, который. Петрсвою жизнь «Но не все Апостолы что это был покинули Господа. Двое из них – всю и Иоанн – употреблял одну одежду» . стали издали следить за удалившимся отрядом воинов, который взял Иисуса, пошли за Ним, хотя и в некотором отдалении и так дошли до самого Иерусалима, видя, куда был приведен их любимый Учитель. Куда жил где-то неподалеку, проснулся от Аверкий: «Можно думать, что этот юношабежали остальные девять учеников неизвестно, но по-видимому, они так были потрясены и напуганы всем происшедшим, шума, произведенного отрядом, и поспешил, не одеваясь, а лишь прикрывшись что сидели где-то спрятавшись при запертых дверях (Ин. 20, 19)» . одеялом, выйти из дома и посмотреть, что такое происходит. Древнее предание видит в этом юноше самого Евангелиста Марка. Евангелисты часто скрывали свое имя, говоря о самих себе» .

Суд над Господом у первосвященника Анны Ин. 18, 12 -23 12. Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, 13. и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником. 14. Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за Зигабен: «От радости они хвастались этим делом, как бы представляя какой-либо народ. трофей. И ведоша Его ко Анне первее, так как Каиафа, который был в том году 15. За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященником, почитал его, как отца, вследствие таких родственных связей» . первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. 16. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. 17. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет. « Ап. Иоанн был знаком первосвященнику, которому именно и почему, неизвестно: по 18. Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. преданию – по своему рыболовству» . Петр также стоял с ними и грелся. Глатков: «Если бы Иисус молча перенес это оскорбление, то могли бы подумать, что Он 19. Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. признает его заслуженным; особенно же возгордился бы не в меру ревностный слуга 20. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда таким молчаливым одобрением егоспрашивает Иисуса об учениках, может быть, так: Блж. Феофилакт: «Первосвященник поступка. Поэтому, чтобы пресечь зло в самом его Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. начале, чтобы датьсслуге почувствовать всю их, и какоеего греха, Иисус побеждает зло где они, кто они, какою целью Он собирал тяжесть у Него намерение? он хотел 21. Что Феофилакт: «Ты подозреваешь во Мне какого-то мятежника, тайно составляющего Меня? говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Блж. спрашиваешь «Если Я спроси слышавших, что Я что возмутителя. Спрашивает и об добрым словом. нововводителя какого-нибудь или худо, укажи, что именно в моем сказал худо, то покажи, обличить Его, как 22. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший. Я не говорил ничего, топо щеке, сказав: какие-то заговоры; а Я тебе считаешь дурным; близко, ударил Иисуса есть что же ответе первосвященнику ты говорю, что тайно а если не противно ли то за ничего учении: в чем оно заключается, не разнится ли от Закона, Я сказал хорошо, Моисею, дабы и таквозмутительного и, как тебе думается, ничего нового не ввожу, и с хитрым и тайным отвечаешь Ты первосвященнику? ты бьешь Меня? (Ин. 18: 23)» . в учении найти повод убить Его, как богопротивника? » . 23. Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, не говорил ничего Своего» . намерением Я покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? 24. Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе.

Суд над Господом у первосвященника Каиафы Мф. 26, 57 -61; Мк. 14, 53 -59 Лк. 22, 54 57. А взявшие Иисуса отвели Его к 53. И привели Иисуса к первосвященнику; и 54. Взяв Его, Каиафе первосвященнику, куда собрались к нему все первосвященники и повели и собрались книжники и старейшины и книжники. привели в дом 58. Петр же следовал за Ним издали, 54. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь первосвященни до двора первосвященникова; и, двора первосвященникова; и сидел со ка. Петр же войдя внутрь, сел со служителями, и грелся у огня. следовал чтобы видеть конец. 55. Первосвященники же и весь синедрион издали. 59. Первосвященники и старейшины искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать и весь синедрион искали Его смерти; и не находили. лжесвидетельства против Иисуса, 56. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, чтобы предать Его смерти, но свидетельства сии не были достаточны. 60. и не находили; «зная, много 57. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали Зигабен: и, хотя что против невинного не найдут свидетельства, они искали лжесвидетелей приходило, не нашли. против Него и Его, как виновного, поэтому и образуют лжесвидетельства. Они хотели осудить говорили: Но наконец пришли два 58. мы слышали, как Он говорил: Я судилище, и ищут лжесвидетельства» . разрушу лжесвидетеля храм сей рукотворенный, и через три дня 61. и сказали: Он говорил: могу воздвигну другой, нерукотворенный. разрушить храм Божий и в три дня 59. Но и такое свидетельство их не было создать его. достаточно. «Господь говорил тогда: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2: 19), но не говорил: «могу разрушить» ; «в три дня воздвигну его» – «возбужу» , по-гречески: «эгеро» , но не говорил: «создам» , что выражается совсем другим греческим словом: «икодомисо» . Он говорил тогда о храме Тела Своего, а лжесвидетели представили Его слова какое-то хвастовство, в котором по существу тоже ничего не было преступного, почему ап. Марк и говорит: «но и такое свидетельство их не было достаточно» (14: 59)» .

Мф. 26, 62 -68 Мк. 14, 60 -65 Лк. 22, 63 -65 62. И, встав, первосвященник сказал 60. Тогда первосвященник стал Ему: что же ничего не отвечаешь? что посреди и спросил Иисуса: что Ты они против Тебя свидетельствуют? ничего не отвечаешь? что они 63. Иисус молчал. И первосвященник против Тебя свидетельствуют? сказал Ему: заклинаю Тебя Богом 61. Но Он молчал и не отвечал живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын ничего. Опять первосвященник Божий? спросил Его и сказал Ему: Ты ли 64. « «Заклинаю Тебя» тыэто была обычная формула заклинания, когда суд требовал, чтобы Иисус говорит ему: – сказал; даже Христос, Сын Благословенного? сказываю вам: отныне узрите Сына 62. Иисус обвиняемый непременно отвечал на их, сказал: Я; и вы узрите Сына сущую правду, Блж. Феофилакт: «видя беззаконный судвопрос обвиняющих иибо тех, коих не убеждали Христос молчал, отвечал Человеческого, сидящего одесную силы такой прямо поставленный, да еще под заклятием Человеческого, сидящего одесную призывая Бога во убедили бы оправдания? Желая вовлечь Христа в богохульство, знамения, как свидетели. На и грядущего. Господь не мог не ответить, тем более, чтооблаках силы и грядущего на Ему теперь уже не было никакой вопрос на облаках небесных. продолжает архиерей спрашивать Его - для того, чтобы, если Он 63. Люди, державшие скажет: «Я Сын 65. Тогда первосвященник разодрал небесных. Божий» , надобности скрывать Свое Мессианское Божественное достоинство» . осудить Его, или же, если Он отречется Иисуса, ругались Его одежды свои «Отселе, Он как богохульника, Указывает на время после Воскресения. Узрите 63. Тогда первосвященник, разодравот того, иметьнад Зигабен: и сказал: т. е. немного спустя. против Самого Себя» . свидетелем богохульствует! на что еще нам убиваете, сидящим одеснуюна что еще одежды свои, сказал: силы Божией, Ним и били Его; Меня, Которого вы теперь или сопрестольным свидетелей? вот, теперь вы слышали нам свидетелей? 64. и, закрыв Его, Богу и Отцу, и во Второе Пришествие грядущим свыше на облаках небесных, как Бога» . богохульство Его! 64. Вы слышали богохульство; как ударяли Его по лицу и 66. как вам кажется? Они же сказали вбогохульство? Не в том ли, признали подтвердил Его: Глатков: «В чем же состояло это вам кажется? Они же все что Иисус спрашивали теперь ответ: повинен смерти. Им, что Он действительно Мессия? Да ведь евреи ожидали пришествия Его повинным смерти. прореки, кто ударил раньше сказанное 67. Тогда плевали Ему вдолжензаушали 65. Ив этом не сомневались евреи как народ; в это верили Мессии; ведь Мессия лице и был придти; некоторые начали плевать на Тебя? «Вфарисеи. Нельзя же указание, Негосудить за то, что окончательное. И много иных Его; другие же ударяли Его по ланитам что в и, закрывая делах Он Мессия? Следовательно, не и Талмуде имеется Самого Мессию уголовных Ему лице, ударять 65. произнесение 68. приговора должнонанам, Христос, ранее, бы суду, другойпрореки. И слуги хулений произносили иосуждать Иисуса следовать не Его и говорить Ему: день после начала суда. Ни Каиафа, говорили: прореки смерть надлежало как на если бы он был судом беспристрастным, а ни синедрион хотели надолго откладывать окончательное осуждение Иисуса, так кто ударил Тебя? не можно ли, не противореча пророчествам, признать в Иисусе того Мессию, как били Его по ланитам. против Него. исследовать, такая должен прийти? Но этот замешательство в народе, и все планы их могли Которыйотсрочка могла вызвать вопрос не занимал теперь нечестивых судей. Они так расстроиться. своего, ими же изобретенного Мессию как непобедимого царя земного, привыкли верить в. Но форму вторичного суда надо было соблюсти. Поэтому члены синедриона решили разойтись по домам, но на рассвете вновь собраться» . покорителя евреям всего мира, что никак не могли даже и подумать, что Мессией может быть бедный и кроткий Галилейский Учитель» .

Первое и второе отречение ап. Петра Мф. 26, 69 -72 Мк. 14, 66 -70 Лк. 22, 55 -58 Ин. 18, 16 -18; 25 69. Петр же сидел вне 66. Когда Петр был на 55. Когда они развели 16. А Петр стоял вне за на дворе. И подошла к дворе внизу, пришла одна огонь среди двора и дверями. Потом другой нему одна служанка и из служанок сели вместе, сел и Петр ученик, который был сказала: и ты был с первосвященника между ними. знаком первосвященнику, Иисусом 67. и, увидев Петра 56. Одна служанка, вышел, и сказал Галилеянином. греющегося и увидев его сидящего у придвернице, и ввел Петра. 70. Но он отрекся всмотревшись в него, огня и всмотревшись в 17. Тут раба придверница перед всеми, сказав: сказала: и ты был с него, сказала: и этот говорит Петру: и ты не из не знаю, что ты Иисусом Назарянином. был с Ним. учеников ли Этого говоришь. 68. Но он отрекся, сказав: 57. Но он отрекся от Человека? Он сказал: нет. 71. Когда же он не знаю и не понимаю, что Него, сказав женщине: 18. Между тем рабы и выходил за ворота, ты говоришь. И вышел вон я не знаю Его. служители, разведя огонь, увидела его другая, и на передний двор; и запел 58. Вскоре потому что было холодно, говорит бывшим там: петух. другой, увидев его, стояли и грелись. Петр также и этот был с Иисусом 69. Служанка, увидев его сказал: и ты из них. Но стоял с ними и грелся. Назореем. опять, начала говорить Петр сказал этому 25. Симон же Петр стоял и 72. И он опять отрекся стоявшим тут: этот из них. человеку: нет! грелся. Тут сказали ему: не с клятвою, что не 70. Он опять отрекся. из учеников ли Его и ты? Он знает Сего Человека. Свт. Иоанн Златоуст: «Кого, в самом деле, не привело бы в яростьотрекся и сказал: нет. то, что происходило тогда? И однако ученик, побежденный страхом, не только не показывает никакого Первое отречение началось угрозы бедной, бессильной служанки. И не негодования, но и отрекается, не сноситу ворот и Петр забыл о своих Блж. Феофилакт: «Быв мучен безмерным страхом, закончилось у огня. обещаниях и однажды, но ичеловеческой немощи, как бы умерши от страха ивремя, и не пред судьями» . покоряется в другой и третий раз отрекается, и в короткое не зная, что говорит» . Второе отречение произошло как раз в то время, когда Иисуса от Анны вели к Каиафе, как можно думать на основании 24 и 25 ст. 18 гл. от Иоанна.

Третье отречение и раскаяние ап. Петра Мф. 26, 73 -75 Мк. 14, 70 -72 73. Немного спустя Спустя немного, стоявшие подошли стоявшие там тут опять стали говорить и сказали Петру: точно ты из них; ты из них, ибо и речь ибо ты Галилеянин, и твоя обличает тебя. наречие твое сходно. 74. Тогда он начал 71. Он же начал клясться и божиться, что божиться: не знаю не знает Сего Человека Сего, о Котором И вдруг запел петух. говорите. 75. И вспомнил Петр 72. Тогда петух запел во слово, сказанное ему второй раз. И вспомнил Иисусом: прежде Петр слово, сказанное ему нежели пропоет петух, Иисусом: прежде нежели трижды отречешься от петух пропоет дважды, Меня. И выйдя вон, трижды отречешься от плакал горько. Меня; и начал плакать. Лк. 22, 59 -62 Ин. 18, 26 -27 59. Прошло с час времени, 26. Один из рабов еще некто настоятельно первосвященниче говорил: точно и этот был с ских, родственник Ним, ибо он Галилеянин. тому, которому 60. Но Петр сказал тому Петр отсек ухо, человеку: не знаю, что ты говорит: не я ли говоришь. И тотчас, когда видел тебя с Ним еще говорил он, запел петух. в саду? 61. Тогда Господь, 27. Петр опять обратившись, взглянул на отрекся; и тотчас Петра, и Петр вспомнил запел петух. слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. 62. И, выйдя вон, горько заплакал. Свт. Иоанн Златоуст: «Лука говорит, что Иисус воззрел на него (Лк. 22, 61), т. е. он не Первый раз петух запел, по свидетельству ап. Марка, после первого отречения (68 ст.), Святой Климент, и тогда, как пел петух, не вспомнил сам по себе, подвергнутого только отрекся, ноученик моментом, когда Господа уже осужденного инадобно было, Третье отречение совпало с Апостола Петра, свидетельствует, что Петр ватечение всей второй раз после служил (72 ниц, последующейи избиениям, при ночном пении третьего емуст.)гдесо слезами. Так ондолжен чтоб напомнил своей вывели из дома Каиафы падалвместо голоса. каялся в своем поруганиям жизни ему опять Учитель: взорпетухаво двор, Он под стражей был отречении и просил утра поражен страхом!» . был ожидать прощения.

Приговор синедриона Мф. 27, 1 1. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти… Мк. 15, 1 1. Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Лк. 22, 66 -71 66. И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион 67. и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; 68. если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; 69. отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. 70. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. 71. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его. «Господь предлагает обличение их, показывающее, что Ему, как Сердцеведцу, известны помышления их. Суд был созван только ради формы: участь Господа все равно была уже Блж. Феофилакт: «Если бы вы верили Моим словам, то какая была бы бесполезно: предрешена, что бы Он ни говорил. Поэтому Господь отвечал: говорить Мне нужда в если бы Я спросил вас о Если что спрошу, вести к разъяснению дела Когда вы послушали настоящем собрании? том, же имогло бы вы не будете отвечать. о Моем мессианском достоинстве и к рассеянию вашего смолчали на данный вам вопрос? Поэтому скажу и Меня и уверовали? Когда вы не ослепления, вы все равно не станете Мне отвечать не только, Мне возможности оправдаться перед вами и быть отпущенным если бы вы но дадите что отныне не время говорить вам и объяснять, кто Я (ибо на свободу: знайте, что после всего того, чему совершенных Мной знамений), а отныне время желали, вы познали бы Меня из подобает совершиться, благодаря вашей злобе, вы увидите Меня не иначе, как во славе Отца Моего» . осуждения» .

Погибель Иуды Предателя Мф. 27, 3 -10 3. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, 4. говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. 5. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Зигабен: «Говоря: Согреших, предав Кровь неповинную, Иуда свидетельствовал, что Иисус 6. Первосвященники, взявв своем грехеже и то, что Иуда надел себе на шею их в делом Зигабен: Феофилакт: «Знай к тому пред чтонепозволительно положить петлю, Блж. «Сознаться сребренники, сказали: есть нам; ты узриши – – было Христос невинно умирает, и иудеи, сказав: всеми и бросить сребреники согласились с его сокровищницу церковную, –потому чтоотчаяния. дерево наклонилось, то он остался жив, в раскаяния, но удавиться это делоно так какбыла засвидетельствована врагами» . повесившись на каком-то дереве, это цена крови. узнал все зло, раскаялся и сознался свидетельством; таким образом истина Иуда 7. Сделав. Но не просил прощения на. Того, землю горшечника, для погребения странников; нем. Бог хотел сохранить его или для покаяния, или жеего. Дьявол поношение. Ибо ибо же совещание, купили у них Кто мог даровать в посмех и не допустил его 8. посему и называетсявпал в водяную болезнь, так он согрешил, но удалил его еще до раскаяться пред земля та против крови» до сего дня. говорят, что он Христом, «землею Которого что там, где свободно проходила 9. колесница, он не мог пройти, а пророка Иеремию, который говорит: и взялиследовало Тогда сбылось реченное через впоследствии, упавши ниц, разорвался, Ему «проседеся» , раскаяния, так как он не мог переносить угрызений своей совести. или тридцать сребренников, ценук. Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, прибегнуть милосердному Христу, а он прибегает 1, смерти, чтобы скорее как говорит Лука в Деяниях (Деян. к 18)» . 10. и дали их за землю горшечника, от печальной и Господь. освободиться как сказал мне отчаянной жизни» . Зах. 11, 12- 13: «И они отвесят в уплату будущем, сам себя лишает жизни, сказал как Блж. Феофилакт: «Не перенося бесславия в мне тридцать сребренников. И тогда мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую впрочем, будто Иуда, надлежало ему плакать и умолять Преданного. Некоторые говорят, они оценили Меня! И взял я тридцать сребренников и бросил их вон приобретет, смерть. Следовало бы ему будучи сребролюбивым, думал, Христос осужден иудеями на для горшечника» . Полагают, Зигабен: «увидев, что Иисус что и серебро дом Господень продав Христа, и Христос не что указание но избегнет вместо Захарии есть следствие ошибки переписчика, в будет умерщвлен, на Иеремию иудеев, как часто избегал. Теперь же, увидев, что Он осужден раскаяться до предательства; но таков уже дьявол: прежде совершения греха он не и приговорен к видеть зла, чтобыпотому что дело раскаяние, а послеон предполагал. По древнейших же не последовало вышло на Захарию. позволяет смерти, раскаялся, списках сделана ссылка не так, как совершения он той причине будто бы и удавился, чтоб предварить Иисуса во аде и, печаль и отчаяние» . предоставляет эту возможность, чтобы повергнуть человека вумолив Его, получить спасение» .

Христос на суде у Пилата Мф. 27, 2 2. и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Мк. 15, 1 Лк. 23, 1 Ин. 18, 28 -32 1. Немедленно 1. И поднялось 28. От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было поутру все множество утро; и они не вошли в преторию, чтобы не первосвященники со их, и повели оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. старейшинами и Его к Пилату, 29. Пилат вышелбезумие! Когдавубивают «Какое к ним и сказал: чем вы книжниками и весь обвиняете Человека Сего? несправедливо, не думают, что они синедрион 30. Они сказали ему в ответ: если бы Он не был оскверняются. А войти в судилище составили злодей, мы не предали бы Его тебе. считают для себя осквернением» . совещание и, связав 31. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону Иисуса, отвели и вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не предали Пилату. позволено предавать смерти никого, - себе и «Так как вы присваиваете суд самим 32. да сбудется словоникогда некоторое сказал Он, хвалитесь, что Иисусово, поступали бы даваянесправедливо, то возьмите умрет. и разуметь, какою смертью Он Его сами судите. Если же вы привели Его ко мне и делу Блж. придаете вид суда (законную форму), тои Его Феофилакт: «Дабы Господь был распят, Претория - судебная палата римского правителя, вероятно, в крепости или близ крепости смерть Его высказать, в чем Этот Человек необходимо была позорнее, и разгласили Его Антониевой на северо-западе от храма, в которой помещался этого онигарнизон. римский проклятым, судите Его притворно виноват. Итак, для не «Понтий Пилат, был пятым прокуратором, или правителем Иудеи. вы, ибо я убивать. Он получилмогу говорят, что им не позволено никого ваш назначение на эту должность в 26 г. по Р. Х. откак быть таким. Тиверия. Человек гордый, римского имп. судьею; если закон я сказал, А наказываетпобивали камнями? Но Стефана без вины, то судите сами» . надменный и жестокий, но вместе с тем малодушный и трусливый, он ненавидел что они говорят так потому, власти Блж. Феофилакт: «Ведут Его в преторию, потому что сами не имели что желают, иудеев и, в свою очередь, был ненавидим ими. Вскоре Господь был чтобы после распятия Христова он был умерщвлять, так как они находились под владычеством римлян. распят. Ониони боялись, При этом как бы так вызван в Рим на суд, заточен в Виенне (в южной Галлии) и там кончил жизнь чтобы впоследствии не подвергнуться суду и сказали: намза то, что умертвили без суда» . наказанию не позволено никого умерщвлять самоубийством. Прокураторы обычно жили в Кесарии, нам желательно, чтобы Этот на кресте, но но на праздник Пасхи для наблюдения за порядком переселялись в Иерусалим» . был распят» .

Первый допрос Христа у Пилата Мф. 27, 11 Мк. 15, 2 11. Иисус же 2. Пилат стал пред спросил Его: правителем. Ты Царь И спросил Его Иудейский? правитель: Ты Он же сказал Царь ему в ответ: Иудейский? ты говоришь. Иисус сказал ему: ты говоришь. Лк. 23, 2 -3 Ин. 18, 33 -38 2. и начали 33. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал обвинять Его, Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? говоря: мы 34. Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или нашли, что Он другие сказали тебе о Мне? развращает народ 35. Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и наш и запрещает первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? давать подать 36. Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы кесарю, называя от мира сего было Царство Мое, то служители Мои Себя Христом подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Царем. Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. 3. Пилат спросил 37. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты Его: Ты Царь говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в Иудейский? Он мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от сказал ему в истины, слушает гласа Моего. ответ: ты 38. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, говоришь. опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. Глатков: «Царство Мое, - отвечал Христос, - не такое, как царства мира сего. Если бы оно Блж. Феофилакт: « «Царство Мое не от мира сего» , и у Меня были бы подданные, которые было похоже на эти известные тебе царства, то таким ответом совершает два дела: «Надо былобы за Меня и не допустили бы, что Онвопроса – если синедриону. И они могли бы во-первых, знать, каково происхождение чтобы Я был предан Пилат то родился к нему, простой человек Тебя пришел вступились Я не отрекаюсь от этого, его, этого неэто - истина. Я насамко мне на суд то Глатков: «Твой народ и руководители потому что ли от себя он спрашивает это, и на по «Да, Я Царь; возводит Пилата к познанию, первосвященники, привели и не из числа земных Блж. Феофилакт: «Господь спрашивает Пилата, сам или и то надо было если бы Божий, во-вторых, что Христос не былтой торжественной встречей существ, но вответить «нет» , потому уничтожает подозрение вв такого, чтобы им похищении верховной бытьпришел Бог и Сын. Я, например, захотел воспользоваться. Ты сделалсмысле Пилата; если у Меня, мир, чтобы свидетельствовать об этой что царем 18: 37), с какой дало обвиняют Тебя в присвоении царскойего в неразумии же, истине (Ин. суде. Он как внушению других, и темповторениевласти. Скажи и несправедливом было дать так обличает вопрос Пилата – только. Мое не от мираконечно, говорили Но Я отклонил от Себя все, ответ что знаешь. иудеи, Меня в Иерусалиме, Тебя такоеиобвинение? Сам-то Тывсякий, то надо о что власти. «Царство которой ни того, сопряжено, не бойся кому якобы Царем? » . повод взвести наты говоришьты, сам от себя, то укажи. Меня, ли Себя тирана и признаешь дорога эта истина, опасностью это свидетельство это сего»: посему было говорит Пилату: если ибо Христос действительно были. Царем Истины. Христосвосстания; признаки Моего не был утвердительный, только могло бы придать Моему Царству хотя малейшее сходство с существующими мятежника» . поверит теократическим царем вселенной» . если же тебе донесли другие, то произведи политическим царем иудейским, но был. Мне» . точное исследование» . царствами мира сего, потому что Царство Мое не от мира сего» .

Обвинение первосвященников, Христос на суде у Ирода Мф. 27, 12 -14 Мк. 15, 3 -5 Лк. 23, 4 -16 12. И когда 3. И 4. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу обвиняли Его первосвященники никакой вины в этом человеке. первосвященник обвиняли Его во 5. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по и и старейшины, многом. всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Он ничего не 4. Пилат же опять 6. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? отвечал. спросил Его: Ты 7. И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, 13. Тогда говорит ничего не который в эти дни был также в Иерусалиме. Ему Пилат: не отвечаешь? 8. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал Блж. Феофилакт: «Пилат посылает Господа к Ироду, во исполнение римского закона, слышишь, видишь, как видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть повелевающего, чтобы каждый судим был начальником его области. Поэтому Иисуса как сколько много против от Него какое-нибудь чудо, галилеянина онпредлагал Емуправителю Галилеи» . ничего не отвечал ему. свидетельствуют Тебя обвинений. 9. и посылает к многие вопросы, но Он «Ирод обрадовался этому не потому, впрочем, будто бы имел приобрести какую-нибудь против Тебя? 5. Но Иисус и на 10. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли пользу для души, увидя Иисуса, но поскольку слышал о Нем, что Он мудрец и чудотворец. . . 14. И не отвечал это ничего не Его. ам желал увидеть какое-нибудь чудо Ирод со своими воинами, уничижив Его подобно как мы ему ни на одно отвечал, так что 11. Но от Иисуса чтобы насытить зрение, и насмеявшись над на зрелищах Пилат дивился. кудесники представляют, будтоиони проглатывают змей, смотрим, как Ним, одел Его в светлую одежду отослал обратно к Пилату. слово, так что мечи правитель и подобное, и удивляемся. Ибо Иисуса относили почти к роду таковых же» . 12. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, весьма дивился. ибо прежде были во вражде друг с другом. Аверкий: «В белую (светлую)13. Пилат облекались у римлян кандидаты на какую-либо одежду же, созвав первосвященников и начальников и народ, начальственную или почетную 14. сказал им: вы привели ко мне человека сего, как от лат. должность (самое слово «кандидат» происходит «кандидус» , что значит белый, развращающего народ; и вот, я при Господа, Ирод темнашел светлый). Одев в такую одежду вас исследовал и не самым человека сего виновным как чем том, в чем вы обвиняете на хотел выразить, что он смотрит на Иисуса только, ни в на забавного претендента. Его; 15. и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в иудейский престол, и не считает Его серьезным и опасным преступником. Так это понял и Нем достойного смерти; Пилат» . 16. итак, наказав Его, отпущу.

Предложение Пилата к народу отпустить Христа Мф. 27, 15 -19 15. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. 16. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; 17. итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? 18. ибо знал, что предали Его из зависти. 19. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Мк. 15, 6 -10 Лк. 23, 17 -19 Ин. 18, 39 6. На всякий же праздник 17. А ему и нужно 39. Есть же у вас отпускал он им одного узника, было для обычай, чтобы я о котором просили. праздника одного отпускал 7. Тогда был в узах некто, по отпустить им вам на Пасху; имени Варавва, со своими одного узника. хотите ли, отпущу сообщниками, которые во 18. Но весь народ вам Царя время мятежа сделали стал кричать: Иудейского? убийство. смерть Ему! а 8. И народ начал кричать и отпусти нам просить Пилата о том, что он Варавву. всегда делал для них. 19. Варавва был 9. Он сказал им в ответ: хотите посажен в темницу ли, отпущу вам Царя за произведенное в «У некоторых древних христианских писателей называется ее Иудейского? городе возмущение имя: Клавдия Прокула. Предполагают, что она исповедывала 10. Ибо знал, веру или, по крайней мере, была расположена к ней, и убийство. иудейскую что первосвященники предали она потом сделалась христианкой. а предание говорит, что Его из зависти. она много слышала о Господе Иисусе Христе и Вероятно, боялась, что ее муж за осуждение Его навлечет на себя наказание Божие» . Блж. Феофилакт: «Когда же Господь не хотел оправдываться, хорошо зная, что не будет отпущен, если бы и оправдался, - тогда Пилат обращается к другому пути и прибегает, наконец, к обычаю, как бы так говоря: если вы не отпускаете Иисуса, как невинного, то, хотя как осужденного, порадуйте Его для праздника» .

Народ выбирает Варавву-разбойника Мф. 27, 20 -22 20. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. 21. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. 22. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Мк. 15, 11 -13 11. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. 12. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? 13. Они опять закричали: распни Его. Лк. 23, 20 -21 Ин. 18, 40 20. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. 21. Но они кричали: распни, распни Его! 40. Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник. Блж. Феофилакт: « «Варавва» толкуется: «сын отца» , ибо вар - сын, а авва - отец. Итак, иудеи сына отца своего, дьявола, испросили, а Иисуса распяли. Однако они и доныне к сыну отца своего, антихристу, прилепляются, а Христа отрекаются» . « «Да будет распят» , - говорили иудеи, намереваясь не только убить Его, но и набросить на Него злодейскую вину, ибо крест назначался в качестве наказания злодеям» .

Третья попытка Пилата отпустить Христа Мф. 27, 23 -26 Мк. 15, 14 -15 Лк. 23, 22 -25 23. Правитель сказал: какое же зло 14. Пилат сказал им: 22. Он в третий раз сказал им: какое же сделал Он? Но они еще сильнее какое же зло сделал Он? я ничего достойного кричали: да будет распят. Он? Но они еще смерти не нашел в Нем; итак, наказав 24. Пилат, видя, что ничто не сильнее закричали: Его, отпущу. помогает, но смятение распни Его. 23. Но они продолжали с великим увеличивается, взял воды и умыл 15. Тогда Пилат, криком требовать, чтобы Он был распят; руки перед народом, и сказал: желая сделать и превозмог крик их и невиновен я в крови Праведника угодное народу, первосвященников. Сего; смотрите вы. отпустил им Варавву, 24. И Пилат решил быть по прошению их, 25. И, отвечая, весь народ сказал: а Иисуса, бив, предал 25. и отпустил им посаженного за Аверкий: «У иудеев был обычай умывать руки в доказательство того, что умывающий кровь Его на нас и на детях наших. на распятие. возмущение и убийство в темницу, невиновен в пролитии крови найденного убитым человека (Втор. 21: б-8). Пилат 26. Тогда отпустил им Варавву, а которого они просили; а Иисуса предал в воспользовался этим обычаем в сколь велико и он снимает с Свт. Иоанн Златоуст: «Смотри же, знак того, что здесьих волю. себя. Такова ярость, такова их безумие! ответственность за Иисуса, бив, предал на распятие. казнь Иисуса, Которого он считалвидеть то, и Праведником. «Смотрите так, -чтосами злая страсть: она не позволяет невинным что должно видеть. Пусть вы» вы вы будетесебя прокляли; для чего навлекаете проклятие и ему, то есть самих «Почему же последствия этого несправедливого убийства» . Блж. Феофилакт: отвечать за не освободил Христа? Потому, чтона детей? » . Пилату, не безопасно было освободить Его, как обвиняемого в царствовании. Но он должен бы был потребовать показаний: не собирал ли Христос около Себя воинов, не заготовлял ли оружия. Теперь же, как легкомысленный и слабый, Пилат отклоняется в сторону; по этой причине он и неизвинителен: ибо, когда они просили отъявленного злодея, отдал, а о Христе спрашивал: что сделать с Иисусом? - делая, таким образом, иудеев начальниками суда. Будучи правителем, он мог вырвать Его от них, как тысяченачальник Павла (Деян. 21, 31)» .

Бичевание Христа Мф. 27, 27 -30 27. Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк 28. и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29. и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! 30. и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. Мк. 15, 16 -19 Ин. 19, 1 -3 16. А воины отвели Его внутрь двора, 1. Тогда Пилат взял то есть в преторию, и собрали весь Иисуса и велел бить Его. полк, 2. И воины, сплетши 17. и одели Его в багряницу, и, венец из терна, сплетши терновый венец, возложили Ему на на Него; голову, и одели Его в 18. и начали приветствовать Его: багряницу, радуйся, Царь Иудейский! 3. и говорили: радуйся, 19. И били Его по голове тростью, и Царь Иудейский! и били плевали на Него, и, становясь на Его по ланитам. колени, кланялись Ему. «Надели на Него «хламиду червленую» , или багряницу, т. е. военный плащ красного цвета, подобный тем плащам, какие надевали цари и высшие военачальники. Такие плащи были без рукавов и накидывались на плечо так, что правая рука оставалась свободной. Эта хламида должна была изображать царскую порфиру для Царя Иудейского» . Блж. Феофилакт: «Тут исполнилось слово Давидово: «дал Меня для поношения безумному» (Пс. 38, 9). Ибо воины делали с Ним достойное их, будучи людьми безумными: они одели Его в хламиду вместо порфиры, как бы царя; венец вместо диадемы; и, насмехаясь над Ним, чествовали Его, ибо преклонение колен есть символ оказывания чести. Смотри, как всякий вид поношения они прошли: лицо позоря чрез заплевание, главу - чрез венец, руки - чрез трость, остальное тело - чрез хламиду, уши - чрез хульные слова» .

Последняя попытка Пилата отпустить Христа Ин. 19, 4 -16 4. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. 5. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! 6. Когда же увидели Его первосвященники и образом Господа Пилатраспни, распни Его! наружу, служители, то закричали: повелел вывести Пилат «Измученногокак бы говорил он им – вот Человек одинокий, униженный, истерзанный: «Смотрите, и истерзанного таким говорит им: возьмите Его вы, и распните; иудеев. Он рассчитывал, что их сердца дрогнут от ибо я чтобы вызвать на какого-то опасногоне нахожу в Нем вины. неужели Он похож; жалость к Нему бунтовщика; не возбуждает ли Он одним Своим 7. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал такого ужасного зрелища, и они уже не будут настаивать на предании Господа смерти» . видом больше сожаления, чем опасений? » . Блж. Феофилакт: «Я, Себя Сыном Божиим. говорит, имеющий власть распять, не нахожу никакой вины; а вы, не 8. имеющие власти распинать, говорите, что Онтом, что Итак, возьмите. Царя; распните. Пилат, Феофилакт: слово, больше убоялся. Его в виновен. выдает Себя за Его и а теперь, Блж. услышав это «Прежде они обвиняли Человек Сей должен быть отпущен» . Но в не имеете власти. Итак, 9. И опять вошелвыпреторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. когда эта ложь изобличена, обвиняют Его в том, что Он выдает Себя за Сына Божия. И в 10. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть чем тут вина? «Шестой час, т. е. Если Он творит дела Божии, то что препятствует Ему быть Сыном имею отпустить Тебя? по нашему счету около 12 -ти часов дня. В указании этого часа у св. Иоанна оказывается как будто разногласие Мною Божиим? » . 11. Иисус отвечал: ты не имел бы надо с другими Евангелистами: «бе же было дано тебе свыше; Его» никакой власти, если бы не час третий и распяша (Мк. более а от на том, кто девятого часа была посему15: 25), грехашестого допредал Меня тебе. тьма по всей земле (Мф. 27: 45; Мк. 15: 33 и Лк. 23: 44). Но св. зависело от тебя, почему шестый» , но «яко шестый» , т. е. нашел ты не друг 12. С «Если времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, невинным? по этого все Иоанн не говорит «час был же ты не отпустил Того, Кого «как бы шестый»: нашему это могло бытьвысокомерие, временикесарю. имел бы надо Мной никакой власти, Господь, низлагая его себя царем, противник ты не кесарю; всякий, делающий во весь периодговорит: между 9 -ю часами утра и полуднем. Некоторые толкователи было тебе дано свыше. Ибо Я не просторимскому счислению, равному нашему, если услышав это слово, вывел вон Иисуса и время по так умираю; но совершаю 13. Пилат, бы не считают, что Иоанн указываетсел на судилище, на месте, называемом нечто т. е. было около. Гаввафа. Лифостротон, таинственное, и это свыше предопределено для общего спасения» . а по-еврейски шести часов утра, как мы теперь считаем, от полуночи» . 14. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат– к угрозе обвинить самого «Обвинители решились прибегнуть к крайнему средству Иудеям: се, Царь ваш! 15. прокуратора в измене власти римского Его! Пилат говорит им: Царя линеси друг кесарев. . . » Но они закричали: возьми, распни кесаря: «аще Сего пустиши, вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Это испугало Пилата, ибо императором был тогда подозрительный и крайне жестокий 16. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. «Раньше Тиверий, охотно принимавший доносы. иного угрозой дело Бога»: решено. Пилат, деспот первосвященники говорили: «нет у нас Этой Царя, кроме было теперь, только для того, чтобы добиться распятия Христова, они от всего отреклись, сказав, что не возсев на свое судейское место лифостротон, формально и торжественно оканчивает имеют и не желают иметь никакого другого царя, кроме римского кесаря» . суд» .

Домашнее задание Прочитать следующие отрывки: Крестные страдания и смерть Иисуса Христа (Мф. 27, 3156; Мк. 15, 20 -41; Лк. 23, 26 -49; Ин. 19, 16 -37). Погребение Иисуса Христа (Мф. 27, 57 -66; Мк. 15, 42 -47; Лк. 23, 50 -56; Ин. 19, 38 -42).

Арест Иису́са Христа́

Связанные сюжеты

  • Моление о чаше - ночная молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду перед арестом. В своих молитвах Иисус просил Бога «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».
  • Поцелуй Иуды - условный знак, выбранный Иудой Искариотом, которым он указал пришедшим с ним воинам на Иисуса Христа. О поцелуе Иуды сообщают только Синоптические Евангелия.
  • Апостол Пётр отсекает ухо Малху, рабу первосвященника, а Иисус исцеляет его.

Богословское толкование

Синоптические Евангелия, рассказывая об аресте Иисуса, повторяют выражение «один из двенадцати», подчёркивая этим что именно ученик Христа стал предателем своего учителя. Из евангельского рассказа следует, что Иуда шёл во главе отряда римской когорты с тысяченачальником (хилиархом), первосвященнических служителей и рабов. Русский богослов Лопухин А. П. отмечает, что из буквального понимания указания евангелиста Луки следует что при аресте присутствовали и некоторые из иудейских первосвященников и старейшин. Кроме оружия пришедшие имели в руках фонари и светильники, считая, что им потребуется искать Иисуса, который может скрыться в Гефсиманском саду.

В повествовании всех евангелистов Иисус, не скрывался от стражи и, «зная все, что с Ним будет», вышел на встречу толпе и обратился к воинам с вопросом. Иоанн Златоуст особо подчёркивает значимость этого диалога Иисуса с воинами, приводимого в Евангелии от Иоанна, во время которого они «отступили назад и пали на землю»:

«Желая вразумить Иуду, Он ослепил пришедших взять Его и сам спросил их: кого ищете (Ин. 18:4). Но они не узнали Его, хотя были с факелами и светильниками и имели с собою Иуду. Потом, когда отвечали: Иисуса, тогда Он сказал им: Аз есмь, егоже ищете; и, обращаясь к Иуде, говорит ему: друже, на сие ли пришел еси? Таким образом позволил взять Себя тогда уже, когда показал Свое могущество».

В рассказе Иоанна Богослова Иисус при своём аресте проявляет заботу о своих учениках, говоря воинам «оставьте их, пусть идут», а затем произносит слова из своего моления о чаше - «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого». В качестве причины почему Иисус не хотел чтобы вместе с ним были арестованы апостолы называют, то что они должны были продолжать проповедь и ещё не были готовы к перенесению страданий. Ученики вначале решили заступиться за Иисуса, все евангелисты сообщают что один из них отсёк мечом ухо рабу первосвященника (евангелист Иоанн пишет, что это сделал Пётр и называет имя раба - Малх). В ответ на это Иисус исцеляет раба (согласно евангелисту Луке) и говорит «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут», повторяя по мнению Аверкия (Таушева) заповедь, данную Богом после потопа - «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукой человека» (Быт. 9:6).

Затем, по сообщениям Матфея и Марка, ученики Иисуса бежали, а Лука особо сообщает, что апостол Пётр последовал за своим учителем и затем отрёкся от него. У евангелиста Марка содержится упоминание о неком юноше, который «завернувшись по нагому телу в покрывало» следовал за Иисусом, а когда воины попытались схватить его - убежал, оставив покрывало. Поскольку об этом упоминает только апостол Марк, то предполагают, что он передаёт случай, бывший с ним самим.

Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "посидите здесь, пока Я помолюсь!" Сам же, взяв с Собой Петра , Иакова и Иоанна , вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: "душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною". И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: "Отец Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (т.е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты". Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: "так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение". И отошедши молился, говоря те же слова.

Потом снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва - так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: "Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предавший Меня".

В это время в сад пришел Иуда, предатель, с толпой людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: "Кого я поцелую, Того и берите". Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: "Радуйся Равви (Учитель)!" И поцеловал Его. Иисус Христос сказал ему: "Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?" Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию. Потом Иисус Христос, зная все, что с Ним будет, подошел к толпе и сказал: "кого ищете?" Из толпы отвечали: "Иисуса Назорея". Спаситель говорит им: "это Я". От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Когда же они оправились от страха и поднялись, то в смятении пытались схватить учеников Христовых. Спаситель снова сказал: "Кого ищете?" Они сказали: "Иисуса Назорея". "Я сказал вам это Я", ответил Спаситель. Итак, если Меня ищете, оставьте их (учеников), пусть идут". Воины и слуги, подошедши, обступили Иисуса Христа. Апостолы хотели было защитить своего Учителя. Петр, имея при себе меч, извлек его и ударил им слугу первосвященнического, по имени Малха, и отсек ему правое ухо. Но Иисус Христос сказал Петру: "вложи меч в ножны; ибо все взявшие меч, мечем погибнут (т.е. кто поднимет меч против другого, тот сам погибнет от меча). Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, чтобы Он послал на защиту Мне множество ангелов? Неужели Мне не пить чаши (страданий), которую дал Мне Отец (для спасения людей)?"

Сказав это, Иисус Христос, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его, и добровольно предал Себя в руки Своих врагов. В толпе слуг были также и начальники иудейские, Иисус Христос, обращаясь к ним, сказал: "как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы". Воины же, связав Спасителя, повели Его к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр , издали следовали за ним.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.; от Матфея, гл. 26, 36-56; от Марка, гл. 14, 32-52; от Луки, гл. 22, 40-53; от Иоанна, гл. 18, 1-12.