Темные маги имена. Список знаменитых магов и волшебников (составлен Джоаной Роллинг)

Топ 10 известных магов и волшебников

3.3 (66.67%) 3 votes

В наш век, индустрия развлечения сделала огромный скачок: от радио до Интернета. Тем не менее, одно из направлений развлекательной сферы развивается быстрее всех – это фэнтези. Удивительно, но этот жанр только сейчас начинает обретать популярность у читателей, несмотря на отчаянные попытки Толкиена. Во всей истории литературы было, по крайней мере 10 известных магов и волшебников, которые заслуживают нашего внимания.

Первое упоминание о нем найдено в литературе 12-го века в образе пророка и юродивого. Постепенно он преобразился в полноценного волшебника при дворе короля Артура. В целом, будучи чародеем с выдающимися магическими способностями, он обычно помогает Артуру, вне зависимости от правильности его поступков.

Он ведущий персонаж новелл Т. Хикман и М. Вайс «Герои Драголенса». Райстлин использует магию, что обрести ещё большую силу. Золотистая кожа и зрачки в форме песочных часов – все создаёт довольно яркую индивидуальность. К сожалению, слишком высокий интеллект и неограниченные возможности искушают его назваться Богом.

Он основной персонаж «Дрезденских хроник». Как и Гарри Поттер, он живёт в нашем мире, который знать не знает о магическом противостоянии.

Статный мужчина, который достиг высоко роста (во всех смыслах) во время друидского сна. Он знает больше, чем говорит. Алланон был одним из самых загадочных персонажей в писательской карьере Т. Брукс.

Колдун Высшей ступени, Доктор Странный, описан более подробно в литературе, чем все остальные волшебники. Однажды, после аварии, блестящий хирург перестал чувствовать свои руки. Только после долгих лет поиска способа восстановить их функционирование, он всё же соглашается освоить искусство магии и становится одним из могущественных людей.

5. Паг

Этот молодой человек был против своей воли выбран советом магов в качестве ученика. Тем не менее, он борется с захватившими его повстанцами из другого мира. Вот тут-то и начинаются его настоящее путешествие по миру и волшебным дисциплинам. В конце концов, он становиться самым могущественным волшебником в Мидкемии и дальше. Этот персонаж «прожил» в литературе самую долгую жизнь, в сравнении с остальными из этого списка.

Он сборный персонаж всех магических реальностей. Этот мудрец получил свои знания под покровительством богини магии Мистры. Выбранный ею, он прошёл через все испытания и уроки, заслужив почёт и зависть многих монархов, магов и многочисленных злодеев.

Червонный король самый отъявленный злодей С. Кинга, который контролирует остальное большое и малое зло в остальных его книгах. И только в комиксах Марвел мы встречаемся с Червонным королём лицом к лицу.

Седовласый Гэндельф из «Властелина колец» является воплощением наимудрейшего мага, уступая только Мерлину. Так же как и Алланон, Гендэльф все тщательно продумывает и возлагает на себя только функции проводника, не говоря ни одного лишнего слова. Этот ангелоподобный колдун ещё много раз появлялся в книгах Толкиена.

Хотя он и не самый умный и могущественный волшебник в Хогвардсе, у него, несомненно, есть талант. Известный под именем «Мальчик, который был», Гарри, осмелился противостоять могущественному магу, под именем «Тот, чьё имя нельзя называть» – Воландеморту. Гарри Поттер вызвал интерес к чтению у целого поколения европейцев, и не только.

Возможно, у вас возникло желание познакомиться с этими могущественными волшебниками поближе и узнать их магические секреты?

Имена тёмных Магов и ведьм Европы

Absinthe - абсент. В данном случае имя олицетворяет Силу морока.
Ague - так в Средние века называлась малярия.
Ahriman - дух-разрушитель, олицетворение злого начала в зороастризме.
Alcina - волшебница из итальянских легенд.
Amanita - повелительница отравленных грибов.
Amarantha - мифологический неувядающий цветок из греческих мифов.
Amaranthus - цветок амарант, также известный как «love lies bleeding.» В древности использовался для остановки кровотечения.
Amethyst - аметист. С этим камнем связывают способность спасать от пьянства, а также от безбрачия. А астрологии считается символом божественного понимания.
Annabel Lee - героиня трагичного стихотворения Эдгара Аллана По.
Artemisia - персонаж греческой мифологии, а также разновидность полыни, используемая для приготовления абсента.
Ash - пепел.
Asmodeus - одно из имен Сатаны.
Astaroth - христианский демон.
Asura - «демон» в индуизме.
Asya - говорят, на суахили значит «рожденная во время печали».
Atropine - вид яда.
Avalon - место, куда отправился Король Артур после смерти.
Avarice - алчность. Один из семи смертных грехов.
Aveira - «грех» на иврите.
Avon - на иврите - импульсивный грех сладострастия.
Azazel - библейский демон в виде козла.
Azrael (Esdras) - Ангел Смерти согласно Корану.
Beelzebub - еврейская версия Сатаны.
Belial - еще один Сатан.
Belinda - один из спутников планеты Уран. Предположительно, в основе этимологии этого слова древнее обозначение змеи.
Belladonna - ядовитое растение с пурпурными цветами.
Blood - а что, отличное имя!..
Bran/Branwen - кельтское обозначение ворона.
Briar - колючка, шип.
Chalice - специальная чаша для святой крови.
Chaos - Хаос. В изначальном значении: состояние, в котором пребывала Вселенная до воцарения греческих богов.
Chimera/Chimaera - Химера. В греческой мифологии - гибридное чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом змеи.
Chrysanthemum - хризантема. Цветок, считающийся символом смерти в Японии и некоторых европейских странах.
Cinder - еще одно название пепла.
Corvus/Cornix - «ворон» на латыни.
Dark/Darque/Darkling и т.д. - несколько версия тьмы.Тот кто владее Некромагией
Demon/Daemon/Demona - несколько вариация на тему демонов.
Dies Irae - день гнева, судный день.
Digitalis - дигиталис, еще один ядовитый цветок.
Diti - мать демона в индуизме.
Dolores - «печали» на испанском.
Draconia - от «draconian», что означает «суровый» или «крайне серьезный».
Dystopia - противоположность Утопии. Фантастическое место, где все очень плохо.
Elysium - в греческой мифологии туда отправляются погибшие герои.
Ember - затухающие угольки.
Esmeree - по легенде, дочь уэльского короля, обращенная в змею усилиями колдунов. В человеческий облик вернулась благодаря поцелую прекрасного молодого человека.
Eurydice - Эвридика, трагический женский персонаж греческой мифологии.
Evilyn - красивое женское имя с корнем «evil».
Felony - звучит почти как распространенное Мелани.
Gefjun/Gefion - нордическая богиня, принимавшая под свою опеку умерших девственниц.
Gehenna - название Ада в Новом Завете.
Golgotha - на иврите «череп». Холм в форме черепа, на котором распяи Христа.
Grendel - чудовище в «Беовульфе».
Griffin/Gryphon - мифологический чудовищный гибрид: тело льва, крыля и голова орла.
Grigori - падшие ангелы в Библии.
Grimoire - гримуар. Книга, описывающая магические ритуалы и заклинания, содержащая магические рецепты.
Hades - греческий бог загробного мира.
Hecate - древнегреческое божество лунного света, могущественная волшебница.
Hellebore - морозник. Цветок, расцветающий в снегу посреди зимы. Согласно средневековому поверью, спасает от проказы и безумия.
Hemlock - цикута. Сильный яд. Им был отравлен, например, Сократ.
Inclementia - «жестокость» на латыни.
Innominata - название средства для бальзамирования.
Isolde - кельтское имя, означающее «красавица», «та, на которую взирают».
Israfil/Rafael/Israfel - ангел, долженствующий прорубить начало Судного дня.
Kalma - древняя финская богиня смерти. Ее имя означает «трупное зловоние».
Lachrimae - «слезы» на латинском.
Lamia - «ведьма», «колдунья» на латинском.
Lanius - «палач» на латинском.
Leila - «ночь» на арабском.
Lenore - героиня поэзии Эдгара Аллана По.Но именно это имя выбирают те, кто работает спиритуалистом.
Lethe - Лета. Река забвения в загробном мире в греческой мифологии.
Lilith - пресловутая первая жена Адама. Весьма зловещая.
Lily - лилия. Традиционный похоронный цветок.
Lucifer - падший ангел, часто ассоциируется с Дьяволом.
Luna - «луна», латынь.
Malady - практически Мелодия, но нет. Слово означает «болезнь».
Malice - нехорошие намерения.
Malik - ангел, повелевающий Адом согласно Корану.
Mara - в скандинавской мифологии демон, садящийся по ночам на грудь и вызывающий дурные сны (кош-мар). Греки знали этого демона под именем эфиальта, а римляне называли инкубона. У славян эту роль играет кикимора. На иврите «mara» означает «горький».
Melancholia - очень готик-думовое имя для девочки. Или мальчика…
Melania/Melanie - «черный» на греческом.
Melanthe - «черный цветок» на греческом.
Merula - «черная птица» на латыни.
Mephistopheles/Mephisto - в эпоху Ренессанса так назвали Дьявола.
Minax - «угроза» на латыни.
Misericordia - «сострадающее сердце» на латыни.
Mitternacht - «полночь» на немецком.
Miyuki - «тишина глубокого снега» на японском.
Moon, Moonless, Moonlight - все, что касается Луны. Кстати, Луна - древний символ плодородия.
Moirai - Мойры. Греческие богини судьбы.
Monstrance - пустой крест, внутри которого «запечатан» святой дух.
Morrigan - кельтская богиня войны и плодородия.
Mort(e) - «смерть», «мертвый» на француском.
Mortifer/Mortifera - латинские эквиваленты слов «летальный», «фатальный», «смертельный».
Mortis - одна из форм латинского слова «смерть».
Mortualia - могильная яма.
Natrix - «водяная змея» на латинском.
Nephilim - нефилим. Представитель расы гигантов, сыновей падших ангелов.
Nocturne - ноктюрн. Романтический «ночной» жанр музыки.
Obsidian - обсидиан. Черный камень, образующийся в результате извержений вулканов. Используется в хирургии, т.к. является острее стали.
Oleander - олеандр. Красивый ядовитый цветок.
Omega - последняя буква греческого алфавита, символизирующая конец, финал.
Orchid - орхидея. Экзотический редкий цветок.
Osiris - египетский владыка подземного мира.
Penance - покаяние, епитимья.
Perdita - «потерянный».
Pestilentia - латинский термин, означающий «чумной», «нездоровая атмосфера».
Reaper - он же Great Reaper, Grim Reaper. Английский - мужской - вариант костлявой старухи с косой.
Sabine/Sabina - Сабины или сабииняне. Выбирают те кто больше практикует приворотную Магию
Sabrina/Sabre/Sabrenn - богиня реки Северн у кельтов.
Salem - популярное место расправы над «ведьмами» в Массачусетсе.
Samael - Ангел Смерти согласно Талмуду.
Samhain - аналог Хэллоуина.
Sanctuary - святилище.
Serpent - «змей». Символ зла во многих культурах.
Shadow - «тень». Кстати, распространенная кличка черных котов.
Tansy - пижма. По поверью, ее семена провоцируют выкидыши.
Tartarus - греческий аналог Ада.
Tenebrae - «тьма» на латыни.
Thorn(e) - шип.
Tristesse/Tristessa - «печаль» на французском и итальянском.
Umbra - еще одно слово, означающее «тьма».
Vespers - утренние молитвы в в католицизме.
Willow - ива. «Плачущее дерево», символ смертельной печали.
Wolf(e) - волк или волчица
Xenobia - «чужак» на греческом.

Yama/Yamaraja - повелитель смерти в индуизме.

Многие люди поднялись к вершинам славы и известности за счет их предполагаемого знания магии и тайных знаний. Для некоторых укладка паркета, это что-то тайное и непостижимой, но некоторые, благодаря их таланту, стали богатыми и знаменитыми, другие - стали жертвами насильственной смерти.

Люди, в нижеприведенном списке, происходили из разных слоев общества и из разных периодов истории.Кто-то располагал дружественным характером, а кто-то жутким. Но у них у всех была одна общая черта и мир до сих пор помнит этих людей, как ведьм и колдунов.

10. Молл Дайер

Молл Дайер - женщина, жившая в 17-ом столетии в графстве Св.Марии, Мэриленд. Многое о ней покрыто тайной, но всем было известно, что она являлась странной женщиной. Целительница травами и изгой, выживавшая благодаря великодушию других, она, в конечном счете, была обвинена в колдовстве и ее избушку подожгли в холодную ночь. Но она сбежала в лес, и в течение нескольких дней ее никто не видел….пока местный мальчик не нашел ее тело.

Молл Дайер умерла от холода на большой скале, в коленопреклонном положении, с поднятой рукой, проклиная мужчин, которые на нее напали. Ее колени оставили след на камне. Жители деревни быстро выяснили, что потревожили не ту женщину. Проклятие Молл Дайер пало на город, и в течение нескольких столетий, вызывало холодные зимы и эпидемии.

Камень Молл Дайер стал местом поклонения

Ее призрак, часто сопровождаемый различными странными животными, был замечен много раз, и до сих пор говорят, что он преследует это место. Ее жуткая репутации, в конечном счете, стала источником вдохновения для фильма «Ведьма из Блэр». Хотя Молл Дайер - влиятельная народная фигура в американском колдовстве, надежных исторических свидетельств о ее существовании, не найдено.

9. Лори Кэбот

Лори Кэбот была популярной колдуньей в Соединенных Штатов. Калифорнийская девочка с легендарной историей танцовщицы, ее пристальный интерес к колдовским искусствам привел ее в Новую Англию. После нескольких лет изучения ведьминского ремесла, она открыла магазин в Салеме, Массачусетс, в историческом эпицентре охоты на ведьм. Первоначально она опасалась объявлять себя ведьмой.

Но когда ее черная кошка застряла на дереве и просидела на нем в течение многих дней, а пожарная команда отказалось спасать ее, она была вынуждена сказать, что кошка нужна ей для ритуалов. Год был 1970ый и слово "ведьма" было как клеймо в Салеме. Кошка была немедленно спасена чрезвычайно кроткими и вежливыми пожарными.

Кабот стала национальной знаменитостью. Она создала шабаш ведьм и открыла магазин колдовства, которые моментально стали популярными. Магазин, который, впоследствии, переместился в интернет, стал излюбленным местом для туристов. Кабот стала одной из высококлассных ведьм в мире. Даже губернатор Массачусетса, Майкл Дукакис, объявил ее официальной «Ведьмой Салема» за ее положительное влияние и хорошую работу в обществе.

Кабот утверждает, что любое злое проклятие, посланное ведьмой, возвратится к ней и злой умысел не исполнится. Согласно ее словам, колдовство - это всё вместе и магия и астрология и чувство природы.

8. Джордж Пикинджилл

Джордж Пикинджилл звучит так, как будто он сошел со страниц романа ужасов. Высокий, пугающий человек 19-ого столетия с враждебным поведением и длинными, острыми ногтями. Он был известным хитрым человеком, который практиковал народное колдовство. Старый Джордж, как всего его называли, был сельскохозяйственным рабочим, который утверждал, что он наследственный ведьмак.

Его волшебная родословная могла быть прослежена полностью вплоть до 11-ого века, к ведьме Джулии Пикинджилл, которая была своего рода волшебной помощницей местного лорда. Пикинджилл был мерзким, несимпатичным человеком, который часто терроризировал других сельских жителей за деньги и пиво. Однако, его уважали так же, как боялись. Как говорили, Джордж был квалифицированным целителем и иногда улаживал споры между сельскими жителями.

В тайных кругах Пикинджилл был суперзвездой — по существу Алистер Кроули своего времени. Он был признан помощником древнего рогатого бога, частым союзником Сатанистов и обладал основной властью в колдовских искусствах. Даже его адвокат разыскивался другими ведьмами.

Однако, эта власть была несколько подпорчена фактом, что Пикинджилл был чем-то вроде фанатика (он мог одобрить шабаш ведьм, если его участники могли доказать, что они имели чистое происхождение), и что-то вроде женофоба (вся работа на его шабашах была сделана женщинами, которые также должны были подчиняться некоторым, довольно сомнительным, условиям).

7. Анжела де ла Барте

Анжела де ла Барте была дворянкой и печально известной ведьмой, которая жила в 13-ом столетии. Она была сожжена на костре инквизицией, за ряд совершенных зверских дел. Ее преступления ограничивались не только сексуальной связью с демоном, рождением демона змеи и волка, обвиненным в исчезновении детей, но и тем, что она вообще была неприятным человеком.

В действительности, конечно, Анжела была, возможно, психически нездоровой женщиной, и главное ее преступление состояло в поддержке религиозной секты гностического христианства, которую отрицала Католическая церковь. Ее необычное поведение привело к обвинениям в колдовстве, которое в свою очередь привело к ужасной смерти. В те времена такая участь была довольно распространенной.

6. Маг Абрамелин

Подлинная история, о такой личности 15 века, как маг Абрмелин, была утеряна. Тем не менее, его наследие продолжает жить в виде тысяч последователей и подражателей. Абрамелин был сильным колдуном, который описывается у Авраама Вюрцбурга, учеником мага, который убедил Абрамелина передать ему свои секреты. Авраам сделал кропотливую работу по магической системе Абрамелина, включающую в себя сложные процессы по командованию над духами, злыми и добрыми.

Система была основана на магических символах, которые могли активироваться только в определенное время и с использованием определенных ритуалов.

В 1900 году, рукопись была напечатана в виде книги под названием «Книга священной магии Абрамелина». Книга мгновенно стала хитом в оккультном сообществе, и произвела непосредственное влияние на пресловутых практиков, в том числе, таких как Алистер Кроули.

5. Элис Кителер

В течение долгого времени, Ирландия не напрягалась по поводу колдовства, нежели чем континентальная Европа. В конечном счете, охота на ведьм, прибыла и туда. Одна из первых и самых известных жертв была дама Элис Кителер, богатая ростовщица, чьи мужья имели неприятную привычку умирать и оставлять ей все. Четвертый муж начал чувствовать себя больным, а дети начали вонять, как крысы - именно тогда, когда они увидели, что отец собирается все оставить Кителер.

В 1324 году, церковь признала даму Кителер в заговоре с тайным еретическим обществом. Она была не только первой ирландской женщиной, которую обвинили в колдовстве, но и той, которая имела отношения с инкубом. Власти пытались посадить Элис несколько раз, но у нее было много союзников и она, всякий раз, избегала приговора.

В конечном счете, Кителер исчезла, оставив своего сына и слугу. Как говорят, она сбежала в Англию, где прожила в роскоши до конца своих дней. Действительно ли она проявляла себя в темных искусствах или нет, но ее помнят по сий день, как первую ведьму Ирландии.

4. Тэмсин Блайт

Известная фигура 19-ого века в Корнуолле, Англии, Тэмсин Блайт была глубокоуважаемой знахаркой и природной ведьмой. Термин природная ведьма пришел из того факта, что европейские деревни были окружены оградой или лесом, и выступали в качестве символа границы между этим миром и другим. Блайт, как говорили, была особенно хороша в устранении заклятий и проклятий, а также в целительстве. Она могла входить в транс и предсказывать будущее.

Так или иначе, у нее также был арсенал плохих фетишей, и ее репутации была запятнана мужем, Джеймсом Томасом, таким же магом, как и она. Хотя Томас и был уважаемым магом, но он часто выпивал и начинал хулиганить, за что все его не любили. В конечном итоге, Тэмсин рассталась с ним, но они сошлись опять в конце ее жизни.

Проклятия Тэмсин Блайт были эффективными на практике, из-за ее репутации и уважения. Тэмсин прокляла сапожника, который не исправил ее обувь - она не собиралась за это платить - в результате чего, сказала, что он останется без работы. Когда об этом прошел слушок, никто не стал вести дела с этим мужчиной, в результате чего, он был вынужден покинуть свое место.

3. Элифас Леви

Альфонс Луи Констант был известен под именем Элифас Леви Зэхед. Он потребовал, данное от рождения имя, перевести на иврит. Альфонс был человеком ответственным за мистические искусства, так как они известны сегодня. В течение 19-ого столетия Элифас Леви исследовал множество вероучений - от Христианства до Иудаизма, чтобы соединить убеждения, такие как Таро и письма исторических алхимиков — в странный гибрид, который стал известным как "Оккультизм".

Подготовленный теолог, который почти стал священником, Леви, всегда был больше ученый, чем практикующий маг. Однако, он был чрезвычайно харизматичен и имел обширные знания во многих областях колдовства. Он написал много книг по ритуальной магии. Леви был особенно известен его работой «Бафомет», сатанинским божеством, которому предположительно поклонялись рыцари ордена тамплиеров.

Он считал эту фигуру представлением "абсолюта”. Элифас нарисовал известную картину «Бафомет» как крылатую, женскую фигуру с головой козы. Одна из первых картин, о которой подумает любой, когда упомянут оккультизм.

2. Рэймонд Баклэнд

Рэймонд Баклэнд, "Отец американского Викканства» был глубоко впечатлен современным Гарднерианским Викканством. Он взял учение Джеральда Гарднера в «Новом Мире» и, в конечном счете, усовершенствовал его в собственной вариации под названием «Сикс-Викка».

Ветеран колдовства, Бэкланд был вовлечен в шабаши ведьм с 60-ых, обычно как лидер. Он - священник виканнов и уважаемый эксперт во всех неоязыческих вещах. До его отставки из активного колдовства в 1992, он провел десятилетия, как самый узнаваемый и передовой эксперт магического ремесла. В наши дни он живет в сельском штате Огайо, где он пишет книги о колдовстве и продолжает практиковать уединенную версию своего магического ремесла.

1. Агнес Уотерхаус

Агнес Уотерхаус, обычно известная как Мать Уотерхаус, была одной из самых известных ведьм, которых когда-либо знала Англия. Преступления, в которых она обвинялась, были довольно отвратительны — Мать Уотерхаус и две другие ведьмы предстали перед судом за развлечение с дьяволом, проклянания людей, и даже за нанесение телесных увечий и многократные смертельные случаи из-за их черной магии.

Удивительно то, что церковь нечего не делала по отношению к Агнес. Она была первой английской ведьмой, приговоренной к смерти светским судом. В ее свидетельских показаниях Агнес открыто призналась, что практиковала темные искусства и поклонение дьяволу.

У Агнес была кошка, которую она назвала сатаной, которую она, как утверждала, посылала, чтобы убить домашний скот ее врагов, либо, при случае, и самих врагов. Она была грешницей и заявляла, что сатана сказал ей - она умрет, повешенной или саженной заживо, и Агнес нечего не могла с этим сделать. Мать Уотерхаус была действительно приговорена к повешению, несмотря на то, что две других ведьмы, столкнувшиеся с подобными обвинениями, были отпущены (одна была признана невиновной, другая - приговорена к году тюремного заключения — хотя более поздние обвинения привели к ее смерти).

Ее сатанинская бравада после приговора куда-то испарилась. На ее пути к виселице Уотерхаус сделала одно последнее признание — она когда-то не убила человека, потому что его твердая вера в Бога препятствовала тому, чтобы сатана тронул его. Она пошла на свою смерть, молясь относительно Божьего прощения.

Для обозначения тех, кто занимается магией, тоже существует большое количество слов, многие из них, конечно, являются производными от обозначений магии, перечисленных выше. Мужчина может быть: акудник (окудник), акундин, акиндин - часто герой фольклорных сказок; арбуй (упоминается только в источниках XVI века, включая Стоглав; термин относится к чудским волшебникам, производное от угро-финского arpoja - маг); аред (старый колдун, черт, возможно, производное от Ирода); банник (зафиксирован только в одном тексте - переводной Хронике Георгия Амартола); бая, баян, бахарь, баалъник, баялъник (первоначально сказитель, от баять - говорить, бахорить - болтать); ба-лии (церковнославянское слово, обозначающее врача или пророка; зафиксировано в XVII веке в значении волшебника); басарог (женского и мужского рода); большак (обычно глава домовладения, вождь, от прилагательного большой); чародей (чародеец, чарователъ, чаровник), чернокнижник, дока, еретик (еретник, ере-тун - не только собственно еретик, но и пресмыкающееся, змея, лягушка,); гад (это слово, может быть, происходит от корня гада-ти, но непременно имеет негативную коннотацию, поскольку совпадает с наименованием рептилии или омерзительного человека); гадатель, гадала, гадальщик (все - от гадати); главной, кащей (чаще герой фольклора); клетник (В.И. Даль в Толковом словаре приводит слово клеть как севернорусское обозначение знахаря на свадьбах, где он оберегает молодых от дурного глаза; этим словом могли также называть домового); кобыльник, кобник, колдун, кудесник, наузник (делающий амулеты); маг, мечетник, моро-кун, обавник, обаятелъ, обаванник, обаватель, обавник, опасной (т.е. опасный в современном понимании, но, возможно, первоначально тот, который защищает, ср.: опасная ладонка, т.е. амулет, отводящий болезнь и сглаз); портежник, портелъник, портельщик (от портить, тот, кто портил, наводил сглаз, вредоносный колдун); прикосник, шептун (от шептать), потворник, сторож, у гадатель, ведун, ведьмак (особенно в Белоруссии и Украине; мог быть и колдуном, и оборотнем; производное от ведати), вещун, вещец, вещель (от вещать, говорить, предсказывать; вещий - мудрый, всезнающий); вежливец, вежливой (В.И. Даль в статье вежа Толкового словаря пишет, что слово служило эвфемизмом для обозначения колдуна или знахаря); виритник, волхв, волхвун, волховник, волсвиник, волшебник; ворожей, ворожильник, вражной (от враг, бес и т.п.); збережатый (т.е. охранитель); зельник, зе-лейщик (пользователь зелья - трав и снадобий; знахарь, знаток, знатник (от знать).

Как называют магов

Женщины, занимавшиеся магией, носили имена, которые этимологически часто являлись эквивалентами имен мужчин-колдунов, хотя несколько таких обозначений имело только женский род.

Это: баба, баба-белоголовка, баба-яга, баба-нерасческа (простово-лоска - т.е. с неприбранными волосами, характерная черта для выполняющих магические действия, баялъница, балия, билица, бесовка, бесиха, чаровница, чернокнижница, чертовка, чертиха, гадалка, гадальница, гадальщица, гадуница, колдунья, колдунка, кол-дуница, кудесница, мара, морокунья, морокуша, обавателъница, портежница, потровница, шептуха, шептунья, ведунья, ведема, ведьма (особенно в Белоруссии и Украине и в сказках), вещица (аве-щица, сорока-вещица), волхва, волхитка, волшебница, волщица, ворожея, ворожейка, знахарка.

Н аряду с настоящими жрецами у всех славян в древности был распространен еще один вид посредников между народом и богами или демонами, посредников, действовавших без помпы, без храмов и жертвоприношений, но которые тем не менее оказывали значительное влияние на верования народа и па жизненно важные решения как отдельных верующих, так и целых семей и даже больших поселений. Это были колдуны (маги), обычно называвшиеся у древних славян волхвами . Кто же такой колдун на древней Руси?

Помимо этого, колдунов называли по-разному, в зависимости от вида магии, которым они занимались: чародей, ведьмак , ведун, вещий, гадач, баялышк. обасник, сорожец, врач, кудесник, наузиик, кобиик, кузедлик и т. п. (так же названия имелись, разумеется, и в женском роде).

Вера в магию, то есть в силу, которая может заставить духа выполнять волю человека, появляется уже па самой низкой ступени культуры, когда едва ли можно говорить о какой-либо системе религиозных воззрений.

Для того чтобы удержаться, магия использует самые различные сверхъестественные, магические средства, многие из которых засвидетельствованы у славян в языческий период. Основной свой удар христианская церковь направляла против этой языческой магии, так как языческих богов она уничтожила сразу: разбила идолов и разрушила языческие святилища. Маги же и магия остались, и церковь вела с ними упорную борьбу. Но даже и теперь в глухих областях сохранилось много обычаев и поверий, связанных с колдовством и магией, носящих иногда чисто языческий, примитивный характер.

Различные колдуны древних времен упоминаются в древнейших польских и чешских хрониках, а также у древних болгар. Однако наибольшее количество интереснейших сообщений мы имеем по Древней Руси. В русских летописях, относящихся к Х-ХП векам, колдуны - волхвы - упоминаются очень часто, и мы имеем возможность более глубоко познакомиться с их значением и деятельностью. На Руси волхвы играли видную роль в общественной жизни и, в частности, являлись главными представителями лагеря, боровшегося против христианства.


Видя влияние волхвов па народ, церковь со всей силой обрушилась на них, но встретила, особенно в первый период, бурное и радикальное сопротивление волхвов и шедшего за ними народа. Несколько интересных свидетельств этого имеется в Киевской летописи. Большое значение волхвов, обладавших кое-где большей властью, чем князья, подтверждают также и восточные источники.

В церковном уставе Владимира Святого к ведомству духовного суда отнесены: «ветьство, зеленичество, потворы, чародеяния, волхованья». Наказание волхвам и чародеям было сожжение, как сжигались музыкальные инструменты и «черные» (чародейные) книги, так подобной же участи подвергались и колдуны, и чародеи. В 1227 году, по сказанию летописца, в Новгороде «изъжгоша волхвов четыре, творяхуть я (их) потворы деюща, а Бог весть, и сожгоша на Ярославле дворе ». По свидетельству Никоновской летописи, волхвы были приведены новгородцами не на княжеский, а на архиепископский двор и там сожжены, несмотря на заступничество бояр.

Из следственных дел XVII столетия видно, что за чародейство и ворожбу наказывали ссылкой в дальние места и заключением в монастырь на покаяние, следовательно, кроме сожжения, употреблялись и другие, легчайшие наказания. Очевидно, при назначении наказания принималась в расчет степень виновности.

А. Афанасьев замечает: «Колдун и колдунья явились существами враждебными тем благотворным жизненным силам, которые прежде охранялись ими, теперь, вследствие отрицательного влияния новых воззрений, они стали вредить. Первоначально мольба (заговор) колдуна и ведьмы , обращенная к светилам, призывала покровительство этих светлых божеств и прогоняла нечистую силу смерти, болезней и бесплодия: так верил язычник. В позднейшую эпоху создалось поверье, что колдуны и ведьмы не только не охраняют здоровья, а напротив, сами насылают на человека болезни, сушат его, напускают на него мару или отводят глаза, так что он видит все в обманчивых образах. По первобытному представлению, колдун и ведьма низводили с неба оплодотворяющий дождь и теплоту, позднее они стали скрадывать и дождь, и росу, и свет, и производить бесплодие, голод, стали вредить своими заговорами земледельческим работам, отнимать у коров молоко и вообще у животных и людей - силу плодородия...

Когда колдуны и ведьмы получили злое и враждебное значение, создались в простонародье и различные предохранительные средства против их влияния. Средства эти отчасти были заимствованы из тех обрядов язычества, которые употреблялись против нечистой силы, смерти и болезней, отчасти принадлежат позднейшей эпохе и проникнуты ее воззрением. В заговорах стали просить защиты от „бабьих зазор, от хитрого чернокнижника, от заговорного кудесника, от ярого волхва, от слепого знахаря, от старухи (бабы) -ведупьи, от ведьмы Киевской и злой сестры ее Муромской" .

Против колдунов и ведьм стали употреблять силу таинственных трав: крапивы, плакун-травы, чернобобылышка и других, следовательно, народ обратил против них те снадобья, которые самими колдунами и ведьмами употреблялись для своих чар и против нечистой силы».

«При царе Михаиле Феодоровиче была отправлена в Псков грамота с запрещением покупать у литовцев хмель, потому что посланные за рубеж лазутчики объявили, что есть в Литве баба-ведунья и наговаривает она на хмель, вывозимый в русские города, с целью навести через то на Русъ моровое поветрие. В 1625 году велено было выслать в Москву из Верхотурья переселенца Якова, вместе с воровским кореньем, так как во время обыска у него найдено было: трава багрова, три корня, да „комок перхчеват бел", и так как в допросе он сам признался, что эти снадобья дал ему казак Степанко Козьи Ноги».

Подобный процесс о кореньях и травах был в 1680 году. Иноземец Зинка Ларионов сделал извет на некоторых крестьян в лихих кореньях и подал в Приказной избе поличного «крест медный да корешок невелик, да травки немного связано в узлишки у креста». Крестьянин Ивашка, из числа обвиняемых, признал крест своим, а сказал: корень тот «девесилной, а травка в огородах растет, а как ее зовут - не ведает, а держит корешок и травку от лихорадки, а лихих де трав и корней он не знает и за дурном не ходит».

Призван был в Приказную избу посадской осмотреть коренья, он объявил: «Корешишко де имянуеца девятины, от сердечные скорби держать, а травишко де держать от гнетепши-ные скорби, а лихого де в том ничего нет». Другой подсудимый объявил, что ему положили травы в то время, как он был на кружевном дворе пьяный - в беспамятстве. Обвиненных пытали, а потом били батогами, чтоб впредь неповадно было напиваться до беспамятства и носить при себе коренья, затем они были выпущены из Приказной избы, за расписками.


В 1606 году были поданы две довольно странные жалобы в Перми, по которым велено было произвести следствие, которое, однако, нам неизвестно. Оба челобитчика сделали извет - один на крестьянина, что тот напустил икоту на его жену, а другой на посадского, что напустил икоту на его товарища по торговле».

Как и ведьмы, колдуны бывают «урожденными» (в русской традиции урожденного колдуна называют рожак) и «учеными». Урожденным колдуном становится мальчик, рожденный вне брака в третьем поколении. По другим поверьям, если в семье подряд родится семь мальчиков, то седьмой будет колдуном.

Обученные колдуны получают свою силу от других колдунов или от черта, заключив в ним договор и отрекшись от Бога. Договор обычно заключается ночью на перекрестке или в бане и пишется кровью на коже висельника.

Колдовскому знанию также можно научиться у опытного колдуна. Белорусы об этом рассказывают так: «Жили два соседа. Один был колдуном и жил богато, другой - бедный, никакого колдовства не знал. Вот пришел бедный к богатому соседу и говорит:

Научи меня колдовству.

Хорошо. Но сначала пойдем на перекресток.

Пришли они на перекресток, где пустая корчма, колдун и говорит:

Соколики, соколики, вы тут?

Вошли в корчму, а черти, которых колдун назвал «соколиками», говорят:

Мы тут. Колдун говорит:

Надо этого человека колдовству научить. А черти отвечают:

Пусть он сначала образок с груди снимет.

Понял бедняк, что нечистым путем добыл колдун свое богатство, и убежал».

Без колдуна не обходилась ни одна свадьба. Его приглашали, во-первых, из-за боязни, как бы он не навредил молодым, а во-вторых, в надежде, что он защитит свадьбу от других колдунов.

Колдун, обиженный за то, что его не позвали дружкой, мог испортить свадьбу: остановить свадебный поезд, наслать на молодую кликушество, лишить молодого мужской силы или обернуть свадьбу волками, мог «подшутить»: поссорить жениха и невесту, разогнать гостей, выпрячь коней из свадебного поезда и разогнать их в разные стороны.

Многие былички рассказывают о соперничестве двух колдунов на свадьбе. С целью испортить свадьбу в дом является пришлый, чужой колдун. Пришлый колдун куражится, считая, что никто не сможет ему перечить. И тут колдун, охраняющий молодых, на деле показывает, что он сильнее пришлого, и заставляет того признать свое поражение. Например, сильный колдун может продержать своего соперника неподвижным в течение всего свадебного обеда, заставить стоять на коленях, на одной ноге, без конца подметать пол, при всех снять штаны.

«Вот, говорят, двух колдунов на свадьбу пригласили, а они между собой поссорились. Один знает много, другой говорит:

Я больше.

Один другому говорит:

Я сейчас устрою над тобой. Ну-ка рюмочку выпей.

Тот не трус, не боится. Выпил - все зубы до единого выпали. Он их положил на стол.

Ну, - говорит, - теперь ты от меня выпей.

Тот рюмку только выпил, как раз его к окну и к потолку ногами подвесило. Подвесило к потолку ногами, вот он лягается и кричит:

Мне тяжело, сними меня, я не могу больше. А тот говорит:

Наперво зубы вставь, а потом сниму я тебя. Тот, подвешенный к потолку, говорит:

Наливайте рюмку.

Рюмку ему наверх подали, наговорил он какие-то слова и говорит:

На, пей. Положи туда зубы и пей. Зубы встали на место. Другой говорит:

Сейчас я тебя сниму.

Тоже рюмку подали, и он очутился за столом».

При встрече с колдуном нельзя смотреть ему в глаза, а нужно сложить кукиш. Охраняют от колдуна и специальные заговоры, а также трава-одолень. Лишить колдуна магической силы можно, если бить его до крови, или сбрить ему бороду, или выбить зубы. По другим поверьям, колдуна можно обезвредить, если ударить наотмашь левой рукой. Считалось, что колдуна можно убить медной пуговицей или если бить осиновым поленом его тень.


Колдун не может умереть, не передав своего знания и подвластной ему нечистой силы другому человеку. Если не находится добровольца, готового принять у умирающего его магическую силу, колдун в состоянии агонии пребывает очень долго - иногда до трех лет.

Часто он хитростью пытается передать свое знание ничего не подозревающему человеку, даже ребенку. Он протягивает ему какой-либо предмет и говорит: «Возьми». Если человек примет у колдуна эту вещь или скажет: «Давай», к нему переходит все магическое знание, а колдун получает возможность спокойно умереть.

В тело умершего колдуна залезают черти. И это можно увидеть, если смотреть через дырку в доске от выпавшего сучка, через хомут или через дырку, проделанную в новом горшке.

Смерть и похороны колдуна сопровождаются бурей, вихрем, непогодой - это нечистая сила прилетает за грешной душой.

С. Максимов пишет: «Пользоваться помощью колдуна, как равно и верить в его сверхъестественные силы, наш народ считает за грех, хотя и полагает, что за этот грех на том свете не угрожает большое наказание. Но зато самих чародеев, за все их деяния, обязательно постигнет лютая, мучительная смерть, а за гробом ждет суд праведный и беспощадный.

Самая смерть колдунов имеет много особенностей. Прежде всего, колдуны заранее знают о смертном часе (за три дня) и, кроме того, все они умирают приблизительно на один манер. Так, например, пензенских чародеев бьют судороги, и настолько сильно, что они не умирают на лавке или на полатях, а непременно около порога или под печкой.

Вологодские колдуны перед смертными страданиями успевают дать родным словесное завещание: если умрет в поле - не вносить в избу, умрет в избе - выносить не ногами вперед, по обычаю всех православных, а головой, и у первой реки заблаговременно остановиться, перевернуть в гробу, уложить ничком, подрезать пятки и подколенные жилы.

От смоленских колдунов не требуется и подобных завещаний: все там твердо знают, что необходимо тотчас же, как только зароют могилу колдуна, вбить в нее осиновый кол, чтобы помешать этому покойнику подыматься из гроба, бродить по белому свету и пугать живых людей.

Умирают колдуны непременно очень долго, так как им указано мучиться сверх положенного. Одна орловская колдунья, например, умирала целых шесть дней: к вечеру совсем умрет - затихнет, положат ее на стол, а на утро она опять залезет в подполье и снова жива. Вытащат ее оттуда, а она опять начнет мучиться: корежит ее и ломает, вся она посинеет, высунет раздутый язык наружу и не может спрятать. Дивуется народ, а не догадается снять конек (верх крыши) или хотя бы одну жердочку, чтобы облегчить предсмертные страдания. Все рассказчики, рисующие ужасы предсмертных страданий колдунов, не находят слов для выраженья этих мук. Иные из колдунов доходят до того, что бьются головой об стенку, стараясь расколоть себе череп, рвут себе язык на куски и т. п.

Один из них не велел жене подходить к нему и смотреть на его лицо, а когда она, бабьим обычаем, не послушалась, то после смерти мужа шесть недель лежала неподвижно, как полоумная, и все время смотрела в одну точку.

Самые похороны колдунов - вещь далеко не безопасная и, зарывши их в землю, надо смотреть в оба, чтобы не случилось какой-нибудь беды. Так, на похоронах одного колдуна крестьяне не заметили, как дочь его, слепо повинуясь воле умершего, положила в могилу пучок сжатой ржи. Сейчас же после этого грянул гром, нашла грозовая туча с градом и выбило все полевые посевы. С тех пор каждый год, в день похорон этого колдуна, стало постигать „божье наказание" (и в самом деле, в течение 1883, 1884, и 1885 годов град побивал хлеб лишь в одной этой деревне), так что крестьяне наконец решили миром разрыть могилу, вынуть гнилой сноп и, только тогда успокоились. Выпито на радостях при этом было видимо-невидимо».