Простор.net - центр христианских ресурсов. Наказание Божие – наставление свободных ко спасению

Сегодня я хочу сообщить вам две вести. Первая – хорошая, а вторая… тоже хорошая! Первая весть, как напоминание, - Бог собирает нас в Свою семью, и называет Своими «детьми». Вторая, что Он – жалеющий… В качестве примера используем сегодня историю пророка Ионы. Мы начнем нашу проповедь о пророке с самого неприятного момента из его жизни…

Сразу уточню: я имею ввиду не «путешествие» Ионы во чреве большой рыбы. Нет. Наш взгляд следует обратить к пику «славы» пророка, когда целая столица, а вместе с ней и вся страна переживала богоискание после сильной проповеди Ионы. И вот, на фоне пробуждения ассирийцев, миссионер… сильно разозлился на Бога! Прочитаем об этом в Иона 4:1: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен.»

Почему Иона сильно огорчился, т.е. довел себя до сильной депрессии? Разве для этого были какие-либо мало-мальские причины? Разве Бог его чем-то обделил по отношению к другим? Посудите сами! Его имя «Йона» указывает на голубку. И сразу же перед нами рисуется образная картина голубя, который принес Ною в своем клюве масличный лист, как свидетельство того, что появилась суша после временного затопления во время Всемирного Потопа. А еще вспоминается сошествие Святого Духа в виде голубя на Иисуса Христа во время крещения, как знамение Мессии для Иоанна Крестителя и Израильского народа… Однако, кроме, многообещающего имени, которое несет красоту, покой и защиту, Иона был священником живого, истинного Бога. Он служил в Иерусалимском Храме и хорошо знал голос Господа. В отличие от нас, новозаветных верующих, называющих самоуверенно себя «священниками», но редко, а то и вообще никогда не слышавшие Божий голос, священник Иона не только слышал Его голос, но и был удостоен стать Его пророком и, добавлю,… миссионером, который должен был отправиться прямо в логово к врагам своего народа! Он был направлен на особую миссию, успех которой был заранее гарантирован Господом! Если мы вспомним призвание, например, Исаии на служение благовестника, то ему пророчилось, что ни один из его слушателей не покается! И только после его смерти, когда он оставит завещание своим потомках, только тогда его записанные проповеди принесут свой результат…

Кем бы вы хотели быть: пророком-мучеником или пророком-звездой?... Ионе выпал выигрышный билет быстрого успеха – стать самым популярным проповедником своего времени заграницей. Он должен был усмирить врагов Израиля, и из разъяренных зверей сделать добрых соседей. Однако за внешней личиной благополучия и уверенности в своем еврейском превосходстве и духе национализма, скрывалась духовная неуверенность верующего. Казалось, хорошо зная, почти на память, текст всех Книг Библии, написанных до его времени, зная «стиль» голоса Господа, Иона не понимал, что происходило в его сердце! Он смотрел на свое прошлое священника и пророка, но не видел своего настоящего. Как грешника! Поистине, это было прелюдией к его трагедии! Ведь, боль, которую чувствовал Иона в своем сердце, хорошо знакома и нам. А Святой Дух через апостола Павла дал точное объяснение причины этой душевной боли. Прочитаем об этом 1Ин. 3:19: «И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает всё.» Но что знает Бог и чего не знаем мы или пророк Иона? Дело в том, что перед Его лицом пишется Памятная книга каждого из нас. Написано в Мал. 3:16: «Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его".» Согласно, Книги Откровения, все наши слова, дела и поступки записываются в Книгу дел. Поэтому, возлюбленные братья и сестры, мы должны не только сами не забывать о записях нашей жизни, но и напоминать тем христианам, кто об этом начинает забывать, живя атмосфере «благодати»!

Давайте прислушаемся к предупреждению Святого Духа, которое записано в Послании к Римлянам. Читаем Рим. 2:1-11: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие [дела]. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие [дела] и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во - первых, Иудею, [потом] и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога.» Итак, по благодати Божией и благодаря совершенной жертве Иисуса Христа, мы получаем оправдание по вере, но в конце своей жизни будем судимы по делам! Поэтому наш любящий Господь не желает нам зла. Он заранее сигнализирует нам, когда мы стоим у запретной черты, за которой последует серьезное духовное падение. Для этого Он использует обличение со стороны Святого Духа, совести и Закона. Когда мы полностью послушны Богу, и ради него готовы на мученичество разного уровня, - а это бывает, к сожалению, нечасто, - Святой Дух является нашим Утешителем. Но чаще всего, Он призван обличать не только мирских людей, но и церковных. Поэтому Его действие обличения сопровождается высвечиванием сердечной проблемы человека. К нему подключается совесть. После грехопадения первых людей, она, родившись, почти сразу же утратила свою природную остроту. Поэтому, отвергающая все нечистое, совесть постепенно эволюционировала в накопительную совесть, которая не готова сразу же реагировать на совершенный грех. А так как один грех порождает другой, и так может происходить до бесконечности…, то красная лампочка совести загорается только в то время, когда появляется преизбыток неизвестных человеку совершенных им грехов. Но, как я уже говорил ранее, наша совесть для усиления, обнаруженной Святым Духом духовной проблемы, использует силу Закона. И поэтому Закон в сердце грешащего начинает болезненно осуждать виновного. До этого критического момента грехи «тихо» записываются в Памятной книге пред Лицем Бога, в совести и плоти грешника-язычника, грешника-иудея или грешника-христианина! И поэтому мы спокойно грешим и спокойно спим, не зная действительную суть вещей!

Итак, многоодаренный пророк-священик, искренно любящий свой народ и готовый умереть за него, не знал простого учения, что он - грешник. Что он каждый день накапливает все больше и больше грехов. И никакие внешние успехи его служения не могут остановить непрерывный процесс порождения грехов… И поэтому Бог пожалел Иону, а Святой Дух начал его обличать в совершенных грехах, совесть через Закон – судить… Чтобы пророк, как можно быстрее раскаялся в накопившихся мерзких грудах своих грехов. Но вместо того, чтобы исповедоваться Богу в своей греховности, он еще больше загоняет себя в одиночество! Я не оговорился: Иона, будучи одиноким, «оставившим» Бога в Иерусалиме, давно потерял Его взор. Правда, еще раз после своего бегства от «Лица Господа», он слышал Его голос, который вновь направил его на миссию в Ниневию… Но, когда пророк начал молиться, он не молился Богу. Он молился в себя и для себя! Он не хотел видеть и слышать Бога! Его молитвенная жалоба была больше похожа на потрясание «праведника» в небо кулаками, чем на кроткую исповедь кающегося грешника! Возможно, кто-то из нас сейчас увидел себя на месте Ионы! Лично я, - много раз необдуманно повторял подобные действия возмущения на Бога! А вы, дорогие мои?...

Как и в нашем случае, во время созревания исповеди-покаяния, когда нам помогают Святой Дух, совесть и Закон, Иона почувствовал силу внутреннего греха, который разделил грешника-пророка со Святым Богом. К сожалению, это любимый прием греха-личности, живущего в нас и желающего через нас грешить и делать своим пленником. Это - он внушает нам страх во время созревания исповеди, что «Бог накажет!». И поэтому, веря нашему духовному убийце, начинаем всем своим естеством чувствовать свое разделение с Богом. Вот, почему, когда люди встречались с Богом, как это произошло однажды со священником-пророком Исаией, то они ощущали, как изнутри как-бы разрываются на части! Многие считают, что эта невыносимая боль – результат встречи грешного человека со святостью Бога. Однако, как они ошибаются! Читая Библию, мы должны обратить внимание, что Святой Бог никогда никого не убивал Своей святостью. Но убивает нас при встрече со Святым Богом, грех-личность, живущий в нас! Это он гонит нас подальше от любящего Бога, внушая ужас об «истребляющей Святости Господа»… А наш Господь, прежде всего, - жалеющий нас, а не наказывающий до смерти или разделения!

Задумывались ли вы, почему вокруг нас (а, может быть, и мы сами), так много одиноких людей? Казалось бы, они живут в семьях, учатся и трудятся в коллективах, посещают церковь, но, при всем этом, - совершенно одиноки! По моим наблюдениям, подобное одиночество сегодня поразило не только мирское общество, но это – проблема номер один христианских семей и целых поместных церквей! Если в, так называемых, западных церквах, где уже давно царствует дух персонализма и индивидуализма, считается нормальным состояние «обособленного» одиночества, то для наших «восточно-ориентированных» церквей эта неожиданно подкравшаяся проблема подобна грому среди ясного неба! Сегодня Господь Духом Святым бьет в набат и призывает всех нас удаляться от «гордого» одиночества и искать единства в семье, церкви и обществе. И особенным образом Он приглашает всех нас к Себе в общение! Он стоит за дверью современной церкви и стучит в нее, ожидая от нас должного ответа – открытой двери сердца, семьи и церкви! Он хочет войти к нам и вместе с Собой привести еще других людей, с которыми Он желает нас познакомить! Но что-то многих удерживает от единения со Христом и другими людьми… Что-то в нас оставляет все на старых местах… И сегодня мы должны узнать о своем главном враге. Это… – не диавол… А внутри живущий каждого человека грех! А диавол подключается позже; после того, как мы уже разделены с жалеющим нас Богом, и попали в искусно расставленный грехом капкан одиночества. Поэтому диавол нас добивает, когда мы отказались от помощи Спасителя. Он доводит одинокого человека до состояния сильной депрессии. Давайте посмотрим, и не найдем ли мы следов диавола в молитве Ионы?

Мы уже с вами выяснили, что сильное огорчение Ионы было связано с неправильной его реакцией на действие Святого Духа, совести и Закона. Вместо того, чтобы принести всю тяжесть ноши грехов к жалеющему его Спасителю, он попал в сети обольщения греха-личности, живущем в нем, и еще больше стал одиноким и удаленным от любящего Господа! А отсюда, и признаки явного раздражения и злобы на Бога! Но обнажая тайны сердца горе-пророка, я не собираюсь его чернить! Он – дитя своего времени! Поэтому он не имел полноту тех откровений и того христианского опыта, которые мы получили от предыдущих поколений христиан по наследству. И поэтому нам так легко осудить и прицепить унижающий ярлык «недуховности» любому герою веры, о котором мы читаем в Библии! Но, как вы или я поступили бы на месте пророка, живя и пользуясь достоянием его времени? Наверное, на его месте я вел бы себя намного хуже, чем он! Поэтому, чувствуя свое несовершенство, я смотрю на Иону, и вижу себя… И его поведение, и его «непонятная молитва» - большая школа для меня!

То, что произошло с Ионой, может произойти в любую минуту с каждым из нас! Поэтому в его истории важно найти не только след Святого Духа, обличающей совести и боли со стороны Закона, но убивание грехом-личностью и мыслью о смерти, внушенной диаволом! Давайте внимательно прислушаемся к молитве сильно огорченного и раздраженного пророка. Прочитаем Иона 4:2-3: «И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.»

Если бы вы не знали историю жизни Ионы (как Бог призвал его на миссионерское служение; как он бежал на корабле в Тарсис; как была буря на море; как его выбросили за борт в море; как спас его кит; как он попал на сушу; как пришел в Ниневию; как проповедовал и устрашал ниневитян; как не исполнилось его пророчество о Божьем суде; как покаялись грешники…), то поняли бы вы, о чем молится Иона?! Только вслушайтесь в его молитву: «… не это ли говорил я…»! Вам понятно, о чем говорит пророк Господу? Лично, мне его слова – непонятны! На лицо – недосказанность невысказанного. Это – симптом сильной депрессии. Иона больше не контролирует себя и свою речь… Он оправдывается! А на его месте нужно было - исповедоваться! Просто сказать Господу о своем внутреннем раздражении и сильном огорчении, и попросить об освобождении от этого непосильного для него гнета!... Правда, следующие его слова – более вразумительные. Даже в минуты сильного огорчения он помнит о Боге, что Он – «Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии». Такой памяти и знанию Писания – только позавидуешь! Это – хороший пример для нас: учить на память отрывки из Слова Божьего. Рано или поздно они сослужат нам добрую помощь; особенно в мрачные дни нашей жизни! То, что мы выучили, - останется с нами на всю жизнь! Особенно это касается выученных Библейских стихов!

А теперь пришло время бить тревогу. Подобно тому, как антивирусная программа в нашем компьютере сигнализирует о присутствии нежелательного для нормальной работы компьютера компонента или электронного вируса-программы, так и в последних известных словах пародии на молитву присутствуют явные следы присутствия диавола. Обратите внимание, Иона просит у Бога себе смерти! А кто носитель смерти? Может быть, это - Бог? Но, ведь, мы уже с вами определились, что святой Бог не желает нам смерти. Он хочет, чтобы мы жили вечно! Тогда есть другой, кто является носителем всех признаков смерти… Теперь, я, надеюсь, вы поняли, кого имел ввиду и ком не хочу говорить вслух!

Итак, вместо того, чтобы вместе с небом радоваться покаянию грешников; Иона в одиночестве злится на Бога за то, что Тот его опозорил, т.е. представил его в глазах ненивитян лжепророком, который предвестил Божий суд, но который затем был отменен! Иона мог стерпеть все: даже неудобства во чреве рыбы… Но подобного унижения он не мог пережить без боли и страдания… А, ведь, он и не догадывался, что его ущемленное самолюбие – это только вершина громадного айсберга его грехов, которые он, не ведая и неосознанно, совершил до этого! Он, как все мы, - грешник! И он, подобно нам, - грешит! И его внутренняя боль сердца очень похожа на нашу боль! И его чувство одиночества хорошо известно нам… И, даже, желание смерти, которую выпрашивал для себя Иона, многим из нас знакомо! Поистине, Иона – это мы с вами; он – среди нас!

Так что же нужно делать, когда в голове начинает звучать мысль о смерти, когда уже не хочется жить и то, что раньше миловало взгляд, стало немилым и, даже, раздражительным? Как вырваться с этого ада, куда мы попали по собственной вине, отказавшись от помощи жалеющего нас Бога?... Смею вас заверить, возлюбленные братья и сестры, в подобные часы мы ничего не можем поделать! Мы плачем, стонем и остаемся в одиночестве! И, вот, тут нам напомочь приходит Сам Господь. Он неожиданно, но, нежно, подобно легкому ветерку, вторгается в наше обиталище одиночества и прекращает наш монолог злостраждания. Он начинает с нами разговор. Происходит то же самое, что произошло с Ионой. Он вновь услышал Божий голос, в котором явно прослеживались нотки сопереживания и жалости к нему. «И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно?» О, как аккуратен в обращении с измученной душой наш добрый Врач и Пастырь! Он сознательно и добровольно принимает «правила игры» Ионы и не уточняет, что именно принесло ему боль. Господь просто переспрашивает у страждущего: «так это тебя огорчило?» Но даже при таком обращении Иона еще больше раздражается, и, уходя, с силою захлопывает за собой дверь перед самым Лицом жалеющего его Бога! О, как это знакомо мне по собственному поведению и поступкам других! На этой неделе я пережил неудачу в общении с одним молодым человеком, который никак не мог определиться и выбрать, какой дорогой ему следует идти дальше по жизни. С одной стороны, он недавно покаялся, и готов был стать верным последователем Иисуса Христа, но с другой стороны его манили друзья по прошлой жизни с ужасными вытекающими последствиями… И вот, в такой самый критичный момент этого борющегося с собой юноши, я сказал несколько опрометчивых слов в его сторону, которые вызвали «бурю в его стакане». И он возмущенно оставил меня наедине с самим собой, подобно выброшенной на двор провинившейся перед хозяином собаке! Но если в моем случае, был виновен только я, то, в чем провинился Господь, чтобы, вот так, грубо с ним поступил Иона?! Наверное, вы, возлюбленные братья и сестры, догадались, кто гонит нас еще дальше от нашего Спасителя, когда жалеющий нас Бог предлагает нам Свою помощь и поддержку! Да… это все тот же, кто не желает нам добра и счастья! Он – ловец душ человеческих.

Но, как не препятствовал бы диавол и сопротивлялся бы нераскаянный грешник, будь он язычник, иудей или христианин, Господь Бог не бросит несчасного на произвол судьбы! Как же в случае с Ионой поступил Господь? Он сначала создал комфортные условия, чтобы хоть немного скрасить одиночество отчаянного человека, который злился на Господа, себя и ниневитян. Господь Бог произрастил растение, в тени которого мог отдыхать пророк. Однако затем, по Его указанию, червь подточил растение, и оно засохло. А потом, когда подул сильный ветер, это засохшее растение надломилось, а после, переломившись, повалилось на землю. Я представляю картину, как солнечный удар от Господа поражает лысину пророка, которую он приобрел во чреве рыбы, когда желудочный сок твари уничтожил на Ионе весь волосяной покров! Как ужасно, - получить солнечный удар именно тогда, когда пророк, уже было, немного успокоился, и ждал, подобно вышедшему из Содома Лоту, Божье истребление Ниневии! И вот, в этот самый неблагоприятный час для новой трагедии, Иона, по-настоящему взвыл! Теперь он еще больше желал себе смерти! Теперь он больше не молится. Он просто вопиет от невыносимой физической и духовной боли… А рядом с ним незримо находится Господь, Который жалеет и сопереживает страдальцу, и готов в любую секунду прекратить эти ужасные пытки любимца, но Его любовь не может допустить, чтобы Его чадо оставался в жестоких лапах греха и был по-настоящему мычим и уничтожаем диаволом! Поистине, подобно Ионе, мы попадаем в настоящие переделки, где наш Господь и Спаситель помогает нам избавиться от всего вредного нам. Но мы не понимаем этого, т.к. над нами довлеет чувство одиночества, которое в любой момент может перерасти в полное отчаяние и отверженность! И, вот, в такие часы «не-жизни, не-смерти» вновь слышится где-то глубоко в сердце нежный голос Спасителя Христа. Он, в который уже раз, приглашает нас к общению и предлагает нам Свою безвозмездную помощь благодати. Давайте посмотрим, с какими словами жалеющий Иону Бог обратился к нему. Прочитаем Иона 4:9: «И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение?» Я прочитал только первую часть указанного стиха, потому что его вторая часть посвящена ответу Ионы. О, великая благодать, ты победила и сломила упорство одинокого страдальца! Наконец, пророк ответил на нежный вопрос его Спасителя. Наконец, он почувствовал в словах Господа, что он в мире – не былинка в чистом поле; что рядом с ним есть Тот, Кто его никогда не оставит! Господь спросил Иону: «Ты очень сильно огорчился по поводу гибели растения?» И в ответ прозвучали искренние, чистосердечные слова измученной души: «… очень огорчился, даже до смерти.» В этих словах не было больше раздражительности и злости на Бога. Нет, пророк, отвечая, похож на маленького ребенка, который неожиданно понял, что потерял милую его сердцу игрушку. И для него эта утрата только мимолетное чувственное переживание, которое быстро пройдет… Подобным образом жалеющий Бог помог Ионе перевести свой внутренний взгляд и связанные с ним переживания, с себя на погибшее растение. И это был выход из глубокой депрессии на поле отрицательных чувств, которые очень легко заменить на положительные. Этим изменением в настроении и воспользовался наш мудрый Увещатель и Утешитель. Читаем Иона 4:9-10: «Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» Сначала звучит легкий упрек Господа в сторону Ионы, который плавно переходит в риторический вопрос, который обращен, как к самому Ионе, читателю, так и нам с вами. И нам становится понятным, что пророк Иона понял намек Господа. Что он уверовал в Бога, Который на фоне жалости пророка к себе и к погибшему растению, готов пожалеть любого человека и, даже, животное! Ведь, Он – Жалеющий! И, создается здоровое впечатление, что вдруг, как во мгновение ока, рассеялся вокруг Ионы-страдальца густой, довлеющий над ним, туман обольщения со стороны греха и диавола; и засияло с новой силой жизни солнце милосердия и благодати. Ведь, Иона вновь стал Божьим пророком! И теперь, наполнившись радостью Божьего откровения, он был готов и плакать, и каяться, … а потом бежать в город, чтобы в Ниневии обнять первого попавшего на его пути горожанина, и провозгласить ему Евангелие Божьего освобождения и прощения… А потом вместе с этим новым знакомым понести весть по всему городу, крича во всеуслышание, что возвещается всем покаявшимся всеобщее Божье помилование! О, какой чудесный день пришел в город! Наконец, в Ниневию посетил от Господа миссионер-евангелист, через которого Всемогущий поломал извечную вражду между евреями и ассирийцами! Это – исторический светоч, который направил свои лучи на крест Голгофы, где, жалеющий все грешное человечество, Иисус Христос провозгласил всеобщее спасение грешников и их прощение, а так же создал Нового Человека из иудеев и язычников! Таким образом, было положено долгожданное начало Нового Сообщества, известного сегодня, как Церковь Иисуса Христа!

Почему так хорошо весьма завершается Книга пророка Ионы? Почему Бог отдал Своего Единственного Сына на муки и страдания, чтобы совершить то, что было начертано Великой Троицей еще прежде создания мира? Почему на кресте в момент ужасной агонии страданий наш любящий Господь был готов ходатайствовать за всех Своих врагов пред Отцом Небесным и говорить: «Прости им!»? Почему и ваша, и моя жизнь не завершается в замке отчаяния и одиночества? Почему всегда есть выход на свободу у каждого измученного грехом, грехами и диволом, страждущего телом и душой? Почему?... И на все эти и другие вопросы есть только один простой и ясный ответ: потому, что наш Бог – жалеющий нас и всех людей! Ведь, Он - Жалеющий! Аминь.

Игорь Гриненко

Если согрешишь в чем перед Богом, а мы грешим премного каждый день, тотчас же говори в сердце своем с верой в Господа, внимающего воплю твоего сердца, со смиренным сознанием и чувством своих грехов псалом Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей () и прочитай сердечно весь псалом; если не подействовал он один раз, сделай другой прием, только прочитай еще сердечнее, еще чувствительнее, и тогда тебе немедленно воссияет от Господа спасение и мир в душе твоей. Так всегда сокрушайся: это верное, испытанное средство против грехов. Если же не получишь облегчения, вини самого себя: значит, ты молился без сокрушения, без смирения сердца, без твердого желания получить от Бога прощения грехов, значит, слабо уязвил тебя грех (1).

* * *

Иногда человек молится по виду усердно, но его не приносит ему плодов покоя и радости сердца о Духе Святом. Отчего? Оттого, что, молясь по готовым молитвам, он не каялся искренно в тех грехах, которые он учинил в тот день, которыми осквернил свое сердце, этот храм Христов, и которыми прогневал Господа. Но вспомни он о них да раскайся, со всей искренностью осудив себя безпристрастно, и тотчас водворится в сердце мир, «который превыше всякого ума» (). В молитвах церковных есть перечисление грехов, но не всех, и часто о тех-то самых и не бывает упомянуто, которыми мы связали себя: надо непременно самому перечислить их на молитве с ясным сознанием их важности, с чувством смирения и с сердечным сокрушением. Оттого-то в молитвах вечерних и говорится при перечислении грехов: или то-то, или это сделал худого, то есть предоставляется на нашу волю упоминать те или иные грехи (1).

* * *

Грех есть настоящий яд, отравляющий чистые радости нашей души. Ты опытно знаешь это, убегай же греха (2).

* * *

Мы грешим постоянно и часто тяжко. От множества грехов своих мы даже не считаем их, не постигаем их тяжести. За нами есть множество всяких грехов: и явных, и тайных, и чужих, и своих. Тайные грехи и чужие грехи – тоже опасные грехи: тайные – потому, что мы не примечаем их и не исправляемся в них; чужие – потому, что они погубляют не только нас, но и ближних наших. Пощади же и меня, Господи, от чужих грехов, не взыщи их на мне, да и от тайных моих согрешений очисти меня. И они отнимают у меня Тебя, всеблагого и праведного Отца моего, удаляют от Тебя, подвигают на меня праведный гнев, так что Ты не внемлешь с благоволением моим словам, моей молитве, да и я не имею в сердце дерзновения пред Тобою (2).

* * *

Когда согрешишь, человек, не оставляй без внимания греха своего, но тотчас же старайся вырвать его из души своей с корнем, исповедай беззаконие свое Господу – и Он оставит нечестие сердца твоего. Поплачь в молитве, погорюй – и в слезах выйдет из души твоей (2).

* * *

Мы часто думаем о себе, что мы благочестивы и составляем живые члены Церкви, а на самом деле мы – мертвы. Грех, как бы неведомо для нас самих, живет в нас и разрушает постепенно жизнь нашей души и тела. Весьма часто, начав хорошо духовную, богоугодную жизнь, мы потом расслабеваем и таким образом не доканчиваем своего дела. «Будь верен, сказано, до смерти, и дам тебе венец жизни» (). Чтобы не расслабевать в делах добродетели, надобно непременно испытывать свою веру, «что ты принял и слышал» (), соблюдать принятое и каяться в том, что оставил, – словом, надобно бдеть над собою: над своим умом, волей и сердцем. В противном случае домохозяин придет к нам как тать и строго взыщет с нас за то, что мы не делали заповеданных им дел (2).

* * *

В нынешнее лукавое время многие и каяться стыдятся, да еще и оправдывают себя во грехах и греха за не считают, но тем строже будет их судить Праведный Судия (3).

* * *

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (). «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» () – совершенная, непреложная истина в устах совершенного Учителя – Христа. Человек сам настолько глубоко поврежден, растлен грехом, что должен непременно возродиться или родиться снова, чтобы получить вновь бытие, как бы из мертвых воскресший. Без ядения Плоти Жизнодавца и пития Крови Его человек не может иметь истинной жизни, которую утратил через в Адаме. Ужасное растление! Чрезвычайные меры к восстановлению и к обновлению – вочеловечение Сына Божия, Его жизнь во плоти, Его личное учение, чудеса, страдания, крест, смерть, схождение во ад, победа над адом, воскресение, вознесение. Размышляй об этом и как огня бойся греха! Ненавидь его, он – безумие, бессмыслие, нелепость, разлучение от Источника Жизни, восприятие смерти и сочетание с начальником смерти – диаволом (3).

* * *

Грех есть всескверный, смертоносный, самый мучительный и вместе прелестный яд сатаны, убивающий душу и тело навеки, погружающий во тьму кромешную, разлучающий душу навеки от Бога. Этот яд очистит только Кровь Христова (4).

* * *

О грех, грех, сколь ты пагубен! Ты сделал мир, сотворенный Богом из небытия, чуждым Богу. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал им власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» () (4).

* * *

Ужасно, невообразимо растлена природа человеческая всякими грехами, такими, о которых и говорить стыдно и больно и страшно. Мы, священники-духовники, знаем это больше, чем кто-либо другой, особенно те из нас, которые своей близостью и духовной ласковостью и сочувствием, своей горячей верой и искренностью отношений к духовным болячкам своих духовных чад заслужили их доверие. О, как болят грехами эти простые, искренние души грешников и грешниц и как нуждаются в нашем сочувствии, в совете, врачевании и Божием милосердии! Нет такой греховной нелепости и мерзости греха, в какую бы не впал человек. Иной или иная грешница смесилась со всякими ближними, самыми родственными людьми, со всякими домашними скотами и животными, с птицами, с кошками, собаками, свиньями, лошадьми, коровами, тельцами. Боже мой! Что же это такое? До чего упал человек! Это простые люди. А ученые и образованные, богатые, родовитые падают и падали еще хуже при своем образовании – мужи на мужах студ содевающе . Древние языческие императоры имели страсть к красивым мальчикам и на них удовлетворяли свою страсть плотскую. То же делали и иные высокопоставленные лица чиновные.

Святой Андрей Христа ради юродивый обличал явно в этом одного придворного чиновника. Недаром один отшельник игумен, высокий подвижник, собрав однажды свою братию и побеседовав с ними о нищете и бедности духовной и проникновенности скверности греха в природу человеческую, под конец сказал: «Братие, давайте все молиться и плакать», – и все пролили слезы сокрушения сердечного (4).

* * *

Какая бессмыслица грех! Какое противозаконие, какая насмешка врага над человеком! Избави нас, Господи, от такого безумия (4).

* * *

Задача нашей жизни – соединиться с Богом, а совершенно препятствует этому; поэтому бегайте греха, как страшного врага, как убийцы души, потому что без Бога – смерть, не жизнь. Поймем же свое назначение, будем помнить непрестанно, что общий Владыка зовет нас к соединению с Собой (6).

* * *

Грех вместо всяких доказательств, которых не имеет на своей стороне, действует насилием, уязвлением, ужалением внутренностей, разлитием жгучего яда греха. Блажен кто презрел все земное и уязвился любовью Божией, любовью небесной. Но как мало таких людей из падших сынов Адама. Жало сластей, корысти, чести в ком не действует, кого не жалит? И наоборот, в ком есть жало истинной любви к Богу и ближнему? Жало страстей и сластей изгнало жало Божией любви, места не дает ему. В иных ежедневно эти два начала борются и попеременно вытесняют друг друга, а в других и борьбы нет; жало земное в иных вполне господствует, подавляя жало небесное, например, в корыстолюбцах, сластолюбцах, честолюбцах, пьяницах, обманщиках, убийцах, блудниках и прелюбодеях и т.п. О, когда сердца наши возгорятся всецелой любовью к Отцу и Сыну и Святому Духу, Животворящему, Триипостасному Божеству, заповедавшему сохранить заповеди Его? (6).

* * *

* * *

Грех – застарелая болезнь, язва, нечистота, растление, удаление от Бога; он глубоко пустил свои корни бесчисленные во все существо человеческое; и никто не может уврачевать эту ужасную болезнь, это растление, кроме Самого Господа, Который сошел с небес, облекся в наше тело, жил на земле, пострадал за нас и умер, дав нам Пречистое Тело и Кровь Свою в пищу и питие как Премудрый Врач (10).

* * *

Все связано последствиями: один грех, одна погрешность едва ли не всегда есть зародыш, семя другого греха, другой погрешности. Плевелы плодовиты до невероятности: они заглушают даже пшеницу, хотя они и не были сеяны (10).

* * *

Когда вам предстоит искушение на грех, тогда представляйте живо, что грех сильно прогневляет Господа, Который ненавидит беззаконие. Ты возненавидел всех, совершающих беззаконие (). А чтобы вам лучше понять это, представьте правдивого, строгого, любящего свое семейство отца, который всеми мерами старается сделать детей своих благонравными и честными, чтобы за их благонравие наградить их великими своими богатствами, которые он приготовил для них с великим трудом, и который между тем видит, к прискорбию своему, что дети за такую любовь отца не любят его, не обращают внимания на приготовленное любовью отца наследие, живут беспутно, стремительно несутся к погибели. А каждый грех, заметьте, есть для души (см. и др.), потому что он убивает душу, потому что он делает нас рабами диавола-человекоубийцы, и чем больше мы работаем греху, тем труднее наше обращение, тем вернее наша погибель. Убойтесь же всем сердцем всякого греха (12).

* * *

Мы крайне пристрастны к жизни плотской, мы сжились с грехами, приникли к ним и боимся объявить им решительную войну, разорвать с ними всякий союз, мы принимаем против них только полумеры, как бы бережем себя с ними, потому что они сделались нашими как бы природными удами , и потому всегда остаемся с ними, и они в нас укореняются все больше и больше, борьба с ними делается труднее и упорнее, мы часто теряем себя для Бога и делаемся каждодневной добычей и стяжанием врага. Слова Господа: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» (; ; ), – исполняются над нами всякий день. Мы ежедневно продаемся врагу нашему всеми родами грехов, в нас живущих и действующих; ежедневно умираем духовно, и о! если бы ежедневно же восставали, оживали для Бога через слезное покаяние. Ведь грехи наши отлучают нас временно от Господа (см. ). Они могут разлучить нас и на веки бесконечные, если не обратимся и не раскаемся от всего сердца. Но посмотрите на примеры многих грешников, сделавшихся святыми: Петра, мытаря, Марии Египетской, Евдокии и других; посмотрите вообще на примеры святых, как они решительно и бесповоротно вступали в борьбу с грехом, со страстями, с диаволом; как искренне возлюбили Бога и правду Его и, отрекшись от плотской жизни для Христа и Евангелия, сберегли души свои на веки бесконечные. Отчего же нет у нас решительной борьбы с грехом? Мы очень любим жизнь временную, боимся огорчать плоть, боимся искушений сильных, крайне любим мир и его блага, забывая неизбежность смерти и перехода в новую жизнь; рассчитываем жить долгие годы в постоянном благополучии; в погоне за удовольствиями чувственными забываем божественное благородие своей души, предназначение ее к бессмертию и вечному блаженству; забываем, что она бесконечно дороже целого мира со всеми его сокровищами, которые, как тень, пройдут. Обличая такое безумное поведение наше, Господь говорит: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» () (14).

Да, прав ты, бывший слепец, тысячу раз прав, что «грешников Бог не слушает» (Ин. 9: 31)! Не слушает и не слушается Он тех нераскаянных упрямцев, которые, не желая покорно склониться пред Ним, пытаются склонить Его Самого к исполнению своих просьб. Мудрый родитель не поддастся на манипуляции испорченного ребенка, каким бы сладким голоском тот ни пел. Податель премудрости, Отец наш, тем более.

Не грешников и потому, что обращаются они, похоже, не совсем к Нему. Или совсем не к Нему. «Их бог - чрево» (Фил. 3: 19), или мамона, или еще что-то. Это что-то располагается на центральном месте их жизни. Они сделали идола своим богом, в результате чего Бог истинный оказался для них чем-то вроде идола, годным разве на то, чтобы предоставить в случае надобности набор религиозных услуг: помощь в выздоровлении, успех в делах, помощь в чадородии и т.д. Зачем Богу внимать тем прошениям, которые обращены, по сути, не к Нему, а к мифическому существу несоизмеримо низшего порядка?

Не слушает Бог грешников, настаивающих на том, чтобы Он услышал, но при этом наглухо затыкающих свои уши. Так зачем же слушать, если не получится ответить, если человек этого ответа не ждет, если диалог просто не рассматривается? Более того, не нужен ему никакой ответ! Бог, молчаливо исполняющий просьбы, гораздо удобней и практичней.

Не слушает Бог грешников еще и потому, что молитвы их зачастую суетны и просьбы корыстны: не на добро, а чтобы употребить для своих собственных вожделений (см.: Иак. 4: 3). Они просят , не собираясь использовать его во славу Божию. Просят денег, не помышляя о милостыни. Просят детей, не думая воспитывать их в вере и благочестии.

Не слушает Бог грешников, ибо они не ведают, чего хотят. Их желания недальновидны и могут впоследствии, если воплотятся в реальность, причинить вред. Но пока они об этом не знают и продолжают просить, просить, просить. Конечно, нормальный отец не подаст детям змею, когда они хотят рыбы (см.: Лк. 11: 11-13). Но что если они настойчиво просят змею?

Не слушает Бог грешников. Но это не значит, что не слышит

Не слушает Бог грешников. Но это не значит, что не слышит. Слышит, но будет ли слушать врач горячечный бред больного? Нет, не до этого! Да и незачем - лечить такого надо! Срочно! Пройдет горячка, тогда и речь поправится, и разумность в ней появится. Затем можно будет и послушать, ведь «очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их» (Пс. 33: 15). А пока не слушает Бог грешника, но и не отвернулся от него, не отвергнулся.

Паки и паки прав ты, ибо не слушает Бог даже грешников кающихся! Не вслушивается Он в их робкое: «Отче, я согрешил против неба…...», - не допрашивает, а обнимает, целует, переодевает в чистую одежду, вводит в дом и устраивает пир (Лк. 15: 17-24).