Приход пресвятого сердца иисуса римско католической церкви. Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара) - уникальный памятник архитектуры

Лично для меня именно этот храм, вместе с домом Курлиной является символом Самары.

Ещё с детства, когда, если кто помнит, там был краеведческий музей, именно он для меня ассоциировался с чем-то необъяснимо возвышенным, торжественным и родным. На минуту представить, что нет в Самаре этого храма, и для меня это будет уже другой город, который утратил последнюю связующую нить между прошлым и настоящим.

Давно задавался вопросом, откуда у нас католический Костел, лютеранская Кирха...Откуда в городе мечеть, я ещё могу понять: все-таки близость Казани, волжской Булгарии, но католики-то здесь, на Волге, откуда? Оказалось, что с католики появились на Самарских землях раньше, чем я мог себе представить. Ещё в XVII веке, когда Русь заключила перемирие с Польшей, несколько отрядов польских войнов приняло решение поступить на службу русскому царю. Земли решено было дать им на границе между Россией и "Диким полем" (вообще в основном это сейчас украинские земли, но в дикое поле включают также территории Ростовской, Воолгоградской и др. областей), чтобы и границы защищали, и вроде как землей их наделить. Кстати, есть мнение, что основой Поволжского дворянства стали именно это шляхтичи. Дальше - больше. После разгрома восстаний в Польше, Литве и Раздела Речи Посполитой ссыльных селили как раз в этим, не слишком роскошных землях. Надо сказать, что за такую политику надо поклониться нам с вами в ноги Екатерине II, потому что умная была женщина. Среди переселенцев бОльшую часть составляла интеллигенция и интеллектуальная элита: врачи, преподаватели, инженеры. * вот бы сейчас такая политика проводилась*

Словом, католическая диаспора у нас стала не то, чтобы очень сильна, но влиятельна. А дикий русский народ, глядя на более степенных и привыкших к порядку поляков, немцев, литовцев также перенял у них европейский образ жизни и мыслей. Поэтому, совершенно естественно, что католическая община решила возвести с разрешения властей храм на самарской земле. Разрешение это было получено, и к строительству приступили в 1862 году. Самое замечательное, что этот храм стоит и по сей день. Только он не католический. Это Кирха (на пересечении КуйбышевскойНекрасовской). Именно она задумывалась изначально как католический храм, однако в какой-то момент власти, усомнившись в миролюбивости поляков, которые в 1863 году устроили восстание, постановили, что в Самаре нет 100 семей, необходимых для открытия прихода, и отдали храм лютеранам.

Надо отдать должное прихожанам. Они не стали устраивать каких-то акции, взывать к правосудию, а смиренно приняли решение и продолжили думать, как жить дальше. И решение было найдено: в мае 1887 года католической общине позволили купить землю на пустыре и приступить к возведению молитвенного дома. На минуточку, то, что в 1887 году было заброшенным дики пустырем сейчас, пересечение Фрунзе и Красноармейской! Молитвенный дом, кстати, стоит и сейчас. И каждый проходил мимо него раз 600, но думаю, никто на него внимания не обратил. А стоит он прямо за каменным, привычным всем нам костелом. Вот он.

Более удачно мне заснять его не удалось. Технические возможности не позволяют. Сейчас трудно представить, что когда-то этот дом был едва ли не единственным и центральным местом сбора католической общины и богослужений, но это действительно так. Раньше на окнах второго этажа были стрельчатые наличники, да и вообще, по свидетельствам современников, домик смотрелся очень скромно, но симпатично. Сейчас же сами видите... Позже, после того, как построили костел, в этом доме стал проживать священник церкви.

Но все мытарства самарских католиков были искуплены, когда в 1902 году они добились разрешения на строительство каменного Храма, силуэт которого помнит каждый, кто хотя бы проплывал по Волге мимо Самары. От момента получения разрешения до первой службы в храме прошло, между прочим, всего 4 года. В 1906 строительство было закончено. В Самаре не было мастеров готической кладки - их пригласили из Нижнего Новгорода. Всего на постройку храма община собрала и потратила 80 тыс. рублей- это были колоссальные деньги по тем временам, более того в Австрии за 5 тыс. руб. был заказан орган, который должен был стать главной жемчужиной храма, потому что в те времена органом в своих стенах могли похвастаться лишь считанные храмы. Костел быстро стал символом города, даже православные жители не могли не признать красоту и величие нового собора. Из соседних городов приезжали люди чтобы посмотреть на это творение, и кстати, даже в петербургских газетах о нашем костеле говорили в исключительно положительных тонах.

А самарские газеты писали вот что:

В построенном на Саратовской улице костёле в настоящее время устилается плитками пол и доканчивается внутреннее устройство. Великолепный орган, выписанный из Австрии и обошедшийся в около 5000 рублей, уже установлен. В начале февраля костел будет совершенно окончен и 12 февраля предполагается его освящение

Я нашел лишь одну фотографию того времени.

сравните

Храм освятили 12 февраля 1906 года, так что на след. неделе можно заглянуть, кинуть денежку в лоток для пожертвований.

А дальше, после революции, настал настоящий ад для этого богоугодного места. В 1930 году храм закрыли, чтобы трудящийся народ не смущал. У нас же в Самаре действовал "Союз безбожников" , так что представляете, что может сделать быдло, нежданно негаданно получившее в свои руки власть и карт-бланш на бесчинства. Эти ублюдки не нашли ничего умнее, как разграбить храм, уничтожить фрески и разрушить тот уникальный орган. Как говорили современники, детали органа ещё долго валялись на улице а детвора с удовольствием играла с органными трубками. Так мы лишились жемчужины. Храм превратили в увеселительное заведение, потом в антирелигиозный музей (ну не идиоты ли размещать антирелигиозный музей в здании, форма которого - крест?!), а потом уже краеведческий музей, который многие из нас ещё застали. И снова и храм, и община все стойко перенесли. Храм выжил, выстоял, все перенес и сейчас спокойно и с достоинством взирает на происходящее. Ему уже ничего не страшно. Он - легенда.

Возрождение храма и общины в целом началось в 1991. Когда первый польский священник, приехавший в Самару отслужил в тогда ещё помещении музея краеведения мессу. Служба проходила прямо среди экспонатов, и на ней присутсвовало считанное число прихожан. В конце 1991 храм решено было вернуть церкви. В 1999 году, после многочисленных судебных тяжб храм освятили повторно и его злоключения, можно надеяться, закончились.

Сейчас храм полноценно работает. Мессы, традиционные концерты, которые проводятся совместно с Самарской Филармонией, очень теплая и трогательная встреча Рождества в декабре, и удивительное, просто магическое чувство спокойствия внутри храма. Туда можно прийти, сесть на лавочку и просто посидеть, подумать о своем, посмотреть, как скорое весеннее солнце отражается в неброских витражах. Даже если вы будете один, никто вам не скажет ни слова, удивительно дружелюбные люди там. Над алтарем фреска- копия картины Дали "Христос на Кресте". Не могу назвать сюрреализм моим любимым жанром, но очень гармонично смотрится.

Вот такой он, МОЙ Костел: величественный, старый, но очень теплый и всегда разный.


Автор:

По улице Фрунзе в Самаре есть довольно непривычное для русского города религиозное сооружение, подобное которым скорее ожидаешь увидеть где-нибудь в Европе. Это польский костел, возведенный в готическом стиле. Официальное название этого храма — Храм Пресвятого Сердца Иисуса, а польским его именуют из-за того, что он был построен силами польской общины.

В конце 19-го века представители католической конфессии Самары, преимущественно это были поляки, собрали деньги на покупку участка земли, на которой возвели сначала деревянный храм. В 1902-м году по проекту архитектора польского происхождения Фомы Осиповича Богдановича началось сооружение нового каменного храма силами каменщиков из Нижнего Новгорода под началом самарского архитектора Александра Щербачева. Длилось оно почти четыре года и завершилось только к началу 1906-го. На строительство было потрачено около восьмидесяти тысяч рублей.

Церковь освятили в феврале 1906-го года, и функционировала она до конца двадцатых годов двадцатого столетия. В тридцатые костел закрыли, а большая часть убранства оказалась уничтожена или разграблена, а в 1941-м в помещениях разместили краеведческий музей. Католической общине здание вернули только в начале 90-х годов. Костел отреставрировали и заново освятили в 1996-м году в честь католического праздника Святейшего Сердца Иисуса. Кресты на шпили подняты 31 мая 2000-го года.

С точки зрения архитектурного стиля костел относят к неоготике, а по типу строения — к псевдобазилике (в конструкции объединены принципы создания базикальных и зальных церквей). Трехнефный костел с трансептом выстроен в форме креста, а его переднюю часть украшают декоративные башенки — пинакли. Высота же основных башен достигает почти 50-ти метров. Некогда храм украшало очень пышное убранство, также внутри находился орга н, которого костел лишился в 1913-м году. Сейчас в алтаре храма хранится фреска, представляющая собой копию необычной работы кисти знаменитого художника С. Дали — «Христос Святого Иоанна Креста».

Приход Пресвятого Сердца Иисуса включен в Средне-Поволжский деканат Епархии Святого Климента, кафедра которого расположен в Саратове. В приходе организуются экуменические (направленные на объединение христианских конфессий) встречи, по типу молодежных встреч общины «Тезе», проводится катехизация, создается католическая газета и есть собственная библиотека, кроме того — работает библейский кружок. Часто в костеле проводят концерты духовной и классической музыки. Храм доступен для частных посещений и групповых экскурсий.

Добраться до католической церкви можно на трамваях, маршрутках, автобусах, следующих до остановок «Улица Фрунзе» и «Улица Красноармейская». От главных достопримечательностей центра Самары можно добраться пешком.

Католические епархии в Российской империи появились в середине XVIII века. Екатерина II позволила переселенцам, исповедующим католицизм, строить храмы и совершать богослужения. Большая часть католиков поселилась в Самарской губернии.

В то время строить костёлы разрешалось только в колониях или деревнях, поэтому жителям Самары (католикам) молиться было негде. Тогда купец Егор Аннаев выступил с инициативой строительства костёла в пределах города. Разрешение удалось получить не сразу, но благодаря настойчивости Е. Аннаева храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара) всё-таки был построен. Решение в пользу верующих принял губернатор А. А. Арцимович, поляк по национальности и католик по вероисповеданию.

Возведение костёла и его жизнь до революции

Место для постройки выбрали в сорок девятом квартале, на пересечении будущих улиц Куйбышева и Некрасовской. Земельные участки под строительство продали мещане Новокрещеновы, Канонова, Разладская и Зеленова.

Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара) проектировал архитектор из Москвы Фома Богданович. Также есть версии, что проектом костёла занимался Николай Еремеев или коллектив архитекторов из Петербурга. Строительные работы выполняли нижегородские каменщики во главе с Александром Щербачёвым. Внутри костёла установили великолепный австрийский орган.

Вновь построенную освятили в 1906 году. Первое богослужение совершил курат самарского прихода И. Лапшис. Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара) оставался действующим до 20-х годов XX века.

Помимо богослужений, церковь активно занималась благотворительностью. Нуждающиеся получали деньги, одежду, пищу, крышу над головой. Члены благотворительного общества проводили вечера с музыкой, танцами и лотереей. При костёле открыли публичную библиотеку и читальню.

Во время Первой мировой войны священнослужители, прихожане помогали беженцам и военнопленным. Пострадавшие от военных действий были в тяжёлом положении, нуждались в медицинской помощи. Для детей переселенцев из западных губерний открывались приюты.

в период СССР

С Храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре разделил судьбу многих церквей Советского Союза. Церковь лишили права распоряжаться метрическими книгами. Акты гражданского состояния составлялись во вновь учреждённых органах (загсах). У храмов забирали здания, имущество, а приходы, названные коллективами верующих, обязывали договариваться с государством на предмет использования церкви для богослужений.

Передача имущества костёла государству произошла в 1918 году. Тогда же заключили договор о передаче помещения приходу. В 1922 году сделанную из золота и драгоценных металлов, конфисковали в пользу голодающих Поволжья.

В 30-е годы минувшего столетия в здании костёла размещался детский театр, в 40-е - краеведческий музей, позже строение отдавали театральному техникуму и строительному клубу. Верующим предлагали молиться в Смоленской часовне, но священник И. Лункевич не согласился, мотивируя это тем, что католики восхваляют Бога только в крестообразном храме.

После закрытия церкви постепенно развалилась и католическая община. Здание костёла лишилось крестов на башнях, некоторых элементов убранства и органа. В 1934 году строительная организация, в ведении которой находился костёл, предложила перестроить церковь, разделив здание на два этажа, но архитектурно-экспертный совет не одобрил эту затею, причислив сооружение к ценностям культуры.

Возрождение

Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара) обрёл новую жизнь в 1991 году. Костёл снова передали приходу. В разное время богослужения проводили священники Й. Гунчага, Т. Пикуш, Т. Бенуш, Т. Донахи. О. Томас позаботился о жилье для священнослужителей и ремонте костёла. В 2001 году на шпили вернулись кресты.

Нынешний облик храма

Костёл построен в стиле неоготика. Форма здания крестообразная с поперечным трансептом. В небо устремляются две башни, высота которых - 47 метров. Вход в церковь украшает витраж с изображением Девы Марии. В алтаре размещается фреска «Христос на Кресте» (Сальвадор Дали, копия).

Среди посетителей костёла не только жители города, но и туристы, желающие полюбоваться памятником архитектуры, которым является Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара). Фото произведения искусства прекрасны в любом ракурсе.

Здание костёла по-своему уникально. Готика утратила популярность в конце XVI столетия. Для строительства культовых зданий католичества стали использовать другие стили. Похожий по архитектуре храм, костёл построен в Вильнюсе. Церковь старше самарской на IV столетия, но в обличьях храмов наблюдается некоторое сходство. Возможно, Фома Осипович Богданович при создании московских и поволжских церквей ориентировался именно на вильнюсский костёл.

Приход

Для прихожан костёла регулярно проводится катехизация. Желающие войти в ряды церкви изучают основы христианства и вероучение. Служители храма организуют экуменические встречи. Во время собраний рассматриваются вопросы достижения христианского единства или, по крайней мере, понимания между христианскими конфессиями.

В костёле работает библейский кружок, библиотека, редакция приходской газеты. В помещении храма проводятся концерты классической и духовной музыки. Церковь открыта как для индивидуальных посещений, так и для экскурсий.

Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара): адрес

Польский расположен по адресу: улица Фрунзе, 157. До места добираются на автобусах, трамваях и маршрутных такси. Ближайшие остановки - «Струковский парк», «Улица Фрунзе», «Красноармейская», «Филармония».

Прихожане и посетители отмечают, что Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Католический храм в Самаре) - тихое и спокойное место, где можно отдохнуть, отрешиться от повседневной суеты, поразмышлять о жизни.

Самарский костёл признан памятником культуры. Здание охраняется государством и входит в перечень культурного наследия ЮНЕСКО.

Приход Пресвятого Сердца Иисуса является символом Самары. Редкий фильм про Самару обходится без съемок этого величественного и изящного архитектурного сооружения, а все самарские организации используют его изображение на своих эмблемах. С самим зданием собора и необычным способом сооружения его фундамента связано много легенд о тайных подземных ходах и спрятанных в них сокровищах. Как бы то ни было, здание Прихода Пресвятого Сердца Иисуса до сих пор остается одним из самых красивых во всем Поволжье.

История
Не во многих городах Поволжья можно встретить католический костел. Самара как крепость, а позднее как уездный и губернский город, существует более 400 лет. Зарождение католичества на просторах Самарского Заволжья связывают с появлением поляков, а позднее и немцев. Первые католики появились в этих местах в 60-е годы ХVII века.

После Андрусовского перемирия в 1667 году Полоцк возвратили Польше, однако шляхтичи четырех знамен во главе с полковником Гаврилой Гаславским остались служить русскому царю. В 1668 году московское правительство поселило безземельную, но боевитую польскую шляхту на границе между Россией и «Диким полем», где опытные воины выполняли функции пограничной стражи и получали за службу обширные земельные наделы, которые на старых картах назывались «панскими землями». Считается, что именно они стали основой большинства дворянских родов Поволжья. Россия проводила заселение огромных степных пространств и с радостью принимала всех желающих селиться на ее просторах в расчете на то, что переселенцы помогут поднять целинные земли и принесут с собой передовые агротехнические приемы.
Век спустя, в 1762 году, Екатерина II издала манифест, по которому переселенцы получали большие льготы: свободу вероисповедания, освобождение от налогов, беспроцентные ссуды и многое другое.

Вторым этапом «католической волны» в самарских краях был раздел Речи Посполитой, а третий был связан с разгромом восстания 1863 года в Польше и Литве. Ссыльных расселяли в Новоузенском уезде, однако большинство из них осело в городах. Это были люди хорошо образованные и воспитанные. Среди них были инженеры, врачи, землемеры, которые составили, несмотря на свое сомнительное политическое положение, цвет самарской интеллигенции.

С ХVIII века на самарских землях поселились и немецкие колонисты. О массовом расселении немцев можно говорить, начиная с 1858 года, когда здесь возникли сразу две немецкие волости - Александертальская и Константиновская. Первая была заселена в основном меннонитами и евангельскими христианами, а вторая - католиками. Основной ее контингент составили немцы-ткачи из города Лодзи, а также германизированные поляки. Однако из-за промышленного застоя в перенаселенной Мазовии не было никаких перспектив, что и вытолкнуло переселенцев в глубинные районы Российской Империи.

В 1863 году переселенцы основали Константиновку, в последствие ставшую волостным центром. В течение трех-четырех лет здесь возникли такие колонии, как Кайзергснаде, Петергоф, Николаев, Романов, Мариенау, Мариенталь (последние две посвящены Деве Марии) и прочие, причем почти во всех поселениях были католические приходы и часовни. Также большие приходы имелись в селах Абдулино, Краснополье и Кочетово.
В 1850 году Самара стала губернским центром, причем к самарскому приходу принадлежало пять уездов: Самарский, Ставропольский, Бузулукский, Бугусланский и Бугульминский. Мессы здесь служил военный капеллан Казанского военного округа, курат тамошней римско-католической церкви.
Образ жизни поляков, немцев и литовцев оказал влияние на людей, живущих в непосредственной близости, и в это время появились русские католики. Сегодня уже многое известно о храмах губернского центра. Мы и слово «храмы» здесь использовано неслучайно, ибо самарские католики последовательно строили три церковных здания.

Первую католическую церковь выстроил богатый самарский предприниматель-католик Егор Никитьевич Аннаев, который родился в 1826 году в Астрахани и после смерти родителей жил у старших сестер. Одна из них, Екатерина, вышла замуж за русского купца, виноторговца Ивана Макке, который был итальянцем по происхождению и католиком по вероисповеданию. Именно он и приобщил Аннаева к католической вере. В 1858 году Егор Никитович решил построить церковь: «Исповедуя римско-католическую веру и желая исполнить как собственный обет, так и желание единоверцев моих, я поставил себе обязанность построить в Самаре католическую церковь на крепостной земле моей матери и на свой счет, не требуя каких-либо посторонних пособий». 16 июня 1859 года он обратился к властям с прошением, к которому прилагались чертежи предполагаемой постройки, составленные архитектором Н. Н. Еремеевым. Они до сих пор хранятся в Санкт-Петербургском архиве.

Там же находятся и копии планов и фасадов осуществленной постройки. Исследователи зодчества Самары, архитекторы А. Н. Жуков и Н. В. Мельникова, утверждают, что из сравнения данных графических материалов выходит, что авторами здания кирхи (церкви) были петербургские архитекторы Департамента проектов и смет правления путей сообщения и публичных зданий, а не самарский архитектор Еремеев, как считалось ранее.

Однако в самодержавной России добиться осуществления своих законных прав иноверцам было не так-то просто. Аннаев добивался разрешения на строительство почти три года, и все это время во всех инстанциях проект здания и его местоположение рассматривались неоднократно. И даже, несмотря на ходатайство начальника Самарской губернии (губернатора) католика А. Арцимовича, дело вязло в бюрократических тенетах. И только после непосредственного обращения к государю императору в марте 1862 года поступило высочайшее соизволение утвердить прошение Аннаева. Окончательное разрешение было получено 2 мая 1862 года. В этом же году состоялась закладка храма на углу улиц Предтеченской и Дворянской (ныне Некрасовская и Куйбышевская), и уже 26 сентября 1865 года храм был освящен.

Однако католикам он так и не достался - церковь передали лютеранам. Формальным поводом к этому послужило то, что в Самаре будто бы не было ста католических семей, положенных для открытия храма по закону Российской империи. На самом же деле истинной причиной было настороженное отношение властей к полякам после восстания 1863 года, а именно они составляли большинство в приходе. В глазах властей все поляки были бунтовщиками.

Самарские католики в 1881 году начали хлопотать над тем, чтобы им разрешили «построить особую каплицу на добровольные пожертвования». Министерство внутренних дел, а затем и городская управа «дали добро» только через шесть лет. Много раз Городская Дума возвращалась к вопросу о выделении земли католикам для постройки молитвенного дома. Но всякий раз предложенный Управой участок казался думцам слишком хорошим для иноверцев. Наконец, им разрешили купить заброшенный кусок земли в 73-м квартале, который находился на углу улиц Алексеевской и Саратовской (ныне улицы Фрунзе и Красноармейская).

Деревянный католический молитвенный дом построили в глубине участка по улице Саратовской. Скорее всего, уже тогда в будущем здесь задумали воздвигнуть большой храм, для коего и оставили свободное место. Этот деревянный дом до сих пор стоит за «каменным костелом».
Теперь у католиков в Самаре имелся собственный молитвенный дом. В 1902 году приход добился разрешения на строительство каменного храма.
Проект храма составил Фома Осипович Богданович, и его работа была высоко оценена профессионалами и опубликована на страницах 12-го номера петербургского журнала «Зодчий» за 1901 год. Это здание и сейчас остается одним из самых красивых в Поволжье.

Строительство храма шло с 1902 по 1906 годы, и обошлось оно общине почти в 80 тысяч рублей. По тем временам это была огромная сумма.
Каменщики - мастера готической кладки - были приглашены из Нижнего Новгорода. Руководил строительством опытный самарский архитектор, зять городского головы П. В. Алабина, А. А. Щербачев. С этой задачей он прекрасно справился: новый, с двумя готическими башнями, храм был виден со всех сторон центра города, выделяясь своей красотой и необычностью. Внутреннее убранство было небогато, но все необходимое в храме имелось. Интерьер был изящен, самое важное то, что в Австрии за пять тысяч рублей купили орган. В те времена это было нечастой роскошью в церквах России.
Католический храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре был освящен 12 февраля 1906 года. В здании деревянного молельного дома стал жить священник. В 1930 году крайисполком закрыл храм. Члены «Союза воинствующих безбожников» ворвались в него и уничтожили все убранство, сбросили и разбили колокола, прекрасную фигуру ангела над входом и лучший в Поволжье орган. Тогда же кто-то из членов общины был расстрелян (как авторы письма «в защиту костела»), кто-то сослан, а кому-то удалось выжить и спастись.

Сначала в здании храма было увеселительное заведение, затем антирелигиозный музей, а с 1941 года в нем находился музей краеведения, представленный в последние годы отделом природы.

Однако стены храма, в отличие от многих других церквей, мечетей, синагог и молельных домов, устояли. Более шестидесяти лет в этом доме Божием не совершались мессы, но с 1991 года здесь началось возрождение.

Официально же первая месса состоялась здесь 24 декабря 1991 года. В тот день приехавший из Москвы отец Тадеуш Пикус при большом собрании народа совершил Рождественскую мессу. И только 29 июня 1995 года храм был передан общине.

В феврале 1999 года - через 93 года после первого освящения - состоялось повторное освящение храма Пресвятого Сердца Иисуса. Проводил его архиепископ Тадеуш Кондрусевич.

Современное состояние
Благодаря усилиям настоятеля отца Томаса Донахи и помощи старосты приходского совета Иосифа Коберского, к настоящему моменту здание отремонтировано и здесь регулярно совершаются богослужения.

Приход католической церкви Святого Сердца Иисуса в Самаре многонационален и хотя его основу составляют поляки, немцы и их потомки, все же среди них есть белорусы, литовцы, украинцы, армяне и русские.

В общину приходят люди, чьи родители (а позднее и они сами) были крещены в этом храме, приходит молодежь, помнящая о своих корнях и вере предков.

В храме проводятся занятия по катехизации взрослых и детей, а также евангельские чтения. Каждый год члены общины принимают участие в паломничествах, что становится мощной духовной поддержкой для прихожан.

Я уже дважды порывался написать нечто, хоть как-то отдаленно напоминающее непутевые заметки о нашем городе (кому интересно, часть первая - о Самарской площади , часть вторая - о Театральной площади). Сегодня - часть третья - о Храме Пресвятого Сердца Иисуса. Большая часть самарцев зовет его коротко - костел.


Лично для меня именно этот храм, вместе с домом Курлиной является символом Самары. Ещё с детства, когда, если кто помнит, там был краеведческий музей, именно он для меня ассоциировался с чем-то необъяснимо возвышенным, торжественным и родным. На минуту представить, что нет в Самаре этого храма, и для меня это будет уже другой город, который утратил последнюю связующую нить между прошлым и настоящим.

Давно задавался вопросом, откуда у нас католический Костел, лютеранская Кирха...Откуда в городе мечеть, я ещё могу понять: все-таки близость Казани, волжской Булгарии, но католики-то здесь, на Волге, откуда? Оказалось, что с католики появились на Самарских землях раньше, чем я мог себе представить. Ещё в XVII веке, когда Русь заключила перемирие с Польшей, несколько отрядов польских войнов приняло решение поступить на службу русскому царю. Земли решено было дать им на границе между Россией и "Диким полем" (вообще в основном это сейчас украинские земли, но в дикое поле включают также территории Ростовской, Воолгоградской и др. областей), чтобы и границы защищали, и вроде как землей их наделить. Кстати, есть мнение, что основой Поволжского дворянства стали именно это шляхтичи. Дальше - больше. После разгрома восстаний в Польше, Литве и Раздела Речи Посполитой ссыльных селили как раз в этим, не слишком роскошных землях. Надо сказать, что за такую политику надо поклониться нам с вами в ноги Екатерине II, потому что умная была женщина. Среди переселенцев бОльшую часть составляла интеллигенция и интеллектуальная элита: врачи, преподаватели, инженеры. * вот бы сейчас такая политика проводилась*

Словом, католическая диаспора у нас стала не то, чтобы очень сильна, но влиятельна. А дикий русский народ, глядя на более степенных и привыкших к порядку поляков, немцев, литовцев также перенял у них европейский образ жизни и мыслей. Поэтому, совершенно естественно, что католическая община решила возвести с разрешения властей храм на самарской земле. Разрешение это было получено, и к строительству приступили в 1862 году. Самое замечательное, что этот храм стоит и по сей день. Только он не католический. Это Кирха (на пересечении Куйбышевской\Некрасовской). Именно она задумывалась изначально как католический храм, однако в какой-то момент власти, усомнившись в миролюбивости поляков, которые в 1863 году устроили восстание, постановили, что в Самаре нет 100 семей, необходимых для открытия прихода, и отдали храм лютеранам.

Надо отдать должное прихожанам. Они не стали устраивать каких-то акции, взывать к правосудию, а смиренно приняли решение и продолжили думать, как жить дальше. И решение было найдено: в мае 1887 года католической общине позволили купить землю на пустыре и приступить к возведению молитвенного дома. На минуточку, то, что в 1887 году было заброшенным дики пустырем сейчас, пересечение Фрунзе и Красноармейской! Молитвенный дом, кстати, стоит и сейчас. И каждый проходил мимо него раз 600, но думаю, никто на него внимания не обратил. А стоит он прямо за каменным, привычным всем нам костелом. Вот он.

Более удачно мне заснять его не удалось. Технические возможности не позволяют. Сейчас трудно представить, что когда-то этот дом был едва ли не единственным и центральным местом сбора католической общины и богослужений, но это действительно так. Раньше на окнах второго этажа были стрельчатые наличники, да и вообще, по свидетельствам современников, домик смотрелся очень скромно, но симпатично. Сейчас же сами видите... Позже, после того, как построили костел, в этом доме стал проживать священник церкви.

Но все мытарства самарских католиков были искуплены, когда в 1902 году они добились разрешения на строительство каменного Храма, силуэт которого помнит каждый, кто хотя бы проплывал по Волге мимо Самары. От момента получения разрешения до первой службы в храме прошло, между прочим, всего 4 года. В 1906 строительство было закончено. В Самаре не было мастеров готической кладки - их пригласили из Нижнего Новгорода. Всего на постройку храма община собрала и потратила 80 тыс. рублей- это были колоссальные деньги по тем временам, более того в Австрии за 5 тыс. руб. был заказан орган, который должен был стать главной жемчужиной храма, потому что в те времена органом в своих стенах могли похвастаться лишь считанные храмы. Костел быстро стал символом города, даже православные жители не могли не признать красоту и величие нового собора. Из соседних городов приезжали люди чтобы посмотреть на это творение, и кстати, даже в петербургских газетах о нашем костеле говорили в исключительно положительных тонах.

А самарские газеты писали вот что:

В построенном на Саратовской улице костёле в настоящее время устилается плитками пол и доканчивается внутреннее устройство. Великолепный орган, выписанный из Австрии и обошедшийся в около 5000 рублей, уже установлен. В начале февраля костел будет совершенно окончен и 12 февраля предполагается его освящение

Я нашел лишь одну фотографию того времени.

Сравните


Храм освятили 12 февраля 1906 года, так что на след. неделе можно заглянуть, кинуть денежку в лоток для пожертвований.

А дальше, после революции, настал настоящий ад для этого богоугодного места. В 1930 году храм закрыли, чтобы трудящийся народ не смущал. У нас же в Самаре действовал "Союз безбожников" , так что представляете, что может сделать быдло, нежданно негаданно получившее в свои руки власть и карт-бланш на бесчинства. Эти ублюдки не нашли ничего умнее, как разграбить храм, уничтожить фрески и разрушить тот уникальный орган. Как говорили современники, детали органа ещё долго валялись на улице а детвора с удовольствием играла с органными трубками. Так мы лишились жемчужины. Храм превратили в увеселительное заведение, потом в антирелигиозный музей (ну не идиоты ли размещать антирелигиозный музей в здании, форма которого - крест?!), а потом уже краеведческий музей, который многие из нас ещё застали. И снова и храм, и община все стойко перенесли. Храм выжил, выстоял, все перенес и сейчас спокойно и с достоинством взирает на происходящее. Ему уже ничего не страшно. Он - легенда.

Возрождение храма и общины в целом началось в 1991. Когда первый польский священник, приехавший в Самару отслужил в тогда ещё помещении музея краеведения мессу. Служба проходила прямо среди экспонатов, и на ней присутсвовало считанное число прихожан. В конце 1991 храм решено было вернуть церкви. В 1999 году, после многочисленных судебных тяжб храм освятили повторно и его злоключения, можно надеяться, закончились.

Сейчас храм полноценно работает. Мессы, традиционные концерты, которые проводятся совместно с Самарской Филармонией, очень теплая и трогательная встреча Рождества в декабре, и удивительное, просто магическое чувство спокойствия внутри храма. Туда можно прийти, сесть на лавочку и просто посидеть, подумать о своем, посмотреть, как скорое весеннее солнце отражается в неброских витражах. Даже если вы будете один, никто вам не скажет ни слова, удивительно дружелюбные люди там. Над алтарем фреска- копия картины Дали "Христос на Кресте". Не могу назвать сюрреализм моим любимым жанром, но очень гармонично смотрится.