Пермская деревянная скульптура. Зал Пермской деревянной скульптуры Пермские боги пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура (Пермские боги) - храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII-XIX веках.
Пермская деревянная скульптура уникальна тем, что, являясь искусством православным, сохранила отчетливые черты языческой культуры, вдобавок испытав влияние западно-европейского барокко.

Св. Николай Чудотворец
Храмовая скульптура. Дерево, левкас, полимент, темпера
Чердынь Пермской губернии. Конец XVII - начало XVIII века. Пермская государственная художественная галерея

2.

Св. Николай Можайский
Кон. ХVIII - нач. XIX вв.
180x90x25
Дерево (береза), левкас, темпера, позолота, серебрение. Круглая скульптура.
ДС-178. Поступил из часовни в д. Зеленята Очерского района в 1926 г.

Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Можайского) – одни из самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской, русский Бог изображался всегда с мечом в одной руке и храмом - в другой.
Этот Никола из деревни Зеленяты пожалуй самый знаменитый. Как и все "пермские боги" скульптура эта окутана мистическими легендами. По преданию она приплыла в деревню по реке Нытве вверх по течению. Этот Никола Можай был строгим и своенравным – когда его перенесли из Зеленят в другое село, он сам вернулся на старое место.
Статуя не захотела принять и новую окраску, так сказал священник из села Дворец, куда перенесли Николу. Любил этот Никола и путешествовать – восемь пар обуви сменилась на нем за то время, что он простоял в храме. Изношенные - становились священными. Со всей округи, за сотни верст приходили к этому Николе Можаю верующие.

1.

2.

3.

Св. Николай Можайский из церкви Дмитрия в Дубровское Ильинского района
1 пол. ХVIII в.
97x33x7. Дерево (береза), левкас, темпера, позолота. Вынесенный рельеф.
ДС-174
Поступил из церкви св. Дмитрия (?) в с. Дубровское Ильинского района в 1923г.
Скульптура помещена в глубокий узкий киот с остатками росписи. В навершии изображен Спас Вседержитель в темно-зеленом хитоне и красно-коричневом гиматии. В руках - сабля и “град”, архитектурные детали которого обозначены живописью. Утрачены меч, частично - фрагменты “града” и красочный слой, имеются реставрационные тонировки.

1.

Пермская деревянная скульптура, или «пермские боги» - это поистине уникальная коллекция, не имеющая аналогов в мире. Первые сохранившиеся до наших дней памятники датированы XIV-XV веками. Наиболее ярко и полно деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII-XIX веках. Наряду с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства входила в художественные ансамбли церквей и часовен. Местные язычники, приняв православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Они вырезали из дерева фигуры Христа и святых, продолжая поклоняться деревянным идолам. Несмотря на запреты деревянные религиозные скульптуры на протяжении нескольких веков множились в церквях Урала, где жили коми-пермяки. местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянные скульптуры и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами. Главные черты пермской деревянной скульптуры - монументальность художественных решений, незаурядная образность, высокое мастерство, с которым выполнены резные изображения, и большая эмоциональность. Тем не менее, большинство самобытных народных резчиков остались анонимами. Однако в истории осталось, например, имя крестьянина из деревни Габова (ныне Карагайский район) Никона Кирьянова. Для деревенской часовни он вырезал примерно 500 деревянных скульптур, создав наивный по форме, но высокий по духовному содержанию ансамбль. Выделяется также «шакшерская школа” (конец ХVIII - первая половина ХIХ века), характерная для чердынских поселений. Ее образцы отличаются как бы гофрированными поверхностями. В собрании Пермской государственной художественной галереи насчитывается более 330 экспонатов, состоящих из 600 с лишним фигур, в основном ХVIII - начала ХХ века. Коллекция сложилась в двадцатые-сороковые годы XX века во время экспедиций по северу Пермского края. Начинал эту работу Александр Сыропятов (1882-1954), продолжил основатель Пермской галереи Николай Серебренников (1900-1966). государственной художественной галерее. «Открывателем» Пермской скульптуры называют Н.Н.Серебренникова, который с 1923 по 1926 года организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины. Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области. В 1925 г. в экспедиции участвовал И. Э. Грабарь, первым из крупных художников и искусствоведов оценивший значение и культурную ценность находок. После выставки 1924 г. эти уникальные произведения получили прозвание «пермские боги». В коллекции Пермской художественной галереи хранится около 370 резных изображений XVII-XX веков. Уникально в этих фигурах все: техника исполнения, позы, сюжеты, а главное лицо Христа. Лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество - те качества, которые вряд ли были присущи языческим идолам. Уральские мастера вложили в пермскую деревянную скульптуру всю свою душу, профессиональное мастерство. Поэтому шедевры пермской деревянной резьбы отличаются человечностью, одуховлетворенностью и обаянием. В пермской деревянной скульптуре можно выделить разные направления и стили: барокко, классицизм и реализм, достижением которого можно считать образы страдающего Христа. Также представлены – Царские врата ХVIII-ХIХ веков с богатейшими «травными» орнаментами, обильной позолотой и живописными вставками. Православная церковь не одобряла скульптурные изображения в храме, поскольку скульптура в народных представлениях ассоциировалась с языческими идолами. В 1722 и 1767 годах Святейший синод строжайше запретил объемное изображение Иисуса. Этот запрет на объемное изображение Божества, не помешал развитию деревянной скульптуры на Урале. . Отдельные иконографические черты мастера народной скульптуры заимствовали у иконописцев, иные - из традиционной орнаментальной резьбы по дереву. Чаще других изображали фигуры Николы Можайского, Богоматери, Параскевы Пятницы. Но особенно интересны необычные фигуры страдающего Христа - распятого или сидящего в темнице. Это изображение Спасителя, почти в натуральную величину, с поднятой и прижатой к щеке ладонью. Грудная клетка распятого Христа, ноги, руки сделаны с такой наблюдательностью, которой могли бы позавидовать столичные академики скульптуры. Такие скульптуры, помещали в «темницы» - глубокие ниши в стене - либо в специально сколоченные из бревен и досок «резные сени». Сени украшали резьбой, а с боковых сторон они имели зарешеченные или застекленные окошки, сквозь которые можно было видеть «страдающего Христа в темнице». Статую драпировали тканью, перед ней зажигали лампаду, и в полутьме она имела «живой вид». Оригинальными, также отличными от западноевропейских, являются пермские Распятия и полуфигуры Саваофа, предназначенные для навершия иконостаса.

Пермская деревянная скульптура - это уникальное явление, почему-то малоизвестное за пределами края. Деревянные святые, ангелы и Христос, собранные по всему Пермскому краю, - очень разные, но все они будто живые, и удивительно эмоциональные: где-то трагичные, где-то задумчивые, где-то даже смешные. Наивность и реалистичность, выверенность линий и грубоватость пропорций - всё нашло своё место в этом культурном феномене Прикамья.

2. Когда христианство помалу начало приходить на Пермскую землю к местным жителям, доселе язычникам, оно было в целом понято и принято ими, но - с поправочкой. Привыкшим к живым и реалистичным образам прежних богов, не всем казалось правильным молиться плоским иконам. Так появились первые христианские деревянные скульптуры, сделанные по подобию языческих статуй.

3. Самая большая коллекция Пермской деревянной скульптуры находится в художественном музее в Перми, который находится в бывшем Спасо-Преображенском соборе, самом большом храме города (увы, он сейчас в строительных лесах, поэтому я его даже не стал фотографировать). С одной стороны, не самое лучшее место для музея, с другой - для произведений христианского искусства, наверно, храм - это как-то логично.

4. Здесь собраны более 400 скульптур со всего Пермского края. Самые популярные сюжеты - это Христос в темнице и на кресте, а также святитель Николай в разных вариациях, в том числе его Можайский образ. Кстати, конкретно этот на фото - один из старейших в коллекции (конец XVII-начало XVIII в.), привезён сюда из села Покча.

5. Более поздняя скульптура, XIX век. Николай Чудотворец вообще всегда был очень почитаем на Руси как святой-защитник и святой-покровитель в трудных путешествиях. А уж в этих местах перемещаться в то время было далеко не просто, особенно по направлению на север. Святителя Николая всегда призывали на помощь в самые трудные моменты пути.

6. Насколько живые глаза и одухотворённое лицо, просто удивительно.

7. Второй важный образ - это Христос в темнице. Образ смирения и непротивления злу.

8. К сожалению, в музее темновато, и многие фото не очень получились. :(

9. Первые образцы Пермской скульптуры появились в середине XVII века, в окрестностях современной Чердыни. Кстати, вариант с происхождением от деревянных идолов - не единственный. Некоторые исследователи считают, что к тому времени Великопермское княжество уже два века как было христианизировано, и скульптура явилась самобытным феноменом, а не пережитком язычества. Так или иначе, но когда Священный Синод в 1722 году объявил запрет на объёмные иконы и образы, он где-то может и сработал, но не в Перми. Местные священники и архиереи закрывали на это глаза, т.к. народ был совершенно уверен в своей приверженности "живым", а не изображенным на доске святым.

10. Издревле на землях Пермского края жили разные народы, и особый колорит скульптурам придаёт то, что лица Христа и святых часто повторяют национальные черты мастера, делавшего их. Вот, например, Христос со странно-монгольским лицом.

12. Господь Саваоф. Вот тут уж не знаю... какой национальности был скульптор, как думаете? :)) Мне одному кажется, что чем-то африканским веет?

13. Господь Саваоф с бородой, но без усов - тоже специфично, ассоциации возникают Скандинавские.

14. Усекновенная глава Иоанна Предтечи на блюде. Один из самых запоминающихся образов музея.

15. Особое место занимает единственная почти полностью сохранившаяся композиция Христа в темнице. Обратите внимание на ангелов, держащих орудия казни Спасителя.

16. У самого Христа снова обнаруживаются монгольские черты лица. И опять же, чувствуется образ крайнего смирения и жертвенности.

18. Ну и, чтобы немного разбавить трагичные сюжеты, вернусь к ангелам, которые были на заглавном фото. Хотя опять же, по задумке автора Никона Максимовича Кирьянова (и далеко не о всех скульптурах история донесла до нас имена их авторов), эти ангелы должны держать орудия страстей Христовых, но если этого не знать, выглядят они несколько комично. Эти двое, например, мне напомнили болельщиков на стадионе. :)

Всего же Никон Максимович, проживший всего 46 лет (1860 - 1906 гг), успел изготовить около 500 скульптур, все они украшали часовню в его родной деревне Габово, которую также построил этот мастер. Думаю, что ангелов в этой деревне в итоге оказалось даже больше чем жителей.

19. Ну и, напоследок, верхний фрагмент замечательного древнего иконостаса. Весь музей занимает три этажа, и иконостас - по сути "сквозной" экспонат через все эти этажи. Он полностью сделан из дерева, и был в своё время привезён в Пермь из Пыскорского монастыря, упразднённого ещё в XVIII веке неподалёку от Соликамска. Интересно, что сам Спасо-Преображенский собор в Перми (то есть этот самый нынешний музей) строили с учётом размеров перевезённого сюда иконостаса, а не наоборот.

В целом, экспозиция крайне интересная, и, безусловно, достойная посещения. Настоящее сокровище Пермской земли, которое рекомендуется увидеть всем, кто окажется в этих краях.

Ещё я недавно писал про:

Один из главных символов Пермского края - пермская деревянная скульптура («пермские боги»). Это поистине уникальная скульптура, не имеющая аналогов более нигде.

Пермская деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII - XIX веках. Местные народы, издавна придерживавшиеся язычества, даже перейдя в православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры Иисуса и других святых, по сути продолжая традицию поклоняться деревянным идолам. Такие объемные изображения были им куда ближе.

Несмотря на запреты деревянных религиозных скульптур церковными властями (православная церковь считает, что объемные изображение святых каким-то образом оскверняет святой дух. Стоглавый собор ещё в 1551 году, а Святейший синод в 1722 строго-настрого запретили резные или истесанные иконы, а тем более изображения святых в виде скульптур) , «деревянные боги» на протяжении нескольких веков лишь множились в церквях Урала, в местностях, где жили коми-пермяки. Вопреки указам сверху местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянных Иисусов и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами.

Специалисты отмечают в пермской деревянной скульптуре монументальность художественных решений, яркую образность, высокую эмоциональность и недюжинное мастерство. Вырезавшие скульптуры мастера словно вложили в свое творение всю свою душу, создав настоящие шедевры.

Лица деревянных богов полны муки, жертвенности. При этом внешность вырезанных из дерева православных святых имеет явно выраженные коми-пермяцкие черты. Их отличают широкие скулы и азиатские глаза.

Самым распространенным образом Иисуса Христа в пермской деревянной скульптуре стал так называемый Спас в темнице (или Спас полуночный). Этот образ показывает сидящего Иисуса с терновым венком на голове незадолго до распятия на Голгофе. Обычно эту скульптуру помещали в церкви в некое подобие темниц, сколоченных из дерева. Некоторые скульптуры выполнены в натуральную величину.Скульптура "Сидящего Спасителя" заменила пермякам-язычникам почитавшуюся прежде "Сидящую Златую Бабу".

В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке - скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от так называемого заушения - унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди

Также, помимо Иисуса Христа, большим почетом среди пермяков пользовался Николай Чудотворец .Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Чудотворца Можайского) - одни из самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской, русский Бог изображался всегда с мечом в одной руке и храмом - в другой. Изваяния Николы Можая заменили в первоначальных православных храмах идола Войпеля, которому, жители края продолжали поклоняться несколько десятков лет и после принятия христианства в XV веке.

Коми-пермяки относились к скульптурам с трогательной любовью и трепетом. Они одевали и обували деревянных богов, как живых, приносили им угощения и дары. Пермяки верили, что по ночам скульптуры оживали и ходили по храму, поэтому регулярно меняли им обувь.

Экспозиция пермские боги, как и вся Пермская Государственная Художественная Галерея находится в здании кафедрального Спасо-Преображенского собора. Начнем


на первом этаже галереи

при ремонте- реставрации, под побелкой была обнаружена часть росписи собора





поднимаемся на 2 уровень:

поднимаемся на третий уровень, под самый купол.
извиняюсь за качество видео, снимал на телефон. да и не оператор я.

и фотографии с экспозиции





Святой Николай Чудотворец из г.Чердыни .XVII о тличается от Николы Можайского - у него нет в руках меча и храма. Никола изображен фронтально, в рост. Фигура Николы широка и мощна, что подчеркивает ее суровость и величавость.

слева направо на фото: Св.Николай Можайский в киоте (с.Дубровное,1 половина 18 века,), Св.Николай Можайский (с.Сретенское,18 век), Параскева Пятница с предстоящими - святыми великомученницами Екатериной и Варварой(с.Ныроб,17 век) .

Наибольшей известностью в Пермском крае и н аибольшей почитаемостью из скульптур святых пользовалась группа с кульптур, изображавших вцентре Параскеву П ятницу, а по сторонам от нее предстоящих м ученицВарвару и Екатерину. Это изваяние у м естного населения называлось иногда «Пар аскевой Темной». Помещенная же по сторон ам изваяния надпись называет ее «святая мученица хри стова пятница». Иконография св. Параскевы, венчаемой ангелами, известна в иконописи и деревянной скульптуре с XVI-XVII века.
Что это за святая? Оказывается, вер а «в святую пятницу» была очень популярна в древности. Ее традиции были настолько живучи, что сохранилась и в христианские времена.Об этой святой упом инается еще в Стоглаве. Несмотря на постоянную борьбу церкви с к ультом этой святой,народ сохранял почита ние «святой пятницы».


Св.Николай Можайский (с.Покча,18 век), Царские врата (с.Сия, 17 век)


распятие из г.Соликамск(18 век)

Собор Архангелов (с.Губдор,начало 18 века)

Св. Николай Можайский (д.Зеленята,конец18 начало 19 века), Крест поклонный (с.Вильгорт,18 век),

Христос в темнице (три разных)

верхняя часть иконостаса. иконостас полностью изготовлен из дерева.

Усекновенная глава Иоанна Предтечи(д.Копылово,19 век)


Распятие (Усолье, 18 век. По легенде это знаменитое распятие "Христа-татарина" из Рубежской церкви приплыло в 1755 г. сверху по Каме до Усолья и остановилось против церкви. До этого распятие находилось в Пыскорском монастыре. ), Предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов (с.Нижнечусовские городки,18 век)

(пос.Пашня 18 век):

на фото: в центре Саваоф (Лысьва, 19 век) , слева и справа над Саваофом Ангелы (с.Верхние Муллы,18 век), внизу слева и справа от Саваофа коленопреклонные Ангелы (Лысьва, начало 19 век)

Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом(с.Усть-Качка,конец 18 века),

Христос в темнице(.с.Пашия,конец 18 века)



верхний ряд слева направо: Ангел, Апостол Пётр, Апостол Павел, Ангел.
нижний ряд слева направо: фрагмент (с.Усть-Боровая, 18 век), Саваоф (д.Половинка,18 век), Снятие с Креста (с.Шакшер,1 половина 19 века)

Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом (д.Толстик,первая половтна 19 века)

Царские врата ,фрагмент Распятие с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом,Марией Магдолиной и сотником Лонгиным (Соликамск, 18 век),Саваоф (Чусовские городки, 18 век),Ангел.

фрагмент Распятие с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом,Марией Магдолиной и сотником Лонгиным (Соликамск, 18 век)

Аналой (г.Пермь,конец 18-начало 19 века) высота около 2 метров,полностью деревянный.

на этом экскурсия закончилась, выходим

вид на галерею со стороны Комсомольского проспекта

С уверенностью пермскую деревянную скульптуру можно отнести к числу выдающихся памятников древности, еще не открывших всех своих тайн. В Пермском крае было найдено более трехсот экземпляров. Это значит , что истоки деревянной скульптуры находятся именно здесь , что резные боги не были привозными. И самое примечательное состоит в том , что черты лиц « пермских богов», очевидно , в зависимости от национальной принадлежности самого художника , чаще всего соответствуют коми-пермяцкому , башкирскому и татарскому типу.

"Говорят , еще долгие годы приезжали в галерею мужики из глухих деревень и , найдя своего « боженьку», подолгу молились перед ним , как когда-то в храме. Говорят , они наблюдают за нами , незримо сопровождая каждого пришедшего к ним. Говорят , они ходят по галерее , общаясь между собой. Говорят , они живут своей , потаенной , незримой жизнью."

Спасибо за внимание!

Говоря про Пермь, надо рассказать и про Пермскую деревянную скульптуру. Это вообще одно из того, что мне больше всего понравилось в поездке.

Скульптурные изображения святых выполнялись из дерева в сёлах преимущественно на севере Пермского края в 17-19-х веках. Раньше они хранились в церквях и часовнях.

Скульптура интересна тем, что в христианских образах сохранила черты язычества. Дело в том, что местные народы были язычниками, и даже когда их крестили в православие, поклонение плоским иконам приживалось плохо. Поэтому фигуры Иисуса и святых вырезались из дерева. Получался некий "христианский идол" - не соответствующий канонам новой веры, но бывший при этом ближе и привычнее местным.

Сейчас скульптуры хранятся в Пермской государственной художественной галерее и являются одним из символов края. Посмотрим на них.

1. Деревянная скульптура была широко распространена в Пермском крае. Даже запреты православной Церкви на объемное изображение Божества и постановления Синода против скульптур прервать традицию делать "богов" из дерева не смогли

2. Священники тоже не очень противились скульптурам, поскольку в противном случае могли не только потерять прихожан, но и получить восстания

4. Напоминают персонажей фантастических рассказов или игр

5. Ангел из деревни Габово. 19-й век

6. Интересно ещё и то, что черты лиц скульптур многие зрители назовут странными. Лица больше соответствуют не принятым в религии канонам, а лицам местных народов - коми-пермяцкому типу

7. Христос в темнице из села Усть-Косьва. 18-й век

9. Богоматерь, Мария Магдалина, Иоанн Богослов и сотник Лонгин из Соликамска. 18-й век

10. Богоматерь из Перми. 18-й век

11. Большой вклад в собрание и сохранение коллекции внёс пермский искусствовед Николай Николаевич Серебренников. Он в 1920-е годы организовывал экспедиции по сбору скульптуры и других памятников старины. Всего за 6 экспедиций было собрано 195 скульптур. Благодаря этому эти уникальные памятники не погибли в годы борьбы с религией

12. Собор Архангелов 18-го века из деревни Губдор

13. Поклонный крест 17-го века из села Вильгорт

14. Иисус монголоидной расы

16. Господь Саваоф 18-го века из деревни Половинка

17. А это изображение Саваофа почему-то немного пугает

18. Снятие с креста. Село Шакшер, 18-й век

19. Усекновенная глава Иоанна Предтечи из села Копылово, 19-й век

21. Царские врата из села Ния, 17-й век

22. А эти Царские врата из Перми. Изготовлены в 18-м веке

25. Среди скульптур был распространён образ святого Николая - одного из самых популярных и любимых на Руси святых.
Это Никола Можайский, держащий в одной руке меч, а в другой храм. По легенде в таком виде он явился защитникам Можайска.

Никола Можайский из деревни Зеленята. Долго скульптура датировалась 18-м веком, но позже выяснилось, что это 19-й

26. Посмотрите на Николу Можайского из села Сретенское. Правда, напоминает идола?

27. Параскева Пятница с Екатериной и Варварой из села Ныроб. 17-й век

28. Никола Можайский из села Дубровское. 17-й век

29. Никола Можайский из села Покча. 18-й век