Абу ханифа намаз время. Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы (Ханафитский мазхаб)

В опрос: Альхамдулиллях, я никогда не делаю масх на обычные носки; более того, я объясняю родственникам и друзьям, что это неправильно. Недавно я увидел, как имам при совершении омовения протёр обычные носки, и я перечитал свой намаз.

Как нам быть? Ведь мы не можем проверять каждый раз, кто является имамом и как он делает омовение. Должны ли мы отказаться совершать намаз в мечети? И как нам быть с уже прочитанными намазами?

Ответ: Во-первых, не разрешается делать масх на обычные носки, как вы сами об этом сказали в Вашем вопросе. Все имамы четырёх мазхабов фикха согласились с этим. Следовательно, если имам сделал масх на обычные носки, то его омовение недействительно, что делает недействительным и намаз - как его, так и тех, кто следует за ним. Если человек без сомнения убеждён, что имам сделал масх на тканевые носки и не помыл ноги, то он не должен совершать молитву, следуя за этим имамом, но если есть вероятность фитны (смуты), то он может совершить её с джамаатом, а после - повторить её.

Обязанность имама - облегчать муктади (людям, читающим намаз за ним) исполнение религиозных обязанностей, омывая свои ноги, и не протирать носки, не соответствующие условиям для протирания. В этом случае муктади должны поговорить с имамом и постараться донести до него, чтобы он облегчил всем им совершение намаза.

Вопрос: Пожалуйста, расскажите об особенностях, на которые имаму, ведущему намаз у мусульман разных мазхабов, следует обратить внимание.

Ответ: Если имам возглавляет намаз у последователей ханафитского и шафиитского мазхабов, ему следует убедиться в том, что он принимает во внимание правила омовения согласно обоим (ханафитскому и шафиитскому) мазхабам. В намазе имам следует своему собственному мазхабу, так как разница в намазе в соответствии с различными мазхабами - это только вопрос предпочтительности. Ему следует убедиться, что все позиции в намазе исполняются с абсолютным спокойствием, все кости тела должны быть в полном состоянии покоя в каждой из позиций. Его чтение Корана должно быть размеренным: ни слишком быстрым, когда становится сложным разобрать им читаемое, ни слишком медленным, когда пожилым и больным доставляются неудобства из-за удлинения намаза.

Вопрос: Сколько длится время совершения ночной молитвы? Когда её лучше совершать?

Ответ: Согласно ханафитскому мазхабу, время для данного намаза начинается с ночи и заканчивается с рассветом. Под ночью подразумевается исчезновение белизны на горизонте. После того как эта белизна исчезает, наступает время для ночного намаза (аль-Лубаб, фи Шархиль Китаб, том 1, стр. 59).

Согласно ханафитскому мазхабу, наиболее предпочтительным временем для исполнения данного намаза является время непосредственно перед окончанием первой трети ночи (Табйинуль Хака"ик, том 1, стр. 83).

Однако отметим, что при установлении времени для джамаата следует учитывать удобство для людей данной местности.

Вопрос: Наш имам сказал, что кожа свиньи и мертвечины запретна в любых её формах. Так ли это?

Ответ: Согласно ханафитскому мазхабу, после дубления чистой считается кожа всех животных, в том числе и мёртвых, за исключением кожи свиньи. Данное правило основано на хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Любая кожа после дубления становится чистой» (Тирмизи, хадис № 1728).

Свиная кожа исключена из этого хадиса из-за аята Корана, конкретно указывающего на то, что свинья является нечистой полностью (Коран, № 6:145). Поэтому свиная кожа останется запретной и нечистой даже после дубления (Табйинуль Хака"ик).

Вопрос: Ассаламу алейкум!

1. Если в мечети, где я был на таравих-намазе, совершили только 8 ракаатов, правильно ли для меня будет закончить 12-ю ракаатами и витром дома?

2. Имам совершает витр с двумя и одним ракаатами. Допустимо ли присоединиться к витру, в то время как он читается не в 3 ракаата? Некоторые мои братья совершают сейчас только 8 ракаатов и не завершают остальными 12-ю. Пожалуйста, дайте совет.

Ответ: 1. Вы должны совершить оставшиеся 12 ракаатов таравиха и витр самостоятельно.

2. Согласно ханафитскому мазхабу, витр состоит из трёх ракаатов с одним салямом в конце. Если ханафит следует имаму-шафииту и совершает 2 ракаата и 1 ракаат по отдельности, то 2 ракаата будут ему засчитаны как желательный намаз. Последователь ханафитского мазхаба может не совершать оставшийся один ракаат. Если он это сделает, то должен добавить ещё один ракаат и сделать его другим желательным намазом. После этого ему по-прежнему необходимо будет совершить витр-намаз.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, является ли головной убор сунной и правда ли, что по ханафитскому мазхабу порицается совершать намаз без головного убора? И, если это вас не затруднит, приведите, пожалуйста, доказательства.

Ответ: Ношение головного убора (калансува, топи) является сунной.

Вот несколько хадисов относительно этого:

1. Ибн Умар говорил, что Пророк (мир ему и благословение) носил белую шапку (Табрани; «Маджма-уз-заваид», т. 5, стр. 21).

2. Хабиб ибн Салих говорил, что Пророк (мир ему и благословение), когда входил в туалет, был в обуви и с покрытой головой (Байхаки, т. 1, стр. 96).

3. Вайль ибн Худжр рассказывал, что он совершал намаз с Пророком (мир ему и благословение) и сподвижниками, на которых были барнасы (разновидность топи или одежды с капюшоном) (Ибн Хузайма, стр. 233).

4. Как передаёт Абу Кабша, головные уборы сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение) были круглыми и широкими (Миркат, т. 8, стр. 246).

Как передаёт Табрани со слов Ибн Умара, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) носил белый головной убор (Миркат, т. 8, стр. 246).

5. Мулла Али Кари (да будет милостив к нему Аллах) говорил, что ношение головных уборов стало одним из отличительных признаков Ислама (Миркат, т. 8, стр. 246).

Некоторые из приведённых повествований явно указывают на то, что Пророк (мир ему и благословение) и сподвижники были в исламских головных уборах во время намаза, что является достаточным для установления того, что это является сунной.

Отсюда ясно, что молитва без головного убора противоречит Сунне, поэтому специалисты по фикху постановили, что это является порицательным. Под порицанием здесь подразумевается незначительное порицание (макрух танзихи), то есть это действие противоречит предпочтительному способу исполнения. Человек не получит греха за исполнение намаза без головного убора, однако ему нужно стараться следовать Сунне и совершать намаз по ней. Верующему всегда нужно стремиться к лучшему в своём поклонении Всевышнему и соблюдать все этикеты намаза.

Вопрос: Прошу ответить исходя из мазхаба имама Абу Ханифа с учётом решения современных учёных этого мазхаба. Насколько точно то, что муктади, следуя в намазе за имамом, не должен читать ничего из Корана во всех пяти намазах? Есть ли какое-либо изменённое мнение ханафитских учёных на сегодняшний день?

Ответ: Муктади нужно молчать, когда имам произносит аяты Корана в намазе. Это основывается на следующем аяте Священного Корана: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, - быть может, вас помилуют» (Коран, № 7:204).

Также это основывается на хадисе от Абу Мусы аль-Ашари. Он передаёт следующие слова Пророка (мир ему и благословение): «Когда имам начинает читать Коран, храните молчание. Когда он сидит в каада, то первое, что вам нужно произнести, - это ташаххуд» (Ибн Маджа, хадис № 847).

Никаких изменений данного правила в ханафитском мазхабе нет.

Вопрос: У меня вопрос, касающийся произнесения «амин» вслух во время чтения коллективного намаза в мечети. Если большинство учёных ахли-сунна одобряют произнесение «аминь» вслух, то почему по ханафитскому мазхабу это считается непозволительным? Есть ли хадисы, которые подтверждают это мнение?

Ответ:

1) Следует отметить, что произнесение «амин» после суры «Аль-Фатиха» является сунной. Так поступали Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники. В одном из хадисов Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда имам говорит «аминь» (после суры «Фатиха»), все вы тоже должны сказать «амин». Если произнесение человеком слова «амин» совпадёт с произнесением этого слова ангелами, то Аллах простит его прежние грехи» («Сахих Аль-Бухари», хадис № 780).

Приведённый хадис не оставляет сомнений, что произнесение слова «амин» после суры «Аль-Фатиха» является важной (муаккада) сунной. Учёные разошлись во мнениях относительно того, нужно ли это делать тихо или вслух. Однако это различие касается предпочтительности произнесения «амин» вслух или тихо. Оно не касается дозволенности или недозволенности произнесения «амин» вслух или тихо, поскольку все четыре имама (имам Абу Ханифа, имам Малик, имам Шафии и имам Ахмад (да будет милостив к ним Аллах)) единогласны в том, что это разрешено.

По ханафитскому и маликитскому мазхабам во всех намазах (включая те, что читаются вслух) «амин» лучше произносить тихо.

Материал: Алим Нурдинов,

преподаватель медресе

имени имама Абу Ханифы

Основатель и эпоним ханифитского мазхаба Имам Азам (Величайший) Абу Ханифа Нуман ибн Сабит родился в 80 году по Хиджре. Тем самым, он относится к поколению таби´ин (тех, кто видел сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха). Еще до рождения Нумана, его отец Сабит имел честь встретиться с четвертым Праведным Халифом Али (да будет доволен им Аллах), который, обратившись ко Всевышнему, призвал на него и его потомков божественную благодать.

Известно, что уже в 11 лет Нуман выполнял функции кади (шариатского судьи). Рассказывают, что даже в эти годы к Абу Ханифе приходили люди с целью узнать его мнение по различным вопросам Ислама.

В течение 40 лет он читал утренний (фаджр) намаз, не возобновляя омовения, совершенного перед вечерней (´иша) молитвой, тем самым, проводя ночи без сна в поклонении Аллаху. В течение 30 лет он ежедневно соблюдал пост. Имам побывал в Хадже 55 раз, и во время последнего паломничества совершил намаз в два рака´ата внутри Ка´абы. В первом рака´ате он, начав с суры "Аль-Фатиха", дошел до середины Корана, а во втором дочитал оставшееся до конца.

Передают, что Абу Ханифа нередко в одном намазе по памяти цитировал весь Священный Коран. Во время благословенного Рамадана он дважды в день прочитывал Книгу Аллаха. Имам Азам умер, завершив чтение Священного Корана в семитысячный раз.

Известно, что, когда в реке, протекавшей через Куфу (город, где жил Абу Ханифа) нашли тушу животного, о мясе которого не было доподлинно известно, дозволено ли оно для употребления в пищу (халяль), Имам долгое время отказывался от рыбы, опасаясь того, что это мясо могло попасть в ее желудок.

Один из главных учеников Абу Ханифы Абу Юсуф, отвечая на вопрос Халифа Харуна Ар-Рашида, рассказал: "Насколько мне может быть это известно, Имам был в высшей степени религиозным и благочестивым человеком. Он избегал то, что запретно Аллахом, не говорил без веской причины, постоянно размышлял о чем-либо и отвечал на вопрос, если только знал на него ответ. Абу Ханифа был очень щедрым, великодушным мусульманином и никогда не выставлял своего предпочтения по отношению к кому-либо напоказ. Он остерегался оказаться в компании или на собрании, где люди были склонны вести пустые разговоры. Имам был далек от злословия и клеветы в чей-либо адрес и поэтому говорил об окружающих только хорошее. Абу Ханифа глубоко и основательно знал ту науку, которую преподавал нам. Он не жалел сил для того, чтобы донести до людей то, чем обладал. Наш Имам был настолько же щедрым в распространении знаний, как и в раздаче милостыни и помощи нуждающимся". Халиф, услышав это, воскликнул: "Ты поведал мне о поистине великом и благородном человеке".

Абу Ханифа уделял огромное внимание внешнему виду

Наряду с высокой нравственностью, Аллах дал Имаму прекрасную внешность. Он был среднего роста, хорошо сложенным, имел правильные черты лица. Его манера говорить была приятной слушателям, а голос громким и выразительным. Когда он рассуждал о какой-либо проблеме, то доносил свою мысль с такой точностью и красноречием, что, несмотря на всю ее сложность, окружающие понимали его.

Абу Ханифа имел отменный эстетический вкус и любил красивую одежду. Абу Мути Балхи, один из его сподвижников, передал, что он видел Имама в платье и одетой поверх нее мантии, которая стоила, по меньшей мере, 400 дирхамов. Также известно, что иногда Абу Ханифа носил накидку из горностая.

Однажды во время беседы Имам увидел, что один из его знакомых очень бедно одет. Когда разговор закончился, Абу Ханифа уединился с ним и предложил товарищу тысячу дирхемов, чтобы тот мог на эти деньги купить себе новую одежду. На что человек сказал: "Я богат и не нуждаюсь в этих деньгах!" Тогда Имам упрекнул его: "А разве ты не слышал хадис, в котором сказано: "Воистину, Аллах любит, когда по Его рабу видно, что Он оказал ему милость Свою". И поэтому ты должен привести свою внешность в порядок, дабы твой друг не чувствовал стеснения из-за тебя".

Имам не стремился стать одним из приближенных сильных мира сего
Абу Ханифа старался избегать контактов с власть предержащими. Тем не менее, если в этом возникала необходимость, то он не боялся высказывать им в лицо слова правды и настаивать на своей позиции.

Однажды халиф Мансур поспорил со своей женой Харрахой. Для того, чтобы выяснить, кто из них прав, позвали Имама. Когда Абу Ханифа пришел, халиф спросил его: "Сколько жен имеет право иметь мусульманин?" "Четыре" - сказал Нуман. "Теперь ты слышала?" - обратился Мансур к своей жене. На что последовал ее утвердительный ответ. "Но это только касается мужчины, который способен справедливо относиться ко всем своим женам" - вдруг проговорил Абу Ханифа и затем привел аят Корана в доказательство своего высказывания. Услышав это, Мансур замолчал.

По прошествии некоторого времени, когда Имам вернулся домой, к нему пришел слуга Харрахи, который принес пять тысяч динаров в качестве дара от жены халифа. "Уважаемая супруга правителя выражает Вам свою благодарность и просит принять вознаграждение за ваш справедливый вердикт" - сказал слуга. Однако Абу Ханифа отказался от этого. Взамен он послал записку жене халифа Мансура, в которой написал, что он сделал это не в надежде на ее благосклонность, а потому, что это его долг, как шариатского судьи.

Ибн Хубаира, правитель Куфы, будучи очень известным человеком, как-то сказал Абу Ханифе: "Я был бы крайне почтен, если бы ты пришел навестить меня, и делал бы это периодически". На что последовал такой ответ Нумана: "Какова цель таких визитов" Если Вы будете проявлять ко мне внимание, то я окажусь в зависимости от Вас. Если же наоборот, то это будет значить, что я лишился вашего расположения и впал в немилость. Мне же ничего не нужно из вашего богатства. И кто бы там ни был, ничто не заставит меня изменить подобный взгляд на это предложение".

Абу Ханифа занимался коммерцией, чтобы помогать бедным и нуждающимся

Имам Азам активно занимался коммерцией. Он продавал товары на миллионы динаров, имея торговых представителей почти во всех крупных городах Халифата. Более того, Имам сотрудничал со многими ведущими коммерсантами своего времени.

Несмотря на то, что под его началом работало огромное количество людей, он сам персонально следил за тем, чтобы в его казну не попали деньги, заработанные запрещенным путем, причем, при этом для него не имело значения, принесет это убытки или нет.

Однажды он послал несколько мотков шелка, которые содержали брак в некоторых местах, Хафсу ибн Абд-ур-Рахману на продажу. К ткани он приложил инструкцию, в которой указал, чтобы тот показывал каждый дефект покупателям. Однако при торговле Хафс забыл наказ Абу Ханифы, в результате чего бракованный товар был продан людям, без того, чтобы проинформировать их об этом. Когда Имам Азам узнал о произошедшем, то приказал 30 000 дирхамов, полученных от продажи этого шелка, раздать бедным и нуждающимся.

Как-то к Имаму пришла женщина, которая хотела продать шелковое платье. Нуман спросил ее, сколько она за него хочет. И та ответила, что цена этого платья всего сто дирхемов. Абу Ханифу удивила столь низкая стоимость этого товара, и он сказал: "Это платье стоит больше, чем та сумма, которую вы называете. Подумайте еще".Тогда женщина подняла стоимость своего товара до двух сотен дирхемов, но и это показалось Нуману слишком малым. Удивленная женщина прибавила еще сто дирхемов. И так продолжалось до тех пор, пока она не дошла до четырехсот. Тогда Имам сказал ей: "Я полагаю, что это все-таки стоит порядка пятисот дирхемов". "Вы меня разыгрываете!" - воскликнула женщина. "С какой стати, позовите кого-нибудь, чтобы он назначил цену" - ответил Абу Ханифа. Тогда женщина привела человека, и все вместе они уточнили стоимость платья. В результате, Нуман купил этот товар в пять раз дороже от первоначальной цены.

Основная цель, к которой стремился Абу Ханифа, занимаясь коммерцией, была помощь бедным и нуждающимся. Из личных средств он назначил стипендии всем своим близким и знакомым, которые испытывали материальные затруднения. Если кто-то приходил к нему с просьбой, он тактично выяснял его положение и почти никогда не отказывал.

Имам Навави сообщает, что ежегодно Нуман отчислял часть прибыли для распределения среди своих студентов. Кроме того, он оплачивал их расходы, чтобы они могли спокойно учиться. Также известно, что он не делал покупок для своей семьи без того, чтобы то же самое не преподнести в дар студентам. Многие из тех, кто долгое время получал помощь со стороны Имама, достигли больших высот в науке, среди них, выдающийся богослов Абу Юсуф.

Имам Азам был очень щедрым и отзывчивым человеком

Существует огромное количество историй о безграничной щедрости великого Абу Ханифы. Далее мы попытаемся привести лишь маленькую толику из них.

Однажды Имам Азам, направлявшийся навестить больного, случайно увидел вдали одного из своих знакомых, который был должен ему десять тысяч дирхемов. По мере того, как Нуман шел вперед, становилось ясно, что этот мужчина пытается избежать встречи с Имамом. Однако это ему не удалось. Подойдя к должнику, Абу Ханифа спросил, почему тот прятался от него. И тогда мужчина ответил: "Мне стыдно встретить Вас, не имея возможности отдать долг". На что, крайне удивленный ответом, Нуман заметил: "Даже, то, что Вы не в состоянии отдать долг, не дает Вам права вести себя подобным образом".

Как-то, направляясь на совершение Хаджа, часть пути Имам Абу Ханифа проделывал совместно с Абдуллой ас-Сахми. Во время одной из остановок к ним неожиданно подошел незнакомый бедуин. Он схватил Абдуллу и повел его к Нуману. Подойдя к Имаму, бедуин сказал: "Этот - и указал на Абдуллу ас-Сахми - мой давний должник". Однако попутчик Имама Азама напрочь отрицал это. Тогда Абу Ханифа спросил, сколько должен Абдулла. "40 дирхемов" - назвал сумму бедуин. "Да, дела приняли не самый лучший оборот. Эти люди готовы драться за такой пустяк, как 40 дирхемов" - сказав это, Имам Азам вытащил деньги из своего кармана и протянул их бедуину.

Ибрахим ибн Утба был должен четыре тысячи дирхемов одному человеку. Не будучи в состоянии отдать эти деньги, он стал избегать встреч с людьми, так как стыдился своего положения. Дело дошло до того, что друг Ибрахима начал собирать пожертвования с целью помочь ему рассчитаться с долгами. Однажды он обратился с просьбой и к Имаму. Услышав эту историю, Абу Ханифа спросил размер долга. Когда же он получил ответ, то сказал: "Зачем же беспокоить такое огромное количество людей из-за столь незначительной суммы", и дал требуемое количество денег.

Несмотря на богатство и значительное положение в обществе, Имам Азам был предельно вежливым и благородным человеком.

Однажды, когда Нуман ибн Сабит пребывал в мечети в окружении своих учеников и последователей, человек, которого никто из присутствующих не знал, задал ему вопрос. Получив ответ, незнакомец возразил, заметив, что Хасан Басри имеет отличную от его точку зрения на этот счет. "Хасан Басри ошибается" - сказал Имам. В то же время в мечети находился один из последователей этого выдающегося суфия и богослова. Услышав слова Абу Ханифы, он вышел из себя и со злостью воскликнул: "О, сын блудницы, как ты можешь говорить, что Хасан Басри ошибся?!" В мечети поднялся шум, встревоженные ученики Нумана вскочили и хотели наказать человека, оскорбившего великого ученого. Однако Абу Ханифа пресек их попытку. Позже, когда люди успокоились, и в мечети восстановился порядок, Имам Азам вежливо обратился к виновнику происшествия со словами: "И все-таки Хасан по этой проблеме имеет несколько неправильное суждение. Достоверный хадис на этот счет привел Абдулла ибн Мас´уд (да будет доволен им Аллах)".

Как обычно Абу Ханифа проводил урок в мечети для своих студентов и всех желающих. Вдруг один из присутствующих стал говорить непристойности по отношению к Имаму. Несмотря ни на что, Нуман не реагировал и приказал своим ученикам сохранять спокойствие, продолжая урок. По окончании занятия, Абу Ханифа направился домой, но тот мужчина не отставал от него. Всю дорогу он шел за Имамом, сыпля обвинения и оскорбления в его адрес. Вскоре они подошли к тому месту, где жил Абу Ханифа. Остановившись, Нуман повернулся лицом к этому человеку и сказал: "Брат, вот мы подошли к дверям моего дома. Если у тебя еще есть, что сказать мне, то сделай это поскорей. Просто я сейчас собираюсь войти во внутрь и боюсь, что потом у тебя не будет такой возможности".

Неподалеку от дома Абу Ханифы жил молодой человек, который был сапожником. Часто после работы он приводил домой друзей и устраивал шумные пиршества, которые сопровождались распитием вина и игрой на музыкальных инструментах. Имам, который большую часть ночи проводил в молитве, был свидетелем этих застолий. Однажды государственный служащий, наблюдавший за общественным порядком, проходил ночью мимо дома сапожника. Поняв, что происходит, он арестовал молодого человека. Утром этого дня, проснувшись, Абу Ханифа сказал друзьям, бывшим рядом с ним, что сегодня ночью их никто не беспокоил. Тогда же ему рассказали о случившемся. Узнав о том, что его сосед находится под стражей, Имам, не медля, велел подать ему коня, оделся и поехал к правителю города Исе ибн Мусе, который был братом халифа Мансура. Правитель, услышавший о том, что к нему с визитом едет Абу Ханифа, послал на встречу великому ученому слуг, которые проводили его к нему в дом. Иса ибн Муса встретил Имама Азама с большим уважением. "Зачем Вы утруждаете себя визитами ко мне? Вам было достаточно послать за мной, и я бы сам приехал" - сказал правитель. "Меня привело сюда одно серьезное обстоятельство", - ответил Абу Ханифа - "сегодня ночью мой сосед, молодой человек, который зарабатывает на жизнь, работая сапожником, был заключен под стражу. Я прошу освободить его". Вскоре соседа Имама привели к правителю и после непродолжительного разговора отпустили. По дороге домой, молодой человек сопровождал Абу Ханифу. С этого же дня он стал учеником Имама, а впоследствии факихом (знатоком шариатского права).

Имам и его мать

Еще будучи ребенком, Абу Ханифа потерял отца, но его мать прожила долго. Все эти годы Нуман ухаживал за ней, проявляя огромную заботу и уважение.

Как и у многих женщин преклонного возраста, у нее были некоторые предрассудки. Мать Абу Ханифы очень любила слушать известного проповедника Куфы Амр ибн Дхарра. В то время, когда у нее возникал какой-нибудь вопрос, касающийся религии, она обязательно посылала своего сына к Амру ибн Дхарру узнать ответ. Абу Ханифа покорно выполнял ее приказ, чем вызывал необычайное удивление у Амра, который говорил в таких случаях: "Как я могу открыть рот прежде тебя!" На что Имам замечал, что таков приказ его матери. Однажды случилось так, что Амр ибн Дхарр не знал ответа. Тогда он попросил Нумана подсказать ему, чтобы он мог повторить эти слова матери Абу Ханифы.

Спустя некоторое время, пожилая женщина стала настаивать на том, чтобы сын отвозил ее на муле к проповеднику, чтобы лично услышать его. Придя к Амру, женщина начинала задавать различные вопросы и успокаивалась только тогда, когда он указывал на то, что верно, а что нет.

Передают, что как-то мать Абу Ханифы задала вопрос своему сыну, и, не приняв его ответа, сказала: "Нет, ты не авторитет. Я посчитаю твой ответ правильным, только если Зуркаху (один из проповедников) подтвердит его". Тогда Нуман повез ее к Зуркаху. "Нуман, почему ты не спросишь самого себя. Ведь ты знаешь куда больше, чем я" - сказал проповедник, узнав причину их визита. Затем он, все-таки, заключил, что слова Имама Азама были верны. И это успокоило старую женщину, и она вернулась домой.

В то время, когда мать Нумана ибн Сабита была еще жива, Ибн Хубаирах предложил Абу Ханифе государственную должность, но тот отказался. В ответ Ибн Хубаирах приказал выпороть Имама. Это обстоятельство сильно огорчило старую женщину. Позже, вспоминая все это, Имам Азам говорил: "Боль, которую причинило мне огорчение матери, была гораздо страшнее ударов плетей. Для меня невыносимы были слезы на ее щеках".

Суфьян Саури: "Абу Ханифа не такой дурак, чтобы сводить на нет свои благие поступки"

Абу Ханифа избегал сплетен и часто благодарил Аллаха за то, что Он уберег его от этого греха. Один человек сказал Абу Ханифе: "Имам, так много дурного говорят о тебе, но никто никогда не слышал никакой гадости, слетевшей с твоих губ". На что Нуман ибн Сабит ответил: "Это милость Аллаха. Он дарует ее тем, кого любит".

Когда Суфьяна Саури спросили, слышал ли он хотя бы одно дурное слово о ком-либо от Имама Азама, тот воскликнул: "Абу Ханифа не такой дурак, чтобы сводить на нет свои благие поступки".

Нуман ибн Сабит был немногословен, но всегда точен. Он не принимал участия в пустых беседах, а также сторонился тех мест, где люди злословили и обсуждали друг друга.

Великий богослов считал, что давать клятвы недопустимо, и всеми силами старался удерживать себя от этого. Для того, чтобы искоренить в себе эту привычку, он даже дал обет, что каждый раз, как совершит подобную ошибку, пожертвует один дирхам на подаяние. И однажды по невнимательности Абу Ханифа поклялся - с того самого момента он поднял "цену" проступка до одного динара.

До сих пор люди передают истории о религиозности и благочестии Абу Ханифы

Истории о набожности и благочестии Нумана ибн Сабита стали широко известны. Совершение молитв было радостью для него. Он стремился выполнять ее с максимальной искренностью, смирением и вниманием. Дахаби пишет: "По причине его религиозности и праведности, Абу Ханифа достиг степени таватур (достоверный передатчик хадисов)". Во время намаза или чтения Корана он бывал настолько захвачен внутренним духовным стремлением ко Всевышнему, что, начав плакать, не мог остановиться часами.

Ибрагим Басри передал, что однажды утром он молился вместе с Имамом. И, когда Абу Ханифа прочитал аят: "Не думайте, будто Аллах не ведает о делах тех, кто творит несправедливость", то слезы залили всю его рубашку, а тело сотрясалось во время рыданий.

Также Заида рассказал такую историю. Желая задать важный вопрос Имаму, он пришел в мечеть. Как раз в тот момент там начался ночной намаз. Заида встал в ряд и помолился вместе со всеми. Затем он подождал, пока Абу Ханифа закончит совершать дополнительный (сунна) намаз. Однако во время чтения Корана в молитве Нуман ибн Сабит процитировал аят: "Спаси нас от мук пламенного ветра Ада" и продолжил повторять его до утра.

Еще передают, что однажды Имам в рыданиях всю ночь читал лишь один аят Священного Корана: "Настанет День - день тяжкий, День, нелегкий для неверных".

Язид ибн Кумаит, современник Абу Ханифы, известный своим благочестием, рассказывал, что как-то он совершал ночной намаз (´?иша) за Абу Ханифой, который прочитал в нем суру "Зальзаля". После того, как молитва была завершена, он увидел Имама продолжающим сидеть, куда-то задумчиво устремив взгляд. Язид не захотел тревожить Абу Ханифу и ушел, оставив его в мечети. И каково было его удивление, когда, придя утром в мечеть, он нашел Имама Азама в том же положении. Он сидел, с тем же грустным взглядом, держа свою бороду в кулаке, и смиренно чуть слышно произносил: "О Тот, Кто вознаграждает за самое маленькое благодеяние и подвергает наказанию за самый незначительный грех! Спаси же Своего раба Нумана от Пламени Ада".

Как-то прогуливаясь, Абу Ханифа случайно наступил на ногу маленькому мальчику. Ребенок воскликнул: "Ты что не боишься Аллаха, что ли?" Услышав это, Имам потерял сознание. И лишь то, что его сопровождал Мусир ибн Кудам, спасло Нумана от падения. Мусир ловким движением удержал его тело. Позже, когда Имам Азам пришел в себя, его спросили: "Почему такое воздействие на Вас оказало замечание ребенка?" "Кто знает, не было ли это предостережением из Неизвестности" - ответил Абу Ханифа.

Однажды в лавке, которой владел Нуман ибн Сабит, один из работников, раскладывая товар, сказал в присутствии Имама: "Да войдем мы в Рай с миром!" Услышав это, Абу Ханифа разрыдался. Он плакал так долго, что вся его мантия стала мокрой. Сквозь слезы он прошептал: "Можешь идти. Только запри, пожалуйста, за собой дверь", при этом прижимая ладони к лицу. На следующий день, придя к себе на работу, Имам сказал тому служащему: "Кто мы такие, чтобы даже думать о том, как бы попасть в Рай. Не достаточно ли, что Всевышний убережет нас от Своего гнева. Умар аль-Фарук (да будет доволен им Аллах) говорил: "Если в Судный День я не удостоюсь награды, но в то же время Господь не подвергнет меня наказанию, то буду счастлив".

Как-то Абу Ханифе, объяснявшему что-то своему ученику, один из находившихся рядом с ним людей, сказал: "Ты должен особенно страшиться Аллаха в то время, когда выносишь фетву". Эти слова заставили Имама побледнеть и, повернувшись лицом к тому человеку, он проговорил: "Пусть Аллах воздаст тебе благом, брат. Не будь я уверен, что Всевышний обязательно накажет того, кто намеренно утаивает знания от желающего их получить, то никогда не вынес бы фетвы".

В то время, когда Имаму задавали вопрос, на который он не мог ответить, Нуман ибн Сабит начинал переживать. Он укорял себя, считая, что незнание является наказанием и следствием совершенного им когда-то греха. После таких случаев он обычно повторял омовение, затем читал намаз и просил у Аллаха прощение. История об этом дошла до Фудайла ибн Луяда, известного суфийского шейха. Выслушав рассказ о благочестии Нумана, он расплакался и сказал: "У Абу Ханифы нет тех грехов, чтобы каяться в них. Однако тот, кто погряз в разврате, может оказаться в любую секунду поглощенным пучиной бедствий, которые напрочь собьют его с ног, но он так и не поймет при этом, что причина происходящего с ним от Аллаха".

Как Абу Ханифа проводил свой день

Рассказ о великом ученом будет неполным, если не поведать о том, как он проводил свой день. Закончив утреннюю молитву (фаджр) Абу Ханифа давал урок в мечети, после которого выносил фетвы и отвечал на вопросы по разным темам. С целью послушать Имама, на такие уроки приезжали люди из самых отдаленных уголков халифата. После этого Нуман ибн Сабит проводил закрытый семинар со своими ведущими учениками по шариатскому праву. Позже единогласные решения, принятые в ходе таких мероприятий, были зафиксированы письменно.

После обеденного намаза (аз-зухр) Имам Азам шел домой и некоторое время отдыхал. Совершив послеполуденную молитву (аль-аср) он проводил еще один урок, а затем отправлялся в город, чтобы навестить друзей, больных и оказать помощь нуждающимся.

Едва выполнив вечерний намаз (аль-магриб), Абу Ханифа снова начинал занятие, которое длилось до полного захода солнца. Затем он читал пятый обязательный намаз (аль-иша). Ночи же Нуман ибн Сабит обычно посвящал дополнительным молитвам, чтению Корана и зикру (поминанию Аллаха).

Зимой после обязательного ночного намаза (аль-иша) он часто спал в мечети и поднимался, когда наступала заключительная третья часть ночи для того, чтобы совершить тахаджуд (необязательный намаз). Иногда же он делал это в своей лавке. Знавшие Абу Ханифу люди говорили, что невозмутимость и терпение были заложены в нем от рождения.

По этому поводу передают такую историю. Когда Имам Азам читал лекцию в соборной мечети, в которой присутствовало огромное количество слушателей, неожиданно с крыши на колени Нумана ибн Сабита упала змея. Толпа, охваченная паникой, выбежала из мечети. Тем не менее, Имам, как ни в чем не бывало, оставался на своем месте.

На уроках он сохранял спокойствие, позволяя ученикам свободно дискутировать. Имам вступал в бурные дебаты, если они слишком затягивались, не имея перспективы прийти к единому мнению. В таких случаях, Абу Ханифа давал свое заключение по обсуждаемому вопросу, которое обычно было приемлемым для всех.

Имам Азам глубоко переживал боль других людей и стойко переносил испытания, выпавшие на его долю.

Имам был внимательным, открытым и заботливым человеком. Он глубоко переживал человеческую боль и страдание. Однажды во время урока в мечеть зашел человек и рассказал, что один мужчина упал с крыши своего дома. Едва тот закончил последнюю фразу, Абу Ханифа выскочил из мечети, выкрикивая что-то, и, не обувшись, босой побежал к пострадавшему. Впоследствии, он каждое утро посещал больного, пока тот окончательно не выздоровел.

В то же время, тяготы и лишения, выпавшие на его долю, Нуман ибн Сабит переносил с необыкновенной стойкостью и самообладанием, которые порой удивляли людей. Пройдя через все испытания со стороны халифа и его чиновников (заключение, физическое наказание), Абу Ханифа ни на секунду не колебался в правильности своего выбора даже тогда, когда халиф поклялся настоять на своем. Ничто не могло склонить Нумана ибн Сабита стать придворным ученым. Следует заметить, что в это время он был человеком весьма преклонного возраста, и, по некоторым данным, именно это заточение приблизило смерть Абу Ханифы.

В день похорон величайшего Имама улицы Багдада были заполнены людьми, пришедшими проститься с ним. Как отмечают источники, в похоронной процессии приняли участие пятьдесят тысяч человек.

Среди дней недели особое место у мусульман занимает пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение. Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы!» (62: 9–10). Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера». Пятничная молитва обязательна: 1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра). Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов. Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне). Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен. 2. Для тех, кто здоров. Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна. 3. Для свободных людей. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными. 4. Для мужчин. Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен. 5. Для совершеннолетних и дееспособных. 6. Для зрячих. Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен. 7. Имеющим возможность ходить. Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен. 8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п. Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.). Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного. Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной 1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти. Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат». В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин. 2. Имам должен иметь разрешение от местной власти. Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом. Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна. Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом. 3. Совершается во время полуденной молитвы. 4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой. 5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна. 6. Чтение пятничной молитвы джамаатом. Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками. 7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех. Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить. Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде. Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность». Желательные действия пятничного дня Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха ». В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом, необходимо выполнить некоторые условия. Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки». Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом. Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть. Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр). В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…». Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается. Является сунной читать в ночь на пятницу суру 44 («Дым»), а днём до полудня – суру 18 («Пещера»). Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним. Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха, затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман. Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть. Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями. Нежелательные действия пятничного дня 1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах. Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд. Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха. В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад». 2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них. 3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза. 4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы. 5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место». 6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему "Замолчи", то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». «Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь "молчи", тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы». Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо. В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся. Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок! Автор: Алим Нурдинов

Имам Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) в своих суждениях избегал любой подражательности. Это хорошо понимал его учитель Хаммад ибн Сулейман. Тем более что Абу Ханифа спорил с ним по всем вопросам, всегда обо всем подробно расспрашивал, ни одну мысль не принимал до тех пор, пока сам всеторонне ее не продумает.

Именно в связи с таким пониманием, вне Корана, сунны и фетв асхаби-кирама он чувствовал себя довольно свободно, считал себя в праве подвергать сомнению утверждения табиинов, и соглашался с ними только проверив их правильность.

В связи с этим, Ибн Абдульбар в своем произведении по названием “Аль-Интика” приводит следующий рассказ Саида ибн Арубы: «Я приехал в Куфу и принял участие на встречах с Абу Ханифой. На одной из них он помянул Усмана ибн Аффана и вознес ему много благодарности. Я сказал ему, что не встречал в этих краях никого кроме него, кто возносил бы благодарности Усману (пусть Аллах будет им доволен)». Как видим, он не старался угодить народу или правителям, не боялся раствориться между правящими кругами и народом, не поддавался воздействию чувства любви или ненависти. Он неукоснительно двигался по известному ему истинному пути.

Сам Абу Ханифа так объяснил свой метод и его применение: «Я глубоко почитаю все, что пришло от Пророка (с.а.в.). К дошедшему от сахабов отношусь избирательно. А что касается всего вне этих пределов – и они люди, и мы люди». В одном из преданий Яхъя ибн Маин говорит, что в беседе с Саури и еще с одним человеком Абу Ханифа сказал: «(Сначала) я посмотрю на книгу Аллаха. Если там не найду, буду действовать по сунне Расульуллаха (с.а.в.). Если и там не найду, буду смотреть на слова сахабов Пророка (с.а.в) и оттуда возьму то, что мне нужно. Однако если вопрос дойдет до Ибрахима, Шаби, Хасана, Аты, то я тоже буду совершать иджтихад, как и они ».

Это и есть тот метод, на котором по его собственным словам он построил свой мазхаб. Конечно же, это вовсе не значит, что он совсем не брал во внимание утверждения табиинов. Он делал лишь выбор среди их высказываний. В большинстве случаев он отдавал предпочтение взглядам Ибрахима ан-Нахаи, как родоначальника иракского направления в фикхе.

Даже можно выразиться и таким образом: когда он не мог определить свою позицию в каком-то спорном вопросе, он подражал Ибрахиму ан-Нахаи. Хотя некоторые и утверждают, что муджтахиды не должны подражать, но правда состоит в том, что в подобных случаях у всех муджтахидов есть элементы подражания. Более поздние специалисты по методам ханафитского фикха еще более четко определили эти принципы. В соответствии с ними доводы ханафитского фикха строятся в такой последовательности:

2-Мутаватир, машхур и ахад хадисы;

4-Взгляды сахабов, если они полностью не противоречат киясу;

5-Кияс, традиция, практика и т. д.

Захид аль-Каусари по-другому рассматривал эту проблему. Согласно Каусари, Ирак вовсе не является бедной областью со стороны распространенности хадисов. Однако у Абу Ханифы отличные от других требования к принятию хадисов. Он не принадлежит к группе тех мухаддисов, которые интересовались только хадисами, их изучением, запоминанием и передачей. Вот что об этом говорит Каусари в своей книге под названием “Таниб-уль-Хатип” (стр. 152-154): «Те, кто делает предположения о том, что Абу Ханифа знал мало хадисов, не соглашался с хадисами и брал слабые хадисы, не знают, какие требования выдвигали имамы к принятию хадисов, и взвешивают уровень знаний имамов-муджтахидов на весах с испорченными гирями ».

У Абу Ханифы имеется ряд сформулированных принципов для принятия заключения о каком-либо предписании. Те, кто его обвиняют, понятия не имеют об этих принципах. Самые важные из этих принципов следующие:

1- Имам Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) принимал во внимание переданные заслуживающими доверия людьми сообщения, которые не противоречили более сильным по сравнению с ними доводам.

2- Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) оценивал ахад хадисы в соответствии с общими основами, выработанными им в результате подробного изучения всех источников исламского права . Если ахад хадисы противоречили этим основам, то из двух доводов он выбирал более сильный. Давая предпочтение упомянутым основам над противоречащими хадисами, он исходил из того, что эти сообщения являются исключением. В произведении Тахави под названием “Магани-аль-Асар” приведено много примеров на эту тему. Здесь не отвергаются сахих хадисы. Напротив, имеется противодействие только тем хадисам, которые по мнению муджтахида являются второстепенными и слабыми.

3- Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) оценивает ахад хадисы в соответствии с общими суждениями и с прямым значением выражений Корана. Тут есть одно положение, требующее внимания. Имам Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) приводит такой пример: в соответствии с хадис-шарифом «таваф вокруг Каабы является намазом» нельзя делать таваф без омовения. Однако в аяте «пусть совершают таваф» слово “таваф” употребляется в точном и узком значении. И делает фарзом только совершение тавафа. В дополнение к нему не делает фарзом или ваджибом совершение омовения. Когда говорится, что надо поступать в соответствии с аятом, а не с хадисом, имеется в виду следующее: аят устанавливает категоричное предписание , а хадис говорит о предположительном.

В данном аяте указано, что омовение в период тавафа не является фарзом. Поскольку хадис сообщает лишь о предположительном, он не может спорить с аятом по поводу обязательного предписания. Однако хадис не отбрасывается полностью. Из-за того, что в нем говорится о предпочтительном, то принятие омовения в период совершения тавафа становится суннатом. Не фарзом. То есть, в аяте закрепляется фарз, а в хадисе суннат.

4- Принимая ахад хадисы, Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) обращает внимание тому, чтобы они не противоречили известному суннату, будь то во взглядах или в действиях.

5- Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) , принимая ахад хадис, ставит условием его непротиворечие равному с ним хадису. Года два хадиса не согласуются друг с другом, по некоторым причинам он отдает предпочтение одному хадису перед другим. Имеется ряд особых причин, по которым делается предпочтение в таких ситуациях, например, один из передатчиков хадиса является факихом или обладает более широкими познаниями по сравнению с другим.

6- При принятии ахад хадиса, Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) ставит дополнительным условием, чтобы его передатчик не противоречил другим переданным им самим хадисам.

7- По сообщению Ибн Раджаба (пусть Аллах будет милостив к нему), если Абу Ханифа находил в одном из двух хадисов какое-то различие в плане доказательств или в тексте, то из предосторожности не принимал это дополнение при отсутвии других причин, делающих это необходимостью.

8- Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) не руководствовался одиночным хадисом в тех случаях, когда речь шла об “умуми белва”, т. е. о таком фарзе или хараме, с которыми каждый человек неизбежно сталкивался каждый день или повторяющимися очень часто. В таких ситуациях необходимо, чтобы хадис был машхуром или мутаватиром.

9- Есть еще один принцип Абу Ханифы (пусть Аллах будет милостив к нему) в отношении ахад хадисов – это чтобы ни один из предшественников не подвергал этот хадис критике или порицанию.

10- При наличии отличающихся преданий по вопросам наказаний и ограничений Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) выбирал более легкий вариант.

11- Согласно Абу Ханифе (пусть Аллах будет милостив к нему) непременным условием является способность передатчика хадиса помнить наизусть предание с того момента, когда он его услышал до времени его передачи.

12- В том случае, когда передатчик хадиса не помнит, от кого он его услышал, Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) считает его записи в основном не заслуживающими доверия.

13- Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) среди ахад хадисов отдает предпочтение тем, которые подтверждены другими хадисами.

14- Один из принципов Абу Ханифы (пусть Аллах будет милостив к нему) по поводу хадисов состоит в том, чтобы сообщение не шло вразрез всему тому, что применялось в любой стране или городе, где находились сахабы и табиины. Лейс ибн Сад в своем письме Имаму Малику пишет: «Неправильно, опираясь на слова некоторых более поздних ученых, считать слабыми со стороны доводов часть тех хадисов, которые были приняты Абу Ханифой.

Потому что Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к нему) близко был знаком с положением передавших эти хадисы шейхов. В основном между ним и сахабом было не более двух передатчиков. Знание Абу Ханифой большого количества хадисов становится очевидным из тех доводов, которые он приводит в разных разделах фикха. Эти хадисы находятся в семнадцати муснадах, собранных его выдающимися учениками и другими знатоками хадисов. А кроме того, Хатиб аль-Багдади привез с собой в Шам произведения Ад-Даракутни и Ибн Шахина под названием “Муснад Абу Ханифы”. Эти два муснада не входят в число тех упомянутых ранее семнадцати сборников хадисов. Муваффак аль-Мекки в книге “Менакип” (1/96) пишет: «Как говорил Хасан ибн Зияд, Абу Ханифа (пусть Аллах будет милостив к ним) передал четыре тысячи хадисов, из которых две тысячи передал от Хаммада, а остальные две тысячи от других знатоков хадисов».

Каусари, упом. произведение, стр. 89-91.

Захаби «Менакибу´ль-Имам Абу Ханифа»

Ночное поклонение имама общеизвестно и много передают то, что он выстаивал всю ночь в .

Сказал Якуб ибн Шейба, что ему рассказал Бакр, что он слышал, как Абу Асим ан-Набиль сказал: называли столпом из-за его множества молитв.

Сказал Хурейс ибн Абу аль-Варакаъ, что он слышал, как Али ибн Исхак ас-Самарканди сказал, что он слышал, как Абу Юсуф говорил: Абу Ханифа полностью прочитывал весь Коран в одном ракаате каждую ночь».

Это противоречивая история, потому что передают от Бишра ибн аль-Валида аль-Кинди от Абу Юсуфа, что он, однажды, шел вместе с Абу Ханифой, и один прохожий сказал другому: «Это Абу Занифа, который не спит всю ночь». И Абу Ханифа сказал: Клянусь Аллахом, не будут говорить обо мне то, что я не делаю». И после этого он поклонялся всю ночь, совершая намаз и дуа.

Передает Хиббан ибн Бишр от Хакам ибн Сальм от Абу Суфьян, который сказал: «Мы приходили к Амру ибн Мурра, и Абу Ханифа совершал ночной и утренний намаз с одним омовением.

Передает Яхья аль-Химмани от своего отца, который сказал: «Я был рядом с Абу Ханифой шесть месяцев. И я не видел, чтобы он совершал утренний намаз, кроме как омовением ночного, и завершал чтение Корана перед рассветом каждую ночь.

Сказал Ибрахим ибн Саид аль-Джавхари от аль-Мусанна ибн Раджа от Умм Хумейд, молочная мать ребенка Абу Ханифы: Сказала мать ребенка Абу Ханифы: «Я не видела, чтобы Абу Ханифа спал ночью со времени как его знала. Он спал со времена зухра до асра летом, и также он спал в начале ночи в мечети зимой.

От Абдурахмана аль-Мукри: «Если ты увидел Абу Ханифу молящимся, то понял бы, что его молитва от всего сердца».

Сказал Джубара ибн аль-Мугъаллис: Я слышал, как аль-Хусейн аль-Джуфи спросил один человек: «Верил ли Абу Ханифа в воскрешение?».

И [аль-Джуфи] ответил: «мне сообщил тот, кто видел его, что он часто повторял аят:

افَمَنَّ اللَّـهُ عَلَيْنَا وَوَقَانَا عَذَابَ السَّمُوم

Аллах же оказал нам милость и уберег нас от мучений знойного ветра (или мучений в Аду).

И плакал, и также говорил: «О Аллах окажи нам милость и защити нас от адского огня, О Милостивый!».

От Сальма ибн Салима аль-Бальхи от Абу аль-Джувейрия, который сказал: «Я был рядом с Абу Ханифой шесть месяцев и не увидел, чтобы он спал хотя бы одну ночь».

Передает ибн Абу аль-Аввам в свой книге «Фадаил Абу Ханифа»: сообщил нам ат-Тахави от Ахмада ибн Абу Имран, которому рассказал Мухаммад ибн Шуджа от аль-Хасана ибн Зияда от Абу Ханифа: «Я читал в двух ракатах Фаджра два хизба из Корана».

Сказал Али ибн Хафс аль-Баззаз: я слышал как Хафс ибн Абдурахман передавал от Мисара: Я вошел в мечеть и увидел, как человек совершал намаз, и мне понравилось его чтение. И я стоял, когда он уже прочет одну седьмую часть Корана, и я подумал про себя, что он сейчас совершил руку, затем он дошел до одной трети, и тут я тоже подумал, что он совершит руку, затем он дошел до половины, и он не переставал читать пока ни дошел до конца всего Корана в одном ракаате. И я потом посмотрел на него, и это был Абу Ханифа».

Сказал Ибрахим ибн Рустум аль-Марвази: Я слышал, как Хариджа ибн Мисаб говорил: «Четыре имама читали весь Коран в одном ракаате: «Усман ибн Аффан, Тамим ад-Дари, Саид ибн Джубейр и Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах всеми».

Рашид Исаев

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соиальных сетях!