Можно ли венчаться без регистрации в загсе? церковные обычаи. Можно ли есть перед венчанием? Мы все слышали выражение: «Браки заключаются на небесах»

Каждый человек хочет любить и быть любимым. А верующий во Христа ждет любви и брака с особым трепетом, потому что помнит слова из Книги Бытия, которые не раз повторяли апостолы: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Венчание, Таинство, с которого начинается церковный брак, - одно из самых главных событий в жизни православных мужчины и женщины. Каким оно должно быть? Чем венчаный брак отличается от гражданского? Мы постарались ответить на самые распространенные вопросы о венчании, а помог нам в этом настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской города Благовещенск священник Святослав ШЕВЧЕНКО.

В какие дни можно венчаться?

Венчание в храме может совершаться утром или днем, после завершения Литургии.

Венчаться в Русской Православной Церкви по канонам можно во все дни, кроме:

  1. От Недели Мясопустной, то есть воскресенья перед Прощеным воскресеньем, до Недели Фоминой (1-го воскресенья после Пасхи).
  2. Во весь Петров пост.
  3. Во весь Рождественский пост, включая дни Рождественских святок, то есть вплоть до 18 января.
  4. В канун однодневных постов, а именно - накануне среды и пятницы.
  5. В канун воскресных дней, великих праздников, храмовых (престольных) праздников.

Что можно подарить на венчание?

На самом деле на венчание можно подарить все, что обычно дарят на светскую свадьбу: постельные принадлежности, сервизы, набор кухонных принадлежностей и так далее. Из церковного будут очень кстати духовная литература и видеодиски о семейных ценностях. Можно подарить красивую лампаду или, например, резную полку для икон. В принципе, можно подарить и сами иконы, но только не следует переусердствовать с их количеством, чтобы они не пылились где-нибудь в шкафу.

Можно ли есть перед венчанием?

Насколько мне известно, церковными правилами не предусмотрен строгий пост, как, например, евхаристический перед таинством Причастия. А вот исповедаться и причаститься перед Венчанием - это очень благочестивая и важная традиция.
Не стоит наедаться перед самим таинством и чисто из практических соображений. Во-первых, будет тяжело выстоять с полным животом. Во-вторых, отрыжка и другие процессы деятельности желудка никак не украсят Венчание. А, в-третьих, как гласит народная мудрость: сытое брюхо к молитве глухо.

Можно ли родителям присутствовать на венчании?

Мне кажется, будет довольно странным, если родителей жениха и невесты не будет при совершении этого важного таинства. К тому же, не нужно превратно толковать слова Бога: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей (Быт. 2 , 24; Мф. 19 , 5). Пятую заповедь о почитании отца и матери никто не отменял. Более того, в чине Венчания есть молитвы, посвященные и самим родителям, которые тоже в некотором роде являются соучастниками таинства.

Можно ли снимать венчание?

В нынешних век высоких технологий было бы грехом не воспользоваться благами цивилизации для того, чтобы осталась память об этом важном торжественном моменте в жизни каждого христианина. Другой вопрос, чтобы фотограф или видеооператор не мешали совершению священником таинства и не нарушали благолепие службы. Думаю, не будет лишним, если специалисты по съемке подойдут к священнику, который объяснит элементарные нормы поведения в храме, что можно и что нельзя.

Можно ли разводиться после венчания?

На мой взгляд, очень подозрительным является факт появления такого вопроса, особенно у людей, которые планируют соединить свои души в таинстве Венчания. Человек этим вопросом как бы цепляется за прошлое, оставляет себе пути для отступления. Я всегда говорю, что такого понятия как «развенчание» не существует. Потому что церковные таинства не имеют обратной силы, то есть нельзя «раскреститься», «разисповедаться», «распричаститься» и так далее. И даже тогда, когда разведенные супруги подают местному епархиальному епископу прошение по этому печальному событию, он лишь констатирует факт распада семьи. И супруги будут отвечать перед Богом за то, что не сделали все возможное, чтобы спасти церковный брак. Хотя, оговорюсь, в каждом случае вину за развод нужно рассматривать индивидуально.

Можно ли носить или продавать венчальное платье после венчания?

Сегодня мы живем в эпоху, когда сильно развит свадебный бизнес, когда невесте дают платье напрокат. Да и по большому счету, женщине не надеть свадебное платье никуда, кроме как на торжественную регистрацию в загсе, Венчание и свадебный банкет. К тому же, одежда в этом таинстве не участвует сакрально, как, например, крещальная рубашка.
Поэтому не вижу никакого греха в том, чтобы свадебными нарядами дать попользоваться и другим молодоженам.

Можно ли отмечать венчание?

Не вижу ничего плохого в том, чтобы после совершения таинства Венчания отметить его в кругу родных и близких за праздничной трапезой. Но застолье не должно превращаться в праздник живота, за которым потеряется суть отмечаемого события. Речь и о чрезмерных возляниях спиртными напитками, когда в человеке может исказиться образ Божий. Во всем нужна мера, чтобы этот день запомнился для двух любящих людей именно своей духовной составляющей.

Венчание беременной - можно ли?

К сожалению, это знамение современной эпохи. Читал, что на Руси после совершенного таинства Венчания именно священник предлагал молодоженам впервые поцеловать друг друга. Сегодня зачастую венчаются люди, которые уже прожили вместе не один год. Но с другой стороны, очень хорошо, что люди решаются на этот серьезный шаг. И с канонической стороны нет никаких препятствий для того, чтобы ребенок присутствовал на Венчании своих родителей - очно или находясь в материнской утробе.

Можно ли снимать кольца после венчания?

Хочется задать встречный вопрос: снимать обручальные кольца для чего? Один снимает венчальное кольцо, чтобы не было проблем со здоровьем, например, при обследовании в аппарате МРТ, где противопоказаны металлические изделия, а другой - снимает колечко в санатории, чтобы прикинуться свободным от брачных уз. Если хотите, кольца венчальные - это как символ точек доступа, объединяющих людей посредством невидимой, но крепкой связью под названием Любовь.

Можно ли изменять после венчания?

Это тоже самое, что спросить: а можно зарезать человека после обеда? Лично у меня скрипят логические шестеренки, когда я слышу или читаю подобные вопросы. Супружеская измена в церковной традиции обозначена словом «прелюбодеяние». Если разложить это слово на составляющие, то мы получим дословно «предательство любви». Хорошо ли отречься от Бога, от матери и отца, предать Родину, друзей? Любой адекватный человек скажет, что это самые низкие и подлые проступки на земле. Если человек готов предать своего близкого человека ради животной похоти, то такому человеку категорически противопоказано Венчание.

Можно ли пить алкоголь перед венчанием?

Думаю, что ответ очевиден. Нельзя. Ну, во-первых, нормальный священник никогда не допустит пьяного человека ни до какого таинства. Алкоголь, принятый перед важным событием в своей жизни, которое требует от человека максимальной серьезности и сосредоточенности, говорит о том, что выпивший несерьезно подходит к церковному таинству. Он расслаблен, его разум затуманен спиртным, и ему, по большому счету, все равно, что происходит с ним. Такое отношение к таинству ни в коем случае недопустимо.
К тому же, поведение жениха или невесты, пришедших в нетрезвом виде на таинство, должно насторожить вторую половину: а не венчается ли он на алкоголике или алкоголичке? Поскольку несерьезность в таком деле может быть прообразом всей семейной жизни.

Можно ли на венчание с месячными?

Если это случилось внезапно и непредсказуемо, тогда, конечно, священнослужитель не может отказать. Единственное таинство, к которому не рекомендуется приступать в дни женского очищения, - это Причастие, которое есть истинные Кровь и Плоть Христовы. Но и здесь существуют исключения в виде кровотечений по болезни. И по благочестивой традиции молодожены перед Венчанием должны исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Поэтому в идеале женщине нужно учитывать свой менструальный цикл при планировании дня Венчания.

Вопрос : Кто сталкивался с аналогичной ситуацией, помогите, пожалуйста, разобраться. Родители мужа настаивают на венчание в церкви, но для чего это необходимо сделать, не объясняют, упорно твердя, что «так будет лучше». Что же дает венчание?

Обряд венчания с точки зрения культуры

Славянские летописи подробно донесли до нас быт русского народа, его привычки, верования, делая акцент на значимых вехах жизни. Рождение, свадьба, уход из жизни были очерчены религиозными представлениями, которые со временем видоизменялись, однако суть их оставалась неизменной.

Обряд венчания у славян был наделен магическим смыслом – защитить молодоженов от порчи, сглаза и злобных духов. Свадьба готовилась долго, для нее специально шили одежду, выбирали головные уборы, кольца, обережные блюда – все действия были направлены на то, чтобы молодые жили в достатке, имели здоровых детей.

С введением христианства на Руси свадьба не перестала быть таинством, наоборот, считалось, что пары, обвенчанные Богом, будут счастливыми, принесут много потомства. Венчание стало вехой, когда два человека берут на себя заботу не только друг о друге, но и участвуют в рождении и воспитании детей, согласно христианским канонам. Расторжение брака, заключенного в церкви, было недопустимым, расценивалось как грех.

Что дает венчание в церкви?

В советские времена о венчании мало что было известно, но, несмотря на притеснение религии, такие понятия, как крещение, литургия, венчание остались и возродились с новой силой в конце прошлого века.

Таинство венчания стало проходить чаще, и даже люди, состоявшие в браке, решались провести церковный обряд, чтобы стать ближе к Богу. Почему молодые наряду со светским бракосочетанием выбирают венчание?

  • Молодые получают Божественное благословление.
  • Семья, скрепленная обрядом, защищена от бед, ее обходят неприятности.
  • Супруги получают защитника – Бога, который не оставляет семью в радости и горе.

Божественное благословление – это не просто слова, сказанные в адрес молодых священником, проводящим обряд. Это пожелания добра и счастья, здоровья и долголетия, произносимые посредником – батюшкой, усиленное религиозным обрядом. Бракосочетание в церкви считается таинством, брак становится священным и не подлежит разводу.

Надо понимать, что обряд венчания не делает людей абсолютно счастливыми априори. Несмотря на то, что такой брак заключается «на небесах», он требует ежедневной работы в обычной жизни.

Венчание в церкви − усиливает помощь молодоженам на духовном уровне, дает внутренние силы для создания дружной семьи, помогает осознать ответственность за потомство. Молодые понимают, что сделали ответственный шаг, вступая в брак. Они просят и принимают Божественную помощь через венчание и стараются жить, согласно духовным канонам.


«Подводные камни» венчания

Реальная жизнь всегда отличается от теории, поэтому идеальное венчание, как осознанный шаг, принятый молодыми на духовном уровне, встречается не часто. Многих привлекает антураж ритуала, его торжественность, необычность, внимание, подарки.

Молодые не отдают отчет в главном – венчание – не «модное веяние». Это серьезное решение, которое принимается на земле, благословляется Богом. Венчание соединяет молодых, помогая счастливо прожить жизнь, вырастить детей, встретиться после смерти и оставаться вместе вечно.

Многие задают вопрос , является ли венчание в церкви − залогом счастливой жизни? Нет, ответственность за поступки лежат на каждом человеке, Бог лишь помогает осознать, насколько деяние плохо или хорошо. Выбор остается за человеком, в этом и сложность бытия. Трудно не ругаться, прощать, находить компромисс, уступать, понимать другого человека. Но всегда можно попросить помощи у Бога, услышать его, принять верное решение.

Повенчанные молодые получают покровительство и поддержку божественных сил. Но случается, что в дом приходит раздор, супруги начинают ругаться, унижать друг друга, изменять. Они забывают клятвы, что произносили при венчании, не слышат подсказки Всевышнего и в итоге их духовные каналы закрываются, люди становятся «глухи».

Всякого, кто хоть иногда задумывался о жизни, поразит мысль о том, насколько она далека от совершенства. Приличия, мораль, поведение в обществе и в частной жизни – все резко изменилось. Люди перестали брать ответственность на себя, перестали духовно трудиться, стараясь переложить решение на Бога, прикрывая им любые поступки.


Многие уверены, что венчание гарантирует им благодать. Отнюдь. Счастливы те семьи, где любовь зрелая, неэгоистичная, ответственная. Любовь – это труд, а Бог – помощник, направляющий, защитник, учитель. Венчаясь в церкви по велению души, вы принимаете помощь Всевышнего и одновременно прикладываете усилия для счастливого союза.

Никто за людей ничего не сделает: мужу и жене придется самостоятельно учиться жить на одной волне, совершенствовать себя, мириться со слабостями, стараться их минимизировать. Бог всегда на стороне людей, он направляет, и заботиться обо всех, для него нет «плохих» и «хороших»!

Означает ли это, что только венчанные в церкви люди могут вести достойную жизнь? Конечно, нет. Если молодые люди решили оформить брак в ЗАГСе, их помыслы чисты, они верны друг другу, а их отношения строятся на любви и доверии, то они могут обратиться к Богу по велению души.

Для благодарности не надо определенного места и времени, любой светлый, искренний порыв мыслей дойдет до Всевышнего и вернется благодатью.

Венчание в церкви – это внешний ритуал, и без настоящих чувств, любви и понимания происходящего он не будет иметь истинного смысла.

Прежде чем согласиться на венчание, необходимо остановиться и ответить на простые вопросы: люблю ли я, готов ли разделить с человеком радость, горе, материальные трудности, бытовые неудобства. Венчание в церкви ответственный шаг, он даст возможность открыть душу Богу, наполнить ее добротой, подарить ее супругу и будущим детям.

Для того чтобы это церковное таинство принесло вам максимум пользы необходимо поработать над собой: пересмотреть свои ценности и убеждения, провести

Христианский брак - это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания - в статье священника Дионисия Свечникова.

Существуют ли какие-либо препятствия для совершения Таинства венчания?

Препятствия, конечно же, существуют. Вопрос, сразу скажу, довольно обширный и вместе с тем очень интересный. Правда, задают его обычно несколько иным образом: «Кто может (не может) быть допущен до венчания?» . Еще чаще описывают конкретную ситуацию и спрашивают, есть ли возможность для вступления в брак. Тем не менее, суть от этого не меняется. Поэтому расскажу обо всем по порядку. Здесь мне придется максимально приближенно цитировать церковное право, чтобы у читателя не возникало разночтений.

Согласно церковному брачному праву существуют абсолютные и условные препятствия к браку. Абсолютными считаются те препятствия к браку, которые одновременно являются расторгающими его. Условными же препятствиями к браку являются пре­пятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей. Итак, абсолютными препятствиями к заключению церковного брака следует считать следующие:

1. Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый , ибо христианский брак - безусловно моногамный, т.е. единобрачный. Это правило распространяется не только на венчанные браки, но и на зарегистрированные государством. Здесь было бы уместным озвучить позицию Церкви по отношению к гражданскому браку. Церковь с уважением относится к гражданскому браку, т.е. заключенному в ЗАГСе, не считая его незаконным. Приведу цитату из Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви: «Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь…

Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Однако не стоит понимать подобное отношение Церкви к гражданскому браку как благословение православным супругам не вступать в брак церковный, довольствуясь лишь гражданской регистрацией. Церковь настаивает на необходимости освящения брака христианских супругов в Таинстве венчания. Только в Таинстве брака может быть достигнуто духовное единение супругов в вере, продолжаемое в вечности. Только в Таинстве брака союз мужчины и женщины становятся образом Церкви. Только в Таинстве брака супругам преподается Божия благодать для решения конкретной задачи – стать именно христианской семьей, островком мира и любви, где царствует Господь Иисус Христос. Гражданский же брак в этом отношении является ущербным.

Стоит озвучить и позицию Церкви к так называемому «гражданскому браку», который вообще нельзя назвать браком. С точки зрения Церкви «гражданский брак», не зарегистрированный государством, является блудным сожительством. Причем и с позиции гражданских законов это сожительство также не названо браком. Подобные отношения не брачные, не христианские, поэтому Церковь не может освятить их. Над людьми, живущими в «гражданском браке» не может быть совершено Таинство венчания.

2. Церковь возбраняет вступать в брак духовным лицам, т.е. принявшим священный сан (6-ое правило Трулльского собора).Заключение брака возможно только до рукоположения, т.е. до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. Ну а у монаха жены и вовсе быть не может в силу данных им обетов. Поэтому этому правилу грозит лишением священного сана.

3. Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов .

4. В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак ». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний.

Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак . Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9).

Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние».

5. Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.

В таком случае, согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

6. Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, ли­шающая человека, возможности свободно проявлять свою волю). Однако, физическую неспо­собность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособно­стью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода. Нет в действующих церковных правилах и запрета на венчание глухонемых и слепых. Церковные законы также не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак. Но венчание таковых должно быть совершено в храме.

7. Для вступления в брак существуют определенные воз­растные границы . Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г. запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а невесте 16. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает такой предел для женщин - 60 лет, для мужчин - 70 лет (правила 24-е и 88-е).

8. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты . Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей. Этим предусматрива­ется серьезное и рассудительное отношение к браку, ибо родители, имея большой жизненный опыт и полученный от Бога дар ответ­ственности за детей, стоят на страже их благополучия. Браки не должны совершаться по одному только произволу брачующихся, по легкомыслию молодости и неразумному увлечению, в силу которых зачастую в их семейную да и общественную жизнь входят челове­ческие и моральные беспорядки.

Однако в современном обществе многие люди стоят далеко от Бога и даже будучи крещенными в детстве, ведут явный богоборческий образ жизни, как это было, к примеру, в СССР. В связи с этим, во многих случаях искренне верующим детям этих людей совершенно невозможно заручиться благословением родителей на освящение брака в Церкви. Более того, родители не только противостоят желанию детей венчаться, но и всячески препятствуют любым походам детей в храм. Это порой приводит к венчанию втайне от родителей.

Думается, что в подобных случаях, когда получение благословения родителей в силу указанных мной причин невозможно, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей. Безбожие родителей не должно мешать искреннему желанию верующих детей освятить свой брак в Церкви. Епископ вправе благословить брак не только в том случае, если родители брачующихся неверующие и противостоят церковному браку детей.

Если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам, то после дознания и тщетных попыток увещевания родителей, епископ вправе дать благословение на совершение Таинства венчания. Русские законы издревле ограждали детей от произвола родителей в вопросах о браке. По Уставу Ярослава Мудрого, родители, винов­ные в принуждении детей к браку или в насильственном удержа­нии от брака, подвергались суду.

В основе родительского благословения лежит уважение ими свободного согласия на вступление в брак со стороны жениха и не­весты. И даже гражданские законы запрещают родителям и опекунам принуждать детей, вверенных их попечению, к вступлению в брак против их желания. Поэтому в «Книге о должностях пресвитеров приходских» (§123) говорится о том, что священник, видя слезы или нечто иное, указывающее на недобровольное вступление в брак, должен остановить браковенчание и выяснить ситуацию. В своде законов есть положение, согласно которому брак, заключен­ный с применением насилия над одним из брачующихся, следует считать незаконным и подлежащим расторжению.

Все вышеуказанное относится к тем, кто только собирается вступить в брак. Однако, порой приходится венчать супругов, уже проживших в зарегистрированном браке какое-либо время, порой десятки лет. Очевидно, что испрашивать благословение на брак этим людям уже не требуется. Ибо оно уже давно получено, еще при заключении гражданского брака.

Этим списком ограничиваются абсолютные препятствия к браку. Теперь имеет смысл рассказать об условных препятствиях.

1. Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой - необходимое условие при вступлении в брак. Это правило относится не только к законным, но к внебрачным детям. Близость кровного родства измеряется степеня­ми, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном - одна степень кровного родст­ва, между дедом и внуком - две степени, между дядей и племян­ником - три. Ряд степеней, следующих одна за другой, составля­ют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и бо­ковыми. Прямая линия считается восходящей, когда идет от дан­ного лица к его предкам, и нисходящей, когда идет от предков к потомкам.

Две прямые линии, происходящие от одного родоначаль­ника, связаны боковыми линиями (например, племянник и дядя; двоюродные и троюродные братья). Для определения степени кровного родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных братьев и се­стер связывает родство в 6-й степени, троюродного дядю с племян­ницей - родство в 7-й степени. Закон Мо­исея запрещал браки до 3-й степени кровного бокового родства (Лев. 18, 7-17, 20). В Христианской Церкви браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линии, строго запрещались. 19-е Апо­стольское правило гласит: «Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире».

Значит, брак между ли­цами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматри­вался в Древней Церкви как недозволительный. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между двоюродным братом и сестрой (прав. 54). В «Эклоге» императоров Льва Исаврянина и Константина Копронима содержится также запрещение браков между троюродным братом и сестрой, т.е. находящимися в 6-й сте­пени бокового родства. Константинопольский Собор 1168 г., состо­явшийся при Патриархе Луке Хрисоверге, повелел безусловно рас­торгать браки между лицами, состоявшими в 7-й степени бокового кровного родства. В

России эти позднейшие греческие нормы хотя и признавались законными, но не соблюдались буквально. 19 января 1810 г. Свя­тейший Синод издает указ, согласно которому безусловно запреща­лись и подлежали расторжению браки, заключенные между лица­ми, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства. Браки между родственниками в 5-й и 7-й степенях не только не растор­гались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиаль­ного архиерея.

2. Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кров­ному родству, ибо муж и жена - одна плоть. Свойственниками яв­ляются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шу­рин и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свойства, невестка и деверь - во 2-й, племянник мужа и племянница жены - в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа - в 7-й степени. Такое свойство называется двухродным.

Но церковное право знает и трехродное свойство, т.е. когда через два брака соединяются три рода. Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина вторая сте­пень трехродного свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) - 1-я степень трехродного свойства. Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, со­стоящими в 4-й степени родства, но и в 4-й степени бокового свой­ства (прав. 54). В соответствии с этим правилом, Указом Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г. безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распростра­нился лишь до 4-й степени. Кроме этого, указами Святейшего Синода от 21 апреля 1841 г. и от 28 марта 1859 г. строго запрещены браки между лицами, состоящими в 1-й степени трехрод­ного свойства, а относительно последующих степеней (вплоть до чет­вертой) предусмотрено, что епархиальные архиереи могут разрешать такие браки «по уважительным причинам.

3. Препятствием к браку является также и наличие ду­ховного родства. Духовное родство возникает вследствие восприя­тия новокрещенного от купели Крещения. Степени духовного родства исчисляются таким образом, что между восприемником и воспринятым первая степень духовного родства, а между восприемником и родителями воспринятого – вторая степень. 53 правило Трулльского собора запрещает брак между восприемниками (крестными) и родителями воспринятых (крещаемых). Указом от 19 января 1810 года Святейший Синод Русской Православной Церкви, согласуясь с этим правилом, ограничил браки духовного родства только двумя степенями, то есть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями.

Достаточно часто задают вопрос о возможности брака между восприемниками, т.е. между крестным и крестной. Этот вопрос достаточно сложный и ответить на него однозначно невозможно. Я постараюсь высказать свое мнение по этому вопросу. Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет. Вышеуказанное правило 6-го Вселенского собора не отвечает на поставленный вопрос, ибо говорит только об одном восприемнике.

Ведь два восприемника – это более поздняя традиция. Именно традиция, а не каноническое предписание. Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос. В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый. Однако, это правило не было безусловным. Достаточно обратить внимание на указ императора Юстиниана, запрещающего брак восприемника с воспринятой: «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т.е. восприемника и воспринятой) души».

Видно, что восприемник может быть и иного пола, чем крещаемый. Об одном восприемнике указано и в Требнике, содержащим чинопоследование крещения. По сути, второй восприемник становится пусть и традиционным, но не обязательным. Указание Требника об одном восприемнике легло в основу указа Святейшего Синода от 1810 года: «восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола». Причем, в своем указе Синод уже строго конкретизирует пол крещаемого и крестного, предписывая мужчине быть восприемником у мужчины (мальчика), а женщине – у женщины (девочки).

Позднее, видимо в силу непрекращающихся споров об этом вопросе, Святейший Синод повторяет свой указ, но делает добавку о том, что такие браки допустимы лишь с благословения епархиального архиерея (епископа): «Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея)». Известно, что святитель Филарет Московский, первенствующий член Святейшего Синода, и современник вышеуказанных указов, ныне прославленный нашей Церковью, в своей практике запрещал браки между собой восприемников одного ребёнка. Причем ссылался он на практику Русской Церкви, издавна сложившейся, а также на мнение святоотеческих канонов.

Более того, митрополит Филарет не отвергал двух восприемников при крещении, ссылаясь на 53 правило Трулльского собора: «Два восприемника при крещении почему «противны правилам церковным»? При младенце или возрастном лице женского пола крещаемом должно быть восприемнице. Но посмотрите в 53 правило Вселенского шестого собора: в нём вы увидите при младенце женского пола и восприемника. Следовательно, правило допускает двух, хотя довольно и одного.

Греки употребляют одного восприемника, чтобы избежать духовного родства, которое после может препятствовать браку: пусть делают тоже и наши; никто им не препятствует, а запретить другого восприемника было бы противно 53 правилу Шестого Вселенского Собора». Почему тогда примечание Требника, как видим Синод ставит выше традиции и святоотеческих канонов? Проф. Павлов так объясняет ситуацию: «В позднейшем гражданском законодательстве значительно сокращено было число принятых Церковью препятствий к браку, в особенности тех, которые выводились в кормчей книге из понятия о различных видах родства. То же самое законодательство уже в 18 столетии начинает устанавливать новые нормы и по бракоразводному праву, сокращая число поводов к расторжению брака».

В таком случае, учитывая спорность указов Святейшего Синода, и предполагая, что тот период русской церковной жизни был в некотором смысле переломным и обильным на нововведения, то имеет смысл обратиться к более поздним источникам уже установившейся традиции. Можно сказать, что официальное мнение Русской Православной Церкви выражено в «Настольной книге священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно» («Настольная книга священнослужителя», М., 1983г., т. 4, с. 234-235).

Для сравнения можно также предложить тот факт, что в Румынской Православной Церкви браки между восприемниками запрещены. Есть и решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, также отражающего суть этого непростого вопроса: «В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть. Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать. Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих. По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными» (О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1983г, №10). Думается, на основании всего вышеизложенного, было бы вполне логичным прислушаться к более позднему церковному мнению и не искушать народ браками между восприемниками, тем более, что даже последний указ Святейшего Синода предписывает решать данный вопрос только епископу.

4. Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства - усыновления. Совершенно очевидно, что, как отмечал проф. Павлов «уже простое нравственное чувство запрещает усыно­вителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленно­му сыну с матерью и дочерью усыновителя».

5. Взаимное согласие вступающих в брак является непре­менным условием законности и действительности брака. Это отражено в чино­последовании венчания, куда внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому бра­ки, заключенные по принуждению, признаются недействительны­ми. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.

6. Важное условие для признания действительности церковного бра­ка - единство религии. Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.

Однако, порой приходится видеть гражданские браки, заключенные между православными христианами и нехристианами. Причем приход к сознательной вере православного христианина (крещенного, например, в детстве) зачастую происходит уже после заключения брака. Вот и вопрошают эти люди о том, законен ли их брак с точки зрения Церкви. Ответ на их вопрос озвучен еще ап. Павлом: «…если какой брат имеет жену неверую­щую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» (1 Кор. 7, 12-14).

На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). На эти же слова ап. Павла ссылается и Священный Синод Русской Православной Церкви, выражая уважительное отношение Церкви к гражданскому браку.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в «Основах Социальной Концепции» утвердил данное правило: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве». Этими словами вполне четко очерчена позиция Церкви к бракам между православными и нехристианами. Подводя итог в вопросе о браке между православными и нехристианами стоит еще раз напомнить о том, что такой брак не может быть освящен в Церкви и поэтому лишен благодатной силы, получаемой в Таинстве венчания. Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви.

В равной степени все вышесказанное может быть отнесено и к тем бракам, в которых православному супругу приходится жить в законном гражданском браке с атеистом (пусть даже крещенным в детстве). И в этом случае брак не может быть освящен в Церкви. И даже, если богоборчески настроенный супруг, крещенный в детстве, идя на уступку верующему супругу или родителям (в таком случае и оба супруга могут быть неверующими), соглашается «просто постоять на венчании», то браковенчание не может быть совершено.

Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь, как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.

Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей. Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие.

Таким образом, возможно благословение в Церкви брака православных с инославными христианами. Но благословение на заключение такого брака может дать только епархиальный архиерей (епископ). Для получения такого разрешения нужно обратиться к нему с соответствующим прошением. Как это сделать, может подсказать любой грамотный приходской священник.

Этим заканчивается список препятствий к совершению Таинства венчания. Помимо этого не во все дни года может быть совершено Таинство венчания.

В наши дни многие желают освятить свой брак в церкви, но не всем известно , что при некоторых обстоятельствах над человеком нельзя совершать таинство венчания.

Иногда из-за этого случаются курьезы - с просьбой обвенчать их к священнику обращаются люди, некрещеные или уже состоящие в браке с другими лицами. В каких еще случаях в венчании откажут?

Первый и главный пункт, из которого нужно исходить, решая вопрос о том, нужно ли и можно ли человеку венчаться, — это его отношение к вере. В православной Церкви венчание, как и все остальные таинства, совершается только над православными христианами.

Если, например, человек был крещен в православии в детстве, но сейчас не считает себя верующим или считает себя принадлежащим к другой религии, венчать его нельзя.

"Так уж и быть, я согласен просто постоять рядом с любимой в церкви" или "это такой красивый обряд, хор поет, свечи горят, священник машет кадилом" — это не основания для совершения над человеком церковного таинства. Основанием для этого может быть только личная вера во Христа.

В последние годы в Московском Патриархате все чаще отказываются от сложившейся в советское время порочной практики совершения таинств над людьми без испытания их веры, но за фиксированную плату.

Сегодня во многих храмах откажутся венчать тех людей, которые, хотя и крещены, ничего не знают о вере и не участвуют в церковной жизни. Но это не значит, что такой паре просто укажут на дверь.

Там, где от венчающихся требуют знания хотя бы основ православия, предусмотрены курсы или беседы, на которых можно подготовиться к таинству венчания или крещения. Пренебрегать ими не стоит: ведь прежде чем произнести обеты венчания, стоит хотя бы выяснить, чем это чревато впоследствии.

Иногда, в виде исключения, таинство венчания в Русской православной церкви совершается над парами, где один из супругов православный, а другой — католик или традиционный протестант, например, англиканин или лютеранин. Эта практика пошла от династических браков, в которых жених и невеста принадлежали к разным европейским императорским домам, но в то же время единство в вере от них не требовалось.

Например, великая княгиня Елизавета Феодоровна вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь лютеранкой, и только уже позднее по собственной воле перешла в православие. В наши дни, если ваш избранник католик или протестант и вы желаете обвенчаться с ним в православной Церкви, для этого потребуется письменное разрешение правящего архиерея.

Во-вторых, жених и невеста, желающие обвенчаться по православному обряду, должны быть совершенно свободны, то есть не связаны никакими обязательствами с третьими, четвертыми и так далее лицами.

В чин венчания входит и такой вопрос: "Не обещался ли иной невесте? (Не обещалась ли иному мужу?)". Именно поэтому в храмах Русской православной церкви для совершения венчания обязательно требуется свидетельство о заключении брака из загса — бывали трагикомические случаи, когда мужчина венчался в церкви с любовницей, состоя при этом в законном браке с ничего не подозревающей женой.

Кроме того, следует помнить, что православная Церковь не признает за своими чадами права на неограниченное количество попыток создания семьи. Законными, с точки зрения канонического права, считаются только три брака.

Причем, вопреки бытующему в народе мнению, что Церковь якобы признает законными только венчанные браки, браками считаются и заключенные в загсе, и даже браки "гражданские", не зарегистрированные нигде, но существующие по факту. То есть, например, брак женщины, которая с первым мужем не расписывалась, но прожила вместе три года, со вторым расписалась в загсе, а потом развелась, а с третьим решила обвенчаться, считается третьим, а не первым.

Второй и третий браки в православии считаются снисхождением к человеческой немощи, и в том случае, если брак не первый для обоих супругов, чин венчания совершается с меньшей торжественностью и содержит покаянные молитвы. Если же хотя бы для одного из супругов брак первый, их венчают как первобрачных, со всеми подобающими почестями.

Но даже второй брак Церковь считает позволительным не для каждого разведенного человека. Если первый распался из-за супружеской измены, то заключение нового брачного союза разрешается только пострадавшей стороне, то есть тому, кто сохранил верность.

Согласно "Основам социальной концепции Русской Православной Церкви", лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. До начала XX века повторный брак для совершившего прелюбодеяние в России был вообще запрещен. И

только решением Святейшего Синода от 18 мая 1904 года супругу-изменнику разрешалось лишь один раз вступить в новое супружество после семилетней церковной епитимии, которая могла быть сокращена до двух лет.

Обряд венчания в православной церкви относится к Таинствам Церкви, во время которого при взаимном обещании встающих под венец хранить верность друг другу в любых ситуациях, сам Бог благословляет пару быть единым целым на протяжении всей жизни с Христом.

Правила венчания требуют, чтобы принявшие решение будущие супруги были крещены по законам православия и осознавали важность этого обряда.

Духовная суть венчания

Иисус в Библии сказал о том, что благословленный Богом союз люди разрушить не могут. (Мат.19:4-8).

Обряд венчания в православной церкви - действие, совершаемое священниками как посредниками между Богом и людьми, во время которого происходит слитие двух душ в одно целое.

В Бытие 1:27 говорится, что Бог сотворил человека, обратите внимание, не двух людей, а одного - мужчину и женщину сотворил Господь.

Таинство прихода под венец пары состоит в призыве помощи Святой Троицы дать благословение на будущую семейную жизнь.

Во время проведения обряда благословения пара становится под духовную защиту Церкви, становясь Ее частичкой.

Главой семьи является муж, а ему - Иисус.

Венчанная пара - прообраз отношений Иисуса и Церкви, где Христос является женихом, а Церковь невестой, ожидающей прихода Своего суженного.

В малой церкви-семье так же происходят служения в виде общих молитв и чтения Слова Божьего, своя жертвенность супругов на послушание, терпение, покорность и другие христианские жертвы.

О семейной жизни в православии:

Дети, родившиеся от венчанной в православии пары, получают особое благословение при рождении.

Начиная общую жизнь, даже если христиане не являются истинными исполнителями Слова Божьего, редко посещают храмовые службы, они могут прийти к Богу через Таинство соединения двух в одно.

Только встав под венец Божьего благословения, можно ощутить силу Его благодати.

Порой пара влюблена один в другого только на физическом уровне, но этого мало для построения счастливой жизни вдвоем.

После обряда духовного соединения появляется особая связь, дающая сильный импульс для длительного брака.

Получая благословения в храме, пара доверяет себя покрову Церкви, впуская в свою жизнь Иисуса Христа как Господина дома.

Брак после совершенного обряда Бог берет на Свои руки и проносит через всю жизнь, но при соблюдении христианских законов членами семьи, целомудрия.

Венчание

В чем состоит духовный процесс подготовки к венчанию

Правила венчания в православной церкви гласят о том, что к важному событию в духовной жизни следует приготовиться. Говенье - христианский подвиг будущей семьи перед Святой Церковью.

Невеста или свидетельница заранее должны позаботиться о белоснежных праздничных платочках для этого действия.

При отсутствии поручителей венцы надеваются на головы венчающихся, поэтому молодая предусмотрительно делает такую прическу, которая не будет мешать возлежанию венца.

Можно ли венчаться православным, не строго придерживающимся церковных канонов

Обряд бракосочетания в храме некоторые люди превратили в модный атрибут свадьбы, относясь к нему без всякого благоговения.

Не понимая духовной ценности благословения будущей общей жизни, люди лишают себя духовной радости от пребывания под покровом Вседержителя.

Некоторые молодые люди отказываются от благословения в храме по причине охлаждения веры.

Творец открывает свои двери для всех православных, желающих получить освящение своего брачного союза. Никто не знает, в какое время Дух Святой коснется сердца грешника, возможно, это случится во время венчания. Не стоит ограничивать Бога в даровании милости.

Обязательный пост и причастие помогут жениху и невесте приблизиться с благоговением к престолу Божьему.

Молитвы о семье:

  • Молитвы блаженной Ксении Петербуржской о семейном благополучии

Как вести себя в храме во время Таинства

Люди, редко бывающие на храмовых служениях, порой ведут себя непочтительно к святыням в силу своей церковной безграмотности.

Бракосочетание в храме - священнодействие, во время которого запрещено разговаривать, смеяться, перешептываться, тем более разговаривать по мобильному телефону.

Даже самые важные персоны обязаны выключить все средства связи перед входом в храм.

Находясь в середине храма, следует внимательно следить за передвижением по ней, чтобы случайно не повернуться спиной к святым образам, тем более иконостасу.

Во время обряда, который происходит после завершение Литургии, Церковь все Свое внимание отдает двум личностям - жениху и невесте, благословляя их на счастливую жизнь, при этом может совершаться молитва за родителей или людей, воспитавших жениха и невесту.

С благоговением и всем вниманием молодая пара горячо молится, чтобы произошло Таинство благословения их будущей жизни на многие лета, пока смерть не разлучит супругов.

Должна ли невеста покрывать голову во время венчания

Белоснежное платье, воздушная фата - традиционный образ для невесты, однако новые веяния моды внесли свои коррективы.

Нужно ли невесте покрывать голову при венчании, какой смысл в маленьком куске фатина?

История покрытия головы в храме идет от начала христианства, когда женщины легкого поведения, брившие волосы, обязаны накрываться покрывалом во время служения.

Со временем покрытие головы показывает статус женщины. Замужней даме неприлично показываться в обществе без платка, шляпы или капюшона. Королева Англии никогда не появится в обществе без покрытия волос.

В православии фата является символом чистоты и невинности.

Совет! Длинные волосы являются покрытием для женщины, поэтому каждая невеста сама выбирает свой наряд на свадьбу.

Что такое обручение перед венчанием

Обручение - событие, совершаемое после Литургии. Оно знаменует акт, подчеркивающий, что Таинство благословения совершается в присутствии Святой Троицы, перед Святым Божьим Ликом, по Его благоволению.

Священник сообщает паре важность происходящего события, подчеркивая, что к таинству благословения нужно приступать в трепетном ожидании, с особым благоговением.

Перед лицом Вседержителя жених должен понять, что он принимает жену из рук самого Спасителя.

Венчающаяся пара встает перед входом в храм, а священник, несущий в это время миссию самого Всевышнего, ожидает их в алтаре.

Жених и невеста, как прародители Адам и Ева, встают перед Лицом Бога, с готовностью начать свою общую жизнь в очищении и святости.

Как благочестивый Товия, отгонял бесов, противящихся церковному браку, так и священник благословляет молодых словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», зажигая церковные свечи, подавая будущему мужу и жене.

На каждое произнесенное священнослужителей благословение брачующаяся пара троекратно крестится.

Крестное знамение и зажженные свечи символизируют торжество Духа Святого, который невидимо присутствие в процессе совершения обряда.

Свет свечи означает, что пара обещает один другому хранить пламенеющую, не угасающую с годами любовь в чистоте.

Как того требуют правила, обряд обручения начинается со славословия Всевышнего возгласом «Благословен Бог наш».

Дьяконом произносятся обычные молитвы и моления о молодой паре от имени всех пребывающих в храме.

В молитве дьякон молит Творца о спасении людей, вступающих в обручение со Святой Троицей.

Важно! Супружество - благословенное действие, целью которого является продолжение человеческого рода при рождении детей.

В первой молитве по Слову Божиему Господь слышит все просьбы брачующейся пары относительно их спасения.

В благоговейной тишине тайно читается молитва о спасении. Иисус Христос является Женихом Своей невесты Церкви, которая обручена Ему.

После этого священнослужитель надевает кольца жениху, затем невесте и обручает их во имя Святой Троицы.

«Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

«Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Велик духовный смысл колец, которые перед обручением лежали на правой стороне престола, как бы перед ликом Спасителя Иисуса Христа, освятились, принявши силу Его благодати на единение. Как кольца лежат рядышком, так обрученные будут всю жизнь вместе.

Брачующиеся через освященные кольца принимают Божье благословение. После обручения пара меняется кольцами трижды.

Кольцо от жениха на руке невесты - символ его любви и готовности быть покровителем в семье. Как Иисус любит Свою Церковь, так и муж обязуется относиться к своей жене.

Невеста надевает кольцо на руку избраннику, обещая ему любовь, преданность покорность, готовность принимать его помощь. Обручение заканчивается прошением к Творцу благословить, утвердить обручение, осенить кольца, послать Хранителя - Ангела для нового семейства.

Венчальные аксессуары

Таинство Церкви - венчание

После обручения, с зажженными свечами как символом Таинства, молодые переходят в середину храма, шествуя за священником. Священнослужитель возносит фимиам Создателю при помощи кадильницы, показывая, что таким образом искренние исполнения заповедей Господних будут приятны для Творца.

Певчие исполняют псалом.

Псалом 127

Песнь восхождения.

Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!

Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!

Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:

так благословится человек, боящийся Господа!

Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;

увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!

Между аналоем с разложенными на нем Евангелием, крестом и венцами и венчающимися расстилает плат или полотенце.

Прежде чем встать на плат, жених и невеста еще раз утверждают свое решение принять венчание по собственной воле, без всякого принуждения. При этом подчеркивая, что никто из них не связан обещанием брака с третьими лицами.

Священник обращается к присутствующим на Таинстве с призывом сообщить о фактах, препятствующих данному союзу.

Ибо в дальнейшем обо всех препятствиях браку следует забыть, если они не были озвучены пред обрядом благословения.

После этого брачующаяся пара встает на полотенце, постеленное под ногами. Существует примета, кто первый встанет на плат, тот и будет главой дома. Все присутствующие, затаив дыханием, наблюдают за этими действиями.

Священник общается к жениху, спрашивая, по доброй воле, искреннему желанию он желает взять в жены, предстоящую перед ним девушку.

После положительного ответа молодой человек обязан подтвердить, что не обручен ни с какой другой девицей и не связан с ней никакими обещаниями.

Такие же вопросы задаются невесте, уточняя, не под принуждением ли она идет под венец и не обещана другому мужчине.

Принятое обоюдное положительное решение еще не является союзом, освященным Богом. Это решение пока что может быть основанием для заключения официального брака в органах государственной власти.

Над расписанными официально молодыми совершается Таинство освящение нового семейства перед Творцом, начинается чин венчания, звучит ектений, прошения благосостояния как духовного, так и телесного для только что рожденной семьи.

Первая молитва наполнена прошением к Иисусу Христу благословить брачующихся любовью друг к другу, долгими годами жизни, детками и чистотой супружеского ложа. Священник просит благословения на достаток в доме больше, чем росы в поле, чтобы было в нем все, от зерна до масла, позволяющее делиться с нуждающимися людьми.

«Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».

Во второй молитве следует обращение к Святой Троице даровать:

  • деток, как зерен на колосе;
  • изобилие, как винограда на лозе;
  • долгую жизнь, чтобы увидеть внуков.
«Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем«.

В третий раз звучит прошение к Триединому Богу благословить молодых как наследников Адама и Евы, сотворенных по образу и подобию Бога, сотворить из них одну духовную плоть и благословить чрево жены, даровав много плода.

В благоговении перед Великим Создателем освящается союз новой пары на Небесах, скрепляется самим Всевышним.

Настало время главного действия венчания - надевание венца.

Священник берет венец, трижды крестит молодого, давая тому образ Иисуса Христа, расположенный впереди венца, для целования и говоря, что венчается раб Божий (называет имя) рабе Божьей (имя) во Имя Отца, Сына и Святого Духа.

Такой же акт совершается над невестой, только для целования ей предлагается целование образа Пречистой Девы Марии.

Венчание

Покрытая благословением венцов, пара ожидает Божьего благословения, стоя перед лицом Всевышнего.

Настает самая волнующая и торжественная минута всего Таинства, когда священник от имени Бога венчает молодых, трижды провозглашая благословения.

Все присутствующие должны искренне, с благоговением повторять слова священника внутри себя, прося Творца о благословении нового семейства.

Священник запечатывает Божье благословение, провозглашая о рождении новой малой церкви. Теперь это ячейка единой Церкви, нерушимый церковный союз. (Матв.19:6)

В заключение венчания читается послание апостола Павла к христианам в Эфесе, в котором он говорит о том, что муж и жена подобны Иисусу и Церкви. Муж обязан заботиться о жене как о своем теле, задача жены - быть покорной любящему ее мужу. (Эфес. 5:20-33)

В первом послании церкви Коринф апостол оставил рекомендации паре по поведению в семье для достижения полной гармонии. (1 Кор.7:4).

Читается молитва «Отче наш», которую оставил Спаситель как образец обращения к Творцу.

После этого происходит испитие молодой парой вина из общей чаши, которое дарит веселие, подобно свадьбе в Кане, где Иисус обратил воду в вино.

Священник соединяет правые руки жениха и невесты при помощи епитрахили, накрывает своей ладонью. Это действие символизирует передачу жены Церковью, соединившую пару во имя Иисуса Христа.

Взяв молодых за правые руки, священник обходит трижды аналой, исполняя тропари. Хождение по кругу - пророчество вечной, нескончаемой земной жизни для нового рода.

После снятия венцов и целования икон священник читает еще несколько молитв, после чего молодые целуют друг друга.

В каких случаях церковный брак недопустим

По церковным канонам, не всякий брак может быть благословлен в храме. Существует несколько противопоказаний для венчания.

  1. Кто-то из молодых уже принимал обряд Таинства три раза. Церковь не венчает четвертый и последующие браки, разрешенные гражданским законодательством.
  2. Пара или один из членов будущей семьи относит себя к атеистам.
  3. Некрещеные люди не могут идти под венец, но они могут принять крещение уже во взрослом возрасте, непосредственно перед совершением обряда.
  4. Люди, не разорвавшие официально связь в предыдущем браке, как по гражданским, так и по христианским законам, не могут получить благословение на дальнейшую семейную жизнь.
  5. Родные по крови жених и невеста не могут создавать христианскую семью.

В какие дни венчание не совершается

Канонические правила четко определяют дни, когда не совершаются обряды благословения:

  • на протяжении всех дней постов, а их четыре;
  • семь дней после Пасхи;
  • 20 дней от Рождества до Крещения;
  • по вторникам, четвергам, субботам;
  • перед великими храмовыми праздниками;
  • за день и в сам праздник Усекновение головы Иоанна Крестителя и Воздвижение Креста Господнего.
Совет! Дату будущего венчания следует обговорить заранее со своим духовным наставником.

Что делать с венчальными аксессуарами после свадьбы

Что делать со свечами, платками и полотенцами, которые использовали во время венчания?

Свечи - не просто огонек, а воплощение веры в исполнение прошений перед Создателем . По традиции, венчальные свечи следует завернуть в платочки, с помощью которых их держали, и спрятать за образами или в другое благочестивое место.

Венчальные свечи зажигают на непродолжительное время всякий раз, когда дом посещают трудности, будь то ссоры, болезнь, финансовые проблемы.

Полотенцами, как правило, украшают иконы, которыми молодых благословляли в храме.

В некоторых семьях существует традиция передавать платки и полотенца для венчания из поколения в поколение как оберег рода. Полотенца можно оставить в храме для пар, которые не могут себе позволить приобрести этот аксессуар.

Совет! Все традиции остаются только традициями, главное для семьи - это любовь, взаимное уважение и поддержка друг друга.

Посмотрите видео о венчании