Что изучает культура. Что изучает культурология? Культурология как гуманитарная наука

И Америке понимается преимущественно в социально -этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии , религии , искусства и права .

    Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.

    Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры .

    Прикладная культурология , опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы - экономическую, политическую, религиозную, художественную - с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

    Методы культурологии

    Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

    Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

    Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.

    Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

    Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путём восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

    Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш. О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

    Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

    Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

    Основные школы культурологии

    Общественно-историческая школа

    Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту , Гегелю и Гумбольдту , группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби , а в России - Н. Я. Данилевский .

    Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.

    Натуралистическая школа

    Главная черта этой школы - стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснить культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека. Основные представители: Зигмунд Фрейд , Карл Юнг , Конрад Лоренц , Бронислав Малиновский .

    Социологическая школа

    В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот , П. А. Сорокин , Альфред Вебер .

    Символическая школа

    Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё - и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр , Эрнст Кассирер , Клод Леви-Стросс .

    Культурология в России

    Становление культурологической науки в России связано с деятельностью советского-армянского ученого Эдуарда Саркисовича Маркаряна (1929-2011) и его первыми научными исследованиями по культурологии в 1960-1970-х гг., открывшими новое направление в советской науке . На рубеже 1980-1990-х гг. культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и направление высшего образования.

    За последние десятилетия в Российской Федерации сложились следующие основные культурологические школы:

    • философии культуры (А. И. Арнольдов, Г. В. Драч, Н. С. Злобин , М. С. Каган , В. М. Межуев , Ю. Н. Солонин , М. Б. Туровский и другие).
    • теории культуры (Б. С. Ерасов, А. С. Кармин, Вал. А. Луков , Вл. А. Луков , А. А. Пелипенко , Э. В. Соколов, А. Я. Флиер и др.),
    • истории культуры (С. Н. Иконникова, И. В. Кондаков, Э. А. Шулепова, И. Г. Яковенко и др.),
    • социологии культуры (И. С. Ахиезер , Л. Г. Ионин, Л. Н. Коган , А. И. Шендрик и др.),
    • культурной антропологии (А. А. Белик, Э. А. Орлова, А. С. Орлов-Кретчмер , Ю. М. Резник и др.),
    • прикладной культурологии (О. Н. Астафьева, И. М. Быховская и др.),
    • культурологии искусства (К. Э. Разлогов , Н. А. Хренов и др.),
    • семиотики культуры (Ю. М. Лотман , В. Н. Топоров , В. В. Иванов , Е. М. Мелетинский и др.),
    • культурологического образования (Г. И. Зверева, А. И. Кравченко, Т. Ф. Кузнецова, Л. М. Мосолова и др.).

    Российскими культурологами был разработан ряд фундаментальных теорий функционирования культуры. Например, теория культуры как деятельности, в соответствии с которой историческое развитие культуры определяется развитием всей системы технологий социальной практики ; теория культуры как адаптивно-адаптирующей системы, в соответствии с которой культура не только пассивно адаптируется к внешним условиям своего функционирования, но и активно адаптирует их ; теория баланса социальной и культурной динамики, в соответствии с которой при ускорении социального развития общества снижается уровень его локальной культурной самобытности и наоборот и др.

    С 1992 года приступил к работе научно-исследовательский . На сегодняшний день, наряду с центральным отделением расположенным в Москве, открыты ещё три филиала РИК - Сибирский(открыт в 1993 г. в Омске), Санкт-Петербургское отделение (открыто в 1997 году) и Южный филиал (Открыт в 2012 году в Краснодаре)

    В 2006 году было образовано Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО), объединившее в своих рядах значительное число российских культурологов [ ] .

    В ВУЗах РФ ведётся подготовка специалистов-культурологов, диссертационными советами присваиваются ученые степени по специальностям история, теория и философия культуры, философская антропология. Как научно-исследовательское направление культурология находится на подъёме в связи с возрастающей значимостью таких социокультурных процессов, как «культуроцентрическая» тенденция развития современного мира (Глобализация , Мультикультурализм и пр.) [ ] .

    Примечания

    Литература

    • Астафьева О. Н. , Разлогов К. Э. Культурология: предмет и структура // Культурологический журнал / Рос. ин-т культурологии. - 2010. - № 1.
    • Ахутин А. В. Парадоксы культурологии // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / Рос. ин-т культурологии. - М.: Академический проект , 2005. - С. 10-47.
    • Доброхотов А. Л. , Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2010. - 480 с.: илл. - (Высшее образование).
    • Елисеев А. Л., Тюрин Е. А. Культурология. Учебно-методическое пособие для студентов дистанционной (заочной) формы обучения. - Орел: Изд-во ОрелГТУ , 1999. - 234 с.
    • Костина А. В. Высшее культурологическое образование в XXI веке: перспективы развития // «Знание. Понимание. Умение ». - М. : МосГУ , 2009. - № 11 - Высшее образование для XXI века .
    • Кузнецова Т. Ф. Динамика социогуманитарного знания: судьбы современной культурологии // «Знание. Понимание. Умение ». - М. : МосГУ , 2012. - № 2 .
    • Кузнецова Т. Ф.

    Идея разницы культур и необходимость всестороннего рассмотрения как отдельных культур, так и культуры в целом, как определенной целостной системы, сделали возможным создание новой дисциплины - культурологии. В настоящее время культурология находится в стадии своего становления. Есть разные взгляды на предмет, содержание и методы культурологической науки.

    Однако в самом общем виде традиционное определение культурологии можно представить так.

    Культурология - это гуманитарная дисциплина, изучающая культуру как целостную систему, многообразие культур в пространстве и времени, взаимодействие культур, типы культур, закономерности развития социокультурной жизни, выражение в культуре человеческого бытия, закономерности художественного процесса, историю ментальностей.

    В последние годы наше общество охватили сложные и противоречивые процессы поиска новой модели исторической и социально-культурной самоидентификации, новых путей развития, стремление коренной трансформации общего типа цивилизации, который складывался веками в огромном евразийском регионе. К тому же эта трансформация имеет неодинаковую направленность в разных частях страны. Особенно ярко эти процессы проявляются в сферах национального самоопределения, в становлении иного типа духовности (преимущественно религиозного и квазирелигиозное), в резко возросшей информационно-культурной проницаемости границ, в общей кризисе художественной культуры, потере ею понимание социального заказа на художественное отражение проблем действительности и на приемлемые для общества формы выражения этой творческой рефлексии.

    в Определенной степени растерянность была ощутима и в науке гуманитарно-суспільствознавчого профиля, что потеряла жесткий каркас одномерного видения мира и социально-экономического догмата в понимании общественно-исторических явлений.

    В условиях коренной ломки украинского общества, переоценки ценностей появилась опасность возникновения духовного вакуума. Разрушение привычного мировоззренческого комплекса привело людей к нравственной дезориентации, ощущение распада привычных ценностных норм и самого социального содержания коллективного бытия общества. Вакуум, образовавшийся стали заполнять различные псевдонаучные и около-религиозные представления. Даже сравнительно образованная часть населения иногда не в состоянии сформулировать содержательный ответ на актуальные ценностные вопросы жизни, выработать для себя устойчивые ориентации. Заполнить пустоту, которая образуется, насытить ее конструктивным содержанием может только приобщение к культурным ценностям, которые выработало человечество на протяжении своей многовековой истории.

    Итак, возникают следующие цели изучения культурологии:

    Формирование навыков грамотного использования культурного наследия;

    Воспитание потребности в правильной социально-культурной самоидентификации человека, а через нее и общества в целом;

    Утверждение национальной, культурной, социальной и религиозной толерантности (терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению) как естественной нормы общественного сознания;

    Воспитание культурой через погружение человека в ее многомерное пространство.

    Задачи курса культурологии:

    1) дать представление о основные культурологические школы, исторические направления и теории;

    2) раскрыть формы и типы культур и цивилизаций, основные культурно-исторические центры и регионы мира, историю и закономерности их функционирования и развития;

    3) помочь изучению истории культуры Украины, понять ее место в системе мировой культуры и цивилизации.

    Определив предмет исследования, мы можем рассмотреть методы, используемые в культурологии:

    Комплексное, системное осмысление форм социального бытия как продукта воплощения ценностных ориентаций культуры (наряду с практическими интересами людей, регулирующих жизнедеятельность общества);

    Исследования культуры в комбинации ее статической типологии с динамикой традиции, пониманием культуры как актуализированной памяти общества;

    Преимущественно цивилизационный подход к теории исторического процесса, понимание культуры как основного содержания истории, а истории как одной из форм описания культуры и динамики ее эволюции;

    Рассмотрение общества как сложной информационной системы, где культура является основным содержанием информационных потоков и одновременно механизмом их функционирования;

    Интегративный (объединенный) подход к феномену культуры, понимание единства ее содержания, воплощаемого в различных исторически детерминированных формах и видах культурной практики (художественной, религиозной, етносоціальної, научной и др.).

    Определив культурологию как науку, которая рассматривает теорию культуры, мы должны вспомнить и о ее практическом применении. На основе результатов культурологических исследований разрабатываются программы образования, управления, информационной и культурно-массовой работы, культурно-охранной и социально-регулятивной деятельности. Культурологи проводят экспертизу любых социально значимых проектов на предмет их культурно-ценностной приемлемости для общества, ведется научное наблюдение за практической реализацией разработанных программ в социально-культурной практике.

    Культурология как общая теория культуры сформировалась на базе различных наук: философии, истории, социологии, психологии, этнографии, археологии, антропологии и других. В различных сферах социальных знаний и научных дисциплинах выделились специфически культурологические направления, исследующие разные, а порой и те же аспекты культурной жизни общества. Эти направления обусловили оформление основных разделов культурологии: истории культуры, философии культуры, антропологии культуры, социологии культуры, психологии культуры, истории культурологии.

    Философия культуры изучает сущность и значение культуры, дает философское осмысления разных стадий эволюции культуры. Исследуя смысл и закономерности основных направлений культурного процесса, она рассматривает методы его познания. Для философии культуры общественную жизнь людей предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами; как взаимозависимости различных проявлений деятельности человека в разных типах культур.

    Социология культуры изучает социальные аспекты производства, распространения, хранения и потребления культурных ценностей, закономерности функционирования культуры, их социальные аспекты. Она анализирует цели творчества в сфере культуры, содержание социального заказа, материальные, социальные и политические факторы, влияющие на творческий процесс. Исследует социально-демографические и другие характеристики публики как потребителя культуры, их интересы, вкусы, ориентации; учреждения культуры, события культурной жизни. Внимание социологии культуры сосредоточивается на общественном мнении, художественной критике, выражающих отношение общественности к событиям культурной жизни.

    Культурная антропология - это отрасль культурологии, изучающая культурную основу природы человека, культурные характеристики ее поведения. Она пересекается с этнографией, использует данные археологии, исторической лингвистики, позволяют объяснить роль культуры в возникновении человека, воспроизвести "ее исторические типы. Предметом культурной антропологии является система родовых средств человеческой жизнедеятельности, присущий человеку образ жизни, что включает: сознание, язык, изготовление орудий, использование знаков и символов, закрепление созданных ценностей и полученной информации в материализованных знаковых системах.

    Психология культуры рассматривает явления духовной жизни в их культурно-историческом смысле. Это наука о психическом отражении действительности в процессе культурной жизнедеятельности человека. Она изучает внутренние психологические механизмы и закономерности культурного процесса.

    Предметом исследования истории культурологии являются культурологические аспекты человеческой мысли, человеческого бытия. Она рассматривает динамику представлений о культуре на различных этапах исторического развития, особенности тех или иных культурологических школ и учений.

    История культуры предполагает прежде всего комплексное изучение различных ее сфер - истории науки и техники, быта, образования, общественной мысли, фольклора и литературы, истории искусства. Это обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру как целостную систему в единстве и взаимодействии всех ее сфер. Изучение истории культуры позволяет познать и выявить закономерности развития человеческого общества в целом.

    Культурология - дисциплина, имеющая широкую распространенность в российской научной среде. Каковы ее основные особенности? Что изучает культурология?

    Большинство научных дисциплин может быть изучено в контексте:

    • истории появления;
    • места среди других наук;
    • предмета;
    • метода.

    Исследуем по этой же схеме и культурологию.

    История культурологии

    Можно отметить, что термин в рассматриваемом звучании наибольшую распространенность приобрел в России и странах Восточной Европы. В английском языке есть созвучный - Culturology, равно как, например, в немецком - Kulturologie, однако в западных странах он гораздо чаще употребляется вне ассоциации с греческим корнем «логос». К примеру, в виде словосочетания Cultural Studies или как термин Kulturwissenschaft в англоязычных и германоязычных государствах соответственно.

    Так или иначе, соответствующий термин обозначает отрасль знаний о культуре. В западной традиции при этом культурологию не принято считать наукой. В России, в свою очередь, подходы к определению статуса данной дисциплины разнятся. Но точка зрения, по которой культурологию все же стоит отнести к наукам, в отечественной академической среде имеет весьма ощутимую поддержку. Поэтому мы вполне можем придерживаться соответствующего подхода - он в достаточной мере распространен.

    Вне зависимости от того, однако, каким видится статус рассматриваемой дисциплины исследователям из разных школ, ключевой предмет ее изучения - культура - остается неизменным. Другой вопрос - что понимать под ней. Термин «культура» - один из самых емких. Существует большое количество его трактовок. При этом те или иные аспекты культуры вполне могут изучаться посредством отдельных дисциплин. Например, истории, социологии или психологии.

    Примерно с 17 века исследователи стали активно заниматься систематизацией теоретических подходов к пониманию сущности культуры. Так, в версии Гоббса и Пуфендорфа под ней следовало понимать состояние человека, которое говорит о нем как о субъекте, стоящем на уровень выше относительно природных, низших признаков. Главным критерием культуры была признана творческая продуктивность. Она не характерна для низших инстинктов и образцов поведения личности на уровне удовлетворения естественных потребностей.

    В исследовательской среде также утвердилась концепция, по которой культура рассматривалась как явление, порожденное духовным восприятием мира человеком - в противовес материальному. В подходах ученых стали задействоваться компаративистские методы, предполагающие сравнение тех или иных процессов и явлений, наблюдаемых в разных обществах и государствах. Стали выделяться различные категории культур, исследоваться закономерности их формирования. Все это предопределило возникновение отдельной науки о культуре.

    Термин «культурология», в соответствии с распространенной версией, впервые применил немецкий исследователь Оствальд в книге «Система наук», которая вышла в 1915 году. Однако соответствующее понятие далеко не сразу стало популярным. В свою очередь, американский антрополог Лесли Уайт в 1949 году издал работу «Наука о культуре», впоследствии дополнив ее иными фундаментальными исследованиями. Уайт обосновал необходимость формирования новой научной отрасли, которая бы занималась изучением конкретно культуры. Американский ученый заложил ключевые теоретические принципы: на их базе должна была функционировать соответствующая дисциплина.

    Уайт определил критерии разграничения науки о культуре и существовавших смежных дисциплин. Например, если говорить о социологии, то по Уайту для нее свойственно исследование коммуникаций человека и общества. В свою очередь, культурология, как посчитал американский ученый, должна быть связана с изучением роли традиций, обычаев, а также идеологии.

    Следовательно, возникновение отдельной науки о культуре можно связывать с именем Лесли Уайта. Появилась соответствующая дисциплина в середине 20 века как ответ на необходимость детального исследования культуры человека посредством новых, не характерных для традиционных дисциплин методов.

    Выше мы отметили, что культурология, в соответствии с концепциями Уайта, должна рассматриваться обособленно, в частности от социологии. Которая вместе с тем достаточно ей близка. Изучим подробнее, относительно каких наук культурология находится на столь же малой дистанции, и наоборот - на значительном удалении.

    Место культурологии среди других наук

    Долгое время культурология в принципе не рассматривалась учеными как наука вне контекста социологии, психологии, антропологии, истории, лингвистики. Собственно, и сейчас - как мы отметили выше - многие исследователи не готовы выделять ее в качестве самостоятельной дисциплины. Но в среде ученых - и российских, и зарубежных - есть концепции, позволяющие выявить критерии, по которым культурологию допустимо рассматривать как отдельную науку.

    Существуют дисциплины, исключительно близкие к ней. К ним, прежде всего, следует отнести историю, философию, этнографию, религиоведение и искусствознание. Во многом инструментарий и методы, характерные для этих наук, задействуются в культурологии. В свою очередь, социология и психология многими исследователями оцениваются как дисциплины «второго эшелона» в контексте близости к рассматриваемой нами.

    Дело в том, что и социология, и психология изучают, прежде всего, человека как биологического или социального субъекта - в контексте общества или личности соответственно. Культурология предполагает исследование его творчества, его деятельности, духовной составляющей его жизни. Социологические и психологические методы, безусловно, могут задействоваться для лучшего понимания закономерностей в части отмеченных явлений, но более высока вероятность использования подходов, характерных для дисциплин, отмеченных выше, - например, философии.

    Предмет культурологии

    Подходы к пониманию предмета культурологии - равно как и интерпретации соответствующего термина - в научной среде наблюдаются самые разные.

    К примеру, в соответствии с одной из популярных трактовок, рассматриваемая дисциплина должна изучать содержание, структуру, а также динамику культуры, механизмы ее происхождения, выявления и передачи ценностей.

    Другая точка зрения предполагает, что культурология должна изучать знаки, символы, а также язык искусства и иных сфер творчества человека.

    Еще один подход к пониманию рассматриваемой науки характеризует культурологию как исследование механизмов творческой самореализации человека посредством утверждения смысла жизни.

    Предметом дисциплины, о которой идет речь, может быть исследование культуры как социального опыта граждан того или иного государства либо цивилизации, который выражается в нормах, обычаях и творческой составляющей их деятельности, а также передается между разными поколениями в виде тех или иных ценностей.

    Предмет культурологии способен включать механизмы сообщения одними людьми соответствующих ценностных ориентиров другим. Ими могут быть религия, традиции, искусство, различные источники - летописи, философская литература, законы.

    Существует подход, по которому культурология классифицируется на 2 типа - прикладную и фундаментальную, исходя из специфики предмета.

    Для фундаментальной культурологии характерно исследование культуры в целях концептуального ее познания, выработки соответствующих теоретических подходов и методов, а также формирование философии культуры.

    В свою очередь, прикладная культурология во многом базируется на фундаментальной и использует выработанный ей инструментарий с целью исследования отдельных сфер деятельности человека. Таковыми могут быть экономическая, социально-политическая, религиозная или, например, художественная культура народа. При этом задействование прикладных методов предполагает получение результата - например, в части грамотной законотворческой политики властей, направленной на обеспечение культурного единства нации или предоставления ее отдельным этносам необходимой свободы для реализации тех самых механизмов передачи ценностей от одного поколения к другому.

    Что изучает предмет «Культурология», распространенный в вузах России? Многое зависит от конкретной специализации студентов, проходящих соответствующий курс. Если их профиль - исторические дисциплины, то в рамках предмета «Культурология» они могут углубленно исследовать те или иные явления в сфере культуры при задействовании философских подходов, подробном рассмотрении тех или иных исторических фактов. Для студентов юридических специализаций программы по культурологии зачастую составляются с акцентом на изучение взаимного влияния культуры того или иного государства и его правовой системы.

    Метод культурологии

    Следующий важнейший аспект рассматриваемой научной дисциплины, как и любой другой, - метод. В среде российских исследователей распространен подход, по которому в отношении культурологии правомерно фиксировать следующий спектр методов:

    • диахронический;
    • синхронистический;
    • компаративистский;
    • типологический;
    • семиотический;
    • биографический;
    • археологический;
    • психологический;
    • социологический.

    Рассмотрим их специфику подробнее.

    Диахронический метод предполагает выявление фактов, событий, явлений, наблюдаемых в процессе развития культуры с течением времени, а также их фиксацию в хронологической последовательности.

    Синхронистический метод позволяет осуществлять сравнительное изучение культурных явлений вне временного контекста, но, как правило, наблюдаемых в одном и том же историческом периоде.

    Компаративистский метод предполагает, в свою очередь, разностороннее сравнение культур разных народов, или же - одной нации, но в разных исторических периодах. Выявляются сходства, различия, а также причины, их обуславливающие.

    Сущность типологического метода - в выявлении закономерностей, позволяющих объединять те или иные образцы культур в различные категории, типы.

    Семиотический метод базируется на концепциях, направленных на изучение знаков, которые используются в той или иной культуре, - алфавита, иероглифов и иных способов отображения информации или результатов творчества человеком.

    Биографический метод в культурологии задействуется в случае необходимости изучить ключевые факты о личности, повлиявшей на развитие культуры того или иного народа, государства или всего мира. Бывает, что роль конкретного человека в истории настолько велика, что культура - на соответствующем уровне социальных коммуникаций - меняется полностью в результате его деятельности. В этом случае исследователь должен основательно изучить не только факты о ней, но также и детальные подробности биографии человека, который непосредственно повлиял на видоизменение данной культуры или формирование новой.

    СОДЕРЖАНИЕ.







    8. Список литературы………………………………………………………22

    СОДЕРЖАНИЕ.
    1. Понятие культурологии…………………………………………… ……2
    2. Современная культурология……………………………………………..5
    3. Функции культурологи………………………………………………… 10
    4. Историческое измерение понятие «Культура» в разные периоды европейской цивилизации……………………………………………… 14
    5. Принципы изучения культуры………………………………………….17
    6. Категории культурологи…………………………………………………18
    7. Заключение……………………………………………………………….20
    8. Список литературы………………………………………………………22

    Культурология — это наука о культуре. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
    Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
    Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно- исторических типов.
    Знакомство с мировой культурой- неотъемлемая часть интелектуального потенциала тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на социально- экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру. Важнейшая задача культурологов- анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки- вопросы теории и истории мировой культуры.
    Курс культурологии дает понимание того, что любая материально- практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
    Культурология одна из молодых научных дисциплин, формирующая на стыке философии, социологии, психологии и многих других наук.
    Это гуманитарная дисциплина изучает общие аспекты возникновения и развития культуры, а также возникновение культур между собой.
    Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируется представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.
    Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Попытки обнаружить за этим понимальным естеством, фиксируемым понятием «культура», реальное, адекватно выразить его научными средствами – одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости.
    Но этот поиск свидетельствует о том, что культкрология представляет собой вид знания, уже переросшего « родительскую» опеку философии, хотя и взаимосвязанного с ней.
    Исследования культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия культуры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего – археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Однако только в 20 в. появляются попытки реализации все более осознаваемой потребности и возможности специального меж предметного исследования культуры.
    Трудности становления культурологии прежде всего вызваны сложностью, многоплановостью, «газообразностью понятия культуры как «онтологического» феномена.
    В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.

    I – рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры и ее истрическом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре.

    I I – представляет культурологию как состоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающие культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проюлему многообразия культур (типологизация, сисьематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурантропологией, социологией культуры, а также выделение фолософской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку времени.

    I I I – подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предлагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально- гуманитарного знания…………

    Скачать полную версию работы

    СКАЧАТЬ работу

    наука о культуре во всем ее многообразии и единстве; область гуманитарного знания о сущности, природе и закономерностях возникновения, становления, развития и функционирования культуры.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ

    наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостное явление, как специфическую функцию человеческого бытия. К. изучает содержание, структуру и технологию функционирования социокультурного опыта человечества. В отличие от большинства социальных и гуманитарных наук, изучающих определенные сферы человеческой жизнедеятельности (например, педагогика, психология), К. относится к наукам, исследующим все виды и формы человеческой практики, но в строго определенных аспектах. В К. выделяют два осн. профиля познания: собственно К. - как интегративное знание о целостном феномене культуры и культуроведение - как совокупность частных научных дисциплин, изучающих направления культуры по различным областям человеческой деятельности (политическая, религиозная, художественная и другие культуры). Различают также социальную К. (исследует проблемы социокультурной деятельности людей) и гуманитарную К. (изучает проблемы собственно К.), фундаментальную (исследует теорию К., разрабатывает культурологические методы исследования и пр.) и прикладную К. (применение теоретических знаний о К. в социальной практике К., прогнозирование и регулирование культурных процессов и др.).