Чревоугодие грех библия. Смертные грехи - самые страшные грехи в православии

Библия - это действительно мудрая книга, которая может дать совет в любой жизненной ситуации. Герои и злодеи, пороки и добродетели - обо всем этом упоминается на ее страницах. Стоит отметить, что Библия не просто дает указания что делать, а чего не делать - она пытается всегда все объяснить и самым наглядным образом донести смысл до людей. Кроме Библии к Священным христианским текстам принято относить труды известных деятелей в данной сфере, так как считается, что они писали от лица Господа.

Расписаны очень подробно. Они отличны друг о друга очень многим: степенью тяжести, возможностью искупления и прочим. Говоря о том, какие бывают грехи, особое внимание стоит уделить семи Многие слышали об них, правда, не все из них знают, какие именно грехи входят в данный список и чем они отличаются от всех остальных.

Что собой представляют семь смертных грехов

Смертными они названы не случайно, так как в христианстве бытует мнение, что именно эти грехи способны привести душу к гибели. Стоит сразу заметить, что вопреки всеобщему мнению, семь смертных грехов в Библии не описаны, а их концепция появилась намного позже, чем Считается, что основой для них стали труды монаха по имени Евгарий Понтийский, который составил список из восьми человеческих пороков. Ближе к концу шестого века Григорий I Великий сократил данный список, и в нем осталось только семь смертных грехов.

Не стоит думать, что грехи, которые будут описаны ниже, являются самыми страшными в христианстве. Дело в том, они не являются теми, которые искупить невозможно, а просто-напросто способны привести к тому, что человек станет сам по себе намного хуже. Можно прожить жизнь не нарушив ни одну из десяти заповедей, однако нельзя прожить так, чтобы избежать семи смертных грехов (или хотя бы некоторых). Семь смертных грехов - это то, что заложила в нас природа. Возможно, при определенных обстоятельствах это и помогало человеку выжить, однако все же считается, что данные «грехи» ни к чему хорошему привести не могут.

Семь смертных грехов

  1. Алчность. Люди очень часто пытаются заполучить даже не задумываясь над тем, зачем они им вообще нужны. Вся жизнь превращается в постоянное накопление имущества, драгоценностей, денег. Алчные люди всегда желают получить больше, чем у них имеется. Меры они не знают, да и не хотят знать.
  2. Лень. Человек, который устает от постоянных неудач, может просто перестать стремиться к чему-либо. Его со временем начинает устраивать жизнь, в которой ничего не происходит, нет никакой нервотрепки и суеты. Лень атакует быстро и безжалостно, поддавшись ей всего один раз, можно навсегда потерять себя и свою личность.
  3. Гордыня. Многие люди делают что-то не по причине того, что это действительно нужно, а лишь из-за того, что это поможет им возвыситься над другими. Всеобщее восхищение разжигает в них огонь, который сжигает все лучшие чувства, которые хранятся в душе. Со временем такой человек начинает думать только о себе.
  4. Похоть. Инстинкт размножения заложен в каждом из нас, однако есть люди, которые не могут насытить сексом. Секс для них - это образ жизни, а в их мыслях только похоть. Каждый зависим от него в той или иной степени, однако злоупотребление им до добра еще никого не доводило.
  5. Зависть. Она очень часто становится причиной ссор или даже преступлений. Не каждый способен нормально воспринять то, что его друзья и близкие живут лучше, чем он сам. История знает много случаев, когда зависть заставляла людей даже совершать убийства.
  6. Чревоугодие. Разве приятно смотреть на человека, который не знает ничего лучше, чем вкусно поесть? Еда нужна для того, чтобы жить и совершать в этой жизни что-то хорошее и значимое. Однако чревоугодники считают, что это жизнь нужна для того, чтобы можно было есть.
  7. Гнев. Нужно уметь сдерживать свои эмоции. Конечно же, рубить с плеча легко, но вот последствия могут быть необратимыми.

На том или ином жизненном этапе практически все люди совершают хотя бы некоторые из перечисленных грехов. И очень важно вовремя остановиться, критически взглянуть на свою жизнь, чтобы не тратить ее попусту и постараться стать чище и лучше.

Один из перечней грехов в сочинениях христианских теологов и духовных писателей: гордость, алчность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть и лень (или уныние). Этот список не опирается на библейские тексты, но становится общепринятым со времен Фомы… … Энциклопедия Кольера

Семь смертныхъ грѣховъ. Ср. Грѣхи къ смерти, которые не простятся человѣку. Ср. 1 Іоанн. 5, 16 17. Смертные грѣхи, поименованные въ схоластической догматикѣ (съ XII в.) и особенно въ католическомъ катихизисѣ для народа: Высокомѣріе, Скупость,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ - – человеческие грехи, которые произошли «от корня всякого зла – гордости»: тщеславие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, расточительность. Эти грехи в свою очередь порождают ряд др.: от тщеславия происходит непослушание и чванство, от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Семь смертных грехов - это те грехи, которые не прощаются человеку и по смерти его. К ним отнесены: тщеславие, высокомерие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, леность (расточительство). Эти грехи порождают другие – непослушание, чванство, спесь, жадность и т … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Семь смертных грехов - устойчивое сочетание У верующих: семь особенно тяжких грехов, являющихся нарушением божественных предписаний. Энциклопедический комментарий: Особенно тяжкими грехами считаются зависть, скупость, распутство, чревоугодие, лень, гнев и гордыня.… … Популярный словарь русского языка

Семь смертных грехов - ♦ (ENG sins, seven deadly) в римско католической теологии семь наиболее серьезных грехов или проступков в отношении морали: гордыня, жадность, похоть, зависть, обжорство (алчность), гнев и лень … Вестминстерский словарь теологических терминов

Семь смертных грехов - Устар. Очень большие пороки, непростительные проступки. Сам же сказал, непримиримо гнула своё жена, что тут дело нечисто, как будто Иван был уже пойман за руку, уличён и только из непонятного упрямства отказывался признаться в семи смертных… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Ср. Грехи к смерти, которые не простятся человеку. Ср. 1 Иоанн. 5, 16 17. Смертные грехи, поименованные в схоластической догматике (с XII в.) и особенно в католическом катехизисе для народа: Высокомерие, Скупость, Распутство, Гнев, Чревоугодие,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книжн. Очень большой порок. БМС 1998, 137 … Большой словарь русских поговорок

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ - если эти С. С. Г. совершались в полном сознании, то они подвергали опасности жизнь души. Многие другие, менее значимые, грехи известны как простительные. Один из списков таких С. С. Г. таков: Люцифер – гордость; Маммон – скупость; Асмодей –… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • Семь смертных грехов , Павич Милорад. Составленную из нескольких новелл книгу "Семь смертных грехов" Милорад Павич (1929-2009) считал неделимым романом. Словно в волшебном зеркале с дыркой, здесь отразился дантовский" Ад",…
  • Семь смертных грехов , Павич Милорад. Составленную из нескольких новелл книгу&171;Семь смертных грехов&187;Милорад Павич (1929-2009) считал неделимым романом. Словно в волшебном зеркале с дыркой, здесь отразился…

Смертные грехи – поступки, совершая которые человек отдаляется от Бога, пагубные привычки которые особа не желает признать и исправить. Господь по своей великой милости к роду людскому, прощает смертные грехи, если видит искреннее раскаяние и твердое намерение изменить пагубным привычкам. Обрести душевное спасение можно через исповедь и .

Что такое грех?

Слово «грех» имеет греческие корни и в переводе звучит – ошибка, неверный шаг, оплошность. Совершение греха – отступление от истинного человеческого предназначения, влечет болезненное состояние души, ведущее к её разрушению и смертельной болезни. В современном мире грехи человека рисуют как запретный, но привлекательный способ выражения личности, что искажает настоящую суть термина грех» – деяния, после совершения которого душа становится искалеченной и требует врачевания – исповеди.

10 смертных грехов в православии

Список отступлений – греховных поступков, имеет длинный перечень. Выражение о 7 смертных грехах, на основе которых возникают тяжкие пагубные страсти, было сформулировано в 590 году святителем Григорием Великим. Страсть - привычное повторение одних и тех же ошибок, формирующее разрушительные навыки, которые после временного удовольствия доставляют мучения.

В православии – поступки, после совершения которых, человек не кается, а добровольно отходит от Бога, теряет с ним связь. Без такой опоры душа черствеет, теряет способность переживать духовную радость земного пути и посмертно не может существовать рядом с творцом, не имеет возможности попасть в рай. Раскаяться и исповедаться, избавиться от смертных грехов - изменить свои приоритеты и пристрастия можно, находясь в жизни земной.

Первородный грех - что это такое?

Первородный грех – это вошедшая в род человеческий склонность совершать греховные поступки, возникшая после того как Адам и Ева, обитая в раю, поддались искушению и совершили греховное падение. Склонность человеческой воли делать плохие поступки передалась от первых обитателей Земли всем людям. Рождаясь, человек принимает невидимое наследство – греховное состояние естества.


Содомский грех - что это такое?

Формулировка понятия содомский грех – связана с названием древнего города Содом. Содомляне в поисках плотских удовольствий вступали в физические отношения с особями одинакового пола, не пренебрегали актами насилия и принуждения в любодеяниях. Гомосексуальные отношения или мужеложство, скотоложство – тяжкие грехи, происходящие от блудной страсти, они являются срамными и мерзостными. Жители Содома и Гоморы, а также окрестных городов, живших в разврате, были наказаны Господом – с неба на них был послан огонь и дождь из серы для истребления нечестивых.

По Божьему замыслу мужчина и женщина были наделённые отличительными душевными и телесными особенностями для того чтобы дополняя друг друга. Они становились одним целым, продлевали род человеческий. Семейные отношения в браке, рождение и воспитание детей - прямая обязанность каждого человека. Блуд – плотский грех подразумевающий физические отношения между мужчиной и женщиной, без принуждения, не подкрепленные семейным союзом. Прелюбодеяние – это удовлетворение физической похоти с нанесением ущерба семейному союзу.

Мшелоимство - что это за грех?

Православные грехи вызывают привычку приобретать разные вещи, иногда совсем ненужные и неважные – это называют мшелоимством. Стремление приобретать новвые предметы, накопить в земном мире много вещей порабощает человека. Пристрастие к коллекционированию, склонность обзаводиться дорогим предметам роскоши – хранение бездушных ценностей, которые не пригодятся в загробном мире, а в земной жизни отнимают много денег, нервов, времени, становятся объектом любви, которую человек мог проявить по отношению к другому человеку.

Лихоимство - что это за грех?

Лихоимство - способ наживы или получения денежных средств за счёт ущемления ближнего, его затруднительных обстоятельств, приобретение имущества обманными действиями и сделками, воровством. Человеческие грехи - пагубные пристрастия, которые осознав и раскаявшись можно оставить в прошлом, однако отказ от лихоимства требует возвращения нажитого или расточения имущества, что является сложным шагом на пути к исправлению.

Сребролюбие - что это за грех?

Грехи по библии описываются как страсти – привычки человеческой натуры занимать жизнь и мысли увлечениями, мешающие думать о Боге. Сребролюбие – любовь к деньгам, стремление обладать и сохранять земные богатства, оно тесно связанно с жадностью, скупостью, лихоимством, мшелоимством, корыстолюбием. Сребролюбец собирает материальные ценности – богатство. Человеческие отношения, карьеру, любовь и дружбу он строит по принципу – выгодно или нет. Сребролюбивому тяжело понять, что истинные ценности не измеряются деньгами, настоящие чувства не продаются и купить их нельзя.


Малакия - что это за грех?

Малакия - церковно-славянское слово, означающее грех рукоблудия или онанизм. Мастурбация - это грех, одинаковый для женщин и мужчин. Совершая такой поступок, человек становится рабом блудной страсти, которая может перерасти в другие тяжкие пороки – виды неестественных любодеяний, превратиться в привычку потакать нечистым помыслам. Безбрачным и находящимся во вдовстве подобает сохранять телесную чистоту и не осквернять себя пагубными страстями. Если нет желания воздерживаться – надо ступать в брак.

Уныние - смертный грех

Уныние – грех, от которого ослабевает душа и тело, от него развивается упадок физических сил, лень и приходит чувство душевного отчаяния, безнадежности. Пропадает желание трудиться и настигает волна безнадежности и небрежного отношения - возникает неясная пустота. Депрессии – состояния уныния, когда в человеческой душе возникает необоснованная тоска, нет желания совершать добрые дела – трудиться для спасения души и помогать ближним.

Грех гордыни - в чем выражается?

Гордыня – грех, вызывающий желание возвыситься, быть признанным в обществе - высокомерное отношение и презрение к ближним, основанное на значимости собственной личности. Чувство гордости – утрата простоты, охлаждение сердца, неимение чувства сострадания к ближним, проявление строгих немилосердных рассуждений о поступках другого человека. Горделивый не признает помощи Божьей в жизненном пути, не питает чувств благодарности к творящим добро.

Праздность - что это за грех?

Праздность - грех, пристрастие, к которому вызывает у человека нежелание работать, попросту сказать - безделье. От такого состояния души порождаются другие страсти – пьянство, блуд, осуждения, обманы и пр. Не трудящийся - праздный человек живет за счет другого, иногда порицая его о недостаточном содержании, бывает раздражителен от нездорового сна – не натрудившись днем он не получает и полноценного отдыха, дарованного усталостью. Зависть охватывает праздного человека, когда он смотрит на плоды труженика. Им завладевает отчаяние и уныние - что считается грехом тяжким.


Чревоугодие - что это за грех?

Пристрастие к еде и напиткам - греховное желание, названное чревоугодием. Это влечение, дающее телу власть над духовным разумом. Проявляется чревоугодничество в нескольких видах – объедание, услаждение вкусами, гурманство, пьянство, тайное употребление пищи. Насыщение чрева не должно быть важной целью, а только подкреплением телесных нужд - потребностью, не ограничивающей душевную свободу.

Смертные грехи наносят душевные раны, которые приводят к страданиям. Изначальная иллюзия временного наслаждения перерастает в пагубную привычку, которая требует все больше жертв, отнимает часть земного времени, выделенного человеку для молитв и добрых дел. Он становиться рабом страстной воли, которая противоестественна для природного состояния и причиняет в итоге вред ему самому. Возможность осознать и изменить свои пагубные привычки, дана каждому, победить страсти можно противоположенными им по действию добродетелями.

Главные грехи - термин, которым в католическом богословии называют семь основных пороков , порождающих множество других грехов. В восточной христианской традиции их принято называть семью смертными грехами (список ниже). В православной аскетике им соответствуют восемь греховных страстей. Cовременные православные авторы иногда пишут о них как о восьми смертных грехах. Семь (или восемь) смертных грехов следует отличать от отдельного теологического понятия смертного греха (лат. peccatum mortale, англ. mortal sin), которое введено для классификации грехов по степени тяжести и последствиям на тяжёлые и обыденные.

Божию жизнь в человеке портит грех. Надо остерегаться прежде всего тех греховных поступков, которые затягивают человека к следующим грехам (список согласно Катехизесу Католической Церкви пункт 1866. 2001 г.)

  1. Гордыня
  2. Скупость
  3. Зависть
  4. Похоть
  5. Обжорство (Чревоугодие)
  6. Уныние

Нравственные добродетели, противоположные семи главным грехам

  1. Смирение.
  2. Отрешение от земных благ.
  3. Целомудрие.
  4. Милосердие.
  5. Умеренность.
  6. Терпение.
  7. Трудолюбие.

Грехи против Святого Духа

Постоянное сопротивление Божией благодати и частое совершение тяжких грехов в последствии может привести к тому, что человеческая совесть становится нечувствительной и приводит к исчезновению чувства греха. Такие поступки называются деяниями или грехами против Святого Духа (Мф 12, 31).

  1. Грешить, дерзко рассчитывая на милосердие Божие.
  2. Отчаиваться или сомневаться в милосердии Божием.
  3. Противиться узнанной христианской истине.
  4. Завидовать благодати Божией, данной ближнему.
  5. Откладывать покаяние до самой смерти.

Грехи по отношению к ближнему

Способствуя в какой-либо форме греху других людей, мы сами, в какой-то степени, становимся виновниками этого зла и участвуем в грехе. Грешить по отношению к ближнему - это:

  1. Уговаривать кого-либо согрешить.
  2. Приказывать согрешить.
  3. Позволять грех.
  4. Побуждать ко греху.
  5. Хвалить грех другого.
  6. Сохранять безразличие, если кто-то согрешил.
  7. Не бороться с грехом.
  8. Помогать согрешить.
  9. Оправдывать чей-либо грех.

«Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18, 7).

Грехи, вопиющие к небесному наказанию

К тяжёлым грехам относятся также поступки, вопиющие к небесному наказанию (Быт 4, 10):

  1. Сознательное злостное человекоубийство.
  2. Грех содомский, или мужеложество (гомосексуализм).
  3. Угнетение бедных, вдов и сирот.
  4. Лишение платы за исполненный труд.

Коротко о грехе согласно Катехизису Католической Церкви (приведены ссылки на пункты из главы 7)

  • "Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Рим 11,32). п. 1870
  • Грех - это "слово, действие или желание, противящееся вечному закону". Он есть оскорбление Бога. Он восстает против Бога в непослушании, противоположном послушанию Христа. п. 1871
  • Грех - поступок, противоречащий разуму. Он уязвляет человеческую природу и наносит ущерб человеческой солидарности. п. 1872
  • Все грехи коренятся в человеческом сердце. Виды и тяжесть их оцениваются, в основном, в зависимости от их предмета. п. 1873
  • Избрать свободно, то есть зная и желая этого, то, что серьезно противоречит божестенному закону и конечному предназначению человека, - значит совершить смертный грех. Он разрушает в нас любовь, без которой невозможно вечное блаженство. Оставленный без сокрушения, он влечет за собой вечную смерть. п. 1874
  • Грех обыденный представляет собой нравственное беззаконие, поправимое любовью, которой он позволяет в нас пребывать. п. 1875
  • Повторение грехов, даже обыденных, порождает пороки, среди которых мы различаем главные (коренные) грехи. п.1876

Испытание совести:

ГРЕХИ ПРОТИВ БОГА

Верю ли я в то, что Бог присутствует во всем, что случается в моей жизни?
Верю ли в то, что Бог любит и прощает меня?
Не обращался ли я к гороскопам, гаданию, не ношу ли амулеты, талисманы, не верю ли я в приметы?
Не забываю ли о молитве? Не читаю ли ее машинально? Молюсь ли утром и вечером?
Всегда ли я благодарю и прославляю Бога, или же я обращаюсь к Нему только когда мне что-нибудь нужно?
Не сомневаюсь ли я в существовании Бога?
Не отрекался ли я от Бога? Не обвинял ли его в неприятностях, произошедших со мной?
Не произносил ли я имени Бога попусту? Предпринимаю ли я достаточно попыток, чтобы лучше узнать Бога?
Стараюсь ли познать Бога на занятиях в воскресной школе?
Как часто я читаю Священное Писание и другие книги о Боге?
Не принимал ли я причастия в состоянии тяжкого греха? Готовлюсь ли к принятию Тела Христова и благодарю ли Его за этот дар?
Не стыжусь ли своей веры во Христа?
Является ли моя жизнь свидетельством о Боге для других? Говорю ли я другим людям о Боге, защищаю ли свою веру?
Является ли воскресенье для меня особым днем? Не пропускаю ли воскресных и праздничных месс, не опаздываю ли на них? С верой ли участвую в Таинствах?

ГРЕХИ ПРОТИВ ЦЕРКВИ

Молюсь ли за Церковь, или думаю, что есть только я и Бог?
Не критикую ли Церковь? Не отвергаю ли учения Церкви?
Не забываю ли о том, что если я живу в грехе, то община от этого слабеет?
Не веду ли себя во время совершения Таинств, как наблюдатель или зритель?
Интересуюсь ли тем, что происходит в местной Церкви (приходской общине, епархии, стране)?
Молюсь ли о единстве всей Церкви, с уважением ли отношусь к христианам других конфессий?
Не бывает ли так, что я вместе с общиной только во время молитвы, а когда выхожу из Церкви, становлюсь "нормальным" человеком - и другие меня не касаются?
Не забываю ли о Боге на время каникул?
Всегда ли я соблюдаю пост? (это выражение нашей причастности страданиям Христа) Умею ли отказываться от удовольствий?

ГРЕХИ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО

Не хочу ли все время быть в центре внимания? Не ревную ли я своих друзей? Признаю ли их свободу?
Отдаю ли я Богу своих друзей, "впускаю" ли Его в свои отношения со знакомыми? Всегда ли замечаю других людей?
Благодарю ли Бога за своих братьев и сестер, помогаю ли им?
Достаточно ли молюсь за других?
Благодарю ли за доброе, прощаю ли злое?
Как отношусь к калекам, больным, нищим?
Не обвиняю ли других в своих проблемах?
Достаточно ли уделяю времени тем, кто нуждается во мне, не отказываю ли в помощи?
Не говорю ли плохо о ближних?
Не завидую ли другим, не желаю ли, чтобы у них пропало то, что у них есть?
Нет ли в моем сердце ненависти к другим? Не желаю ли я зла кому-либо?
Не хочу ли я отомстить другим?
Не выдаю ли чужих секретов, не использую ли доверенную мне информацию против других?
Люблю ли своих родителей и пытаюсь ли укрепить отношения с ними? Слушаюсь ли их?
Не брал ли я без спроса чужие вещи, не крал ли денег у родителей или кого-то еще?
Добросовестно ли исполняю доверенную мне работу?
Не уничтожал ли бессмысленно природу? Не сорил ли?
Люблю ли я свою страну?
Соблюдаю ли правила дорожного движения? Не угрожаю ли чьему-нибудь здоровью?
Не толкал ли других на зло?
Не соблазнял ли других своим словом, поведением, видом?

ГРЕХИ ПРОТИВ СЕБЯ САМОГО

Не отношусь ли к Богу с равнодушием и легкомыслием? (это грех против Бога, но также и против себя самого, поскольку тем самым я отрезаю себя от источника Жизни и становлюсь духовно мертвым.)
Не замыкаюсь ли я в собственных мечтах? Живу ли сегодняшним днем, а не в прошлом или в будущем?
Спрашиваю ли я о том, что думает о моих решениях Бог?
Принимаю ли самого себя? Не сравниваю ли себя с другими? Не бунтую ли против Бога из-за того, что Он сотворил меня таким?
Принимаю ли свои слабости и отдаю ли их Господу, чтобы Он мог их исцелить?
Не избегаю ли правды о самом себе? Принимаю ли замечания в свой адрес и меняю ли свое поведение?
Исполняю ли то, что обещал?
Хорошо ли использую время? Не теряю ли времени даром?
Друзья, круг общения, который я избрал, - помогают ли они мне стремиться к добру?
Умею ли сказать "нет", когда меня толкают на зло?
Не бывает ли так, что я склонен видеть в себе только плохое; молюсь ли о том, чтобы Святой Дух открыл мне, какие у меня дары и помог развить их?
Делюсь ли с другими теми талантами, которые дал мне Господь? Служу ли другим людям?
Как готовлюсь к своей будущей профессии?
Не замыкаюсь ли в себе, перестав радоваться тому, что получил от Бога?
Человек - это душа и тело; достаточно ли я забочусь о развитии своего тела, о его физическом здоровье (теплая одежда, отдых, борьба с дурными привычками)
Целомудренно ли отношусь к разным сферам моей жизни? (делаю ли усилие, чтобы приготовить сердце принять настоящую любовь?)
Не рассказываю ли грязных шуток, не читаю ли неприличных журналов? Умею ли отказаться от фильмов и журналов, подталкивающих меня к нечистым мыслям? Не вызываю ли своей манерой одеваться или своим поведением таких мыслей у других?

смертных грехов: чревоугодие, гнев, зависть, похоть, алчность, гордость и лень. Все знают, но не все из нас считают каждый из семи по списку грехом. Кто-то руководствуется своими личными взглядами, кто-то исходя из реалий устройства теперешнего общества. Кто-то не понимает, кто-то лукавит, кто-то не верит, но главное — никто не замечает как эти семь из нас медленно делают рабами наших пороков и приумножают, расширяют «ассортимент» наших грехов. Далее подробнее.

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня, тщеславие, духовная леность, гнев, уныние, алчность, сладострастие и чревоугодие. Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).

В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть. Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).

Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность.

Слово, переведенное как «блаженны» , является синонимом слову «счастливы» . Почему Иисус не ставит в один ряд счастье человека с тем, что он имеет: успех, обеспеченность, власть и т.д.? Он говорит, что счастье это следствие определенного внутреннего состояния, которое не зависит от того, что происходит вокруг, пусть даже человека злословят и преследуют. Счастье является следствием взаимоотношений с Творцом, ведь именно Он дал нам жизнь и лучше всех знает, в чем ее смысл, а значит и счастье. Зависть появляется только тогда, когда человек не любит и поэтому не счастлив. Появляется пустота в душе, которую некоторые безуспешно пытаются заполнить вещами или мыслями о них.

А. В Ветхом Завете
— примеры зависти (Быт 37:11 ; Чис 16:1-3 ; Пс 105:16-18 )
— заповедь не завидовать (Притч 3:31 ; Притч 23:17 ; Притч 24:1 )

Б. В Новом Завете
— примеры зависти (Мф 27:18 ; Мк 15:10 ; Флп 1:15-17 )
— отрицательные последствия зависти (Мк 7:20-23 ; Иак 3:14-16 )
— положительные последствия зависти (Рим 11:13-14 )
— зависть среди других грехов (Рим 1:29 ; Гал 5:20 ; 1Пет 2:1 )
— любовь не завидует (1Кор 13:4 )

ГНЕВ

Если человек увидит себя в зеркале в припадке гнева, ярости, он просто ужаснется и не узнает сам себя, настолько изменился его облик. Но гнев помрачает не только и не столько лицо, сколько душу. Гневающийся становится одержим бесом гнева. Очень часто гнев порождает один из самых стражных грехов — убийство. Из причин вызывающих гнев хотелось бы отметить прежде всего самомнение, самолюбие, завышенную самооценку – частую причину обидчивости и гнева. Легко быть спокойным и снисходительным, когда тебя все хвалят, а тронь только пальцем, сразу видно, чего мы стоим. Горячность, вспыльчивость может быть, конечно, следствием чересчур темпераментного характера, но все же характер не может служить оправданием для гнева. Человек раздражительный, горячий должен знать эту свою черту и бороться с ней, учиться сдерживаться. Как одну из причин гнева можно рассматривать зависть — ничто так не раздражает, как благополучие ближнего…

Два мудреца жили в одном и том же скиту в пустыне Сахара, и вот один из них сказал другому: «Давай, что ли, побранимся с тобой, а не то вскорости перестанем понимать толком, какие страсти нас мучают». «Я не знаю, как затевать ссору» , — ответил второй пустынник. «Сделаем так: я поставлю эту миску сюда, а ты скажешь: «Это — мое». Я же отвечу: «Она принадлежит мне!» Мы начнем спорить, а потом и поругаемся» . Так они и поступили. Один сказал, что миска — его, а другой возразил. «Не будем терять времени , — сказал тогда первый. — Забирай ее себе. Ты не слишком удачно придумал насчет ссоры. Когда человек сознает, что обладает бессмертной душой, он не станет спорить из-за вещей» .

Справиться с гневом самому не легко. Молитесь Господу прежде, чем дела ваши делаете и милость Господня избавит вас от гнева.

А. Гнев человека

1. Гнев таких людей, как
— Каин (Быт 4:5-6 )
— Иаков (Быт 30:2 )
— Моисей (Исх 11:8 )
— Саул (1Цар 20:30 )
— Давид (2Цар 6:8 )
— Нееман (4Цар 5:11 )
— Неемия (Неем 5:6 )
— Иона (Иона 4:1,9 )

2. Как контролировать наш гнев
— мы должны воздерживаться от гнева (Пс 36:8 ; Еф 4:31 )
— мы должны быть медленны на гнев (Иак 1:19-20 )
— мы должны владеть собой (Притч 16:32 )
— в нашем гневе мы не должны грешить (Пс 4:5 ; Еф 4:26-27 )

3. Мы можем быть ввержены в геенну огненную из-за гнева (Мф 5:21-22 )

4. Мы должны позволять Богу мстить за грех (Пс 93:1-2 ; Рим 12:19 ; 2Фес 1:6-8 )

Б. Гнев Иисуса

— на несправедливость (Мк 3:5 ; Мк 10:14 )
— на кощунство в Храме Божием (Ин 2:12-17 )
— на последнем суде (Откр 6:16-17 )

В. Гнев Бога

1. Божий гнев праведен (Рим 3:5-6; Откр 16:5-6)

2. Причины Его гнева
— идолопоклонство (1Цар 14:9 ; 1Цар 14:15 ; 1Цар 14:22 ; 2Пар 34:25 )
— грех (Втор 9:7 ; 4Цар 22:13 ; Рим 1:18 )
— безверие (Пс 77:21-22 ; Ин 3:36 )
— дурное отношение к другим (Исх 10:1-4 ; Ам 2:6-7 )
— отказ раскаяться (Ис 9:13 ; Ис 9:17 ; Рим 2:5 )

3. Выражение Его гнева
— временные осуждения (Чис 11:1 ; Чис 11:33 ; Ис 10:5 ; Плач 1:12 )
— в день Господень (Рим 2:5-8 ; Соф 1:15 ; Соф 1:18 ; Откр 11:18 ; Пс 109:5 )

4. Господь владеет Своим гневом
— Бог медлен на гнев (Исх 34:6 ; Пс 102:8 )
— Божие милосердие больше, чем Его гнев (Пс 29:6 ; Ис 54:8 ; Ос 8:8-11 )
— Бог отвратит Свой гнев (Пс 77:38 ; Ис 48:9 ; Дан 9:16 )
— верующие избавлены от гнева Божия (1Фес 1:10 ; Рим 5:9 ; 1Фес 5:9 )

ПРАЗДНОСТЬ

Праздность — избегание физической и духовной работы. Уныние, которое тоже входит в состав этого греха, является состоянием беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. По словам Иоанна Лествичника, одного из создателей списка семи грехов, уныние есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив» . Господь наделил нас Разумом, который способен стимулировать наши духовные поиски. Здесь вновь стоит привести слова Христа из Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6 ) .

В Библии не говорится о лени как о грехе, но говорится как о непродуктивной черте характера. Под ленью понимается вялость и бездействие человека. Ленивый должен брать пример с трудолюбивого муравья (Притч 6:6-8 ) ; ленивый — обуза для других людей (Притч 10:26 ) . Оправдываясь, ленивый только наказывает себя, т.к. приводимые им доводы глупы (Притч 22:13 ) и свидетвуют о его скудоумии, вызывая насмешки людей (Притч 6:9-11 ; Притч 10:4 ; Притч 12:24 ; Притч 13:4 ; Притч 14:23 ; Притч 18:9 ; Притч 19:15 ; Притч 20:4 ; Притч 24:30-34 ) . Немилосердному суду подвергнется тот, кто жил только для себя и не реализовал дарованный ему талант (Мф 25:26 и след.) .

АЛЧНОСТЬ

В Библии вы не найдёте слово «жадность». Однако это не значит, что Библия обошла своим вниманием проблему жадности. Совсем наоборот, Слово Божье очень пристально и внимательно рассматривает этот человеческий порок. И делает оно это, разложив жадность на её составляющие:

1. Сребролюбие (есть любовь к деньгам) и любостяжание (стремление к обогащению). «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф 5:5 ) .
Сребролюбие, будучи корнем всех зол (1Тим 6:10 ) , является фундаментом жадности. Все остальные составляющие жадности и все остальные человеческие пороки берут начало в сребролюбии. Господь учит нас не быть сребролюбивыми: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр 13:5 ) .

2. Лихоимство и мздоимство
Лихоимство – это требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток. Мзда – награда, вознаграждение, плата, возмездие, барыш, корысть, прибыток, взятка. Мздоимство – взяточничество.

Если сребролюбие является фундаментом жадности, то лихоимство – правая рука жадности. Об этом пороке в Библии сказано, что он исходит из сердца человека: «Далее [Иисус] сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло изнутри исходит и оскверняет человека» (Мк 7:20-23 ) .

Библия называет лихоимцев и мздоимцев нечестивыми: «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия» (Еккл 7:7 ). «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце» (Притч 17:23 ) .

Слово Божье предупреждает нас о том, что лихоимцы Царства Божия не наследуют: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор 6:9-10 ) .

«Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» (Ис 33:15-16 ) .

3. Алчность:
Алчность – жажда наживы. Природа алчного человека хорошо описана в книге пророка Амоса «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, — вы, которые говорите: когда же пройдёт новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать» (Ам 8:4-6 ). «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч 1:19 ) .

Исх 20:17 ) . Иными словами, эта заповедь обращается к человеку с призывом: «Не будь алчным!»

4. Скупость:
«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор 9:6-7 ) . Отличается ли скупость от алчности? Эти слова являются почти синонимами, но некоторое различия между ними всё-таки есть. Скупость, в первую очередь, нацелена на сохранение имеющегося, а алчность и жадность ориентированы на новые приобретения.

5. Корыстолюбие
«Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя» (Пс 9:24 ). «Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить» (Притч 15:27 ) .

Корыстолюбие – это грех, за который Господь наказывал и наказывает людей: «За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца» (Ис 57:17 ) . Слово Божье предупреждает христиан, «чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали» (1Фес 4:6 ) .

Отсутствие корыстолюбия – обязательная черта истинных служителей Божьих: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив…» (1Тим 3:2-3 ); «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы…» (1Тим 3:8 ) .

6. Зависть:
«Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его» (Притч 28:22 ). «Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно» (Притч 23:6-8 ) .

Десятая Заповедь запрещает нам желать чужого добра: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20:17 ) . Однако известно, что подобные желания чаще всего возникают у людей из-за зависти.

7. Эгоизм:
Об эгоизме у нас уже была достаточно глубокая беседа. Мы не будем к ней возвращаться, напомним лишь, что составными частями эгоизма являются похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Мы это назвали триединой природой эгоизма: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин 2:16 ) .

Жадность является составной частью эгоизма, ибо похотью очей является всё, чего желают ненасытные глаза человека. Именно против похоти очей предупреждает нас десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20:17 ) . Итак, эгоизм и жадность – два сапога – пара.

8. Ненасытность:
Слово Божье предупреждает о том, что глаза человека ненасытны: «Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие» (Притч 27:20 ). «У ненасытимости две дочери: «давай, давай!»» (Притч 30:15 ) «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета!» (Еккл 5:9 ) «И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это – суета и недоброе дело!» (Еккл 4:7-8 ) .

Основная причина жадности, – это духовная пустота: духовные голод и жажда, с которой рождается человек на свет. Духовная пустота образовалась в душе человека в результате духовной смерти, ставшей последствием его грехопадения. Бог сотворил человека совершенным. Когда человек жил с Богом, он не был жадным, но без Бога жадность стала чертой характера человека. Что бы он ни делал, он не в состоянии заполнить эту духовную пустоту. «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл 6:7 ) .

Жадный человек, не понимая, в чём причина его неудовлетворённости, пытается заглушить её материальными благами и богатствами. Он, бедняга, не понимает, что духовную нищету не восполнишь никакими материальными благами, так же как духовную жажду не утолить ведром воды. Всё, что нужно такому человеку, это обратиться к Господу, который, являясь единственным источником живой воды, способен заполнить духовную пустоту в душе.

Сегодня Господь обращается к каждому из нас через пророка Исаию: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду» (Ис 55:1-3 ) .

Только Господь и Спаситель Иисус Христос способен утолить духовный голод и духовную жажду всякого, кто к Нему приходит: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин 6:35 ) .

Разумеется, невозможно избавиться от жадности за один день, тем более, если вы уже давно находитесь в рабстве этого порока. Но попытаться непременно стоит. (Втор 24:19-22 ; Мф 26:41 ; 1Тим 6:11 ; 2Кор 9:6-7 ; Кол 3:2 ; Рим 12:2 ; 1Тим 6:6-11 ; 3Ин 1:11 ; Евр 13:5-6 )

В следующий раз, когда у вас появляется желание на ком-то нажиться или возникнет нежелание с кем-либо делиться, вспоминайте слова Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20:35 )

А. Заповедь об алчности

— в Ветхом Завете (Исх 20:17 ; Втор 5:21 ; Втор 7:25 )
— в Новом Завете (Рим 7:7-11 ; Еф 5:3 ; Кол 3:5 )

Б. Алчность приводит к другим грехам (1Тим 6:10 ; 1Ин 2:15-16 )

— обману (Иаков) (Быт 27:18-26 )
— прелюбодеянию (Давид) (4Цар 11:1-5 )
— неповиновению Богу (Ахан) (Нав 7:20-21 )
— лицемерному поклонению (Саул) (1Цар 15:9-23 )
— убийству (Ахав) (1Цар 21:1-14 )
— воровству (Гиезий) (4Цар 5:20-24 )
— неурядицам в семье (Притч 15:27 )
— лжи (Анания и Сапфира) (Деян 5:1-10 )

В. Удовлетворяться тем, что имеешь — средство против алчности

— заповедано (Лк 3:14 ; 1Тим 6:8 ; Евр 13:5 )
— опыт Павла (Флп 4:11-12 )

ЧРЕВОУГОДИЕ

Чревоугодие — это грех против второй заповеди (Исх 20:4 ) и есть один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники выше всего поставляют чувственное удовольствие, то, по слову апостола, у них бог чрево, или, иначе сказать, чрево есть их идол: «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Флп 3:19 ) .

Сладости могут стать идолом, предметом вожделений и постоянных мечтаний человека. Это несомненно чревоугодие, но уже в мыслях. Этого также нужно остерегаться. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф 26:41 ) .

Чревоугодие в буквальном смысле означает неумеренность и жадность в еде, доводящая человека до скотского состояния. Дело здесь не только в еде, но и в несдерживаемом желании потреблять больше, чем того требуется. Однако борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к пище, сколько размышление о её истинном месте в жизни. Еда безусловно важна для существования, но она не должна становиться смыслом жизни, тем самым заменяя заботы о душе, на заботы о теле. Вспомним слова Христа: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды» (Мф 6:25 ) . Это очень важно понять, т.к. в современной культуре обжорство определяется скорее медицинским недугом, чем нравственным понятием.

СЛАДОСТРАСТИЕ

Этот грех характеризуется не только внебрачными половыми связями, но и самим страстным желанием плотских удовольствий. Обратимся к словам Иисуса Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф 5:27-28 ) . Человек, которого Господь наделил Волей и Разумом, должен отличаться от животных, которые слепо идут на поводу у своих инстинктов. Также к похоти стоит отнести и различные виды сексуальных извращений (зоофилия, некрофилия, гомосексуализм и др.), которые по своей сути противоречат человеческой природе. (Исх 22:19 ; 1Тим 1:10 ; Лев 18:23-24 ; Лев 20:15-16 ; Втор 27:21 ; Быт 19:1-13 ; Лев 18:22 ; Рим 1:24-27 ; 1Кор 6:11 ; 2Кор 5:17 )

Списку грехов противопоставляется перечень добродетелей. Гордыне - смирение; жадности - щедрость; зависти - любовь; гневу - доброта; сладострастию - самоконтроль; чревоугодию - умеренность и воздержание, а лени - усердие. Фома Аквинский среди добродетелей особо выделял Веру, Надежду и Любовь.