Второе советское правительство. Совнарком коренной национальности

Большевики ввели в первый состав Совнаркома только одного еврея, Троцкого Л. Д., занявшего должность наркоминдела.

Национальный состав Совнаркома до сих пор является предметом спекуляций:

Андрей Дикий в своей работе «Евреи в России и СССР» утверждает, что состав СНК якобы был следующим:

Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) 1918 г.:

Ленин — председатель,
Чичерин — иностранные дела, русский;
Луначарский — просвещение, еврей;
Джугашвили (Сталин) — народности, грузин;
Протиан — земледелие, армянин;
Ларин (Лурье) — экономический совет, еврей;
Шлихтер — снабжение, еврей;
Троцкий (Бронштейн) — армия и флот, еврей;
Ландер — госконтроль, еврей;
Кауфман — государственные имущества, еврей;
В. Шмидт — труд, еврей;
Лилина (Книгиссен) — народное здравие, еврейка;
Шпицберг — культы, еврей;
Зиновьев (Апфельбаум) — внутренние дела, еврей;
Анвельт — гигиена, еврей;
Исидор Гуковский — финансы, еврей;
Володарский — печать, еврей; Урицкий— выборы, еврей;
И. Стейнберг — юстиция, еврей;
Фенгстейн — беженцы, еврей.

Итого, из 20-ти наркомов — один русский, один грузин, один армянин и 17 евреев.

Юрий Емельянов в своей работе «Троцкий. Мифы и личность» приводит анализ этого списка:

«Еврейский» характер Совнаркома получен путём махинаций: упомянут не первый состав Совнаркома, опубликованный в декрете II Съезда Советов, а из много раз менявшихся составов СНК выдернуты только те наркоматы, во главе которых когда-либо находились евреи.

Так, в качестве наркома по военным и морским делам упомянут Троцкий Л. Д., назначенный на этот пост 8 апреля 1918 года, а в качестве наркома по продовольствию (здесь: «снабжение») указан Шлихтер А. Г., который действительно занимал этот пост, но только до 25 февраля 1918 года и евреем, кстати, не был. На момент, когда наркомвоенмором действительно стал Троцкий, наркомпродом уже стал вместо Шлихтера великоросс Цюрупа А. Д.

Другим методом махинаций является изобретение ряда никогда не существовавших наркоматов.
Так, Андреем Диким в списке наркоматов упомянуты никогда не существовавшие наркоматы по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене.
Володарский упомянут как нарком печати; на самом деле он действительно был комиссаром печати, пропаганды и агитации, но не народным комиссаром, членом СНК (то есть фактически правительства), а комиссаром Союза северных коммун(областного объединения Советов), активным проводником большевистского Декрета о печати.
И, наоборот, в списке отсутствуют, например, реально существовавшие наркомат путей сообщения и наркомат почт и телеграфов.
В итоге у Андрея Дикого не сходится даже количество наркоматов: он упоминает число 20, хотя в первом составе насчитывалось 14 человек, в 1918 году количество увеличено до 18.

Некоторые должности указаны с ошибками. Так, председатель Петросовета Зиновьев Г. Е. упомянут как наркомвнудел, хотя он никогда не занимал эту должность.
Наркому почт и телеграфов Прошьяну (здесь — «Протиан») приписано руководство «земледелием».

Ряду лиц произвольно приписано еврейство, например, русскому дворянину Луначарскому А. В., эстонцу Анвельту Я. Я., обрусевшим немцам Шмидту В. В. и Ландеру К. И. и т. д. Происхождение Шлихтера А. Г. не вполне ясно, скорее всего, он является обрусевшим (точнее, обукраинившимся) немцем.
Некоторые лица вообще вымышлены: Шпицберг (возможно, имеется в виду следователь VIII ликвидационного отдела Наркомюста Шпицберг И. А., прославившийся своей агрессивной атеистической позицией), Лилина-Книгиссен (возможно, имеется в виду актриса Лилина М. П., в правительство никогда не входившая, или Лилина (Бернштейн) З. И., в СНК также не входившая, но работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета), Кауфман (возможно, имеется в виду кадет Кауфман А. А., по некоторым источникам, привлекавшийся большевиками как эксперт при разработке земельной реформы, но в Совнарком никогда не входивший).

Также в списке упомянуты два левых эсера, чей небольшевизм никак не указывается: нарком юстиции Штейнберг И. З. (упомянутый, как «И. Стейнберг») и нарком почт и телеграфов Прошьян П. П., упомянутый, как «Протиан-земледелие». Оба политика относились к послеоктябрьской большевистской политике крайне негативно. Гуковский И. Э. до революции относился к меньшевикам-«ликвидаторам» и пост наркома финансов принял только под давлением Ленина.

А вот реальный состав первого Совета народных комиссаров (по тексту декрета):
Председатель Совета Народных Комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин)
Нарком по внутренним делам — А. И. Рыков
Нарком земледелия — В. П. Милютин
Нарком труда — А. Г. Шляпников
Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе: В. А. Овсеенко (Антонов) (в тексте Декрета об образовании СНК — Авсеенко), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко
Нарком по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин
Нарком народного просвещения — А. В. Луначарский
Нарком финансов — И. И. Скворцов (Степанов)
Нарком по иностранным делам — Л. Д. Бронштейн (Троцкий)
Нарком юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов)
Нарком по делам продовольствия — И. А. Теодорович
Нарком почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов)
Нарком по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин)
Пост Народного Комиссара по делам железнодорожным остался временно не замещенным.
Вакантный пост Народного Комиссара по делам железнодорожным позже занял В. И. Невский (Кривобоков).

Но какое теперь это имеет значение? Начальник сказал 80 - 85% евреев! Значит так оно и было! Кстати, в новый учебник истории не забудьте это записать. Это уж точно соответствует геополитическим интересам России раз Путин там считает...

Или вы хотите Самого поправить? Ох, евреи, и не думайте! Иначе - пеняйте на себя. Короче, теперь косяк с большевистскими репрессиями - точно уже на вас!

Вот точная цитата из гаранта:

"Решение о национализации этой библиотеки (Шнеерсона - АК) было принято первым советским правительством, и членами его являлись примерно на 80-85% евреи. Но они же, руководствуясь ложными идеологическими соображениями, шли тогда на аресты и репрессии и иудеев, и православных, и представителей других конфессий - мусульман, - они всех гребли под одну гребенку. Вот это идеологические шоры и ложные идеологические установки - они, слава богу, рухнули. И мы действительно сегодня, по сути, передаем еврейской общине эти книги с улыбкой".

Как говорится, "Остапа понесло..."

В последнее время Владимир Путин развлекает любимых подданных не только брутальными афоризмами типа «в сортире замочим» и «замучаетесь пыль глотать», но и выдающимися открытиями в области истории. Если верить президенту, русской армией в Семилетней войне командовал умерший за тридцать лет до её начала Пётр I . Гарнизон Брестской крепости, в составе которого даже чеченские исследователи с натяжками обнаруживают едва три процента соплеменников, аж на треть состоял из гордых вайнахов. Большевики, замалчивая Первую мировую войну, ввели главы о ней в школьный курс истории, а издали многотысячными тиражами труды её участников, вроде генералов Андрея Зайончковского и Алексея Брусилова , и ещё большими — работы современных исследователей типа Барбары Такман и Николая Яковлева

Последнее историческое откровение Владимира Владимировича отмечено во время посещения московского Еврейского музея и действующего при нём Центра толерантности, куда по предложению главы государства передано свыше 60 тысяч старинных книг и документов из библиотеки главы хасидского иудейского религиозного течения «Хабад» Йозефа Шнеерсона . Чтобы подчеркнуть свою щедрость, президент напомнил благодарным раввинам о тех, кто отобрал у них драгоценные книги и ненавязчиво упомянул национальность экспроприаторов.

«Решение о национализации этой библиотеки было принято первым советским правительством, и членами его примерно на 80−85 процентов являлись евреи. — Обличил Путин большевистский совнарком. — Но они же, руководствуясь ложными идеологическими соображениями, шли тогда на аресты и репрессии и иудеев, и православных, представителей других конфессий, мусульман. Они всех гребли под одну гребёнку. И вот эти идеологические шоры и ложные идеологические установки, слава Богу, рухнули. И мы действительно сегодня, по сути, передаём еврейской общине эти книги с улыбкой. Я всех нас поздравляю с этим событием».

Вряд ли Путин в курсе, откуда появились в его докладе 85%, но поскольку референты всё равно не скажут, пробел в президентском образовании уже не в первый раз приходится заполнять мне грешному. Сообщаю: зловещая цифирька взята из книги писателя-эмигранта Андрея Дикого (Занкевича ) «Евреи в СССР», где приведен вот такой состав Совнаркома.

«Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) 1918 г.: Ленин — председатель, Чичерин — иностранные дела, русский; Луначарский — просвещение, еврей; Джугашвили (Сталин) — народности, грузин; Протиан — земледелие, армянин; Ларин (Лурье) — экономический совет, еврей; Шлихтер — снабжение, еврей; Троцкий (Бронштейн) — армия и флот, еврей; Ландер — госконтроль, еврей; Кауфман — государственные имущества, еврей; В. Шмидт — труд, еврей; Лилина (Книгиссен) — народное здравие, еврейка; Шпицберг — культы, еврей; Зиновьев (Апфельбаум) — внутренние дела, еврей; Анвельт — гигиена, еврей; Исидор Гуковский — финансы, еврей; Володарский — печать, еврей; Урицкий — выборы, еврей; И. Стейнберг — юстиция, еврей; Фенгстейн — беженцы, еврей. Итого из 20 наркомов — один русский, один грузин, один армянин и 17 евреев».

По Занкевичу, евреев действительно 85%, но даже беглый взгляд на его список неопровержимо доказывает, что автор лжёт. Его «первый совнарком» надерган из нескольких последующих, а фамилии и национальность комиссаров перепутаны. Так, левый эсер Исаак Штейнберг действительно был евреем и наркомом юстиции, но лишь с 10 декабря 1917 года, когда его партия приняла решения войти в правительство. Другой левый эсер, армянин Прош Прошьян с этого же дня занял пост наркома почт и телеграфов, а не земледелия. В ряды евреев Занкевич зачислил эстонца Яна Анвельта, русского Анатолия Луначарского, немцев Карла Ландера и Василия Шмидта , из которых реально в первое советское правительство входил только Луначарский. Евреи Григорий Зиновьев (Апфельбаум) и Моисей Володарский (Гольдштейн) в первый Совнарком не входили, а наркомы-евреи Кауфман, Лилина (Книгиссен) , Фенгстейн и Шпицберг вообще не существовали.

Между тем, кто был кто в первом составе Совета народных комиссаров, сформированном 26 октября (8 ноября) 1917 года, сразу после Октябрьского переворота, давно известно из соответствующего постановления, опубликованного в 35-м томе полного собрания сочинений председателя Совнаркома и на четверть еврея — Владимира Ульянова (Ленина) . Кроме него в правительство вошли:

Нарком по внутренним делам — Алексей Рыков , русский.

Нарком земледелия — Владимир Милютин , русский.

Нарком труда — Александр Шляпников , русский.

Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе: Владимира Овсеенко (Антонова) , Павла Дыбенко и Николая Крыленко (два первых — украинцы, третий возможно, наполовину или четверть еврей, но с тем же успехом его дедушка, старшина волостного управления Абрам Корнеевич Крыленко , мог быть и русским, получившим имя при крещении от попа по святцам).

Нарком по делам торговли и промышленности Виктор Ногин , русский.

Нарком народного просвещения — Анатолий Луначарский , русский.

Нарком финансов — Иван Скворцов (Степанов) , русский.

Нарком по иностранным делам — Лев Бронштейн (Троцкий) , еврей.

Нарком юстиции — Георгий Оппоков (Ломов) , русский.

Нарком по делам продовольствия — Иван Теодорович , поляк.

Нарком почт и телеграфов — Николай Авилов (Глебов) , русский.

Нарком по делам национальностей — Иосиф Джугашвили (Сталин) , грузин.

Бред Дикого был популярен среди карликовых типа патриотических тусовок в конце 80-х / начале 90-х гг. прошлого столетия, но впоследствии на него перестали ссылаться, благо документов о непомерно высокой доле евреев в правящих и карательных органах и так хватало. Но референтам Путина, вероятно, лень лишний раз залезть в интернет, и они, пользуясь исторической наивностью босса, в очередной раз скормили ему фальшивку.

Совет народных комиссаров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) - название правительства с до 1946. Совет состоял из народных комиссаров, руководивших народными комиссариатами (наркоматами, НК). После образования аналогичный орган был создан и на союзном уровне

История

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года. Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК поручил и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе правительства. Во время работы II съезда Советов предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и покинули II съезд Советов в самом начале его работы - до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство. Название «Совет народных комиссаров» было предложено : Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.
- Как назвать его? - рассуждал вслух . Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.
- Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?
- Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?
- Совет Народных Комиссаров?
- Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией. Согласно Конституции 1918 года, он именовался Совет Народных Комиссаров РСФСР.
СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции. СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 г. Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств. Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.) Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров.

Деятельность

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в: управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37) издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38) Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45). О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40). Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18). Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года:

  • По иностранным делам;
  • По военным делам;
  • По морским делам;
  • По внутренним делам;
  • Юстиции;
  • Труда;
  • Социального обеспечения;
  • Просвещения;
  • Почты и телеграфов;
  • По делам национальностей;
  • По финансовым делам;
  • Путей сообщения;
  • Торговли и промышленности;
  • Продовольствия;
  • Государственного контроля;
  • Высший Совет Народного Хозяйства;
  • Здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44). С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г. С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

  • Внутренней торговли;
  • Труда;
  • Финансов;
  • Внутренних дел;
  • Юстиции;
  • Просвещения;
  • Здравоохранения;
  • Земледелия;
  • Социального обеспечения;
  • ВСНХ.

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.) С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР. С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

  • Пищевой промышленности;
  • Легкой промышленности;
  • Лесной промышленности;
  • Земледелия;
  • Зерновых совхозов;
  • Животноводческих совхозов;
  • Финансов;
  • Внутренней торговли;
  • Юстиции;
  • Здравоохранения;
  • Просвещения;
  • Местной промышленности;
  • Коммунального хозяйства;
  • Социального обеспечения.

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

Совет народных комиссаров (1917-1937 гг.) и его функциональная деятельность.

История советского государственного управления берет начало со II съезда Советов. Он собрался в переломный момент, когда Петроград был в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство, еще не был взят восставшими. Создание новой системы государственного управления начиналось с выработки и провозглашения определенных политических постулатов. В этом смысле первым «управленческим» документом новой нарождавшейся власти следует признать обращение II съезда Советов «Рабочим, солдатам, крестьянам!», принятое на первом заседании съезда 25 октября 1917 г. Этот документ провозглашал установление советской власти, т.е. образование Советского государства. Здесь же были сформулированы основные направления внутренней и внешней политики нового государства:

установление мира, безвозмездная передача земли крестьянству, введение рабочего контроля над производством, демократизация армии и др. На следующий день, 26 октября, эти программные тезисы были конкретизированы и воплотились в первых декретах советской власти - «О мире» и «О земле». Еще одним декретом было образовано первое советское правительство. В постановлении съезда говорилось: «Образовать для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом народных комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы». Декретом были учреждены следующие наркоматы: земледелия, труда, по военным и морским делам, по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, по иностранным делам, юстиции, по делам продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей и по делам железнодорожным. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежали съезду Советов и его Центральному Исполнительному Комитету.

Советская государственность рождалась под сильным влиянием демократических настроений, царивших в обществе. На том же II съезде Советов В.И. Ленин утверждал, что большевики стремятся построить государство, в котором «правительство всегда было бы под контролем общественного мнения своей страны... По нашему представлению, - говорил он, - государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно». Столь широковещательный демократизм предполагалось осуществить путем привлечения масс к управлению государством.

Закономерно ли появление новой власти в России и создание новой системы управления? В литературе можно встретить точку зрения о неправомерности решений II съезда Советов ввиду его недостаточной представительности. Действительно, представительство на съезде было не общенародным, а классовым: это был съезд рабочих и солдатских депутатов. Крестьянский съезд Советов собрался отдельно, и объединение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов произошло лишь в январе 1918 г. Тем не менее столь глобальные изменения в жизни страны не могли произойти беспричинно. II съезд Советов был, несомненно, органом восставшего народа, органом революционных масс, представлявших практически всю страну и все более или менее значительные национальные регионы. Съезд выражал волю наиболее организованной и социально активной части общества, которая хотела перемен к лучшей жизни и деятельно добивалась их. Хотя съезд был Всероссийским, он не был и не мог быть всенародным.

Советская система управления зарождалась в условиях многопартийности. По подсчетам исследователей, в России действовало около 300 политических партий, которые условно можно подразделить на региональные, национальные и общероссийские. Последних было около 60. Состав II съезда Советов по партийной принадлежности был, как известно, в основном большевистским. Но там были представлены также другие социалистические и либеральные партии. Позиции большевиков еще более упрочились, когда съезд покинули представители правых эсеров, меньшевиков и бундовцев. Они требовали приостановить работу форума, поскольку, по их мнению, сторонники Ленина узурпировали власть. На съезде было представлено более 400 местных Советов из крупнейших промышленных и политических центров страны.

Съезд сформировал верховные и центральные органы власти. Верховным органом был объявлен Всероссийский съезд Советов. Он мог решать любые вопросы государственной власти и управления. Съезд создавал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который исполнял функции верховной власти между съездами Советов. ВЦИК создавался на основе пропорционального представительства от всех партийных фракций съезда. Из 101 члена первого состава ВЦИК 62 были большевиками, 29 - левыми эсерами, 6 - меньшевиками-интернационалистами, 3 - украинскими социалистами и 1 эсер-максималист. Председателем ВЦИК был избран большевик Л.Б. Каменев. Центральным органом власти стало образованное по решению II съезда Советов правительство - Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК). Его возглавил также большевик В.И. Ленин. Предложение войти в состав правительства получили левые эсеры и меньшевики-интернационалисты, но они отказались. Отличительной чертой новых органов власти и управления было соединение законодательных и исполнительных функций. Силу закона имели не только постановления съезда Советов и ВЦИК, но и декреты Совнаркома и даже акты отдельных наркоматов.

Таким образом, II съезд Советов провозгласил создание нового государства, сформировал органы власти и управления. На съезде были сформулированы наиболее общие принципы организации советской государственности и положено начало созданию новой системы государственного управления.

Большевики, захватив власть, искали возможности расширения ее социальной базы. В этих целях они вели переговоры с лидерами левых эсеров об условиях их вхождения в Совнарком. В начале ноября 1917 г. на пленарном заседании ВЦИК была принята компромиссная резолюция «Об условиях соглашения социалистических партий». В ней подчеркивалось, что соглашение возможно лишь при условии признания II съезда Советов «единственным источником власти» и признания «программы Советского правительства, как она выражена в декретах о земле, мире».

Переговоры большевиков с левыми эсерами завершились в декабре 1917 г. созданием коалиционного правительства. В состав СНК наряду с большевиками вошли семь представителей партии левых эсеров. Они возглавили наркоматы земледелия (А.Л. Колегаев), почт и телеграфов (П.П. Прошьян), местного самоуправления (В.Е. Трутовский), имуществ (В.А. Карелин) и юстиции (И.З.Штейнберг). Кроме того, В.А. Агласов и А.И. Бриллиантов стали наркомами без портфеля (с решающим голосом). Первый был членом коллегии наркомата внутренних дел, второй - Наркомата финансов. Левые эсеры, занимая важные посты в кабинете, как и большевики, отвечали за ключевые в условиях революции направления деятельности правительства. Это позволило расширить социальную базу управленческих процессов и тем самым укрепить государственную власть. Союз с левыми эсерами оставил заметный след в управленческой практике первых месяцев советской власти. Представители левых эсеров входили не только в центральные органы управления, но и в состав правительств национальных республик, ревкомов органов борьбы с контрреволюцией, руководства армейскими частями. При их непосредственном участии была разработана и принята III Всероссийским съездом Советов «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая Россию Республикой Советов. Вместе с большевиками левые эсеры единодушно проголосовали во ВЦИК за роспуск Учредительного собрания.

Блок с левыми эсерами позволил большевикам решить важнейшую политическую и управленческую задачу - объединить Советы рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Объединение произошло на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. На съезде был избран новый состав ВЦИК, в который вошли 160 большевиков и 125 левых эсеров.

Однако союз с левыми эсерами оказался недолговечным. 18 марта 1918 г., не признав ратификацию Брестского мира, левые эсеры вышли из правительства

Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) - название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. В состав СНК входили народные комиссары, руководившие народными комиссариатами (наркоматами, НК). Подобные совнаркомы создавались и в других советских республиках; при образовании СССР также и на союзном уровне был создан Совет Народных Комиссаров СССР.

Общая информация

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года.

Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК большевиков поручил Каменеву и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе правительства. Во время работы II съезда Советов большевики предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и меньшевиков покинули II съезд Советов в самом начале его работы - до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство.

Название «Совет народных комиссаров» было предложено Троцким:

Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.

Как назвать его? - рассуждал вслух Ленин. Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.

Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?

Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?

Совет Народных Комиссаров?

Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией.

СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 года. Орган общего управления делами РСФСР - который в Конституции РСФСР именовался «Совет Народных Комиссаров» или «Рабоче-Крестьянское Правительство» - являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.)

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР был преобразован в Совет Министров РСФСР.

[править]Законодательная база СНК РСФСР

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18)..

по иностранным делам;

по военным делам;

по морским делам;

по внутренним делам;

социального обеспечения;

просвещения;

почт и телеграфов;

по делам национальностей;

по финансовым делам;

путей сообщения;

земледелия;

торговли и промышленности;

продовольствия;

Государственного контроля;

Высший Совет Народного Хозяйства;

здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44).

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

внутренней торговли;

финансов

внутренних дел

просвещения

здравоохранения

земледелия

социального обеспечения

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР.

С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

пищевой промышленности

легкой промышленности

лесной промышленности

земледелия

зерновых совхозов

животноводческих совхозов

финансов

внутренней торговли

здравоохранения

просвещения

местной промышленности

коммунального хозяйства

социального обеспечения

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА 1917 – 1922 ГГ.

РАБОЧИЙ ЛИСТ 1

Прочтитеприведенныенижедокументыивыполнитезаданиякним . Документ 1

ДЕКРЕТ ВТОРОГО ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА СОВЕТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ РАБОЧЕГО И КРЕСТЬЯНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА∗

Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет:

Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, Временное рабочее и крестьянское пра-вительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.е. Совету Народных Комиссаров.

Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду Со-ветов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету.

В настоящий момент Совет Народных Комиссаров составляется из следующих лиц: Председатель Совета – Владимир Ульянов (Ленин ).

Народный комиссар по внутренним делам – А .И . Рыков . Земледелия – В .П . Милютин .

Труда – А .Г . Шляпников .

По делам военным и морским – комитет в составе: В .А . Овсеенко (Антонов ), Н .В . Крыленко и Ф .М . Дыбенко . По делам торговли и промышленности – В .П . Ногин .

Народного просвещения – А .В . Луначарский . Финансов – И .И . Скворцов (Степанов ).

По делам иностранным – Л .Д . Бронштейн (Троцкий ). Юстиции – Г .И . Оппоков (Ломов ).

По делам продовольствия – И .А . Теодорович . Почт и телеграфов – Н .П . Авилов (Глебов ).

Председатель по делам национальностей – И .В . Джугашвили (Сталин ).

Пост народного комиссара по делам железнодорожным временно остается незамещенным.

Документ 2

ДЕКРЕТ О МИРЕ∗

Рабочее и Крестьянское Правительство, созданное революцией 24–25 октября и опирающееся на Советы рабочих, сол-датских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно перего-воры о справедливом демократическом мире.



Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, – миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, – таким миром Прави-тельство считает немедленный мир без аннексий (т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чу-жих народностей) и без контрибуций.

Такой мир предлагает Правительство России заключить всем воюющим народам немедленно, выражая готовность сделать без малейшей оттяжки тотчас же все решительные шаги впредь до окончательного утверждения всех условий такого мира полномочными собраниями народных представителей всех стран и всех наций.

Под аннексией, или захватом, чужих земель Правительство понимает сообразно правовому сознанию демократии вообще и трудящихся классов в особенности всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности независимо от того, когда это насильственное присоединение совершено, независимо также от того, насколько развитой или отсталой являет-ся насильственно присоединяемая или насильственно удерживаемая в границах данного государства нация. Независимо, наконец, от того, в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет.

Если какая бы то ни было нация удерживается в границах данного государства насилием, если ей, вопреки выражен-ному с ее стороны желанию, – все равно, выражено ли это желание в печати, в народных собраниях, в решениях партий или возмущениях и восстаниях против национального гнета, – не предоставляется права свободным голосованием, при полном выводе войска присоединяющей или вообще более сильной нации, решить без малейшего принуждения вопрос о формах государственного существования этой нации, то присоединение ее является аннексией, т.е. захватом и насилием.

Продолжать эту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые на-родности, Правительство считает величайшим преступлением против человечества и торжественно заявляет свою реши-мость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных, равно справедливых для всех без изъятия народностей условиях.

Вместе с тем Правительство заявляет, что оно отнюдь не считает вышеуказанные условия мира ультимативными, т.е. соглашается рассмотреть и всякие другие условия мира, настаивая лишь на возможно более быстром предложении их какой бы то ни было воюющей страной и на полнейшей ясности, на безусловном исключении всякой двусмысленности и всякой тайны при предложении условий мира.

Тайную дипломатию Правительство отменяет, со своей стороны выражая твердое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтвер-жденных или заключенных правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 г. Все содержание этих тайных договоров, поскольку оно направлено, как это в большинстве случаев бывало, к доставлению выгод и при-вилегий русским помещикам и капиталистам, к удержанию или увеличению аннексий великороссов, Правительство объ-являет безусловно и немедленно отмененным.

Обращаясь с предложением к правительствам и народам всех стран начать немедленно открытые переговоры о за-ключении мира, Правительство выражает со своей стороны готовность вести эти переговоры как посредством письмен-ных сношений, по телеграфу, так и путем переговоров между представителями разных стран или на конференции тако-вых представителей. Для облегчения таких переговоров Правительство назначает своего полномочного представителя в нейтральные страны.

Правительство предлагает всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие, причем со своей стороны считает желательным, чтобы это перемирие было заключено не меньше как на три месяца, т.е. на такой срок, в течение которого вполне возможно как завершение переговоров о мире с участием представителей всех без изъятия народностей или наций, втянутых в войну или вынужденных к участию в ней, так равно и созыв полномоч-ных собраний народных представителей всех стран для окончательного утверждения условий мира.

Обращаясь с этим предложением мира к правительствам и народам всех воюющих стран, Временное рабочее и кре-стьянское правительство России обращается также в особенности к сознательным рабочим трех самых передовых наций человечества и самых крупных участвующих в настоящей войне государств – Англии, Франции и Германии. Рабочие этих стран оказали наибольшие услуги делу прогресса и социализма, и великие образцы чартистского движения в Анг-лии, ряд революций, имевших всемирно-историческое значение, совершенных французским пролетариатом, наконец, в геройской борьбе против исключительного закона в Германии и образцовой для рабочих всего мира длительной, упор-ной, дисциплинированной работе создания массовых пролетарских организаций Германии – все эти образцы пролетар-ского героизма и исторического творчества служат нам порукой за то, что рабочие названных стран поймут лежащие на них теперь задачи освобождения человечества от ужасов войны и ее последствий, что эти рабочие всесторонней реши-тельной и беззаветно энергичной деятельностью своей помогут нам успешно довести до конца дело мира и вместе с тем дело освобождения трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации.

Подписал Председатель СНК Владимир Ульянов (Ленин)

Задания

1. Как называлось первое советское правительство и почему его полномочия провозглашались временными ? 2. Какими органами государственной власти определялся состав советского правительства ?

3. Что понималось советским правительством под предложением «демократического мира без аннексий и контрибуций »?

4. Какую роль в немедленном прекращении войны отводило советское правительство рабочим воюющих госу-дарств ?

1. Первое советское правительство называлось Совет народных комиссаров РСФСР. Оно было создано временно до созыва Учредительного собрания. После смерти Николая 2 право наследования перешло Михаилу Александровичу, который согласился принять власть только после народных выборов об окончательной власти в стране,Одновременно с этим развивались Советы. В результате в стране установилось двоевластие.

2. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету.

3. « т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций».

Не имеет право большое сильное государство присоединять малую и слабую народность, без согласия самой народности, независимо насколько отсталой оно является, независимо где оно находится. Нет права у государство определять форму государственного существования нации,это присоединение и является аннексией.

4. Немедленное заключение мира. Задача освобождения человечества от ужасов войны и ее последствий, и своей энергичной деятельностью рабочие помогут довести дело до мира и освободить трудящиеся массы от всякого рабства и эксплуатации.

Документ 3

О ПОЛОЖЕНИИ В ТАМБОВСКОЙ ДЕРЕВНЕ 1919–1920 ГГ.∗

В случае отказа отдать продовольственным отрядам «излишкив » запасов крестьян арестовывают целыми толпами, конфискуют их имущества – и у богатых, и у средних. И даже у бедных. Такие конфискации, пускающие крестьян по миру, происходят в большинстве уездов Тамбовской губернии. Обычно солдаты заставляют самих крестьян нагружать телеги зерном, добром и утварью, сельскохозяйственными орудиями, и изъятая собственность везется в ближайший губернский или уездный город, где чаще всего оставляется и телега, и лошадь, и крестьянин возвращается домой нищим, если он не арестован.

В Кирсановском уезде... практикуется следующий метод наказания крестьян: всю их собственность конфискуют, взрослых забирают в лагеря принудительных работ, а детей – в приюты. Не встречая никакого сопротивления со стороны терроризированного населения, уполномоченные Советской власти в выборе карательных мер перешли границы всего человеческого. Зимой 1920 года губернский комиссар продовольствия Гольдин приказал, чтобы крестьяне сдавали про-дработникам картошку размером не менее чем яйцо, пригрозив, что если она будет мельче, телега и лошадь, которые доставят урожай, будут конфискованы. Этот указ не был просто угрозой: лошадь и упряжь Романа Молодцова, крестья-нина деревни Токаревка, были конфискованы за подвоз к Токаревскому складу мелкой картошки. В Больше-Липовецком уезде крестьянин, отказавшийся сдать хлеб, был зарыт в землю по пояс, и его держали в таком положении до тех пор, пока он не согласился расстаться с последним своим хлебом.

Перед Пасхой тамбовские губернские продотряды получили из Москвы, из Наркомата продовольствия, телеграм-му с приказом послать в Москву в адрес ЦК РКП(б) вагон гусей. Приказ был исполнен. Тамбовский комитет поступил точно так же, и члены партии и их родственники получили 30 пудов гусей.

Все это, естественно, не могло не вызвать протеста со стороны крестьянства. Сначала это были просьбы и жалобы к тем комиссарам и начальникам, которые казались им более справедливыми, на тех, кто творил несправедливость и бес-чинства.

В ответ, однако, покатился вал репрессий и террора, в конечном счете и вызвавший крестьянскую войну (по сравне-нию с которой разинщина или пугачевщина выглядят как детские игры).

Документ 4

ИЗ ПРИКАЗА КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ М.Н. ТУХАЧЕВСКОГО О ДЕЙСТВИЯХ ПО ЛИКВИДАЦИИ МЯТЕЖА∗

Все крестьяне Советской России с удвоенной силой взялись за полевые улучшения сельского хозяйства.

Лишь в Тамбовской губернии, где себе свила гнездо партия эсеров, партия против рабочего класса и крестьянства, развился бандитизм, который грозит окончательно погубить и без того разоренное сельское хозяйство Тамбовской губер-нии...

Рабоче-крестьянское правительство решило в кратчайший срок искоренить эсеровские банды в Тамбовской губер-нии, проведя в жизнь самые решительные меры.

Во исполнении сего по постановлению Полномочной комиссии ВЦИК приказываю:

1. Войскам Тамбовской губернии с полученными ими подкреплениями быстрыми действиями уничтожить бандит-ские шайки.

3. Семьи неявившихся бандитов неукоснительно арестовывать, а имущество конфисковывать и распределять между верными Советской власти крестьянами.


Командующий войсками Начальник генерального штаба


Тухачевский Какурин


Задания

1. Охарактеризуйте методы , которыми осуществлялась продразверстка в Тамбовской губернии . 2. В чем проявлялось превышение своих полномочий работниками продотрядов ?

3. Что , по-вашему , стало причиной массового недовольства крестьян в Тамбовской губернии ?

4. Какими методами осуществлялось подавление крестьянского мятежа 1921 г. в Тамбовской губернии ?

1 .Конфискаци я имущества у всех слоев населения; В кирсановском районе все собственность крестьян забирают, взрослых забирают в лагеря принудительных работ, а детей в приюты.

2. Из-за того что Советская власть не встречала не какого сопротивления среди населения ужесточали карательные меры «Зимой 1920 года губернский комиссар продовольствия Гольдин приказал, чтобы крестьяне сдавали продработникам картошку размером не менее чем яйцо, пригрозив, что если она будет мельче, телега и лошадь, которые доставят урожай, будут конфискованы. Этот указ не был просто угрозой: лошадь и упряжь Романа Молодцова, крестьянина деревни Токаревка, были конфискованы за подвоз к Токаревскому складу мелкой картошки.» За не сдачу хлеба, крестьянина закопали по пояс в землю.

3. предоставленные в документе факты о превышении полномочий работниками продотрядов, о издевательствах над крестьянами, они говорят от том, что недовольство крестьян стало возрастать и в конечном счете вызвало крестьянскую войну, не сравнимую с пугачевщиной.

4. методы подавления метежа: 1. Войскам Тамбовской губернии с полученными ими подкреплениями быстрыми действиями уничтожить бандитские шайки.

2. Всем крестьянам, вступившим в банды, немедленно явиться в распоряжение Советской власти, сдать оружие и выдать главарей для предания их суду военно-революционного трибунала. Добровольно сдавшимся бандитам смертная казнь не угрожает.

3. Семьи, неявившихся бандитов, неукоснительно арестовывать, а имущество конфисковывать и распределять между верными Советской власти крестьянами.

4. Арестованные семьи, если бандит не явится и не сдастся, будут переселены в отдаленные края РСФСР. 5. Бандитов, неявившихся для сдачи, считать вне закона.

6. Честные крестьяне не должны допускать мобилизации и формирования в деревнях бандитских шаек и о всех бан-дах доносить войскам Красной Армии.

7. Всем без исключения войсковым частям Красной Армии оказывать крестьянам поддержку и неуклонно защищать их от нападения бандитов.

8. Настоящий приказ является последним предупреждением перед решительными действиями и будет проводиться в жизнь строго и неуклонно.

РАБОЧИЙ ЛИСТ 2

Дайтеопределенияследующимпонятиямирасшифруйтеаббревиатуры .

Продотряд – в период военного коммунизма (важно отметить, что первые продотряды появились еще летом 1917 года, под эгидой Временного правительства) вооружённый отряд, участвовавший в продразвёрстке. Продотряды состояли в основном из рабочих, солдат и матросов.

Комбед – комитет доброты, орган Советской власти в сельской местности в годы «военного коммунизма». Были созданы декретами ВЦИКа от11 июня 1918 г. и Совнаркома от 6 августа 1918 г. с целью:

«Военный коммунизм» – название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 - 1921 гг. в условиях Гражданской войны. Её характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка, запрещение частной торговли, свёртываниетоварно-денежных отношений, уравнительство в распределении материальных благ, милитаризация труда. Такая политика соответствовала принципам, на основе которых, по мнению марксистов, должно было возникнуть коммунистическое общество.

Трудовая мобилизация

Продовольственная диктатура – система чрезвычайных мер советской власти в 1918-21 по организации продовольственного снабжения (централизация заготовки и распределения продовольствия, монополия хлебной торговли, реквизиция хлеба, продразверстка и др.). Проводилась в жизнь Наркомпродом, вызвала массовые выступления крестьянства. Отменена с введением новой экономической политики.

«Лишенец» – неофициальное название гражданина РСФСР, СССР, в 1918-1936 лишённого избирательных прав согласно Конституциям РСФСР 1918 и 1925 годов.

Продразверстка - в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленная на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам.

ЧОН – части особого назначения, «коммунистические дружины», «военно-партийные отряды», создававшиеся при заводских партийных ячейках (партячейках), районных, городских, уездных и губернских комитетах партии на основании постановления ЦК РКП(б) от 17 апреля 1919 года для оказания помощи органам Советской власти по борьбе с контрреволюцией, несения караульной службы у особо важных объектов и др..

ВОХР –(войска внутренней охраны республики)- войска ВЧК, ОГПУ, НКВД РСФСР (СССР), в задачу которых входила охрана и оборона особо важных объектов, сопровождение грузов, охрана мест лишения свободы.

ВЧК Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР (1917-1922). Образована 7 (20) декабря 1917 года. Ликвидирована с передачей полномочий Государственному политическому управлению (ГПУ НКВД РСФСР) при НКВД РСФСР 6 февраля 1922 года.ВЧК являлась органом «диктатуры пролетариата» по защите государственной безопасности РСФСР, «руководящим органом борьбы с контрреволюцией на территории всей страны». ВЧК имела территориальные подразделения для «борьбы с контрреволюцией на местах».

РАБОЧИЙ ЛИСТ 3

Заполнитетаблицу.

Первое советское правительство

Председатель СНК В.И. Ленин

Наркоматы и наркомы

Названия Наркомы

Выберитеизприведенныхрешений , действий , признаковте , которыехарактеризуют :


а) «чрезвычайщину» б) «военный коммунизм»

1. Постановление ВЦИК о превращении Советской республики в единый военный лагерь.

2. Массовый террор как физическое уничтожение противников, запугивание населения.

3. Введение комбедов.

4. Создание Совета Рабочей и Крестьянской Обороны. 5. Отказ от террора в отношении масс.

6. Чрезвычайные органы, действовавшие вне закона, использующие особые полномочия и диктаторские методы.

7. Ограничение действий органов управления рамками революционной за-конности.

Ответ: а)1 б) 6


Заполнитетаблицу.