Презентация на тему народное искусство древней руси. Презентация к уроку "Музыкальное искусство Древней Руси"

Класс: 10

Презентация к уроку




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель уроков по теме: знакомство с шедеврами русского зодчества и иконописи.

Цель вводного урока:

Дать общее представление об архитектурном облике и изобразительном искусстве Древней Руси как продолжательницы византийских христианских традиций

Определить значимость изучения культурных и исторических памятников своей страны, сохранения культурного наследия

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Д.С. Лихачев

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Первое обращение к отечественной художественной культуре как уникальному и самобытному явлению, имеющему непреходящее мировое значение»

  • Запись темы и определение цели урока
  • (Слайд 1-3 )
  • Комментарий к эпиграфу (28 ноября 2010 г. – 104 года со дня рождения академика Д.С. Лихачева, специалиста по культуре Древней Руси)

II. АОЗн по теме «Культура Средневековья»

(Христианство и его определяющая роль в развитии европейской художественной культуры)

Чем обусловлены особенности средневекового европейского искусства? – Распространением христианства

На смену какой эпохе пришло Средневековье? – Античности

Центром средневековой христианской культуры стала – Византия

Какому городу суждено было стать Новым Римом – Константинополю (ныне – Стамбул)

III. Повторение темы «Мир Византийской культуры»

(храм Софийский в Константинополе)

Слайды 4-5

Назовите памятник архитектуры – Собор Святой Софии

Слайд 6

Прокомментируйте название собора – Софии – премудрости

Слайд 7

С какими событиями связаны следующие даты в истории собора?

  • 23 февраля 533 г. – 27 декабря 537 г. – начало строительства и освещение храма
  • 1453 год – обращение в мечеть
  • 1935 год – получение статуса музея

Слайд 8

Прокомментируйте увиденное (храм-музей двух культур: христианские фрески и мозаики и мусульманские орнаменты и цитаты из корана на четырех больших щитах овальной формы)

Чем представлено изобразительное искусство (фрески и мозаики в храмах, иконы – определение )

Слайд 9 Фрески и мозаики

Слайд 10 Базилика

Какой тип сооружения ранних христианских храмов вы видите на экране? – базилика

Слайд 11 Базилика

  • Бази́лика (греч. βασιλική – царский дом) – тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов.
  • Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями.
  • Центральный неф – более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, греч. hapsidos – свод, арка), увенчанной полукуполом.

Слайд 12 Собор Святой Софии в разрезе

Что появилось в храмовых сооружениях традиционных базилик – купол

Как называют такой тип храма? – крестово-купольный

Слайд 13 Крестово-купольный храм

  • Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв.
  • Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.

Слайд 14 Купольный храм

Крыша храма увенчивается куполом с крестом.

По распространённой традиции, православные храмы снаружи имеют:

  • либо 1 купол,
  • либо 3 купола – по одному над храмом, алтарём и колокольней – во образ Троицы,
  • либо 5 куполов, символизирующих Христа и четырёх евангелистов вокруг Него,
  • либо 7 (священное число),
  • либо 13 – подобных Христу и 12-ти Его ближайшим апостолам.

Слайд 15 Преображенский собор в Переславле Залесском. 1152 год.

Слайд 16 Успенский собор во Владимире. Современный вид.

Слайд 17 Шатровый храм

  • Особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве.
  • Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром.
  • Шатровые храмы бывают деревянными и каменными.
  • Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

На слайде – Церковь Вознесения в Коломенском (1532)

Слайд 18 Православный храм

В Храме выделяются три части:

  • алтарь, содержащий жертвенник и престол,
  • средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом,
  • притвор.

Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток

Слайд 19 Алтарь

  • восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священнослужителей и обычно отделённая от средней части храма иконостасом.

Слайд 20 Притвор

  • составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной.

IV. Фильм «Русская старина – архитектурный облик Руси»

V. Комментарий об утраченных памятниках.

  • сохранившихся 8994
  • утраченных 2912
  • только в Москве с 1932 года уничтожено более 420-ти памятников мирового значения.

VI. Сердце России, культурный центр Древней Руси – Москва

Слайд 21 Москва – третий Рим

Вы видите Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке

  • Построена в 1696–1699 годы

Слайд 22 Воспоминания Д.С. Лихачева

  • В юности я впервые приехал в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было «архитектурных масс». Её лёгкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чём-то неслыханно прекрасном. Её нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, её надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученным мной тогда.

Слайд 23

  • Церковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы на Покро́вке
  • Разрушена в 1936 году.

VII. Проблема сохранения памятников старины «Чудотворец вернулся»

Кремль – визитная карточка Москвы

Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня великан?
(М. Лермонтов)

  • Возвращение культурных и исторических памятников – чудо, которое происходит.
  • Просмотр видеоролика «Чудотворец вернулся» (из программы «Вести»)
  • Исторический комментарий ученика 11 класса. Никольская башня Московского Кремля (Приложение 1 )

VIII. Обсуждение творческих работ по тексту «Любовь, уважение, знание…» Д.С. Лихачева

Слайд 26 Новый Сретенский храм

X. Премия Д.С. Лихачева

Слайд 27

Санкт-Петербургская премия имени академика Д.С. Лихачева присуждается за выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России.

Премия была учреждена Фондом имени Д. С. Лихачева совместно с Правительством Санкт-Петербурга в 2006 году – в Год академика Лихачева.

Премия присуждается по 4 номинациям:

  1. сохранение памятников истории и культуры;
  2. сохранение музейных, библиотечных и архивных коллекций;
  3. развитие краеведческого движения в России;
  4. пропаганда историко-культурного наследия России.

Премия включает специально разработанную Лихачевскую медаль и памятный диплом.

XI. Представление рисунков Д.С. Лихачева и учеников школы.

XII. Заключительное слово.

Слайд 28

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
А. Пушкин

XIII. Домашнее задание.

Подготовка презентаций по теме «Архитектурный облик Древней Руси» (памятка даётся каждому)

Памятка

Обязательные элементы презентации по теме «Архитектура Древней Руси»

  1. История создания памятника
  2. Особенности архитектурного облика, внешнее и внутреннее убранство
  3. Судьба памятника до настоящего времени
  4. Памятник в оценке современников и потомков

Неоспоримые свидетельства
Несмотря на междоусобицы, Древнерусское государство в XII веке возрастает и расширяется. И происходит это не только за счет освоения новых земель и укрепления границ. Русь возрастает прежде всего за счет своей мощной духовной основы. А духовная сила и красота жизни обязательно отображаются в произведениях искусства. Красота, о которой твердили возвратившиеся из Софии Константинопольской послы князя Владимира, с новой силой засияла в Софии Новгородской, Софии Киевской, в других многочисленных древнерусских храмах, иконах, книгах, церковных песнопениях, праздниках церковных и народных, песнях народных, сказаниях, былинах, обрядах и обычаях. Первые века русской христианской культуры пронизаны светлой радостью открытия и узнавания нового, прекрасного и прежде неизвестного. Мир и человек, прошедшее и будущее - все предстало перед нашими предками в новом освещении. Древнерусский мастер - художник, зодчий, книжник, - познавший Творца Бога, в духовном восторге сам творил новое, великое и чудное. Древнерусские храмы, иконы и книги - самые яркие и неоспоримые свидетельства духовных устремлений и идеалов наших далеких предков.

Книжная сладость
Глядя на прекрасные храмы, иконы, книги и другие произведения древнерусского искусства, мы непосредственно соприкасаемся с тем, что больше всего радовало и окрыляло человека, что давало ему духовное наслаждение. В древнерусской литературе нет слов «удовольствие» и «прелесть» в современном понимании. Более того, слово «прелесть» тогда вообще не употреблялось в положительном смысле. Корень «лесть» означал ‘ложь’, следовательно, «прелесть» - это ‘ложь в превосходной степени’. Желая выразить чувство возвышенного и прекрасного, древнерусский писатель употреблял другое слово - «сладость». «Послушать в сладость» означало слушать с превеликим удовольствием. Составитель «Киево-Печерского патерика» говорит от лица читателя: «Мы наслаждаемся духовных тех словес». Значит, древнерусский читатель не просто получал новые знания, а умел наслаждаться чтением. Митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати» обращался не «к неведущим» читателям, а к «насытившимся книжной сладостью». Чтобы показать превосходство духовного над вещественным, древнерусский писатель очень часто говорил, что получаемое от книг наслаждение «паче меда», то есть слаще меда. Выдающийся древнерусский проповедник Кирилл Туровский говорил: «Сладок мед и хорош сахар, но того и другого добрее книжный разум: это сокровище жизни вечной». Поэтому труд книжника в Древней Руси любили сравнивать с трудом пчелы. Даниил Заточник писал: «Князь, я ни за море не ходил, ни у философов не учился, но был как пчела - припадая к разным цветам и собирая мед в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их и собрал, как в мех воды морские». А в «Житии Феодосия Печерского» указывается, что и князья, и простые люди шли к святому, чтобы насладиться «медоточивыми речами», исходящими из уст его.

Русские храмы
Вместе с распространением христианства на Руси развивалось и храмостроительство. Лучшие мастера, лучшие строительные материалы, лучшие украшения - все это предназначалось для храма. Не было такого города в Древней Руси, который не заботился бы украсить себя величественным и красивым храмом. Храм был средоточием не только церковной, но и общественной жизни. В храме собирались все люди на молитву: в праздники и в часы испытаний, в радости и в беде. В XI веке на Русь мастера-храмоздатели ехали из Византии. Русские художники учились у греков не только каменному зодчеству, но и мозаичному искусству, и секретам фресок - настенной живописи храмов. В удивительно короткий срок русские мастера обучились этим искусствам. И в середине ХI века наступил первый расцвет древнерусского храмового искусства. До сего дня радуют наш взор София Киевская и София Новгородская.

Храмы Владимиро-Суздальской земли
Новый расцвет - это храмы Владимиро-Суздальской Руси времен князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем - все это шедевры архитектуры, имеющие мировую известность. По свидетельству письменных источников и археологических исследований, в древности эти храмы были украшены прекрасными иконами, богатой утварью, светильниками и другими предметами прикладного искусства. Подходя к этим храмам сейчас, мы созерцаем только отблеск той красоты, которая сияла в этих храмах пять-семь столетий назад.

Успенский собор во Владимире
Первоначальное строительство Успенского собора во Владимире происходило в 1158–1160 годах. Для великой святыни - чудотворной иконы Божией Матери, получившей впоследствии наименование «Владимирской», - князь Андрей Боголюбский решил воздвигнуть лучший на Руси храм. Летописец говорит, что для постройки этого собора «Бог привел мастеров из всех земель». По примеру великого князя Владимира Андрей Боголюбский дал воздвигнутому им храму десятину от своих стад, от торговли, кроме того, город Гороховец и села. Современники, в том числе и иностранные гости, поражались великолепию Успенского собора, блеску иконостаса и всем церковным украшениям. Через несколько лет после окончания постройки случился пожар и собор сгорел. Князь Всеволод Большое Гнездо, перестраивая Успенский собор в 1185–1187 годах, возвел величественный пятикупольный собор, который до сего дня является украшением Руси.

Церковь Покрова на Нерли
Одним из любимейших русских церковных и общенародных праздников стал праздник Покрова Божией Матери. Большинство церковных праздников было заимствовано из Византии, но этот праздник неизвестен ни православному Востоку, ни латинскому Западу. Основанием для установления праздника явилось предание, как святому Андрею, жившему в Царьграде в X веке, явилась Божия Матерь в храме. Люди молились об избавлении от неминуемой гибели от врагов, и Богоматерь распростерла Свой покров-омофор над народом. Праздник Покрова Богородицы выражал веру православных русских людей в то, что Богоматерь имеет о Руси особую заботу и покрывает ее от бедствий и всякого зла. Первым храмом, освященным в честь этого праздника, был созданный Андреем Боголюбским храм Покрова на Нерли. Зодчие воздвигли храм так, чтобы князь Андрей мог видеть его из окон своего дворца в Боголюбове. Поставленный на холме, храм словно вырастает из земли, отражаясь в водах реки. Рельефные изображения на стенах создают впечатление сказочной красоты. «Церковь Покрова на Нерли, - писал искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь, - является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Красоту храма Покрова на Нерли нельзя передать через описания, фотографии и рисунки. Только тот, кто ходил в тени окружающих его деревьев, в состоянии оценить это чудо русского искусства.

Древнерусская икона
Слово «икона» - греческое, в переводе на славянский язык оно означает «образ». Древнерусская икона занимает самое почетное место в мировом искусстве. Иконописанию русские мастера учились у греков, но так же, как и в искусстве храмоздания, очень скоро они сами достигли высочайших вершин мастерства. Из «Повести временных лет» мы знаем, что иконы греческого письма принес князь Владимир из Корсуня, когда шел в Киев крестить киевлян. Поэтому несколько столетий на Руси древнейшие иконы принято было именовать «корсунскими». Из «Киево-Печерского патерика» мы знаем имя инока Алипия, искуснейшего иконописца первых веков христианства на Руси. В XII веке не только Киев, но и Новгород и Владимир славились своими иконописцами. Икона - не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона - преображенное и просветленное лицо, то есть лик. Иконы - это, по словам священника Павла Флоренского, окна в духовный мир. Красота иконы - особая красота. Смысл иконы не заключается в ее красоте как вещи, но в духовной красоте, которую она отображает. В житиях святых нередко встречаются свидетельства о необыкновенном свете, которым изнутри светились лица святых. На иконе этот свет изображается символическим нимбом - сиянием. Цель иконы - возводить ум и сердце человека от образа-иконы к Первообразу, к Богу. И древнерусская икона достигала своей цели. Сохранилось бесчисленное множество исторических источников, говорящих о том, как русский народ любил и почитал святые иконы. Наивысшего расцвета древнерусское иконописание достигает во второй половине XIV века, во времена величайшего иконописца Руси - Андрея Рублева.

Искусство

Составитель Ладова Л.А., 2015 г.



Крещение Руси

Древняя славянская культура + Византийская культура

ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА


КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Строительство храмов письменность

роспись храмов

АРХИТЕКТУРА ЖИВОПИСЬ ЛИТЕРАТУРА


Основная часть территории Северо-Восточной Руси, лежащая в междуречье Оки и Волги, входила во Владимиро-Суздальское княжество.

В 1158-1164 гг. при князе Юрии Долгоруком начинается возведение вокруг Владимира крепостных стен, особо выделялись каменные проездные башни – Серебряные и Золотые ворота . Одновременно закладывается собор Успения Богоматери . Это был большой одноглавый храм. В качестве строительного материала зодчие использовали белокаменные блоки и туф. Резьба по камню отличительная черта владимирских храмов. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись.


Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.

_______________________________________ ______

Характерной чертой, роднящей всю архитектуру той поры,было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.


Собор святой Софии в Киеве (София Киевская)

Архитектура – душа народа, воплощенная в камне



Золотые ворота в Киеве

Магдебургские ворота в Новгороде


Церковь Бориса и Глеба в Кидекше 1152г.

Во Владимиро-Суздальском княжестве, начиная с достаточно скромных в декоративном отношении построек Юрия Долгорукого типа церкви Бориса и Глеба в Кидекше, складывалась самобытная, яркая архитектура, отличавшаяся особенным изяществом пропорций и нарядностью внешнего декора, в частности, виртуозной резьбой по белому камню.

Успенский собор во Владимире 1185-1189

Особенно активно каменное строительство велось во Владимире.

В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой.

Наиболее крупным объектом был Успенский собор города Владимира (1158-1160 гг., перестроен в 1185-1189 гг.), отличавшийся как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси.

Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложно профилированными пилястрами.

Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения полчищами татаро-монгольских захватчиков.

Именно в Успенском соборе были составлены первые владимирские летописи , у алтаря Успенского собора возводились на княжение полководцы Александр Невский , Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья.

В первой четверти 14 века Успенский собор был главным храмом Руси .

Внутри сохранились фрески мастеров 12 века, иконописцев 15 века Андрея Рублева и Даниила Черного.


Церковь Покрова на Нерли 1165г.

С военными походами владимирских князей связана церковь Покрова на Нерли , заложенная в километре от Боголюбова (загородная княжеская резиденция) у впадении Нерли в Клязьму в память о сыне Андрея Боголюбского Изяславе, умершем от ран.


После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце 13 века во многом приходилось начинать сначала.

Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков ) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь ).

На смену плинфе пришел дешевый плитняк , который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек.

____________________________________________________


КАНОН – правило изображения и размещения святых образов в интерьере храма.

ФРЕСКА – роспись стен водяными красками по сырой штукатурке.

МОЗАИКА – изображение или орнамент из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, металлов, эмали и т.д.




Христос Вседержитель (собор св. Софии Киевской

Богоматерь Оранта (собор св. Софии Киевской


Благовещение «Устюжское» . XII век.

Апостолы Пётр и Павел . Икона середины XI века. Новгородский музей.


Боголюбская икона Богоматери. XII век. Княгинин монастырь во Владимире.

Спас Нерукотворный. Около 1191 года.



Класс: 10

Презентация к уроку




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель уроков по теме: знакомство с шедеврами русского зодчества и иконописи.

Цель вводного урока:

Дать общее представление об архитектурном облике и изобразительном искусстве Древней Руси как продолжательницы византийских христианских традиций

Определить значимость изучения культурных и исторических памятников своей страны, сохранения культурного наследия

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Д.С. Лихачев

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Первое обращение к отечественной художественной культуре как уникальному и самобытному явлению, имеющему непреходящее мировое значение»

  • Запись темы и определение цели урока
  • (Слайд 1-3 )
  • Комментарий к эпиграфу (28 ноября 2010 г. – 104 года со дня рождения академика Д.С. Лихачева, специалиста по культуре Древней Руси)

II. АОЗн по теме «Культура Средневековья»

(Христианство и его определяющая роль в развитии европейской художественной культуры)

Чем обусловлены особенности средневекового европейского искусства? – Распространением христианства

На смену какой эпохе пришло Средневековье? – Античности

Центром средневековой христианской культуры стала – Византия

Какому городу суждено было стать Новым Римом – Константинополю (ныне – Стамбул)

III. Повторение темы «Мир Византийской культуры»

(храм Софийский в Константинополе)

Слайды 4-5

Назовите памятник архитектуры – Собор Святой Софии

Слайд 6

Прокомментируйте название собора – Софии – премудрости

Слайд 7

С какими событиями связаны следующие даты в истории собора?

  • 23 февраля 533 г. – 27 декабря 537 г. – начало строительства и освещение храма
  • 1453 год – обращение в мечеть
  • 1935 год – получение статуса музея

Слайд 8

Прокомментируйте увиденное (храм-музей двух культур: христианские фрески и мозаики и мусульманские орнаменты и цитаты из корана на четырех больших щитах овальной формы)

Чем представлено изобразительное искусство (фрески и мозаики в храмах, иконы – определение )

Слайд 9 Фрески и мозаики

Слайд 10 Базилика

Какой тип сооружения ранних христианских храмов вы видите на экране? – базилика

Слайд 11 Базилика

  • Бази́лика (греч. βασιλική – царский дом) – тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов.
  • Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями.
  • Центральный неф – более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, греч. hapsidos – свод, арка), увенчанной полукуполом.

Слайд 12 Собор Святой Софии в разрезе

Что появилось в храмовых сооружениях традиционных базилик – купол

Как называют такой тип храма? – крестово-купольный

Слайд 13 Крестово-купольный храм

  • Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв.
  • Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.

Слайд 14 Купольный храм

Крыша храма увенчивается куполом с крестом.

По распространённой традиции, православные храмы снаружи имеют:

  • либо 1 купол,
  • либо 3 купола – по одному над храмом, алтарём и колокольней – во образ Троицы,
  • либо 5 куполов, символизирующих Христа и четырёх евангелистов вокруг Него,
  • либо 7 (священное число),
  • либо 13 – подобных Христу и 12-ти Его ближайшим апостолам.

Слайд 15 Преображенский собор в Переславле Залесском. 1152 год.

Слайд 16 Успенский собор во Владимире. Современный вид.

Слайд 17 Шатровый храм

  • Особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве.
  • Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром.
  • Шатровые храмы бывают деревянными и каменными.
  • Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

На слайде – Церковь Вознесения в Коломенском (1532)

Слайд 18 Православный храм

В Храме выделяются три части:

  • алтарь, содержащий жертвенник и престол,
  • средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом,
  • притвор.

Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток

Слайд 19 Алтарь

  • восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священнослужителей и обычно отделённая от средней части храма иконостасом.

Слайд 20 Притвор

  • составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной.

IV. Фильм «Русская старина – архитектурный облик Руси»

V. Комментарий об утраченных памятниках.

  • сохранившихся 8994
  • утраченных 2912
  • только в Москве с 1932 года уничтожено более 420-ти памятников мирового значения.

VI. Сердце России, культурный центр Древней Руси – Москва

Слайд 21 Москва – третий Рим

Вы видите Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке

  • Построена в 1696–1699 годы

Слайд 22 Воспоминания Д.С. Лихачева

  • В юности я впервые приехал в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было «архитектурных масс». Её лёгкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чём-то неслыханно прекрасном. Её нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, её надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученным мной тогда.

Слайд 23

  • Церковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы на Покро́вке
  • Разрушена в 1936 году.

VII. Проблема сохранения памятников старины «Чудотворец вернулся»

Кремль – визитная карточка Москвы

Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня великан?
(М. Лермонтов)

  • Возвращение культурных и исторических памятников – чудо, которое происходит.
  • Просмотр видеоролика «Чудотворец вернулся» (из программы «Вести»)
  • Исторический комментарий ученика 11 класса. Никольская башня Московского Кремля (Приложение 1 )

VIII. Обсуждение творческих работ по тексту «Любовь, уважение, знание…» Д.С. Лихачева

Слайд 26 Новый Сретенский храм

X. Премия Д.С. Лихачева

Слайд 27

Санкт-Петербургская премия имени академика Д.С. Лихачева присуждается за выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России.

Премия была учреждена Фондом имени Д. С. Лихачева совместно с Правительством Санкт-Петербурга в 2006 году – в Год академика Лихачева.

Премия присуждается по 4 номинациям:

  1. сохранение памятников истории и культуры;
  2. сохранение музейных, библиотечных и архивных коллекций;
  3. развитие краеведческого движения в России;
  4. пропаганда историко-культурного наследия России.

Премия включает специально разработанную Лихачевскую медаль и памятный диплом.

XI. Представление рисунков Д.С. Лихачева и учеников школы.

XII. Заключительное слово.

Слайд 28

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
А. Пушкин

XIII. Домашнее задание.

Подготовка презентаций по теме «Архитектурный облик Древней Руси» (памятка даётся каждому)

Памятка

Обязательные элементы презентации по теме «Архитектура Древней Руси»

  1. История создания памятника
  2. Особенности архитектурного облика, внешнее и внутреннее убранство
  3. Судьба памятника до настоящего времени
  4. Памятник в оценке современников и потомков

МозаикаМозаика Алтаря Киевской
Софии
Мозаика –
монументальная
живопись с помощью
разноцветных
кусочков слюды.
Мозаичными панно украшались
Византийские храмы и
русские древние храмы,
например, Собор Софии в
Киеве.
В алтарной части храма
сохранилась мозаика 11 века
«Богоматерь».
В связи с набегами кочевников
это искусство был утрачено.
Интерьер Киевской Софии

Фрески -

Фрески
роспись
растительными
красками на сырой
штукатурке
Пётр Александрийский.
Фреска церкви Спаса на
Нередице в Новгороде.
1199

Иконы -

Иконы
станковая
живопись,
выполнялась на
досках яичными
красками.
Иконопись нигде не
была так популярна,
как на Руси.

Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь.

Особенно на Руси любили изображать
Богоматерь.
Существовали различные виды
изображений Богоматери:
Оранта, Умиление, Одигитрия,
Троеручица и Панагия

Тип иконы «Оранта»
(от лат. orans - молящийся) -
один из основных типов
изображения Богоматери,
представляющий Её с поднятыми и
раскинутыми в стороны руками,
раскрытыми ладонями наружу, то
есть в традиционном жесте
заступнической молитвы.
В византийском и древнерусском
церковном искусстве был
популярен образ Богородицы
Оранты с Младенцем. Обычно
Христос изображается в круглом
медальоне, либо чуть видимо
(полупрозрачно) на уровне груди
Матери.

Тип иконы
«Одигитрия»
Отрок-Христос сидит на руках
Богородицы, правой рукой он
благословляет, а левой -
держит свиток, реже - книгу.
Как правило, Богородица
представлена в поясном
изображении, но известны и
сокращенные оплечные
варианты или изображения в
рост.
Центром композиции является
Христос, обращённый к
зрителю, Основной смысл
этого образа - явление в мир
«небесного царя и судии».
К типу «Одигитрия» относятся такие, особо чтимые иконы, как Смоленская
икона Божией матери, Тихвинская, Иверская, Казанская.

Тип иконы
«Умиление»
Елеу́са (греч. милующая
сострадающая), Умиление -
один из основных типов
изображения Божией Матери в
русской иконописи.
Богородица изображена с
Младенцем Христом, сидящим
на Её руке и прижимающимся
щекой к Её щеке. На иконах
Богородицы между Марией
(символом и идеалом рода
человеческого) и Богом-Сыном
нет расстояния, их любовь
безгранична. Икона
символизирует крестную
жертву Христа Спасителя как
высшее выражение любви
Бога к людям.

Виды изображений Спасителя:

Спас Нерукотворный

Симон Ушаков
Это самое древнее из
канонических
изображений. Согласно
легенде, первый образ
Христа чудесно
отпечатался на плате,
поднесённом им к
лицу. Этот плат
обладал чудотворной
силой – он исцелил от
проказы царя города
Эдессы Авгаря. Таким
образом, создателем
первой иконы был сам
Христос.
Первоначально Святой
Плат хранился в
Эдессе до 944 года,
затем был перенесён в
Константинополь.

Добрый пастырь

Второй древнейший образ
Христа, уходящий
корнями в античную
живопись, - Добрый
пастырь. В Евангелие от
Иоанна написано: «Аз
есмь пастырь добрый,
пастырь добрый
полагает жизнь свою за
овец».
Все иконы,
изображающие доброго
пастыря, относятся к
эпохе раннего
средневековья. В более
поздние периоды
изображения Доброго
пастыря встречается
редко.

Христос- Эммануил

Много трогательных образов
было создано в рамках этого
канона. Эммануил («С еами
Бог») – Христос в
младенчестве. В Писании
сказано: «И нарекут ему имя
Эммануил»
Маленького Христа обычно
изображают со свитком в руке.
Свиток подчёркивает, что
пришёл именно тот, о ком
говорили ветхозаветные
пророки.
В данном случае Христос
изображён с открытым
Евангелием в руке – как Судия
на Страшном Суде.
ХристосЭммануил

Христос – Пантократор

Наибольшее количество икон,
фресок и мозаик создано в
Христос –
рамках этого канона.
Пантократор Серьёзный, суровый
Пантократор
(«Вседержитель»).
Согласно канону, в левой руке
Христа – закрытое Евангелие,
пальцы правой руки сложены
таким образом, что образуют
греческие символы «IC XC».
Обычно верхняя одежда Христа
(гиматий) изображалась синей –
это символ человеческого
воплощения Христа; а рубаха
(хитон) – красной, иногда
лиловой – это символ
божественной сущности
Христа.

Спас на Престоле

Спас на Престоле –
разновидность
Пантократора, изображение
Царя Небесного Иерусалима.
Христос в царских одеждах
сидит на троне с открытым
Евангелием в руке – символом
Страшного Суда.
Согласно этому канону,
Христос изображается в
сверкающей золотом или
алой одежде, часто
украшенной крестами. На
голове часто изображают
корону (митру). Фон иконы как
правило золотой.

Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410

Спас в Силах.
Особый вид Спаса на
Престоле – Спас в Силах
– нашёл
распространение в
основном в русской
иконописи. Христос в
окружении ангельских
сил также восседает на
троне. На заднем плане
русские иконописцы
изображали наложенные
друг на друга ромб или
четырёхугольник
интенсивного красного
цвета (символ славы) и
сине-зелёный овал.
Андрей Рублёв.
1410

Спас Ярое око – икона середины 14 в.

В русской иконописи периода
Золотой Орды был весьма
популярен Спас Ярое око. Этот
лик как бы ссылка на слова
Писания: «Не мир принёс вам, но
меч».
Это оплечное изображение Христа
со скорбным ликом и яростными
глазами.
Данная икона из Успенского собора,
который расписывали греческие
мастера. Здесь видна энергичная
светотеневая и цветовая
моделировка объёмов. Художники
пытаются изобразить
энергичность святого.

Феофан Грек. Христос Вседержитель

Феофан Грек
стремится
передать святого
в момент
религиозного
подвига или
экстаза. Его
работам
характерна
экспрессия,
внутренняя сила.

Фрески Феофана Грека

Фрески Феофана Грека легко
узнать по пастельным тонам
и белым бликам, которые
используются в изображении
волос святых и драпировок их
одежд. Линии достаточно
резкие.

Феофан Грек Авель. Фреска из храма Преображения в Новгороде

Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны.

Особую популярность
получают иконы с
изображением
избранных святых.
Особо почитались
на Руси Николай
Чудотворец,
Святые Борис и
Глеб.

Феофан Грек «Преображение» Икона из Переяславля Залесского

Чудесное проявление
божественной природы
Христа,
ошеломляющее
апостолов и
низвергающее их
наземь, воплощено с
поразительной
энергией.
Взволнованность и
драматизм
сочетаются с
композиционной
динамикой.

Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве

Три мастера –
Феофан Грек,
Андрей Рублёв и
Прохор с Городца –
расписывали
Благовещенский
собор в Кремле.
Это фигура из
деисусного чина

Рублёв «Троица»

Эта икона была
написана в похвалу
Сергию Радонежскому.
Тихая беседа ангелов
полна дружеской
откровенности.
Средний ангел (Христос)
благословляет
жертвенную чашу, а
левый ангел (Бог-отец)
благословляет его
самого на страдания.
Фигуры словно вписаны
в круг, который
символизирует
гармонию. Цвета
характерны творческой
манере Рублёва. Это
светлые и яркие тона.

Дионисий Архангел. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 16 век

Черты, присущие
творчеству Дионисия
в Ферапонтовом
монастыре:
Душевная
просветлённость
Гармоническая
красота колорита
Отсутствие
трагический сцен

(Д.С. Лихачев)

Любовь к своей Родине – это не нечто
отвлечённое; это – и любовь к своему городу,
своей местности, к памятникам её культуры,
гордость
своей историей
(Д.С. Лихачев)