Биография шейха аль-албани, да помилует его аллах. Наследный принц Дубая шейх Хамдан бин Мохаммед бин Рашид аль-Мактум

Спрашивающий : Некоторые в нашей стране, называют ученых Саудовской Аравии - ваххабитами. А согласны ли вы с этим названием? И каков ваш ответ тем, кто называет вас таким образом?

Шейх : Да, это известное прозвище. Называть ученых Наджда, ученых Таухида [Единобожия] таким прозвищем - распространенное явление. Их называют таким образом, приписывая к шейху, имаму Мухаммаду ибн АбдульВаххабу [да помилует его Аллах]. Он призывал к Аллаху во второй половине 12-го века по хиджре. Он проявил усердие в объяснении Таухида и заявлении о Ширке [Многобожии] людей того времени. Аллах наставил множество людей на верный путь посредством него. Люди войдя в Таухид Аллаха, оставили такие виды большого Ширка как чрезмерство в отношении праведников и постройки сооружений на могилах с последующей мольбой мертвых. Его призыв был большим возобновлением религии и Аллах принес пользу людям в Аравийском полуострове и других местах посредством этого призыва. Да помилует его Аллах обширной милостью.

Те, кто ответил на его призыв, распространял его призыв и вырос на его призыве в Наджде - стали называться ваххабитами. Это прозвище стало признаком единобожников [Ахлю Таухид]. Они назвали ваххабитами всех кто призывал к Таухиду и предостерегал от Ширка, от привязанности к могилам, деревьям и камням. В таком случае, это большое и почетное прозвище свидетельствуещее о приверженности Таухиду и Ихласу данного человека. О его предостережении от придавания Аллаху сотоварищей, от поклонения могилам, деревьям, камням и идолам. Основа этого прозвища и названия именно это.

Оно относится к призывающему к Аллаху шейху, имаму Мухаммаду ибн АбдульВаххабу ибн Сулейману ибн Али ат-Тамими аль-Ханбали. Да помилует его Аллах обширной милостью. Он вырос в Наджде и обучался в Наджде. Затем, путешествовав по Мекке и Медине и требуя там знания у ученых Ахлю-Сунны, вернулся обратно в Наджд. И он увидел положение людей которые по невежеству поклонялись могилам, чрезмерствуя там и придавали Аллаху сотоварищей, сооружая сооружения на могилах и прося помощи у мертвых. Он наставлял людей и призывал к Аллаху. Предостерегал их от Ширка.



Он заявил им о том, что Таухид это право Аллаха на людей и что это то, к чему призывали все пророки [мир им и благословение Аллаха]. Он заявил им, что значение «ля иляха илляЛлах» это «нет божества достойного поклонения кроме Аллаха». Он заявил им, что эта фраза состоит из отрицания и подтверждения. Оно отрицает божественность у всего помимо Аллаха и подтверждает что поклонение направляется только Аллаху.

Как сказал Аллах [Велик Он и Возвышен]: «Это потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь » (22:62). «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи » (1:5). «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне! » (21:25). «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него » (17:23). «Взывайте же к Аллаху, очищая перед Ним веру, даже если это ненавистно неверующим » (40:14). «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы » (98:5).

Шейх Мухаммад ибн АбдульВаххаб [да помилует его Аллах] принялся за этот призыв во второй половине 12-го века по хиджре. Он начал это дело в селении Уяйна, неподалеку от Эр-Рияда. Вокруг него образовалось научное окружение. Затем, по определенным известным причинам он переселился в ад-Дариййа. Амир ад-Дариййи Мухаммад ибн Сауд, встретился с ним и он дал присягу вести призыв и распространять знания в ад-Дариййе и в ее округах. Эти две личности, шейх Мухаммад ибн АбдульВаххаб и предок нынешней правящей династии Мухаммад ибн Сауд помогали друг другу на пути призыва. Это было в 1158 году по хиджре. Эта дата была началом призыва в ад-Дариййе, после переселения из Уяйны. Затем, там распространился Ислам и купола над могилами были разрушены. Таухид распространился среди людей и они поняли настоящий смысл «ля иляха илляЛлах». Потом, государство семейства Сауд стало править и в остальных местах полуострова. Таухид распространился во все уголки полуострова и Аллах принес очень много польз посредством этого призыва.

Приверженцы Таухида и очевидная истина победили посредством этого призыва. Этот призыв везде стал отличительным признаком приверженцев Таухида. Затем этот призыв распространился в Йемене, во многих местах Индии, в Шаме, Ираке и Египте. Лидеры прямого пути и ученые истины приняли этот призыв. Помогали шейху Мухаммаду и призывали посредством его призыва. Те, на кого сильно повлияло невежество и следование за своим прошлым или те, на кого сильно повлияли страсти и фанатизм стали противостоять шейху, враждовать с этим призывом и писать ложные слова, чтобы люди не сказали им: «Если это так, то почему вы не обучили нас так раньше, почему не предупреждали нас раньше?».

Однако Аллах помог этому призыву и его последователям. Таухид нашел свое направление в Аравийском полуострове. Законы Аллаха распространились, вся хвала Аллаху. В последствии, принявшие этот призыв и призывающие к Таухиду Аллаха от надждийских имамов и ученых Таухида, стали называться прозвищем «ваххабит». Это известное и почетное прозвище. Тут нет ничего для отрицания. Наоборот, это прозвище приверженцев Таухида и веры, прозвище призывающих к Аллаху. Просто это прозвище распространилось. В Африке, Шаме, Йемене и других местах. Когда некоторые чрезмерствующие и заблудшие видели того, кто призывает к Аллаху и разъясняет истину Таухида, они называли его «ваххабитом» чтобы люди отдалились от его призыва и подумали что его призыв ложный и противоречащий шариату. Это грязная и порицаемая ошибка. Истина того, к чему призывал Посланник Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ призывал к Таухиду Аллаха.

Точно также, все остальные пророки призывали к Таухиду Аллаха и распространяли религию Аллаха. Всевышний Аллах говорит: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута! » (16:36). Это общий призыв всех пророков. Это призыв посланников, нашего лидера и господина Мухаммада ибн АбдуЛлаха ﷺ. А он призывал к Таухиду Аллаха. Он начал призыв в Мекке.

Точно также как сейчас называют единобожников «ваххабитами», многобожники того времени называли принявших его призыв словом «саби». Они назвали мусульман которые приняли призыв Мухаммада ﷺ прозвищем «саби». И они продолжали это даже после хиджры. Однако Аллах помог этому призыву и помог своему Посланнику Мухаммаду ﷺ. Призыв распространился в Мекке и ее округах. Затем он совершил хиджру в Медину. Призыв одержал победу и открылось знамя джихада. Медина стала исламским центром, исламским городом и первой столицей Ислама. И вся хвала Аллаху. Из всего этого мы понимаем, что это прозвище - прозвище тех, кто призывает к Аллаху. Некоторые невежды, по причине своего невежества в этом вопросе, котором они не знают истину, стали называть тех кто призывает к Таухиду и предостерегает от ширка - «ваххабитами». А истина это то, о чем мы упомянули ранее.

Этот великий призыв, который направлен на уединение Аллаха, на следование Его Посланнику, на оставление слепого следования и слепого фанатизма, на отдаление от нововведений и суеверий, на оставление ширка во всех его проявлениях как привязанность к мертвым, деревьям, камням, пророкам, праведникам или идолам. Этот призыв сражается с Ширком, призывает к искреннему поклонению Аллаху и Его уединению, к воплощению следования Посланнику Аллаха ﷺ, призывает крепко схватиться за его Сунну и его путь и быть прочными в этом. Именно это и есть призыв шейха Мухаммада ибн АбдульВаххаба [да помилует его Аллах].

Его отец взошел на престол в 1922 году, а в 1926 году был убит. К власти пришел Шейх Сакр, но уже в 1928 году он был убит. На престол взошел старший брат Шейха Зайда – Шейх Шакбут. Теоретически, шансов на трон у Шейха Зайда не было.

Видя эту череду убийств, мать четырех сыновей Салама бинт-Бутти Аль-Кубаиси взяла с них клятву никогда не использовать насилие друг против друга. Эту клятву они сдержали.

В детстве Шейх Зайд получил минимальное образование: научился читать и писать, выучил стихи Корана и основы Ислама. С 1927 года он жил в в пустыне с бедуинами, учил их способы выживания в суровых условиях Аравийской пустыни. Именно пустыня сформировала характер будущего президента, воспитала терпение, стратегическое мышление и мудрость, за которые потом его называли “Арабский мудрец”.

Губернатор Востока

В 1946 году Шейха Зайда назначили губернатором восточного региона эмирата Абу-Даби (с центром в Аль-Айн). Этот регион был беднее побережья, часто случались эпидемии. Молодой Зайд проявил себя очень активно. Он лично курировал развитие системы орошения фаладж, провел реформу системы распределения воды.

В 1952 году небольшие силы из Саудовской Аравии под командованием Турки ибн-Абдула Аль-Отаишана захватила деревню Хамаса в оазисе Бурами. Шейх Зайд не имел серьезных военных сил для боя, однако не сдавался в отстаивании территориальных интересов Абу-Даби.

Саудовская Аравия хотела разрабатывать на этом месте нефтяное месторождение. Шейх Зайд отказался от взятки от нефтяной компании Арамко (Саудовской Аравии) в размере 30 миллионов фунтов.

Шейх Зайд и его брат Шейх Хазза выступили в трибунале в Женеве и доказали факты агрессии. После решения трибунала в пользу Абу-Даби, силы Великобритании отбили оазис Бурами силами подразделения Оманских скаутов. Территориальный спор за оазис Бурами полностью разрешился только в 1974 году.

Спор за оазис Бурами был дележом не просто куска пустыни, это была борьба за нефть. Именно этот конфликт показал, какое значение в регионе имеет контроль за нефтью.

Эмир Абу-Даби

В 1958 году в Абу-Даби нашли нефть, в 1962 году состоялась первая отгрузка. Правящий Шейх Шахбут не спешил тратить нефтяные деньги на развитие страны, он предпочитал их накапливать.

Правящая семья была недовольна таким течением дел, правителя решено было сменить. Уже показавший себя Шейх Зайд оказался лучшим претендентом на трон, несмотря на то, что был младшим сыном.

7 августа 1966 года отряд Оманских скаутов арестовал Шейха Шахбута и посадил на самолет в Лондон. Шейх Зайд был объявлен новым эмиром Абу-Даби. Бескровный переворот был полностью поддержан англичанами, а Шейх Зайд выполнил данную матери клятву – никакого насилия.

После воцарения Шейх Зайд начал активное развитие эмирата. Начали строиться дома, школы, больницы. В эмират приглашали специалистов из разных стран, платили очень щедро. Многим иностранцам тогда предлагали гражданство, но желающих тогда было немного.

Город Абу-Даби и Катсухиро Такахаши

В 1966 году город Абу-Даби был совсем небольшим – всего 40 000 человек. Шейх Зайд увидел гигантские перспективы, хотел сделать его современным мегаполисом.

Для планирования города он пригласил японского инженера Катсухиро Такахаши. В Абу-Даби не было посольства Японии, и Шейх Зайд сделал приглашение через посольство в Кувейте.

История любви простой девушки и принца является классическим сюжетом для сказок и популярна с незапамятных времен, поэтому о том, чтобы выйти замуж за красивого, богатого и умного «принца на белом коне» мечтают не только маленькие девочки, но и вполне состоявшиеся взрослые женщины. А чудеса случаются, главное - знать, где его искать, этого принца. Представляем вашему вниманию пятерку самых красивых и богатых наследников мусульманского мира.

1. Наследный принц Дубая шейх Хамдан бин Мохаммед бин Рашид аль-Мактум

Шейх Хамдан бин Мохаммед бин Рашид аль Мактум Сын вице-президента и премьер министра ОАЭ, правителя Дубая шейха Мохаммеда бин Рашида аль-Мактума и его жены шейхи Хинд бинт Мактум бин Джума аль-Мактум . Шейх Хамдан - очень популярная персона в Арабских Эмиратах. Он получил блестящее образование в Великобритании, окончив военное училище сухопутных войск в Сандхерсте, а также лондонский экономический колледж и дубайский колледж административного управления. Популярность шейху снискала его благотворительная деятельность: принц непосредственно курирует ряд фондов, занимающихся организацией сбора средств на лечение тяжело больных детей.

Шейх Хамдан принадлежит к династии аль-Мактум и официально занимает должность главы дубайского исполнительного совета, то есть возглавляет правительство эмирата Дубай, но у него находится время для многочисленных хобби . Родившийся в День святого Валентина, принц увлекается романтической поэзией, имеет творческий псевдоним Fazza и даже выпускает сборники стихов. Любит шейх Хамдан и верховую езду, имеет большую коллекцию арабских скакунов и регулярно принимает участие в многочисленных соревнованиях по конному спорту.

Наследный принц не женат, но, увы, еще до своего рождения он был помолвлен с родственницей по материнской линии. Впрочем, не стоит расстраиваться - никто не может запретить шейху иметь столько жен, сколько захочется!

2. Наследный принц Иордании Хусейн бин Абдалла

Наследный принц Иордании Хуссейн бин Абдулла Старший ребенок короля Абдаллы II и королевы Рании , 20-летний кронпринц Хусейн бин Абдалла с 2009 года является наследником престола в Королевстве Иордания. Принадлежит к династии хашимитов.

В 2007 году принц поступил в Королевскую академию в городе Мадаба, затем, как водится, отправился получать образование на Запад, и в настоящее время он изучает политологию в Вашингтоне, в Школе дипломатической службы Джорджтаунского университета. Помимо родного арабского, принц Иордании свободно владеет тремя иностранными языками : английским, французским и ивритом.

Хусейн бин Абдалла занимается благотворительностью, руководит фондом поддержки развития науки среди молодежи, а также имеет ряд хобби, среди которых футбол и коллекционирование мотоциклов.

Несмотря на то, что Иордания - страна, отличающаяся более высоким уровнем гласности и более «западными» ценностями, чем соседние ОАЭ и Саудовская Аравия, никакой информации о личной жизни наследника престола в открытом доступе нет, известно только, что он еще не женат.

3. Шейх Султан бин Тахнун аль-Нахайян

Шейх Султан бин Тахнун аль Нахайян Сын президента Объединенных Арабских Эмиратов Халифы бин Зайд аль-Нахайяна , шейх Султан бин Тахнун аль-Нахайян является членом древнейшей правящей династии Абу-Даби - аль-Нахайян . Он получил степень бакалавра в Университете ОАЭ по специальности «инженерия и архитектура», затем изучал международные отношения в Школе права и дипломатии имени Флетчера при Университете Тафтса в штате Массачусетс, США.

Шейх Султан курирует многие вопросы государственной важности. Он занимается инвестициями в развитие спорта, архитектуры, а также выполняет обязанности главы Комитета по развитию Восточного региона. Кроме того, под его контролем находится работа государственных благотворительных фондов, а также большого количества организаций, занимающихся вопросами культурного наследия.

Среди большого количества хобби шейха встречаются многие виды спорта, коллекционирование предметов искусства и путешествия .

Никакой информации о личной жизни шейха Султана нет ни в Интернете, ни в СМИ.

4. Шейх Мохаммед бин Хамад бин Халифа аль-Тани

Шейх Мухаммед бин Хамад бин Халифа Аль Тани Шестой сын бывшего правящего эмира Катара Хамада бин Халифа и пятый сын его второй жены - шейхи Мозы бинт Насер аль-Миснед , шейх Мохаммед является представителем еще одной главнейшей династии арабского мира, правящей семьи Катара - аль-Тани .

Он учился в Академии Катара, получил степень бакалавра в Дипломатической школе филиала Джорджтаунского университета в Катаре, а также степень магистра делового администрирования (MBA) Гарвардского университета. Шейх Мохаммед свободно владеет арабским, английским и французским языками.

По законам арабских монархий наследным принцем считается старший сын правителя государства, поэтому Мохаммед, будучи шестым сыном эмира, скорее всего, никогда не станет главой Катара. Но это не значит, что младшие дети правителей не принимают участие в управлении делами государства. Обычно дети эмиров занимают должности в кабинете министров или руководят многочисленными комитетами, курирующими вопросы государственной важности. Так произошло и с шейхом Мохаммедом. Бывший капитан сборной Катара по конному спорту, он очень увлечен спортом , поэтому принимает непосредственное участие в руководстве Комитетом по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу, который должен состояться в Катаре в 2022 году.

По неподтвержденным данным, шейх Мохаммед бин Хамад бин Халифа аль-Тани не женат.

5. Шейх Джасим бин Хамад бин Халифа аль-Тани

Шейх Джасим бин Хамад бин Халифа Аль Тани Родной брат шейха Мохаммеда аль-Тани (не только по отцу, но и по матери), шейх Джасим , безусловно, входит в список самых красивых арабских мужчин. Кстати, появление в нашем сегодняшнем рейтинге двух братьев аль-Тани неудивительно. Дело в том, что их мать по праву считается одной из красивейших женщин мусульманского мира. Шейха Моза бинт Насер аль-Миснед - вторая жена бывшего эмира Катара слывет не только красавицей и иконой стиля, но и весьма одаренным политиком, принимающей скрытое, но совсем немаленькое участие во многих государственных вопросах. И поэтому совершенно неудивительно, что у такой женщины родились такие привлекательные и одаренные дети.

Шейх Джасим бин Хамад бин Халифа аль-Тани был наследным принцем Катара с 1996 по 2003 год, но, впоследствии, поняв, что он непригоден для выполнения этой роли, отказался от статуса наследника в пользу младшего брата, действующего эмира Катара Тамима аль-Тани .

Получил образование в британской Королевской академии в Сандхерсте, затем вернулся на родину и занялся благотворительностью. Сейчас он является почетным президентом Катарского национального общества по борьбе с раком (QNCS), а также занимается вопросами экологии.

К сожалению, первую жену шейх Джасим уже выбрал. Ею стала представительница той же династии, шейха Бутайна бинт Ахмад аль-Тани , дочь шейха Хамада бин Али аль-Тани . У супругов уже есть трое детей. Но, как мы знаем,

Абдуррахман бин Насер бин Баррак бин Ибрагим аль-Баррак. Его род ответвляется от Аль Урейна, из племени Субейъ аль-Мудария аль-Аднания.

Шейх родился в г. аль-Букейрия, в районе аль-Къасым, в 1352 г. Его отец умер, когда он был маленьким, и он его не застал. Его мать занялась его воспитанием и прекрасно с этим справилась. Аллах пожелал, чтобы шейха постигла болезнь, которая стала причиной его слепоты в девятилетнем возрасте.

Требование знаний и шейхи:

Шейх начал требовать знания в молодом возрасте. Он выучил наизусть Коран, когда ему было около 12 лет. Сначала он читал под руководством некоторых своих родственников, а потом — с мукъриъ (чтецом) города — Абдуррахманом бин Салемом аль-Курейдисом. Он учился в своем городе у шейха Мухаммада бин Мукъбиля аль-Мукъбиля, судьи аль-Букейрии, и у шейха Абдулазиза бин Абдуллы ас-Сабиля, который также был судьей в аль-Букейрии.

Потом ему было предопределено поехать в Мекку, и в ней он оставался в течение нескольких лет. Там он занимался с шейхом Абдуллой бин Мухаммадом аль-Халифи, имамом Запретной мечети, и там же он встретил достойного человека, одного из крупных учеников аль-аллямы Мухаммада бин Ибрагима — шейха Салеха бин Хусейна аль-Иракъи. Затем, в 1369 году, он переехал в сопровождении шейха аль-Иракъи к шейху Ибн Базу, когда тот был судьей в г. ад-Дилям. Он оставался с шейхом Ибн Базом около 2 лет, и это оставило большой след в его научной жизни.

Его учеба.

Шейх поступил в научный институт в Эр-Рияде, когда тот открылся 1 мухаррама 1371 г., и закончил его. В 1378 году он поступил на факультет шариата. В институте и шариатском факультете преподавали многие известные шейхи: среди них Мухаммад аль-Амин аш-Шанкъити, и он учил студентов в институте тафсиру и усуль аль-фикху; аль-алляма Абдурраззакъ аль-Афифи, который учил их тавхиду, нахву (грамматике), а затем усуль аль-фикху, и другие, да помилует их всех Аллах. Также шейх аль-Баррак посещал некоторые уроки Мухаммада бин Ибрагима Аль аш-Шейха.

Самый великий из его шейхов, который сильнее всего повлиял на него — имам Абдулазиз бин Баз رحمه الله, и он получал пользу от него в течение более чем 50 лет, начиная с 1369 г., когда Ибн Баз был в г. ад-Дилям, вплоть до его смерти в 1420 г. На втором месте был шейх аль-Иракъи, от которого он взял любовь к далилам и оставление такълида, точность в науках языка и нахва, сарфа и аруда.

Шейх выучил наизусть Священный Коран, «Булюг аль-марам», Книгу Единобожия, «Кашф аш-Шубугат», «аль-Усуль ас-Саляса», «Шурут ас-Салят», «аль-Аджуррумию», «Къатр ан-нада», «Альфию» Ибн Малика и т.д.

Есть матны, которые шейх хорошо помнит, например, «ат-Тадмурия», «Шарх ат-Тахавия», и шейх преподавал их несчитанное количество раз, и они были прочитаны ему в университете и мечети, также «Зад аль-мустанкъаъ» и т.д.

Работа, которой занимался шейх

  1. Шейх работал преподавателем в научном институте г. Эр-Рияд 3 года, с 1379 по 1381 гг.
  2. После этого он преподавал на шариатском факультете в Эр-Рияде.
  3. Когда был открыт факультет усуль ад-дин (основ религии), он переместился туда на отделение акъиды и работал там вплоть до 1420 г.
  4. В течение этого времени он руководил десятками научных работ (на магистратуру и докторантуру).
  5. После выхода на пенсию факультет хотел договориться, чтобы шейх и дальше на нем работал, но он отказался.
  6. Также шейх Ибн Баз رحمه الله сильно хотел, чтобы тот занялся работой в Дар аль-Ифта, но он не захотел. Ибн Баз хотел, чтобы аль-Баррак замещал его в Дар аль-Ифта в Эр-Рияде летом, когда муфтии переезжали в ат-Таиф, и аль-Баррак ответил на его просьбу, заместив его два раза, но затем он оставил эту работу.
  7. После смерти шейха Ибн База رحمه الله муфтий Абдулазиз Аль аш-Шейх попросил, чтобы аль-Баррак стал членом в Дар аль-Ифта, но тот отказался, предпочтя вплотную заниматься преподаванием в своей мечети.

Его усилия в распространении знания.

Шейх занимается преподаванием в своей мечети, в которой он работает имамом – мечети аль-Халифи в районе аль-Фарукъ, и большинство его уроков проходят в ней. Также он преподавал у себя дома перед несколькими своими избранными учениками. У него есть уроки в других мечетях в дополнение к его участию в различных научных семинарах, которые проводятся летом, дачи им лекций в Эр-Рияде и других регионах страны. За неделю число его уроков достигает более чем 20 уроков в различных шариатских науках. Также шейх преподает языковые науки, логику и балягъу.

Его ученики.

У шейха много учеников, которых сложно пересчитать. Большинство из них – преподаватели в университетах, известные даъватчики и многие другие люди, которые берут пользу от шейха. Многие студенты из-за границы слушают уроки шейха через интернет в прямом эфире через сайт аль-басс аль-ислями (liveislam .net) .

Шейх прилагает много усилий в повелении к одобряемому и запрещении порицаемого, советуется с ответственными людьми и переписывается с ними. Он предостерегает людей от бидаъ (нововведений) и других отклонений и противоречий в религии, и у него есть много фатв в этой сфере, о которых все знают.

Его внимание к делам мусульман.

Шейх حفظه الله уделяет большое внимание делам мусульман во всех частях мира, он сильно печалится и испытывает боль из-за того, что происходит с ними во многих странах, он всегда следит за их новостями, особенно в периоды кризисов, постоянно упоминает мусульман в дуа аль-къунут, делает за них дуа в намазе, дуа против их врагов, и у него есть несколько фетв в этой сфере, которые везде распространились.

Его аскетичность и благочестие.

Шейх аскетичен, не любит показуху, известен удивительной скромностью, простотой, малым количеством еды, одежды, жилья и средств передвижения, и это знает каждый, кто его видел и общался с ним. Из примеров его скромности – то, что он не пишет книг, хотя для этого у него есть все возможности: широкий кругозор, осведомленность со словами предшественников и их потомков, глубокие познания в различных науках, то, что он помнит наизусть далилы, имеет проницательный ум, знает предмет противоречий, умеет выигрывать в спорах, и его кассеты и уроки лучше всего об этом свидетельствуют. Если тот, кто его не знает, прослушает кассеты, на которых записаны его уроки, и заметки студентов, то он сильно удивится.

Шейх отличается углубленностью в акъиде, и он один из главных, к кому обращаются сегодня по вопросам акъиды.

Его научные достижения.

Выше говорилось, что шейх не любит писать книги, т.к. занят преподаванием, поэтому у него мало книг, но у него есть уроки, различные шархи, некоторые из которых были записаны, и среди них:

— Вступление к науке акъиды;

— Шарх «аль-Усуль ас-саляса»;

— Шарх «аль-Къаваид аль-арбаъа»;

— Шарх «Китаб ат-Тавхид»;

— Шарх книги «Калимат аль-ихляс» Ибн Раджаба;

— Шарх «Хаия» Ибн Аби Дауда;

— Шарх «Масаиль аль-джахилия»;

— Шарх «аль-Акъида аль-васитыя»;

— Шарх «аль-Акъида ат-Тахавия» и многое другое, и того, что не записано на кассеты, больше того, что записано.

Также изданы его книги:

— «Джаваб филь-иман ва навакъидих»;

— «Шарх ат-Тадмурия»;

— «Шарх аль-Васитыя».

Мы просим Аллаха благословить шейха, подготовить для него того, кто соберет его знания и фатвы, и мы ни кого не восхваляем перед Аллахом, и также мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Тот продлил его век в здоровье и благополучии, богобоязненности, и чтобы мусульмане извлекли пользу из его знаний.

Научный кабинет шейха

http:// www.albrrak.net

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Шейх Мухаммад Насыруддин Ибн Нух Ибн Адам Наджати аль-Альбани , да будет милостив к нему Аллах, родился в городе Шкодер, бывшей столице Албании, в 1333 году хиджры (в 1914 году по христианскому летоисчислению). Он был выходцем из бедной и религиозной семьи. Его отец, аль-Хадж Нух Наджати аль-Альбани, получив шариатское образование в Стамбуле (Турция), вернулся в Албанию и стал крупным ученым-богословом ханафитского мазхаба.

После того, как в Албании пришел к власти Ахмет Зогу, и в стране стали распространяться идеи секуляризма, семья будущего шейха совершила хиджру (переселение ради спасения своей веры) в Дамаск (Сирия). Здесь он получил начальное образование в школе, которая в течение многих веков служила убежищем для всех людей, стремившихся к знаниям, а затем отец стал обучать его Священному Корану, правилам чтения Корана (таджвид), грамматике арабского языка, праву ханафитского мазхаба и остальным предметам исламского вероучения. Под руководством отца мальчик выучил наизусть Коран. Кроме того, у шейха Саида аль-Бурхани он изучал книгу «Мараки аль-Фалях» (право ханафитского мазхаба) и некоторые труды по языковедению и риторике, одновременно посещая лекции многих выдающихся ученых, среди которых особенно следует выделить Мухаммада Бахджата Байтара и Изуддина ат-Танухи. У отца шейх аль-Альбани также обучился ремеслу часовщика, преуспел в нем и стал известным мастером, чем и зарабатывал себе на жизнь.

Вопреки возражениям отца сын занялся более глубоким изучением хадисов и смежных наук. Семейная библиотека, которая в основном состояла из различных трудов ханафитского мазхаба, не могла удовлетворить потребности и жажду знаний юноши. Не имея достаточных средств на приобретение многих книг, он брал их в знаменитой библиотеке Дамаска «Аз-Захириййа» либо был вынужден одалживаться у книжных торговцев. В то время он был настолько беден, что ему даже не хватало средств на покупку тетрадей. Поэтому он был вынужден подбирать на улице листы бумаги – зачастую это были выброшенные открытки – чтобы записывать на них хадисы.

С двадцатилетнего возраста, находясь под влиянием статей из журнала «Аль-Манар» , которые написал шейх Мухаммад Рашид Рида, где он выявлял степень достоверности хадисов в книге аль-Газали «Воскрешение наук о вере» через критику надежности их цепочек передатчиков (иснадов), шейх аль-Альбани начал специализироваться в хадисоведении и относящихся к этой области науках. Заметив в юноше признаки яркого ума, необычайных способностей, великолепную память, а также сильную тягу к обучению исламским наукам и хадисам, шейх Мухаммад Рагиб ат-Табах, историк и знаток хадисов г. Халеб, дал ему разрешение (иджаза) на передачу хадисов из своего сборника сообщений о достоверных передатчиках под названием «Аль-Анвар аль-Джалийа фи Мухтасар аль-Асбат аль-Халябийа» . Кроме того, некоторое время спустя шейх аль-Альбани также получил иджазу от шейха Мухаммада Бахджата Байтара, от которого цепочка передатчиков хадисов восходит к имаму Ахмаду, да будет милостив к ним Аллах.

Первой хадисоведческой работой шейха явилась переписка рукописи и составление примечаний к монументальному труду крупнейшего знатока хадисов (хафиза) аль-’Ираки «Аль-Мугни ‘ан-Хамли-ль-Асфар фи Тахридж ма фи аль-Ихийа мин-аль-Ахбар» , который содержит около пяти тысяч хадисов. С этого момента и до конца своей жизни главной заботой шейха аль-Альбани стало служение благородной науке о хадисах.

Спустя некоторое время он стал известен в научных кругах Дамаска. Дирекция библиотеки «Аз-Захириййа» даже выделила ему специальную комнату для исследований и ключ от книгохранилищ библиотеки, где он мог работать с раннего утра до поздней ночи. Шейх аль-Альбани настолько погрузился в науку о хадисах, что иногда закрывал свою часовую мастерскую и оставался в библиотеке по двенадцать часов в сутки, прерываясь лишь для совершения намаза. Довольно часто он даже не уходил из библиотеки, чтобы принять пищу, обходясь парой взятых с собой бутербродов. Однажды, когда шейх аль-Альбани исследовал хадисы, содержащиеся в рукописи «Замм аль-Маляхи» хафиза Ибн Аби Дуньи, он обнаружил, что в ней отсутствует один важный фолиант. Чтобы найти недостающие страницы он принялся за подробное составление единого каталога всех рукописей хадисов, хранящихся в библиотеке. В результате, шейх аль-Альбани подробно ознакомился с содержанием десяти тысяч рукописей, что было засвидетельствовано годы спустя доктором Мухаммадом Мустафой Азами, который в предисловии к своей книге «Исследование ранней хадисоведческой литературы» писал: «Я хочу выразить свою благодарность шейху Насыруддину аль-Альбани за то, что он предоставил в мое распоряжение свои обширные знания редких рукописей» .

В этот период своей жизни шейх аль-Альбани написал десятки полезных трудов, многие из которых до сих пор не опубликованы. Первой авторской работой шейха, основанной исключительно на знании шариатских доводов и принципах сравнительного фикха, является книга «Тахзир ас-саджид мин иттихази-ль-кубур масаджид» («Предостережение поклоняющемуся от избирания могил в качестве мест для моления»), которая впоследстви многократно издавалась. Одним из первых сборников хадисов, которые шейх аль-Альбани проверил на достоверность, был «аль-Му’джам ас-Сагир» ат-Табарани.

Одновременно с работой в библиотеке шейх также стал совершать ежемесячные поездки в различные города Сирии и Иордании, призывая людей следовать Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Кроме того, в Дамаске он посещал многих шейхов, с которыми у него происходили дискуссии по вопросам единобожия (таухид) , религиозных нововведений (бида’) , осознанного следования ученым (иттиба’) и слепой приверженности мазхабам (ат-та’ассуб аль-мазхабийй) . Следует отметить, что на этом пути шейх аль-Альбани претерпел много трудностей и испытаний. Против него ополчились многие люди из числа фанатичных сторонников мазхабов, суфиев и приверженцев религиозных нововведений. Более того, они подстрекали против шейха простой народ, приклеивая к нему различные ярлыки. Между тем, уважаемые ученые Дамаска, известные своими глубокими знаниями о религии, полностью поддержали исламский призыв (да’ва) шейха аль-Альбани, побуждая его к дальнейшей подвижнической деятельности. Среди них особенно необходимо выделить таких почтенных ученых Дамаска, как шейх Мухаммад Бахджат Байтар, шейх Абд аль-Фаттах и имам Тауфик аль-Базрах, да будет милостив к ним Аллах.

Спустя некоторое время шейх аль-Альбани стал преподавать. На его занятиях, которые студенты и преподаватели университетов посещали два раза в неделю, рассматривались вопросы исламского вероучения (акыда ), права (фикх) , хадисов и других наук. В частности, шейх аль-Альбани полностью прочитал курс лекций и разобрал на своих занятиях содержание следующих классических и современных трудов по Исламу: «Фатх аль-Маджид» Абдурахмана ибн Хусайна ибн Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, «ар-Равда ан-Надийа» Сиддик Хасан Хана (коммментарий к труду аш-Шаукани «ад-Дурар аль-Бахиййа»), «Усул аль-Фикх» Халлафа, «аль-Ба’ис аль-Хасис» Ахмада Шакира (комментарий к книге «Ихтисар Улюм аль-Хадис» Ибн Кясира), «Минхадж аль-Ислам фи аль-Хукм» Мухаммада Асада, «Мусталах ат-Тарих» Асада Рустума, «Фикх ас-Сунна» Саида Сабика, «Ат-Таргиб ва ат-Тархиб» аль-Мунзири, «Рийад ас-Салихин» ан-Навави, «Аль-Имам фи Ахадис аль-Ахкам» Ибн Дакика аль’Ийда.

Признание заслуг шейха в области хадисоведения пришло довольно рано. Так, уже в 1955 году факультет Шариата Дамаского Университета, который готовил к выпуску энциклопедию исламского права (фикх) , поручил ему указать источники и проверить на достоверность хадисы, относящиеся к торговым сделкам в области купли-продажи. Спустя некоторое время в период существования Объединенной Арабской Республики шейх был избран членом Комитета по хадисам, в ведение которого входило издание книг по Сунне и проверка содержащихся в них хадисов.

После того, как вышел в свет ряд его трудов, шейх аль-Альбани был приглашен читать курс лекций по наукам о хадисах в Исламский Университет Медины (Саудовская Аравия), где он проработал с 1381 по 1383 гг. хиджры, став также одним из членов руководства Университета. Благодаря его усилиям преподавание хадисов и связанных с ними наук поднялось на качественно иной, более высокий уровень. В результате, гораздо большее число студентов стало специализироваться в хадисоведении и смежных дисциплинах. В знак признания заслуг шейха ему было присвоено звание профессора Исламского Университета Медины. Затем он вернулся к своим прежним исследованиям и работе в библиотеке «Аз-Захириййа» , передав собственную часовую мастерскую одному из своих братьев.

Шейх аль-Альбани посетил с циклом лекций многие страны (Катар, Египет, Кувейт, ОАЭ, Испанию, Великобританию и др.). Несмотря на то, что он приобрел широкую известность во всем мире, у него никогда не было стремления к славе. Он часто любил повторять следующие слова: «Любовь к славе переламывает человеку спину» .

Шейх аль-Альбани принимал участие во многих телевизионных и радиопрограммах, в основном отвечая на различные вопросы телезрителей и радиослушателей. Кроме того, любой человек мог позвонить шейху домой и лично задать ему свой вопрос. По свидетельству очевидцев шейх аль-Альбани в таком случае прерывал свою работу, внимательно выслушивал вопрос, вникая во все его подробности, а затем детально и обстоятельно на него отвечал, указывая при этом на источник ссылки, которую он приводил, на ее автора и даже на номер страницы, где она находится. Здесь необходимо отметить, что шейх отвечал не только на вопросы религиозно-правового характера, но и на вопросы, связанные с методологией (минхадж) , став тем самым одним из первых ученых, которые давали ответы на подобного рода вопросы. Шейх аль-Альбани неоднократно подчеркивал важность сочетания правильного вероубеждения (акыды) и правильной методологии (минхадж) , основанных на Коране, Сунне и пути праведных предшественников из первых поколений мусульман.

Крупные исламские ученые-богословы и имамы почтительно отзывались о шейхе аль-Альбани. Они консультировались с ним по вопросам религиозно-правового характера, посещали его, обменивались письмами. Шейх аль-Альбани встречался и поддерживал активную переписку с ведущими знатоками хадисов Пакистана и Индии (Бадиуддин Шах ас-Синди, Абд ас-Самад Шарафуддин, Мухаммад Мустафа Азами) , Морокко (Мухаммад Замзами) , Египта (Ахмад Шакир) , Саудовской Аравии(Абд аль-Азиз ибн Баз, Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити) и других стран.

Вклад шейха аль-Альбани в хадисоведческую науку и его огромные заслуги в этой области были засвидетельствованы многими мусульманскими учеными прошлого и настоящего: доктором Амином аль-Мисри (главой кафедры исламских исследований Исламского Университета Медины, который считал себя одним из учеников шейха), доктором Субхи ас-Салахом (бывшим руководителем факультета хадисоведения Дамаского Университета), доктором Ахмадом аль-Асалом (главой кафедры исламских исследований Университета Эр-Рияда), шейхом Мухаммадом Таййибом Авкиджи (бывшим руководителем факультета тафсира и хадисов Университета Анкары), не говоря уже о таких шейхах, как Ибн Баз, Ибн аль-Усаймин, Мукбил Ибн Хади и др.

Научное наследие шейха аль-Альбани

Что касается научного наследия шейха аль-Альбани, то оно достаточно велико. За свою жизнь он написал 190 книг, проверив на достоверность хадисы, содержащиеся в 78 трудах по Исламу, принадлежащих перу крупнейших исламских ученых. Здесь необходимо заметить, что шейх аль-Альбани занимался изучением и исследованием хадисов на протяжении более шестидесяти лет, проверив на достоверность свыше 30 тысяч отдельных иснадов, содержащихся в десятках тысячах хадисов. Число фетв, вынесенных шейхом, составляет около 30 томов. Кроме того, свыше 5 тысяч лекций шейха записаны на аудиокассетах.

Примечательно, что незаурядные способности и талант шейха аль-Альбани проявились не только в научных исследованиях, но и в быту. Например, в своем доме на окраине Аммана, куда шейх переселился к концу жизни, он собственноручно смастерил водонагреватель, работавший от солнечной энергии, лифт, который доставлял его на второй этаж (к старости шейху стало трудно подниматься по лестнице), солнечные часы, которые были установлены на крыше дома и точно указывали время намазов, а также другие полезные вещи.

Как было отмечено ранее, шейх аль-Альбани приложил немало усилий по проверке и отбору достоверных хадисов от слабых либо вымышленных. Так, он проверил на достоверность известные сборники хадисов ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Наса’и, Ибн Маджи, ас-Суйути, аль-Мунзири, аль-Хайсами, Ибн Хиббана, Ибн Хузаймы, аль-Макдиси и других мухаддисов. Помимо этого шейх аль-Альбани проверил на достоверность хадисы, содержащиеся в трудах известных ученых-богословов прошлого и настоящего: «Аль-Адаб аль-Муфрад» имама аль-Бухари, «Аш-Шама’иль аль-Мухамадиййа» ат-Тирмизи, «Рийад ас-Салихин» и «Аль-Азкар» имама ан-Навави,«Аль-Иман» шейх-уль-Ислама Ибн Таймиййи, «Игасат аль-Лухфан» Ибн аль-Каййима, «Фикх ас-Сунна» Саида Сабика, «Фикх ас-Сира» Мухаммада аль-Газали,«Аль-Халал ва-ль-Харам фи-ль-Ислам» Йусуфа Кардави и многие другие известные книги. Благодаря шейху аль-Альбани, составившему отдельные тома, в которых он собрал слабые и достоверные хадисы, исламские ученые и простые мусульмане имеют возможность отличить слабые и вымышленные хадисы от достоверных и хороших.

Шейх аль-Альбани также сам написал прекрасные книги и статьи по Исламу, среди которых особо следует выделить такие книги, как «Ат-Тавассуль: анва’уху ва ахкамуху» («Поиск приближения к Аллаху: его правила и виды»), «Хиджжату набийй, салла-Ллаху ‘аляйхи ва саллям, кямя раваха ‘анху Джабир, радый Аллах ‘анху» («Хадж пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, о котором рассказал Джабир, да будет доволен им Аллах»), «Манасик аль-Хадж ва аль-Умра фи аль-Китаб ва ас-Сунна ва Асари ас-Саляф» («Обряды хаджа и умры согласно Книге (Аллаха), Сунне и преданиям праведных предшественников»), «Сифат салят ан-Набий, салла-Ллаху ‘аляйхи ва саллям, мин ат-такбир иля-т-таслим кя’анна-кя тараха» («Описание намаза Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, с самого начала до конца, как если бы вы это видели собственными глазами»), «Ахкам аль-Джана’из ва бидауха» («Правила похорон и связанные с ними религиозные нововведения»), «Фитна ат-Такфир» («Смута, вызываемая теми, кто обвиняет мусульман в неверии») и многие другие.

Шейх аль-Альбани взрастил и воспитал многих учеников, которые сегодня известны во всем мире. Среди них, например, стоит особо выделить такие личности, как шейх Хамди Абд аль-Маджид, шейх Мухаммад ‘Эйд Аббаси, доктор ‘Умар Сулайман аль-Ашкар, шейх Мухаммад Ибрахим Шакра, шейх Мукбиль ибн Хади аль-Вади’и, шейх Али Хашшан, шейх Мухаммад Джамиль Зину, шейх Абдурахман Абдус-Самад, шейх Али Хасан Абд аль-Хамид аль-Халяби, шейх Салим аль-Хилали, шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджжид, Машхур ибн Хсан Али Сальман, Муса Али Наср и многие другие.

В знак признания заслуг шейха в 1419 году хиджры ему была присуждена всемирная премия по исламским исследованиям имени короля Фейсала за «научные усилия, направленные на заботу о хадисах Пророка посредством их исследования, проверки на достоверность и преподавания» .

Шейх аль-Альбани не прекращал заниматься научной и преподавательской деятельностью до самого конца своей жизни, пока его здоровье резко не ухудшилось. Шейх скончался в субботу до захода солнца 22 числа месяца джумада ас-санийа 1420 года хиджры (2 октября 1999 года по христианскому летоисчислению) в возрасте 87 лет. Погребальный намаз по нему был совершен вечером того же дня, поскольку шейх написал в своем завещании, чтобы его похороны прошли как можно скорее в соответствии с Сунной Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Число людей, принявших участие в этом намазе, составило свыше пяти тысяч человек. Да простит его Всевышний Аллах и да окажет Он ему Свою милость!

Отзывы ученых о шейхе аль-Альбани

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим , учитель Ибн База, сказал о шейхе аль-Альбани: “Приверженец Сунны, помощник истины и противник сторонников заблуждения” . См. “Мухаддисуль-’асри уа насыру-Ссунна” 32.

Шейх Ибн Баз сказал: “Я не видел под сводом небес в наше время более знающего хадисы пророка, чем Мухаммад Насыруддин аль-Альбани” . См. “ад-Дустур” 10/8/1999г.

Также шейх Ибн Баз сказал: “Я не знаю никого под сводом небес в настоящее время, кто был бы более знающий, чем шейх аль-Альбани!” Сл. “Каукаба мин аиматиль-худа” 227.

Однажды, Ибн Базу прочитав хадис: «Поистине, Аллах будет посылать для этой общины каждые сто лет того, кто будет возрождать для них их религию» , задали вопрос: “Кто был возрождающим (муджаддид) этого столетия?” Ибн Баз ответил: “Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани, это мое мнение” . См. “Маджля аль-асаля аль-Урдуния” 76.

Также шейх ‘Абдуль-’Азиз Али Шейх и шейх Салих аль-Фаузан сказали о нем: “Защитник Сунны наших дней!” См. “Мухаддисуль-асри уа насыру-Ссунна” 33.

Шейх ‘Абдуллах ибн ‘Абдур-Рахман аль-Бассам сказал: “Шейх аль-Альбани из числа великих имамов нашего времени, который был усердным в служении Сунне, не жалея на этом пути ни самого себя, ни своего имущества” . См. “Кашфу-ттальбис” 76.

Шеих ‘Абдуль-Мухсин аль-’Аббад сказал: “Шейх аль-Альбани из числа выдающихся ученных, которые посвятили свои годы в услужение Сунны, сочинению книг, призыву к Аллаху, победы да’уа салафии, и борьбы против бид’а. Он был защитником Сунны посланника Аллаха r, и нет сомнения, что потеря такого ученного, это великая утрата для мусульман. Да воздаст ему Аллах наилучшим воздаянием за его великие заслуги, и поселит его в Раю” . См. “Хаятуль-Альбани” 7.

Шейх ‘Абдуллах аль-‘Убайлян сказал: “Я и мусульмане всего мира тяжело скорбим в связи с кончиной имама, выдающегося ученного, мухаддиса, аскета, шейха Мухаммада Насыруддина аль-Альбани. В действительности, словами не передать все его достоинства, и если бы у него не было бы никаких заслуг, кроме того, что он возродил призыв к саляфии, то одно это уже было бы недостижимой заслугой. Но вместе с тем, он был одним из самых больших проповедников, призывающих к саляфии, который жил на основе Сунны и предостерегал от нововведений. Наш шейх ‘Абдуллах ад-Дуайш говорил: «Уже на протяжение многих столетий мы не знали подобного шейху Насыру, вложившего значительный труд в уточнение достоверности хадисов (тахкъикъ). После смерти имама ас-Суюты и вплоть до наших дней, не было никого, кто изучил науку о хадисах (‘ильму-хадис) так обширно и точно, как шейх аль-Альбани»” . См. “Хаятуль-Альбани” 9.

Шейх Салих Али Шейх сказал: “Нет сомнения в том, что потеря выдающегося ученного Мухаммада Насыруддина аль-Альбани является горем, ибо это был ученый из числа ученых исламской общины, мухаддис из мухаддисов, посредством которого Всевышний Аллах охранял эту религию и распространял Сунну!” См. “Каукаба мин аиматиль-худа” 252.

Спросили мухаддиса Йемена шейха Мукъбиля : “Кто такие ученые, к которым вы советуете возвращаться, чьи книги следует читать, и чьи кассеты следует слушать?!” Он ответил: “Мы говорили об этом не один раз, но я повторю это еще раз! Среди них шейх Насыруддин аль-Альбани и его лучшие ученики, как ‘Али ибн Хасан аль-Халяби, Салим аль-Хиляли и Машхур ибн Хасан Али Сальман” . См. “Тухфатуль-муджиб” 160.

________________________________
Прим. редактора: здесь необходимо отметить, что шейх аль-Альбани также составил каталог рукописей с хадисами, которые хранятся в библиотеках г. Халеб (Сирия) и г. Марракеш (Морокко), а также в Британской Национальной Библиотеке
Прим. редактора: на данный момент остаются неопубликованными свыше 70 рукописей шейха аль-Альбани.
Прим. редактора: в 1958 году Египет вместе с Сирией образовал Объединенную Арабскую Республику (ОАР). Этот политический союз просуществовал до 1961 года, когда Сирия вышла из ОАР.

Вариант 2

Шейх Мухаммад Насирруддин ибн Нух ибн Адам Наджати аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) родился в городе Шкодер, бывшей столице Албании, в 1332 г.х. (в 1914 г. по христианскому летоисчислению). Он был выходцем из бедной семьи. Его отец, аль-Хадж Нух Наджати аль-Албани, получив шариатское образование в Стамбуле (Турция), вернулся в Албанию и стал крупным учёным-богословом ханафитского мазхаба (религиозно-правовой школы). После того как в Албании пришёл к власти Ахмет Зогу и там стали повсеместно распространяться атеистические идеи, семья будущего шейха совершила хиджру (переселение ради спасения своей веры) в Дамаск (Сирия). В Дамаске шейх аль-Албани получил начальное образование в школе, которая в течение многих веков служила убежищем для всех людей, стремившихся к знаниям, а затем стал обучаться Священному Корану, правилам чтения Корана (таджвид), наукам, связанным с арабским языком, праву ханафитского мазхаба и другим предметам исламского вероучения как у своего отца, так и у других шейхов (например, Са’ида аль-Бурхани). У отца он также обучился ремеслу часовщика, преуспел в нем и стал известным мастером,чем и зарабатывал себе на жизнь.К двадцатилетнему возрасту, находясь под влиянием статей из журнала «аль-Манар»,которые написал шейх Мухаммад Рашид Рида, где он выявлял степень достоверности хадисов в книге аль-Газали «Воскрешение наук о вере» через критику надёжности цепочек их передатчиков (иснадов), шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) начал специализироваться в хадисоведении и относящихся к этой области науках. Заметив в юноше признаки яркого ума и необычайных способностей, великолепную память, а также сильное желание к обучению исламским наукам и хадисам, историк и знаток хадисов из города Халеб шейх Мухаммад Рагиб ат-Табах дал ему письменное разрешение (иджаза) на преподавание своего сборника сообщений о достоверных передатчиках под названием «аль-Анвар аль-Джалийа фи Мухтасар аль-Асбат аль-Халябийа». Первой работой будущего шейха явилась полная фиксация в письменной форме и комментарии к монументальному труду крупнейшего знатока хадисов (хафиза) аль-Ираки «Аль Мугни ’ан-Хамли-ль-Асфарфи-ль-Асфар фи Тахридж ма фил-льхийа мин-аль-Акбар».

Вопреки возражениям отца сын занялся более глубоким изучением хадисов и смежных наук. Более того, библиотека отца, которая состояла в основном из различных трудов ханафитского мазхаба, не могла удовлетворить потребности и жажду знаний будущего шейха. Не имея достаточных средств на приобретение многих книг, юноша брал их в знаменитой библиотеке Дамаска «Аз-Захириййа» либо был вынужден одалживаться у книжных торговцев.
Шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) настолько погрузился в науку о хадисах, что иногда закрывал свою часовую мастерскую и оставался в библиотеке по 12 часов, прерываясь лишь для совершения молитвы. Довольно часто он даже не уходил из библиотеки, чтобы принять пищу, обходясь парой взятых с собой бутербродов. В конце концов дирекция библиотеки предоставила ему специальную комнату для исследований и ключ от книгохранилищ, где шейх работал с раннего утра до поздней ночи. В этот период времени шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) написал много полезных трудов, большинство из которых до сих пор не опубликованы.
Шейх аль-Албани с честью и терпением выносил многие испытания, выпадавшие на его долю. Немалую поддержку в трудные моменты жизни ему оказывали уважаемые шейхиДамаска (шейх Бахджатул Битар, шейх Абдул-Фаттах и имам Тауфик аль-Барзах - да будет милостив к ним всем Аллах), которые побуждали его продолжать свои исследования. Спустя некоторое время шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) стал преподавать два раза в неделю. На его занятиях, которые посещали студенты и преподаватели университетов, рассматривались вопросы исламского вероучения (’акида),права (фикх), хадисов и смежных наук. Он также стал совершать ежемесячные поездки в различные города Сирии и Иордании. Многие исламские университеты и организации стали приглашать шейха к себе,
предлагая ему занять высокие должности, однако большинство из этих предложений он отклонял, объясняя это своей огромной занятостью в деле приобретения и
распространения знаний.

После того как вышел в свет ряд его трудов, шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) был приглашен читать курс лекций по наукам о хадисах в Исламский университет Медины (Саудовская Аравия), где он проработал с 1381 по 1383 г. х., став также одним из членов руководства Университета. Благодаря его усилиям преподавание хадисов и связанных с ними наук поднялось на качественно иной, более высокий уровень. В результате гораздо большее число студентов стало специализироваться в хадисоведении и смежных дисциплинах. В знак признания заслуг шейха ему было присвоено звание профессора Исламского университета Медины. Затем он вернулся к своим прежним исследованиям и работе в библиотеке «Аз-Захириййа», передав собственную часовую мастерскую одному из своих братьев.
Шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) посетил с циклом лекций многие страны (Катар, Египет, Кувейт, ОАЭ, Испанию, Великобританию и др.). Несмотря на то,что он приобрёл широкую известность во всём мире, у него никогда не было стремления к славе. Он любил повторять:«Любовь к славе переламывает человеку спину».Крупные мусульманские богословы и имамы почтительно отзывались о шейхе аль-Албани(1). Они консультировались с ним по вопросам религиозно-правового характера,посещали его, обменивались многочисленными письмами. Во главе всех этих учёных стоял шейх Абдул-Азиз ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах), который испытывал к шейху очень глубокое уважение(2). Другой учёный-богослов, крупнейший знаток тафсира и арабского языка шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити столь высоко почитал шейха аль-Албани, что, когда последний проходил мимо него во время занятий в мечети Медины, он специально прерывал урок, чтобы встать со своего места и поприветствовать шейха. Перечисление всех высказываний великих учёных, богословов, правоведов и имамов, которые высоко ценили и уважали шейха аль-Албани, заняло бы здесь слишком много места, поэтому ограничимся лишь теми примерами, что приведены выше.
Более сотни работ из наследия шейха аль-Албани посвящены главным образом исследованию хадисов. Он приложил немало усилий для проверки и отбора остоверных
хадисов от слабых либо вымышленных. Шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) проанализировал на достоверность известные сборники хадисов ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Наса’и, Ибн Маджи, а также труды «Джами’ ас-Сагир» и «Мишкат аль-Масабих» ас-Суйути, «Фикх ус-Сунна» Саида Сабика, «Дозволенное и запретное в исламе» доктора Йусуфа Карадави, «Сады Праведных» шейха ан-Навави, «Адаб аль-Муфрад» имама аль-Бухари и многие другие знаменитые книги. Благодаря шейху аль-Албани, собравшему слабые и достоверные хадисы в отдельных томах, исламские ученые и простые мусульмане имеют возможность отличить слабые и вымышленные хадисы от достоверных и хороших. Кроме того, шейх аль-Албани написал великолепные книги по основам ислама, среди которых безусловно следует выделить книгу «Сифат салят ан-Наби, салла-Ллаху ’аляйхи ва саллям, мин ат-такбир иля-т-таслим кя’анна-кя тараха» («Описание молитвы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с самого начала до конца, как если бы вы это видели собственными глазами»), «Манасику-ль-Хаджж ва-ль-Умра фи-ль-Китаб ва-с-Сунна ва Асари-с-Салаф» («Обряды Хаджжа и Умры из Книги (Аллаха), Сунны и деяний праведных предков»), «Ахкам аль-Джана’из» («Правила погребального обряда») и многие другие.
Шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) не прекращал заниматься научной и преподавательской деятельностью до последних дней своей земной жизни, пока его здоровье резко не ухудшилось. Шейх скончался до захода солнца в субботу, 22 числа месяца джумада ас-сани 1420 г.х. (2 октября 1999 г.) в возрасте 87 лет. Погребальная молитва по нему была проведена вечером того же дня, поскольку шейх написал в своём завещании, чтобы его похороны прошли как можно скорее в соответствии с Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Число людей, принявших участие в этой молитве, составило свыше пяти тысяч человек. Да простит его Всевышний Аллах и да пребудет с ним Его милость!
__________
(1) Шейх аль-Албани взрастил и воспитал многих учеников, которые сегодня известны во всём мире. Среди них шейх Хамди Абдул-Маджид, шейх Мухаммад ’Эйд Аббаси, доктор ’Умар Сулайман аль-Ашкар, шейх Мухаммад Ибрахим Шакра, шейх Мукбиль ибн Хади ал-Вади’и, шейх Али Хашшан, шейх Мухаммад
Джамиль Зину, шейх Абдурахман Абдус-Самад, шейх Али Хасан Абдул-Хамид аль-Халяби, шейх Салим аль-Хилали, шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид и многие другие.
(2) Так, доктор Мухаммад Лутфи ас-Сабаг передал, что слышал, как шейх Ибн Баз сказал о шейхе аль-Албани: «Я не знаю ни одного человека под сводом небес, который обладал бы большими знаниями о хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чем шейх Насир» (газета «Ад-Дустур», Иордания, 10 августа 1999 г.)

Статья взята из книги “Описание молитвы Пророка”

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта