Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа. Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа За маленьким ребенком читается джаназа намаз

Намаз джаназа занимает в исламе важное место. В иерархии действий, которые должен совершать мусульманин, эта религиозная практика находится на уровне фарда кифая.

Суть этого хукма (решения) заключается в том, что обязанность выполнения какого-либо действия, относящегося к нему, возлагается на всю умму. Если какая-то её часть выполнит погребальный намаз, то ответственность снимется со всех, однако если никто не совершит этот религиозный обряд, то грешным будет каждый без исключения член общества.

Условия молитвы джаназа

Каждого, кто собирается совершать этот намаз, касаются следующие условия:

1) наличие у выполняющего большого омовения (гусль);

2) состояние малой ритуальной чистоты (тахарат, вуду);

4) перед молящимися должно находиться омытое тело умершего.

Намаз джаназа содержит два фарда. Первый - это стояние (кыям). Второй - это четыре такбира, т.е. произнесения слов «Аллаху Акбар!» (Аллах Велик). Отметим, что практически весь намаз читается стоя, то есть ни поясного, ни земного поклона молящийся не совершает.

Порядок совершения джаназа-намаза

В первую очередь, перед джамаатом должен лежать покойный. Голова его направляется направо, а тело - в перпендикулярном положении по отношению к Кыйбле. Перед началом намаза не произносится ни азан, ни икамат. Имаму следует встать на уровне груди умершего. Все остальные встают вслед за ним, образуя три ряда. После того как члены джамаата произнесут про себя намерение (ният) на джаназа намаз, говорит такбир тахрим, поднимая свои кисти до ушей, кладёт их одна на другую либо держит опущенными (всё зависит от мазхаба, которого придерживаются имам и участники погребения). Далее всеми молящимися читается дуа-сана:

«CУБХАНАКАЛЛАХУММА УА БИХАМДИКА, УА ТАБАРАКАСМУКА, УА ТААЛЯ ДЖАДДУКА, УА ЛЯ ИЛЯХА ГАЙРУК»

Перевод: «Слава и хвала тебе, Аллах. Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

После этого имам произносит второй такбир, но руки уже не поднимает. Далее необходимо прочитать салават - слава прославления Пророка (с.г.в.):

«АЛЛАХУММА САЛЛИ ‘АЛЯ МУХАММАДИН УА ‘АЛЯ АЛИ МУХАММАД. КЯМАА САЛЯЙТА ‘АЛЯ ИБРАХИИМА УА ‘АЛЯ АЛИ ИБРАХИИМА, ИН-НАКЯ ХАМИЙИДУН МАДЖИИД. АЛЛАХУММА БАРИК ‘АЛЯ МУХАММАДИН УА ‘АЛЯ АЛИ МУХАММАД. КЯМАА БАРАКТА ‘АЛЯ ИБРАХИИМА УА ‘АЛЯ АЛИ ИБРАХИИМА, ИН-НАКЯ ХАМИЙИДУН МАДЖИД»

Перевод: «О Аллах, благослови (упомяни с похвалой среди ангелов) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты - Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения (продолжай возвышать) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как это Ты это дела в отношении Ибрахима и семейства Ибрахима, поистине. Ты - Достойный похвалы, Славный!»

Затем идёт третий такбир, который также проговаривается без поднятия ладоней выше плеч, после чего нужно прочитать мольбу-дуа, посвященную умершему:

«Аллахумма-гфир ляху уархамх, уа ‘аафихи уагъфу‘анх, уа акрим нузуляху уа уасси‘ мудхаляуу, уагсыльху биль-ма’и уас-салджи уаль-барад. Уа наккыхи миналь-хатайа кямя юнака-с-саубуль-абъяду минад-данас. Ва абдильху даран хайран мин даарих, уа ахлян хайран мин ахлих, уа адхыльхул-джанната уа кыхи фитнаталь-кабэри уа газабан-нар»

Перевод: «О Всевышний! Даруй ему Своё прощение, помилуй и защити от огня Геены. Будь щедрым по отношению к нему. Пусть его могила будет просторной. Омой его водой, снегом и градом. Очисти его от грехов, подобно тому, как чиста белоснежная одежда от грязи. Даруй ему вместо этого обитель и окружение лучшее, чем когда бы то ни было. Открой ему Рай и окажи защиту от тех мучений, которые могут ждать его в могиле, и от наказания в Аду».

После этого приходит черёд мольбы-дуа, которая посвящена всем мусульманам, независимо от того, живы они или мертвы:

«Аллаахумма-гфир ли хайина уа майитина уа шахидина уа гаибина, уа сагирина уа кябирина, уа закярина уа унcана, Aллаахумамман ахяйтаху мина фа ахьихи галяль-ислам, уа ман таваффайтаху мина фа таваффаху ‘аляль-ииман, Aллаахумма ля тахримнаа аджраху уа ляя тудылляна ба‘дах»

Перевод: «О Аллах, просим прощения за наших живых и мёртвых, за тех, кто присутствует здесь и отсутствует, молодым и пожилым, мужчинам и женщинам! О Всемогущий Творец, тот, кто получает от Тебя в качестве дара жизнь, предоставь им возможность прожить её в соответствии с исламом. Для тех же, кто уходит из этого мира, дай им шанс уйти с верой. О Всевышний, даруй нам благом за него [за то, что совершается погребальная молитва на имя человека] и не сбивай нас с верного пути после его ухода в вечность!».

В дальнейшем произносится четвёртый такбир. Он тоже выполняется не поднимая ладоней. В завершении молящиеся делают по одному приветствию (салям), поворачивая голову направо и налево:

«Ас-Саляму галяйкум уа рахматуллах»

Перевод: «Мир вам и милость Аллаха».

Таким образом совершается погребальная молитва.

Джаназа – это исламский похоронный обряд . Все действия, которые необходимо проделать в процессе джаназа, описаны в Сунне Мухаммада. Вся ответственность за исполнение джаназа возлагается на родных и близких умершего и является для них религиозным обязательством (фард). Если у умершего нет родных, то похоронный обряд проводят мусульмане, которым стало известно о смерти этого человека.

В разных мусульманских странах похоронный обряд имеет некоторые различия, которые связанны с их доисламскими обычаями, но существуют основные правила, которым следуют все мусульмане мира.

Подготовка

Когда мусульманин находится на смертном одре , другие мусульмане стараются быть с ним и помогают его семье. Такое поведение мусульман считается благоугодным. Больной перед смертью должен читать шахаду, а если он сам не в состоянии, тогда шахаду ему шепчут на ухо. Согласно шиитской традиции, умирающий человек обязан слушать или читать 36 суру Корана (Сура Йа Син). После смерти, ему закрывают глаза и рот, руки складывают по швам, а тело накрывают куском материи.

Омовение

Мытьё умершего – это обязательное действие, с которым не следуют затягивать. Всё тело умершего мусульманина омывают как минимум один раз. Если тело омывается несколько раз, то процесс не должен превышать трёх раз – это уже излишнее. В процессе омовения принимает участие как минимум 4 человека. Человек, который совершает омовение – гассал, и он может выбираться из числа родственников умершего. Женщину моет только женщина, а мужчину – мужчина. Исключение, если в омовении участвует муж и жена. Помещение, в котором проводят омовение, окуривается благовониями, в процессе омовения используют мыло или другие чистящие средства.

Тело умершего кладут на жёсткое ложе (танашир) таким образом, чтобы его лицо было направлено к кибле. Срамные места покойника закрывают тряпкой и в процессе омовения смотреть на них запрещено (а они моются в первую очередь). Затем умершему моют голову, лицо, потом руки и ноги. После того как умыли голову, тело переворачивают на левый и бок и трижды омывают его правую сторону. После каждого омовение тело протирают, кроме половых органов. Первые два раза тело моют при помощи мыла, а в третий раз в воду добавляют камфару. После этого тело переворачивают на правый бок и повторяют процедуру.

Для того чтобы омыть покойнику спину , его приподнимают, так как класть умершего грудью вниз запрещено. После омовения спины, тело покойника моют полностью, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки, ноги.
Не обмываются только трупы не мусульман, а также тела шахидов – мусульман, которые пали смертью мученика, сражаясь за веру. Таких мусульман хоронят в той одежде, в которой они приняли мученическую смерть.

Облачение в саван

Шариат запрещает хоронить покойника в одежде. Тело умершего мусульманина следует окутать в саван (кафан).

Кафан обычно изготавливают из белой материи, и для мужчин он состоит из трёх частей:

  1. Изар (изор) – это кусок бязи, которым окутывают тело с головы до пят.
  2. Камис (кафани) – рубаха, длинна которой должна прикрывать половые органы умершего.
  3. Лифафа (чадар) – кусок ткани из бязи, которой закрывают тело поверх изара. Лифафа должна быть немного длиннее изара.

В редких случаях мужской кафан состоит только из двух частей: лифафа и изар. Также к кафану добавляют иногда ткань для головы – чалму.

Женский кафан, помимо перечисленных выше 3-х частей имеет ещё два одеяния:

  1. Химар (орни) – платок, который используют для покрывания головы и волос покойной.
  2. Кирка (синабанд, хирка) – кусок ткани для покрывания груди (от подмышек до бёдер) женщины.

Иногда для женщин используют только три части одеяния: химар, лифаф и изар.

Для похорон ребёнка используют только один или два куска ткани.

Согласно исламу, кафан изготавливается ещё при жизни человека и после его смерти одевается на покойного определённым образом.

В табуте (гроб без верхней крышки) расстилают лифафу, поверх которой стелют изар. Лифафу пропитывают ароматными благовониями и посыпают благовонными травами. Покойного мужчину одевают в камис и укладывают в табут. Затем тело накрывают изаром, начиная с левой, а потом с правой стороны, и после этого покойного также заворачивают сверху боковыми частями лифафы.

Покойной женщине, перед тем как обернуть её тело в изар и лифафу, волосы разделяют на две части и укладывают их на груди.

Затем волосы на голове прикрывают химаром, а её концами прикрывают волосы, которые уложены на груди. Далее тело накрывается хиркой, которая может быть уложена и до и после изара. После того как тело завернули в лифафу, оба его конца и середину (район живота) связывают куском бязи. Эти узлы развязываются, когда тело опускают в могилу.

По мусульманским правилам, перед окутыванием тела нельзя покойному подстригать и расчёсывать волосы и бороду, а также подстригать ногти и удалять золотые коронки. Всё это должно делаться при жизни.

Тело покойного оборачивают в изар и лифафу только после того, как над умершим прочитают молитвы и попрощаются с ним.

Джаназа-намаз (похоронная молитва)

Во время похорон молитве придаётся особое значение. Молитву совершает имам мечети или же лицо, которое его заменяет. проходит после обмывания тела и совершается стоя. Никаких поясных и земных поклонов в нём. Молитву не совершают над телами не мусульман и лицемерами. Об этом говорится в аяте Корана: «И никогда не молись ни об одном из них, кто умер, и не стой над его могилой. Ведь они не веровали в Аллаха и Его посланника и умерли, будучи распутными!» (9: 84).

Во время молитвы ближе всех к могиле находится имам, за ним уже выстраиваются все остальные мусульмане. Джаназа-намаз состоит из: ният (намерение), такбиры (обращение к Всевышнему) и киям (стояние на ногах).

Перед началом молитвы имам троекратно повторяет фразу «Ас-Салат!» («приходите на молитву!»). Перед тем как прочитать молитву имам обязательно спрашивает родственников и присутствующих о долгах покойного, которые тот не успел выплатить при жизни или возможно кто-то из присутствующих не успел рассчитаться с ним. Только после прочтения молитвы похороны считаются признанными.

Захоронение

Хоронят покойного на близлежащем кладбище , и процесс захоронения следует проводить как можно раньше. Могилу делают глубокой и просторной, а её стенки следует укрепить кирпичом или камнем. Хоронят умершего в дневное время и покойного кладут в могилу на правый бок, головой к кибле. В могилу бросается горсть земли со словами «Инна лиляхи уа инна иляйхи раджиун» («Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему»).

Процесс погребения сопровождается чтением сур Корана и касиды аль-Бурда. Могила засыпается землёй на 4 пальца выше уровня земли и поливается водой. После этого на могилу ещё семь раз бросают по горсти земли и произносят молитву: «Из неё мы сотворили вас, и в неё возвращаем вас, и из неё выведем вас в другой раз». После всех этих процедур у могилы остаётся всего лишь один человек, который читает талкин. Религиозные авторитеты против того, чтобы отмечать могилу, но всё же большинство мусульман ставят надмогильные камни с надписями имени, даты рождения и даты смерти покойного человека.

Тазия (соболезнование семье умершего)

Соболезнование семье умершего выражают в течение первых трёх дней после смерти, но нежелательно выражать тазию более одного раза. Шариат также разрешает тазию и в более поздний срок, если соболезнующий поздно узнал о смерти или был в это время в пути.

Тазию совершают для того, чтобы успокоить семью покойного и напомнить им о терпении (сабр) и что всё в этой жизни происходит по воле Аллаха.

«А‘замал-лаху аджрака ва ахсана ‘аза-’ака ва гафара лимай-йитика» - так говорят мусульманину, когда произносят соболезнование. Эта фраза означает: «Да окажет Всевышний Аллах тебе благодеяние, да возвысит тебя степенью и позволит стойко перенести утрату. Да простит грехи покойного».

Совершение джаназа-намаза по покойному, подобно мытью и заворачиванию его в кафан, является фардом-кифая (коллективной обязанностью).

У джаназа-намаза есть рукны (фарзы) – это стояние и четыре такбира (слова «Аллаху акбар!»), которые становятся на место ракаатов обычного намаза, имеющего поясные и земные поклоны. А также существуют шесть шартов (условий) для того, чтобы заупокойный намаз был действительным.

Первое Ислам мёртвого , то есть чтобы умерший в момент смерти был мусульманином, так как этот намаз является шафаатом (заступничеством), а за немусульман заступничество не принимается.

Второе тахарат (чистота) тела и места умершего , то есть намаз не получается, если покойный не был омыт или если на нём была наджаса. Соблюдение этого условия необходимо в том случае, если есть возможность для его выполнения, – если же такой возможности нет, как, например, в случае, когда похоронили без купания и извлечь тело не получается, кроме как раскапыванием могилы, то купание отпадает, а намаз-джаназа совершается над могилой. В противоположность тому, когда над мёртвым землю ещё не насыпали, то в этом случае его необходимо извлечь из могилы и помыть, и только после этого совершить намаз. Если же по незнанию совершили джаназа-намаз без купания и после этого похоронили – то необходимо вернуться к могиле и заново совершить намаз, так как первый был испорчен.

Третье нахождение покойного перед совершающими намаз за него .

Четвёртое присутствие мёртвого или большей части его тела, или половины тела вместе с головой . Пятое чтобы молящиеся не были сидящими или верхом на животном без причины . Шестое чтобы мёртвый лежал на земле, так как если он будет лежать на животном (на транспорте) или его будут держать люди – то намаз не получается .

Сунн джаназа-намаза – четыре . Первая стояние имама напротив груди умершего, будь он мужчиной или женщиной, потому что это место сердца и света имана .

Вторая сунна чтение после первого такбира дуа истифтах (открывающая мольба), то есть «Субханака ллахумма уа бихамдика уа табаракасмука, уа тааляа джаддука, уа джалля санаука, уа ля иляха гъайрука» («О досточтимый и славный Аллах! Да будет благословенно имя Твоё, да будет высоким величие Твоё. Нет божества, кроме Тебя»), как это делается во время обязательной ежедневной молитвы.

Третья сунна чтение после второго такбира салавата Пророку (мир ему и благословение), читаемого после ташаххуда в намазе : «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид. Аллахумма барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид». («О Аллах! Благослови Мухаммада и соплеменников Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и соплеменников Ибрахима. Воистину Ты достославен! О Аллах! Ниспошли благословение Мухаммаду и соплеменникам Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и соплеменникам Ибрахима. Воистину Ты достославен»).

Четвёртая чтение после третьего такбира дуа истихфар, в которой звучит просьба к Аллаху простить грехи покойного и даровать ему заступничество Пророка (мир ему и благословение) . По Сунне желательно, чтобы дуа, которое читается после третьего такбира, начиналось с прославления Аллаха и салавата Его Посланнику (мир ему и благословение). Всё это будет способствовать принятию Аллахом этой мольбы. Строго определённого дуа нет, но лучше читать то, что передано от Пророка (мир ему и благословение). Например: «Аллахумма-гъфир ли-хаййи-на ва маййити-на ва сагъыри-на ва кабири-на ва закари-на ва унса-на ва шахиди-на ва гъаиби-на! Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи аля-ль-ислам, ва ман таваффайта-ху мин-на фа таваффа-ху аляль-иман». («О Аллах, прости нашим живым и мёртвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах I, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере»).

Не просят прощения грехов для маджнуна (одержимого джиннами) и несовершеннолетнего. Но произносят дуа: «Аллахумма, джаль-ху ля-на фаратан, ва-джаль-ху ля-на аджран ва зухран, ва-джаль-ху ля-на шафиан ва мушаффаан». («О Аллах, сделай так, чтобы (в Раю) он был для нас вознаграждением опережающим, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято».)

А после четвёртого такбира дважды вслух произносится «Ас-саляму аляйкум ва рахматуллах!», что указывает на окончание молитвы. Слово «Ассаляму» является ваджибом.

При произнесении такбиров, кроме первого, руки не поднимаются. А если имам произнёс пятый такбир, то за ним не следуют, но ожидают его «салям».

Самым достойным быть имамом при совершении джаназа-намаза считается имам той местности, в которой жил умерший. После него – опекун-мужчина мёртвого, и так далее право переходит к тому, кто ближе к покойному по родству. И тот, у кого есть право опережения, может уступить его тому, кому пожелает. Если совершили намаз, не дожидаясь того, у кого есть первостепенное право быть ведущим этого намаза, – то он может повторить его. Но те, которые намаз уже совершили, с ним вместе его уже не повторяют.

Если усопшего похоронили без совершения джаназа-намаза, то намаз совершают над его могилой, даже если умершего не помыли. Если умерших несколько, то лучше совершать джаназа-намаз за каждого по отдельности. Но если всё же решили совершить один намаз за всех одновременно, то их располагают одним рядом в сторону Киблы таким образом, чтобы грудь каждого умершего была напротив груди имама. При этом нельзя забывать о порядке очерёдности. Это означает, что ближе всех к имаму будут мужчины, после них – подростки-мальчики, после – гермафродиты, а после них – женщины, за которыми следуют подростки-девочки. Хоронить их также желательно по отдельности, но если такой возможности нет, то кладут их в могилу уже в обратной последовательности, то есть самыми близкими к Кибле будут мужчины, за ними – подростки-мальчики и так далее.

Тому, кто отсутствовал при вступительном такбире имама, не следует торопиться вступать в намаз. Он должен дождаться следующего такбира и последовать за имамом сразу же после произнесения им его, выполняя с имамом те ракааты, которые он совершает. А после выхода имама из намаза он восполняет те ракааты, которые пропустил. Но следует учесть, что он должен успеть завершить намаз до поднятия с земли усопшего, так как если его поднимут – то намаз нарушится. Тому же, кто присутствовал при вступительном такбире имама, не нужно ждать следующего такбира. Он произносит такбир и выходит из намаза вместе с имамом. Если опоздавший вступил за имамом только после четвёртого такбира перед «саламом», то, по мнению имама Мухаммада, его намаз будет также действительным, и в этом – фатва (указ, постановление муфтия).

Нежелательно заносить покойного внутрь мечети и совершать джаназа-намаз. И нежелательно, чтобы покойный был снаружи мечети, а часть людей, совершающих над ним джаназа-намаз, внутри неё. Также нежелательным является совершение джаназа-намаза на улице, так как это мешает прохожим, и на чужой земле без разрешения хозяина.

Если умер ребёнок, у которого при рождении были признаки жизни, то ему дают имя, купают, заворачивают в кафан и совершают по нему джаназа-намаз. Если же признаков жизни замечено не было, то есть ребёнок родился мёртвым, то его купают, оборачивают материалом и хоронят, и джаназа-намаз за него не читают.

Джаназа-намаз не читается немусульманину и убийце своих родителей, но убившего самого себя моют и совершают по нему намаз.

(Хашияту Ибну Абидин, Марокиль Фалях)

Какое место по отношению к телу умершего должен занимать имам во время совершения джаназа-намаза? Абу Ханифа (как передает его мнение аль-Хасан) считает, что имам должен стоять напротив середины тела умершего мужчины и напротив груди умершей женщины. С ним согласен и Ибн Абу Ляйля. Но есть и другие мнения – имаму следует стоять напротив середины тела и мужчины, и женщины. Мнение аш-Шафи‘и на этот счет отсутствует, но известно мнение его учеников: они основываются на действиях Анаса, подтвердившего, что так поступал и Посланник Аллаха, мир ему. Анас, читая джаназа-намаз мужчине, стоял у головы, а читая джаназа-намаз женщине - у ее бедер. Это приведено у Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. Действия шафиитов не противоречат сунне Пророка, мир ему. Однако ханафитские ученые опираются на позицию Сумра б. Джундуба. И это соответствует нашей правовой школе (мазхабу) в Исламе. Дело в том, что в ханафитской школе под словом «середина» подразумевается грудь человека. И тот факт, что Пророк, мир ему, во время чтения джаназа-намаза Умм Куляба (умершей от родов), стоя посередине тела умершей, мог быть немного ближе к ее голове или к бедрам, истолковано слишком категорично, и отнесено ими к разным ситуациям – различию в похоронах мужчины и женщины.

При совершении джаназа-намаза имам произносит вслух четыре такбира (говорит: «Аллаху Акбар!»). Ибн Абу Ляйля считал, что такбиров должно быть пять. Этого же мнения придерживается Абу Юсуф. Ученые расходятся во мнениях по этому вопросу и приводят различные риваяты о том, что Пророк, мир ему, делал пять, семь, девять и больше такбиров. Но в последний раз при совершении джаназа-намаза он сделал только четыре такбира. ‘Умар (да будет доволен им Аллах), собрав сподвижников, сказал им: «Вы сейчас спорите, а те, кто будут после вас, будут спорить еще сильнее. Поэтому смотрите, как совершил Посланник Аллаха последний джаназа-намаз, и руководствуйтесь этим». После этого он совершил джаназа-намаз умершей женщине и произнес всего четыре такбира. Сподвижники сошлись на этом мнении. Этого же мнения придерживается ‘Абдуллах б. Мас‘уд. Все приведенное доказывает, что даже при наличии нескольких риваятов по этому вопросу, за основу берется последний из них.

Рафидиты считают, что во время совершения джаназа-намаза своей семье ‘Али (да будет доволен им Аллах) произносил пять такбиров, а для остальных четыре. Но это не достоверно, поскольку есть сведения, что во время совершения джаназа-намаза своей жене Фатиме он делал четыре такбира. А в другом риваяте говорится, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) при совершении джаназа-намаза ей же делал четыре такбира. После смерти Абу Бакра ‘Умар (да будет доволен им Аллах) читал ему джаназа-намаз и также делал четыре такбира.

После первого такбира читается ду‘а истифтах (открывающая мольба): «Субханакял-лахумма ва бихамдикя ва табаракясмукя ва та‘аля джаддукя ва ля иляха гайрук!».

(«О, досточтимый и славный Аллах. Да будет благословенно имя Твое, да будет высоким величие Твое. Нет божества, кроме Тебя»), как это делается во время обязательной ежедневной молитвы. По мнению же имама ат-Тахави, эта ду‘а не произносится. После второго такбира читают салават: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака хамидун маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака хамидун маджид».

(«О, Аллах! Благослови Мухаммада и соплеменников Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и соплеменников Ибрахима. Воистину, Ты достославен! О, Аллах! Ниспошли благословение Мухаммаду и соплеменникам Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и соплеменникам Ибрахима. Воистину, Ты достославен»).

После третьего такбира читается ду‘а истигфар, в которой звучит просьба к Аллаху простить грехи покойного и даровать ему заступничество Пророка, мир ему. По сунне желательно, чтобы ду‘а, читающаяся после третьего такбира, начиналась с прославления Аллаха и салавата Его Посланнику. Все это будет способствовать принятию Аллахом этой мольбы.

Если имам хорошо знает ду‘а, то он читает «Аллахумма-гфир ли-хаййи-на ва маййити-на ва сагыри-на ва кабири-на ва закари-на ва унса-на ва шахиди-на ва га’иби-на! Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи ‘аля-ль-ислам, ва ман таваффайта-ху мин-на фа таваффа-ху ‘аляль-иман».

(О Аллах, прости нашим живым и мертвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере!), если нет, он произносит то, что читается при ташаххуде («Аллахумма-гфир лиль-муминина валь-муминат…»). Так поступают, если умерший человек успел достичь совершеннолетия. Если же умер ребенок, произносят ду‘а «Аллахумма, дж‘аль-ху ля-на фаратан, ва-дж‘аль-ху ля-на аджран ва зухран, ва-дж‘аль-ху ля-на шафи‘ан ва мушаффа‘ан».

(О Аллах, сделай так, чтобы (в Раю) он оказался раньше их, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято). Так было приведено от Абу Ханифы, и это соответствует наставлению Пророка, мир ему. После четвертого такбира дважды вслух произносится «Ас-саляму ‘аляйкум ва рахматуллах!», что указывает на окончание молитвы.

Если же имам произнес и пятый такбир, то читающие вслед за ним не должны этого делать, потому что это считается ошибкой. Но, по мнению Абу Ханифы, они должны продолжать молитву до саляма.

По мнению ханафитских ученых, во время джаназа-намаза Коран не читается. Если же имам прочитал суру «аль-Фатиха», с намерением восхваления Аллаха и обращением к Нему с мольбой, это не порицается. Имам аш-Шафи‘и же считает, что чтение суры «аль-Фатиха» после ду‘а истифтах является обязательным. В доказательство он приводит слова Пророка, мир ему: «Нет молитвы без чтения суры «аль-Фатиха» и нет молитвы без чтения Корана».

А джаназа-намаз, как мы знаем, является молитвой, для правильного совершения которой необходимо исполнение следующих условий: принятие омовения и направление к кибле. От Джабира (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк, мир ему, сказал: «При совершении джаназа-намаза покойному сделай четыре такбира, а после первого читай суру «аль-Фатиха». При совершении джаназа-намаза, Ибн ‘Аббас после первого такбира прочитал вслух суру «аль-Фатиха» и после сказал: «Я прочитал ее вслух для того, чтобы вы знали, что это является сунной» (Аль-Бухари).

Ханафитские же ученые придерживаются мнения Ибн Мас‘уда. Когда его спросили о джаназа-намазе, он ответил: «Про чтение (кыра’ат) в джаназа-намазе Пророк ничего не сказал о чтении из ду‘а и из Корана. А повелел: сделай такбиров столько сколько имам и выбирай самое лучшее слово…». ‘Абдуррахман б. ‘Ауф и Ибн ‘Умар утверждают: «В джаназа-намазе нет ничего из Корана, потому что этот намаз является мольбой». Ведь мольба начинается с восхваления Аллаха Всевышнего и салавата Пророку, мир ему, а не с чтения Корана. А хадис Пророка, мир ему, в котором говорится о том, что нет намаза без суры «аль-Фатиха» и нет намаза без чтения Корана, не относится к джаназа-намазу, потому что этот намаз является мольбой и просьбой к Аллаху о прощении покойного (как говорилось выше). Тем более, что в джаназа-намазе нет таких обязательных основ, как поясной (руку‘) и земной поклон (суджуд). Намазом же эту молитву назвали, исходя из обязательного обмывания и мольбы, а обращение в сторону Каабы не является достаточным для того, чтобы поставить ее наравне с пятикратной ежедневной молитвой.

Что же касается противоречий между хадисами, переданными Ибн ‘Аббасом, а также Ибн ‘Умаром и Ибн ‘Ауфом, то, по мнению Джабира, Ибн ‘Аббас прочитал суру «аль-Фатиха» как восхваление Аллаха, а не просто как суру из Корана. А это в нашем мазхабе не порицается.

При чтении джаназа-намаза руки поднимают только во время первого такбира. А большинство ученых города Балха (ханафитов) придерживаются мнения, что руки нужно поднимать при каждом такбире, как и при праздничных намазах. Кроме того, эти движения служат сигналом для глухих молящихся.

Те, кто считает, что руки нужно поднимать только один раз во время первого такбира, опираются на хадис Пророка, мир ему, в котором говорится: «Руки не поднимаются, кроме как в семи случаях… ». И в этом хадисе не был упомянут джаназа-намаз. Как свидетельствуют ‘Али и ибн ‘Умар (да будет доволен ими Аллах), руки нужно поднимать только при первом такбире, как это делается во время ежедневной пятикратной молитвы. Во время джаназа-намаз все, кроме такбиров, читается про себя.

Если джаназа-намаз покойнику читают одни женщины, то женщина-имам должна стоять посреди остальных в первом ряду – точно так же, как и во время обязательной ежедневной молитвы.

По мнению Абу Ханифы и Мухаммада, если человек опоздал к первому, второму или третьему такбиру, то он начинает джаназа-намаз только после произнесения вместе с имамом следующего такбира. Когда же имам завершит джаназа-намаз, опоздавший дочитывает то, что пропустил, до того момента, пока носилки с телом покойного не будут подняты. По мнению же Абу Юсуфа, опоздавший человек становится на джаназа-намаз, не дожидаясь следующего такбира имама. Если же человек опоздал на первый такбир, он заканчивает джаназа-намаз вместе с имамом, но если пропущено два такбира, необходимо после завершения намаза восполнить первый такбир. Если же человек успел на джаназа-намаз, когда имам произнес четвертый такбир, ему следует прочитать три пропущенных такбира после завершения намаза.

Абу Ханифа и Мухаммад ссылаются на Ибн ‘Аббаса, который говорил, что если человек опоздал на джаназа-намаз, он должен следовать за имамом. И то, что он пропустил между такбирами, необходимо восполнить после того, как имам окончит джаназа-намаз. И нет сведений о том, чтобы кто-то проявил несогласие с мнением Ибн ‘Аббаса, поэтому это решение воспринимается как решение иджма‘. В джаназа-намазе под словом «такбир» подразумевается как сам такбир, так и то, что проговаривается (читается) после него. И каждый такбир в джаназа-намазе приравнивается к рака‘ату в ежедневной обязательной молитве. Если человек опоздал на рака‘ат во время обязательной молитвы, то он восполняет пропущенное после ее завершения. Точно так же и в джаназа-намазе – если человек пропустил хотя бы один такбир, он обязательно должен прочитать его, иначе молитва не будет принята. Но сделать это необходимо до того, как носилки с телом покойного будут подняты, так как джаназа-намаз не совершается без покойного. Если же человек пришел на намаз во время произнесения четвертого такбира, то, по мнению Абу Ханифы и Мухаммада, он пропустил этот намаз.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что, в отличие от мнения Абу Юсуфа, мнение Абу Ханифы и Мухаммада более обоснованны.

Аллах сделал смерть истиной, и об этом многократно говорится в аятах священного Корана.

- «И, воистину, наступила смерть и это - истина, как бы ты ни стремился ее избежать» (Сура «Каф», Аят 19).

- «Каждая душа познает вкус смерти. В Судный День сполна воздастся вам: кто избавлен будет от огня Ада и будет введен в Рай, - тот познает вкус успеха. А жизнь в этом мире - обманчивое наслаждение» (Сура «Аль ‘Имран», Аят 185).

- «Скажи: «Смерть, от которой вы бежите, настигнет вас. И, воистину, на Том Свете вы будете отвечать за ваши деяния» (Сура «Аль-Джуму‘а», Аят 8).

- «Когда душа, выходя из тела, подступит к горлу, кто тогда сможет спасти его, и кто сможет жизнь сохранить ему?! Но человек бессилен что-либо сделать. Смерть - истина, и каждый будет отвечать за свои поступки в День Суда» (Сура «Аль-Кыйяма», Аяты 26-30).

И это лишь малая часть из упоминаний о смерти в священном Коране. Во времена Пророка (салляЛлаhу алейhи васаллям) праведные мусульмане ни на миг не забывали разрушительницу удовольствий, как ее назвал Любимец Аллаhа (салляЛлаhу алейhи васаллям). Каждый миг был для них дорог, потому что помнили - в каком состоянии человек умрет, в таком состоянии и будет воскрешен. Рассказывают, что праведные в те времени, боясь даже на несколько секунд остаться без омовения, делали «таямум» сразу после того, как он был испорчен. Они боялись, что умрут до того, как доберутся до воды и будут воскрешены без омовения в мире вечном. Так давайте же будем благоразумными и не забудем ни на миг, что все мы от Аллаhа, и к Нему наше возвращение.

В этой статье будет раскрыта тема об одной из важнейших коллективных обязанностей (фард аль-кифая) - намаз по умершему (Джаназа-намаз).

Условия относительно покойного

  1. Покойный в момент смерти должен быть мусульманином. Это является обязательным условием, потому что за немусульман Аллаh не принимает заступничества, а ведь Джаназа-намаз - это и есть заступничество.
  2. Умершего необходимо омыть надлежащим образом, так как без этого намаз не получается. Есть исключение в том случае, если усопший уже был похоронен. Но если землю еще не засыпали, то покойного необходимо из могилы извлечь и омыть, а лишь после совершить намаз.
  3. Нахождение покойного должно быть перед теми, кто совершает за него намаз.
  4. Большая часть тела или половина тела вместе с головой должны находится перед молящимися.
  5. Покойный должен находиться в лежачем положении на земле.

Порядок выполнения Джаназа-намаза

    1. Имам должен стоять напротив груди покойного, независимо будь это мужчина или женщина.
    2. Всем надо стоять лицом к Каабе.
    3. Делаем намерение следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный (фард) намаз-джаназа за этого умершего мусульманина ради Аллаhа». Намерение можно читать как про себя, так и в мыслях. Если мы знаем покойного, то желательно произнести его имя и имя отца.
    4. Произносим «Аллаhу акбар», подняв обе руки к голове, и опустив их на нижнюю часть груди, как в обычном намазе;
    5. В первом такбире читаем суру «Аль-Фатиха»;
    6. Во втором - читаем «Салават Пророку (салляЛлаhу алейhи васаллям):

«Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммад, ва ‘аля али саййидина Мухаммадин васаллим»;

    1. В третьем - делаем дуа по усопшему:

- «Аллаhуммагфир ляhу вархамhу» - если покойный мужчина;

- «Аллаhуммагфир ляhа вархамhа» - если женщина;

- «Аллаhуммагфир ляhум вархамhум» - если усопших множество.

Перевод: «О Аллах! Прости его (ее, их) и смилуйся над ним (ней, ними)».

    1. В четвертом - дуа по молящимся;

«Аллаhумма ла тафтинна баъдаhу

вала тахримна ажраhу

вагфирлана валаhу (ha - если женщина, hум - если множество)»

Перевод: «О Аллаh избавь нас от бед после него (покойного), и не лиши нас вознаграждения. Прости нас и его (ее, их)».

  1. В завершении читаем Таслим (поворачиваем голову направо и налево, каждый раз произнося «Ассаляму ‘алейкум ва рахматуЛлаh - Мир вам и милость Аллаhа/»).

На этом Заупокойная молитва завершена.

Это самый простой и укороченный вариант выполнения молитвы по усопшему. Есть и другие версии, вы можете их найти в других статьях.