Именины Константина. Когда праздновать и какие святые являются покровителями? Именины елены по церковному календарю День Святых Елены и Константина поздравления: поздравления в стихах

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305- 306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равпоапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Вот как описывает благочестивую жизнь царя Константина и матери его царицы Елены церковный историк Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской:

О ЖИЗНИ БЛАЖЕННОГО ВАСИЛЕВСА КОНСТАНТИНА

ГЛАВА 41. О постройке церквей в Вифлееме и на горе Елеонской.
Окончив дело здесь, (василевс) весьма благолепно украсил и другие места, отмеченные двумя таинственными пещерами. Одному воздал он подобающую честь, как месту первого богоявления Спасителя и рождения Его во плоти 1; другое почтил, как стоящий на вершине горы памятник вознесения Его на небо 2. Щедро украшая сии места, он увековечивал этим и память своей матери, которая оказала столько благодеяний человеческому роду.
ГЛАВА 42. О том, что эти церкви построила мать Константина, василиса Елена, когда она приходила туда для поклонения.
Ибо признав своим делом воздать Всецарю - Богу долг благочестивого своего расположения, также вознамерившись молитвами возблагодарить Его за своего сына, такого василевса, и за свое потомство - боголюбивых кесарей, детей его, эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток и с царской заботливостью обозревала дивную землю, восточные эпархии, города и селения, с той целью, чтобы совершить должное поклонение стопам Спасителя, по слову пророка: поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его (Пс. 131, 7), - и плод собственного благочестия оставила грядущему потомству.
ГЛАВА 43. Еще о церкви вифлеемской.
В то же время воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы 3. Кроме того, мать василевса, в память вознесения Спасителя всех на небо, воздвигла высокие здания на горе Елеонской: самую вершину этой горы увенчала она священным домом церкви и храмом. Там, в той самой пещере, по свидетельству предания, Спаситель всех посвящал своих учеников в неизглаголанные тайны. Василевс и на том месте почтил Великого Царя различными дарами и украшениями. Эти-то достойные вечной памяти, святые и прекраснейшие храмы, как знаки благочестивого расположения, воздвигнуты Богу Спасителю над двумя таинственными пещерами боголюбивой матерью боголюбивого василевса, августейшей Еленой, по царственному соизволению ее сына. Немного спустя, старица пожала и достойные плоды своего благочестия, ибо все время своей жизни до глубокой старости провести во всяком благополучии, делами и словами принося обильные плоды спасительных заповедей, эту благоустроенную, беспечальную свою жизнь она и после вела в совершенном здравии души и тела, а потому, еще здесь получая от Бога награду за добрые дела, удостоилась благочестивой кончины.
ГЛАВА 44. О великодушии и благотворительности Елены.
Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями, как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; ее десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.
ГЛАВА 45. О том, с каким благоговением Елена являлась в церквях.
Но прославляясь такими делами, Елена не забывала и служить Богу. Всегда видели, как она ходила в Божью церковь и украшала молитвенные дома блистательными драгоценностями, не оставляя без внимания храмов и в городах самых малых. Видели, как эта дивная жена, в скромной, но благоприличной одежде, смешивалась с толпой народа и свое благоговение перед Богом выражала всякими богоугодными делами.
ГЛАВА 46. О том, как она, прожив восемьдесят лет и распорядившись, скончалась.
Совершив уже довольно долгий путь (земной) жизни, (василиса) призвана была к лучшему наследию почти на восьмидесятом году своей жизни. Перед своей кончиной она сделала духовное завещание, распорядилась и объявила последнюю свою волю в пользу единственного сына, василевса, автократора монарха, и своих внуков, детей его, кесарей. Тогда же между своими внуками разделила она и собственное имение, которое было у нее по всей Ойкумене. Распорядившись таким образом, она окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына. Людям благомыслящим казалось, что эта преблаженная жена не в самом деле умерла, а только изменилась и переложилась от жизни земной к жизни небесной, что ее душа, принятая Спасителем, преобразилась в существо нетленное и ангельское.
ГЛАВА 47. О том, как Константин похоронил свою мать и сколь много он уважал ее еще при жизни.
И тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город 4 и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от нее преемственную и дивную отрасль, (то есть за Константина), которого надобно ублажать как по другим причинам, так и ради уважения его к родительнице; ибо из не благочестивой василевс сотворил ее столь благочестивой, что в правилах благочестия она казалась наставленной Самим общим всех Спасителем, и облек ее такими царскими почестями, что у всех народов и во всем войске она называлась августой и василисой, и ее лик изображался на золотых медалях. Сверх того, Константин дал ей право употреблять по собственному ее желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет и как покажется ей наилучшим, так что и в этом отношении сын сделал участь ее превосходной и завидной. Посему, рассматривая качества, увековечивающие память Константина, мы по справедливости должны обратить внимание и на то, что, почитая свою мать от избытка благочестия, он исполнял божественные законы, предписывающие иметь должное уважение к родителям 5. Такие прекрасные дела и таким образом василевс совершил не в одной Палестине, он и во всех эпархиях сооружал новые церкви, давая им вид гораздо превосходнее того, в котором они находились прежде.
______________
1 Имеется в виду Вифлеем (Мф. 2.1). Евсевий, говоря о рождении Спасителя, следует традиции Древней Церкви, в которой и Рождество и Крещение Господне воспринимались в значительной степени как одно событие, даже при праздновании не различались два праздника, а праздновался один - Богоявление.
2 Вознесение Господне произошло в Вифании (Лк. 24,50), на горе Елеонской.
3 В это время, когда иконостас в современном виде еще не сложился, вместо него использовалась завеса или занавес, который часто был расшит различными изображениями.
4 Тело св. царицы Елены, по свидетельству Никифора (L.8. cap. 30), из Палестины перенесено сперва в Рим, а потом, через два года в Константинополь. Елена скончалась за двенадцать лет до смерти Константина, то есть в 327 году. - прим. переводчика.
5 Имеется в виду одна из десяти заповедей, данных еще Моисею. (Исх. 20,12).

(Евсевий Памфил. Жизнь Константина. Перев. СПб. Духовной Академии. - М.,1998).

Тропарь, глас 8:

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи; егоже спасай всегда в мире, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3:

Константин днесь, с материю Еленою, Крест являют всечестное древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание:

Величаем вас, / святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, / и чтим святую память вашу, / вы бо святым Крестом / всю вселенную просветили есте.

Молитвы святым равноапостольным Константину и Елене

Молитва первая:

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

Молитва вторая:

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Церковь св.равноапп.Константина и Елены. Пос.Ленинское. Ленингр

Весь православный мир в самом начале лета – 3 июня отмечает особый праздник – день святых Константина и Елены. В истории православия они остались очень значимыми фигурами, сделавшими очень многое, чтобы христианство не знало ущемлений, а люди могло свободно исповедовать свою религию.

Исторический экскурс

История Константина и Елены началась еще во время могущественной Римской империи. Поскольку ее территории были просто огромными, то существовало разделение на Восточную и Западную часть империи. Их возглавляли два правителя, которые могли полностью контролировать свою часть земель. Чтобы не возникало никаких проблем и непредвиденных конфликтов среди народа, в управлении также принимали участие их помощники – соправители. Отец будущего императора Константина как раз и занимал такую должность при дворе правителя Западной части страны. Его матерью была святая царица Елена. Эта женщина была христианского вероисповедания, поэтому с младенчества Константин воспитывался в уважении в религии его матери. Следует заметить очень важную деталь, отец Константина и сам уважал людей, которые исповедовали христианство. В той части страны, где управлял он, христиане не испытывали притеснений и не получали наказания за свою веру. Это было большим исключением, ведь на всей остальной территории гонения имели очень жесткую форму, правители были жестоки и беспощадны к людям, которые имели другие взгляды на религию.

Отец Константина умер и по решению войсками именно он должен был стать во главе Британии и Галлии. После восхождения на престол такой могущественной и огромной империи, правитель первоочередной задачей объявил провозглашение на всех подконтрольных землях религии христианства. Конечно, такой поступок не мог остаться незамеченным правителями, которыми были приверженцами языческого вероисповедания. Против Константина постоянно готовились заговоры, которые непросто должны были свергнуть его с престола, а лишить жизни. Таким коварным замыслам не суждено было случиться, во время нескольких военных операций, другие правители потерпели поражение от Константина, а, значит, их шансы на свержение с престола и убийство просто не могли осуществиться.

Предание гласит, что Константин долго и искренне молился Богу, чтобы он послал ему знамение, которое поможет воодушевить войско и уверить их в победе на поле боя. Откликом на такой призыв стало появление знамения в виде креста, сопровождающегося надписью, «Сим побеждай». Было ли это на самом деле, или этот факт был придуман узнать уже не суждено, но согласно сохранившимся сведеньям, знамение действительно наполнило сердца воинов храбростью и отвагой. За этим последовали победы в сражениях, что принесли Константину присоединение к его территориям и Западной части большой Римской империи.

Во время правления Константином был издан Миланский эдикт, согласно истории, это случилось в 313 году. Суть заключалась в терпимости к исповедованию христианства. Спустя 10 лет власть императора была полной, вся Римская империя покорилась ему. После этого действие Миланского эдикта стало распространяться по всех землям. Только тогда христиане смогли забыть о жестоких гонениях, наказаниях и преследованиях за свою веру в Христа.

Следующим знаменательным событием в жизни свободных христиан стало перенесение столицы империи из порочного и языческого Рима в прекрасный город Византию, который вскоре стал Константинополем. Император точно знал, что только вера в Христа способна объединить такие огромные площади империи и таких разных людей, которые населяли даже самые отдаленные ее уголки. Его забота о вере не заключалась только в разрешении христианства, его указами из ссылок и тюрем были возвращены духовные православные наставники и деятели, что начали заниматься просвещенской работой с народом. Кроме этого, активно строились церкви и храмы, духовенство поднялось на особый уровень в государстве, получив действительно много привилегий и почестей. Высшие духовные саны дарили человеку практически полную власть над своими прихожанами и землями, что были выделены для церкви или храма.

Поскольку вера Константина действительно шла от сердца, он попросил свою мать выполнить очень важное задание – найти Крест Животворящий, который и стал последним смертным одром Христа. Елена отправилась в земли Иерусалима, с огромными материальными средствами, что могли пригодиться в поисках и большими полномочиями, дарованными сыном. В 326 год был найден Животворящий Крест, в поисках Елене помогал Иерусалимский Патриарх Макарий.

Елена сделала очень многое, она не только нашла Животворящий Крест, для всех палестинцев она также осталась в памяти и исторических записях женщиной, что смогла добиться освобождения всех святых земель от любого намека на язычество или осквернение. По ее приказу на этой земле начали появляться христианские церкви и храмы. Именно Елена стала инициатором постройки храма Воскресения Христова над той пещерой, где был гроб Господа. Все нуждающиеся и бедные получили от нее очень щедрую милостыню, приходили на благотворительные обеды, где сама Елена подносила им тарелки и убирала со столов. Животворящий Крест был отдан Патриарху, своему сыну она повезла лишь его небольшую часть.
Именно за все эти такие важные и значимые заслуги по решению церкви Елена стала Равноапостольной.
Деятельность Константина и просвещение народа также не проходили безоблачно, возникали трудности и раздоры, появились ереси, что требовала повторного обряда крещения для тех людей, кого называли отпадшими в то время, когда христианство жестоко наказывалось. Все эти ереси были осуждены Миланским Собором.

Константин продолжал свою деятельность, исповедую христианство как единственную религию для себя и своего народа. Перед смертью он прошел обряд крещения, к которому готовился всю свою жизнь. Его последним пристанищем стала церковь святых Апостолов, где по его же приказу заранее была сделана гробница. В церкви Константин также получил имя Равноапостольного.

Как отмечать праздник?

Конечно, в такой день нужно обязательно сходить в церковь, вознести свои молитвы Константину и его матери за то, что христианство и сегодня для многих не только религия, а настоящее спасение и вера в чуда. Можно попросить о здоровье и благополучии для всех своих близких и родных. Попросить что-то для себя. Главное, чтобы помыслы были чистыми и светлыми.

В качестве подарка для кого-то из близких или для всей семьи можно купить икону, что станет защищать дом и направлять людей на правильную дорогу.
Детям также можно рассказать историю о том, как много мать и сын сделали для всех людей, позволили им забыть о страхе из-за своей веры и подарили надежду на спасение в глазах Господа. Их жизнь может стать ярким примером того, как можно заботясь о судьбах других, самим становиться лучше, чище и светлее, приближаясь тем самым к Богу. Такие праведные дела никогда не сотрутся из памяти людей, оставаясь вечным напоминаем, в виде того, что сегодня каждый человек может с гордость сказать, что он православный человек.

Светлый праздник матери и сына нужно помнить и почитать. Эти два человека, которые жили так давно и далеко сделали для всего мира так много. Возносить им похвалу обязательно нужно в их праздник, но еще лучше, чтобы такие слова были сказаны от всего сердца каждый раз, когда человек переступает храм Божий.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Имя Елена имеет греческое происхождение. В переводе на русский язык оно означает светлая, сияющая. К положительным чертам имени можно отнести доверчивость, обаятельность, кокетливость. Она достаточно добра. Елена - это тот человек, который проявляет добродушность, сочувствие к людям, нуждающимся в этом. Но несмотря на свою мягкость девочка справедлива. Она не терпит обмана. Она способна себя защитить и наказать своего обидчика.

Сегодня имя «Елена» по популярности женских имен занимает 38 место в рейтинге на территории Украины и России.

Характер именинницы

Девочка Елена быстрая, умная, сердечная. Таких людей как она часто называют «леди искренность». Она очень влюбчивая, но несмотря на это найдя свою половинку готова пойти на любые жертвы ради своей любви. Для нее очень важен покой и мир.

В школе девочка учится очень хорошо. От своих свойственников она отличается богатой фантазией и отменной памятью. В большинстве она дружит с мужчинами чем с женщинами. Елене очень тяжело прощать обиды. Она обидчива и не терпит оскорблений и критики в свою сторону, даже от самых близких людей. Девочка очень любопытна и не умеет держать секреты. Также в характере у Елены есть и отрицательная черта – это лень. Она движет ее жизненной энергией.

День ангела Елены по церковному календарю

Как известно считается что имя ребенку нужно подбирать по православному календарю. Считается что от правильности подбора имени зависит насколько он будет счастлив в жизни. Также на удачу в жизни влияет то насколько вы почитаете своего ангела хранителя. Но чтобы его почитать нужно знать какого числа он празднуется. И так, когда день ангела Елены?

На протяжении года памятных дат не так уж и много. Именины Елены по церковному календарю отмечаются в следующие даты:

Именины Елены по церковному календар ю

Дата Святой покровитель
28 января Великомученица Елена
19 марта
3 июня Равно апостольная царица Елена Константинопольская
8 июня Мученица Елена
10 июня Преподобная Елена Дивеевская
24 июля В крещении Елена (Ольга) великая княгиня Российская
10 августа Инокия Елена Асташикина
17 сентября Мученица Елена Чернова
12 ноября Преподобная, королева, Елена Сербская

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите еще и видео о Дне Ангела Елены:

Ежегодно 3 июня православная церковь отмечает память правителя Римской империи равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены. Святой Константин известен тем, что был первым римским императором, поддерживающим христианство.

Какой праздник отмечают 3 июня: становление Константина монархом

Святой Константиин был сыном Констанция и Елены. Он родился в 272 году. В 306 году, когда умер его отец, он был провозглашен преемником трона. В 312 году он отправился в Италию, где, находясь во главе своих войск, увидел на небе сияющий столб в форме Крест со словами: «Ты победишь». На следующую ночь Господь Иисус Христос явился ему во сне и объявил ему силу Креста и его значение. Утром он немедленно приказал изготовить лабарум в виде креста, и начертил на нем Имя Иисуса Христа.

28 октября он атаковал Максенция, а следующий день вошел в Рим с триумфом и стал монархом над Западом и Востоком. Во время его правления все преследования против христианской Церкви прекратились. Христианство восторжествовало и язычество было свергнуто.

В 325 году он собрал в Никее Первый Вселенский Собор. В 324 году н.э., в древнем городе Византии, он заложил основы новой столицы своего царства и торжественно открыл его 11 мая 330 г. н.э., назвав его Константинополем. Поскольку трон императорской власти был перенесен в Константинополь из Рима, он был назван Новым Римом, жители его области назывались римлянами, и это считалось продолжением Римской империи.

Какой праздник отмечают 3 июня: принятие Константином христианства

Христианские историки придерживались мнения о том, что Константин «принял» христианство как своего рода замену официальному римскому язычеству. Хотя было доказано, документ под названием «Пожертвование Константина» был подделкой, он был приписан как документирование обращения Римской империи к христианству за века. Даже христианские скептики приняли эту формулировку, хотя видение политики Константина скорее политическим, чем духовным.

К концу 3-го века христианские общины и их епископы стали силой, с которыми можно бороться, в городских центрах особенно христиане предпочитали высокие государственные должности; Церкви были предоставлены различные особые привилегии; и церкви, такие как Церковь Рождества в Вифлееме и Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Христианские епископы принимали агрессивные общественные позиции, которые были известны среди других лидеров культа, даже среди евреев. Прозелитизм должен был быть публично объявлен вне закона, просто для поддержания общественного приличия. Однако в основных легионах христианство было презираемо, а солдаты следовали языческим культам Митры и Исиды.

То, что он сделал, легализовало христианство, вернуло конфискованное церковное имущество и установило воскресенье как день поклонения. Хотя Церковь процветала под покровительством Константина, она также попала в первый из многих общественных расколов. Он призвал Первый Вселенский Собор решить проблему ереси, спор о личности и Божестве Иисуса Христа. Константин произвел символ веры, который благоприятствовал позиции святого Афанасия, противника Ария и стал официальным учением Церкви.

Какой праздник отмечают 3 июня: наследие Константина

Наследие Константина можно увидеть в переводе христианства из частной секты в общественную церковь, охватывающую все общество. Он поставил его на институциональную основу, что позволило Церкви стать ведущей культурной силой в древнем мире.

Тем не менее, сбалансированная оценка исторических данных показывает, что, как Константин, возможно, способствовал христианизации Римской империи, Константинополь — Новый Рим. С его решением превратить деревню Византия в Новый Столичный город Римской империи Константин заложил основу того, что станет главным духовным центром, Константинопольским Патриархатом.

Как Новый Рим, Константинополь был призван сигнализировать о разрыве Римской империи с ее языческим прошлым и общением с христианством. По приказу Константина в городе не было никаких языческих церемоний. Константинополь процветал как духовный и политический капитал и был также трамплином, из которого вышло миссионерское выступление в России.

Какой праздник отмечают 3 июня: святой Константин чтится как равный апостолам

Православная Церковь видит святого Константина как императора, который помогал ранней Церкви в евангелизации Римской империи. По этой причине она чтит его как святого Константина, равного апостолам.

Святой Константин издал Указ в 313 году, который гарантировал религиозную терпимость к христианам. Император почитал победоносный Знак Креста Господня и хотел найти настоящий Крест, на котором был распят Христос. Он отправил свою мать Елену в Иерусалим, где она выполняла множество работ, в том числе давала деньги бедным.

Елена также приказала, чтобы все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Всечеловеческой Матери, были освобождены от следов язычества и направлены на то, чтобы церкви строились в каждом из этих мест.

Святая Елена продолжала путешествовать по святым местам, построив более 80 церквей. Константин отдал приказ построить в Иерусалиме церковь в честь Воскресения Христова. Святая Елена вошла в Вечное Царство в 327 году. Благодаря ее великому служению Церкви и ее усилиям по поиску Креста Жизни, императрица Елена также называется «равная из апостолов».

Cегодня 3 июня (21 мая по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

*** Равноапостольных царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). ** Благоверного князя Константина (Ярослава) (1129) и сыновей его Михаила и Феодора (XII), Муромских чудотворцев. Преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504). *** Иконы Божией Матери Владимирской (праздник, установленный в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.).
Святителя Кирилла, епископа Ростовского (1262). Преподобномученика Агапита Маркушевского (1584). Блаженного Андрея Симбирского (1841). Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Владимирская-Ростовская (XII), Псково-Печерская "Умиление" (1524), Сырковская (1548), Заоникиевская (1588), Красногорская или Черногорская (1603), Оранская (1634), Флорищевская (XVII), Тупичевская-Ростовская.

День равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора, правившего странами Галлией и Британией.

Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина.

Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) - на Западе.

После смерти Констанция Хлора его сын Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай».

Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве.

Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году.

Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви настроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение «Единосущный», слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году, и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Равноапостольный царь Константин

Св. царь Константин называется равноапостольным, потому что, подобно апостолам, сделал весьма много для христианской Церкви. До него гнали христианскую веру и христиан преследовали и карали, а он сделал ее господствующей в Римской империи. Родители его были Констанций Хлор, управлявший западными областями Римской империи Испанией, Галлией и Британией и уважавший христиан за их добрые качества, и Елена. В 306 г. по смерти отца Константин вступил на престол и, подобно отцу, не преследовал христиан

В то же время царствовал в Риме Максентий, человек злой и корыстолюбивый. Под его управлением тяжело было не только христианам, но и язычникам, так что римляне обратились к Константину с просьбой освободить их от тирана. Константин пошел против Максентия; и вот, когда приближался к Риму, вдруг среди дня он и его войско увидели на небесах крест из звезд с надписью: «Сим побеждай». В следующую же ночь Господь явился Константину в видении и повелел сделать знамя наподобие креста и изобразить крест на оружиях, щитах и шлемах воинов. Константин сделал так и победил врага, несмотря на его сильное войско; спасаясь бегством, тиран утонул в реке Тибре. Тогда Константин принял христианство, хотя еще и не крестился; крестился он незадолго до смерти.

В восточных областях Римской империи царствовал Лициний, который гнал христиан. Константин объявил ему войну и, победив его, сделался единственным правителем всей Римской империи, и с этих пор христианская вера сделалась главенствующей в империи. Христианам возвращены были права, их должности, преимущества и имения, отнятые гонителями. Все осужденные на заточение за непочитание идолов были освобождены. Повсюду стали воздвигать храмы, идольские же капища сокрушать. Константин избрал себе новую столицу вместо Рима, бывшей столицы язычества, город близ Черного моря, Византию, и назвал ее Новым Римом, Константинополем (читайте 11 мая). Константинополь украсил он множеством святых храмов и благотворительных домов. Константин восстановил Иерусалим и воздвиг тут, на месте распятия и воскресения Христова, великолепный храм. Во время царствования Константина явилась ересь Ария и раскол Мелетия. Он созвал в г. Никее I Вселенский Собор, на котором ересь и раскол были осуждены, и была составлена первая половина Символа веры. Константин скончался в 337 г. на 65 году жизни: тело его погребено в Константинополе в созданной им церкви Святых Апостолов.

Царица Елена

Св. царица Елена была споспешницей сына своего Константина в делах на пользу христианской религии, потому и она называется равноапостольной. По обращении своего сына и она не замедлила принять христианство. В 326 г., уже будучи преклонных лет, она отправилась путешествовать по Святой Земле. Там разрушила она идольские капища, построенные на освященных Христом местах, построив вместо них христианские храмы, открыла много мощей разных святых, обрела и Святой Животворящий Крест Христов и оказала много разных милостей. Возвратившись к сыну, принесла с собой часть древа Креста Господня и святые гвозди распятия. Скончалась святая Елена в 327 г. 80 лет от роду. Частицы мощей свв. Константина и Елены хранятся на Афоне в Покровском соборе Пантелеимонова монастыря и в Киеве, в лавре. Рука св. Елены хранится в Риме в Латеранском соборе, а мощи ее в церкви Божией Матери на Капитолийском холме.

Благоверный князь Константин

Св. князь Константин был младшим сыном великого князя Святослава Ярославича и княжил в Муроме. Он сам выпросил у отца этот город, находившийся среди финнов, которые были грубыми и упорными язычниками, чтобы там ввести христианство. В Муром он прибыл в 1096 г. С ним отправилось семейство, духовенство, войско и слуги. Приблизившись к городу, князь послал вперед сына своего Михаила, чтобы убедить муромцев принять его без сопротивления; но муромцы убили Михаила и стали готовиться к бою. Св. Константин подступил к городу с войском. Муромцы смирились, согласились принять князя, но с условием - не принуждать их к принятию христианской веры. Константин вошел в город и тотчас же приступил к апостольской деятельности: построил церковь Благовещения на месте погребения тела убитого своего сына, князя Михаила, и потом церковь свв. Бориса и Глеба. Духовенство по воле князя начало проповедь, и сам он нередко призывал к себе старейшин города и пламенно убеждал к принятию христианской веры.

Упорнейшие из язычников вооруженной толпой подступили однажды к дому князя, но он, помолившись с дружиной, вышел к толпе с иконой Богородицы. Бунтовщики были поражены и пожелали принять крещение. Крещение было совершено торжественно на реке Оке. Крещеных князь одарил подарками. Так трудившись для распространения и утверждения христианской веры, св. Константин скончался в 1129 г. Тело его было положено в Благовещенском храме, подле сыновей, Михаила и Феодора. При гробе святых князей совершались чудеса, и мощи их оказались нетленными.

Владимирская икона Богоматери

Владимирская икона Богоматери, по преданию, написана Евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство. В Россию икона принесена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север. Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь растолковал это знамение, как желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.

В 1395 году, когда Тамерлан двинул свои полчища на Москву, святая икона была привезена из Владимира. Десять дней икону несли на руках до Москвы. Место, где произошла "встреча" иконы великим князем, митрополитои и епископами и поныне называется Сретенкой, там же основан Сретенский монастырь. Тамерлан внезапно повернул свои войска из-под Ельца обратно, "бежал, гонимый силою Пресвятой Девы". Икону во Владимир так и не вернули, оставив ее в Москве.

В 1451 г. к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.

Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 г. Вспомните известное еще со школьных уроков истории "великое стояние на Угре": Иван III отказался платить дань орде и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались, друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.

Перед этой славной иконой совершались все важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание Всероссийских Патриархов.
Празднество в честь Владимирской иконы божией матери совершается три раза в году в благодарность за троекратное избавление с Ее помощью нашего Отечества от врагов: 21 мая, 23 июня и 26 августа (по ст. ст.).

Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Гликофилуса (Сладколобзающая), Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передает полное нежности общение Матери и Ребенка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Иконы этого типа получили на Руси наименование "Умиление" (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность данного образа - левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом, что видна подошва ступни.

Икона стояла прежде в Успенском соборе по левую сторону царских врат Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200000 золотых рублей (конфискована большевиками). Икона долгое время находилась в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи, сейчас находится в церкви Никона в Столпах, что за Третьяковской галереей, где перед нею совершают молебны. В великие престольные праздники святыню переносят в Успенский собор Кремля для участия в самых торжественных молебнах.